Абисалович гергиев. Гергиев валерий абисалович

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Выдающийся отечественный дирижер современности Валерий Абисалович Гергиев появился на свет в Москве в семье военного. Детские и юношеские годы будущего музыканта прошли в североосетинском городе Орджоникидзе (ныне носящем название Владикавказ). Старшая сестра его обучалась в музыкальной школе, туда же привела мать семилетнего Валерия. Особого интереса к музыке он в ту пору не испытывал, гораздо в большей степени увлекал его футбол, а педагог на вступительных испытаниях пришел к выводу, что музыкального слуха у ребенка нет: мальчик не повторил предложенную им мелодию, а попытался ее «улучшить», но учитель не понял этого. Все же мать настояла, чтобы сына приняли в школу – и он стал там одним из лучших учащихся. Наряду с музыкой он делал серьезные успехи в математике, даже участвовал в олимпиадах.

В Орджоникидзе Гергиев окончил музыкальное училище. Там он обучался сразу по двум специальностям – фортепиано и хоровое дирижирование, затем учился у Ильи Мусина в Ленинградской консерватории. Еще в студенческие годы проявил он выдающиеся способности, став обладателем второй премии на двух дирижерских конкурсах и в Германии, и в СССР.

Закончив учебу, дирижер работает в Ленинграде, в Театре им.С.М.Кирова (ныне Мариинский театр), являясь ассистентом . Дебютирует он оперой « ». В 1988 г. вернулся в Кировский театр, возглавив оперную труппу.

На этом посту Гергиев немало сделал для поднятия престижа своего театра за пределами родной страны. Он смог верно оценить веяния времени – театры мира взяли курс на заимствование лучших достижений друг у друга, и новый руководитель решает, что и Кировский театр должен пойти этим путем. Одним из первых шагов в этом направлении становится сотрудничество с «Ковент-Гарден» – на отечественную сцену была перенесена постановка « », осуществленная некогда Андреем Тарковским. Заглавную партию исполнял Роберт Ллойд, а от ленинградской труппы потребовались максимальные усилия: число репетиций было поистине огромно. Но усилия были вознаграждены успешным спектаклем. Далее последовали другие совместные спектакли с английским театром: « » , две оперы – « » и « ». Впоследствии театр начинает сотрудничать и с другими иностранными труппами.

«Он открыл Западу мир русской музыки», – так писала о Гергиеве английская газета «The Guardian Weekly». Речь идет не только о гастролях в Германии и США, но и о проведении фестивалей, посвященных юбилеям русских композиторов – в 1989 году, в 1990, в 1991, в 1994. На зарубежных гастролях дирижер никогда не боялся рисковать. Так, на Шлезвиг-Гольштейнском фестивале театр представлял спектакли весьма протяженные – « » в полной версии и « » в авторской редакции, но риск оправдал себя: спектакли стали наиболее заметными событиями фестиваля. Гергиев представляет зарубежной публике и такие образцы русской музыки, которые даже в России знакомы далеко не всем – например, в 1991 г. в Мериде в Испании представлялась опера «Саламбо» .

С 1996 года он занимает в театре должности директора и художественного руководителя. Наряду с созданием спектаклей дирижер обращает пристальное внимание и на другую сторону работы театра – на концертную деятельность его оркестра. В 1992-1995 гг. проводятся общедоступные Променад-концерты, а в 2000-2003 – Шереметевские музыкальные вечера.

Работу в Мариинском театре музыкант совмещает с сотрудничеством с иными симфоническими исполнительскими коллективами. Сотрудничает он и с иностранными театрами. В разные годы Валерий Абисалович ставил «Войну и мир» в США, « » в Германии, « » в Англии. В Нью-Йорке он работал над спектаклями «Гергиев известен не только своим дирижерским и организаторским талантом, но и активной гражданской позицией, от которой он не отступает никогда. Концерты его оркестра в Цхинвале в 2008 году и в Пальмире, освобожденной от боевиков ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в РФ) в 2016, вызывали немалый общественный резонанс в разных странах.

Музыкальные Сезоны

Валерий Гергиев - выдающийся музыкант современности, яркая звезда мировой величины, дирижер от Бога, покоривший сердца слушателей и любителей классической музыки в десятках стран. Сегодня он является художественным руководителем знаменитого Мариинского театра, дирижером лучших оркестров Европы - Мюнхенского филармонического и Лондонского симфонического, а также почетным дирижером Роттердамского филармонического оркестра.

Гергиев Валерий Абисалович, фото которого представлены в статье, - это талантливейший человек, который добился необычайных высот в своей профессии и жизни. Награды, премии, звания исчисляются десятками. Пожалуй, редко какой политик или общественный деятель сможет встать на одну ступень рядом с Валерием Абисаловичем. Этот человек своим творчеством и присущим ему громадным чувством любви и ответственности творит подлинную историю.

Яркие инициативы

Именно по инициативе Валерия Гергиева состоялся известный всему миру концерт симфонической музыки в полуразрушенной Пальмире (2016). Этот концерт выдающийся дирижер посвятил памяти погибшего при освобождении древнего города героя России русского офицера Александра Прохоренко и смотрителя музея под открытым небом Халеда Асаада, который отказался подчиняться требованиям исламских боевиков и был казнен игиловцами. (ИГИЛ - запрещенная в России террористическая организация.)

Свою гражданскую позицию гениальный дирижёр проявил и в 2008 году, когда вместе с музыкантами оркестра Мариинского театра дал концерт на площади Цхинвала, посвятив его памяти людей, ставших жертвами короткой, но кровопролитной войны между Грузией и Южной Осетией. Перед концертом он высказал во всеуслышание свою боль, напомнив мировому сообществу о том, что под танковым обстрелом этого города погибли тысячи мирных людей в своих постелях, не успев проснуться. Он отметил, что бить из танков по детям - это позор.

«Беслан. Музыка во имя жизни» - целую серию благотворительных концертов, посвященных трагедии Беслана, организовал дирижер Валерий Гергиев в разных столицах мира - Москве, Париже, Нью-Йорке, Лондоне, Риме и Токио (2004).

Валерий Гергиев: биография. Истоки

Родился Гергиев Валерий Абисалович в Москве 2 мая 1953 года. Родители будущего знаменитого музыканта еще в юном возрасте увезли своего сына в родные края - Северную Осетию. Поэтому Валерий Гергиев рос и учился во Владикавказе (Орджоникидзе). Отец, Абисал Заурбекович Гергиев, был ветераном Великой Отечественной войны, служил командиром батальона. Он воспитывал у сына замечательные человеческие качества, которые и помогали тому всю жизнь упорно идти к своей цели. Отец завещал Валерию любить свою семью и всегда держать обещания, данные людям. Однако отцу не довелось увидеть славных дел своего сына. Он умер, когда Валерию было 13 лет. Поэтому воспитывала его и двух сестер мама, Тамара Тимофеевна Лагкуева.

По зову сердца

Мать всегда замечает в своем ребенке те способности и качества, которые не видят другие люди со стороны. Как и все мальчишки, Валерий очень любил играть в футбол и даже не помышлял о музыке, а окружающие просто не видели в нем никаких особых музыкальных способностей. Однако материнское чутьё подсказывало Тамаре Тимофеевне, что сын обладает большими музыкальными способностями, которые необходимо развивать.

Когда Валерию исполнилось 7 лет, мама отвела его в музыкальную школу, в которой уже училась старшая сестра мальчика. Однако первая встреча с учителем музыки оказалась неудачной. Валерию вовсе не хотелось сидеть долго в классе, он то и дело заглядывался на окно, за которым его сверстники играли в футбол. Поэтому педагога он слушал не очень-то и внимательно. Преподаватель, тестируя музыкальные способности будущего ученика, проиграл мелодию, а затем попросил Валерия воспроизвести ритм. Мальчик справился с этим заданием успешно. Однако педагог, чтобы исключить случайность, настаивал, чтобы Валерий еще раз повторил услышанное. Валерию Гергиеву было скучно, поэтому он стал импровизировать, по словам самого дирижера, попытался даже звукоряд несколько усовершенствовать.

Однако такого учитель просто не ожидал, да и не понял, что перед ним мальчик с удивительными музыкальными способностями, и в стандартные рамки педагогической практики, которые применяют к обычным детям, музыкальные возможности Валерия Гергиева просто не вписываются. Увы, преподаватель вынес свой «приговор» - у мальчика вообще отсутствует музыкальный слух, и лучше ему действительно заняться футболом.

Однако Тамара Тимофеевна была упорной, она настаивала, чтобы Валерия непременно приняли в музыкальную школу, что в конце концов и случилось. Очень быстро Валерий Гергиев превратился в лучшего воспитанника своего музыкального учебного заведения. Занятия музыкой не помешали и другому таланту юного Валерия Гергиева - математическому. Он очень хорошо учился в общеобразовательной школе, участвовал и побеждал в математических олимпиадах, продолжал играть в футбол. Однако музыка стала главной в его жизни, любовь к ней пересилила все другие увлечения.

Первые успехи

Окончив школу, молодой талант Валерий Гергиев отлично сдал экзамены и стал студентом Ленинградской консерватории, которая носит имя композитора Римского-Корсакова. Большой удачей для будущего выдающегося музыканта стало то обстоятельство, что он попал в класс симфонического дирижирования к профессору Илье Мусину.

Великолепный учитель нашел для себя того самого ученика, который появляется только раз в жизни - готового работать над собой, шлифовать, доводить до совершенства свои уникальные музыкальные способности. Результат превзошел все ожидания, и в 19 лет студент Валерий Гергиев был приглашен к сотрудничеству с Мариинским (Кировским) театром. По сути дела, это нонсенс, однако факт свидетельствует о том, какой громадный талант смог раскрыть в своём ученике профессор Илья Мусин.

Ошеломительный успех в 23 года для Валерия Гергиева был закономерен - первая премия Всесоюзного конкурса дирижеров, причем профессионалов, а не студентов, за плечами которых есть серьезный творческий опыт. Как вспоминает сам Валерий Абисалович, средний возраст участников конкурса - за 30, и даже серьезное жюри, состоящее из именитых музыкантов, не совсем понимало, что же делать со столь молодым талантом и можно ли дать ему первую премию. Вполне ожидаемой стала и победа Валерия Гергиева на берлинском дирижерском конкурсе, который носит имя Г. фон Караяна (1977 год).

Валерий Гергиев: Мариинский театр

Юрий Темирканов, великий маэстро, пригласил Валерия Гергиева, еще совсем молодого, но подающего большие надежды музыканта, стать ассистентом главного дирижера Мариинского театра сразу после консерватории. Дебютировал Валерий Абисалович за дирижерским пультом в опере «Война и мир» в 1978 году. А через 10 лет в результате голосования творческого коллектива театра, которое было единогласным, Валерий Гергиев становится художественным руководителем Мариинского. Далее, спустя еще 8 лет, - директором.

Девяностые были непростыми для России, и особенно для Мариинского. Музыканты и артисты потянулись в Европу за приличной зарплатой, за более благополучной жизнью. В такой трудный момент Валерий Гергиев ставит перед коллективом почти фантастическую задачу - стать лучшим театром мира. И у него это получилось.

Оркестр Валерия Гергиева пополнился молодыми и талантливыми музыкантами. В репертуар театра были включены новые спектакли - «Тристан и Изольда», «Лоэнгрин», «Летучий голландец», «Парсифаль» Рихарда Вагнера, музыка которого так близка по творческому духу самому Валерию Абисаловичу.

Впервые в России была осуществлена замечательная постановка сложного и блестящего спектакля-тетралогии «Кольцо нибелунга». Под руководством Гергиева Мариинский взрастил новых оперных звезд мировой величины - Анну Нетребко, Ольгу Бородину, Галину Горчакову. Началось активное сотрудничество со знаменитыми зарубежными театрами. Это и великая Ла Скала, и Метрополитен, и Королевский Ковент-Гарден и многие другие. Такое творческое взаимопроникновение рождало новые взаимоотношения с зарубежным зрителем, глубокое понимание русского музыкального искусства.

Фестивали

По сути дела, талант Валерия Гергиева - не только музыкальный. Он великолепный администратор, который смог буквально «вытащить» Мариинский театр, дать ему новую жизнь. Как рассказывает сам знаменитый директор и главный дирижер, ему приходилось придумывать много нового, организовывать фестивали, совместные выступления, поездки, чтобы оживить Мариинский, не дать ему пойти ко дну. Он буквально создавал новые музыкальные события мирового значения - знаменитые фестивали.

К примеру, замечательный петербургский фестиваль «Звезды белых ночей», который проводится ежегодно, начиная с 1993 года. Сердце этого форума музыки и красоты - сам Валерий Абисалович. Впрочем, он характеризует его талант еще и с другой стороны - как замечательный предпринимательский дар.

Валерий Гергиев рассказывает, что сегодня имя Мариинского театра и петербургского фестиваля привлекает туристов со всего мира. Они приносят прибыль в миллион долларов за месяц. А когда Валерий Абисалович только начинал «раскрутку» русского искусства, эта цифра была всего лишь 15 тысяч долларов.

Его музыкальные детища - фестивали, которые проводятся и в России, и в других странах мира, теперь пользуются любовью и известностью среди почитателей классической музыки. Чудесный московский Пасхальный фестиваль, финский Микелли, израильский фестиваль Красного моря, Гергиев фестиваль в Голландии - все эти выдающиеся и роскошные праздники музыкального искусства зрители из разных стран мира встречают с восторгом.

Награды

Валерий Абисалович Гергиев за своё выдающееся творчество и деятельность, направленную на распространение русского искусства, был удостоен множества наград в разных странах мира. Среди них орден Почетного легиона (Франция), орден «За заслуги перед Итальянской Республикой», орден Льва (Финляндия), орден Восходящего солнца с золотыми лучами и лентой (Япония) и многие другие. Однако самые дорогие сердцу награды, конечно же, отечественные: звание Герой труда, ордена «За заслуги перед Отечеством», Александра Невского, Дружбы и особенно медаль «За освобождение Пальмиры».

Не менее важны и награды церковные - ордена Святого благоверного князя Даниила Московского, Святого равноапостольного князя Владимира, медаль Преподобного Сергия Радонежского. Также были присвоены почетные звания народного артиста России, Украины, Северной Осетии, заслуженного деятеля Казахстана, «Дирижер года» от международной организации International Classical Music Awards, «Артист ЮНЕСКО во имя мира» и многие другие. Кроме этого, следует отметить международные и отечественные премии, звания лауреата конкурсов, как международных, так и российских. В том числе государственные премии Российской Федерации и премии президента России в области литературы и искусства.

Семья

В 1998 году Валерий Гергиев в Санкт-Петербурге на музыкальном конкурсе познакомился со своей будущей женой - Натальей Дзебисовой. Она завоевала не только звание лауреата, но и сердце великого маэстро. Через год состоялась грандиозная осетинская свадьба во Владикавказе, на которой в качестве гостей побывали люди из самых разных стран мира, музыканты, коллеги, друзья. Сегодня у Валерия Абисаловича двое детей, сын и дочь - крепкая, надежная и любящая семья.

Родившийся в осетинской семье в Москве в 1953 году и выросший на Кавказе Валерий Гергиев получил музыкальное образование в Ленинградской консерватории в классе профессора И. А. Мусина. В 23 года он одержал победу на конкурсе дирижёров фон Караяна в Берлине и ещё студентом консерватории был приглашён в Кировский театр.

В возрасте 35 лет Валерий Гергиев был избран художественным руководителем оперной труппы, а с 1996 года является художественным руководителем-директором Мариинского театра. Сегодня Гергиев считается одним из ведущих дирижёров мира. С ним хотели бы сотрудничать лучшие оркестры и оперные коллективы. Однако его главное стремление остаётся неизменным - превратить труппу Мариинского театра в лучшую труппу мира и позволить стране гордиться Санкт-Петербургом и Мариинским театром (пути развития которых он видит в единстве). Художественные достижения маэстро Гергиева принесли ему многочисленные звания и награды. Он - народный артист России (1996), лауреат Государственной премии России за 1994 и 1999 годы, с 1996 по 2000 и в 2002 году ему как лучшему дирижёру года присуждалась высшая театральная премия страны "Золотая маска", Гергиев получил приз Дмитрия Шостаковича и премию "Золотой софит" за лучшую дирижёрскую работу в 1997, 1998 и 2000 годах. За выдающиеся исполнение классической музыки Валерий Гергиев был удостоен титула "Лучший дирижёр года" (Musical America - США, Independent, Evening Standart - Великобритания). В 1998 году за выдающийся вклад в музыкальную культуру Philips вручил ему специальную премию, которую он передал на развитие Академии молодых певцов Мариинского театра. В 2000 году Валерий Гергиев был избран действительным членом Международной академии творчества. В том же году ему были присвоены высшие награды России и Республики Армении - орден Дружбы и орден св. Месропа Маштоца. В 2001 году маэстро был награждён Крестом I класса "За заслуги" Федеративной Республики Германии за активное содействие в области германо-российского культурного обмена и личный вклад в популяризацию музыки немецких композиторов. Гергиев также был удостоен высочайшей правительственной награды Италии - ордена "Почётный кавалер" ("Ufficiale al Merito"). Такая награда вручается выдающимся гражданам страны, внёсшим особый вклад в благосостояние отечества в областях науки, экономики и культуры. Подобная честь оказывается иностранцам в исключительных случаях. 31 января 2002 года Владимир Путин вручил Валерию Гергиеву премию Президента России в области литературы и искусства.

В Мариинском театре Гергиев воспитал плеяду певцов мирового уровня, но его главным художественным достижением остаётся расширение и обновление репертуара, особенно произведений русской классики, что ставит маэстро особняком в ряду дирижёров конца XX века. Он предан Прокофьеву, о котором, по его мнению, забывают. Во время фестиваля "Звёзды белых ночей" в 1999 году Гергиев осуществил новую постановку оперы "Семён Котко", а в 2000 году под его управлением прозвучала опера "Война и мир", ставшая одной из блистательных премьер сезона 1999-2000.

Оперы Мусоргского, Чайковского, Римского-Корсакова, Прокофьева и Шостаковича, а также балеты Стравинского заняли прочное место в репертуаре театра. Большое внимание в репертуарной политике Гергиев уделяет и работам западных композиторов. Одним из главных событий этого направления стала опера "Парсифаль" (1997), поставленная в России впервые за последние 80 лет. В 2000 году началась работа над вагнеровским "Кольцом нибелунга". В мае 2000 года состоялась премьера первой части цикла - оперы "Золото Рейна", в 2001 - "Валькирии". Вся тетралогия впервые прозвучит в исполнении русской труппы на немецком языке и в последовательности частей, предусмотренной композитором. В сезоне 1998-1999 годов Гергиев и его театр отметили несколько юбилеев: 20-летие прихода маэстро в Мариинский театр, 10-летие на посту музыкального руководителя, 10-летие эксклюзивного сотрудничества с компанией Philips, принёсшего записи более 30 дисков. Дискография отражает два проекта из ранних 90-х, оказывающих своё влияние и поныне. Это два фестиваля, посвящённые Римскому-Корсакову и Прокофьеву, - фигурам первой величины на музыкальном Олимпе Санкт-Петербурга. К двум операм Римского-Корсакова, "Псковитянке" и "Садко", добавились "Легенда о невидимом граде Китеже", "Кащей бессмертный" и "Царская невеста", а также "Игрок" Прокофьева (в дополнение к уже выпущенным "Обручению в монастыре", "Огненному ангелу" и "Войне и миру"). Другие оперы, включая "Руслана и Людмилу", "Князя Игоря", "Хованщину", обе версии "Бориса Годунова", "Пиковую даму", "Мазепу" и "Иоланту", входят в число самых значительных выпусков в серии Philips - Mariinsky. Не менее важной стала и запись оригинальной санкт-петербургской версии оперы Верди "Сила судьбы". "Спящая красавица" и "Ромео и Джульетта" записывались на ранней стадии этого сотрудничества. В 1998 году вышли в свет "Щелкунчик" и "Жар-птица", а также "Прометей" Скрябина.

С оркестрами Мариинского театра, Венской филармонии, Роттердамской филармонии дирижёр записал произведения Бородина, Глинки, Мусоргского, Хачатуряна, Лядова, Прокофьева, Рахманинова, Шостаковича и Чайковского.

Статья в The New Yorker так определяет устремления и результаты плодотворной дейтельности маэстро: «Гергиев вновь соприкоснулся с чем-то более глубоким. Другие дирижёры его поколения сделали себе имя благодаря осознанным индивидуальным интерпретациям. Гергиев же порождает спонтанный поток эмоций, всеобщее праздненство звука. Он способен выразить идею эмоциональной материи музыки и дать ей жизнь».

http://www.gergiev.ru/

Валерий Гергиев. Юбилей на родине предков

Одному из самых известных дирижеров планеты, руководителю Мариинки Валерию Гергиеву 2 мая 50! Круглую дату он отмечает не в Москве - где родился, и не в Санкт-Петербурге - где постоянно живет, а в Северной Осетии - на родине предков.

Валерий Гергиев счастлив. Он нацепил войлочную панаму, и как ребенок дурачится перед фотокамерой. "Я возвращаюсь в те годы, когда здесь жил, - говорит юбиляр, - по здешним ущельям мы мальчишками ходили в походы, вместе с родителями приезжали на выходные. А совсем недалеко отсюда мой дядя построил пионерский лагерь. Я даже участвовал в строительстве этого пионерского лагеря. Мне было 16 лет, я очень хорошо это помню: 69-й год, мы тогда там разбили футбольный стадиончик, поле выровняли, поставили ворота, для детей это был - предел мечтаний".

Один из самых известных дирижеров мира отказался отмечать свое 50-летие в Москве - где родился, в Ротр-Даме - где работает, в Нью-Йорке - где открывает каждый сезон в Метрополитен-опера, и даже в Санкт-Петербурге - где живет и руководит Мариинским театром. Отказался в пользу Владикавказа. Объясняет этот выбор Валерий Гергиев так: "Я сюда приехал не просто справлять юбилей, побутарить, поговорить, попить… Я хочу вернуться к истокам, которые мне давали силы в жизни. Потому что, если я сейчас имею силы и энергию, то набирал я их здесь".

"Хочу на родину предков", - сказал маэстро, собрал друзей и самолетом Як-42 отправился в Осетию. В аэропорту Владикавказа Гергиева встречали президент республики Дзасохов, самодеятельные коллективы и по национальному обычаю - пиво с осетинскими лепешками. Эскорт из нескольких машин прямо из аэропорта отправляется на открытие мемориальной доски на доме, где жил дядя Гергиева - Борис Лакути. Это он строил пионерские лагеря и возглавлял электронные предприятия Осетии. "Дядя Боря оказал на меня самое большое влияние, - говорит Валерий Абисалович, - и мама. Если бы не ее настойчивость, меня же в музыкальную школу не хотели принимать". "Ему поставили сплошные двойки: память - два, речь - два, слух - два. Не приняли. Но я настояла и сделала так, что Валеру в кандидаты взяли. Валера увлекался борьбой, - вспоминает Тамара Тимофеевна, - хорошо играл в теннис и в футбол". На теперь уже старый стадион "Динамо" Валерий Гергиев любил бегать гонять мяч и болеть за своих футбольных кумиров.

Гергиев и сейчас умудряется выкраивать время для любимой игры, хотя спит не больше четырех часов в сутки. Каждый день - концерт или репетиция. "Валерий во всех тонкостях футбола разбирается как в музыке. Помню, мы с ним оказались в Амстердаме на финале Европейского чемпионата, как он болел! России тогда не было среди финалистов, и вместе со мной он поддерживал французов", - рассказывает президент клуба "Олимпик-Марсель" Роберт Луис-Драйфус.

Гергиева называют даже не человеком-оркестром, а дирижером-холдингом. К своим "Белым ночам" он добавил еще один фестиваль - "Московский Пасхальный". В октябре намерен открыть "Русские сезоны" в Японии. А нынешний свой день рожденья начал с того, что подписал соглашение о строительстве в Осетии культурного центра имени Гергиева. На вопросы о личном отвечает: "Наверное, я - плохой отец своим сыновьям, но я еще и не самый плохой дирижер и руководитель театра. Когда и семья нужна, и фестиваль нужен, и там успеть, и тут, тогда возникают трудности. Но это - уже мои трудности, и я их решу в следующие 50 лет".

Гуля Балтаева (Вести.Ru)

«Гергиев несёт на своих плечах непропорционально большую часть современного музыкального мира. Под его руководством Мариинский театр стал одной из наиболее почитаемых (и записываемых) оперных трупп мира».

The New Yorker (апрель 1998)

«Гергиев в качестве дирижёра-звезды, каким он, без сомнения, является, относится к категории волшебников звуков, обладающих свойством притягивать к себе публику так, что она теряет под собой землю».

Boblinger Bote (июль 2000)

«Заслуга Гергиева не только в том, что он открыл Западу мир русской музыки, но и в том, что сегодня труппа Мариинского - это поразительное воплощение принципов ансамбля».

Дирижерская карьера Валерия Гергиева началась еще в студенческие годы в Петербургской консерватории, где его учителем был выдающийся музыкант и педагог профессор Илья Мусин. В эти годы Гергиев стал лауреатом Всероссийского конкурса дирижеров в Москве, а чуть позже - всемирно известного Конкурса дирижеров "Фонд Герберта фон Караяна". Более 20 сезонов с 1977 года Гергиев стоит за пультом одного из старейших оперных театров России - Мариинского. С 1988 года маэстро - Главный дирижер и Художественный руководитель этого коллектива. За это десятилетие Валерий Гергиев осуществил в Мариинском театре несколько грандиозных творческих проектов: фестиваль Модеста Мусоргского в 1989 году, фестиваль музыки Сергея Прокофьева в 1991-92 годах, фестиваль "Римский-Корсаков в XX веке " в 1994 году. С 1993 года он ежегодно проводит Международный фестиваль искусств "Звезды белых ночей".

Феноменальная работоспособность маэстро, влюбленность в свою профессию позволили Валерию Гергиеву расширить репертуар, как оперный, так и балетный и вывести Мариинский театр в ряд лучших оперных театров мира. В 1993 году маэстро стал Народным артистом России, в 1993 и 1996 годах ему присужден титул "Музыкант года", "Дирижер года" в 1997 году. В 1996, 1997 годах Валерий Гергиев удостоен Всероссийской театральной премии "Золотая маска", а также премии имени Дмитрия Шостаковича и петербургской премии "Золотой софит" за лучшую дирижерскую работу в опере Вагнера "Персифаль".

Одна из последних работ театра - опера Александра Бородина "Князь Игорь". Новая версия этой оперы, поставленная в Мариинском театре в марте 1998 года, вызвала бурные споры среди критиков и любителей оперного искусства.

"Опера подразумевает очень много элементов, которые должны сходиться в каком-то гармоническом единстве, - говорит Валерий Гергиев- Гармонично - это точное слово для оперного спектакля. Звучание оркестра, хора, визуальный ряд, какая-то особая магнетическая атмосфера заставляет публику испытывать сильнейшие чувства. Живой контакт - вот к чему стремятся артисты и наши слушатели. И все-таки не так часто мы уходим из театра абсолютно удовлетворенными".

Когда наблюдаешь за Валерием Гергиевым во время репетиционной работы, вспоминаются слова знаменитого драматического режиссера Георгия Товстоногова: "Любая художественная деятельность в творческом коллективе предполагает осознанную диктатуру".

"Я думаю, диктатура у нас - это диктат музыки, говорит Валерий Гергиев, - диктат "его величества театра". Диктат музыки получается, со вторым определением у нас еще не очень хорошо. Нам еще не удалось создать такое положение, чтобы спектакли Мариинского театра выходили в синтезе всех элементов режиссуры, живописи, сценографии... Наша суперзадача - найти режиссеров, художников, которые могли бы на творческом уровне конца 20-го века создать совершенные оперные спектакли".

Творческая активность Валерия Гергиева - поразительна. Успевая ставить в Мариинском театре пять-шесть оперных премьер в год, он много концертирует за рубежом. В последние 10 лет Гергиев - главный дирижер Роттердамского симфонического оркестра, с 1997 года - главный приглашенный дирижер Метрополитен Опера. В 1993 году он организовал ежегодный фестиваль в Миккели (Финляндия), с 1996 года является руководителем "Гергиев-фестиваля" в Роттердаме и музыкального фестиваля в Элайте на Красном море. В Лондонском Альберт-Холле по инициативе маэстро и при его участии проводится цикл ежегодных Королевских Гала-концертов Королевского филармонического оркестра и артистов Мариинского театра.

"Наш театр сегодня должен закончить период таких героических, штормящих сезонов, когда невероятное количество задач и невероятный энтузиазм затрачены на премьеры, на гастроли по миру, - говорит Валерий Гергиев. - Хочется немного более спокойно и целеустремленно поработать над несколькими названиями оперных шедевров. Это нужно для достижения подлинной гармонии в опере. А предложений по-прежнему невероятно много".

Художественный руководитель-директор, главный дирижер Мариинского театра, народный артист РФ Валерий Гергиев родился 2 мая 1953 года в Москве в семье командира батальона, ветерана Великой Отечественной войны Абисала Гергиева.

Детство и юность провел в городе Орджоникидзе (ныне Владикавказ).

В 1972 году окончил училище искусств (ныне Владикавказский колледж искусств имени В.А. Гергиева), в 1977 году - Ленинградскую (ныне Санкт-Петербургскую) государственную консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакова (класс теоретика дирижирования, профессора Ильи Мусина).

Будучи студентом консерватории Валерий Гергиев стал победителем престижных музыкальных конкурсов. В 1976 году он получил II премию и звание лауреата на IV Всесоюзном конкурсе дирижеров в Москве. В 1977 году он завоевал II премию на Международном конкурсе дирижеров "Фонд Герберта фон Караяна" в Берлине.

С 1977 года работает в Академическом театре оперы и балета имени С. М. Кирова (ныне Мариинский театр). Начинал стажером , дирижером, в 1988 году он был назначен главным дирижером, с 1994 года - художественным руководителем оперы — главным дирижером театра.

С 1996 года является художественным руководителем-директором Мариинского театра.

Осуществил цикл оперных постановок, с успехом показанных за рубежом.

В 2011 году маэстро стал почетным президентом Эдинбургского международного фестиваля.

В феврале 2010 года ученым советом Санкт-Петербургского государственного университета Гергиев был избран деканом факультета искусств.

В феврале 2012 года Валерий Гергиев был Всероссийского хорового общества.

Дирижер по культуре и искусству при президенте РФ.

В декабре 2003 года по инициативе маэстро с целью организации благотворительной деятельности в сфере искусства, культуры, просвещения и образования был создан благотворительный Фонд Валерия Гергиева.

Творчество маэстро был отмечено многочисленными наградами. Валерий Гергиев - народный артист РФ (1996), лауреат Государственной премии РФ (1993, 1999), премии президента РФ в области литературы и искусства (2001). Он награжден орденами Дружбы (2000), "За заслуги перед Отечеством" III степени (2003), "За заслуги перед Отечеством" IV степени (2008).

Валерий Гергиев также удостоен ряда правительственных наград Германии - Крест первого класса "За заслуги" (2001), Италии - орден Grand Ufficiale al Merito (2001), Франции - орден Искусств и литературы (2003) и орден Почетного легиона (2007), Японии - ордена Восходящего солнца (2006) и др. В марте 2003 года ему было присвоено почетное звание Артист мира ЮНЕСКО. В 2005 году маэстро был удостоен звания рыцаря ордена Нидерландского Льва.

Гергиев был награжден многочисленными премиями. Неоднократно как лучшему дирижеру года маэстро присуждалась высшая театральная российская премия "Золотая Маска" (1996-2000) и премия "Золотой софит" (1997, 1998, 2000). В 1998 году за выдающийся вклад в музыкальную культуру Philips Electronics вручил ему специальную премию, которую Гергиев передал на развитие Академии молодых певцов Мариинского театра. Он является лауреатом премии Шведской королевской музыкальной академии Polar Music Prize (1998), европейской премией Glashütte Original Music Festival Prize (2010) и др.

Маэстро неоднократно называли "Дирижером года": в 1994 году - жюри международной организации International Classical Music Awards, в 2009 году - Королевское филармоническое общество Великобритании. В 2010 году он вошел в ТОП-100 планеты в категории "Деятели культуры и искусства". В 2011 году французский журнал "Классика" назвал Гергиева "Артистом года".

В апреле 2012 года маэстро было присвоено звание почетного доктора Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, а в ноябре 2012 года - звание почетного профессора Санкт-Петербургской консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова.

Он также является почетным доктором Санкт-Петербургского государственного университета (2001) и почетным профессором Казахской национальной консерватории имени Курмангазы (2010).

В 1999 году Валерий Гергиев женился на выпускнице Владикавказского училища искусств Наталье Дзебисовой. У супругов трое детей - сыновья Абисал (2000) и Валерий (2001), дочь Тамара (2003).

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Дирижирует Валерий Гергиев. Аудио предоставлено ФГУП "Фирма Мелодия "

1. Симфонический оркестр Ленинградской академии театра, оперы и балета им. С.М. Кирова исполняет вальс из балета Петра Ильича Чайковского "Спящая красавица". Запись 1988 года.

2. Симфонический оркестр Ленинградской академии театра, оперы и балета им. С.М. Кирова исполняет сюиту "Танец феи Драже" из балета Петра Ильича Чайковского "Щелкунчик". Запись 1988 года.

3. Симфонический оркестр Ленинградской академии театра, оперы и балета им. С.М. Кирова исполняет сюиту "Вальс цветов" из балета Петра Ильича Чайковского "Щелкунчик". Запись 1988 года.

    Директор, художественный руководитель и главный дирижер Мариинского театра (Санкт Петербург) с 1996 г., Народный артист России; родился 2 мая 1953 г. в г. Москве; окончил Ленинградскую государственную консерваторию им. Н. А. Римского Корсакова в… … Большая биографическая энциклопедия

    - (р. 1953), дирижёр, народный артист Российской Федерации (1996). С 1988 главный дирижёр, с 1996 директор художественный руководитель Мариинского театра (Санкт Петербург). Государственная премия Российской Федерации (1993). * * * ГЕРГИЕВ Валерий… … Энциклопедический словарь

    - (р. 1953), дирижёр, народный артист Российской Федерации (1996). С 1988 главный дирижёр, с 1996 директор — художественный руководитель Мариинского театра (Санкт Петербург). Государственная премия Российской Федерации (1993) … Большой Энциклопедический словарь

    ГЕРГИЕВ Валерий Абисалович - (р. 02.05.1953) Директор, художественный руководитель и главный дирижер Мариинского театра (Санкт‑Петербург). Родился в Москве. Образование получил в Ленинградской государственной консерватории им. Н. А. Римского‑Корсакова по классу… … Путинская энциклопедия

    - … Википедия

    Фотография с фестиваля KlaraFestival (2007; Брюссель) Дата рождения 2 мая 1953 (56 лет) Место рождения Москва Страны … Википедия

    Гергиев, Валерий - Художественный руководитель директор Мариинского театра Художественный руководитель директор Мариинского театра с 1996 года. В 1988 1996 годах был художественным руководителем оперной труппы и главным дирижером театра. Один из самых влиятельных… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Валерий Абисалович Гергиев - Художественный руководитель директор, главный дирижер Мариинского театра. Народный артист РФ Валерий Гергиев родился 2 мая 1953 года в Москве в осетинской семье, вырос на Кавказе, музыкальное образование получил в Ленинградской консерватории в… … Энциклопедия ньюсмейкеров



Рассказать друзьям