Биография джузеппе верди. Краткая биография джузеппе верди

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Верди Джузеппе, биография которого представлена в статье, - известный итальянский композитор. Годы его жизни - 1813-1901. Множество бессмертных произведений создал Верди Джузеппе. Биография этого композитора, безусловно, достойна внимания.

Его творчество считается высшей точкой развития музыки 19 века в его родной стране. Более полувека охватила деятельность Верди в качестве композитора. Она была связана главным образом с жанром оперы. Первую из них Верди создал, когда ему было 26 лет ("Оберто, граф ди Сан-Бонифачо"), а последнюю он написал в 80 лет ("Фальстаф"). Автором 32 опер (с учетом новых редакций произведений, написанных ранее) является Верди Джузеппе. Биография его и по сей день вызывает большой интерес, а творения Верди и в наше время включаются в основной репертуар театров по всему миру.

Происхождение, детские годы

Джузеппе появился на свет в Ронколе. Эта деревня находилась в провинции Парма, которая входила в то время в состав Наполеоновской империи. На фото ниже представлен дом, в котором композитор родился и провел свои детские годы. Известно, что отец его вел бакалейную торговлю и содержал винный погреб.

У органиста местной церкви получил первые уроки музыки Верди Джузеппе. Биография его отмечена первым важным событием в 1823 году. Именно тогда будущего композитора отправили в Буссето, соседний городок, где он продолжил обучение уже в школе. В возрасте 11 лет Джузеппе начал проявлять ярко выраженные музыкальные способности. Мальчик стал исполнять обязанности органиста в Ронколе.

Джузеппе заметил А. Барецци, богатый купец из Буссето, который снабжал лавку отца мальчика и питал большой интерес к музыке. Будущий композитор обязан полученным им музыкальным образованием именно этому человеку. Барецци взял его в свой дом, нанял мальчику лучшего преподавателя и стал оплачивать его обучение в Милане.

Джузеппе становится дирижером, обучение у В. Лавиньи

В возрасте 15 лет уже был дирижером небольшого оркестра Джузеппе Верди. Краткая биография его продолжается прибытием в Милан. Сюда он отправился на собранные приятелями отца деньги. Целью Джузеппе было поступ в консерваторию. Однако его не приняли в это учебное заведение из-за недостатка способностей. Тем не менее, В. Лавинья, миланский дирижер и композитор, оценил дарование Джузеппе. Он начал бесплатно учить его композиции. Оперное письмо и оркестровку постигал на практике, в оперных театрах Милана Джузеппе Верди. Краткая биография его отмечена появлением первых произведений спустя несколько лет.

Первые произведения

Верди в период с 1835 по 1838 г. жил в Буссето и работал в муниципальном оркестре дирижером. Джузеппе в 1837 году создал первую свою оперу под названием "Оберто, граф ди Сан-Бонифачо". Это произведение было поставлено спустя 2 года в Милане. Оно имело большой успех. По заказу "Ла Скала", известного миланского театра, Верди написал комическую оперу. Он назвал ее "Мнимый Станислав, или один день царствования". Она была поставлена в 1840 году ("Король на час"). Еще одно произведение, опера "Набукко", была представлена публике в 1842 году ("Навуходоносор"). В нем композитор отразил стремления и чувства итальянского народа, который в те годы начал борьбу за независимость, за избавление от австрийского ига. Зрители видели в страданиях иудейского народа, оказавшегося в плену, аналогию с современной им Италией. Активные политические манифестации вызвал хор пленных иудеев из этого произведения. Следующая опера Джузеппе, "Ломбардцы в крестовом походе", также перекликалась с призывами к свержению тирании. Она была поставлена в Милане в 1843 году. А в Париже в 1847 году была представлена публике вторая редакция этой оперы с балетом ("Иерусалим").

Жизнь в Париже, женитьба на Дж. Стреппони

В период с 1847 по 1849 год находился в основном во французской столице Джузеппе Верди. Биография и творчество его в это время отмечены важными событиями. Именно во французской столице он сделал новую редакцию "Ломбардцев" ("Иерусалим"). Кроме того, в Париже Верди повстречался со своей знакомой, Джузеппиной Стреппони (портрет ее представлен выше). Эта певица участвовала в постановках "Ломбардцев" и "Набукко" в Милане и уже в те годы сблизилась с композитором. В конце концов через 10 лет они поженились.

Характеристика раннего творчества Верди

Почти все произведения Джузеппе первого периода творчества насквозь пронизаны патриотическими настроениями, героическим пафосом. Они связаны с борьбой с угнетателями. Это, например, написанная по Гюго "Эрнани" (первая постановка состоялась в Венеции в 1844 году). Верди создал по Байрону свое произведение "Двое Фоскари" (премьера состоялась в Риме в 1844 году). Интересовало его и творчество Шиллера. "Орлеанская дева" была представлена в Милане в 1845 году. В этом же году в Неаполе состоялась премьера "Альзиры" по Вольтеру. "Макбет" по Шекспиру была поставлена во Флоренции в 1847 году. Наибольший успех из сочинений этого времени имели оперы "Макбет", "Аттила" и "Эрнани". Сценические ситуации из этих произведений напоминали зрителям о положении в их стране.

Отклик на французскую революцию Джузеппе Верди

Биография, краткое содержание произведений и свидетельства современников композитора говорят о том, что Верди горячо откликнулся на французскую революцию 1848 года. Он был ее свидетелем в Париже. Вернувшись в Италию, Верди сочинил "Битву при Леньяно". Эта героическая опера была поставлена в Риме в 1849 году. Вторая редакция ее относится к 1861 году и была представлена в Милане ("Осада Гарлема"). Это произведение описывает, как ломбардцы боролись за объединение страны. Мадзини, итальянский революционер, поручил Джузеппе написать революционный гимн. Так появилось произведение "Звучит труба".

1850-е годы в творчестве Верди

1850-е годы - новый период творчества Джузеппе Фортунино Франческо Верди. Биография его была отмечена созданием опер, которые отражают переживания и чувства простых людей. Борьба свободолюбивых личностей против буржуазного общества или феодального гнета стала центральной темой творчества композитора этого времени. Она слышится уже в первых операх, относящихся к данному периоду. В 1849 году в Неаполе публике была представлена "Луиза Миллер". Это произведение написано по драме "Коварство и любовь" Шиллера. В 1850 году в Триесте состоялась постановка "Стиффелио".

Тема социального неравенства была развернута с еще большей силой в таких бессмертных творениях, как "Риголетто" (1851), "Трубадур" (1853) и "Травиата" (1853). Характер музыки в этих операх подлинно народный. В них проявился дар композитора как драматурга и мелодиста, отражающего в произведениях правду жизни.

Развитие жанра "большой оперы"

Следующие творения Верди примыкают к жанру "большой оперы". Это такие историко-романтические произведения, как "Сицилийская вечерня" (поставлена в Париже в 1855 году), "Бал-маскарад" (премьера состоялась в Риме в 1859 году), "Сила судьбы", написанная по заказу Мариинского театра. Кстати, в связи с постановкой последней оперы Верди в 1862 году дважды посетил Петербург. На фото ниже представлен его портрет, сделанный в России.

В 1867 году появился "Дон-Карлос", написанный по Шиллеру. В этих операх близкие и любимые Джузеппе темы борьбы с угнетателями и неравенством воплощены в спектаклях, которые изобилуют контрастными, эффектными сценами.

Опера "Аида"

С оперы "Аида" начинается новый период творчества Верди. Она была заказана египетским хедивом композитору в связи с важным событием - открытием Суэцкого канала. А. Мариэтт-бей, известный египтолог, предложил автору интересный сюжет, в котором представлена жизнь Древнего Египта. Верди заинтересовался этой идеей. Либретист Гисланцони работал над либретто вместе с Верди. Премьера "Аиды" состоялась в Каире в 1871 году. Успех был огромным.

Позднее творчество композитора

После этого Джузеппе не создавал новых опер в течение 14 лет. Он пересматривал старые свои произведения. Например, в Милане в 1881 году состоялась премьера второй редакции оперы "Симон Бокканегра", написанной в 1857 году Джузеппе Верди. О композиторе говорили, что из-за преклонного возраста он уже не может создать что-то новое. Однако вскоре он удивил публику. 72-летний итальянский композитор Верди Джузеппе заявил, что работает над созданием новой оперы "Отелло". Она была поставлена в Милане в 1887 году, а с балетом - в Париже в 1894. А спустя несколько лет уже 80-летний Джузеппе присутствовал на премьере нового произведения, созданного также по произведению Шекспира. Речь идет о постановке "Фальстафа" в Милане в 1893 году. Джузеппе нашел для шекспировских опер замечательного либреттиста Бойто. На фото ниже - Бойто (слева) и Верди.

Джузеппе в последних трех своих операх стремился к расширению форм, к слиянию драматического действия и музыки. Он придал речитативу новое значение, усилил роль, которую играл оркестр в раскрытии образов.

Собственный путь Верди в музыке

Что касается других произведений Джузеппе, среди них выделяется "Реквием". Он посвящен памяти А. Манцони, известного поэта. Творчество Джузеппе отличается реалистическим характером. Не зря композитора назвали летописцем музыкальной жизни Европы 1840-1890 гг. Верди следил за достижениями композиторов, современных ему, - Доницетти, Беллини, Вагнера, Мейербера, Гуно. Однако не стал им подражать Джузеппе Верди. Биография его отмечена созданием самостоятельных произведений уже в ранний период творчества. Композитор решил идти собственным путем и не ошибся. Доходчивая, яркая, мелодически богатая музыка Верди стала очень популярной во всем мире. Демократичность и реализм творчества, гуманизм и человечность, связь с народным искусством родной страны, - вот основные причины, по которым Верди получил большую известность.

27 января 1901 года в Милане умер Джузеппе Верди. Краткая биография и творчество его и по сей день интересуют любителей музыки со всего мира.

«Как всякий могучий талант, Верди отражает в себе свою национальность и свою эпоху. Он - цветок своей почвы. Он - голос современной Италии… Италии, пробудившейся к сознанию, Италии, взволнованной политическими бурями; Италии, смелой и пылкой до неистовства». Эти слова были написаны известным русским композитором и музыкальным критиком А. Серовым по поводу приезда в Россию для постановки оперы «Сила судьбы». Было это более ста двадцати лет тому назад.

Характеристика Серова точна и проницательна. Верди действительно певец своей эпохи и своей страны - Италии, героически боровшейся против иноземного ига за свободу и национальное единство, за то, чтобы из географического понятия, как иронически назвал ее один из австрийских министров, превратиться в независимое национальное государство.

О национальном движении в Италии XIX века мы знаем не только из истории. Оно отражено, например, в прекрасной книге Этель Лилиан Войнич - романе «Овод» , которым зачитываются уже многие поколения. Верди – современник и единомышленник молодых героев романа. Но боролся он за свободу Италии особым оружием - музыкой.

Его путь в искусстве не был легок. Сын деревенского трактирщика мог получить в родной деревне только самые начальные музыкальные навыки, его первым учителем был органист местной церкви. Деревенскому мальчику посчастливилось: на него обратил внимание купец из соседнего городка Антонио Барецци, человек просвещенный, доброжелательный, горячо любивший музыку. По его инициативе Джузеппе перебрался в город Буссето, поступил там в музыкальную школу и начал заниматься у местного «музыкального маэстро» Ф. Провези. Путь в искусстве для Верди был нелегким

Под руководством Провези он научился многому: хорошо играть на фортепиано и органе, сочинять музыку для различных инструментов и для духового оркестра, выступавшего по праздникам на городской площади. В масштабах маленького городка молодой музыкант скоро завоевал известность, и местное филармоническое общество, объединявшее любителей музыки, дало юноше стипендию для обучения в Миланской консерватории.

Но в консерваторию Верди не приняли, его игра на фортепиано не понравилась экзаменаторам, а на сочинения они особого внимания не обратили. Что было делать? Возвращаться в Буссето и, значит, обмануть ожидания своих доброжелателей? Нет, никогда!

И Верди остался в Милане, и не только потому, что удалось найти хорошего учителя из числа профессоров консерватории, но и потому, что сам город был своего рода консерваторией: два оперных театра, в том числе знаменитый «Ла скала» , еженедельные концерты – все это мог посещать молодой провинциал благодаря своему учителю В.Лавинья, который уже после года занятий написал покровителю Верди Барецци: « Ваш стипендиат вскоре будет гордостью своего отечества» . Верли мечтал написать оперу для «Ла Скала»

И в годы ученья, и в последующие годы работы в Буссето (надо было выполнить долг по отношению к этому городу) Верди писал музыку в самых различных жанрах. Но более всего его влекла опера. Написать оперу для «Ла Скала» было его мечтой.

И она исполнилась: первая опера имела успех столь значительный, что с Верди заключили договор еще на три сочинения. Он мог считать себя счастливцем.

Но судьба обрушила на Верди страшный удар: один за другим умирают двое его детей, а потом и жена - Маргарита Барецци, дочь его старшего друга. И все это на протяжении полутора лет! А он должен был по договору кончать работу над веселой, комической оперой. Неудивительно, что она казалась самым слабым произведением композитора и была освистана публикой.

Этот новый удар сразил Верди. Казалось, всему конец - и творчеству, и самой жизни. Верди стал избегать людей, стремился быть в одиночестве, даже переехал в дешевую гостиницу - подальше от дома, где он был счастлив. Из этого состояния его удалось вывести директору оперного театра Б. Мерелли, полюбившему Верди и поверившему в его талант, несмотря на неудачу с комической оперой. Он предложил ему почитать новое либретто, написанное талантливым поэтом Т. Солера. Верди неохотно взял рукопись. Принес ее домой, и она случайно раскрылась на словах, чем-то затронувших воображение композитора:

«Лети, моя дума, к далеким родимым холмам…»

Верди увлекся чтением и к утру знал либретто наизусть. Так началась работа над «Набукко» - первой из серии героических опер, принесших ему славу певца итальянского Рисорджименто национального воссоединения.

Сюжеты опер были самые различные, взятые то из Библии («Набукко»), то из истории («Аттила» , «Ломбардцы в первом крестовом походе» , «Жанна д’Арк» , «Битва при Леньяно»), то из романтических драм Гюго («Эрнани»), Шиллера («Разбойники»). Но везде проходит одна и та же идея - идея борьбы с тиранией, с угнетением народа, и потому самые отдаленные по времени сюжеты воспринимались публикой как остросовременные. Когда в опере «Аттила» римский полководец говорил, обращаясь к вождю гуннов Аттиле: «Возьми себе весь мир, Италию оставь мне», наэлектризованная публика кричала: «Нам, нам Италию!»

Но главная причина была не в сюжетных аналогиях, а в музыке. Лучшее в ранних операх Верди - это подлинно героические хоры, с их яркой мелодикой, мужественным маршевым ритмом. Они легко запоминались, и некоторые из них становились популярными патриотическими песнями. В частности, тот хор из «Набукко» , первая строка которого взволновала Верди при чтении либретто. Гимном стал и хор из «Битвы при Леньяно»: «Да здравствует Италия!» И недаром вождь итальянского революционного движения Джузеппе Мадзини писал Верди в 1848 году: «То, что я и Гарибальди делаем в политике, что наш общий друг А. Мандзони делает в поэзии, то Вы делаете в музыке. Теперь, как никогда, Италия нуждается в Вашей музыке» .

Опера “Риголетто” Дж. Верди

С каждым новым сочинением талант Верди становится все более зрелым и глубоким, многогранно отражающим действительность во всей ее сложности и противоречиях. В центре внимания оказывается личность человека, его внутренний мир. Это особенно выпукло проявилось в операх 1850-х годов: «Риголетто» (по драме Гюго) и «Травиата» (по драме А. Дюма-сына). Главные персонажи не совершают никаких исключительных поступков, возвышающих их над толпой, – это, наоборот, люди униженные, стоящие вне общества.

Придворный шут Риголетто на всю жизнь обречен смешить и забавлять, отношение общества к Виолетте отражено в самом названии оперы: «травиата» по-итальянски - падшая женщина. И Верди показывает, как в душе этих презираемых людей живут большие и чистые чувства, как самозабвенно любит Риголетто свою дочь Джильду, как перерождается Виолетта, узнав настоящую любовь, и как она отказывается от счастья, чтобы все прошлое не легло тенью на семью любимого человека. И когда еще до поднятия занавеса на спектакле «Травиаты» звучит проникновенная, чистая и грустная музыка вступления (только у струнных инструментов), перед слушателями возникает портрет души героини оперы… Опера “Аида” Дж. Верди

Синтезом лучших черт творчества Верди стала его опера «Аида», написанная к открытию оперного театра в Каире. Сюжет должен был отражать какую-либо страницу из истории Египта. И снова Верди удивил неожиданностью трактовки. Опера, рассказывающая о победах и завоеваниях древнеегипетского царства, оказалась проникнутой симпатиями к побежденному египтянами народу - эфиопам, а самые чарующие краски отданы Аиде - дочери эфиопского царя, пленнице и рабыне. Великий мастер вокальной музыки, Верди здесь обнаружил и великолепное знание оркестра: ночная сцена у Нила - это прекраснейший музыкальный пейзаж, образ той «звучащей тишины», полной таинственных шорохов и шепотов, которая свойственна природе.

Ко времени создания «Аиды» Верди находился на вершине славы, его оперы ставились во всех театрах от Петербурга до Каира. В вестибюле оперного театра была поставлена его статуя - этого потребовали жители Милана. Мог ли когда-то мечтать о чем-либо подобном деревенский мальчик из Ронколе?

А сам Верди не был удовлетворен. Да, его оперы охотно ставили во всех театрах, но сколько труда стоило ему преодолевать рутину и косность театральных деятелей! А главное, потом опять все шло по-старому.

А что стало с самой Италией, за единство и независимость которой боролся Верди оружием своей музыки? Италия едина. Казалось бы,исполнились все мечты его молодости. И сам Верди - сенатор в парламенте. Но при слове «политика» он в ужасе восклицает: «Спаси нас, Господи!». Не такой рисовалась Италия революционным демократам 1840-х годов. Опера “Отелло” Дж. Верди

И наступили годы молчания. А друзья не могли поверить: неужели «Аида» - это последний шедевр? Ведь композитор, несмотря на возраст, вполне здоров и бодр. И друзья организуют настоящий заговор. Они знакомят Верди с молодым драматургом и композитором Арриго Бойто. А тот показывает композитору сценарий, сделанный им по трагедии Шекспира «Отелло». И шестидесятивосьмилетний маэстро, как в юности, увлекся работой, хотя поначалу уверял всех и даже либреттиста, что пишет не для театра, а для себя.

И он написал оперу, совсем не похожую на прежние, очень трудную для певцов, не привыкших быть еще и драматическими актерами. Музыка раскрывает не только ситуации и текст либретто, но и подтекст. Очень показателен в этом отношении образ Яго. Вот в первом действии он запевает свою «Застольную». И кажется, что перед нами весельчак, добродушно-беспутный малый, искренне радующийся вместе с солдатами победе Отелло. Песню перебивают возгласы, пьяный хохот, солдаты нестройно подхватывают припев. А в оркестре мелькают неожиданно колючие, насмешливые мотивы, заставляющие насторожиться: не к добру это веселье! И эти-то колючие, жесткие интонации и раскрывают истинную сущность Яго - себялюбца, клеветника, злодея. Он губит доверчивую Дездемону, мужественного и простодушного Отелло. Зло торжествует. Но перед смертью Отелло в оркестре возникает дивной красоты мелодия - символ великой, бессмертной, незапятнанной любви.

Джузеппе Фортунино Франческо Верди (Giuseppe Fortunino Francesco Verdi, 10 октября 1813 – 27 января 1901) – итальянский композитор, прославившийся на весь мир невероятными по красоте операми и реквиемом. Его считают человеком, благодаря которому итальянская опера смогла полностью оформиться и стать тем, что называют «классикой всех времен».

Детство

Джузеппе Верди родился 10 октября в Ле Ронколе – местности неподалеку от города Буссето Пармской губернии. Так уж вышло, что ребенку очень повезло – он стал одним из немногих людей того времени, которые имели честь родиться во время появления Первой Французской Республики. При этом дата рождения Верди также связана с еще одним событием – рождением в этот же день Рихардо Вагнера, который впоследствии был заклятым врагом композитора и постоянно пытался конкурировать с ним на музыкальном поприще.

Отец Джузеппе был помещиком и содержал большой по тем временам деревенский трактир. Мать была обычной пряхой, которая иногда подрабатывала прачкой и нянькой. Несмотря на то, что Джузеппе был единственным ребенком в семье, жили они очень бедно, как и большинство жителей Ле Ронколе. Конечно, отец имел некоторые связи и был знаком с управляющими других, более известных трактиров, но их хватало разве что на покупку самого необходимого для содержания семьи. Лишь изредка Джузеппе вместе с родителями выбирались в Буссето на ярмарки, которые начинались ранней весной и длились практически до середины лета.

Большую часть детства Верди провел в церкви, где и научился читать и писать. Параллельно он помогал здешним служителям, которые взамен кормили его и даже учили тому, как играть на органе. Именно здесь Джузеппе впервые увидел красивый, огромный и величавый орган – инструмент, который с первой секунды покорил его своим звучанием и заставил навечно влюбиться. К слову, как только сын начал набирать первые ноты на новом инструменте, родители подарили ему спинет. По утверждениям самого композитора, это стало поворотным моментом в его судьбе, а дорогой подарок он сохранил у себя на всю жизнь.

Юность

Во время одной мессы игру Джузеппе на органе слышит богатый торговец Антонио Барецци. Поскольку мужчина за всю свою жизнь повидал множество плохих и хороших музыкантов, он сразу же понимает, что юному мальчику уготована грандиозная судьба. Он верит, что маленький Верди со временем станет персоной, которую будет узнавать каждый, начиная от деревенских жителей и заканчивая правителями стран. Именно Барецци рекомендует Верди закончить обучение в Ле Ронколе и переехать в Буссето, где им сможет заниматься сам директор «Филармонического Общества» Фернандо Провези.

Джузеппе следует совету незнакомца и через некоторое время его талант уже видит сам Провези. Однако параллельно директор понимает, что без должного образования парню не светит ничего, кроме как игра на органе во время месс. Он берется обучать Верди литературе и прививает ему любовь к чтению, за что юный парень невероятно благодарен наставнику. Он увлекается творчеством таких мировых знаменитостей, как Шиллер, Шекспир, Гёте, а роман «Обрученные» (Александр Мадзони) становится его наиболее любимым произведением.

В 18 лет Верди едет в Милан и пытается поступить в музыкальную Консерваторию, но проваливает вступительный экзамен и слышит от учителей, что «не обучен игре настолько хорошо, чтобы претендовать на место в училище». Отчасти парень согласен с их позицией, ведь всё это время он получал лишь несколько частных уроков и еще многого не знает. Он решает ненадолго отвлечься и в течение месяца посещает несколько оперных театров Милана. Атмосфера, царящая на спектаклях, заставляет его изменить мнение о собственной музыкальной карьере. Теперь Верди точно уверен, что хочет быть именно оперным композитором.

Карьера и признание

Первое публичное выступление Верди произошло в 1830 году, когда он, после Милана, приезжает обратно в Буссето. К тому времени парень находится под впечатлением от оперных театров Милана и одновременно полностью опустошен и рассержен тем, что не поступил в Консерваторию. Антонио Барецци, видя смятение композитора, берется самостоятельно устроить его выступление в своем трактире, который по тем временам считался крупнейшим увеселительным заведением города. Публика принимает Джузеппе бурными овациями, что снова вселяет в него уверенность.

После этого Верди в течение 9-ти лет живет в Буссето и выступает в заведениях Барецци. Но в душе он понимает, что признания добьется только в Милане, так как его родной городок слишком мал и не может обеспечить ему широкую публику. Так, в 1839 году он едет в Милан и практически сразу же встречает импресарио театра «Ла Скала» Бартоломео Мерелли, который предлагает талантливому композитору подписать контракт на создание двух опер.

Приняв предложение, Верди в течение двух лет пишет оперы «Король на час» и «Набукко». Второй был впервые поставлен в 1842 году в «Ла Скала». Произведение ждал невероятный успех. За год оно распространилось по миру и было поставлено свыше 65 раз, что позволило ему прочно закрепиться в репертуарах многих известных театров. После «Набукко» мир услышал еще несколько опер композитора, в число которых входили «Ломбардцы в крестовом походе» и «Эрнани», ставший невероятно популярным в Италии.

Личная жизнь

Еще в то время, когда Верди выступает в заведениях Барецци, у него случается роман с дочерью купца Маргаритой. Попросив благословения у отца, молодые люди женятся. У них рождаются два замечательных ребенка: дочь Вирджиния Мария Луиза и сын Ицилио Романо. Однако совместная жизнь через некоторое время становится для супругов, скорее, обузой, нежели счастьем. Верди в то время принимается за написание своей первой оперы, а жена, видя равнодушие мужа, большую часть времени проводит в заведении отца.

В 1838 году происходит трагедия в семье – от болезни умирает дочь Верди, а через год и сын. Мать, не выдержав столь серьезного потрясения, умирает в 1840 году от длительной и тяжелой болезни. При этом доподлинно неизвестно, как Верди отнесся к потере родных. Согласно мнению одних биографов, это надолго выбило его из колеи и лишило вдохновения, другие склоняются к мнению о том, что композитор был слишком поглощен работой и воспринял новость сравнительно спокойно.

ДЖУЗЕППЕ ВЕРДИ

АСТРОЛОГИЧЕСКИЙ ЗНАК: ВЕСЫ

НАЦИОНАЛЬНОСТЬ: ИТАЛЬЯНЕЦ

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СТИЛЬ: РОМАНТИЗМ

ЗНАКОВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ: АРИЯ ВИОЛЕТТЫ «ВСЕГДА СВОБОДНА» ИЗ ОПЕРЫ «ТРАВИАТА» (1853)

ГДЕ ВЫ МОГЛИ СЛЫШАТЬ ЭТУ МУЗЫКУ: АРИЯ ВИОЛЕТТЫ ДОНОСИТСЯ ИЗ ЛИМУЗИНА РИЧАРДА ГИРА В ФИНАЛЕ ФИЛЬМА «КРАСОТКА»

МУДРЫЕ СЛОВА: «ТЕПЕРЬ, ВМЕСТО ТОГО, ЧТОБЫ ВЫДЕЛЫВАТЬ НОТЫ, Я ВЫРАЩИВАЮ КАПУСТУ И БОБЫ».

Классическую музыку середины девятнадцатого века обычно описывают как битву между романтиками и традиционалистами: войско Листа/Вагнера против Брамса. Однако существовал и третий путь, проложенный по другую сторону Альп, - путь Джузеппе Верди.

Верди, не слишком обращая внимание на коллег, создавал красивые оперы с запоминающимися мелодиями. С премьеры оперы Верди зрители выходили, напевая только что услышанную музыку, и уже на следующее утро все уличные певцы и музыканты наяривали эти новые хиты. Ни эпические трагедии Вагнера, ни интеллектуальные симфонии Брамса никогда не достигали такой степени популярности.

Но как композитору это удавалось? В чем секрет? А в том, что Верди оставался верен своим корням. Он родился в деревне и никогда не терял связь со своей родной Пармой. Даже в зените славы Верди каждую осень рвался в свой деревенский дом, чтобы поучаствовать в сборе урожая. Из этого вовсе не следует, что Верди был простоват или что его музыка пониже качеством, чем у его прославленных современников. Верди отлично знал свое дело. Он всего лишь не видел смысла в музыкальных войнах. И каков итог? А таков, что его музыку до сих пор мурлычут себе под нос самые разные люди.

МОЖНО ИЗВЛЕЧЬ МАЛЬЧИКА ИЗ БУССЕТО, НО НЕЛЬЗЯ ИЗВЛЕЧЬ БУССЕТО ИЗ МАЛЬЧИКА

Несколько поколений семьи Верди обрабатывали землю неподалеку от городка Буссето в северной Италии. Джузеппе Верди, единственный сын Карло Джузеппе Верди и Луиджи Уттини, родился 9 - или по другим данным 10 - октября 1813 года. Мальчик был с детства зачарован музыкой, и к его шести годам родители настолько уверовали в талант сына, что в режиме жесткой экономии накопили денег на подержанный спинет. Вскоре Джузеппе стал органистом в Буссето и движущей силой местного Филармонического общества.

К 1833 году в городке созрело мнение, что Джузеппе пора расширить горизонты, и двадцатилетний юноша отправился в Милан поступать в консерваторию. В Миланскую консерваторию принимали студентов не старше семнадцати лет, но ни у кого и в мыслях не было, что возраст станет проблемой, ведь Джузеппе так талантлив. Однако после многочисленных прослушиваний экзаменационная комиссия вынесла взвешенное решение: молодой человек «не поднимется в музыке выше посредственности». Верди был в отчаянии.

В Буссето, куда он вернулся, разгорелась свара из-за должности дирижера городского оркестра. Сторонники Верди прочили его на это место, но местные священники выдвинули свою кандидатуру. Город раскололся на два враждующих лагеря, в тавернах дело доходило до драк. Верди все это скоро надоело, он засобирался в Милан, но его почитатели отказывались сдаваться и заперли Верди в его собственном доме. Стороны примирились лишь после того, как Верди встретился со своим соперником лицом к лицу в фортепианном поединке.

Должность «маэстро музыки» упрочила финансовое положение Верди настолько, что он смог жениться на своей возлюбленной Маргарите Барецци. Спустя год у них родилась дочь, а еще через год - сын. Верди превратился в местную знаменитость, но амбиции влекли его за пределы Буссето. Осенью 1838 года он подал в отставку и вместе с семьей переехал в Милан, где в 1839 году состоялась премьера его первой оперы «Оберто, граф Бонифачо». Триумфом этот дебют не завершился, но и провалом тоже, а критики предсказали молодому композитору блестящее будущее.

ХИТЫ? ОНИ КАК-ТО САМИ СОБОЙ ПОЯВЛЯЮТСЯ

В эти годы Верди пережил огромную утрату. Незадолго до отъезда семьи из Буссето умерла дочь композитора, Виржиния; вскоре после премьеры «Оберто» умер его сын Ицилио. Потом, в 1840 году, скончалась Маргарита после непродолжительной болезни. С той поры у композитора все пошло вкривь и вкось. Его вторая опера, «Король на час», с треском провалилась, после премьеры ее больше не ставили. Верди поклялся, что больше ничего сочинять не будет.

Затем оперный импресарио Мирелли дал композитору свежее либретто, основанное на библейском повествовании о вавилонском царе Навуходоносоре, или Набукко, как его называют итальянцы. Верди швырнул либретто в угол и пять месяцев к нему не притрагивался. Но в конце концов взял-таки в руки, полистал… Позднее он вспоминал: «Сегодня - одна строфа, завтра - другая; здесь - одна нота, там - целая фраза, - так мало-помалу возникла вся опера».

«Набукко» поставили в марте 1842 года в миланском театре «Ла Скала». На первом же представлении публика вознесла оперу до небес, уже после первого акта зрители так расшумелись, что Верди испугался: в этих криках ему почудилась не пылкая благодарность, а гневное недовольство.

Наконец-то Верди обрел профессиональную уверенность. Последующие годы он называл «годами на галерах», и действительно Верди трудился, как раб. Ни одна постановка не обходилась без капризных выходок солистов, ссор с дирекцией театра и препирательств с цензорами. Тем не менее Верди выдавал одни шедевр за другим: «Риголетто» в 1851 году, «Трубадур» в январе 1853-го, «Травиата» в марте 1853-го и «Сила судьбы» в 1862 году. Любой итальянец знал его музыку, все венецианские гондольеры и неаполитанские уличные певцы распевали его арии, а премьеры в разных городах обычно заканчивались тем, что местные оркестры исполняли новые полюбившиеся мелодии под окнами гостиницы, где останавливался композитор.

МАЛЕНЬКИЕ, НО ГОРДЫЕ

У Верди завязались отношения с миланской певицей Джузеппиной Стреппони. Джузеппина обладала не только божественным голосом, но и дурной репутацией - незамужняя сопрано четыре раза и не подряд, а с временными промежутками, выходила на сцену явно беременной. (Детей она отдавала в приюты.)

Одно дело якшаться со скандально знаменитой певицей в Милане, и совсем другое - в деревне. В Буссето Верди обзавелся внушительным поместьем, выстроил виллу под названием «Сант-Агата» и каждый год в период сбора урожая и заготовок неукоснительно наведывался в деревню. Но буколическое очарование не мешало Буссето оставаться консервативной провинцией, и жители оскорбились, когда Верди привез в их респектабельный городок любовницу. При первом визите Джузеппины в Буссето зять Верди попрекнул его тем, что он поселил в доме проститутку, а некие неизвестные «доброжелатели» бросали камни в окна виллы.

Верди и Стреппони поженились в 1859 году - неведомо, почему они так долго тянули со свадьбой. Однако Буссето остался непреклонен, поэтому в долгие летние месяцы синьоре Верди в деревне, кроме слуг, не с кем было и словом перемолвиться.

ВИВА ИТАЛИЯ!

Если в маленьком Буссето почти ничего не менялось, то в остальной Италии произошли существенные сдвиги. Когда Верди начинал свою карьеру, итальянский полуостров был поделен на множество мелких государств, а большую часть северной Италии держала под контролем Австрия. Имя Верди ассоциировалось с антиавстрийскими настроениями с 1842 года, а точнее, с премьеры «Набукко»: в хоре евреев «Лети, мысль, на золотых крыльях» - плаче иудейских изгнанников, обращенных в рабство, по утраченной родине - патриоты услышали протест против австрийского правления.

КОГДА ВЕРДИ ПРИВЕЗ В ДЕРЕВНЮ СВОЮ СОЖИТЕЛЬНИЦУ - ОПЕРНУЮ ПЕВИЦУ С СОМНИТЕЛЬНОЙ РЕПУТАЦИЕЙ, - РАССЕРЖЕННЫЕ КРЕСТЬЯНЕ ЗАБРОСАЛИ КАМНЯМИ ЕГО ДОМ, ОБОЗВАВ ПЕВИЦУ ПРОСТИТУТКОЙ.

Желание выгнать иностранных властителей и объединить страну обрело мощь, когда во главе национально- освободительных сил встал король Сардинского королевства (Пьемонта) Виктор Эммануил II, выступавший за объединение Италии. С этого момента имена короля и Верди сплелись воедино: невинное на первый взгляд восклицание «Вива Верди!» («Да здравствует Верди!») в устах патриотов звучало замаскированным призывом к борьбе с австрияками (буквенное сочетание ВЕРДИ расшифровывалось как «да здравствует Виктор Эммануил, король Италии»).

Многолетние усилия увенчались успехом - в 1861 году Италия объединилась. Верди сразу же предложили баллотироваться в итальянский парламент; он легко завоевал мандат и отслужил депутатом один срок. До конца жизни Верди чтили как композитора Рисорджименто («Обновления») - движения, принесшего Италии единство и независимость.

КОМПОЗИТОР - ВСЕГДА КОМПОЗИТОР

На шестом десятке Верди сбавил темп, объявив, что выходит на заслуженный отдых. Впрочем, преклонный возраст не помешал ему написать «Аиду» в 1871 году, «Отелло» в 1887-м и «Фальстафа» в 1893-м - то есть в семьдесят девять лет. Его продолжали осыпать почестями. Верди назначили сенатором, король Умберто I вручил ему знаки отличия Большого креста ордена Сан-Маурицио и Лаццаро. (Король даже предлагал ему титул маркиза, но Верди отказался, скромно заметив: «Я - крестьянин».)

Однако ни награды, ни почет не уберегли Джузеппину от треволнений: в середине 1870-х Верди закрутил роман с певицей Терезой Штольц. К 1877 году страсти раскалились добела, и Верди, поставленный перед выбором, предпочел любовнице жену. В 1890-е годы Джузеппина часто хворала и в ноябре 1897 года скончалась.

Вдовец, которому перевалило за восемьдесят, сохранял живость и проворство вплоть до января 1901 года, когда во время пребывания в Милане у него случился инсульт. Известие о болезни Верди мигом распространилось по всей Италии. Управляющий гостиницы, где остановился Верди, выпроводил всех прочих постояльцев, запустил на первый этаж представителей прессы и самолично вывешивал бюллетени о самочувствии композитора на дверях заведения. Полиция перекрыла движение вокруг гостиницы, дабы больной не страдал от шума, а король с королевой ежечасно получали телеграфные сообщения о переменах в состоянии Верди. Композитор умер в 2:50 утра 27 января. В тот день многие магазины в Милане не открылись в знак траура.

Время не повредило наследию Верди, его оперы остаются невероятно популярными - все такими же захватывающими и напевными, как в день премьеры.

НИКТО НЕ СМЕЕТ ОБИЖАТЬ НАШЕГО МАЭСТРО!

Большинство итальянцев с восторгом встречали все, что сочинял Верди, но кое-кому угодить было труднее. Премьера «Аиды» настолько не понравилась одному из зрителей, что он счел тридцать две лиры, потраченные на железнодорожные и театральные билеты, а также обед в ресторане, деньгами, пущенными на ветер, о чем письменно сообщил композитору и потребовал возмещения расходов. Звали отправителя этого письма Просперо Бертани.

Верди отнесся к претензиям Бертани скорее с юмором, чем с негодованием. Он велел своему агенту переслать жалобщику двадцать семь лир, покрывающие расходы на поездку в поезде и посещение театра, но не на обед. «Мог бы и дома поесть», - заметил Верди. Он также попросил агента опубликовать эту переписку в печати. Поклонники, возмущенные нападками на их обожаемого маэстро, завалили синьора Бертани письмами, причем некоторые даже грозили с ним расправиться.

ХВАТИТ УЖЕ ПОКЛОНЯТЬСЯ!

Однажды приятель Верди приехал к нему в деревню погостить и с удивлением обнаружил на вилле композитора десятки шарманок и механических пианино, на которых обычно играют уличные музыканты. «Когда я появился здесь, - объяснил Верди, - из всех шарманок в округе с утра до ночи неслись мелодии из «Риголетто», «Трубадура» и других моих опер. Это мне так досаждало, что я взял все инструменты в аренду на лето. Пришлось выложить около тысячи франков, но во всяком случае меня оставили в покое».

ТАИНСТВЕННАЯ «КРАСАВИЦА»

Сочиняя арию «Сердце красавицы» для оперы «Риголетто», Верди чувствовал, что создает новый хит, но ему очень не хотелось, чтобы публика услышала эту мелодию до премьеры. Вручая ноты тенору, композитор отвел его в сторонку и сказал: «Пообещайте, что вы не станете исполнять эту арию дома, не станете даже ее насвистывать, - словом, позаботьтесь, чтобы никто ее не услыхал». Разумеется, обещания тенора ему было мало, и перед репетициями Верди обратился ко всем участникам спектакля - оркестрантам, певцам и даже работникам сцены - с просьбой держать арию в секрете. В итоге на премьере «Сердце красавицы» ошеломило публику новизной и мигом завоевало бешеную популярность.

ВСЕ ЗНАЮТ, КТО ТЫ ТАКОЙ

Верди знала вся Италия, и эта великая слава положительно сказывалась на бытовых мелочах - например, была устранена проблема почтового адреса. Когда Верди предложил новому знакомому отправить ему какую-то вещь по почте, тот спросил его адрес. «О, адрес у меня очень простой, - ответил композитор. - Маэстро Верди, Италия».

Из книги 100 великих футболистов автора Малов Владимир Игоревич

Из книги 100 великих военачальников автора Шишов Алексей Васильевич

ГАРИБАЛЬДИ ДЖУЗЕППЕ 1807-1882 Народный герой Италии, один из руководителей вооружённой борьбы за объединение и национальную независимость страны. Генерал.Джузеппе Гарибальди родился во французском городе Ницце в семье итальянского моряка. В 15 лет под руководством отца он

Из книги Временщики и фаворитки XVI, XVII и XVIII столетий. Книга III автора Биркин Кондратий

Из книги Я пел с Тосканини автора Вальденго Джузеппе

КОГДА ДИРИЖИРОВАЛ ВЕРДИ Репетиции «Отелло» продолжались непрерывно: на вилле в Ривердейле и в Эн-Би-Си. Я уже настолько овладел партией, что пел ее наизусть. Однако в присутствии Тосканини я боялся ошибиться и всегда имел при себе ноты. Видя это, он ворчал сквозь

Из книги Гарибальди Дж. Мемуары автора Гарибальди Джузеппе

ВЕРДИ БЫЛ НЕДОВОЛЕН Я пел партию Форда в «Метрополитен», и маэстро, который однажды слушал трансляцию этой оперы, сказал мне как-то: - Ты, дорогой мой, покажи Гуаррере, как ты пол этот вокализ. У тебя это получалось очень хорошо. Я же помню!Признаюсь, что я тоже столкнулся с

Из книги 100 знаменитых анархистов и революционеров автора Савченко Виктор Анатольевич

Джузеппе Гарибальди Мемуары Джузеппе Гарибальди (1807–1882) Фотография

Из книги Короли договорняков автора Перумал Вилсон Радж

Джузеппе Гарибальди и его эпоха Гарибальди! Это имя волновало умы нескольких поколений; с этим именем шли в бой за свободу и национальную независимость народы Европы и Америки; это имя стало на долгие годы знаменем, символом борьбы против всякой тирании. По зову

Из книги Я, Лучано Паваротти, или Восхождение к славе автора Паваротти Лучано

МАДЗИНИ ДЖУЗЕППЕ (род. в 1805 г. – ум. в 1872 г.) Выдающийся итальянский революционер-социалист, лидер движения за объединение Италии. Еще в юности Мадзини стал членом тайного общества карбонариев и очень скоро был посвящен в степень «магистра», а потом – «великого

Из книги Нежнее неба. Собрание стихотворений автора Минаев Николай Николаевич

ГАРИБАЛЬДИ ДЖУЗЕППЕ (род. в 1807 г. – ум. в 1882 г.) Национальный герой Италии, создатель единого Итальянского государства, организатор революционной армии. Джузеппе Гарибальди родился в еще французском городе Ницца в семье потомственного итальянского моряка в июле 1807

Из книги Елена Образцова: Голос и судьба автора Парин Алексей Васильевич

Глава 8 «Джузеппе Синьори знал игроков, готовых продать матчи» Джузеппе СиньориВ начале ноября 2008-го мой контакт в Ливане сообщил, что их сборная участвует в ЧМ до 19 лет в Саудовской Аравии. Я узнал, что на примете есть несколько ливанских игроков, которые не прочь

Из книги После меня – продолжение… автора Онгор Акин

Джузеппе Ди Стефано Коллега тенор Впервые я услышал Паваротти в Сан-Ремо в 1962 году, всего год спустя после его дебюта. Я сразу же обратил внимание на его совершенно необыкновенный голос. Знаю, что позднее он заменил меня в нескольких спектаклях «Богемы» в Ковент-Гарден, но

Из книги автора

«Массне, Россини, Верди и Гуно…» Массне, Россини, Верди и Гуно, Пуччини, Вагнер, Глинка и Чайковский В его репертуаре и давно Он угождает публике московской. Он не хватает с неба звезд, но ведь Не всем же быть Карузо иль Мазини, Во всяком случае он не медведь, Рожденный в

Из книги автора

Сцены из оперы Верди «Трубадур» «В сердце вечный отзвук»Эта запись сделана в 1977 году в Западном Берлине, Берлинским филармоническим оркестром и хором театра «Дойче Опер» руководит Герберт фон Караян, а вместе с Образцовой - Азученой главные партии поют Леонтин Прайс -

Из книги автора

Опера Верди «Дон Карлос» в «Ла Скала» Фатальная вуаль злосчастной принцессыСпектакль «Дон Карлос» под руководством Клаудио Аббадо в постановке Луки Ронкони, премьера которого открыла юбилейный, двухсотый, сезон великого миланского театра, давно стал легендой. Его

Из книги автора

Реквием Верди в Милане Через тернии к звездамРеквием Верди впервые был исполнен в Милане, в церкви Сан Марко, в 1874 году; он посвящен памяти Алессандро Мандзони, которого Верди чтил не только за гражданские добродетели, но и за его бескомпромиссный поиск «трудной правды

Из книги автора

Джан Верди Исполнительный вице-президент26 января 2006 г., Стамбул, офис Джана ВердиРассказать об Акин-бее очень непросто…Мы познакомились с ним то ли в конце 1995-го, то ли в начале 1996 г. Garanti хотел приобрести Ottoman Bank. Я был в составе команды, которая работала над этим проектом.


Биография

Джузеппе Фортунино Франческо Верди - итальянский композитор, творчество которого является одним из крупнейших достижений мирового оперного искусства и кульминацией развития итальянской оперы XIX века.

Композитором созданы 26 опер и один реквием. Лучшие оперы композитора: «Бал-маскарад», «Риголетто», «Трубадур», «Травиата». Вершина творчества - последние оперы: «Аида», «Отелло», «Фальстаф».

Ранний период

Родился Верди в семье Карло Джузеппе Верди и Луиджи Уттини в Ле Ронколе - деревне близ Буссето в департаменте Таро, которая в тот момент была частью Первой Французской империи после присоединения княжеств Парма и Пьяченца. Так случилось, что Верди официально родился во Франции.

Верди родился в 1813 году (в один год с Рихардом Вагнером, в будущем его главным соперником и ведущим композитором немецкой оперной школы) в Ле Ронколе, неподалёку от Буссето (Пармское герцогство). Отец композитора, Карло Верди, содержал деревенский трактир, а мать - Луиджа Уттини - была пряхой. Семья жила бедно, и детство Джузеппе было тяжёлым. В деревенской церкви он помогал служить мессу. Музыкальной грамоте и игре на орга́не учился у Пьетро Байстрокки. Заметив тягу сына к музыке, родители подарили Джузеппе спинет. Этот весьма несовершенный инструмент композитор сохранил до конца своей жизни.

На музыкально одарённого мальчика обратил внимание Антонио Барецци - богатый торговец и любитель музыки из соседнего города Буссето. Он верил, что Верди станет не трактирщиком и не деревенским органистом, а великим композитором. По совету Барецци десятилетний Верди переехал для учёбы в Буссето. Так началась новая, ещё более тяжёлая полоса жизни - годы отрочества и юности. По воскресным дням Джузеппе отправлялся в Ле Ронколе, где играл на органе во время мессы. У Верди появился и учитель композиции - Фернандо Провези, директор «Филармонического Общества» Буссето. Провези занимался не только контрапунктом, он пробудил в Верди тягу к серьёзному чтению. Внимание Джузеппе привлекают классики мировой литературы - Шекспир, Данте, Гёте, Шиллер. Одно из самых любимых его произведений - роман «Обручённые» великого итальянского писателя Алессандро Мандзони.

В Милане, куда Верди отправился в возрасте восемнадцати лет, дабы продолжить образование, в Консерваторию (сегодня носящую имя Верди) его не приняли «из-за низкого уровня фортепианной игры; кроме того, в консерватории были возрастные ограничения». Верди начал брать частные уроки контрапункта, посещая в то же время оперные спектакли, а также просто концерты. Общение с миланским бомондом убедило его всерьёз подумать о карьере театрального композитора.

Вернувшись в Буссето, при поддержке Антонио Барецци (Antonio Barezzi - местный купец и любитель музыки, поддерживающий музыкальные амбиции Верди), Верди дал своё первое публичное выступление в доме Barezzi в 1830 году.

Очарованный музыкальным даром Верди, Барецци предлагает ему стать учителем музыки для своей дочери Маргариты. Вскоре молодые люди горячо полюбили друг друга и 4 мая 1836 года Верди женится на Маргарите Барецци. Вскоре Маргарита родила двух детей: Вирджинию Марию Луизу (26 марта 1837 - 12 августа 1838) и Ицилио Романо (11 июля 1838 - 22 октября 1839). В то время как Верди работал над своей первой оперой, оба ребёнка умирают в младенческом возрасте. Через некоторое время (18 июня 1840 года) в возрасте 26 лет супруга композитора Маргарита умирает от энцефалита.

Начальное признание

Первая постановка оперы Верди («Оберто, граф Бонифачьо») (Oberto) в миланской «Ла Скала» была одобрена критиками, после чего импресарио театра, Бартоломео Мерелли, предложил Верди контракт на написание двух опер. Ими стали «Король на час» (Un giorno di regno) и «Набукко» («Навуходоносор»). Жена и двое детей Верди умерли, когда он работал над первой из этих двух опер. После её провала композитор хотел перестать писать оперную музыку. Однако премьера «Набукко» 9 марта 1842 года в «Ла Скала» сопровождалась большим успехом и утвердила репутацию Верди как оперного композитора. За один последующий год опера ставилась в Европе 65 раз и с тех пор занимает прочное место в репертуаре ведущих оперных театров мира. За «Набукко» последовали сразу несколько опер, в том числе «Ломбардцы в крестовом походе» (I Lombardi alla prima crociata) и «Эрнани» (Ernani), которые ставились и имели успех в Италии.

В 1847 году опера «Ломбардцы», переписанная и переименованная в «Иерусалим» (Jérusalem), была поставлена Парижской Оперой 26 ноября 1847 года, став первым произведением Верди в стиле гранд-опера. Для этого композитору пришлось несколько переработать эту оперу и заменить итальянских персонажей на французских.

Мастер

В возрасте тридцати восьми лет у Верди возник роман с Джузеппиной Стреппони, певицей (сопрано), к тому времени заканчивающей карьеру (они поженились лишь через одиннадцать лет, а их сожительство до свадьбы рассматривалось как скандальное во многих из тех мест, где им приходилось жить). Вскоре Джузеппина прекратила выступления, и Верди, следуя примеру Джоаккино Россини, решил закончить карьеру вместе с женой. Он был состоятелен, знаменит и влюблён. Возможно, именно Джузеппина убедила его продолжить писать оперы. Первая же опера, написанная Верди после «ухода на покой», стала первым его шедевром - «Риголетто». Либретто оперы, написанное по мотивам пьесы Виктора Гюго «Король забавляется», подверглось значительным изменениям в угоду цензуре, и композитор несколько раз намеревался бросить работу, пока, наконец, опера не была завершена. Первая постановка состоялась в Венеции в 1851 году и имела грандиозный успех.

«Риголетто» является, возможно, одной из лучших опер в истории музыкального театра. Артистическая щедрость Верди представлена в ней в полную силу. Прекрасные мелодии разбросаны по всей партитуре, арии и ансамбли, ставшие неотъемлемой частью классического оперного репертуара, следуют друг за другом, а комическое и трагическое сливаются вместе.

«Травиата», следующая великая опера Верди, была сочинена и поставлена через два года после «Риголетто». Либретто написано по мотивам пьесы Александра Дюма-сына «Дама с камелиями».

Затем последовали ещё несколько опер, среди них - постоянно исполняемые сегодня «Сицилийская вечеря» (Les vêpres siciliennes; написана по заказу Парижской Оперы), «Трубадур» (Il Trovatore), «Бал-маскарад» (Un ballo in maschera), «Сила судьбы» (La forza del destino; 1862 год, написана по заказу Императорского Большого Каменного театра Санкт-Петербурга), вторая редакция оперы «Макбет» (Macbeth).

В 1869 году Верди сочинил «Libera Me» к Реквиему памяти Джоаккино Россини (остальные части были написаны ныне малоизвестными итальянскими композиторами). В 1874 году Верди написал свой Реквием на смерть почитаемого им писателя Алессандро Мандзони, включив в него переработанную версию ранее написанной «Libera Me».

Одна из последних великих опер Верди, «Аида», была ему заказана правительством Египта, дабы отметить открытие Суэцкого канала. Вначале Верди отказался. Будучи в Париже, он получил повторное предложение через дю Локля. На сей раз Верди познакомился со сценарием оперы, который ему понравился, и согласился написать оперу.

Верди и Вагнер, каждый - лидер своей национальной оперной школы, - всегда недолюбливали друг друга. За всю жизнь они ни разу не встретились. Сохранившиеся комментарии Верди о Вагнере и его музыке малочисленны и недоброжелательны («Он всегда выбирает, совершенно напрасно, нехоженую тропу, пытаясь лететь там, где нормальный человек просто пойдёт пешком, достигая гораздо лучших результатов»). Тем не менее, узнав, что Вагнер умер, Верди сказал: «Как грустно! Это имя оставило огромный след в истории искусства». Известно лишь одно высказывание Вагнера, относящееся к музыке Верди. Прослушав Реквием, великий немец, всегда красноречивый, всегда щедрый на (нелестные) комментарии по отношению ко многим другим композиторам, сказал: «Лучше ничего не говорить».

«Аида» была поставлена в Каире в 1871 году с огромным успехом.

Последние годы и смерть

В последующие двенадцать лет Верди работал очень мало, медленно редактируя некоторые свои ранние вещи.

Опера «Отелло» (Otello), написанная по мотивам пьесы Уильяма Шекспира, была поставлена в Милане в 1887 году. Музыка этой оперы «непрерывна», она не содержит традиционного для итальянской оперы деления на арии и речитативы - данное новшество было введено под влиянием оперной реформы Рихарда Вагнера (после смерти последнего). Кроме того, под влиянием той же вагнеровской реформы стиль позднего Верди приобрел большую степень речитативности, что придавало опере эффект большей реалистичности, хотя и отпугивало некоторых поклонников традиционной итальянской оперы.

Последняя опера Верди, «Фальстаф» (Falstaff), либретто которой Арриго Бойто, либреттист и композитор, написал по пьесе Шекспира «Виндзорские проказницы» (Merry Wives of Windsor) в переводе её на французский язык, сделанном Виктором Гюго, развивала манеру «сквозного развития». Блестяще написанная партитура этой комедии, таким образом, гораздо ближе к вагнеровским «Мейстерзингерам», нежели к комическим операм Россини и Моцарта. Неуловимость и искромётность мелодий позволяет не задерживать развитие сюжета и создает неповторимый эффект сумбурности, столь близкий духу этой шекспировской комедии. Опера заканчивается семиголосной фугой, в которой Верди в полной мере демонстрирует своё блестящее владение контрапунктом.

21 января 1901 года во время пребывания в отеле «Grand Et De Milan» (Милан, Италия) у Верди случился инсульт. Будучи поражённым параличом, он мог внутренним слухом читать партитуры опер «Богема» и «Тоска» Пуччини, «Паяцы» Леонкавалло, «Пиковая дама» Чайковского, но то, что он думал об этих операх, написанных его непосредственными и достойными наследниками, осталось неизвестным. Верди слабел с каждым днём и шесть дней спустя рано утром 27 января 1901 года умер.

Изначально Верди был похоронен на Монументальном кладбище в Милане. Через месяц его тело было перенесено в Casa Di Riposo в Musicisti - дом отдыха для пенсионеров-музыкантов, который создал Верди.

Он был агностиком. Его вторая жена, Джузеппина Стреппони, охарактеризовала его как «человека мало верующего».

Стиль

Предшественники Верди, повлиявшие на его творчество - Россини, Беллини, Мейербер и, самый важный - Доницетти. В двух последних операх, Отелло и Фальстаф, заметно влияние Рихарда Вагнера. Уважая Гуно, которого современники считали величайшим композитором эпохи, Верди тем не менее не позаимствовал ничего у великого француза. Некоторые пассажи в «Аиде» указывают на знакомство композитора с вещами Михаила Глинки, которого Ференц Лист популяризировал в Западной Европе, вернувшись из турне по России.

На протяжении всей карьеры Верди отказывался использовать высокое «до» в теноровых партиях, ссылаясь на то, что возможность спеть именно эту ноту перед полным залом отвлекает исполнителей и до, и после, и во время исполнения ноты.

Несмотря на то, что временами оркестровка у Верди мастерская, композитор полагался в основном на свой мелодический дар для выражения эмоций героев и драматизма действия. В самом деле, очень часто в операх Верди, особенно во время сольных вокальных номеров, гармония намеренно аскетическая, и весь оркестр звучит, как один аккомпанирующий инструмент (Верди приписываются слова: «Оркестр - большая гитара!» Некоторые критики утверждают, что Верди уделял техническому аспекту партитуры недостаточно внимания, поскольку ему недоставало школы и утонченности. Сам Верди сказал как-то, «Из всех композиторов я - самый малознающий». Но поспешил добавить, «Я это серьёзно говорю, но под „знаниями“ я подразумеваю вовсе не знание музыки».

Тем не менее, было бы неверным утверждать, что Верди недооценивал выразительную силу оркестра и не умел использовать её до конца, когда ему это было нужно. Более того, оркестровое и контрапунктное новаторство (например, струнные, взлетающие по хроматической гамме в сцене Монтероне в «Риголетто», дабы подчеркнуть драматичность ситуации, или, тоже в «Риголетто», хор, мычащий близкостоящие ноты за кулисами, изображая, весьма эффектно, приближающуюся бурю) - характерно для творчества Верди - характерно настолько, что другие композиторы не посмели позаимствовать у него некоторые смелые приёмы из-за их мгновенной узнаваемости.

Верди был первым композитором, специально занимающимся поиском такого сюжета для либретто, который бы лучше всего отвечал особенностям его композиторского дарования. Работая в тесном сотрудничестве с либреттистами и зная, что именно драматическая экспрессия является главной силой его таланта, он добивался устранения из сюжета «ненужных» деталей и «лишних» героев, оставляя лишь персонажи, в которых кипят страсти, и богатые драматизмом сцены.

Оперы Джузеппе Верди

Оберто, граф ди Сан-Бонифачо (Oberto, Conte di San Bonifacio) - 1839
Король на час (Un Giorno di Regno) - 1840
Набукко, или Навуходоносор (Nabucco) - 1842
Ломбардцы в первом крестовом походе (I Lombardi") - 1843
Эрнани (Ernani) - 1844. По одноимённой пьесе Виктора Гюго
Двое Фоскари (I due Foscari) - 1844. По пьесе лорда Байрона
Жанна д’Арк (Giovanna d’Arco) - 1845. По пьесе «Орлеанская дева» Шиллера
Альзира (Alzira) - 1845. По одноимённой пьесе Вольтера
Аттила (Attila) - 1846. По пьесе «Аттила, вождь гуннов» Захариуса Вернера
Макбет (Macbeth) - 1847. По одноимённой пьесе Шекспира
Разбойники (I masnadieri) - 1847. По одноимённой пьесе Шиллера
Иерусалим (Jérusalem) - 1847 (Версия Ломбардцев)
Корсар (Il corsaro) - 1848. По одноимённой поэме лорда Байрона
Битва при Леньяно (La battaglia di Legnano) - 1849. По пьесе «Битва при Тулузе» Жозефа Мери
Луиза Миллер (Luisa Miller) - 1849. По пьесе «Коварство и любовь» Шиллера
Стиффелио (Stiffelio) - 1850. По пьесе «Святой отец, или Евангелие и сердце», авторство Эмиля Сувестра и Эжена Буржуа.
Риголетто (Rigoletto) - 1851. По пьесе «Король забавляется» Виктора Гюго
Трубадур (Il Trovatore) - 1853. По одноимённой пьесе Антонио Гарсиа Гутьерреса
Травиата (La Traviata) - 1853. По пьесе «Дама с камелиями» А. Дюма-сына
Сицилийская вечерня (Les vêpres siciliennes) - 1855. По пьесе «Герцог Альба» Эжена Скриба и Шарля Деверье
Джованна де Гусман (Giovanna de Guzman) (Версия «Сицилийской вечерни»).
Симон Бокканегра (Simon Boccanegra) - 1857. По одноимённой пьесе Антонио Гарсиа Гутьерреса.
Арольдо (Aroldo) - 1857 (Версия «Стиффелио»)
Бал-маскарад (Un ballo in maschera) - 1859.

Сила судьбы (La forza del destino) - 1862. По пьесе «Дон Альваро, или сила судьбы» авторство Анхеля де Сааведры, герцога Риваса. Премьера состоялась в Большом (Каменном) театре в Санкт-Петербурге

Дон Карлос (Don Carlos) - 1867. По одноименной пьесе Шиллера
Аида (Aida) - 1871. Премьера состоялась в Оперном театре Хедива в Каире, Египет
Отелло (Otello) - 1887. По одноимённой пьесе Шекспира
Фальстаф (Falstaff) - 1893. По «Виндзорским насмешницам» Шекспира

Другие сочинения

Реквием (Messa da Requiem) - 1874
Четыре духовные пьесы (Quattro Pezzi Sacri) - 1892

Литература

Бушен А., Рождение оперы. (Молодой Верди). Роман, M., 1958.
Галь Г. Брамс. Вагнер. Верди. Три мастера - три мира. М., 1986.
Орджоникидзе Г. Оперы Верди на сюжеты Шекспира, M., 1967.
Соловцова Л. А. Дж. Верди. М., Джузеппе Верди. Жизненный и творческий путь, М. 1986.
Тароцци Джузеппе Верди. М., 1984.
Эсе Ласло. Если бы Верди вёл дневник… - Будапешт, 1966. В честь Джузеппе Верди назван кратер на Меркурии.

Художественный фильм «Двадцатый век» (реж. Бернардо Бертолуччи) начинается в день смерти Джузеппе Верди, когда рождаются два главных героя.



Рассказать друзьям