Анализ 1 и 2 действия пьесы гроза. Островский "Гроза": анализ произведения

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Г.А.ИОФФЕ, учитель русского языка и литературы гимназии № 293, заслуженный учитель РФ

Тема инновационного опыта: «Системный подход в преподавании литературы в старших классах» (на примере методической разработки сдвоенных уроков литературы в 10 классе по теме: «А.Н.Островский. Гроза. Чтение и анализ 2 действия драмы» - уроки 3-4)

В связи с тем, что изучение драмы А.Н.Островского в 10 классе – явление сугубо традиционное, но при этом закладывающее основы литературного образования на 3-й ступени обучения, автор разработки пытается преодолеть расхожие штампы не только в интерпретации произведения, но и в методике его изучения. Инновационным является подход, при котором цели и задачи ставятся не к отдельным урокам, а ко всей системе уроков по теме, что приводит к усилению системности изучения и ослаблению исключительной значимости каждого отдельного урока.

Данные два урока вырваны из контекста общей системы, однако в них отражаются те элементы инновационных технологий, которые характерны для всей системы, а именно:


  • Использование тестовых форм диагностики обученности, в том числе с применением информационно-коммуникативных технологий;

  • Применение групповой, парной и вариативной методик, в том числе с работой творческих групп учащихся постоянного состава;

  • Развитие аналитических способностей и навыков исследовательской работы учащихся в отношении литературного текста и – шире – нравственно-эстетических и философских проблем, сопряжённых с литературным первоисточником.
Основополагающим для автора разработки является принцип, органично соединяющий в методике преподавания литературы в старших классах лучшие достижения традиционных технологий с результативно обоснованными инновациями, при этом использование инновационных технологий рассматривается не в качестве непременной дани модным требованиям, а в качестве инструмента, способного реально повысить эффективность литературного образования, обеспечивая гармонию технологий.

Особенности уроков и целеполагание.

Данные уроки, проводимые в 1 четверти 10 класса, нацелены на выработку у учащихся следующих умений:


  • Внимательного чтения литературного текста;

  • Развития логического мышления;

  • Практического освоения литературоведческой терминологии и её применения;

  • Композиционного анализа драматического произведения;

  • Выразительного чтения;

  • Выработки и формулирования нравственно-этических оценок на основе литературного текста.
Ход уроков

Комментарий

В начале 1-го урока в течение 5-7 минут проведем экс­пресс-тест на знание текста произведения, которое должно было быть прочитано учащимися до конца.

/ вариант

1. В каком действии «Грозы» Катерина встречается с Борисом:

а) в 1-м; б) в 4-м; в) в 5-м; г) в 3-м.

2. Чьи это слова: «Живем в одном городе, почти ря­дом, а увидишься раз в неделю, и то в церкви, либо на дороге, вот и все!»:

а) Кудряша; б) Кулигина;

в) Бориса; г) Тихона.

3. Какие слова принадлежат Варваре:

а) «Лезет мне в голову мечта какая-то...»;

б) «Вот красота-то куда ведет»;

в) «Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя!»;

г) «Я уйду, да и была такова».

4. Кто произносит последнюю реплику в пьесе:

а) Кабанова; б) Кулигин;

в) Шапкин; г) Тихон.

5. В какой сцене - завязка действия:

а) разговор Кулигина, Кудряша и Шапкина в на­чале 1-го действия;

6) признание Катерины Варваре в 1-м действии;

в) монолог Кулигина о «жестоких нравах»;

г) слова Феклуши о « бла-алепии».

Ключ к проверке: 1 - г; 2 - в; 3 - в; 4 - г; 5 - б»

2 вариант

1. В каком действии «Грозы» - сцена признания Ка­терины в совершенном грехе:

а) в 4-м; б) в 5-м; в) в 3-м; г) во 2-м.

2. О ком из героев говорят: «…прежде наломается над нами, надругается всячески, как… душе угодно...»:

а) о Кудряше; б) о Кабановой;

в) о Тихоне; г) о Диком.

3» Какая реплика принадлежит Борису:

а) «Вы ее погубили! Вы!»;

б) «А между собой»то, сударь, как живут…»;

в) «Эх, кабы сила!»;

г) «Где уж мне своей волей жить».

4. Кто произносит первую реплику в «Грозе»:

а) Кулигин; б) Шапкин;

в) Кудряш; г) Борис.

5. Ремарка - это:

а) разговор двух действующих лиц;

г) начало развития действия.

Ключ к проверке: 1 - а; 2 - г; 3 - в; 4 - а; 5 - в.

Комментарий

После экспресс-теста, который оценивается очень просто - в баллах по количеству правильных ответов,- целесообразно побеседовать по вопросам домашнего задания, попутно дав учащимся целевую установку (см. выше).

Один из вопросов д/з (о завязке действия) вошел в I тест. Прежде чем верно определить завязку, нужно понять суть конфликта или конфликтов. Ученикам это сложно. На данном этапе литературного образования учи­тель должен взять на себя задачу учить ребят опреде­лять и формулировать суть конфликта. Во-первых, со­держание конфликта обычно формулируется с помощью предлога «между». Во-вторых, конфликт бывает между кем-то и кем-то, кем-то и чем-то и даже между чем-то и чем-то. В-третьих, конфликт может быть явным, внеш­ним и глубинным, внутренним, что как раз актуально для драмы «Гроза».

ЗАДАНИЕ УЧИТЕЛЯ. После этого «инструктажа», опираясь на прочитанный текст всей драмы, попробуйте с помощью учителя сформулировать два основных конфликта «Грозы».

Гипотеза ответа:

1. Внешний, явный конфликт - между Катериной и Кабанихой, Катериной и окружающей ее жизнью, которую Н.Добролюбов назвал «тёмным царством».

2. Внутренний, глубинный конфликт - в душе Катерины меж­ду супружеским долгом, религиозными убеждениями и желанием воли и свободного чувства.

Слово учителя

В связи с этим и завязка у каждого из этих сюжет­ных действий своя. Внутренний конфликт, конечно, более важный, значимый, обнаруживается уже в 1-м действии, в 7-м явлении, когда Катерина исповедуется перед Варварой, а та, в свою очередь, предлагает про­стой и доступный способ разрешения проблемы.

Если же говорить о «внешнем» действии, то завязку его можно увидеть лишь в сцене прощания с Тихоном (3-е явление 2-го действия).

ВОПРОС. Теперь «домашний» вопрос о концовке 1-го действия (см. домашнее задание к данному уроку).

Гипотеза ответа. К концу первого действия стра­сти нагнетаются. Своей настойчивостью Варвара начи­нает смущать Катерину. А в ней борются желание встречи с Борисом и страх. Если Варвара действует на усиление желания, то очередной эпизодический, но важный для драматурга персонаж - полубезумная барыня - своими пророчествами усиливает страх. Гро­за пока еще не разразилась. Это лишь первый гром - предвестие беды. Во втором действии муж уедет и Ка­терина окажется перед жестоким выбором.

Слово учителя

Выделим во 2-м действии три центральных узла раз­вития действия:


  • второй диалог Катерины и Варвары (2-е явление);

  • прощание Катерины с Тихоном (4-е явление);

  • внутренний монолог Катерины с ключом от калитки в руках.
Комментарий .

Диалог Катерины и Варвары чи­тается в классе.

ВОПРОС (перед чтением). Найти ключевые фразы Катерины, свидетельствующие о ее постоянной внутрен­ней борьбе, и ключевые фразы Варвары, выражающие её жизненные устои.

Гипотеза ответа (после чтения)

Катерина:

1) «Такая уж я зародилась горячая!» (в рассказе о том, как в детстве ушла из дома);


  1. «Нет, как не любить! Мне жалко его очень!»
    (о Тихоне);

  2. «Обманывать-то я не умею, скрывать-то ничего не
    могу»;

  3. «Я и думать-то не хотела, а ты меня смущаешь»
    (о встрече с Борисом);

  4. «И хочу себя переломить, да не могу никак»
    (о крепнущем чувстве);

  5. «Уж я лучше буду терпеть, пока терпится»;

  6. «Я уйду, да и была такова»;

  7. «Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня
    режь!»
Слово учителя

Нетрудно убедиться, что на протяжении одной бесе­ды настроения и намерения героини меняются несколько раз, что говорит об усиливающейся внутренней борьбе. Но особенно важно зафиксировать следующее:


  • несмотря на душевное смятение и сомнения, по­беждает в Катерине решительность и бесстрашие;

  • Тихона Катерина жалеет, и хотя в народе считается «жалеет - значит, любит», - это не любовь женщины к мужчине, а скорее любовь сестры к брату;

  • чувство к Борису в Катерине растет;

  • Катерина - цельная натура, ей претит всякое лицемерие.
Гипотеза ответа учеников (продолжение). Варвара произносит, пожалуй, две ключевые фразы:

  1. «...ты вспомни, где ты живешь! У нас весь дом на
    том держится» (об умении обманывать);

  2. «А по-моему: делай что хочешь, только бы шито
    да крыто было» (жизненная позиция среды).
Слово учителя

Отдадим должное точности оценок и проницательно­сти Варвары, в отличие от Катерины, которая, нахо­дясь во власти противоречивых чувств, не в силах аде­кватно оценивать людей и ситуацию.

ВОПРОС. Кто, по-вашему, прав в оценке Тихона в конце диалога: Катерина, говорящая «и на воле-то он словно связанный»,- или Варвара, отвечающая: «Да, как же, связанный!.. Он теперь слушает, а сам думает, как бы ему вырваться-то поскорей»?

Гипотеза ответа. Каждая из девушек права по-сво­ему, потому что у них, выросших в принципиально разных условиях, разные понятия о воле. Кроме того, Катерина принимает покорное поведение Тихона за чис­тую монету, так как вообще не понимает притворства, а Варвара верно оценивает умышленное притворство брата.

ВОПРОСЫ к эпизоду прощания Катерины с Тихоном (явле­ние 4):


  • За что просит прощения Тихон в начале эпизода?

  • Почему Катерина так настойчиво уговаривает мужа
    не уезжать или взять ее с собой?

  • В каком значении употребляет Тихон слово
    «гроза»?

  • В чем окончательно убеждается Катерина?
Гипотеза ответов. Тихон просит прощения за уни­зительную сцену, когда попугаем повторял все указа­ния маменьки, стремящейся к соблюдению видимости порядка. Этим прощением он возвращает Катерине на­дежду. Именно в надежде увидеть мужа в другой об­становке, вдали от маменьки, и если не полюбить, то хотя бы попробовать уважать его, Катерина и уговаривает Тихона взять ее с собой.

Слово «гроза» Тихон употребляет в значении «ма­менькина опека, маменькино руководство, кабала».

К концу сцены Катерина окончательно убеждается в том, что Тихон сосредоточен лишь на себе и любить, даже уважать его не за что.

ВОПРОС. Наконец, третья сцена - с ключом от ка­литки. Почему столь диаметрально противоположны ре­шения Катерины в 8-м и 10-м явлениях? В каких сло­вах Катерины заметно влияние Варвары? Чей подход к жизни побеждает в итоге: Катеринин или Варварин?

Гипотеза ответа. Вначале Катерина решает отвлечь­ся шитьем и смиренно ждать Тихона, заглушив свои чувства. Но ключ от калитки, предложенный Варварой, становится важной, символической деталью - словно ключом от клетки, в которой бьется вольная птица. Не случай­но мотив воли и неволи становится главным во внут­реннем монологе Катерины. Желание воли оказывает­ся сильнее терпения неволи.

Влияние Варвары сказывается в словах Катерины: «Да, может, такого и случая-то еще во всю жизнь не выдет. Тогда и плачься на себя: был случай, да не уме­ла воспользоваться». Эти слова отдают практицизмом. Но побеждает в Катерине, конечно, не этот мотив. «Да что я говорю-то, что я себя обманываю?» -побеждает стремление не изменять душе, следовать своей натуре. Как-то будет дальше?..

Домашнее задание

Подготовить наблюдения за речью одного из персо­нажей драмы А. Н. Островского «Гроза».

Примерный план речевой характеристики персонажа


  1. Общая характеристика героя.

  2. Объем речи героя (много или мало говорит и почему).

  3. Общий строй речи (логично выстроенный, сбивчивый, напевный, экспрессивный, грубый и т. п.).

  4. Лексические особенности.

  5. Синтаксические построения, пунктуация, оформляющая речь.

  6. Взаимосвязь характера и поступков героя с его
    речью.
Герои предлагаются по вариантам: Катерина, Дикой, Тихон, Варвара, Кулигин, Кабаниха.
страница 1

Действие пьесы А. Н. Островского «Гроза» происходит в городе Калинове на высоком берегу Волги. Города с таким названием не существовало. Автор стремился создать типичную картину русской жизни в переломную эпоху перед отменой крепостного права. Рушился патриархальный мир, наступали его «последние времена». И, как всегда, в такой период появляются неясные надежды на что-то новое, прекрасное и светлое, возникают мечты о воле, о счастье.

В центре пьесы судьба русской женщины. Не случайно автор даёт ей имя «Катерина», что в переводе с греческого означает «чистая». Перед нами трагедия чистой души в мире «тёмного царства».

Второе явление второго действия, где происходит разговор Катерины со своей золовкой Варварой перед отъездом Тихона, раскрывает полно и ярко характер главной героини, показывает её отличие от Варвары, подготавливает зрителей и читателей к трагическому финалу.

Только с Варварой может быть Катерина предельно откровенна, только ей может открыть свою душу, хотя весёлая и легкомысленная дочь Кабановой не может понять всей сложности и глубины переживаний своей невестки. Смятение души Катерины Варвара объясняет просто: «Молоду тебя замуж-то отдали, погулять-то тебе в девках не пришлось; вот у тебя сердце-то и не уходилось ещё». Именно с этих слов и начинается разговор девушек. Ключевыми в этой беседе можно считать две фразы Катерины о самой себе. Первая из них – «Такая уж я зародилась горячая!» Здесь характер как данность, и ничего с этим не поделаешь.

Эпизод из детства Катерины имеет большое значение, он помогает понять, что с самого детства героиня обладает смелым, решительным характером, горячим и своенравным. Реакция шестилетней девочки на обиду необычна, нестандартна. Она выбегает на Волгу, садится в лодку и отплывает от берега. Находят ребёнка лишь на другое утро «вёрст за десять».

Вторая фраза, очень важная для характеристики героини, подчёркивает её внутреннюю чистоту, глубокую совестливость: «Обманывать – то я не умею; скрывать-то ничего не могу».

Варвара же утверждает, что без обмана прожить нельзя, на нём весь дом держится. Дочь Кабановой быстро приспособилась к жизни в неволе, к запретам, научилась лгать, хотя обманщицей прежде не была. Но Катерина-то не такая. Она не может руководствоваться в своих поступках принципом золовки: «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Женщина предпочитает терпеть, пока терпится. Но сможет ли «горячее сердце» терпеть? Уже в этом явлении сама гордая и свободолюбивая героиня предсказывает свою судьбу: «А уж коли опостынет, так и не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь», Катерина – это и есть сама гроза. Она так же, как и это природное явление, стихийна, непредсказуема и неуправляема, она свободна в проявлении своих чувств.

В этом эпизоде замужняя женщина впервые признаётся, что любит другого, не мужа. Любовь так же стихийна, как и гроза, она впервые захватила Катерину и не отпускает её ни на минуту. До замужества она никого не любила, смеялась только, когда «парни поглядывали на неё». Теперь не до смеха, теперь пришло настоящее чувство – сильное, страстное, и ничего с ним не поделать. Мужа Катерина не любит, а только жалеет.

Внутренний конфликт драмы связан с борьбой, происходящей в душе Катерины. Она не хочет думать о Борисе, хочет мужа любить. Но разве сердцу прикажешь? Героиня не может переломить себя.

Таким образом, уже из второго явления второго действия становится ясно, что конфликт Катерины и с самой собой, и с «тёмным царством» в лице Кабанихи неизбежен и неразрешим.

Любовь к Борису отвечает потребностям души героини, это её исход из мрачного дома Кабанихи в новую жизнь. Тихона она любить не может, потому что и «на воле-то он словно связанный». Муж Катерины не может противостоять диктату своей матери, и отраду он находит только тогда, когда уезжает из дома и устраивает себе пьяные загулы.

В этом эпизоде раскрывается горячий характер Катерины, её решительность, нравственная чистота, честность, порядочность, способность глубоко и сильно любить. Такая женщина не сможет жить в доме, где всё держится на обмане. Читатель готов к трагической развязке драмы, убеждается в том, что конфликт героини с самой собой и с «тёмным царством неизбежен.

Без сомнения, «Гроза» (1859) является вершиной драматургии Александра Островского. Автор показывает на примере семейных отношений важнейшие изменения в общественно-политической жизни России. Именно поэтому его творение нуждается в подробном анализе.

Процесс создания пьесы «Гроза» многими нитями связан с прошедшими периодами в творчестве Островского. Автора привлекает та же проблематика, что и в “москвитянинских” пьесах, но образ семьи получает другое толкование (в новинку было отрицание застоя патриархальной жизни и гнета Домостроя). Появление светлого, доброго начала, естественной героини – это новшество в творчестве автора.

Первые мысли и наброски «Грозы» появились летом 1859 года, а уже в начале октября у писателя было четкое представление всей картины. На произведение сильно повлияло путешествие по Волге. Под патронатом морского министерства была организована этнографическая экспедиция с целью изучения обычаев и нравов коренного населения России. В ней участвовал и Островский.

Город Калинов – это собирательный образ разных приволжских городов, одновременно похожих друг на друга, но имеющих свои отличительные черты. Островский, как опытный исследователь, все свои наблюдения о быте русской провинции и специфики поведения жителей вносил в дневник. На основе этих записей позже были созданы персонажи «Грозы».

Смысл названия

Гроза – это не только разгул стихии, но и символ краха и очищения застойной атмосферы провинциального городка, где правили средневековые порядки Кабанихи и Дикого. Таков смысл заглавия пьесы. Со смертью Катерины, произошедшей во время грозы, терпение многих людей исчерпывается: Тихон восстает против тирании матери, Варвара сбегает, Кулигин открыто винит обитателей города в случившемся.

Впервые о грозе заговорил Тихон во время церемонии прощания: “…Недели две никакой грозы надо мной не будет”. Под этим словом он подразумевал гнетущую атмосферу своего дома, где правит бал деспотичная мать. “Гроза нам в наказание посылается”, — говорит Дикой Кулигину. Самодур понимает это явление, как кару за свои грехи, он боится поплатиться за несправедливое отношение к людям. Кабаниха солидарна с ним. Наказание за грех в громе и молниях видит и Катерина, совесть которой тоже не чиста. Праведный Божий гнев – такова еще одна роль грозы в пьесе Островского. И только Кулигин понимает, что в данном природном явлении можно найти лишь вспышку электричества, но его передовым взглядам пока не ужиться в городе, нуждающемся в очищении. Если вам понадобится больше информации о роли и значении грозы, можете прочитать на эту тему.

Жанр и направление

«Гроза» — это драма, по мнению А. Островского. Данный жанр определяет тяжелый, серьезный, часто бытовой сюжет, приближенный к реальности. Некоторые рецензенты упомянули более точную формулировку: бытовая трагедия.

Если говорить о направлении, то эта пьеса абсолютно реалистична. Главным показателем этого, пожалуй, является описание нравов, повадок и бытовых аспектов существования жителей провинциальных приволжских городов (подробное описание ). Автор придает этому большое значение, тщательно обрисовывая реалии жизни героев и их образы.

Композиция

  1. Экспозиция: Островский рисует образ города и даже мира, в котором живут герои и развернутся будущие события.
  2. Далее следует завязка конфликта Катерины с новой семьей и обществом в целом и внутреннего конфликта (диалог Катерины и Варвары).
  3. После завязки мы видим развитие действия, в ходе которого герои стремятся разрешить конфликт.
  4. Ближе к финалу конфликт доходит до момента, когда проблемы требуют срочного разрешения. Кульминация — последний монолог Катерины в 5 действии.
  5. Вслед за ней – развязка, которая показывает неразрешимость конфликта на примере гибели Катерины.

Конфликт

В «Грозе» можно выделить несколько конфликтов:

  1. Во-первых, это противоборство между самодурами (Дикой, Кабаниха) и жертвами (Катерина, Тихон, Борис и др.). Это конфликт между двумя мировоззрениями – старым и новым, отживающим и свободолюбивым характерами. Этот конфликт освещен .
  2. С другой стороны, действие существует благодаря конфликту психологическому, то есть внутреннему – в душе Катерины.
  3. Социальный конфликт дал начало всем предыдущим: Островский начинает свое произведение с брака обедневшей дворянки и купца. Данная тенденция широко распространилась во времена автора. Правящее аристократическое сословие начало терять власть, беднея и разоряясь из-за праздности, расточительности и коммерческой безграмотности. Зато купцы набирали обороты за счет беспринципности, напористости, деловой хватки и кумовства. Тогда одни решили поправить дела за счет других: дворяне выдавали утонченных и образованных дочерей за грубых, невежественных, но богатых сыновей из купеческой гильдии. Из-за этого несоответствия брак Катерины и Тихона изначально обречен на провал.

Суть

Воспитанная в лучших традициях аристократизма, дворянка Катерина по настоянию родителей вышла замуж за неотесанного и мягкотелого пьяницу Тихона, который принадлежал к богатому купеческому роду. Его мать притесняет невестку, навязывая той фальшивые и нелепые порядки Домостроя: рыдать напоказ перед отъездом мужа, унижаться перед нам на людях и т.д. Молодая героиня находит сочувствия у дочери Кабанихи, Варвары, которая учит новую родственницу скрывать свои мысли и чувства, тайком приобретая радости жизни. Во время отъезда мужа Катерина влюбляется и начинает встречаться с племянником Дикого, Борисом. Но их свидания заканчиваются разлукой, ведь женщина не хочет скрываться, ей хочется сбежать с любимым в Сибирь. Но герой не может рисковать, взяв ее с собой. В результате она все равно кается приехавшему мужу и свекрови в грехах, получает суровое наказание от Кабанихи. Понимая, что совесть и домашний гнёт не позволяют ей жить дальше, она бросается в Волгу. После ее смерти молодое поколение бунтует: Тихон упрекает мать, Варвара сбегает с Кудряшом и т.д.

В пьесе Островского соединены особенности и противоречия, все плюсы и минусы крепостнической России XIX века. Городок Калинов — это собирательный образ, упрощенная модель российского общества, подробно описанная . Смотря на эту модель, мы видим «необходимую потребность в людях деятельных и энергичных». Автор показывает, что устаревшее мировоззрение только мешает. Оно портит сначала взаимоотношения в семье, а позже и не дает городам и всей стране развиваться.

Главные герои и их характеристика

В произведении есть четкая система персонажей, в которую вписываются образы героев.

  1. Во-первых, это угнетатели. Дикой является типичным самодуром и богатым купцом. От его оскорблений родственники разбегаются по углам. К слугам Дикой относится жестоко. Все знают, что угодить ему невозможно. Кабанова является воплощением патриархального уклада жизни, устаревшего Домостроя. Богатая купчиха, вдова, она постоянно настаивает на соблюдении всех традиций предков и сама четко им следует. Мы описали их подробнее в этом .
  2. Во-вторых, приспособившиеся. Тихон – это слабый человек, который любит свою жену, но не может найти в себе силы защитить ее от гнета матери. Он не поддерживает старые порядки и традиции, но не видит смысла идти против системы. Таков и Борис, который терпит происки своего богатого дяди. Раскрытию их образов посвящено данное . Варвара - дочь Кабанихи. Она берет свое обманом, проживая двойную жизнь. Днем она формально подчиняется условностям, ночью гуляет с Кудряшом. Лживость, изворотливость и хитрость не портят ее веселого, авантюрного нрава: она также добра и отзывчива к Катерине, нежна и заботлива по отношению к любимому. Характеристике этой девушки посвящено целое .
  3. Катерина стоит особняком, характеристика героини отличается ото всех. Это молодая интеллигентная дворянка, которую родители окружали пониманием, заботой и вниманием. Поэтому девушка привыкла к свободе мысли и слова. Но в браке она столкнулась с жестокостью, грубостью и унижением. Сначала она пробовала смириться, полюбить Тихона и его семью, но ничего не вышло: натура Катерины противилась этому неестественному союзу. Затем она примерила роль лицемерной маски, у которой есть тайная жизнь. Ей это тоже не подошло, ведь героиня отличается прямотой, совестью и честностью. В итоге от безысходности она решила пойти на бунт, признав грех и совершив затем более страшный – самоубийство. Подробнее об образе Катерины мы написали в посвященном ей .
  4. Кулигин – тоже особенный герой. Он выражает авторскую позицию, внося в архаичный мир толику прогрессивности. Герой – механик-самоучка, он образован и умен, в отличие от суеверных обитателей Калинова. О его роли в пьесе и характере мы тоже сочинили краткое .

Темы

  • Основная тема произведения – быт и нравы Калинова (ей мы посвятили отдельное ). Автор описывает захолустную провинцию, чтобы показать людям, что не нужно цепляться за пережитки прошлого, надо понимать настоящее и думать о будущем. А обитатели приволжского городка застыли вне времени, их жизнь однообразна, фальшива и пуста. Ее портят и тормозят в развитии суеверия, консервативность, а также нежелание самодуров меняться к лучшему. Такая Россия так и будет прозябать в нищете и невежестве.
  • Также важными темами здесь являются любовь и семья, так как по ходу повествования поднимаются проблемы воспитания и конфликт поколений. Влияние семьи на определенных героев очень важно (Катерина – отражение воспитания ее родителей, а Тихон вырос таким бесхарактерным из-за тирании матери).
  • Тема греха и покаяния. Героиня оступилась, но вовремя осознала свою ошибку, решив исправиться и покаяться в содеянном. С точки зрения христианской философии, это высоконравственное решение, которое возвышает и оправдывает Катерину. Если вас заинтересовала эта тема, прочитайте наше о ней.

Проблематика

Социальный конфликт влечет за собой общественные и личные проблемы.

  1. Островский, во-первых, обличает самодурство как психологическое явление в образах Дикого и Кабановой. Эти люди играли с судьбами подчиненных, затаптывая проявления их индивидуальности и свободы. Ии-за их невежества и деспотизма молодое поколение становится таким же порочным и бесполезным, как то, что уже отжило свое.
  2. Во-вторых, автор осуждает слабость, повиновение и эгоизм с помощью образов Тихона, Бориса и Варвары. Своим поведением они лишь потворствуют тирании хозяев жизни, хотя могли бы сообща переломить ситуацию в свою пользу.
  3. Проблему противоречивого русского характера , переданного в образе Катерины, можно назвать личной, хоть и навеянной глобальными потрясениями. Глубоко религиозная женщина в поиске и обретении себя идет на измену, а потом и на самоубийство, что противоречит всем христианским канонам.
  4. Нравственные проблемы связаны с любовью и преданностью, воспитанием и тиранией, грехом и покаянием. Герои не могут отличить одно от другого, эти понятия причудливо переплетаются между собой. Катерина, например, вынуждена выбирать между верностью и любовью, а Кабаниха не видит разницы между ролью матери и властью догматика, ею движут благие намерения, но воплощает она их во вред всем.
  5. Трагедия совести немало важна. Например, Тихон должен был принять решение – защищать жену от нападок матери или нет. Катерина также шла на сделку с совестью, когда сближалась с Борисом. Об этом вы можете узнать больше .
  6. Невежество. Жители Калинова глупы и не образованы, верят гадалкам и странницам, а не ученым и профессионалам своего дела. Их мировоззрение обращено в прошлое, они не стремятся к лучшей жизни, поэтому нечего удивляться дикости нравов и показному ханжеству главных персон города.

Смысл

Автор убежден, что стремление к свободе естественно, несмотря на определенные неудачи в жизни, а самодурство и ханжество губят страну и талантливых людей в ней. Поэтому свою независимость, тягу к знаниям, красоте и духовности необходимо отстаивать, иначе старые порядки никуда не денутся, их фальшь просто охватит новое поколение и заставит играть по своим правилам. Эта идея находит отражение в позиции Кулигина, своеобразного голоса Островского.

Авторская позиция в пьесе выражена четко. Мы понимаем, что Кабаниха, хотя она сохраняет традиции, не права, так же, как не права и бунтующая Катерина. Однако у Катерины был потенциал, был ум, была чистота помыслов, и великий народ, олицетворенный в ней, еще сможет возродиться, сбросив с себя оковы невежества и самодурства. Еще больше о смысл драмы вы можете узнать в на эту тему.

Критика

«Гроза» стала предметом ожесточённых споров критиков как XIX, так и XX века. В XIX веке о ней с противоположных позиций писали Николай Добролюбов (статья «Луч света в тёмном царстве»), Дмитрий Писарев (статья «Мотивы русской драмы») и Аполлон Григорьев.

И. А. Гончаров высоко оценил пьесу и выразил свое мнение в одноименной критической статье:

В той же драме улеглась широкая картина национального быта и нравов, с беспримерною художественною, полнотою и верностью. Всякое лицо в драме есть типический характер, выхваченный прямо из среды народной жизни.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!








Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели уроки:

  1. Обучающая: познакомить с историей создания пьесы “Гроза”, её действующими лицами, определить тему, идею, основной конфликт пьесы.
  2. Развивающая
  3. : развивать навыки анализа драматического произведения, умение определять в произведении авторскую позицию.
  4. Воспитывающая:
  5. воспитать нравственную читательскую позицию учащихся, интерес к русской классической литературе, истории и культуре.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, учебники, тетради, тексты пьесы, презентация к уроку.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

2. Знакомство с творческой историей драмы “Гроза”. (Презентация “История создания драмы “Гроза”.)

3. Анализ 1-го действия пьесы. Слово учителя:

Главная героиня пьесы – молодая купчиха Катерина Кабанова. Но чтобы понять её характер, причины её поступков, надо знать, среди каких людей она живёт, кто её окружает. Знакомство с персонажами происходит в первом действии пьесы. 1-4 явление первого действия являются экспозицией, а в пятом-девятом действиях происходит собственно завязка действия драмы.

А) Вопросы и задания для анализа 1 действия пьесы (1-4 явления):

– Где происходит действие? (город Калинов, который находится на реке Волге).

– Какая картина предстаёт перед зрителем, когда открывается занавес? Зачем автор рисует перед нами эту живописную картину? (Красота природы подчёркивает безобразие, трагизм происходящего в мире людей). Островский ещё по одной причине выбрал местом действия пьесы общественный сад, а временем действия – после службы в церкви – так легче и естественнее познакомить с персонажами, путь которых лежит через бульвар.

Основной конфликт пьесы – между Катериной и Кабанихой, а семья Кабановых появляется лишь в 5-м явлении. Какое значение имеют первые четыре явления? (1-4 явления – экспозиция пьесы. Из них мы узнаём о порядках, царящих в городе Калинове, о самых влиятельных его жителях, о любви Бориса к Катерине).

– О каких персонажах мы узнали из первых четырёх явлений? Дайте им характеристику. (Купец Савел Прокопьевич Дикой, его племянник Борис, изобретатель-самоучка Кулигин, Кудряш).

– Какую характеристику даёт Кулигин жизни города?

Б) Вопросы и задания для анализа 1 действия пьесы (5-6 явления) В пятомявлении происходит знакомство с главными героинями пьесы – Катериной и Кабанихой. Давайте прочитаем это явление по ролям и ответим на вопросы:

– Какое впечатление осталось после знакомства с Марфой Кабановой? Почему (привести цитаты из текста)? (её речь – смесь грубости, холодного повелительного тона с притворным смирением и ханжескими вздохами. Из её слов видно отношение к домашним: она презирает Тихона, холодна к Варваре и ненавидит Катерину.)

– Почему Кабанова так ненавидит Катерину?

Что значит в устах Кабанихи слово “порядок”?

– пятиминутка: самостоятельно сделать выводы о характере Кабанихи, на оценку зачитать.

В) Анализ 7, 8, 9 явлений. Работа по группам самостоятельно.

1 группа: а) Как мотивировано возникновение откровенного разговора между Катериной и Варварой?

б) Проанализируйте речь Катерины. Как речь героини раскрывает её внутренний мир?

2 группа: а) Как Катерина вспоминает жизнь в доме родителей?

б) В чём она видит различие между жизнью в родительском доме и у Кабанихи?

3 группа: а) Почему Катерина с ужасом отвергает предложение Варвары?

б) Почему Варвара не поняла Катерину?

4 группа: а) Как в речи Катерины проявляется внутренняя борьба, происходящая в её душе?

б) Какое значение для понимания характера Катерины имеет страх перед грозой?

Опрос по группам.

4. Актуализация знаний: Составление таблицы.

Тема пьесы “Гроза” Столкновение между новыми веяниями и старыми традициями, между теми, кто притесняет и теми, кого притесняют, между стремлением к свободному проявлению своих чувств, человеческих прав, духовных потребностей и господствовавшими в предреформенной России общественными и семейно-бытовыми порядками.
Идея пьесы. Обличение социальных порядков . Природа, в которой живут люди, прекрасна, но общественные порядки безобразны. При этих порядках большинство населения находится в материальной и духовной зависимости у богатого меньшинства.
Конфликты: Основной – между старыми, уже изжившими себя, авторитарными социально-бытовыми принципами, которые опираются на феодально-крепостнические отношения, и новыми, прогрессивными стремлениями к равноправию, свободе человеческой личности. Основной конфликт объединяет в себе узел конфликтов: выявить эти конфликты и заполнить таблицу на следующих уроках.

Спасибо за урок!

Литература:

  1. Журавлёва А.И., Некрасов В.Н. Театр А.Н. Островского: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1986.
  2. Крутецкая В.А. Русская литература в таблицах и схемах. 9-11 классы. – СПб.: Издательский дом “Литера”, 2010.
  3. Лебедев Ю.В. Литература. Учебник.10 кл. в 2 частях. Часть 1. – М.: Просвещение, 2007.
  4. Поспелов Г.Н. История русской литературы XIX 91840-1860-е годы)6 учебник для филол.спец.вузов. – М.: Высшая школа, 1981.

Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» по праву считается не только вершиной творчества писателя, но и одним из выдающихся произведений отечественной драматургии. Она представляет собой масштабный социально-исторический конфликт, противостояние двух эпох, кризис общественно-политической жизни целого государства. Предлагаем ознакомиться с литературным анализом произведения по плану, который будет полезен ученика 10 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

Год написания – 1859 год.

История создания – Пьеса написана под влиянием путешествия по Волге, во время которого писатель записывал интересные бытовые сценки, разговоры и случаи из жизни поволжских провинциалов.

Тема – В произведении освещена проблематика взаимоотношений двух поколений, двух принципиально разных миров. Также подняты темы семьи и брака, греха и покаяния.

Композиция - Композиция произведения построена на контрасте. Экспозиция - описание характеров главных действующих лиц и уклада их жизни, завязка - конфликт Катерины с Кабанихой, развитие действий - любовь Катерины к Борису, кульминация - внутренние терзания Катерины, ее уход из жизни, развязка - протест Варвары и Тихона против тирании матери.

Жанр – Пьеса, драма.

Направление - Реализм.

История создания

К написанию пьесы Островский приступил в июле 1859 года, а спустя несколько месяцев она была уже готова и отправлена в Петербург на суд литературным критикам.

Вдохновением для писателя послужила этнографическая экспедиция по Волге, организованная морским министерством для изучения нравов и обычаев коренного населения России. Одним из участников этой экспедиции был и Островский.

Во время путешествия Александр Николаевич стал свидетелем множества бытовых сцен, диалогов провинциальной публики, которые он впитывал, словно губка. Впоследствии они легли в основу пьесы «Гроза», придав драме народный характер и истинный реализм.

Вымышленный город Калинов, описанный в пьесе, вобрал в себя характерные черты приволжских городов. Их самобытность и непередаваемый колорит восхищали Островского, который тщательно заносил все свои наблюдения о жизни провинциальных местечек в свой дневник.

Долгое время существовала версия, что сюжет для своего произведения писатель взял из реальной жизни. В канун написания пьесы в Костроме произошла трагическая история - молодая девушка по имени Александра Клыкова утопилась в Волге, не выдержав гнетущей атмосферы в доме мужа. Излишне властная свекровь всячески притесняла невестку, в то время как бесхарактерный супруг не мог защитить жену от нападок матери. Ситуация усугубилась любовной связью между Александрой и почтовым служащим.

Благополучно пройдя цензуру, пьеса была поставлена на сцене Малого академического театра в Москве и Александринского драматического театра в Петербурге.

Тема

В своем произведении Александр Николаевич поднял множество важных тем, но главной среди них стала тема конфликта двух эпох - патриархального уклада и молодого, сильного и смелого поколения, полного светлых надежд на будущее.

Катерина стала олицетворением новой, прогрессивной эпохи, которая отчаянно нуждалась в освобождении от цепких оков темной обывательщины. Она не могла мириться с лицемерием, раболепствовать и унижаться в угоду сложившихся устоев. Ее душа стремилась к светлому и прекрасному, однако в условиях затхлого невежества все ее порывы были обречены на неудачу.

Сквозь призму отношений Катерины и ее новой семьи автор пытался донести до читателя сложившуюся обстановку в обществе, которое оказалось на грани глобального социального и нравственного перелома. Этой задумке как нельзя лучше соответствует смысл названия пьесы - «Гроза». Эта мощная природная стихия стала олицетворением краха застойной атмосферы провинциального городка, погрязшего в суевериях, предрассудках и фальши. Смерть Катерины во время грозы стала тем внутренним толчком, который побудил многих жителей Калинова к самым решительным действиям.

Основная мысль произведения заключена в стойком отстаивании своих интересов - стремлении к независимости, красоте, новым знаниям, духовности. В противном случае все прекрасные душевные порывы будут безжалостно уничтожены ханжескими старыми порядками, для которых любое отклонение от установленных правил несет верную гибель.

Композиция

В «Грозе» анализ включает в себя разбор композиционной структуры пьесы. Особенность композиции произведения заключается в художественном контрасте, на котором построена вся структура пьесы, состоящей из пяти действий.

В экспозиции произведения Островский рисует образ жизни обитателей города Калинина. Он описывает исторически сложившиеся устои мира, которому суждено стать декорацией к описываемым событиям.

Далее следует завязка , в которой происходит безудержное нарастание конфликта Катерины с ее новой семьей. Противостояние Катерины с Кабанихой, их нежелание даже попытаться понять другую сторону, безволие Тихона нагнетают обстановку в доме.

Развитие действий пьесы заключается во внутренней борьбе Катерины, которая от безысходности бросается в объятия другого мужчины. Будучи глубоко нравственной девушкой, она испытывает муки совести, понимая, что совершила предательство по отношению к законному супругу.

Кульминация представлена признанием Катерины, совершенным под воздействием внутренних страданий и проклятиями выжившей из ума барыни, и ее добровольным уходом из жизни. В крайнем отчаянии героиня видит решение всех своих проблем только в своей смерти.

Развязка пьесы заключается в проявлении протеста Тихона и Варвары против деспотизма Кабанихи.

Главные герои

Жанр

По мнению самого Островского, «Гроза» является реалистической драмой . Подобный литературный жанр определяет серьезный, морально тяжелый сюжет, максимально приближенный к реальности. В его основе всегда лежит конфликт главного героя с окружающей средой.

Если говорить о направлении, то данная пьеса полностью соответствует направлению реализма. Доказательством тому являются детальные описания нравов и бытовых условий жителей небольших приволжских городов. Данному аспекту автор придает большое значение, поскольку реализм произведения как нельзя лучше подчеркивает его главную идею .



Рассказать друзьям