Какие скульптуру создал ф п толстой. Личная жизнь художника

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

    Толстой Фёдор Петрович - (1783 1873). русский скульптор, медальер, рисовальщик и живописец. Посещал (с 1804) петербургскую АХ, где учился у И. П. Прокофьева; преподавал там же (с 1825; вице президент в 1828 59, товарищ (заместитель) президента в 1859 68). В… … Художественная энциклопедия

    Толстой Фёдор Петрович ( - Толстой Фёдор Петрович (1783—1873), граф, скульптор, медальер, рисовальщик и живописец. Окончил Морской корпус (1802). В 1804 оставил военную службу; начал посещать классы при АХ, почетный член АХ с 1809, преподавал там же с 1825 (вице… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    Толстой Фёдор Петрович - (1783 1873), граф, скульптор, медальер, рисовальщик и живописец. Окончил Морской корпус (1802). В 1804 оставил военную службу; начал посещать классы при АХ, почетный член АХ с 1809, преподавал там же с 1825 (вице президент в 1828 59,… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Толстой Фёдор Петрович - (1783 1873), граф, медальер, скульптор, живописец и график, вице президент (1828 59), товарищ президента (1859 68) Петербургской АХ. В его произведениях, проникнутых поэтическим восприятием античности, принципы классицизма получили новое, близкое … Энциклопедический словарь

    Толстой Фёдор Петрович - … Википедия

    Толстой, Фёдор - В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Толстой. Толстой, Фёдор: Толстой, Фёдор Андреевич (1758 1849) сенатор, тайный советник, двоюродный дед Л. Н. Толстого и библиофил. Толстой, Фёдор Иванович (Американец; 1782… … Википедия

    Литке, Фёдор Петрович - У этого термина существуют и другие значения, см. Литке. Фёдор Петрович Литке Friedrich Benjamin von Lütke … Википедия

    Литке Фёдор Петрович - Фёдор Петрович Литке Род деятельности: мореплаватель Дата рождения: 17 (28) сентября 1797(17970928) … Википедия

Скульптор, медальер, график, живописец, сценограф.

Родился в семье графа П. А. Толстого, в 1780-х занимавшего должность управляющего Кригскомиссариатом (учреждением, которое занималось снабжением армии). В 1792–1796 учился в Полоцком иезуитском училище, а с 1798 - в Морском кадетском корпусе. В 1802 выпущен с чином мичмана, в 1804 вышел в отставку.

В те же годы начал посещать медальерный класс ИАХ в Петербурге, где осваивал технику воскового барельефа. В 1804–1809 в качестве вольноприходящего ученика занимался в скульптурном классе ИАХ у И. П. Прокофьева. С 1806 состоял при Эрмитаже. В 1809 представил в Совет ИАХ четыре восковых барельефа, за что был избран почетным членом Академии. В 1810 поступил на службу на Монетный двор в Петербурге, где проработал до 1828.

В 1810-х - середине 1830-х выполнил обширный цикл медальонов, посвященных Отечественной войне 1812 года и военным действиям 1813–1814 годов, а также серию иллюстраций к поэме И. Ф. Богдановича «Душенька». В 1820 стал членом Общества поощрения художников. В 1825–1828 преподавал в медальерном классе ИАХ, в 1828 был назначен на должность вице-президента Академии. В 1836–1839 работал над циклом из двенадцати медальонов, посвященных войнам с Персией и Турцией 1826–1829.

Занимался сценографией, выполнил эскизы костюмов и декораций к балетам «Эолова арфа» (1838), «Эхо» (1842).

В 1842 был удостоен звания профессора медальерного искусства. В 1841 получил заказ на создание скульптур и барельефов для Храма Христа Спасителя в Москве, приступил к его выполнению в 1846 и завершил в 1851 (не сохранились). В 1849 произведен за эту работу в профессоры скульптуры. В 1852 назначен заведующим Мозаичным заведением при ИАХ, в 1859 - товарищем президента Академии. Почетный член Берлинской (с 1822), Австрийской (с 1836), Флорентийской (с 1846) Академий художеств.

Федор Толстой - выдающийся представитель русского академического искусства первой половины XIX века, наиболее ярко проявивший себя в области скульптуры, графики, медальерного искусства. Излюбленным материалом Толстого-скульптора был светлый воск различных оттенков - мягкий и податливый он как нельзя лучше способствовал четкой лепке формы, передаче тонких черт лица и деталей изображения, позволял добиваться деликатных свето-теневых моделировок. В воске мастер, как правило, изготавливал модель, которая затем могла быть переведена в другие материалы.

Художник редко обращался к круглой скульптуре (его произведения в этой области единичны), предпочитая ей барельеф. Одной из наиболее значительных работ Толстого является серия медальонов, посвященных Отечественной войне 1812 года, в которой нашли отражение идеи ампира: все эпизоды кампании представлены в виде аллегорических фигур античных воинов. Цикл получил широкое распространение, повторения изготавливались в различных материалах - гипсе, гальванопластике, бронзе, фарфоре, чугуне.

Чрезвычайно разнообразны технические приемы мастера в графике. Иллюстрации к «Душеньке», созданные под влиянием «помпеянского стиля», отличаются красотой и выразительностью линейного решения. Совершенно иные по характеру так называемые «обманки», которыми любили украшать домашние и дамские альбомы. В них, виртуозных по исполнению, соединились черты романтизма и сентиментализма. Чтобы добиться впечатления иллюзорной достоверности, Толстой собственноручно занимался изготовлением красок. Художник неоднократно варьировал мотивы своих «обманок», излюбленными мотивами были жук, сидящий на цветке, мухи, бабочки или капли воды, калька, прикрывающая гравюру и так далее.

Произведения Толстого находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина.


Толстой Федор Петрович (1783-1873)

Толстой Федор Петрович (1783-1873)

Толстой (граф Федор Петрович) - медальер, скульптор, живописец, гравер, один из наиболее влиятельных деятелей в области русского искусства (1783 - 1873).

Первоначальное образование он получил в родительском доме в Санкт-Петербурге и очень рано выказал любовь и необыкновенную способность к рисованию. Был отдан в полоцкий иезуитский коллегий, где сильное влияние на него имел известный патер Грубер; оттуда Толстой поступил кадетом в морской корпус, из которого, в 1802 г., выпущен мичманом в балтийский гребной флот.

Не переставая заниматься рисованием, положительное призвание к искусству почувствовал лишь по своем производстве в мичманы. Решившись учиться ваянию и медальерному искусству в Академии Художеств, Толстой стал посещать классы академии в качестве вольноприходящего ученика и, для большей успешности своих занятий в ней, вышел в 1804 г. в отставку. Усердная работа в академических классах и изучение литературы и истории быстро развили дарование молодого художника, так что уже в 1806 г. он обратил на себя внимание императора Александра I , который определил его на службу в Эрмитаж, а в 1809 г. в монетный департамент, медальером.

В том же году Академия Художеств избрала его в свои почетные члены. В 1825 г. он был сделан преподавателем в медальерном классе академии, в 1828 г. назначен ее вице-президентом, в 1842 г. возведен в звание профессора медальерного искусства, а через год после того - и в звание профессора скульптуры. Должность вице-президента он занимал до последовавшего в 1859 г. преобразования академии, после чего состоял до конца своей жизни товарищем президента. В 1854 г. торжественно праздновалось пятидесятилетие его художественной деятельности и по этому случаю была выбита медаль в его честь.

В истории русского искусства граф Толстой занимает одно из самых видных мест не только как даровитый, просвещенный и многосторонний художник, но и как человек, своим переходом из аристократической среды на поприще искусства возвысивший значение артистической профессии в глазах общества и долговременным пребыванием своим на посте вице-президента академии много способствовавший развитию молодых художников.

Талант графа Толстого ярче всего выказался в работах по медальерной части, каковы двадцать медальонов с аллегорическими изображениями событий отечественной войны 1812 - 14 годов, двенадцать подобных же медальонов в память персидской и турецкой войн 1826 - 29 годов, медали: поднесенная виленским университетом графу Ф. Чапскому, от Санкт-петербургского ополчения принцу Александру Вюртембергскому, в память избрания великого князя Николая Павловича в канцлеры Абосского университета, на кончину императора Александра I, на усмирение венгерского восстания, в память герцога Максимилиана Лейхтенбергского и мн. др.

По части собственно скульптуры, важнейшие произведения графа - сочиненные и моделированные им четыре главных и восемь побочных входных дверей московского Храма Спасителя, с орнаментами и колоссальными круглыми фигурами и бюстами различных святых, поясное изваяние Христа, бюст Морфея в венке из лупинов, бюст императора Николая I в славянских доспехах и царской порфире и статуя нимфы, льющей воду из кувшина в петергофском дворцовом парке.

Граф Фёдор Петрович Толстой (10 февраля , Санкт-Петербург - 13 апреля , там же) - русский живописец, рисовальщик, медальер и скульптор, представитель позднего классицизма , вице-президент Императорской Академии художеств , тайный советник .

Биография

Фёдор Толстой родился в семье графа Петра Андреевича Толстого , начальника Кригс-комиссариата, старшего из сыновей графа А. И. Толстого . А. К. Толстой приходился Фёдору Петровичу родным племянником, а Л. Н. Толстой - двоюродным.

С рождения был записан сержантом в Преображенский полк . Учился в Полоцком иезуитском коллегиуме , в Белоруссии , затем в Морском кадетском корпусе . Рано проявил талант к изобразительному искусству. Ещё учась в Морском корпусе, Толстой начал посещать Петербургскую Академию художеств в качестве вольнослушателя. В 1804 году подал в отставку и начал карьеру художника.

В Академии художеств Толстой обучался скульптуре у И. П. Прокофьева. В 1809 году создал свою первую медаль «В память просветительной деятельности Чацкого». В том же году он был избран почётным членом Академии художеств. В 1810 году получил назначение в Петербургский Монетный двор . Его усилиями медальерное дело было поднято на большую высоту и в первой четверти XIX века достигло своего расцвета.

В 1818 году Ф. П. Толстой вступил в тайное общество «Союз Благоденствия », где состоял одним из руководителей (председателем Коренного Совета).

Семья

Первая жена (с 1810) - Анна Фёдоровна Дудина ( -), дочь коммерции советника. Была постоянной моделью при создании Толстым произведений в духе классической древности. По словам дочери, маменька, прелестная собой и прекрасно образованная, отличная рукодельница и художница, хорошо рисовавшая пером с гравюр, имела неоспоримое влияние на отца. «Образ её был во всех женских фигурках, исполненных отцом». Умерла во сне от апоплексического удара. Похоронена на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

  • Елизавета ( -), умерла от скоротечной чахотки .
  • Мария (1817-1898) - писательница, жена беллетриста П. П. Каменского .

Вторая жена (с 1840) - Анастасия Ивановна Иванова (1816, Петербург - 1.11.1889, Петербург), вместе с мужем добивалась освобождения Тараса Шевченко.

  • Екатерина (1843-1913), художница, мемуаристка, основательница первой в России рисовальной школы для девушек в Киеве. Муж Юнге Эдуард Андреевич (1831-1898), врач-окулист, профессор.
  • Ольга (1849, Петербург - 25.10.1869, Одесса), жена статского советника А. А. Дмитриева.

Именным Высочайшим указом, от 12 (24 ) февраля года, дозволено вице-президенту Академии художеств, тайному советнику, графу Фёдору Петровичу Толстому усыновить внука своего (рождённого от дочери Ольги, по мужу Дмитриевой), малолетнего сына статского советника Александра Александровича Дмитриева, которому дозволено принять фамилию и титул деда и именоваться, потомственно, графом Толстым .

    Fyodor Petrovich Tolstoy.jpg

    Автопортрет

    Fyodor Tolstoy with family.jpg

    Толстой с первой женой и дочерьми

    A. F.Tolstay.jpg

    Анна Фёдоровна,
    1-я жена

    Sergey Zaryanko 03.jpg

    Анастасия Ивановна,
    2-я жена

Произведения


Горельефы и барельефы

  • «Мальчик под покрывалом»,
  • «Купающиеся дети» (оба - , Тверская областная картинная галерея),
  • «Душенька» (1808-09, Эрмитаж)
  • портрет А. Ф. Дудиной
  • «Триумфальный въезд Александра Македонского в Вавилон» (1809, Эрмитаж)
Скульптуры
  • «Голова Морфея» (терракота, ГРМ),
  • «Бюст Николая I » ( , мрамор, ГРМ),
  • «Голова Христа» ( , гипс, ГРМ; мрамор, ГТГ).
Медальоны Фёдора Толстого
  • Народное ополчение. ( , ГРМ)
Картины

Две миниатюры Федора Толстого «Птичка» и «Смородина», упоминаемые его дочерью Каменской-Толстой М. Ф. в «Воспоминаниях» находятся в Иркутском Художественном музее, а 17 медалей в Иркутском доме-музее декабриста Волконского.

Литературные сочинения

Некоторые способности к литературе для образованного человека XIX столетия - вещь естественная и повсеместная. А поэтому нет ничего удивительного, что подобные сочинения, авторства Ф. П. Толстого, были обнаружены и опубликованы. Среди них, Обзор собственной деятельности, относящийся более к деловой документальной хронике, и традиционные для своего времени довольно любопытные Мемуары. Приводим оба эти произведения:

Напишите отзыв о статье "Толстой, Фёдор Петрович"

Примечания

Литература

  • Мроз Е. К. Фёдор Петрович Толстой. 1783-1873. - М.; Л., 1946. - 40 с.
  • Кузнецова Э. В. Фёдор Петрович Толстой. 1783-1873. - М .: Искусство , 1977. - 336 с. - 25 000 экз.
  • Каштанова Е. В. // Вопросы истории . - 2002. - № 3 . - С. 125-132 .

Ссылки

  • в библиотеке «Старатель»
  • // Русская старина. - 1873. - Т. 7 , № 5 . - С. 731-732 .

Отрывок, характеризующий Толстой, Фёдор Петрович

– Вы, ежели что… вы вернитесь, Яков Алпатыч; ради Христа, нас пожалей, – прокричала ему жена, намекавшая на слухи о войне и неприятеле.
– Бабы, бабы, бабьи сборы, – проговорил Алпатыч про себя и поехал, оглядывая вокруг себя поля, где с пожелтевшей рожью, где с густым, еще зеленым овсом, где еще черные, которые только начинали двоить. Алпатыч ехал, любуясь на редкостный урожай ярового в нынешнем году, приглядываясь к полоскам ржаных пелей, на которых кое где начинали зажинать, и делал свои хозяйственные соображения о посеве и уборке и о том, не забыто ли какое княжеское приказание.
Два раза покормив дорогой, к вечеру 4 го августа Алпатыч приехал в город.
По дороге Алпатыч встречал и обгонял обозы и войска. Подъезжая к Смоленску, он слышал дальние выстрелы, но звуки эти не поразили его. Сильнее всего поразило его то, что, приближаясь к Смоленску, он видел прекрасное поле овса, которое какие то солдаты косили, очевидно, на корм и по которому стояли лагерем; это обстоятельство поразило Алпатыча, но он скоро забыл его, думая о своем деле.
Все интересы жизни Алпатыча уже более тридцати лет были ограничены одной волей князя, и он никогда не выходил из этого круга. Все, что не касалось до исполнения приказаний князя, не только не интересовало его, но не существовало для Алпатыча.
Алпатыч, приехав вечером 4 го августа в Смоленск, остановился за Днепром, в Гаченском предместье, на постоялом дворе, у дворника Ферапонтова, у которого он уже тридцать лет имел привычку останавливаться. Ферапонтов двенадцать лет тому назад, с легкой руки Алпатыча, купив рощу у князя, начал торговать и теперь имел дом, постоялый двор и мучную лавку в губернии. Ферапонтов был толстый, черный, красный сорокалетний мужик, с толстыми губами, с толстой шишкой носом, такими же шишками над черными, нахмуренными бровями и толстым брюхом.
Ферапонтов, в жилете, в ситцевой рубахе, стоял у лавки, выходившей на улицу. Увидав Алпатыча, он подошел к нему.
– Добро пожаловать, Яков Алпатыч. Народ из города, а ты в город, – сказал хозяин.
– Что ж так, из города? – сказал Алпатыч.
– И я говорю, – народ глуп. Всё француза боятся.
– Бабьи толки, бабьи толки! – проговорил Алпатыч.
– Так то и я сужу, Яков Алпатыч. Я говорю, приказ есть, что не пустят его, – значит, верно. Да и мужики по три рубля с подводы просят – креста на них нет!
Яков Алпатыч невнимательно слушал. Он потребовал самовар и сена лошадям и, напившись чаю, лег спать.
Всю ночь мимо постоялого двора двигались на улице войска. На другой день Алпатыч надел камзол, который он надевал только в городе, и пошел по делам. Утро было солнечное, и с восьми часов было уже жарко. Дорогой день для уборки хлеба, как думал Алпатыч. За городом с раннего утра слышались выстрелы.
С восьми часов к ружейным выстрелам присоединилась пушечная пальба. На улицах было много народу, куда то спешащего, много солдат, но так же, как и всегда, ездили извозчики, купцы стояли у лавок и в церквах шла служба. Алпатыч прошел в лавки, в присутственные места, на почту и к губернатору. В присутственных местах, в лавках, на почте все говорили о войске, о неприятеле, который уже напал на город; все спрашивали друг друга, что делать, и все старались успокоивать друг друга.
У дома губернатора Алпатыч нашел большое количество народа, казаков и дорожный экипаж, принадлежавший губернатору. На крыльце Яков Алпатыч встретил двух господ дворян, из которых одного он знал. Знакомый ему дворянин, бывший исправник, говорил с жаром.
– Ведь это не шутки шутить, – говорил он. – Хорошо, кто один. Одна голова и бедна – так одна, а то ведь тринадцать человек семьи, да все имущество… Довели, что пропадать всем, что ж это за начальство после этого?.. Эх, перевешал бы разбойников…
– Да ну, будет, – говорил другой.
– А мне что за дело, пускай слышит! Что ж, мы не собаки, – сказал бывший исправник и, оглянувшись, увидал Алпатыча.
– А, Яков Алпатыч, ты зачем?
– По приказанию его сиятельства, к господину губернатору, – отвечал Алпатыч, гордо поднимая голову и закладывая руку за пазуху, что он делал всегда, когда упоминал о князе… – Изволили приказать осведомиться о положении дел, – сказал он.
– Да вот и узнавай, – прокричал помещик, – довели, что ни подвод, ничего!.. Вот она, слышишь? – сказал он, указывая на ту сторону, откуда слышались выстрелы.
– Довели, что погибать всем… разбойники! – опять проговорил он и сошел с крыльца.
Алпатыч покачал головой и пошел на лестницу. В приемной были купцы, женщины, чиновники, молча переглядывавшиеся между собой. Дверь кабинета отворилась, все встали с мест и подвинулись вперед. Из двери выбежал чиновник, поговорил что то с купцом, кликнул за собой толстого чиновника с крестом на шее и скрылся опять в дверь, видимо, избегая всех обращенных к нему взглядов и вопросов. Алпатыч продвинулся вперед и при следующем выходе чиновника, заложив руку зазастегнутый сюртук, обратился к чиновнику, подавая ему два письма.
– Господину барону Ашу от генерала аншефа князя Болконского, – провозгласил он так торжественно и значительно, что чиновник обратился к нему и взял его письмо. Через несколько минут губернатор принял Алпатыча и поспешно сказал ему:
– Доложи князю и княжне, что мне ничего не известно было: я поступал по высшим приказаниям – вот…
Он дал бумагу Алпатычу.
– А впрочем, так как князь нездоров, мой совет им ехать в Москву. Я сам сейчас еду. Доложи… – Но губернатор не договорил: в дверь вбежал запыленный и запотелый офицер и начал что то говорить по французски. На лице губернатора изобразился ужас.
– Иди, – сказал он, кивнув головой Алпатычу, и стал что то спрашивать у офицера. Жадные, испуганные, беспомощные взгляды обратились на Алпатыча, когда он вышел из кабинета губернатора. Невольно прислушиваясь теперь к близким и все усиливавшимся выстрелам, Алпатыч поспешил на постоялый двор. Бумага, которую дал губернатор Алпатычу, была следующая:
«Уверяю вас, что городу Смоленску не предстоит еще ни малейшей опасности, и невероятно, чтобы оный ею угрожаем был. Я с одной, а князь Багратион с другой стороны идем на соединение перед Смоленском, которое совершится 22 го числа, и обе армии совокупными силами станут оборонять соотечественников своих вверенной вам губернии, пока усилия их удалят от них врагов отечества или пока не истребится в храбрых их рядах до последнего воина. Вы видите из сего, что вы имеете совершенное право успокоить жителей Смоленска, ибо кто защищаем двумя столь храбрыми войсками, тот может быть уверен в победе их». (Предписание Барклая де Толли смоленскому гражданскому губернатору, барону Ашу, 1812 года.)
Народ беспокойно сновал по улицам.
Наложенные верхом возы с домашней посудой, стульями, шкафчиками то и дело выезжали из ворот домов и ехали по улицам. В соседнем доме Ферапонтова стояли повозки и, прощаясь, выли и приговаривали бабы. Дворняжка собака, лая, вертелась перед заложенными лошадьми.
Алпатыч более поспешным шагом, чем он ходил обыкновенно, вошел во двор и прямо пошел под сарай к своим лошадям и повозке. Кучер спал; он разбудил его, велел закладывать и вошел в сени. В хозяйской горнице слышался детский плач, надрывающиеся рыдания женщины и гневный, хриплый крик Ферапонтова. Кухарка, как испуганная курица, встрепыхалась в сенях, как только вошел Алпатыч.
– До смерти убил – хозяйку бил!.. Так бил, так волочил!..
– За что? – спросил Алпатыч.
– Ехать просилась. Дело женское! Увези ты, говорит, меня, не погуби ты меня с малыми детьми; народ, говорит, весь уехал, что, говорит, мы то? Как зачал бить. Так бил, так волочил!
Алпатыч как бы одобрительно кивнул головой на эти слова и, не желая более ничего знать, подошел к противоположной – хозяйской двери горницы, в которой оставались его покупки.
– Злодей ты, губитель, – прокричала в это время худая, бледная женщина с ребенком на руках и с сорванным с головы платком, вырываясь из дверей и сбегая по лестнице на двор. Ферапонтов вышел за ней и, увидав Алпатыча, оправил жилет, волосы, зевнул и вошел в горницу за Алпатычем.
– Аль уж ехать хочешь? – спросил он.
Не отвечая на вопрос и не оглядываясь на хозяина, перебирая свои покупки, Алпатыч спросил, сколько за постой следовало хозяину.
– Сочтем! Что ж, у губернатора был? – спросил Ферапонтов. – Какое решение вышло?
Алпатыч отвечал, что губернатор ничего решительно не сказал ему.

Своеобразный и многосторонний талант Федора Петровича Толстого, биография этого замечательного деятеля позднего классицизма достойны внимания современных любителей искусства. О нем знают гораздо меньше, чем, например, о Репине, Шишкине или Врубеле. Предлагаем информацию об этом удивительном человеке, раскрывающую интересные моменты его жизни и творчества.

Ветер вдохновения

Граф Федор Петрович Толстой принадлежал к сословию дворян, младенцем был записан в Лейб-гвардии Отец будущего художника руководил военным ведомством по обеспечению армии обмундированием, продуктами, денежным довольствием. Родители мальчика страстно желали видеть сына в числе офицеров и пророчили ему военное будущее. Однако первое образование маленький граф Толстой получал в Полоцкой иезуитской коллегии, где изучались языки, богословие и был факультет свободных художеств. Возможно, там к прилежному и любознательному мальчику прикоснулись Музы, вселив в детское сердце преданную любовь к искусству.

Профессиональный выбор

Вскоре маленького графа увезли из Белоруссии домой в Петербург и отдали в Морской корпус. Будучи кадетом, Федор Толстой отважился посещать Академию художеств в качестве вольнослушателя. Мечта сделаться профессиональным художником окрепла настолько, что Федор Петрович Толстой решился навсегда отказаться от военной службы. Вопреки недовольству родных и мнению окружающих, он подал в отставку, всецело посвятив себя искусству. Это были годы лишений, однако ни на миг двадцатилетний слушатель художественной Академии не пожалел о своем решении. Он усердно осваивал мастерство скульптора, делал под руководством своего друга Ореста Кипренского зарисовки гипсовых моделей.

Дыхание Эллады

Любимая эпоха художника - Античность. Он с энтузиазмом копировал древнегреческие и римские статуи, подкрепляя пластическую достоверность тщательным изучением истории, традиций, нравов людей прежних времен. Уже спустя два года после начала обучения, рисунки и барельефы Толстого вызывают всеобщий интерес, а государь Александр Первый позволяет художнику работать в Зимнем дворце. В 1809 году, после того как он представил на суд зрителей барельеф триумфального въезда Александра Македонского в Вавилон, Федора Петровича Толстого избрали почетным членом Академии художеств. Тогда же он создал свою первую медаль, посвященную просветительской деятельности Чацкого. Годом позже император назначает Толстого на должность медальера в Монетный двор.

Первый в медальном деле

Любовь к деталям, легкость и точность руки позволили мастеру творить непревзойденного качества памятные знаки. Сказалось стойкое убеждение художника в том, что медаль должна быть выбита так, чтобы каждый мог понять, по какому поводу она сделана. долгие годы награждала лучших учащихся медалями Толстого.

Федор Петрович Толстой сделал 20 выразительных медальонов в память об Отечественной войне 1812 года, создал дюжину медальонов, посвященных событиям турецко-персидской войны 1826-29 годов. Исторические факты автор осмыслил аллегорически, отчего изделия приобрели глубокий смысл и большую художественную ценность. Достигнув совершенства в медальерном искусстве, Толстой написал труд о секретах творца, для тех кто жаждет стать медальером-художником, а не ремесленником. Медальоны графа Федора Толстого хорошо известны за рубежом, мастера избирали своим членом многие европейские художественные академии.

Каким бы делом ни занимался художник Федор Петрович Толстой, его сердцем и рукой всегда двигали творческий порыв, патриотизм и эстетическое чувство, а отнюдь не желание угодить интересам власть имущих и высокопоставленных лиц. Он избегает реалистичного воспроизведения черт государственных деятелей, а пользуется символами и аллегориями в памятных изображениях.

Дар скульптора

Не все работы Ф. П. Толстого дошли до современных почитателей его таланта. Однако те, какими мы можем наслаждаться в музеях сегодня, поистине великолепны. В Тверской картинной галерее выставлены выпуклые рельефные работы из розового воска «Купающиеся дети» и «Мальчик под покрывалом». В них сквозит страсть автора к изысканной грациозности греческой культуры. Такова и его «Душенька», выставленная в Эрмитаже. Изящество очертаний, мягкость и выразительность линий заставляют запомнить фигурку девушки надолго.

Профильные портреты из желтого, белого и розового воска, помещенные на черную доску или стекло, демонстрируют дар художника, знающего толк в психологической составляющей портретного жанра. В Государственном Русском музее можно увидеть скульптуры созданные рукой Ф. П. Толстого. Это выполненная в мраморе «Голова Христа» с наклоненным челом и опущенным взором, полным мудрой любви и достоинства. Или терракотовый бюст бога сна Морфея, плотно закрытые глаза которого приглашают зрителя в сладкий мир дремы. Талант скульптора не остался без внимания Совета Академии художеств, назначившего Федора Толстого профессором престижного учебного заведения.

Кисть чудотворная Толстого

Дар рисовальщика - особая страница в творческой судьбе Толстого. Многие рисунки, изображающие семью художника, тесно связаны с биографией Федора Петровича Толстого. Фото картины «Семейный портрет», где мастер изобразил себя, первую жену Анну Федоровну и своих дочерей Марию и Елизавету, представлено ниже. Живость и объем картине придает ансамбль расположившейся за столом группы на фоне уходящей вдаль анфилады комнат, где кипит обыденная жизнь дома.

Внимание к реалистическим деталям сказалось и в других картинах Федора Петровича Толстого. Живописная работа «В комнатах», в которой повторяется излюбленная перспектива мира открытых дверей, дает представление о художнике, как о мастере композиции и света. Облик изящных античных статуй перекликается с тонкими женскими силуэтами в глубине комнат, блеск зеркал - с льющимся из окон светом.

Ф.П. Толстой пробовал себя в жанре пейзажа. Зарисовки Неаполя, виды Бергена и селения Парголовского близ Петербурга гармоничны и изысканны. Недаром Пушкин упоминал «кисть чудотворную» Толстого в великом романе «Евгений Онегин», описывая альбомы прелестных барышень.

От незамысловатых натюрмортов Федора Петровича Толстого не оторвать глаз. Вот пронзающая свежей прелестью картина «Букет цветов, бабочка и птичка», а вот достоверно подробная с переплетением бордовых, желтых и синих пятен в зеленой гуще «Ветка малины, бабочка и муравей». Можно бесконечно долго разглядывать бесподобные бусины красной и белой смородины или янтарно-матовые градинки сочного винограда.

Борец за человеческое достоинство

О биографии художника Федора Петровича Толстого кратко рассказать трудно, настолько она была многогранной. Например, одной из важных сторон жизни мастера была его политическая деятельность, основанная на прогрессивной гражданской позиции. Он был участником самых передовых движений своего времени, понимая, что необходимо преобразование устаревших общественных порядков. Федор Петрович Толстой состоял в масонской ложе, участвовал в создании ланкастерских школ, призванных распространять грамотность в народе, в возрасте 35 лет он вступил в тайный декабристский «Союз Благоденствия», став там одним из руководителей.

Личная жизнь художника

Федор Толстой был женат два раза. Жизненный путь его завершался в окружении дочерей от первого и второго браков. Два мальчика, родившиеся в союзе с Анастасией Агафоновной Ивановой, умерли в младенчестве. Жизнь дважды подарила Толстому гармоничные супружеской отношения. С первой женой, умершей от апоплексического удара, художника объединяла трогательная любовь к искусству, со второй - единство убеждений. Они вместе добивались освобождения и приютили у себя борца за независимость Малороссии Тараса Шевченко.

В благодарность

В годах его жизни причудливо комбинируются одни и те же цифры: был рожден в 1783 году, умер - в 1873. Федор Толстой прожил 90 насыщенных лет. Это один из тех людей, которые дают шанс всему новому, смело отказываясь от консерватизма, когда время бросает людям вызов.



Рассказать друзьям