Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Храм в честь явления Господня

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Есть в мировой культуре алмаз необыкновенной ценности – «Слово о полку Игореве». Кем оно было написано – доподлинно неизвестно. А вот где найдено – в том нет тайны - в жемчужине православной архитектуры – Спасо-Преображенском монастыре. В Ярославле. Величественному архитектурному ансамблю, в котором и сегодня чувствуется первозданный дух, мощь ярославской земли уже более восьми веков. Сегодня здесь государственный музей-заповедник, доступный всем тем, кому небезразлична родная культура, и кто просто, любопытства ради, заглянул в приветливо открытые двери заповедника. А посмотреть здесь и полюбоваться есть на что. Русские зодчие строили с любовью.

Три главных храма

Как только переступаешь ворота бывшего мужского монастыря, время совершает невообразимый кульбит: величественные храмы, уникальная роспись, многоярусные аркады галерей, аскетичные щелевидные окна… - XIII-XVI века обступают тебя со всех сторон. Три брата с мудрым спокойствием взирают с высоты золоченных куполов:

Собор Спаса Преображения;

Церковь Ярославских Чудотворцев;

Церковь Рождества Христова (Крестовая).

Собор Спаса Преображения

Главным величают собор Спаса Преображения – древнейший храм, купола которого взметнулись в небо в первые два десятилетия XIII века. К сожалению, на ту пору он был деревянным и сильно пострадал от жесточайшего пожара XVI века. И на его фундаменте был построен белокаменный храм с круглыми окнами на полукруглом прясле стен, широким орнаментом портальных откосов, открытой лоджией-галереей с западной стороны фасада. Восточная же сторона полна монашеского аскетизма – окна-щели, глухие стены. Есть в нем черты Благовещенского Собора Московского Кремля, по образу которого и возводился, и своя особая харизма некой двойственности стилей.

Ярусное чередование объемов, ряды однотипных арок, что опираются на колонны, цветистые росписи добавляет собору изящную живописность. Роспись собора, дошедшая в наше время со средних веков – живой свидетель искусности своих создателей (московских иконописцев Лариона Леонтьева сына, Третьяка, Федора Никитина детей, ярославских художников Афанасия и Дементия Исидоровых – их доподлинные имена и сегодня отчетливо читаются в «клейме» северо-западного столпа): сюжеты Страшного суда с автентичным изображением иноземцев чужой веры в инородных для веры православной культуры чалмах, остроконечных меховых шапках; фрески, где достоверные копии семи вселенских храмов, со высокими звонницами, многоглавыми церквями, восьмискатные кровли моноглавных соборов; аскетичный образ, предсказавшего появление Мессии Ионна Предтечи – сына праведной Елисаветы и пророка Захария; полуфигура Всевластителя, что окружена своими прародителями – невесомая, изящная, поэтичная и вместе с тем экспрессивно насыщенная; живописное изображение прядущей кудель служанки, всадников, несущих благую весь во все города и веси, купание младенца; фрески с изображением небесного покровителя Ярославля – князя смоленского и ярославского Федора Ростиславовича Черного (историческая личность) и сыновей его…

А подле крестом раскинувшегося Собора Спаса Преображения – высочайшая и красивейшая ярославская звонница с церковью Печерской Иконы Богоматери, с расписанным прямо на стене иконостасом. Беседки-ротонды, перекрытые своды аркад, круглый купол – классика церковной архитектуры. На ее звонном ярусе – 18 уникальных колоколов, старшему из которых уже пять веков. А в благовестном колоколе ярославской звонницы более 100 пудов веса! Тому, кто преодолеет сотни ступенек славного столпообразного четырёхъярусного строение, в ротонде и третьем уровне которой с легкостью узнается дух архитектурного романтизма, откроется потрясающий вид на музейный комплекс и город.

Церковь Ярославских Чудотворцев

Церковь Ярославских Чудотворцев - Феодора, Давида и Константина – которую также величают церковью Входа Господня в Иерусалим. Причина двойственного названия – тот же страшный пожар, что разрушил Собор Спасо-Преображения. До него храм был посвящен Входу Господнему в Иерусалим. После – в подклете нашли мощи святых покровителей Ярославля. Построили на старом фундаменте новый храм и именовали его по-новому. Цоколь же входоиерусалимской церкви сохранился, его и сейчас можно увидеть в подклете

Она – образец классицизма: циркулярные перемычки окон, что окаймлены колонками из белого камня и нарядными кокошниками, просторная трапезная, трехступенчатый полукруглый выступ здания, увенчанный монументальным куполом, парадная белокаменная лестница, крытая галерея, поддерживающаяся шестью точенными колоннами. Церковь примыкает к Собору – северной частью своего фасада. Кстати, с этой же стороны особо внимательные посетители музея с легкостью заметят отголоски XVII века – фрагменты кладки и «катушек».

Крестовая церковь

Крестовая церковь, или церковь Рождества Христова на сегодняшний день – обезглавленный храм. Беда случилась с ней во времена гражданской войны – в 1918 году – строение изрешетили пули и снаряды. Изначально же она была построена в XVI веке, позже здесь появились новые пристройки.

В свое время она была составным элементом трапезной монастыря – до вкушения еды и после нее монахи читали в ней молитвы. Несмотря на то, что когда-то в ее нижнем этаже были кладовые и кухня «поварня», церковь имеет вид непреступной крепости с маленькими окнами-бойницами – времена её возведения были суровые и жизнь монахов – далеко не сахар. Веру православную защищали порой с оружием в руках. Полукруглые уступы стен, уходящие вглубь, поддерживают ощущения защитного сооружения.

И все же при всей ее архитектурной строгости есть особый вид украшений, искусно созданный не изразцовым, а обычным кирпичом – своеобразный орнамент кладки. Кроме того средину и углы цельных, монотонных стен прорезают выступы в виде пилястр, отдаленно напоминающие бревенчатые выступы (очень необычное для каменного здания дополнение по нынешним временам). Церковная трапезная была искусно выложена фресками (фрагменты которой можно увидеть и сегодня). Интересна она еще и своим комфортным обустройством: тепло от кухонного очага по отдушинам поднималась на второй этаж церкви (а он был жилой), еда для монахов и именитых гостей монастыря подавалась через специально проделанные люки-лифты - гениальное техническое решение средневековья!

Здания музея-заповедника

Настоятельские покои – пышный дворец родом из XVII века, не смотря на то, что на нижнем этаже его были когда-то хозяйственные службы. Когда-то здесь останавливались практически все монархи Руси-матушки, что частенько навещали Ярославль. Сегодня здесь выставочные залы и аура таинственности. Кстати, в прошлом веке, во время реставрации церкви был найден клад: не утвари и посуды, летописей и икон, а серебряных монет!

Башни

Кроме трех храмов-братьев, в Спасо-Преображенском монастыре сохранились аскетические кельи монастырской братии, отстроенные в XVII веке (сегодня здесь изумительная по своей красоте и значимости культурная экспозиция) , Западные, Северные, Водяные и Святые ворота (возведенные в XVI веке), Семинарский корпус, Дом ризничего, Трифоновская часовня, башни XVI-XVII веков.

Кстати, изначально последних было шесть. Сегодня их четыре:

Богородицкая;

Михайловская;

Богоявленская;

Угличская.

В Богородицкой глухой, без ворот башне, что была построена в XVII веке в виде неприступной каменной крепости, и сегодня можно увидеть подвал с потайным ходом, по которому монахи беспрепятственно могли передвигаться во время осады монастыря по всему его периметру и надежно укрыться от врагов. Мощные стены с угловыми и срединными выступами, пирамидальный купол, сторожевые вышки, окна бойницы – монахи были не из робкого десятка.

Михайловская башня – восьмигранное строение с лжеокнами. На сложной барочной кровле – золоченный шпиль. Ранний провинциальный классицизм. Функция её скорее декоративная, чем практично-боевая. Но было так не всегда. Когда-то юго-восточный проход к монастырю перекрывала проездная башня Михайло-Архангельского храма.

Богоявленская башня – мини-фортификационное двухярусное строение в псевдоготическом стиле. Двойные ряды стройных высоких окон. Со всех сторон её округлых стен – каменные готические конической формы башенки – контрфорсы с пинаклями. Глубоко врезавшиеся в стену экседры, рустованные стены второго уровня, Появилась она уже в XIX веке – на месте первоначальной, что в XVII веке защищала западные ворота в монастырь-крепость и была, кстати, построена самой первой из ныне сохранившихся.

Угличская башня очень похожа на Богородицкую. Та же мощь, те же сторожевые башни, но она была проездной. Построена она на месте деревянной, что перекрывала дорогу на Углич. Несколько боевых уровней, верхний из которых мушкетный, нижний – пушечный. Средина – место для кипятка или кипящей смолы. И все же суровая мощь дополнена своеобразным мужественным изяществом – крыша галереи, что проходит по всей монастырской стене, опирается на стремительно возносящиеся вверх ярусные ряды.

Святые ворота

Святые ворота тоже относятся к фортификационным сооружениям. Над ними – дозорная вышка, где висел когда-то колокол-набат (и остатки надвратной церковки – до нас дошли только её галереи), внизу два прохода: широкий для конной процессии, узкий – для пеших воинов. С одной стороны – захаб (специальное оборонительное строение, попадая в которое враг оказывался в каменном глухом мешке – со всех сторон глухие стены, сверху – обжигающий кипяток или стрелы). К сожалению, сейчас о нем остались только воспоминания. Внутренняя роспись Святых ворот была украшена фресками, заставляющими каждого вошедшего в монастырь задуматься о суетности бытия: сцены Страшного суда. Эпизодические фрагменты апокалипсиса и сегодня выглядят весьма впечатляюще. А еще здесь стела-памятник «Клятва князя Пожарского» - прорубленное арочное окно в славное прошлое русской истории. Отсюда Пожарский выступал на защиту родной земли. И места, в которых закалялось мужество русского духа стоит навестить сегодня. Каждый уголок музея пропитан историей.

Экспозиции и Музеи

Практически в каждом здании здесь расположилась постоянная экспозиция, либо проходит интересная выставка. Список постоянных экспозиций:

- "Слово о полку Игореве" - экспозиция древних и уникальных книг X - XVIII веков.

- "Природа Ярославского края" - природоведческий музей Ярославской области. Основная часть экспонатов это восковые фигуры и небольшие панорамы, изображающие местную природу.

- "Иконы Ярославля XVI - XVIII веков" - огромная экспозиция икон

- "История Ярославского края" - коллекция предметов, обнаруженных при раскопках в Ярославле. В экспозиции представлены уникальные предметы, которые полностью раскрывают историю города.

- "ЯрмаНка" - экспозиция различных интересных предметов XIV - XIX веков, которые можно было приобрести или повстречать на ярмарке

- "Княжество, уезд, губерния"- эта экспозиция рассказывает о политической, экономической и культурной истории Ярославского края в период с XVI по XIX вв.

- "Сокровища Ярославля" - уникальное собрание ювелирных украшений, а так же предметов роскоши XIV - XIX веков

- "Шестиногие хозяева планеты" - экспозиция, посвященная насекомым, населяющим нашу планету. Огромное собрание самых интересных образцов не только России, но и всего мира.

История Спасо-Преображенского Монастыря

Спасский монастырь считается древним мужским упраздненным монастырем, который был построен в Ярославле и отыграл в нем огромную роль. Непосредственным местом расположения монастыря является Богоявленская площадь возле Московского моста. Он славится сохранившимся на его территории архитектурными памятниками 16-19 веков. Именно здесь обнаружили известное «Слово…» - древнерусское литературное наследие. Покровитель монастыря – князь Константин из Ростова.

- первая половина 13 века

Спасо-Преображенский монастырь для Ярославля сыграл важную роль, ведь очень долго был духовной, культурной и экономической составляющей города. Его основали в 12 веке. В летописях о монастыре речь идет с 1186 года. Изначально он был выполнен из дерева. С 1216 по 1218 года в монастыре впервые функционировало духовное училище, которое позже перевели в Ростов. С 1216 по 1224 года для монастыря ознаменовались строительством Спасо-Преображенского собора, инициатором чего выступил князь Константин.

Образовавшееся Ярославское княжество стало толчком для возведения в 1218 году в юго-восточном углу собора миниатюрной Входоиерусалимской церкви. К сожалению, увидеть ее в наши дни не представляется возможным. Кроме того, в первой половине века монастырь обзавелся собственной большой библиотекой. В связи с этим начались работы по переписыванию рукописных книг.

- 14-15 века

Власти Спасо-Преображенского монастыря духовно наставляли всех князей Ярославля. Такое положение духовников разрешало им оказывать влияние на дела князей, их политические взгляды и при этом удовлетворять свои личные интересы.

В подклете Спасо-Ярославского монастыря неоднократно хоронили удельных князей. В этом месте покоится не только Федор Черный и его дети - Давид с Константином, но и Василий Грозные Очи и местный правитель – князь Александр. Последний был погребен в 1471 году после того, как Ярославль присоединили к Москве. С 1463 года подклет Входиерусалимской цервки хранит мощи Чудотворцев Ярославля. К их числу относится Святой Благоверный князь Федор с Давидом и Константином. В этом же году Иван ІІІ с митрополитом Филиппом заказали у московских умельцев житие Федора Черного. Благодаря житию ярославские чудотворцы оказались в пантеоне всех русских святых и стали самой важной святыней города.

- 16 век

В 1501 году монастырь был разрушен из-за воспламенившегося пожара. Через пятнадцать лет после трагедии монастырь построили снова. В качестве образца были взяты Благовещенский и Архангельский соборы кремля, находящегося в Москве. Сейчас Спасо-Преображенский монастырь считается самым старым строением Ярославля. Его фрески писались с 1563 по 1564 года. Они выступают в качестве древнейшего памятника стенописи в Ярославле, который сохранился со времен Ивана Грозного. В то время возвели первую башню из камня, которую назвали Святыми воротами.

Московские и местные художники для обновленного собора создали огромный иконостас, шестнадцать икон с храмовым образом которого можно увидеть и в двадцать первом веке. В этом же время возвели звонницу, Трапезую палату и Крестовую церковь, а стены из дерева заменили каменными. После этого монастырь стали считать очень укрепленной частью Ярославля. Особое расположение к памятнику архитектуры имел Иван Грозный. Им было пожаловано монастырю 55 грамот, а его сыном - 12.

- 17-18 века

В первой половине 17 века Спасскому монастырю совместно с Ярославским кремлем пришлось выдержать осаду, которую организовал пан Будзило с воеводами Наумова. Длилось это около одного месяца. В 1612 году именно с монастыря отправилось ополчения Минина и Пожарского освобождать Москву.

Весной 1613 года в монастырь радостно принял Михаила Романова, который держал путь из Ипатьевского монастыря в Москву. Будущий царь с этого места отправил грамоту с согласием на престол. Через некоторое время именно он даст монастырю около двадцати жалованных грамот.

С 1621 по 1646 год монастырь обзавелся каменными башнями – Богородицкой, Угличской, Глухой, Михайловской и Водяными воротами. Последняя четверть века ознаменовалась постройкой Келейного корпуса. К концу 17 века монастырю принадлежала огромная территория, и вырос ряд слобод. Спасский монастырь обрел небывалое ранее влияние.

В 18 веке в монастыре открыли Ярославскую духовную славяно-латинскую семинарию. По истечению 30 лет она обучала 300 человек. Во второй половине века монастырь стали называть Ярославским архиерейским домом. Это произошло из-за того, что в Ярославль перенесли кафедру ростовского митрополита. В это время появляются такие постройки, как Семинарский корпус с Церковью ярославских чудотворцев, Смоленской часовней, ризницей.

- 19 век – наше время

В начале 19 века было завершено возведение келейного корпуса, а немного позже отремонтированы святые ворота со стенами. К монастырю по проекту Панькова была пристроена звонница. Именно этот человек занимался реконструкцией одной из стен монастыря. Он хотел сделать грозные укрепления более «благообразными». Благодаря Панькову, грозные башни со стенами стали ложноготическими конструкциями. Они стоят и в наши дни, выполняя декоративную функцию.

Ярославское восстание 1918 года негативно повлияло на целостность монастыря. Через два года было принято решение о реконструкции поврежденных частей монастыря, а несколько позже была разобрана главная часть древних пристроек. В 1918 году прекратил свое существование Архиерейский дом. Территорию монастырь отвели для разных организаций, а некоторые помещения переоборудовали под жилье. Здесь были заведения, в которых проводилось обучение, с военкоматом. Вторая половина 20 века является началом работ, которые предполагали проведение реставрации. С 1959 года и по наш час здесь находится Ярославский историко-архитектурный музей. Сейчас музей посещает большое количество людей.

Адрес: Ярославль, Богоявленская пл., 25

Описание которых можно найти в любой туристической брошюре, радуют глаз гостей города и местных жителей. Об одной из них мы и поговорим сегодня.

Путешественники, осматривая районы Ярославля, просто не могут не заметить Спасо-Преображенский собор, находящийся в самом центре города.

И они порой удивляются, узнав, что это здание принадлежит не церкви, а музею. Ярославский музей-заповедник - одно из самых крупных культурных учреждений города Ярославля. Кроме того, это важный туристический объект. Его посещают в год около 600 тыс. человек. Полное название этого музея, кстати говоря, непростое: "Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник".

Краткое описание

Этот культурный объект с 1959 года находится в самом центре города, в здании, занимаемом ранее Спасо-Преображенским мужским монастырем, который был упразднен в 1787 году. Богатая история рукописей и икон, и драгоценных тканей, а также произведений древнерусского искусства принадлежит этому музею. На его территории расположено здание, относящееся к началу 16 века и являющееся самым древним из сохранившихся в комплексе. Это Спасо-Преображенский собор. В состав музея, кроме того, входят 6 церквей, которые являются важными памятниками живописи и архитектуры 17 века.

История музея

В 1865 году, 12 (25) января, был открыт при Обществе, созданном для естественно-исторического изучения губернии (полное название его приводить не будем), первый музей. Его основателем стал Петровский Андрей Станиславович, профессор естественной истории. Общество в 1901 году переименовано в естественно-историческое, и после этого была сформирована крупная энтомологическая коллекция. Естественно-исторический музей являлся в начале 20 века одним из самых крупных музеев России, расположенных в провинции.

В 1895 году создано Древнехранилище. Это был исторический музей, задача которого - охрана и изучение культурно-исторического наследия края. Его коллекция насчитывала 100 экспонатов в 1895 году, а в 1914 она увеличилась аж до 12 тысяч наименований.

В 1924 году два музея объединились и образовали Ярославский государственный областной музей. Бывшее Древлехранилище древнерусского искусства (открытая в декабре 1919 года художественная галерея), естественно-исторический музей и научная библиотека вошли в его состав. Он стал подчиняться в 1928 году Губернскому музейному управлению.

В результате произошедших в 20 веке неоднократных преобразований этот культурный объект приобрел статус заповедника.

Спасо-Преображенский монастырь

В уникальном архитектурном ансамбле, который являлся ранее монастырем, расположены основные экспозиции интересующего нас музея. Одним из лучших памятников архитектуры нашей страны является Спасо-Преображенский монастырь, построенный в 1516 году.

Строительство заказал Василий III, великий князь. Работы осуществляла московская артель, руководил которой итальянский мастер. Он был в числе тех, что перестраивал в свое время московский Кремль. Времени правления Ивана Грозного принадлежат стенописи храма. Они были выполнены с 1563 по 1564 гг. Это один из двух дошедших до наших дней ансамблей относящихся к этому времени, а также единственный с полной атрибуцией (мы знаем имена художников, даты росписи). Построенная в виде мощной стены в 16 веке нижняя часть звонницы дает некоторое представление об этом типе сооружений, относящихся к архитектуре Древней Руси. Выполненная в начале 19 века верхняя часть ее имеет смотровую площадку, единственную в своем роде в Ярославле. Она позволяет увидеть всю заповедную часть этого города, которая была включена ЮНЕСКО в Список объектов, имеющих всемирное культурное значение.

Трапезная палата и другие памятники заповедника

Относящаяся к 1516 году Трапезная палата была построена по образцу находящейся в московском Кремле Грановитой. Памятники 16 века, такие как Святые ворота, крепостная башня ансамбля (первая и главная), парадный вход в монастырь, входят в состав фортификационных сооружений ансамбля. К 17 веку относится Угличская башня, которая имеет большую проездную арку в нижней части (она служила для проезда со стороны Углича на Ярославский посад), а также Богородицкая башня с большим подвалом, в котором, возможно, в Средневековье начинался подземный ход.

5 ярких памятников 17 века, которыми гордится г. Ярославль, входят в состав этого заповедника. Они характеризуют различные этапы становления и развития школы ярославской фрески и храмового зодчества. Это такие церкви, как Николы Надеина, относящаяся к 1622 году (стенописи были выполнены в 1640), Рождества Христова, построенная в 1644 году (в 1682 году были сделаны стенописи), Ильи Пророка (год постройки - 1650-й), Иоанна Предтечи, представленная на фото ниже (год строительства - 1687-й, стенописи сделаны в 1696 и 1700 годах) и Богоявления (стенописи относятся к 1693 году, как и само здание).

Расскажем о постоянных экспозициях, которые предлагает посетителям Ярославский музей-заповедник.

Ярмарка

Посетив данную экспозицию, вы увидите, какой ярмарка была много лет тому назад, а также станете непосредственным участником этого интересного действа. Вы сможете побывать в роли покупателя, продавца, зазывалы, а также других участников ярмарки. В ваших руках смогут оказаться некоторые предметы. Гири и безмены, кукла "нянька" и "роспись приданому", меры винные и коренушки, а также множество других раритетов можно увидеть на этой выставке.

Наверное, любой человек слышал хоть раз о ярмарке или бывал на ней (и в наши дни их проведение актуально). Интересно, а какие эмоции и мысли вызывает слово "ярмарка" у вас? Конечно же, это крик, шум, смех. "Крик", между прочим, - понятие профессиональное. Так торговцы и разносчики называли присловья, вместе с которыми они продавали товар. А знаете ли вы, когда люди впервые начали покупать и продавать, и какие товары выставлялись в те древние времена для продажи? Ответы на эти, а также на множество других вопросов вы получите, посетив эту выставку, которая поближе познакомит вас с традициями такого русского города, как Ярославль. Отзывы позволяют утверждать, что она будет интересна как детям, так и взрослым.

"Княжество, уезд, губерния"

Это еще одна достойная внимания выставка, которая знакомит посетителей с культурной, экономической и политической историей края в период с 16 по 19 вв. В трех залах представлены основные вехи в истории, относящиеся к данному периоду. Вы узнаете, как выглядели в те времена различные районы Ярославля, чем был отмечен в Ярославском крае период правления Ивана Грозного, последовавшее за ним время Смуты и "Золотой век" этого города (17-й), об основании губернии, а также о том, кто стал первым губернатором.

На этой выставке представлены подлинные печатные и рукописные книги 17-19 веков, вооружение иностранных и русских воинов, иконы общерусских святых и ярославских князей, образцы искусства кузнецов и ювелиров-серебряников, а также предметы быта, которые использовали жители такого древнего города, как Ярославль. Отзывы о посещении экспозиции только положительные - здесь есть на что посмотреть.

Посетители, кроме вышеперечисленного, увидят монеты-чешуйки, которые были отчеканены в городе во время пребывания в нем ополчения Минина и Пожарского (то есть в 1612 году), когда на 4 месяца Ярославль стал временной столицей всего государства; уникальную шведскую монету-плиту номиналом в 8 талеров, вес которой составляет 16 кг (она относится к 1659 году); а также великолепную карету, которую сделали французские мастера в 18 веке. Эта карета когда-то принадлежала Мельгунову Алексею Петровичу, первому генерал-губернатору ярославскому.

Гербы, планы, карты Ярославля, акварели, живописные полотна, архитектурная графика и другие экспонаты ярко иллюстрируют социальную, культурную и политическую историю этой губернии вплоть до 19 века.

"Слово о полку Игореве"

Честь открытия этого уникального памятника принадлежит Мусину-Пушкину. Однако история его обнаружения остается загадкой и по сей день. Первое издание "Слова" появилось осенью 1800 года, а спустя 12 лет рукопись, которая хранилась на Разгуляе, в доме Мусина-Пушкина, сгорела в пожаре, охватившем столицу во время отступления Наполеона.

"Слово" в г. Ярославль вернулось во второй раз. В музее-заповеднике в 1985 году открылась экспозиция, единственная в своем роде в России. Усадьба Иловна - это место, где положено было начало коллекции Мусина-Пушкина. Сегодня, только посетив Ярославский музей-заповедник, можно увидеть мебель, произведения искусства, книги, и представить, какой эта усадьба была в те далекие времена. Документы, письма, мемориальные предметы, а также первое издание, которое является библиографической редкостью, дают каждому возможность почувствовать сопричастность к истории открытия этой рукописи, ее трагической судьбе, новому рождению и, безусловно, бессмертию.

"Иконы Ярославля 16-18 веков"

Это еще одна интересная постоянная экспозиция. Выставка икон является настоящей энциклопедией русского искусства 16-18 веков. Торжественные и монументальные иконы, такие как "Преображение", Богородичные, созданы были ярославскими и московскими мастерами. Они были выполнены во 2-й половине 16 века. 17 век, как вы помните, Ярославля. В это время было создано множество икон - Иоанна Златоуста, Ильи Пророка, Иоанна Предтечи и др. Искусство Нового времени представляют образы Иоанна Воина, Великомученика Георгия, Архангела Михаила. Они соединили в себе веяния барочного стиля с традициями ярославской иконописи. Все это вы можете увидеть, посетив Ярославский музей-заповедник.

Другие постоянные экспозиции

К числу других постоянных экспозиций относится выставка под названием "Шестиногие хозяева нашей планеты", рассказывающая о стрекозах, бабочках, кузнечиках, жуках, пчелах и других представителях мира насекомых. "Сокровища Ярославля" - это важнейшая часть собрания музея. В этой экспозиции представлены изделия мастеров средневекового Новгорода, Москвы, Ярославля, а также ювелиров нашего времени. Вы увидите сокровища ризниц храмов и монастырей Ярославля, вклады богатых купцов, местных аристократов и царей. Последняя экспозиция из постоянных - "Природа Ярославского края". Отдел природы, представленный в этом музее-заповеднике, существует с 1865 года. Благодаря мастерству Кузнецова, натуралиста, таксидермиста, музейщика, скульптора и художника, экспозиция приобрела современный облик. Отделу природы в 1976 году присвоено было его имя. В данной экспозиции представлен с максимальной полнотой животный мир всей Ярославской области. Вы найдете как животных, которые обитали в далекие эпохи, так и современных представителей фауны. С весны 1992 года на территории музея поселилась медведица Маша (медведь, как известно, это символ Ярославля). Ниже представлен флаг Ярославской области.

Филиалы музея

У этого музея есть 3 филиала: Мемориальный дом-музей Собинова, музей "Космос" и музей Боевой славы. Скажем пару слов о "Космосе", расположенном в селе Никульское.

Музей "Космос"

Он посвящен Валентине Терешковой. Этот музей был открыт в 1975 году и состоит из двух зданий, которые объединены в единый комплекс. Мемориальная часть - это крестьянская изба, которая была восстановлена по описаниям самой Терешковой, а также ее родственников. Находившийся в деревне под названием Большое Масленниково, расположенной в 1,5 км от Никульского, родительский дом не сохранился, поэтому был выстроен по образцу избы матери отца Терешковой, где в годы войны жила семья. Экспозиция же находится в современном здании, специально построенном. Она рассказывает о жизни Терешковой и других жителей Ярославской области, которые внесли свой вклад в развитие космонавтики.

Церковь Рождества Христова строилась на месте древнего деревянного храма на средства купеческой династии Назаревых-Гурьевых. Это второй каменный храм на посаде. Освящен в 1644г. В 50-е гг. XVII века над воротами церковной ограды возвели шатровую колокольню-церковь, уникальный памятник русской архитектуры этого типа. Колокольня соединялась арочным переходом с церковью Рождества и составляла с ней один из самых живописных ансамблей в городе.Рождественский храм возводился в два этапа. Юго-западный Казанский придел встраивался в уже доведенную до половины высоты постройку, что значительно обогатило традиционную композиционную схему памятника (центральный высокий куб на подклете с первоначальным пятиглавием, двухярусная обходная галерея, завершающаяся на востоке двумя небольшими приделами, домообразное крыльцо). Декор памятника достаточно лаконичен. Широко применены кессоны-ширинки — профилированные нишки, украшающие крыльцо, галереи основного храма и Казанского придела. Интересны изысканными почти скульптурными формами колонки внутренних сеней Казанского придела и «корсунский» крест, венчающий придельную главу — образец высокого мастерства ярославских кузнецов и медников XVIII века. Впервые в Ярославле в декоре храма используются «муравленные»изразцы, которые введены отдельными вставками на крыльце, горизонтальными поясами вокруг центрального барабана и по верху абсидных полукружий на восточном фасаде. Уникальным является изразцовый фриз, идущий по периметру четверика, отделяя позакомарные полукружия от глади стен. Здесь помещена храмозданная летопись, содержащая имена жертвователей, представителей двух поколений семьи Назарьевых-Гурьевых. Гурьевы получили от царской казны на откуп богатейшие рыбные ловли на Каспии, откуда шла в столицу и верховые города красная рыба, зернистая и паюсная икра. Для защиты промысла от калмыков и яицких казаков купцы построили крепость, давшую впоследствии начало городу Гурьеву (территория Казахстана). На протяжении XVII-XIX веков представители семьи Гурьевых оставались щедрыми жертвователями Рождественской церкви. Центральный храм был расписан в 1683-1684 годах по заказу Ивана Гурьева и его сыновей. Имена мастеров, выполнявших стенописи, неизвестны. Возможно участие известных ярославских художников Дмитрия Семенова и Федора Игнатьева. Общая система росписи традиционна: в алтаре — сюжеты на литургические темы, в куполе — евангельские сюжеты, на столпах — монументальные фигуры святых, из которых нижние — «небесные патроны» членов семьи Назарьевых-Гурьевых, начиная с основателей рода Назария и Гурия. Южная и северная стены храма разбиты на 6 ярусов. Два верхних рассказывают о земной жизни Христа. В третьем ярусе помещены «Стасти Христовы» — первый в ярославской монументальной живописи развернутый цикл композиций о страданиях Христа, позже ставший традиционным. Большинство сюжетов следующего, Богородичного, яруса ранее не встречаются в ярославских фресках. Здесь художник иллюстрирует новеллы из книги Иоанникия Галятовского «Новое небо с новыми звездами или повествование о чудесах Богородицы» (1667 г.). В пятом ярусе южной стены дана оригинальная трактовка «Деяний апостолов»: художник представил только проповеди и мученические кончины тринадцати апостолов. Начинается апостольский ярус с монументальной фигуры Христа с крестом и евангелием в руках — своеобразным прологом, предвосхищением мученических кончин апостолов за Христову веру. На северной стене в этом же ярусе впервые даны композиции, ставшие в последующих работах ярославских мастеров очень популярными: иллюстрации «Отче Наш», «Символа Веры», «Семи Таинств». На западной стене, кроме традиционной сцены «Страшного Суда», размещены часто встречающиеся в иконописи, но редкие для настенных росписей композиции: «Богоматерь — живоносный источник» и «Всякое дыхание да хвалит Господа». Последняя является одной из самых примечательных композиций ярославских стенописей XVII века. Нижний ярус — орнаментальный. По яркой золотистой охре мастерски написаны зеленые стебли и листья с крупными красно- коричневыми цветами. Стенописи церкви Рождества Христова являются первым живописным ансамблем, выполненным ярославскими мастерами без привлечения иногородних художников. Ансамбль отмечен большой иконографической свободой, использованием обширного круга новых тем, сюжетов, литературных источников. Он дает яркое представление о начальном периоде декоративно-повествовательного стиля ярославской школы монументальной живописи XVII столетия. Иконы пятиярусного резного иконостаса представляют собой один из немногих сохранившихся образцов целостного ансамбля икон первой половины XVII века. Первоначальный тябловый иконостас в начале XVIII века был заменен барочным. Царские врата являют собой мастерски выполненную скульптурную композицию «Сошествие Святого Духа на апостолов», боковые входы в алтарь украшены выразительными фигурами ангелов в рост. В настоящее время в церкви проводятся реставрационные работы.

Вконтакте

С 1959 г. музей-заповедник располагается в самом центре города, на территории упразднённого в 1787 г. .

Музею принадлежит богатая коллекция икон и рукописей, драгоценных тканей и церковной утвари, произведений древнерусского искусства.

На территории музея находится древнейшее из сохранившихся в Ярославле зданий - (начало XVI в.), кроме этого в состав музея-заповедника входят 6 церквей, являющихся важнейшими ярославскими памятниками архитектуры и живописи XVII в.

История

12 (25) января 1865 г. был открыт Музей при Обществе для естественно-исторического исследования Ярославской губернии, основателем которого стал профессор естественной истории Андрей Станиславович Петровский.

В 1901 г. Общество было переименовано в естественно-историческое, вслед за чем в музее формируется обширная энтомологическая коллекция. В начале XX в. естественно-исторический музей считался одним из крупнейших провинциальных музеев России.

В 1895 г. при Ярославской губернской учёной архивной комиссии было создано Древлехранилище - исторический музей, для изучению и охраны всего культурно-исторического наследия Ярославского края. Коллекция музея, насчитывающая в 1895 г. 100 экспонатов, в 1914 году увеличилась до 12 тысяч предметов.

В 1924 г. произошло слияние музеев города в единый Ярославский государственный областной музей. В его состав вошли

  • историко-археологический музей (бывшее Древлехранилище),
  • музей древнерусского искусства - художественная галерея (открыта 5 декабря 1919 г.),
  • научная библиотека и
  • естественно-исторический музей.

В 1928 г. музей стал подчиняться Губернскому музейному управлению. В 1929 г. он стал называться окружным, а в 1937 г. - областным краеведческим музеем.

В 1930-е в работе музея были 3 основных направления: изучение исторического прошлого, социалистическое строительство, природа и естественно-производительные силы края.

Кроме основных были созданы историко-революционный, антирелигиозный и политехнический отделы.

В 1938 г. в Ярославском музее Институтом музейно-краеведческой работы был организовал показательный отдел социалистического строительства, на примере которого строились экспозиции в других музеях страны. Активно изучались промышленные предприятия, история рабочего движения, быт деревни, производительные силы региона. Велась большая экспедиционная работа.

С 1934 г. при музее стали создаваться кружки для учащихся. Сотрудники музея проводили лекции на предприятиях, в клубах и колхозах, в 1940-е годы выступали на радио.

Работники музея пытались открыть новые музеи: антирелигиозный в Церкви Ильи Пророка (1938-1941), литературный в церкви Спаса на Городу (1939-1940), архитектурный в церкви Николы Надеина (1939-1940).

В 1959 г. по Постановлению Совета Министров РСФСР на базе Ярославского областного и Ростовского краеведческого музеев, областного художественного музея, музея-усадьбы Н. А. Некрасова в Карабихе был организован Ярославо-Ростовский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, разместившийся на территории бывшего Спасского монастыря.

Кроме монастыря в состав заповедника вошли архитектурные памятники - храмы Ильи Пророка, Иоанна Предтечи, Николы Надеина, Иоанна Златоуста, позднее Рождества Христова и Богоявления.

С 1971 г., после обратного выделения в самостоятельные музеи Ростовского филиала и художественного отдела, музей стал именоваться Ярославским историко-архитектурным музеем-заповедником.

По данным музея, с 2000 по 2009 г. посещаемость музея выросла с 49 до 59 тыс. человек. В этот период ежегодно в музей поступало 2-2,5 тыс. единиц хранения.

Фотогалерея



Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (часто его ошибочно называют Ярославскийм кремлем) — крупный культурный комплекс в центре Ярославля. Основан в 1865 году по частной инициативе. Тогда он существовал на многочисленные пожертвования и редкие отчисления из городского и государственного бюджетов.

После революции 1917 года были открыты художественная галерея и музеи, посвященные древнерусскому искусству, книге. Созданный в 1924 году государственный музей объединил их. Тогда же его коллекция стала пополняться конфискованными у дворянства и духовенства ценностями. В 1930-м музей переименовали в краеведческий, в 1959-м — в музей-заповедник. В его состав вошли Спасо-Преображенский монастырь , церкви Ильи Пророка, Богоявления, Иоанна Предтечи и другие. Сегодня в состав включены также различные музеи. Всего 8 филиалов.

Музейная коллекция насчитывает более 300 000 памятников, в том числе предметы из монастырских библиотек, редкие книги, древние артефакты Ярославской земли.

Ярославский музей-заповедник включен в маршрут «Золотое кольцо». Ежегодно его посещает 600 000 человек. С 2005 года является объектом наследия ЮНЕСКО.

При музее регулярно проводятся различные выставки, лекции, мастер-классы, конференции, праздники, фестивали, концерты, научные биеннале, тематические чтения.

Режим работы

Территория заповедника доступна для посещения ежедневно.

С октября по апрель

  • Территория: с 09:00 до 18:00 (касса до 17:30)

С мая по сентябрь

  • Территория: с 08:00 до 20:00 (касса до 19:30)
  • Экспозиции: с 10:00 до 17:45 (касса до 17:00, последний запуск в 17:15, понедельник выходной)

Первая среда каждого месяца — санитарный день.

Коллекции Ярославского музея-заповедника в Ярославле

  • Документальный фонд: документы, печатные издания, грамоты, рассказывающие об истории края с XVII по XXI вв.
  • Фонд личного происхождения: материалы ярославских помещиков (Мусина-Пушкина, Л. Н. Трефолева, К. Ф. Некрасова, Н. В. Скородумова и др.).
  • Естественно-исторические коллекции: зоологические, ботанические и палеонтологические, собранные в ХIХ-ХХ вв.
  • Книги иностранной печати: собрание зарубежных изданий XV—XX вв.
  • Коллекция книг гражданской печати: в том числе единственные в мире экземпляры книг.
  • Коллекция книг кириллической печати XV—XX вв.
  • Коллекция рукописей XIII-ХХ вв.: рукописных книг, кириллических, книг русской гражданской печати, иностранных изданий.
  • Нумизматическая коллекция: более 70 000 единиц хранения.
  • Фалеристика: памятные медали и жетоны ХVIII-ХIХ вв.
  • Фонд драгоценных металлов и камней: в основном предметы из монастырей и церквей, привезенных в том числе из соседних городов.

Как добраться до Ярославского музея-заповедника

Музейный комплекс занимает большую территорию в центре города на площади Богоявления, он ограничен Которосльной набережной, Первомайской и Московским проспектом. Добраться до остановки «Богоявленская площадь» можно на автобусе (4, 4а, 13, 14, 16, 41, 41б, 72), троллейбусе (5, 6).

Если вы приезжаете в город с детьми, об их досуге стоит позаботиться отдельно. Обратите внимание на музеи Ярославля для детей: музей «Музыка и время» , Музей занимательных наук Эйнштейна .



Рассказать друзьям