М горький фома гордеев анализ. Cочинение «Фома Гордеев

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Билет 18. Проблема человека и среды в произведениях Горького (Фома Гордеев, Трое).

В романах показано внутреннее разложение буржуазного класса, историческая обреченность существующего миропорядка. «Фома Гордеев» первый роман о судьбе поколений. вереница первонакопителей, которые стали «хозяевами жизни». на первый план выведены буржуа новой формации, наследовавшие деньги отцов и воспринявшие новые методы обращения с капиталом. Яков Маякин – «идеолог» и руководитель нового купечества, рвущийся к власти, общественному влиянию. Он славит буржуазный прогресс, купеческое сословие - это животворная сила русской экономической и культурной жизни. Маякин требует для купечества жизненного «простора», доли в управлении страной. Горький не возлагал надежд и на молодое поколение купечества. Тарас Маякин, Африкан Смолин, Любовь Маякина не внесут в жизнь ничего нового. По крови и духу они дети Маякина, которые отошли от него лишь на время, а затем возвращаются в отчий дом. (идет по пути предпринимательства Тарас, бывший революционер; Любовь вступает в выгодный брак со Смолиным, единение старых и молодых Маякиных в деле «Тарас Маякин и Африкан Смолин» в конце). противоречивость социальной психологии Ежова (журналист) и интеллегенции. Выходец из народа, он не выполняет своего призвания–служения народным интересам, не соглашаясь с порядком «хозяев», не знает, «к чему прилепиться душой». Это интеллигент на идейном распутье. Особенность композиции – роман хроника, семейный роман. Отец Фомы Игнат копит деньги, но в нем остается широта души, последующие купцы широту души утрачивают. Игнат Гордеев ощущал еще радость творческого труда, красоту жизни и начинал понимать, что становится «не хозяином своего дела, а низким рабом его». Фома больше берет от мамы и няни. Показано как он формируется: разрывается своей средой. Живет у якова макина – или всех грызи, или лежи в грязи. Фома гордеев – с чистой душой, человек правды, а В купеческой среде к богатству приходят все через преступления. Фома не накопитель. Внутренняя тема Фомы – познание людей, себя, мысль о несвободе, желание понять, как жить. Образ Совы – слепа днем, натыкалась. Фома также не находит ответа на свои вопросы, но восстает против купцов. Это энергичный здоровый человек, ищущий дела по силам, простора своей энергии. Жизнь давит его, он видит, что героям в ней нет места. Горький противопоставил Фому Гордеева и старому и молодому поколению купечества. он типичен как носитель морального идеала, перед которым открылась несовместимость человеческого и собственнического начал жизни. Субъективные попытки его совместить человеческое и собственническое – заранее обречены, как обречен на поражение его бунт, протест одиночки против «хозяев жизни». Фома обнаруживает, что в окружающем его мире извращены все человеческие ценности. Чувство Медынской оказывается фальшивым, естественное требование человечности, с которым Фома обращается к людям, воспринимается в мире собственников как нечто ненормальное – «хозяева» объявляют Фому сошедшим с ума.

Фома ничего не может противопоставить аморальной силе этого мира, бунт его обречен, это бунт слабого одиночки. Драма Фомы показана Горьким на широком фоне русской народной жизни, которая и несет животворящие начала мира. В народной массе ищет Фома носителей нравственных идеалов, смысл жизни. Пейзаж - Опоэтизированная народом Волга, на фоне которой развертывается действие, вырастает здесь в символ народной жизни. «Трое». заостряется проблема несоответствия существующих социальных и нравственных норм жизни стремлению человека «жить по-человечески. история жизни трех молодых людей одной трудовой среды, каждый из которых ищет «правду». В центре судьба Ильи Лунева, через нее жизненные события и душевный мир других героев. Судьбы трех друзей типичны для мелкобуржуазной городской среды того времени. В людях этой среды здоровые чувства и стремления уживались с собственническими мечтами. характер Лунева, в котором борются чувства хозяина и труженика. Первый этап жизненного пути Ильи – путь в «люди». С юных лет мечтает он, видя тяготы окружающего, о жизни обеспеченной и стремится к обогащению, смутно понимает, что путь этот связан с моральным падением. И чем ближе Илья к своему идеалу, тем ниже морально падает он сам. Кульминация повести–убийство Луневым купца Полуэктова. Своей собственной жизнью он хотел ответить на вопрос как жить? Илья понимает, что он и его друзья в тупике: подругу детства продали старому мужу, яков в попытках объяснить жизнь волей божественного промысла и медленно угасает, замученный своим отцом – кабатчиком, Любимая Луневым женщина становится содержанкой богатого купца Полуэктова. Полуэктов стал для Ильи воплощением того зла жизни, что обрушилось на них. Илья убил его не из ревности, не с целью грабежа: это взрыв ненависти к тем, кто «душит» их, это вызов судьбе. На деньги Полуэктова Илья открыл мелочную лавочку - еще один шаг к разрушению иллюзий о чистоте жизни «хозяев». чистота и благообразие – маска, которой прикрыты аморальность, обман, преступление. Илья бунтует против мира «благополучных» «хозяев». Финал повести, сцена вечеринки, на которой он признается в убийстве, обличая социальную и нравственную философию мещан,–-своеобразная вариация сцены на пароходе из «Фомы Гордеева». Но бунт Лунева так же безрезультатен, как и бунт Фомы. Это признает он сам: «Кабы знал я, какой силой раздавить вас можно! Не знаю!» В этом –драма Ильи. Мечта о достижении человеческого счастья в рамках существующего миропорядка оказалась несостоятельной. В повести каждый из трех героев проходит свой путь в поисках правды жизни: Яков Филимонов - носитель своеобразного учения о непротивлении, христианского гуманизма, нет воли к сопротивлению, но эта позиция приводит к оправданию зла (яков осознает неправду жизни отца, грабящего людей, но подчиняется ему, так же грабит за трактирной стойкой), Павел Грачев - Под влиянием социалистических идей в герое пробуждается общественное сознание, которое определит его дальнейшую судьбу – путь в революцию. Горький утверждает возможность и право человека понять законы, по которым развивается человеческая жизнь, найти основанный на разуме, а не на религии выход из ее социальных тупиков.

Билет 19. Споры о пьесе Горького «На дне»

Споры касаются образа Луки и авторской оценки героя: лжец или врачеватель душ. Споры о правде Луки, Сатина, о бескрылой правде обитателей ночлежки, жанре пьесы. Основной вопрос горького: что лучше истина или сострадание? Нужно ли доводить сострадание, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Л. Колобаева : Горький улавливал склонность сострадания к иллюзиям, внутреннюю готовность жалости к сговору с ложью, утверждал идеал сильного добра, способного опереться на безжалостную правду. Попов «Человек все может»: в Луке схвачено существенное сострадание, доброта, милосердие, независимость, но он не боец. Но проповедь добра не была бесполезной, если пробуждала на дне, в самосознании героев желание лучше жить, чувство собственного достоинства. Но жизнь не дает возможность воплотиться этим советам. Долженков «существует только человек»: Лука делает ставку не на внутренние силы человека, а ищет поддержи вне его. Лука представитель сострадания и лжи, соблазнаяет людей надежной и губит их. Ночлежка ад – бес – Лука, лукавый, Сатана – Сатин, который не принимает окружающих такими, какие есть, а воспевает человека с большой буквы. Сатин говорит правильные вещи, но сам не таков, а Лука не верит в человека. Жанр – социально-философская драма (см билет 11). + Луки: Анна начинает верить в то, что со смертью тела душа отходит в лучший мир, и умирает спокойно. Актер верит выдуманным рассказам Луки о лечебнице где лечат от алкоголизма. Наташа и Пепел верят в возможность их совместной чистой жизни в Сибири. Для Луки главное, чтобы в человеке жила вера и надежда, а каким путем это будет достигнуто - неважно. Антипод: Бубнов признает только голый факт, все остальное для него вранье. Правда Бубнова жестокая, безжалостная она основана на равнодушии к людям, она исключает всякую надежду на изменение человека. – Луки: Потеря веры может обернуться трагедией для человека, притча о праведной земле, Актер – тоже самое. Лука исчезает из ночлежки в самый важный для ее обитателей момент, когда у многих из них зародилась вера во что-то лучшее. Герои теряют веру. Актер кончает жизнь самоубийством, Пепла сажают в тюрьму, Наташа попадает в больницу. как только исчезает человек, утешавший их, заставлявший их верить, они сразу же теряют эту веру и опускаются снова. + Луки: изменил многих обитателей ночлежки в лучшую сторону, застав их задумать о своей жизни. Повлиял на Сатина. Из философии Луки Сатин берет веру в человека («Человек - вот правда! Он это понимал...»), но веру без жалости и милосердия. Человека надо уважать, а не жалеть, надо верить в собственные силы человека, для сильного, гордого человека не нужны жалость и милосердие, они нужны только для слабых – резонер.

На рубеже веков, в 1899 году, Горький публикует свой роман "Фома Гордеев". Это широкая, содержательная картина современности, в повествуется о набирающей силы русской буржуазии.

Писатель широко и выпукло рисует представителей предпринимательского вида. Он знакомит нас с купцами патриархального типа, крупными воротилами, такими, как Ананий Щуров. Когда-то этот "хитрый, старый черт" был фальшивомонетчиком и убийцей, теперь он стал торговцем леса и пароходчиком, скопивший на грабежах и обманах солидные капиталы, и чувствует себя владыкой. Он не принимает ничего нового, распространение машин, ненавидит всяческие свободы. По словам Маякина, он похож на хитрую и коварную лису: "…Возведет очи в небеса, а лапу тебе за пазуху запустит да кошель то и вытащит…"

Рядом с ним умный волевой Игнат Гордеев, в прошлом водолив, а теперь владелец трех пароходов и десятка барж. Он одержим страстью к наживе, отличается огромной жизненной энергией, с которой мечется по торговым делам, улавливая золото, но Игнат знал тяжелый бурлакский труд, он выходец из народа, у него жажда деятельности. Есть у него неудержимая тяга к жизни. А главное – его душа мятежно вскипает и бросает порой в сторону от наживы. И тогда он начинает пить и распутничать, раскидывать свои богатства, будь то пароход, баржа или деньги.

Яркой является фигура Якова Маякина, который считает, что ценность всякого человека определяется наличными капиталами. Маякин считает купцов первой силой в государстве, он очень умен, расчетлив и циничен. Он делит людей на хозяев и на бессловесную массу – простые кирпичи, строительный материал в руках хозяев.

Показано в романе и молодое поколение купечества. К нему принадлежат Тарас и Любовь Маякины и Африкан Смолин. Они должны унаследовать дело и идеи Якова на новом этапе. Но они лишь внешне отличаются от отцов образованностью, европейской культурой. Но Тарас Маякин распрощался с мечтами юности и является владельцем судового производства в Сибири. И от Африкана Смолина, "жулика первой степени", ничего передового ждать нельзя.

Но Горький поставил задачу показать человека, ищущего дело по силам и широкого простора для свободной и честной жизни. Такой личностью является Фома Гордеев. Он унаследовал многое от молчаливой замкнутой матери, которая остро чувствовала фальш. Буйство и безудержность он перенял от отца. Нянька ввела мальчика в мир чудесных сказок и легенд. Сказалось на нем и общение с матросами. И вот окружающие начинают замечать в Фоме что-то не свое "ведь ты ужасно не похож на купца", - замечает Люба. "Есть в вас что-то особенное", - говорит Софья. Это что-то страшно пугает Игната. Но действительность сделала свое дело. Яков Маякин внушал ему: "…или всех грызи или лежи в грязи". Глядя на Фому, капитан "Прилежного" заметил: "…хорошей породы щенок, с первой же охоты – добрый пес". Но Фома испытывает недовольство собой, склонность к разгулу. Жизнь, построенная на обмане, жадность ввергают его в отчаяние, он не видит выхода из тупика. Уничтожены мысли о чистой любви, когда он разуверился в Софье Медынской. Восторг он переживает только во время подъема затонувшей баржи. "Душно мне, - восклицает Фома.- Ведь разве это жизнь? Разве так живут? Душа у меня болит! И оттого болит, что – не мирится!" Фома становится блудным сыном в своей среде. Оказавшись на пароходе Илья Муромец в окружении именитых купцов, он чувствует безмерность претензий и начинает бунтовать, он бросает слова отвращения: "Не жизнь вы сделали – тюрьму…" он терпит поражение, связи с купечеством прерваны.



Фома связан и объявлен сумасшедшим. Но чувствуется его торжество в словах: " Правду не свяжешь, врешь!" трагедия Фомы Гордеева в том, что он не хотел жить по волчьим законам, он верил, что радостный, честный труд. А по убеждению Ежова, "будущее принадлежит людям честного труда".

Ананий Щуров олицетворяет собой вчерашний день русского капитализма с его откровенным хищничеством, отсталостью, прямолинейной реакционностью. Он враг технического прогресса. Разбогатевший ценой преступлений, он выступает в романе яростным и злобным врагом народа.

Более сложен образ заводчика Якова Маякнна. Горький пишет, что Маякнн пользовался среди купечества уважением, «славой «мозгового» человека и очень любил ставить на вид древность своего рода». Маякин - своеобразный идеолог буржуазии, рвущейся к политической власти. Людей он делит на рабов, обреченных всегда подчиняться, и господ, призванных повелевать. Господами, повелевающими в стране, должны быть, по его мнению, капиталисты. Жизненная философия Маякина раскрывается в его афоризмах.



«Жизнь, брат Фома, - говорит он своему воспитаннику, - очень просто поставлена: или всех грызи, или лежи в грязи… Тут, брат, подходя к человеку, держи в левой руке мед, а в правой нож…»

Фома Гордеев - незаурядная личность. Он оказался чужим в купеческом мире. Человек честный, искренний, стремящийся к справедливости, он пытается вырваться на свободу, но происходит это лишь ценой гибели. Столкнувшись с действительностью, построенной на обмане, преступлении, алчности, Фома Гордеев впадает в еще большее отчаяние и не видит выхода из тупика.

Он унаследовал многое от матери, которая чувствовала в жизни какую-то фальшь.

5. Проблематика, конфликт в пьесе М. Горького "Мещане".

Первой же пьесой Горького стали «Мещане» (1901). Сам автор первоначально определил свое произведение как драматический эскиз в 4 актах с названием «Мещане. Сцены в доме Бессеменова». Со временем эта пьеса, поставленная К.С. Станиславским во МХАТе, приобрела все черты настоящей драмы, тем более что актеры, по воспоминаниям современников, торопились с премьерой: им нужно было сыграть «Мещан», чтобы «Горький почувствовал себя драматургом и писал дальше». Как известно, все так и вышло – Алексей Максимович позже создал много достойных пьес, составивших славу российского и мирового театра.

Уже название пьесы – «Мещане» - указывает на вполне определенное сословие в России. Это низший класс обывателей, выходцев из ремесленников и мелких торговцев: данное сословие стояло ниже купечества по своему положению в обществе.

В центре изображения – семья Василия Бессеменова, зажиточного мещанина, старшины малярного цеха. Этот степенный человек, желавший стать депутатом в городскую думу от цеховых организаций, не случайно носил такую фамилию. Его дочь Татьяна, школьная учительница, в свои 28 лет все еще не замужем, и надежды получить наследников рода тают с каждым днем. Сын Петр – бывший студент, отчисленный из университета за участие в студенческих волнениях.

Все это, конечно, не радует отца, возлагавшего надежды на своих детей, поэтому в доме постоянно происходят скандалы между ним и его детьми, не желающими жить по отцовской указке. Сам герой находится в состоянии угрюмой настороженности и видит причину жизненных неудач своих детей в гордости, которая ими овладела. Автор, наоборот, подчеркивает, что образование, полученное детьми, не сделало их счастливее: привычные мещанские ориентиры для них устарели, а собственной воли к каким-либо переменам не хватает, поэтому ослаблен интерес к жизни.

Конечно, во многом настроение в доме главного героя обусловлено обывательской скукой, свойственной любому провинциальному городку. Но у Горького все осложняется многогранностью человеческих взаимоотношений. В доме у Бессеменовых живет множество людей: это и воспитанник главы семьи Нил – молодой помощник машиниста, в которого безнадежно влюблена дочь Татьяна. Это и дальний родственник, и молодая вдова смотрителя тюрьмы, снимающая комнату, и нахлебники – певчий Тетерев и студент Шишкин.

Такое количество людей в доме должно, по-видимому, разнообразить скучную жизнь мещанской семьи, озабоченной только зарабатыванием денег. Действительно, все в доме подчинено культу денег, ведь они основа безбедного существования. При этом нет веры в лучшее, хоть в какие-нибудь изменения. Не случайно Татьяна, потерявшая веру во взаимность своих чувств к Нилу, жалуется своей подруге: «Я родилась без веры в сердце» .

Автор же уверен, что их неуверенность порождена боязнью ответственности за свое будущее, страхом перемен, невозможностью что-либо изменить даже в своей собственной жизни. В этом смысле всем противопоставлен Нил – герой «прогрессивный» и, как явно намекает Василий Васильевич, «будущий социалист-революционер» . Он привык к борьбе: даже в кузнице он любит ковать не потому, что любит трудиться, а ему нравится сражаться с непослушным металлом и подавлять его сопротивление.

Однако в целом отношение к Нилу неоднозначное. В нем подчеркнута скрытая сила, спокойствие, но за всем этим скрывается бесчувственная натура, неспособная понимать прекрасное. Например, в первой мхатовской постановке, актер, игравший Нила, изображал его грубым и неотесанным мужланом, чтобы подчеркнуть отсутствие душевных переживаний.

Сам Бессеменов невольно противопоставляет своего сына и воспитанника, причем сравнение оказывается не в пользу Петра. Отец говорит сыну: «Научился презрению ко всему живущему, а размера в действиях не приобрел» . А о Ниле отзывается почти с любовью: «Он дерзок, он разбойник, но человек с лицом» . Только даже «человечность» молодого машиниста не спасает от трагической развязки пьесы: Татьяна, понимая, что симпатии любимого человека достаются более молодой сопернице, швейке Поле, пытается покончить с жизнью.

После неудавшейся попытки суицида Татьяна понимает свою обреченность, поэтому пьеса заканчивается сценой, где она падает на клавиши рояля, издав громкий нестройный звук. Чуть позже А. Чехов в пьесе «Вишневый сад» с помощью звука оборвавшейся струны подчеркнет разрыв с прежней жизнью.

Вся пьеса Горького проникнута обвинениями в адрес мещанства. Жильцы, наблюдая каждодневную скуку, упрекают хозяев в том, что у них «с тоски помрешь» , потому что они ничего не делают, никаких склонностей не имеют. А молодая вдова в порыве отчаяния кричит: «Вы ржавчина какая-то, а не люди!»

Уже позже, в советское время, слово «мещане, мещанское» станет ругательным, синонимом обывательщины. Чего стоят, например, слова героини фильма «Москва слезам не верит»: «Все, засосало мещанское болото!».

Цель: нравственные поиски смысла жизни главным героем повести Горького «Фома Гордеев»;

Задачи:

  • отражение исторической обстановки в повести Горького; картины купеческой жизни;
  • «лишние» люди, их ограниченность и «туподушие», «они указали, чем я не должен быть…»;
  • развивать интерес к исследовательской работе, уметь самостоятельно делать выводы, обобщения, сравнивать.

Оборудование:

1) М.Горький. «Фома Гордеев».Москва 1977год. (тексты).
2) Презентация к уроку.
3) Проектор.
4) Иллюстрации к произведению.
5) Русская литература 20 века. 11класс.Практикум для общеобразовательных учреждений. Под ред. Ю.И. Лыссого. М. Мнемозина, 1998 год.

Что вы сделали? Нет, не жизнь вы сделали, а тюрьму…
Не порядок вы устроили – цепи на человека выковали.
Душно, тесно, повернуться негде живой душе.
Погибает человек!

Горький М. «Фома Гордеев»

Нет уж, я сам себе место выберу.

Горький М. «Фома Гордеев»

ХОД УРОКА

– Раскрывая тему урока, доказывая правильность выбранных эпиграфов, определите цель урока. (Поиски смысла жизни, своего «я», своего места в ней)

– В повести Горького «Фома Гордеев» (1899) представлена широкая картина русской жизни, современником, которой был сам автор. Писателя всегда волновали человеческие запросы. Самое главное – ему близко стремление к полнокровной счастливой жизни. Большинство героев не осуществляет это стремление. Это воспринимается как драма личности. Стремление героя к полнокровной жизни воплощено Горьким в повести «Фома Гордеев».
Герой протестует против лжи и лицемерия, его давит «тесная» жизнь, он ищет дела по силам, пытается найти в жизни свою дорогу, свое «я». В конце концов, спивается и очень просто может стать обитателем ночлежки, похожей на ту, которую показал Горький в пьесе «На дне».

– Каждая группа провела свои поиски, сделала выводы по повести в рамках темы и теперь вам предоставляется право защитить свои задания.

1 группа – гл. 1, стр.47-49 (ученик Кузнецов)

– Горький начинает свою повесть с рассказа об отце Фомы – Игнате Гордееве.
Почему? Что это дает для понимания образа главного героя?
– Расскажите о нем (об отце) (происхождение, соц.положение, образ жизни, отличительные черты характера) и о матери.
– Что роднит Игната Гордеева с Диким и Кабановой из пьесы Островского «Гроза»? Какую разницу вы увидели?
Мятежный дух родителей в большей степени проявился в Фоме. Родители еще не осознавали того, что их беспокоит. Происходящее вокруг заставляет задуматься Фому над тем, какое же место ему в жизни уготовано, т.е. каково его собственное «я» в жизни. Мучительный вопрос о смысле жизни мог бы встать перед отцом и матерью, если бы жили
они в другое, более позднее время.

Ответ к вопросу 2. Первые уроки жизни Фоме дал отец. Часто он говорил Фоме: «Надо учить тебя жить».
Однажды мечтательный мальчик попал с отцом на пароход, где перед ним развернулась новая жизнь. На все смотрел он широко раскрыв глаза, ему казалось, что он движется по широкой тропе в чудесную страну сказок. Обо всем он спрашивал отца, тот как умел, объяснял ему. Однажды мальчик передал разговор лоцмана с командой об отце. И Игнат тогда решил, что пора
учить сына жизни.

В рассказах отца было что-то ясное, понятное, Фоме нравилось, что отец его сильный, ловкий. Сердце его забилось сильно и горячо. С тех пор он стал более внимательным к окружающему, чувствовал все обостренно, все, волновавшее душу, возбуждало в нем новые смутные ощущения и желания. Ко всему относился Фома серьезно, вдумчиво. Неопределенностью характера, мечтательностью, любопытством, задумчивостью он походил на мать. Он чувствовал в себе что-то особенное, отличавшее его от сверстников, но тоже не мог понять – что это такое? И подозрительно следил за собой. Это повлияло на него, но не определило жизненного пути четко, определенно.

Уже первые уроки жизни заставляют Фому задуматься о собственном назначении, вызывают стремление жить не по указке.
– Кто дает Фоме первые серьезные уроки жизни? (Отец)
– Какой была наука жизни, преподанная Фоме отцом? Смог ли юноша принять ее?

Обобщение. Главное, чему учил отец Фому, – быть хозяином, добиваться своего, невзирая на средства. Мечтательный и вдумчивый Фома, отвергая устоявшиеся жизненные правила, начинает поиски своего места в жизни.

– В каких произведениях мы встречались с уроками отцов? Чему они учили? (Пушкин А.С. «Капитанская дочка» – «Береги честь смолоду», Гоголь Н.В. «Мертвые души» – «копи копейку…».)
– Близка ли мораль Игната Фоме? (Он прислушивался, стал более внимательным. Протестует, хотя протест еще стихийный).

Задание 2-ой группе.

Уроки жизни продолжаются.
– Кто же еще имел сильное влияние на Фому? Кто пытался по-своему повернуть Фому? (Крестный, Яков Маякин) .
– Чему же учил крестника Яков Маякин?

Дополняем схему «Буду я тебя, Фома, учить»
– гл. Ш, 1У, У, Х., гл.4 стр.76,78,80,90,93, гл.5 стр. 93-94,95
– Чем заканчиваются отношения Якова Маякина и Фомы Гордеева и вместе с тем купеческая жизнь, деятельность Фомы? Нарастание неприязни между ними.
– Принимает ли Фома уроки жизни Якова? (Отвергает. Фоме, как он говорил, хотелось быть похожим на человека. Он чувствовал глухую неприязнь к Маякину,т.к. не принимает его жизненных принципов. Никакой радости ни от денег, ни от своей деятельности он не чувствовал. Вначале происходит внутренний разрыв, а после встречи на пароходе – окончательный, открыто. Он чувствует себя сильным, способным на что-то большое.)

4. Какое значение для понимания идейного содержания повести имеет сцена купеческого гуляния на пароходе купца Кононова?

– Каким предстает купечество? Чему они Фому учат?
– Принесло ли это удовлетворение Фоме?

а) Все ярче рисует Горький картины того, как «бешено бьется», как «ищет дела по силам» человек, а его сваливают с ног мелочи». Фома Гордеев – личность, вступившая в борьбу со своей средой. Как в Гоголевском «Ревизоре» на теплоходе – сцене проходят образы всего цвета города. Речь Фомы, как на экране выувечивает сущность каждого.

б) – Зачитывают речь Маякина и Фомы (инсценировка) гл.13 стр.229-233
в) (ответ учащихся)
г) – Речь Фомы обличительная, он каждому говорит правду. А всегда ли правду приятно слушать? (нет)

Фома противопоставлен другим купцам, этим неблагородным собирателям денег. Он выше себе подобных, потому что он «протестует» и «обличает», а
не следует законам, их правде.
– Чему они учат? к вопросу 4

Мы зачитали финал повести – торжественный обед в честь спуска на воду парохода Кононова «Илья Муромец». Перед нами целая галерея образов купцов. Не ограничена власть хозяев города, откровенно говорящих о своей позиции, стремящихся везде быть первыми – Маякин, Кононов, Щуров, Гущин, Бобров и др., а некоторые и вовсе без имени и фамилии. Чувствуется какая-то тревога. И вот перед этими людьми Фома произносит свою обличительную речь. Его наполняют разноречивые чувства (сказать какие) гл.13. Но выплеснутая правда не приносит Фоме облегчения, она «раздавила» обличителя. И вместо моральной победы он казался сам себя теперь чужим и непонимающим того, что он сделал этим людям и зачем. Купцы не могут его понять, т.к. ими владеет только жажда наживы любыми способами, стяжательство, косность. Таким быть они учат Фому. Он оказался один. Купцы не понимают Фому, потому что их мораль Фомы. Он не находит ни одной живой души, способной понять его, дать ему хоть капельку любви.

5. В повести, помимо Фомы, Горький рисует образы еще нескольких молодых людей, выходцев из той же купеческой среды, ровесников Фомы. Зачем автор рассказывает о Любе М., Африкане Смолине, Николае Ежове?
– Пытаются ли они научить Фому чему-то?
– Как проявляется характер Фомы в общении с разными людьми?
(ответ) Фома стремится максимально приблизиться к людям, вызывающим у него острый интерес.

Рассказы о ровесниках Фомы

Все они разные, во всех он разочаровывается, чувствует их опустошенность, а хочет видеть в них правду. Он пугается, что есть эта правда, что есть что-то такое неведомое. Фома пытается понять, зачем живет, но не находит ответа. Горький знал, что есть в человеке ценности, утрата которых есть нравственная гибель человека.
В общении с разными людьми. Характер Фомы проявляется по-разному. Он пренебрежительно относится к бедным, во время воровства яблоко он впервые ощутил власть над людьми и силу денег. Странности характера проявляются во многом, он мечтательный, любит заниматься самокопанием. Ему интересно и любопытно сравнивать встречающихся людей с собой. Все они пытаются чему-то учить Фому, а он стремится жить не по указке, а ищет «себя», свое место в жизни (вспомнить эпизод с собой).
Обобщение. Все эти образы даны для сопоставления с главным героем. Одни из них примирились с окружающей действительностью. Неудовлетворенность их жизнью – явление временное. Они более образованы, но их хищническая натура прикрыта дорогой одеждой, да хорошими внешними манерами. Но жизненные принципы, их философия остались теми же.
Пустозвона и Емелю Ежова Фома быстро понял, тот слишком далеко от народа, о котором он говорит постоянно.
Только Фома до конца пошел против волчьих законов своей среды. Романтические представления о жизни натолкнулись на реальную жизнь, законы которой он не может понять и объяснить, но жить по ним не желает.
Гневно, как умеет, он протестует против лжи и лицемерия, пытается найти свое место в жизни, свое «я», чтобы чувствовать себя человеком. Он пытается найти людей, которые живут и думают по-другому.
Не сумев найти таких, заливает вином страдающую душу, не видит выхода из тупика жизни, разуверился во всех и вся.
Таким образом, Фома пополняет галерею лишних людей.
– Назовите их. Кто они? (Мцыри, Евгений Онегин, Печорин, Базаров и др.)
– Предположите возможное будущее Фомы с учетом исторического процесса этого времени.
– Когда писалась повесть? Что это за время? (1899 г.)

Вывод: На рубеже веков, такой герой, как Фома – не типичен ни как купец, ни как представитель своего класса, он только здоровый человек, который хочет свободной жизни, которому тесно в рамках, современности. Так и не нашел он своей дороги, своего «я». На рубеже веков не нашлось человека, который бы помог Фоме найти свое «я» был единомышленником. Бросая вызов своему классу, обвиняя его в том, что там нет жизни живой душе, выбирая свой путь, Фома так и не нашел его (путь).

– Удалось ли Горькому показать такого человека?
– А почему? (Не учился, не читал, он ничего не делал)
– Знал ли Фома для чего живет? Для чего он создан? (Вот Ежов, Смолин нашли свое «я», у них не было такого восприятия жизни, как у Фомы.)

– Вы тоже сейчас стоите на пороге жизни, вы должны выбрать свой путь, свою дорогу жизни. Мы не должны быть такими, как Фома, нужно сразу ставить большую, яркую цель в жизни.

Рефлексия

Учащиеся высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • урок дал мне для жизни…
  • мне захотелось…

Домашнее задание:

1. Составить таблицу схему «Образная система героев повести по отношению к главному действующему лицу.
2. Роман «Мать» читать.

В реалистическом творчестве Горького одним из повторяющихся мотивов является мотив разрыва представителя буржуазии со сво­ей средой, «выламывание» из нее.

Фома Гордеев — сын купца, один из богатейших людей на Вол­ге взбунтовался против морали буржуазного общества, против его бесчеловечных законов. Горький прослеживает историю формиро­вания характера и взглядов Фомы. И отец — хищный, умный Иг­нат Гордеев, и Яков Маякин видели в младшем Гордееве наслед­ника и продолжателя дела. Они внушали Фоме свою философию жизни: будь ближе к тем, от кого может быть польза; только день­ги дают власть — они сила и ум людской, за чужое не следует «бороться», «нужно, чтоб человек за себя встать умел… за свое кров­ное»; «кто хочет от жизни толку добиться — тот греха не боится»; «или всех грызи, иль лежи в грязи». Наблюдения над жизнью по­степенно развенчивают человечность такой морали. Сначала Фома начинает сомневаться в справедливости отца. Потом видит, что все люди его круга были одинаково «алчными до денег, всегда готовыми надуть друг друга». Фоме становится тяжело жить рядом с ними. Он чувствует сначала скуку и апатию, потом приступы злой тоски, душевную боль. Ни в деле отца, ни в любви Фома не находит счастья. Он хочет жить свободно, а свободу представляет как освобождение «из пут своего богатства». Первый шаг к этому он делает, объясняясь с Яковом Маякиным.

Чувство недовольства, протеста выталкивает Фому Гордеева из купеческого мира. Он ищет смысл жизни и свое место в ней. Но среди рабочих-наборщиков, среди грузчиков Фома чувствует себя чужим и ненужным. Он видит тяжелый труд одних и сытость дру­гих, сомневается в законности жизни тех, «которые командуют». Фома бросает резкую обвинительную речь купцам: «Кровопийцы! Чужой силой живете… чужими руками работаете!» Фома одинок в своей же среде и бунт его оказывается подавленным.

Метафорой его духовных поисков является эпизод из детст­ва, когда он днем вспугнул сову, и та, ослепленная дневным светом, беспомощно металась по оврагу. «Иной человек вот так же, как сова днем, мечется в жизни… Ищет, ищет своего места, бьется, бьется, — только перья летят от него, а все толку нет». Фома похож на эту сову. Он ищет смысл и цель жизни, но не имеет положительного идеала. Он не представляет, чего же он хочет. Он протестует против буржуазной морали, но протест его стихиен, эмоционален. Фома Гордеев — это «блудный сын» бур­жуазии, трагедия которого состоит в отсутствии конкретной цели.

Горький исторически верно отразил процесс раскола буржу­азного общества, показав охранителей его морали и стихийного бунтаря.

Скрытая полемика с христианскими идеями Достоевского (и не только Достоевского) содержится и в истории жизни и гибели Якова Филимонова.

Образ этот также свидетельствует о силе Горького как художника, чуткого к различным идейно-нравственным исканиям народной массы. Яков - возвышенная натура, он привлекает своей одухотворенностью. Но искания его окрашены в христианские тона покорности. Неудивительно, что жизнь сломила Якова. Его трагедия - как бы демонстрация несостоятельности христианской философии и этики.

Горький наблюдал и другой социально-психологический тип - тип человека, идущего «сверху» на «дно», - наблюдал и остро интересовался им. Ибо и этот тип был выражением определенных процессов, происходящих в буржуазном обществе. Иногда такое выпадение из социальной колеи было связано просто с деградацией буржуазной личности, иногда было результатом своеобразного недовольства, бунтарства, мятежа тех, кого Горький впоследствии назовет «блудными детьми» буржуазии.

Таким «блудным сыном» своего класса является Фома Гордеев.

Это один из наиболее колоритных образов, созданных молодым Горьким. Писатель дал герою романа имя апостола, который прославился своим скептически недоверчивым умом. Сознательно ли это сделал Горький - трудно сказать. Как бы то ни было, нежелание ничего принимать на веру - даже от наиболее почитаемых авторитетов, готовность бестрепетно вложить персты в любые язвы образуют главную черту Фомы Гордеева. В его сердце живет дух обличения. И весь роман построен на столкновении этого человека с миром «лавочников».

Правда, Фому трудно считать положительным героем, ибо, резко и гневно нападая на окружающих, он снял с себя нравственную ответственность за устройство собственной жизни. Его анархические дебоши, совершаемые в компании всякого рода авантюристов и представителей богемы, влекут за собой страдания и гибель ни в чем не повинных людей.

«Баржу № 9-й разбили. Человеку спину перешибли, - а одного совсем нет, так что, пожалуй, утоп...» - докладывает о подвигах Фомы его крестному отцу Маякину капитан одного из гордеевских пароходов.

Однако есть в этом неприкаянном, лишнем человеке и какое-то здоровое нравственное начало, заставляющее его с презрением отворачиваться от той морали и жизненной программы, которые навязывает ему философ купеческого мира Маякин. В конце романа Фома духовно сломлен, царство маякиных превратило его в юродивого. Но в стихийном мятеже этой личности, сохранившей в себе, при всех своих слабостях, какой-то элемент народного представления об истине и справедливости, было своего рода предупреждение - суровое предупреждение! - господствующим классам.

Новым молодым героем своего времени является пролетарий Павел Грачев («Трое»).

Этот замечательный и до сих пор не вполне оцененный образ, в сущности, гораздо более значителен, нежели образ Нила из пьесы «Мещане». Павел многогранней, одухотворенней, более вдумчив, внимательней к людям; он - талантлив. В этом образе воссозданы весьма существенные, яркие черты молодого рабочего, постепенно, в результате мучительных испытаний, наблюдений и размышлений приходящего к пониманию механики общества, к пониманию необходимости борьбы.

Романы «Фома Гордеев» и «Трое» интересны не только тем, что в них запечатлено разнообразие путей, открывавшихся в конце XIX века перед вступающими в жизнь молодыми людьми, но и широкими картинами социальной действительности, разнообразными типами хозяев. Из этих типов наиболее значителен Маякин, показанный смело, тонко и правдиво, во всем своем «блеске» - Маякин умен, деятелен, красноречив - и во всей своей духовной нищете: весь его «блеск» служит, в конце концов, звериной проповеди пожирания слабых сильными.

Два первых романа Горького с их новаторским, революционным духом, с их глубоко аналитическим подходом к действительности были не только выдающимися образцами критического реализма, но уже содержали в себе отчетливые признаки социалистического реализма.

Источники:

  • Горький М. Избранное/ Предисл. Н. Н. Жегалова; Ил. Б. А. Дехтерева.- М.: Дет. лит., 1985.- 686 с., ил., 9 л. ил.
  • Аннотация : В том вошли избранные произведения М. Горького: повести «Детство» И «В людях», рассказы «Макар Чудра», «Челкаш», «Песня о Соколе», «Однажды осенью», «Коновалов», «Бывшие люди» и др.

    Обновлено: 2011-11-26

    Внимание!
    Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
    Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

    Спасибо за внимание.



Рассказать друзьям