Какие первые награды получил в и суриков. Личная жизнь и столичный период

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Знаменитый русский художник.

Семья. Образование

Из семьи потомственных сибирских казаков. Отец - Иван Васильевич - был коллежским регистратором в земском суде родного города. Мать художника - Прасковья Федоровна Торгошина - происходила из станицы Торгошино под Красноярском. В доме родителей, несмотря на строгость нравов, царила непринужденная атмосфера, интерес к культуре.

С 1854 г. из-за служебного перевода отца семья Суриковых жила в с. Сухой Бузим. В восьмилетнем возрасте родители отправили сына в Красноярск, в церковно-приходскую школу, после которой он перешел в уездное училище. А еще через год от туберкулеза скончался отец будущего художника, и мать с детьми снова переехала в город. Из-за нехватки денег Суриковы сдавали внаем второй этаж своего дома. Василий вынужден был пойти в писцы в губернское управление. На дальнейшее образование сына у матери не было средств. Но мальчику повезло. Рано начав рисовать, он не бросил это занятие и в школьные годы, и во время службы. Здесь рисунки юноши заметил енисейский губернатор П.Н. Замятнин. Он сумел найти для него мецената - золотопромышленника П.И. Кузнецова, который обеспечил дальнейшую учебу в Академии художеств.

С 1868 г. в столице. Не попав в Академию сразу, сначала обучался в Петербургской рисовальной школе Общества поощрения художеств. Там за лето он смог освоить трехлетний курс обучения и осенью 1869 г. поступил в Академию вольным слушателем, а в 1870 г. воспитанником.

Здесь Василий учился в классе профессора П.П.Чистякова. Был четырежды награжден серебряными медалями Академии и несколькими денежными премиями. Он очень серьезно подходил к построению композиции.

Дебют молодого художника - полотно «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге» (1870) - купил его благодетель П. И. Кузнецов. Летом 1873 г. юноша побывал на его приисках в Хакассии. В 1874 г. он вручил Кузнецову свою картину «Милосердный самарянин», за которую был награжден Малой золотой медалью.

«Утро стрелецкой казни». «Меншиков в Березове». «Боярыня Морозова»

В 1875 г. художник выпустился из Академии в звании «классного художника I степени». Вскоре после этого он получил заказ на написание четырех фресок на сюжеты вселенских соборов в строящемся новом храме Христа Спасителя в первопрестольной. В 1877 г. он перебрался туда. Его мечтой было возвращение в родной Красноярск, куда он отправлялся каждое лето. За храмовые фрески живописцу заплатили 10 тыс. рублей. Поправив финансовое положение, он в 1878 г. попросил руки у своей возлюбленной, Елизаветы Августовны Шаре, внучки ссыльного декабриста Свистунова, наполовину русской, наполовину француженки.

Тогда же художник приступил к работе над своим масштабным историческим полотном «Утро стрелецкой казни», для которого он долго исследовал источники и посещал музеи, делал много эскизов и этюдов с натуры. В этой картине живописец выступил великим новатором русской исторической живописи. Полотно было окончено в 1881 г. Тогда же его автор стал одним из передвижников.

В 1883 г. представил обществу свою новую талантливую работу - полотно «Меншиков в Березове», которую купил П.М. Третьяков. Старшая дочь Меншикова Мария получила облик жены автора.
На деньги от продажи произведения художник смог поехать с семьей в Европу, где побывал в Дрезденской галерее, Лувре и других крупнейших европейских музеях.

В 1881 г. сделал первый эскиз своей знаменитой «Боярыни Морозовой». Эта тема была навеяна художнику еще воспоминаниями своей школьной поры. Когда он жил в Красноярске у своей тетки О.М. Дурандиной, она впервые рассказала ему об опальной боярыне. Долго выбирая прототип для ее образа, художник остановился на выразительной персоне своей родственницы, А.В. Торгошиной. Прежде ее супруг, С.Ф. Торгошин, позировал живописцу для персонажа бородатого стрельца в «Утре стрелецкой казни». В образе смеющегося купца в «Боярыне Морозовой» Суриковым также был изображен его сухобузимский земляк - В.Ф. Закоурцев, а странник с посохом был списан с сибирского переселенца. Живописец создавал полотно в 1884-1887 гг., после чего оно было представлено на XV Передвижной выставке.

Дальнейшее творчество

Летом 1887 г. уехал с семьей в Красноярск. Тогда же начал писать в жанре портрета («Портрет матери», 1887; «Мой брат». 1887 (?)).

8 апреля 1888 г. скоропостижно скончалась жена. Мастер почти год не мог оправиться от потери близкого человека, прекратил писать. Опять отправился в Красноярск, где оставался до 1891 г. Тогда же создал работу на тему традиционной зимней забавы сибиряков - «Взятие снежного городка» (1891). Снежная крепость была специально выстроена в усадьбе художника, а инсценировали «снежную баталию» крестьяне с. Базиха.

Другой работой «сибирского» периода стала картина «Покорение Сибири Ермаком» (1895). Во время ее написания живописца избрали действительным членом Академии художеств (1893). Однако от преподавания он отказался, дорожа творческой свободой.

За «Ермаком» последовало полотно «Переход Суворова через Альпы» (1899). Оно экспонировалось в Санкт-Петербурге и Москве и было приобретено государем.

В 1887-1900-х гг. Суриков параллельно работал над эпическим полотном «Степан Разин», этюды к которому были сделаны в Сибири и на Дону.

В 1907 г. вошел в Союз русских художников, уйдя из Товарищества передвижников. В Красноярске в 1910 г. с его помощью была открыта школа рисования. К тому же художник писал еще несколько полотен: «Красноярский бунт 1695 года», «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря, убитого древлянами» (неоконч.), «Посещение царевной женского монастыря».

В 1910 г. вместе с зятем художником П.П. Кончаловским побывал в Испании, благодаря чему родились рисунки и акварели испанского цикла.

В то время живописцу было уже под семьдесят лет. Новость о разразившейся Первой мировой войны глубоко потрясла его. Могучее здоровье сибиряка стало быстро сдавать.
Летом 1914 г. в последней поездке в Красноярск он создал ряд пейзажей: «Красноярск в районе Благовещенской церкви», «Плашкоут на Енисее» и несколько акварелей. Осталась незавершенной картина «Благовещенье».

В 1915 г. отправился на лечение в Крым. Не долечившись, снова приехал в Москву, где умер от склероза сердца. Был похоронен, по его завещанию, рядом с женой на Ваганьковском кладбище.

Значение творчества

Творчество Василия Ивановича Сурикова принадлежит к высшим достижениям русской культуры XIX века и сопоставимо по значению с наследием таких ее титанов, как А. Иванов, М. Мусоргский, Л. Толстой, Ф. Достоевский. Глубина постижения человеческого характера сочеталась в нем со стихийной мощью и красотой художественного воплощения. В совершенстве овладев мастерством живописца, соединяя в образах своих картин целые пласты и эпохи жизни народа, он сумел создать подлинные шедевры отечественного искусства.

Василий Иванович Суриков (12 (24) января 1848, Красноярск - 6 (19) марта 1916, Москва) - русский живописец, мастер масштабных исторических полотен.

Биография Василия Сурикова

Суриков родился 12 (24) января 1848 года в Красноярске, он принадлежал к роду казаков, которые пришли в Сибирь с Дона с Ермаком еще в 16 веке. Крещён 13 января во Всех-Святской церкви. Дед - Василий Иванович Суриков (умер в 1854 году), двоюродный брат деда - Александр Степанович Суриков (1794-1854), был атаманом Енисейского Казачьего полка. Был он силы непомерной. Как-то в бурю оторвался от берега казачий плот, атаман бросился в реку, схватил бечеву и, как в былине богатырь, вытащил плот на берег. В его честь назван остров Атаманский на Енисее. Дед Василий Иванович Торгошин служил сотником в Туруханске.

Отец - коллежский регистратор Иван Васильевич Суриков. Мать - Прасковья Фёдоровна Торгошина - родилась 14 октября 1818 года в казачьей станице Торгошино под Красноярском (современное название Торгашино). В 1854 году отца перевели на службу в акцизное управление в село Сухой Бузим (в настоящее время Сухобузимское, Сухобузимский район Красноярского края).

Дочь Сурикова Ольга была замужем за художником Петром Петровичем Кончаловским. Его внучка Наталья Кончаловская была писателем, среди её работ - биография деда «Дар бесценный». Её дети - правнуки Василия Сурикова: Никита Михалков и Андрей Кончаловский. Правнучка - Ольга Семёнова.

Творчество Сурикова

Свой дар выдающегося живописца-историка Суриков подтвердил в полотнах Меншиков в Березове (1883) и Боярыня Морозова (1887; обе картины – там же), тоже своего рода сложных и в то же время впечатляюще-целостных визуальных романах – о сибирской ссылке некогда могущественного петровского царедворца и об увозе в острог старообрядческой подвижницы. Красочная выразительность деталей сочетается с виртуозностью общей режиссуры.

Всем этим трем «хоровым картинам» (как называл такого рода многофигурные сцены Стасов) не уступает и Взятие снежного городка (1891, Русский музей), посвященное уже целиком современной народной жизни – масленичной игре, представленной как веселая и в то же время сокрушительно-грозная стихия.

Последующие «хоровые» полотна (Покорение Сибири Ермаком, 1895; Переход Суворова через Альпы, 1899; Степан Разин, 1903–1907; все в Русском музее) уже представляют определенного рода спад. Эпические сцены экспансии России в Сибири, антифранцузской кампании в Швейцарских Альпах и, наконец, эпизод из жизни любимого героя народных песен написаны виртуозно, но уже без того сложного и полифоничного драматизма, который отличает лучшие произведения мастера.

Стремясь добиться максимальной убедительности образного действа, в поздних вещах Суриков уменьшает число фигур, параллельно усиливая выразительность красочной фактуры (Посещение царевной женского монастыря, 1912, Третьяковская галерея; Благовещение, 1914, Художественная галерея, Красноярск).

В последнем случае мастер всецело примыкает к стилю модерн в его религиозном варианте.

Лучшие вещи Сурикова всегда выделялись своим замечательным – в высшей мере конструктивным, а не только декоративным – колоритом. Цветовой экспрессией впечатляют его поздние акварели, в особенности созданные в Испании, куда он в 1910 ездил со своим зятем, художником П.П.Кончаловским. Умер Суриков в Москве 6 (19) марта 1916.

Работы художника

  • Боярыня Морозова
  • Взятие снежного городка
  • Переход Суворова через Альпы
  • Утро стрелецкой казни
  • Меншиков в Березове


  • Большой маскарад в 1772 году на улицах Москвы с участием Петра I и князя-кесаря И.Ф.Ромодановского
  • Боярышня со скрещенными на груди руками
  • Вечер в Петербурге
  • Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге
  • Колокольня Ивана Великого и купола Успенского собора
  • Посещение царевной женского монастыря
  • Церковь в селе Дьякове
  • Патриарх Гермоген в молении о низвержении тушинского вора
  • Женский портрет

Василий Иванович Суриков

Из окна Красноярского училища, где учился Суриков, была видна городская площадь. На ней возвышался эшафот для публичных наказаний и казней. Однажды мальчик стал очевидцем казни трех мужиков за поджог. Приговоренных в белых рубахах привезли к эшафоту на телеге. Женщины, их родственницы, с плачем кинулись к ним. Это впечатление надолго запало в душу Сурикова. Через много лет увиденное воплотилось в знаменитой картине «Утро стрелецкой казни».

Василий Иванович Суриков, один из наиболее «русских» живописцев среди всех российских мастеров, обладал поразительным самобытным талантом и художественным чутьем, позволившим ему увидеть и очень точно передать на своих полотнах картины давно минувших дней, «преданья старины глубокой». В этом Сурикову помогли яркие впечатления, связанные с суровой действительностью и природой Сибири, где будущий художник провел свое детство и юность.

Далекий предок знаменитого русского живописца, есаул Суриков, пришел на сибирские земли с Дона вместе с войском Ермака. Потомки есаула, казаки Суриковы, были храбрыми воинами и на протяжении нескольких веков несли караульную службу у стен города, отражая нашествия врагов. Когда неприятель подходил к крепостным сооружениям, на Караульном бугре зажигался огонь.

В. И. Суриков. «Утро стрелецкой казни», 1881, Третьяковская галерея, Москва

В одном из сражений прапрадеду художника, Петру Сурикову, стрелой из лука выбили глаз. С той поры его прозвали Петром Кривым.

Василий Суриков родился в Красноярске. Его отец, Иван Васильевич, занимал должность регистратора в суде. По вечерам он играл на гитаре и пел старинные песни донских казаков, а жена, Прасковья Федоровна, вышивала чудесные узоры на шалях и коврах, вязала кружева. Мать показывала мальчику искусно расшитые шали, повойники из парчи, он любовался старинной казачьей амуницией, бережно хранившейся в доме, седлами, шашками, ятаганами, ружьями, оставшимися от предков. Были в доме и старые книги с диковинными картинками, которые Вася подолгу рассматривал.

Рисовать мальчик начал с четырех лет. Он процарапывал гвоздем нехитрые детские рисунки на сиденьях стульев. Маленького художника ругали, но это не могло остановить его тяги к творчеству. Вскоре Вася стал рисовать на бумаге карандашом и углем.

В школе любимым уроком Сурикова стало рисование. Учитель Н. В. Гребнев показывал ему репродукции известных русских и зарубежных мастеров. Мальчик делал копии с гравюр Тициана, Рафаэля, Боровиковского, Брюллова. Вместе со своим наставником Вася учился писать этюды в окрестностях Красноярска.

В 1861 году Суриков поступил в Красноярское приходское училище, но закончить его Василию не удалось: умер отец, и юноше пришлось зарабатывать на хлеб в должности писца в губернском совете. В свободное время он целиком отдавался любимому занятию - рисованию. Он делал портреты своих сослуживцев и дарил их им, изображал казаков, крестьян, девушек. На Пасху молодой художник расписывал яйца и продавал их по 3 рубля за сотню. Суриков очень хотел учиться, но бедность не давала ему возможности бросить надоевшую работу. И тут вмешался случай.

На одной из бумаг Василий нарисовал муху, а столоначальник, решив пошутить, подложил ее на стол губернатору П. Н. Замятину. Последний, заметив насекомое, начал безуспешно смахивать его со стола. Наконец он догадался, что муха нарисованная, и, вызвав столоначальника, поинтересовался, кто автор столь замечательного творения. Вскоре Сурикову велели прийти к губернатору с другими рисунками. Замятин увидел несомненный талант юноши и походатайствовал о его обучении в Петербургской академии художеств. Деньги на содержание и проезд в столицу молодому человеку дал городской голова, золотопромышленник П. И. Кузнецов.

На экзамене в Академии художеств Сурикову предложили нарисовать гипсовую руку. До этого он никогда не имел дела с гипсовыми моделями, поэтому рисунок получился не совсем удачным. Член приемной комиссии, Ф. А. Бруни, объявил юноше, что он не умеет рисовать, поэтому не может быть принят в академию.

Чтобы подготовиться к новому поступлению в академию, Суриков начал заниматься в Рисовальной школе при Обществе поощрения художников. Василий старательно изучал анатомию, законы перспективы и ракурса.

В 1869 году он блестяще сдал экзамен и был принят в число учащихся академии.

Учителем Сурикова стал знаменитый педагог, художник П. П. Чистяков, вырастивший многих известных живописцев.

В. И. Суриков. «Меншиков в Березове», 1883, Третьяковская галерея, Москва

В 1875 году Василий Суриков завершил обучение в академии. За свою программную картину «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста» он получил звание классного художника 1 степени. В этой композиции, исполненной по законам академизма, молодому мастеру удалось передать драматизм происходящих событий. Хотя полотно еще не так совершенно, как большинство работ следующих лет, в нем виден несомненный живописный талант Сурикова.

В 1878 году Суриков поселился в Москве. В этом же году художник начал писать картину «Утро стрелецкой казни» (1881, Третьяковская галерея, Москва), замысел которой появился у него еще в то время, когда он ехал из Сибири в Петербург поступать в академию.

Посетив Лобное место на Красной площади, художник вспомнил казнь, которую он видел в Красноярске. Давно минувшее событие ожило перед глазами Сурикова, и он представил все, что будет изображено на полотне. Приступая к созданию картины, Суриков прочитал дневник австрийского посла Иоганна Георга Корба, ставшего свидетелем казни стрельцов.

На полотне изображена Красная площадь ранним утром 1698 года. В темной людской массе выделяются стрельцы, одетые в белые рубахи смертников. В их руках зажженные свечи. Приковывает внимание рыжебородый стрелец с лихорадочно горящими глазами. Его полный ненависти взгляд обращен к Петру I, восседающему на белом коне. Именно эти две фигуры - царя и рыжебородого стрельца - являются главными в общей композиции картины. Стрелец олицетворяет собой все отжившее, уходящее прошлое, Петр I - будущее страны, ее могущество и силу. И в то же время эти две фигуры напоминают о противостоянии двух сил - народа и государственной власти.

Хотя авторская позиция ясна (Петр и его сподвижники представлены сильными и уверенными в своей исторической правоте), Суриков не может не сочувствовать стрельцам, не восхищаться их мужеством и стойкостью. С огромной достоверностью автор передает боль и страдания родных и близких осужденных. На самом деле казнь стрельцов происходила в Преображенской слободе, но живописец намеренно перенес действие на Красную площадь, вкладывая в изображение более глубокий смысл: разрушая устаревшие традиции и открывая России путь в Европу, Петр I сломал множество народных судеб.

Важное место в композиции отведено архитектурному фону. Строгие формы кремлевских башен и стен, под которыми стройными рядами стоят солдаты, напоминают о силе государственной власти, способной поддержать порядок в стране. А над эшафотом возвышается собор Василия Блаженного со срезанными верхним краем холста куполами, как будто обрубленными топором. Сложный ритм многочисленных глав собора соответствует беспорядочному движению людей в толпе, окружившей осужденных. Суриков писал: «В Москве очень меня соборы поразили. Особенно Василий Блаженный: все он мне кровавым казался». Немаловажную роль играет и колорит картины. Красный цвет в одежде стрельцов и их родных, выделяясь яркими пятнами, напоминает о том кровавом зрелище, которое скоро предстанет взору присутствующих.

Обращаясь к событиям ушедшей эпохи, Суриков, всегда далекий от политики, как бы проводит параллель с современностью, с революционной борьбой народничества против царской власти. Знаменателен факт, что IX выставка передвижников, на которой была представлена картина «Утро стрелецкой казни», открылась 1 марта 1881 года, в день убийства Александра II народовольцем И. И. Гриневицким (хотя это совпадение было чистой случайностью).

Картина принесла Сурикову всеобщую известность и славу. Через два года художник написал еще одно свое знаменитое полотно - «Меншиков в Березове» (1883, Третьяковская галерея, Москва). К этому времени мастер задумал «Боярыню Морозову», но, как он сам говорил позднее, «чтобы отдохнуть (после „Стрельцов“) „Меншикова“ начал».

Сурикова интересовала судьба отдельной личности в истории, и он обратился к реальному факту минувшей эпохи - ссылке в Сибирь фаворита Петра I Александра Меншикова после смерти Екатерины I. Все имущество когда-то всесильного временщика было конфисковано, а его самого вместе с семьей отправили на север Сибири. В дороге недалеко от Казани умерла жена опального вельможи.

В. И. Суриков. «Сцена из римского карнавала», 1884, Третьяковская галерея, Москва

Меншиков изображен сидящим в бедной крестьянской избе в окружении двух дочерей и сына. Суриков поместил своих героев в обстановку, знакомую ему с детства: мрачную холодную горницу с маленьким окошком из слюды. Художник вспоминал: «Комнаты у нас в доме были большие и низкие. Мне, маленькому, фигуры казались громадными. Я потому всегда старался или горизонт очень низко поместить, или фону сделать поменьше, чтобы фигуры больше казались». Многие критики поставили в вину мастеру несколько увеличенный масштаб фигуры Меншикова, но для Сурикова важно было передать не столько сходство персонажей с их историческими прототипами, сколько сам дух эпохи.

В. И. Суриков. «Боярыня Морозова», 1886, Третьяковская галерея, Москва

За столом собралась вся семья. Младшая дочь Александра читает Евангелие, но похоже, что ее никто не слышит. Каждый думает о своем. Тягостные мысли одолевают Меншикова, отрешенным взглядом он смотрит в пустоту. Рядом с ним сидит старшая дочь Мария, которая когда-то была нареченной Петра II (моделью для ее образа послужила жена художника). Глаза этой хрупкой, красивой девушки полны глубокой печали. Символична черная, похожая на траур, шубка, в которую закутана Мария. Так же как и ее отец, Мария никогда не вернется на родину и умрет в Сибири. Полной противоположностью своей старшей черноволосой сестра является юная Александра. Ее не тревожит тоска по прошлому, она полна надежд на будущее. После восшествия на трон Елизаветы, дочери Петра, младшая дочь Меншикова вместе с братом Александром, сидящим рядом, вернется в столицу. Склоненная над книгой золотистая головка девушки, ее расшитая душегрея, отороченная светлым мехом, - все создает ощущение светлой радости и счастья.

Картина «Меншиков в Березове» представляет Сурикова замечательным колористом. Вызывают восхищение несколько приглушенные, но свежие краски, звучащие, словно тихая музыка. Благодаря серебристо-голубым, синим, янтарным, золотистым оттенкам парча, бархат, мех кажутся осязаемо реальными.

Виртуозно передано двойное освещение: холодный зимний свет льется из маленького окошка, теплые золотистые лучи идут от горящей у иконы Богоматери лампады.

Современники оценили новый шедевр Сурикова. П. М. Третьяков приобрел полотно для своей галереи и поместил его рядом с «Утром стрелецкой казни». Деньги, полученные художником за картину, позволили ему совершить путешествие по Италии, Франции, Испании, Германии. За границей он изучал картины старых мастеров: Тинторетто, Тициана, Веронезе и др. Привлекала Сурикова и современная живопись.

В Европе художник много времени уделял натурным этюдам. Он стремился сделать краски на своих картинах еще более близкими к естественным. О росте колористического мастерства Сурикова говорит его новая работа «Сцена из римского карнавала» (1884, Третьяковская галерея, Москва). На полотне изображена молодая римлянка, одетая в розовое домино. Звучный колорит этого произведения (одежда девушки, яркие цветы, рассыпанные по парапету) создает у зрителя радостное настроение.

В. И. Суриков. «Переход Суворова через Альпы», 1899, Русский музей, Санкт-Петербург

Вдали от родины Суриков сделал множество рисунков. Особенно привлекала его акварель. В этой технике художник выполнил множество пейзажей с изображением Неаполя, Флоренции, Рима, Помпеев, Севильи, Гранады.

Еще до создания картины «Меншиков в Березове» Суриков задумал написать большое полотно «Боярыня Морозова». За границей, помимо многочисленных акварельных пейзажей, он сделал несколько набросков к этому произведению.

Впервые о судьбе боярыни Морозовой Суриков услышал еще ребенком от родственницы по материнской линии. Рассказ о раскольнице, не отрекшейся от своей веры даже под жестокими пытками, мальчик запомнил на всю жизнь.

Феодосия Прокопьевна Морозова была женой боярина Морозова, воспитателя царя Алексея Михайловича. Она поддержала протопопа Аввакума, не принявшего церковные реформы патриарха Никона. Боярыня привлекла на свою сторону сестру - княгиню Урусову. Все свои богатства боярыня раздала раскольникам. Царь и патриарх пытались уговорить ее, но ничто, даже мучение на дыбе, не смогло сломить упорство этой сильной женщины, кричавшей своим врагам: «Огнем спалите меня на костре, смерть в огне приму как избавление!» Вместе с княгиней Урусовой боярыню Морозову отвезли в Пафнутьев-Боровский монастырь и посадили в яму. Сестер морили голодом и холодом, и вскоре они умерли.

Перед началом работы над картиной Суриков познакомился с трудами историков В. О. Ключевского, И. П. Забелина, Н. С. Тихонравова, изучил исторические документы. Созданию картины предшествовало множество набросков, зарисовок, этюдов и эскизов.

Художник изобразил на полотне тот момент, когда боярыню Морозову в крестьянских санях везут на муки и поругание. Глаза женщины горят фанатичным огнем, рука ее поднята в двуперстном знамении старообрядцев. Ее худое лицо и тонкая фигура, облаченная в черные одежды, кажутся величественными и монументальными. Особую выразительность и трагическую напряженность картине придает контраст черного (шубы и платки нескольких персонажей и самой боярыни) и белого (снег на земле и крышах домов). Нередко цветовые решения во многих произведениях Сурикова появлялись благодаря случайным впечатлениям. Так, художник вспоминал: «…Раз ворону на снегу увидал. Сидит ворона на снегу и крыло одно отставила, черным пятном на снегу сидит. Так вот этого пятна я много лет забыть не мог. Потом „Боярыню Морозову“ написал. Да и „Казнь стрельцов“ точно так пошла: раз свечу зажженную днем на белой рубахе увидал, с рефлексами».

Хотя центральной фигурой картины является боярыня Морозова, для Сурикова ее личная трагедия - это трагедия всего народа. Сани окружает множество людей: мужчин, женщин, детей. В их лицах зритель видит отражение страданий боярыни. Взгляд притягивает сидящий на снегу юродивый в рваном рубище. Он бесстрашно отвечает боярыне двуперстным знамением. Рядом стоит странник с деревянным посохом в руке. В его взгляде читается сострадание и печаль. Сочувствие и боль выражены на лицах старухи, прижимающей к губам край богато расшитого жемчугом платка, и молодой женщины возле нее. Ярким пятном выделяется среди других фигур девушка в золотисто-желтом платке и нарядной темно-голубой шубке. Всем своим видом она выражает кротость и в то же время душевную стойкость и силу. Ее низко склоненная голова как будто повторяет движение Богоматери на стене церкви.

Женские образы на картине поражают своей задушевностью и тонким лиризмом. В них художник показал не только физическую, но и духовную красоту русской женщины: умение сострадать чужому горю, доброту, безграничное терпение и готовность к любым жизненным испытаниям.

Прежде чем остановиться на диагональном композиционном построении, Суриков выполнил множество эскизов. Но именно последний вариант отражал глубину авторского замысла и передавал эффект движения саней сквозь толпу людей. Как и в других своих произведениях, в «Боярыне Морозовой» художник отказывается от традиционного способа передачи иллюзорного пространства и уплотняет его, приближая к переднему плану архитектурный фон. Это создает впечатление заполненности улицы человеческими толпами, которое в то же время не закрывает от зрителя главных персонажей и не лишает их значимости.

Художник виртуозно передает фактуру тканей, узоры, покрывающие одежду героев. Все это помогает мастеру уловить дух изображаемой эпохи, показать своеобразие ее быта. Этой же цели служат и архитектурные детали картины. Представляя город XVII столетия, Суриков удачно совместил приметы московских и красноярских улиц. Созданию картины предшествовало множество пейзажных этюдов: мастер писал московские бульвары, занесенные снегом, дома, следы, оставленные полозьями саней.

В. И. Суриков. «Степан Разин», 1907, Русский музей, Санкт-Петербург

В. И. Суриков. «Посещение царевной женского монастыря», 1912, Третьяковская галерея, Москва

Героев для своей картины Суриков брал из реальной жизни. Первоначально для образа боярыни Морозовой был написан этюд с его тетки, Авдотьи Васильевны. Но эта работа не удовлетворила художника, и он написал портрет уральской начетчицы Анастасии Михайловны. Именно она стала моделью для Морозовой. Одну из девушек в толпе Суриков написал с готовящейся в монашки Сперанской. Позировали ему и женщины-старообрядки.

В поисках натуры для образа юродивого живописец бродил по московским рынкам, где и обнаружил подходящего человека. Позднее мастер вспоминал: «В начале зимы было. Я его на снегу так и писал. Водки ему дал и водкой ноги натер… Он в одной холщовой рубахе босиком у меня на снегу сидел. Ноги у него даже посинели. Я ему три рубля дал… Так на снегу его и писал». «Боярыню Морозову», представленную на XV Передвижной выставке, приобрел П. М. Третьяков.

В 1888 году умерла жена художника, и Суриков впал в глубокую депрессию, забросив живопись. Приглушить горе ему помогла поездка в Сибирь (1889–1890), после которой была создана картина «Взятие снежного городка» (1891, Третьяковская галерея, Москва). В этом произведении Суриков попытался создать обобщенный образ русского народа, показать его силу, удаль, веселье.

Одной из лучших исторических картин Сурикова, прославляющих народную мощь и мужество, стало полотно «Покорение Сибири Ермаком» (1895, Третьяковская галерея, Москва).

Художник изобразил битву русских казаков, возглавляемых Ермаком, с Кучумом. Русское войско кажется монолитным и сплоченным, в рядах противника - смятение и разрозненность. Рядом с суровыми воинами-татарами мечутся местные жители: остяки, вогулы. Автор показал трагедию людей, случайно попавших в водоворот истории. Напряженность борьбы передает сдержанный колорит картины, выдержанный в коричнево-серых тонах. Лишь кое-где выделяются желтые, красные, зеленые пятна. Подвиг русского народа воспевает и композиция «Переход Суворова через Альпы в 1799» (Третьяковская галерея, Москва), написанная Суриковым в 1899 году. Следующее произведение исторического жанра - «Степан Разин» (Русский музей, Санкт-Петербург) - было создано в 1907 году.

Последней крупной работой художника стала картина «Посещение царевной женского монастыря» (1912, Третьяковская галерея, Москва), замечательно передающая особенности быта старой Руси. Произведение интересно также своим глубоким психологизмом, где автор стремится показать различие человеческих характеров. Темы русской истории не переставали волновать Сурикова и в последний период его жизни. В эти годы он работал над эскизами с изображением княгини Ольги, встречающей тело своего убитого супруга, князя Игоря.

Помимо картин на исторические сюжеты, художник создавал портреты, в которых проявился интерес к внутреннему миру модели (портреты Т. К. Доможиловой, 1891, Третьяковская галерея, Москва; А. Д. Езерского, ок. 1910, частное собрание).

Глубоко патриотичное творчество Сурикова, воспевающее духовные силы народа, стало новым этапом не только в русской, но и в мировой истории живописи. Многие его живописные открытия и достижения были подхвачены другими художниками.

Из книги Черный квадрат автора

М.В. Матюшину (1916)* <Июнь> 1916.Дорогой Михаил Васильевич.Получил Вашу открытку. Очень меня она огорчила. Печально, что культурный уголок Петрограда стал хворать, совсем не кстати. Жаль Закржевского.* * *Меня бог не оставил своей заботой. На целое лето приехала сестра

Из книги Фантики автора Генис Александр Александрович

По вертикали Суриков Василий СуриковПереход Суворова через Альпы в1779 году. 1899Холст, масло. 495 х 373 смГосударственный Русский музей,Санкт-ПетербургИз семи великих исторических картин Сурикова “Переход Суворова через Альпы” считается наиболее патриотической и самой

Из книги Мастера и шедевры. Том 2 автора Долгополов Игорь Викторович

Из книги История русской живописи в XIX веке автора Бенуа Александр Николаевич

Из книги Великие загадки мира искусства автора Коровина Елена Анатольевна

Из книги Том 5. Произведения разных лет автора Малевич Казимир Северинович

Вокруг «Супремуса» (1916–1918) Записка о расширении сознания, о цвете, о молодых поэтах* Не знаю, уменьшилась ли земля1 или увеличилось сознание нашего творчества.Но знаю, что рамки Искусства расширились за пределы земли.Все те, через сознание которых проходят живые токи,

Из книги Антонио Гауди автора Бассегода Нонель Хуан

Бельесгуард. 1900-1916 По сравнению с криптой Колонии Гуэль усадьба Бельесгуард кажется простой и скромной постройкой - во всяком случае, на первый взгляд. Если бы это здание строилось вслед за криптой, то, даже учитывая, что это всего лишь односемейный жилой дом, оно могло

Из книги Русские живописцы автора Сергеев Анатолий Анатольевич

Василий Суриков 1848-1916 Василий Суриков родился в Красноярске. В дикой сибирской глуши. Мощь сибирской природы, ее суровость наложили неизгладимый отпечаток на характер художника.Двадцатилетним приехал он учиться в Петербургскую Академию художеств. Но по окончании не

Из книги О пережитом. 1862-1917 гг. Воспоминания автора Нестеров Михаил Васильевич

Виктор Васнецов 1848-1926 В 1858 году десятилетний Виктор Васнецов, сын сельского священника, отправился на учебу в Вятское духовное училище. Его деды и прадеды были священнослужителями, старший брат, также посвятил свою жизнь служению Богу.«Будущая ваша жизнь принадлежит и

Из книги Повести каменных горожан [Очерки о декоративной скульптуре Санкт-Петербурга] автора Алмазов Борис Александрович

Реформаторская горячка в Третьяковской. 1916 Итак, приближался 1916 год. Он начался, как и предыдущий, под грохот орудий. Проходили один за другим санитарные поезда с фронта. Неустанно работали госпитали. Открывались все новые и новые частные лазареты. Война у всех была на уме.

Из книги Мастера исторической живописи автора Ляхова Кристина Александровна

Василий Иванович Демут-Малиновский В. И. Демут-Малиновский происхождением из семьи «резного дела мастера И. Демута». Учился в Академии художеств у М. И. Козловского, награжден серебряными и золотыми медалями, в том числе большой золотой - за рельефы «Взятие фрегатов

Из книги Ренессанс Русского балета автора Пастори Жан-Пьер

Евсей Евсеевич Моисеенко (1916–1988) Война, на которой ему пришлось побывать, навсегда оставила след в его душе. Сам Евсей Евсеевич говорил: «Я помню, как мать провожала меня на войну; будучи солдатом, проходил деревни и уходил из них. Мне не забыть глаза женщин! Как память о

Из книги Шедевры европейских художников автора Морозова Ольга Владиславовна

Из книги 100 шедевров русских художников автора Евстратова Елена Николаевна

Одилон Редон (1840–1916) С закрытыми глазами 1890. Музей д’Орсе, ПарижВ живописи Редона присутствует отстраненность человека от окружающей его действительности, что присуще творчеству большинства символистов. Закрытые глаза героини данного полотна, которое некоторые

Из книги автора

Поль Гоген (1848–1903) Девушка, держащая плод 1893. Государственный Эрмитаж, Санкт-ПетербургГоген, неисправимый фантазер и мечтатель, наделенный необыкновенным воображением, нашел свою «землю обетованную» на Таити, где люди живут в согласии с природой в первозданном мире, не

Из книги автора

Суриков Василий Иванович (1848–1916) Меншиков в Березове А. Д. Меншиков, сподвижник Петра I, генералиссимус, один из богатейших людей этого времени, в годы правления Петра II был отстранен от власти, лишен имущества и отправлен с семьей в ссылку в далекий сибирский город

«Я исчезаю…» — таковы были последние слова, сказанные умирающим Василием Суриковым… А до этого — сорок лет титанической работы, грандиозные произведения, поражавшие всех и всякого, всеобщее восхищение и суеверное поклонение перед гением художника.

Боярыня Морозова, Утро стрелецкой казни, Меньшиков в Березове, Покорение Сибири Ермаком, Переход Суворова через Альпы, Исцеление слепорожденного Иисусом — каждая из этих картин становилась целой эпохой в развитии русской живописи.

И вряд ли можно вспомнить другого русского художника XIX века (за исключением Левитана), чей талант и творческое наследие имели бы такой большой резонанс и такое значение для всей нашей русской культуры.

Императрица Анна Иоанновна в петергофском Тампле стреляет оленей, 1900.

Французский критик Делинь пишет о Сурикове:

«В его картинах он открывается нам как могучий воскрешатель прошлого, которое он реконструирует с верностью ученого. Сотни страниц лучших исторических книг не дадут такой ясной идеи об исторической трагедии, которая произошла в Москве во времена Петра. Толпа играет главную роль в большей части его картин. Нет ничего более впечатляющего, чем народ, который волнуется, защищается или нападает, каждая группа живет своей собственной жизнью, героическая или покорная. Точность рисунка, разнообразие красок гармонируют в едином целом, полном величия, могучем, правдивом и трагическом».

Народ – действительно главный герой картин художника. «Я не понимаю действия отдельных исторических лиц, – говорил Суриков, – без народа, без толпы. Мне нужно вытащить их на улицу».


Большой маскарад в 1772 году на улицах Москвы с участием Петра I и князя И.Ф.Ромодановского, 1900

Василий Иванович Суриков родился 24 января 1848 года в Красноярске. Его предки по отцу и матери принадлежали к казачьим семьям. «Мои предки покоряли Сибирь вместе с Ермаком, а дед мой атаманом был. Со всех сторон я — природный казак».

С детства Василий восхищался величественной природой Сибири. Он говорил: «Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь с детства; она же дала мне дух, и силу, и здоровье».

В детстве обнаружилась способность мальчика замечать необычное, красивое. Художник так говорил позднее об этой своей особенности: «Увижу что-нибудь, поразившее внимание, сразу ярко замечу во всех подробностях, и потом стоит только припомнить, и оно, как живое, перед глазами».

Рисовать Василий начал рано. Сначала, как он сам говорил, «на стульях сафьяновых рисовал – пачкал». А в шесть лет скопировал с черной гравюры Петра Великого и сам раскрасил: синькой – мундир, а брусникой – отвороты.


Изба, 1873

Первый, кто обратил внимание на живописные способности Сурикова, был учитель рисования Красноярского уездного училища Н.В. Гребнев.

В 1859 году умер отец и семья стала испытывать материальные затруднения. Сдавали часть дома квартирантам и за счет этого жили. Суриков, начавший учиться в гимназии, вынужден был ее оставить и поступить в 1862 году в Енисейское общее губернское управление канцелярским писцом. Василий Иванович потом рассказывал: «Очень я по искусству тосковал. Мать какая у меня была: видит, что я плачу – горел я тогда, – так решили, что я пойду пешком в Петербург».

Мечта Сурикова осуществилась благодаря помощи красноярского губернатора П.Н. Замятина и золотопромышленника П.И. Кузнецова, оплатившего все расходы на поездку Сурикова в столицу и его учение в Академии художеств.


Старик-огородник, 1882

В конце 1868 года Василий отправился в Петербург, куда добрался в феврале следующего года. Сначала он поступил в школу Общества поощрения художников, чтобы подготовиться к экзамену в академии. В апреле он держал экзамен в Академию художеств, но неудачно, и только в августе, после усиленных летних занятий, был принят сначала вольнослушателем, а год спустя – в 1870 году – слушателем академии.

За время учебы Василий писал картины и рисунки, главным образом на библейские темы, за которые неоднократно получал медали, золотые и серебряные, денежные премии. В марте 1874 года Суриков получил первую премию за превосходный живописный эскиз композиции «Пир Валтасара». В том же году он создал первую композицию на тему древнерусской истории «Княжий суд», где ему удалось достигнуть впечатления достоверности происходящего.


Княжий суд

В конце 1875 года Суриков оканчивает Академию художеств и получает звание классного художника первой степени.

Он принимается вскоре за заказ на роспись четырех панно на тему: «Вселенские соборы» в храме Христа Спасителя, чтобы получить деньги и иметь возможность заниматься своим творчеством. Это был первый и единственный заказ, который выполнил Суриков в течение своей жизни.

В июне 1877 года он переехал в Москву на постоянное жительство, а в 1878 году Суриков женится на Елизавете Августовне Шарэ, внучке декабриста П.Н. Свистунова. Счастливая семейная жизнь и относительная материальная обеспеченность позволили художнику «начать свое» – обратиться к образам русской истории. Со следующего года начинается его напряженная работа над первой исторической большой картиной «Утро стрелецкой казни».


Утро стрелецкой казни, 1881

«На глазах зрителя разыгрывается страшная драма. Как будто слышишь плач, слившийся в одно глубокое рыдание. Кричит охваченная ужасом маленькая девочка, рыдает молодая женщина, простившись с мужем, уткнулся в ее платье плачущий ребенок. Казнь еще на началась, но наступили последние минуты прощания с жизнью. Страшные, мучительные.

Народной толпе, беспорядочно сгрудившейся перед храмом Василия Блаженного, художник противопоставляет Петра со свитой на фоне кремлевской стены. Петр неумолим и грозен. Он уверен в своей правоте.

Суриков хорошо понимал прогрессивность петровской политики, но в то же время художник не мог не сочувствовать народу, не мог не страдать вместе с ним. Суриков взволнованно повествует о силе и упорстве русского народа в борьбе за свои интересы.

Художник не ввел в картину ни одной натуралистической, устрашающей детали. Он говорил, что не ужас смерти хотел передать, а торжественность последних минут перед казнью, все прекрасное, что раскрылось в душах простых людей, – мужество у осужденных, глубина скорби и нежность у их близких».

Картина была экспонирована на Девятой передвижной выставке в марте 1881 года. Еще до открытия выставки Репин писал П.М. Третьякову:

«Картина Сурикова делает впечатление неотразимое, глубокое на всех. Все в один голос высказали готовность дать ей самое лучшее место; у всех написано на лицах, что она – наша гордость на этой выставке… Сегодня она уже в раме и окончательно поставлена… Какая перспектива, как далеко ушел Петр! Могучая картина!»

Сразу же после окончания «Утра стрелецкой казни» у Сурикова возникает замысел картины «Боярыня Морозова». «»Боярыню Морозову» я задумал еще раньше «Меншикова», сейчас же после «Стрельцов». Но потом, чтобы отдохнуть, «Меншикова» начал».


Меншиков в Березове, 1883

«Суриковский «отдых» – картина «Меншиков в Березове» (1883) вызывает восхищение, – пишет Л.А. Большакова. – В русской живописи уже были созданы исторические полотна, воспроизводящие трагические события далекого прошлого, в центре которых стояла судьба выдающейся личности… Но ни у кого из них трагедия отдельной исторической личности не звучала так мощно, так величественно, как у Сурикова».

М.В. Нестеров писал о картине: «…Мы с великим увлечением говорили о ней, восхищались ее дивным тоном, самоцветными, звучными, как драгоценный металл, красками. «Меншиков» из всех суриковских драм наиболее «шекспировская» по вечным, неизъяснимым судьбам человеческим. Типы, характеры их, трагические переживания, сжатость, простота концепции картины, ее ужас, безнадежность и глубокая волнующая трогательность – все, все нас восхищало».

После выставки 1883 года картина была приобретена Третьяковым, и у Сурикова оказались средства, достаточные для поездки за границу.

Художник посещает Германию, Францию, Италию, Испанию. Он изучает картины Веронезе, Тициана, Тинторетто, его внимание привлекает и современное европейское искусство. Много и увлеченно работает художник над этюдами.

Он пишет на родину: «Да, колорит – великое дело! Видевши теперь массу картин, я пришел к тому заключению, что только колорит вечное неизменяемое наслаждение может доставить, если он непосредственно, горячо передан с натуры».

Картина «Сцена из римского карнавала» (1884), показанная на Тринадцатой передвижной выставке 1885 года, свидетельствует о новых колористических исканиях Сурикова. Смеющееся смуглое лицо девушки удивительно хорошо связывается с розовым капором домино, плотно охватывающим прелестную темноволосую головку.

По возвращении из-за границы работа над «Боярыней Морозовой» (1887) поглотила все внимание Сурикова. Художник рассказывал, как искал образ Морозовой: «Только я на картине сперва толпу написал, а ее после. И как ни напишу ее лицо – толпа бьет… Ведь сколько времени я его искал. Все лицо мелко было. В толпе терялось. В селе Преображенском на старообрядческом кладбище – ведь вот где ее нашел… И вот приехала к нам начетчица с Урала – Анастасия Михайловна. Я с нее написал этюд в садике в два часа. И как вставил ее в картину – она всех победила».


Боярыня Морозова, 1887

Пленяющие русской красотой женские образы также взяты художником из жизни: «Девушку в толпе, это я со Сперанской писал – она тогда в монашки готовилась. А те, что кланяются, – все старообрядки с Преображенского».

Один из ведущих образов в картине – юродивый, олицетворяющий народные страдания. Прототип его был найден Суриковым на одном из московских рынков. «Вижу – он. Такой вот череп у таких людей бывает… В начале зимы было. Снег талый. Я его на снегу так и писал. Водки ему дал и водкой ноги натер… Он в одной холщовой рубахе босиком у меня на снегу сидел. Ноги у него даже посинели. Я ему три рубля дал… Так на снегу его и писал».

В картине Суриков добился исключительной экспрессии и значительности лица Морозовой. «В худощавой фигуре Морозовой, в тонких длинных пальцах ее рук, в том, как она сидит, вытянув и крепко сжав ноги, судорожно вцепившись в боковину саней одной рукой и взметнув вверх другую со сложенным , чувствуется и огромное нервное напряжение и внутренняя сила, – отмечает Г.П. Перепелкина. – Это именно та Морозова, про которую ее наставник протопоп Аввакум сказал: «Персты рук твоих тонкостны, а очи молниеносны. Кидаешься ты на врагов, как лев». Веришь, что эта женщина могла вдохновлять, вести за собой многих – так сильна была ее собственная вера, пусть фанатичная, так ярка была ее личность».

В картине Морозова – центральный образ и по психологической нагрузке и по расположению на холсте. Но этот образ не противостоит многоликой народной массе, не поднимается над ней, а, скорее, связывается с толпой, организует ее.

В третьей своей большой картине – «Покорение Сибири Ермаком» (1895) – Суриков поднялся на необычайную даже для него высоту исторического прозрения. Художник говорил, что композиция картины была им продумана и решена до того, как он ознакомился с летописным изложением события. «А я ведь летописи не читал. Она [картина] сама мне так представилась: две стихии встречаются. А когда я, потом уж, Кунгурскую летопись начал читать вижу, совсем, как у меня. Совсем похоже. Кучум ведь на горе стоял. Там у меня скачущие».


Покорение Сибири Ермаком, 1895

В «Ермаке» черты народных характеров Суриков возвел до степени эпического величия. Работая с натуры над лицами хакасов и остяков, Суриков открыл поразительный закон красоты: «Пусть нос курносый, пусть скулы, – а все сгармонировано. Это вот и есть то, что греки дали – сущность красоты. Греческую красоту можно и в остяке найти».

Репин писал по поводу «Ермака»: «Впечатление от картины так неожиданно и могуче, что даже не приходит на ум разбирать эту копошащуюся массу со стороны техники, красок, рисунка».

Последней исторической картиной художника был «Степан Разин», задуманный им еще тогда, когда он работал над «Боярыней Морозовой», и законченный только в 1907 году.


В.И. Суриков. Степан Разин. 1906 г.

А. Жукова пишет: «…Хмурый на головном струге сидит Разин. Разбита на Каспии флотилия персидского шаха. Пленный перс тоскует напротив атамана. Лучшие люди крестьянской России идут за Разиным; бить бояр, дворян и приказных, «учинив так, чтобы всяк всякому был равен», уже песни о Разине поют. Но неясны пути крестьянской революции. Тяжкую думу думает атаман. Поднятые весла за его спиной – как крылья. Поверженного орла напоминает атаман – художник словно предсказывает его мрачную судьбу и думает вместе с ним: каким же путем идти России?.. А струг величаво плывет по широкой Волге, «добрыми молодцами изусаженный». И движение струга, как движение самой русской истории, завораживает зрителя».

Над картиной Суриков продолжал работать даже тогда, когда она была выставлена на Передвижной выставке, – рано утром взбирался на лесенку и переписывал фигуру Разина.

Последняя большая картина «Посещение царевной женского монастыря» была написана Суриковым в 1911–1912 годах и экспонировалась на выставке Союза русских художников 1912 года. Картина эта не изображает какую-либо историческую личность, а является глубоким раздумьем художника об участи русской женщины, сияющая молодость которой обречена на прозябание в монастырском застенке. Для образа юной царевны художник взял портретное изображение внучки Н.П. Кончаловской.


Посещение царевной женского монастыря, 1912

- Илья Ефимович Репин о художнике: «С Суриковым мне всегда было интересно и весело. Он горячо любил искусство, вечно горел им, и этот огонь грел кругом его и холодную квартирушку, и пустые его комнаты, в которых, бывало: сундук, два сломанных стула, вечно с продырявленными соломенными местами для сиденья, и валяющаяся на полу палитра, маленькая, весьма скупо замаранная масляными красочками, тут же валявшимися в тощих тюбиках. Нельзя было поверить, что в этой бедной квартирке писались такие глубокие по полноте замыслов картины, с таким богатым колоритом».

- Художник Сергей Маковский о Сурикове: «Он действительно видит прошлое, варварское, кровавое, жуткое прошлое России и рассказывает свои видения так выпукло-ярко, словно не знает различия между сном и явью. Эти видения-картины фантастическим реализмом деталей и цельностью обобщающего настроения вызывают чувство, похожее на испуг. Мы смотрим на них, подчиняясь внушениям художника, и бред его кажется вещим. Правда исторической панорамы становится откровением. В трагизме воскрешенной эпохи раскрывается загадочная, трагичная глубина народной души».

Портрет О.В.Суриковой (в замужестве Кончаловской), дочери художника, в детстве, 1888

Забавные истории из жизни

Как-то перед самым открытием передвижной выставки Репин стал просить у Сурикова картину в Академию. Передвижники с Академией враждовали — и туда и сюда картины давать не полагалось. Суриков сидел на диване, а Репин над ним навис и все просил и просил. Суриков несколько разозлился:
— На колени!
Репин не постыдился и встал!
А Суриков расхохотался:
— Ну вот, хоть дышать можно. А картины — не дам! (информация не подтверждена)

Крамской написал портрет Сурикова. Тот посмотрел:
— Ну как же так! Ни одного мазка. Все так гладко.
Суриков был сторонником свободной, размашистой живописи. Это считалось новым и революционным. А Крамской таких новшеств не одобрял.
— Хоть на лбу положите мазок!
Крамской усмехнулся:
— А где вы видели мазки на лице? Ну ладно, вот вам мазок! — и положил, действительно, один — на лоб.
После этого на полотне, с обратной стороны, появилась надпись: “Писал Крамской”, а под ней — “Исправлял Суриков”.

Однажды Суриков покупал шляпу. Примерил — в самый раз. Тогда он снял ее и тщательно смял. У продавца глаза полезли на лоб. А Суриков поглядел на него игриво, бросил шляпу на пол и придавил ногой. Продавец заикнулся:
— А деньги?
Суриков поднял шляпу, почистил, напялил на голову, выдал деньги и заявил:
— Вот теперь — хороша, носить можно! Отличная шляпа, а не какие-то дамские складочки.
Смерть не люблю новых шляп!


Переход Суворова через Альпы в 1799 году. 1899

Суриков знал толк в хорошей мебели. Когда фабрикант Морозов приобрел некий роскошнейший гарнитур, он зазвал художника полюбоваться. Сурикову гарнитур не понравился — безвкусный, весь разукрашенный. Морозов же не переставал восхищаться, и тогда Суриков к его ужасу вскочил ногами на диван, попрыгал на нем и поддакнул:
— Да-а-а, пружины добротные.

Суриков был довольно неприхотлив в еде, то есть мог питаться любой простой пищей. Но в гостях предупреждал, что терпеть не может индейку. Причем, по эстетическим соображениям:
— Уж очень препротивно — такая некрасивая птица!

Художник Игорь Грабарь привез к Сурикову одного коллекционера. Суриков встретил гостей радушно. Стал показывать этюды на продажу. Покупатель время от времени спрашивал о цене того или иного произведения и качал головой:
— Что вы, Василий Иванович, разве можно так высоко оценивать такой крошечный этюдик?
Цена была — 5000 рублей.
— Уступите, Василий Иванович, — просил Грабарь.
Суриков вздохнул: — И хотел бы, да имя не позволяет!

Приехав поздно вечером в Мадрид, Суриков и Петр Кончаловский пожелали снять комнату. Была уже полная темень. Их везли на какой-то антикварной колымаге с фонарями, а уличный сторож по очереди открывал своим ключом двери домов. Тут же появлялись заспанные хозяева и показывали свободные комнаты. Русским все не нравилось, пока им не попался очень симпатичный испанец в живописном ярко-красном халате. Комната всем угодила. Но на всякий случай Суриков через Кончаловского осведомился у хозяина:
— Вы любите бой быков?
— Мучиссимо! — ответил тот, что по-испански означает: “Очень!”
— Мучительно? Ну надо же, какой добрый человек! — восхитился Суриков, не знавший по-испански ни слова. — Остаемся!


Севилья. Бой быков, 1910

Василий Иванович Суриков умер в Москве от склероза сердца 19 марта 1916 года. Его похоронили рядом с женой в Москве, на Ваганьковском кладбище.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

Во время учебы Суриков за свои работы получил четыре серебряные медали и несколько денежных премий. Большое внимание уделял композиции, за что получил прозвище «Композитор». Первую самостоятельную работу Сурикова «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге» (1870 г.) приобрел П. И. Кузнецов (первый вариант картины хранится в Красноярском художественном музее им. В. И. Сурикова). Летом 1873 г. Суриков приехал в Красноярск, некоторое время жил в Хакасии на золотых приисках Кузнецова. В 1874 г. Суриков подарил Кузнецову свою картину «Милосердный самарянин» (хранится там же), за которую получил Малую золотую медаль. Уже в годы пребывания в Академии сложился как исторический живописец-реалист. В 1875 г. за картину «Апостол Павел благовествует перед царем Агриппой и его сестрой Вероникой» удостоен звания классного художника. 4 ноября 1875 г. Василий Иванович окончил Академию в звании классного художника первой степени. В 1876-1877 гг. исполнял живописные работы в московском храме Христа Спасителя.

25 января 1878 г. Суриков женился на Елизавете Августовне Шаре (1858-1888) (в некоторых источниках - Елизавета Артуровна Шарэ). У Сурикова и Шаре родились две дочери - Ольга и Елена.

В Москве Cуриков создал свои наиболее значительные произведения - монументальные исторические картины «Утро стрелецкой казни» (1881 г.), «Меншиков в Березове» (1883 г.), «Боярыня Морозова» (1887 г.). Художник раскрыл в них истоки трагических противоречий истории, показал борьбу исторических сил в петровское время, в период раскола. Сурикова привлекали сильные личности, концентрирующие в себе дух народа. В своих монументальных картинах Суриков создал новаторский тип композиции, в которой движение людской массы, охваченной сложной гаммой переживаний, выражает глубокий внутренний смысл события.

В 1888 г., после неожиданной смерти жены, Суриков впал в острую депрессию. Своеобразным символом его тогдашнего просветления и возрождения служит картина «Исцеление слепорожденного Иисусом», в которой в облике прозревшего угадываются черты самого художника. Преодолев после поездки в Сибирь в 1889-1890 гг. это тяжелое душевное состояние, он создал необычайно яркое, жизнерадостное полотно «Взятие снежного городка» (1891 г.), запечатлевшее обобщенный образ русского народа, полного удали, здоровья и веселья. В исторических картинах 1890-х гг. Суриков вновь обращается к национальной истории, останавливаясь на событиях, в которых проявлялись исторический дух, единство и мощь русского народа. В картинах «Покорение Сибири Ермаком» (1895 г.), «Переход Суворова через Альпы» (1899 г.) Суриков воспевает мужество и отвагу русского воина.

Следующая работа художника в историческом жанре - «Степан Разин» (1910 г.). Помимо грандиозных произведений, написанных на сюжеты русской истории, Суриков создавал также прекрасные камерные портреты, в которых проявилось портретное дарование мастера, его глубокий интерес к душевному миру простого русского человека. После прочтения книги И. Е. Забелина «Домашний быт русских цариц в XVI-XVII веках» Суриков с 1908 по 1912 г. писал картину «Посещение царевной женского монастыря». Прототипами царевны стала внучка художника Наталья Кончаловская.



Рассказать друзьям