Важнейшие элементы материальной культуры. Материальная культура и ее виды

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Выражение «некультурный человек», с которым мы довольно часто сталкиваемся в повседневной жизни, с точки зрения философии абсолютно неверно. Как правило, говоря так, мы имеем ввиду плохое воспитание или недостаток образования. Человек культурен всегда, ибо он существо социальное, а любое общество имеет свою культуру. Другое дело, что степень её развития не всегда находится на высоком уровне, но это уже зависит от многих сопутствующих факторов: конкретного исторического периода, условий развития и возможностей, которыми располагает общество. Культура - неотъемлемая составляющая часть жизни всего человечества и каждого конкретного индивидуума. Общества без культуры быть не может, как, впрочем, и культуры - без общества, она создает человека, а человек её. Любое новое поколение начинает свое существование в мире духовных и материальных ценностей, уже сложившихся у их предков.

Взаимосвязь культур

Любая деятельность человека и все его достижения явл

яются частью культуры либо материальной, либо духовной. Причем четкой границы между ними провести невозможно. Культура материальная и духовная, так или иначе, неразрывно связаны друг с другом. К примеру, появившийся в нашем доме шкаф - объект вполне физический, однако при его создании были задействованы интеллектуальные способности людей, проявлены фантазия и логическое мышление. В то же время величайшие произведения искусства, являющиеся неоспоримой духовной ценностью, вряд ли появились бы на свет, не будь у художника кисти, а у философа бумаги и пера. Ещё в Древнем Риме талантливейший оратор Цицерон отметил, что наравне с культивированием, под которым в те времена подразумевалась обработка и возделывание земли, существует и другая культура - «возделывания души».

Основные понятия

Материальная культура включает в себя все многообразие производимых человечеством предметов: одежда, жилище, механизмы, оружие, автомобили, предметы быта, музыкальные инструменты и т. д. Основу же культуры духовной составляют продукты интеллектуальной деятельности человека, все то, что было достигнуто силой мысли и талантом. К примеру, это новые идеи и открытия, религия, философия, произведения искусства и психология.Если духовная культура - это совокупность результатов интеллектуальной деятельности человека, то материальная культура - это сотворенный руками человека предметный мир.

Какая культура важней

Материальная культура, как и духовная, живет по своим законам, между уровнями их развития нет прямой связи. Улучшение материального благополучия людей не всегда сопровождалось ростом их духовного развития, а многие величайшие произведения искусства создавались в полной нищете. Однако неоспоримо и то, что человек, нуждающийся в жилье, пище и одежде, не станет задумываться о высоких материях. Тянуться к философии и искусству могут лишь «сытые», удовлетворившие свои физические потребности, люди. Материальная культура наглядно покажет, насколько человек приспособился к жизни, в ладу ли он с природой, в то время как духовная задает основные стандарты поведения, формирует чувство высокого и прекрасного, создает идеалы. Духовная и материальная культура включают в себя все то, что не дано нам природой, что создано трудом человека, то, что существенно отличает нас от животных. Только гармония этих двух культур поможет достичь высоко уровня существования как одного человека, так и целого государства.

Каждый из нас имеет потребности, которые можно разделить на духовные и материальные. Для этого достаточно вспомнить пирамиду известного психолога Маслоу, в которой в иерархической последовательности были показаны низшие (потребность в еде, сексе, воздухе и т.п.) и высшие тяготения человека (стремление быть уважаемой личностью, тяга к самоутверждению, ощущению безопасности, комфорту и пр.). Для удовлетворения всего вышеперечисленного в процессе исторического развития человечества сформировались классификации культурного характера, в числе которых материальная культура.

Что относится к материальной культуре?

Напомним, что материальной культурой называют окружающую человека среду. Ежедневно, благодаря труду каждого, она обновляется, совершенствуется. Это порождает новый жизненный уровень, в результате чего, меняются запросы общества.

К видам материальной культуры относят:

  1. Животные . В эту категорию включен не только скот, но и декоративные породы кошек, птиц, собак и пр. Правда, гепарды к данному виду не относятся т.к. они живут в дикой природе и не были подвержены процессу целенаправленного скрещивания с другими видами себе подобных. А кошки, собаки, в развитие чьей природы вторгся человек, являются представителем материальной культуры. Также одной из таких причин есть то, что был изменен их генофонд, внешний вид.
  2. Растения . Ежегодно возрастает количество новых сортов. Человек добивается этого при помощи селекции.
  3. Почва . Это верхний слой земли, удобряя который каждый фермер стремится получить обильный урожай. Правда, в гонке за деньгами, иногда игнорируются экопоказатели, и в итоге земля наполняется вредными бактериями, вирусами.
  4. Здания . Не менее важным достижением материальной культуры принято считать сооружения, архитектуру, которая создается с помощью человеческого труда. К культуре зданий относят недвижимость, что постоянно подвергается усовершенствованию, и тем самым улучшается уровень жизни людей.
  5. Оборудование, инструменты . С их помощью человек упрощает свой труд, тратит на достижение чего-либо в два и более раза меньше времени. Это, в свою очередь, значительно экономит его жизненное время.
  6. Транспорт . Эта категория также как и предыдущая направлена на повышение уровня жизни . К примеру, ранее, когда многие торговцы ездили в Китай за шелком, чтоб добраться из США в эту страну, требовалось не менее года. Сейчас достаточно просто купить авиабилет и не нужно ждать 360 дней.
  7. Средства связи . Область включает в себя чудо техники мобильные телефоны, всемирную паутину, радио, почту.

Особенности материальной культуры

Следует отметить, что отличительным качеством данного вида культуры есть разнообразие созданных человеческим трудом предметов, что помогают максимально быстро адаптироваться к переменчивым условиям окружающей природы и социальной среды. Помимо этого, каждая нация имеет свои материальные особенности, характерные именно для определенного этноса.

Взаимосвязь материальной и духовной культуры

Одним из главнейших посредников между миром духовного и материального есть деньги. Так, их можно потратить на покупку столь необходимой пищи, одежды, помогающей не замерзнуть в морозную зиму или просто элементов интерьера. Все зависит от желания человека и его возможностей. При помощи этого рыночного эквивалента можно приобрести билет на семинар, на котором человек повысит уровень своих знаний, что уже является духовной культурой, или он может пойти в театр.

Социально-преобразовательная деятельность людей осуще­ствляется в двух главных сферах человеческого бытия. Таковыми выступают:

Деятельность по созданию и преобразованию матери­альных объектов (материально-преобразующая деятельность);

деятельность, направленная на преобразование, формирование духовного мира человека (духовно-преобразующая деятельность).

В соответствии с двумя основными видами деятельности выделя­ют две основные взаимосвязанные структурные части культуры как целостного социального образования: материальная культура, духовная культура.

Материальная культура характери­зует процесс деятельности людей в материальной сфере бытия общества. Она является мерой сущностных сил человека в мате­риально-преобразующей деятельности, которая охватывает:

а) сферу материального производства;

б) материальную сферу быта;

в) преобразование физической природы человека.

Анализ материальной культуры как общественного явления затрудняется обычно тем, что различие между материальной и духовной культурой всегда относительно. «Чистой» материальной или духовной культуры вообще не бывает. Материальная культура всегда имеет духовную сторону, ибо ни один процесс в матери­альной культуре не происходит без активного участия сознания. С другой стороны, духовная культура всегда имеет свою матери­альную сторону, материальные элементы духовного производства.

Но ограничивать материальную культуру только вещными предметами не правомерно. Материальная культура представляет собой характеристику деятельности людей по изменению и пре­образованию материальных общественных отношений.

Материальная культура характеризуется качественными достижениями, которые означают степень овладения человеком силами природы, совершенство орудий труда, технический уро­вень производства, навыки и умение людей пользоваться техни­кой, организацию труда, обслуживание материально-бытовых по­требностей людей. Сердцевиной материальной культуры являются орудия труда, которые в современную эпоху все в большей мере становятся материальным воплощением достижений науки, с них, собственно, и началась материальная культура. Особая роль принадлежит технике и технологии, а также средствам массового сообщения, или коммуникации (печа­ти, радио, кино, телевидению, компьютерной и лазерной технике).

В широком смысле слова техника представляет собой навыки и приемы какой-либо деятельности и совпадает по смыслу с мастер­ством, искусством (сам термин «техника» древнегреческого проис­хождения и означал когда-то именно искусство или мастерство). Техника пронизывает собой всю культуру и как термин часто упот­ребляется как ее синоним, например: спортивная техника, строи­тельная техника, музыкальная техника и т.д. Можно сказать, что вся материальная культура организована или существует по принци­пу техники. Однако и духовная культура организуется по чисто техническому принципу. Способст­вует этому и развитие средств связи и массовой коммуникации, которые являются в сущности средствами воздействия на сознание людей, средствами манипуляции их психикой. Современные сред­ства коммуникации настолько развиты, что представляют собой ис­кусственную нервную систему планеты, и это позволяет управлять странами и регионами.

Уро­вень культуры характеризуется также достигнутыми навыками и знаниями, которые применяются в процессе материального про­изводства. В этом смысле часто говорят о «культуре труда» раз­личных исторических эпох.

Таким образом, материальная культура может быть подраз­делена в зависимости от сферы проявления на:

Духовная культура.

Духовная культура - это качественные достижения и широта достигнутого кругозора, это внедрение в общественную жизнь идей и знаний, характерных для каждой эпохи. Совокупность духовных ценностей принято называть духовной культурой . Разумеется выделение в культуре материальной и духовной форм существования носит условный характер.

Духовная культура включает в себя все виды, формы и уров­ни общественного сознания. Вместе с тем ее нельзя сводить к сознанию, ибо она функционирует в обществе посредством ос­воения и развития как самих идей, так и ценностно-нормативных аспектов человеческой деятельности. Воспитание определенного типа личности - главная цель в функционировании духовной культуры.

В основе функционирования всей духовной культуры лежит деятельность по производству и воспроизводству духовных цен­ностей, а также деятельность по овладению этими ценностями.

Показателем развития духовной культуры того или иного общества выступает прежде всего доступность ее продуктов ши­роким массам. Это зависит от количества поступающих в распре­деление ценностей духовной культуры, от количества учреждений культуры, которые организуют их распределение и потребление, от стоимости благ культуры и возможности пользоваться ими.

Таким образом, становится очевидным, что возможности духовного развития человека сопряжены с материально-техническим разви­тием и наоборот - уровень совершенства материального производ­ства зависит от возможностей духовного потенциала общества. Ду­ховная культура включает в себя, с одной стороны, совокупность ре­зультатов духовной деятельности, а с другой - и саму духовную деятельность. Артефакты духовной культуры существуют в разно­образных формах. Это обычаи, нормы и образцы поведения челове­ка, сложившиеся в конкретно-исторических социальных условиях. Это также нравственные, эстетические, религиозные или политиче­ские идеалы и ценности, различные идеи и научные знания. В общем, это всегда продукты интеллектуальной, духовной деятельности. Они, как и продукты материального производства, используются в качестве жизнедеятельности человека, для удовлетворения его оп­ределенных потребностей.

Иногда духовную культуру делят на две сферы:

1) духовные качества человека и деятельность по их воплощению;

2) духовные ценности, получившие как бы самостоятельное сущест­вование в виде научных теорий, произведений искусства, норм права и т.д.

В духовной культуре выделяют обычно те элементы, которые принято иначе называть формами общественного сознания. В таких случаях вместо термина «сознание» употреб

Глава 19. Современная география культуры

Начало новейшего времени история отсчитывает с Великой Октябрьской социалистической революции, которая открыла эру социализма «Победа Октября - главное событие XX века, коренным образом изменившее ход развития всего человечества», - говорится в Постановлении ЦК КПСС от 31 января 1977 года («О 60-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции». М., 1977, стр. 3). Под влиянием этой революции шло зарождение и развитие всемирного революционного процесса и углубление кризиса капитализма. В результате в мире сложились две системы - социалистическая и капиталистическая. Внутри последней образовалась большая группа развивающихся стран, часть которых вступила на путь некапиталистического развития; многие другие стремятся к ограничению капиталистических черт и элементов в своей экономике, общественно-политической и культурной жизни.

География культурных черт современного человечества в первую очередь связана именно с этим делением.

Среди множества элементов культуры, с одной стороны отражающих различия стран и народов, с другой - несущих многие межнациональные черты, нетрудно выделить главные: прежде всего это такие элементы материальной культуры, как орудия труда, жилище, одежда, пища Однако орудия труда по мере сдвигов в способах производства изменяются особенно быстро; традиционные для былых ХКТ их виды почти всюду уходят в прошлое. Что же касается жилища, одежды и пищи, то они в наибольшей степени отражают этническую специфику, да и по существу после орудий труда имеют первостепенное значение. Ф Энгельс писал, что «люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилища и одеваться», без этого они не были бы «в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией и т. д.» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Собр. соч., т. 19, стр 350). Рассмотрение отдельных элементов культуры начнем с тех ее материальных сторон, на которые указывал Ф. Энгельс.

Жилище. Постройка помещений для жилья - один из самых древних и всеобщих для человечества трудовых процессов. Первыми жилищами человеку служили пещеры или просто скальные навесы, к которым пристраивали каменные стенки. Вплоть до середины XX в. этнографам еще удавалось обнаруживать в залесенных горах Юго-Восточной Азии и в некоторых других районах Земли немногочисленные племена, продолжавшие жить в пещерах. Искусственные же пещерные жилища и по сей день используются кое-где земледельческим сельским населением. В Турции их пробивают в мягких туфовых скалах, в Китае- в обрывах лессовых плато.

В районах, где природные условия иные, столь же древнюю историю, как пещерное жилище, имеют шалаши, ветровые заслоны, а в лесных районах - настилы в развилках деревьев. Для некоторых наиболее отсталых племен в Австралии, Центральной и Южной Африке, а кое-где и в других местах такие примитивные сооружения служат жилищем и по сей день.

От этих простейших прототипов долгая эволюция привела к созданию великого многообразия форм народного традиционного жилища, в высшей степени целесообразно приспособленного к нуждам хозяйства и условиям среды. Лишь с распространением сперва в городах, а затем и на селе индустриальных методов строительства начался отход от этих сложившихся на протяжении веков традиционных народно-архитектурных форм.

В настоящее время только в сельской местности сохранились резко различающиеся типы жилья. В городах же индустриальное зодчество, хотя и приспосабливается к климату и стремится кое-где сохранить национальный стиль архитектуры, в целом стирает местные особенности в этом элементе культуры между различными историко-культурными областями.

У народов Европы при всем разнообразии традиционного крестьянского жилища, бытующего до наших дней, можно выделить два основных его типа. Это каркасно-столбовые постройки с косыми балками-консолями, пространство между которыми заполняется не несущим вертикальной нагрузки материалом, - так называемые фахверк. Они распространены от Англии, Франции и Скандинавии до Австрии и Балкан. Второй тип - срубный дом из горизонтальных бревенчатых венцов, характерный для большинства народов Восточной Европы (поляков, белорусов, русских, финских и тюркских народов Поволжья и Приуралья), но известный также в Альпах и Пиренеях.

В то же время имеется множество вариантов этих двух типов у отдельных этнографических групп (например, русская изба архангельских поморов имеет совсем иные размеры, пропорции, планировку, нежели изба крестьян Курской или Саратовской областей).

Понятно, что в капиталистических странах и по сей день сохраняются огромные различия в размерах, планировке, качестве материала между домом зажиточного и домом бедного крестьянина. Иногда жилища различных социальных слоев даже принадлежат к разным типам (кирпичный дом и землянка), но чаще они представляют собой качественно различные варианты одного и того же типа.

Для оседлого сельского населения почти всей Северной Африки, отдельных засушливых и безлесных районов Южной Европы, большей части Юго-Западной, Средней и Центральной Азии вплоть до северной Индии характерно (в самых различных конструкциях и планировочных вариантах) глинобитное, а иногда каменное или каркасно-столбовое, но обмазанное глиной (нередко побеленное) жилище, с плоской или купольной крышей.

Здесь древесина при ее нехватке и дороговизне используется очень экономно, прежде всего для перекрытий потолка, для дверей, дверных и оконных рам, иногда также для внутренних и угловых опорных столбов. Стены возводятся или из камня (там, где он в достатке), чаще же из кирпича, обычно из сырцового или саманного (тес примесью рубленой соломы), а у зажиточных хозяев во многих районах и из обожженного.

Но наиболее широко распространена глинобитная техника: глина утрамбовывается между дощатой опалубкой, которая потом переносится для сооружения следующего участка стены.

Почти для всех народов, ведущих кочевой образ жизни или хотя бы сохраняющих элементы отгонного животноводства, типичны передвижные жилища. У тюркоязычных и монголоязычных народов это по преимуществу каркасно-войлочная юрта, а у арабов-бедуинов, берберов, курдов, некоторых других кочевых групп Юго-Западной Азии и у тибетцев - прямоугольный или удлиненно-овальный шатер на многих шестах, обычно покрытый шерстяной черной тканью. У некоторых других кочевых народов, например у туарегов Сахары, бытуют еще более архаичные палатки с кожаным покрытием.

Ныне в Северной, Центральной и Средней Азии летнее переносное жилище часто сочетается с зимним стационарным

У большинства народов Сибири переносным жилищем издавна служил конический чум, а на крайнем северо-востоке - яранга с теплым меховым внутренним пологом. Так же как юрта у народов Средней Азии, чум и яранга сейчас сохраняются лишь как сезонное жилье для пастушеских и промысловых бригад, тогда как постоянным жилищем служат стационарные многокомнатные дома.

Для береговых оседлых групп чукчей и коряков были в прошлом характерны стационарные жилища, внешне похожие на ярангу, и различные землянки, а для полярных эскимосов Новою Света - уникальные «иглу» - куполообразные помещения, сооруженные по образцу землянки, но из брикетов плотного снега.

У народов таежной Сибири, живущих между зонами тундрового оленеводства и степного кочевого скотоводства, были широко распространены различные формы постоянных жилищ, которые строились из вертикально или наклонно поставленных бревен, но сохранили некоторые планировочные черты своих переносных прототипов - чумов и каркасных юрт. У якутов такие «юрты» с земляной крышей с некоторыми чертами русской бревенчатой избы кое-где дожили до наших дней. Эти формы жилища отражают постепенный переход от кочевого или полукочевого образа жизни к оседлому.

Полуостров Индостан, представляющий собой, как уже говорилось, довольно четко очерченный Южноазиатский историко-культурный регион, отличается крайним разнообразием типов жилищ. Здесь имеются круглые и прямоугольные, деревянные, плетеные, каменные и глинобитные, наземные и свайные постройки. В этом многообразии нашли отражение и пестрота этнического состава полуострова, и разнообразие его природных условий, и сложность социального состава населения. Такую же пестроту традиционных типов жилищ являет и относительно небольшая по размерам Кавказская историко-культурная область.

Для Восточной и Юго-Восточной Азии характерны каркасностолбовые жилища из дерева или бамбука - наземные и свайные. Первые типичны для китайцев, вьетнамцев, яванцев. На севере Китая и в Корее они имеют калориферно-отапливаемую лежанку («кан») или подогреваемый пол («ондоль»).

Для большинства народов Юго-Восточной Азии и японцев типичны постройки на сваях. На востоке Индонезии, на Филиппинах, острове Хайнань, некоторых островах Океании помимо свайных домов распространены наземные хижины без стен, с ангарообразными, низко свисающими овальными крышами.

Эти преобладающие типы построек дополняются и другими. Так, в лесистых горных районах Гималаев и юго-западного Китая встречаются и срубные дома, внешне похожие на восточноевропейские, но отличающиеся от них тем, что крыша покоится не на срубе, а на стоящих вне его вертикальных столбах.

Наряду с каркасно-столбовыми (свайными и срубными) постройками в различных, преимущественно горных, районах Европы и Азии (Пиренеи, Альпы, Кавказ, Памир, Гималаи и др.) сооружаются казенные жилища. Здесь в некоторых местах, особенно у наиболее зажиточных хозяев, распространены двухэтажные дома с нижним каменным и верхним деревянным ярусами. Такие дома характерны, например, для тирольцев, многих групп швейцарцев и басков.

В Африке к югу от Сахары преобладают легкие плетеные или каркасные постройки с глиняной обмазкой, а часто и без нее. Хижины на сваях встречаются в прибрежных районах Западной Африки. В лесной зоне преобладают прямоугольные в плане жилища, а в зоне саванны - круглые.

Традиционные жилища индейских народов Америки ранее отличались большим разнообразием и определенным сходством с типами, характерными для близких по природе ландшафтных зон Старого Света, - с коническими сибирскими чумами, глинобитными, бревенчатыми и плетеными жилищами народов Северной, Юго-Западной и Юго-Восточной Азии и Африки.

Одежда. Очень любопытно также проследить географическое распространение такого существенного элемента материальной культуры, как костюм. Сейчас почти повсеместно (особенно у мужчин) его традиционные формы вытесняются европеизированной городской одеждой собственного, домашнего, или, что чаще, фабричного производства. Степень этого вытеснения связана с социальным положением тех или иных слоев общества (правда, связь эта не всегда однозначна). Однако еще в конце XIX в. традиционная одежда преобладала почти повсюду в мире (кроме городского населения), да и поныне она сохраняется, особенно как праздничная или церемониальная.

Почти каждому народу и даже отдельным этническим группам присущ особый вариант костюма с неповторимыми деталями покроя или орнамента. Есть специфические костюмы, которые носит

только один народ (кимоно - только японцы, меховой комбинезон-керкер - чукчи и т. п.). Но, как правило, основные типы костюма имеют широкий ареал распространения, встречаясь в тех или иных формах у многих народов.

Современный европейский костюм - жакет и юбка, пиджак, рубашка и брюки - в своей основе восходит, очевидно, еще к верхнему палеолиту, когда охотники северной полосы Европы и Азии одевались в меховые или кожаные штаны и куртки. В средневековую Европу этот тип костюма вошел как культурное наследие кельтских, германских, славянских и прочих племен. В разных вариантах он лег в основу как традиционной, так и лишенной этнических черт «городской» одежды различных европейских народов.

Однако, как мы знаем, античные цивилизации Европы не признавали курток и штанов, считая их варварской одеждой: в древней Греции и Риме преобладали туники, хитоны, химатионы и тоги. В Европе тип этот не сохранился, но широко распространился на юг, породив, очевидно, разные формы несшитой одежды у многих современных народов Тропической Африки. В самой Европе туникообразный покрой рубахи без швов на плечах бытовал у финских народов, а несшитые формы женской поясной одежды в виде поневы - у южных русских, в виде плахты и запаски - у украинцев. Аналогичные формы поясной одежды были характерны и для многих народов Дунайского бассейна и Балканского полуострова (румын, болгар, албанцев и др.). Сочетание юбки с плечевой безрукавкой привело к возникновению русского сарафана.

Что касается «охотничьего комплекса» из куртки и штанов, то он сохранился в меховой или замшевой одежде многих индейских племен умеренной и холодной полосы Северной Америки. Приспосабливаясь к более суровым арктическим условиям, он породил различные варианты костюмов коренных народов американской Арктики и Сибири. При этом у населения прибрежной и тундровой зоны, которое передвигалось преимущественно на нартах или на лодке (у ненцев, чукчей, эскимосов), стала преобладать глухая длинная куртка с капюшоном - малица, кухлянка, анорак. У пеших же охотников тайги развивались более удобные для ходьбы распашные формы костюма.

По всей Средней, Центральной и Восточной Азии издавна и по сей день бытуют в качестве преобладающей верхней одежды различные варианты распашного халата без пуговиц, повязываемого по талии кушаком, а также мужские и женские штаны. В эпоху монгольской и маньчжурской экспансии эта форма халата у многих народов Восточной Азии была вытеснена специфическим маньчжуро-монгольским «дели» с левой полой, имеющей сверху полукруглый вырез и запахивающейся до правой подмышки, со стоячим воротником на мелких пуговицах. Она легла в основу различных современных форм халатообразной одежды у китайцев, вьетнамцев и некоторых других народов, кроме корейцев и японцев От северных степных соседей китайцы и вьетнамцы заимствовали также штаны

Разумеется, и халат, и штаны в процессе распространения на юг существенно изменились: материал их стал более легким, а покрой - более открытым, приспособленным к более теплому климату Первоначальные формы халатообразной одежды, бытующие по сей день у тибетцев, монголов и других народов Центральной Азии, наилучшим образом служат человеку в условиях континентального, ветреного климата этого района

Распространение ислама привело к появлению на Востоке таких унизительных и крайне негигиеничных элементов женской одежды, как чадра и паранджа В настоящее время они почти повсеместно изживаются

В тропических районах Южной и Юго-Восточной Азии развивались преимущественно несшитые формы поясной одежды Простейший ее вид - набедренная повязка - встречается почт у всех народов тропической зоны Африки, Азии, Океании и Америки. От нее происходят разные формы несшитых или сшитых цилиндрических женских и мужских юбок различной длины. В сочетании с кофтой или курткой они представляют обычный тип одежды у большинства народов Юго-Восточной Азии - бирманские лонджьи, индонезийские каин и саронг-кебайя и другие варианты этого костюма. Своеобразные несшитые штаны разной длины - до колен, как сиамско-кхмерский панунг, или до пят, как некоторые формы индийских дхоти, - тоже представляют собой несшитую юбку, свободный конец которой пропущен между ног.

Специфической формой южноазиатской женской одежды служит сари (ее носят обычно с шарфом и короткой кофточкой-лифом); в основе своей это несшитая юбка, свободный конец которой перекидывается через плечо наподобие шали.

Еще одна простейшая форма одежды, в тех или иных формах встречающаяся почти во всем мире, - это пончо, прямоугольный или ромбовидный кусок ткани с отверстием для головы посередине, обычно обшитый бахромой или каймой по краям. Пончо распространено в Юго-Восточной Азии, а еще шире - у индейцев Южной Америки; встречается оно и в некоторых других районах мира.

Пища.

Способы приготовления и ассортимент употребляемых продуктов питания - весьма стойкие отличительные элементы той или иной материально-бытовой культуры. К тому же они часто находятся в тесной связи и с духовной надстройкой - моральными нормами, религиозными запретами и пр. Поэтому знакомство с тем, что можно назвать пищевыми навыками человечества, представляет большой интерес.

Почти всюду на Земле в продовольственном балансе преобладает растительная пища. Лишь у народов Арктики мясо и животный жир составляют больше половины рациона (оленина - у оленеводов, рыба и тюленина - у прибрежных рыболовов и зверобоев). Но и у них широко употребляются в качестве приправы ягоды, стебли и листья съедобных дикорастущих растений. В наше время в этих районах потребляют гакже много привозных растительных продуктов, в частности мучных.

У народов пустынно-степных областей Африки и Азии, в том числе и тех, что ведут чисто скотоводческое хозяйство, питание большую часть года состоит не столько из мясных, сколько из молочных и покупных мучных и крупяных продуктов. Даже у весьма редких и малочисленных теперь племен охотников тропической и субтропической зон, например у бушменов, мясо дичи в среднем составляет не более Уз потребляемой пищи, остальное добывается собирательством.

Таким образом, у подавляющего большинства населения Земли в основе питания лежат углеводные продукты земледелия - крахмал и сахар. Но выступают они в рационах разных народов в различной форме.

Европа, Юго-Западная, Южная и Средняя Азия - это области дрожжевого хлеба из пшеничной муки, а на севере Европы - из ржаной.

Хлебу исторически повсюду предшествовала пресная лепешка. И сейчас этот вид пищи распространен на окраинах указанного евроазиатского ареала (скандинавский кнатброт- «хрустящий хлеб», шотландская овсяная лепешка, кавказский чурек, индийские чапати).

Для этого большого ареала характерны также и отварные крахмалистые блюда: каши (в Западной Европе - прежде всего овсяная, реже ячневая, в Восточной - гречневая и пшенная) и вареное тесто, в особенности разные виды клецок, галушек, лапши, макарон (в Южной Европе). В Юго-Западной и в Средней Азии в древности каши делались из разных сортов проса. Это были прототипы нынешних пловов. В средние века рис вытеснил просо. У монголов, тибетцев и у народов гималайских стран популярна густая ячменная каша (цзамба). На Балканах и Кавказе из кукурузной муки, заменившей более древнее мелкое просо, варят мамалыгу, а в Италии - поленту. А вот в Африке, к югу от Сахары, в зоне саванны, несмотря на распространение кукурузы, а кое-где и риса, различные виды проса остаются по-прежнему главной пищей. Обычно из них готовят различные густые похлебки и каши.

В Америке, кроме Крайнего Севера и Юга, издревле основным злаком является кукуруза (маис). Ее и сегодня много потребляют в Канаде и США наряду с пшеничным и ржаным хлебом, обычно в виде вареных початков, кукурузных хлопьев и других изделий. Во всех латиноамериканских странах также распространены всевозможные кукурузные блюда. Но в потреблении зерновых в каждой из этих стран много специфики. Так, у народов, живущих на берегах Карибского моря, большое место в пище занимает рис, а у индейцев Андских нагорий - зерно местной культуры киноа и т. д.

В большинстве стран Южной и Восточной Азии различные виды древних просяных культур почти вытеснены: в северных районах - пшеницей, а в южных - рисом. Этот злак впервые был введен в культуру в Южной Азии, а теперь служит основной пищей, пожалуй, более чем для половины человечества. В Юго-Западной и Средней Азии, Закавказье рис готовят в виде плова, а в странах Дальнего Востока его варят в несоленой воде или на пару (в некоторых случаях в полости ствола зеленого бамбука или в обертке из листьев банана). Из риса в Восточной и Юго-Восточной Азии делают также блинчики, клецки. Область потребления риса за последние годы сильно расширилась, захватив и традиционные «пшеничные» районы и районы, где раньше потребляли крахмал только корнеплодов и клубнеплодов (например, на островах Океании). В Японии, Корее, Китае, Вьетнаме едят)много различных лапшевых блюд. Восточная Азия - родина гречихи, но гречневой каши здесь не знают, зато едят лепешки и лапшу из гречневой муки.

В северной части Восточной Азии, на стыке земледельческой древнекитайской и скотоводческой тюрко-монгольской культур, находится, очевидно, центр зарождения многих блюд из теста, варенного в воде, на пару или в жире. Отсюда они распространились как на восток (в Корею, Японию), так и далеко на запад, куда доходили кочевники. Это такие блюда, как тюрко-монгольские борцог и боз, уйгуро-узбекские манты и лагман, кавказский хинкал, татарские беляши и чебуреки, сибирские и восточноевропейские пельмени и вареники

Корнеплодные и клубнеплодные крахмалистые блюда распространены почти повсюду (жареные, печеные и в виде пюре). В странах умеренного климата они приготовляются преимущественно из картофеля Завезенный из Южной Америки, он сильно потеснил в Европе более старинные репу и брюкву. В тропиках га-кие крахмалистые блюда делаются из распространившихся ныне по всему этому климатическому поясу батата (сладкий картофель) и маниоки (американского происхождения), ямса и таро (из Юго-Восточной Азии). Но все же везде, где есть рис, корнеплоды и клубнеплоды считаются дополнительной, второсортной пищей. Бобовые продукты - важный источник растительного белка - повсюду выступают в комбинации с крахмалистой пищей: в Мексике, на Балканах, на Кавказе - это вареная фасоль (лобио) и кукурузная лепешка, в Бразилии - фасоль и маниоковая мука (тапиока или «фаринья де пау»), в Индии - множество блюд из разных видов фасоли и гороха с рисом и чапати. В Африке арахис потребляют в сочетании с просом, на Дальнем Востоке рис едят с соевыми продуктами - соусами, пастами, соевым творогом. Богатые крахмалом плоды хлебного дерева (распространившегося из Африки и Юго-Восточной Азии по всей тропической зоне) и сердцевина саговой пальмы идут в пищу в виде лепешек или каш более всего на востоке Индонезии и местами в Океании.

Во многих странах значительное место в рационе занимают сахаристые продукты. Это тростниковая меласса в некоторых областях Бразилии; финики в оазисах Сахары и Аравии и особенно в Ираке; сок и мякоть кокосовых орехов и бананы в Океании и Юго-Восточной Азии.

Крахмалистая пища пресна. Чтобы сделать ее более аппетитной, повсюду употребляются соусы, подливки, закуски с более интенсивной вкусовой гаммой: соевый соус на Дальнем Востоке, соус и паштет из квашеной рыбы в Юго-Восточной Азии, перечный соус «чили» в Латинской Америке, индийское «карри» - подливка со множеством ароматических ингредиентов, острая паста «аджика» в западном Закавказье и т. д. Аналогичную роль во многих странах играют горчица, чеснок, отчасти лук, укроп, петрушка, сельдерей.

У многих народов Европы пряности типа тминного, макового, льняного семени добавляют в хлебные изделия.

Почти в каждой кухне мира используются растительные масла: в Европе, Юго-Западной и Южной Азии - оливковое, льняное, конопляное, подсолнечное; во многих районах Азии - рапсовое и кунжутное, а в последнее время подсолнечное и отчасти хлопковое; в Восточной Азии - соевое; в Южной Азии и Океании - кокосовое; в Африке - арахисовое и пальмовое.

Значительно уже районы потребления животных жиров: коровье масло- в Европе и Индии; баранье сало - в Средней и Юго-Западной Азии; тюлений жир, как уже упоминалось, - в Арктике.

Огромное множество овощных, рыбных, мясных, молочных блюд, изобретенных разными народами мира, первоначально служило в меню трудовых масс лишь весьма незначительным дополнением к основной крахмалистой пище или использовалось только в качестве праздничных или обрядовых блюд. Лишь в XX в. в экономически развитых странах произошел сдвиг в балансе пищи: основное место в нем заняли сложные, многокомпонентные, богатые белком (в частности, животным) и витаминами блюда, а хлеб, картофель, макароны отошли на положение гарнира. Но и сейчас в развитых странах капитализма существует большой разрыв в качестве питания между теми слоями общества, которые стоят на нижних ступенях социальной лестницы, и теми, кто занимает ее вершину.

В целом же национальная специфика питания, сильно варьируя, связана как с природной средой - климатом и ассортиментом доступных продуктов, так и с конкретно-историческими судьбами того или иного народа. При этом ни в одной национальной кухне по разным причинам не используются все потенциальные возможности, которые дают природные ресурсы соответствующих стран.

Почти всюду в Восточной Азии- на севере восточнее МНР, на юге восточнее Индии - до последнего времени не потребляли молока и молочных продуктов (или их потребление рассматривалось с неодобрением). Китайцы, не привыкшие к европейской кухне, не едят также почти ничего не подвергнутого термической обработке, даже, скажем, сырую соленую сельдь или малосольную семгу.


Похожая информация.


Существуют различные способы анализа структуры культуры. Поскольку культура выступает, прежде всего, как предпосылка всех видов социально-значимой деятельности, то основными элементами ее структуры выступают формы фиксации и передачи социального опыта. В этом контексте основными составляющими культуры являются: язык, обычаи, традиции, ценности и нормы.

Язык - это система условных символов, находящихся в соответствии с определенными объектами. Язык играет важнейшую роль в процессе социализации личности. При помощи языка происходит усвоение культурных норм, освоение социальных ролей, формирование моделей поведения. У каждого человека есть свой культурно-речевой статус, обозначающий принадлежность к конкретному типу языковой культуры: высокому литературному языку, просторечию, местному диалекту.

Традиция - это форма социокультурного воспроизводства, связанная с передачей из поколения в поколение базисных элементов нормативной культуры: символов, обычаев, манер, языка. Необходимость сохранения этих базисных норм определяется самим фактом их существования в прошлом.

Социальная норма - это форма социокультурной регуляции в определенной социальной сфере, характеризующая принадлежность индивида к данной социальной группе. Социальная норма устанавливает допустимые границы деятельности представителей конкретных социальных групп, обеспечивает предсказуемость, стандартность поведения людей в соответствии с их социальными статусами.

Ценность - это категория, указывающая на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. Каждая историческая эпоха характеризуется специфическим набором и определенной иерархией ценностей. Такая система ценностей выступает в качестве высшего уровня социальной регуляции, составляет основу формирования личности и поддержания в обществе нормативного порядка.

Материальная и духовная культура.

Рассматривая культуру по ее носителю, выделяют материальную и духовную культуру.

Материальная культура включает в себя все сферы материальной деятельности и ее результаты: жилища, одежда, предметы и средства труда, предметы потребления и др. То есть, те элементы, которые обслуживают естественно-органические потребности человека относятся к материальной культуре, которая в прямом смысле своим содержанием удовлетворяет эти потребности.

Духовная культура включает в себя все сферы деятельности и ее продукты: познание, воспитание, просвещение, право, философию, религию, искусство. Духовная культура связана, прежде всего, не с удовлетворением потребности, а с развитием способностей человека, имеющих всеобщее значение.


Одни и те же предметы могут принадлежать и к материальной и к духовной культуре одновременно, а также в процессе существования менять свое предназначение.

Пример. Бытовые предметы, мебель, одежда в повседневной жизни удовлетворяют естественные потребности человека. Но, будучи выставленными в музее, эти вещи уже служат удовлетворению познавательного интереса. По ним можно изучать быт и нравы определенной эпохи .

Культура как отражение духовных способностей личности.

По форме отражения духовных способностей, а также по происхождению и характеру культуры условно можно выделить три следующие формы: элитарную, народную и массовую .

Элитарная , или высокая культура включает в себя классическую музыку, высокохудожественную литературу, поэзию, изящные искусства и т.д. Она создается талантливыми писателями, поэтами, композиторами, живописцами и ориентирована на избранный круг ценителей и знатоков искусства. В этот круг могут входить не только «профессионалы» (литераторы, критики, искусствоведы), но и те, кто высоко ценит искусство и получает от общения с ним эстетическое наслаждение.

Народная культура возникает в известной степени стихийно и чаще всего не имеет конкретных авторов. В её состав входят самые различные элементы: мифы, легенды, былины, песни, танцы, пословицы, частушки, ремесла и многое другое - все, что принято называть фолклером. Можно выделить две составные особенности фольклора: он локализован, т.е. связан с традициями определенной местности, и демократичен, поскольку в его создании принимают участие все желающие.

Массовая культура начинает развиваться с середины ХIХ века. Её не отличает высокая духовность, наоборот, она носит в основном развлекательный характер и в настоящее время занимает основную часть культурного пространства. Это та сфера, без которой невозможно представить жизнь современных молодых людей. Произведениями массовой культуры являются, например, современная эстрадная музыка, кинематограф, мода, современная литература, бесконечные телевизионные сериалы, фильмы ужасов и кинобоевики и т.д.

Социологический подход к пониманию культуры.

В контексте социологического подхода культура - это система ценностей и норм, присущих определенной социальной общности, группе, народу или нации. Основные категории: доминирующая культура, субкультура , контркультура , этническая культура, национальная культура. Рассматривая культуру как характеристику особенностей жизнедеятельности различных социальных групп, выделяют понятия: доминирующая культура, субкультура и контркультура .

Доминирующая культура - это совокупность убеждений, ценностей, норм, правил поведения, которые принимаются и разделяются большинством членов общества. Данное понятие отражает систему жизненно важных для общества норм и ценностей, образующих его культурную основу.

Субкультура - это понятие, с помощью которого социологи и культурологи выделяют локальные культурные комплексы, возникающие в рамках культуры всего общества.

Любая субкультура предполагает свои правила и образцы поведения, свой стиль одежды, свою манеру общения, отражает особенности образа жизни различных сообществ людей. Российские социологи в настоящее время уделяют особенно большое внимание изучению молодежной субкультуры.

Как показывают результаты конкретных социологических исследований, субкультурная активность молодежи зависит от ряда факторов:

Уровня образования (у лиц с более низким уровнем образования, например, учащихся ПТУ она заметно выше, чем у студентов вузов);

От возраста (пик активности 16 - 17 лет, к 21 - 22 годам она существенно понижается);

От места жительства (характерна в большей степени для города, чем для деревни).

Под контркультурой понимается такая субкультура, которая находиться по отношению к доминирующей культуре в состоянии открытого конфликта. Контркультура означает неприятие базовых ценностей общества и призывает к поиску альтернативных форм жизни.

Специфика современной массовой культуры.

Еще в ХIХ веке философы, изучавшие культуру, обратились к анализу сущности и социальной роли массовой и элитарной культуры. Массовую культуру в те времена однозначно рассматривали как выражение духовного рабства, как средство духовного угнетения человека, как способ формирования манипулируемого сознания. Ей противопоставляли высокую классическую культуру, которая воспринималась как способ жизнедеятельности, характерный для привилегированных слоев общества, интеллектуалов, аристократов духа, т.е. «цвета человечества».

В 40-50-е годы ХХ века оформилась точка зрения на массовую информацию как на новый этап культуры. Она успешно разрабатывалась в трудах канадского исследователя Герберта Маршала Маклюэна (1911-1980). Он считал, что все существовавшие культуры отличаются одна от другой средствами общения, потому, что именно средства общения формируют сознание людей и определяют особенности их жизнедеятельности. Как отмечают многие культурологи, концепция Маклюэна и его последователей представляет собой типичную оптимистическую концепцию массовой культуры.

Главная функция массовой культуры - компенсаторно-развлекательная, которая дополняется социально-адаптивной функцией, реализуемой в отвлеченном, поверхностном варианте. В этой связи, западные исследователи неоднократно подчеркивали, что массовая культура превращает людей в любопытствующих наблюдателей жизни, рассматривающих иллюзорный мир видео образов как объективно существующую реальность, а реальный мир, как иллюзию, досадную помеху бытия. Потребление образцов массовой культуры, по свидетельству многих психологов, возвращает взрослых людей на инфантильную стадию восприятия мира, а молодых потребителей этой культуры превращает в пассивных созидателей, неразборчиво поглощающих приготовленные им идеологические «рационы».

Американские исследователи массовой культуры утверждают, что она сегодня выполняет функцию духовного наркотика. Погружая разум человека в мир иллюзий, массовая культура становится школой стереотипов, формирующих не только массовое сознание, но и соответствующее поведение людей. Отстаивая такую позицию, часто исходили из того, что неравенство людей естественно, и оно будет существовать вечно. Что элита будет всегда и в любом обществе, что именно она составляет интеллектуальное правящее меньшинство, обладающее высокой активностью и развитым интеллектом.

Гражданские свободы;

Распространение грамотности во всех слоях населения;

Национальная психология и самосознание, наиболее ярко выраженные в национальном искусстве.

Ученые выделяют два уровня национальной культуры:

Выражающийся в национальном характере и национальной психологии;

Представленный литературным языком, философией, высоким искусством.

Способы овладения национальной культурой:

В отличие от этноса, каждая нация создает специализированные учреждения культуры: музеи, театры, концертные залы и др.

Становлению национального самосознания способствует национальная система образования: школы, высшие учебные заведения.

Сегодня, основная цель национального образования - нравственное воспитание личности, привитие таких социально-значимых качеств, как любовь, гуманизм, альтруизм, толерантность как стремление к свободе и справедливости, равенству прав и возможностей, терпимому отношению к самым разным проявлениям человеческой сущности.

Культура и цивилизация.

В культурологии рядом с понятием культуры существует понятие цивилизации. Этот термин возник позднее понятия «культура» - лишь в ХVIII веке. По одной из версий, его автором, считается шотландский философ А. Феррюгсон, который разделил историю человечества на эпохи:

Дикости,

Варварства,

Цивилизации,

имея ввиду под последней, высшую ступень общественного развития.

Согласно другой версии, термин «цивилизация» был придуман французскими философами-просветителями и использовался ими в двух смыслах: в широком и в узком. Первый означал высокоразвитое общество, основанное на началах разума, справедливости и религиозной терпимости. Второй смысл тесно переплетался с понятием «культура» и означал совокупность определенных качеств человека- незаурядного ума, образованности, вежливости, изысканности манер и т.д., обладание которыми открывало путь в элитарные парижские салоны ХVIII века.

Современные ученые определяют цивилизацию по следующим критериям, как:

Историческое время (античная, средневековая и др.);

Географическое пространство (азиатское, европейское и др.);

Технология (индустриальное, постиндустриальное общество);

Политические отношения (рабовладельческая, феодальная цивилизации);

Специфика духовной жизни (христианская, мусульманская и др.).

Цивилизация означает определенный уровень развития материальной и духовной культуры.

В научной литературе определение типов цивилизации осуществляется по следующим признакам:

Общность и взаимозависимость историко-политической судьбы и экономического развития;

Взаимопроникновение культур;

Наличие сферы общих интересов и общих задач с точки зрения перспективы развития.

На основе этих признаков определены три типа развития цивилизации:

Непрогрессивные формы существования (аборигены Австралии, индейцы Америки, многие племена Африки, малые народы Сибири и северной Европы),

Циклического развития (страны Востока) и

Прогрессивного развития (греко-латинская и современная европейская).

Вместе с тем в культурологии не сложилось единства взглядов на понимание сущности цивилизации как научной категории. Так с позиции А. Тойнби , цивилизация рассматривается как определенная ступень в развитии культуры отдельных народов и регионов. С позиций марксизма, цивилизация толкуется как конкретный этап общественного развития, наступивший в жизни народа после эпохи дикости и варварства, для которого характерно появление городов, письменности, формирование национально-государственных образований. К.Ясперс под цивилизацией понимает «ценность всех культур», подчеркивая тем самым их единый общечеловеческий характер.

Особое место занимает понятие цивилизации в концепции О. Шпенглера. Здесь цивилизация толкуется как конечный момент в развитии культуры того или иного народа или региона, означающий её «закат». Противопоставляя понятия «культура» и «цивилизация», в работе «Закат Европы» он пишет: «... цивилизация есть неизбежная судьба культуры. Здесь достигнут тот самый пик, с высоты которого становится возможным решение труднейших вопросов исторической морфологии.

Цивилизация суть самые крайние и самые искусственные состояния, на которые способен более высокий тип людей. Они... завершение, они следуют за становлением как ставшее, за жизнью как смерть, за развитием как оцепенение, как умственная старость и окаменевший мировой город за деревней и задушевным детством. Они - конец без права обжалования в силу внутренней необходимости всегда оказываются реальностью» (Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории: в 2 т. М., 1998. Т.1., С. 164.).

При всем разнообразии существующих точек зрения они во многом совпадают. Большинство ученых под цивилизацией понимают достаточно высокий уровень развития материальной культуры и общественных отношений и наиболее важными признаками цивилизации считают: появление городов, возникновение письменности, расслоение общества на классы и образование государств.



Рассказать друзьям