Ярославский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Собор Спаса Преображения

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (часто его ошибочно называют Ярославскийм кремлем) — крупный культурный комплекс в центре Ярославля. Основан в 1865 году по частной инициативе. Тогда он существовал на многочисленные пожертвования и редкие отчисления из городского и государственного бюджетов.

После революции 1917 года были открыты художественная галерея и музеи, посвященные древнерусскому искусству, книге. Созданный в 1924 году государственный музей объединил их. Тогда же его коллекция стала пополняться конфискованными у дворянства и духовенства ценностями. В 1930-м музей переименовали в краеведческий, в 1959-м — в музей-заповедник. В его состав вошли Спасо-Преображенский монастырь , церкви Ильи Пророка, Богоявления, Иоанна Предтечи и другие. Сегодня в состав включены также различные музеи. Всего 8 филиалов.

Музейная коллекция насчитывает более 300 000 памятников, в том числе предметы из монастырских библиотек, редкие книги, древние артефакты Ярославской земли.

Ярославский музей-заповедник включен в маршрут «Золотое кольцо». Ежегодно его посещает 600 000 человек. С 2005 года является объектом наследия ЮНЕСКО.

При музее регулярно проводятся различные выставки, лекции, мастер-классы, конференции, праздники, фестивали, концерты, научные биеннале, тематические чтения.

Режим работы

Территория заповедника доступна для посещения ежедневно.

С октября по апрель

  • Территория: с 09:00 до 18:00 (касса до 17:30)

С мая по сентябрь

  • Территория: с 08:00 до 20:00 (касса до 19:30)
  • Экспозиции: с 10:00 до 17:45 (касса до 17:00, последний запуск в 17:15, понедельник выходной)

Первая среда каждого месяца — санитарный день.

Коллекции Ярославского музея-заповедника в Ярославле

  • Документальный фонд: документы, печатные издания, грамоты, рассказывающие об истории края с XVII по XXI вв.
  • Фонд личного происхождения: материалы ярославских помещиков (Мусина-Пушкина, Л. Н. Трефолева, К. Ф. Некрасова, Н. В. Скородумова и др.).
  • Естественно-исторические коллекции: зоологические, ботанические и палеонтологические, собранные в ХIХ-ХХ вв.
  • Книги иностранной печати: собрание зарубежных изданий XV—XX вв.
  • Коллекция книг гражданской печати: в том числе единственные в мире экземпляры книг.
  • Коллекция книг кириллической печати XV—XX вв.
  • Коллекция рукописей XIII-ХХ вв.: рукописных книг, кириллических, книг русской гражданской печати, иностранных изданий.
  • Нумизматическая коллекция: более 70 000 единиц хранения.
  • Фалеристика: памятные медали и жетоны ХVIII-ХIХ вв.
  • Фонд драгоценных металлов и камней: в основном предметы из монастырей и церквей, привезенных в том числе из соседних городов.

Как добраться до Ярославского музея-заповедника

Музейный комплекс занимает большую территорию в центре города на площади Богоявления, он ограничен Которосльной набережной, Первомайской и Московским проспектом. Добраться до остановки «Богоявленская площадь» можно на автобусе (4, 4а, 13, 14, 16, 41, 41б, 72), троллейбусе (5, 6).

Если вы приезжаете в город с детьми, об их досуге стоит позаботиться отдельно. Обратите внимание на музеи Ярославля для детей: музей «Музыка и время» , Музей занимательных наук Эйнштейна .

Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник был основан в 1865 году. Он занимает территорию бывшего Спасо-Преображенского монастыря, архитектурный ансамбль которого в 2005 году был внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО (в составе исторической застройки города).

В 1924 году в структуру музея-заповедника вошли созданные после Октябрьской революции художественная галерея, музеи древнерусского искусства и книги. Сюда же были переданы ценности, изъятые из бывших дворянских усадеб и закрытых монастырей и храмов. Некоторые экспонаты поступили из частных собраний знаменитых русских коллекционеров Алексея Викуловича Морозова (1857-1934) гг.), Натальи Леонидовны Шабельской (1841-1904 гг.) , Павла Павловича Рябушинского (1871-1924 гг.) , Алексея Борисовича Куракина (1809-1872 гг.) , Павла Ивановича Харитоненко (1852—1914 гг.) .

Помимо комплекса Спасской обители, основанной в XIII веке, в состав музея-заповедника были включены несколько памятников ярославской архитектуры и живописи XVII столетия. Среди них храмы и Богоявления, которые сейчас вместе со Спасо-Преображенским собором пребывают в совместном ведении музея и Ярославо-Ростовской епархии РПЦ. Также в состав вошли церкви Николы Надеина, Рождества Христова и Иоанна Златоуста. Последнюю в 1990-е годы передали Ярославо-Костромской епархии РПСЦ.

Входим на территорию бывшего Спасского монастыря. Здесь размещены главные экспозиции музея - естественно-историческая, историческая, "Сокровища Ярославля" и выставка, посвященная «Слову о полку Игореве».

Перед нами келейный корпус , выстроенный в 1670-1680-х годах вдоль старой монастырской ограды.

Напротив здания выставлены макеты ульев, вызывающие особый интерес у детей и их родителей. Настолько активный, что неразумные туристы варварски влезают за палисадник, напоминая Гулливеров в стране лилипутов. После чего, разумеется, выслушивают укоры сотрудников музея. Не надо портить ценный объект ради памятной фотки в семейный альбом.

Ульи непростые, а выполненные в виде исторических сооружений, ранее стоявших в Угличском районе. Среди них макет кабака, датируемого 1750 годом, магазина 1812 года, принадлежавшего купцу Чекунову, и конторы крепостной управы XVIII века в селе Заозерье. Также здесь представлены макеты зданий из деревни Ворошилово - часовни XVIII столетия и терема XVII века, стоявшего в имении помещиков Арнаутовых. Интересен и макет избы крепостного крестьянина XVIII века.

Это макет терема Ворошиловских помещиков.

В фонде музея - более 300 000 памятников, связанных с историко-культурным и природным наследием Ярославского края.

Особой гордостью является собрание редкой книги, включающее рукописные и печатные книги XII-XX веков. В коллекции, например, есть три евангелия, относящиеся к домонгольскому периоду.

Недалеко от келейного корпуса стоит полевая скорострельная пушка образца 1903 года.

Это 76-мм артиллерийское орудие применялось в русско-японской, Первой мировой и гражданской войнах. Его модернизированный вариант использовался в Великой Отечественной войне. Пушка считается легкой, её масса в боевом положении - 1350 кг. Дальность стрельбы - 8,5 метров. Скорострельность - 10-12 выстрелов в минуту.

В годы Первой мировой воны австрийские и немецкие солдаты прозвали пушку "косой смерти", так как пехота, попадавшая под огонь её снарядов, выкашивалась почистую.

Заглянем в Спасо-Преображенский собор , воздвигнутый в 1506-1516 годах. Он считается древнейшим каменным сооружением Ярославля. Что, кстати, противоречит другому утверждению исследователей. О том, что первым каменным храмом города была 1622 года. Для строительства собора князь Василий III (1479-1533 гг.) прислал мастеров из Москвы, поэтому по архитектуре здание получилось сходным с простыми и строгими храмами Кремля.

Изначально собор окружало гульбище, позднее замененное галереей с открытой аркадой.

Внутри православных храмов не принято фотографировать, поэтому снимок только от дверей. В интерьере нет богатого внутреннего убранства, но можно увидеть множество фресок на стенах и сводах.

Слева от Спасо-Преображенского храма в 1827-1831 году пристроили излишне большую, по сравнению с собором, церковь Ярославских Чудотворцев, выполненную в стиле ампир. Слева стоит маленькая часовня с мощами трех святых.

В часовне похоронены епископ Ростовский Прохор, архиепископ Ростовский Трифон и схимонах Савватий "Верижник".

Епископ Прохор был одним из ближайших сподвижников митрополита Киевского и всея Руси Петра, и после его канонизации написал краткое житие святого. Московские князья Юрий Данилович (1281-1325 гг.) и Иван Данилович Калита (ок. 1283-1340/1341 гг.) ценили дипломатические способности Прохора и не раз давали ему политические поручения. В частности, в 1319 году он выступил посредником между между московским и тверскими князьями, добиваясь их примирения. Известно, что Прохор освящал первый каменный собор Успения в Московском Кремле. В конце жизни он вернулся в Спассо-Преображенскую обитель и принял схиму с именем Трифон. Скончался там же в 1328 году.

Архиепископ Ростовский и Ярославский Трифон был духовником князя Василия Васильевича Тёмного (1415-1462 гг.) . Являлся свидетелем важного события в жизни Ярославля - обретения в 1463 году мощей святого благоверного князя Ярославского и Смоленского Феодора Ростиславича Черного (ум. 1299 гг.) и его сыновей Давида (ум. 1321 г.) и Константина (ум. до 1321) . В 1467 году он сложил с себя сан и поселился в Спасском монастыре. Здесь Трифон и завершил свой жизненный путь в 1468 году. Канонизирован в лике святителей.

В 2010 году к тысячелетнему юбилею Ярославля был поставлен памятник-стела «Клятва князя Пожарского» , выполненный в мозаичной технике. На несколько месяцев в 1612 году древний город стал местом, куда стекалось народное ополчение. Этим важнейшим для русской истории событиям посвятил свою патриотическую картину народный художник России Василий Нестеренко.

В 2013 году на одной из аллей установили памятник Копейке , выпускавшейся в Ярославле с марта по июль 1612 года на временном монетном дворе, действовавшем, когда в городе стояло ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Серебряная денежка размером 19x14 мм и весом около 0,5 грамма, прозванная в народе "чешуйкой", находилась в широком обращении и шла на содержание народного войска.

Территория музея-заповедника радует своей ухоженностью, здания отреставрированы. Я была здесь несколько лет назад, и улучшения с того времени очень заметны. И не только в отношении музея, но самого города. Ярославль расцвел! С моей точки зрения туриста, он сейчас на 100% соответствует статусу города Золотого Кольца России. Не только по количеству, ценности и замечательному состоянию достопримечательностей, но и по уровню сервиса и практически идеальной чистоте улиц.

В музее-заповеднике можно посетить несколько постоянных экспозиций: Иконы Ярославля XVI - XVIII вв., Природа Ярославского края, Слово о полку Игореве, Сокровища Ярославля (ценности из местных монастырей и храмов, включая архиерейский дом) , Шестиногие хозяева планеты (о насекомых) , ЯрмаНка (интерактивная выставка о ярославских ярмарках) , Княжество уезд, губерния, От времени Ярославова…, История Спасо-Преображенского монастыря.

По данным Ярославского музея-заповедника, в год здесь бывает более 600 000 человек.

Самым впечатляющим в историческом комплексе, несомненно, стало посещение звонницы. С её смотровой площадки город открылся как на ладони, восхищая своими открыточными видами.

Звонница была построена в XVI веке, но впоследствии перестраивалась в сторону расширения и возвышения, став в результате одним из самых высотных зданий Ярославля.

Свой окончательный вид сооружение приобрело в XIX веке.

В тот период был достроен третий ярус в псевдоготическом стиле, над которым возвели небольшую ротонду, но в классических формах. Мешанина скажите, однако все вписывается в общий "русский стиль".

С такой высоты можно изучать город.

С неё видны многие храмы древнего города.

Перед нами масштабное здание трапезной с церковью Рождества Христова . Есть предположение, что оно было построено раньше Спасо- Преображенского собора, но тоже в начале XVI века. Поскольку трапезная предназначалась не только для питания монастырской братии, но и тожественных приемов, то она имела красивое внутренне убранство и превосходное для своего времени благоустройство. Тепло в помещения шло через отдушины от кухонного очага, а подача блюд осуществлялась непосредственно из поварни через люки. Нижнюю часть здания, помимо кухни, занимали хлебная, квасоварня и кладовые. На втором этаже, где располагалась трапезная, были устроены и жилые покои.

Неподалеку от стен бывшего Спасского монастыря красуется гарнизонная . Дата постройки - 1657 год.

Выше всех городских зданий взметнулась колокольня Сретенского храма , отстроенного в русском стиле в конце XIX столетия.

На гербе Ярославля изображен медведь. С ним связана легенда об основании города. Она рассказывает о победе Ярослава Мудрого над лютым зверем, которого напустили на князя местные язычники, не желавшие принимать христианство. Сразивший медведя секирой Ярослав был признан непокорным народом, а на месте битвы стали возводить новое поселение.

Город рос, становился краше, богаче и ныне является одной из жемчужин земли русской.

Спустившись в колокольни, мы отправились осматривать другие , которых в древнем городе оказалось очень много. О них в новых рассказах.

Церковь Рождества Христова строилась на месте древнего деревянного храма на средства купеческой династии Назаревых-Гурьевых. Это второй каменный храм на посаде. Освящен в 1644г. В 50-е гг. XVII века над воротами церковной ограды возвели шатровую колокольню-церковь, уникальный памятник русской архитектуры этого типа. Колокольня соединялась арочным переходом с церковью Рождества и составляла с ней один из самых живописных ансамблей в городе.Рождественский храм возводился в два этапа. Юго-западный Казанский придел встраивался в уже доведенную до половины высоты постройку, что значительно обогатило традиционную композиционную схему памятника (центральный высокий куб на подклете с первоначальным пятиглавием, двухярусная обходная галерея, завершающаяся на востоке двумя небольшими приделами, домообразное крыльцо). Декор памятника достаточно лаконичен. Широко применены кессоны-ширинки — профилированные нишки, украшающие крыльцо, галереи основного храма и Казанского придела. Интересны изысканными почти скульптурными формами колонки внутренних сеней Казанского придела и «корсунский» крест, венчающий придельную главу — образец высокого мастерства ярославских кузнецов и медников XVIII века. Впервые в Ярославле в декоре храма используются «муравленные»изразцы, которые введены отдельными вставками на крыльце, горизонтальными поясами вокруг центрального барабана и по верху абсидных полукружий на восточном фасаде. Уникальным является изразцовый фриз, идущий по периметру четверика, отделяя позакомарные полукружия от глади стен. Здесь помещена храмозданная летопись, содержащая имена жертвователей, представителей двух поколений семьи Назарьевых-Гурьевых. Гурьевы получили от царской казны на откуп богатейшие рыбные ловли на Каспии, откуда шла в столицу и верховые города красная рыба, зернистая и паюсная икра. Для защиты промысла от калмыков и яицких казаков купцы построили крепость, давшую впоследствии начало городу Гурьеву (территория Казахстана). На протяжении XVII-XIX веков представители семьи Гурьевых оставались щедрыми жертвователями Рождественской церкви. Центральный храм был расписан в 1683-1684 годах по заказу Ивана Гурьева и его сыновей. Имена мастеров, выполнявших стенописи, неизвестны. Возможно участие известных ярославских художников Дмитрия Семенова и Федора Игнатьева. Общая система росписи традиционна: в алтаре — сюжеты на литургические темы, в куполе — евангельские сюжеты, на столпах — монументальные фигуры святых, из которых нижние — «небесные патроны» членов семьи Назарьевых-Гурьевых, начиная с основателей рода Назария и Гурия. Южная и северная стены храма разбиты на 6 ярусов. Два верхних рассказывают о земной жизни Христа. В третьем ярусе помещены «Стасти Христовы» — первый в ярославской монументальной живописи развернутый цикл композиций о страданиях Христа, позже ставший традиционным. Большинство сюжетов следующего, Богородичного, яруса ранее не встречаются в ярославских фресках. Здесь художник иллюстрирует новеллы из книги Иоанникия Галятовского «Новое небо с новыми звездами или повествование о чудесах Богородицы» (1667 г.). В пятом ярусе южной стены дана оригинальная трактовка «Деяний апостолов»: художник представил только проповеди и мученические кончины тринадцати апостолов. Начинается апостольский ярус с монументальной фигуры Христа с крестом и евангелием в руках — своеобразным прологом, предвосхищением мученических кончин апостолов за Христову веру. На северной стене в этом же ярусе впервые даны композиции, ставшие в последующих работах ярославских мастеров очень популярными: иллюстрации «Отче Наш», «Символа Веры», «Семи Таинств». На западной стене, кроме традиционной сцены «Страшного Суда», размещены часто встречающиеся в иконописи, но редкие для настенных росписей композиции: «Богоматерь — живоносный источник» и «Всякое дыхание да хвалит Господа». Последняя является одной из самых примечательных композиций ярославских стенописей XVII века. Нижний ярус — орнаментальный. По яркой золотистой охре мастерски написаны зеленые стебли и листья с крупными красно- коричневыми цветами. Стенописи церкви Рождества Христова являются первым живописным ансамблем, выполненным ярославскими мастерами без привлечения иногородних художников. Ансамбль отмечен большой иконографической свободой, использованием обширного круга новых тем, сюжетов, литературных источников. Он дает яркое представление о начальном периоде декоративно-повествовательного стиля ярославской школы монументальной живописи XVII столетия. Иконы пятиярусного резного иконостаса представляют собой один из немногих сохранившихся образцов целостного ансамбля икон первой половины XVII века. Первоначальный тябловый иконостас в начале XVIII века был заменен барочным. Царские врата являют собой мастерски выполненную скульптурную композицию «Сошествие Святого Духа на апостолов», боковые входы в алтарь украшены выразительными фигурами ангелов в рост. В настоящее время в церкви проводятся реставрационные работы. 57.621389 , 39.888889
Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Дата основания ,
Местонахождение 150000, г. Ярославль , Богоявленская пл. , 25
Число посетителей около 65 тыс. в год
Директор Левицкая Наталья Васильевна
yarmp.yar.ru
Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник на Викискладе

Яросла́вский госуда́рственный исто́рико-архитекту́рный и худо́жественный музе́й-запове́дник - одно из крупнейших учреждений культуры и объектов туризма Ярославля . С 1959 года музей-заповедник располагается в самом центре города, на территории упразднённого в 1787 году Спасо-Преображенского мужского монастыря . Музею принадлежит богатая коллекция икон и рукописей , драгоценных тканей и церковной утвари , произведений древнерусского искусства. На территории музея находится древнейшее из сохранившихся в Ярославле зданий - Спасо-Преображенский собор (начало XVI века), кроме этого в состав музея-заповедника входят шесть церквей, являющихся важнейшими ярославскими памятниками архитектуры и живописи XVII века.

История

В 1930-е годы в работе музея были 3 основных направления: изучение исторического прошлого, социалистическое строительство, природа и естественно-производительные силы края. Кроме основных были созданы историко-революционный, антирелигиозный и политехнический отделы. В 1938 году в Ярославском музее Институтом музейно-краеведческой работы был организовал показательный отдел социалистического строительства, на примере которого строились экспозиции в других музеях страны. Активно изучались промышленные предприятия, история рабочего движения, быт деревни, производительные силы региона. Велась большая экспедиционная работа. С 1934 года при музее стали создаваться кружки для учащихся. Сотрудники музея проводили лекции на предприятиях, в клубах и колхозах, в 1940-е годы выступали на радио. Работники музея пытались открыть новые музеи: антирелигиозный в Церкви Ильи Пророка (1938-1941), литературный в церкви Спаса на Городу (1939-1940), архитектурный в церкви Николы Надеина (1939-1940).

Церкви, принадлежащие музею-заповеднику

Филиалы музея

  • Мемориальный дом-музей Л. В. Собинова

Постоянные экспозиции

Вход со стороны Богоявленской площади

  • Аз-Буки (удивительная история русской азбуки)
  • «Ярмарка» для детей и взрослых
  • Во горнице, во светлице…
  • Заволжане. История незабытых слобод
  • Княжество. Уезд. Губерния. Область. Ярославский край с древнейших времен до XIX в.
  • Обаяние старинного фарфора
  • Образы Древнего Ярославля. Искусство XV-XVIII вв.
  • Русский кованый метал
  • Слово о полку Игореве…
  • Шестиногие хозяева планеты

Наиболее ценные (уникальные) коллекции

  • Коллекция денежных кладов - 54 монетных, 3 вещевых, 4 клада бумажных денежных знаков
  • Коллекция русского художественного серебра Ярославля и Москвы XIII - нач. XX вв. Большая часть из 2 тыс. произведений - предметы православного обряда - кресты, оклады икон, венцы, цаты, ковчеги, кадила и т. п. Изделия ярославских серебрянников являются не только уникальными историческими памятниками, но и высокохудожественными произведениями, выделяются ярким своеобразным стилем и высокой техникой исполнения
  • Коллекция редкой книги (рукописные, пергаментные и старопечатные книги к. XII - н. XX в.) - 12000 предметов, многие - национального и мирового уровня
  • Коллекция шелковых художественных тканей. Восток, Западная Европа, Россия (XVI-XX вв.) - около 800 предметов
  • Коллекция Ярославского провинциального портрета - 130 предметов
  • Мемориальная коллекция Н. В. Кузнецова (1902-1958) - более 800 предметов
  • Коллекция иконописи XVI-XIX веков. В составе собрания уникальные комплексы иконостасов Ярославских храмов
  • Коллекция лицевого и орнаментального шитья XV-XIX веков, в том числе работы знаменитых строгановских мастерских и местных монастырей. Около 300 единиц

См. также

  • Медведица Маша

Примечания

Ссылки

Категории:

  • Музеи по алфавиту
  • Ярославский музей-заповедник
  • Историко-краеведческие музеи
  • Художественные музеи России
  • Естественнонаучные музеи
  • Музеи декоративно-прикладного искусства
  • Появились в 1865 году
  • Появились в 1924 году
  • Музеи СССР

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Ярославский музей-заповедник" в других словарях:

    Усадьба Коломенское Церковь Вознесения Господня в Коломенском Координаты … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Карабиха. Координаты: 57°30′34″ с. ш. 39°45′25″ в. д. / 57.509444° с. ш … Википедия

    Переславль Залесский государственный историко архитектурный и художественный музей заповедник Дата основания 28 мая 1919 Местонахождение 152024 … Википедия

В центре старинного города Ярославля, на месте упразднённого в екатерининские времена мужского монастыря в 1959 году был создан уникальный музейный комплекс, ставший гордостью волжского края. В его экспозициях представлена богатая коллекция икон, церковной утвари, богослужебных облачений и рукописей. Эта поистине бесценная сокровищница получила широкую известность как Ярославский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Первые музеи Ярославля

Ярославский музей-заповедник, фото которого представлены в статье, имеет свою предысторию. Началась она в середине XIX века, когда в Ярославле было организовано общество, ставившее своей целью изучение как исторического прошлого края, так и его природных особенностей. Возглавил это начинание профессор Ярославского лицея А. С. Петровский.

Деятельность общества развивалась столь успешно, что в 1865 году на его базе был создан крупнейший по тем временам в России естественно-исторический музей, включавший в себя, кроме памятников старины, обширную коллекцию насекомых.

Тридцатью годами позже там же, в Ярославле, появилась ещё одна весьма интересная экспозиция. Губернская учёная архивная комиссия (именно так она называлась) при поддержке богатых меценатов создала исторический музей, или, как его называли в те годы, Древлехранилище. На момент открытия в нём была представлена лишь сотня предметов старины, но их число столь быстро увеличивалось, что к 1914 году достигло двенадцати тысяч.

Создание единого музейного центра

Когда понемногу улеглись бури, вызванные социальными потрясениями начала века, и жизнь стала входить в свою колею, новые городские власти постановили объединить эти два, чудом уцелевшие, музея. Благодаря этому решению и был создан тот фундамент, на котором с годами сформировался Ярославский музей-заповедник.

Ярославль, как это явствует из истории, всегда входил в число передовых культурных центров России, поэтому в нём имелись все предпосылки для создания крупного музейного комплекса, что и было проделано в двадцатые годы. Кроме тех двух экспозиций, о которых шла речь выше, в него вошли: открытая в 1919 году художественная галерея и научная библиотека. По мере роста музея менялся и его статус - от губернского до окружного.

Ярославский музейный комплекс в 30-е годы

В предвоенное десятилетие Ярославский историко-художественный музей-заповедник был условно разделён на три основных направления своей деятельности. Они включали в себя сбор и изучение экспонатов, связанных с историческим прошлым волжского края, его природы, а также наглядной демонстрацией успехов социалистического строительства - раздела, без которого тогда не обходился ни один музей.

Кроме этих трёх основных разделов, Ярославский музей-заповедник регулярно организовывал передвижные выставки, также выдержанные в идеологическом духе того времени. Они носили главным образом историко-революционный и антирелигиозный характер. Как исключение, в их число включались экспозиции, направленные на пропаганду технических знаний.

Последующие структурные изменения

Официальное название комплекса - Ростовско-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник - вошло в употребление после соответствующего указа Совета Министров РСФСР, изданного в 1959 году. На основании этого документа музей, совместно с Ростовским филиалом, получил в своё распоряжение всю территорию, принадлежавшую некогда Спасскому монастырю и находящиеся на ней постройки. В его ведение были переданы также шесть городских храмов - Богоявления, Иоанна Златоуста, Иоанна Предтечи, Ильи Пророка, Рождества Христова и Николы Надеина.

В 1971 году, после того как художественный отдел получил административную самостоятельность и отделился Ростовский филиал, музейный комплекс несколько сузил спектр своей деятельности и стал именоваться как Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник.

Рассказывая об этом уникальном собрании памятников русской старины, нельзя не остановиться чуть подробнее на представленных в нём храмах, являющихся выдающимися образцами старинной церковной архитектуры.

Добрый почин ярославского купца

Наиболее древним из тех, что включает в себя Ярославский музей-заповедник, является храм Николы Надина, построенный в 1622 году. Его уникальность заключается в том, что он стал первой каменной постройкой на городском посаде. Согласно легенде (а какой древний храм может без неё обойтись?), построен он был на том месте, где за два года до этого волжская волна прибила к берегу икону святителя Николая Чудотворца.

Нашёл её благочестивый купец Надей Светешников. Он и стал строителем храма, увековечившего это чудо. Значение его поступка заключается в том, что он первый подал пример купечеству, а также простолюдинам, жертвовать на строительства церковных сооружений - прежде средства на это благое дело исходили лишь от князей и монастырских властей.

Пятнадцатиглавый храм

Полстолетия спустя на правом берегу реки Которосли, где находилась когда-то Толчковская слобода, возвели храм Иоанна Предтечи, вошедший в число известнейших шедевров ярославской архитектуры и прекрасно известный современным россиянам по его изображению на тысячерублёвых купюрах 1997 года. Его кровлю венчают пятнадцать куполов, поставленных в честь двенадцати апостолов и Пресвятой троицы.

Особого внимания заслуживает роспись внутреннего помещения, выполненная в 1694 году московскими живописцами Фёдором Игнатьевым и Дмитрием Плехановым, а также внешняя отделка здания, выполненная в изразцовой технике. В 1895 году храм посетил выдающийся русский художник М. В. Нестеров, отразивший затем его черты в ряде своих произведений.

Церковь на волжском берегу

Ещё одним экспонатом, которым по праву гордится Ярославский музей-заповедник, является возведённая на берегу Волги в сороковых годах XVII века церковь Рождества Христова. В число уникальных памятников древнерусского зодчества она входит благодаря своему сложному и удивительному по красоте декору. В неразрывном гармоническом слиянии с ней находится и построенная рядом колокольня.

Деньги, необходимые на её постройку, выделили богатые ярославские купцы - братья Назарьевы. Доподлинно известно, что к этому шагу их подтолкнул своим примером Надей Светешников - создатель первого каменного храма, о котором речь шла выше. Как видно, посеянное им зерно упало на добрую почву. Церковь Рождества Христова знаменита ещё и тем, что была возведена на том самом месте, где в Смутное время ярославцы прятали от поляков чудотворный образ Казанской Божьей Матери.

Детище купцов Скрипиных

Ярославский архитектурный музей-заповедник невозможно представить и без храма Ильи Пророка, нынешнее здание которого возведено в 1650 году. Издревле на его месте помещалась одноимённая деревянная церковь, построенная, согласно легенде, ещё самим Ярославом Мудрым. Возвёл он её в память о том, как в день пророка Илии на глазах изумлённых людей поборол медведя. Кстати, в честь этого же события им был основан и сам город Ярославль.

Строителями дошедшего до нас храма стали богатейшие волжские купцы Скрипины, также ставшие последователями Надея Светешникова. Их детище получило столь высокую оценку посетившего город Патриарха Московского и всея Руси Иоасафа, что, вернувшись в столицу, он послал в дар братьям частицу ризы Христа, хранившейся в Успенском соборе Кремля.

Храм в честь явления Господня

Не пожелал отставать от своих собратьев по торговле и именитый купец Алексей Зубчанинов - недаром он входил в число самых богатых горожан. На расположенной в центре города Богоявленской площади он возвёл в 1693 году одноименную каменную церковь, также входящую сегодня в Ярославский государственный музей-заповедник.

Этот храм, сложенный из красного кирпича, выглядит необычайно нарядно благодаря венчающим его кровлю многочисленным кокошникам, из которых поднимаются пять купольных барабанов. Привлекательность ему создаёт и изразцовая отделка фасадов. Фрески, украшающие интерьер храма и считающиеся уникальными образцами стенной живописи XVII века, выполнены той же артелью московских живописцев под руководством Фёдора Игнатьева, что трудилась когда-то в пятнадцатиглавом храме Иоанна Предтечи.

Церковь, возведённая на месте пожарища

И наконец, ещё один храм, входящий в уникальную коллекцию образцов старинной храмовой архитектуры, которой по праву славится Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник. Это Благовещенская церковь, построенная в 1688 году на берегу Волги в Ловецкой слободе, население которой, как нетрудно догадаться по самому её названию, занималось тогда рыбным промыслом.

Любопытным фактом является то, что она была построена на месте одноименной деревянной церкви, ставшей 20 июня 1658 года виновницей страшного пожара, уничтожившего тогда большую часть городских построек. Возведённая как память этого печального события она и сама не раз горела, но, к счастью, более не становилась причиной столь страшного бедствия, как её предшественница.

Несмотря на то что в настоящее время часть храмов, о которых шла речь выше, передана Московскому патриархату, они также включены в программу экскурсий, которые регулярно проводит Ярославский музей-заповедник.

Филиалы ярославского музея

В настоящее время музейный комплекс имеет ряд филиалов. Одним из них является музей «Космос», созданный в селе Никульское Тутаевского района на родине первой женщины-космонавта В. В. Терешковой. Вниманию посетителей предлагается также мемориальный дом-музей знаменитого оперного тенора, народного артиста Республики Л. В. Собинова. Кроме того, желающие могут осмотреть Музей боевой славы, созданный в 1981 году в честь сорокалетнего юбилея формирования 234-й Ярославской дивизии.

Туристический центр - Ярославский музей-заповедник

Ярославль, создавший свой знаменитый музей, в наши дни является одним из наиболее популярных туристических центров России. Ежегодно его гостями становятся миллионы приезжих, которых привлекают на берега Волги как знаменитые ярославские храмы, так и те экспонаты, что собраны в многочисленных залах музея-заповедника.

О том, какое впечатление осталось у них от посещения знаменитого музейного комплекса, красноречиво свидетельствуют записи, оставленные в книге отзывов, а также на принадлежащем музею интернет-сайте и многочисленных форумах, посвящённых туристической тематике.



Рассказать друзьям