Задания для школьного этапа олимпиады по литературе (7 класс). На тканях небесные блики

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
Олимпиада по литературе (школьный этап)

7 класс

2009-2010 учебный год

1. Почти у каждого человека есть свой девиз, принцип по которому он живёт. Определите, кто автор этих литературных девизов (автор, название и герой произведения) (3б.)

А) «Бороться и искать, найти и не сдаваться!»

Б) «Терпи, казак – атаманом будешь!»

В) «Один за всех и все за одного!»

2.По последним строкам определите стихотворение и автора.(4б.)

А) кроет
крутя
завоет,
дитя.

Б) одинокий
голубом.
в стране далекой
?
в стране родной?

В) одиноко
сосна.

сыпучим
она.

Г) завесила
одному

и весело
не пойму.

3. Определите литературного героя по описанию: (6б.)

А) «Спереди совершенный немец: узенькая беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивается кругленьким пятачком, ноги очень тонкие. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, так как у него висел хвост, словно мундирные фалды…»

Б) «Настоящая казацкая папаха, чуб, торчащий на голове, длинные усы, суровый взгляд и постоянная его спутница – люлька».

В) «Босиком, в ночных сорочках. На голове фуражки. Очень толстые и ленивые. Любят жить за чужой счет».

Г) «На них сафьяновые красные сапоги, с серебряными подковами, шаровары шириною с черное море, с тысячью складок, перетянутые золотым шнурком. Их лица немного загоревшие с черными усами. На голове бараньи шапки с золотым верхом».

Д) “Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо – на месте не посидит … Коса сиза-черная, на конце ленты не то красные, не то зеленые… А одежда такая, что другой на свете не найдешь. Из шелкового, слышь-ко, малахиту платье. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз, как шелк, хоть рукой погладь”.

Е) “Ей было семнадцать лет. Черные глаза оживляли ее смуглое и очень приятное лицо. …Ее резвость и поминутные проказы восхищали отца… говорила на крестьянском наречии, смеялась, закрываясь рукавом…”.

4. Что такое сатира? Чем сатира отличается от юмора? (3б.)

5. Запишите пословицы полностью (4б.)

Кто вчера солгал, тому…..

Недосол на столе, а

Не всё коту масленица, бывает и……

Без дела жить – только …

6. Запишите произведения, в названии которых встречаются числительные. Укажите авторов данных произведений. (1б. за каждое название)

7. Определите литературные приёмы (тропы) в строках А.С.Пушкина из поэмы «Полтава» (4б.)

Горит восток зарёю новой; дым багровый; как пахарь битва отдыхает; бросая груды тел на груду

8. Интерпретация лирического произведения. (Восприятие, истолкование, оценка) (10б.)

И.А.Бунин

Первый утренник, серебряный мороз!

Тишина и звонкий холод на заре.

Свежим глянцем зеленеет след колёс

На серебряном просторе, на дворе.

Я в холодный обнажённый сад пойду –

Весь рассеян по земле его наряд.

Бирюзой сияет небо, а в саду

Красным пламенем настурции горят.

Первый утренник – предвестник зимних дней!

Но сияет небо ярче с высоты,

Сердце стало и трезвей и холодней.

Но как пламя рдеют поздние цветы.

Ответы (7 класс):

1. (3б.) А) «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» В.Каверин «Два капитана», Саша Григорьев

Б) «Терпи, казак – атаманом будешь!» Н.В.Гоголь «Тарас Бульба», Т. Бульба - Андрию

В) «Один за всех и все за одного!» А. Дюма. «Три мушкетера», Д " артаньян

2. (4б.) А). «Зимний вечер» А.С. Пушкин

Б) «Парус» М.Ю. Лермонтов

В) «На севере диком стоит одиноко…» М.Ю. Лермонтов

Г) « Ель рукавом мне тропинку завесила» А.А. Фет.

3. (6б.) А) Черт. «Ночь перед Рождеством», Гоголь.

Б) Тарас Бульба. "Тарас Бульба", Гоголь.

В) Два генерала.«Повесть о том, как 1 мужик двух генералов прокормил», Салтыков-Щедрин.

Г) Остап и Андрий. «Тарас Бульба», Гоголь

Д) Медной горы хозяйка. П.Бажов “Уральские сказы”.

Е) Лиза – дочь Григория Ивановича Муромского, настоящего русского барина. А.С.Пушкин “Барышня-крестьянка”.

4. (3б.) Сатира – гневное, обличающее отражение негативных явлений действительности

Сатира высмеивает зло, ядовито, стремясь разоблачить что-то, привести людей к противоположному идеалу.

5. (4б.) Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.

Недосол на столе, а пересол на спине.

Не всё коту масленица, бывает и великий пост.

Без дела жить – только небо коптить.

6. (1б. за каждое название) Например: «Два великана» - стихотворение Лермонтова, «Два капитана» Каверин; «Три мушкетёра» Дюма, «Три сестры» Чехов и др.

7. (4б.) Горит восток зарёю новой - метафора; дым багровый- эпитет; как пахарь битва отдыхает - сравнение; бросая груды тел на грудугипербола.

Всероссийская олимпиада школьников 2017-2018

Школьный тур 7 класс

Время выполнения заданий – 2 часа Максимальное количество баллов – 52

I

А) «Петр велел вести себя к ней. Привезли его во двор, он послал слуг своих спросить, кто же врач, который может излечить его, и обещал его богато одарить. Девица же без обиняков ответила…»

Б) «Мальчики сидели вокруг их (огоньков костра)… Первому, старшему изо всех, … вы бы дали лет 14. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы».

В) «Долго стоял он неподвижно, наконец увидел за обшлагом своего рукава свёрток бумаг, он вынул их и развернул несколько пяти и десятирублёвых ассигнаций. Слёзы опять навернулись на глазах его, слёзы негодования! Он сжал бумажки в комок, бросил их наземь, притоптал каблуком и пошёл…»

Г) « Путешественница отодвинула потихоньку заслонку поглядеть, не назвал ли сын её Викула в хату гостей, но, увидевши, что никого не было, выключая только мешки, которые лежали посреди хаты, вылезла из печки,скинула тёплый кожух, оправилась, и никто бы не мог узнать, что она за минуту назад ездила на метле».

Д) «- Бог простит,- это нам не впервые такой снег на голову.

А больше и говорить не стал, да и некогда ему ни с кем разговаривать, потому что государь приказал сейчас же эту подкованную нимфозорию уложить и отослать назад в Англию – вроде подарка, чтобы там поняли, что нам это не удивительно».

15

2. Блиц-опрос

1) «А большой черный пень собирает в себе лучи солнца и сильно нагревается. Вот уже начинает вечереть, воздух и все кругом охлаждается. Но пень, черный и большой, еще сохраняет тепло. На него выползли из болота и припали к теплу…» (М.М.Пришвин «Кладовая солнца») Кто же выполз на пень греться?

2 ) Что прислала Лидия Михайловна из рассказа В.П. Распутина «Уроки французского» мальчику в первой посылке, что во второй?

3) О ком идет речь? «До 19 лет жил в деревне Денисовке на Северной Двине около Холмогор»

4) В какие дни для Тургенева русский язык становится «опорой и поддержкой»? (выберите правильный ответ)

а) Во дни сомнений и раздумий б) В дни тревоги в) В дни войны г) В праздничные и будничные дни

5) Кто главный герой рассказа Чехова «Хамелеон»?

А) Овсов б) Денис Григорьев в) Очумелов г) Прохор

Максимальное количество баллов – 5

II

1. В 1820 году А.С.Пушкин получил в подарок портрет известного литератора с дарственной надписью: «Победителю - ученику от побежденного учителя». Назовите имя литератора и известные вам его произведения.

Максимальное количество баллов – 2

2. Какой литературный псевдоним был у Чехова в молодости?

    Твен 2) Человек без селезёнки 3) Саша Чёрный 4) Грин

Максимальное количество баллов – 1

3. Назовите имена писателей, с которыми связаны следующие места нашей области:

Б) музей-заповедник Щелыково (Костромская область) и г. Кинешма

В) дом-музей Ново-Талицы

Максимальное количество баллов – 3

III . Знание теории литературы.

1. По определению назовите термин, приведите свои примеры:

определение

Максимальное количество баллов – 10

2. Выбери правильный ответ:

1.Какой художественный приём использует Чехов в рассказе «Толстый и тонкий»?

а) Гиперболу б) Антитезу в) Олицетворение г) Аллегорию

2. Как в произведении называется изображение внешности персонажа?

а) Характеристика б) Биография в) Портрет г) Описание

3. Какому из стихотворных отрывков соответствует схема: _ / _ / _ / _ /

а) Мороз и солнце – день чудесный…

б) …Не пылит дорога,

Не дрожат кусты,

Подожди немного,

Отдохнёшь и ты.

в) Ночевала тучка золотая

На груди утёса-великана…

4. Сколько стоп в данной строке:

Уж близок полдень, жар пылает…

Количество баллов – 4

IV

1. О какой картине идет речь? Кто является ее автором? С каким произведением перекликается сюжет картины?

Прямо в центре картины на сером камне одиноко сидит грустная девочка. Одета она очень бедно. На ней старенький ситцевый сарафан, вылинявшая кофта. Ноги босые, хотя уже, наверное, холодно. Она задумчиво смотрит в омут, в темных глазах ее стоят слезы, а все лицо выражает глубокую печаль и горе. Длинные каштановые волосы спутанными прядями рассыпались по плечам. Тонкие пальцы рук крепко сжаты, худенькие руки обхватили колени.

Максимальное количество баллов – 2

V . Проба пера

Предлагаем вам написать фантастический, или остросюжетный, или авантюрный, или мистический, или приключенческий рассказ с одним из предлагаемых заглавий:

«В тумане»;

«Назад в будущее»;

«Осторожно! Двери закрываются!»;

«Кто следующий?»;

«На абордаж!»;

«Когда поет ветер».

Максимальное количество баллов – 10

ОТВЕТЫ

I . Знание текстов художественных произведений.

За каждое задание обучающийся получает по 3 балла максимально (при верном определении героя произведения, автора и названия) 1+1+1, итого 15 баллов.

А) «Повесть о Петре и Февронии» Муромских. Феврония. Древнерусская литература.

Б) И.А.Тургенев « Бежин луг».Федя.

В) А.С.Пушкин «Станционный смотритель».Самсон Вырин.

Г) Н.В.Гоголь « Ночь перед Рождеством».Солоха.

Д) Н.Лесков «Левша». Левша.

Количество баллов – 15

2.Блиц-опрос

1) «На него выползли из болота и припали к теплу шесть маленьких ящериц;четыре бабочки-лимонницы, сложив крылышки, припали усиками; большие черные мухи прилетали ночевать»

2) В первой посылке были макароны, несколько кусков сахару и две плитки гематогена. Во второй посылке – макароны и три красных яблока

3) М.В. Ломоносов

Количество баллов – 5

II . Историко-литературные задания.

1. В.А. Жуковский «Спящая царевна», «Светлана» и др. Количество баллов – 2

2. 2) Человек без селезёнки Количество баллов – 1

3. А) К. Бальмонт Б) А.Н. Островский в) М.И. Цветаева Количество баллов – 3

III . Знание теории литературы.

определение

1) Слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений.

Метафора

2) Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы...

Гипербола

3) Художественный приём, основанный на наделении неодушевлённых предметов человеческими качествами и чувствами

Олицетворение

4) Построение произведения, расположение его частей.

Композиция

5) Художественное образное определение.

Количество баллов – 10

2. Выбери правильный ответ:

1. б 2. в 3. а 4. 4 Количество баллов – 4

IV . Литература и другие виды искусства

В. Васнецов «Аленушка». Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Количество баллов – 2

V . Проба пера

Орфографическая и пунктуационная грамотность учитывается, но не оценивается, объём работ не регламентируется.

Творческая работа оценивается в 10 баллов .

Общее количество баллов 52

1. Какая темя является общей для произведений
"Уроки французского" и "Они сражались за Родину"?

  • А) тема родительской любви
  • Б) тема ужасов войны
  • В) тема страданий и боли
  • Г) тема героизма и храбрости

2. Отметить, какой прием использован автором в приведенном отрывке:

«У меня одна лестница стоит…
А любопытно взглянуть ко мне в переднюю, когда я еще не проснулся:
графы и князья толкутся и жужжат там, как шмели, только и слышно: ж…ж…ж…
Иной раз и министр..»?

  • А) алогизм
  • Б) гротеск
  • В) сравнение
  • Г) гипербола

3. Чем закончилась история?

  • А) танцами
  • Б) свадьбой
  • В) приездом настоящего ревизора
  • Г) отъездом Хлестакова

4. Рассказывая о станционных смотрителях, Пушкин:

  • А) осуждает их
  • Б) сочувствует им
  • В) презирает их

5. Предположительно предшественником/предшественницей поэмы был(-а):

6. Кто из нижеперечисленных персонажей не является героем произведения “Дубровский”?

  • А) Дубровский Владимир Андреевич
  • Б) Левин Константин Дмитриевич
  • В) Троекуров Кирила Петрович
  • Г) Марья Кирилловна Троекурова

7. Кто первым «узнал» в Хлестакове ревизора?

  • А) городничий, Антон Антонович
  • Б) жена городничего, Анна Андреевна
  • В) судья, Ляпкин-Тяпкин
  • Г) Бобчинский и Добчинский

8. Вспомните название поэмы, которая начинается со следующих строк:

Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод…

9. Чем заканчивается комедия?

  • А) Хлестакова разоблачают
  • Б) Хлестаков остаётся жить в городе
  • В) приезжает настоящий ревизор
  • Г) городничий и остальные попадают в тюрьму

10. Почему Хлестакову удалось всех убедить в том, что он ревизор?

  • А) он был профессиональным актёром
  • Б) он умел правдоподобно врать
  • В) чиновники сами себя убедил
  • Г) Хлестакову помогли всех обмануть дочь и жена городничего

11. Какую должность занимал Иван Шпекин (комедия Н. Гоголя «Ревизор»)?

  • А) почтмейстера
  • Б) судьи
  • В) городничего
  • Г) попечителя богоугодных заведений

12. В «Повести, о том, как один мужик двух генералов прокормил» М. Салтыкова-Щедрина генералы служили всю жизнь:

13. Вспомните термин, соответствующий теперешнему "несовершеннолетний" и применявшийся в Московском государстве к сыновьям дворян и детей боярских, не достигших 15-летнего возраста, с которого начиналась боевая зрелость сыновей служилых людей по отечеству.

  • А) Неуч
  • Б) Невежда
  • В) Недотепа
  • Г) Недоросль

14. Отметить, какой из видов комического жанра преимущественно использован в комедии:

  • А) сатира
  • Б) юмор
  • В) ирония
  • Г) сарказм

15. Кто из персонажей «Ревизора» брал взятки борзыми щенками?

  • А) Ляпкин-Тяпкин
  • Б) Хлопов
  • В) Земляника
  • Г) Манилов

16. Как зовут главного героя поэмы «Одиссея»?

  • А) Ахилл
  • Б) Перрианд
  • В) Патрокл
  • Г) Одиссей

17. Как все в городе узнают, что Хлестаков не настоящий ревизор?

  • А) из письма Хлестакова
  • Б) от слуги Хлестакова, Осипа
  • В) от городничего
  • Г) Хлестаков признаётся в этом сам

18. Намерения Хлестакова:

  • А) хочет жениться
  • Б) «облапошить» чиновников
  • В) «плыть по течению»

19. Как называлась рыба, которую подали Хлестакову на завтрак в богоугодном заведении?
(по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор")

  • А) осетрина
  • Б) судак
  • В) лосось
  • Г) лабардан

20. Назовите фамилии враждующих семей в трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта»?

  • А) Лоренцо
  • Б) Капулетти
  • В) Корлеоне
  • Г) Монтекки

Ответы к олимпиаде по литературе 7 класс

Номер задания Правильный ответ
1 Г
2 Г
3 Г
4 Б
5 А
6 Б
7 Г
8 В
9 В
10 В
11 А
12 Б
13 Г
14 А
15 А
16 Г
17 А
18 В
19 Г
20 БГ

В стихотворении перепутаны строки.

а) Восстановите стихотворение: перепишите строки в правильном порядке.

Подсказка 1 : обратите внимание на знаки препинания в концах строк.

Подсказка 2 : рифмовка в стихотворении парная.

В милый край, в страшный край как стрела пустился.





Одинок месяц плыл, зыбляся в тумане,




Ответ

а) Восстановленный текст:

Одинок месяц плыл, зыбляся в тумане,
Одинок воздыхал витязь на кургане.
Свежих трав не щипал конь его унылый,
«Конь мой, конь, верный конь, понесёмся к милой!
Не к добру грудь моя тяжко воздыхает,
Не к добру сердце мне что-то предвещает;
Не к добру без еды ты стоишь унылый!
Конь мой, конь, верный конь, понесёмся к милой!»
Конь вздрогну́л, и сильней витязь возмутился,
В милый край, в страшный край как стрела пустился.
Ночь прошла, всё светло: виден храм с дубровой,
Конь заржал, конь взвился́ над могилой новой.

б) Обозначьте жанр стихотворения, которое Вы восстановили. Как называется этот жанр?

Баллада (романтическая баллада).

2 балла за верный ответ.

в) Назовите 2–3 примера стихотворений этого жанра. Укажите их авторов и названия.

В.А. Жуковский, «Светлана», «Людмила», «Ивиковы журавли», «Рыбак»; М.Ю. Лермонтов, «Три пальмы»; Ф. Шиллер, «Перчатка» и т. д.

До 3 баллов за максимальное количество верных примеров.

Задания 2. «ОБРАЗ В ПОЭТИЧЕСКОЙ РЕЧИ»

Прочитайте отрывки стихотворных текстов, принадлежащие разным авторам.

Определите, какую роль играет в них образ ромашки . Выделите общие черты этого образа в разных отрывках, назовите их, напишите об этом, опираясь на представленные тексты. Рекомендуемый объём – 100–150 слов.

Люблю тебя ясную, несмелую,
Чистую, как ромашка в поле.
Душу твою люблю я белую,
Покорную Господней воле.
(З.Н. Гиппиус. «Амалии», 1911)

И венчик полевой ромашки
(К чему нарядные цветы?)
К моей студенческой фуражке,
Смеясь, прикалываешь ты.
(В.А. Рождественский. «Давно переступают кони…», 1918)

Прошу гостей – свои года
На лавицу, под образ отчий:
Ромашки – отрочества очи,
Садитесь к златной пелене…
(Н.А. Клюев. «Годы», 1933)

Ты – ниже травинки и тише воды.
Подобная жизнь – как букашка –
Ползет и трепещет у края воды,
И радость её – полевая ромашка .
(А.П. Ладинский. «Ты ниже травинки и тише воды…», 1946)

Ведь ты же сама улыбалась, бывало,
И жалила душу больнее ножа,
Сама ввечеру лепестки обрывала
На юной ромашке , про нас ворожа!
(А.А. Штейнберг. «Ты чуешь, и знаешь, и любишь, и веришь…», 1948)

Выбегает на бровку
придорожную в срок
ромашка – неточный,
одноразовый, срочный
пророк.

(И.А. Бродский. «Колокольчик звенит…», 1965)

Задание 3. «РАБОТА С ТЕКСТОМ»

Вариант 1. Прозаический текст.

Прочитайте. Напишите сочинение об этом рассказе, отвечая на поставленныевопросы (можно ответить не на все вопросы). Пишите связным текстом , свободно, понятно, доказательно и грамотно. Рекомендуемый объём – 200–250слов.

Юрий Васильевич Бондарев (род. 1924)

ЩЕНОК

Всю ночь без сна ворочался с боку на бок, подминал под головуизмятую подушку, мычал, стискивая зубы, как от боли, – не мог забыть того,что случилось днём, не исчезало острое чувство совершённого преступления, инеотступно стояли перед глазами подробности того, что произошло с ним.

Было тёплое солнце, ярый субботний мартовский день сиял в Москве,везде таял сразу почерневший снег, кое-где дымились парком сухие пролысинытротуаров, везде зеркально блестели лужи на мостовых, было много прохожих,одетых уже по-весеннему. В машине стало даже жарко, тесно от солнца,блещущего на переднем стекле, на капоте, и у него тоже было лёгкое ожиданиетого, что сейчас выедет из Москвы на подсохшее в полях шоссе и через сорокминут будет в загородном доме отдыха среди двоих своих детей и жены,которых отвёз на каникулы неделю назад.

После шумного, ослепительного, шелестящего шинами перекрёсткасвернул на тихую параллельную проспекту дорожку, не торопясь поехал пошироким лужам, объезжая расколотые дворниками глыбы жёлтого льда, мимостоявших по обочине заляпанных грязью машин, мимо киосков с горячимсверканием витринных стёкол, мимо идущих по тротуару людей в расстёгнутых плащах.

Впереди на солнцепёке у обочины увидел поддомкраченную машину;человек, без пальто, без шапки, в сером пиджаке, возился возле колеса, отвинчивая ключом гайки, и он подумал опять с удовольствием:

«Действительно, настоящая весна».

И лишь успел подумать это, заметил вывернувшегося из-за этой поддомкраченной машины щенка, он выскочил из-под ног склонённого к колесучеловека, тёмно-коричневый, с острой весёлой мордой, и бросился играющимипрыжками, как-то боком навстречу его машине.

Скорость была небольшой, он мгновенно нажал на тормоз, но всё-таки не сумел сразу затормозить. Машину катило по льду, и в ту же секунду щенок, всё приближаясь, игриво лая, тряся смешными ушами, мелькнул под радиатором, и потом послышались там, внизу, какие-то удары, потом как будто машина проехала по чему-то твёрдому, её вроде бы чуть подняло даже – и он, весь в горячем поту, наконец со всей силы затормозил, ужасаясь тому, что почувствовал, ощутил в эту минуту.

Ещё не отпуская тормоз, он оглянулся и с тем же ужасом увидел щенка уже возле человека в сером пиджаке – щенок, мотаясь всем телом, казалось, жалуясь тихонько, взвизгивая, искательно тыкался острой мордой в его руки.

А он смотрел, точно скованный, на щенка, на человека в пиджаке, растерянно опустившегося перед ним на корточки, и сознавал, что совершил сейчас нечто непоправимо преступное, как убийство.

Он ясно чувствовал эти удары под машиной и ясно понимал, что щенок в горячке ещё двигается, как бы извиняясь за ошибку, прося прощения, тычется мордой в руки хозяина, лижет его пальцы, а человек в пиджаке, лаская, успокаивая его, ещё не знает, как ощутимо и страшно минуту назад качнуло машину на чём-то твёрдом.

Потом человек в пиджаке взял щенка на руки и, всё продолжая гладить его длинные уши, трепать его голову, испачканную мокрой грязью, повернул бледное лицо.

– Какой же вы шофёр, если не можете остановить машину? – с упрёком сказал человек, подойдя. – Это же глупый щенок, понимаете вы это или нет?

Уже на тротуаре и вокруг человека с тихо поскуливающим щенком на его руках столпились люди, зло крича; кто-то постучал по капоту с тем знакомым выражением осуждения и неприязни пешехода к водителю, какое всегда бывает во время уличных катастроф, – и он, жгуче презирая себя за почти инстинктивный толчок самозащиты, сдавленным голосом выговорил:

– А вы… зачем отпускаете на дорогу щенка?..

Он плохо помнил, как выехал из Москвы на загородное шоссе, всё словно подсеклось, срезалось в нём, и было до тошноты мерзко, гадко на душе от той защитительной своей фразы, звучавшей в его ушах: «А вы зачем отпускаете на дорогу щенка?»

И, глядя на дорогу, он опять с поразительной ясностью представлял того щенка с острой весёлой мордой, когда тот, играя, смешно тряся ушами, бросился к машине, ощущал глухие удары под днищем и представлял, как железо било его по голове, как в смертельном испуге заметался под колёсами щенок, не понимая, что произошло, почему на его игру с этой чужой машиной ему ответили такой страшной болью.

«Я убил его… Это же он в горячке выскочил потом к хозяину. Как он мотал головой, как тыкался мордой в его руки, точно спасения искал!..» – думал он и стискивал зубы, морщась, потирая рукой лицо, уже не видя ни шоссе, ни талого снега, ни мокрых мартовских полей под прекрасным весенним солнцем.

Через час, приехав в дом отдыха, он не поцеловал жену, не поцеловал детей, будто потерял на это право, только долго и пристально смотрел на свою пятилетнюю дочь, взяв её на руки, прижимая её к себе.

<1973>

  1. Что даёт основания считать этот текст художественным?
  2. Как и с помощью каких средств автор описывает внутренний мир своего героя? Почему герой не назван по имени?
  3. В каких ещё произведениях Вам встречались подобные темы и проблемы?
  4. Какую роль в рассказе играет пейзаж?
  5. Как Вы понимаете смысл финала текста?
  6. В чём заключается основная мысль рассказа?

Вариант 2. Стихотворный текст.

Прочитайте. Напишите сочинение об этом стихотворении, отвечая на поставленные вопросы (можно ответить не на все вопросы). Пишите связным текстом , свободно, понятно, доказательно и грамотно. Рекомендуемый объём – 200–250 слов.

Николай Степанович Гумилёв (1886–1921)

МЕЧТЫ

За покинутым, бедным жилищем,
Где чернеют остатки забора,
Старый ворон с оборванным нищим
О восторгах вели разговоры.

Старый ворон в тревоге всегдашней
Говорил, трепеща от волненья,
Что ему на развалинах башни
Небывалые снились виденья.

Что в полёте воздушном и смелом
Он не помнил тоски их жилища
И был лебедем нежным и белым,
Принцем был отвратительный нищий.

Нищий плакал бессильно и глухо,
Ночь тяжёлая с неба спустилась,
Проходившая мимо старуха
Учащённо и робко крестилась.

<1907>

  1. Что можно сказать о месте и времени действия в этом стихотворении?
  2. Черты каких жанров отражены в этом стихотворении?
  3. Как Вы понимаете смысл названия стихотворения?
  4. В каких ещё произведениях Вам встречались подобные образы?
  5. Можете ли Вы определить размер стихотворения? Как он может быть связан с содержанием текста?

Для удобства оценивания предлагаем ориентироваться на школьную четырёх балльную систему. Так, при оценке по первому критерию 0 баллов соответствуют «двойке», 5 баллов – «тройке», 10 баллов – «четвёрке» и 15 баллов – «пятёрке». Безусловно, возможны промежуточные варианты (например, 8 баллов соответствуют «четвёрке с минусом»).

Критерии оценивания Баллы
Наличие/отсутствие ошибок в понимании текста; последовательное и адекватное раскрытие смысла текста в динамике, в «лабиринте сцеплений», через конкретные наблюдения, сделанные по тексту.

Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 15

15
Композиционная стройность работы, её общая логика и стилисти ческая однородность. Точность формулировок, уместность цитат и отсылок к тексту.

Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10

10
Владение теоретико-литературным понятийным аппаратом и умение использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы.

Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5

5
Наличие/отсутствие фактических ошибок, уместность использования фонового материала из области культуры и литературы.

Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5

5
Общая грамотность (наличие/отсутствие речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок).

Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5

5
Максимальный балл 40

Максимальное количество баллов за все выполненные задания – 70.

ОЛИМПИАДА ПО ЛИТЕРАТУРЕ. 7 КЛАСС.

I. Анализ рассказа А.П.Чехова «Хамелеон».

Через базарную площадь идёт полицейский надзиратель (1) в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий (2) с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина… На площади ни души… Открытые двери лавок и кабаков глядят на Божий свет уныло, как голодные пасти, около них нет даже нищих.

Так ты кусаться, окаянная! – слышит вдруг Очумелов. – Ребята, не пущай её! Нынче не велено кусаться! Держи! А… а!

Слышен собачий визг. Очумелов глядит в сторону и видит: из дровяного склада купца Пичугина, прыгая на трёх ногах и оглядываясь, бежит собака. За ней гонится человек в ситцевой крахмальной рубахе и расстёгнутой жилетке. Он бежит за ней и, подавшись туловищем вперёд, падает на землю и хватает собаку за задние лапы. Слышен вторично собачий визг и крик: «Не пущай!». Из лавок высовываются сонные физиономии, и скоро около дровяного склада, словно из-под земли выросши, собирается толпа.

Никак беспорядок, ваше благородие! – говорит городовой.

Очумелов делает полуоборот налево и шагает к сборищу. Около самых ворот склада, видит он, стоит вышеописанный человек в расстёгнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы написано: «Ужо я сорву с тебя, шельма!», да и самый палец имеет вид знамения победы. В этом человеке Очумелов узнаёт золотых дел мастера (3). В центре толпы, растопырив передние лапы и дрожа всем телом, сидит на земле виновник скандала – белый борзой щенок с острой мордой и жёлтым пятном на спине. В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса.

По какому случаю тут? – спрашивает Очумелов, врезываясь в толпу. – Почему тут? Это зачем палец?.. Кто кричал?

Иду я, ваше благородие, никого не трогаю… - начинает (4), кашляя в кулак. – Насчёт дров с Митрий Митричем, - и вдруг эта подлая ни с того ни с сего за палец… Вы меня извините, я человек, который работающий… Работа у меня мелкая… Пущай мне заплатят, потому – я этим пальцем, может, неделю не пошевельну… Этого, ваше благородие, и в законе нет, чтоб от твари терпеть… Ежели каждый будет кусаться, то лучше и не жить на свете…

Гм!.. Хорошо… - говорит Очумелов строго, кашляя и шевеля бровями. – Хорошо… Чья собака? Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафую его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я ему покажу кузькину мать!.. (5), - обращается надзиратель к городовому, - узнай, чья это собака, и составляй протокол! А собаку истребить надо. Немедля! Она, наверное, бешеная… Чья собака, спрашиваю?

Это, кажись, генерала (6)! - говорит кто-то из толпы.

Генерала (7)? Гм!.. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто… Ужас, как жарко! Должно полагать, перед дождём… Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? – обращается Очумелов к (8). – Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтобы сорвать. Ты ведь… известный народ! Знаю вас, чертей!

Он, ваше благородие, цигаркой ей в харю для смеха, а она – не будь дура, и тяпни… Вздорный человек, ваше благородие!

Врёшь, кривой! Не вида, так, стало быть, зачем врать? Их благородие умный господин и понимает, ежели врёт, а кто по совести, как перед Богом… А ежели я вру, так пущай мировой рассудит. У него в законе сказано… Нынче все равны… у меня у самого брат в жандармах… ежели хотите знать…

Не рассуждать!

Нет, это не генеральская… - глубокомысленно замечает городовой. – У генерала таких нет. У него всё больше легавые…

Ты это верно знаешь?

Верно, ваше благородие…

Я и сам знаю. У генерала собаки дорогие, породистые, а эта – чёрт знает что! Ни шерсти, ни вида… подлость одна только… И этакую собаку держать? Где же у вас ум? Попадись этакая собака в Петербурге или Москве, то знаете, что было бы? Там не посмотрели бы в закон, а моментально – не дыши! Ты, (9), пострадал и дела этого так не оставляй… Нужно проучить! Пора…

А может быть, и генеральская… - думает вслух городовой, - на морде у ней не написано… намедни во дворе у него такую видел.

Гм!.. Надень-ка, брат (10), на меня пальто… Что-то ветром подуло… Знобит… Ты отведёшь её к генералу и спросишь там. Скажешь, что я нашёл и прислал… И скажи, чтоб не выпускали на улицу. Она, может быть, дорогая, а ежели каждая свинья будет ей в нос цигаркой тыкать, то долго ли испортить? Собака – нежная тварь… А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять! Сам виноват!..

Повар генеральский идёт, его спросим… Эй, (11), Поди-ка, милый, сюда! Погляди на собаку… ваша?

Выдумал! Этаких у нас отродясь не было!

И спрашивать тут долго нечего, - говорит Очумелов. – Она бродячая!.. Ежели сказал, что бродячая, стало быть, и бродячая… Истребить, вот и всё.

Это не наша, - продолжает (12). – Это генералова брата, что намеднись приехал. Наш не охотник до борзых. Брат ихний охоч…

Да разве братец ихний приехали? Владимир Иваныч? – спрашивает (13), и всё лицо его заливается улыбкой умиления. – Ишь ты, Господи! А я и не знал! Погостить приехали?

В гости… - произносит Прохор

Ишь ты, Господи… соскучился по братце… А я ведь и не знал! Так это ихняя собачка? Очень рад… Возьми её… Собачка ничего себе… Шустрая такая… Цап этого за палец! Ха-ха-ха… Ну, чего дрожишь? Ррр… рр… Сердится, шельма… Цуцык этакий…

(14) зовёт собаку и идёт с ней от дровяного склада в сторону дома Жигалова... Толпа хохочет над (15).

Я ещё доберусь до тебя! – грозит ему (16) и, запахиваясь в шинель, продолжает свой путь по базарной площади.

2. Определить жанр произведения. (0,5) По каким признакам определили? (1,5)

3. Определить тему произведения. (1)

4. Объяснить лексическое значение слова «ХАМЕЛЕОН». (1).

5. Кто в произведении А.П.Чехова – хамелеон? (1) Обосновать ответ. (4)

7. Что превалирует в данном произведении – юмор или сатира? (1)

8. Найти в тексте афористические мысли. (2)

9. Какие нравственные уроки можно извлечь из этого произведения А.П.Чехова? (5)

II. Интерпретация лирического произведения.

1. Прочитайте стихотворение А.А.Фета.

Уж верба вся пушистая

Раскинулась кругом;

Опять весна душистая

Повеяла крылом.

Станицей тучки носятся,

Тепло озарены,

И в душу снова просятся

Пленительные сны.

Везде разнообразною

Картиной занят взгляд,

Шумит толпою праздною

Народ, чему-то рад…

Какой-то тайной жаждою

Мечта распалена –

И над душою каждою

Проносится весна.

2. О чём это стихотворение, в каких строках заключена главная мысль произведения? (2 балла)

3. Назовите образный ряд стихотворений. (2 балла)

4. Определить приёмы и средства выразительности, используемые для раскрытия идеи произведения. (5 баллов)

5. Проследить, как движется поэтическая мысль в произведении. (5 баллов)

6. Определить стихотворный размер. (1 балл) Что можно сказать о влиянии размера на замысел стихотворения. (5 баллов)

III. Историко-биографический блок.

1. О каком писателе идёт речь? (5 баллов)

1. Настоящее имя этого писателя – Сэмюэль Клеменс, его псевдоним означает лоцманский термин, используемый на реке Миссисипи. В 12 лет он остался без отца, был вынужден бросить школу и зарабатывать себе на жизнь. Попробовал себя в различных профессиях: был учеником типографщика, наборщиком, лоцманом, золотоискателем, журналистом. Уже при жизни был настолько знаменит, что письма к нему доходили, даже если на конверте были написаны только название страны и его имя.

2. Первые рассказы этого писателя были весёлые, смешные, забавные, остроумные, и печатали их в журналах, названия которых также были необычными: «Стрекоза», «Будильник», «Осколки». И эти рассказы он пишет под псевдонимом, являясь студентом медицинского факультета Московского университета.

3. Он был не только прекрасным поэтом, переводчиком, но и мудрым педагогом, воспитателем наследника престола, будущего императора Александра II. А.С.Пушкин называл себя его учеником. В ответ этот писатель подарил великому поэту свой портрет в знак уважения после выхода «Руслана и Людмилы».

4. Уильям Сидней Портер (таково его настоящее имя) создаёт свой первый рассказ, находясь в тюрьме, а на вырученные деньги покупает рождественский подарок для своей дочки, которая вместе с мамой ждёт его дома.

5. У себя дома в имении под Тулой он создаёт школу для крестьянских детей и сам учительствует в ней, пишет «Азбуку», создаёт четыре «Русские книги для чтения». К тому времени он уже вернулся с Кавказа и вышел в отставку после участия в героической обороне Севастополя. Собрание сочинений составляет 90 томов.

2. Расположить в хронологическом порядке следующие произведения. (5 баллов)

Ф.Рабле – «Гаргантюа и Пантагрюэль»

Н.В.Гоголь – «Тарас Бульба»

М.Ю.Лермонтов – «Бородино»

КЛЮЧИ

1.1. 1 - Очумелов

2 – городовой (Елдырин)

3 – Хрюкина

4 – Хрюкин

5 – Елдырин

6 – Жигалов

7 – Жигалова

8 – Хрюкину

9 – Хрюкин

10 – Елдырин

11 – Прохор

12 – Прохор

13 - Очумелов

14 – Прохор

15 – Хрюкиным

16 – Очумелов (0,25 – за правильный ответ)

1.2. Рассказ (0,5)

Рассказ – небольшое по объёму эпическое литературное прозаическое произведение, изображающее отдельное событие, происходящее в жизни героя. (1,5)

1.3. Приспособленчество как один из этапов падения человека как личности. (1)

1.4. Пресмыкающееся из рода ящериц, отличающееся способностью менять окраску в зависимости от изменения среды и внешних раздражителей. (1)

1.5. Полицейский надзиратель Очумелов. (1)

Он постоянно меняет свой «окрас» в зависимости от ситуации. На это указывает художественная деталь – пальто:

Сними-ка, Елдырин, пальто

Надень-ка, брат Елдырин, пальто… (4)

1.6. Очумелов – от прилагательного «очумелый» - совсем потерявший соображение.

Хрюкин – похож на свинью (2)

1.7. Сатира – уничтожающий смех. Изображая Очумелова, автор тем самым высмеивает приспособленчество как черту характера. (1)

1.8. «Нынче не велено кусаться»

«Я вам покажу, как собак распускать!»

«Собака – нежная тварь…»

«Моментально – не дыши» (2)

1.9. до 5 баллов.

2.2. Весна – прекрасное время года, связанное с пробуждением природы, с торжеством жизни.

«Везде разнообразною картиной занят взгляд…» (2 балла)

2.3. Цветущая верба

Станица (деревня), заполненная оживлёнными людьми

Тучи, стремительно движущиеся по небу

Оживающая природа (2 балла)

Нечётные стихи – четырёхстопный,

Чётные – трёхстопный.

3.1 Марк Твен

А.П.Чехов

В.А.Жуковский

Л.Н.Толстой

3.2 Ф.Рабле – «Гаргантюа и Пантагрюэль»

Н.В.Гоголь – «Тарас Бульба»

М.Ю.Лермонтов – «Бородино»

А.К.Толстой - «Князь Серебряный»

И.Ильф, Е.Петров – «Двенадцать стульев»

Олимпиада по литературе.

8 класс.

I . Знание истории литературы.

1. О ком идёт речь?

А.Мятежный пастырь, книжник дикий,

он не умел послушным быть,

и не могли его владыки

ни обломать, ни улестить…

Я.Смеляков.

Б. Отказавшийся от славы

Для упорного труда

Изучал он жизнь державы

В стародавние года.

… И покуда были силы,

В размышлениях о том

Он историю России

Составлял за томом том…

Шесть томов, потом двенадцать.

Всё,- сказал он. – Не могу!

Били пушки на Сенатской,

Кровь чернела на снегу…

А.Городницкий.

В. Весь мир – весь белый свет!

В кольце его творений

Вместился целиком и высказался вслух.

… Избушка и Вольтер! Казак и … нереида

Лишь лёгкой створкой здесь

Разделены для вида;

Кого – чего тут нет!

Свирель из тростника –

И вьюг полночных рёв;

Средневековый патер,

Золотокудрый Феб,

Коллежский регистратор,

Экспромт из Бомарше и –

Песня ямщика.

Н.Матвеева.

Г. Куда бежать от сплетен и доносов

В просторных залах смрадно, как в аду!

И вот опять ….

Шумит в академическом саду.

Строптивый сын архангельских поморов,

Прямой, как ветер северной реки,

Он сохранил неукротимый норов

И песни, что певали рыбаки.

Н.Рыленков.

Д. Герой двенадцатого года,

Непобедимый партизан,

В горячих схватках в честь народа

Покрыл он славой доломан.

… Лихой гусар, любил он струнность

Строфы с горчинкой табака,

И, волей муз, такая юность

Ему досталась на века.

Вс. Рождественский.

Е. Это было странное, загадочное существо – Царскосельский лейб-гусар… Он подражал в стихах Пушкину и Байрону, и вдруг начал писать нечто такое, где он никому не подражал, зато уже целый век хочется подражать ему.

А.Ахматова.

Казался ты и сумрачным и властным,

Безумной вспышкой непреклонных сил;

Но ты мечтал об ангельски-прекрасном,

Ты демонски-мятежное любил!

В.Брюсов.

Ж. Мог выйти архитектор из него:

Он в стилях знал извилины различий,

Но рассмешил его при встрече городничий,

И смеху отдал он себя всего.

И.Северянин.

2. Что объединяет следующие произведения Пушкина:

«Бесы», «Маленькие трагедии», «Повести Белкина», «Сказка о попе и его работнике Балде», «Моя родословная», «Элегия»(«Безумных лет угасшее веселье…»)?

2 балла.

3. Какие исторические события нашли отражение в следующих произведениях литературы?

«Илиада» Гомера, «Певец во стане русских воинов» В.А.Жуковского, «Волк на псарне» И.А.Крылова, «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя, «Капитанская дочка» А.С.Пушкина, «Медный всадник» А.С.Пушкина, «Ледяной дом» И.И. Лажечников.

4. Штрихи к портрету:

 Он был одновременно механиком, архитектором, скульптором, химиком, анатомом;

 Среди его живописных работ – «Мадонна Литта», « Мадонна Бенуа»:

 Он первым ввёл термин «золотое сечение»;

 Именно он в XV веке создал самую загадочную улыбку.

1 балл +2 балла за комментарий.

 В бесплатном училище Таганрога он обучался сапожному и портняжному делу;

 Стал врачом, а прославился как литератор. 1 балл.

II . Дайте историко-культурный комментарий к стихотворению.

1. ТРОИЦА.

Спокойные добрые лики,

На тканях небесные блики

И крылья неяркого цвета,

Вы помните? – «Троица» это.

И нимбов не надо Рублёву,

Чтоб я позавидовал снова

Простому открытому чувству,

Надежде, Добру и Искусству.

Глаза и улыбки погасли.

Мне грустно, но всё же я счастлив.

Как будто бы сердце согрето

Неведомым словом и светом.

Л.Андреев.

III . Сопоставьте описания Пугачёва в романе «Капитанская дочка» и в «Истории Пугачёва» А.С.Пушкина. В чём сходство и различие этих описаний? Как вы думаете, чем вызваны различия в описаниях?

Капитанская дочка.

Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары.

История Пугачёва.

Незнакомец был росту среднего, широкоплеч и худощав.

Чёрная борода его начинала седеть.

Он был в верблюжьем армяке и вооружён винтовкою.

5 баллов.

IV . Знание теории литературы.

1. Какие тропы выделены в тексте: «… От вёсел к берегу кудрявый след бежал» (А.Фет.)?

1) эпитет; 2) метафора; 3) олицетворение; 4) синекдоха.

2. Какой троп используется в тексте: « Мой Лизочек так уж мал, так уж мал, что из листика сирени сделал зонтик он для тени и гулял» (А.Плещеев.)?

1) сравнение; 2) метафора; 3) литота; 4) эпитет.

3. Какой троп используется в тексте: « Но вот, насытясь разрушеньем и наглым буйством утомясь, Нева обратно повлеклась, своим любуясь возмущеньем и покидая с небреженьем свою добычу» (А.Пушкин.)?

1) эпитет; 2) метафора; 3) олицетворение; 4) сравнение.

4. Какая стилистическая фигура используется в тексте: «Люблю я пышное природы увяданье…» (А.Пушкин.)?

1) градация; 2) инверсия; 3) эллипсис; 4) оксюморон.

5. Какой троп используется в стихотворении «Чаша жизни» М.Лермонтова?

    Мы пьём из чаши бытия

С закрытыми очами,

Златые омочив края

Своими же слезами;

2 .Когда ж пред смертью с глаз

Завязка упадает,

И всё, что обольщало нас,

С завязкой исчезает -

3. Тогда мы видим, что пуста

Была златая чаша,

Что в ней напиток был – мечта

И что она не наша!

1. эпитет; 2. развёрнутая метафора; 3.олицетворение; 4. сравнение.

5 баллов.

V . Прочитайте стихотворение Ф.И.Тютчева «Осенний вечер», выполните задание, указав номер выбранного ответа.

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть;

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, лёгкий шелест,

Туманная и тихая лазурь

Над грустно - сиротеющей землёю,

И, как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый, холодный ветр порою,

Ущерб, изнеможенье – и на всём

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовём

Божественной стыдливостью страданья.

1. Это стихотворение относится к следующей тематической разновидности:

А) патриотическая лирика; Б) любовная лирика; В) пейзажная лирика.

2. Основной идеей стихотворения является

А) идея одиночества человека в мире; Б) идея тождества жизни природы и человека;

В) идея превосходства человека над природой.

3. Поэт, размышляя об осеннем увядании природы, использует приём

А) олицетворения; Б) гротеска; В) противопоставления.

4. Каким настроением окрашено стихотворение?

А) элегическим; Б) ироническим: В) героическим.

5. Назовите термин, которым в литературе обозначают созвучие окончаний стихотворных строк.

6. Как называется в литературоведении элемент композиции, позволяющий автору воссоздать поэтическую картину осени?

7. Как называется художественный приём, которым воспользовался поэт, когда, вместо употребления слова «небо», он использует словосочетание «туманная и тихая лазурь»?

По 1 баллу за факт (максимально – 7 баллов).

VI. Творческое задание выполняется по выбору (объём до 1 страницы).

1 вариант. Напишите небольшую творческую работу в любом прозаическом жанре на тему «Край родной, навек любимый…».

2 вариант. Прочитайте афоризм Л.Н.Толстого. Выскажите своё мнение по содержанию афоризма.

Человек подобен дроби: числитель её – то, что он есть, а знаменатель – то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь.

3 вариант. Устарело ли понятие чести?

Примечание к заданиям 1 и особенно 2 и 3 вариантов: аргументировать высказывание примерами из художественной литературы, истории (не менее 2 аргументов). (Максимально 40 баллов.)

Общий балл – 90.

Ключи к олимпиаде по литературе.

8 класс.

1.Знание истории литературы. По 0,5 балла за факт. 2,5 балла дополнительно (максимально) за комментарии.

1.1. О ком идёт речь?

А) Протопоп Аввакум. Религиозный деятель эпохи царя Алексея Михайловича. Пастырь – протоирей (протопоп) – старший православный священник. Книжник – писатель, в данном случае, автор «Жития…». Пророк, мученик, борец и страдалец, по мнению академика Д.С.Лихачёва.

В) В стихотворении Н.Матвеевой речь идёт о Пушкине . На это указывают следующие факты: Пушкин увлекался Вольтером. В стихотворении «Няне», написанном в Михайловском, упоминается «избушка». Экспромт из Бомарше звучит в трагедии «Моцарт и Сальери». «Рёв вьюг» «слышен» во многих стихах поэта, например, «Бесы», «Зимний путь» и других. «Казак» и «Нереида» - стихотворения поэта. Златокудрый Феб – персонаж ранней лирики поэта. Свирель из тростника, песнь ямщика – детали стихотворений.

Д) Речь идёт о Денисе Давыдове – поэте, лихом гусаре, партизане, герое войны 1812 года.

Е) А.Ахматова и В.Брюсов пишут о М.Ю. Лермонтове – офицере лейб-гвардии гусарского полка. Как поэт Лермонтов начал с подражаний Байрону и Пушкину. «Ангел» и «Демон» - стихотворения поэта.

Ж) Н.В.Гоголь – писатель-сатирик, драматург, автор знаменитой комедии «Ревизор». Городничий – герой этой комедии.

1.2. Все эти произведения написаны А.С.Пушкиным в 1830 году в период первой болдинской осени. 2 балла.

1.3. Какие исторические события нашли отражение в данных произведениях? По одному баллу за факт – 8 баллов.

«Илиада» Гомера – древнегреческая эпическая поэма. Время создания- VII век до н.э. Сюжет связан с мифологическими сказаниями о Троянской войне; похищение Елены Парисом как повод к войне.

Стихотворение В.Жуковского «Певец во стане русских воинов» и басня И.Крылова «Волк на псарне» посвящены войне 1812 года. Повесть Н.Гоголя «Тарас Бульба» повествует о войне украинского казачества с польскими панами. События 1630-х годов, время гетмана Я.Остряницы, и 1648 -1654 годов, время Б.Хмельницкого, даны в типическом обобщении. Роман «Капитанская дочка» Пушкина переносит нас в 18 век и рассказывает о восстании Е.Пугачёва. Действие романа И.Лажечникова «Ледяной дом» происходит во время царствования императрицы Анны Иоанновны: строительства ледяного дома для свадьбы царского шута. В поэме «Медный всадник» А.Пушкина рассказывается о петербургском наводнении 7 ноября 1824 года.

4.1. Штрихи к портрету. Речь идёт о художнике эпохи Возрождения Леонардо да Винчи . Он был одновременно механиком, архитектором, скульптором, химиком, анатомом.

Среди его живописных работ – «Мадонна Литта» и « Мадонна Бенуа».

Он первым ввёл термин «золотое сечение».

Именно он в XV веке создал самую загадочную улыбку. Речь идее о портрете Моны Лизы, или Джоконды. 1 балл + 2 балла за комментарий.

4.2. Речь идёт об А.П.Чехове . 1 балл.

II. Историко –культурный комментарий . 10 баллов максимально, примерно по 1 баллу за факт.

Андрей Рублев – русский иконописец, автор знаменитой иконы «Троица».

Современник Куликовской битвы и Сергия Радонежского. Принял монашество. Его любимые краски – голубая, розовая, вишнёвая. Троица – один из главных православных праздников. Троица – олицетворение Бога- Отца, Сына и Святого Духа. В «Троице» Рублёв обратился к традиционному библейскому сюжету: к старцу Аврааму и его жене явились три таинственных путника – ангела, воплощающих три лика Бога: Бог – Отец, Бог- Сын, Бог- Дух. Согласно канону, Рублёв изобразил трапезу путников, присевших отдохнуть. Нимб – символ святости, сияние в виде круга вокруг головы святого. Цветовая гамма иконы символична: голубой цвет означает воздух – небо, горний мир, тёмно – вишнёвый – знак творчества и любви Бога, зелёный цвет, цвет дерева, - символ животворящего начала всей святой Троицы. Не случайно Л.Андреев пишет в стихотворении о спокойных, добрых ликах, о простом открытом чувстве, о Надежде, о Добре и Искусстве, идея иконы - идея согласия, гармонии, сострадания человечеству.

III. В чём сходство и различие описаний Пугачёва в «Капитанской дочке» и в «Истории Пугачёва»? 5 баллов.

В «Истории Пугачёва» дано деловое описание внешности Пугачёва . Официально – деловой стиль речи официальность, точность. Форма устойчивая, общепринятая, стандартная. Нет слов в переносном значении, тропов. Описание внешности героя в романе – это художественный стиль речи. Задача портрета в романе – дать характеристику герою, привлечь внимание к его внутреннему миру, показать отношение к нему автора (повествователя, рассказчика). Портрет как изобразительный приём отличается образностью. Так, Пушкин показывает, какое впечатление на Гринёва произвела внешность «Вожатого» («замечательна» - эпитет), черты исторического Пугачёва дополнены наблюдениями рассказчика («живые большие глаза так и бегали», « лицо …имело выражение… плутовское»).

IV . Знание теории литературы. 1)1- эпитет («кудрявый след»). 2) 3 - литота («…мал… из листика сирени сделал зонтик…»). 3)3- олицетворение (« Нева… насытясь…утомясь…любуясь…покидая…). 4) 4- оксюморон или 2 – инверсия. (. 5) 2 – развёрнутая метафора (« Мы пьём из чаши бытия). 5 баллов.

V . Стихотворение Ф.И.Тютчева «Осенний вечер». По одному баллу за факт, максимально 7 баллов.

1. В); 2 .Б); 3. А); 4. А); 5.- рифма; 6. – пейзаж; 7. – метафора.

VI . Творческое задание по выбору. Максимально 40 баллов.

ОБЩИЙ БАЛЛ – 90 баллов.

________________________

Олимпиада по литературе 8 класс.

1 ТУР
Интерпретация поэтического произведения

Сопоставительный анализ

Задание. Сопоставьте стихотворения А.С. Пушкина «Узник» и А.А. Фета «Узник»

А.С. Пушкин

Сижу за решеткой в темнице сырой.

Вскормленный в неволе орел молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюет под окном.

Клюет, и бросает, и смотрит в окно,

Как будто со мною задумал одно;

Зовет меня взглядом и криком своим

И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..»

А.А. Фет

Густая крапива

Шумит под окном,

Зеленая ива

Повисла шатром;

Веселые лодки

В дали голубой;

Железо решетки

Визжит под пилой.

Бывалое горе

Уснуло в груди,

Свобода и море

Горят впереди,

Прибавилось духа,

Затихла тоска,

И слушает ухо,

И пилит рука.

Творческая работа

1. Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках, немного не доходивших до худых, острых локтей, и в белых атласных башмачках… Я видел только её высокую стройную фигуру в белом платье с розовым поясом, её сияющее, зарумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза…

2. … Была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх.

3. …Девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачёсанными за уши, которые у неё так и горели. С первого взгляда она не очень мне понравилась.

4. …Смуглая ______ набелена была по уши, насурьмлена …, фальшивые локоны, гораздо светлее собственных ее волос, взбиты были, как парик Людовика XIV; рукава l’imbecile торчали, как фижмы…; талия была перетянута, как буква икс, и все бриллианты ее матери…сияли на ее пальцах, шее и ушах.

«Дедушка» повесть Д.И. Фонвизин
«Марфа Посадница» баллада В.А. Жуковский
«Арап Петра Великого» поэма Н.М. Карамзин

«Лесной царь» комедия Н.А. Некрасов

«Недоросль» роман А.С. Пушкин

3. Найдите и исправьте смысловую ошибку в приведенных ниже отрывках. Объясните значение найденного слова.

1. Парубки шалили и бесились вволю. Часто между частушками слышалась какая-нибудь веселая песня, которую тут же успел сложить кто-нибудь из молодых Козаков. То вдруг один из толпы вместо частушки отпускал щедровку и ревел во все горло. (Н.В. Гоголь, «Ночь перед Рождеством»)

И только небо засветилось,

Все шумно вдруг зашевелилось,

Сверкнул за строем строй.

Полковник наш рожден был братом:

Слуга царю, отец солдатам…

Да, жаль его; сражен булатом,

Он спит в земле сырой.

М.Ю. Лермонтов, «Бородино»

4. Объясните значение и происхождение выражений:

Рог изобилия, пушечное мясо, притча во языцех, на седьмом небе, доктор Айболит.

5. Напишите статью для словаря литературных терминов: «Сказ». Не забудьте привести примеры.

6. Напишите небольшую творческую работу на тему: «Совместимы ли такие вещи, как: литература и Интернет?»

Ответы к олимпиаде по литературе 8 класс.

1. Сопоставит.анализ. Критерии оценки.

* Глубина и самостоятельность постижения и философского осмысления текста (темы, жанра, сюжета, композиции, худ.идеи и т.д.) - 10 баллов

* Владение основами анализа поэтического текста (образный ряд, ритмико-синтаксическое и фонетическое своеобразие). - 10 баллов

* Восприятие образа лирического героя и умение истолковать его, характеризовать поэтическую индивидуальность автора, умение выражать свои мысли и чувства - 10 баллов

* Язык и стиль работы, композиционная стройность, логичнось, ясность изложения, богатство языка, речевая грамотность - 10 баллов

* Оригинальность; художественность сделанного анализа поэтического произведения; парадоксальность, афористичность - 2 балла

всего= 42 балла

2 тур.

Ключи к заданиям.

1. Л.Н.Толстой «После бала» Варенька

М.М.Пришвин «Кладовая солнца» Настя

А.С.Пушкин «Капитанская дочка» Маша Миронова

А.С.Пушкин «Барышня крестьянка» Лиза Муромская

Максимальное количество баллов 12 (по 3 балла за каждый ответ)

2. Н.А.Некрасов «Дедушка» поэма

Н.М.Карамзин «Марфа Посадница» повесть

А.С. Пушкин «Арап Петра Великого» роман

В.А. Жуковский «Лесной царь» баллада

Д.И.Фонвизин «Недоросль» комедия

Максимальное количество баллов 10 (по 2 балла за каждый ответ)

3. частушка- колядка (обрядовая песня с пожеланием богатства, доброго здоровья, хорошего урожая).

братом- хватом (бойкий, полный молодечества человек).

Максимальное количество баллов 6 (по 3 балла за каждый ответ)

4. Рог изобилия- выражение, являющееся символом богатства, изобилия; возникло из греческих мифов.

Пушечное мясо- выражение это, характеризуя циничное отношение к ценности человеческой жизни вообще, означает солдатскую массу, посылаемую на убой властью. Встречается впервые в памфлете Шатобриана «О Бонапарте и Бурбонах» 1814 года.

Притча во языцех- выражение пришло из Библии, означает широкую известность, у всех на устах, сделалось предметом общих разговоров, вызывая неодобрение и насмешки.

На седьмом небе- означает высшую степень радости, счастья, блаженства; восходит к греческому философу Аристотелю, который в сочинении «О небе» объясняет устройство небесного свода (небо состоит из семи сфер).

Доктор Айболит- герой сказки в стихах К.И.Чуковского «Айболит», имя доктора употребляется как шутливое ласковое прозвище врача.

Максимальное количество баллов10 (по 2 балла за каждый ответ)

5. Сказ- вид лит.-худ. повествования, построенного как рассказ лица, позиция и речевая манера которого отличны от т. зр. и стиля самого автора. Произведение может состоять из С. целиком или С. в нем может сопровождаться авторским введением, послесловием, перебивами. С.Н.Лесков «Левша», Л,Филатов «Сказ про Федота – стрельца».

Максимальное количество баллов 6.

6.Творческая работа. Максимальное количество баллов 16 .

* Глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в вопросе-3

* Обоснованность привлечения литературного материала-3

* Последовательность и логичность изложения -2

* Правильный литературный язык, стилистически соответствующий содержанию -2

* Умения делать выводы и обобщения -3

*Следование нормам речи:

1 речевая ошибка -2 балла

2 речевых ошибки -1 балл

3 речевых ошибки – 0 баллов

Всего за олимпиаду в 8 классе - 102 балла

_________________________________



Рассказать друзьям