Уильям шекспир биография. Уильям шекспир - биография, информация, личная жизнь

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Родился в маленьком городке Стратфорд-на-Эйвоне 23 апреля 1654. Происходил из семьи торговцев и ремесленников. Учился в т.н. «грамматической школе», где основным предметом был латинский язык и основы греческого. В школе получил широкие знания античной мифологии, истории и литературы, отразившиеся в его творчестве. В 1582 женился на А.Хэсуэй, от брака с которой имел троих детей. Однако около 1587 покинул Страдфорд-на-Эйвоне и свою семью и переселился в Лондон . Далее о его жизни нет никаких сведений до 1592, когда мы впервые находим упоминание о нем, как об актере и драматурге – в предсмертном памфлете драматурга Р.Грина На грош ума, купленного за миллион раскаяния. Более точные биографические сведения о Шекспире датируются 1593–1594, когда он вступил в одну из ведущих английских театральных трупп того времени – труппу Р.Бербеджа «Слуги лорда-камергера» (Chamberlain"s Men).

Считается вероятным, что Шекспир стал профессиональным актером уже в конце 1580-х; а с 1590 начал и свою драматургическую деятельность. В те годы мало что предвещало, что Шекспир станет не только самым знаменитым мировым драматургом, но и одной из самых загадочных личностей в истории. До сих пор существует масса гипотез (впервые выдвинутых в конце 18 в.), что его пьесы принадлежат перу совершенно другого человека. За два с лишним века существования этих версий на «роль» автора этих пьес выдвигали около 30 самых разных претендентов – от Фрэнсиса Бэкона и Кристофера Марло до пирата Фрэнсиса Дрейка и королевы Елизаветы. Были версии, что под именем Шекспира скрывается целый коллектив авторов – и к этому подталкивает, несомненно, небывалая многогранность творческого наследия Шекспира: в его палитре трагедия , комедия , исторические хроники, барочные драмы, лирико-философская поэзия – вспомним знаменитые сонеты . При этом даже в рамках одного жанра – любого из перечисленных – Шекспир удивительно многолик. Однако кем бы он ни был, – а в многочисленных спорах о личности великого драматурга и поэта точка будет поставлена не скоро, возможно, что и никогда – создания гения Ренессанса сегодня по-прежнему вдохновляют режиссеров и актеров всего мира.

Первые его пьесы относятся к началу 1590-х, последняя – к 1612. Таким образом, творческий путь Шекспира был не слишком долгим – около двадцати лет. Однако за эти два десятка лет в его драматургии отразилась эволюция всего ренессансного мировоззрения.

В ранних комедиях (Как вам это понравится , Два веронца , Сон в летнюю ночь , Много шума из ничего , Двенадцатая ночь , Бесплодные усилия любви , Укрощение строптивой , Комедия ошибок , Виндзорские насмешницы ) в полной мере присутствует гармоничное отражение совершенства мироздания, жизнерадостный, оптимистический взгляд на мир. В них нет плутовских мотивов, столь распространенных в литературе того времени. Здесь веселятся ради веселья, шутят ради шутки. Поражает разнообразие жанровых вариаций комедий – романтическая комедия, комедия характеров, комедия положений, фарс, «высокая» комедия. При этом все персонажи поразительно многогранны, психологические ходы – сложны и разнообразны. Герои шекспировских комедий всегда незаурядны, в их образах воплощены типично ренессансные черты: воля, острый ум, стремление к независимости, и, конечно, сокрушающее жизнелюбие. Даже на чисто фарсовых ситуациях комедии положений (как, скажем, в Комедии ошибок ) Шекспир строит сложные реалистические характеры. Особенно интересны женские образы этих комедий – равные мужчине, свободные, энергичные, активные и бесконечно обаятельные.

В этот же период (1590–1600) он пишет ряд исторических хроник. В шекспироведении их принято делить на две тетралогии, каждая из которых охватывает один из периодов английской истории. Первая из них – три части Генриха VI и Ричард III – о времени борьбы Алой и Белой розы; вторая – Ричард II , две части Генриха IV и Генрих V – о предшествующем периоде борьбы между феодальными баронами и абсолютной монархией. Жанр драматической хроники свойственен только английскому Ренессансу. Скорее всего, так получилось потому, что любимым театральным жанром раннего английского средневековья были мистерии на светские мотивы. Драматургия зрелого Возрождения формировалась под их влиянием; и в драматических хрониках сохранены многие мистериальные черты: широкий охват событий, множество персонажей, свободное чередование эпизодов. Однако в отличие от мистерий, в хрониках представлена не библейская история, а история государства. Здесь, в сущности, он тоже обращается к идеалам гармонии – но гармонии именно государственной, которую видит в победе монархии над средневековой феодальной междоусобицей. В финале пьес торжествует добро; зло, как бы ни страшен и кровав был его путь, низвергнуто. Таким образом, в первый период творчества Шекспира на разных уровнях – личностном и государственном – трактуется главная ренессансная идея: достижение гармонии и гуманистических идеалов.

Однако уже в первый период появились две пьесы, в которых возникает предвестие будущих шекспировских трагедий – Ромео и Джульетта и Юлий Цезарь . Здесь впервые отчетливо слышны ноты сомнения в том, что всеобщая гармония может стать реальностью.

Второй период творчества Шекспира (1601–1607) посвящен преимущественно трагедии (за эти годы он пишет лишь две комедии: Конец – делу венец и Мера за меру , причем вторая из них фактически относится к драме). Именно в этот период драматург достигает вершины своего творчества – Гамлет (1601), Отелло (1604), Король Лир (1605), Макбет (1606), Антоний и Клеопатра (1607), Кориолан (1607). В них уже нет и следа гармонического ощущения мира, здесь раскрываются конфликты вечные и неразрешимые. Здесь трагедия заключена не только в столкновении личности и общества, но и во внутренних противоречиях в душе героя. Проблема выводится на общий философский уровень, причем характеры остаются необычайно многогранными и психологически объемными. При этом очень важно, что в великих трагедиях Шекспира полностью отсутствует фаталистическое отношение к року, предопределяющему трагедию. Главный акцент, как и прежде, ставится на личности героя, формирующего свою судьбу и судьбы окружающих.

Произведения последнего периода его творчества: Цимбелин , Зимняя сказка , Буря . Это – поэтические сказки , уводящие от реальности в мир мечты. Полный осознанный отказ от реализма и уход в романтическую фантазию закономерно трактуется шекспироведами как разочарование драматурга в гуманистических идеалах, признание невозможности достижения гармонии. Этот путь – от торжествующе-ликующей веры в гармонию к усталому разочарованию – фактически прошло и все мировоззрение Ренессанса.

Несравненной мировой популярности пьес Шекспира способствовало отличное знание драматургом театра «изнутри». Практически вся лондонская жизнь Шекспира была так или иначе связана с театром, причем с 1599 – с театром «Глобус» , бывшим одним из важнейших центров культурной жизни Англии. Именно сюда в только что отстроенное здание переселилась труппа Р.Бербеджа «Слуги лорда-камергера», как раз в то время, когда Шекспир стал одним из пайщиков труппы. Шекспир играл на сцене примерно до 1603 – во всяком случае, после этого времени упоминаний о его участии в спектаклях нет. По-видимому, как актер Шекспир не пользовался особой популярностью – сохранились сведения о том, что он исполнял второстепенные и эпизодические роли. Тем не менее, сценическая школа была пройдена – работа на сцене, несомненно, помогла Шекспиру точнее понять механизмы взаимодействия актера со зрителем и секреты зрительского успеха. Зрительский успех был очень важен для Шекспира и как для театрального пайщика, и как для драматурга – и после 1603 он оставался крепко связанным с «Глобусом», на сцене которого ставились практически все написанные им пьесы. Устройство зала «Глобуса» предопределяло совмещение на одном спектакле зрителей самых разных социальных и имущественных слоев, при этом театр вмещал не менее 1500 зрителей. Перед драматургом и актерами вставала сложнейшая задача удерживать внимание разнородной аудитории. Пьесы Шекспира в максимальной степени отвечали этой задаче, пользуясь успехом у зрителей всех категорий.

Мобильную архитектонику шекспировских пьес во многом обусловили и особенности театральной техники 16 в. – открытая сцена без занавеса, минимум реквизита, крайняя условность сценического оформления. Это заставляло концентрировать внимание на актере и его сценическом мастерстве. Каждая роль в шекспировских пьесах (часто – написанная на конкретного актера) психологически объемна и предоставляет огромные возможности ее сценической интерпретации; лексический строй речи меняется не только от пьесы к пьесе и от персонажа к персонажу, но и трансформируется в зависимости от внутреннего развития и сценических обстоятельств (Гамлет, Отелло, Ричард III и др.). Недаром множество актеров с мировыми именами блистали в ролях шекспировского репертуара.

Вообще язык драматургических произведений Шекспира необычайно богат: по исследованиям филологов и литературоведов, его словарь насчитывает более 15000 слов. Речь персонажей изобилует всевозможными тропами – метафорами, аллегориями, перифразами и т.д. Драматург использовал в своих пьесах множество форм лирической поэзии 16 в. – сонет, канцону, альбу, эпиталаму и др. Белый стих, которым в основном написаны его пьесы, отличается гибкостью и естественностью. Этим обусловлена огромная притягательность творчества Шекспира для переводчиков. В частности, в России к переводам шекспировских пьес обращались множество мастеров художественного текста – от Н.Карамзина до А.Радловой, В.Набокова , Б.Пастернака , М.Донского и др.

Минимализм сценических средств Ренессанса позволил драматургии Шекспира органично влиться в новый этап развития мирового театра, датируемый началом 20 в. – театра режиссерского, ориентированного не на отдельные актерские работы, а на общее концептуальное решение спектакля. Невозможно перечислить даже общие принципы всех многочисленных шекспировских постановок – от подробной бытовой трактовки до крайней условно-символической; от фарсово-комедийной до элегически-философской или мистериально-трагедийной. Любопытно, что пьесы Шекспира до сих пор ориентированы на зрителей практически любого уровня – от эстетствующих интеллектуалов до невзыскательной зрительской аудитории. Этому, наряду со сложной философской проблематикой, способствуют и запутанная интрига, и калейдоскоп различных сценических эпизодов, перемежающих патетические сцены с комедийными, и включение в основное действие поединков, музыкальных номеров и т.д.

Драматургические произведения Шекспира стали основой и многих спектаклей музыкального театра (оперы Отелло , Фальстаф (по Виндзорским насмешницам ) и Макбет Д.Верди; балет Ромео и Джульетта С.Прокофьева и мн. другие).

Примерно в 1610 Шекспир покинул Лондон и возвратился в Стратфорд-на-Эйвоне. До 1612 не терял связи с театром: в 1611 написана Зимняя сказка , в 1612 – последнее драматургическое произведение, Буря . Последние годы жизни отошел от литературной деятельности, и жил тихо и незаметно в кругу семьи. Вероятно, это было связано с тяжелой болезнью – на это указывает сохранившееся завещание Шекспира, составленное явно наспех 15 марта 1616 и подписанное изменившимся почерком. 23 апреля 1616 в Стратфорде-на-Эйвоне скончался самый знаменитый драматург всех времен и народов.

Татьяна Шабалина


Уильям Шекспир родился 23 апреля 1564 года в маленьком городке Стратфорд-на-Эйвоне (англ. Stratford-upon-Avon). Его отец, Джон Шекспир, был перчаточником, в 1568 г. был избран мэром города. Его мать, Мэри Шекспир из рода Арден, принадлежала к одной из старейших английских фамилий. Считается, что Шекспир учился в стратфордской «грамматической школе», где изучил латинский язык, основы греческого и получил знания античной мифологии, истории и литературы, отразившиеся в его творчестве. В возрасте 18-ти лет, Шекспир женился на Энн Хэтуэй (англ. Anne Hathaway), от брака с которой появились на свет дочь Сюзанна (англ. Susanna) и близнецы Гамнет (англ. Hamnet) и Джудит (англ. Judith). Промежуток с 1579 по 1588 гг. принято называть "утерянными годами", т.к. нет точных сведений о том, чем занимался Шекспир. Примерно в 1587 г. Шекспир покинул свою семью и переселился в Лондон, где занялся театральной деятельностью.

Первое упоминание о Шекспире, как о писателе, мы находим в 1592 г. в предсмертном памфлете драматурга Роберта Грина "На грош ума, купленного за миллион раскаяния", где Грин отозвался о нем как об опасном конкуренте («выскочка», «ворона, щеголяющая в наших перьях»). В 1594 г. Шекспир числиться одним из пайщиков труппы Ричарда Бербеджа «Слуги лорда-камергера» (Chamberlain"s Men), а в 1599 г. Шекспир становится одним из совладельцев нового театра "Глобуса". К этому времени Шекспир становится достаточно состоятельным человеком, покупает второй по величине дом в Стратфорде , получает право на фамильный герб и дворянское звание - джентльмен. В течение многих лет Шекспир занимался ростовщичеством, а в 1605 г. стал откупщиком церковной десятины. В 1612 г. Шекспир покидает Лондон и возвращается в родной Стратфорд. 25 марта 1616 года нотариусом составлено завещание и 23 апреля 1616 года, в день своего рождения, Шекспир умирает.

Весь творческий путь Шекспира - промежуток с 1590 по 1612 гг. обычно разделяют на три или четыре периода.

I (оптимистический) период (1590-1600 гг.)

Общий характер произведений первого периода можно определить как оптимистичный, окрашенный радостным восприятием жизни во всей его разнообразности, верой в торжество умного и хорошего. В этот период Шекспир большей частью пишет комедии:

Тема почти всех комедий Шекспира - любовь, ее возникновение и развитие, сопротивление и интриги окружающих и победа светлого молодого чувства. Действие произведений происходит на фоне прекрасных пейзажей, залитых лунным или солнечным светом. Таким предстает перед нами волшебный мир комедий Шекспира, казалось бы, далекий от веселья. Шекспир обладает великой способностью, талантливо соединять комическое (поединки в остроумии Бенедикта и Беатриче в «Много шума из ничего», Петруччо и Катарина из «Укрощения строптивой») с лирическим и даже с трагическим (измены Протея в "Двух веронцах", козни Шейлока в "Венецианском купце"). Персонажи Шекспира поразительно многогранны, в их образах воплощены черты, характерные для людей эпохи Возрождения: воля, стремление к независимости, и жизнелюбие. Особенно интересны женские образы этих комедий - равные мужчине, свободные, энергичные, активные и бесконечно обаятельны. Комедии Шекспира разнообразны. Шекспир использует различные жанры комедий - романтическая комедия («Сон в летнюю ночь»), комедия характеров («Укрощение строптивой»), комедия положений («Комедия ошибок»).

В этот же период (1590-1600) Шекспир пишет ряд исторических хроник. Каждая из которых охватывает один из периодов английской истории.

О времени борьбы Алой и Белой розы:

О предшествующем периоде борьбы между феодальными баронами и абсолютной монархией:

Жанр драматической хроники свойственен только английскому Ренессансу. Скорее всего, так получилось потому, что любимым театральным жанром раннего английского средневековья были мистерии на светские мотивы. Драматургия зрелого Возрождения формировалась под их влиянием; и в драматических хрониках сохранены многие мистериальные черты: широкий охват событий, множество персонажей, свободное чередование эпизодов. Однако в отличие от мистерий, в хрониках представлена не библейская история, а история государства. Здесь, в сущности, он тоже обращается к идеалам гармонии - но гармонии именно государственной, которую видит в победе монархии над средневековой феодальной междоусобицей. В финале пьес торжествует добро; зло, как бы ни страшен и кровав был его путь, низвергнуто. Таким образом, в первый период творчества Шекспира на разных уровнях - личностном и государственном - трактуется главная ренессансная идея: достижение гармонии и гуманистических идеалов.

В этот же период Шекспир пишет две трагедии:

II (трагический) период (1601-1607 гг.)

Считается трагическим периодом творчества Шекспира. Посвящен преимущественно трагедии. Именно в этот период драматург достигает вершины своего творчества:

В них уже нет и следа гармонического ощущения мира, здесь раскрываются конфликты вечные и неразрешимые. Здесь трагедия заключена не только в столкновении личности и общества, но и во внутренних противоречиях в душе героя. Проблема выводится на общий философский уровень, причем характеры остаются необычайно многогранными и психологически объемными. При этом очень важно, что в великих трагедиях Шекспира полностью отсутствует фаталистическое отношение к року, предопределяющему трагедию. Главный акцент, как и прежде, ставится на личности героя, формирующего свою судьбу и судьбы окружающих.

В этот же период Шекспир пишет две комедии:

III (романтический) период (1608-1612 гг.)

Считается романтическим периодом творчества Шекспира.

Произведения последнего периода его творчества:

Это - поэтические сказки, уводящие от реальности в мир мечты. Полный осознанный отказ от реализма и уход в романтическую фантазию закономерно трактуется шекспироведами как разочарование драматурга в гуманистических идеалах, признание невозможности достижения гармонии. Этот путь - от торжествующе-ликующей веры в гармонию к усталому разочарованию - фактически прошло и все мировоззрение Ренессанса.

Театр Шекспира «Глобус»

Несравненной мировой популярности пьес Шекспира способствовало отличное знание драматургом театра «изнутри». Практически вся лондонская жизнь Шекспира была так или иначе связана с театром, причем с 1599 - с театром «Глобус» , бывшим одним из важнейших центров культурной жизни Англии. Именно сюда в только что отстроенное здание переселилась труппа Р.Бербеджа «Слуги лорда-камергера», как раз в то время, когда Шекспир стал одним из пайщиков труппы. Шекспир играл на сцене примерно до 1603 - во всяком случае, после этого времени упоминаний о его участии в спектаклях нет. По-видимому, как актер Шекспир не пользовался особой популярностью - сохранились сведения о том, что он исполнял второстепенные и эпизодические роли. Тем не менее, сценическая школа была пройдена - работа на сцене, несомненно, помогла Шекспиру точнее понять механизмы взаимодействия актера со зрителем и секреты зрительского успеха. Зрительский успех был очень важен для Шекспира и как для театрального пайщика, и как для драматурга - и после 1603 он оставался крепко связанным с «Глобусом», на сцене которого ставились практически все написанные им пьесы. Устройство зала «Глобуса» предопределяло совмещение на одном спектакле зрителей самых разных социальных и имущественных слоев, при этом театр вмещал не менее 1500 зрителей. Перед драматургом и актерами вставала сложнейшая задача удерживать внимание разнородной аудитории. Пьесы Шекспира в максимальной степени отвечали этой задаче, пользуясь успехом у зрителей всех категорий.

Мобильную архитектонику шекспировских пьес во многом обусловили и особенности театральной техники XVI в. - открытая сцена без занавеса, минимум реквизита, крайняя условность сценического оформления. Это заставляло концентрировать внимание на актере и его сценическом мастерстве. Каждая роль в шекспировских пьесах (часто - написанная на конкретного актера) психологически объемна и предоставляет огромные возможности ее сценической интерпретации; лексический строй речи меняется не только от пьесы к пьесе и от персонажа к персонажу, но и трансформируется в зависимости от внутреннего развития и сценических обстоятельств (Гамлет, Отелло, Ричард III и др.). Недаром множество актеров с мировыми именами блистали в ролях шекспировского репертуара.

Язык и сценические средства Шекспира

Вообще язык драматургических произведений Шекспира необычайно богат: по исследованиям филологов и литературоведов, его словарь насчитывает более 15000 слов. Речь персонажей изобилует всевозможными тропами - метафорами, аллегориями, перифразами и т.д. Драматург использовал в своих пьесах множество форм лирической поэзии XVI в. - сонет, канцону, альбу, эпиталаму и др. Белый стих, которым в основном написаны его пьесы, отличается гибкостью и естественностью. Этим обусловлена огромная притягательность творчества Шекспира для переводчиков. В частности, в России к переводам шекспировских пьес обращались множество мастеров художественного текста - от Н.Карамзина до А.Радловой, В.Набокова, Б.Пастернака, М.Донского и др.

Минимализм сценических средств Ренессанса позволил драматургии Шекспира органично влиться в новый этап развития мирового театра, датируемый началом 20 в. - театра режиссерского, ориентированного не на отдельные актерские работы, а на общее концептуальное решение спектакля. Невозможно перечислить даже общие принципы всех многочисленных шекспировских постановок - от подробной бытовой трактовки до крайней условно-символической; от фарсово-комедийной до элегически-философской или мистериально-трагедийной. Любопытно, что пьесы Шекспира до сих пор ориентированы на зрителей практически любого уровня - от эстетствующих интеллектуалов до невзыскательной зрительской аудитории. Этому, наряду со сложной философской проблематикой, способствуют и запутанная интрига, и калейдоскоп различных сценических эпизодов, перемежающих патетические сцены с комедийными, и включение в основное действие поединков, музыкальных номеров и т.д.

Драматургические произведения Шекспира стали основой и многих спектаклей музыкального театра (оперы Отелло, Фальстаф (по Виндзорским насмешницам) и Макбет Д.Верди; балет Ромео и Джульетта С.Прокофьева и мн. другие).

Уход Шекспира

Примерно в 1610 Шекспир покинул Лондон и возвратился в Стратфорд-на-Эйвоне. До 1612 не терял связи с театром: в 1611 написана Зимняя сказка, в 1612 - последнее драматургическое произведение, Буря. Последние годы жизни отошел от литературной деятельности, и жил тихо и незаметно в кругу семьи. Вероятно, это было связано с тяжелой болезнью - на это указывает сохранившееся завещание Шекспира, составленное явно наспех 15 марта 1616 и подписанное изменившимся почерком. 23 апреля 1616 в Стратфорде-на-Эйвоне скончался самый знаменитый драматург всех времен и народов.

Шекспир... Уильям Шекспир! Кто не знает этого имени? Величайший драматург и поэт, гордость английской нации, достояние всего мира. Вот кто это. Его гениальные произведения переведены на большинство языков мира, они включены в обязательную программу по литературе множества стран. Это ли не признание?

Детство.

Принято считать, что Шекспир, годы жизни которого разнятся в некоторых источниках, появился на свет в апреле 1564 года. Точная дата все же не известна никому, поскольку никаких документальных подтверждений обнаружено не было. Зато в церковной книге стоит дата его крещения - 26 апреля.

Родился он в центре Англии, в городке Стратфорд-на-Эйвоне. Известно, что его отцом был Джон Шекспир, который изначально был ремесленником (занимался выделкой перчаток). Чуть позже занял должность олдермена, то есть, по сути, главы муниципального собрания, потом стал главой городского совета.

Джон был довольно состоятельным человеком, о чем свидетельствует то факт, что он постоянно выплачивал огромные штрафы за непосещение церковных служений. Ходили слухи, что Шекспир-старший является тайным католиком.

Матушкой будущего драматурга была Мэри Арден из старинного и почтеннейшего саксонского рода.

Уильям Шекспир (годы жизни - 1564-1616) имел семь братьев и сестер. Сам он был третьим ребенком в семье.

Юность

Поскольку никаких школьных документов Шекспира не сохранилось, исследователи его биографии ориентировались на какие-то обрывки информации из разных источников. По их сведениям, Шекспир учился в Грамматической школе Стратфорда, а позже в школе короля Эдуарда Шестого, где изучал поэтическое творчество древних авторов.

Шекспир (годы жизни см. выше) в возрасте восемнадцати лет женился. Его избранницей стала дочка землевладельца по имени Энн, да к тому же беременная. Через несколько месяцев после заключения брака у молодоженов родилась девочка, названная Сьюзен. Через два года на свет появились двойняшки - сын Хемнет и дочь Джудит.

Театральная карьера. Жизнь в Лондоне

Начиная с 1585 года (после рождения детей), сведений о Шекспире нет. Лишь в 1592 году его след был обнаружен в Лондоне, где он вовсю занимался театральной деятельностью. Таким образом, семилетний период просто исчез из биографии великого драматурга. Никто из исследователей с точностью не может сказать, чем занимался в эти годы Шекспир.

Поскольку все знают, в каком веке жил Шекспир, удивляться таким пробелам не приходится.

Из разных документов стало известно, что в Лондоне с успехом ставятся пьесы Уильяма Шекспира. Но опять-таки, не совсем понятно, с каких пор он занялся их написанием, как оказался в столице и почему он близок к театру.

Труппа "Слуги лорда-камергера" имела первостепенные права на постановку драматических произведений Шекспира, поскольку сам он находился там в качестве актера, а чуть позже стал ее совладельцем. Вскоре эта театральная организация стала одной из самых популярных в Лондоне.

Годы жизни Шекспира шли своим чередом. В 1603 году его труппа стала именоваться "Слуги короля", что означало признание заслуг и творческого потенциала всей знатью.

Театральные постановки шли с огромным успехом, что позволило труппе обзавестись собственным зданием. Новый театр получил название "Глобус". Через несколько лет ими же был выкуплен театр "Блэкфрайер". Шекспир быстро богател и не скрывал своей состоятельности. Так, он обзавелся вторым по размеру домом в Стратфорде.

Литературная деятельность

Шекспир, годы жизни которого неумолимо текли, стал задумываться о публикации своих рукописей. Первая была издана в 1594 году. Но даже после того, как он стал известным в литературных кругах, играть в театре драматург не перестал. Это было его детище, которое он бросить не мог.

Весь период творчества Шекспира делится на четыре этапа:

  1. Первый ранний. Были написаны ренессансные комедии, хроники, две поэмы, "трагедия ужаса".
  2. Второй. Появилась зрелая драматургия, античная пьеса, сонеты, хроники с драматическим повествованием.
  3. Третий. Написаны античные трагедии, великие трагедии, мрачные трагедии.
  4. Четвертый. Шекспир создал драмы-сказки.

Драматургия

Шекспир (годы жизни: 1564-1616) неоспоримо считается самым великим драматургом всех времен. И нет такого имени в мире, которое могло бы на равных стоять с его именем.

В начале 1590 годов в литературной моде была историческая драма. Именно к этому периоду относятся пьесы "Ричард Третий" и "Генрих Шестой".

Довольно сложно определить периодизацию создания конкретных произведений, поскольку они не датированы самим автором. Но исследователи полагают, что к раннему периоду творчества относятся:

  • "Два веронца".
  • "Укрощение строптивой".
  • "Тит Андроник".
  • "Комедия ошибок".

Также ранний период характеризуется преимущественно фарсовыми и ироничными произведениями. В отличие от второго этапа, где на первый план выходят романтические произведения. Например, "Сон в летнюю ночь", "Венецианский купец".

С каждым новым произведением персонажи Шекспира становятся более сложными и интересными.

На пик творчества драматурга приходится написание трагедий. В их числе "Гамлет", "Отелло", "Король Лир".

Шекспир жил в веке полном возможностей к созиданию, воплощению своих идей, написанию чего-то нового, новаторского. В пьесах последнего периода поэтическое мастерство автора достигло апогея. Именно поэтому слог таких драм, как "Антоний и Клеопатра", "Кориолан" считается идеальным.

Некоторые исследователи полагают, что несколько пьес были написаны Шекспиром в соавторстве с другим литератором. Для того периода это была нормальная и частая практика.

"Ромео и Джульетта"

Пожалуй, это самая известная история любви во всем мире. Сколько было театральных постановок - не счесть, да и количество экранизаций тоже поражает (более пятидесяти). Но удивляет еще и то, что, несмотря на прошедшие столетия, эта история по-прежнему трогает душу и заставляет задуматься о сущности бытия.

Сюжет драмы наверняка известен всем читающим людям. Действие начинается в итальянском городе Вероне. В каком веке жил Шекспир, в таком и происходят описываемые события.

Монтекки и Капулетти - это две семьи, которые враждуют уже многие годы и вероятно уже забыли причину своей ненависти. Судьба распоряжается так, что дети главарей влюбляются друг в друга. Ромео и Джульетта решают тайно обвенчаться. Но молодой человек в пылу драки убивает брата возлюбленной и его изгоняют из города.

От отчаяния девушка собирается выпить яд, но монах дает ей снадобье, которое просто усыпляет ее. Семейство решает, что Джульетта покинула этот мир и укладывают ее в гробницу.

Ромео, не сумевший пережить потерю возлюбленной, выпивает яд, очнувшись, девушка видит у своих ног безжизненное тело. Она решает последовать за любимым и закалывает себя.

Гибель детей привела к концу непримиримой розни двух семейств.

"Гамлет"

Уильям Шекспир пережил в жизни большую трагедию - смерть сына. Хемнет умер в одиннадцатилетнем возрасте, предположительно от бубонной чумы.

Поскольку драматург работал в Лондоне, он не часто бывал в родном городе и в момент гибели сына рядом его тоже не было. Шекспир очень терзался этим обстоятельством.

Именно с этим событием исследователи творчества связывают создание трагедии о Гамлете, связывая их схожестью имен.

В сюжете, конечно, никакая связь не прослеживается. Действие происходит в Датском королевстве. Принц по имени Гамлет встречает призрак своего умершего отца-короля. Он рассказывает молодому человеку о том, что его убил нынешний король, дядя Гамлета - Клавдий. Призрак просит отомстить за содеянное с ним.

Гамлет находится в замешательстве, он не может принять решение. Чтобы обезопасить себя, он претворяется сумасшедшим. Но его дядя не так-то прост, он не верит в фарс племянника. В голове Клавдия рождается план убийства Гамлета.

В итоге Гамлет выпивает яд, сам того не зная. Но перед смертью успевает отомстить за отца.

На престол входит Фронтинбрас, норвежский правитель.

Поэмы и сонеты

В каком веке жил Шекспир? В веке развития экономических отношений и ускоренного развития страны. Так получилось, что через Англию пролегали основные торговые морские пути. Вследствие чего в 1593 году страну захватила эпидемия чумы, длившаяся почти два года.

Разумеется, в таких условиях не работали никакие общественные заведения, в том числе и шекспировский театр. Драматург был вынужден сидеть без работы. Он много читал, и вдохновившись написал две эротические поэмы.

Третьей стала "Жалоба влюбленной", которая несколько раз переиздавалась при жизни автора.

Но более всего Уильям Шекспир известен своими сонетами. Их в творчестве поэта - 154. Сонет представляет собой стих из четырнадцати строк, в которой принята такая рифмовка: abab cdcd efef gg.

Цикл сонетов условно делят на двенадцать тематических групп, среди которых:

  • воспевание друга;
  • тоска и опасение;
  • радость и красота любви.

Стиль Шекспира

Уильям Шекспир, годы жизни которого указаны в обзоре, очень сильно трансформировался в плане литературном. Его первые работы были написаны обычным языком, не выделяющим драматурга из толпы таких же писак. Чтобы избежать обыденности в своих произведениях Шекспир нагружал их метафорами, буквально насаждая их друг на друга. Это мешало ему раскрыть образы героев.

Однако вскоре поэт приходит к своему традиционному стилю, приспосабливается к нему. Стандартным становится использование (написанного пятистопным ямбом). Но и он отличается своим качеством, если сравнивать начальные работы и последующие.

Особенностью стиля Шекспира является то, что он писал с ориентацией на театральные постановки. В его произведениях масштабно используется анжамбеманы, необычные конструкции и длина предложений. Иногда драматург предлагает зрителю додумать окончание фразы, вставляя туда длинную паузу.

Критика

Шекспир, годы жизни, краткая биография которого известны всем литературным деятелям, оказал огромное влияние на своих последователей в писательском труде.

Несмотря на это, при жизни его не считали великим драматургом. А в конце семнадцатого веке даже подвергали критике за то, что он смешивал трагическое и комическое в своих произведениях.

Однако уже в восемнадцатом веке эти мнения были забыты, литературоведы принялись за доскональное изучение его творчества. И вскоре был озвучен общеизвестный ныне факт, что Шекспир - национальный поэт Англии. После этого, пристальное внимание обратили и на годы жизни Шекспира.

Век девятнадцатый был ознаменован массовыми переводами пьес Шекспира на другие языки. В частности, этим занимался Август Шлегель.

Однако критики все же находились. Так, заявлял, что Шекспир по сравнению с Ибсеном давно устарел, и он не понимает этого идолопоклонства.

В существовании драматургических способностей Шекспира сомневался и Лев Толстой.

Но начало двадцатого века вновь вознесло его на вершину славы, когда экспрессионисты и футуристы начали ставить его пьесы, а поэт заявил, что пьесы Шекспира всегда будут современными.

Последние годы

Последние годы жизни Шекспира прошли в его родном городе. Хотя он часто выезжал по делам в Лондон. На должности главного драматурга труппы его сменил Дж. Флетчер. По мнению некоторых исследователей, он же стал соавтором последних пьес.

Шекспир жил в веке, когда нельзя точно узнать что происходило с человеком. Но по оставшимся документам было видно, что почерк его изменился, стал неуверенным и размашистым. На основании чего историки сделали вывод, что Уильям Шекспир был серьезно болен.

Смерть

Шекспир умер 23 апреля 1616 года. Считается, что это был день его рождения. Согласно завещанию, все имущество драматурга перешло дочерям и их прямым потомкам.

Последним прямым потомком поэта была его внучка Элизабет, умершая в 1670 году.

Там, где Шекспир провел последние годы своей жизни, установлен бюст поэта.

В 1587 году будущий писатель покинул родной город и отправился пытать счастья в Лондоне . Некоторые биографические источники утверждают, что семья Шекспира была вынуждена покинуть город из-за преследования государством за браконьерство. Наступили так называемые "утраченные" или "темные годы" Шекспира, о которых историкам мало чего известно. Вообще, в творчестве Шекспира выделяют четыре основных периода. Во время первого периода - с 1590 го 1594 годы - была создана первая шекспировская пьеса — хроника под названием "Генрих VI". Благодаря этой пьесе Уильям довольно быстро прославился и встретил недоброжелателя - известного в те годы драматурга Роберта Грина. Тот иронически назвал новичка "потрясателем сцены", сыграв на фамилии Shake-speare ("потрясатель копья"). Роберту Грину принадлежит довольно колкая цитата: "Эта выскочка-ворона, украсившая себя надерганными у нас перьями, он считает, что в состоянии писать таким же возвышенным белым стихом, как и лучшие из нас". Несмотря на такой негативный отклик о своем творчестве, начинающий драматург продолжил творить. Кроме того, в 1592 году Шекспир вошел в состав актерской труппы Бербеджа в Лондоне.

В конце XVI века в Англии свирепствовала эпидемия чумы, многие театры стали закрываться. Во время этой невольной паузы Шекспир создал несколько новых пьес: хронику "Ричард III", "Комедию ошибок" и "Укрощение строптивой", а также свою первую трагедию "Тит Андроник". Кроме того, вышли в свет стихотворные произведения Шекспира — поэмы "Венера и Адонис" и "Лукреция", которые были впервые изданы под настоящим именем автора. В 1594 году, когда эпидемия чумы сошла на нет и театры возобновили свою работу, Шекспир присоединился к новому составу труппы лорда-камергера Хансдона. Их соперники — "университетские умы" во главе с Робертом Грином — к тому времени перестали работать в театральной сфере.

Второй период творчества великого драматурга приходится на 1594 - 1600 годы (некоторые шекспироведы объединяют первый и второй период в один). В 1595 — 1596 годах была написана первая зрелая трагедия "Ромео и Джульетта" — пожалуй, самое известное произведение Шекспира. Основой для пьесы послужила новелла итальянского писателя Банделло, однако сюжет, легший в основу обеих трагедий, можно было встретить гораздо раньше, у Овидия в истории о "Пираме и Фисбе". Вслед за "Ромео и Джульеттой" Шекспир написал "Венецианского купца" — первую комедию, которую критики впоследствии назвали "серьезной". В 1595 году была опубликована комедия Шекспира "Сон в летнюю ночь", а в 1598-м — "Много шума из ничего".

Во время второго периода своего творчества (с 1592 по 1599 годы) Шекспир писал не только пьесы, но и сонеты - небольшие стихотворения длиной в 14 строк. Всего их 154, впервые они были напечатаны в 1609 году книжным пиратом Торпом, скорее всего - без ведома автора. Ожидания книготорговца не оправдались - широкой публике сонеты пришлись не по вкусу, и следующее их издание появилось лишь в 1640 году. Весь цикл шекспировских сонетов распадается на следующие тематические группы: сонеты, посвященные другу; сонеты, посвященные смуглой возлюбленной; заключение — радость и красота любви.

В 1599 году в Лондоне открылся театр "Глобус" , это стало одним из самых значимых событий в жизни знаменитого драматурга. Шекспир был одним из совладельцев театра, а также актером труппы и основным драматургом. При короле Якове I, в 1603 году, труппа Шекспира получила статус королевской, а сам драматург — звание камердинера. В том же 1599 году в честь открытия "Глобуса" он написал римскую трагедию "Юлий Цезарь" и комедию "Как вам это понравится". В следующем году английский драматург создал "Гамлета" — одно из самых серьезных своих творений и эталон пьес в мировой драматургии. Более того, данное произведение стало и самым большим по объему — в нем более 29 тысяч слов. Эта трагедия опирается на легенду о Гамлете, и посвящена, в первую очередь, мести — главный герой ищет расплаты за смерть своего отца. По предположениям историков, сюжет пьесы заимствован из книги Томаса Кида.

С появлением "Гамлета" начался третий период (период "великих трагедий") в творчестве Шекспира (с 1601 по 1608 годы). С каждым годом произведения великого драматурга становились все более серьезными, а порою даже мрачными. Именно тогда и были написаны такие трагедии, как "Троил и Крессида" (в 1601 - 1602 годах), "Все хорошо, что хорошо кончается" (в 1603 году) и "Мера за меру" (в 1604 году). "Отелло", одна из великих трагедий Шекспира, была написана в 1604 году. Источником сюжета "Отелло" стала новелла Чинтио "Венецианский мавр" из сборника "Сто рассказов" 1566 года издания. В 1605 году был написан "Король Лир", а в 1606 году — "Макбет". Кроме того, Шекспир писал трагедии на античные сюжеты — "Антоний и Клеопатра", "Кориолан" и "Тимон Афинский".

Во время четвертого, последнего периода творческой жизни Шекспира, были созданы поздние "романтические" пьесы, в числе которых были "Зимняя сказка" и "Буря", написанные в 1610 — 1612 годах. Их объединяло трагическое начало и счастливый конец. В 1612 году Шекспир вышел в отставку и вернулся в родной Стратфорд, где жили его жена и дочери. Причиной неожиданного прекращения столь удачной карьеры драматурга и отъезда из столицы стала, по всей видимости, болезнь писателя. 23 апреля 1616 года Шекспир скончался. Через три дня произошло его погребение в алтаре церкви Святой Троицы на окраине Стратфорда. При жизни Уильяма Шекспира его произведения не были собраны в единое издание — лишь отдельно печатались поэмы и сборник сонетов. После смерти Шекспира его друзья - актеры Хеминг и Конделл — подготовили первое полное издание его сочинений, включающее 36 пьес, так называемое "Первое Фолио" ("The First Folio").

Незадолго до смерти, 15 марта 1616 года Шекспир составил и подписал завещание, которое впоследствии вызвало много вопросов касательно его личности и авторства. В дальнейшем историки назвали это "шекспировским вопросом". Дело в том, что знаменитый писатель в своем завещании упомянул все свое имущество — дома, утварь и даже кольца на память для друзей, однако не сказал ни слова о своих литературных работах. Кроме того, подпись на завещании крайне неразборчива и является практически единственным образцом почерка знаменитого писателя. Сразу же остро встал вопрос: а был ли Уильям Шекспир из Стратфорда автором всех вышеуказанных произведений?

Уже более века немало специалистов придерживаются отрицательного ответа — они считают, что он был необразован, не путешествовал и даже не учился в университете. Было предложено около двух десятков кандидатов в "Шекспиры". Среди наиболее популярных претендентов — философ Фрэнсис Бэкон и предшественник Шекспира Кристофер Марло. Но в основном выискивали писателя среди титулованных особ, таких как графы Дерби, Оксфорда и Рэтленда. Считалось, что только присущее им образование, положение в обществе и при дворе, а также возможность путешествовать давали им тот широкий взгляд на мир, который отражен в пьесах. По тем временам работа драматурга считалась непрестижной, что могло стать причиной такой тщательной конспирации. Тем не менее, все эти доводы покрывались главным аргументом: имя Шекспира при его жизни появлялось на десятках изданий пьес, поэм, а также на сборнике сонетов, и именно о нем говорили как об авторе этих произведений. Никакие опровержения или разоблачения не появлялись вплоть до конца XIX века.

Жизнь Уильяма Шекспира была такой же разносторонней, как и сотворенные им произведения. Можно даже сказать, что у него была не одна, а несколько жизней. Один Шекспир — приверженец семьи: сын, муж, отец и друг. Но об этом люди знали меньше всего, и его личная жизнь так и осталась загадкой. Публике больше известно о другом Шекспире — деловом мужчине, который вступил в независимую жизнь почти без всяких средств и должен был зарабатывать упорным трудом. От этого Шекспира осталось многое — купчие и закладные, исковые заявления в суд, инвентарные описи и прочие документы, связанные с приобретением имущества и денежными операциями. Этот Шекспир был совладельцем театра и выступал на сцене как актер. Правды о Шекспире не знает никто, есть лишь предания, суждения, некоторые документы и, самое главное, — его великие произведения.


О жизни Шекспира мы знаем мало. Шекспир не писал воспоминаний и не вел дневника. Рукописи его пьес утеряны. Те немногие клочки бумаги, на которых сохранилось несколько строк, написанных рукой самого Шекспира, или просто стоит его подпись, считаются редчайшими историческими ценностями.

Многие поколения ученых, в том числе русских и советских, неутомимо и упорно, по крупинке собирали данные о жизни Шекспира, сопоставляли их, сравнивали, строили догадки и проверяли их.

Нужно было положить бесконечно много труда, чтобы мы могли прочитать теперь о Шекспире то, что должен знать о нем каждый образованный человек.

Вильям Шекспир родился 23 апреля 1564 г. в маленьком английском городе Стратфорде, расположенном на реке Эйвон. Его отец был ремесленником и купцом. Когда Шекспиру было немногим более двадцати лет, он отправился в Лондон. Оказавшись в большом городе без средств, без друзей и знакомых, Шекспир, как утверждает предание, зарабатывал первое время на жизнь тем, что караулил около театра лошадей, на которых приезжали знатные господа. Позже – это известно достоверно – Шекспир стал служить в самом театре: следил, чтобы актеры вовремя выходили на сцену, переписывал роли, заменял суфлера – словом, хорошо узнал закулисную жизнь театра.

Потом Шекспиру начали поручать маленькие роли в театре. Большим актером он не стал, но так метко высказывался в своих пьесах об актерском искусстве, а главное, так мастерски строил свои пьесы, что это свидетельствовало о поразительном знании сцены.

Шекспир писал не только пьесы. Его стихотворения – сонеты пленяли современников и продолжают пленять потомков силой чувств, глубиной мысли, изяществом формы. На русский язык шекспировские сонеты замечательно перевел Самуил Яковлевич Маршак.

Но главным делом Шекспира, страстью всей его жизни было создание пьес.

Ликующая радость жизни, прославление здорового, сильного, отважного, ярко чувствующего, смело думающего человека – вот основное в первых пьесах Шекспира – комедиях: «Укрощение строптивой», «Комедия ошибок», «Два веронца», «Сон в летнюю ночь», «Много шума из ничего», «Как вам это понравится», «Двенадцатая ночь» (1593–1600). В них выражена важная для эпохи Возрождения мысль: о человеке нужно судить не по платью, не по званию, не по сословию и богатству, а по его уму, отваге, благородству.

В пьесе «Два веронца» Шекспир прославляет постоянство в дружбе, верность в любви, мужество, готовность отстоять свое счастье в борьбе. Действие многих своих пьес, особенно ранних, Шекспир переносит в Италию, которая была родиной гуманизма, а сюжеты охотно заимствует из произведений итальянских писателей эпохи Возрождения.

Трудно найти в мировой драматургии пьесу такую же сказочно-веселую и волшебную, как «Сон в летнюю ночь». Поэтическое воображение Шекспира породило в ней образы Горчичного Зернышка, Паутинки, Мотылька, близкие к героям народных сказок. Их участие в судьбе влюбленных приводит к счастливой развязке.

Но в ту жестокую эпоху гуманистическим идеям Возрождения не суждено было победить. Шекспир с горечью ощущает это. В следующих пьесах он изображает столкновение идеалов Возрождения с действительностью, и краски этих пьес становятся мрачнее. В творчестве Шекспира начинает звучать тема гибели особенно дорогих ему героев, воплощающих светлые гуманистические идеи.

Юные Ромео и Джульетта – герои первой великой трагедии Шекспира (1597) – пламенно любят друг друга. Но их любовь наталкивается на непреодолимую преграду – старинную вражду семейств. В неравном поединке с вековыми предрассудками Ромео и Джульетта гибнут. Однако в их любви, которая не пожелала мириться с предубеждениями старины, заключена высокая нравственная победа.

Театр, где работал Шекспир и где шли его пьесы, был похож на круглый загон под открытым небом. Часами стояли в тесном загоне сол­даты, рыбаки, ремесленники, торговцы, школяры, не отрываясь смотрели на сцену, в напряженной тишине слушали речи героев.

Что же заставляло простых лондонцев валить толпой в этот театр, например, на представление шекспировского «Юлия Цезаря»?

Они видели на сцене властолюбивого правителя, покорившего Рим, его прежних друзей – республиканцев, составивших против него заговор, развитие и неудачу этого заговора. Лондонцы недавно пережили борьбу двух королев – Елизаветы и Марии Стюарт (для Марии эта борьба окончилась плахой). Они чувствовали в воздухе дымок новых смут и заговоров. Они ощущали в пьесе горячее дыхание страстей своего времени. И может быть, некоторые из них смутно догадывались, что не диктатор Цезарь, прославленный и возвеличенный историей, а Брут, терпящий поражение, погибающий, но несогласный мириться с рабством, настоящий герой этой трагедии!

После постановки «Юлия Цезаря», с 1601 по 1608 г., Шекспир создал самые великие трагедии: «Гамлет» , «Король Лир», «Макбет» и «Отелло».

Датский, принц Гамлет горько скорбит об умершем отце. Но вдруг он с ужасом узнает, что отец не умер, а убит. Убийца – родной брат убитого, дядя Гамлета – не только унаследовал престол покойного короля, но и женился на его вдове – матери Гамлета. Гамлет вначале обличает лицемерие коронованного преступника, а затем мстит ему за смерть отца. Но это только внешние события пьесы.

Нелегко кратко пересказать, а тем более истолковать эту трагедию Шекспира. Если собрать вместе все статьи и книги на разных языках мира, посвященные этой пьесе, из них можно составить большую библиотеку.

Некоторые видели в Гамлете прежде всего нерешительность, слабость, колебания. Так возникло выражение гамлетизм. Его употребляли, когда хотели сказать о мучительной раздвоенности человека, который осознал свой долг, но не мог решиться на действие. Другие писатели, философы, актеры не соглашались считать Гамлета слабым человеком.

Одно из наиболее глубоких истолкований образа Гамлета принадлежит великому русскому критику В. Г. Белинскому. Белинский писал о Гамлете: «Это душа, рожденная для добра и еще в первый раз увидевшая зло во всей его гнусности». Одиночество Гамлета – это одиночество человека, который опередил свое время, находится с ним в трагическом разладе и потому погибает.

Погибает и благородный мавр Отелло – герой другой трагедии Шекспира. Отелло казнит себя за то, что открыл свою душу Яго, оклеветавшему его жену Дездемону. Но гибель Отелло – это победа его веры в человека. Отелло умирает с сознанием, что Дездемона невиновна. Его вера в нее и вера в людей торжествует. Зловещую фигуру короля-убийцы, захватившего власть в свои руки ценой кровавого злодеяния, рисует Шекспир в трагедии «Макбет». В «Короле Лире» он изображает, как уродуют человеческую душу деспотизм и безграничное самовластие. Только испытав на себе ужас зависимости от тиранов, король Лир перед смертью становится настоящим человеком.

Жизнь Шекспира была небогата значительными событиями. Военные и политические бури проносились над Европой. Англия вела войны, выигрывала морские сражения. Составлялись и рушились заговоры. А Шекспир не принимал участия ни в одном из этих событий. Он писал пьесы. Английские корабли бороздили далекие моря и открывали неведомые земли. А Шекспир переезжал только с одного берега Темзы на другой да иногда совершал поездку в родной Стратфорд, чтобы, вернувшись в Лондон, снова взяться за перо.

Но не было такого чувства, такой судьбы, таких потрясений, которых Шекспир не пережил бы, создавая свои наполненные дыханием современности и бессмертными мыслями пьесы!

Самые дорогие Шекспиру герои этих пьес гибнут, сталкиваясь с непреодолимым для них злом, но побеждают не их враги, побеждает вера в человека, в его ум и душу, вера в право и долг восставать против всего, что несет людям горе, порабощает их, искажает их жизнь и чувства.

Характеры людей и обстоятельства, в которых они действуют, изображены Шекспиром во всей сложности и глубине чувств, в движении, в развитии, в переменах. Они – создания великого и зоркого художника, знавшего, как сложна и многообразна жизнь и правдиво ее изображавшего.

В последние годы творчества Шекспира (1608–1612) его пьесы приобретают иной характер. Они несколько удаляются от реальной жизни. В них начинают звучать фантастические мотивы.

Но и в этих пьесах: «Перикл», «Цимбелин», «Зимняя сказка», «Буря» – Шекспир осуждает деспотизм и своевластие, встает на защиту дорогих ему идеалов, прославляет силу любви, веру в лучшие побуждения человека, утверждает естественное равенство всех людей. Вос­клицание героя одной из этих пьес: «Как прекрасно человечество!» – может служить знаменем эпохи Возрождения, подарившей миру Шекспира.

В 1612 г. Шекспир написал свою последнюю пьесу – «Буря». Вскоре он оставил театр, а в 1616 г., в день, когда ему исполнилось 52 года, умер. Шекспир был похоронен в церкви родного Стратфорда. Сюда до сих пор со всех концов мира приезжают почитатели его таланта, чтобы поклониться могиле великого драматурга, посетить дом, где он жил, посмотреть его пьесы в Стратфордском мемориальном театре.

После смерти Шекспира нашлись люди, которые стали утверждать, что Шекспир не был Шекспиром, что скромный актер не мог написать тех пьес, которые и при его жизни, и после смерти были известны как творения Шекспира. Эти люди хотели во что бы то ни стало доказать, что сын простого англичанина, выходец из народа не мог быть гениальным драматургом.

Каких только знатных вельмож не называли они авторами пьес Шекспира! К каким только «доказательствам» не прибегали в этом стремлении!

Понадобилось немало времени и труда, чтобы опровергнуть все это и доказать, что происхождение Шекспира, его близость к народу не помешали, а помогли ему создать то, чем гордится все человечество.



Рассказать друзьям