М с сарьян биография. Мартирос Сарьян: все краски Армении слились на его полотнах

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

С 15-ти до 92 лет Мартирос Сарьян рисовал свои сказки и сны. И перед началом каждой работы молился. Судя по картинам, Бог его слышал.

В ростовской Нахичевани вы можете пройти по улице Сарьяна, в Ереване - заглянуть в музей его имени и поскрипеть половицами его старого дома. Судьба и история распорядились так, что нахичеванский армянин стал ереванским, а сын землепашца - великим художником, принадлежащим всему миру.

Он родился, как Александр Блок, в 1880-м - в поколении тех, кто «делал» Серебряный век. И до конца своих долгих дней носил на своем красивом армянском челе отблеск этого дивного, казалось бы, безвозвратно ушедшего в историю века.

Вдали от столичных салонов, где век этот оформлялся и набирал силу, на маленьком хуторе под прошло детство Сарьяна. Отец маленького Мартироса и еще восьмерых детей - Саркис - построил домик из саманного кирпича, покрыл его камышом. Вокруг простирались бесконечные степи, дерзко благоухали полевые цветы, над ними кружились тысячи пестрых бабочек.

Родители рассказывали о далекой родине - фантастически прекрасной Армении. Предки Сарьянов были переселены на Дон из Крыма императрицей Екатериной Великой, а значит, их корни тянулись из древней армянской столицы Ани. «Город 1001 церкви», как называли его в период расцвета - в XI веке. Тысяча первую церковь, по преданию, построили ради одной отдельно взятой скромницы, которая стеснялась молиться в многолюдных храмах.

В XV веке Ани окончательно взяли турки-сельджуки, сразу после этого выколов глаза прекрасным христианским фрескам. Изображения лиц вселяли в детей Пророка суеверный страх. Местное население сбежало в Крым и почти пять столетий мирно просуществовало там бок о бок с греками и татарами. Люди лишились родины, потеряли государственность, но сохранили мечту-тоску по своей сказочной земле. Это была жгучая и пряная смесь, которой с детства пригубил маленький Сарьян.

Он гонялся за мотыльками и засыпал в душистой степи, свалившись от усталости. Ему снилось, что он прячет Луну за пазухой. А еще - прекрасное жаркое солнце далекой отчизны.

Ростов - Москва - Кавказ

В 15 лет Мартирос Сарьян окончил Ростовское городское училище и поступил в контору по распространению почты. Работы было не очень много.

«В свободное время я увлеченно читал газеты и журналы, рассматривая иллюстрации, - вспоминал Сарьян в мемуарах «Из моей жизни». - Среди посетителей иногда попадались интересные типажи. Я садился в глубине конторы, в левом углу у стола и начинал рисовать, конечно, так, чтобы посетители ничего не заметили».

Однажды, после того как он сделал карандашный портрет одного старика, тот заболел и не пришел на следующий день в контору. Злые языки связали это с мистической силой сарьяновского рисунка. Начальник Мартироса на глазах у «жертвы» разорвал несчастное творение, дабы развеять злые чары. Но было уже поздно. Художество захватило Сарьяна и вошло в его плоть и кровь, как заразная болезнь.

В 1897 года при поддержке старшего брата Ованеса молодой человек приезжает в Москву и выдерживает конкурс в Училище живописи, ваяния и зодчества. Учится прилежно, постигает азы ремесла. Вместе с однокурсниками они часами простаивают у картин, выставленных в Третьяковке, чуть ли не выучивая наизусть каждый штрих. Однако Сарьяну уже тогда хочется найти собственный язык, обрести свой голос, не похожий ни на какой другой. К этому побуждает и эпоха - опрокидывающая авторитеты, избравшая своим знаменем поиск новизны.

Будущий живописец родился в 1880 году в городке Новый Нахичевань (Нор-Нахичевань, Нахичевань-на-Дону) - сейчас это один из районов Ростова-на-Дону - в большой армянской семье. У мальчика было шестеро братьев и три сестры, Мартирос был седьмым ребенком. Детство художника прошло на хуторе, где его родители владели небольшим участком земли.

Мартирос получил воспитание в армянском духе, благо в Нор-Нахичевани жила большая армянская община, пел в церковном хоре, а одним из его школьных учителей был будущий католикос всех армян Геворг VI. Он свободно говорил и по-армянски, и по-русски, закончил армяно-русское городское училище.

Рисовать Сарьян начал не слишком рано, по собственным его воспоминаниям, он заинтересовался иллюстрациями в 15-летнем возрасте, когда работал в конторе по распространению журналов и газет. Но уже в 17 Мартирос поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Ему очень повезло с учителями: в их числе оказались Валентин Серов, Константин Коровин и другие выдающиеся художники. Время летних каникул Сарьян посвящал путешествиям по Кавказу и Закавказью, тогда он и познакомился с видами родной Армении. Как будет он вспоминать позднее, на пути его становления в качестве художника «самой главной вехой и точкой опоры стала родная Армения с ее неповторимыми пейзажами и всем колоритом быта ее народа. Я избрал эту дорогу. Никакой другой путь не привлекал меня больше, чем этот». Цель своего творчества Сарьян сформулировал как «выразить сущность загадочного Востока».

Первые армянские пейзажи, написанные Сарьяном, относятся к этому периоду, 1902-1903 годам: это «Макраванк», «Гора Арагац», «Буйволы. Севан», «Вечер в саду», «В армянской деревне».

В годы учебы Сарьян также рисовал декорации для армянских вечеров, проходивших в Москве, благодаря чему получил первые похвальные отзывы в прессе.

В 1903 году Сарьян заканчивает училище в числе лучших учеников и продолжает художественное образование в местной портретной мастерской под руководством все тех же Серова и Коровина. В эти годы под впечатлением от поездок по Армении Сарьян создает первый цикл «Сказок и снов», выполненный в основном акварелью. Цикл посвящен природе и связи с ней человека.

Закончив образование, Сарьян решил, что не будет всю жизнь повторять чужие техники, которыми овладел, а найдет собственную. «Я стал искать более прочные, простые формы и краски для передачи живописного существа действительности», - скажет художник. Большое впечатление на Сарьяна произвели французские импрессионисты, с творчеством которых он познакомился в 1906-1909 годах. Набравшись новых впечатлений, Мартирос создает картины «К источнику», «Гиены», «В роще на Самбеке», а также свой первый автопортрет, выполненный на фоне гор. Таким образом, собственный стиль Сарьяна формировался в основном под влиянием русских символистов и французских импрессионистов.

"Арарат", 1923 год

В 1907 году картины из цикла «Сказки и сны» были показаны на выставке молодых художников «Голубая роза» в Москве. И критики, и зрители приняли выставку неоднозначно. Тем не менее, в последующие годы творчество этих художников - Арапова, Кнабе, Крымова, Рябушинского, Сапунова, Сарьяна и других - сформировало новое художественное течение в русском искусстве. Художники продолжали устраивать совместные выставки - «Венок» и «Золотое руно». Сарьян и его товарищи выставлялись вместе с Матиссом, Ван Гогом, Роденом.

Постепенно насмешки, которыми первоначально было встречено творчество Сарьяна, сменились на признание, за которым последовала слава. Еще до революции армянский художник успел занять видное место в русском изобразительном искусстве. Сарьян продолжает путешествовать по Армении, Персии, Египту, посещает Константинополь. По следам этих поездок рождаются картины «Улица. Полдень», «Константинопольские собаки», «Финиковая пальма», «Армянка», «Цветы Калаки». Персидской теме у Сарьяна посвящен отдельный цикл. Большое впечатление на художника произвело и древнее египетское искусство. Следующим периодом его творчества становится парижский.

Писал Сарьян и портреты, но в своеобразной манере: человек, которого изображал художник, всегда становился частью какой-то сложной композиции, образ человека создавался на символическом фоне. Он пишет и по мотивам фольклора, народного декоративного искусства, отдельное место здесь занимают хачкары. Сарьян всерьез интересуется и армянской архитектурой, спасением старинных памятников.

Уильям Сароян, Мартирос Сарьян и Виктор Амбарцумян

Революция застала Сарьяна в Ростове-на-Дону, а в 1921 году он по приглашению властей Советской Армении вместе с семьей переезжает в Ереван. Там Сарьян, которому в то время было чуть за 40, развивает кипучую деятельность: создает Музей археологии, этнографии и изобразительного искусства, ассоциацию художников, общество охраны памятников старины, художественную школу. Сарьян рисует герб Армении и занавес первого государственного театра. Творчество Сарьяна стало одним из символов расцвета армянского искусства, несколько веков пребывавшего в упадке.

Кроме того, в эти годы Сарьян активно выставляется в Европе, знакомя ее с армянскими пейзажами, искусством и культурой своей страны. Тогда же картина Сарьяна «Горы» попадает в Третьяковскую галерею. Поэт и писатель Аветик Исаакян, попав на выставку Сарьяна в Венеции, называет того «певец Армении».

В 1926-1928 годах художник вновь живет в Париже. «Мне надо было как-то разобраться в своих собственных возможностях и устремлениях. Я работал в Париже с упоением, что было сил. Когда в январе 1928 года парижская галерея Жирар (на улице Эдуарда VII) устроила персональную выставку моих работ, она включала тридцать шесть холстов. Почти все эти холсты были написаны в Париже на протяжении 1927 года. Кроме того, несколько моих картин, тогда же исполненных, уже принадлежали частным владельцам, оказались вне Парижа и на выставку не попали. А ведь обычно я писал не более десяти, редко пятнадцати композиционных полотен в год. Лишь в 1910-1912 годах я сделал много больше. Но тогда я был в каком-то самозабвении. И в 1927 году, пожалуй, тоже». Примечательно, что, находясь в Париже, художник продолжал писать на армянские темы, почти не отвлекаясь на собственно парижские мотивы.

Увы, но большинство написанных в Париже картин погибли из-за пожара на корабле, который их перевозил. Сохранились лишь фотографии сгоревших полотен.

"Полевые маки", 1945

«Я – монументалист. Дайте мне солнце, цвет, свет, общий характер природы, людей, типажа! Монументальность, обобщенность - в крови моего искусства. Будучи в Париже, искренне увлекаясь импрессионистами, я это понял - несколько по контрасту – с особой силой. Мои художественные убеждения как бы воспротивились моим собственным попыткам писать более детально и – если можно так выразиться – «рассыпчато». Тяга к обобщенности сохранилась и победила», - так описывал живописец свой стиль, свое художественное мышление. Отдельной темой его творчества остаются цветы - цветы работы Сарьяна не спутать ни с какими другими.

Вернувшись в СССР, художник продолжает выставляться в Ереване и Москве, а также занимается иллюстрированием книг армянских писателей и созданием декораций.

После окончания Второй мировой войны Сарьян пишет один из самых больших и известных своих натюрмортов - «Армянам - бойцам, участникам Великой отечественной войны. Цветы».

Сарьян прожил долгую жизнь - 92 года. До глубокой старости он не просто продолжал писать, бесконечно искал все новые и новые подходы в искусстве. «К концу моей жизни, если считать, что в мои годы уже надо посмотреть, что сделал, оправдал ли перед своей совестью, перед искусством, которому посвятил всю свою жизнь, начиная с пятнадцатилетнего возраста, - я почувствовал, что я только наметил путь и только должен начать свою работу. Так много открылось передо мной. Так много прекрасного, мудрого, непостижимого, как в самой природе».

Мартиро́с Серге́евич Сарья́н (арм. Մարտիրոս Սերգեյի Սարյան; 16 (28) февраля 1880, Нахичевань-на-Дону - 5 мая 1972, Ереван) - армянский и советский живописец-пейзажист, график и театральный художник.

Академик АХ СССР (1947). Народный художник СССР (1960). Герой Социалистического Труда (1965). Лауреат Ленинской (1961) и Сталинской премии второй степени (1941).

Творчество Сарьяна сыграло ведущую роль в становлении национальной школы армянской советской живописи.

Мартирос Сарьян родился 16 (28) февраля 1880 года в патриархальной армянской семье в городе Нахичевань-на-Дону («Новый Нахичевань», ныне в пределах Ростова-на-Дону).

В 1895 году окончил городское училище. С 1897 по 1904 годы учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества , в том числе в мастерских В. А. Серова и К. А. Коровина . В 1901-1904 годах предпринял поездку на историческую родину, посетив Лори, Ширак, Эчмиадзин, Ахпат, Санаин, Ереван и Севан.

В 1900-х годах участвовал в выставках художественных объединений «Голубая роза », «Союз русских художников», «Мир искусства», «Четыре искусства». Сильное влияние на стиль Сарьяна оказала живопись Поля Гогена и Анри Матисса .

С 1910 по 1913 годы совершил ряд поездок в Турцию, Египет и Иран. В 1915 году Сарьян приезжает в Эчмиадзин, чтобы помогать беженцам из Турецкой Армении. В 1916 году приезжает в Тифлис и женится на Лусик Агаян, дочери армянского писателя Г. Агаяна. Тогда же Сарьян участвует в организации Общества армянских художников и «Союза армянских художников». В том же году он оформляет изданную В. Брюсовым «Антологию армянской поэзии».

После Октябрьской революции 1917 года Сарьян приезжает с семьёй в Россию. В 1918-1919 годах М. Сарьян живёт с семьёй в Новой Нахичевани. Художник становится инициатором создания и первым директором Армянского краеведческого музея в Ростове-на-Дону. Сотрудничает с театром «Театральная мастерская».

В 1921 году по приглашению председателя Совета народных комиссаров Армении А. Мясникяна переезжает на жительство в Армению. С этих пор он посвящает жизнь изображению её природы. В числе его работ в эти годы - создание герба Советской Армении и оформление занавеса первого армянского государственного театра.

В 1926-1928 годах художник живёт и работает в Париже. Большая часть его работ, выставленных в 1928 году в парижской галерее Жерар, сгорела во время пожара на корабле при возвращении на родину.

В 1930-х главной темой Сарьяна остаётся природа Армении. Художник также пишет многочисленные портреты («Р. Н. Симонов»; «А. Исаакян»; «Автопортрет с палитрой») и яркие натюрморты («Осенний натюрморт»). Сарьян работал также как книжный график («Армянские народные сказки», 1930, 1933, 1937) и как театральный художник (декорации и костюмы к опере «Алмаст» А. Спендиарова в Театре оперы и балета им. Спендиарова, 1938-1939, Ереван; «Храбрый Назар» А. Степаняна, «Давид бек» Тиграняна, «Филумена Мартурано» Э. Де Филиппо и др.).

Мартирос Сарьян сыграл важную роль в сохранении церкви Сурб Хач в родном ему Ростове-на-Дону, когда в советские годы встал вопрос о её сносе.

Депутат ВС СССР 2-4-го созывов (1946-1958). Депутат ВС Армянской ССР с 1959 года.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Мартирос Сарьян – основоположник современной армянской школы живописи. Мировое значение его наследия базируется на общечеловеческих ценностях, вписанных в каждую работу художника.

Мартирос Сарьян родился 28 февраля 1880-го года в городке Новая Нахичевань (ныне - район Ростова-на-Дону) в семье этнических армян-земледельцев. Один из девяти детей семейства, Мартирос много времени проводил на свежем воздухе, впитывая красоту степи и природы в целом.

Перед глазами всё встало в сиянии солнечного цвета: стройные хлеба вперемежку с травами, покрытыми множеством цветов, над которыми реяли пчёлы и бабочки. Всё это безудержно влекло к себе. Я, очарованный, вошёл в хлебный строй и окунулся в мир, подобный сновидению. Я долго шёл и, уставши, уснул в кустах хлеба, на земле, как на груди своей матери». Воспоминания Мартироса Сарьяна

В 1895-м году Мартирос Сарьян закончил обучение в общеобразовательном армяно-русском городском училище Новой Нахичевани. Уже делал успехи в рисовании. Устроившись на работу в почтовую контору, он и здесь находил вдохновение - копировал картины из журналов и делал наброски посетителей необычной внешности.

К вступлению в Московское училище живописи, ваяния и зодчества Мартироса готовит друг его старшего брата - художник и выпускник того же училища А. Арцатбанян. И в 1897-м году Сарьян был зачислен в ряды столичных студентов. В то время в училище учредили прогрессивные художественные идеалы, там преподавали лучшие художники и мастера. Академическое образование Сарьян активно дополнял культурным досугом - посещал театры, выставки и библиотеки.

"Фруктовая лавочка" (Константинополь)

А после окончания основного курса училища в 1902-м году Мартирос Сарьян ещё год занимался в мастерских таких мастеров как импрессионист Константин Коровин и портретист Валентин Серов.

Но обрести свой собственный стиль, свою душу в живописи Мартиросу Сарьяну удалось лишь после поездки на Кавказ в 1901-1903-м годах. По словам художника, это были самые трудные годы его жизни - среди пластов академизма и чужих стилей найти себя самого.

Мартирос Сарьян . "Персия". 1912

Проторенные дороги не удовлетворяли меня… Я решил следовать своим собственным устремлениям… Всё, что я писал с 1904-го года, было сплетением реальности и фантастики. Реальности, потому что я писал под впечатлением увиденного; фантастики, поскольку синтезировал это в своём воображении. Мартирос Сарьян

В это время художник увлекается фовизмом и импрессионизмом, позитивно отзывается о приёмах Матисса, Гогена, Сезанна и Ван Гога. Осознание причастности своего творчества к всемирному художественному контексту ещё больше вдохновляет молодого мастера на собственный путь в живописи.

"Армения"

Ещё ярче, сочнее и выразительнее стали работы Мартироса Сарьяна после его путешествий по странам Востока - в Египет, Турцию и Персию. Картины этого периода художник создаёт в одной плоскости, обозначая тени и глубину грубыми контрастными мазками преимущественно синего цвета. Одной из таких работ является картина «Глицинии» (1910), приобретённая Третьяковской галереей на выставке «Московского товарищества художников» после возвращения Сарьяна из Константинополя.

"Глицинии"

В 1915-м году у Мартироса Сарьяна наступает творческий и душевный кризис. Горячо любимая им родная Армения подвергается турецкому геноциду. Художник заболевает, его увозят в Тифлис на лечение. Там он встречает дочь армянского писателя и педагога Газароса Агаяна, Лусик Агаян, и признаёт в ней родственную душу. У супругов рождается сын Саркис, который потом станет литературоведом. Второй сын, Газарос, у пары родился в 1920-м году, и он стал композитором.

"Лусик Агаян". 1915

В это время Сарьяны живут в доме родителей Мартироса в Нахичевани. В 1918-1919-х годах художник инициирует создание Армянского краеведческого музея в Ростове-на-Дону и становится первым его директором.

После переезда вместе с семьёй в Армению в 1921-м году Мартирос Сарьян погружается в изображения красоты её природы. А также организует Государственный музей археологии, этнографии и изобразительного искусства. Участвует в создании Ереванского художественного училища и Товарищества работников изобразительного искусства.

В 1922-м году по эскизам Мартироса Сарьяна был создан герб и флаг Советской Армении.

В конце 1925-го года за международный художественный успех творчества Мартироса Сарьяна ему было присвоено звание Народного художника Армении.

Новое звание открывает и новые возможности, и с 1926-го по 1928-й год Мартирос Сарьян живёт и работает в Париже, участвует в художественной выставке в местной галерее Жерар. К сожалению, все представленные там его работы сгорели при пожаре на корабле во время возвращения их в Армению.

Мартирос Сарьян . "Старый Ереван". 1925

1930-е годы готовили для Сарьяна новые испытания. Сталинская политика давления на деятелей культуры, железные занавес, обвинения работ художника в излишней декоративности и «пороке идеалистического мировоззрения» значительно ущемили его свободу творчества. Избежать репрессий ему удалось лишь благодаря тому, что в это время он работал в мастерской Третьяковской галереи над масштабным панно площадью 46 квадратных метров для оформления павильона выставки советского искусства в Париже, позже удостоенное Гран-при.

В с приходом к власти Никиты Хрущёва Мартиросу Сарьяну стало легче работать, он даже получил Ленинскую премию, а также Государственную премию Армянской ССР. В ноябре 1967-го года в Ереване открыли Дом-музей Мартироса Сарьяна.

Мартирос Сарьян умер в 5 мая 1972-го года в Ереване в возрасте 92-х лет. Его могила находится в пантеоне парка имени Комитаса.

Сегодня в галерее на Крымской набережной мое внимание привлекла одна картина. Издали я подумал, что на ней изображен узбекский кишлак, но, подойдя поближе, с удивлением прочитал название: "Старый Ереван".

Присмотревшись, я заметил и армянскую церковь на заднем плане, и снежную вершину Арарата. Так я познакомился с творчеством Мартироса Сарьяна.

На выставке было еще несколько его работ - все необыкновенно яркие, сочные. И географичные: горы Армении, улочки Константинополя, оазисы Египта.

Вернувшись домой, я обратился к гуглу, и очнулся лишь через пару часов, перечитав все, что нашел о художнике, и пересмотрев все доступные картины. Признаюсь, я настолько впечатлился его работами, что не мог ни выложить подборку. Сюда вошло далеко не всё - я отобрал лишь произведения страноведческого характера;)

В нынешней бесцветной Москве эти краски смотрятся особенно волнительно...

Мартирос Сарьян родился в Новой Нахичевани в 1880 г.. Это армянское поселение на Юге России – ныне район города Ростов-на-Дону. Армян там уже не так много, но слава армянского квартала осталось (мы исследовали этот район в ходе )

Выучившись на художника в Москве, Мартирос едет на историческую Родину и возвращается с вечной любовью к этой земле и первыми работами

«У подножья Арарата. Сказка».

Несмотря на то, что он потом не раз будет возвращаться в Нахичевань, донские степи он не напишет ни разу. А горы Армении станут основной темой его творчества.
Иногда историческая Родина оказывается сильнее Родины малой.

«Моя Родина»

В отличие от большинства отечественных художников, которые искали вдохновения на Западе: среди гор и озер Италии и Швейцарии (это, кстати, здорово видно по экспозиции выставки – до 30х годов пейзажи сплошь итальянские), Сарьян смотрит исключительно на Восток. В 1910-13 гг. он совершает путешествия в Турцию, Египет и Персию. Гор там нет – основная тема его картин: города и оазисы.

Из пустынь Востока в его творчество проникают яркие краски, чтобы уже никогда не исчезнуть.


«У колодца. Жаркий день»

«Финиковая пальма. Египет»

«Идущая женщина»

«Улица в Каире»

«Египетские маски»

Ф

«Ночь. Египет»



«Красная лошадь»


«Константинополь. Собаки»

«Улица. Полдень. Константинополь»

«Фруктовая лавка. Константинополь»

Название этой картины узнать не удалось. Но похоже, что это из персидских впечатлений.


После революции художник концентрируется на пейзажах Армении

«Горный пейзаж»

«Газели»


«Остров и озеро Севан»

«Арагац в облаках»

не нашел названия


«Октябрь в Ереване»


«Октябрьский пейзаж»

(легко понять, какое время лучшее для поездки в Армению;))

Попутно он разрабатывает эскиз для герба Армянской Советской Республики

Гора Арарат, разумеется, стала центральной основным элементом его картин

«Сбор хлопка в араратской долине»


«Арарат и римсипе»

«Арарат из Двина»

Много внимания (особенно после войны) Сарьян уделял промышленному развитию республики. На его глазах Старый Ереван превращался в Новый, росли города и поселки. И в этой новой жизни художник также находил свои цвета.

«Деревня Кировакан»

«Рабочий поселок»


«Дождь в начале мая»


«Медно-химический комбинат в Алавердах»

Но все же не трубы, а травы были его страстью.

«Персиковые деревья, ивы и тополя»

Особенно много Мартирос писал букеты.

«Полевые Маки»

«Ереванские цветы»





Портретов в его портфолио также немало, но, напомню, у нас строго географический подход)

Хотя парочку показать необходимо…

«Моя семья»

«Анна Андреевна Ахматова»

«Автопортрет»

Сарьян умер в Ереване в мае 1972 г., в тот месяц, когда природа окончательно расцветает яркими красками, которые он так любил.

В армянской столице ему поставлен памятник

А его картина красуется на купюре в 5000 драм

Мартирос Сарьян заслуженно считается самым известным армянским художником. Благодаря его работам мы восторгаемся красотой армянских гор. И корректируем свои планы на будущее. По крайней мере я – точно скорректировал;)



Рассказать друзьям