Воспоминания о фестивале монстры рока в тушино.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

28 сентября 1991 года на Тушинском аэродроме в Москве состоялся легендарный концерт Monsters of Rock с участием групп Metallica, Pantera, AC/DC и ЭСТ из Москвы. Впоследствии фестиваль был назван Тушинским побоищем из-за массовых драк и избиения толпы фанатов милицейскими силами. Предлагаю узнать, а некоторым из вас и вспомнить как проходил фестиваль.

Накануне

Публика начала подтягиваться на Тушинский аэродром с вечера 27 сентября. Настроение у ребят было хорошее, в рюкзаках весело позванивали бутылки. По некоторым оценкам, в ночное вышло около полутора тысяч человек. Жгли костры, подкреплялись, слушали музыку, сами пели.

Ночевали меломаны прямо на земле - благо, ночь выдалась довольно теплая. И все же с утра ребятам захотелось согреться. Вместо зарядки перевернули машину с продуктами. После чего, видимо, подустали и решили еще немного отдохнуть. К началу концерта кое-кто опять спал богатырским сном.

Вид сверху

С борта вертолета концерт смотрелся очень эффектно: огромная сцена, масса народу. Вдруг в публике возникает какое-то оживление, люди устремляются в сторону... Вот маршируют колонны военнослужащих и милиции... Да и за сценой, похоже, народу почти столько же, сколько и перед сценой. Красотища!

Вид сбоку

Сверху, конечно, виднее. Но с земли понятнее. Суета в публике - это на самом деле попытка укрыться от града бутылок, впервые обрушившегося на головы слушателей примерно в 15 час. 15 мин.

Передвижения "военной силы" действительно имели место: то и дело формировались колонны, которые маршировали в разных направлениях, в том числе и в туалеты, чем создавали впечатление полновесных маневров. И веселое оживление за сценой - тоже правда. Здесь, похоже, собрались все, кто имеет хоть какое-то отношение к советскому шоу-бизнесу: музыканты, менеджеры, продюсеры, видеорежиссеры, а также жены и подруги всех вышеперечисленных категорий трудящихся. Но если их присутствие на таком мероприятии вполне оправдано, то появление здесь шефа внешнеэкономической ассоциации "Интерагро" И. Кивелиди сначала показалось неожиданным: несколькими днями назад он неплохо смотрелся в телерепортаже о встрече советских предпринимателей с М. С. Горбачевым, и вдруг... Оказалось, ассоциация, вкладывающая деньги в различные музыкальные фестивали (например, "Голос Азии"), решила поддержать и "Монстров Рока".

Кто есть кто

Источник:

Сам термин "Монстры Рока" - типичное для хэви-метала преувеличение. Музыканты, игравшие в субботу на Тушинском аэродроме, - никакие не монстры, нормальные люди. Настоящие монстры - это те, кто кидал в сторону сцены пустые бутылки. И те, кто без разбору молотил публику резиновыми дубинками.

Мы не будем сейчас разбираться в том, кто кого провоцировал: публика милицию или наоборот. И тех, и других примеров мы увидели предостаточно. Но факт остается фактом: надежды на то, что концерт пройдет мирно, не оправдались. А светлые идеи, вроде "Рок Против Террора", быстро забываются.

Спаси и сохрани

Берт Кляйнман из американской фирмы "Уэствуд-1" так прокомментировал увиденное: "В общем, все то же самое, что и в Штатах. Только у нас на концерты публика приходит не такая пьяная. И потом, на Западе охраной подобных мероприятий занимаются специализированные фирмы, а тут и милиция, и армия... Как они согласовывают свои действия?"

Ответ: плохо. Генерал-майор милиции, на которого, судя по всему, была возложена охрана порядка, возмущался: "Как я могу за все отвечать, когда к летному полю движется колонна армейских грузовиков, а я не знаю, кто их сюда послал и зачем?"

Согласно нашим наблюдениям, порядок в тот день обеспечивали: милиционеры (пешие и конные), спецназ, курсанты школы милиции, военнослужащие в погонах СА и ВВ, курсанты военных училищ, американская служба безопасности, венгерская служба безопасности, наши люди в полувоенной униформе (похоже, агентство "Алекс") и совсем уж непонятные люди в штатском (впрочем, не отличающиеся ни выправкой, ни профессионализмом). Были еще и "Ночные волки", которые, впрочем, охранных функций не выполняли. (Извините, если кого не назвали).

А теперь скажите: можно ли достичь согласованности действий между таким количеством служб? Поэтому то и дело возникали проблемы: в какую зону можно проходить, в какую нельзя. Правила менялись каждые 2-3 часа и под конец окончательно запутались. Милицию на некоторых постах инструктировали просто: не пускать никого. "Но вот же мой пропуск", - пытался доказывать кто-то. "Ничего не знаю", - следовал лаконичный и, главное, очень точный ответ.

Pantera

Источник:

Началось «тушинское попоище» по принципу «с места в карьер» – концерт открыли безжалостные американцы Pantera. Решение поставить самую агрессивную из всех участников «Монстров Рока» группу на разогрев удивляет до сих пор. Часть запечатленного выступления Пантеры вошла в релиз «3 Vulgar Videos From Hell», вышедший в 1999 году на DVD-носителе. Название видео прекрасно отразило всю суть концерта в Тушино в 1991-м – наверное, и самому большому фанату чада и кутежа Пауку в тот день было предостаточно «ада и вульгара».

The Black Crowes и E.S.T.

Источник:

Продолжила концерт американская группа The Black Crowes, чей традиционный блюз-рок был бы куда уместней в качестве разогрева. Черные Вороны отыграли всего 2 песни и быстренько уступили сцену советским рокерам E.S.T., еще во главе с легендарным Жаном Сагадеевым.

Последний факт, кстати, широко используют фанаты Жана, периодические устраивающие с поклонниками бессмертного Валерия Кипелова эпические срачи и холивары на тему "Кто круче и метальнее, Ария или ЭСТ?" Кстати, сами E.S.Т. тоже не преминули воспользоваться неожиданной удачей и нехило попиарились на концерте зарубежных гостей, наснимав концертных клипов и живых записей.

Metallica

Источник:

Затем тысячи советских последователей рок культа наконец-то узрели живьем настоящих «монстров» – легендарных американцев Metallica. Каждую песню группы фанаты встречали с неподдельным восторгом, многократно усиленным алкоголем и еще бог весть чем. Особенно сильно народ колбасился под каверы Last Caress культовых The Misfits, а также Am I Evil? пионеров NWOBHM Diamond Head.

Спустя годы Metallica включили оба трэка в сборник кавер-версий, изветсный как "Garage Inc" и вышедший в 1998 году. Милиция в очередной раз пыталась безуспешно укротить бесноватую публику, но в стражей порядка полетели бутылки и прочая дрянь. Зарубежные гости вообще не понимали, что происходит, а успокоить публику помогло лишь обращение организаторов: «Ради безопасности музыкантов мы прекращаем концерт, слушайте Ласковый Май!» Кстати, во время выступления барабанщик Металлики Ларс Ульрих повредил указательный палец, что, к счастью, на выступлении группы это никак не отразилось.

AC/DC

October 3rd, 2018

28 сентября 1991 года на аэродроме Тушино состоялся рок-фестиваль "Монстры рока". На одной сцене в тот день выступали легендарные группы Pantera, AC/DC и Metallica, в компанию к знаменитым металлистам попали почти забытые в настоящее время Э.С.Т. - «Электро Судорожная Терапия».

Концерт прошёл вскоре после августовского путча ГКЧП заключительным в концертном турне фестиваля «Monsters of Rock».
“Сначала были баррикады и танки на улицах Москвы - в это с трудом верилось и казалось, что это странный и слегка пугающий сон. Затем всё улеглось, жизнь вернулась в прежнее русло, но затем грянули «Monsters of Rock» - в это поверить было даже труднее, чем в танки и стрельбу на улицах…”
Число посетителей стало рекордным из-за свободного входа, на фестиваль съехались любители рока со всей страны. Количество зрителей колебалось от 600 до 800 тысяч человек. Музыка была слышна в радиусе 6 километров.
«Помню, как спустился на поле рано утром и всё, что смог увидеть - это костры, их было бесчисленное множество. Люди ночевали под открытым небом для того, чтобы увидеть нас. Это было невероятное чувство. <…> Мы привезли две большие саунд-системы, соединили их и развернули огромные видеоэкраны, дававшие возможность посмотреть концерт задним рядам. Мы подарили им рок-н-ролл.» - расскажет позже в интервью Ангус Янг.
Многие поклонники Metallica считают, что это было лучшее живое выступление коллектива в 1990-х годах. Поскольку на фестивале был бесконтрольный вход и свободный пронос любого алкоголя и присутствовало огромное количество людей, активно его потреблявших, то сразу после концерта возник оборот «тушинское попоище», имевший длительное хождение в народе. При этом специально оборудованных туалетов на поле Тушинского аэродрома не было.
Концерт прерывался и чуть было не был отменен из-за давки, но все-таки состоялся. Он стал одним из самых масштабных рок-концертов в мировой истории и последним фестивалем в СССР.
По материалам съёмок фестиваля, в 1992 году Уэйном Айшемом был смонтирован фильм «Monsters of Rock in Moscow».

Рок Фестиваль в Тушино, Джеймс и Н. Ганс, Tushino.

AC/DC - Back In Black (Live Monsters Of Rock, Moscow 1991 - Official Video) HD

Soviet Union Monsters of Rock Concert 1991.

28.09.1991 Metallica "Монстры рока".

Monsters of Rock, Moscow 1991 (Live at Tushino)

Клип о концерте на фоне иторических событий.

For Those About to Rock: Monsters in Moscow - Part 1 (1991)

========================================

Приглашаю всех в группы «ПЕРЕСТРОЙКА - эпоха перемен»

==========================================================

Posts from This Journal by “! - История Перестройки” Tag


  • Как впервые в СССР легально отметили День политзека.

    Дмитрий Борко, 29.10.2010 Мне повезло наблюдать, как впервые публично отмечали в СССР День политзека. Было это 30 октября 1989 года, хотя возникла…


  • Превый международный конкурс красоты в СССР "Очарование 89".

    30 лет назад - в феврале 1989 года - в московской гостинице Космос впервые в советской истории состоялся Международный конкурс красоты "Мисс…

  • «Кто, если не Сахаров?» - как в 1989 году проходили выборы народных депутатов СССР от Академии наук

    2 февраля 1989 г. в Москве, у здания Президиума Академии наук, состоялся митинг протеста, организованный инициативной группой «За демократические…


  • Первое поднятие национального флага Эстонии.

    Ровно 30 лет назад - 24 февраля 1989 года - впервые в современной истории Эстонии состоялась торжественная церемония поднятия национального флага.…

28 сентября 1991 года на аэродроме Тушино состоялся рок-фестиваль "Монстры рока". На одной сцене в тот день выступали легендарные группы Pantera, AC/DC и Metallica. Лайф побеседовал с теми, кто 25 лет назад отправился послушать рок, и они рассказали об особенностях и обычаях постсоветской панк- и рок-культуры, подпольных выступлениях и квартирниках и о том самом рок-концерте в Тушино, на который съехались металлисты всей страны.

У Стаса крашеная бородка, как у Бориса Гребенщикова, а под толстовкой футболка шведской метал-команды Amon Amarth. Он увлечённо рассказывает про новую волну скандинавского метала и охотно слушает группу Insomnuim , точно определяя её жанр как мелодический дэт-метал. При этом Станиславу Валерьевичу 50 лет.

Двадцать пять лет назад, в 1991 году он и ещё пятьсот тысяч человек впервые увидели в Тушино настоящих "Монстров рока": на фестивале под этим названием впервые в России выступали группы Metallica и AC/DC. Годы спустя Станислав рассказывает о культуре рокеров в СССР, о концертах в ДК и квартирниках на станции метро "Колхозная" и о том, как прошёл главный рок-концерт в России, которая только оправилась после путча.

Химкинский метал

На вопрос о том, как Станислав попал в рок-культуру, он отвечает, что в его случае "удачно совпали время, возраст и мода". Музыкой он интересовался с самого детства, ходил в музыкальную школу по классу фортепиано и учился играть на гитаре. Спорил с друзьями, что лучше: "Машина времени", "Круиз" или "Воскресенье". Другую музыку видел раз в году - в новогоднюю ночь, когда по телевизору показывали легендарную советскую передачу "Мелодии и ритмы зарубежной эстрады".

Поступив в институт в 1983 году, Стас открыл для себя новый мир. "Вся просвещённая столица слушала авангардный русский рок: "Алису" или Бориса Гребенщикова, ходила на концерты и квартирники, а редкие пластинки доставала у фарцовщиков на железнодорожной станции Малино.

Мы не ездили на Горбушку, мы ездили на станцию Малино Октябрьской железной дороги. Там фарцевали люди. Естественно, в любой момент это могло закончиться тем, что приехал бы милицейский "козлик" и всех могли повязать

Станислав

В это время Химки "тащились" по хэви-металу, например, АС/DC, Judas Priest, KISS, Ozzy, DIO, Def Leppard и WASP. А прогрессивный музыкальный мир за рубежом грохотал от альбомов Metallica Kill "em all и Flick of the Switch австралийских рокеров AC/DC.

Чтобы не запутаться в только что открытом мире рок-музыки, Стас начал вести музыкальный дневник. В маленькой записной книжке он фиксировал увиденные концерты и прослушанные альбомы. Со временем в книжке начали появляться даже собственные внутренние хит-парады с ежемесячными топами альбомов и песен. На вопрос, какая пластинка в итоге в этом соревновании победила, Стас называет Back in Black AC/DC, второй по продажам альбом в истории звукозаписи после Thriller Майкла Джексона.

Московский рок

Нельзя сказать, что у рокерского или металлистского движения не было в те времена врагов в Москве. С одной стороны "патлачей" прижимали активисты комсомольских организаций. Стас вспоминает концерт в студенческой молодости, где солист уже неизвестной группы "Удав", сняв штаны и стоя в цветных трусах, поливал первые ряды зрителей кефиром. В ответ на выходку из зала на сцену выбежали комсомольцы с огромными фанерными листами и принялись закрывать грохочущие колонки. "Зачем, - подумал тогда Станислав, - ведь можно было просто рубильник дёрнуть?"

Если быть пойманным комсомольцами не сулило никаких серьёзных проблем и грозило лишь воспитательными беседами и предупредительными письмами в университет, то вот выходцы из Люберец представляли угрозу пострашнее. Крепкие мужики в клетчатых штанах выходили на охоту против неформальной молодёжи и поджидали длинноволосых парней недалеко от метро, так что рокеры научились добираться до станций окольными путями и прятаться от качков в кустах.

Увидеть некоторых небожителей советской рок-сцены, например, Кинчева, Мамонова или Науменко, с расстояния вытянутой руки можно было на квартирниках. Для организации таких "закрытых концертов" практиковались серьёзные конспиративные техники: привлекать внимание было нельзя. Вдоль станции метро "Колхозная" (ныне "Сухаревская") стояло несколько десятков людей в твидовых пальто, в определённый момент лидер группы давал сигнал, и процессия устремлялась во дворы.

Там у одного из подъездов их ждал "билетёр", один из организаторов концерта. Скинувшись на входе по три рубля и придя в квартиру, зрители рассаживались по гостиной и слушали певца. Стас рассказывает о дележе доходов с "концертной деятельности": 60% отдавали артисту, 30% доставалось организаторам, а остальные 10% пропивались ими вместе ночь напролёт.

Плох тот рокер, который не попробовал играть сам и добиться всемирной славы с гитарой или барабанными палочками в руках. Стас играл некоторое время в группе под оказавшимся пророческим названием "Холостой выстрел". Взлететь на первые строчки хит-парадов или отправиться в мировое турне не получилось, но Станислав не расстраивается: для него в этой истории был важен процесс и пускай маленький, но всё-таки вклад в рок-тусовку восьмидесятнической Москвы.

Тушинские монстры

Станислав не помнит, как именно узнал о концерте в Тушино. Но подробно рассказывает, как до него добрался. Шли рокеры из Химок по символично названной улице Свободы, которая соединяет Химки и северную часть района Тушино. На метро решили не ехать, что оказалось правильной идеей: метрополитен был уже с утра загружен сверх любой меры, а у станции метро "Тушинская" началась давка. Даже по улице Свободы шло несколько тысяч людей. Самые предусмотрительные люди пришли прошлым вечером и заночевали в палатках недалеко от аэродрома.

Стоит напомнить, что "Монстры рока" был бесплатным концертом, на который пускали абсолютно всех, без указания мест и рядов, и даже позволяли проносить алкоголь. Атмосфера полной свободы, подогреваемая самой свободолюбивой музыкой в мире - роком.

Концерт тогда сильно задержали, публика - все 500 000 человек - нервничала, но с первыми аккордами тяжёлого метала группы Pantera, открывшей концерт, поняла, что праздник начался. Pantera была немного "тяжеловатой" музыкой даже для бывалых металлистов, но её выбрали не зря - не очень привыкшего к концертам зарубежных групп зрителя нужно было "разогреть".

Если вблизи от сцены концерт действительно напоминал концерт, то на большом отдалении, где и находилась группа Станислава, он больше походил на музыкальный фестиваль вроде "Вудстока": люди ходили туда-сюда, садились на траву, знакомились и общались.

Поведение зрителей мало напоминало концерт. Была движуха, настоящий проходной двор: все ходили в разные стороны, кто-то вставал, кто-то ложился. Там не было такого, понимаете, единого взгляда на сцену. Один парень лёг вообще рядом с колонкой, монитором, его с первыми аккордами Pantera и смыло оттуда, представляете?

Станислав

На концерт со свободным входом тогда собралась вся Россия. Для многих участников, в том числе для Стаса, это был гигантский акт культурного обмена: рокеры и панки со всей страны съехались показать себя и посмотреть других. Рассказать об особенностях жизни неформалов в провинции. Подраться с мажорными московскими рокерами в "косухах" с лисьими воротниками. Оторвать воротники. Разбить в драке бутылку вина. Расстроиться ровно до того момента, как на сцену не выйдет Metallica.

Обмен опытом закончился с первыми же аккордами Enter Sandman Metallica. Культ "Металлики" сложно переоценить: что тогда, что сейчас группе по-настоящему поклонялись, а при одной мысли о том, что на их концерте можно будет побывать, людей трясло от волнения мелкой дрожью.

При упоминании "Металлики" все аж дрожали. AC/DC тогда уже считались, конечно, "старичками

Станислав

На концертах часто бывают моменты, когда первые ноты особенно популярной песни встречают громкими криками, громче, чем некоторые другие, малопопулярные треки. Шоу Metallica состояло из 13 суперхитов подряд, на которых тушинский аэродром ходил ходуном. Все распри, конфликты и проблемы были забыты - всё внимание было на сцене.

Cтычка фанатов рока с милицией случилась, по мнению Станислава, из-за эйфории. В воздухе летали пустые бутылки, которые швыряли взбудораженные фанаты, но нарочно никто никого не провоцировал. Официальная статистика утверждает, что после концерта было около сотни так или иначе пострадавших, что, если сравнить с общим числом участников, капля в море.

Драки, конечно, были. Но строго между собой, не с милицией и только из-за недопонимания. Милицию или внутренние войска во время самого концерта вообще не было видно

Станислав

Заканчивался концерт уже затемно, после грандиозного салюта, сопровождавшего последнюю песню AC/DC. Усталые, оглохшие, охрипшие, потерявшие куртки и шапки в прохладный сентябрьский вечер, рокеры шли домой через коридор, организованный внутренними войсками. "Но очень довольные, конечно. И очень грустные от того, что всё закончилось", - говорит Стас.

Пора домой

Станислав Валерьевич до сих пор иногда читает посвящённые тому концерту статьи, смотрит в Интернете видео и видит в журналах фотографии, но не может поверить, что он там был. С его стороны концерт выглядел и чувствовался абсолютно по-другому: исполнителей он видел на гигантских экранах, в драках не участвовал и к сцене не лез - берёг слух, здоровье и рёбра.

"Сейчас, чтобы на все концерты ходить, нужно много зарабатывать", - говорит Станислав Валерьевич. Он прав, билеты на последние концерты Metallica и AC/DC в России стоили как хороший смартфон. Пора бесплатных шестичасовых концертов на аэродромах давно ушла - вслед за модой на джинсовые куртки и длинные волосы.

"Металлисты очень миролюбивый народ", - задумчиво говорит пятидесятилетний металлист. Напоследок он горько замечает, что из его химкинской "тусовки" до нынешнего дня не дожила половина участников. Алкоголь, наркотики, болезни, несчастные случаи и преступность постепенно сократили прежде стройные ряды металлистов из Химок. Вот так и получилось, комсомольцы срывали концерты, люберы караулили у метро, а в итоге самый страшный враг некоторых металлистов - они сами.

Концерт в "Олимпийском" в поддержку ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС и первое выступление Pink Floyd в Москве; дебютный Московский Международный Рок-Фестиваль в "Лужниках" и "Монстры рока" на Тушинском аэродроме – М24.ru вспоминает самые яркие концерты в истории города. Концерты, пропустить которые было невозможно и о которых еще годами говорили не только меломаны, но и большая часть жителей столицы.

Организаторы: BIZ Enterprises и date 2 Warner Inc, а также многие другие

Выступали: Pantera. The Black Crowes, Э.С.Т., Metallica, AC/DC.

Попробуйте как-нибудь провести такой эксперимент - задайте нескольким случайно выбранным из круга своих знакомых людям простой вопрос: "Где и когда состоялся величайший рок-концерт в истории человечества?". Самый распространенный ответ, который вы получите, разумеется, будет "не знаю". Несколько более продвинутых граждан покопаются в анналах собственной памяти и вспомнят про "три дня мира и музыки" в американском Вудстоке. И только один или, может быть, два человека скажут, что данное событие имело место 23 года тому назад и не где-нибудь "у них", а в Москве.

Сколько-сколько, говорите, "детей цветов" внимали Хендриксу и Jefferson Airplane на этом самом вашем Вудстоке? 600 тысяч? А 28 сентября на взлетное поле в Тушино явились дети "ржавого железа" в количестве один миллион человек. Вдумайтесь в эту цифру. Попробуйте представить себе такое количество людей в одном месте. Задумайтесь о возможных последствиях...

"Монстры Рока" отнюдь не были отечественным изобретением, самый первый фестиваль серии был проведен в Англии на поле автодрома "Доннингтон Парк" еще в 1980 году. С 1983 года мероприятие стало международным и окончательно переориентировалось на любителей той музыки, что потяжелее. Из списков выступавших за разные годы можно было бы собрать неплохую энциклопедию хард-рока, пост-глэма, спид-металла, трэша, хэви и тому подобных жанров. Загибайте пальцы: Rainbow, Judas Priest, Motorhead, Dio, Van Halen, Accept, Оззи Осборн, Guns N"Roses, Whitesnake, W.A.S.P., KISS, Iron Maiden, Antrax, Metallica, Ян Гиллан... не устали?

В листе тура 1991 года значились Metallica, AC/DC, The Black Crowes, Queensryche и Montley Crue. Последние две команды до Москвы не доехали и на полпути их заменила еще мало кому тогда известная Pantera. Первый концерт фестиваля состоялся 10 августа в Копенгагене, а далее в его дорожной карте значились остановки в 12 странах: Великобритании, Голландии, Германии (уже не состоявшей из ФРГ и ГДР), Италии, Венгрии, Польше... Москва в тот месяц ни про каких монстров еще не знала и знать не хотела - по улицам ездила бронетехника, по телевизору шло ГКЧП и "Лебединое озеро", а казавшийся незыблемым СССР вдруг как-то внезапно начал "трещать по швам", а на его окраинах перестали размахивать палками и начали потихоньку стрелять. Казалось, что сама история вдруг начала грохотать и лязгать затворами "калашниковых" и танковыми траками так, что заглушить ее было бы не под силу никакой "Металлике".

Тем временем из-за советской границы на "Монстров Рока" с завистью смотрел председатель свежесозданного кооператива BIZ, будущий основатель MTV-Russia и папа певицы Лены Зосимовой, Борис Зосимов. Провести такой фестиваль в Москве, да еще и с бесплатным входом, казалось ему лучшим вариантом для начала собственного продюсерского бизнеса.

Делалось все в последней момент и по русскому обычаю - на авось. Date 2 Warner Inc уже объявили, что заключительное шоу фестиваля состоится 24 сентября в Мадриде. Подготовить мероприятие такого масштаба всего за 20 дней попросту нереально. У Зосимова под рукой не было ни заграничных контрагентов, ни подшивок западной музыкальной прессы, ни компьютера с интернетом. Была только бумажка с телефоном сына президента Warner Bros. Inc Марка Росса. Тот сперва решил, что с ним говорит сумасшедший. "В России революция? И что, из-за этого надо срочно менять график фестиваля? А, спрашивается, как mr Zosimoff планирует за столь короткий срок организовать провоз в СССР полутора тонн аппаратуры и более 300 человек обслуживающего персонала, в основном американцев? Нет, это решительно невозможно", - сказал он. Фестиваль спасло лишь то, что сам Зосимов в те времена был изрядным металлистом-меломаном и когда встал вопрос о возможных заменах участников, предложил пригласить к нам Pantera. Продюсером и "открывателем" техасских трэшеров был как раз Марк Росс. И все завертелось...

То есть "завертелось" по плану у них, а в Москве началась форменная чехарда с препятствиями. Только что закончился августовский путч, между союзным и только что утвердившимся в креслах российским правительством шла "война законов", никому не было понятно что будет дальше и уж тем более никому не было дело до какого-то кооператора Зосимова с каким-то фестивалем. Юрий Никулин довел председателя BIZ за руку до приемной Лужкова, но там оба напоролись на стену глухого непонимания: "У вас будет сто калек на концерте, о чем речь...". Уговорили. Затем встал вопрос о 300 американцах, для которых не было ни виз, ни приглашений, словом вообще ничего.

Зосимов напечатал письмо на бланке своего кооператива и направил с ним человека в аэропорт: "Умри, но сделай так чтобы пропустили". Где разместить? О, как раз только что достроили гостиницу Radisson-Slavyanskaya, но официально открыть еще не успели. Договорились и с гостиницей. Словно бы сама ситуация, когда СССР уже почти закончился, а Россия еще толком не началась, создала уникальную "точку невероятности", в которой на мгновение стало возможно все.

Фестиваль Monsters of Rock. Фото: ИТАР-ТАСС

Еще сложнее оказалось выполнить присланный из-за границы райдер. Музыканты требовали обычных для подобного рода мероприятий жилых трейлеров с бытовыми секциями и душевыми. Таковых в СССР просто не было, и вместо них было решено поставить переоборудованные армейские палатки. Молотки для сборки сцены выменяли за водку в ближайшей воинской части. Чтобы обеспечить американцев привычным для их желудков питанием, были мобилизованы "Чайки" из гаража Совета Министров, "челночными рейсами" их гоняли в первый московский "Макдональдс" на Пушкинской.

Вопрос о выборе площадки тоже оказался далеко не так прост. Изначально фестиваль предполагали "поставить" на Ходынском поле, но продюсерам не давал покоя исторический контекст. Случись что, и на следующий день пресса вовсю живописала бы подробности "новой Ходынки". И тут редактор металлического фэнзина Zarazza Алексей Трофимов вспомнил про Тушинский аэродром. И, как оказалось, удачно. В результате это место на следующие 20 лет стало одной из важнейших точек на карте концертной Москвы - впоследствии там проводились фестивали "Крылья" и "Максидром".

Публика стала появляться на поле еще ночью. Около полутора тысяч человек поставили палатки на еще мокром после вчерашнего дождя поле и жгли костры. Некоторые ночевали в подъездах ближайших домов, их выгоняла милиция, но они возвращались. Тогда же случились и первые драки - группа неустановленных граждан перевернула машину с питанием для обслуживающего персонала. Тем временем впервые оказавшиеся в Москве музыканты "Металлики" без сопровождения отправились гулять по ночному городу. У Белого дома "последние могикане" августовских баррикад на расстроенных гитарах исполнили для Ларса Ульриха и Кирка Хэммета Wind of Change. "А вы говорите: Metallica, Bon Jovi, Guns N" Roses... Scorpions - вот, что в России главнее всех других команд вместе взятых!", - с грустью констатировал Ларс в постфестивальном интервью.

А утром на поле повалила публика, в которой поклонники металла со всех концов страны оказались перемешаны с подмосковными гопниками, привлеченными халявой, выпивкой и перспективой сломать кому-нибудь нос. Над толпою взметнулась огромная растяжка: "Мы ждали 8 лет!". Все ошибки организации тут же дали о себе знать. По мнению Зосимова "свободный вход" означал отсутствие каких бы то ни было кордонов на этом самом входе. Разумеется все, кто хотел пронести с собой пресловутые "напитки в стеклянной таре" - их пронесли, а бутылки потом полетели в милицию. Явила себя во всей красе и межведомственная неразбериха: 11 000 охранников собирали в последний момент. Единого центра управления и координации они не имели. На поле были замечены: спецназ, морская пехота, срочники советской армии и внутренних войск, пешая и конная милиция, курсанты московских милицейских школ и военных училищ, автоинспекторы ГАИ, американские и почему-то венгерские "секьюрити" и отечественные "бойцы" из охранного кооператива "Алекс". Больше всех "отличились" обычные солдаты, многим из которых в этот день впервые дали в руки резиновую дубинку, но не объяснив толком, как и в каких случаях ее следует применять. Некоторые из них кидались избивать людей за любое неправильное по их мнению действие, другие наоборот оставляли свой пост, отпивали из чужих бутылок и окончательно смешивались с толпой зрителей. Один из таких, ошалевших, снял китель и залез на вышку с аппаратурой. Через секунду ему в голову прилетела бутылка. Милиция сумела удержать ситуацию буквально в шаге от катастрофы, разбив людское море на отдельные условные сектора.

Основное "месиво" началось во время выступления Pantera и выглядело со сцены настолько страшно, что представители Warner Inc потребовали немедленно остановить концерт и закрыть фестиваль от греха подальше. Их с трудом уломали... Зосимов вышел на сцену и рявкнул во всю мощь 550-киловаттной аппаратуры: "Ради безопасности музыкантов мы прекращаем концерт и слушайте тогда "Ласковый Май"!". Хоть немного, но помогло. К слову сказать, милицейский протокол по итогам "Тушинского побоища" получился совсем не впечатляющим: всего за медицинской помощью обратились 76 человек, 53 было госпитализировано, в основном с черепно-мозговыми травмами (из них - 16 военнослужащих и сотрудников милиции), 50 человек были задержаны с холодным оружием и наркотиками, была изъята одна единица огнестрельного оружия. На всем пути от метро до Тушинского поля стеклянные автобусные остановки - внебрачные потомки провалившегося горбачевского "сухого закона" - были полностью разгромлены. Да еще журналист "Комсомольской правды" Дмитрий Шавырин немного подрался с ведущим "Росмузимпорта" Артемием Троицким. Одним словом, для такого количества народа, к тому же разогретого всевозможными напитками, результат вышел на редкость смехотворным. Особенно после знаменитого "черного Вудстока", организованного группой Rolling Stones в Алтамонте, где после массовой драки, устроенной "Ангелами Ада", с поля вывезли пять трупов, а количество раненых не установлено до сих пор. На первых Monsters of Rock в Доннингтоне двух человек задавили насмерть. В Тушино же обошлось совсем без умертвий.

О музыке говорить и вовсе бесполезно. Все желающие могут найти фильм Уэйна Ашэма Monsters of Rock in Moscow"1991, посмотреть ролики на Youtube и попробовать получить хотя бы часть впечатлений самостоятельно. Увы, но любая, даже самая качественная видеозапись, всегда была, есть и будет лишь бледным отпечатком настоящего концерта. А уж пытаться передать такое словами - увольте. Если вкратце, то Black Crowes, пытавшихся воскресить ритм-энд-блюз 60-х в "тяжелой" упаковке, наша публика не поняла и не приняла, но зато Pantera показала себя во всей красе. Пик популярности этой группы в России был еще впереди, пока же наша музыкальная пресса презрительно обфыркала техасский трэш, назвав выступление группы "самым слабым на фестивале". Удачной находкой Зосимова стал вытащенный на одну сцену с мировыми звездами отечественный Э.С.Т. Задорная смесь порой откровенно "кабацких" текстов с кустарным хэви в стиле "сделано под Motorhead" мало кого оставила равнодушной, и сотни тысяч людей в едином порыве подпевали: "Запомни, Катюша, я гений, запомни, я твой командир...". Что касается "Металлики", то этот концерт сами музыканты считают лучшим в истории группы за все 90-е. Это о чем-нибудь, наверное, говорит. AC/DC выступали последними, когда у большей части зрителей от усталости уже подкашивались ноги. Но австралийцы "зарядили" Тушино и играли еще два часа. Исполнение коронного номера For those about to rock завершилось, как и положено, - залпом из 20 пушек заранее установленных по периметру сцены. Многие, полагая, что это конец, начали уходить - но тут AC/DC вышли "на бис" и грянули T.N.T. Только после этого все, наконец, закончилось

Результат: Тушинский фестиваль попал в книгу рекордов Гинесса.... и был благополучно забыт через несколько лет. В памяти этот день оказался прочно заслонен событиями официальной истории - путчем ГКЧП и последующим распадом СССР. Случись событие такого масштаба в какой-нибудь другой стране - и еще годы спустя после этого многочисленные продюсеры устраивали бы очередные провальные "ремейки", очевидцы бы напропалую строчили воспоминания и вообще столь масштабный концерт просто не мог бы не стать частью национальной мифологии, как это произошло с тем же Вудстоком. Тушинским "монстрам" не повезло с датой и теперь, лишь достав с антресолей старые подшивки "Ровестника" или Zarazzы, можно вспомнить о том, что все это вообще было.

Алексей Байков


Фестиваль стал широко известен как «тушинское попоище». Причиной тому стал бесконтрольный вход и свободный внос на фестиваль любого алкоголя в любой таре, из-за чего на поле тут и там встречались валяющиеся или пока еще шатающиеся рокеры.

Вагоны метро в сторону Тушина были набиты битком. На концерте присутствовало свыше 300 тысяч зрителей (по разным оценкам — до миллиона), а приглядывали за ними 11 тысяч ОМОНовцев, милиционеров и других людей в форме и с оружием. И приглядывали, как оказалось, не зря: всего за медицинской помощью в ходе фестиваля обратились 76 человек, из которых 53 были госпитализированы с тяжелыми черепно-мозговыми травмами. 49 самых активных участников «попоища» были задержаны стражами порядка, которых подстраховывал военный вертолет, круживший над полем во время выступлений.

Неудивительно, что многие очевидцы были недовольны звуком. И дело было даже не столько в акустике аэродрома и рассредоточении по нему многотысячной публики, сколько в шуме от доблестной военной авиации.

Pantera


Началось «тушинское попоище» по принципу «с места в карьер»: концерт открыли безжалостные американцы Pantera. Решение поставить самую агрессивную из всех участников Монстров Рока группу на разогрев удивляет до сих пор. Часть запечатленного выступления Пантеры вошла в релиз 3 Vulgar Videos From Hell, вышедший в 1999 году на DVD-носителе. Название видео прекрасно отразило всю суть концерта в Тушино. Наверное, и самому большому фанату чада и кутежа Пауку в тот день было предостаточно «ада и вульгара».

The Black Crowes и E.S.T.


Продолжила концерт американская группа The Black Crowes, чей традиционный блюз-рок был бы куда уместней в качестве разогрева. Черные Вороны отыграли всего две песни и быстренько уступили сцену советским рокерам E.S.T., еще во главе с легендарным Жаном Сагадеевым.

Последний факт, кстати, широко используют фанаты Жана, периодически устраивающие с поклонниками Валерия Кипелова эпические срачи и холивары на тему «Кто круче и метальнее, Ария или ЭСТ?». Кстати, сами E.S.Т. тоже не преминули воспользоваться неожиданной удачей и нехило попиарились на концерте зарубежных гостей, наснимав концертных клипов и живых записей.

Metallica


Затем тысячи советских последователей рок-культа наконец-то узрели живьем настоящих «монстров» – легендарных американцев Metallica. Каждую песню группы фанаты встречали с неподдельным восторгом, многократно усиленным алкоголем и еще бог весть чем. Особенно сильно народ колбасился под каверы Last Caress культовых The Misfits, а также Am I Evil? пионеров NWOBHM Diamond Head. Спустя годы Metallica включили оба трека в сборник кавер-версий, известный как Garage Inc и вышедший в 1998 году. Милиция в очередной раз безуспешно пыталась укротить бесноватую публику, но в стражей порядка полетели бутылки и прочая дрянь. Зарубежные гости вообще не понимали, что происходит, а успокоить публику помогло лишь обращение организаторов: «Ради безопасности музыкантов мы прекращаем концерт, слушайте Ласковый Май!» Кстати, во время выступления барабанщик Металлики Ларс Ульрих повредил указательный палец, что, к счастью, на выступлении группы никак не отразилось.

AC/DC

Кульминацией тушинского попоища стал ураганный сет-лист австралийских рок-н-ролльщиков AC/DC. Раздетый до трусов Ангус Янг, пьяные фанаты, мочившиеся не отходя от сцены… Да уж, такого Советский Союз точно раньше не видывал. Закончился концерт пальбой из пушек и фейерверком под признанный рок-гимн всех времен и народов For Those About To Rock (We Salute You).

Конечно, раньше никто и представить не мог, что в рамках одного фестиваля в Москве выступят сразу столько звезд мировой рок-сцены. Ознаменовав собой наступление долгожданной свободы в Советском Союзе, Монстры Рока в Тушино и по сей день активно обсуждаются в Интернете, став притчей во языцех уже для нескольких поколений рокеров России и стран СНГ.



Рассказать друзьям