Год издания алые паруса. Александр Грин

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Александр Грин (настоящее имя Александр Степанович Гриневский; 11 (23) августа 1880, город Слободской, Вятской губернии, Российской империи — 8 июля 1932, город Старый Крым, СССР) — русский и советский писатель польского происхождения, прозаик, представитель направления романтического реализма. Сам себя относил к символистам.

Семья
Отец — Гриневский, Степан Евсеевич|Stefan Hryniewski (1843—1914), поляк, представитель польской шляхты Полесья Дисненского уезда Виленской губернии Северо-Западного края Российской империи, за участие в польском восстании 1863 года был сослан в Колывань Томской губернии. Позже ему было разрешено переехать в Вятскую губернию, куда он прибыл в 1868 году.
Мать — Анна Степановна Гриневская (в девичестве Лепкова; 1857—1895) была русской, дочерью коллежского секретаря Степана Федоровича Лепкова и Агриппины Яковлевны. Окончила Вятскую повивальную школу и получила свидетельство на звание повитухи и оспопрививательницы.
Мачеха — Лидия Авенировна Гриневская (в девичестве Чернышева, по первому мужу Борецкая) — вторая жена Степана Евсеевича Гриневского. Дочь чиновника Авенира Андреевича Чернышева. Родилась 15 февраля 1865 г. Жила в Елабуге, где окончила прогимназию. Была замужем за почтовым чиновником Дмитрием Борецким. Имела от первого брака сына Павла (родился 27 июня 1884 г). В 1894 г. поступила в Вятскую повивальную школу, которую не окончила в связи с повторным браком — 7 мая 1895 г. во Владимирской церкви г. Вятки состоялось венчание со Степаном Евсеевичем Гриневским, а 9 июля 1895 г. Л. А. Гриневская выбыла из повивальной школы по собственному желанию.
Жена — Нина Николаевна Грин (1894—1970). Детей у них не было.

Братья и сёстры:
Наталия (1878—?) — приемная дочь Гриневских.
Александр (1879—1879). Умер в младенческом возрасте.
Антонина (1887—1969) — жила в Варшаве.
Екатерина (1889—1968) — осенью 1910 г. присутствовала на венчании Александра Грина и Веры Абрамовой.
Борис (1894—1949) — жил в Ленинграде. В 1947-48 гг. приезжал в г. Старый Крым и пытался в доме Грина открыть первый музей писателя. Тогда ему это не удалось.
Павел Дмитриевич Борецкий (1884—?) — сводный брат Александра Грина. Сын Лидии Авенировны Гриневской и ее первого мужа.
Николай (1896—1960) — сын Степана Евсеевича и Лидии Авенировны (мачехи Александра Грина).
Варвара (1898—?) — дочь Степана Евсеевича и Лидии Авенировны. Учительница.
Ангелина (1902—1971) — дочь Степана Евсеевича и Лидии Авенировны. Учительница.

Биография

Александр Гриневский родился 11(23) августа 1880 года в городе Слободской Вятской губернии.

С детства Грин любил книги о мореплавателях и путешествиях. Мечтал уйти в море матросом и, движимый этой мечтой, делал попытки убежать из дома.

Значительное влияние на Грина оказал его отец — белорусский дворянин Стефан Гриневский, который разрешил сыну купить ружье и поощрял его к длительным экскурсиям на природу, что повлияло как на выработку характера молодого человека, так и на будущий оригинальный стиль гриневской прозы.

В 1896 г. по окончании четырёхклассного Вятского городского училища уехал в Одессу. Некоторое время бродяжничал в поисках работы. Устроился матросом на судно, курсировавшее по маршруту Одесса — Батуми — Одесса. Вскоре решил оставить карьеру моряка. Перепробовал много профессий — был рыбаком, чернорабочим, лесорубом, золотоискателем на Урале.

Проходил службу солдатом в 213-м Оровайском резервном пехотном батальоне, расквартированном в Пензе. Летом 1902 г. дезертировал, но был пойман в Камышине. После побега познакомился с эсерами. Зимой 1902 г. они устроили Грину повторный побег, после которого он перешёл на нелегальное положение и начал вести революционную деятельность. В 1903 г. был арестован за пропагандистскую работу среди матросов в Севастополе. За попытку побега был переведён в тюрьму строгого режима, где провел около двух лет. В 1905 г. освобожден по амнистии.

В 1906 г. в Петербурге Грин снова был арестован и выслан на четыре года в г. Туринск Тобольской губернии. В Туринске Грин пробыл всего 3 дня: в книге «Лучшие путешествия по Среднему Уралу: факты, легенды, предания» приводится забавная история, как он, напоив исправника и полицейских, которые не устояли перед дармовой водкой, совершил побег. Бежал в Вятку, раздобыл чужой паспорт, по которому уехал в Москву. Здесь рождается его первый политически ангажированный рассказ «Заслуга рядового Пантелеева», подписанный А. С. Г. Тираж был конфискован в типографии и сожжен. Псевдоним А. С. Грин впервые появился под рассказом «Случай» (1907). В 1908 г. у Грина выходит первый сборник «Шапка-невидимка» с подзаголовком «Рассказы о революционерах».

Сочиняя новые и новые рассказы, Грин постепенно находит свой стиль, сделавший его затем столь популярным и любимым. Первая романтическая новелла, по словам самого писателя, появилась в 1909 г. и называлась «Остров Рено». Затем последовали и другие произведения этого направления — «Колония Ланфиер» (1910), «Зурбаганский стрелок» (1913), «Капитан Дюк» (1915). В этих произведениях формируются черты вымышленной страны, которая литературоведом К. Зелинским будет названа Гринландия.

Из-за конфликта с властями Грин с конца 1916 г. был вынужден скрываться в Финляндии, но, узнав о Февральской революции, вернулся в Петроград. Весной 1917 г. он пишет рассказ-очерк «Пешком на революцию», свидетельствующий о надежде писателя на обновление. Однако вскоре действительность разочаровывает писателя.

Летом 1919 года Грина призвали в Красную Армию связистом. Жил он в Новочеркасских казармах на Охте. В марте 1920 года Грин поселился в Доме литераторов на Бассейной улице, но вскоре заболел сыпным тифом и почти на месяц попал в Боткинские бараки. После выздоровления ему при содействии М. Горького удалось получить академический паёк и жильё — комнату в «Доме искусств» на Невском проспекте, 15, где Грин жил рядом с В. Пястом, В. А. Рождественским, Н. С. Тихоновым, М. Шагинян.

В 1921 году Грины уехали на все лето в финский поселок Токсово. В годы пребывания в Токсово, Александр Грин жил в доме Рогияйнена (ул. Санаторная 19).

Во время гражданской войны он печатает свои произведения в журнале «Пламя». В революционные годы в Петрограде Грин начал писать «повесть-феерию» «Алые паруса» (опубликована в 1923 году). Эта повесть является самым известным его произведением. Считается что прообразом Ассоль является жена Грина, Нина Николаевна.

В 1924 году в Ленинграде был напечатан роман Грина «Блистающий мир». В том же году Грин переехал в Феодосию. В 1927 году принял участие в коллективном романе «Большие пожары», публиковавшемся в журнале «Огонёк».

В 1929 году всё лето провёл в Старом Крыму, работая над романом «Дорога никуда», а в 1930 г. полностью переехал в город Старый Крым. В конце апреля 1931 года, будучи уже серьёзно больным, Грин ходил в Коктебель в гости к Волошину. Этот маршрут до сих пор известен и популярен среди туристов как «тропа Грина».

Роман «Недотрога», начатый им в это время, так и не был закончен.

Умер Грин 8 июля 1932 года в городе Старый Крым. Был похоронен там же на городском кладбище. На его могиле скульптором Татьяной Гагариной установлен памятник «Бегущая по волнам».

С 1945 г. его книги не печатались, в 1950 г. Грин посмертно обвинялся в «буржуазном космополитизме». Усилиями К. Паустовского, Ю. Олеши и других он в 1956 г. был возвращен в литературу; его произведения издавались миллионными тиражами.

"Его реальность включает в себя непостижимые логикой силы, проявляющиеся в сказке и во сне, в одушевлённости природы и предметов. Его вера в доброту человека основана на внутренней силе".

— Вольфганг Казак

Повесть для настоящих романтиков «Алые паруса» первоначально носила название «Феерия». Наброски к литературному произведению стал делать еще в 1916 году, работая над «Бегущей по волнам». Книга была опубликована в 1923 году с посвящением супруге писателя. В центре повествования – история юной девушки Ассоль, жизнь которой наполнена мечтами и фантазиями. Живя в реальном мире, героиня грезит сказкой, которой однажды суждено сбыться.

Юная Ассоль – лиричный и поэтичный образ. Это утонченная девушка, стойкая и сильная духом, как и главные героини российских драматических произведений. Работая над любым произведением, автор вкладывает в описываемых персонажей частицу себя. Образ Ассоль соткан из черт, свойственных Грину. Гриневский (настоящая фамилия писателя) мечтал стать моряком и отправиться в дальнее плавание. Романтизм в его душе столкнулся с суровыми буднями, поэтому вместо того, чтобы попасть на корабль, Александр стал работником каботажного судна.


Сталкиваясь с грубостью профессиональных моряков, Грин обрел скептицизм, что связывает его с моряком Лонгреном – отцом Ассоль. Талантливый писатель не был красавцем, морская карьера не сложилась, и судьба не благоволила. «Алые паруса» сочетают в себе символизм жизненных перипетий Александра Грина, его надежды и мечты вкупе с тяготами реальности.

История создания

Характеристика Ассоль перекликается с мировоззрением и идеалами автора. Ему, как и прелестной девушке, сложно было существовать в мире, где нет места сказке. Гриневский описывает главную героиню повести ровно настолько, чтобы дать читателю представление о ней. Надежда является главной чертой, символизирующей ее душевный уклад. Характер описан расплывчато, и читателям свойственно самостоятельно облагораживать девушку посредством воображения.


Героиня живет в прибрежном городе Каперна. В детстве Ассоль не была душой компании, сверстники не принимали ее из-за дурной репутации отца. Пережив это, она научилась быть самодостаточной и не обращать внимания на обиды. Придумав собственный мир, где мечты исполнимы, Ассоль ждет указания судьбы, чтобы радоваться жизни и любить кого-то, кроме отца и окружающей природы.

Характеристика внешности героини стала второстепенным нюансом повести, но описание присутствует в повествовании. Героиня убирает густые темные русые волосы косынкой и носит простое платье в розовый цветочек. У девушки приятная кроткая улыбкой и грустный взор. Тонкая хрупкая фигура не мешает Ассоль трудиться.


Скромная мечтательница рано осталась без матери. Она живет с отцом, бывшим моряком, и они продают деревянные игрушки, чтобы прокормиться. Несмотря на безумную любовь родителя, Ассоль одинока. Однажды она узнает о предсказании, гласившем, что к ней прибудет принц на прекрасном корабле и заберет девушку с собой. Слов незнакомца было достаточно доверчивой Ассоль, чтобы поверить в легенду. Ее вера основывалась не на легкомыслии, а на желании изменить жизнь. Стойко выдерживая насмешки окружающих, фантазерка была верна своей мечте, и она реализовалась.

Сюжет

Главной линией в произведении становится история Ассоль. Она живет в маленькой деревушке с нелюдимым и замкнутым в себе отцом. Односельчане не любят их семью из-за несчастного случая, к которому причастен Лонгрен. В шторм он был свидетелем гибели трактирщика Меннерса, но не стал спасать земляка, памятуя о том, что в схожей ситуации его жене никто не пришел на помощь.


Ассоль - иллюстрация к книге "Алые паруса"

На самом деле супруга бывшего моряка погибла из-за его черствости и скупости, что и стало причиной ненависти к семье со стороны недоброжелателей. Однажды девочка пошла в город продавать поделки, среди которых был кораблик с алыми парусами. Ассоль пускала его по ручью, и игрушка потерялась. Кораблик нашел сказочник Эгль. Он предсказал девочке, что, когда она вырастет, с родной земли Ассоль заберет принц, приплывший на корабле с алыми парусами.


Артур Грэй из богатой семьи испытывал тягу к приключениям и управлению морскими суднами. Однажды, отправившись в плавание на корабле, он ушел на лодке, чтобы порыбачить. Заночевав на берегу, утром Грэй увидел спящую Ассоль. Поразившись ее красоте, он оставил на руке девушки свое кольцо. В близлежащем трактире Артур узнал историю девушки, приукрашенную местными легендами. Не слушая сплетен, уверившись в благородстве мечтаний Ассоль, Грей купил алый шелк в лавке и приказал пошить паруса. На следующий день к пристани Каперны подошел корабль, который Ассоль видела в своих грезах. Грей увез ее в далекую страну, как и предвещало предсказание сказочника.

  • Александр Гриневский, грезящий морем, сделал символом надежды и воплощения мечты не веру девушки в приезд принца, а корабль. Аллюзия к несбывшимся надеждам автора, алые паруса стали знаком того, что, если мечты не сбылись, это не значит, что они были невозможны. Ассоль не ждала Грея. Она ждала корабль, в который вложила веру, накопленную годами одиночества и непонимания.

  • Возможно, скрытый символизм произведения сделал его любимой книгой коммунистов, свято верящих в мечту и уверенных в ее достижении. Романтическая подоплека в восприятии читателей и подаче автора уходит на второй план.
  • Примечательно, что даже волшебное имя Ассоль появилось случайно. По слухам, Грин покупал в магазине томатный сок и в вопросе: «А соль?» – услышал сочетание звуков, вдохновившее писателя на создание имени для главной героини произведения.

  • По мотивам повести не раз ставили мюзиклы и спектакли. Она была экранизирована режиссером Александром Птушко в 1961 году. Актриса стала создательницей главного женского образа. Молодой воплотил в кадре Артура Грея.
  • Картинки по книге «Алые паруса» до сих пор вдохновляют деятелей искусства на создание графических изображений, мозаик, скульптур и других объектов в различных техниках исполнения. Главным персонажем, воплощаемым художниками, становится девушка Ассоль, а предметом – корабль с алыми парусами.

Цитаты

Произведение Александра Грина полно морали, содержащейся в монологах и репликах главных героев. Примечательные цитаты из повести «Алые паруса» стали крылатыми фразами.

«Теперь дети не играют, а учатся. Они все учатся, учатся и никогда не начнут жить».

Эти слова не теряют актуальности в наши дни. Они характеризуют не детей, а взрослых, начинающих жить так, как это присуще их возрасту, и забывающих о своих мечтах.

«Чудеса делаются своими руками».

Реплика намекает на то, что не стоит жить в ожидании, в то время как решительные действия быстрее приведут к желаемому результату. Возможно, этими словами руководствовался Грин, нанимаясь работать на судно и мечтая управлять кораблем.

«Мы любим сказки, но не верим в них».

Ассоль была мечтательницей, и ее фантазии воплотились в реальность. Это произошло благодаря неизменной вере и стойкости духа. Подчас вера позволяет обстоятельствам сложиться нужным образом.

«Море и любовь не любят педантов»

Так писал романтик Грин, сравнивая две своенравные стихии. В столкновении с ними не важны мелочи, которые ценят педанты. Фантазеры и люди, чувствующие способность творить свою судьбу согласно мечтам, получают то, что ищут.

Алые паруса

Лонгрен, человек замкнутый и нелюдимый, жил изготовлением и продажей моделей парусников и пароходов. Земляки не очень жаловали бывшего моряка, особенно после одного случая.

Как-то во время жестокого шторма лавочник и трактирщик Меннерс был унесен в своей лодке далеко в море. Единственным свидетелем происходящего оказался Лонгрен. Он спокойно курил трубку, наблюдая, как тщетно взывает к нему Меннерс. Лишь когда стало очевидным, что тому уже не спастись, Лонгрен прокричал ему, что вот так же и его Мери просила односельчанина о помощи, но не получила её.

Лавочника на шестой день подобрал среди волн пароход, и тот перед смертью рассказал о виновнике своей гибели.

Не рассказал он лишь о том, как пять лет назад жена Лонгрена обратилась к нему с просьбой дать немного взаймы. Она только что родила малютку Ассоль, роды были нелегкими, и почти все её деньги ушли на лечение, а муж еще не вернулся из плавания. Меннерс посоветовал не быть недотрогой, тогда он готов помочь. Несчастная женщина в непогоду отправилась в город заложить кольцо, простудилась и умерла от воспаления легких. Так Лонгрен остался вдовцом с дочерью на руках и не мог уже больше ходить в море.

Что бы там ни было, а весть о таком демонстративном бездействии Лонгрена поразила жителей деревни сильнее, чем если бы он собственными руками утопил человека. Недоброжелательство перешло чуть ли не в ненависть и обратилось также на ни в чем не повинную Ассоль, которая росла наедине со своими фантазиями и мечтами и как будто не нуждалась ни в сверстниках, ни в друзьях. Отец заменил ей и мать, и подруг, и земляков.

Однажды, когда Ассоль было восемь лет, он отправил её в город с новыми игрушками, среди которых была миниатюрная яхта с алыми шелковыми парусами. Девочка спустила кораблик в ручей. Поток понес его и увлек к устью, где она увидела незнакомца, державшего в руках её кораблик. Это был старый Эгль, собиратель легенд и сказок. Он отдал игрушку Ассоль и поведал о том, что пройдут годы и за ней на таком же корабле под алыми парусами приплывет принц и увезет её в далекую страну.

Девочка рассказала об этом отцу. На беду, нищий, случайно слышавший её рассказ, разнес слух о корабле и заморском принце по всей Каперне. Теперь дети кричали ей вслед: «Эй, висельница! Красные паруса плывут!» Так она прослыла полоумной.

Артур Грэй, единственный отпрыск знатной и богатой фамилии, рос не в хижине, а в родовом замке, в атмосфере предопределенности каждого нынешнего и будущего шага. Это, однако, был мальчик с очень живой душой, готовый осуществить свое собственное жизненное предназначение. Был он решителен и бесстрашен.

Хранитель их винного погреба Польдишок рассказал ему, что в одном месте зарыты две бочки аликанте времен Кромвеля и цвет его темнее вишни, а густое оно, как хорошие сливки. Бочки сделаны из черного дерева, и на них двойные медные обручи, на которых написано: «Меня выпьет Грэй, когда будет в раю». Это вино никто не пробовал и не попробует. «Я выпью его, — сказал Грэй, топнув ногой, и сжал ладонь в кулак: — Рай? Он здесь!..»

При всем том он был в высшей степени отзывчив на чужую беду, и его сочувствие всегда выливалось в реальную помощь.

В библиотеке замка его поразила картина какого-то знаменитого мариниста. Она помогла ему понять себя. Грэй тайно покинул дом и поступил на шхуну «Ансельм». Капитан Гоп был добрым человеком, но суровым моряком. Оценив ум, упорство и любовь к морю молодого матроса, Гоп решил «сделать из щенка капитана»: познакомить с навигацией, морским правом, лоцией и бухгалтерией. В двадцать лет Грэй купил трехмачтовый галиот «Секрет» и плавал на нем четыре года. Судьба привела его в Лисс, в полутора часах ходьбы от которого находилась Каперна.

С наступлением темноты вместе с матросом Летикой Грэй, взяв удочки, отплыл на лодке в поисках подходящего для рыбной ловли места. Под обрывом за Каперной они оставили лодку и развели костер. Летика отправился ловить рыбу, а Грэй улегся у костра. Утром он пошел побродить, как вдруг в зарослях увидел спящую Ассоль. Он долго разглядывал поразившую его девушку, а уходя, снял с пальца старинное кольцо и надел на её мизинец.

Затем они с Летикой дошли до трактира Меннерса, где теперь хозяйничал молодой Хин Меннерс. Он рассказал, что Ассоль — полоумная, мечтающая о принце и корабле с алыми парусами, что её отец — виновник гибели старшего Меннерса и ужасный человек. Сомнения в правдивости этих сведений усилились, когда пьяный угольщик заверил, что трактирщик врет. Грэй и без посторонней помощи успел кое-что понять в этой необыкновенной девушке. Она знала жизнь в пределах своего опыта, но сверх того видела в явлениях смысл иного порядка, делая множество тонких открытий, непонятных и ненужных жителям Каперны.

Капитан во многом был и сам таким же, немного не от мира сего. Он отправился в Лисс и отыскал в одной из лавок алый шелк. В городе он встретил старого знакомого — бродячего музыканта Циммера — и попросил к вечеру прибыть на «Секрет» со своим оркестром.

Алые паруса привели в недоумение команду, как и приказ продвинуться к Каперне. Тем не менее утром «Секрет» вышел под алыми парусами и к полудню уже был в виду Каперны.

Ассоль была потрясена зрелищем белого корабля с алыми парусами, с палубы которого лилась музыка. Она бросилась к морю, где уже собрались жители Каперны. Когда появилась Ассоль, все смолкли и расступились. От корабля отделилась лодка, в которой стоял Грэй, и направилась к берегу. Через некоторое время Ассоль уже была в каюте. Все совершилось так, как предсказывал старик.

В тот же день открыли бочку столетнего вина, которое никто и никогда еще не пил, а наутро корабль был уже далеко от Каперны, унося поверженный необыкновенным вином Грэя экипаж. Не спал только Циммер. Он тихо играл на своей виолончели и думал о счастье.

Алые паруса. Граффити в Харькове

«А́лые паруса́» - повесть-феерия Александра Грина о непоколебимой вере в чудо и всепобеждающей, возвышенной мечте, написанная в 1916-1922 годах.

  • 1 История создания
  • 2 Сюжет
  • 3 Адаптации
    • 3.1 Экранизации
    • 3.2 Театральные постановки
    • 3.3 Музыка
    • 3.4 Скульптуры
  • 4 Примечания
  • 5 Литература
  • 6 Ссылки

История создания

Первые заметки, относящиеся к «Алым парусам», Александр Грин начал делать в 1916 году. черновиках к «Бегущей по волнам» (1925) Грин так описал первое появление замысла повести.

У меня есть «Алые паруса» - повесть о капитане и девочке. Я разузнал, как это происходило, совершенно случайно: я остановился у витрины с игрушками и увидел лодочку с острым парусом из белого шёлка. Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал - что, тогда я прикинул, не скажет ли больше парус красного, а лучше того - алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование. Ликование означает знание, почему радуешься. И вот, развёртывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами, я увидел цель его бытия.

Сюжет

Повесть рассказывает историю о жизни девочки Ассоль, которая потеряла свою мать, когда ей было пять месяцев. Ассоль жила со своим отцом-моряком. После отставки он стал делать игрушки, чтобы заработать себе и маленькой Ассоль на жизнь. И однажды Ассоль в лесу встречает старика по имени Эгль, который рассказывает ей, что когда она станет взрослой, к ней приплывёт принц на корабле с алыми парусами.

Ассоль поверила старику и стала ждать принца. И в один прекрасный день её мечта сбылась.

Адаптации

Экранизации

  • Алые паруса (фильм) (1961), реж. Александр Птушко.
  • Ассоль (1982), экспериментальная работа режиссёра Бориса Степанцева, которая строилась на видеосовмещении актёра с рисованной декорацией.
  • Правдивая история об Алых парусах (2010), реж. Александр Стеколенко.

Театральные постановки

Балет В. Юровского «Алые паруса», ГАБТ, 1943 г.
  • «Алые паруса» - балет В. М. Юровского, Большой театр, 1942 г.
  • «Алые паруса» (1978) - дипломный спектакль выпускников факультета кукольного искусства Музыкального училища им. Гнесиных, создавших под руководством Л. А. Хаита знаменитый театр «Люди и куклы» (Грей - В. Гаркалин, Ассоль - кукла)
  • Алые паруса - рок-опера Андрея Богословского. Записана ВИА «Музыка» в 1976 г.
  • Мюзикл «Алые Паруса» (2007)
  • «Алые паруса» - музыкальный спектакль. Театр-фестиваль «Балтийский дом». Инсценировка Эдуарда Гайдая, режиссёр-постановщик - Раймундас Банионис, композитор - Фаустас Латенас. Премьера в Санкт-Петербурге - 2008.
  • «Алые паруса» - музыкальная феерия по пьесе Михаила Бартенева и Андрея Усачёва. РАМТ. Постановщик - Алексей Бородин. Музыка - Максим Дунаевский. 2009 г.
  • «Ассоль» музыкальная феерия по пьесе Павла Морозова, композитор Михаил Мордкович, в Луганском областном академическом русском драматическом театре. Постановщик - Олег Александров. 2010 год.
  • Музыкальная феерия «Ассоль» по пьесе Павла Морозова, Жамбылский областной русский драматический театр (Казахстан). Премьера - 13 ноября 2010.
  • Спектакль «Алые паруса», «Театр на Спасской» (Киров). Режиссёр - Борис Павло́вич. Премьера 20 мая 2011 года.
  • Мюзикл Максима Дунаевского «Алые паруса» в театре «Свободное пространство». Либретто Михаила Бартенева и Андрея Усачёва. Постановщик - А. Михайлов. (2011).
  • Музыкальный спектакль «Алые паруса» по пьесе Павла Морозова в Иркутском областном театре юного зрителя. Постановщик - Ксения Торская. 2011 год.
  • «Алые паруса» в Братском драматическом театре. Постановщик - Валерий Шевченко. 2008 год.
  • Мюзикл-драма «Алые паруса». Московский мюзикл-театр «Монотон». Музыка А. Богословского. Либретто И. Чистозвоновой. 2010 год.
  • Спектакль «Алые Паруса» (по пьесе Павла Морозова «Ассоль») на сцене Чувашского государственного театра оперы и балета. Режиссёр-постановщик: Анатолий Ильин. Композитор: Ольга Нестерова. 2011 год.
  • Спектакль «Пристань алых грёз» в Иркутском областном театре кукол «Аистёнок» по мотивам произведений «Алые паруса» и «Бегущая по волнам». Автор - Александр Хромов. Режиссёр - Юрий Уткин. Премьера - 21 марта 2012 года.
  • Спектакль «Алые Паруса» (по пьесе Павла Морозова «Ассоль») в ТЕАТРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ОСТРОВ». Постановщик - Заслуженная артистка Украины Людмила Лымарь. (Киев, Украина). 2011 год.
  • Театральная феерия «Алые Паруса» на сцене Дзержинского театра драмы. Авторы инсценировки - Александр Расев и Валентин Морозов. Режиссёр-постановщик: Валентин Морозов. 2012 год.
  • Мюзикл «Алые паруса» в новосибирском театре «Глобус» на музыку Максима Дунаевского в постановке Нины Чусовой. 2012 г.
  • Премьера спектакля «Алые Паруса» по пьесе Павла Морозова «Ассоль» в Брянском Театре юного зрителя. Постановщик - Лариса Леменкова. 2012 г.
  • Мюзикл «Алые паруса» на музыку Максима Дунаевского в Пермском Театре-Театре. Режиссёр-постановщик Борис Мильграм. 2012 г.
  • Музыкальная феерия «Алые паруса» в Самарском академическом театре драмы им. М. Горького. Режиссёр - Раймундас Банионис (Литва). 2009 г.
  • Музыкальный спектакль «Ассоль» по пьесе Павла Морозова в Новошахтинском театре драмы. Постановщик - Ксения Торская. 2012 г.
  • Мюзикл «Алые паруса» на музыку Максима Дунаевского в Вологодском областном театре юного зрителя. Постановщик - народный артист России Борис Гранатов. 2012 г.
  • Мюзикл «Алые паруса» на музыку Валерии Лесовской в Музыкальном театре Кузбасса им. А. Боброва. Постановщик - Дмитрий Вихрецкий. 2012 г.
  • Мюзикл-шоу «Алые паруса» по А. Грину в Молодёжном театре Узбекистана. 2012 г.
  • Музыкальный спектакль «Алые Паруса» (по пьесе Павла Морозова «Ассоль») в Донецком академическом областном русском театре юного зрителя. Постановщик - Олег Александров. Сценография - засл. деятель искусств Украины Владимир Медведь. Композитор - Михаил Мордкович. 2013 год.
  • Балет «Ассоль» в Белорусском государственном академическом музыкальном театре. Композитор - Владимир Савчик. Автор либретто и балетмейстер-постановщик, народный артист Беларуси Владимир Иванов. 2013 г.
  • Премьера музыкального спектакля «Ассоль» (по пьесе Павла Морозова) в Волгоградском казачьем музыкально-драматическом театре. Постановщик и композитор - Сергей Чвокин. 2013 год.
  • Спектакль Пензенского театра юного зрителя «Там, где сбываются мечты» по мотивам «Алых парусов». Постановщик - Дарья Самоукова. 2013 г.
  • Мюзикл «Алые паруса» на музыку Максима Дунаевского в Московском Театре Мюзикла. Режиссёр-постановщик - Дмитрий Белов. По мотивам либретто Михаила Бартенева и Андрея Усачёва. Премьера 18 октября 2013 г.
  • Музыкальный спектакль "Алые паруса" (по пьесе Павла Морозова «Ассоль») в Новгородском академическом театре драмы имени Ф. М. Достоевского. Постановщик - Сергей Гришанин. Композитор: засл. деятель искусств Украины Михаил Мордкович. 2014 г.
  • Музыкальная фантазия "Алые паруса" в Ярославском Театре Юного Зрителя. Постановщик - Иорь Ларин. 2014.
  • Спектакль в Государственном академическом русском театре для детей и юношества Казахстана им. Н. Сац. Постановщик - засл. арт. Республики Таджикистан Султан Усманов, композитор - Максим Германцев.(Алма-Ата, Казахстан). 2014 г.
  • Спектакль "Алые паруса" (по пьесе Павла Морозова «Ассоль») в Акмолинском областном русском драматическом театре. Режиссёр-постановщик - О. Луцива. (Кокшетау, Казахстан) . 2014 г.
  • Мюзикл «Алые паруса» на музыку Максима Дунаевского в театре "Русская песня". Режиссёр-постановщик - Светлана Горшкова. По мотивам либретто Михаила Бартенева и Андрея Усачёва. Премьера 13 февраля 2015 г.

По мотивам повести Грина в Санкт-Петербурге в начале XXI века ежегодно ставится театрализованное представление в акватории Невы: Алые паруса.

Музыка

  • Песня барда Владимира Ланцберга «Алые Паруса» и тематически примыкающая к ней «А зря никто не верил в чудеса».
  • Песня Юрия Чернавского на слова Леонида Дербенёва «Зурбаган», исполнитель - Владимир Пресняков-младший (1985)
  • Песня «Ассоль» группы «Неприкасаемые» с альбома «Брёл, брёл, брёл» (1994)
  • «Ассоль и Серый» - песня группы «Зимовье Зверей» с альбома «Как взрослые» (2006)
  • Инструментальный New-Age альбом Андрея Климковского - «Алые Паруса» (2000)
  • «Ассоль» - песня и название музыкального альбома Татьяны Снежиной
  • «Глупенькая песня (Ассоль)» - песня группы «Чиж & Co»
  • Песня «Ассоль» Павла Кашина

Скульптуры

  • Скульптура «Ассоль» установлена в парке имени С. М. Кирова в городе Кирове
  • Скульптура «Ассоль» установлена в Геленджике на центральной набережной в районе ул. Ангулем
  • Скульптура «Ассоль» установлена в Ханты-Мансийске на набережной
  • Скульптура «Ассоль» установлена в Череповце на ул. Ленина

Примечания

  1. Семибратов В. К., 2014, с. 38-39.
  2. Варламова Л. М. Музеи Грина. Феодосия. Старый Крым: Путешествие в страну Гринландию. Симферополь, 2005. С. 35.
  3. Борис Степанцев
  4. Кирове открыта скульптура Ассоль

Литература

  • Петровский М. С. Романс и феерия. О происхождении сюжета «Алых парусов» А. С. Грина // А. С. Грин: взгляд из XXI века. К 125-летию Александра Грина: Сб. статей по материалам Международной науч. конф. Киров, 2005. С. 155-164.
  • Семибратов В. К. «Алые паруса» в контексте эпохи // «Жить густо и смело». Александр Грин в контексте эпохи. - Saarbrücken Academic Publishing, 2014. - С. 38-43. - ISBN 978-3-659-58526-5.

Ссылки

  • «Алые паруса Александра Грина» - статья Алексея Варламова
  • Мюзикл Максима Дунаевского «Алые паруса» - сайт мюзикла

алые паруса, алые паруса 2018, алые паруса аккорды, алые паруса аудиокнига, алые паруса в питере, алые паруса грин, алые паруса песня, алые паруса фильм, алые паруса фото, алые паруса читать

Алые паруса Информацию О

Лонгрен, человек замкнутый и нелюдимый, жил изготовлением и продажей моделей парусников и пароходов. Земляки не очень жаловали бывшего моряка, особенно после одного случая.

Как-то во время жестокого шторма лавочник и трактирщик Меннерс был унесён в своей лодке далеко в море. Единственным свидетелем происходящего оказался Лонгрен. Он спокойно курил трубку, наблюдая, как тщетно взывает к нему Меннерс. Лишь когда стало очевидным, что тому уже не спастись, Лонгрен прокричал ему, что вот так же и его Мери просила односельчанина о помощи, но не получила её.

Лавочника на шестой день подобрал среди волн пароход, и тот перед смертью рассказал о виновнике своей гибели.

Не рассказал он лишь о том, как пять лет назад жена Лонгрена обратилась к нему с просьбой дать немного взаймы. Она только что родила малютку Ассоль, роды были нелёгкими, и почти все её деньги ушли на лечение, а муж ещё не вернулся из плавания. Меннерс посоветовал не быть недотрогой, тогда он готов помочь. Несчастная женщина в непогоду отправилась в город заложить кольцо, простудилась и умерла от воспаления лёгких. Так Лонгрен остался вдовцом с дочерью на руках и не мог уже больше ходить в море.

Что бы там ни было, а весть о таком демонстративном бездействии Лонгрена поразила жителей деревни сильнее, чем если бы он собственными руками утопил человека. Недоброжелательство перешло чуть ли не в ненависть и обратилось также на ни в чем не повинную Ассоль, которая росла наедине со своими фантазиями и мечтами и как будто не нуждалась ни в сверстниках, ни в друзьях. Отец заменил ей и мать, и подруг, и земляков.

Однажды, когда Ассоль было восемь лет, он отправил её в город с новыми игрушками, среди которых была миниатюрная яхта с алыми шёлковыми парусами. Девочка спустила кораблик в ручей. Поток понёс его и увлёк к устью, где она увидела незнакомца, державшего в руках её кораблик. Это был старый Эгль, собиратель легенд и сказок. Он отдал игрушку Ассоль и поведал о том, что пройдут годы и за ней на таком же корабле под алыми парусами приплывёт принц и увезёт её в далёкую страну.

Девочка рассказала об этом отцу. На беду, нищий, случайно слышавший её рассказ, разнёс слух о корабле и заморском принце по всей Каперне. Теперь дети кричали ей вслед: «Эй, висельница! Красные паруса плывут!» Так она прослыла полоумной.

Артур Грэй, единственный отпрыск знатной и богатой фамилии, рос не в хижине, а в родовом замке, в атмосфере предопределённости каждого нынешнего и будущего шага. Это, однако, был мальчик с очень живой душой, готовый осуществить своё собственное жизненное предназначение. Был он решителен и бесстрашен.

Хранитель их винного погреба Польдишок рассказал ему, что в одном месте зарыты две бочки аликанте времён Кромвеля и цвет его темнее вишни, а густое оно, как хорошие сливки. Бочки сделаны из чёрного дерева, и на них двойные медные обручи, на которых написано: «Меня выпьет Грэй, когда будет в раю». Это вино никто не пробовал и не попробует. «Я выпью его, - сказал Грэй, топнув ногой, и сжал ладонь в кулак: - Рай? Он здесь!..»

При всем том он был в высшей степени отзывчив на чужую беду, и его сочувствие всегда выливалось в реальную помощь.

В библиотеке замка его поразила картина какого-то знаменитого мариниста. Она помогла ему понять себя. Грэй тайно покинул дом и поступил на шхуну «Ансельм». Капитан Гоп был добрым человеком, но суровым моряком. Оценив ум, упорство и любовь к морю молодого матроса, Гоп решил «сделать из щенка капитана»: познакомить с навигацией, морским правом, лоцией и бухгалтерией. В двадцать лет Грэй купил трёхмачтовый галиот «Секрет» и плавал на нем четыре года. Судьба привела его в Лисс, в полутора часах ходьбы от которого находилась Каперна.

С наступлением темноты вместе с матросом Летикой Грэй, взяв удочки, отплыл на лодке в поисках подходящего для рыбной ловли места. Под обрывом за Каперной они оставили лодку и развели костёр. Летика отправился ловить рыбу, а Грэй улёгся у костра. Утром он пошёл побродить, как вдруг в зарослях увидел спящую Ассоль. Он долго разглядывал поразившую его девушку, а уходя, снял с пальца старинное кольцо и надел на её мизинец.

Затем они с Летикой дошли до трактира Меннерса, где теперь хозяйничал молодой Хин Меннерс. Он рассказал, что Ассоль - полоумная, мечтающая о принце и корабле с алыми парусами, что её отец - виновник гибели старшего Меннерса и ужасный человек. Сомнения в правдивости этих сведений усилились, когда пьяный угольщик заверил, что трактирщик врёт. Грэй и без посторонней помощи успел кое-что понять в этой необыкновенной девушке. Она знала жизнь в пределах своего опыта, но сверх того видела в явлениях смысл иного порядка, делая множество тонких открытий, непонятных и ненужных жителям Каперны.

Капитан во многом был и сам таким же, немного не от мира сего. Он отправился в Лисс и отыскал в одной из лавок алый шёлк. В городе он встретил старого знакомого - бродячего музыканта Циммера - и попросил к вечеру прибыть на «Секрет» со своим оркестром.

Алые паруса привели в недоумение команду, как и приказ продвинуться к Каперне. Тем не менее утром «Секрет» вышел под алыми парусами и к полудню уже был в виду Каперны.

Ассоль была потрясена зрелищем белого корабля с алыми парусами, с палубы которого лилась музыка. Она бросилась к морю, где уже собрались жители Каперны. Когда появилась Ассоль, все смолкли и расступились. От корабля отделилась лодка, в которой стоял Грэй, и направилась к берегу. Через некоторое время Ассоль уже была в каюте. Все совершилось так, как предсказывал старик.

В тот же день открыли бочку столетнего вина, которое никто и никогда ещё не пил, а наутро корабль был уже далеко от Каперны, унося поверженный необыкновенным вином Грэя экипаж. Не спал только Циммер. Он тихо играл на своей виолончели и думал о счастье.

Вы прочитали краткое содержание повести Алые паруса. В вы можете прочитать краткие содержания и других книг.



Рассказать друзьям