Вспомни музыкальные произведения посвященные защитникам отечества. Стихи и тексты песен о защитниках родины для детей

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Литературно-музыкальный вечер, посвященный Дню защитника Отечества для старших классов «Вам слава и честь...»

Цели: расширять кругозор учащихся; воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину.

Оборудование:

Герб, флаг, гимн России;

Книжная выставка;

Награды России;

Фотографии воинов-земляков, погибших в горячих точках, а также тех, кто, с честью пройдя испытания, вернулся живым;

Перед фотографиями погибших - зажжённые свечи, цветы, каска, пилотка, макет

Автомата, макет танка;

Магнитофон, аудиокассеты;

Метроном, секундомер.

Ход вечера

Звучит гимн России (1 куплет).

1-й чтец.

Получают мальчики повестки

И уходят мальчики служить.

Есть обязанность у них такая:

От врага Отчизну защитить.

Матери сыночков провожают

И свои наказы им дают,

Расцелуют крепко, перекрестят

И по-бабьи жалобно всплакнут.

И отцы, махнув по рюмке «горькой»,

Зная, как тяжёл солдата путь,

Говорят, сжимая крепко руку:

«Ты, сынок, писать не позабудь».

Юноши России присягают,

Клятву перед знаменем дают.

Юноши пока ещё не знают,

Что домой они не все придут.

Поседевших мам и пап всё меньше,

Все они уходят в мир иной...

А сынок в граните остаётся -

Остаётся вечно молодой.

Л. Пляцева

Звучит песня «Солдат» в исполнении группы «Любэ» (1 куплет).

Ведущий . 23 февраля мы отмечаем День защитника Отечества. В 1918 году в этот день под Псковом и Нарвой первые отряды Красной Армии дали сражение регулярным войскам кайзера Вильгельма, рвавшимся к Петрограду.

День защитника Отечества - это праздник людей с чистой совестью, праздник народа, умеющего постоять за себя и за свою землю. Так было во все времена.

Звучит песня «Позови меня...» в исполнении группы «Любэ» (1 куплет).

Ведущий . Всем ветеранам, мужественно сражавшимся на фронтах Великой Отечественной войны за честь и свободу Родины, самоотверженным трудом крепившим оборону и тыл, вынесшим на своих плечах тяжелейшие испытания, какие когда- либо выпадали на долю человека, посвящаются эти замечательные поэтические строки известного советского поэта Константина Симонова, написанные им в 1941 году.

2-й чтец.

Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины,

Как шли бесконечные злые дожди,

Как кринки несли нам усталые женщины,

Прижав, как детей, от дождя их к груди.

Как слёзы они вытирали украдкою,

Как вслед нам шептали: - Господь вас спаси! -

И снова себя называли солдатками,

Как встарь повелось на великой Руси.

Слезами измеренный чаще, чем вёрстами,

Шёл тракт, на пригорках скрываясь из глаз:

Деревни, деревни, деревни с погостами,

Как будто на них вся Россия сошлась,

Как будто за каждою русской околицей,

Крестом своих рук ограждая живых,

Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся

За в бога не верящих внуков своих.

Ты знаешь, наверное, всё-таки Родина -

Не дом городской, где я празднично жил,

А эти просёлки, что дедами пройдены,

С простыми крестами их русских могил.

Не знаю, как ты, а с меня деревенскою

Дорожной тоской от села до села,

Со вдовьей слезою и песнею женскою

Впервые война на просёлках свела.

Ты помнишь, Алёша: изба под Борисовом,

По мёртвому плачущий девичий крик,

Седая старуха в салопчике плисовом,

Весь в белом, как на смерть одетый, старик.

Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?

Но, горе поняв своим бабьим чутьём,

Ты помнишь, старуха сказала: - Родимые,

Покуда идите, мы вас подождём.

«Мы вас подождём!» - говорили нам пажити.

«Мы вас подождём!» - говорили леса.

Ты знаешь, Алёша, ночами мне кажется,

По русским обычаям, только пожарища

На русской земле раскидав позади,

На наших глазах умирают товарищи,

По-русски рубаху рванув на груди.

Нас пули с тобою пока ещё милуют.

Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,

Я всё-таки горд был за самую милую,

За русскую землю, где я родился,

За то, что на ней умереть мне завещано,

Что русская мать нас на свет родила,

Что, в бой провожая нас, русская женщина

По-русски три раза меня обняла.

К. Симонов

Звучит песня «Давай за...» в исполнении группы «Любэ» (1 куплет).

Ведущий.

Эта необъявленная война началась в 1979 году.

Первые крики по мёртвому,

Первые сломы судьбы...

В такт караулу почётному

Первые плыли гробы...

Десять страшных лет продолжалась война в Афганистане, когда-то это называлось «выполнением интернационального долга». 15 февраля 1989 года наши войска под командованием генерал-лейтенанта Бориса Громова были выведены из Афганистана. Армия выполнила свой долг с честью. Война в Афганистане останется в нашей истории, непонятой до конца, неосознанной в своей необходимости.

Звучит песня «Пацаны» в исполнении Александра Маршала (1 куплет).

Ведущий. Как известно, войн не бывает без жертв. Древние говорили, что оценить урон войны могут только грядущие поколения.

Ты к доброте воды привык -

Губами жадными приник.

Но был у злого родника

Коварный взор подрывника...

Эти строчки - об Александре Леонидовиче Карпунине.

Он погиб в Афганистане 16 июля 1985 года. Ему было всего 20 лет. За совершённые им подвиги Александр Леонидович Карпунин посмертно награждён орденом Красной Звезды.

3-й чтец.

Шли сегодня танки без привала

С грохотом осколков по броне...

Здесь учений нет, и радуг мало

В этой необъявленной войне.

Жаркая, нерусская погода

Оседает пылью на броне,

Оседает вот уже два года

На афганской этой стороне...

Дороги секунды здесь, ребята,

Не учебный в поле танкодром,

За ошибки тоже есть расплата:

Цену жизни кровью познаем.

Жизнь такая наша - без возврата

Прожитых когда-то мирных дней...

Умирать нам вроде рановато,

А приказ не выполнить - страшней.

Ждут своих ребят девчонки где-то,

Фотоснимки бережно храня.

В пору нам встречать любви рассветы,

А не пули в полосе огня.

Пронесётся пыль в Афганистане,

Вихрем чьи-то жизни прихватив,

Пусть им вечным памятником станет

Этой песни простенький мотив.

В. Верстаков, корреспондент газеты «Красная звезда»

Ведущий. Давно закончилась та война. Так почему же волнуются матери, провожая своих сыновей в армию?

Всё новые и новые «горячие точки» вспыхивают на карте страны, и среди них, ставшее для многих просто ужасом, слово «Чечня».

Звучит запись песни «Кавказский пленник» в исполнении Александра Маршала (1 куплет).

4-й чтец.

Высока, высока над землёй синева.

Это мирное небо над родиной,

Но простые и строгие слышу слова:

Это значит, что где-то в ночной тишине

Злые пули надрывно свистят,

И что в этой борьбе, как на всякой войне,

Жизнь и смерть снова рядом стоят.

Это значит, что в этом суровом бою

Твой ровесник, земляк, твой сосед

Защищает любовь и надежду свою,

Наших окон приветливый свет.

Охраняя всё то, чем мы так дорожим,

Он ведёт этот праведный бой.

Наше счастье и труд, нашу мирную жизнь

От беды заслоняя собой.

Высока, высока над землёй синева,

Это мирное небо над родиной,

Но простые и строгие слышим слова:

«Боевым награждается орденом».

М. Муромов

Звучит запись песни «Снайпер» в исполнении Александра Маршала (1 куплет).

Ведущий. Это было в старинном русском городе Пскове в 2001 г. Президент России Владимир Путин искренне скорбел с матерями, воинами на годовщине гибели гвардейцев шестой роты 2-го батальона 104-го полка 76-й гвардейской Черниговской Краснознамённой воздушно-десантной дивизии.

В трагедии шестой роты до сих пор много непонятного. В ночь с 29 февраля на 1 марта 2000 года некто вновь попытался открыть «коридор» в Дагестан для боевиков. Численность банды Хаттаба (теперь уже уничтоженного) достигала 2,5 тыс. боевиков. Как стало известно из радиоперехватов, Хаттаб намеревался вернуть под свой контроль Ведено, Хатуни и ряд других населённых пунктов. Но двадцатикратному превосходству бандитов десантники противопоставили собственное мужество.

1 марта в 5 часов утра боевики всеми силами пошли в атаку сразу с нескольких направлений. Взяв соседнюю высоту Безымянную и видя, как немного русских воинов осталось в пункте 776,0, бандиты устремились туда. Раненный в грудь сапёр гвардии старший лейтенант Александр Колгатин под огнём боевиков успел установить две управляемые мины и привести их в действие.

Взрывы положили на землю десятки корчащихся от боли бандитов. Но озверевшие боевики снова пошли на штурм. Их было так много, что даже ценой жизни десантники уже не могли их остановить.

Оставшаяся в живых немногочисленная группа во главе с комбатом Марком Евтюхиным приняла последний бой.

5-й чтец.

Крылатая пехота

Не вышла из огня...

Прости, 6-я рота,

Россию и меня.

Погибшая, бессмертной

Ты стала наяву

В бою под Улус-Кертом,

Как в битве за Москву.

Прощай, 6-я рота,

Ушедшая в века, -

Бессмертная пехота

Небесного полка.

В. Верстаков, офицер

Ведущий . Весь личный состав 104-го полка, принимавший участие в боях с боевиками 29 февраля - 2 марта 2000 года в районе Улус-Керта, навечно зачислен в списки части, а 22 десантника (13 офицеров, 9 солдат и сержантов) представлены к званию Герой России, в том числе и Александр Колгатин.

Звучит песня «Рота уходит на небо» в исполнении Александра Маршала (1 куплет).

Ведущий. «Действуй спокойнее, не спеши, - сказал он солдату. - Всё будет нормально».

Рядовой Данила Бондарев, 7 месяцев отслуживший в разведывательном подразделении Камышинского десантного полка, взял гранату, выдернул кольцо, размахнулся и швырнул боеприпас за бруствер окопа. Старший лейтенант Виталий Попов попытался проследить, куда упала граната, но вдруг понял, что вперёд полетела лишь скоба - спусковой рычаг запала. А где же граната?! Он не увидел, а, скорее, кожей ощутил, что граната, зацепившись за бруствер, отлетела прямо под ноги солдату. На принятие решения оставались доли секунды. Офицер, оттолкнув остолбеневшего солдата в сторону, прикрыл своим телом гранату...

Так Виталий Попов спас жизнь рядового Данилы Бондарева. К счастью, оба остались живы. Данила был легко ранен. А вот жизнь Виталия была в опасности. Но благодаря искусству врачей Виталий остался живым.

6-й чтец.

Кто б ни был ты,

Солдат иль маршал, -

В истории ты свой оставишь след.

И слышатся торжественные марши,

Как символ будущих побед.

Тобой гордимся мы по праву -

Ты не искал судьбы иной,

И пусть всегда пребудет слава

Солдатам армии родной!

1-й чтец.

Примите поклон наш земной

К великой России святой!

2-й чтец.

Вы знамя Победы несёте над нами,

Присяге и долгу верны.

И доблесть, и вера за вами, за вами -

Великой России сыны!

3-й чтец.

Традиции дедов в боях умножая,

Во имя отцов, матерей

Стоите на страже, себя отдавая,

Великой России своей.

4-й чтец.

Мечту и свободу для нас сохраняя,

Гордитесь своею судьбой,

Безмолвно колени свои преклоняя

Перед Россией одной!

5-й чтец.

Вам слава и честь, господа офицеры!

Примите поклон наш земной

За вашу любовь и надежду без меры

К великой России святой!

С. Ковалёв

Последние две строчки произносят все чтецы.

Объявляется минута молчания. Включаются метроном и секундомер.

Литература

1. Воин России [Текст]: газ. - 2002. - № 11.

4. Красная звезда [Текст]: газ. - 2005.

5. Поэзия периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет [Текст]. - М.: Советская Россия, 1983.

ГОУ СОШ № 453

имени Сергея Жукова

Литературно-музыкальная композиция,

посвящённая Дню Защитника Отечества

заместитель директора

по воспитательной работе,

учитель истории и обществознания

Садыхбекова Светлана Матвеевна

Санкт-Петербург

2014 год

Пояснительная записка

к сценарию литературно-музыкальной композиции

«Защитники Отечества»

Пояснительная записка.

Сценарий разработан для внеклассных мероприятий, посвящённых Дню Защитника Отечества.

Сценарий условно делится на две части. В первой речь идёт о событиях 1917-1918 годов, связанных с созданием Красной Армии и положенных в основу праздника 23 февраля - День Защитника Отечества.

Вторая часть посвящена героическим страницам отечественной истории с древнейших времён до нашего времени. Так прослеживается преемственность и связь поколений.

Цель мероприятия:

Воспитание любви и уважения к истории Отечества;

воспитание гражданской ответственности и чувства долга у подрастающего поколения.

Форма: литературно – музыкальная композиция.

Продолжительность мероприятия– 1 час

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Защитники Отечества»

(показ слайда 1)

Ведущий1. В календаре памятных дат России День Защитника Отечества занимает особое место. Для нашего народа праздник, отмечаемый 23 февраля и новый, и давний.

(показ слайда 2)

Ведущий 2. После революции 1917 года положение нашей страны было сложным: продолжалась I Мировая война, на территории России находились германские войска. Советское правительство обратилось ко всем воюющим странам с предложением о мире, но получило отказ. Единственной страной, готовой идти на переговоры, была Германия. Но она предъявила ультиматум, требуя в обмен на мир российские территории.

(показ слайда 3)

Ведущий 3 .Советское правительство вначале ответило отказом, и австро-германские войска перешли в наступление по всей линии фронта. А кайзер Германии заявил: «Никакой единой России не будет, Россия будет разделена».

Ведущий 1. Старая армия к тому времени оказалась неспособной к сопротивлению, и германские войска зимой 1918 года, захватив часть Украины и Прибалтику, подошли к Пскову. Возникла угроза Петрограду.

(показ слайда 4)

Ведущий 2 . 11 февраля 1918 года Совнарком издает декрет о создании Красной армии и Флота. Это стало отправной точкой в формировании вооружённых сил страны.

(показ слайда 5)

Ведущий 3. 24 февраля немецкие войска заняли Псков. В городе завязались уличные бои с отрядами Красной Гвардии. К ним на помощь подошли другие красноармейские части. Немцы на время отступили, но угроза захвата Петрограда оставалась. На защиту Петрограда встали сформированные в те дни красноармейские полки, а Петроградский Совет объявил 23 февраля Днём Защиты Социалистического Отечества.

Ведущий 1 . Вскоре с Германией был заключён тяжёлый Брестский мир. Затем, в течение 20 века, происходило много других, в т.ч. драматических событий, но праздник остался. Теперь он отмечается как День Защитников нашего Отечества.

Звучит песня «Вечный огонь» из кинофильма "Офицеры" стихи Евгения Аграновича, музыка Рафаила Хозака

От героев былых времён

Не осталось порой имён.

Те, кто приняли смертный бой,

Стали просто землёй и травой...

Только грозная доблесть их

Поселилась в сердцах живых.

Этот вечный огонь, нам завещанный одним,

Мы в груди храним.

Погляди на моих бойцов!

Целый свет помнит их в лицо.

Вот застыл батальон в строю -

Многих старых друзей узнаю.

Хоть им нет двадцати пяти,

Трудный путь им пришлось пройти.

Это те, кто в штыки поднимался как один,

Те, кто брал Берлин!

Нет в России семьи такой,

Где не памятен свой герой.

И глаза молодых солдат

С фотографий увядших глядят...

Этот взгляд - словно высший суд

Для ребят, что сейчас растут,

И мальчишкам нельзя ни солгать, ни обмануть,

Ни с пути свернуть.

(показ слайда 6)

Ведущий 2 . Теперь обратимся к временам более давним. С древних пор, как только люди начали осознавать свою судьбу как общую судьбу народа, они ставили на первое место в числе добродетелей патриотизм, то есть любовь к своему Отечеству.

(показ слайда 7)

Ведущий 3 . XIII век – трагический в нашей истории: монголо-татарское нашествие с востока и немецко-шведское – с запада. Князь Александр Ярославович со своей дружиной дал такой отпор немецким и шведским рыцарям, что они на долгое время оставили наш край в покое. Александр Невский за свои заслуги перед Отечеством был причислен к лику Святых и стал небесным покровителем Санкт-Петербурга, а орден Александра Невского был учреждён как одна из высших воинских наград.

(показ слайда 8)

Ведущий 1 . История России наполнена множеством примеров, когда народ наш стоял перед выбором: независимость или угнетение, свобода или рабство.

XIX век. Герои Куликовской битвы. Их было много. До нас дошли имена князя Дмитрия, воина Пересвета, а также Сергия Радонежского, благословившего русское воинство на справедливую борьбу. Куликовская победа стала символом единения русского народа.

(показ слайда 9)

Ведущий 2 . XVII век – Смута, очень мятежное время, когда речь шла о потере независимости нашей страны. Главная беда была тогда не столько в иноземных вторжениях, сколько во внутренних распрях, противостояниях власти и народа. То время тоже родило своих героев – защитников России. Это воеводы Шеин и Скопин-Шуйский, народные предводители Минин и Пожарский.

(показ слайда 10)

Ведущий 3. Отечественная война 1812 года – нашествие Наполеона на Россию. Это время небывалого единения народа. Патриотический порыв призвал в армию людей, которые стали славой России: Багратион, Денис Давыдов, Николай Раевский, герои - партизаны из народа и, конечно, Михаил Илларионович Кутузов.

Ведущий 1. Под впечатлением этих событий Михаил Юрьевич Лермонтов пишет знаменитое стихотворение «Бородино» и трогательные, проникновенные стихи о России.

(Чтение стихотворения Михаила Лермонтова «РОДИНА»)

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни темной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Но я люблю - за что, не знаю сам -

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее, подобные морям;

Проселочным путем люблю скакать в телеге

И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень;

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

С отрадой, многим незнакомой,

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно;

И в праздник, вечером росистым,

Смотреть до полночи готов

На пляску с топаньем и свистом

Под говор пьяных мужичков.

(показ слайда 11)

Ведущий 2 . Великая Отечественная война. Самая жестокая и кровопролитная. Она длилась почти 4 года и унесла жизни более 20 миллионов советских людей. Самыми тяжёлыми были первые годы войны, когда на нашу страну обрушилась вся мощь военной машины вермахта, хорошо обученной и технически оснащённой армии фашистской Германии.

Когда видишь документальные кадры того времени, поражаешься нашему народу, жившему бедно, тяжело, но которому удалось выстоять и победить такого сильного врага. Как выстояли и победили ленинградцы в блокаду? Это был подвиг наших солдат и офицеров, всего народа.

Звучит песня композитора В.Баснера, слова М.Матусовского «На безымянной высоте»

Дымилась роща под горою,

И вместе с ней горел закат...

Нас оставалось только трое

Из восемнадцати ребят.

Как много их, друзей хороших,

Лежать осталось в темноте -

У незнакомого поселка,

На безымянной высоте.

Светилась, падая, ракета,

Как догоревшая звезда...

Кто хоть однажды видел это,

Тот не забудет никогда.

Он не забудет, не забудет

Атаки яростные те -

У незнакомого поселка,

На безымянной высоте.

Над нами "мессеры" кружили,

И было видно, словно днем...

Но только крепче мы дружили

Под перекрестным артогнем.

И как бы трудно ни бывало,

Ты верен был своей мечте -

У незнакомого поселка,

На безымянной высоте.

Мне часто снятся все ребята,

Друзья моих военных дней,

Землянка наша в три наката,

Сосна сгоревшая над ней.

Как будто вновь я вместе с ними

Стою на огненной черте -

У незнакомого поселка,

На безымянной высоте.

(показ слайда 12)

Ведущий 3. После Великой Отечественной войны прошло много лет.

Постарели ветераны войны, но им на смену пришло новое поколение защитников, тех, кто оберегает мирное небо нашей Родины.

Мы поздравляем всех защитников Отечества с замечательным праздником!

Звучит песня О. Газманова «Офицеры»

Господа офицеры, по натянутым нервам

Я аккордами веры эту песню пою

Тем, кто бросив карьеру, живота не жалея,

Свою грудь подставляет за Россию свою!

Тем, кто выжил в Афгане, свою честь не изгадив,

Кто карьеры не делал от солдатских кровей.

Я пою офицерам, матерей пожалевшим,

Возвратив им обратно живых сыновей.

Господа офицеры, как сберечь вашу веру

На разрытых могилах ваши души хрипят.

Что ж мы, братцы, наделали, не смогли уберечь их

И теперь они вечно в глаза нам глядят.

Вновь уходят ребята, растворяясь в закатах

Позвала их Россия, как бывало не раз.

И опять вы уходите. Может, прямо на небо

Так куда ж вы уходите? Может, прямо на небо

И откуда-то сверху прощаете нас.

Офицеры, офицеры, ваше сердце под прицелом

За Россию и свободу до конца.

Офицеры, россияне, пусть свобода воссияет,

Заставляя в унисон звучать сердца!

Использованная литература:

1).И.А.Мишина, Л.Н.Жарова «История Отечества», М., 1999

2).О.Г.Вронский, Д.В.Колосов, А.И.Родин «История Отечества с древнейших времён до наших дней», М., 2003

3). М.Ю.Лермонтов. Стихотворения. Поэмы. Маскарад. - М. «Дрофа» 2003. – (Библиотека отечественной классической художественной литературы).

Музыкальные произведения:

1). Музыка Рафаила Хозака, слова Евгения Аграновича песня «Вечный огонь» из кинофильма "Офицеры"

2). Музыка В. Баснера, слова М.Матусовского песня «На безымянной высоте»

3). О.Газманов песня «Офицеры»

Источники текстов песен и музыкальных файлов:

    http :// www . istorya . ru / imagens / sobytya / rkka - dekret . gif

Однобурцева Оксана Николаевна, учитель музыки МОУ СОШ №8 г.Аткарска Саратовской области.

Цель:
воспитание достойных защитников Отечества - наследников Победы.
Задачи:
- воспитать уважительное отношение к ратным подвигам защитников Отечества,
- содействовать формированию у учащихся чувства долга, гражданской ответственности,
- сплотить ребят в процессе подготовки песен,
- заинтересовать детей общим музицированием,
- выявить художественно-эстетические интересы, музыкальные, творческие способности детей.
Назначение материала: данный материал предназначен для использования организаторами Центров детского творчества, учителями и завучами по внеклассной работе общеобразовательных школ. Вы можете либо написать свою музыку к текстам, либо спеть на подходящую мелодию из какой-либо известной песни, либо просто использовать тексты песен, как стихи к мероприятиям патриотического направления (День Победы, День защитника Отечества и др.)


Стихотворение «Победителям Великой Отечественной войны посвящается»
1.
Для вас, защитники Отечества,
Лишь настоящее искусство,
То, что останется навечно
В сердцах людей, умах и чувствах.
2.
Что было пулями пробито
И временем опалено,
То, что не может быть убито,
Ведь жить оно обречено.
3.
Те песни, что прошли сквозь пламя
И побеждали боль и страх,
Они сегодня вместе с нами
У всей России на устах.
4.
Так пусть звучат, как знамя реют
И память будят вновь и вновь,
Ведь в них, прошедшая сквозь время,
Святая к Родине любовь


Текст к песне «Мы – победители!»
1.
По всей стране от края и до края,
Нет города такого, нет села.
Куда бы не пришла Победа в мае
Великого девятого числа.
С тех пор салютов много прозвучало,
Но каждый день, прошедший без войны
И каждая весна своё начало,
Своё тепло берут от той войны.
Припев:
Встречайте нас.
Мы – победители! Мы – победители! Мы – победители!
Встречайте нас.
2.
Мы сердцем не забудем этой даты,
Крещённой смертной пулей и огнём.
Навеки с нами будет 45-й,
С победным, светлым, ярким, мирным днём!
Победа очень трудно нам досталась,
В неё наша радость и одна печаль,
В ней спаян прочный сплав огня и стали,
Крик журавлей о ней несёт весть вдаль.

Припев:
Мы – победители! Мы – победители! Мы – победители!
Встречайте нас.
Мы – победители! Мы – победители! Мы – победители!
Наш пробил час.
Говорить на фоне музыки:
Мира и гордости,
Воинской доблести,
Счастья великого,
Сердца открытого,
Истовой нежности,
Чувства безбрежности.
Мы – победители! Мы – победители! Мы – победители!
Ура! Ура!


Текст к песне «Мы – наследники Победы»
1.
Мы – сила! Отцов и дедов продолженье,
Мы – гордо всегда зовёмся - молодёжь!
Россия – твоё мы вечное движенье,
Мы – те, кого с надеждою ты ждёшь!
Припев:
Мы - наследники Победы!
Её родные правнуки,
И для нас стал этот День
Самым главным праздником!
Наша гордость - ветераны,
Светят нам героев звёзды,
Мы из молодых, да ранних
Смелых и серьёзных.
2.
Мы – радость! Мы племя ярких и влюблённых,
С надеждой мы все вперёд устремлены,
Талантом средь нас так много окрылённых,
Мечтами о новом будущем страны.
Припев: тот же
Говорить на фоне музыки:
Клянёмся! Приняв Победы дар в наследство.
Всей жизнью! Его навеки сохранить.
Отчизну - от неприятеля и бедствий,
Родства связала всех нас нить.
Припев: тот же


Текст к песне «Во славу героев Отечества!»
1.
Отечество! Отечество!
Отечество – любимая Россия.
Великая! Прекрасная!
Героев на земле своей взрастила.
Легенды мы рассказываем детям
О том какую им дала ты силу.
Народ наш стал великим победителем,
Фашистская чума нас не сломила.
Припев:
Герои здесь сегодня среди нас –
В сраженьях и труде их подвиги бесценны,
Скорей на грудь наденьте ордена,
Пусть ваши имена хранит навеки время.
2.
Отечество! Отечество!
Отечество – любимая Россия!
Великая! Могучая!
Твои сыны и дочери всесильны.
Твоих полей бескрайние просторы
И песни колыбельные берёз.
Нам дали волю, что свернём мы горы,
Ничьих не побоимся мы угроз.
Припев:
Для всех загадка – русская душа,
Добра и хороша, щедра своей любовью.
Герои наши, подвиги верша,
С тобою, Родина, одной являлись кровью.
Проигрыш
Отечество! Отечество! Отечество!


Стихотворение «Сон»
1.
Снится мне особенный сон,
Мой отец – со мной идёт он,
Хорошо и радостно мне,
Будто он не там, на войне.
2.
Всполохи зари, как огонь,
Это наш российский рассвет.
Ты его руками не тронь,
Горячее пламени нет.
3.
Баловал отец мой меня,
Радостно звенел голосок,
Дочку он сажал на коня,
В волосах сверкал колосок.
4.
Нива волновалась порой,
Тяжелы созрели хлеба.
Золотой меня ты укрой,
И любовь моя, и судьба.
5.
И от взгляда чужого скрой,
В глубине несметной казны,
Сарафана русский крой
Ждёт своей особой весны.


Стихотворение «Офицерам запаса посвящается»
1.
Фильмы любим мы смотреть про офицеров,
Ведь они всегда всех впереди –
Для солдат являются примером,
К Родине у них любовь в груди.
2.
В бой они ведут полки и роты,
А в тылу у них всех образцовые манеры.
В исторических романах говорят про то,
Что очень нравятся всем дамам офицеры.
3.
Даже те, что отслужили и ушли в запас,
Всегда готовы в бой и сохранили высший класс,
И такие нынче среди нас,
Мы приветствуем сегодня вас!

    Учитель:

    2. «Реквием» Д.Кабалевского. .

    «Наши дети»

Учитель: - Вам будет предложено задание - послушать и продирижировать фрагмент из «Реквиема» русского советского композитора Д.Кабалевского «Наши дети». Первая группа должна будет найти контрасты, лежащие в основе этого фрагмента, а вторая группа -опровергнуть или согласиться с вашими ответами, дополнить их.

  • Звучит «Наши дети».
  • Ответы ребят

«Помните!»

Учитель: - Теперь вы услышите и продирижируете второй фрагмент из «Реквиема» Д.Кабалевского - «Помните!». Вторая группа должна будет определить особенности развития музыкальных образов этого фрагмента, а первая группа - опровергнуть или согласиться с вашими ответами, дополнить их.

  • Звучит «Помните!».
  • Ответы ребят

Учитель:

Вокально-хоровая работа.

3. Обобщение.

Учитель: - Сопоставьте строки из поэмы Р.Рождественского «Реквием» с фрагментами из «Реквиема» композитора Д.Кабалевского - «Помните!» и «Наши дети». Что их роднит?

Учитель:

Слайд № 7.

Учитель: (Вечная память погибшим.)

Учитель:

Учитель: (Жизнь и смерть.)

V. Обобщение. (Индивидуальная работа.)

Учитель:

Учитель:

Учитель: (Ответы обучающихся.)

На доске эпиграф:

(Р.Рождественский)

Учитель: - (Размышления обучающихся.)

VI. Завершающий этап урока.

VII. Рефлексия.

Учитель: - (Ответы обучающихся.)

VIII. Итог.

Слайд № 8. Звучит песня

Выход из класса. (Звучит «От героев былых времен» (плюс).

Просмотр содержимого документа
«5 кл. IV ч. Урок № 6 Пчелинцевой Л.П.»

5 класс. IV четверть

Урок № 6

Тема урока: «О подвигах, о доблести, о славе…»

Цель урока: познакомить обучающихся с образом защитника Отечества черезразличные виды искусств.

Тип урока: формирование новых знаний.

Задачи урока:

- актуализировать знания о музыкальных произведениях, посвященных теме защитников Родины; проанализировать, как музыка, изобразительное искусство и литератураразными путями идут к созданию образа защитника Отечества; исследовать, что вдохновляет художников, композиторов, исполнителей обращаться к героическим образам и сюжетам прошлого;

- сформировать умение давать эмоционально-образную оценку произведениям искусства и явлениям жизни;

Воспитать нравственно-эстетические чувства; пробудить любовь к Родине, желание быть её защитником.

- развить интонационный слух и творческие способности; совершенствовать вокально-хоровые навыки; развить умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; развить коммуникативные навыки, сформировать навыки самооценки и рефлексии.

Методы обучения : проблемный, частично-поисковый, исследовательский.

Формы организации обучения : индивидуальна, групповая, фронтальная.

Музыкальный материал:

- «От героев былых времен» муз. Хозак Р. (фонограмма минус);

Фрагменты известных ребятам произведений: кантата «Александр Невский» С.Прокофьева, опера «Иван Сусанин» М.Глинки, Симфония № 2 («Богатырская») А.Бородина, песни о героях;

- «Реквием» Д.Кабалевского («Наши дети», «Помните!»);

Песни, посвященные защитникам Отечества по желанию обучающихся;

- «От героев былых времен» муз. Хозак Р., сл. Агранович Е. (фонограмма плюс).

Дополнительный материал: у чебник Е.Д. Критская Г.П. Сергеева «Музыка. 5 класс»; стихотворение «Реквием» Р.Рождественского; слайд-шоу «Герои России».

Иллюстративный ряд: гравюры из цикла «Вечно живые» и «Реквием» С.Красаускаса.

Оборудование: доска школьная, фортепиано.

ИКТ: ПК, МП, ИД, презентация.

Ход урока

I . Организационный момент.

Вход в класс (слайд-шоу «Герои России»). (Слайд № 2)

Музыкальное приветствие.

II . Актуализация знаний.

На школьной доске написаны эпиграфы:

«О том, кто уже не придет никогда, - помните!»

(А.Блок)

«Памяти павших будьте достойны»

(Р.Рождественский)

Учитель: - Ребята, как вы думает, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке? (О героях России разных времен.)

Учитель: - О подвигах, о доблести, о славе защитников Отечества создано много произведений в различных видах искусства: литературе, живописи, музыке, народном творчестве, кино, театре. Приведите тому примеры (Ответы ребят.) (Учитель исполняет названные ребятами музыкальные фрагменты на фортепиано или звучит музыка в записи.)

III . Постановка учебной задачи.

Учитель: - Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Ответы ребят.)

На доске появляется тема урока, которую обучающиеся записывают в тетрадях. (Слайд № 3)

Учитель: - Поставьте перед собой задачи, которые вам предстоит решить сегодня. (Ответы ребят.) Образ защитника Отечества является одним из главных образов искусства.

IV . Работа по теме урока.

1. «Реквием» Р.Рождественского. Слайд № 4. На слайде фотография Р.Рождественского, определение реквиема и эпиграф, предпосланный автором к его поэме «Реквием».

    Выразительное чтение и сравнительный анализ двух фрагментов из «Реквиема» Р.Рождественского.

    Работа над интонацией.

Учитель: - Прочитайте на с. 145 учебника два отрывка из «Реквиема» Рождественского (чтение). Сопоставьте их между собой. В чем отличие между ними? (В первом звучит призыв к современному человеку; во втором отражается надежда на светлые солнечные дни, вера в будущее без войн.)

2. «Реквием» Д.Кабалевского. Слайд № 5. На слайде фотография композитора Д.Кабалевского, краткая информация о его произведениии «Реквием».

«Наши дети»

    Слушание (со свободным дирижированием) и анализ фрагмента (Работа в группах.)

Учитель: - Вам будет предложено задание – послушать и продирижировать фрагмент из «Реквиема» русского советского композитора Д.Кабалевского «Наши дети». Первая группа должна будет найти контрасты, лежащие в основе этого фрагмента, а вторая группа –опровергнуть или согласиться с вашими ответами, дополнить их.

    Звучит «Наши дети».

    Ответы ребят (Уже во вступлении к хору звучит светлая, песенная музыка, перебиваемая грозными, интонауиями, ритмами ударгых. В звучании хора чередуются эпизоды лирические мажорные с драматическими минорными. В звучании симфонического оркестра между куплетами слышны контрастные интонации. Завершается часть уверенными интонациями и ритмами оркестра.)

«Помните!»

    Слушание (со свободным дирижиолванием) и анализ фрагмента (Работа в группах.)

Учитель: - Теперь вы услышите и продирижируете второй фрагмент из «Реквиема» Д.Кабалевского - «Помните!». Вторая группа должна будет определить особенности развития музыкальных образов этого фрагмента, а первая группа – опровергнуть или согласиться с вашими ответами, дополнить их.

    Звучит «Помните!».

    Ответы ребят (В начале поют солисты (баритон, сопрано). Патетический характер высказывания солистов строится на сочетании песенности и речитативности.)

Учитель: - В чем проявился принцип контраста в развитии музыки этой части? (голоса солистов чередуются со звучанием темы хора «Наши дети». По мере развития музыка приобретает все более драматический характер, и заключительный раздел звучит уверенно и победно.)

Вокально-хоровая работа. Разучивание главной темы хора «Наши дети». (Фронтальная работа.)

3. Обобщение.

Учитель: - Сопоставьте строки из поэмы Р.Рождественского «Реквием» с фрагментами из «Реквиема» композитора Д.Кабалевского – «Помните!» и «Наши дети». Что их роднит? (Тема, характер частей, интонации, жизненное содержание.)

4. Репродукции гравюр литовского художника С.Красаускаса из циклов «Вечно живые» и «Реквием». Слайд № 6. На слайде слова художника о его гравюрах из цикла «Вечно живые».

Учитель: - Прежде, чем вы посмотрите работы литовского художника С. Красаускаса, предлагаю прочитать его слова о том, какое влияние оказала поэма «Реквием» Р.Рождественского на создание его гравюр.

Слайд № 7.

Учитель: - А теперь рассмотрите гравюры литовского художника С.Красаускаса из циклов «Вечно живые» и «Реквием». Каждая группа попробует самостоятельно сформулировать идею этих произведений (Вечная память погибшим.)

Учитель: - Проанализируйте композиции гравюр, которые помогают раскрыть их главную мысль (на них выделяются два горизотальных плана: на нижнем-погибший солдат, на верхнем-эпизоды из мирной жизни людей. Работы выполнены в черно-белом цвете).

Учитель: - Какая идея воплощена в гравюрах через эти два цвета? (Жизнь и смерть.)

V . Обобщение. (Индивидуальная работа.)

Учитель: - Подумайте, как выразительность музыки «Реквиема» и гравюры из цикла «Вечно живые» перекликается с плакатностью стихов Р.Рождественского. (Каждое произведение содержит в себе яркие контрасты и …)

Учитель: - Почему художник, поэт и композитор обратились к такому жанру траурной музыки, как реквием? (Авторы оплакивают погибших воинов.)

Учитель: - Считаете ли вы, что образ защитника Отечества является одним из главных образов искусства? (Ответы обучающихся.)

На доске эпиграф:

«Памяти павших будьте достойны»

(Р.Рождественский)

Учитель: - Как вы понимаете эпиграф урока? Согласны ли вы с поэтом? (Размышления обучающихся.)

VI . Завершающий этап урока.

Исполнение песен, воспевающих защитников Отечества, по желанию обучающихся. (Фронтальная работа.)

VII . Рефлексия.

Учитель: - Вам понравился урок? Все ли задачи, поставленные вами в начале урока, были решены? Что нового для себя вы узнали? Пригодятся ли вам эти знания в вашей жизни? (Ответы обучающихся.)

VIII . Итог.

Слайд № 8. Звучит песня «От героев былых времен» (плюс).

Домашнее задание (групповая работа):

1).Подготовить презентацию на тему: «О тех, кто уже не придет никогда, - помните!»;

2).Оформить пригласительные билеты на торжественный вечер «Памяти павших будьте достойны».

Объявление оценок за работу на уроке.

Выход из класса. (Звучит «От героев былых времен» (плюс).)

Просмотр содержимого презентации
«О полвигах, о доблести, о славе...»

О подвигах, о доблести, о славе

Выполнил: учитель музыки

МБОУ СОШ с углубленным изучением

отдельных предметов № 78 г. Воронежа

Пчелинцева Л.П.


Александр Суворов

Георгий Жуков

Михаил Кутузов

Александр Невский

Кузьма Минин

Дмитрий Пожарский

Дмитрий Донской



(1932 – 1994)

Реквием

(Вечная слава героям...)

Памяти наших отцов и старших братьев, памяти вечно молодых солдат и офицеров Советской Армии, павших на фронтах Великой Отечественной войны.

Р.Рождественский


«Наши дети»

«Помните!»

(1904 – 1987)

В 1962 году появляется Реквием Кабалевского на стихи Роберта Рождественского, посвященный «тем, кто погиб в борьбе с фашизмом», как значится на первой странице партитуры.

Д.Кабалевский


(1929 – 1977)

«Когда я работал над гравюрами, составившими цикл «Вечно живые» , вновь и вновь возвращался к строкам «Реквиема» Роберта Рождественского. Не иллюстрировал его, но работал над собственной темой во власти этих стихов…».

С.Краскаускас


Домашнее задание (групповая работа)

  • Подготовить презентацию на тему: «О тех, кто уже не придет никогда, - помните!»;
  • Оформить пригласительные билеты на торжественный вечер «Памяти павших будьте достойны».

«Викторина по музыке» - «Мазепа». Гартман. Скрябин. Третьяков. Равель. Романсы «Жаворонок», «Сомнение», «Попутная песня» написаны М. Глинкой. Глинка. Бородин. По мотивам поэмы А.Пушкина «Полтава» написана опера П.Чайковского. Группа инструментов. «Времена года». «Ночь в Мадриде». Художник- автор портретов русских писателей и композиторов.

«Учебники по музыке» - УМК по музыке. Критская Е.Д., Сергеева Г.П. Музыка. 1-7 классы. УМК по ИЗО. Учебно - методический комплект. Творческие тетради. Музыка. Дневники музыкальных размышлений. Искусство. 8-9 класс. Фонохрестоматии. Диски. Науменко Т.И., Алеев В.В. Методическая литература.

«Уроки музыки в школе» - Разработала Программы для развития музыкальных способностей детей («Музыкальная экология», «Игра на синтезаторе»). ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Урок музыки преобразила в урок искусства через драматургию урока аналогичной музыкальной форме. Создала современные фонограммы ко всем разучиваемым песням в аудио, CD и MP3 форматах.

«ЭОР по музыке» - Использование ЭОР. Энциклопедия «Музыкальные инструменты». Направления использования ЭОР на уроке. Музыкальный класс- это веселое развлечение, игра и уроки музыки. Практический курс "Учимся понимать музыку". Направления использования ЭОР на уроке. Практический курс. Караоке. Урок с использованием ЭОР.

«УМК по музыке» - УМК «Музыка» 6 класс. Методические пособия для учителя 5-6 классы; 7 класс. Исследовательский ученический проект. ФОНОХРЕСТОМАТИЯ музыкального материала (на аудиокассетах и компакт-дисках). «Музыка» 1-7 классы «Искусство» 8-9 классы. Перспективы. Цифровой образовательный ресурс на основе мультимедийных технологий.

«УУД по музыке» - Понимание социальных функций музыки. Углубление понимания социальных функций. Разрешение конфликтов – выявление проблемы, поиск и оценка. Личностные действия. Личностные УУД. Термин УУД. Коммуникативные действия. Требования ФГОС и их реализация в преподавании предмета «Музыка». Логические универсальные действия.

Всего в теме 21 презентация



Рассказать друзьям