Для учащихся начальной школы проведена литературная викторина. Викторина по сказкам от Юлии Белки

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Цель: развитие внимания, памяти, быстроты реакции.

Описание . В достаточно быстром темпе детям предлагается ответить на вопросы викторины по сказкам.

Настоящее имя Царевны-лягушки. (Василиса Премудрая.)

Имя девочки, которой коровушка говорила: «Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь - всё будет сработано». (Хаврошечка.)

Имя непослушного братца Алёнушки. (Иванушка.)

Кто помог зайчику выгнать лису из лубяной избушки? (Петух.)

Кто тянул репку перед Жучкой? (Внучка.)

Как называется самый известный сборник арабских сказок? («Тысяча и одна ночь».)

В какой сказочной стране живет Шалтай-Болтай? (Зазеркалье.)

Любимые грибы Бабы Яги. (Мухоморы.)

Кому удалось собрать оброк с чертей? (Балде.)

Кто летал на пушечном ядре? (Барон Мюнхгаузен.)

Самый известный милиционер на свете. (Дядя Степа.)

В кого превратилась Царевна-лягушка? (В Васшшсу Прекрасную.)

Как звали мальчика, у которого жили игрушечные зверюшки: медвежонок, ослик, поросенок, кролик, сова и другие? (Кристофер Робин.)

Самая несчастная птица из сказки Андерсена. (Гадкий утенок.)

Петрушка, Василек, Хвощ, Колобок, Букашка, Сморчок, Синичка - чьи это имена? (Гномов.)

Кличка крысы из сказки о приключениях Буратино. (Шу- шара.)

Кто путешествовал в страну лилипутов и в страну великанов? (Гулливер.)

Героиня, ставшая женой эльфа. (Дюймовочка.)

Кому удалось рассмешить царевну Несмеяну? (Емеле.)

Птица, чьи перья светятся ярким светом. (Жар-птица.)

Многоглавый огнедышащий дракон. (Змей Горыныч.)

Герой, который был помещён на шпиль самой высокой башни. (Золотой петушок.)

В какой сказке есть молочная речка с кисельными берегами? («Гуси-лебеди».)

Где спрятался уцелевший козлёнок из сказки «Волк и семеро козлят»? (В печке.)

. «У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи - я никого не боюсь!» Из какой сказки этот страшный зверь? («Заяц-хваста».)

Какие цветы выращивали Кай и Герда? (Розы.)

Сказка с фруктовыми и овощными жителями. («Приключения Чиполлино».)

Как звали трёх медведей из сказки «Три медведя»? (Михал Иваныч, Настасья Петровна, Мишутка.)

Как звали двух братьев-морозов из сказки «Два мороза»? (Красный нос, Синий нос.)

Герои какой сказки жили у самого синего моря в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года? (Герои «Сказки о рыбаке и рыбке».)

Какую рыбу поймал Емеля? (Щуку.)

Какую птицу спасла Дюймовочка? (Ласточку.)

Чем угощала лиса журавля? (Манной кашей.)

Имя сладкоежки, живущего на крыше. (Карлсон.)

У какого кота в хозяйстве была корова по кличке Мурка? (У кота Матроскина.)

Имя мальчика, который в наказание за невежливость был превращен гномом в маленького человечка и совершил путешествие вместе со стаей гусей? (Нильс.)

Кем в итоге оказался Гадкий утёнок? (Лебедем.)

За какими цветами отправилась в лес под Новый год героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками.)

Кто одолел Тараканище? (Воробей.)

Какого роста был Конёк-Горбунок? (Три вершка.)

В какой деревне разносит почту Печкин? (В Простоквашино.)

Что подарил Винни-Пух ослику Иа-Иа на день рождения? (Горшок без мёда.)

Как звали отца Буратино? (Карло.)

Как называется сеть, в которую попала золотая рыбка? (Невод.)

Как звали гуся, на котором совершил путешествие Нильс? (Мартин.)

Какой титул носил Лимон из сказки Дж. Родари «Приключения Чиполлино»? (Принц Лимон.)

Из какого инструмента сварил суп солдат в русской сказке? (Из топора.)

Как звали сына царя Салтана? (Гвидон.)

Кличка пуделя Мальвины. (Артемом.)

Какого цвета волосы Мальвины? (Голубого.)

В какой сказке зима встречается с летом? («Двенадцать месяцев».)

Название города, в котором жил незнайка. (Цветочный.)

Какое слово выкладывал Кай из льдинок? (Слово «вечность».)

Кличка кошки Фрекен Бок. (Матильда.)

Во сколько часов Золушка должна была вернуться с бала? (В 12 часов ночи.)

Прибор, отличительная особенность Карлсона. (Пропеллер.)

Дерево, украшенное золотой цепью. (Дуб.)

Умывальников Начальник. (Мойдодыр.)

Грозный разбойник, враг Айболита. (Бармалей.)

Название сказки, в которой девушке удалось разрушить злые чары, наложенные на прекрасного принца, превращенного в чудовище. («Аленький цветочек».)

Поиграем.

(литературная викторина по сказкам для учащихся 3 класса)

Цели:

  • Проверить знание произведений устного народного творчества и авторских рассказов и сказок;
  • Учить вникать в смысл прочитанного, рассуждать, размышлять, отстаивать свою точку зрения.

Задачи:

  1. Обучать выразительному чтению произведений, правильному произношению слов, умению правильно выражать свои мысли, пополнять словарный запас.
  2. Развивать речь, мышление, память, коммуникативные навыки, творческие способности детей; умение работать в коллективе
  3. Воспитывать бережное, аккуратное обращение с книгой, прививать любовь и интерес к чтению.

Оборудование:

  • большой цветной кубик,
  • рисунки детей к сказкам,
  • рисунок книжки,
  • портрет Льва Кассиля,
  • карточки с цифрами: 2,3,4,5 для жюри,
  • “цветик-семицветик”,
  • мешочек с “волшебными” вещами,
  • музыкальное сопровождение: “В мире много сказок…”

Ход игры

Дорогие ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. Нас ждет увлекательное путешествие по стране Литературии.

К нам на урок пришла одна почетная гостья. Какая – угадайте.

Не дерево, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не растение, а с корешком,
Не человек, а с разумом. (Книга)

Да, это книга,а вместе с книгой приходят наши любимые сказочные герои.

В одиночестве, в покое
Дремлют книжные герои
На страницах книг своих.
Пробудите к жизни их!
Что им маяться от скуки?
Все герои любят труд!
Вам, друзья, и книги в руки -
Пусть герои оживут!

(Пока звучат строки стихотворения, дети прикрепляют рисунки сказочных героев на доске).

А знаете ли вы, что у книжки, так же, как и у каждого из нас бывают именины?

С 23 марта начнется ежегодная неделя чтения “Книжкины именины”. Впервые “Книжкины именины” организовал Лев Кассиль в 1943 году, в годы войны, в Колонном зале Дома Союзов в Москве. Туда были приглашены, в основном, дети погибших на фронтах бойцов Красной Армии. И не смотря на то, что время было тяжелое, люди многого были лишены, не хватало еды – было решено провести этот праздник, потому что наша страна всегда была самой читающей страной мира. Книга всегда была для детей самым главным другом.

Из книг можно узнать много полезного и интересного, если читать внимательно.

Сейчас мы проверим насколько вы внимательные читатели.

Начинаем нашу викторину “Поиграем”. Сегодня в ней принимают участие команды:

1. “Знайки”

Девиз: “Кто много читает, тот много знает”;

2. “Читалкины”

Девиз: “Чтоб незнайкой не прослыть, с книгой мы должны дружить”;

3. “Почемучки”

“Где? Зачем? И почему? – тайну разгадаю.
Книгу в руки я возьму – и ответ узнаю”

А судить конкурсы будет наше уважаемое жюри…. (представление жюри – уч-ся 4 класса).

Разминка

(Вопросы командам задаются по-очереди. За каждый правильный ответ – 1 балл. За помощь другой команде – дополнительно 1 балл.)

  1. Сколько братьев-месяцев встретила героиня сказки С. Маршака у новогоднего костра? (12.)
  2. Кто превратил Василису Премудрую в лягушку? (Кощей Бессмертный)
  3. Сколько раз старик бросал в море невод? (3.)
  4. Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара.)
  5. Как звали корову кота Матроскина? (Мурка.)
  6. Какой мальчик должен был выложить из льда слово “вечность”? за это ему обещали подарить новые коньки и весь свет. (Кай.)
  7. Что говорила царица, глядя в волшебное зеркальце?
    (Свет мой, зеркальце! Скажи,
    Да всю правду доложи.
    Я ль на свете всех милее,
    Всех румяней и белее?)
  8. Где находится смерть Кощея Бессмертного? (Дерево, сундук, заяц, утка, яйцо, игла.)
  9. От кого ушел Колобок? (От дедушки и бабушки, зайца, волка, медведя.)

Жюри подводит итоги и комментирует (у жюри карточки с цифрами, общий балл вносится в таблицу на доске).

Викторина состоит из 5 туров:

1-й тур – “Пушкиниана”; 2-й – “Сказки зарубежных писателей”;

3-й – “Кому принадлежат эти вещи?”; 4-й – “Русские народные сказки”;

5-й – “Сказки русских писателей”.

На столе разложены карточки с названием туров, каждый тур имеет свой номер. Этот номер нам нужен для того, чтобы, бросив кубик с пятью номерами, определить номер тура. (Капитаны команд по-очереди бросают кубик. Выпавший номер определяет тур.)

1-й тур. “Пушкиниана”

(Максимальная оценка – 5 баллов.)

(Командам раздаются карточки с вопросами. После обсуждения, команды сами выберают 2 вопроса, на которые они будут отвечать)

1. Что кричал петушок, сидя на спице?

(Кири-куку,
Царствуй, лежа на боку.)

2. Из какой сказки эти строки?

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.

(“Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь”.)

3. К кому обращался за помощью королевич Елисей? (К солнцу, месяцу, ветру.)

4. На какую работу нанял поп Балду? (Повар, конюх, плотник.)

5. Из какой сказки эти строки?

… Дева вдруг
ожила. Глядит вокруг
Изумленными глазами,
И, качаясь над цепями,
Привздохнув, произнесла:
“Как же долго я спала!”

(“Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”.)

6. Из какой сказки эти строки?

Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелчка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу.

(“Сказка о попе и работнике его Балде”.)

7. Что пообещал царь Додон мудрецу за золотого петушка?

(“.. Волю первую твою
Я исполню, как мою”.)

8. Как звали пса, который сторожил терем семи богатырей? (Соколка)

9. Сколько лет прожил старик со старухой “у самого синего моря”? (Тридцать лет и три года.)

10. Кого назвал Балда меньшим братом? (Зайца.)

(Заслушиваются выбранные ответы, жюри подводит итоги, результаты вносятся в твблицу.)

2-й тур. “Сказки зарубежных писателей”

(Конкурс капитанов. Капитаны команд вытягивают карточки с вопросами и отвечают на них. Команды имеют право помочь. Максимальная оценка – 2 балла )

1. Кто самый лучший в мире фантазер и сладкоежка, большой друг Малыша? (Карлсон. “Малыш и Карлсон” А. Линдгрет)

2. Как звали хозяина Кота в сапогах? (Маркиз Карабас. “Кот в сапогах” Ш.Перро.)

3. В какой сказке медведь сам сочинял стихи? (А. Миллн “Винни-Пух и все-все-все”)

(Подведение итогов.)

3-й тур. “Кому принадлежат эти вещи?”

(Участники команд по- очереди достают из мешочка карточки на которых написаны слова, обозначающие волшебные вещи. Максимальная оценка – 2б. )

  1. Золотое яичко. (Курочке Рябе. Рус. нар. сказка “Курочка Ряба”.)
  2. Хрустальная туфелька. (Золушке. Ш. Перро “Золушка”.)
  3. Зеркальце. (Злой мачехе. А.С. Пушкин “Сказка о мертвой царевне…”.)
  4. Золотой ключик. (Буратино. А. Толстой “Золотой ключик”.)
  5. Скорлупа грецкого ореха. (Дюймовочке. Г.-Х. Андерсен “Дюймовочка”.)
  6. Разбитое корыто. (Старухе. А.С. Пушкин. “Сказка о рыбаке и рыбке”.)
  7. Красная шапочка. (Девочке. Ш.Перро “Красная шапочка”.)
  8. Аленький цветочек. (Чудовищу. С. Аксаков “Аленький цветочек”.)
  9. Перо жар-птицы. (Ивану-дураку. Ершов “Конек-горбунок”.)

(Подведение итогов)

4-й тур. “Русские народные сказки”

(Командам раздаются карточки с вопросами. После обсуждения, команды сами выберают 2 вопроса, на которые они будут отвечать. Максимальная оценка – 2б. )

  1. Кто с кем такой дележ устраивал: “Твои ввершки, а мои корешки” (Мужик с медведем в сказке “Мужик и медведь”.)
  2. Какого героя провели на пирожках? (Медведь из сказки “Маша и медведь”.)
  3. Кто варил кашу, используя ум и смекалку? (Солдат в сказке “Каша из топора”.)
  4. Какими словами начинаются русские сказки? (“Жили-были…”; “В некотором царстве, в некотором государстве…”.)
  5. Что приказывал царь-батюшка своим невесткам, чтобы проверить их мастерство? (Испечь хлеб, соткать ковер.)
  6. Чем кормила лиса журавля? (Кашей.)
  7. Из какой сказки эти строки?
    Ах ты, Петя – простота,
    Сплоховал немножко:
    Не послушался Кота,
    Выглянул в окошко… (“Петушок-золотой гребешок”.)
  8. Кто первый нашел теремок? (Мышка-норушка)

(Подведение итогов)

5-й тур. “Сказки русских писателей”

(“Цветик-семицветик”. На лепестках, написаны вопросы, представители команд выбирают любой лепесток с вопросом, обсуждают ответ с командой.)

  1. Кто написал сказку “Приключения Незнайки”? (Н. Носов.)
  2. Как зовут главных героев сказки Э. Успенского “Каникулы в Простоквашино”? (Дядя Федор, кот Матроскин, собака Шарик,почтальон Печкин.)
  3. Какой музыкальный инструмент помогал девочке Жене собирать землянику? (Дудочка в сказке В.Катаева “Дудочка и кувшинчик”.)
  4. Какого насекомого испугались все звери? (Таракана из сказки К. Чуковского “Тараканище”.)
  5. Из какого произведения эти строки? “Вдруг шляпа поползла прямо к Вадику. Он как закричит: “Ай!” - и прыг на диван.” (Н. Носов. “Живая шляпа”.)

Подведение итогов. Награждение команд. Поздравления.

Закончился наш праздник, но увлекательное путешествие по стране Литературии только начинается. Книга будет вашим верным спутником всю жизнь.

Она оставила для вас письмо.

Письмо от Книги.

Ребята, я рада была видеть вас в своем книжном царстве.

Я – книга. Я товарищ твой!
Будь, школьник, бережным со мной…
Мой чистый вид всегда приятен.
Оберегай меня от пятен!
Я к вам обращаюсь, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома.
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.

До встречи. Книга.

Викторина "Сундучок волшебных сказок"

Автор: Анпилогова Любовь Николаевна учитель начальных классов МКОУ " Лозовская начальная школа - детский сад" Верхнемамонского района Воронежской области
Назначение: данная викторина будет полезна для работы учителям начальных классов и воспитателям групп продлённого дня; материал викторины предназначен для детей 9 - 11 лет.
Цели: Развитие у ребят сообразительности, находчивости, смекалки
Задачи: воспитывать интерес к сказкам, любовь к чтению;
развивать положительные эмоции; учить отличать добро и зло на примерах сказочных сюжетов, поступков героев сказок.
Оборудование: сундучок "Волшебных сказок", картинки с сюжетами из сказок, разноцветные карточки с фразами из сказок.

Ход викторины:

Звучит песня в исполнении ребят:
Текст песни Е. Птичкин - М. Пляцковский
Сказки гуляют по свету,
Ночь запрягая в карету.
Сказки живут на полянах,
Бродят на зорьке в туманах.

А принц Белоснежку полюбит.
А жадность Кащея погубит...
Пусть Зло на проделки хитро,
Но все ж побеждает Добро!

Мир озарив чудесами,
Сказки летят над лесами,
На подоконник садятся,
В речку, как в окна, глядятся.

А Золушку выручит фея,
Не станет Горыныча Змея...
Пусть Зло на проделки хитро,
Но все ж побеждает Добро!

Сказки со мною повсюду,
Их никогда не забуду.
Стоит сомкнуть мне ресницы -
Вмиг Сивка-Бурка приснится.

А месяц засветится ясный,
В глазах Василисы Прекрасной...
Пусть Зло на проделки хитро,
Но все ж побеждает Добро!
Учитель: Дорогие друзья, сейчас мы проведём викторину по волшебным сказкам. Участвуют две команды. Каждая команда придумывает себе название по волшебным предметам из сказок. Пока ребята думают, все отгадывают загадки: 1.Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля) «По щучьему велению»
2.В небесах и на земле скачет баба на метле,
Страшная, злая, кто она такая? (Баба-Яга) «Царевна-лягушка»
3.Вымолвил словечко – покатилась печка.
Прямо из деревни к царю да царевне.
И за что, не знаю, повезло лентяю. (Емеля) «По щучьему велению»
4.Он гремит костями страшно.
Злобный, жадный и ужасный.
Ходит в чёрном он плаще
И зовётся царь… (Кащей)
Итак, первая команда называется: Маленький кругленький, аза хвост не поймаешь
" Волшебный клубок".
Вторая команда называется: Интересная вещица – без начала, без конца

" Волшебное кольцо " 9 Каждая команда состоит из 5 человек, можно больше)
Учитель: У нас на викторине присутствует жюри в составе:
1.Героиня многих сказок Елена Прекрасная (Девочка 4 класса с длинной косой, с короной на голове и в русском народном сарафане)
2. Король (учитель физкультуры в костюме сказочного героя)
3. Старушка (Мама ученика в сказочной одежде)
Учитель: начинаем викторину по волшебным сказкам. Нужно открыть волшебный сундучок. Узнать какие там живут сказки.
Вот сундучок " Волшебных сказок" Чтобы его открыть нам нужно вспомнить волшебные слова из сказок.
1. Первый конкурс "Волшебные слова".
Один из участников называет волшебные слова из любой сказки, называет героя и сказку.
Команда " Волшебный клубок"
По щучьему веленью, по моему хотенью. (Емеля. Русская народная сказка " По щучьему веленью".
Команда "Волшебное кольцо"
Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой! (Иванушка - дурачок. Русская народная сказка "Сивка - бурка"
Учитель: повторим все волшебные слова. (Все хором повторяют) . Итак, наш сундучок открылся.
В сундучке лежат карточки двух цветов. Команда " Волшебный клубок" берёт карточки жёлтого цвета, а команда " Волшебное кольцо" зелёного цвета. (карточки можно делать любого цвета)
2. Второй конкурс "Узнай- ка, сказку"
(По фразе написанной на карточке узнать сказку и кратко рассказать " Цепочкой" всеми участниками команды, использовать в пересказе волшебные слова)
Команда "Волшебный клубок"
«Избушка, избушка! Стань по-старому. Как мать поставила, - ко мне передом, а к морю (лесу) задом».
Сказка «Царевна – лягушка»
Команда "Волшебное кольцо"«Сивка – бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед тобой!»
Сказка «Сивка – бурка»
(Пока участники готовятся, игра со зрителями)
Игра: «Сказочные фразы».
В сундучке лежат волшебные цветочки, на их лепесточках были написаны фразы из сказок, но половина каждой фразы исчезло. Нам нужно закончить фразу. Желающий выходит, берёт цветок, читает начала фразы, а все хором продолжают.

В некотором царстве…(в некотором государстве).
. По щучьему велению…(по моему хотению).
. Скоро сказка сказывается…(да не скоро дело делается).
. Несёт меня лиса…(за дальние леса, за быстрые реки, за высокие горы).
. И я там был, мёд – пиво пил…(по усам текло, а в рот не попало).
. Стали они жить - поживать…(и добра наживать).

3. Конкурс " Ты мне, я тебе"
Каждый участник команды задаёт вопрос участнику другой команды. если члены команды не знают ответ, помогают зрители)
Какой первый приказ был у царя в сказке «Царевна-лягушка»?
(испечь каравай хлеба)
На каком дереве хранился сундук, в котором была смерть Кощея?
(дуб)

Почему Василиса Премудрая покинула Ивана-царевича?
(Иван сжег лягушачью кожу)

Сколько дней искал Иван-царевич свою стрелу?
(Три дня)

В какой сказке отец бросил дочку зимой в лесу?
(Морозко)

Что спросил Морозко у девушки в первый раз?
Тепло ли тебе, девица?
.Что справляла мачеха по падчерице?
(Поминки)

Что лежало в коробе у падчерицы?
(Богатые подарки)

Что тявкала собачка: "Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину..."
(замуж не берут)

Что случилось со старухиной дочкой?
(Окостенела)
4. Конкурс "Добро и зло"
(По описанию назвать героя. Описание написано на листочке. Участник берёт из шкатулки листочек и зачитывает другой участник называет героя.)

Команда "Волшебный клубок"
Героиня русских сказок, в которой соединились и красота, и богатый ум, и смекалка, и мудрость, и женская мягкость. Она и прекрасная рукодельница, и обладает волшебными чарами. «Премудрая» и «прекрасная» – равнозначные эпитеты, так как для русского человека «красота» была синонимом «мудрости». Ради этой прекрасной героини и совершаются подвиги, и самый простой Иван-дурак может стать царевичем. (Василиса Премудрая)

Команда "Волшебное кольцо"
Этот герой является одним известным персонажем русских сказок, который благополучно проходит все испытания, побеждает противника, берет в жены царскую дочь, обретает славу и богатство. Также он в процессе прохождения испытаний добывает какое-либо волшебное животное, которое становится его другом-помощником и верно ему служит. (Иван - дурак).
. Выглядит она весьма пугающе и живет в избушке на курьих ножках. Но отличается тем, что дела её хорошие и плохие: она, костяная нога, знает прошлое и будущее, знает то, что неведомо главному герою – места, где спрятаны те диковинные вещи, которые герой ищет, иногда прямо помогает герою, дает ему советы или волшебные предметы., но часто делает пакости... (Баба - Яга)

Он отрицательный персонаж русских народных сказок, который имеет свойство похищать прекрасных красавиц. Обладает волшебной силой, он чародей и волшебник. Во многих сказках становится известна тайна победы над ним (ведь смерть его в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке, сундук зарыт под дубом, дуб растет на острове, остров на море-океане). (Кощей - бессмертный)
5. Конкурс "Загадочный"

Работать умела красиво и ловко,
В деле любом проявляла сноровку.
Хлебы пекла и скатерти ткала.
Шила рубашки, узор вышивала.
Лебедью белой в танце плыла.
Кто мастерица эта была?
(Елена Премудрая)
Вёдра он послал на речку,
Сам спокойно спал на печке.
Спал он целую неделю.
А зовут его… (Емеля)

Он герой нам всем известный
И с волшебным словом вместе
Может целую неделю
На печи лежать …

Кощеем заколдована,
Иваном очарована,
Зелёная подружка –
Царевна - … Лягушка)
Конкурс: "По картинке узнай сказку"
Итог викторины. Победители награждаются книгами "Волшебные сказки "
В мире много сказок,
В мире много сказок,
Грустных и смешных,
Грустных и смешных.
И прожить на свете,
И прожить на свете
Нам нельзя без них,
Нам нельзя без них.

Литературная викторина для учащихся начальных классов «Бросай-ка»

Литературная викторина с ответами для младших школьников

Ведущий : Добрый день, мальчики и девочки! Начинаем нашу викторину «Бросай-ка». Она называется так потому, что вопросы мы будем выбирать, бросая кубик. Я надеюсь, что вы с улыбкой воспримите и выигрыш, и поражение. В викторине принимают участие... (участники называют свои имена). Спасибо, очень приятно было познакомиться с вами!

Пусть будет радостною встреча,

В таком знакомстве — дружбы суть,

Мы начинаем викторину.

Как говорится, в добрый путь!

Ведущий проводит разминку, чтобы определить участников и болельщиков. Участниками становятся те, кто наберет больше баллов, остальные — болельщики. За правильный ответ дается 1 очко.

Вопросы разминки:

Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара)

Сколько братьев было у Элизы, героини сказки Андерсена «Дикие лебеди»? (11 братьев)

Самое сильное желание крокодила Гены? (Найти друга)

Сколько поросят перехитрили в сказке С. Михалкова злого волка? (Три)

Как звали трех медведей из сказки Л. Толстого «Три медведя»? (Михайло Потапыч, Настасья Петровна, Мишутка)

Имя старого джинна, которого Волька освободил из кувшина в повести Л. Лагина? (Старик Хоттабыч)

Кто обул кота в сапоги, надел на девочку красную шапочку, а на волка — чепчик? (Ш. Перро)

Где смерть Кощея Бессмертного? {Дерево, сундук, заяц, утка, яйцо, игла)

Имя папы Буратино в сказке А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»? (Карло)

10. Как звали корову кота Матроскина? (Мурка)

11. Кто из трех поросят построил самый прочный домик? (Наф- Наф)

12. Али-Баба перехитрил тридцать шесть или тридцать восемь разбойников? (Сорок)

Победители, набравшие наибольшее количество очков, делятся на две команды и выбирают каштанов; болельщики поддерживают игроков аплодисментами.

Викторина состоит из 6 туров : «Пушкиниана», «Сказки зарубежных писателей», «Чей это портрет?», «Русские народные сказки», «Сказки русских писателей», «Очкосгорательный».

На столе разложены 6 карточек по числу туров, в каждой карточке 10 пронумерованных вопросов. Представители команд по очереди бросают кубик с цифрами, определяя тур, затем на карточке, соответствующей выпавшему числу, произвольно выбирают вопрос. За правильный ответ — 2 очка.

1-й тур. Пушкиниана

1. С какими словами обращалась царица к зеркальцу?

(Свет мой, зеркальце! Скажи,/Да всю правду доложи...)

2. Что кричал петушок, сидя на спице? (Кири-куку!/ Царствуй, лежа на боку!)

3. Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»? (Жил старик со своею старухой/ У самого синего моря...)

4. Из какой сказки эти строки?

Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

5. Сколько лет прожил старик со старухой «у самого синего моря»? (Тридцать лет и три года)

6. На какую работу нанял поп Балду? {Повар, конюх и плотник)

7. Как звали пса, который сторожил терем семи богатырей? (Соколка)

8. Из какой сказки эти строки?

В кухне злится повариха,

Плачет у станка ткачиха,

И завидуют оне

Государевой жене. («Сказка о царе Салтане...»)

9. Из какой сказки эти строки?

Долго у моря ждал он ответа,

Не дождался, к старухе воротился.

Глядь: опять перед ним землянка;

На пороге сидит его старуха,

А перед нею разбитое корыто. («Сказка о рыбаке и рыбке»)

10. Что пообещал царь Дадон мудрецу за золотого петушка?

(За такое одолженье,/ Говорит он в восхищенье,/ Волю первую твою/Я исполню, как мою)

2-й тур. Сказки зарубежных писателей

1. Как в английской «Сказке про трех поросят» поросенок перехитрил волка? (Поросенок растопил печь и поставил под трубу котел с кипящей водой, волк упал в котел и сварился)

2. Кто лучший в мире специалист по паровым машинам, мастер по уборке комнат, товарищ по играм и большой выдумщик? (Карлсон)

3. В какой сказке медведь сам сочинял стихи, например, такие:

Мишка очень любит мед!

Почему? Кто поймет!

В самом деле, почему

Мед так нравится ему? («Винни-Пух и все-все-все»)

4. Кто этот герой?

Фруктово-огородная страна —

В одной из детских книжек есть она,

А в ней герой — мальчонка овощной —

Он храбрый, справедливый, озорной. (Чиполлино)

5. Назовите любимое выражение Карлсона. («Пустяки, дело житейское»)

6. Как бременские музыканты напугали разбойников? (Они одновременно закричали и запрыгнули в домик через окно)

7. Назовите страну, где утром жители говорят друг другу «спокойной ночи», а когда идут спать, говорят «доброе утро»; где в булочных продаются канцелярские принадлежности, а хлеб надо покупать в канцелярских магазинах. (Страна Лжецов)

8. Кто этот обжора? Какой писатель и в какой сказке о нем рассказал: «...Когда он был еще молод, он спал с вечера до утра, чтобы успеть переварить все, что съел за день. Но потом он сказал себе: "Спать — это только время терять: ведь когда я сплю, я не могу есть". Поэтому он решил питаться и ночью, оставив для пищеварения часа два в сутки»? (Барон Апельсин в сказке Дж. Родари «Чипоплино»)

9. Как зовут эту героиню?

Скорей бы приблизился вечер

И час долгожданный настал,

Чтоб мне в золоченой карете

Поехать на сказочный бал!

Никто во дворце не узнает,

Откуда я, как я зовусь...

Но только лишь полночь настанет,

К себе на чердак я вернусь.

(Золушка)

3-й тур. Чей это портрет?

1. «...Веселенько поглядела, усмехнулась ласково, платочком махнула и пошла плясать, а снег от нее бегом побежал. Где ей ножку поставить, там трава зеленая да цветы лесные. На березе уж листочки зашумели. А она того больше старается, припевать стала: У меня тепло! У меня светло! Красно летичко!

А сама волчком да волчком — сарафанчик пузырем». (Огневушка -поскакушка из одноименного сказа П. Бажова)

2. «...В сарачинской шапке белой,/ Весь, как лебедь, поседелый...» (Звездочет, А. С. Пушкин, «Сказка о золотом петушке»)

3. «Правду молвить, молодица/ Уж и впрямь была царица:/ Высока, стройна, бела,/ И умом и всем взяла;/ Но зато горда, ломлива,/ Своенравна и ревнива. (Царица, А.С. Пушкин, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

4. «Между тем росла, росла,/ Поднялась — и расцвела./ Белолица, черноброва,/ Нраву кроткого такого». (Царевна, А.С. Пушкин, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

5. «Месяц под косой блестит,/ А во лбу звезда горит./ А сама-то величава,/ Выступает, будто пава;/" А как речь-то говорит,/ Словно реченька журчит. (Царевна Лебедь, А. С. Пушкин. «Сказка о царе Сал- тане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салта- новиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

6. «...Руки кривые, на руках когти, ноги лошадиные, спереди- сзади горбы великие верблюжьи, весь мохнатый от верху до низу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные». (Зверь лесной, чудо морское, С. Т. Аксаков, «Аленький цветочек»)

7. «...Он заслонил собой солнце, и стало темно, как в сумерки. Он был огромного роста, голова его была как купол, руки — как вилы, ноги — как придорожные столбы, рот — как пещера, а глаза метали искры». (Джинн из арабской сказки «Алладин и волшебная лампа»)

8. «...Одна из них, побольше, упала на край цветочного ящика и начала расти, расти, пока, наконец, не превратилась в женщину, закутанную в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллионов снежных звездочек. Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительного, сверкающего льда, и все же живая! Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни теплоты, ни покоя». (Снежная королева из одноименной сказки Х.К. Андерсена)

9. «...Неужели это он! Глаза у него стали маленькие, как у свиньи, огромный нос свешивался ниже подбородка, а шеи как будто и совсем не было. Голова ушла глубоко в плечи, и он почти совсем не мог ее повернуть, а ростом он был такой же, как и семь лет назад, — совсем маленький». (Карлик Нос из одноименной сказки В. Гауфа)

10. «...Лицо головы было гладкое и лоснящееся, с полным щеками, с огромным носом, с крупными, плотно сжатыми губами. Голый череп сверкал; как выпуклое зеркало. Голова казалась безжизненной: ни морщины на лбу, ни складки у губ, и на всем лице жили только глаза. Они с непонятным проворством повернулись в орбитах и уставились в потолок. Когда глаза вращались, в тишине зала слышался скрип, и это поразило Элли». (Гудвин Великий и Ужасный, А. Волков, «Волшебник Изумрудного города»)

4-й тур. Русские народные сказки

1. Кто с кем спорил, чьи вершки, а чьи корешки? (Мужик с медведем в сказке «Мужик и медведь»)

2. Этот герой очень любит мед и кашу, а еще пирожки. На пирожках его и провели. (Медведь из сказки «Маша и медведь»)

3. В какой сказке от брошенной шапки избушка зашаталась? («Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо» или «Бой на Калиновом мосту»)

4. За что и как получил Матюша Пепельной свою силу великую? (За то, что птенцов птицы Магай укрыл, накормил, от смерти спас, птица дала ему три глотка из кувшина, возле дуба зарытого.)

5. Как мужик разделил без обиды одного гуся на семерых: барина, барыню, их сыновей и двух дочерей и себя не обидел? (Барину — голову, барыне — гузку, сыновьям — ножки, дочерям — крылышки, а себе — туловище.)

6. Какими словами обычно начинаются русские сказки? («В некотором царстве, в некотором государстве жили-были...»)

7. В сказке говорится: «Катится наливное яблочко по серебряному блюдечку, а на блюдечке все города видны, села на полях и корабли на морях, и гор высота, и небес красота, ясно солнышко с светлым месяцем кружатся, звезды в хоровод собираются». А что у нас теперь в жизни вместо наливного яблочка да серебряного блюдечка? (Кино, телевизор, компьютер, подзорная труба, бинокль, телескоп т. д.)

8. Вспомните описание пира в сказке «Царевна-лягушка». Какие чудеса творила Василиса Премудрая? (Во время танца махнула рукой — озеро разлилось, махнула другой — поплыли по озеру белы лебеди.)

9. Есть такая сказка «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что». Что это такое: «принеси то — не знаю что»? (Сват Наум)

10. Из какой сказки эти строчки?

Ах ты, Петя-простота,

Сплоховал немножко:

Не послушался Кота,

Выглянул в окошко...

(Петушок из сказки «Петушок — золотой гребешок»)

5-й тур. Сказки русских писателей

1. Как зовут волшебницу, которая боялась воды, и сколько лет она не умывалась? (Бастинда, не умывалась 500 лет.)

2. Кто придумал почтальона Печкина и троих из Простокваши- но?(Э. Успенский)

3. Как звали трех толстяков из повести Ю. Олеши «Три толстяка»? (У них нет имен.)

4. Элли смогла вернуться домой, когда помогла трем существам добиться исполнения их самых заветных желаний. Что это были за желания? (Желание Страшилы получить ум, Железного Дровосека — сердце и Трусливого Льва — храбрость.)

5. С грядки старушка цветок сорвала,

Девочке Жене его отдала.

В цветке, в лепестках есть волшебная сила,

Их девочка Женя о чем-то просила.

Что надо сказать, лепестки обрывая?

Как называется сказка такая?

6. С букварем шагает в школу

Деревянный мальчуган.

Попадает вместо школы

В деревянный балаган.

Как зовется эта книжка?

Как зовется сам мальчишка? (Буратино)

7. Назовите имя малыша Сиропчика из трилогии Н. Носова «Незнайка». (Сахарин Сахариныч Сиропчик)

8. По каким странам путешествуют герои сказок А. Волкова? (Страна Колотунов, Прыгунов, Мигунов, Жевунов и т. д.)

9. В какой сказке король больше всего на свете любил манную кашу, и как звали повариху, которая знала секрет приготовления этой каши? (Карбацуца, сказка С. Прокофьева «Лоскутик и облако»)

10. В чем волшебная сила Золотой шапки и Серебряных башмачков? (Если произнести волшебные слова, то появлялись Летучие обезьяны и выполняли желания хозяина Шапки. Если стукнуть каблуком о каблук, то Серебряные башмачки переносили в любое место.)

6-й тур. Очкосгорательный

Если по кубику выпадает 6 тур, все очки у команды сгорают.

ЦЕЛИ: повышение интереса к литературе; расширение кругозора учащихся; развитие умений активно проявлять свои способности, смекалку, работать в команде; сплочение классного коллектива.

В игре принимают участие команды 5 и 6 классов.

I.РАЗМИНКА «СКАЗКИ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ»
За каждый правильный ответ команде начисляется один балл.

1. В каком государстве жили герои многих русских народных сказок? (в тридевятом царстве, в тридесятом государстве)
2. Чем был колобок: пряником или пирогом? (пряником)
3. Каково настоящее имя Царевны- лягушки? (Василиса Премудрая)
4. Назовите имя сказочного царя-долгожителя.(Кощей)
5. Назовите грозное оружие Соловья Разбойника. (свист)
6. Поляки называют её Едзина, чехи - Езинка, словаки - Еже Баба, а как называем её мы? (Баба Яга)
7. Назовите место рождения Колобка (печь)
8. Назовите единственную героиню сказки «Репка», имя которой нам известно? (Жучка)
9. Назовите сказочный персонаж, лезущий вон из кожи? (Царевна-лягушка)
10. Как называется деталь женского платья, в которой помещаются озёра, лебеди и другие элементы окружающей среды (рукав платья Царевны-лягушки)
11. Какой сказочный головной убор нельзя нарисовать? (шапку-невидимку)
12. Назовите «рабочее место» кота учёного? (дуб)
13. В какой сказке рассказывается о тяжких последствиях плохого состояния средств противопожарной безопасности? («Кошкин дом»)
14. В какой сказке рассказывается о некоторых трудностях, связанных с доставкой свежей выпечки на дом? («Красная Шапочка»)
15. Кому Винни-Пух подарил на день рождения пустой горшок? (ослику Иа)
16. В нем 38 попугаев, 6 мартышек и 1 слонёнок. Кто это? (удав)
17. Кем приходилась сказочной Золушке добрая волшебница? (крёстной)
18. Сколько букв «потерялось» в первоначальном названии яхты капитана Врунгеля? (2)
19. Назовите русскую народную сказку, в которой было 3 покушения на убийство и одно убийство? («Колобок»)
20. Какие сказочные герои прожили «30 лет и 3 года»? (старик со старухой)

II. ЗООСАД КРЫЛОВА
Отгадайте одинаковые слова - названия животных, которых можно встретить в баснях Крылова -загаданные несколькими пословицами. Чем меньше пословиц-подсказок, тем лучше. Отгадаете с первой пословицы - 3 балла, со второй - 2, с третьей - 1.

Прикинулся бы ОН козой, да хвостик не такой.
. Как ЕГО не корми, а ОН всё в лес смотрит.
. ЕГО ноги кормят. (волк)

Лапки ЕЁ мягки, да когти остры.
. Чует ОНА, чьё мясо съела.
. Доброе слово и ЕЙ приятно. (кошка)

И ОНА помнит, кто её кормит.
. Не бойся ЕЁ брехливой, а бойся молчаливой.
. ОНА на сене: сама не ест и другим не даёт. (собака)

ОНА семерых волков проведёт.
. ЕЙ хвост не для красы нужен.
. ОНА и во сне кур считает. (лиса)

Из большого осла не получится ОН.

Делать из мухи ЕГО.
. Ай, Моська, знать она сильна, что лает на НЕГО. (слон)

И считанную ЕЁ волк съедает.
. Не прикидывайся ЕЮ: волк съест.
. Не за то волка бьют, что сер, а за то, что ЕЁ съел. (овца)

Не мечите бисер перед НИМИ.
. ОНА грязи всегда найдёт.
. Посади ЕЁ за стол, она и ноги на стол. (свинья)

ОН поёт месяц, а ворона каркает круглый год.
. Ласточка день начинает, а ОН кончает.
. Не нужна ЕМУ золотая клетка, лучше зелёная ветка. (соловей)

Не учи ЕЁ плавать.
. На то и ОНА в море, чтоб карась не дремал.
. Знать бы ершу, когда ОНА зубы меняет. (щука)

III. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВЕРИФИКАТОР
Скажите: верите вы или нет, что...

1. Илья Муромец был бомбардировщиком. (Да, «Илья Муромец» - самолёт-бомбардировщик конструктора Сикорского)
2. Елисейские поля в Париже названы в честь королевича Елисея, героя сказки А.С.Пушкина. (Нет)
3. За школьные сочинения А.П.Чехов получал только «пятёрки».(Нет, он никогда не получал за школьные сочинения выше «тройки»)
4. Однажды М.Е.Салтыков-Щедрин за сочинение, написанное им вместо дочери, получил «двойку». (Да, к тому же ещё с припиской: «Не знаете русского языка!»)
5. После трагической дуэли А.С.Пушкина В.А.Жуковский воскликнул: «Ай-ай-ай, убили негра, убили негра…» (Нет)
6. Плещеево озеро в Ярославской области названо в честь русского поэта Плещеева А.Н. (Нет)
7. Он - поэт, она - поэтика. (Нет, она - поэтесса. А поэтика - это учение поэтическом творчестве)
8. В басне «Квартет» автор высмеивает животных, которые плохо играют на музыкальных инструментах. (Нет)

IV. ЗАЗЕРКАЛЬЕ
В названии известных произведений все слова заменили на противоположные им по смыслу. Попробуйте восстановить зашифрованные таким образом истинные названия.

1. “Пёс босиком» («Кот в сапогах»)
2. «Девочка-каланча» («Мальчик с пальчик»)
3. «Синий платочек» («Красная Шапочка»)
4. «Железный замочек» («Золотой ключик»)
5. «Знайка под землёй» («Незнайка на Луне»)
6. «Песочная служанка» (Снежная королева»)
7. «Быль о железной курочке» («Сказка о золотом петушке»)
8. «Великан Рот» («Карлик Нос»)

V. СОБЕРИ ИЛЛЮСТРАЦИЮ

Кто быстрее соберёт картинку-пазл, назовёт произведение и автора. (Можно взять любую иллюстрацию и, разрезав на части, получить пазл, а можно взять готовые (я брала пазлы "Квартет" по бесне Крылова)

Подведение итогов, награждение победителей.


Полный текст материала Литературная викторина "По страницам любимых книг" смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.

Рассказать друзьям