Васнецов святой нестор летописец описание. Интерактивная галерея

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
Тема урока: « Повесть временных лет». Особенности древнерусской летописи, её связь с искусством».

(Интегрированный урок в 7 классе)
Цели урока: познакомить учащихся с особенностями древнерусских летописей;

показать связь русской истории, литературы, живописи; на примере шедевров Древнерусского искусства показать высоту духовных устремлений русского народа, привить вкус к красоте художественного слова.
Оборудование: сборник «Рассказы русских летописей» (Москва, «Просвещение», 1992 год), электронная презентация « Древняя Русь», герб Москвы, иллюстрации учеников.
Эпиграф: «О светло светлая и украсно украшена земля русская!

И многими красотами удивлена еси». (Отрывок из летописи)
Ход урока:


  1. Слово учителя.
Так писал летописец о нашей родной земле много веков назад. Итак, русская летопись. Мы с вами только чуть-чуть прикоснулись к этому чистому и звонкому роднику, имя которому летопись. Из этого родника выросла вся наша замечательная русская литература. Вы, конечно, почувствовали, что летописные сказания похожи на легенды, устные народные предания.

Летописи – описание истории земли русской по летам, по годам. В них мы находим описание важных, значительных событий в истории Руси. Писали летописи в монастырях – центрах культуры и просвещения. Создавали летописи монахи – люди просвещённые, глубоко верующие, беззаветно преданные своей родной земле.

При составлении летописи монахи использовали дневники походов, донесения сторожей (лазутчиков), письма разного рода, грамоты, духовные завещания. И мы с огромной благодарностью относимся к людям, которые сохранили для нас сведения о былом.

Замечательный художник и знаток русской древности В. М. Васнецов так и назвал свою картину «Нестор-летописец».


  1. Слайд презентации. Картина В. М. Васнецов «Нестор-летописец».
Сочинение ученика по картине.

На картине В. М. Васнецова «Нестор-летописец» мы видим небольшую монашескую келью. В самом центре на высоком деревянном стуле перед кафедрой в простой рясе сидит убелённый сединами старец – монах. В тихой келье при свете лампады неустанно пишет Нестор свой труд. Лежат на столе древние книги – огромные в толстых кожаных переплётах с медными застёжками. Скрипит гусиное перо в руке летописца. Одной рукой он придерживает свиток тонко выделанной кожи. Бумаги ещё нет. Взгляд монаха сосредоточен. Он весь погружен в события, о которых пишет в летописи. Ни -что не может отвлечь от его труда. В келье царит мир, тишина, покой. Обстановка кельи очень проста. Мы видим аналой с Евангелием, на стенках иконы, на кафедре вазочка с гусиными перьями. За спиной монаха через арку окна открывается вид на древний город. Над золотыми куполами храма раскинулось безбрежное небо. Замечателен образ летописца Пимена в драме А.С. Пушкина « Борис Годунов»

3. Чтение учеником наизусть отрывка из драмы А. С. Пушкина «Борис Годунов».

Какие же черты летописца показал А.С. Пушкин в этом отрывке?

Свой труд летописец называет безымянным. И понимали его как исполнение воли Божией. Монахи - летописцы редко оставляли нам свои имена. Это ещё были и безымянные молитвенники за землю русскую. До нас дошли имена немногих из них. И одно из таких имён – имя монаха-летописца Нестора, создавшего «Повесть временных лет», самую древнюю русскую книгу, которая дойдёт до потомков, станет первой историей Руси.

Тихо-тихо в келье летописца. Оживают под неторопливым пером события и люди, прочитаем и мы отрывки из этой книги.
-Чтение отрывков из летописи.

«На сих горах будет город великий…»

«Начали братья Кирилл и Мефодий составлять славянскую азбуку…»

«Не посрамим земли Русской…»

«Пришли впервые печенеги на Русскую землю…»

«Тогда выступил муж Владимира…»

«Завёл Владимир на дворе своём в гриднице пиры…»

«И пошёл Владимир на Ярополка брата своего…»

«Имейте любовь между собою…»

«Воздвиг дьявол распрю среди братьев Ярославичей…»
- А слышится ли за докуметальной точностью повествования голос летописца?

(Да, автор прославляет защитников родной земли, славит мудрых князей, распространителей просвещения, составителей азбуки, осуждает тех князей, которые воевали со своими братьями. За документальной точностью – тревога и боль за судьбу родной земли.)


  1. Слайд презентации «Куликовское сражение».
Давайте послушаем ещё один отрывок из летописи.

Чтение отрывка «О побоище на Дону и о том, как Великий князь бился с ордою».

О каком важном событии в жизни Русского государства рассказал летописец?

(Да, это Куликовское сражение. Велика победа под предводительством Дмитрия Донского.)

Слайд презентации «Памятник Дмитрию Донскому в Коломне».

Именно из нашей подмосковной Коломны русская дружина и ополчение под предводительством князя Дмитрия отправлялись на решающую битву.
-Вы услышали взволнованный голос автора? Почувствовали напряжение, тяжесть этого сражения?

(Да, победа на Куликовом поле была добыта дорогой ценой. Но без этой победы не было бы объединения всего русского народа для окончательной победы над врагом. Она показала, что наше спасение в силе и единстве.)
5.Мысль о единстве звучит в лучших произведениях древнерусского искусства.

Слайд пезентации. «Троица» Андрея Рублёва.
Рассказ ученика.

В одном из залов Третьяковской галереи находится одна из самых известных и прославленных в мире икон, а также одна из самых любимых и почитаемых на Руси – «Троица», написанная в начале 15 века великим древнерусским живописцем Андреем Рублёвым.

Под зелёным дубом перед жертвенной чашей за столом мы видим трёх ангелов, которые словно между собой ведут тихую, неспешную беседу.

Кажется поначалу, как далёк этот сюжет от реальной жизни с её бурными страстями, политическими распрями, набегами врагов. Но так ли это?

Головы ангелов наклонены друг к другу, чуть заметные движения от одного к другому, краски одеяний перекликаются одна с другой в различных деталях одежды. Фигуры ангелов образуют круг, воспринимаются как одно целое, неделимое. Мир. согласие. любовь – вот к чему призывал своих современникоа Андрей Рублёв, и не было в ту эпоху призыва более важного.
Слайд презентации. Икона Божией Матери «Владимирская».

Рассказ ученика.

Говоря об эпохе Древней Руси, нельзя не сказать о том, какое место в духовной жизни наших предков занимали иконы. Особенно почитаемы на Руси иконы Божией Матери. Русь издревле называют уделом Пресвятой Богородицы. Перед образом Божией Матери молились наши предки в часы испытаний, перед лицом смертельной опасности, перед началом походов и сражений, перед принятием важных, ответственных решений, в дни душевной скорби и невзгод.

Одна из самых почитаемых и любимых на Руси икон – «Богоматерь Владимирская». По преданию эта икона была написана самим евангелистом Лукой и была привезена на Русь из Византии. Невозможно отвести глаз от лика Богородицы, которая словно смотрит в душу каждого смотрящего на неё. Глаза её выражают великую скорбь. Они вызывают глубочайшее сочувствие к страданию матери, которая предчувствует трагическую участь своего сына. Младенец нежно обнял шею матери. Этот стиль в иконописи получил название «Умиление».


  1. Слово учителя.
Произведения древнерусского искусства в литературе, в живописи, в архитектуре остаются по сей день непревзойдёнными шедеврами. Они отражение высоты духовных устремлений наших предков, их стремления к идеалу, совершенству, святости. Из такого чистого и святого источника выросла наша русская литература. Уже у своих истоков она служила высоким нравственным идеалам: любви к Богу, к родной земле, к ближнему.

Слайд презентации «Герб Москвы».

Чтение наизусть стихотворения Р. Рождественского «Всадник».

Темнолицый и огневолосый,

Весь в лучах уходящего дня,

Прорываясь сквозь сумрак белесый,

Над обрывом он вздыбил коня.

И глаза его в сумрачном блеске,

Разгораясь, как тёмный алмаз,

В полустёртой столетьями фреске

Неотступно летели на нас.

Пред художником встал как виденье,

Этот всадник на голой стене,

Уносящийся вихрем в сраженье

Со стрелою, застрявшей в броне.

Он схватил свои кисти в восторге,

Чтоб навеки тот миг удержать,

Словно некогда сам, как Георгий,

Вёл на недругов русскую рать.
В полумраке пустого собора,

Про еду забывая и сон,

Он писал то, что встало для взора

Из клубящейся дали времён.

Он писал не для тьмы и покоя,

Не для нимбов и ангельских крыл,

Он в отважное сердце героя

Неуёмную страсть перелил.

И летит его всадник крылатый

Всех архангелов краше стократ,

Принимая на светлые латы

Бурной жизни победный закат.
Литература: Словарь юного художника

(Москва « Просвещение 1999г.)

Рассказы русских летописей

(М., «Просвещение» 1992г.)

«Рассказы по родной истории»

(Москва, «Просвещение» 1999 г.)


Главный русский летописец

«Повесть временных лет» сохраняет свою актуальность и в наши дни

Алфавит, грамотность, просвещенность — без этих понятий невозможно, пожалуй, ни развитие духовности, ни, тем более, цивилизации. Это способы, с помощью которых передаются из поколения в поколение как сакральные, так и нравственные, интеллектуальные, эстетические знания. Вся святость и книжность по Руси пошли, прежде всего, из Киева, матери городов русских, ныне претерпевающего тяжелые испытания


В.М. Васнецов. Святой Нестор летописец. 1885 -1893 гг.

Один из известнейших монахов, почивающих в Ближних (преподобного Антония) пещерах Киевской лавры, - Нестор Летописец (чествуется Церковью 9 ноября по нов. ст.), оставивший нам «Повесть временных лет» — самое знаменитое из древнерусских летописных сочинений XII века, описывающее в основном историю восточных славян, где повествование начинается от Всемирного потопа, охватывая исторические и полулегендарные события, происходившие в древней Руси. Иначе памятник называют Летописью Нестора или Первоначальной летописью.

Именно здесь мы читаем волнующие сердце каждого русского православного человека слова о том, как на земли будущей Руси пришел святой апостол. «Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуня устье Днепра … и проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: "Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей". И взойдя на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру. И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород…».


Повесть временных лет», на глаголице

А вот еще один фрагмент из Повести: «По прошествии времени, после смерти братьев этих (Кия, Щека и Хорива), стали притеснять полян древляне и иные окрестные люди. И нашли их хазары сидящими на горах этих в лесах и сказали: "Платите нам дань". Поляне, посовещавшись, дали от дыма по мечу, и отнесли их хазары к своему князю и к старейшинам, и сказали им: "Вот, новую дань нашли мы". Те же спросили у них: "Откуда?". Они же ответили: "В лесу на горах над рекою Днепром". Опять спросили те: "А что дали?". Они же показали меч.

И сказали старцы хазарские: "Не добрая дань эта, княже: мы добыли ее оружием, острым только с одной стороны, — саблями, а у этих оружие обоюдоострое — мечи. Им суждено собирать дань и с нас и с иных земель".

И сбылось все это, ибо не по своей воле говорили они, но по Божьему повелению. Так было и при фараоне, царе египетском, когда привели к нему Моисея и сказали старейшины фараона: "Этому суждено унизить землю Египетскую". Так и случилось: погибли египтяне от Моисея, а сперва работали на них евреи. Так же и эти: сперва властвовали, а после над ними самими властвуют; так и есть: владеют русские князья хазарами и по нынешний день»

* * *


Преподобный Нестор Летописец. Икона. XIX век.

В этом году - 900 лет со дня кончины выдающегося писателя и сохранителя русской истории, подвижника веры. «Киево-Печерский патерик» утверждает, что преподобный Нестор Летописец родился в 1050-х годах в Киеве. Юношей пришел к преподобному Феодосию, основателю киевской печерской Успенской обители, и стал послушником. Постриг Нестора преемник Феодосия, игумен Стефан.

Преподобный Нестор говорил: «Великая бывает польза от учения книжного, книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. Это реки, напояющие вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами».


Нестор Летописец. Реконструкция по черепу С.А. Никитина.

Напомним, что это было сказано в те времена, когда книга была воистину лишь источником духовной мудрости и просвещения. За тысячу лет многое изменилось.

Станок Гуттенберга напечатал, увы, мегатонны также самой разнузданной литературы, когда книжность включила в себя «светскую» литературу, изощрившуюся и извратившуюся порой до умопомрачения и бесовщины.

Преподобный Нестор нес в монастыре послушание летописца. В 1080-х он написал «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» — в связи с перенесением мощей братьев-мучеников в Вышгород в 1072 г. Напомним, что братья-князья стали первыми на Руси святыми, их канонизировали в лике святых — как заступников Русской земли и небесных помощников русских князей.


Нестор Летописец. Береста. В. Чурилов. Харьков.

Тогда же преподобный Нестор составил и Житие преподобного Феодосия Печерского, а в 1091 г., накануне престольного праздника Печерской обители, игумен Иоанн поручил ему ископать из земли для перенесения в храм святые мощи преподобного Феодосия (память обретения празднуется 14 августа). Историки утверждают, что при торжественном открытии мощей преп. Феодосия (1091 г.) инок Нестор был одним из главных действующих лиц, и на большой авторитет Нестора среди братии Печерской обители указывает рассказ Киево-Печерского Патерика об изгнании беса из черноризца Никиты Затворника: здесь, наряду с такими подвижниками веры и благочестия, как игумен Никон, Пимен Постник, Агапит Лечец, Григорий Чудотворец, Исаакий Печерник, Григорий, творец канонов, Онисифор Прозорливец, — стоит и Нестор, «иже написа летописец», тогда еще сравнительно юный инок.


Памятник Нестору Летописцу в Киеве. 1988 г. Скульптор Ф.М. Согоян. Архитектор Н. Кислый.

Большая биографическая энциклопедия утверждает: «Главнейший труд — Житие Феодосия Печерского, составленное в промежуток времени между 1077 и 1088 годами: оно одно может дать некоторую точку опоры в суждениях о Несторе, как писателе. Пользуясь большой популярностью в древнерусской письменности, Житие преп. Феодосия имеет довольно сложную литературную историю, которую можно проследить при более или менее внимательном отношении к различным редакциям Киево-Печерского Патерика, в составе которого это Житие издавна занимает видное и почетное место. Как литературное произведение, Несторово Житие обладает значительными достоинствами и ясно говорит о большой начитанности и выдающейся образованности автора: хороший язык (выдержанный церковнославянский стиль), толковое и по местам занимательное изложение…».

Но главным подвигом жизни преподобного Нестора все же было составление к 1112—1113 гг. «Повести временных лет». На основании тех историко-литературных данных, какими располагает наука в настоящее время, есть основания считать, что в состав предполагаемой Несторовой Летописи входили «Сказание, что ради прозвася Печерский монастырь», «Слово о первых черноризцах Печерских»; «Слово о перенесении мощей преп. Феодосия», а также несколько мелких заметок.



Любеч. Памятник Нестору-летописцу.

«Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть», — так с первых строк определил цель своего труда преподобный Нестор.

Нестор определенно был русским патриотом, о чем можно судить хотя бы о тех событиях, которым он посвятил страницы своего повествования. Он рассказывает о первом упоминании русского народа в церковных источниках — в 866 г., при святом патриархе Константинопольском Фотии. Повествует также о создании славянской грамоты святыми равноапостольными «учителями словенскими» Кириллом и Мефодием. Именно от него мы узнаем о Крещении в Елену святой равноапостольной Ольги в Константинополе.



Нестор Летописец, автор «Повести временных лет». 1871 г. Скульптор М.М. Антокольский.

Летопись преподобного Нестора сохранила нам рассказ и о первом православном храме в Киеве (945 г.), об исповедническом подвиге святых варягов-мучеников (983 г.), о знаменитом «испытании вер» святым равноапостольным Владимиром (986 г.) и воспоследовавшем после этого Крещении Руси (988 г.).

Нестору мы обязаны и сведениями о первых митрополитах Русской Церкви, о возникновении Печерской обители на Киевских надднепрянских холмах, о ее основателях и подвижниках. Преподобный был очевидцем разгрома Печерской обители в 1096 г.

Духовная глубина, историческая верность и патриотизм «Повести временных лет» ставят ее в ряд высочайших творений нашей национальной и мировой письменности.

Преподобный Нестор Летописец скончался около 1114 г., завещав печерским инокам-летописцам продолжение своего детища. В целом, в окончательном виде, «Повесть временных лет» является совокупным трудом нескольких монахов Киево-Печерской Лавры. Преемниками Нестора в летописании стали игумен Сильвестр, придавший современный вид «Повести временных лет», игумен Моисей Выдубицкий, продливший ее до 1200 г., игумен Лаврентий, написавший в 1377 г. древнейший из дошедших до нас списков, сохранивших «Повесть» преподобного Нестора («Лаврентьевскую летопись»).


Лаврентьевская летопись, 1377 г.

Между прочим, под именем «Нестор Летописей Печерский» русский святой входит в список святых и Римско-Католической церкви.

Украинская православная церковь Московского Патриархата учредила орден имени этого святого.

Главный русский летописец увековечен и в скульптурных памятниках многих городов Руси. Назовем лишь некоторые.



Памятник Нестору Летописцу в Прилуках

В первую очередь, знаменитый памятник М. Микешина «Тысячелетие России» (1862).

10 июня 1988 г. неподалеку от Киево-Печерской обители был открыт памятник Нестору Летописцу — как дар скульптора Ф. Согояна (архитектор Н. Кислый) городу, в связи с 1000-летием Крещения Руси.

Имеется памятник Нестору Летописцу и в Новгороде-Северском, и в Прилуках, где был установлен в честь 900-летия города на территории старинного Вала.

В Любече памятник летописцу имеет примечательно объединительный характер: он установлен в 1997 г. в честь знаменитого первого съезда древнерусских князей, прошедшего здесь в 1097 г. Русская объединительная тема, как видим, болезненна уже почти тысячу лет.

Святый отче Несторе, моли Бога о нас!

Эта картина Виктора Михайловича Васнецова, была написана между 1885-1896 годами. Произведение выполнено акварелью на картоне. Картина находится в доме-музее В. М. Васнецова.

Нестор, монах Киево-Печерского монастыря (около 1056-1114), духовный писатель, мыслитель, летописец, автор «Повести временных лет». Из написанного Нестором «Жития Феодосия Печерского» мы узнаем, что он был пострижен при игум. Стефане (годы игуменства которого - 1074-1078) и возведен им в «диаконский сан» и что еще до «Жития Феодосия» им было написано «Чтение о Борисе и Глебе».

«Чтение о житии и о погублении блаженную страстотерпцю Бориса и Глеба» написано Нестором по канону жития-мартирия. Истории гибели сыновей Владимира Святославича Нестор предпосылает обширное историческое введение, в котором размышляет об извечной борьбе добра со злом. По Нестору, русская история - это борьба добра со злом, вечных добрых начал человеческой души с бесовским соблазном сил зла. Борис и Глеб выступают в «Чтении» как активные поборники христианских идеалов - смирения и братолюбия, а Святополк предстает как орудие дьявольских козней. «Чтение» уступает в известности и распространенности анонимному «Сказанию о Борисе и Глебе».

После «Чтения» Нестор пишет «Житие преподобного отца нашего Феодосия, игумена Печерского», в котором повествуется о жизни и деяниях одного из основателей монастыря. Как это характерно для житий праведников, подвизающихся в монастыре, «Житие Феодосия» отличается живостью характеристик монахов и мирян. Нестор достигает иллюзии правдоподобия в описании творимых Феодосием чудес, искусно изображая бытовые детали, естественно передавая диалоги персонажей. Особенно выделяется в «Житии» образ матери Феодосия: вопреки традиции Нестор изображает не лишенную каких-либо индивидуальных черт благочестивую христианку, предстающую в условном амплуа матери святого, а, напротив, изображает женщину властную, суровую, решительно противящуюся религиозным устремлениям сына, не останавливающуюся перед тем, чтобы жестоко избить или посадить на цепь отрока, мечтающего лишь о богоугодных делах и пострижении.

Сложен и, возможно, близок к своему прототипу и житийный образ самого Феодосия: отличающийся в монастырском быту необычайным смирением, Феодосий тем не менее резко осуждает за неблаговидные поступки князя Святослава. Исследователи находили в «Житии» сюжетные мотивы, будто бы заимствованные из переводных византийских житий, но, вероятно, следует говорить лишь о сходстве ситуаций: Нестор всегда наполняет рассказ конкретными чертами киевской жизни и монастырского быта XI в. В этом отношении интересен такой эпизод: князь, находившийся где-то за городом, поручает некоему отроку отвезти Феодосия на телеге в Киев. Увидя убого одетого Феодосия, юноша принимает его за простого монаха и, снисходительно попрекнув за постоянную праздность, предлагает поменяться местами: юноша поспит в телеге, а Феодосий пусть правит лошадью. Верный своим обычаям, Феодосий смиренно соглашается. Но когда путники приблизились к Киеву, юноша замечает необычайное почтение, оказываемое Феодосию, и со страхом понимает свою оплошность. В этом эпизоде помимо чисто нравоучительной идеи - прославления смирения Феодосия - немало живых деталей: и упоминание о далеком от благочестивого уважения отношении к монахам, и бытовые особенности княжеского быта, и чисто реалистическое изображение самого игумена, который шагает рядом с лошадью, когда начинают слипаться глаза.

В 1113-1018 Нестором составлен древнейший летописный свод «Повесть временных лет», который позднее был включен в состав почти всех летописных сводов.

В «Повести временных лет» земная жизнь рассматривается Нестором как противостояние добра и зла, причем не только как борьба посланников Бога и слуг сатаны, но как противостояние добрых и злых людей. Последние опаснее бесов, ибо «беси бо Бога боятся», а злой человек ни Бога не боится, ни человека. Именно посредством их множится мировое зло.

Виктор Михайлович Васнецов

В 1867 году, оставив Вятскую духовную семинарию, Васнецов приехал в Петербург поступать в Академию художеств. На экзамене ему предложили сделать рисунок с гипсовой модели. Юноша быстро справился с заданием, но усмешку одного из поступающих и небрежный взгляд преподавателя он воспринял как намек: нарисовано очень плохо. Васнецов ушел, не дождавшись результатов, и поступил в Рисовальную школу при Обществе поощрения художеств. И только спустя год, придя в академию, чтобы вновь держать экзамен, он узнал, что в прошлом году его рисунок был оценен положительно, и комиссия зачислила молодого человека в академию.

Русский художник Виктор Михайлович Васнецов родился в селе Лапьял Вятской губернии. Отец его был священником. Мальчик, обладавший прекрасной памятью и воображением, очень рано проявил способности к рисованию. Родители Васнецова были бедными, но образованными и культурными людьми. По вечерам отец читал детям (в семье было пятеро сыновей) рассказы из прошлогодних журналов, присылаемых из Вятки друзьями (на подписку не было денег). Иногда в гостеприимном доме сельского священника останавливались на ночь странники, и будущий художник, затаив дыхание, слушал их интересные рассказы. Васнецовы могли дать своим детям только бесплатное образование в духовном учебном заведении, и в 1858 году десятилетний Витя поступил в Вятское духовное училище, а спустя несколько лет - в семинарию. Учился он старательно, но карьера священника не привлекала его. Каждую свободную минуту Васнецов рисовал, и вскоре способного юношу заметили. Петербургский живописец Эльвиро Андриолли, сосланный в Вятку за участие в дуэли, предложил Васнецову помочь ему в росписях нового храма.

Вскоре по совету Андриолли ректор семинарии предложил Васнецову отправиться в Петербург, в Академию художеств. В 1868 году Виктор начал учиться в академии.

В. М. Васнецов. «После побоища Игоря Святославича с половцами», 1880, Третьяковская галерея, Москва

Чтобы заработать себе на жизнь, молодой художник делал гравюры для различных иллюстрированных журналов («Нива», «Семья и школа», «Всемирная иллюстрация», «Пчела»).

В 1874 году Васнецов впервые выставил свою картину «Чаепитие в харчевне» на III Передвижной выставке. Полотно было удостоено похвалы таких известных мастеров, как И. Н. Крамской и П. П. Чистяков.

Художник, тративший все свое время на создание картин и работу для иллюстрированных журналов, совсем забросил учебу. В 1875 году Виктору пришлось оставить академию.

Вскоре Васнецов стал известен как мастер жанровой картины («С квартиры на квартиру», 1876; «Книжная лавочка», 1876 - обе в Третьяковской галерее, Москва). Но уже в эти годы в его душе, пока еще смутно, родился замысел создания большого полотна о русских богатырях. Интерес к истории проявился еще в самых ранних, академических рисунках, среди которых самым удачным стала «Княжеская иконописная мастерская».

В 1876 году Васнецов отправился в Париж, где уже находились многие русские живописцы: В. Д. Поленов, Н. Н. Ге, И. Е. Репин, И. Н. Крамской и др. Вместе с Поленовым и Репиным Васнецов посещал Лувр, парижский Салон, любовался старинными архитектурными памятниками. Вечерами художники собирались в доме А. П. Боголюбова, сплотившего вокруг себя живших в Париже представителей русского искусства.

В 1877 году Васнецов выставил в Салоне две свои картины - «Чаепитие в трактире» и «Акробаты». Последняя была написана под впечатлением от концерта бродячих артистов, зашедших в Медону, где в то время жил художник. Жизнь в Париже разочаровала мастера. Его притягивало все родное, русское. В 1878 году Васнецов вернулся в Петербург. В этом же году он женился и переехал в Москву, куда его звали друзья - Репин и Поленов. После чужого Парижа и чопорного, слишком западного по духу Петербурга Москва показалась живописцу родной и очень близкой.

В. М. Васнецов. «Витязь на распутье», 1882, Русский музей, Санкт-Петербург

Завершила первый период творчества художника картина «Преферанс» (1879, Третьяковская галерея, Москва). С начала 1880-х годов живопись Васнецова приобрела иной характер, и главное, другими стали темы его работ.

В Москве Васнецов познакомился с П. М. Третьяковым и известным российским предпринимателем и меценатом С. И. Мамонтовым и стал часто бывать у них дома. Особую роль в изменении направления творчества художника сыграли члены абрамцевского кружка (в Абрамцево, имении Мамонтова, собирались лучшие представители московской интеллигенции).

В этот период многие художники проявили интерес к русской истории. Среди них были В. И. Суриков, завершивший в 1881 году знаменитое «Утро стрелецкой казни», и И. Е. Репин, двумя годами ранее написавший «Царевну Софью».

Для Васнецова русская история - это былинные богатыри, мужественно защищавшие свою родину от захватчиков. В 1880 году появилась картина «После побоища Игоря Святославича с половцами» (Третьяковская галерея, Москва), навеянная «Словом о полку Игореве». Посвященная героическому прошлому России, эта композиция перекликается с современностью: она появилась после окончания русско-турецкой войны 1877–1878 годов, с беспощадной правдивостью показанной в своих произведениях баталистом В. В. Верещагиным. У Васнецова же тема приобрела совершенно иное звучание.

Художник изобразил бескрайние степные просторы России. Среди зеленой травы и нежных полевых цветов лежат погибшие русские воины. На картине нет крови и ужасных ран, как на полотнах Верещагина, русские воины кажутся спящими, их лица не искажены муками боли и агонией смерти, а кажутся спокойными и прекрасными. Печальную картину озаряет огромная луна. Рядом с могучим богатырем, раскинувшим руки, лежит трогательный в своей юности молодой княжич (Васнецов писал его со своего младшего брата Аполлинария, часами заставляя его лежать на полу). Среди убитых русичей - тела врагов, но в их позах и лицах нет умиротворения и покоя.

В. М. Васнецов. «Охота на мамонта». Фрагмент фриза, 1882–1885, Исторический музей, Москва

На картину Васнецова, представленную на VIII Передвижной выставке, обрушился шквал критики. В. В. Стасов упрекал мастера в отказе от реализма, а один из основателей Товарищества передвижных художественных выставок, говоря о полотне Васнецова, возмущался: «Снять, убрать, закопать!» Лишь П. П. Чистяков и И. Е. Репин встали на защиту художника и его творения. В письме к Стасову Репин утверждал: «„После побоища“ - необыкновенно замечательная, новая и глубоко поэтическая вещь. Таких еще не бывало в русской школе».

С большим мастерством выстроена композиция картины. Горизонтальные ритмы придают полотну величавость и торжественность, напоминая о неторопливом эпическом повествовании. Хотя человеческих фигур на холсте немного, их сгруппированность на первом плане создает впечатление несметного воинства. Выразителен колорит картины, локальные яркие цвета одежд и снаряжения воинов сочетаются с покрытым полевыми цветами широким зеленым пространством.

В этот же период для кабинета правления Донецкой железной дороги Мамонтов заказал художнику ряд картин, среди которых «Три царевны подземного царства» (1879, Третьяковская галерея, Москва).

В 1881 году Васнецов представил на суд публики свою «Аленушку» (Третьяковская галерея, Москва), вызвавшую не меньше споров и критических замечаний, как и «После побоища». И хотя различные издания адресовали автору и его творению множество нелицеприятных выражений, большинство зрителей, увидевших картину на IX Передвижной выставке, поняли - пришел настоящий художник, певец земли Русской.

Тему богатырей Васнецов продолжил в немного таинственной и романтической картине «Витязь на распутье» (1882, Русский музей, Санкт-Петербург).

В 1882 году художнику предложили написать панно «Каменный век» для недавно сооруженного на Красной площади Исторического музея. Васнецов с радостью принялся за работу. Он решил изобразить сцену охоты на мамонта. Но прежде чем начать создавать панно, мастер долго беседовал с учеными-археологами, работниками музея. Васнецов задавал им множество вопросов: как одевались древние люди, какие украшения носили девушки и женщины, какая природа их окружала, чем занимался каждый представитель племени. Затем живописец представил своим консультантам наброски, и ученые поразились, насколько верно Васнецов представлял картину жизни людей в каменном веке.

Живописец трудился над панно не покладая рук (в длину фриз занимал двадцать пять метров).

Он не оставлял и работы над другими картинами, среди которых «Богатыри» и портреты скульптора М. М. Антокольского и Т. А. Мамонтовой, с которой позднее писал царевну в композиции «Иван-царевич на Сером Волке» (1889, Третьяковская галерея, Москва). Васнецов работал в Абрамцево, и его друзья вспоминали, что художник хватал каждого, кто попадался ему на глаза, и тащил в мастерскую - в натурщики для «Каменного века», ведь написать нужно было целое племя.

В. М. Васнецов. «Царь Иван Васильевич Грозный», 1897, Третьяковская галерея, Москва

Позднее Васнецов так говорил о своей работе над «Каменным веком»: «По существу, я всегда думал только об одном и писал только одно: Русь свою матушку, жителей ее, предков моих милых! Для меня совершенно одинаковы мои предки, независимо от того, сидят ли они на конях в богатырской заставе; едут ли по полю, раздумывая, куда направить путь; несутся ли по непроходимому лесу на волке или бездыханными покоятся в густой траве, положив жизнь за други свои. Изображая людей каменного века, я провидел в них предков наших, древних вятичей. Писал я их вовсе не по книгам, не по материалам раскопок, а по внутренней догадке, по своему чутью. Может быть, и присочинил что, добавил и даже исказил, но все это шло от моего понимания и чувства прошлого».

Васнецов изобразил на панно пещеру - жилище древних людей, женщин и детей, мужчин, занятых трудом. Один стреляет из лука в пролетающую птицу, другой добывает огонь, третий делает из кости оружие, несколько человек долбят лодку. В середине - сильный и высокий вождь с копьем. Затем сцена охоты, жестокий бой с огромным мамонтом, стоивший жизни нескольким охотникам. И, наконец, пиршество, ради которого люди приложили столько усилий.

Большой интерес представляет работа художника в области театрального оформительства. В 1885 году Васнецов создавал эскизы костюмов, декораций, мизансцен к опере Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка», поставленной сначала в абрамцевском кружке, а позднее в Московской частной опере, основанной С. И. Мамонтовым. «Снегурочка» и «Русалка» А. С. Даргомыжского, также оформленные Васнецовым, стали значительным явлением в театральной жизни Москвы.

Большое место в творческом наследии Васнецова занимают росписи Владимирского собора в Киеве (1885–1896), над которыми мастер трудился более десяти лет. Обратившись к традициям древнерусских художников, Васнецов создал образы известных исторических деятелей прошлых веков. Среди них - князь Владимир, княгиня Ольга, Андрей Боголюбский, Александр Невский, летописец Нестор, живописец Олимпий. В этих образах автор сумел передать типические черты, сильные характеры великих личностей.

Перед началом работы над росписями Васнецов побывал за границей, где познакомился с византийскими и итальянскими храмовыми фресками, внимательно изучил древнерусскую живопись и мозаику в Киеве.

Создавая портреты исторических личностей Древней Руси, Васнецов изображал их так, как подсказывало его воображение. В то же время в лицах персонажей росписей проглядывают черты друзей и знакомых художника.

Добиваясь монументальности, мастер представил фигуры немного больше натуральной величины. Этим же целям служит низкий горизонт и неглубокое пространство. Изображения сопровождают надписи в виде славянской вязи. Некоторая стилизованность (вытянутость пропорций фигур) не нарушает общей реалистичности.

Удачным получился также образ Богородицы. Изучая Мадонн Рафаэля, Васнецов понял, что его Богоматерь не должна быть на них похожа, иначе русские люди не воспримут ее. Он долго не мог написать младенца, но однажды увидел, как его маленький сынишка на руках у матери тянется к солнышку, цветам и деревьям в саду. Именно таким и изобразил мастер младенца Иисуса на своей фреске.

Росписи Владимирского собора прославили Васнецова. Позднее его не раз приглашали украшать храмы в Петербурге, Варшаве, Дармштадте. К сожалению, в 1920 году, при Пилсудском, церковь в Варшаве, расписанная русским художником, была уничтожена.

К исторической тематике живописец обратился и в своей картине «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897, Третьяковская галерея, Москва). Царь в композиции Васнецова совсем не похож на обезумевшего убийцу на знаменитом полотне И. Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Образ, созданный Васнецовым, несмотря на свою противоречивость и трагизм, поражает масштабностью и величием. Перед зрителем - сильная историческая личность, от которой зависит судьба государства и народа. В этом портрете царя заметны черты стилизации в духе живописи Древней Руси. Как в древнерусской фреске, в левом нижнем углу картины славянской вязью написаны слова: «Множества содеянных мною лотых помыш окаянный трепещу страшного дне суднаго».

Картина «Царь Иван Васильевич Грозный» открыла новый путь развития русской исторической живописи, по которому пошли многие русские художники, например А. П. Рябушкин, соединивший в своем творчестве традиции древнерусского искусства со свежестью непосредственного наблюдения.

В. М. Васнецов. «Богатыри», 1881–1898, Третьяковская галерея, Москва

Занимаясь «Каменным веком», Васнецов не оставлял работы над «Богатырями» (1881–1898, Третьяковская галерея, Москва). Это полотно стало вершиной творчества художника. Замысел своего произведения автор определил так: «Картина моя - Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого…»

Персонажей для своей картины Васнецов писал с натуры. Так, в облике Алеши Поповича отразились черты сына Мамонтова. Мальчик, конечно, был слишком мал для богатыря, но художнику важно было уловить беззаботность юноши, его готовность скакать туда, куда прикажут старшие товарищи.

Илью Муромца живописец нашел на бирже ломовых извозчиков. Ломовик Иван Петров был так огромен, что, по словам Васнецова, за ним не было видно лошади. Извозчик долго отказывался позировать художнику, но товарищи в конце концов уговорили его.

В. М. Васнецов. «Нестор-летописец», 1919

Хотя каждый из богатырей воплощает в себе определенные типические черты, вместе они стали символом всего древнерусского воинства. Они твердо сидят в седлах своих богатырских коней и всем своим видом выражают уверенность в своих силах и нерушимость дружбы. Величественность изображению придает и истинно русский пейзаж: желтый степной ковыль, темный лес за спинами всадников, клубящиеся в небе облака, словно объединяющие фигуры одетых в сверкающие серебром доспехи воинов.

Васнецов построил композицию огромного полотна так, что богатыри, выдвинутые на первый план, как бы возвышаются над горизонтом и кажутся необыкновенно сильными и мощными. Их монументальность подчеркивают маленькие елочки, растущие у ног коней.

«Богатырей» у Васнецова купил за шестнадцать тысяч рублей П. М. Третьяков. К тому времени старый коллекционер уже передал свое грандиозное собрание (1276 картин русских художников, 471 рисунок, 10 скульптур, 84 полотна иностранных мастеров) в дар Москве. Васнецовские «Богатыри» стали одним из последних приобретений Третьякова, умершего 4 декабря 1898 года.

В 1899 году в Москве состоялась первая персональная выставка Васнецова. Современники свидетельствуют, что публика валила на нее толпами. Художника огорчало то, что на ней не было П. М. Третьякова: это была первая выставка после смерти знаменитого коллекционера, подарившего родине свое замечательное собрание картин.

В творчестве Васнецова множество лиричных портретов друзей и знакомых. Мастер никогда не писал их на заказ, а только по зову своего сердца. Один из самых удачных - портрет М. В. Нестерова (1926, Третьяковская галерея, Москва), созданный художником незадолго до смерти. Умер Васнецов в возрасте 78 лет от остановки сердца.

Мастеров, подобных Илье Ефимовичу Репину, Василию Ивановичу Сурикову, Василию Васильевичу Верещагину, Виктору Михайловичу Васнецову, среди других художников исторического жанра в конце XIX - начале XX века в России не было. Их младшие современники (Андрей Петрович Рябушкин, Сергей Васильевич Иванов, Аполлинарий Михайлович Васнецов, Борис Михайлович Кустодиев, Николай Константинович Рерих, Александр Николаевич Бенуа и др.) создавали совершенно иные по звучанию картины. Изменилась тематика, другими стали герои. Вместо значительных событий, острых конфликтов и ярких образов живописцы стремились запечатлеть красоту старинных одежд, архитектуры, передать быт, обычаи, традиции далекого прошлого.

Из книги Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. автора Коллектив авторов

Из книги Фантики автора Генис Александр Александрович

Из книги Мастера и шедевры. Том 2 автора Долгополов Игорь Викторович

Русская троица Васнецов Виктор ВаснецовБогатыри.1881–1898Холст, масло. 295,3 х 446 смГосударственная Третьяковская галерея,МоскваБудь я конем, картина “Три богатыря” была бы мне иконой. Кони у Васнецова вышли лучше людей. Первые занимают на холсте больше места, чем вторые, и

Из книги Путешествие рок-дилетанта автора Житинский Александр Николаевич

Из книги Мастера исторической живописи автора Ляхова Кристина Александровна

Фрагмент письма 1926 года* …Ни Рубенс, ни Рембрандт, ни Сезанн, ни Пикассо - совершенно несведущие люди в тех науках о цвете, над которыми работают ученые вроде Оствальда. Также ни Сезанн, ни Пикассо, ни Шишкин, ни Репин не знают оптики как науки, однако их произведения от

Из книги Шедевры европейских художников автора Морозова Ольга Владиславовна

Василий Суриков 1848-1916 Василий Суриков родился в Красноярске. В дикой сибирской глуши. Мощь сибирской природы, ее суровость наложили неизгладимый отпечаток на характер художника.Двадцатилетним приехал он учиться в Петербургскую Академию художеств. Но по окончании не

Из книги автора

Виктор Васнецов 1848-1926 В 1858 году десятилетний Виктор Васнецов, сын сельского священника, отправился на учебу в Вятское духовное училище. Его деды и прадеды были священнослужителями, старший брат, также посвятил свою жизнь служению Богу.«Будущая ваша жизнь принадлежит и

Из книги автора

ВИКТОР КАЗАРИН Благодарен судьбе Анатолий Тимофеевич Зверев в жизни моей сыграл фатальную роль, и я благодарен судьбе за то, что она свела меня с ним. А знакомился я со Зверевым не один раз, и продолжаю знакомиться по сей день.Первое знакомство состоялось, когда

Из книги автора

Виктор Михайлович Васнецов (1848–1926) В 1867 году, оставив Вятскую духовную семинарию, Васнецов приехал в Петербург поступать в Академию художеств. На экзамене ему предложили сделать рисунок с гипсовой модели. Юноша быстро справился с заданием, но усмешку одного из

Из книги автора

Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856–1933) В отличие от своего знаменитого брата, Виктора Васнецова, Аполлинарий Васнецов гораздо больше времени и внимания уделял пейзажу. И если старшего брата привлекали человеческие образы (богатыри, полководцы, князья, витязи,

Из книги автора

Клод Моне (1840–1926) Камилла Моне с сыном Жаном (Дама с зонтиком) 1875. Национальная галерея искусства, ВашингтонВ течение 14 лет Камилла была любимой моделью художника. На этой картине он избирает точку зрения снизу вверх, размещая фигуру жены в светлом платье на фоне неба. В

Из книги автора

Поль Гоген (1848–1903) Девушка, держащая плод 1893. Государственный Эрмитаж, Санкт-ПетербургГоген, неисправимый фантазер и мечтатель, наделенный необыкновенным воображением, нашел свою «землю обетованную» на Таити, где люди живут в согласии с природой в первозданном мире, не

Семнадцати лет от роду Нестор (годы жизни, по некоторым источникам, 1056-1110) оставил мир и пришел в Киево-Печерский монастырь. Он стал послушником, затем был посвящен в сан иеродиакона. В 1091 г. вместе с другими иноками он откопал мощи святого Феодосия и участвовал в перенесении их во вновь устроенный храм. Впоследствии он стал автором жития Феодосия Печерского, а также жития святых князя Бориса и Глеба.

Нестор-летописец. Худ. В. М. Васнецов. 1919 г.

Нестора обычно называют первым русским летописцем. Он участвовал в составлении, был одним из авторов первой редакции (первого, исходного варианта) «Повести временных лет». Этот общерусский летописный свод лег в основу большинства дошедших до нас летописных сводов, например Лаврентьевского и Ипатьевского. Нестор использовал родовые предания, повести, сказания, жития первых русских святых, произведения древнерусской литературы. «Повесть временных лет» является одним из самых насыщенных и наиболее достоверных текстов по древней истории Руси.

Еще в середине XIX в. авторство Нестора как составителя «Повести временных лет» было поставлено под сомнение. Некоторые авторы доказывали, что к «Повести временных лет» не имел отношения не только Нестор, но и вообще монахи Киево-Печерского монастыря. Защитники его основывались на приписке имени П., как составителя, в Хлебниковском своде (XV-XVI вв.) и на словах черноризца Поликарпа в его послании к киево-печерскому архимандриту Акиндину (XIII в.): «якоже блаженный Н. в летописце написа…». Труды выдающегося филолога Алексея Александровича Шахматова (1864-1920) притушили эту полемику в пользу авторства именно Нестора.

«Нестор – не поэт и не первоклассный оратор. Это только мастер своей специальности, человек, много учившийся, много знающий и умеющий структурно и литературно оформлять свои мысли. В его руках было только перо и… великий русский язык – инструмент, уже тогда достаточно совершенный, позволяющий автору просто, правдиво и находчиво изображать „земли родной минувшую судьбу“. Нестор – это ученый своего времени, историк, умевший подниматься до сознания связи мировых явлений». Нестора можно назвать Геродотом отечественной историографии. Он первым рассмотрел историю Руси в контексте истории Европы и всемирной истории.

Благодаря летописному своду, составленному Нестором и дошедшему до наших дней во множестве редакций сквозь ордынское и другие лихолетья в истории нашей страны, можно представить себе жизнь далеких предков. Гробница Нестора находится в пещерах Киево-Печерской лавры.



Рассказать друзьям