Художественная культура 17 в смена духовных ориентиров. О смене духовных ориентиров

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Культ «положительных знаний». Обществу, переживавшему процесс индустриализации, требовались люди, обладающие не только практическими навыками, но и теоретическими знаниями. Без умений считать, читать и писать невозможно было обходиться тем, кто по роду деятельности связан с машинным производством. Процесс производства постоянно усовершенствовался и обновлялся. Чтобы пользоваться новыми механизмами, а тем более, чтобы создавать их, требовались специальные знания. Другие, не менее сложные и разнообразные знания нужны были для организации производства и торговли. Без этих знаний, получаемых из книг, связанных с осмыслением различных сторон жизни окружающего мира, трудно было достичь успехов в новых условиях. Знания стали цениться не просто как нечто, украшающее человека, они стали жизненной необходимостью. Поэтому в обществе сложилось прежде неведомое уважительное отношение к знаниям. Стремление к знаниям, к учению приносило материальный достаток, позволяло добиться более высокого положения в обществе. При этом особенно ценились те знания, которые имели непосредственное практическое применение в промышленности, сельском хозяйстве, торговле. Это время называют «эпохой положительных ценностей». Даже философия, наиболее абстрактная из наук, в эту эпоху стала позитивной (положительной) философией. И очень важно, что считалось желательным максимально широкое распространение знаний, их популяризация. Не случайно применительно к этому времени отмечалось, что влияние Гомера было потеснено влиянием Гекели, известнейшего уче- ного-популяризатора научных знаний.

Научные открытия: количественная и качественная характеристики. Ученые подсчитали, что на протяжении XIX в. было сделано более 8500 крупных открытий и изобретений. Многие научные исследования были направлены на то, чтобы установить закономерность в тех или иных явлениях. Например, астрономы сделали столь основательное описание Солнечной системы, что оно позволило предположить наличие планеты, которую обнаружили позднее в ходе целенаправленных поисков.

Особое значение для формирования нового взгляда на жизнь природы и общества оказали два важнейших научных открытия, обнародованные в середине столетия: открытия теории эволюции Ч. Дарвином (1859) и периодической системы химических элементов Д. Менделеевым (1869) давали объяснение, а главное показали упорядоченность существующего многообразия природных форм. Общество отнеслось к открытию Менделеева спокойнее, потому что оно не затрагивало привычных представлений о том, что для человека казалось неприкосновенным,-роли человека в природе. А вот теория Дарвина многим показалась оскорбительной, да еще ставящей под сомнение привычные религиозные представления. Можно долго перечислять открытия, сделанные в разных научных отраслях в этот период, можно вспомнить о многочисленных теориях, разработанных в подтверждение или опровержение дарвиновской теории эволюции, но важнее отметить, что понятия «эволюция» и «прогресс» становятся ключевыми и основополагающими, а наука обретает никогда не виданное прежде значение.

Преклонение перед наукой, научными знаниями превращается в своего рода культ. Создалось впечатление, что эволюция, развитие, совершенствование составляет главную отличительную черту всего существующего мира. В переложении на жизнь общества это понималось так: человеческое общество постепенно и неуклонно совершенствуется, движется по пути прогресса, который облегчит людям жизнь, сделает ее счастливее и справедливее. Исходя из того, что обновление присуще всему, прогресс определяет все стороны существования общества, все изменяется, а изменение равнозначно улучшению, совершенствованию, следовало признать действенность прогресса в сфере культуры, искусства. А ведь в этой сфере сохранялась традиция преклонения перед авторитетом «старых мастеров».

Наука и религия. Возникла проблема нового соотношения науки и религии. Если в течение предшествующих столетий происходила секуляризация общественного сознания: мирская, светская мысль завоевывала себе место в сознании общества, менялись по своей сути место и роль веры и религии в жизни человеческой личности и общества, - то происшедшие изменения требовали внутреннего осмысления. Проблемы религиозной жизни XIX в. невозможно свести лишь к противоборству «знания» и «заблуждения», прогресса и того, что его тормозит. Все это было, но за этими внешними процессами нельзя не заметить другого - внутреннего обновления религии, поисков форм, приемлемых для нового общества, осуществляемых различными конфессиями. Пожалуй, лаконичнее всего эту потребность общества сформулировал английский поэт Теннисон: «Пусть мысль с душой один язык найдет» . Примирить или противопоставить науку и религию -эта проблема проходит красной нитью через всю историю духовной жизни рассматриваемого периода.

Начавшийся со времен Возрождения процесс секуляризации сознания западного (в данном случае это определение включает практически все страны Европы и Америки) общества завершается в XIX в. Религия утратила свою роль регулятора всех сторон умственной и эмоциональной жизни. Это вовсе не означает, что люди стали в большинстве неверующими - изменилось место религии в жизни общества. Для каждого отдельного человека религия в большей степени превратилась в личное чувство. Для общества она стала важной составной частью государственной идеологии.

Образование. Потребность общества в образованных людях и массовое стремление к образованности заставили практически все страны Запада заняться созданием системы образования. Это проявилось в увеличении количества школ. Характерной чертой второй половины XIX в. стало появление специализированных учебных заведений. Их отличие от старых университетов заключалось в том, что они готовили профессионалов, специалистов в определенной сфере деятельности. В ряде стран начальное образование стало обязательным. Например, в Великобритании оно было введено с 1870 г. На службу в государственный аппарат стали принимать по результатам специальных экзаменов. Тяга к приобретению знаний проявилась, в частности, в широком распространении различных курсов и студий. Широко практиковалось чтение публичных лекций, посвященных самым разным проблемам. Престиж знаний был настолько высок, что многие учились читать и писать самостоятельно-ведь грамотный, обладающий разнообразными знаниями человек получал шанс достичь успехов в любой сфере деятельности.

Музеи. По всему западному миру возникали музеи. Выполняя роль хранилищ памятников прошлого и произведений искусства, они вместе с тем, стали своеобразными образовательными учреждениями. Музей - многофункциональный институт социальной памяти, посредством которого реализуется общественная потребность в отборе, сохранении и репрезентации культурных или природных объектов, осознаваемых обществом как ценность, подлежащая изъятию из среды бытования и сохраняемая для передачи потомкам. Наряду с традиционно существовавшими частными музейными коллекциями появились музеи как общественные учреждения. Примечательно, что если первые музеи, предназначенные для публики, такие как петровская Кунсткамера или Британский музей, имели по преимуществу естественнонаучный характер, то в XIX в. создаются во множестве художественные галереи. Для художников теперь стало престижным, чтобы их работы попали в общественный музей.

«Читающая цивилизация». О том, какова была роль книги в жизни людей этого периода, свидетельствуют цифры: в 1848 г. в Европе было около 400 библиотек, а спустя тридцать лет их стало в 12 раз больше . Все большее значение в жизни людей приобретают книги самого разного характера, как познавательно-научного, так и развлекательного.

После усовершенствования в первой четверти XIX в. системы книгопечатания издание книг стремительно увеличилось. В моду вошло издание романов «с продолжением», которые публиковались по мере того, как автор заканчивал очередную часть своей работы. Именно в качестве «романов с продолжением» увидели свет все сочинения Ч. Диккенса, О. Бальзака, В. Гюго, А. Дюма, Э. Сю, Л. Толстого, Ф. Достоевского, позднее Л. Буссенара, Р.-Л. Стивенсона и многих других авторов. Уровень таланта мог быть различен, а путь к читателю - один и тот же: малыми порциями по мере написания очередного куска произведения.

Процесс размывания старых социальных структур большинством его жертв воспринимался трагически-дети, вынужденные покинуть семью в поисках пропитания и заработка, в поисках места в жизни - одна из наиболее распространенных тем в литературе этого времени. Вырваться, чтобы преуспеть или погибнуть, или прозябать, оставаясь на земле предков, - этот вопрос стоял перед многими героями и героинями эпохи расцвета классического реалистического романа. Тесный уют дома и опасная притягательность большого мира -этот мотив постоянно присутствует в литературе.

Различным был и уровень образованности читателей, но тяга к чтению была огромной и охватывала практически все слои общества. Достаточно отметить, что в числе самых ярких воспоминаний детства обязательно упоминается о первых прочитанных книгах и первом посещении театра. При этом чаще всего речь идет о литературе приключенческой (о неведомых землях и их обитателях, о путешественниках, это открывающих и изучающих). Именно в эту пору оформляются новые литературные жанры: научно-фантастический, выросший на почве утопических романов (родословная восходит к «Утопии» Т. Мора), и детективный, истоки которого можно усмотреть в популярности брошюрок о знаменитых преступниках, во множестве издававшихся в Англии на рубеже XVII и XVIII вв.

Самым прославленным автором первого направления был, несомненно, француз Жюль Верн (1828-1905 ), а второго - американец Эдгар По (1809-1849 ) и англичанин Артур Конан Дойль (1859-1930 ). Примечательна та эволюция, которую претерпели возникшие литературные жанры: описания идеально организованных обществ превратились в рассказы о том, как отважные путешественники с помощью смекалки и знаний преодолевают трудности и созидают. А жизнеописания преступников трансформируются в истории о том, как доблестные и хитроумные сыщики восстанавливают справедливость и порядок. Тяга к чтению была проявлением одной из граней охватившего общество той поры стремления приобщиться к знанию (не важно какому, лучше всего легко достижимому и интересному), выдвинуться, утвердить себя. Конечно, между увлечением приключенческой литературой и жаждой утвердить себя в этом мире-дистанция огромного размера (многие мальчишки, зачитывавшиеся «Островом сокровищ», спокойно просидели всю взрослую жизнь в какой-нибудь конторе), но такое чтение способствовало формированию определенной системы ценностей, идеалов и добродетелей. Одновременно расцвет книжной культуры сделал не просто популярным, но практически обязательным подход, согласно которому любое произведение искусства, будь то роман, поэма, живописное полотно, рисунок или симфония, должно иметь сюжет, о чем-то рассказывать, нести информацию, которую можно пересказать.

Необходимо отметить общий созидательный пафос и оптимизм, свойственный массовой литературе этого времени. Книга должна была кончаться «хорошо» или «почти хорошо», так чтобы читатель чувствовал, что справедливость восторжествовала. Если нельзя было спасти кого-то, то необходимо было хоть как-то вознаградить его посмертно: восстановить доброе имя, продолжить начатое им дело и т.д. Соответственно герои (и в некоторой степени героини) должны были обладать качествами, необходимыми для решения задач на преодоление и созидание. Они должны быть смелыми, честными, бескорыстными, инициативными и предприимчивыми, преданными тому, что они считали своим долгом, и тем, перед кем считали себя ответственными. Созидательный пафос и настрой на преодоление, свойственный литературе, был отражением общей духовной атмосферы времени, общей оптимистической убежденности в необходимости и возможности преодоления внешних трудностей.

Многочисленные технические усовершенствования в печатном деле сделали книгу, журнал, газету доступными огромному количеству людей. Примечательной чертой этого времени стало распространение различных периодических изданий - газет и журналов. В них содержались разнообразная информация, печатались художественные произведения. Пресса не только информировала читателей, но формировала их взгляды на происходящее, воспитывала в них определенное отношение ко всем явлениям жизни, в значительной мере формировала систему оценок этих явлений. Более того, через призму литературности, повествовательности стали рассматривать и оценивать произведения других искусств.

Фотография. Расцвет наук привел к изменению отношения общества к другим сферам духовной жизни, в том числе к искусству. Теперь наука казалась той силой, которая может дать ответы на главные вопросы жизни людей, а искусство при этом утратило ряд функций. Самый простой пример: прежде только глаз и рука художника обладали способностью передать видимую информацию о том или ином предмете, человеке, явлении. Не случайно в любую дальнюю экспедицию старались взять художника -только его воображение могло создать видимый образ того, чего никто не видел. Поэтому столь велико было и значение религиозного искусства. Искусство объясняло мир. Теперь гораздо больше ценилось то, что можно воссоздать, опираясь на научные опыты и точное знание. А передать видимую информацию надежнее стало с помощью фотографии.

В первые десятилетия XIX в. серия опытов завершилась открытием, сделанным Луи Жаком Дагерром (1787-1851 ), который с помощью обработанных йодистыми парами серебряных пластинок сумел сделать первые изображения. Спустя несколько десятилетий фотография вошла в широкий обиход европейского общества, а с 50-х гг.

уже стала особым бизнесом. В каждом городе открывались фотоателье, в столичных городах их было несколько десятков. Занимались этим неудачливые художники, любители-экспериментаторы, предприимчивые мелкие дельцы.

Фотография была дешевле любого заказного живописного портрета, и потому была доступна большей части городского и сельского населения. Запечатлеть свой облик с помощью фотопластинок спешили все. На фотографиях можно видеть изображения знаменитостей и безвестных людей, уличные сценки, групповые снимки семей, членов кабинетов министров, спортивных студенческих команд, художественных кружков.

Стоит сопоставить два взгляда на это явление. Одно мнение было высказано поэтом Ш. Бодлером в статье «Современная публика и фотография», появившейся в 1859 г.: «Техническая уловка, способная точно воспроизвести природу, станет наивысшим искусством. Некий мстительный бог выполнил пожелание толпы. Ее мессией стал изобретатель Дагерр. И тут все скопище мерзких обывателей кинулось, подобно Нарциссу, разглядывать свои заурядные физиономии, запечатленные на металле» .

Другое мнение высказано в одном из английских журналов 70-х гг.: «Кто видел собранные под одной рамкой, висящей над очагом рабочего, маленькие фотографии тех, кого жизнь уже разбросала... может быть, согласиться... что, противодействуя тенденциям социальным и промышленным, которые... подрывают наиболее сильные семейные привязанности, шестипенсовая фотография сделала для бедноты больше, чем все филантропы мира» .

Интересно отметить, что английская журналистка Э. Истлейк в статье 1857 г. по поводу фотографии высказала мнение, что вряд ли она станет искусством, но ее появление позволит освободить изобразительное искусство от прикладных задач.

Вот эпизод, характерный для общества, живущего по законам «юридического мировоззрения». В результате судебного процесса 1862 г. между двумя фотографами, один из которых скопировал сделанные другим снимки политических знаменитостей (Пальмерстона и Кавура), фотография была признана искусством . Что касается людей искусства -их мнения разделились: одни, подобно Ш. Бодлеру, видели в фотографии вмешательство технического прогресса в чуждую сферу; другие же, например, Э. Золя, полагали, что фотография открывает новые возможности для развития искусства. Некоторые художники стали использовать фотографии при работе над картинами.

Художественная жизнь в условиях диктатуры «усредненного вкуса».

Положение художника в индустриализирующемся обществе было таковым: он, безусловно, принадлежал к частным предпринимателям (преимущественно мелким), но одновременно воспринимался окружающими как существо незаурядное, необыкновенное, причастное тайнам и чудесам прекрасного и вечного. Говоря словами одного из историков, «в буржуазном обществе художник стал “гением”, что было равнозначно безденежной разновидности предпринимателя» . Спокойно заниматься своим делом, действуя так, как считает правильным, художник мог, если был материально обеспечен. В противном случае он должен был подчиниться требованиям, диктуемым обществом. Так было всегда. Ведь художник творит (работает) среди людей и для людей. Но к середине XIX в. сложилась ситуация, при которой внутренние потребности сферы искусства и запросы, предъявляемые к искусству обществом, не совпадали.

Утвердившаяся в науке теория прогресса в приложении к сфере прекрасного требовала постоянного обновления, наводила на мысль, что искусство, подобно наукам, должно постоянно меняться, тем более, что технические усовершенствования (фотография) лишали изобразительное искусство монополии в решении традиционных проблем: наглядно показать изображение объектов, которые невозможно увидеть «вживую». И многие художники готовы были обратиться к поискам нового. Но вставал вопрос об отношении к этому потребителей, зрителей, заказчиков, покупателей. И вот тут возник конфликт.

Стоит вспомнить, что наибольшее влияние в индустриализирующемся обществе приобретает средний класс, особенно та часть его, которая составляет буржуазию. Эта категория населения не просто растет численно, но определяет общественные вкусы, формирует нравы и образ жизни. Скромные буржуа среднего достатка, средних способностей и средней образованности, хорошо осведомленные в бизнесе, но слабо ориентирующиеся во всем, что с точки зрения бизнеса является прекрасным и бесполезным, определяли культурный облик эпохи. Французский поэт П. Верлен дал выразительный словесный портрет хозяина новой жизни: «Порядок любит он и слог высокопарный, /Делец и семьянин, весьма он трезв умом» Тревельян Д.М. Указ. соч. С. 568.

  • См.: Хобсбаум Э. Век капитала. С. 408.
  • Там же. С. 396.
  • Верлен П. Господин Прюдом // Европейская поэзия XIX века. М., 1977. С. 683.
  • Вчера коллективу Государственного комитета по делам национальностей и религий был представлен новый руководитель Александр Саган. По мнению сторонников назначения, с его приходом станет возможным урегулирование конфликтов между православными церквями. Оппоненты же считают, что господин Саган будет оказывать поддержку развитию деструктивных культов.

    Вице-премьер по гуманитарным вопросам Иван Васюнык представил вчера коллективу Государственного комитета по делам национальностей и религий нового председателя Александра Сагана, до 2008 года работавшего советником президента Украины по религиозным вопросам.

    Александр Саган родился в 1966 году в селе Плоске Тернопольской области, окончил исторический факультет Киевского педагогического университета. Является ведущим научным сотрудником отделения религиоведения Института философии НАН Украины, доктором философских наук и автором около 100 научных публикаций, в том числе двух монографий: «Вселенское православие: суть, история, современное состояние» и «Национальные проявления православия: украинский аспект».

    Эксперты в области религиоведения относятся к назначению господина Сагана положительно. «Я рада, что приходят молодые, энергичные и неангажированные люди»,- заявила Ъ доктор философских наук, профессор Людмила Филипович. Она добавила, что, по ее мнению, первоочередная задача комитета во главе с господином Саганом - это способствование решению вопроса объединения православия и налаживание «партнерских отношений» между церковью и государством.

    Между тем наряду с положительными отзывами о новом председателе комитета уже есть и резко отрицательные. Так, руководитель Днепропетровского городского центра помощи жертвам деструктивных культов «Диалог» Ян Щекатуров считает, что в условиях беспрепятственного распространения неокультов в Украине данное назначение вызывает глубокую тревогу. «Господин Саган известен как активный лоббист деструктивной организации - церкви сайентологии,- заявил господин Щекуратов.- Он является соавтором экспертного заключения, согласно которому эта церковь признается религиозной организацией, чьи формы и действия соответствуют законодательству Украины».

    Сайентология - религиозное движение, основной постулат которого заключается в том, что человек является духовной сущностью - «тэтаном», последовательно занимающим материальные человеческие тела.

    Представляя вчера Александра Сагана сотрудникам, господин Васюнык рекомендовал нового председателя Госкомнацрелигий как «самого известного специалиста в области научного и практического религиоведения». Сам господин Саган заявил вчера, что с пониманием относится к затянувшемуся «молчанию» комитета. Новый начальник поблагодарил сотрудников ведомства за то, что они выполняли работу, «даже несмотря на прошлогоднее недофинансирование», и пообещал, что кадровых перестановок не будет: «Нам еще нужно заполнить вакансии!» Приоритетным Александр Саган вчера назвал направление работы комитета, связанное с законотворчеством. Для этого, по его словам, будет создано специальное юридическое управление, которое займется доработкой двух концепций: государственно-церковных отношений и государственно-этно-национальной политики.

    После представления новый глава Госкомнацрелигий отправился на совещание с Иваном Васюныком, курирующим работу ведомства. Предшественник Александра Сагана на посту председателя Госкомнацрелигий Георгий Попов на представлении не присутствовал.

    Художественная культура
    России XVII в.:
    смена духовных ориентиров
    .Корина Илона Викторовна

    XVII век

    Европа, пережившая Реформацию, переходит к
    новому мировоззрению, а Россия по сути еще Древняя Русь
    Главные ценности – «древнее благочестие»,
    устои, традиции
    Но растет интерес к наукам, к другим странам
    Растет взаимодействие с другими славянскими
    народами (белорусами, украинцами, поляками),
    испытывающими влияние западноевропейской
    культуры
    .Корина Илона Викторовна

    XVII век - переходный период русской
    истории от эпохи Средневековья к Новому
    времени, когда, по словам современника
    «старина и новизна перемешались».
    Характерные черты культуры:
    обмирщение культуры, т.е.усиление её
    светского характера
    усиление влияния европейской культуры
    .Корина Илона Викторовна

    «Обмирщение» русской культуры

    В науке – рост интереса к изучению и
    обобщению опыта с целью применения его в
    жизни
    В литературе – появление светских жанров
    В архитектуре – сближение облика культовых и
    светских построек
    В живописи – постепенное разрушение
    иконографических канонов и формирование
    реалистических тенденций
    .Корина Илона Викторовна

    ОБРАЗОВАНИЕ
    Расширялась система начального
    образования: открывали школы
    (училища) при монастырях, частные
    учебные заведения.
    создано несколько государственных
    школ.
    распространение среди знати
    получило домашнее образование.
    Специальные школы готовили
    служащих для центральных учреждений
    (Печатного двора, Аптекарского приказа
    и т. д.).
    В 1687 г. Москве основана первая
    высшая школа - Славяно-греко-
    латинская академия.
    .Корина Илона Викторовна

    ОБРАЗОВАНИЕ
    Образование по-прежнему носило религиозный характер.
    Обязательным было заучивание наизусть церковных книг
    (часослов и псалтыри).
    Среди учебных курсов преобладали богословские
    дисциплины
    со второй половины века образование постепенно
    приближалось к практическим нуждам практическим
    нуждам, более широкое распространение получили
    светские дисциплины
    .Корина Илона Викторовна

    ПРОСВЕЩЕНИЕ
    В 1620 вышла первая
    рукописная газета
    "Куранты".
    Название появилось при
    Алексее Михайловиче
    .Корина Илона Викторовна

    ЛИТЕРАТУРА
    Автобиографическое
    произведение
    «Житие протопопа
    Аввакума, им самим
    написанное».
    .Корина Илона Викторовна

    Симео́н
    По́лоцкий
    (1629-1680)
    (в миру - Самуил
    Гаврилович ПетровскийСитнянович) - монах,
    писатель, богослов, поэт,
    драматург, переводчик.
    Был наставником детей
    русского Алексея
    Михайловича от первого
    брака: Софьи и Федора
    .Корина Илона Викторовна

    ЛИТЕРАТУРА
    публицистика Симеон Полоцкий
    стихи
    Вирши Симеона Полоцкого
    «учительные вирши» Кариона
    Истомина (1680-е, 1690-е гг.).
    драма
    Симеон Полоцкий
    «О Новуходоносоре царе»
    «Притча о блудном сыне»
    .Корина Илона Викторовна

    ЛИТЕРАТУРА
    историческая «Сказание» келаря Троицеповесть
    Сергиева монастыря Авраамия
    Палицына.
    Посвящено Смуте
    «Повесть об Азовском сидении
    казаков»
    .Корина Илона Викторовна

    ЛИТЕРАТУРА
    Сатирическая «Сказание о куре и лисице»
    повесть
    «Сказание о попе Савве и великой его
    славе»
    «Повесть о Шемякине суде»
    «Калязинская челобитная»
    «Повесть о Ерше Ершовиче»
    «Служба кабаку»
    .Корина Илона Викторовна

    ЛИТЕРАТУРА
    Бытовая
    повесть
    Актуальной стала тема взаимоотношений старого
    и молодого поколений:
    «Повесть о Горе-Злочастии»,
    «Повесть о Савве Грудницыне».
    .Корина Илона Викторовна

    АРХИТЕКТУРА
    отказ от аскетической строгости и
    простоты
    стремление к внешней
    нарядности, живописности,
    декоративности
    .Корина Илона Викторовна

    Архитектура

    «Русское узорочье»
    Богатый декор
    Красочность
    Разнообразие и
    затейливость форм
    «Нарышкинское»
    (московское) барокко
    Ярусность
    Центричность
    «Восьмерики» на
    «четверике»
    Колонны
    Наличники
    Фигурные фронтоны
    Белокаменные детали на
    красном фоне
    .Корина Илона Викторовна

    Храмовая
    АРХИТЕКТУРА
    .Корина Илона Викторовна

    Ру́сское узо́рочье (моско́вское узо́рочье) - архитектурный стиль, сформировавшийся в XVII веке в России.

    Ру́сское узо́рочье (моско́вское узо́рочье) -
    архитектурный стиль, сформировавшийся в XVII веке в
    России.
    Характерные черты:
    Богатый декор
    Красочность
    Разнообразие и затейливость форм
    Декор:
    Резные наличники окон (в том числе в виде
    кокошников), многоярусные кокошники по
    сводам, карнизы в виде «петушиных гребешков»,
    витые столбики, полуколонки, гирьки, изразцы.
    .Корина Илона Викторовна

    .Корина Илона Викторовна

    Гирька

    .Корина Илона Викторовна

    .Корина Илона Викторовна

    .Корина Илона Викторовна

    Церковь Николая Чудотворца в Берсеневе

    .Корина Илона Викторовна

    .Корина Илона Викторовна

    .Корина Илона Викторовна

    «Русское узорочье»

    .Корина Илона Викторовна

    церковь Иоанна
    Предтечи в
    Ярославле
    .Корина Илона Викторовна

    Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках. 1679-1682гг
    .Корина Илона Викторовна

    Церковь Спаса Преображения в Кижах

    .Корина Илона Викторовна

    .Корина Илона Викторовна

    Церковь рождества Богородицы в Путинках

    .Корина Илона Викторовна

    АРХИТЕКТУРА
    Запрет возводить шатровые храмы
    В 1652 г. патриарх Никон, пытаясь возродить
    строгие канонические традиции древнего
    зодчества, запретил возводить шатровые храмы.
    Образцом культового строительства был
    провозглашён храм Гроба Господня в Иерусалиме
    .Корина Илона Викторовна

    АРХИТЕКТУРА
    .Корина Илона Викторовна

    Воскресенский собор Новоиерусалимского
    монастыря.
    .Корина Илона Викторовна

    церковь Ильи Пророка в Ярославле
    .Корина Илона Викторовна

    «Нарышкинское барокко»

    .Корина Илона Викторовна

    «Нарышкинское»
    (московское) барокко
    Ярусность
    «Восьмерики» на
    «четверике»
    Колонны
    Наличники
    Фигурные фронтоны
    Белокаменные детали
    на красном фоне
    .Корина Илона Викторовна

    Храм Покрова
    в Филях
    .Корина Илона Викторовна

    .Корина Илона Викторовна

    Колокольня
    Новодевичьего
    монастыря
    .Корина Илона Викторовна

    .Корина Илона Викторовна

    Гражданское строительство
    .Корина Илона Викторовна

    Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском
    (1667-1668) г).
    Архитекторы Семен Петров, Иван Михайлов
    .Корина Илона Викторовна

    Современники называли его «восьмым чудом света».

    .Корина Илона Викторовна

    ДВОРЕЦ В КОЛОМЕНСКОМ
    .Корина Илона Викторовна

    .Корина Илона Викторовна

    Теремной дворец царя Алексея
    Михайловича.
    Зодчие Бажен Огурцов и Антип Константинов
    .Корина Илона Викторовна

    .Корина Илона Викторовна

    .Корина Илона Викторовна

    .Корина Илона Викторовна

    Потешный дворец

    единственный сохранившийся в
    Кремле архитектурный памятник
    боярского жилья.
    Здание построено в 1652 году
    для боярина Милославского –
    тестя
    царя
    Алексея
    Михайловича.
    Зодчий,
    неизвестен.
    Боярин
    Милославский прожил здесь 16
    лет, и после его смерти палаты
    отошли казне, а с 1679 года их
    переделали под театр.
    Здесь устраивались различного
    рода «потехи» – увеселения для
    царской семьи.
    .Корина Илона Викторовна

    АРХИТЕКТУРА
    Гражданское строительство
    Поганкины палаты в Пскове
    .Корина Илона Викторовна

    Ростовский кремль

    .Корина Илона Викторовна

    Гражданское строительство
    каменные постройки, в
    которых также заметно
    увлечение декоративным
    оформлением фасадов
    Палаты думного дьяка
    Аверкия Кириллова
    1656-1657
    .Корина Илона Викторовна

    Живопись

    Нарушаются иконографические каноны
    Европейское влияние
    Симон Ушаков и Иосиф Владимиров вводят
    новшество: «живоподобие» с помощью
    светотени
    Изображение реальных лиц – уже не икона,
    но ещё не портрет
    .Корина Илона Викторовна

    Симон Ушаков

    .Корина Илона Викторовна

    Симон Ушаков. Троица Ветхозаветная

    .Корина Илона Викторовна портрет вне зависимости от стиля, техники
    изображения, места и времени написания.
    Произведение переходного периода от иконописи к
    светской портретной живописи.
    Парсуна – портрет реального лица (царя, боярина,
    митрополита, иногда даже купца) , выполненный
    иконописными приемами. Парсуной не изображали
    простых людей, а изображали только каких то очень
    известных персон, или персон известных в своём
    округе.
    .Корина Илона Викторовна

    Наиболее известным автором парсун считается
    Симон Ушаков.
    По стилю, приёмам и материалам живописи
    парсуны первоначально ничем не отличаются от
    икон, выполняются на иконных досках
    Во второй половине XVII века парсуна часто
    пишется на холсте в технике масляной живописи,
    хотя манера исполнения продолжает содержать
    иконописные традиции.
    Временем окончательного превращения
    парсунной живописи в западноевропейский
    живописный портрет считаются 1760-е годы.
    .Корина Илона Викторовна

    Парсуна князя М. Скопина-Шуйского

    Парсуна князя
    М. СкопинаШуйского
    .Корина Илона Викторовна

    Царь Алексей Михайлович

    Царь Фёдор Иоаннович
    Царь Алексей
    Михайлович
    .Корина Илона Викторовна

    Художественная культура XVII века

    Смена духовных ориентиров







    «Бунташный век»

    • Большие и малые бунты, дворцовые перевороты, Смута, церковный раскол.
    • Средневековое искусство оттеснялось новыми светскими идеалами.

    Авраамий Палицын

    • Келарь Троице-Сергиева монастыря. Знаменитый писатель и историк, автор повести об осаде Троицкого монастыря поляками. «Сказание» [ ,-описывает события 1584-1618 годов, насыщено фактическим материалом, создано около 1620 года .

    Хворостинин И.А

    • Родом из ярославских удельных князей, в молодости поддерживал Лжедмитрия I, позже напишет « Словеса дней и царей и святителей Московских еже есть в России » - в котором даны характеристики современным ему государственным деятелям: Борису Годунову , Лжедмитрию I , Василию Шуйскому , патриарху Гермогену , и другим. В 1624 году Хворостинин написал ряд церковно-полемических работ с антиеретической и антикатолической направленностью.

    Реформа Никона

    • Яркий противник изоляционизма, хотел, чтобы Москва стала центром вселенского православного христианства.
    • Реформу активно поддерживали дворяне, избрав путь европеизации

    Повесть о Савве Грудцыне

    • Начинается с рассказа об осаде русскими войсками Смоленска 1632-1634.
    • О жизни Саввы, который разочаровался в любви и продал душу дьяволу
    • Заболев, раскаялся и был прощен Богом

    Симеон Полоцкий

    • Деятель восточнославянской культуры, духовный писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик, монах-базилианин, придворный астролог. Был наставником детей русского царя Алексея Михайловича от Милославской: Алексея, Софьи и Фёдора.
    • Стихотворный перевод Псалтири

    Мир сей приукрашенный – книга есть велика, еже словом написал всяческих Владыка. Пять листов препространных в ней ся обретают, яже чюдна писмена в себе заключают.


    Протопоп Аввакум

    • протопоп города Юрьева-Повольского, противник церковной реформы патриарха Никона . Духовный писатель, ему приписывают 43 сочинения - знаменитое « Житие »(писал о себе и от своего имени) «Книга бесед», «Книга толкований», «Книга обличений» и др. Считается родоначальником новой российской словесности, вольного образного слова, исповедальной прозы. Старообрядцы почитают Аввакума священномучеником и исповедником .

    Николай Павлович Дилецкий

    • Украинский и русский музыкальный теоретик, композитор. Автор книги «Грамматика пения мусикийского, или Известные правила в слоге мусикийском, в них же обретаются шесть частей или разделений». Музыкальные сочинения Дилецкого оказали влияние на развитие партесного пения в России.



    Воздвижение Креста

    Гурий Никитин (Гурий Никитич Кинешемцев) (ок. 1620 , Кострома - 1691 , там же) - русский живописец, крупнейший мастер фрески и иконописи второй половины XVII века, старшина артели костромских иконописцев.

    Воздвижение Креста

    Феодоровская икона Божией Матери со сказанием. 1680-е годы. Россия, Кострома.


    Цель курса - сформировать у учащихся целостные представления об исторических традициях и ценностях художественной культуры народов мира.
    Автор отобрал из произведений зарубежного искусства и культурных фактов то, что наиболее близко соприкасалось с русской культурой, питало ее, взаимодействовало с ней, то, что является актуальным художественным наследием современности.
    В учебник для 10 класса вошли темы истории культур Древнего и средневекового Востока, становления европейской культурной традиции, основ русской национальной культуры.

    Художественная культура XVII в.: смена духовных ориентиров.
    Современники нарекли XVII в. «бунташным временем». И это не случайно: сложный, противоречивый период истории отмечен многочисленными большими и малыми бунтами, дворцовыми переворотами, лихими годами Смуты, сменой правящей царской династии, борьбой с внешними врагами, и, наконец, церковным расколом, который один из ученых назвал «первой русской гражданской войной». Искусство, конечно, не могло остаться в стороне от общественных борений и отразило всю разноголосицу российской жизни. Но все же не в этом заключается главная суть тех перемен, что явственно сказались во всех видах художественного творчества. Прежде всего произошла смена духовных ориентиров общества, что ярко запечатлели литература, живопись, архитектура, музыка. Приоритеты и ценности старого, средневекового храмового искусства постепенно оттеснялись новыми светскими идеалами. И в этом процессе были свои борения, не менее страстные, нежели в политике. Результат известен: XVII в. стал завершающим этапом в развитии древнерусской художественной культуры.

    В искусстве XVII в. сплелись разные, порой взаимоисключающие тенденции. «Старина и новизна перемешалися», - так говорили люди, характеризуя культурную ситуацию своей эпохи, когда средневековый художественный канон еще был достаточно устойчив, но новое светское уже вторглось в творчество иконописцев, распевщиков, писателей и зодчих. А еще следует подчеркнуть: именно в XVII в. начинается процесс сближения русской и европейской культур, что в итоге привело к коренным преобразованиям «Святой Руси», осуществленным позднее Петром Великим. Но первые результаты зарождающегося диалога «русского» и «европейского» уже хороню видны в произведениях искусства «бунташного времени».

    Оглавление
    Введение 5
    Тема 1. Художественная культура Древнего Египта: олицетворение вечности 11
    Тема 2. Художественная культура Древней и средневековой Индии: верность традиции 31
    Тема 3. Художественная культура Древнего и средневекового Китая: наследие мудрости ушедших поколений 47
    Тема 4. Художественная культура Японии: постижение гармонии с природой 67
    Тема 5. Художественная культура мусульманского Востока: логика абстрактной красоты 79
    Тема б. Античность: колыбель европейской художественной культуры 95
    Тема 7. От мудрости Востока к европейской христианской культуре: Библия 121
    Тема 8. Художественная культура европейского Средневековья: освоение христианской образности 135
    Тема 9. Худо ж ест венная культура итальянского Возрождения: трудный путь гуманизма 163
    Тема 10. Северное Возрождение: в поисках правды о человеке 195
    Тема 11. Художественная культура XVII в.: многоголосие школ и стилей 217
    Тема 12. Художественная культур а европейского Просвещения: утверждение культа разума 257
    Тема 13. Художественная культур а Киевской Руси: опыт, озаренный духовным светом христианства 287
    Тема 14. Новгородская Русь: утверждение самобытной красоты 299
    Тема 15. От раздробленных княжеств к Московской Руси: утверждении общерусского художественного стиля
    Тема 16. Худо ж ест венная культур а XVII в.: смена духовных ориентиров 333
    Тема 17. Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов 349
    Литература 375.

    Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
    Скачать книгу Мировая художественная культура, 10 класс, Часть 1, Рапацкая, 2012 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

    Скачать pdf
    Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.



    Рассказать друзьям