Как и где создаются произведения массовой культуры. Массовая культура

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Массовая культура – явление, характерное, в большей степени, для XX-XXI века. Однако часть исследователей считает, что она зародилась еще в эпоху Античности и, как пример приводят Олимпийские игры, гладиаторские бои, древнегреческий театр. Другие же считают, что данное явление возникает лишь в XIX веке, а своего подлинного развития достигает уже в середине XX века, с развитием средств массовой коммуникации и возрастающей ролью информации. До сих пор, в среде исследователей на этот вопрос не существует единого мнения.

Еще одним спорным вопросом в данной теме, является вопрос о соотношении массовой и народной культуры. Сторонники первой позиции говорят о том, что эти две культуры являются одинаковыми, вместе с тем, добавляя, что народная культура – это некий низ массовой культуры. Имеется в виду, что массовая культура создается профессионалами, людьми, которые имеют образование в данной сфере, а народная культура создается самоучками, выходцами из народа. В данном случае, такая позиция может быть оправдана.

Более приемлемой является позиция, которая отмечает, что массовая и народная культура – это два, абсолютно разных явления. В подтверждение данного факта необходимо сравнить параметры данных культур: кто является творцом, на что ориентированы, что лежит в основе их. Рассмотрим вначале народную культуру. Ее создателем является сам народ, данная культура более реалистична, имеет глубокие исторические корни и имеет своей целью передачу традиций, ценностей народа. В противовес ей, массовая культура создается определенной группой профессионалов, она ориентирована на моду, как следствие, является сиюминутной и быстро меняется, главная цель массовой культуры – это получение финансовой выгоды.

Кроме данных спорных вопросов, в XXI веке возникает и еще один момент – что есть массовая культура в настоящее время. Одно из наиболее распространенных определений – культура, популярная и преобладающая среди широких слоев населения в данном обществе. Она включает в себя такие явления, как спорт, развлечения, быт, музыка, в том числе и поп-музыка, литература, средства массовой информации, изобразительное искусство и т. п. Стоит добавить, что данный феномен ориентируется исключительно на среднего потребителя, для которого, главным является развлекательный процесс. В тоже время, говорят об элитарной культуре – субкультура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. Апеллируя к избранному меньшинству своих субъектов, как правило, являющихся одновременно ее творцами и адресатами, данная культура сознательно и последовательно противостоит культуре большинства, в широком смысле.

Если еще в начале XX века можно было четко представить себе элитарную культуру и зарождающуюся, массовую, то сейчас, это является достаточно затруднительным. Массовая культура ориентирована на широкий круг потребителей, способствует удовлетворению его первичных потребностей, в то время как элитарное искусство – это «искусство ради искусства». Но в XXI веке уже становится проблематично провести между ними грань. Развитие средств массовой коммуникации привело к тому, что широкие массы людей могут приобщиться к элитарной культуре. Можно спокойно посетить Лувр, не выходя из дома, можно посмотреть балет или спектакль, опять-таки, сидя за компьютером, многие классические произведения стали общедоступными. Таким образом, в плане доступности и распространения грань между этими явлениями уже стирается. Но это, что касается высокой культуры прошлых веков. Она стала общедоступной, в этом есть свои плюсы и минусы. О них поговорим позже. Но есть ли элитарная культура в XXI веке и каковы ее характеристики?

Интерес к изучению массовой культуры развивается уже достаточно продолжительное время и к настоящему моменту сформировалось большое количество исследований, теорий и концепций к данному явлению. Авторами большинства из них массовая культура определяется как особый социальный феномен, который имеет свой генезис, специфику и тенденции развития. Рассмотрим наиболее значимые из данных подходов к определению массовой культуры.

Первый подход связан с рассмотрением массового общества. Исследования данного направления центральное место отводят массовому обществу, возникающему в результате процессов индустриализации и урбанизации. Под массовой культурой в данном случае понимается особый тип культуры, который способен заменить собой традиционные формы народной культуры. В данном направлении шли научные рассуждения Дж. Бентама, Н. Бердяева, М. Вебера, Р. Вильямса, Ф. Ливиса, Ф. Ницше, Д. Рисмэна, Д. Томпсона, З. Фрейда, Э. Фромма, К. Юнга, Р. Хоггарта. В трудах этих философов и ученых массовая культура определяется в качестве предельного выражения духовной несвободы, социального механизма отчуждения и угнетения личности человека. Представители данного научного направления склонны были трактовать феномен массовой культуры как негативное явление.

Разработка одной из наиболее критичных концепций массового общества принадлежит известному испанскому философу Хосе Ортега-и-Гассету . Общество определялось им как объединение меньшинства и масс, находящееся в постоянном динамическом развитии. Меньшинство, по его мнению, состояло из лиц, которые обладают определенными характерными признаками, в то время как масса представляет собой всего лишь набор индивидов, которые не имеют особенных отличий. Масса – это средние люди. «Массовый человек» был создан под воздействием быстрого роста населения в городах и узкой профессиональной специализации, которая ослабила культурный потенциал и духовно подорвала современную цивилизацию. Мнение Ортега-и-Гассета, сводилось к тому, что данные явления привели к неустойчивости и краху культуры в целом. В идеях испанского мыслителя много созвучных моментов с теориями массового общества К. Маннгейма, Э. Фромма и Х. Арендта.

В теориях массовой культуры франкфуртской школы основополагающим стало понятие культурной индустрии, которая является гарантом устойчивости капитализма. Представители данной школы пришли к общему выводу о том, что под воздействием массовой культуры может быть сформирован конформизм, удерживающий реакции потребителя в инфантильном, статичном состоянии, позволяющий манипулировать его сознанием. Таким образом, феномену массовой культуры в рамках этих исследований также придавалась негативная оценка. В числе наиболее выдающихся представителей Франкфуртской школы необходимо назвать Т. Адорно, М. Хоркхаймера, В. Беньямина и Г. Маркузе.

Другой подход определяет массовую культуру как явление, проявляющееся в современном обществе, для которого характерны некоторые специфические черты выражения культурных ценностей. Высказывается точка зрения о том, что массовая культура становится объектом потребления всех людей вне зависимости от того, где конкретно они проживают или находятся. Массовой культура становится еще и в силу того обстоятельства, что она производится ежедневно и массово. Другими словами, определение массовой культуры сводится к культуре повседневной жизни, которая становится доступной предоставляемой аудитории посредством средств массовой коммуникации .

В качестве одного из наиболее интересных и продуктивных можно рассматривать подход Д. Белла, в рамках которого массовая культура предстает организацией обыденного сознания в информационном обществе. Особая знаковая система или особый язык, с помощью которого между всеми членами информационного общества достигается взаимопонимание . Она выступает в качестве связующего звена между постиндустриальным обществом с присущей ему высокой специализацией и человеком, интегрированным в него лишь как его составная часть.

Массовая культура является также частью общемировой культуры потребления, которая воспроизводится посредством промышленного способа и в больших объемах. Также ее можно рассматривать как культуру повседневной жизни, предоставляемую большей части общества посредством самых разных каналов, в том числе посредством средств массовой информации и коммуникации. Сама массовая культура с ними достаточно тесно связана. Содержанием массовой культуры можно считать продукцию современного промышленного производства, а также кино, телевидение, книги, газеты и журналы, спорт, туризм и т.д. Потребление этой продукции является массовым, поскольку аудитория, которой воспринимается данная культура, имеет массовый характер, т.е. это, как правило, аудитория больших залов, стадионов, миллионы зрителей теле и киноэкранов .

Становление массовой культуры принято связывать с 1870-1890-х гг., когда первоначально в Великобритании, а вслед за ней и другие европейские страны стали принимать законы об обязательном распространении всеобщей грамотности среди населения. Данное обстоятельство определяет и изначальную связь массовой культуры со средствами массовой коммуникации. Для распространения грамотности среди широких масс вначале применялись технические возможности полиграфической отрасли, реализовавшиеся в выпуске дешевых популярных газет и журналов, дешевых книжек в жанрах беллетристики, любовного и детективного романа и комиксов.

Возникновение массовой культуры представляло собой процесс более глубокий, чем просто возникновение наряду с уже существующими еще одного типа культуры. Оно привело к изменению самого способа функционирования культуры в целом. Постепенно происходило отмирание старых форм социальности, утрата патриархальных связей между людьми, которые жили в достаточно замкнутом мире небольших поселков и деревень, ориентируясь на привычные ориентации и традиционные ценности. Таким образом, была спровоцирована волна активной миграции из деревень в города, из Старого Света в Новый Свет, стали возникать крупные города, что повлекло за собой изменение значительной части населения. Однако одно из произошедших явлений стоит выделить особенно – увеличение времени для отдыха, вследствие сокращения количества рабочего времени, под воздействием развития техники, которая смогла освободить человека от многих необходимых раньше трудовых операций, главным образом в домашнем хозяйстве. В результате самые широкие слои общества также стали испытывать потребность в досуге. Заполнить этот досуг предстояло массовой культуре, которой удалось поставить практику развлечений на широкий поток.

Начало происходить сращивание культуры с миром развлечений, что предопределило ключевые особенности предметное поле массовой культуры. Элементы массовой культуры должны были стать интересными по своему содержанию и иметь эффективную для быстрого восприятия зрителем форму, сочетать в себе четкий сюжет с интригой, и демонстрировать принадлежность к некоему конкретному жанру. Такая специфика позволила предопределить основные черты, характеризующие массовую культуру. Во-первых, для нее характерна серийность предметов ее потребления; во-вторых, трансляция примитивных стандартов жизни и отношений между людьми; в-третьих, развлекательность, забавность, сентиментальность; в-четвертых, пропаганда культа сильной личности, которой всегда сопутствует жизненный успех .

В произведениях массовой культуры потребителю всегда в первую очередь интересен сюжет, в котором он может обнаружить сходство со своей жизненностью, достоверность воображаемых героев, что дает ему возможность переживать различные эмоции вместе с героями, сопереживая их жизненным невзгодам и радуясь вместе с ними. Происходит отождествление зрителя или читателя с теми героями художественного произведения, в которых воплощаются их стремления к идеалу и несбывшиеся мечты. Таким образом, массовая культура предстает перед потребителем как иллюзорная компенсация за то, что реальная жизнь зачастую оказывается несправедлива к своим героям, где зачастую имеют место быть ситуации сложности финансового положения, отсутствие успеха, признания и т.д. Потребителю массовой культуры предоставляется возможность на время отрешиться от своих проблем, отождествив себя с благополучным героем, разнообразив, таким образом, свое эмоционально скудное существование .

В настоящее время большинство людей, главным образом молодежь, именно посредством массовой культуры формирует свои представления о том стиле поведения, образе жизни, карьере, отношениях между людьми, которые необходимо демонстрировать в современном ему обществе. Представления о еде, одежде, жилище, бытовой технике, предметах обихода, образовании транслируются человеку посредством механизмов массовой культуры. В современности любой продукт начинает считаться престижным и ценным только в том случае, когда начинает выступать в качестве предмета массового спроса. Таким образом, массовая культура осуществляет стимуляцию культуры потребления, активно в качестве средства этой стимуляции используя рекламу.

Массовая культура выступает также в качестве некоего фундамента мировой культуры, в результате чего происходит стирание и устранение национальных границ. В основе произведений массовой культуры лежат некие универсальные психологические и психофизиологические характеристики и механизмы восприятия, которые срабатывают в независимости от уровня образования и степени подготовленности аудитории. Более того, образование зачастую даже воспринимается создателями массовой культуры, как определенный вредный фактор, поскольку может помешать непосредственному эмоциональному восприятию, на которое в первую очередь, и нацелена массовая культура.

Исходя из рассмотренных выше положений, представляется возможным сформулировать основные черты характерные массовой культуре:

– ориентированность на однородную аудиторию и главным образом на эмоции, иррациональность, коллективное бессознательное, уход от действительности;

– быстро доступность и быстро забываемость;

– база, опирающаяся на среднюю языковую семиотическую норму;

– занятность.

Критиками, долгое время, при оценке массовой культуры, говорилось только об отрицательных ее сторонах, подчеркивалась низкопробность, пошлость ее продукции. Считалось, что она может быть востребована только невзыскательной и неразвитой публикой. Осуждалась ее ориентация на потребление, а не на творчество, склонность к формированию некоего духовного стандарта, т.е. в некоторой степени усреднение человека, имеющее в своей основе воспитание у него достаточно непритязательных запросов в сфере искусства. К числу наделения массовой культуры такими отрицательными качествами, ей приписывался и преимущественно развлекательный характер. Подчеркивалось, что в очень немногих произведениях рассматриваются вопросы о цели и смысле жизни, ценностях. Нередко можно столкнуться с ситуацией, когда произведения массовой культуры исполнены на достаточно низком профессиональном уровне, не обладают высокой эстетической ценностью и способны формировать только лишь массовое мировоззрение, которому присущи некритические убеждения и взгляды.

Данные рассуждения нельзя отвергать, как лишенные всякого смысла. Однако нужно сказать о положительных аспектах, которые несет в себе развитие массовой культуры. Во-первых, появление массовой культуры способствовало достижению всеобщей грамотности населения, в результате чего гораздо большее количество людей получило доступ к культурным ценностям. Массовой культурой создается и тиражируется достаточно много продукции низкого качества, но вместе с ней и бесспорные шедевры, которые подталкивают человека более глубоко изучить эти и другие произведения. Во-вторых, массовой культуре принадлежит значительная роль в становлении современного рекреационного механизма снятия стрессов и напряжений. В-третьих, не следует углубляться в категорическое противопоставление массовой культуры высокой культуре предшествующих эпох. В те времена также существовали и средняя, и низовая культуры, однако с течением времени до нас дошли лишь ее шедевры, которые представляют собой единичное явление любой эпохи, выделение которых всегда происходит лишь с течением времени. Также произойдет и с современной культурой, которая с течением времени отсеет большую часть произведений, оставив лишь настоящее искусство .

Современными исследователями принято выделять три ключевых уровня массовой культуры. Во-первых, кич-культура, т.е. массовая культура в качестве своего самого низкопробного проявления. Первоначально кич получил широкое распространение только в прикладном искусстве. Однако с течением времени он охватил все виды искусства, включая кино и телевидение. Главным образом кич характеризуется упрощенной подачей проблематики. В своей основе кич имеет те образы, идеи и сюжеты, которые достаточно стереотипны и ориентированы на обывателя, чья жизнь протекает скучно и однообразно. Кич не призван ставить вопросы перед своим потребителем, вызывать духовные искания и психологический дискомфорт. В нем содержатся только ответы в виде заранее подготовленных клише.

Следующим уровнем массовой культуры можно считать мид-культуру, т.е.культуру, которой характерны некоторые черты традиционной культуры, наряду с некоторыми чертами массовой. По сравнению с кичем, такая форма массовой культуры отличается более высоким нравственным потенциалом, который в ней заложен. Можно сказать, что именно ей задается тон, формируются стандарты, выступающие в качестве ориентиров массовой культуры в целом.

Еще один уровень массовой культуры – это арт-культура, в которой имеет место быть и определенное художественное содержание и его эстетическое выражение. Арт-культура относится к наиболее высокому уровню массовой культуры, который ориентирован и рассчитан на самый образованный и требовательный в отношении качества потребляемой продукции сегмент ее аудитории. Главная ее задача заключается в том, чтобы максимально приблизить массовую культуру к нормам и стандартам, которые характерны для традиционной.

В последнее время массовой культуре в большей степени характерно влияние на мид-культуру, т.е. культуру среднего уровня, в рамках которой происходит экранизация произведений классической литературы, формируется мода на образцы действительно художественного творчества, популярную науку, классическую музыку. Процессы, происходящие в мид-культуре, способствуют росту общего уровня массовой культуры современности. Такой вывод представляется возможным сделать при сравнении произведений, создание которых относится к началу XX в. и к последним его десятилетиям. Прослеживается также тенденция к этизации этой культуры, благодаря которой достигается некоторый подъем ее морального уровня .

В числе ключевых направлений массовой культуры современности можно выделить такие как:

– индустрия детства, которая находит выражение в производстве товаров и игрушек для детей, организации детских клубов и лагерей, появлении форм коллективного воспитания детей;

– массовая общеобразовательная школа, которая приобщает детей к основам научных знаний, формирует их картину мира, основой которой являются ценностные ориентиры, распространенные в данном обществе, а также одинаковость стереотипов;

– средства массовой информации, посредством которых осуществляется донесение до широких слоев населения текущей информации, ее оценка. Таким образом, формируется общественное мнение и создается почва для последующей манипуляции сознанием людей;

– система национальной или государственной идеологии и пропаганды, ключевой задачей которой является формирование политической благонадежности среди большинства населения;

– массовые политические движения и партии, которые представители политической и государственной элиты используют для достижения своих целей в результате нагнетания политического, националистического или религиозного психоза;

– мировая социальная мифология или квазирелигиозные течения и секты, лженаучные учения, сотворение кумиров, формирование сплетен и слухов, с помощью которых предоставляется возможность дать несложные объяснения всех проблем современности. Мифы о мировом заговоре тайной организации, инопланетянах и прочая информация данного порядка является продуктом мировой социальной мифологии;

– индустрия развлекательного досуга, которая включает в себя массовую художественную культуру со всеми видами литературы и искусства, развлекательными представлениями, зрелищными видами профессионального спорта, клубами, дискотеками и прочими инструментами, которые могут способствовать психической разрядке человека;

– индустрия оздоровительного досуга, в том числе курорты, спортивный туризм, массовая физкультура, косметические фирмы и услуги;

– индустрия интеллектуального и эстетического досуга, подразумевающая «культурный» туризм, художественную самодеятельность, коллекционирование, кружки и общества по интересам, научно-просветительские учреждения, продолжающие сохранившуюся с XVIII в. просветительскую тенденцию;

– игровые комплексы, способные развить быстроту реакции, и помочь человеку сформировать навыки помогающие приспособиться к современному темпу и ритму жизни;

– словари, справочники, энциклопедии, электронные банки информации, библиотеки, ориентированные на удовлетворение интересов массового потребителя и популяризацию современного знания.

Таким образом, массовая культура является новой наиболее развитой формой культурной компетентности современного человека. Она состоит из новых механизмов инкультурации и социализации, новой системы управления и манипулирования общественным сознанием, интересами и потребностями человека. Массовую культуру можно рассматривать в качестве способа существования современной культуры. Которая, с одной стороны, является культурой, отвечающей современному типу человека, а с другой стороны, становится инструментом его создания.

Специфической чертой XX в. было распространение в основном благодаря развивающимся средствам массовой коммуникации (см.: Масс-медиа) М. к. В этом смысле М. к. в XIX в. и ранее не было - газеты, журналы, цирк, балаган, фольклор, уже вымирающий, - вот все, чем располагали город и деревня. Вспомним, как важна была газета для творческой лаборатории Достоевского. Интересно, как бы изменилось его творчество, живи он в середине XX в. - в эпоху радио, кино и телевидения, с их разветвленной системой жанров и новостей через каждые полчаса, бесчисленных газет и журналов, видео, компьютером и Интернетом, телефоном, рекламой, авторской песней, блатным фольклором, детскими страшилками, анекдотом, комиксами, джазом, роком, поп-музыкой, матрешками, лозунгами, троллейбусами, самолетами и спутниками? Для чего нужна М. к.? Для того же, для чего нужны два полушария человеческому мозгу. Для того, чтобы осуществлять принцип дополнительности, когда нехватка информации в одном канале связи заменяется избытком ее в другом. Именно таким образом М. к. противопоставляется фундаментальной культуре. Именно поэтому М. к. была так нужна Достоевскому - прообразу культурного деятеля XX в. Ибо М. к. - это семиотический образ реальности, а фундаментальная культура - это образ глубоко вторичный, «вторичная моделирующая система», нуждающаяся для своего осуществления в языке первого порядка. В этом смысле М. к. XX в. была полной противоположностью элитарной культуры в одном и ее копией в другом. Для М. к. характерен антимодернизм и антиавангардизм. Если модернизм и авангард стремятся к усложненной технике письма, то М. к. оперирует предельно простой, отработанной предшествующей культурой техникой. Если в модернизме и авангарде преобладает установка на новое как основное условие их существования, то М. к. традиционна и консервативна. Она ориентирована на среднюю языковую семиотическую норму, на простую прагматику, поскольку она обращена к огромной читательской, зрительской и слушательской аудитории (...). Можно сказать поэтому, что М. к. возникла в XX в. не только благодаря развитию техники, приведшему к такому огромному количеству источников информации, но и благодаря развитию и укреплению политических демократий. Известно, что наиболее развитой является М. к. в наиболее развитом демократическом обществе - в Америке с ее Голливудом, этим символом всевластия М. к. Но важно и противоположное - что в тоталитарных обществах М. к. практически отсутствует, отсутствует деление культуры на массовую и элитарную. Вся культура объявляется массовой, и на самом деле вся культура является элитарной. Это звучит парадоксально, но это так. Что сейчас читают в метро? Классические продукты М. к. американского образца с естественным опозданием на 10-15 лет. А что читала 10-15 лет назад самая читающая в мире страна в своем самом величественном в мире метро? Детективов было мало. Каждый выпуск «Зарубежного детектива» становился событием, их было не достать. Советского же детектива, строго говоря, не было вовсе, так как в советской действительности не существовало института частного сыска и не было идеи поиска истины как частной инициативы, а без этого нет подлинного детектива. Возьмем, к примеру, такой жанр советского кино, как производственный фильм. Это была ненастоящая, мнимая М. к. Она формировалась не рынком, а госзаказом. Недаром этот жанр исчез моментально, как только началась перестройка. Другое дело, что в Советском Союзе культивировалась бездарная, плохая литература, но это не М. к. в западном смысле. В ней присутствовала идеология и отсутствовала коммерция. «Повесть о настоящем человеке», конечно, очень плохая литература, но это никак не М. к. Необходимым свойством продукции М. к. должна быть занимательность, чтобы она имела коммерческий успех, чтобы ее покупали и деньги, затраченные на нее, давали прибыль. Занимательность же задается жесткими структурными условиями текста. Сюжетная и стилистическая фактура продуктов М. к. может быть примитивной с точки зрения элитарной фундаментальной культуры, но она на должна быть плохо сделанной, а, наоборот в своей примитивности она должна быть совершенной - только в этом случае ей обеспечен читательский и, стало быть, коммерческий успех. Поток сознания, остранение, интертекст не годятся для М. к. Для массовой литературы нужен четкий сюжет с интригой и перипетиями и, что самое главное, - отчетливое членение на жанры. Это мы хорошо видим на примере массового кинематографа. Жанры четко разграничены, и их не так много. Главные из них - детектив, триллер, комедия, мелодрама, фильм ужасов, или, как его называют последнее время, «чиллер» (от англ. chill - дрожать от страха), фантастика, порнография. Каждый жанр является замкнутым в себе миром со своими языковыми законами, которые ни в коем случае нельзя переступать, особенно в кино, где производство сопряжено с наибольшим количеством финансовых вложений. Пользуясь терминами семиотики, можно сказать, что жанры М. к. должны обладать жестким синтаксисом - внутренней структурой, но при этом могут быть бедны семантически, в них может отсутствовать глубокий смысл. В XX в. М. к. заменила фольклор, который тоже в синтаксическом плане построен чрезвычайно жестко. Наиболее ясно это показал в 1920-х гг. В. Я. Пропп, проанализировавший волшебную сказку и показавший, что в ней всегда присутствует одна и та же синтаксическая структурная схема, которую можно формализовать и представить в логических символах. Тексты массовой литературы и кинематографа построены так же. Зачем это нужно? Это необходимо для того, чтобы жанр мог быть опознан сразу; и ожидание не должно нарушаться. Зритель не должен быть разочарован. Комедия не должна портить детектив, а сюжет триллера должен быть захватывающим и опасным. Поэтому сюжеты внутри массовых жанров так часто повторяются. Повторяемость - это свойство мифа - в этом глубинное родство М. к. и элитарной культуры, которая в XX в. волей-неволей ориентируется на архетипы коллективного бессознательного (см.: Юнг). Актеры в сознании зрителя отождествляются с персонажами. Герой, умерший в одном фильме, как бы воскресает в другом, как умирали и воскресали архаические мифологические боги. Кинозвезды ведь и есть боги современного массового сознания. Установка на повторение породила феномен телесериала: временно «умирающая» телереальность возрождается на следующий вечер. Создатели «Санта Барбары» не без влияния постмодернистской иронии довели эту идею до абсурда - видимо, этот фильм кончится только тогда, когда он надоест зрителю или когда у продюсеров кончатся деньги. Разновидностью текстов М. к. являются культовые тексты. Их главной особенностью является то, что они настолько глубоко проникают в массовое сознание, что продуцируют интертексты, но не в себе самих, а в окружающей реальности. Так, наиболее известные культовые тексты советского кино - «Чапаев», «Адъютант его превосходительства», «Семнадцать мгновений весны» - провоцировали в массовом сознании бесконечные цитаты и формировали анекдоты про Чапаева и Петьку, про Штирлица. То есть культовые тексты М. к. формируют вокруг себя особую интертекстовую реальность. Ведь нельзя сказать, что анекдоты про Чапаева и Штирлица являются частью внутренней структуры самих этих текстов. Они являются частью структуры самой жизни, языковыми играми, элементами повседневной жизни языка. Элитарная культура, которая по своей внутренней структуре построена сложно и утонченно, так влиять на внетекстовую реальность не может. Трудно представить себе анекдоты про Ганса Касторпа из «Волшебной горы» или Йозефа Кнехта из «Игры в бисер». Случается правда, какой-либо модернистский или авангардистский прием в такой степени осваивается фундаментальной культурой, что становится штампом, тогда он может использоваться текстами М. к. В качестве примера можно привести знаменитые советские кинематографические афиши, где на переднем плане изображалось огромное лицо главного героя фильма, а на заднем плане маленькие человечки кого-то убивали или просто мельтешили (в зависимости от жанра). Это изменение, искажение пропорций - штамп сюрреализма. Но массовым сознанием он воспринимается как реалистический, хотя все знают, что головы без тела не бывает и что такое пространство, в сущности, нелепо. Постмодернизм - это беспечное и легкомысленное дитя конца XX в. Постмодернизм - это беспечное и легкомысленное дитя конца XX в. - впустил наконец М. к. и смешал ее с элитарной. Сначала это был компромисс, который назывался кич. Но потом и классические тексты постмодернистской культуры, такие, как роман Умберто Эко «Имя розы» или фильм Квентина Тарантино «Бульварное чтиво», стали активно использовать стратегию внутреннего строения массового искусства». (Руднев В. Словарь культуры XX века. Ключевые понятия и тексты. М., 1997. С. 155-159.) Лит.: MacDonald D. A Theory of Mass Culture // Mass Media and Mass Man. N.Y., 1968; Approaches to Popular Culture. L., 1976; Strinati D. An Introduction to Theories of Popular Culture. L., 1995.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Массовая культура

С появлением средств массовой информации (радио, массовых печатных изданий, телевидения, грамзаписи, магнитофонов) произошло стирание различий между высокой и народной культурой. Так возникла массовая культура, которая не связана с религиозными или классовыми субкультурами. СМИ и массовая культура неразрывно связаны между собой. Культура становится "массовой", когда её продукты стандартизируют и распространяют среди широкой публики.

Массовая культура (лат. massa - ком, кусок) - понятие, которое в современной культурологии связывается с такими социальными группами, которым свойствен "усредненный" уровень духовных потребностей.

Массовая культура, понятие, охватывающее многообразные и разнородные явления культуры XX века, получившие распространение в связи с научно-технической революцией и постоянным обновлением средств массовой коммуникации. Производство, распространение и потребление продуктов массовой культуры носит индустриально-коммерческий характер. Смысловой диапазон массовой культуры весьма широк - от примитивного китча (ранний комикс, мелодрама, эстрадный шлягер, "мыльная опера") до сложных, содержательно насыщенных форм (некоторые виды рок-музыки, "интеллектуальный" детектив, поп-арт). Для эстетики массовой культуры характерно постоянное балансирование между тривиальным и оригинальным, агрессивным и сентиментальным, вульгарным и изощренным. Актуализируя и опредмечивая ожидания массовой аудитории, массовая культура отвечает её потребностям в досуге, развлечении, игре, общении, эмоциональной компенсации или разрядке и др. Массовая культура не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория и она является авторской. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. Она может быть интернациональной и национальной. Эстрадная музыка - яркий пример массовой культуры. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.

Массовая культура и её социальные функции

В морфологическом строении культуры можно выделить две области: обыденной и специализированной культуры. Промежуточное положение с функцией транслятора занимает массовая культура. Разрыв между обыденной и специализированной культурами в древности был небольшим (специальность ремесленника или купца осваивалась в процессе домашнего воспитания), но по мере научно-технического развития он увеличился намного (особенно в наукоемких профессиях).

Обыденная культура реализуется в соответствующих формах образа жизни. Образ жизни определяется в числе прочего и родом профессиональных занятий человека (у дипломата неизбежно другие образы жизни, нежели у крестьянина), аборигенными традициями места проживания, но более всего - социальным статусом человека, его сословной или классовой принадлежностью. Именно социальный статус задает направленность экономических и познавательных интересов личности, стиль её досуга, общения, этикета, информационных устремлений, эстетических вкусов, моды, имиджа, бытовых обрядов и ритуалов, предрассудков, образов престижности, представлений о собственном достоинстве, общемировоззренческих установок, социальной философии и т.п., что составляет основной массив черт обыденной культуры.

Обыденная культура не изучается человеком специально (за исключением эмигрантов, целенаправленно осваивающих язык и обычаи новой родины), а усваивается стихийно в процессе детского воспитания и общего образования, общения с родственниками, социальной средой, коллегами по профессии и пр. и корректируется на протяжении всей жизни индивида по мере интенсивности его социальных контактов.

Современные знания и культурные образцы вырабатываются в недрах высокоспециализированных областей социальной практики. Они понимаются и усваиваются соответствующими специалистами, для основной же массы населения язык современной специализированной культуры (политической, научной, художественной, инженерной и т.п.) почти недоступен. Поэтому обществу требуется система средств по "переводу" информации с языка высокоспециализированных областей культуры на уровень обыденного понимания неподготовленных людей, по "растолковыванию" этой информации её массовому потребителю, определенной "инфантилизации" её образных воплощений, а также "управлению" сознанием массового потребителя.

Такого рода адаптация всегда требовалась для детей, когда в процессах воспитания и общего образования "взрослые" смыслы переводились на язык сказок, притч, занимательных историй, упрощенных примеров. Теперь подобная интерпретативная практика стала необходимой для человека на протяжении всей его жизни. Современный человек, даже будучи очень образованным, остается узким специалистом в одной области, и уровень его специализированности из века в век повышается. В остальных областях ему требуется постоянный "штат" комментаторов, интерпретаторов, учителей, журналистов, рекламных агентов и иного рода "гидов", ведущих его по безбрежному морю информации о товарах, услугах, политических событиях, художественных новациях, социальных коллизиях и т.п.

Реализатором такого рода потребностей и стала массовая культура. Структура бытия в ней задается человеку как набор более или менее стандартных ситуаций, где все уже выбрано теми самыми "гидами" по жизни: журналистами, рекламными агентами, публичными политиками и т.п. В массовой культуре уже все известно наперед: "правильный" политический строй, единственно верное учение, вожди, место в строю, звезды спорта и эстрады, мода на имидж "классового борца" или "сексуального символа", кинофильмы, где "наши" всегда правы и всегда побеждают и пр.

Напрашивается вопрос: а разве в прежние времена не возникало проблем с трансляцией смыслов специализированной культуры на уровень обыденного понимания? Почему массовая культура появилась только в последние полтора-два века, и какие культурные феномены выполняли эту функцию раньше?

По-видимому, до научно-технического переворота последних веков действительно не было такого разрыва между специализированным и обыденным знанием. Единственным исключением была религия. Мы хорошо знаем, сколь велик был интеллектуальный разрыв между "профессиональным" богословием и массовой религиозностью населения. Здесь действительно был необходим "перевод" с одного языка на другой. Эта задача решалась проповедью. Очевидно, церковную проповедь мы и можем считать историческим предшественником явлений массовой культуры.

Феномены массовой культуры создаются профессиональными людьми, преднамеренно редуцирующими сложные смыслы к примитиву. Нельзя сказать, что такого рода инфантилизация проста по исполнению; хорошо известно, что техническое мастерство многих звезд шоу-бизнеса вызывает искреннее восхищение у представителей "художественной классики".

Среди основных проявлений и направлений массовой культуры нашего времени можно выделить следующие:

индустрия "субкультуры детства" (художественные произведения для детей, игрушки и промышленно производимые игры, товары специфически детского потребления, детские клубы и лагеря, военизированные и иные организации, технологии коллективного воспитания детей и т.п.);

массовая общеобразовательная школа, приобщающая учащихся к основам научных знаний, философских и религиозных представлений об окружающем мире с помощью типовых программ;

средства массовой информации (печатные и электронные), транслирующие текущую информацию, "растолковывающие" рядовому человеку смысл происходящих событий, суждений и поступков деятелей из специализированных сфер;

система идеологии и пропаганды, формирующая политические ориентации населения;

массовые политические движения, инициированные элитой с целью вовлечения в политические акции широких слоев населения, в большинстве своем далеких от политических интересов, мало понимающих смысл политических программ;

индустрия развлекательного досуга, включающая в себя массовую художественную культуру (практически по всем видам литературы и искусства, может быть, за исключением архитектуры), массовые постановочно-зрелищные представления (от спортивно-цирковых до эротических), профессиональный спорт, структуры по проведению организованного развлекательного досуга (соответствующие типы клубов, дискотеки, танцплощадки и пр.) и иные виды шоу. Здесь потребитель, как правило, выступает не только в качестве пассивного зрителя, но и постоянно провоцируется на активное включение или экстатическую эмоциональную реакцию на происходящее. Массовая художественная культура достигает эффекта посредством специальной эстетизации вульгарного, безобразного, физиологического, т.е. действуя по принципу средневекового карнавала и его смысловых "перевертышей". Для этой культуры характерно:

тиражирование уникального и сведение его к обыденно-общедоступному;

индустрия оздоровительного досуга, физической реабилитации человека и исправления его телесного имиджа (курортная индустрия, массовое физкультурное движение, культуризм и аэробика, спортивный туризм, а также система медицинских, фармацевтических, парфюмерных и косметических услуг для исправления внешности);

индустрия интеллектуального досуга ("культурный" туризм, художественная самодеятельность, коллекционирование, кружки по интересам, разнообразные общества собирателей, любителей и поклонников чего бы то ни было, научно-просветительские учреждения и объединения, а также все, что попадает под определение "научно-популярное", интеллектуальные игры, викторины, кроссворды и т.п.), приобщающая людей к научно-популярным знаниям, научному и художественному любительству, развивающая общую "гуманитарную эрудицию" населения;

система управления потребительским спросом на вещи, услуги, идеи как индивидуального, так и коллективного пользования (реклама моды, имиджмейкерство и т.п.), формирующая стандарт социально престижных образов и стилей жизни, интересы и потребности, типы внешности;

игровые комплексы - от механических игровых автоматов, электронных приставок, компьютерных игр и т.п. до систем виртуальной реальности;

всевозможные словари, справочники, энциклопедии, каталоги, электронные и иные банки информации, специальных знаний, Интернет и т.п., рассчитанные не на подготовленных специалистов, а на массовых потребителей.

И никто нам эту "культурную продукцию" не навязывает. За каждым сохраняется право выключить телевизор, когда ему захочется. Массовая культура как один из наиболее свободных по режиму своего распространения товаров на рынке информации может существовать только в условиях добровольного и ажиотажного спроса. Конечно, уровень подобного ажиотажа искусственно поддерживается заинтересованными продавцами товара, но сам факт повышенного спроса именно на это, выполненное именно в этой образной стилистике, на этом языке, порожден самим потребителем, а не продавцом.

В конце концов, образы массовой культуры, как и всякая иная образная система, демонстрируют нам не что иное, как наше собственное "культурное лицо", которое на самом деле было присуще нам всегда; просто в советское время эту "сторону лица" не показывали по телевизору. Если бы это "лицо" было абсолютно чужим, если бы в обществе не имел место действительно массовый спрос на все это, мы бы и не реагировали на него столь остро.

Хотя массовая культура, безусловно, является "эрзац-продуктом" специализированных областей культуры, не порождает собственных смыслов, а лишь имитирует явления, не стоит оценивать её только негативно. Массовая культура порождается объективными процессами модернизации общества, когда социализирующая и инкультурирующая функции традиционной культуры утрачивают свою эффективность. Массовая культура фактически принимает на себя функции инструмента обеспечения первичной социализации. Вполне вероятно, что массовая культура является эмбриональным предшественником какой-то новой, еще только нарождающейся обыденной культуры.

Так или иначе, но массовая культура представляет собой вариант обыденной культуры городского населения, компетентной только в узкой сфере, а в остальном предпочитающей пользоваться печатными, электронными источниками редуцированной "для круглых дураков" информации. В конце концов, эстрадная певица, приплясывающая у микрофона, поет примерно о том же, о чем писал в своих сонетах Шекспир, но только в данном случае переведенном на язык "два прихлопа, три притопа".

Существуют довольно противоречивые точки зрения по вопросу о времени возникновения “массовой культуры». Некоторые считают ее извечным побочным продуктом культуры и поэтому обнаруживают ее уже в античную эпоху. Гораздо больше оснований имеют попытки связать возникновение “массовой культуры» с научно-технической революцией, породившей новые способы производства, распространения и потребления культуры. Буржуазная “массовая культура впервые сформировалась в США. С одной стороны это демократизировало сферу культуры, с другой стороны, способствовало проникновению в эту сферу коммерческих, политических интересов, погони за прибылью.

Американский социолог Д. Уайт считает, что к первым элементам массовой культуры можно отнести, например, бои римских гладиаторов, которые привлекали многочисленных зрителей. Согласно А. Адорно, прототипами современной массовой культуры следует считать формы культуры, которые появились во время становления капитализма в Англии, т. е. на рубеже XVII-XVIII веков. Он убежден, что романы, написанные в этот период (Дефо, Ричардсон) предназначались для рынка и имели явную коммерческую направленность. Следовательно, они тяготели скорее к «массовой», чем к «элитарной» культуре. Однако, российские оппоненты (Е. П. Смольская и др.) указывают, что эти произведения не содержали известных шаблонов, которые характерны для произведений массовой культуры.

Вероятно, точкой отсчета в появлении и развитии массовой культуры следует все же считать конец XIX - начало XX века.

В Европе «массовая культура» (народное развлечение, искусство жанглеров, мимов) всегда противостояла официальной культуре, которую контролировало государство и церковь. В США «массовая культура» изначально пропагандировала стереотипы и идеи официальной культуры, основным регулятором которой стала реклама. «Массовая культура» стала такой неотъемлимой частью культуры американского общества, его культурным сознанием, что ее изучение превышает в системе, к примеру, амереканского вышего образования. 56% учебных курсов в США посвящены изучению «популярных» видов культуры (курсы телевидения, кино, реклама, журналистика). В Англии к системе университетского образования включаются специальные курсы, которые включают в себя материалы из культуры кино, музики, научной фантастики и даже футбола. В Америке «массовая культура» приобрела двойственный характер:американский ум, который не занят практическими заботами, остается отдыхающим, в то время как другая его часть, занята открытиями, производством и социальной организацией. Американская воля воплощается в небоскребе, американский интеллект - в колониальных постройках.

Что же такое «массовая культура»? Как и в случае с традиционной культурой универсального определения массовой культуры до сих пор не существует. Такая ситуация имеет свое рациональное объяснение. Дело в том, что как научно-философская категория, «массовая культура» включает в себя целых три понятия. Во-первых, «культуру», как особый характер продукта. Во-вторых, «массовость», как степень распространения продукта. В-третьих, «культуру», как духовную ценность.

Одним из наиболее интересных и продуктивных следует признать поход к определению «массовой культуры» Д. Белла, согласно которому массовая культура - это своего рода организация обыденного сознания в информационном обществе, особая знаковая система или особый язык, на котором члены информационного общества достигают взаимопонимания .

Сейчас массовая культура проникает практически во все сферы жизни общества и формирует свое единое семиотическое пространство.

Очевидно, массовая культура - явление далеко не однородное. Оно имеет свою структуру и уровни. В современной культурологии, как правило, выделяют три основные уровня массовой культуры:

* кич-культура (т. е. низкопробная, даже вульгарная культура);

* мид-культура (так сказать, культура «средней руки»);

*арт-культура (мас-культура, не лишенная определенного, иногда даже высокого, художественного содержания и эстетического выражения).

Анализируя массовую культуру как особое социо-культурное явление, необходимо указать ее основные характеристики. Такими характеристиками, на мой взгляд, являются:

* ориентированность на гомогенную аудиторию;

* опора на эмоциональное, иррациональное, коллективное, бессознательное;

* эскейпизм;

* быстродоступность;

* быстрозабываемость;

* традиционность и консерватизм;

* оперирование средней языковой семиотической нормой;

* занимательность.

Особое внимание «массовая культура» уделяет теме агрессии. Жестокость сцен насильства на экране впечатляет представление как количеством, так и своей натуральностью. Достоинства того или другого боевика нередко оценивается пропорционально количеству трупов- видуманное насильство манит к себе, как наркотик. Объяснение этому факту дается на основе философии З.Фрейда. Поскольку культура угнетает в человеке природное начало, инстинкты, иллюзионную реализацию своих неудовлетворенных пристрастий он вынужден искать в искусстве. Именно поэтому в «массовой культуре» так много секса и агрессии. Еще одна любимая тема-страх: такие жанры массовой культуры как триллер, фильм ужасов, фильм-катастрофа и т.д. эксплуатируют эту темы весьма активно. В результате психика человека, «закаленная» современной массовой культурой, становится менее чувственной к тому, что происходит в реальности. Человек привыкает к убийству и насильству. Душевное равнодушие сегодня становится, скорее, правилом, чем исключением.

До возникновения технологического общества человек был связан с природой, благодаря религии он чувствовал себя органической частью мира и, в постоянном общении с другими, черпал жизненную энергию. В современном искусственном мире, в окружении бетона, стали и стекла индустриальной цивилизации связь человека с высшими силами, с органикой природы и с другими людьми была сужена до абсолютного минимума и, оставшись в вакууме своего одиночества, человек стал нуждаться в "наркотиках" намного больше, чем когда-либо раньше. Тем более что мир стал настолько переусложненный, что стало бессмысленным пытаться его понять. Но потребность в заполнении внутреннего мира сохранялась и на этот запрос не могли ответить традиционные формы ухода от реальности - алкоголизм, наркотики, сексуальная сфера, тем более что эти формы эскапизма (бегство от реальности) считаются аномалией, и единственно допустимой формой эскапизма стало искусство, трансформирующее реальность в эстетическое приемлемые формы.

Когда на авансцену истории вышли массы, весь цивилизованный мир, вне зависимости от политической системы каждой страны, стал перед вопросом, как контролировать эти миллионы, и направить их энергию в безопасное для власти русло.

Культура предыдущих веков не могла быть использована, идеи, которые в ней содержались, противоречили тем задачам, которые ставила перед собой власть, и была слишком сложна, она требовала многолетнего воспитания.

Культура, как и наука, не может существовать без заказчика, по словам Скотта Фитцджеральда, "культура идет за деньгами". Новые хозяева жизни заказывали музыку исполнителям, вооружали их новыми техническими средствами.

Новые технологии позволяли упростить культуру и сделать ее доступной для широкого потребления. Как говорил один из заказчиков, Ленин, - "Важнейшим из всех искусств для нас является кино, потому что наше население по преимуществу безграмотно."

Радио, кино, а затем и телевидение, сама природа этих новых технических средств сделала упрощение идей, образов традиционной культуры, и давала неисчислимые возможности для постепенной подмены широкого видения мира тем плоским, одномерным миром, который понятен зрителю и необходим заказчику.

Кинообъектив вырывает из реальной жизни определенный режиссером фрагмент, отделяет его от всего остального рамкой и, в результате монтажа образов, создается та картина мира, что соответствует задачам, которые ставит перед собой ее создатель.

Телевизионный экран создает окно в огромный мир, сужая его многомерность до нескольких десятков сантиметров плоского изображения, и это уже не объемная реальность мира, а его бледная, упрощенная копия, лишенная широкого содержания оригинала.

Другой советский идеолог, Арбатов, таким образом определял задачи для создателей пролетарской массовой культуры, - ".... художник проникается идеей целесообразности, обрабатывая материал не в угоду субъективным вкусам, а согласно объективным задачам производства, ... художники становятся сотрудниками инженеров, ученых, администраторов. Организовать общий продукт руководствуясь не личными побуждениями, а объективными потребностями производства, выполняя задания класса... "

"Объективные потребности производства" - отвлечь массы от реальных проблем их жизни и заставить их видеть мир так, как этого хочет заказчик.

"Массовая культура, компенсируя чувство беспомощности среднего человека создает образы суперменов, преодолевающих те препятствия, которые в практике непреодолимы, побеждающие там, где среднего человека неизбежно ждет поражение. Супермены не ходят на работу с девяти до пяти, не дрожат перед начальством, не боятся, что завтра их уволят без всякого объяснения причин... У них нет проблем, как выплачивать месячные счета. Супермены в одиночку решают все социальные проблемы, в простой и понятной форме - чаще физической силой. Эти сказки не уменьшают стрессов, но хотя бы на время, перед уходом в сон, приносят состояние сладкой дремы. " Александр Зиновьев.

Фашисты сжигали книги на улицах и площадях, советская власть гноила книги в библиотечных архивах, что возбуждало общественный интерес к запрещенному знанию. Рынок делает это более эффективным способом - он прививает безразличие к знанию.

Рэй Брэдбери боялся того, что государство запретит читать книги. Олдос Хаксли боялся другого, что будут созданы условия, в которых люди не захотят больше читать книги. Но они оба ошибались, сегодня читают намного больше, чем раньше.

Сегодня выпускается 1,500 ежедневных газет и 7,000 еженедельников. Ежегодно выпускается 75,000 новых книг. Это по преимуществу, развлекательная литература, и массовый спрос существует только на нее, на литературу типа "гамбургер", на упрощенную до уровня массового вкуса информационной жвачки, "литература для бедных".

И, в то же время, серьезная литература, ставящая острые социальные проблемы, никогда не достигает даже 10 тысяч копий. Их, в основном, приобретают лишь университеты, они входят в учебные программы многих колледжей, тысячи студентов эти книги читали, однако это ничего не меняет в их отношении к существующему статус-кво.

По первому пункту можно сделать вывод, что сущность «массовой культуры» заключается в влиянии «массовой культуры» на сознание человека, его отношению к реальности и душевной чувственности. Причиной возникновения «массовой культуры» стала потребность власти контролировать миллионы масс и направлять их энергию в безопасное для власти русло. Сейчас массовая культура проникает практически во все сферы жизни общества и формирует свое единое семиотическое пространство.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие, исторические условия и этапы становления массовой культуры. Экономические предпосылки и социальные функции массовой культуры. Ее философские основы. Элитарная культура как антипод массовой культуры. Типичное проявление элитарной культуры.

    контрольная работа , добавлен 30.11.2009

    История возникновения "массовой культуры", особенности ее феномена в современных условиях, характеристика уровней и проблема анализа. Основные направления смешения культуры и политики. Особенности влияния массовой культуры на современное общество.

    контрольная работа , добавлен 05.10.2010

    Эволюция понятия "Культура". Проявления и направления массовой культуры нашего времени. Жанры массовой культуры. Взаимосвязи между массовой и элитарной культурами. Влияние времени, лексикон, словарь, авторство. Массовая, элитарная и национальная культура.

    реферат , добавлен 23.05.2014

    Массовая культура - термин ХХ века. Предпосылки возникновения массовой культуры как явления - развитая инфраструктура, доступность средств массовой информации. Ориентир на массы, общедоступность, ведет к низкому уровню массовой культуры как культуры.

    эссе , добавлен 18.02.2009

    История возникновения массовой культуры. Классификация сфер проявления массовой культуры, предложенная А.Я. Флиером. Подходы к определению массовой культуры. Типы культуры по принципу внутрикультурной иерархии. Виды культуры и признаки субкультуры.

    реферат , добавлен 13.12.2010

    Понятие массовой культуры, ее назначение, направления и специфические черты, место и значение в современном обществе. Реклама и мода как зеркало массовой культуры, тенденции их развития. Проблемы воспитания молодежи, связанные с массовой культурой.

    реферат , добавлен 18.09.2010

    Определение понятия "массовая культура" как социального явления, характеризующего особенности производства ценностей цивилизации в современном обществе. Анализ кич-, мид-, поп-, рок- и арт-культуры. Космополитичность и идейный фундамент массовой культуры.

    реферат , добавлен 14.11.2011

    Что такое культура, возникновение теории массовой и элитарной культуры. Неоднородность культуры. Особенности массовой и элитарной культуры. Элитарная культура как антипод массовой. Постмодернистские тенденции сближения массовой и элитарной культур.



Рассказать друзьям