Зарождение и история кукольного театра. Изготовление ширмы и декораций

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Цель : познакомить с интересными сведениями из истории кукол; развивать внимание, память, мышление, воображение, пространственную ориентацию, речь; расширять кругозор.

Учитель . Все мы родом из детства, а детство немыслимо без кукол. Вспомните: НЕВАЛЯШКА, МАТРЕШКА, БУРАТИНО, МАЛЬВИНА, БАРБИ, — разве не были они вашими лучшими друзьями? Пусть вы уже подросли, и теперь вас интересуют вещи посерьезней кукол, но все же о них, наверное, у вас остались самые теплые воспоминания. «Куклы в нашей жизни» — тема сегодняшнего занятия.

Что такое «кукла»? Исходя из определения В. Даля, это «сделанное из тряпья, кожи... дерева и прочего подобие человека, а иногда и животного».

Давайте начертим по клеточкам предмет нашего раз говора.

Поставьте точку в уголке клетки, затем проведите линию на

1 клетку влево;

1 клетку вниз наискосок справа налево;

2 клетки вниз;

3 клетки влево;

1 клетка вниз наискосок слева направо;

2 клетки вправо;

4 клетки вниз;

1 клетка вправо;

1 клетка вниз наискосок справа налево;

1 клетка вправо;

1 клетка вверх наискосок слева направо.

Учитель . Дочертите самостоятельно правую половину куклы. Дорисуйте необходимые, на ваш взгляд, детали. Какая кукла у вас получилась? Расскажите. А сейчас блиц-опрос на кукольную тему.

➢ Деревянная кукла, в которую вставляются куклы меньшего размера. (Матрешка)

➢ Материал, из которого папа Карло изготовил куклу Буратино. (Дерево)

➢ Детская игра в куклы. (Дочки-матери)

➢ Брат куклы Неваляшки. (Ванька-встанька)

➢ Самый знаменитый герой кукольного театра на Руси. (Петрушка)

➢ «Доктор кукольных наук». (Карабас Барабас)

➢ Кукольная фамилия известного дрессировщика кошек. (Куклачев)

➢ Кукла в человеческий рост, предназначенная для демонстрации одежды. (Манекен)

➢ Самая популярная американская кукла наших дней. (Барби)

➢ Хит группы «Иванушки International» на данную тему. («Куклы»)

Учитель . Невозможно определить, когда возникли на земле первые куклы. Наверно, они были всегда, потому что всегда были дети, а значит, были и куклы, пусть даже самодельные: вылепленные из глины, изготовленные из тряпок или сделанные из куска полена.

На Руси их называли ласково так:

Расшифруйте старое название куклы, выписывая из таблицы только те буквы, которые в данной строке ни разу не повторяются. (Живуля)

Куклы служили людям не только в качестве забавы. Известно, что первобытные люди вырезали из камня или дерева фигурки богов и поклонялись им, просили у них защиты и верили, что те им обязательно помогут.

У нас на Руси были куклы-обереги. Считалось, что если такую куклу взять в руки, три раза повернуть против часовой стрелки и сказать: «Отвернись злом, повернись добром», то она избавит своего хозяина от хворей, бед и напастей. Таких кукол любили, берегли, передавали по наследству.

Конечно же, кукла — прежде всего, любимая игрушка девочек. В романе французского писателя Виктора Гюго есть глава, в которой рассказывается, какое впечатление произвела на маленькую бедную девочку роскошная кукла в витрине лавки.

Послушайте отрывок, после которого вас ждут вопросы на внимательность.

«В первом ряду витрины, на самом видном месте, на фоне белых салфеток, торговец поместил огромную куклу, наряженную в розовое креповое платье, с золотыми колосьями на голове, с настоящими волосами и эмалевыми глазами. Весь день это чудо красовалось в витрине, поражая прохожих не старше десяти лет, но во всем Монфермейле не нашлось столь богатой или расточительной матери, которая купила бы эту куклу своему ребенку...

Козетта... не могла удержаться, чтобы не посмотреть на дивную куклу, на эту «даму», как она называла ее. Бедное дитя замерла на месте. Козетта еще не видала этой куклы вблизи. Лавочка показалась ей дворцом, а кукла — сказочным видением. Это был восторг, великолепие, богатство, счастье, возникшее в призрачном сиянии перед маленьким жалким существом, поверженным в бездонную, черную, леденящую нужду... Она говорила себе, что надо быть королевой или по меньшей мере принцессой, чтобы играть с такою «вещью». Она любовалась чудесным розовым платьем, роскошными блестящими волосами и думала: «Какая счастливица эта кукла!» И девочка не могла отвести глаза от волшебной лавки. Чем дольше она смотрела, тем сильнее изумлялась. Ей казалось, что она видит рай. За большой куклой сидели куклы поменьше, и ей представлялось, что это феи и ангелы. Торговец, который прохаживался в глубине лавочки, казался ей чуть ли не самим богом».

Вопросы

➢ В каком по счету ряду витрины находилась кукла? (В первом.)

➢ Какого цвета платье у куклы? (Розовое)

➢ Чем украшена голова куклы? (Золотыми колосьями.)

➢ Как называла Козетта эту дивную куклу? (Дамой.)

➢ Кем представлялись Козетте куклы, сидевшие поодаль? (Феями и ангелами.)

➢ Кем казался девочке торговец? (Чуть ли не самим богом.)

А теперь попробуйте узнать по описанию известные куклы.

➢ Больше всего на свете он любит приключения. Его называют «веселым плутишкой». Миндальные пирожные он глотает не жуя, а в варенье залезает прямо пальцами и с удовольствием их облизывает. Он лучше умрет, чем выпьет касторку, терпеть не может умываться, чистить зубы и мыть руки перед едой. (Буратино из сказки А. Толстого «Золотой ключик...».)

➢ Это уродливая деревянная кукла, предназначенная для колки орехов: у него большая голова и огромный зубастый рот. (Щелкунчик из сказки Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».)

Голубые волосы, огромные глаза: она в театре кукол гордость и краса. (Мальвина из сказки А. Толстого «Золотой ключик...».)

➢ В наборе, подаренном маленькому мальчику, было 25 игрушек. 24 — совершенно одинаковые, а на двадцать пятого не хватило олова, поэтому у него оказалась только одна нога. (Стойкий оловянный солдатик из одноименной сказки Андерсена.)

➢ На маленькой сцене справа и слева стояли картонные деревья. Под ними висел фонарь в виде луны и отражался в кусочке зеркала, на котором плавали два лебедя, сделанные из ваты, с золотыми носами. Из-за картонного дерева появился маленький человечек в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок. (Пьеро из сказки А. Толстого «Золотой ключик...»)

➢ Но лучше всех игрушек был чудесный картонный дворец. Через его окошки можно было заглянуть внутрь и увидеть все комнаты. Перед самым дворцом лежало круглое зеркальце. Оно было совсем как настоящее озеро, и вокруг этого зеркального озера стояли маленькие зеленые деревья. По озеру плавали восковые лебеди и, выгнув длинные шеи, любовались своим отражением.

Все это было прекрасно, но самой красивой была хозяйка дворца, стоявшая на пороге, в широко раскрытых дверях. Она тоже была вырезана из картона; на ней была юбочка из тонкого батиста, на плечах — голубой шарф, а на груди — блестящая брошка, почти такая же большая, как голова ее владелицы, и такая же красивая.

Красавица стояла на одной ножке, протянув вперед обе руки... Другую ножку она подняла так высоко, что наш оловянный солдатик сначала даже решил, что красавица тоже одноногая, как и он сам. (Танцовщица из сказки Х.-К. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».)

➢ Кукла имела вид девочки. Она была такого же роста, как и Тутти, — дорогая, искусно сделанная кукла, ничем по виду не отличающаяся от маленькой живой девочки. Теперь ее платье было разорвано, и на груди чернели дыры от сабельных ударов. Еще час тому назад она умела сидеть, стоять, улыбаться, танцевать. Теперь же она стала простым чучелом, тряпкой. (Кукла наследника Тутти из произведения Ю. Олеши «Три толстяка».)

➢ Он был главным героем кукольного театра. От его острого языка доставалось всем: и доктору, плохо лечившему больных, и воришке, и обманщику-торговцу, и полицейскому, и попу. То, что не решались произнести вслух рабочие люди, громко выкрикивали на площадях и ярмарках куклы во главе с ним. (Петрушка)

Кстати, мало кто знает, что помимо имени у этого персонажа имелись отчество и фамилия. Ниже они зашифрованы. Подберите ключик и назовите их.

ИМЯ: РТЕП

ОТЧЕСТВО: ЧИВОНАВИ

ФАМИЛИЯ: ВОСУСКУ

Ответ: Петр Иванович Уксусов.

Учитель. Не правда ли, говорящая фамилия?

А теперь задание на логическое мышление. Среди групп кукол найдите «лишнюю».

➢ Буратино, Мальвина, Петрушка, Пьеро.

Варианты ответов: а) Мальвина, т. к. это кукла — женского пола; б) Петрушка, т. к. он не является героем сказки «Золотой ключик...».

➢ Стойкий оловянный солдатик, Щелкунчик, Матрешка, Буратино.

Ответ: Стойкий оловянный солдатик, т. к. он сделан не из дерева, как другие.

Наверное, каждый ребенок хоть раз в жизни видел кукольный спектакль. Существуют даже целые театры кукол, в которых действуют куклы, управляемые актерами-кукловодами. Куклы бывают разные: марионетки, перчаточные, тростевые, куклы для театра теней.

Одним из ведущих в нашей стране является Центральный Московский театр кукол имени Сергея Владимировича Образцова.

Но настоящая популярность пришла к куклам, когда была придумана кукольная мультипликация. Благодаря художникам-кукловодам маленькие человечки ожили, начали двигаться, разговаривать и даже испытывать человеческие чувства.

Современные куклы невероятно разнообразны: они ходят, говорят, кричат, закрывают глаза. И все-таки каждому из нас подчас мила не самая дорогая, а кукла, сделанная своими руками, полученная в подарок или та, с которой связаны яркие воспоминания.

Расскажите о своей любимой кукле. (Отклик детей.)

Наш друг – театр.

На доске написано два эпиграфа.

Если двое разговаривают, а третий слушает их разговор, - это уже театр.

Театр - это такая кафедра, с которой можно много сказать миру.

Цель: воспитание духовно-нравственных качеств школьников, активизация культурного досуга подростков.

Знать и учитывать личные качества ребёнка и взрослого.

Задачи: поддержка творческих успехов учащихся, беседа о театре.

Учитель: Любите ли Вы театр? Кто из Вас любит театр?

Мы говорим театр - и перед нами возникает здание с колоннами, похожее на храм. Театр и есть храм. В театре всё немного ненастоящее декорации. И вечное – правда. Правда – душа театра. Но какая это трудная, сложная правда. И какая великая. Ведь сама наша земля – огромный театр, а все мы как бы артисты, и у каждого своя роль в театре жизни. Ведь У. Шекспир писал: « Весь мир – театр. В нём женщины, мужчины – все актёры. У них есть выходы, уходы. И каждый не одну играет роль »

А может каждый из нас – сам по себе театр? Наша жизнь, память – спектакль: Действующие лица и исполнители – те, кого мы любим, кто живёт рядом с нами, без кого мы не можем обойтись.

Театр (от греческого слова) означает зрелище. Театр – особый и прекрасный мир. Существует несколько видов театра: театр кукол, театр миниатюр, театр на льду, театр теней, ТЮЗ, театр оперы и балета.

Веущая: Кто из нас не любит театр? Что же такое театр? Это истинный храм искусства, при входе в который вы отделяетесь от земли. Стихотворение: « Что такое театр» (слова Л. Калиновской)

Что такое театр?

Это новое платье,

И волненье в груди

Невозможно вместить…

Это праздник средь будней

И чудесное Завтра –

Поскорей до него бы дожить!

Что такое театр?

Это радость и муки,

Это боль за друзей,

Что на сцене живут.

Ведь к тебе они тянут

Тревожные руки

И в свой мир настоящий

Что такое театр?

Ты сидишь в тёмном зале,

Всё затихло вокруг,

Только сердце поёт.

Ты сидишь в тёмном зале

Рядом с друзьями…

Ты ждёшь чуда –

И чудо придёт!

Ведущая. Мы хотим напомнить, как нужно себя вести в театре(манеры поведения в театре)

Выходят двое учащихся.

Подготовьтесь к посещению театра заранее. Спланируйте своё время, чтобы перед театром успеть зайти домой (переодеться, поправить причёску, слегка перекусить). Желательно прийти в театр за 15-20 минут до начала спектакля. Если вы опоздали, то, конечно, не следует никого беспокоить. Займите свободное место в последних рядах. Если вы пришли в театр с мужчиной, то он берёт номерки в гардеробе, покупает программку и первый входит в зрительный зал, находит нужный ряд. К своему месту первой проходит (лицом к сидящим). Если вы решили воспользоваться биноклем, то не разглядывайте через него публику. В руках у вас не должно быть шуршащих пакетов, больших рюкзаков. Не рекомендуется приносить в зал шоколад, яблоки. Соблюдение тишины – главное правило. Перед началом действия отключите мобильные телефоны.

Не высказывайте своего мнения во время спектакля. Это может мешать не только зрителям, но и актёрам. Своими впечатлениями вы можете обменяться во время антракта. В театре соблюдайте все общепринятые правила: будьте тактичными, любезными, предупредительными, причём не только в зале, но и в гардеорбе, буфете , фойе. После окончания спектакля, когда актёры раскланиваются, нетактично сразу же бежать в гардероб.

Чаще повторяйте слова: « Будьте добры», « Благодарю вас», и у вас всегда будет хорошее настроение. Вы почувствуете сея уверенно в любой ситуации и произведёте на окружающих впечатление воспитанного, культурного человека.

Ведущая. Сейчас у нас игра-перевёртыш. Вы должны найти ошибки, выслушав выступления мальчиков.

· Подавая свои вещи гардеробщику, ну в коем случае не перебрасывайте пальто за барьер. Пусть он сам поработает. Если так сделает каждый из нескольких сотен зрителей, у гардеробщика на руках разовьется прекрасные мускулы.

· Номерок лучше всего повесить на палец, так будет удобно вращать его в фойе и во время концерта. Именно для этого на номерках сделана дырка или привязана веревочка.

· Если ваши места в середине ряда, не торопитесь занимать их. Пусть сначала сядут все остальные. Зато потом, когда вы будете проходить, им придется встать. Это, как зарядка, полезно для здоровья.

· Как только вы устроились на месте, начинайте хлопать. Ведь просто несправедливо, что вы уже готовы, а представление или фильм не начинают. Есть предположение, что, если бы некоторые зрители не хлопали так настойчиво, спектакли и фильмы вообще бы никогда не начинались.

· Не забудьте: вам с товарищем не так уж часто приходится просидеть рядом полтора-два часа. Используйте эту возможность, чтобы рассказать все новости и обсудить сложные вопросы. Одно плохо: приходится иногда напрягать голосовые связки, так как мешает музыка или реплики актеров.

· Купите в буфете шоколад, но сразу не ешьте. Идите в зал и, звонко шурша фольгой, разверните тогда, когда певец или скрипач выйдут на сцену. Знайте, как приятно есть шоколад и конфеты под музыку!

· Помните, что долго сохранять неподвижность очень вредно для организма. Поэтому побольше двигайтесь: поворачивайтесь, наклоняйтесь, упирайтесь ногами в спинку переднего стула и спихивайте руку соседей с подлокотников.

· Не будьте эгоистами. Если вам известно содержание фильма или спектакля, быстренько расскажите самое главное соседям: Том Сойер и Беки спустятся из пещеры; этот немец вовсе не фашист, а наш разведчик и т. п.

Что случилось? Что случилось?!

Отчего же всё кругом

Завертелось, закружилось

И помчалось колесом?

Выходят девочка и мальчик. Девочка тянет за руку мальчика.

Ты один не умывался,

И грязнулею остался!

И сбежали от грязнули

Все игрушки и друзья!

Мальчик вырывается, отбегает и показывает ей различные гримасы.

Девочка: Ах! Сколько я сил потратила на твоё воспитание и всё напрасно! Посмотри вокруг на хороших гостей. Они все пришли сюда умытые, причёсанные, нарядные, посмотри.

Мальчик: Врёшь. Вон тот нестриженный и тот. А у того пуговицы нет (показывает пальцем)

Девочка: Опять споришь со мной. Опять выясняешь отношения, когда надо готовиться к приёму гостей.

Мальчик: Каких гостей, не хочу гостей, не хочу гостей! Придётся ногти стричь и переодеваться!

Выходит ведущая. Ребята, к нам в гости приехали артисты театра. Мы покажем гостям наши выступления. Из нашего класса танцуют девочки. Танец называется « Шейди-Леди».

Ведущая. Из класса исполняют собственного сочинения песню, которая называется « Любовь не имеет конца».

Ведущая. А ещё мы хотим показать, как наши мальчики умеют рисовать. Плакаты висят на доске. Название: « Мы в театре», « Наш класс смотрит представление»

Выходят две девочки. Инсценировка.

Школьники! А не пора ли нам вспомнить о школе?

Ну вот, как всегда! На самом интересном месте!

Не надо о грустном!

Да, в школе не напасть, как бы к директору не попасть!

Что у директора на уме, у завуча на языке!

Завуч родителям не товарищ!

Бить или не бить? Папин вопрос!

А что вы заладили! И названия вам не такие, и школа!

Родину не выбирают! Она как лужа перед нашей школой! Как грязь на тротуарах: непреходяща и вечна!

Высохнет и такая тоска, такая тоска!

А от тоски есть проверенное средство…

Клей « Момент»! Отвинтишь колпачок и …

Разве можно об этом говорить?!

Говорить - нет. А соседа приклеить к стулу разрешается!

Я вообще-то об игре!.. И так, дорогие игроки, вам предстоит угадать.

Играем в «замоталки», ой, извините, в « угадалки»!

Это такая, как мама говорила папе зараза.

Для того чтобы это произошло, к нему готовятся…

Да, там тёти и дяди, и все вместе…

Им вместе весело. Мама говорит, что если этим заболеть, то это надолго.

А для того, чтобы там было весело, все орут, ой. Поют, танцуют!

А те, кто на это смотрит, думает: « Дураки, не дураки…»

А ещё их за это судят, но нестрого так и ненадолго…

Самое большое на пять…

Конечно, папа говорит, что за такие шуточки срок положен!

Итак, дорогие игроки, что же это за игра, где смеются над тем, над чем нормальные люди плачут?

Ответ: игра называется « Комедии Клаб», « КВН».

Инсценировки шуточные показывают учащиеся из « Комедии Клаб», «КВН».

А теперь несколько вопросов о том, что вы знаете о театре. На доске кроссворд. Ведущая задаёт вопросы.

По горизонтали:

1) О спектакле мы узнаём из …(афиш)

2) Необходимый и основной этап создания спектакля (репетиция)

4) Актёры играют на …(сцене)

6) Во время спектакля актёрам необходимы разные вещи, вместе они называютя…(реквизит)

8) Приходим в театр смотреть…что? (спектакль)

9) Известный деятель советского искусства говорил: « Театр начинается с… (вешалки)

По вертикали:

1) Без человека этой профессии мы не можем наблюдать театр (артист)

2)Художественное оформление сцены (декорация)

5) До начала спектакля сцену от зрителей закрывает… (занавес)

7) Предмет маскарадного представления (маска)

Звучит музыка. Учитель благодарит всех за внимание и объявляет благодарность учащимся, которые принимали участие.

Литература.

. «Поговорим о воспитанности».- «Петрозаводск»Карелия»,1991.стр.36-40

. « Праздник своими руками. От совета до сценария. –Ростов на Дону:Феникс,2007.

Л. Калиновская. Дорогу осилит идущий. Сборник методических материалов.-Саратов,2005.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Театр – место для зрелищ Театр – род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актёров перед публикой Сцена -площадка, на которой происходит представление Сцена – часть действия, акта в пьесе, спектакле Сцена – в широком смысле то же, что театр Спектакль – это произведение театрального искусства, которое создаётся на основе драматического или театрально-сценического произведения в соответствии с замыслом режиссёра и под его руководством совместными усилиями актёров, а также художника и композитора. ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

3 слайд

Описание слайда:

ТИПЫ ТЕАТРОВ КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА ТЕАТР КОМЕДИИ ТЕАТР ТЕНЕЙ ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

4 слайд

Описание слайда:

ИЗ ИСТОРИИ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА В старой России не было государственных кукольных театров. На ярмарках, на бульварах, в городских дворах давали маленькие представления бродячие фокусники, акробаты и кукольники. Обычно один из них крутил ручку шарманки. Под громкие звуки музыки кукольник показывал из-за маленькой ширмы, как смешной, длинноносый крикливый Петрушка бьет палкой царского офицера, который его хочет забрать в солдаты. От ловкого Петрушки доставалось и невежде-доктору, не умевшему лечить, и обманщику-торговцу. Жизнь народных кукольников - бродячих актеров была очень тяжелой и мало чем отличалась от жизни нищих. После представления актер-кукольник снимал шапку и протягивал ее зрителям. Кто хотел, бросал в шапку медные копейки. ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

5 слайд

Описание слайда:

ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ ВЕРХОВЫЕ КУКЛЫ ТЕНЕВЫЕ КУКЛЫ МАРИОНЕТКИ КУКЛЫ-АВТОМАТЫ КУКЛЫ-ВЕЛИКАНЫ ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

6 слайд

Описание слайда:

ВЕРХОВЫЕ КУКЛЫ НАД ШИРМОЙ ТРОСТЕВАЯ Управляется одним или несколькими актёрами с помощью тростей ПЕРЧАТОЧНАЯ Управляется кистью кукловода ПАЛЬЧИКОВАЯ Управляется пальцами кукловода ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

7 слайд

Описание слайда:

ТРОСТЕВЫЕ КУКЛЫ Тростевые куклы - больше перчаточных (размер головы может быть до 20 см). Эту куклу поднимают над ширмой с помощью вставленного внутрь стержня, который называется "гапит". К рукам куклы прикреплены трости - палочки (проволочки), которыми двигает кукловод. Руки куклы сгибаются в локтях, голова может поворачиваться и наклоняться. Такие куклы с их плавными и величественными движениями незаменимы в героических и романтических представлениях. Конструкция их позволяет совершить самые разнообразные движения и насыщать спектакль интересными трюками и находками. Большинство кукольных театров нашей страны, в том числе и Центральный театр кукол С.В. Образцова, в своей работе используют самые разнообразные системы тростевых кукол. Эти куклы называются верховыми, так как актёры во время выступления поднимают их над собой. При этом зритель видит их не в полный рост - нижняя часть скрыта ширмой. Поэтому верховых кукол часто делают без ног ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

8 слайд

Описание слайда:

Куклы - варежки родились из обыкновенных вязаных варежек. Варежки не обязательно должны быть вязаными из пряжи, выразительнее смотрятся куклы, сшитые на основе рабочих рукавиц, т.к. здесь имеется большая возможность для аппликации лиц, мордочек и одежды. Эти куклы хороши тем, что очень просты в управлении, предназначены для детей самых младших возрастов. Мы можем изготовить такие "варежки" по любой сказке. КУКЛЫ - ВАРЕЖКИ. ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

9 слайд

Описание слайда:

ТРОСТЕВАЯ КУКЛА С ОТКРЫВАЮЩИМСЯ РТОМ. Представляем Вам новые игрушки для кукольного театра. Это тростевые куклы с открывающимся ртом. Рука всовывается в рот (пасть) игрушки и управляет им. Другая рука с помощью тростей управляет « руками» куклы. Общая высота куклы 50-55 см. ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

10 слайд

Описание слайда:

КОНУСНЫЙ ТЕАТР. Не обязательно на занятиях с детьми, разыгрывая с ними какую либо сказку иметь ширму, декорации, специально оборудованное место. Можно показать детям сказку или вместе сними разыграть пьесу на обыкновенном столе. Куклы, предназначенные для этой цели должны устойчиво стоять на столе, легко по нему перемещаться. Театр на столе - это самый простой и доступный всем возрастам детей театр. Туловище кукол выполнено в виде конуса, к которому крепятся голова и руки куклы. Величина такой куклы может быть от 30 до 10 см. ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

11 слайд

Описание слайда:

ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР. Куклы, надевающиеся на палец - самые маленькие артисты кукольных театров. Их высота всего 7 - 9 сантиметров. Таких малышек можно без труда взять с собой в любое путешествие, на прогулку или при визите к кому-либо. Такие куколки могут стать очаровательным сувениром для сына или дочки вашей подруги, особенно если это их любимый сказочный персонаж. Крохотные марионетки станут товарищами по играм для ребёнка уже в возрасте трёх лет. Но не стоит давать их совсем маленьким детям, чтобы они не оторвали и не проглотили приклеенные детали. Куклу ребёнок надевает на пальцы и сам действует за персонажа, изображённого на руке. По ходу действия ребёнок двигает одним или несколькими пальцами, проговаривая текст, передвигая руку за ширму (если она есть). Можно обойтись и без ширмы и изображать действия, передвигаясь свободно по комнате. Пальчиковый театр хорош тогда, когда надо одновременно показать несколько персонажей. Например, в сказке "Репка" друг за другом появляются новые персонажи. Такой спектакль может показывать один ребёнок с помощью своих пальцев. Сказки "Двенадцать месяцев", "Гуси- лебеди" и др. с множеством персонажей могут показывать двое или трое детей. ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

12 слайд

Описание слайда:

ШАГАЮЩИЕ КУКЛЫ. Эти игрушки могут служить в качестве настольного театра, предназначены для развития моторики детской руки. ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

13 слайд

Описание слайда:

КУКЛЫ «ЖИВОЙ РУКИ». Яркими и выразительными возможностями обладает очень простая кукла с "живой" рукой. Если в перчаточных и тростевых куклах хотя бы подразумевается корпус, то тут его нет. Вместо рук куклы работают руки кукловода в перчатках, пришитых к платью - костюму куклы. Основа имитации костюма куклы - треугольник или квадрат из ткани. Голова куклы (до 25 - 30 см в диаметре) крепится к костюму в районе шеи и вешается на верёвочках на шею кукловода. Такая кукла позволяет выделить самые тонкие нюансы чувств и настроений героя, она обладает выразительной жестикуляцией и может исполнять сложные действия, недоступные другим куклам (указывать, писать, брать за руку, погладить по голове ребёнка и пр.) ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

14 слайд

Описание слайда:

ПЕРЧАТОЧНЫЕ КУКЛЫ. Иначе её называют петрушечная, потому что именно так устроен Петрушка. На Руси издревле существовали петрушечники - актёры, выступавшие с куклами - Петрушками, надеваемыми на руку актёра. При этом указательный палец актёра проходит в голову куклы, а большой и средний - в рукава её костюма. Движения её головы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальцев, кисти руки. Голова перчаточной куклы может быть размером от шарика для пинг-понга до крупного яблока. Слишком большая голова затрудняет работу актёра, ведь её вес приходится на его один палец. Перчаточные куклы очень подвижные и выразительные. Правда, руки у них торчат вверх, но опытные актёры действуют ими очень ловко. В Китае, например, где кукольное искусство необычайно развито, кукольники ухитряются закладывать руки кукле за спину или раскрывать ими крошечный зонтик. С помощью перчаточных кукол можно разыгрывать различные сценки на злободневные темы, использовать их в качестве смешных помощников на занятиях в детских садиках, ставить различные спектакли и даже эстрадные номера. ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

15 слайд

Описание слайда:

НАПОЛЬНЫЕ КУКЛЫ. Напольные куклы - большие куклы. Их рост зависит от роста кукловода и может быть от 1 м до 1,5 м. Работать с такими куклами очень интересно. Их водит " в открытую" один или два исполнителя. У этой куклы имеются большие пустые (без наполнителя) сшитые ладошки и тапочки, в которые кукловод вставляет свои ладони и ступни, голову такой куклы можно повесить кукловоду на шею с помощью веревок, или поместить руку кукловода в карман, имеющийся сзади на голове куклы (тогда кукла может поворачивать и наклонять голову). Большие куклы обладают богатыми сценическими возможностями: они ходят среди детей, зрителей, берут их за руки, могут станцевать с ними, наклониться над рисующим ребёнком и посмотреть чем он занимается, как пишет и т.д. ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

16 слайд

Описание слайда:

ПЕРЧАТОЧНЫЕ КУКЛЫ ИЛИ БИБАБО. Куклы бибабо обычно действуют на ширме, за которой скрывается водящий. Но когда игра знакома или куклы водят сами дети, т. е. момент загадочности исчез, то водящие могут выходить к зрителям, общаться сними, подавать им что-то, брать за руку, вовлекать в игру. Такое "разоблачение" не снижает, а скорее поднимает интерес и активность ребят. Когда дети увидят игру взрослого с куклами бибабо, они скорее всего захотят сами научиться водить такие куклы. Если кукла окажется велика для детской руки, то в головку куклы можно вставить не один, а два детских пальчика. Укоротите рукава куклы, чтобы детские пальцы входили в патронки рук куклы. Можно изготовить куклы и специально для детских рук. Покажите ребятам как следует двигаться кукле, как её водить на ширме. Куклы должны постоянно двигаться, как живые, их нельзя зафиксировать на плоскости, столе. Но зато с ними можно создать много весёлых сценок и использовать те же куклы в повторных играх, постоянно поддерживая интерес ребят к ним. ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Ошибская средняя общеобразовательная школа»

Классный час во втором классе

ОТКУДА МЫ РОДОМ. ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУКЛЫ

Разработала учитель начальных классов

Дудина Любовь Васильевна

2012г.

«Откуда мы родом. История Русской куклы»

Цель : Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа, через образ традиционной народной куклы.

Задачи:

    Обогащать знания первоклассников об истории возникновения кукол.

    Формировать знания о разнообразии и назначении традиционной русской куклы.

    Дать возможность детям самим научится изготавливать кукол своими руками.

    Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к истории культуры своего народа.

Оборудование:

    компьютер, проектор;

    рисунки кукол-оберегов

    куклы девочек и разные солдатики мальчиков;

    заготовки для куклы.

Ход классного часа

    Настрой на занятие.

«Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…» (Ж.Ж.Руссо)

Девочки, мальчики садитесь, пожалуйста.

Для чего мы собрались?

Проверяем готовность.

Какое нужно настроение, чтобы занятие получилось удачным? -Я желаю вам сохранить хорошее настроение на все занятие.

II . Подведение к теме.

(Ученик читает стихотворение)

Кукла

Смастерил я грузовик
Для сестры Иришки.
Подняла Иришка крик:
- Разве это грузовик?
Три пустых катушки.

Смастерил я ей коня,
Пусть берет, не жалко!
Ира смотрит на меня,
Не желает брать коня:
- Это просто палка!

Я свернул два лоскута.
- Ах,- сказала Ира,-
Ах, какая красота:
Кукла в пестром платье!

Агния Барто

Понравилось вам стихотворение?

Что же понравилось из игрушек больше всего Ирише? (кукла)

Из чего она сделана?

А у кого из вас есть куклы? (руки поднимают девочки)

Мальчики, а у вас куклы есть?

У вас тоже есть куклы, только они такие как у девочек. У вас есть солдатики, роботы. Они тоже куклы, только для мальчиков.

III . Рассказ о истории кукол.

Вы все сегодня пришли со своими куклами. Давайте их посадим на диванчик и вместе с ними послушайте как же появилась кукла на Руси.

Слайд 1

Во многих русских сказках встречаются куколки, которым герои доверяют свои горести и радости, делятся своими мыслями. И маленькие куклы - помощницы не оставляют в беде своих хозяев.

Наши предки обращались за помощью к куколкам, которые помогали в решении их жизненных проблем. Считалось, что через куклы можно общаться напрямую с богами и просить у них помощи и защиты. Существовали куклы-помощницы в делах, целительские куклы, обережные куклы, куклы, помогающие сохранить или привлечь достаток в дом и т.д. На Руси существовало огромное количество кукол. В некоторых домах хранилось до 500 штук.

Куклу наряжали, но лицо не рисовали. По народным поверьям, кукла без лица считалась неодушевленной, недоступной для вселения в нее злых духов, недобрых сил, а значит, и безвредной для ребенка. Поэтому безликая кукла была и игрушкой, и оберегом. Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы. Поэтому тряпочки и нитки для кукол нужно было не резать, а рвать.

Играли в куклы и дети, такая игра поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.
Такая кукла практически полностью забыта современными людьми. В то время как кукла сопровождала человека на протяжении всей жизни

Слайд 2

Русская народная кукла появилась очень давно. Она является частью нашей культуры. Археологи (люди, которые ведут раскопки и ищут старинные вещи) в Новгороде нашли куклу, которой 1000 лет.

Давайте познакомимся с народными куклами.

Дети читают о кукле и вместе с картинкой вывешивают на доске, где показана русская изба.

Подготовленные выступления детей:

Слайд 3

Сначала узнаем, какие же обережные куклы были у наших предков и как они им помогали.

Слайд 4

Кукла «День и ночь»

Ученик 1

Кукла эта «День и ночь»

Всю беду прогонит прочь!

Днём «Белая» дом сторожит,

Ночью «Синяя» за ним приглядит!

Это кукла оберег, которая охранят жилище и его домочадцев, она символизирует, сутки и оберегает смену дня и ночи, порядок в мире. Кукла День - Ночь представляет собой 2 куклы. Одна - означает день (светлая), вторая (тёмная, синяя) символизирует ночь. Каждый день утром, тот, кто раньше всех вставал - выставлял вперед светлую и просил её об удачном дне. Вечером же последний ложившийся спать - менял куколку на темную, и молился о хорошей ночи для всех домочадцев, чтобы все проснулись живыми, здоровыми и отдохнувшими. Шили и дарили такую куколку на Новый год, и весь год они служили своеобразным календарем, отмеряя каждый 365 день и каждую 365 ночь.

(Помещает куклу на стенд)

Слайд 5

Кукла Пеленашка

Ученик 2

(Выходит, представляет куклу классу).

Во многих русских сказках встречаются куколки, которым герои доверяют свои горести и радости, делятся своими мыслями. И маленькие куклы-помощницы не оставляют в беде своих хозяев. Вот как показана в русской сказке «Терешечка» молитва родителей о потомстве, продолжении рода:

«У старика со старухой не было детей. Вот сделали они колодочку, завернули ее в пеленочку, стали качать да прибаюкивать. Качали так, качали да прибаюкивали, и вместо колодочки стал расти сыночек Терёшечка - настоящая ягодка».

Описанная кукла известна под названием Пеленашка . Таких куколок клали в колыбель к новорождённому ребёнку, считалось, что они оберегали его, а позднее ребёнок начинал ими играть.

(Помещает куклу на стенд)

Слайд 6

Вепская кукла

Ученик 3

(Выходит, достаёт куклу из избы, представляет её классу).

Есть еще одна кукла, которая сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор, пока не портилась. Это "вепсская кукла». Делалась она из старых вещей матери без использования ножниц и иглы. Для того чтобы жизнь ребенка была не "резаная и не колотая". До рождения малыша, чтобы согреть колыбельку, в нее клали эту куклу. А после рождения кукла висела над колыбелькой и охраняла малыша. Когда ребенок подрастал, он с ней играл.

(Помещает куклу на стенд)

Физминутка

Слайд 7

Кукла Крупеничка

Ученик 4

(Выходит, представляет куклу классу).

С раннего детства мы помним русскую народную сказку о красавице Крупеничке, которую похитил татарский хан.

К рупеничка ( или Зернушка ) – это тряпичная кукла-оберег на сытость, достаток в семье и хозяйственность. При сборе урожая эту куклу заполняли зерном, наряжали и бережно хранили в красном углу. К уклу наполняли гречишным зерном или пшеницей. Люди верили, что если Крупеничка доверху наполнена зерном, то следующий год будет сытным и благополучным, и что именно принесет в дом достаток и благополучие.

Во времена неурожая из куклы по чуть-чуть брали зерно для приготовления еды. По внешнему виду Крупенички можно было судить о достатке и благополучие в семье – если кукла была худая, значит, в дом пришла беда, голодают люди в нем и достаток покинул семью.

(Помещает куклу на стенд)

Слайд 8

Куватка

Ученик 5

(Выходит, представляет куклу классу).

Считалось раньше, что если над кроваткой ребёнка висит “Куватка’’, то она отгоняет эту злую силу. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл.

(Помещает куклу на стенд)

Слайд 9

Кукла Берестушка

Ученик 6

(Выходит, представляет куклу классу).

Кукла Берестушка обережная кукла , которая защищает дом от порчи, сглаза и дурных людей. А так же хранит покой и благополучие в доме. Кукла делалась из кусочка бересты и в женском образе. Эта кукла хранилась в доме около окна или за наличниками двери.

(Помещает куклу на стенд)

Слайд 10

Кукла «Скрутка»

Ученик 7

(Выходит, представляет куклу классу).

Кукла-скрутка, висящая в доме на стене, – наилучший оберег от порчи и сглаза. Лоскутки, из которых мастерили платье, косынку и фартук куклы, должны быть новыми. Наши предки верили, что одежда, поношенная человеком, хранит в себе его проблемы и печали.

(Помещает куклу на стенд)

Слайд 11

Учитель.

Слайд 12

Кукла Десятиручка

Ученик 8

(Выходит, представляет куклу классу).

Это кукла Десятиручка, потому что у неё десять рук. Она является помощником для женщин у которых полно работы: и еды для семьи приготовить, и дом в чистоте держать, и по хозяйству все успевать, и за детками приглядывать

(Помещает куклу на стенд)

Слайд 13

Кукла Купавка

Ученик 9

(Выходит, представляет куклу классу).

Повелось так с давних пор,

Обряды любит наш народ.

Запоет девичий хор,

Да к реке гурьбой идет,

Речка их венки несет.

А когда стает темно,

Весь народ идет в лесок -

Отыскать любви цветок.

Существовал ещё один обряд на празднике Ивана Купала, и проходил он с использование куклы Купавки.

Кукла Купавка - это обрядовая кукла одного дня. "Купавка" олицетворяла собой начало купаний. Её сплавляли по воде, и тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды – такое значение придавалось очистительной силе воды. Эта кукла праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купала.

(Помещает куклу на стенд)

Слайд 14

Лихоманка

Ученик 10

(Выходит, представляет куклу классу).

Лихоманка -магическая кукла, которую в старину изготавливали под заговор от недугов, болезней, весенней лихорадки. Накануне Благовещенья, ночью, эти куклы сжигались, унося с собой болезни.

(Помещает куклу на стенд)

Слайд 15

Каргопольская кукла

Ученик 11

(Выходит, представляет куклу классу).

Каргопольская кукла из медвежьей стороны - образ покровительницы женских рукоделий. Для изготовления такой куклы используют новую отбеленную холстину, лоскуты разноцветных тканей. Головной убор куклы украшают желтой лентой.

(Помещает куклу на стенд)

Слайд 16
Кукла из лыка «Веничек»

Ученик 12

(Выходит, представляет куклу классу).

Кукла «Веничек» считалось, что помогает в хозяйстве. Если что-то не спорилось, то хозяйке надо было состряпать куклу Веничек, и дела домашние шли на лад. Эта полезная кукла была легка в исполнении: брали лыко, перевязывали наподобие маленького веничка и украшали цветными лентами.
Иногда куклу наряжали в передник и платок. Если в доме были неприятности, хозяйка куклой, как маленьким веничком выметала "сор" (неприятности) из дома через окна и дверь. Дома в этот момент никого не должно было быть. Куколка хранилась в укромном месте.

(Помещает куклу на стенд)

Слайд 17

Учитель: Посмотрите ребята, сколько нового мы сегодня узнали об истории России в куклах, о происхождении, значении, разновидности самих кукол. И это лишь малая часть из всего того многообразия кукол, которое существовала в те далёкие времена. Все они несли в себе магическое действие, служили человеку помощниками, оберегали его от проблем и болезней, а также были развлечением для детей.

Конечно, кто-то может сказать, что все это вымысел, но люди верили в это. Эти знания жили очень долго и передавались из поколения в поколение.

Такие куклы являются уникальным и особым видом искусства, они хранят в себе традиции и обряды, которые на протяжении многих веков складывались у русского народа, сохраняя его историю.

IV . Теоретическая часть

Предлагаю вам сегодня окунуться в историю нашего народа и сделать для своего дома Очистительную куклу.

По традиции Очистительная кукла избавляла от «плохой» энергетики в доме. Например, после семейной ссоры женщина распахивала окна, двери, брала в руки куклу и, используя ее как символический веник, выметала весь негатив прочь из избы.

Мне очень нравится эта кукла, потому что если куклу делать вместе, приговаривая, что куколка будет мирить поссорившихся, то все помирятся и не будут больше сориться.

Вы согласны сделать такую куколку? (…) Тогда начнем.

Сначала проверим рабочее место, все ли у нас есть, чтобы сделать куколку.

(Нам понадобится: цветной лоскут для юбки 40х18 см, немного ваты или синтепона, полоска-повойник (не тёмный и не светлый) 3х20 см, косынка 33х13 см, лён для рубахи 22х20 см, два красных квадрата 8х8 см для груди, нитки красные, ножницы, лоскуты из грубой двунити или отбеленного плотного льна: для тела 16х36 см; для ног 30х15 см и для рук 24х12 см)

2. В середину лоскута для тела кладем вату, оформляем голову, из красных квадратов оформляем совсем небольшую грудь.

3. Лоскуты для рук и ног загибаем по длинной стороне с краёв по 2 см и скручиваем. Концы перевязываем.

4. Под голову помещаем руки и крестообразно плотно перевязываем. (ЭТО ОДИН ИЗ САМЫХ ВАЖНЫХ МОМЕНТОВ- СОКРАЛЬНЫЙ КРЕСТ ИЗ КРАСНЫХ НИТОК)

5. Внизу тело подгибаем, помещаем ноги и перевязываем также плотно.

6. Привязываем грудь. В некоторых источниках рекомендуют связать оба мешочка первоначально между собой

7. Складываем лоскут для рубашки пополам по длинной стороне, вырезаем с боков квадраты 4х4 см. Продолжаем надрез по диагонали вырезанного квадрата на 3 см к подмышке. Делаем прорезь по центру и сзади так, чтобы прошла голова.

8. Надеваем рубашку, подгибаем рукава со всех сторон и перевязываем ниткой так, чтоб осталась ладошка.

9. Длинной ниткой сзади головы перекрёстно через грудь перевязываем рубашку, также подгибая ее с боков

10. Собираем юбку по желаемой длине

11. Завязываем ниткой сзади внахлёст

12. Повязываем повойник

13. Удобным способом надеваем фартук.

14. Повязываем косынку и завязываем её сзади. (обязательно косыночка со-складочками по бокам)

V . Итог занятия

Вот и мы, ребята, с вами вспомнили историю русских кукол. Сами смастерили кукол. И все ваши куклы: те, которые купили вам родители и те, которые вы сделали для своего дома своими руками обращаются к вам:

Мы-куклы. Берите. И в дом нас несите.

И пусть на столе, на стене, на диване

Мы вам улыбнемся, когда захотите.

А может, теплее кому-нибудь станет.

А если кому-то когда-то взгруснется,

Откройте нам то, что греет вашу душу,

И кукла поймет, и щекой к вам прижмется.

И может быть круг ваш печальный разрушит.

Но, не обижайте! В нас спрятана сказка.

В нас столько тепла и доверия к людям

И может быть кукла-всего только маска,

Мечты о когда-то несбывшемся чуде...

А что такое театр?

Теа́тр (греч. слово), основное значение - место для зрелищ;
2. зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств - литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства.

Ребята, кто- нибудь знает историю возникновения театра?

Очень, очень давно в Греции в городе Афины был построен первый театр для представлений, он был не таким, как сегодняшние театры. Сцена стояла на песке, под открытым небом, где и выступали актеры.

Театральные представления устраивались только в праздники и продолжались несколько дней, с утра до вечера. Выступали в театрах только мужчины, они играли все роли, в том числе и женские. Актеры надевали на лица маски, женские и мужские, изображающие гнев и мольбу, веселье и грусть. А чтобы казаться выше, актеры надевали на ноги специальные скамеечки.
В III веке до н.э. римляне, вдохновленные греческим театром, создали свои версии древнегреческих пьес и стали ставить их на импровизированных сценах. Актерами на таких представлениях выступали рабы. Женщинам разрешали играть только второстепенные роли. Поскольку римским театрам приходилось бороться за внимание зрителей, привыкших к гладиаторским боям, публичным казням и гонкам на колесницах, театральные пьесы стали не такими поэтическими и возвышенными, как в Греции. Они все чаще стали содержать сцены человеческих конфликтов и грубый юмор.
В России же театр зародился в в народном творчестве. В его основе лежали обряды, связанные с трудовой деятельностью. Со временем обряды потеряли свое магическое значение и превратились в игры-представления. В дальнейшем простейшие игрища превратились в народные драмы; они создавались в процессе коллективного творчества и хранились в народной памяти, переходя из поколения в поколение.

Старейшим театром были игрища народных лицедеев - скоморохов. Скоморохи, участвуя в обрядах, вносили в них мирское, светское содержание. Скоморошить - петь, плясать, разыгрывать сценки, играть на музыкальных инструментах и лицедействовать мог всякий. Но скоморохом-умельцем становился и назывался только тот, чье искусство выделялось своей художественностью.

То же самое происходит и в современном театре - театров много, но всеобщую любовь получают лишь те, где актеры блестяще владеют своим искусством.

В Москве много театров: музыкальные и драматические, классические и современные, театры для взрослых и детей.

А какие театры, которые находятся в нашем городе, вы знаете?
1)Московский государственный театр "Ленком"

2) Музыкальный театр "Новая опера"

3) Кукольный театр им. С. Образцова

4) Музыкальный театр имени К. Станиславского и В. Немировича -Данченко

5) ТЮЗ(Театр юного зрителя)

6) МХАТ им. М.Горького

7) театр кошек Ю.Куклачева

А всего в Москве 129 театров,

Обо всех театрах мы поговорить не успеем. Поэтому поговорим о самых главных. Во-первых, это конечно, Большой Театр (полное название Государственный академический Большой театр России), Первых зрителей он принял 30 декабря 1780 года. Построен театр по плану Розберга.
Театр представляет два фронтона, один над колоннадой, другой над верхним ярусом. Над колоннадой 4-е бронзовых коня, запряженных в колесницу Аполлона (называется квадрига); По бокам театра – чугунные подъезды, состоящие из изящных чугунных колонн. Недавно театр был отреставрирован. Посмотрите, какой он красивый.

На его примере давайте разберемся, как устроен зрительный зал. Это необходимо знать, чтобы найти свое место согласно купленному билету.

Давайте рассмотрим билет.

В билете кроме названия театра и спектакля, даты и времени начала, указаны уровень, ряд и место в зале.

Уровни кресел делятся на:

  • амфитеатр.

    бельэтаж.

балкон.
Партер – зона театра, расположенная наиболее близко к сцене.
Амфитеатр находится за партером, отделен от него проходом.
Бельэтаж – ярус, расположенный над партером.
Ложа – это специальные места по бокам партера, за ним и на ярусах.
Балкон – доступные по цене места в театре. Сидения расположены в несколько рядов и образуют несколько ярусов. Находятся на некотором удалении от сцены.

За все время существования Большого театра на его сцене было поставлено свыше 800 произведений. Это оперы и балеты великих композиторов Джузеппе Верди, Рихарда Вагнера, Сергея Васильевича Рахманинова, Сергея Сергеевича Прокофьева. Особенно заметную роль в истории Большого театра сыграли оперные и балетные постановки по произведениям Петра Ильича Чайковского. Самыми известными его балетами поставленными в этом театре были: Щелкунчик, Спящая красавица, Лебединое озеро и др.

С именем Большого связаны имена таких светочей российской и мировой культуры, как композиторы Антон Григорьевич Рубинштейн, Сергей Васильевич Рахманинов, Дмитрий Дмитриевич Шостакович, певцы Сергей Яковлевич Лемешев, балерины Галина Сергеевна Уланова, Майя Михайловна Плисецкая и многие другие.

И в наше время Большой театр остается главной сценой России и одной из величайших театральных площадок в мире.

2) Рядом с Большим находится Малый театр. Малый театр, ещё его называют домом Островского, это драматический театр
Строительство здания Малого театра было начато в 1821 году.Открылся театр 14 сентября 1924 года..

Этот театр сыграл выдающуюся роль в развитии русской национальной культуры. Современное поколение артистов и режиссёров Малого театра опирается на богатые традиции и опыт великих предшественников: Михаила Семеновича Щепкина, Павла Степановича Мочалова, Прова Михайловича Садовского, Марии Николаевны Ермоловой и др..

Сегодня, как и раньше, ставятся пьесы А.П. Чехова, Л.Н. Толстого, А.Н.. Островского. Его талантливая и творческая труппа в каждом сезоне выпускает 4-5 новых спектаклей. Малый театр включен в список особо ценных культурных объектов нашей страны, наряду с Большим театром, Третьяковской галереей, Эрмитажем.

Итак, если вы запомнили уровни расположения мест в театре, то найти ряд и место будет несложно.

Мы сегодня познакомились с разными видами театральных представлений и с разными театрами, в которых они проходят. Но в какой бы театр мы ни пошли, мы должны уметь правильно себя вести, чтобы не выглядеть дикими и невоспитанными.

А теперь давайте познакомимся с правилами поведения в театре.
В театр приходи вовремя. К встрече с тобой готовились актёры и музыканты. Все эти люди позаботились о том, чтобы тебе не пришлось ждать начала спектакля. Необходимо уважать также и зрителей, которые пришли вовремя.

У зеркала в гардеробе можно только поправить причёску. Расчесывать волосы нужно в туалетной комнате.
В гардеробе подавай своё пальто гардеробщику, перекинув его через барьер.

Не забудь заранее проверить, не оторвалась ли вешалка на твоём пальто, чтобы не было стыдно перед окружающими за свою неряшливость.

Если ты пришёл в театр с большой сумкой или пакетом, сдай их в гардероб.

Проходя к своему месту, иди вдоль рядов кресел лицом к сидящим зрителям.
Если ты уже занял своё место в зрительном зале, а мимо тебя проходят зрители на свои места, обязательно встань и дай им дорогу.

На какое место мы будем садиться, на любое?
Садись на то место, которое указано в твоём билете. Если же твоё место оказалось вдруг занятым и его не хотят освобождать, не вступай в спор - попроси билетёра уладить это недоразумение.

Сидя в кресле, не клади руки на оба подлокотника.
А почему нельзя, так же удобно?

В антракте не мчись в буфет, расталкивая окружающих. Если тебе дали денег на пирожные, а ты пришёл в театр с друзьями, пригласи их в буфет и угости.

Не вставай со своего места, пока не закончится спектакль, - не мешай другим зрителям.

Не торопись в гардероб за верхней одеждой, как будто тебе не понравился спектакль и ты стремишься поскорее убежать домой. Сколько бы ни собралось после спектакля зрителей в гардеробе, все успевают одеться за 10-15 минут.

Вот мы вспомнили правила поведения зрителей, а теперь давайте познакомимся с жизнью театра со стороны актера.

Сейчас я предлагаю вам поиграть в театр.

Мы разделимся на 2 группы.
1 группа - вы актеры и должны поставить, мини-спектакль. Вот вам сценарий сказки, ваша задача разыгарать его на нашей воображаемой сцене.

2 группа- вы художники, ваша задача придумать и нарисовать афишу к нашему спектаклю. (Афиша- это красочное объявление о каком-либо спектакле, концерте, лекции. На афише можно найти информацию о том, где будет зрелище, какое, когда). А чтобы её там найти, вы должны её там разместить.
Создавая афишу нашего спектакля, проявите фантазию.
Сценарий:
Действующие лица:

Рассказчик:

Как то раз посадил Дед репку.

Дед: «Расти, расти, репка сладкая! Расти, расти, репка крепкая! Расти, расти, репка большая!»

Рассказчик: И выросла репка БОЛЬШАЯ – ПРЕБОЛЬШАЯ! (Рассказчик поднимает руки и показывает, какая репка большая). Пришел Дед к репке, стал ее тянуть.
Тянет – потянет, а вытянуть не может.

Дед (машет рукой): «Бабка, помоги мне репку дергать!»

(Бабка хватается за Деда. Они тянут репку, вместе раскачиваясь туда-сюда).

Дед: Ох!
Бабка
: Ах!

Рассказчик:

Бабка (машет рукой): «Внучка, помоги репку дергать!»

(Внучка хватается за Бабку, и они вместе пытаются вытянуть репку. Репка не поддается).

Дедка: Ах!
Бабка:
Ох!
Внучка:
Ух!

Рассказчик: Тянут – потянут, а вытянуть не могут.

Внучка(машет рукой): «Жучка, помоги нам репку дергать!»

Жучка: Аф-Аф-Аф!

(Перебирает руками как лапками. Жучка хватается за Внучку, и они все вместе пытаются вытянуть репку. Репка не поддается)

Бабка: Ах
Дедка: Ох
Внучка: Ух
Рассказчик: Тянут – потянут, а вытянуть не могут.

Жучка: «Кошка, помоги нам репку дергать!».

(Кошка хватается за Жучку, и они все вместе пытаются вытянуть репку. Репка не поддается).

Бабка: Ах!
Дедка:
Ох!
Внучка:
Ух!
Жучка:
Аф!
Кошка:
Мяу!
Рассказчик:
Тянут – потянут, а вытянуть не могут.

Кошка: «Что ж, нам осталось только одно: позвать мышку».

Все: «МЫШКУ?

Кошка: «Мышка, помоги нам репку дергать!»

(Мышка хватается за Кошку, и они все вместе тянут репку. Репка выдергивается.).

Рассказчик (хлопает в ладоши): «Вытянули репку!»

(Дедка, Репка, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка, Мышка берутся за руки и кланяются зрителям).

Время закончилось. Я приглашаю к доске сначала группу с готовой афишей.

Расскажите, что вы на ней изобразили и почему? Вы бы пошли на такой спектакль с такой афишей.

Молодцы, ребята! Спасибо, занимайте свои места в партере. Сейчас будем смотреть наш мини-спектакль.

«Театр уж полон, ложи блещут; Партер и кресла – все кипит…»

Итак, начинаем. Третий звонок. . Занавес.

Молодцы! В театре принято выражать свой восторг возгласом: «Браво!» и аплодисментами.

Итак, ребята, давайте вспомним, что мы сегодня узнали, чему хоть немного научились.
Кто помнит?

Где зародился театр как искусство?
- как были назывались народные лицедеи?

Можно ли назвать Москву мировым

культурным центром и почему?
-Как быстро найти своё место в зале?

Какие московские театры известны во всем мире?
- В каких театрах вы были?
- Кто помнит, как устроен зрительный зал? (Что такое…
- места, которые находятся

наиболее близко к сцене?
- места по бокам партера?
- ярус, расположенный над

партером?)

Какие правила поведения в театре вы запомнили? (Как нужно одеваться в театр? Как правильно пройти на своё место? Как вести себя во время спектакля?

На какое место надо садится в зале?)



Рассказать друзьям