В помощь концертмейстерам. Сборник "О работе концертмейстера" (1974)

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

01.10.2005, 02:40

Прошу прощения за оффтоп, но не могли бы Вы, Михаил Александрович, объяснить поклонникам, почему Хворостовский выступает не с Вами, а с Илией? Нам кажется, что его концерты от этого очень сильно проигрывают!

Боюсь, что это вопрос не ко мне, дорогой коллега....наверное потому, что есть вещи, которые певцы пианисту не прощают никогда....Даже примерно догадываюсь какие именно. Сам, когда работал в филармонии, всегда осаживал чересчур важных вокалистов, возомнивших себя, Бог знает чем, примерно так: "Да вы же полные нули и ничтожества в музыке без концертмейстера, и ни одной ноты без его помощи не можете выучить и связать, да кроме вашей глотки и голоса, которыми случайно наградила вас природа,у вас внутри больше ничего нет"...и примерно в таком духе продолжал. Действовало очень отрезвляюще.

01.10.2005, 03:02


нет, нет, дорогой Барго! Я никогда так не думал и не говорил не только по отношению к суперпрофессиональному ДХ, но и по отношению к гораздо менее сильным певцам. Все таки певцы - это священные коровы. Их надо беречь..не всегда, правда получается. Что касается ДХ, то вот уж, уровень классного виолончелиста при работе с голосом и репертуаром. Он мне не мог простить не слов, а реальности....Я надеялся, что он сможет это преодолеть, тем более было ради чего. Но он не смог...

01.10.2005, 10:04

Даже примерно догадываюсь какие именно. Сам, когда работал в филармонии, всегда осаживал чересчур важных вокалистов, возомнивших себя, Бог знает чем, примерно так: "Да вы же полные нули и ничтожества в музыке без концертмейстера, и ни одной ноты без его помощи не можете выучить и связать, да кроме вашей глотки и голоса, которыми случайно наградила вас природа,у вас внутри больше ничего нет"...и примерно в таком духе продолжал. Действовало очень отрезвляюще, потому что знали, что так именно и есть.:-)
Какая самонадеянность и какая жестокость! Человек, который судит так о другом, сам является тем же самым - своим собственным суждением, своей собственной оценкой. Ибо талант видит в другом проблеск или бурю таланта, а... Если мы помним произошедшее как зло, значит мы сами источники того же зла. Таково мое убеждение.
Жаль увидеть такое утверждение о певцах, тем более о певцах вообще! Тем паче, что работа вокалиста одна из самых трудных, не говоря об образовании и технике. В подлинном смысле слова.
Мой опыт говорит о другом. Я слышал, напротив, крайне мало пианистов или дирижеров, которые адекватно и глубоко понимали природу и выразительный потенциал интонируемого слова, связь неразрывную между порождающей, пульсирующей материей партии фортепиано или оркестра и вокальной строкой как результата "родовых схваток" окружающей звуковой (и временной!) субстанции (у рояля или оркестра).
Просто - крайне мало! Взамен распространено бесконечное "подыгрывание" и "немешание" певцу в дурном смысле слова.
(К уважаемому ARKDV сказанное не имеет ни малейшего отношения. Ваше творчество - отрадное исключение. Конечно, вы не единственный, кто понимает и слышит, но таких немного).
Под занавес:
Один очень опытный и успешный пианист с признаками пота в голосе (от страха) говорил певцу: "Как вы можете петь на сцене (дело было после концерта), ведь вам же всё видно: любую реакцию, на любую ноту, каждую кривую усмешку или несогласие с трактовкой, возможную скуку или молчаливое недоверие, неприятие. Вот я вышел и вижу перед собой только инструмент, и одиночество с ним меня спасает в каждую минуту исполнения".

01.10.2005, 10:18

Я, конечно, понимаю Барго, почему он так говорит вокалисту о его месте в совместной работе на сцене. По большей части - это чисто воспитательный прием. Будучи сам человеком творческим- не думаю, что он не видит, не опознает в певце искру Божью- пианист-то извлекает из инструмента звук и распоряжается им по своему творческому усмотрению, а вокалист - сам источник этого звука. Такое дарование - тяжелый дар, ответственный.
Рояль можно настроить,в конце-концов купить другой, даже столь любимый на форуме "Бехштейн". А вокалист всю карьеру свою трясется над своими связками, своим певческим человеческим механизмом, и это далеко не самая главная часть его забот. Но концертмейстеру нет никакого дела до этого.
Не стреляйте в вокалиста.

01.10.2005, 10:29

Причем, вокалист не дитя, он - нормальный профессионал, и если он чего-то не доделывает в своей профессии, то несет ответственность. Взялся за гуж....
Есть и самонадеянные и недалекие певцы, но их не больше, чем таких же музыкантов в других специальностях.

01.10.2005, 11:21

Я вот отчасти понимаю Барго...:oops: Да, просто в силу своего характера никогда так не скажу вокалистам, но мы когда-то в другой теме про "Безголосие" обсуждали что такое быть концертмейстером и какие вокалисты в сущности "сукины дети"... Ничего не изменилось с тех пор - я думаю, что среди вокалистов, даже хороших, встречаются, конечно, настоящие музыканты и нормальные люди, которые не озабочены своим вокальным аппаратом и состоянием связок. И первый, кто получает на себе все шишки от дурного настроения и такого же состояния голоса - кто? - пианист-концертмейстер. Существует аксиома - хорошо спел или спела - это заслуга певца, плохо спел - виноват пианист. Загнал (замедлил темп), не так посмотрел, не подсказал забытые слова, вообще не поддержал... К сожалению, даже большие певцы этим грешат,а почему бы и нет? Ведь тоже люди.
Могу отдать должное благородству Михаила Аркадьева - он ни одного плохого слова не говорит в адрес своего бывшего партнёра Хворостовского. А я вот как-то ощутила, что уровень ДХ в последнее время очень упал - запись советских песен обнаруживает это просто с обезоруживающей доказательностью. Зато помню Хворостовского лет 15 назад - никогда не была его поклонницей, но это хотя бы было прилично и на уровне. Я могу лишь пожалеть певца, который отказывается от такого аккомпаниатора, как Михаил Аркадьев. (впрочем, я не знаю причину, заранее прошу прощения у М.А)
Но мы отклонились от темы, кажется. Всё-таки о Скрябине говорили... :oops: Пойду скачаю и послушаю...

01.10.2005, 12:27

Жаль увидеть такое утверждение о певцах, тем более о певцах вообще! Тем паче, что работа вокалиста одна из самых трудных, не говоря об образовании и технике.Понимаю, конечно, что возможно и кощунственно прозвучала моя цитата по отношению к вокалистам, наверное это произошло у меня в сердцах, поэтому прошу прощения, если кого-то и обидил, но также прошу ни в коем случае не обобщать, а отнести фразу только к тем вокалистам, которые действительно начинают вести себя высокомерно и мнить о себе черт знает что, как раз то, о чем и о ком вчера ночью говорил. Тем более, меня действительно очень расстроило, что Миша Аркадьев, блестящий музыкант больше не выступает с Хворостовским, и очевидно, причина была все-таки не в Мише...Я мог бы, конечно, процитировать все те гадости, так сказать, в качестве оправдания, которые в своей жизни выслушал от вокалистов, которые "обобщали" роль концертмейстера, считаю, что они, в принципе "никто" и публика слушает только певцов, и роль пианистов только в том, чтобы быть черной лошадкой, "затычкой" (не мое слово), репетитором и т.д. А главное на сцене - это певец, и публика, якобы, слушает только его. Выбираю только наиболее "приличные "выражения. И видимо, с годами у меня выработалось такое слегка негативное отношение к ним, хотя, разумеется, попадались на моем пути профессионалы высочайшего класса, с которыми работать было одно удовольствие. Но в даннном потоке не вижу в этом никакого смысла. Поэтому, еще раз, прошу мою цитату не обобщать, а отнести просто к конкретному случаю. И действительно, права Мышкина, мы должны говорить об этом в другом потоке, а Мише за Скрябина еще раз огромное спасибо!:fan:

01.10.2005, 12:55

У меня тот же вопрос в голове бродит...:-?

01.10.2005, 15:02

А может быть потому и нужно, что Михаил-замечательный музыкант? Ведь одному-очень трудно(путь Соколова-для очень немногих), музыканту нужна не только публика, но и сочувствующие, понимающие коллеги. А вокалисты-самые лучшие партнеры, у них одних инструмент сделан не людьми, а Богом. Только работая с ними пианист может напрямую соприкоснуться с поэзией, сплести ее с собственным, не-вербальным миром. А если у певца еще и мозги есть(встречается очень редко...:-(), так что может быть лучше такой совместной работы?

01.10.2005, 17:29

Могу отдать должное благородству Михаила Аркадьева - он ни одного плохого слова не говорит в адрес своего бывшего партнёра Хворостовского.
Я не слышал, чтобы и ДХ говорил гадости в адрес МА. Отдадим должное и благородству певца в таком случае.

Тем более, меня действительно очень расстроило, что Миша Аркадьев, блестящий музыкант больше не выступает с Хворостовским, и очевидно, причина была все-таки не в Мише...
А вот это для меня абсолютная натяжка - всякие межличностные отношения есть результат взаимных и равных усилий обеих сторон. Если что-то либо происходит или не-происходит, то при участии, попустительстве, жертвенной и\или насильственной позиции каждого. В отношениях нет жертв и жрецов.
Окажись я в такой ситуации, я должен был бы спросить у самого себя: "В какой момент я захотел, чтобы наш творческий союз закончился?" Представляю свою боль на этот само-вопрос, боль несправедливости и само-непонимания, но это единственно верная и честная постановка вопроса и ответа соответственно. И я бы обязательно почувствовал и увидел тот момент в прошлом, который меня оттолкнул от моего партнера. (За какого рода компесации?)

Сорри за оффтоп.

01.10.2005, 17:41

Кстати, вдогонку. Пусть меня извинят все присутствующие, но я испытал чувство облегчения, когда состоялся развод двух музыкантов. Всегда полагал, что М.А. настоящий большой блестящий пианист, прежде всего! Мне было больно видеть его в роли концертмейстера, хотя я понимаю, с каким артистизмом и мастерством М.А. выступал в этой "Второй" испостаси. И все же! я всегда воспринимал вас, Михаил, как Большого Сольного Пианиста, который все еще ждет, когда до него дойдет очередь на творческую реализацию - после удовлетворения дирижерских, философских, концертмейстерских амбиций. Если можно, я бы даже хотел сказать, что вы у Него в долгу! Но это строго мое мнение. Могу вообразить сладость и отчаянье власти над оркестром, оперной сценой с певцами - это, конечно, "драг" не для простаков!, экстази в общем.

Примите мой пост в качестве продолжения темы "М.Аркадьев играет..."

01.10.2005, 18:13

Кстати, вдогонку. Пусть меня извинят все присутствующие, но я испытал чувство облегчения, когда состоялся развод двух музыкантов. Всегда полагал, что М.А. настоящий большой блестящий пианист, прежде всего! Мне было больно видеть его в роли концертмейстера,(:-o -Б) хотя я понимаю, с каким артистизмом и мастерством М.А. выступал в этой "Второй" испостаси. И все же! я всегда воспринимал вас, Михаил, как Большого Сольного Пианиста, который все еще ждет, когда до него дойдет очередь на творческую реализацию (???-Б) - после удовлетворения дирижерских, философских, концертмейстерских амбиций.Ну а это Вы написали явно лишнее и напрасно, что даже разочаровали меня сейчас в Ваших взглядах на специфику концертмейстера. Солист и концертмейстер - две совершенно разные оперы, даже скажу более, хороших солистов очень много, а концертмейстеров единицы. И то, что Миша был блистательным концертместером у Хворостовского, - это говорит лишь о проявлении еще одной грани его таланта. И зря Вы так переживали. А что, на Рихтера Вам было также больно смотреть, когда он аккомпанировал Н.Дорлиак? Или Вы считаете, что концертмейстер не может себя творчески реализовать? Это полное незнание специфики профессии. Рекомендую Вам прочитать замечательную книгу Джеральда Мура, одного из лучших концертмейстеров планеты, который аккомпанировал Дискау, Шварцкопф, сделал огромное исследование всех (!) песен Шуберта, и в этой книге он описывает все трудности работы концертмейстера, всю специфику. И тогда, уверен, что Вы перестанете "болеть", глядя на "несчастную" роль концертмейстеров.

02.10.2005, 23:14

Ну а это Вы написали явно лишнее и напрасно, что даже разочаровали меня сейчас в Ваших взглядах на специфику концертмейстера. Солист и концертмейстер - две совершенно разные оперы, даже скажу более, хороших солистов очень много, а концертмейстеров единицы. И то, что Миша был блистательным концертместером у Хворостовского, - это говорит лишь о проявлении еще одной грани его таланта. И зря Вы так переживали. А что, на Рихтера Вам было также больно смотреть, когда он аккомпанировал Н.Дорлиак? Или Вы считаете, что концертмейстер не может себя творчески реализовать? Это полное незнание специфики профессии. Рекомендую Вам прочитать замечательную книгу Джеральда Мура, одного из лучших концертмейстеров планеты, который аккомпанировал Дискау, Шварцкопф, сделал огромное исследование всех (!) песен Шуберта, и в этой книге он описывает все трудности работы концертмейстера, всю специфику. И тогда, уверен, что Вы перестанете "болеть", глядя на "несчастную" роль концертмейстеров.

Да что ж я не музыкант что ли?! Барго, когда я писал, что мне жаль, я не имел ввиду ничего несчастного в роли концертмейстера. Концертмейстер - отдельный музыкантский талант, редчайший.
Я же имел ввиду только пропорции, соотношение между карьерой сольного пианиста и концертмейстера в данной конкретной биографии. Жаль, что вы меня не поняли и опять(!!) посоветовали что-нибудь почитать. (Барго, вы что - библиотекарь?:roll:)
Мне всегда было не по себе, когда количество концертов и широкой славы М.А.(пусть её со всем преходящим), афиш и записей приходилось на концертмейстерскую долю, причем в течение долгого времени.
Такой сегодняшний успех записей М.А. на форуме абсолютно закономерен. Но мне всегда хотелось большего - мне бы хотелось обсуждать его сольный концерт в БЗК (и не только там!), а не... другого пианиста... Ведь время необратимо.

Барго, еще можно упомянуть прекрасный дуэт Шварцкопф-Фуртвенглер. Но было бы грустно, если бы Фурт основную часть творческой жизни просидел за роялем в качестве концертмейстера. Нихьт вар? или опять нихьт кляр?:-P

02.10.2005, 23:58

Да что ж я не музыкант что ли?! Барго, когда я писал, что мне жаль, я не имел ввиду ничего несчастного в роли концертмейстера. Концертмейстер - отдельный музыкантский талант, редчайший.
Я же имел ввиду только пропорции, соотношение между карьерой сольного пианиста и концертмейстера в данной конкретной биографии. Мне всегда было не по себе, когда количество концертов и широкой славы М.А,афиш и записей приходилось на концертмейстерскую долю, причем в течение долгого времени.
Но мне всегда хотелось большего - мне бы хотелось обсуждать его сольный концерт в БЗК (и не только там!), а не... другого пианиста... Ведь время необратимо. Барго, еще можно упомянуть прекрасный дуэт Шварцкопф-Фуртвенглер. Но было бы грустно, если бы Фурт основную часть творческой жизни просидел за роялем в качестве концертмейстера. :-) Все правильно, dove, я с Вами соглашусь, пожалуй, кроме одного, - пропорций концертов М.А в качестве концертмейстера. Думаю, что это палка о двух концах: часто у музыкантов бывают периоды творчества, когда хочется поменять амплуа, вдохнуть свежего воздуха, перейти временно в другой жанр, обновить кровь,так сказать, во избежании творческой стагнации. Действительно, немного надоедает все время заниматься одним и тем же долгое время. Примеров докуче: Ростропович вдруг садится аккомпанировать Вишневской, Рихтер Дорлиак, Фишеру -Дискау, Плетнев становится за дирижерский пульт, Спиваков и т.д. И пропорции концертов в этом жанре каждый решает для самого себя - сколько. То, что при этом происходит взаимообогащение смежных жанров, это доказано на сто пудов, - открывеются новые грани у музыкантов, они становятся "богаче", приобретается опыт. И думаю, что для М.А. период концертмейстерства с Д.Х. сыграл важную роль в его творческой вехе: его стало знать большее количество людей во всем мире, он объездил страны, отыграл кучу концертов, получил заряд. А как бы сложилась его только лишь сольная карьера - очень трудно спрогнозировать, возможно и не хуже, но рано или поздно его, как и любую талантливую творческую личность, потянуло бы на другой жанр. И так до бесконечности. Эх, жизнь прекрасна, удивительна и разнообразна!:beer:

03.10.2005, 00:08

:silly: Уважаемые коллеги1 Мне кажется, что в проблеме не всегда гладких отношений пианиста и певца часто виноват и концертмейстер. И вот по какой причине.В концертмейстеры, как правило, идут несостоявшиеся по различным причинам, сольные пианисты.И Рихтер,и Аркадьев в этом смысле большое исключение. подлинная музыкантская любовь к вокальной музыке наступает у пианиста лишь тогда, когда для тебя весь фортепианный репертуар уже есть покоренная вершина. Интересно, кто из "чистых" концертмейстеров может сыграть Исламея или этюды Шопена? А вокалисты, в отличие от концертмейстеров, исполняют самый сложный репертуар в своей области, ведь технологически аккомпанировать значительно легче+ноты перед глазами.Можно долго восхищаться концертмейстерскими навыками Чачавы, но он безрукий пианист априори, и поэтому вынужден играть роль гуру для таких бездумных оралок, как Образцова и Соткилава. А последние в силу своей музыкальной необразованности оценить качество его пианизма не могут.Но именно они и сделали ему славу.Кто такой Чачава без Образцовой? Скажем больше. Кто такой Дж. Мур без Фишера? :silly:
Так вот, нелюбовь концертмейстера к вокалисту имеет причину в том, что пианист делает свою работу, будучи "вынужденным" признавать свою пианистическую неполноценность, либо карьерную несостоятельность. В этом смысле тактика Чачавы - охватить как можно большее число вокалюг и тешить собственное самолюбие сточки зрения защиты от комплекса прфессиональной неполноценности верна. :-) И на этой почве с нормальными певцами-музыкантами и возникают проблемы.

03.10.2005, 00:33

Но мне всегда хотелось большего - мне бы хотелось обсуждать его сольный концерт в БЗК (и не только там!), а не... другого пианиста... Ведь время необратимо.
Впрочем, если уважаемый М.А. оставит все, как есть, и не станет играть всю фортепианную литературу, Dove вздохнет и поставит кого-нибудь другого любимого (но всё уже навсегда отыгравшего).. Липатти или Рихтера. Таких разных и разделенных. А можно было бы и два в одном:beer:

Эх, Dove, дорогой! А как я этого хочу! Смертельно хочу, готов отдать часть своей жизни за такую возможность.
Но меня никто не зовет на концерт в БЗК. И сольный концерт в МЗК я сыграл давно и случайно...и никакие успехи у публики и никакой реальный уровень здесь не помогает. Работают механизмы отбора, которые для меня остаются недоступными. Кто бы объяснил в чем суть и тем самым помог преодолеть это сопротивление непонятной материи...
Время действительно идет...но мое нежелание сдаваться не приводит пока к реальным приглашениям...бред..звучит как полный бред...но это правда.

03.10.2005, 00:57

В концертмейстеры, как правило, идут несостоявшиеся по различным причинам, сольные пианисты.Скажите, а более идиотского утверждения Вы не смогли придумать? С чего Вы сделали такой "гениальный" вывод? Давайте, в таком случае продолжу вашу "замечательную" логику: в альтисты идут несостоявшиеся скрипачи, в контрабасисты-несостоявшиеся виолончелисты, в камерные певцы -несостоявшиеся оперные, в тубисты-несостоявшиеся тромбонисты, а в симфоничекое дирижирование лезут те, кто вообще ни на чем играть не умеет, а только машут и командует, то есть военные капельмейстеры, ать-два, ать-два. Устраивает Вас такой логический ряд? Могу с удовольствием продолжить.:lol:
Подлинная музыкантская любовь к вокальной музыке наступает у пианиста лишь тогда, когда для тебя весь фортепианный репертуар уже есть покоренная вершина. Еще один гениальный "перл". Скажите, а Вы случайно сегодня не съели что-нибудь?
Интересно, кто из "чистых" концертмейстеров может сыграть Исламея или этюды Шопена?А зачем, для чего, какая связь, что нужно этим доказать:-o
А вокалисты, в отличие от концертмейстеров, исполняют самый сложный репертуар в своей области, ведь технологически аккомпанировать значительно легче+ноты перед глазами. Можно долго восхищаться концертмейстерскими навыками Чачавы, но он безрукий пианист априори, и поэтому вынужден играть роль гуру для таких бездумных оралок, как Образцова и Соткилава. А последние в силу своей музыкальной необразованности оценить качество его пианизма не могут.Но именно они и сделали ему славу.Кто такой Чачава без Образцовой? Скажем больше. Кто такой Дж. Мур без Фишера? :silly:Мда-с, кажется, это серьезный диагноз...Хотя можно ради хохмы пофантазировать, и ответить на Ваши вопросы, так, от безделия, и не придавая этому занятию никакого значения. Чачава без Образцовой - прекрасный пианист с безукоризненным вкусом и интеллектом. Образцова в камерном пении без Чачавы-полный ноль. Дж.Мур без Фишера -гениальный концертмейстер для Э.Шварцкопф, Доминго, Паваротти, и многих итальянцев. А без них он крупнейший знаток и исследователь шубертовского песенного наследия, а они без него-всего лишь оперные певцы, но уже не камерные. Кто такой, или такая malpa на форуме? Господин, или госпожа "Никто", которого ни один человек на форуме не знает и никогда не узнает, потому что, полностью скрыт профиль, думаю, что во-избежании позора от таких дилетанских и глупых рассуждений, а кто такой или такая malpa вне форума? Очевидно-неудавшийся пианист, концертмейстер, или несостоявшийся оперный вокалист, а может быть и камерный, - человек, который в реальной жизни чувствует свою полную профнепригодность, и в последней надежде приходит на форум за моральной поддержкой, мне так ка-а-а-а-жется...:-(

03.10.2005, 01:00

Барго, Игорь, ты что-то, друг мой, резок и, мне кажется, не вполне справедлив в данном случае. Давайте жить дружно! Мальпа, Барго!:beer:

03.10.2005, 01:21

Барго, Игорь, ты что-то, друг мой, резок и, мне кажется, не вполне справедлив в данном случае. Давайте жить дружно! Мальпа, Барго!:beer:Миша, я просто завидую твоей выдержке, поэтому прошу тебя в таком случае ответить на высказывания Мальпы в следующем посте, у меня уже просто не хватает здоровой логики, чтобы отвечать на подобную чушь. Извини, конечно, за резкость, сам от себя иной раз не ожидаю такой прыти, бывает...:beer:

03.10.2005, 01:24

Я вокалист, и поддерживаю малпу.Прежде чем работать с концертмейстером, я обычно спрашиваю, игрет ли он сольно, и что играет.При отрицательном ответе я предпочитаю с ним дела не иметь,т. к. не хочу, чтобы всякие "несостоявшиеся" утверждались за мой счет.

03.10.2005, 01:29

Я вокалист, и поддерживаю малпу.Прежде чем работать с концертмейстером, я обычно спрашиваю, игрет ли он сольно, и что играет.При отрицательном ответе я предпочитаю с ним дела не иметь,т. к. не хочу, чтобы всякие "несостоявшиеся" утверждались за мой счет.Простите, ваша фамилия не Доминго будет? :silly:

03.10.2005, 01:33

Даже примерно догадываюсь какие именно. Сам, когда работал в филармонии, всегда осаживал чересчур важных вокалистов, возомнивших себя, Бог знает чем, примерно так: "Да вы же полные нули и ничтожества в музыке без концертмейстера, и ни одной ноты без его помощи не можете выучить и связать, да кроме вашей глотки и голоса, которыми случайно наградила вас природа,у вас внутри больше ничего нет"...и примерно в таком духе продолжал. Действовало очень отрезвляюще.
Мне стало безумно интересно, а где же Вы работаете сейчас?:lol:
Боюсь представить...
Наверное, музыкант с таким выдающимся стилем работы не может не быть замечен...

03.10.2005, 01:39





8)

03.10.2005, 01:50

Мне стало безумно интересно, а где же Вы работаете сейчас?:lol: Боюсь представить...Наверное, музыкант с таким выдающимся стилем работы не может не быть замечен...Представьте себе, но до сих пор продолжаю работать с ними, только уже не в качестве черного репетитора филармонии, как во времена моей загубленной молодости, а в качестве концертмейстера и солиста на разных площадках Израиля. Кроме того аккомпанирую скрипачам, и в ансамблях. А возвращаясь к вокалистам, хочу добавить, что сейчас практически почти не репетирую с ними, а только непосредственно перед концертом для ансамбля, потому что, с одной стороны весь вокальный репертуар по всем диапазонам знаю почти практически наизусть, а во-вторых, уровень вокалистов, с которыми работаю сейчас, разумеется значительно выше тех, филармонических, которым тыкал каждую ноту. Единственное, за что можно поблагодарить вокалистов, так это за то, что работая с ними долгие годы научился феноменально читать с листа(даже и не преувеличиваю, хотя звучит не скромно:oops:), и узнал много вокальной музыки, особенно камерной.
(хочу, кстати, добавить, что у Вас очень красивое лицо и выразительная внешность, это так, совсем не по теме...:oops:)

03.10.2005, 02:15

Вот вам быль. Из практики моего знакомого - концертмейстера консерватории.
Приходит вокалист и говорит: "Давайте посмотрим вот эту арию!" - "А вы её что, выучили?!" - "Ну да, вчерне так!" - бодро отвечает вокалист.
Концертмейстер начинает играть. Вокалист... гм... поёт.
Наконец концертмейстер, не выдержав: "Да что вы несёте?!. Это же всё совершенно не те ноты!!!" - на что вокалист лучезарно отвечает: "Так я же сказал, что выучил вчерне!.. То есть, без диезов и бемолей!.."
8)
Что-то мне эта история смутно знакома....только по-моему это был анекдот про альтиста...:lol:

03.10.2005, 02:25

Что-то мне эта история смутно знакома....только по-моему это был анекдот про альтиста...:lol:Анна, вот все смотрю на Вашу внешность, и пытаюсь угадать. А Вы случайно не относитесь к тому племени...э...так сказать, которые меня губили в молодости?:-?

03.10.2005, 02:29

Что-то мне эта история смутно знакома....только по-моему это был анекдот про альтиста...:lol:
Да, почему-то альтистов тоже любят в музыкантских анекдотах в качестве "мальчиков для битья " использовать, Бог знает, почему, у меня, к примеру среди знакомых альтистов нет, практически ни одного подобного персонажам многочисленных анекдотов.

03.10.2005, 02:35

Анна, вот все смотрю на Вашу внешность, и пытаюсь угадать. А Вы случайно не относитесь к тому племени...э...так сказать, которые меня губили в молодости?:-?
Всякое случалось...., но вот молодость пока ничью не загубила.. скорее, наоборот:lol:

03.10.2005, 02:45

Всякое случалось...., но вот молодость пока ничью не загубила.. скорее, наоборот:lol:
Хотя..если бы услышала от Вас что-нибудь про "глотку и связки"...:makedon:
Я, например, всегда чувствую, любит ли концертмейстер(и дирижёр!) певцов в принципе.. потому что если нет, не имеет смысла работать..!

03.10.2005, 02:50

:lol: Это смотря какие вокалисты, внешность, понимаете ли, тоже имеет немаловажное значение, и скажу честно, что красивым женщинам никогда не говорил про глотки и связки, я их наоборот очень так нежно лелеял, говорил ласковые слова, и всячески оберегал от неимоверных перегрузок в гастрольный период. И они мне всегда на это отвечали взаимной любовью.:oops:
Вот этот подход в работе с вокалистами и считаю идеальным!!:appl:
А результат... превосходит все ожидания..:lol:

03.10.2005, 02:51

Я, например, всегда чувствую, любит ли концертмейстер(и дирижёр!) певцов в принципе.. потому что если нет, не имеет смысла работать..!

03.10.2005, 02:53

Да, почему-то альтистов тоже любят в музыкантских анекдотах в качестве "мальчиков для битья" использовать, Бог знает, почему.Да к ним просто все остальные струнники относятся, как вокалисты - к контртенорам... ;)

03.10.2005, 02:53

:lol: Это смотря какие вокалисты, внешность, понимаете ли, тоже имеет немаловажное значение, и скажу честно, что красивым женщинам никогда не говорил про глотки и связки, я их наоборот очень так нежно лелеял, говорил ласковые слова, и всячески оберегал от неимоверных перегрузок в гастрольный период. И они мне всегда на это отвечали взаимной любовью.:oops:
Уважаемый Барго! Вы -просто воплощенная мечта вокалиста(вернее, вокалистки). :-)

03.10.2005, 03:01

Я, например, всегда чувствую, любит ли концертмейстер(и дирижёр!) певцов в принципе.. потому что если нет, не имеет смысла работать..!
А если надо работать?? И потом, есть такое, конечно, циничное,ужасно неприятное лично для меня, но,отчасти, правдивое выражение:"Хороший человек--это не профессия"
Согласна на все сто, но если пианист вообще не любит вокальное исскуство, то не стоит и браться за это дело!
Я говорю не о случайных встречах, а о долговременном сотрудничестве, дело-то тут не в личности, конечно, а понимании специфики пения в принципе, но это уже-отдельная тема!
Есть ещё и огромное различие между концертмейстером(пианистом, с которым выступаешь на сцене) и пианистом-репетитором, который часто является и фактическим ассистентом дирижёра(в театре).



Какие-то крайне устаревшие стереотипы...

03.10.2005, 03:10

Вокалисты тоже разные бывают. Есть такие, что и "ноты тыкать" приходиться концертмейстеру. Но,должна признать, что сейчас это уже гораздо реже случается, скорее, анахронизм,хотя бывает...

К примеру, моя подруга-пианистка была замужем за тенором, а тенор--это страшное дело. Там и гонору хватает и забобонов всяких. Так вот ей как раз приходилось партии все с ним разучивать досконально, сам он был не в состоянии, при этом у него был великолепный голос, хорошо поставленный, внешность соответствующая и прочее.Но всю черновую работу ей приходилось с ним делать

03.10.2005, 03:13

Есть ещё и огромное различие между концертмейстером(пианистом, с которым выступаешь на сцене) и пианистом-репетитором, который часто является и фактическим ассистентом дирижёра(в театре).
В этом случае основная задача- донести идеи дирижёра, рассказать о традициях и практике исполнения той или иной партии..
Потом, работа над произношением,фонетикой...
Поверьте, тут уже никто "ноты не тыкает"..
Какие-то крайне устаревшие стереотипы...Тыкают, тыкают, милая Анна, еще как! Вы что, считаете, что выучить без концертмейстера, или репетитора, как вы говорите, целую оперную партию сами вокалисты в состоянии? Я конечно, хоть и относился очень нежно и с благородной душой к вокалисткам, но, грубо говоря, приходилось иногда и тыкать, не так уж, конечно, буквально, как Вы себе это представили, но все-таки - помочь удержать чистую интонацию, проконтролировать, с ритмом, со сложным музыкальным текстом, с группировкой нот и т.д. Согласитесь же, право, что пианисты все-таки более грамотно владеют теорией, нежели вокалисты, по той простой причине, что они с самого детства обучаются музыке, а вокалисты значительно позже, когда голос окончательно устанавливается, эдак после 23-25 лет.

03.10.2005, 03:27

Уважаемый Барго! Вы -просто воплощенная мечта вокалиста(вернее, вокалистки). :-):oops: спасибо...Эх, Анночка, знали бы Вы, сколько вокалисток мне предлагали в свое время руку и....тьфу, черт, перепутал, в смысле сердце?:oops:

03.10.2005, 03:36

:oops: спасибо...Эх, Анночка, знали бы Вы, сколько вокалисток мне предлагали в свое время руку и....тьфу, черт, перепутал, в смысле сердце?:oops:
Что же Вас останавливало?:oops:

03.10.2005, 03:49

Что же Вас останавливало?:oops:Да вот, все хотел творческой свободы, не хотел замыкаться только лишь на женской вокальной музыке. А им то конечно, - личный концертмейстер,:fan: да еще родимый муж, всегда при себе - мечта любой домохозяйки, да к тому же из опыта известно: стоит женщине-вокалистке дать почувствовать себя примой, главной на сцене, засунет под каблук так, что мало не покажется. Вон, посмотрите, как Вишневская командует Ростроповичем, только шум стоит, сплошные матюги! А вы говорите...

03.10.2005, 04:01

А разве это не приятно-быть под каблуком у такой женщины, как Вишневская?!Ни в коем случае, даже у самой королевы не хочу, мне Свобода нужна, как моему тезке из оперы Бородина:-) :fan:

03.10.2005, 04:04

Ни в коем случае, даже у самой королевы не хочу, мне Свобода нужна, как моему тезке из оперы Бородина:-) :fan:
Какое редкое,но красивое имя....:lol:

03.10.2005, 04:09

Попробую отгадать, как Вас зовут....мммм... Кончак?!!
Какое редкое,но красивое имя....:lol:

03.10.2005, 04:09

Попробую отгадать, как Вас зовут....мммм... Кончак?!!
Какое редкое,но красивое имя....:lol::eyecrazy: :appl: Дык, он вроде как в клетке -то и не сидел...:-?

03.10.2005, 04:23

"О, дайте, дайте мне свободу!" у нас в опере Бородина Кончак поёт? :-o
Э-э-х, вокалисты-вокалисты... :silly:Да нет, старик, видать подумала, что в Израиле это самое распространенное еврейское имя, хотя может и так, хрен его знает, надо в Талмуд посмотреть...

03.10.2005, 04:35

"О, дайте, дайте мне свободу!" у нас в опере Бородина Кончак поёт? :-o
Э-э-х, вокалисты-вокалисты... :silly:
УПС!!
Не поняли мою шутку...жаль...:cry:
А я-то думала- смешно..

03.10.2005, 05:26

А разве это не приятно-быть под каблуком у такой женщины, как Вишневская?!

Ну просто кайф сплошной!:silly:

03.10.2005, 11:19

Да вот, все хотел творческой свободы, не хотел замыкаться только лишь на женской вокальной музыке. А им то конечно, - личный концертмейстер,:fan: да еще родимый муж, всегда при себе - мечта любой домохозяйки, да к тому же из опыта известно: стоит женщине-вокалистке дать почувствовать себя примой, главной на сцене, засунет под каблук так, что мало не покажется. Вон, посмотрите, как Вишневская командует Ростроповичем, только шум стоит, сплошные матюги! А вы говорите...
Правильно, Барго! Близкое или интимное общение с вокалистами могу назвать только как "вырванные годы". Вишневская как раз не пример здесь - они с Ростроповичем два сапога пара (хотя люблю обоих - матерятся и на здоровье им!)
А вообще,наблюдала этот спор со стороны - не вмешивалась. Но одно могу сказать - певец или певица, какие бы они не были, никогда особо не благодарны концертмейстеру. Требовать от них это бесполезно, никого нельзя заставить полюбить себя - насильно мил не будешь. Певцы любят только себя, родимых. Ну и пусть. Деньги надо зарабатывать? Работать надо? Вдобавок надо относиться к нашей профессии с юмором - мало где ещё можно найти такие перлы! Просто не надо с ними связывать свою жизнь и свои планы - ведь это страшное дело быть в зависимости от их голоса, настроения, количества контрактов...
А что касается выстукивания нот, то это увы, правда. И будет это всегда. Среди вокалистов ничтожно малый процент бывших скрипачей, альтистов и хородирижёров.

03.10.2005, 11:45

Вокалист и концертмейстер - единство и борьба противоположностей.

03.10.2005, 12:40

Среди вокалистов ничтожно малый процент бывших скрипачей, альтистов и хородирижёров.

И, смею напомнить, если кто забыл - Анна Самуил именно в этом проценте и находится:-)

03.10.2005, 14:40

Как большая любительница вокала- предлагаю поставить памятник концертмейстеру, в память о невидимых миру слезах.
Правильно, Тиночка!
...О потерянных годах,
О высосанной крови,
О расшатанных нервах
О черной неблагодарности
О бесконечном тыканьи нот

О скандалах
О взаимной ненависти
О несправедливых упреках







О том, что уходил со сцены под оглушительные апплодисменты...вокалисту...и долго-долго смотрел вдаль, спрашивая себя: за что?...

03.10.2005, 14:51

Игорь.Жванецкий отдыхает.:appl: :appl: :appl:
Вам надо печататься. По-моему, музыкально-вокальный мир с его кухней - поле непаханное. Кто знает тему- не умеет писать, и наоборот.
А в Вас счастливо живут два дара.

А по сути.
Как в женитьбе. Удачно - будешь счастливым, неудачно - станешь мудрецом.
Всегда с уважением относилась к этой, ну очень небанальной професии.
Теперь с утроенным вниманием буду вглядываться и вслушиваться, и веники носить концертмейстеру.

03.10.2005, 16:56

Барго, абалдеть!:appl: Лучше не скажешь. Только вот всё описанное с нотами, где играть, где нет, где прыгать, а где вернуться на три страницы назад, связано у меня не с певицей, (у которой календарные дни и в течение которых лучше вообще рот закрыть и не петь), а с певцом, народным артистом, с которым я халтурила вечер Сатаринного русского романса в Нетании. Никогда не забуду этого вечера, на котором мы так "творили", что я готова была материться прямо на сцене. А на очередной вопрос "Что поём", мне было сказано:"До мажор". :tomato: Во как! Но что взять с бывшего десантника, который на плече унёс декорацию в виде "лесочка" в сцене в саду из "Евгения Онегина", спев Татьяне "Учитесь властвовать собою..."??? Певец тот обладатель Золотой Маски и вообще солист ведущего оперного театра России.

Надо открывать рубрику - "Приколы вокалистов". Нам есть что порассказать. А вообще о каких слезах речь? Будем проще к этому относиться. Существует очень действенный способ воспитать зарвавшегося вокалиста -сыграть ему в "транспорте" прямо на сцене. Действует железно, проверено!:silly:

03.10.2005, 17:15

Существует очень действенный способ воспитать зарвавшегося вокалиста -сыграть ему в "транспорте" прямо на сцене. Действует железно, проверено!:silly:
Был такой случай с замечательной питерской (тогда ещё ленинтрадской) пианисткой Элеонорой Нуриджанян. Она была ещё совсем молоденькая, на неё "свалился" экстренный концерт в Малом зале филармонии с каким-то уже очень маститым и сильно это демонстрирующим певцом. И вот идёт концерт, их вызывают на бис, и он, нахально улыбаясь, ставит ей на пюпитр какое-то современное сочинение - как говорили, просто чёрная икра по нотам раскидана:-) . Она бы это, может, и прочла с листа, но эта издевательская улыбка её из себя вывела. И она сыграла ему вступление к "Реве да стогне Днiпр широкий". Он вытаращил глаза, но запел - а что делать, публика-то уже песню узнала! :lol:


Прошу прощения, что вмешиваюсь, но:
не согласна не согласна не согласна не согласна:cry:
может потому, что я вокалистка только в будущем, а не в настоящем и у меня все впереди:silly: , но знаю концертмейстеров и вокалистов, которые вполне ладят и к тому же друг другу очень благодарны.:-)

02.04.2007, 03:38

Правильно, Тиночка!
...О потерянных годах,
О высосанной крови,
О расшатанных нервах
О черной неблагодарности
О бесконечном тыканьи нот
О профессиональной из-за этого деградации
О скандалах
О взаимной ненависти
О несправедливых упреках
О том, что когда апплодируют зрители, то даже забывают представить концертмейстера
О махровом эгоизме и эгоцентризме
О потере памяти, что когда на сцене забывают текст или ноты, то обвиняют, естественно, концертмейстера
О презрительном отношении к концертмейстерам, как к шавкам, которые мешаются под ногами
О том, что даже забывают поздравить с праздниками, днем рождения, и поинтересоваться просто: как ты себя чувствешь, или как дела, коллега?
О том, что элементарно "забывают" позвонить и предупредить, что сегодня болен, поэтому на репетицию не приходи, но это никогда не делается, и все время приходится любоваться картиной Репина "Не ждали"
О том, что даже свои ноты никогда не могут привести в порядок, и вместо нот, дают клочки туалетной бумаги с вечными условностями: здесь повторять, здесь нет, а здесь у меня просто пропала страница, а здесь...ну что-нибудь сам наиграй, а здесь обязательно не забудь перевернуть с конца через три страницы вперед и снова на начало, а затем без повторения и сразу на коду, А где кода? Ой, а я забыла дома вклеить, ну ничего, я тебе махну головой, только ты все время смотри на меня, а не в ноты, иначе я слова забуду, и ты не забывай мне подсказывать, хорошо?, а то я очень волнуюсь, ты-то ладно, на тебя на сцене и так никто внимания не обращает, а я все-таки главное действующее лицо, и публика слушает только меня, но правда извини, у меня сегодня календарные дни, поэтому я, пожалуй, сокращу полтора куплета, а ты мне вступление за четвертым разом не играй, и сразу переходи на середину, не забыл пометить?, ну и молодец, да, и самое главное, не забудь пожалуйста странспонировать все на полтора тона вниз, потому что, сегодня не в голосе, а, плохо виден текст, так извини меня, это же я писала карандашем, ну а на жирные пятна не обращай внимания, вчера мой Барсик на них рыбку поел, так, ну теперь все понятно? Прекрасно идем на сцену, только не забудь объявить, что выступает народная артистка республики, как можно громче, а после того, как отпою романс, сразу уходи со сцены во время апплодисментов...
О том, что уходил со сцены под оглушительные апплодисменты...вокалисту...и долго-долго смотрел вдаль, спрашивая себя: за что?... Много,очень много вокалисту надо потрудиться перед встречей с концертмейстером.Удачи всем!8)

23.06.2007, 13:44

Но одно могу сказать - певец или певица, какие бы они не были, никогда особо не благодарны концертмейстеру. Требовать от них это бесполезно, никого нельзя заставить полюбить себя - насильно мил не будешь. Певцы любят только себя, родимых. Ну и пусть...
Я тоже не согласен.
Меня вокалисты всегда любили, благодарили и целовали (певицы)
Главное - ты должен их вдохновить и помочь раскрыться. Деликатно аккомпанировать - это еще не аккомпанемент. Это играющая медсестра (есть у нас тут одна).
Вот когда ты не только дышишь с певцом одним дыханием а еще его вдохновляешь и посовываешь ему такую логику развития, чтобы он всей мощью вышел на кульминацию, а потом чтоб трагическая была развязка и художественный образ... Вот тогда любой вокалист тебе будет благодарен...

Тимофей Вартанов

23.06.2007, 14:25

Вы что, считаете, что выучить без концертмейстера, или репетитора, как вы говорите, целую оперную партию сами вокалисты в состоянии?

Согласитесь же, право, что пианисты все-таки более грамотно владеют теорией, нежели вокалисты, по той простой причине, что они с самого детства обучаются музыке, а вокалисты значительно позже, когда голос окончательно устанавливается, эдак после 23-25 лет.

Уважаемый Барго! На самом деле существует достаточно много вокалистов, которые в прошлом были пианистами, духовиками, хоровиками и т.д., а потом проснулись однажды утром и запели. Когда я учился в училище вместе со мной учились такие вокалисты. А некоторые умудрялись совмещать две специальности одновременно. Так что я бы не уничижал вокалистов в знании ими теории музыки.
Расскажу пример из собственной жизни, хотя себя лично НЕ считаю еще полноценным вокалистом, во всяком случае до тех пор, пока не поступлю в консерваторию на ЭТУ специальность.
По образованию я - музыковед. Запел на втором курсе училища благодаря нашему педагогу по сольфеджио и гармонии, которая постоянно задавала нам петь, транспонировать и анализировать вокальные произведения (преимущественно романсы). Данная работа занимала примерно 30% всего объема работы, которой мы выполняли по сольфеджио и гармонии! Результат - со второго курса училища я стал занматься вокалом. После окончания училища у меня был 10-летний перевыв, на протяжении которого я музыкой не занимался. Но вот сейчас, спустя годы, я все еще в состоянии сыграть фортепианную партию почти всей программы, с которой иду поступать в консерваторию на ВОКАЛ, а некоторые произведения - и не в одной тональности! Это к тому, что вокалист якобы не в состоянии без концертмейстера или репетитора осилить, как Вы писали, оперную партию.

15.07.2007, 17:15

Тема концертмейстера и вокалиста всегда была нужной и сложной.
Хочу сказать,что вокалистам надо не только петь,а уметь включать голову.Мыслить и много работать самостоятельно,до концертмейстера.
Идеально знать не только свою партию,но и партию сопровождения.
Желательно,если это опера-прослушать её в пяти или шести исполнениях.Полезно вокалисту изучить партитуру всей оперы,прежде,чем приходить к концертмейстеру.
Вот после всего и будет встреча плодотворной и полезной для двух солистов,а не голос и сопровождение.
Много,очень много вокалисту надо потрудиться перед встречей с концертмейстером.Удачи всем!8)
Ах, какие золотые слова! Жалко только, редко в жизни встречаются такие вокалисты!

Психологические факторы успешности концертмейстерской работы

Интерес к теме «Психологические факторы успешности концертмейстерской работы» стимулирован двухлетним сотрудничеством в роли концертмейстера с хоровыми коллективами, народными, струнными и духовыми инструментами. Что же все - таки такое успех и успешность? Понятия эти довольно разные, успех - следствие упорной работы, определённых затрат энергии. Он зависит от множества факторов, и большинство из них – не внешние, а внутренние. Успешность же отражает субъективное переживание и условия достижения успеха. При этом в качестве условий достижения успеха выступают личностные, а не внешние ресурсы (то есть психологические факторы). Это значит, что они напрямую доступны вашему влиянию, и непременным условием успешности является ваша психологическая готовность к нему, к осуществлению тех действий, которые будут наиболее эффективными и полезными для вашей карьеры.
У музыки в большей степени, чем у многих других областей человеческой деятельности, есть основания быть причисленной к психологической сфере. «Психологические моменты проникают во все области исследования музыки, так как она сама по себе есть психически обусловленное явление».
Музыкальная психология на протяжении XX века развивалась по многим направлениям, в том числе по музыкальным профессиям. Деятельность музыкантов, педагогов, теоретиков, работающих в разных сферах академической музыки, психологически очень различается. Столь же различны и профессионально сформировавшиеся «психотипы»: дирижёр с ярко выраженными волевыми качествами, иногда авторитарностью, совершенно не похож на весьма чувствительного и ранимого певца. Исполнитель на народных инструментах, работающий на пересечении сфер народной и классической музыки, отличается от более «академичного» инструменталиста симфонического оркестра.
Имеет ли деятельность концертмейстера в сфере музыкального образования серьёзные основания претендовать на самостоятельную «нишу» в области психологии музыкальной деятельности? Ведь с недавних пор бытует мнение о второсортности профессии концертмейстера, да и понятие во всех словарях довольно скромное: «пианист, разучивающий партии с певцами, инструменталистами и аккомпанирующий им в концертах». Думаю, что все концертмейстеры мира согласятся со мной, что это далеко не так! Концертмейстер – это «ствол творческого древа», от него во многом зависит, насколько здоровыми и зелеными вырастут листья и возможно даже зацветут красивейшие цветы, ведь профессиональный концертмейстер он не только исполнитель, он также очень чуткий психолог. «Профессия концертмейстера - это и призвание, и мастерство, и умение совместно общаться, творить и переживать музыку»
Концертмейстеру необходимо уметь общаться как словами, так и музыкой. Вербальный способ, как это может показаться, не представляет сложности, поскольку является неотъемлемой частью жизни каждого человека. Однако искусством общения, имеющим прямое отношение к концертмейстерскому искусству, владеет далеко не каждый. Это умение не просто поддержать беседу, но и выслушать, понять, проникнуться состоянием собеседника, создать ему комфортные для общения условия. Поэтому, в ряду многих музыкальных профессий, концертмейстерство наиболее требовательно к универсальным коммуникативным способностям. Неслучайно качества, характеризующие мастерство концертмейстера, которые в методической литературе называют «особым чутьём», «концертмейстерской интуицией», «концертмейстерской жилкой», относятся не столько к исполнительским или педагогическим, сколько к психологическим свойствам.
В современных условиях психологическая компетентность концертмейстера важна не меньше, чем его исполнительские и педагогические способности, навыки чтения с листа и транспонирования. В некоторых ситуациях, складывающихся в процессе ответственных концертов, конкурсных выступлений, концертмейстер в полном смысле выполняет функции психолога, который умеет снять излишнее напряжение солиста, негативный фон перед выходом на сцену, способен найти точную яркую ассоциативную подсказку для артистического настроя. Концертмейстер, всегда находясь рядом, помогает пережить неудачи, разъяснить их причины, тем самым предотвращая в дальнейшем проявления сцено-фобии, страха перед повторением ошибок.
Важность такой помощи трудно переоценить, особенно при работе с детьми, имеющими неокрепшую психику и подверженными различным влияниям окружающего мира. Как доказывает жизнь, наличие в команде профессионального психолога существенно влияет на спортивные достижения; шахматисты мирового уровня не мыслят свою деятельность без такой психологической помощи, которую в ансамбле часто оказывает пианист. Не менее ответственны, на первый взгляд мало заметные психологические функции концертмейстера в обычной классной работе.
В работах Е.Шендеровича, владевшего тонкостями профессии, автору удаётся приблизиться к целостному отражению основных проблем концертмейстерства, и, прежде всего, равноправия пианиста в ансамбле. Творческое содружество концертмейстера и солиста, по его мнению, норма, но, к сожалению, нормой является забывать упоминать о концертмейстерах в рецензиях, очерках, радиопередачах. Е.Шендерович рассматривает деятельность концертмейстера в психологическом срезе и, при всей значимости специфических навыков профессии, на первое место ставит быстроту реакции, обеспечение удобства для солиста, способность «быть "музыкальным лоцманом" - уметь провести "исполнительский корабль" сквозь все возможные рифы». Но, отмечая важность вышеперечисленных способностей, автор не сообщает, являются ли они врождёнными или воспитываются, и если воспитываются, то каким образом.
В психологии выделяют два типа структур деятельности: константную и переменную. Работа концертмейстера, при обобщённо чётких целях, строится на индивидуально выбранных способах осуществления поставленных задач, и поэтому относится к переменной структуре, более сложной и требующей умения адаптироваться в изменяющихся условиях.
К сожалению, нередко именно от педагогов по фортепиано менее успевающие студенты могут услышать в качестве неутешительного приговора: «Пойдешь в концертмейстеры, если больше ни на что не годишься!»
Концертмейстерство это сумма особых свойств личности и узкоспециальных навыков. Это мастерство глубоко специфично. Оно требует от пианиста не только огромного артистизма, но и разносторонних музыкально-исполнительских дарований, владения ансамблевой техникой, знания основ певческого искусства, особенностей игры на различных инструментах, также отличного музыкального слуха, специальных музыкальных навыков по чтению и транспонированию различных партии. Концертмейстеру, как это ни странно, также важна интуиция.
Концертмейстеру следует помнить об основных предпосылках, необходимых для развития интуиции - способность к концентрации. Обычно она не высока, но в жизни всё же случаются ситуации, требующие очень высокого уровня концентрации (концерты, конкурсы и т. д), когда включается механизм интуитивного восприятия. Ощущение единства в ансамбле, ощущение лёгкости, творческой свободы и эстетического удовольствия, наглядный пример универсальности интуиции и единых принципах её проявления.
Интуицией обладают все без исключения, даже её противники, всё дело в уровне развития и индивидуальных особенностях. Интуиция имеет ещё более древнее происхождение, чем человеческая цивилизация, поскольку присуща и животным.
Каждый человек в большей или меньшей степени ежедневно использует интуицию, сам не подозревая об этом, так же, как и не задумывается о проблеме своей музыкальности, отдавая предпочтение тем или иным мелодиям, выбирая их соответственно настроению. Музыкальные и интуитивные способности, как ни странно, имеют много общего.
Идея воспитания интуиции не более фантастична, чем идея детского музыкального образования, однако специально обучить интуиции намного сложнее, чем музыкальной грамоте. Именно поэтому, несмотря на появившиеся в последнее время подробнейшие руководства по воспитанию интуиции, успех обеспечен далеко не всем, особенно, если в ней нет насущной потребности. Человек, всерьёз задавшийся целью развить интуитивные свойства, со старанием выполняющий все рекомендации, в большинстве случаев будет разочарован. Интуиция - средство, способ, а не цель. Она не возникает сама по себе, она рождается в процессе стремления к чему-либо. Яркое, по-детски непосредственное восприятие мира, постоянное его открытие заново, умение рассмотреть его самые неожиданные и взаимоисключающие грани, удивиться и согласиться с их существованием - постоянные спутники интуиции.
Концертмейстер – это призвание или место работы?
Концертмейстерство - одна из тех профессий, где обязанности и способы действий не прописаны чётко, оставляя за специалистом право их широкого выбора. Яркой отличительной чертой является индивидуальный путь совершенствования и конечная "планка" мастерства, определяющаяся специфическими особенностями характера и личными внутренними качествами каждого концертмейстера.
Выбирая эту профессию, нужно обладать многими качествами, во-первых, очень любить выступать на сцене, у концертмейстера не должно быть боязни сцены. Обязательно такое умение, как схватывать на «лету» мелодии, склеивать пропущенные места, если вдруг солист пропустил какое-то место в пьесе. Любить общаться с людьми, особенно важен союз концертмейстера и педагога. Наличие технических резервов: резерва беглости, резерва выносливости, резерва силы и т.д. Если вы выбираете эту профессию, как основную, нужно быть готовым к тому, что, как правило, это означает быть на вторых ролях, умение слушать, играть с партнером – очень важная деталь профессионального мастерства концертмейстера, который с детства привык к индивидуальным занятиям, как единственно возможной форме работы. Естественное сопереживание возникает как результат непрерывного контакта партнеров, их взаимопонимания и согласия, что тоже приводит нас к выводу о том, что «человек – концертмейстер» должен понимать и «чувствовать» любого партнера не смотря ни на что. Ведь насколько не был бы хорош солист, если ему аккомпанирует не очень грамотный концертмейстер – ничего хорошего не будет. Это как у художника – если кисти и краски плохие – красивой картины не получится.
Большинство людей либо не знают, что это такое, либо считают, что концертмейстеры мало что делают. Быть на втором плане и в тоже время усиленно трудиться, причём работать иногда приходится и все выходные, особенно если в понедельник концерт, нужно постоянно разыгрываться, разучивать произведения. Непрерывный труд, и минимум признания - вот что такое профессия концертмейстера.
Концертмейстерство – это в первую очередь любовь к музыке, а музыка вымывает прочь из души всю пыль повседневной жизни!
О работе концертмейстера /Ред.-сост. М. Смирнов. - М.: Музыка, 1974.

Содержание:
От составителя
Л. Живов. Работа в концертмейстерском классе над пушкинскими романсами Глинки.
Т. Петрушевская-Руденко. Работа концертмейстера над камерными вокальными произведениями Мусоргского.
С. Величко. Об исполнении романсов Мясковского.
Т. Чернышева. Романсы Свиридова в репертуаре концертмейстера.
В. Подольская. Развитие навыков аккомпанемента с листа.
К. Виноградов. О работе оперного концертмейстера.
Е. Брюхачёва. Аранжировка трудноисполнимых мест клавира оперы "Евгений Онегин"

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
Искусству аккомпанемента до настоящего времени посвящено всего лишь несколько статей, а также отдельных высказываний крупных музыкантов - композиторов, пианистов, дирижеров. Еще меньше литературы по методике преподавания этого учебного предмета (следует упомянуть удачные опыты И. Крючкова, О. Рафалович и Е. Шендеровича). Между тем множество пианистов - выпускников консерваторий и музыкальных училищ нашей страны ежегодно приступает к практической деятельности концертмейстеров, и у них возникает немало затруднений, вопросов, сомнений. Вот почему кафедра концертмейстерского мастерства Московскойконсерватории подготовила за последние годы ряд методических исследований, часть из которых и составила содержание данного сборника.

Авторов статей объединяет понимание искусства аккомпанемента как такого ансамбля, в котором фортепиано принадлежит огромная, отнюдь не подсобная роль, далеко не исчерпывающаяся чисто служебными функциями гармонической я ритмической поддержки партнера. Нет, оба музыканта, и солист и пианист, в художественном смысле становятся равноправными членами единого, целостного музыкального организма. Об этом можно было бы и не упоминать, если бы не бытующая до сих пор иная точка зрения. К сожалению, подчас мы еще сталкиваемся с явной недооценкой важности роли концертмейстера, необходимости ощущения и оценки ансамбля как нерасторжимого художественного комплекса. Разве не об этом свидетельствуют, например, такие факты, когда по радио или телевидению называют лишь фамилии солистов? Не дезориентируют ли подобные явления слушателей, вместо того чтобы направить их внимание на восприятие общей, неразрывной звуковой картины? Не происходит ли отсюда и снижение художественного уровня исполнения в некоторых филармонических концертах и на экзаменах в учебных заведениях? Нам кажется, правильнее было бы ставить вопрос не об аккомпанементе (то есть о каком-то все же подыгрывании солисту), а о создании вокального или инструментального ансамбля. Вести занятия в классе концертмейстерского мастерства именно с этих позиций - творческая задача педагогов.-
Мастерство концертмейстера глубоко специфично. Оно требует от пианиста не только огромного артистизма, но и разносторонних музыкально-исполнительских дарований, а также досконального знакомства с различными певческими голосами, с особенностями игры на всевозможных инструментах, с оперной партитурой.
Концертмейстеру предстоит сделаться не только пианистом: он как бы и певец, скрипач, тромбонист, ударник, он и дирижер оперного оркестра или хора. Пианист обязан не просто знать кроме своей и сольную партию; хорошо аккомпанировать он может лишь тогда, когда все его внимание устремлено на солиста, когда он повторяет «про себя» вместе с ним каждый звук, каждое слово и еще лучше - предчувствует, заранее предвкушает то, что будет делить партнер. Чувствовать себя исполнителем сольной партии - необходимое условие в процессе работы над произведением с певцом или инструменталистом.
Деятельность молодого музыканта при овладении камерным репертуаром рассматривается в статьях сборника: «Работа в концертмейстерском классе над пушкинскими романсами Глинки» доцента Л. М. Живова, «Работа концертмейстера над камерными вокальными произведениями Мусоргского» доцента Т. Д. Петрушевской, «Романсы Свиридова в репертуаре концертмейстера» Т. С. Чернышевой, «Об исполнении романсов Мясковского» С. Н. Величко.
Какова методическая направленность этой группы статей? Авторы ставят своей задачей помочь работе молодого концертмейстера (и педагога) над воплощением художественных образов произведений, наметить возможные варианты их исполнительских трактовок, способствовать углубленному пониманию идейного и философского смысла творчества тех или иных композиторов. Исполнительский анализ романсов и песен помогает полнее проникнуться своеобразием творческого почерка автора. В ходе рассмотрения вокальных сочинений внимание читателя обращается на их содержание, композиционную структуру и характер фактуры, особенности поэтического текста, связь слова и звука, специфичность партии певца. Предметом специальной заботы авторов статей служат проблемы соотношения вокальной и фортепианной партий, слияния их в едином художественном синтезе, стремления к максимальному выявлению всех элементов аккомпанемента для создания гармонически целостного музыкального образа.
<...>
При подготовке молодых концертмейстеров следует уделить особое внимание развитию навыков чтения нот с листа. Общепризнано, что нельзя стать профессиональным концертмейстером, не обладая подобными навыками. С этим, думается, связаны многие проблемы формирования исполнителя: раскрытие его индивидуальности, расширение кругозора, способность к самостоятельному труду, подготовка к будущей педагогической работе и т. д. Вопросы чтения с листа приобретают сегодня особо острое, истинно драматическое звучание - и отнюдь не для одних аккомпаниаторов. -Отсутствие у подавляющего большинства студентов этих необходимых умений - тревожный симптом слабого интереса молодых пианистов к музыкальному искусству в широком плане, а часто и показатель их низкого профессионального уровня. Обилие звуковоспроизводящих средств рождает опасность пассивного восприятия музыки - изучения ее только на слух. Истинное же знание литературы возможно лишь там, где студент самостоятельно проигрывает произведение за инструментом. Наконец, трудно сделаться и подлинным педагогом, если не владеешь большим и разнообразным репертуаром. А этого нельзя достичь без относительно свободного, беглого чтения нот. Отсюда ясно, чтo перечисляемые «больные» вопросы должны волновать всех педагогов школ, училищ и вузов, в том числе и преподавателей специальности (если они хотят видеть своих Питомцев образованными, самостоятельно мыслящими музыкантами).
Нередко приходится слышать весьма странное мнение, будто бы способность читать с листа и транспонировать представляет собой исключительно врожденный дар природное свойство личности. Вряд ли с этим можно согласисться. Учебная практика категорически отметает подобный взгляд. Проводимая за последние годы на фортепианном факультете Московской консерватории работа по развитию этих навыков, регулярная проверка их на экзаменах и зачетных вечерах свидетельствуют о том, что при соответствующей направленности и организации дела данные способности можно успешно культивировать. Отсюда встает проблема всемерных поисков и разработки соответствующей методики обучения и тренировки. Студенты консерватории находятся в трудных условиях. Их, как правило, слишком мало готовят в этой области до пуза. Чтением с листа занимаются обычно только в начальных классах школы, а затем, по мере того как разучиваемые пьесы становятся длиннее и сложнее, ату работу прекращают. Практики в концертмейстерских классах училищ явно недостаточно. Традиции игры в четыре руки, проигрывания произведений перед прослушиванием их в концерте (столь драгоценные!) почти забыты. Всем педагогам ясно, что нужны срочные радикальные меры. Введение серьезной проверки по, чтению с листа на вступительных и выпускных экзаменах в училищах и вузах (с обязательным учетом ее при выставлении оценки по специальности), усиление внимания к этому в классах камерного ансамбля, а может быть, даже и включение чтения с листа в учебные планы в качестве самостоятельного предмета - эти и другие мероприятия могли бы стать эффективным средством улучшения воспитания пианистов.
Методика обучения чтению с листа связана с развитием не только внутреннего слуха, но и музыкального сознания, аналитических способностей. Важно быстро понять художественный смысл произведения, уловить самое характерное в его содержании, внутреннюю линию раскрытия музыкального образа; необходимо хорошо ориентироваться в форме, гармонической и метроритмической структуре сочинения, уметь отделить главное от второстепенного в любом материале. Тогда открывается возможность читать текст не «нота за.нотой», а суммарно, крупными звуковыми комплексами, так же, как протекает и процесс чтения словесного текста. Такое явление в психологии называется целостным или синтетическим восприятием,- Грамотный человек читает книгу или газету не по буквам и даже не по слогам, а охватывает слова (иногда даже группы слов) по их очертаниям, часто по началу слова, догадываясь о его смысле, о том или ином фразеологическом обороте. (Это, кстати, доказывается хотя бы тем, что, читая, мы порой не замечаем опечаток в тексте). И при чтении с листа музыкального произведения чрезвычайно существенно умение упрощать текст, избирая самое необходимое. Трудно бывает тем пианистам, которые судорожно цепляются за все ноты, безнадежно пытаясь исполнить всю фактуру. Решающим условием успеха, повторяем, является способность расчленять фортепианную фактуру, оставляя лишь самую минимальную основу фортепианной партии, быстро и четко представлять себе главные изменения в пьесе - характера, тональности, ритма, динамики, фактуры и т.д. «Максимум музыки и минимум нот», - говорят все опытные пианисты.
Так же обстоит дело и при транспонировании. Прежде чем начать транспонировать, необходимо отчетливо представить себе звучание произведения (хотя бы в исходной тональности), внутреннюю логическую схему его развития, линию мелодико-гармонического движения. Важно мысленно «очутиться» в новой тональности, хорошо знать, как строятся в ней основные аккорды. И, может быть, самое ценное - опять-таки видеть и слышать не отдельные изолированные звуки, а их комплексы, гармонический" смысл, функцию аккордов. Значительно облегчает транспонирование, так же, как и чтение, способность следить в первую очередь за вокальной строчкой и одновременно за движением баса (нижнего голоса фортепианной партии). Так, между прочим, читал за фортепиано партитуры Дворжак: следил за мелодией и басом оркестровой фактуры, а о средних голосах догадывался. Этим приемом можно ускорить приближение желанной цели и концертмейстеру: «схватывать» сразу все четыре (считая словесную) строчки партий солиста и фортепиано. Определять гармонию проще, начиная от баса. Подобный анализ поможет и транспонированию при помощи замены ключей, то есть при автоматическом перенесении всех звуков ткани на определенный интервал вниз и вверх. Несомненно, что быстрота ориентировки достигается скорее теми, кто любит и умеет подбирать по слуху, импровизировать. Им легче предвидеть ход музыкального развития, догадаться о тех элементах фактуры, которые они не успели заметить и осознать.
Один из центральных аспектов сложной проблемы чтения с листа - координация исполнителем внутренних слуховых представлений и пианистических движений. Бесспорно, что проанализировать текст еще недостаточно для хорошего исполнения. Нужно уметь и пианистически реализовать свои замыслы. А для этого необходимо вырабатывать свободу ориентировки в клавиатуре, в различных типах техники, аппликатуры. Только при полной мобилизации всех творческих способностей пианиста будет успешно проходить процесс чтения с листа.
Данному кругу вопросов посвящена статья и. о, доцента В. В. Подольской «Развитие навыков аккомпанемента с листа». Автор предлагает один из интересных, методически содержательных путей обучения этому важнейшему искусству: тренировка пианиста на трудных упражнениях, по ее мнению, закаляет нервную систему, ликвидирует «рефлекс трусости», особо активизирует внимание. Вспомним применительно к этому знаменитый девиз Суворова: «Тяжело в учении - легко в бою».
<..>
Таким образом, в сборнике идет речь о весьма существенных, но далеко не исчерпывающих проблему подготовки молодого концертмейстера вопросах. Неисследованными остались многие ее аспекты. Методика развития навыков транспозиции, специфика труда концертмейстера в различных инструментальных классах музыкального вуза, особенности инструментального аккомпанемента (в частности, работы над концертами), организация концертмейстерской практики студентов -г- таковы некоторые темы дальнейших исследований кафедры.
Авторы не рассматривали свои рекомендации по тем или иным вопросам в качестве незыблемых и единственно правильных: в каждом случае указывается лишь один из многих возможных путей овладения сложным мастерством концертмейстера. Мы надеемся, что настоящий сборник будет способствовать и столь недостающему всем нам, педагогам, обмену опытом, теоретическими соображениями по этой, еще мало исследованной, области музыкального искусства.

40.5

Для друзей!

Справка

Помните выражение: «Маэстро, музыку!» Концертмейстер и есть тот самый «маэстро». Среди пианистов эта профессия самая распространенная. Без работы специалисты не останутся. Высшие учебные заведения, общеобразовательные и музыкальные школы, дворцы детского творчества, центры досуга - везде необходимы квалифицированные работники данной области. В учебных заведениях музыкального профиля в концертмейстере нуждаются на занятиях по всем специальностям. Концертную эстраду, хоровые коллективы, занятия хореографии, выступления и репетиции солистов оперы также сложно представить без «маэстро». Несмотря на это, среди музыкантов существует некий стереотип концертмейстера. Игра «под солистом» и по нотам якобы не требует большого мастерства. Это невероятно ошибочное заблуждение.

Востребованность профессии

Достаточно востребована

Представители профессии Концертмейстера являются достаточно востребованными на рынке труда. Несмотря на то, что вузы выпускают большое количество специалистов в этой области, многим компаниям и на многих предприятиях требуются квалифицированные Концертмейстеры .

Вся статистика

Описание деятельности

Работа концертмейстера - нечто большее, чем просто игра по нотам. Он помогает солистам разучивать их партии, контролирует качество их исполнения. При возникновении трудностей подсказывает, исправляет недостатки. Следовательно, концертмейстер не просто музыкант, но и организатор, педагог и психолог.

Уникальность профессии

Довольно распространенная

Большинство опрошенных считает, что профессию Концертмейстера нельзя назвать редкой, в нашей стране она достаточно распространена. Уже несколько лет на рынке труда наблюдается спрос на представителей профессии Концертмейстера , несмотря на то, что специалистов каждый год выпускается немало.

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Какое необходимо образование

Высшее профессиональное образование

Данные анкетирования показывают, что для работы по профессии Концертмейстера обязательно нужно иметь диплом о высшем профессиональном образовании по соответствующей специальности или по такой специальности, которая позволяет работать Концертмейстером (смежная или похожая специальность). Среднего профессионального образования не достаточно для того, чтобы стать Концертмейстером .

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Трудовые обязанности

Обязанностей у концертмейстера великое множество, главное из которых профессиональное исполнение музыкального материала. Совместно с преподавателем он принимает участие в разработке тематических планов и программ. Он проводит индивидуальные и групповые занятия с обучающимися, в ходе которых формирует у них исполнительские навыки, навык игры в ансамбле, развивает художественный вкус, повышает эрудицию, воспитывает творческую индивидуальность.

Вид труда

Исключительно умственный труд

Профессия Концертмейстера относится к профессиям исключительно умственного (творческого или интеллектуального труда). В процессе работы важна деятельность сенсорных систем, внимания, памяти, активизация мышления и эмоциональной сферы. Концертмейстеры отличаются эрудированностью, любознательностью, рациональностью, аналитическим складом ума.

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Особенности карьерного роста

Есть концертмейстеры, работающие в детских музыкальных школах, а есть ведущие концертмейстеры популярных симфонических оркестров. Карьерный рост возможен. Истории известны концертмейстеры, выступавшие даже в роли дирижера. Например, многолетний концертмейстер Венского филармонического оркестра скрипач Вили Босковски. Правда, без таланта и дополнительного образования успешная карьера мало вероятна. А если мыслить более реалистично, успешной карьерой можно считать и работу в частных школах музыки, которые среди всех учреждений данной области выделяются своими высокими гонорарами.

Возможности карьерного роста

Возможностей достаточно

Значительное большинство представителей профессии Концертмейстера считают, что у них достаточно возможностей для продвижения по карьерной лестнице. Если такая цель у рядового специалиста есть, то ему вполне реально занять руководящую должность в этой сфере.

Как пользователи оценивали этот критерий:

Первым материалом для нового раздела “Юмор и курьезы” мы решили сделать “Памятку для концертмейстеров”. Нельзя сказать, что это новый текст – наверное, все его знают.

Тем не менее, начать хотелось бы с него. Во-первых, он действительно смешной, а во-вторых… В общем, сказка ложь, да в ней намек. Уважайте своих концертмейстеров!

Памятка для концертмейстеров

1. Забудьте все то, чему вас учили раньше в классе по специальности. Эти знания вам не понадобятся, более того, - будут мешать.

2. Прежде, чем играть, закройте все возможные крышки у инструмента - это вызовет уважение к вам членов любой кафедры.

3. Не начинайте играть, проверьте, на месте ли солист.

4. Если солист на месте, обязательно дождитесь легкой улыбки, затравленного взгляда, угрюмого кивка - любого доказательства, что вас заметили.

5. Если солист в невменяемом состоянии, помогите ему, тактично напомнив о себе легкой возней за роялем, в особо серьезных случаях можно ненавязчиво уронить подставку или крышку рояля.

6. Будьте бдительны, солист может начать внезапно, поэтому нужно уметь начать с любого места и из любого положения.

7. Будьте внимательны, солист может также внезапно закончить исполнение. Чтобы придать естественную законченность произведению, будьте готовы в любую секунду непринужденно ляпнуть тонику.

8. Забудьте про f, этот нюанс вам не нужен. Ни один уважающий себя солист не позволит вам играть f, тем более его педагог. Привыкните к мысли,что основной рабочий нюанс mp - так всем спокойнее.

9. Откажитесь сразу и решительно от поисков звукового разнообразия - помните о естественном богатстве звуковой палитры инструментов консерватории.

10. Будьте внимательны к проигрышам - здесь иногда нас слушают. Поэтому текст лучше выучить. Ни в коем случае не играйте проигрыши очень хорошо, по отношению к большинству солистов это неэтично.

11. Ни в коем случае не играйте ритмично, иначе будет не вместе.

12. Не принимайте близко к сердцу темповые обозначения и авторские указания - такая наивность не поощряется солистами.

13. Работая с вокалистами, научитесь мелко и часто дышать. Это поможет вам освоить вокальное рубато (русская транскрипция) музыкальной фразы.

14. Обязательно научитесь петь, дирижировать, играть как минимум на одном струнном, народном, медном и деревянном духовом инструменте.

Если после прочтения инструкции вам покажется,что вы еще многого не умеете, не огорчайтесь. Вас научат играть на рояле вокалисты, духовики, дирижеры, народники - все те, кто знает, как надо лучше вас.



Рассказать друзьям