Место искусство в духовной культуре урок по обществознанию. Что такое искусство

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

(к § 34 «Место искусства в духовной культуре»)

Текст 1. Прочтите фрагмент произведения Фридриха Ницше, известного немецкого философа второй половины XIX в.

Я слышал вчера - поверите ли - в двадцатый раз шедевр Базе. Я снова вытерпел до конца с кротким благоговением, я снова не убе­жал. Эта победа над моим нетерпением поражает меня. Как совершен­ствует такое творение! Становишься сам при этом «шедевром». - И действительно, каждый раз, когда я слушал Кармен, я казался себе более философом, лучшим философом, чем кажусь себе в другое вре­мя: ставшим таким долготерпеливым, таким счастливым, таким ин­дусом, таким оседлым... Пять часов сидения: первый этап к свято­сти! -- Смею ли я сказать, что оркестровка Визе почти единственная, которую я еще выношу? Та другая оркестровка, которая теперь в чес­ти, вагнеровская, - зверская, искусственная и «невинная» в одно и то же время и говорящая этим сразу трем чувствам современной души, - как вредна для меня она! Я называю ее сирокко. Неприят­ный пот прошибает меня. Моей хорошей погоде настает конец.

Эта музыка кажется мне совершенной. Она приближается лег­ко, гибко, с учтивостью. Она любезна, она не вгоняет в пот. «Хо­рошее легко, все божественное ходит нежными стопами» - пер­вое положение моей эстетики. Эта музыка зла, утонченна, фаталистична: она остается при этом популярной, - она обладает утонченностью расы, а не отдельной личности. Она богата. Она точна. Она строит, организует, заканчивает: этим она представля­ет собою контраст полипу в музыке, «бесконечной мелодии». Слы­шали ли когда-нибудь более скорбный трагический тон на сцене? А как он достигается! Без гримас! Без фабрикации фальшивых мо­нет! Без лжи высокого стиля! - Наконец: эта музыка считает слу­шателя интеллигентным, даже музыкантом, - она и в этом яв­ляется контрастом Вагнеру, который, как бы то ни было, во всяком случае был невежливепшим гением в мире (Вагнер отно­сится к нам как если бы, он говорит нам одно и то же до тех пор, пока не придешь в отчаяние, - пока не поверишь этому).



Повторяю: я становлюсь лучшим человеком, когда со мной гово­рит этот Визе. Также и лучшим музыкантом, лучшим слушателем. Можно ли вообще слушать еще лучше? -- Я зарываюсь моими уша­ми еще и под эту музыку, я слышу ее причину. Мне чудится, что я переживаю ее возникновение, - я дрожу от опасностей, сопровож­дающих какой-нибудь смелый шаг, я восхищаюсь счастливыми местами, в которых Визе неповинен. - И странно! в сущности я не думаю об этом или не знаю, как усиленно думаю об этом. Ибо со­всем иные мысли проносятся в это время в моей голове... Заметили ли, что музыка делает свободным ум? дает крылья мысли? что ста­новишься тем более философом, чем более" становишься музыкан­том? - Серое небо абстракции как бы бороздят молнии; свет доста­точно силен для всего филигранного в вещах: великие проблемы близки к постижению; мир, озираемый как бы с горы.

Н и ц ш е Ф. Казус Вагнер / Ф. Ницше // Соч. В 2 т. - М.: Мысль, 1990. - Т. 2.

Вопросы и задания. 1) Как вы понимаете мысль автора о том, что человек, воспринимающий шедевр искусства, становится «сам при этом „шедевром"»? Предположите, что автор вкладыва­ет в понятие «шедевр», применяя его к человеку. 2) Как Ф. Ниц­ше характеризует воздействие произведения искусства на челове­ка? 3) Реализация каких общественно значимых функций искусства рассматривается в размышлениях Ф. Ницше? В каж­дом случае иллюстрируйте свой ответ цитатой из текста.

Массовая культура

(к § 35 «Массовая культура»)

Текст. Прочтите фрагменты полемической статьи Ма­рии Чегодаевой, размышляющей о противоречиях массовой культуры.

Кто из нас, вернувшись вечером домой, - затурканный в пе­реполненном транспорте, усталый, раздраженный, - не поспе­шит, добравшись до дивана, включить телевизор, этот символ второй половины XX в.? Загорится голубой экран, и в мою комна­ту ворвется, закричит тысячами голосов весь мир. События, отде­ленные от меня пространством и временем, люди, отстоящие за тысячи километров, станут частью моей жизни.

Еще всего сто лет назад подавляющее большинство людей и в России, и в Европе жили так, как жили их деды и прадеды: ин­тересами только своего ближайшего круга. Духовные запросы удовлетворяла религия; эстетические потребности - Церковь, ее обряды и праздники, и собственное художественное творчество, то, что мы называем народным искусством. Профессиональное искусство и наука, равно как и политика, и вопросы обществен­ной жизни, мировой истории, философской мысли и т. п., были доступны лишь тончайшему слою состоятельных и образованных людей.

Ныне они доступны всем - миллионам, миллиардам жите­лей нашей планеты всех национальностей, возрастов, сословий, уровней жизни, степеней образованности. Телевидение, радио, Интернет, газеты, журналы обрушивают в «массы» такую лави­ну впечатлений, такой обвал сведений, какие не способен вме­стить ни один человеческий мозг. Массовая информация стала синонимом массовой культуры, ее главнейшим, если не единст­венным, проводником, воплощением на практике идеи глобали­зации мира.

Одинаковые во всех концах света вкусы, мода, стиль эстрад­ного исполнения; одинаковые - так что и не отличишь, из ка­кой они страны, - сериалы, мультфильмы, викторины, шоу... Многие скажут, что такова закономерность нашего времени. Все больше людей во всех концах света легко расстаются со своей страной, ощущают себя «людьми мира» - без труда находят себя везде, где есть применение их знаниям, где на них «есть спрос». Наука, техника, туризм, торговля, спорт - все эти сфе­ры жизни современного человечества и впрямь теряют нацио­нальную окраску, приобретают общечеловеческий характер. Мир становится единым пространством: находясь в Европе, я могу с помощью Интернета общаться с людьми в Америке и Азии, сидя перед телевизором в Сибири, быть свидетелем Олимпийских игр в Афинах...

Телевидение, а в еще большей степени компьютер, Интернет - символ XXI в. - не дополнение, не сопровождение жизни, они сама жизнь - мировоззрение, мироощущение человека XX-XXI вв.

Вот сейчас, сию минуту не тысячи, даже не миллио­ны - десятки миллионов людей сидят, уставясь в телевизор, где идет увлекательный «боевик»; живут одними и теми же настрое­ниями, чувствами. Кто-то власть имущий правит нами - застав­ляет меня и миллионы таких, как я, отрешившись от собствен­ной жизни и ее забот, впитывать некие единые впечатления, переживать некие единые эмоции. «Потребитель» (именно тако­во совокупное название массового зрителя, слушателя, читателя, пользователя) теряет себя как личность, растворяется в том, что великий психолог Карл Юнг называл «спасением от изоляции, восстановлением в целостности путем идентификации с груп­пой»... Я, лежа на своем диване, чувствую себя сопричастным всему миру.

Чегодаева М. Массовая культура и религия / М. Чегодаева // Ис­тина и жизнь. - 2005. - № 7-8.

Вопросы и задания. 1) О каких информационных возможно­стях XX в. пишет автор? 2) Какие изменения в духовной сфере в сравнении с предшествующими эпохами отметил автор? Как он оценивает характер этих изменений? 3) Как, по мнению автора, развитие массовой культуры связано с процессом глобализации? 4) В чем, по мнению автора, проявляется единство современного мира? 5) Объясните смысл фразы: «Я, лежа на своем диване, чув­ствую себя сопричастным всему миру». Согласны ли вы с таким мнением? Почему?

Место искусства в духовной культуре (к § 34 «Место искусства в духовной культуре»)

Текст 1. Прочтите фрагмент произведения Фридриха Ницше, известного немецкого философа второй половины XIX в.

Я слышал вчера - поверите ли - в двадцатый раз шедевр Визе. Я снова вытерпел до конца с кротким благоговением, я снова не убе­жал. Эта победа над моим нетерпением поражает меня. Как совершен­ствует такое творение! Становишься сам при этом «шедевром». -И действительно, каждый раз, когда я слушал Кармен, я казался себе более философом, лучшим философом, чем кажусь себе в другое вре­мя: ставшим таким долготерпеливым, таким счастливым, таким ин­дусом, таким оседлым... Пять часов сидения: первый этап к свято­сти! - Смею ли я сказать, что оркестровка Визе почти единственная, которую я еще выношу? Та другая оркестровка, которая теперь в чес­ти, вагнеровская, - зверская, искусственная и «невинная» в одно и то же время и говорящая этим сразу трем чувствам современной души, - как вредна для меня она! Я называю ее сирокко. Неприят­ный пот прошибает меня. Моей хорошей погоде настает конец.

Эта музыка кажется мне совершенной. Она приближается лег­ко, гибко, с учтивостью. Она любезна, она не вгоняет в пот. «Хо­рошее легко, все божественное ходит нежными стопами» - пер­вое положение моей эстетики. Эта музыка зла, утонченна, фаталистична: она остается при этом популярной, - она обладает утонченностью расы, а не отдельной личности. Она богата. Она точна. Она строит, организует, заканчивает: этим она представля­ет собою контраст полипу в музыке, «бесконечной мелодии». Слы­шали ли когда-нибудь более скорбный трагический тон на сцене? А как он достигается! Без гримас! Без фабрикации фальшивых мо­нет! Без лжи высокого стиля! - Наконец: эта музыка считает слу­шателя интеллигентным, даже музыкантом, - она и в этом яв­ляется контрастом Вагнеру, который, как бы то ни было, во всяком случае, был невежливейшим гением в мире (Вагнер отно­сится к нам как если бы он говорит нам одно и то же до тех пор, пока не придешь в отчаяние, - пока не поверишь этому).

Повторяю: я становлюсь лучшим человеком, когда со мной гово­рит этот Визе. Также и лучшим музыкантом, лучшим слушателем. Можно ли вообще слушать еще лучше? - Я зарываюсь моими уша­ми еще и под эту музыку, я слышу ее причину. Мне чудится, что я переживаю ее возникновение, - я дрожу от опасностей, сопровож­дающих какой-нибудь смелый шаг, я восхищаюсь счастливыми местами, в которых Визе неповинен. - И странно! в сущности я не думаю об этом или не знаю, как усиленно думаю об этом. Ибо со­всем иные мысли проносятся в это время в моей голове... Заметили ли, что музыка делает свободным ум? дает крылья мысли? что ста­новишься тем более философом, чем более становишься музыкан­том? - Серое небо абстракции как бы бороздят молнии; свет доста­точно силен для всего филигранного в вещах; великие проблемы близки к постижению; мир, озираемый как бы с горы.

Ницше Ф.КазусВагнер / Ф. Ницше // Соч.В2 т. - М.:Мысль, 1990. - Т. 2.

Вопросы и задания. 1) Как вы понимаете мысль автора о том, что человек, воспринимающий шедевр искусства, становится «сам при этом „шедевром"»? Предположите, что автор вкладывает в понятие «шедевр», применяя его к человеку. 2) Как Ф. Ницше характеризует воздействие произведения искусства на человека? 3) Реализация каких общественно значимых функций искусства рассматривается в размышлениях Ф. Ницше? В каждом случае иллюстрируйте свой ответ цитатой из текста.

Прочтите фрагмент произведения великого древнеримского поэта Горация (I в. до н. э.).

Если бы женскую голову к шее коня живописец Вздумал приставить и, разные члены собрав отовсюду, Перьями их распестрил, чтоб прекрасная женщина сверху Кончилась снизу уродливой рыбой, - смотря на такую Выставку, други, могли ли бы вы удержаться от смеха? Верьте, Пизоны! На эту картину должна быть похожа Книга, в которой все мысли, как бред у больного горячкой. Где голова, где нога - без согласия с целым составом! Знаю, все смеют поэт с живописцем - и все им возможно, Что захотят. Мы и сами не прочь от подобной свободы, И другому готовы позволить ее; но с условьем, Чтобы дикие звери не были вместе с ручными, Змеи в сообществе птиц, и с ягнятами лютые тигры!.. Всякий, писатель, предмет выбирай, соответственный силе; Долго рассматривай, пробуй, как ношу, поднимут ли плечи.

На основании приведенного фрагмента выскажите свое мнение о том, должен ли деятель искусства руководствоваться какими-либо правилами, не противоречит ли это свободе творчества.

4.1. Одним из сильнейших потрясений для европейской интеллигенцииначалаXX в.сталапремьерабалета И. Стравинского «Весна священная». Во время представления в Париже зрители, следуя за музыкой, смеялись, кричали, свистели, дрались прямо в театральном зале. Неистовая,дикаясиламузыкивызваланастоящийшок.

Известны ли вам другие аналогичные ситуации? Переживали ли вы подобные эмоции при восприятии произведений искусства? Сделайте не менее трех выводов о влиянии искусства на жизнь общества и отдельных людей. Какие особенности художественного творчества и

восприятия произведений искусства зрителями отражены в следующих высказываниях?

· «Искусство не изображает видимое, но делает его видимым» (П. Клее).

· «Только искусство позволяет нам сказать даже то, чего мы не знаем» (Г. Лауб).

4.2. Известный ученый назвал искусство особым видом диалога, в котором собеседник молчит. Выскажите несколь­ко соображений, поясняющих позицию ученого. Можно ли назвать творчество в сфере искусства диалогом (свой ответ аргументируйте)? Согласны ли вы с тем, что в процессе вос­приятия произведений искусства собеседник молчит (свой ответ поясните)? Каковы особенности коммуникации по­средством искусства?

4.3. Автор так описал процесс исполнения своего форте­пианного произведения: пианист ложится под рояль, удобно устраивается на правом боку и начинает храпеть; потом по­ворачивается на спину, просыпается, потягивается, случай­но задевая несколько любых клавиш, удивленно повторяет сыгранное. Затем он вылезает из-под рояля и, продолжая хаотично нажимать на клавиши, читает текст. Прокоммен­тируйте это действо, используя понятия «современное искусство», «символизм», «художественный образ». Подумайте, с какой целью исполнитель читает текст. Предположите, ка­кой смысл вложил автор в это произведение.

Отражение жизни общества и творца в произведениях современного искусства.

7.1. «Чистое искусство»: миф или реальность?

7.2. Есть ли смысл в «искусстве для искусства»?

8.1. «На самом деле искусство отражает не жизнь, а зрителя» (О. Уайльд).

8.2. «Каждый ребенок -- художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста» (П. Пикассо).

Обсудите с одноклассниками произведения искусства, ко­торые произвели на вас наиболее сильное впечатление. Все ли произведения, о которых рассказали ваши одноклассни­ки, вам известны? Появилось ли у вас желание познакомить­ся с какими-то новыми для себя произведениями искусства?

Место искусства в духовной культуре

Вспомните:

что такое культура? Каковы пути ее развития? Каковы причины, направления и последствия диалога культур?

Несмотря на то что искусство существует уже многие ты­сячелетия и активно изучается исследователями - философами, культурологами, искусствоведами, историками искусства, даже в вопросе его происхождения отсутствует ясность. Так, ряд ученых выводит искусство, во-первых, из потребности всех живых существ с помощью каких-либо украшений привлекать внимание противоположного пола с целью продолжения рода, а во-вторых, из необходимости использовать энергию подсознательных влечений для других целей. Имеется мнение, что истоки искусства кроются в наличии у человека не растраченной в трудовой деятельности энергии, а также необходимости некоторой «тренировки» для усвоения стандартных социальных ролей. Искусство также иногда связывается с разными видами магии, впле­тенной в повседневную деятельность первобытного человека. Кроме того, оно рассматривается рядом ученых как «дитя труда» - практически полезные качества предметов стано­вятся объектом художественного отображения и эстетичес­кого наслаждения. Многие современные исследователи связывают искусство с мифологическим освоением действи­тельности, содержащим в себе познавательные, магические, игровые, предметно-деятельностные аспекты.

ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВО

Вы знаете, что в рамках культуры человек формирует разностороннюю картину окружающего мира: наука позна­ет мир посредством достижения истины, мораль отражает его в категориях добра и зла, а искусство представляет объ­екты в художественно-образной форме. Оно позволяет уви­деть мир сквозь призму образности, где реальность причуд­ливо сочетается с вымыслом, давая человеку возможность творить эти образы и облекать их в рациональную форму. Искусство не ставит себе целью выявлять закономерности развития природы и общества или решать материально-практические проблемы. Как и наука, искусство стремится выявить значимые свойства предметов и явлений, но, в от­личие от науки, представляет эти характеристики в виде конкретных чувственно-наглядных образов.

Понятие «искусство» многозначно. Во-первых, искусство как мастерство, умение, ловкость, например, на уроках ис-

тории вы не раз говорили об искусстве, т. е. мастерстве, ремесленников Древней Руси. Во-вторых, искусство пони­мается какспецифический вид духовно-практического осво­ения действительности и эстетического отношения к ней. Именно во втором значении оно является одним из компо­нентов духовной культуры общества.

О чем твои стихи? - Не знаю, брат.

Ты их прочти, коли придет охота. !

Стихи живые - сами говорят,

И не о чем-то говорят, а что-то.

Искусством называют сложную функционирующую систему, логика развития которой не может быть приведена к отдельным схемам. Искусство изучаться только лишь как единая система, в которой находится несколько вариантов взаимодействия искусства с другими сферами человеческого бытия.

Конечно определенная зависимость развития искусства от состояния общества, его основных институтов существует. Но несмотря на это логику развития искусства невозможно редуцировать к идее жесткой зависимости искусства от способа общественного производства, от преобладающих в данной культуре духовных ценностей.

Виды искусства обычно развиваются неравномерно. Для определенной культурной эпохи возможна ситуация, когда одни виды искусства развиваются абсолютно полно и динамично, а другие быстро уходят в тень. Более того, некоторые произведения искусства способны даже оказывать решительное воздействие на духовную жизнь общества. Спектр такого воздействия очень широк - начиная от влияния на модный костюм и тип социального поведения и заканчивая влиянием на политические умонастроения эпохи.

Искусство - это особый род творческой деятельности, результаты этой деятельности по преобразованию мира по законам красоты, результатом чего является создание художественно-образной системы. Бытие искусства -процесс, конечный итог творческого освоения мира. Центральным понятием в искусстве является категория прекрасного, задающая определенный ход развития искусства, культуры. Каждая культурная эпоха формирует свой идеал прекрасного.

Основные факторы влияющие на формирования идеала прекрасного:

Природные условия, характерные для данной конкретной культуры;

Изначальное представление о биологической целесообразности, о природной;

Художественные традиции данного исторического типа культуры,

Национальное представление об идеале прекрасного;

Социально-классовое понятие прекрасного;

Субъективное видение творческой личности;

Многообразие окружающего мира и общественных потребностей человека вызывает к жизни разнообразие форм общественного сознания. Искусство появилось чтобы решать определенные задачи общественной культуры по освоению и преобразованию мира.

На протяжении многих столетий искусство впитывает себя элементы культуры человеческого быта, несет в себе неоценимы вклад в историю, в развитие культуры в целом.

Понятие красоты в различные культурные эпохи.

Известно, что сущностью, сердцевиной искусства является красота. В различные культурные эпохи в понимание красоты значительную роль играли этнические особенности. Наши представления о красоте обладают европоцентристским характером и основываются на эстетических идеалах античности. Для характеристики прекрасного использовались такие определения, как гармония, симметрия, пропорциональность, целесообразность.

Во времена античности Платон полагал, что прекрасное - это вечная, божественная идея, а Сократ отождествлял красоту и пользу.

В эпоху Средневековья Ульрих Страсбургский испытывал "единственный истинный свет" в Боге, который "не только совершенно прекрасен в себе самом как предел красоты, но кроме того, он есть причина действующая, причина-образец и причина конечная всей созданной красоты".

Известный в Италии ученый, архитектор, теоретик искусства эпохи Возрождения Л. Б.Альберти говорил, что "красота есть строгая соразмеренная гармония всех частей, объединяемых тем, чему они принадлежат, -такая, что ни прибавить, ни убавить, ни изменить ничего нельзя, не сделав хуже".

И в дальнейшем общественные ценности также отождествлялись с красотой: для Гете красота - это любовь, для Гегеля - "чувственная видимость идей", Чернышевский считал, что "прекрасное есть жизнь", у М.Горького прекрасное - это реализованная способность к творчеству. У немецких романтиков (Новалис, Шеллинг) красота и жизнь соединялись в искусстве: вся действительность подвергалась рассмотрению как эстетический феномен, искусство объявлялось первоосновой мира, отражая заветную сущность его и вместе с тем являясь ее самым идеальным и восхитительным воплощением

От европейских взглядов отличаются представления о красоте, назначении искусства, его эстетических идеалах в культуре народов Азии, Африки, других регионов нашей планеты. Необычность определенного типа искусства не может считаться аргументом в пользу того, чтобы считать будто искусство наше - настоящее, высокое, а искусство народов Африки,Азии будто не развитое. Так начиная с античности, собственно европейское искусство объявлялось "единственным", "настоящим" искусством. Одно из достижений эпохи Просвещения - исследование Лессинга "Лаокоон. О границах живописи и поэзии" утверждало в качестве цели живописи и скульптуры изображение "прекрасных тел". Поэтому столь непривычны для европейского взгляда художественные образы прочих культур, например, мусульманской, где изображение воспрещено, а декоративность является главным принципом искусства.

Любая этническая культура имеет свои традиции и для каждой из них характерны собственные представления о красоте.

Взаимодействие искусства с другими сферами в системе культуры

Искусство, как и любой другой культурный феномен, содержит в себе особый вид деятельности, обращенной на окружающий человека мир, познаваемый художником, оценивает, преобразует, также на самого человека и его взаимоотношения с миром. Окружающий мир может выступать в искусстве как источник самого искусства. Выступает как отражаемое явление и как то, что находится под воздействием искусства. Именно эта сложность и многоплановость искусства позволяет ему быть сразу явлением, познающим мир в особой форме, о которой мы скажем несколько позже, и явлением, преобразовывающим мир, оценивающим его. Искусство влияет на мир, так как оно несет в себе интенсивный воспитательный момент, ведь все идеи искусства проявляются в сильной, эмоциональной форме. Кроме того, искусство определяет "связь времен", полагает общение во времени и в пространстве между народами, странами и континентами и разными эпохами. Искусство может быть игрой, фантазией, вымыслом и при этом осуществлять в себе задачи познания, утверждения нравственных норм, выражения эстетического начала.

Особенно близкая связь прослеживается у искусства с такими сферами культуры как религия (иконы, книги, песни), наука (книги, научные труды), философия (искусство красноречия, мысли), художественная культура (живопись, скульптура).

Вся система искусств в целом и каждый его тип по отдельности - это неотъемлемая часть культуры.

Искусство занимает очень значительное место в современной культуре. В общей системе культуры оно исполняет несколько функций:

Является одной из распространенных и престижных техник организации пространственно-временного континуума; "в отсутствии Бога" -- всеобщего куратора -- оно осуществляет "надзор и наказание" (М. Фуко); оттого приобщение к искусству широких масс служит, в том числе и способом их выведения в прозрачное регулируемое пространство;

Осуществляет немаловажную роль по переработке реальности в виртуальность; осуществляет тотальную коррекцию ментального зрения, в результате которой человек приучает мыслить себя субъектом, ограниченным только уровнями одной и той же реальности;

Производит операции по захвату и переработке с последующим включением в законные существующие сегодня культурные пределы нового, ранее вытесненного материала. Тем самым материал одновременно и видоизменяется, и сохраняется;

Служит лабораторией по конструированию новых дискурсивных и действенных порядков, внедряющихся потом в другие культурные практики.

Вспомните:

Что такое культура? Каковы пути ее развития? Каковы причины, направления и последствия диалога культур?

Несмотря на то что искусство существует уже многие ты­сячелетия и активно изучается исследователями - филосо­фами, культурологами, искусствоведами, историками искус­ства, даже в вопросе его происхождения отсутствует ясность. Так, ряд ученых выводит искусство, во-первых, из потребности всех живых существ с помощью каких-либо украшений привлекать внимание противоположного пола с целью продолжения рода, а во-вторых, из необходимости ис­пользовать энергию подсознательных влечений для других целей. Имеется мнение, что истоки искусства кроются в на­личии у человека не растраченной в трудовой деятельности энергии, а также необходимости некоторой «тренировки» для усвоения стандартных социальных ролей. Искусство также иногда связывается с разными видами магии, впле­тенной в повседневную деятельность первобытного человека. Кроме того, оно рассматривается рядом ученых как «дитя труда» - практически полезные качества предметов стано­вятся объектом художественного отображения и эстетичес­кого наслаждения. Многие современные исследователи связывают искусство с мифологическим освоением действи­тельности, содержащим в себе познавательные, магические, игровые, предметно-деятельностные аспекты.

ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВО

Вы знаете, что в рамках культуры человек формирует разностороннюю картину окружающего мира: наука позна­ет мир посредством достижения истины, мораль отражает его в категориях добра и зла, а искусство представляет объ­екты в художественно-образной форме. Оно позволяет уви­деть мир сквозь призму образности, где реальность причуд­ливо сочетается с вымыслом, давая человеку возможность творить эти образы и облекать их в рациональную форму. Искусство не ставит себе целью выявлять закономерности развития природы и общества или решать материально-практические проблемы. Как и наука, искусство стремится выявить значимые свойства предметов и явлений, но, в от­личие от науки, представляет эти характеристики в виде конкретных чувственно-наглядных образов.

Понятие «искусство» многозначно. Во-первых, искусство как мастерство, умение, ловкость, например, на уроках ис-

тории вы не раз говорили об искусстве, т. е. мастерстве, ремесленников Древней Руси. Во-вторых, искусство пони­мается как специфический вид духовно-практического осво­ения действительности и эстетического отношения к ней. Именно во втором значении оно является одним из компо­нентов духовной культуры общества.

О чем твои стихи? - Не знаю, брат. |

Ты их прочти, коли придет охота. !

Стихи живые - сами говорят, \

И не о чем-то говорят, а что-то. I

С. Я. Маршак «)

СПОРЫ О СУЩНОСТИ ИСКУССТВА

Многие века теоретики культуры пытаются выработать понимание сущности искусства.

С Античности до наших дней прослеживается понимание искусства как подражания, отражения природы. Его сторон­ники рассматривают искусство в связи с познанием, зачас­тую представляя эстетическую деятельность как низшее звено познавательной деятельности человека. Так, для фи­лософа Платона искусство - это подражание миру чувст­венных предметов, каждый из которых представляет со­бой копию идеи, т. е. художник, по сути, создает копию копии - «тени теней». Аристотель также основывал искус­ство на подражательной способности, по полагал, что под­ражание - познавательная способность. Аристотель ввел понятие катарсиса - очищения человеческой души от низ­менных страстей посредством созерцания. Искусству, по мысли античных авторов, непременно присущ элемент удо­вольствия. Основная же его задача - воспитание ума: «Как учитель детей наставляет на ум, так людей уже взрослых - поэты».

Отношение к искусству как подражанию природе свойст­венно и эпохе Возрождения. Отражение природы и величай­шего ее творения - человека - основная задача искусства. Достижение идеального внешнего правдоподобия обеспечи­валось точными знаниями анатомии, математики. С другой стороны, возрожденческий гуманизм - это утверждение безграничности творческого потенциала человека.

В эпоху классицизма на первый план выдвигается не на­туралистическое воспроизведение природы и человека, но отражение человеческих типов. Особенно актуальной становится воспитательная составляющая искусства. В век Просвещения и позднее сторонники концепции отражения Рассматривают искусство как своеобразную «школу нравст­венности». Художник обладает более тонким, нежели обыч-

ный человек, восприятием действительности, поэтому он способен увидеть и достоверно отобразить реальность. Бес­пристрастное отражение жизни несет в себе огромный вос­питательный потенциал, оно может выступить и в качестве приговора определенным социальным реалиям.

Таким образом, даже в рамках концепции отражения (подражания) действительности оценка социальной значимо­сти искусства существенно менялась с течением времени - от вторичного образования, слепо копирующего отдельные объекты окружающего мира, до своеобразной совести обще­ства.

По мысли сторонников теории самовыражения, искусст­во является безграничной сферой проявления творческого потенциала личности. Оно представляется своеобразным шифром душевных переживаний художника, который вы­плескивает свои эмоции, желания, комплексы, любуется ими, оправдывает и компенсирует их в созданном им мире иллюзий. Можно сказать, что искусство с этой точки зре­ния - своеобразная исповедь художника, опирающаяся на единство духовного опыта людей. Неудивительно, что чита­тель, зритель «заражается» эмоциями автора. При таком по­нимании сущности искусства на первый план выдвигаются неэстетические, зачастую житейские переживания человека, творца или зрителя, а художественные образы представля­ют собой лишь средство их выражения.

Знаково-символическая концепция искусства рассматри­вает его не как открытую систему взаимодействия человека с окружающим миром, а как замкнутую или автономную сферу деятельности, а также как способ связи человека с иным, потусторонним миром. По мысли сторонников этой точки зрения, произведение искусства является своеобраз­ным шифром, несущим в себе «закодированную» творцом информацию. Например, только в знаково-символическом контексте может быть понята иконопись - система симво­лов, с помощью которых творцы пытались отразить объект своего религиозного почитания. «Прочтение» иконы требует освобождения от стереотипов восприятия - в ее простран­стве отсутствует прямая перспектива, привычная нам глу­бина, изменены пропорции, нарушены временные отноше­ния событий.

ФУНКЦИИ ИСКУССТВА

Многообразие форм эстетического освоения действитель ности порождает разнообразие функций искусства, к кото­рым можно отнести познавательную, информационную, коммуникативную, ценностно-ориентирующую, воспита тельную, компенсаторную, эстетическую и др. Проблема

соотношения функций искусства друг с другом в полной ме­ре не решена до сих пор. Если говорить о моделировании творцом особой художественной реальности как основе ис­кусства, то основополагающей становится эстетическая функция. Существует также точка зрения, согласно которой искусство, поскольку оно отображает действительность, в равной мере выполняет все названные функции. Искусство является неотъемлемым элементом познавательной деятель­ности, предлагая неожиданные повороты событий, сочетая несовместимое, стимулируя воображение.

Остановимся подробнее на содержании некоторых функ­ций искусства. Познавательная функция искусства тесней­шим образом связана с информационной. Искусство весьма информативно. В творениях отражаются культурно-истори­ческие, национальные, религиозные и другие черты эпохи, народа, а также особенности мировосприятия самого твор­ца. Коммуникативная функция искусства не может быть сведена только к общению людей по поводу конкретного произведения или к контакту автора и зрителя посредством художественного образа. Художественное произведение все­гда неоднозначно, оно несет в себе избыточную информа­цию, смысл которой требует поэтапного истолкования. Парадоксально, но искусство в некоторой мере затрудняет повседневный процесс общения людей, заставляя задумать­ся об общечеловеческих ценностях. Но этим оно помогает Ощутить непреходящую ценность человеческого взаимодей­ствия, общения в самом широком смысле.

Ценностно-ориентирующая функция проявляется двояко: с одной стороны, произведения искусства являются культур­ными ценностями, т. е. приобретают особую общественную и личностную значимость; с другой стороны, содержание конкретных произведений ориентирует людей в существую­щей системе социальных норм и ценностей, способствует выбору жизненных ориентиров. Близкой по содержанию к Ценностно-ориентирующей является воспитательная функ­ция. Искусство всегда предполагает воздействие на мировоз­зрение и деятельность людей. Участие человека в процессе художественного творчества, соприкосновение с произведе­ниями искусства также позволяет в некоторой мере, как Правило, иллюзорно компенсировать социальные и духов­ные проблемы, негативные переживания человека.

Эстетической функции искусства еще древние мыслители Придавали первостепенное значение. Искусство очищает на-Шу душу, просветляет, влияет на наши эмоции, расширяя их предмет. Оно стимулирует поиск деятельности, соответ­ствующей этим эмоциям, обращает нас к самопознанию.

СТРУКТУРА ИСКУССТВА

Виды искусства можно различать по среде, материалу, в котором реализуются художественные образы. Это звук в музыке, линии и цветовая палитра в графике и живописи, камень (металл) и форма в скульптуре и архитектуре, дви­жение в танце. Каждая среда, материал требует специфиче­ских выразительных и технологических средств, своего «языка». Об этом свидетельствует, например, то, что содер­жание произведений одного вида искусства невозможно адекватно передать средствами другого вида.

Известный немецкий философ Ф. Шеллинг в начале XIX в. предложил классификацию основных видов искусст­ва, которая сохраняет значение и в наши дни. Он делил ис­кусства на реальные и идеальные. Реальные - музыка, жи­вопись, пластика (архитектура и скульптура). Идеальные - литература и поэзия, причем эти виды, пользующиеся сло­вом как наиболее свободным и богатым средством выраже­ния художественных идей, он ставил впереди реальных искусств, а поэзию вообще признавал высшей формой худо­жественного творчества, выражающей самую суть искусст­ва.

Существуют и иные классификации видов искусства, на­пример, выделяются пространственные, или пластические, виды, к которым относятся архитектура, все виды изобра­зительного искусства, художественная фотография. Для этих видов искусства существенным в раскрытии художест­венного замысла является пространственное построение объ­ектов. Ко второй группе относятся временные или динами ческие виды - литература и музыка, основой которых является разворачивающаяся во времени композиция. Тре­тью группу составляют пространственно-динамические ей ды, которые также называют синтетическими или зрелищ ными, - театр, киноискусство, хореография, цирк и др.

Очевидно, что создание универсальной классификации видов искусства невозможно не только из-за значительного количества оснований, но и потому, что искусство динамич­но развивается - появляются все новые виды. Однако каж­дая историческая эпоха выдвигает на первый план те виды искусства, которые в наибольшей мере способны выразить дух времени.

Искусство можно также классифицировать по социологи­ческому принципу, выделив элитарное, народное и массо­вое. Мы рассмотрим их в следующем параграфе.

В каждом виде искусства исторически сложилась своя система жанров. Понятие «жанр» обобщает специфические свойства художественной формы и содержания значитель­ной группы произведений искусства какой-либо историчес-

кой эпохи, народа или мира в целом. Основания для выде­ления жанров весьма многочисленны, поэтому мы вспомним лишь некоторые из них. Так, из курса литературы вы зна­ете, что по способу отражения действительности выделяют­ся, например, эпос, лирика и драма. В изобразительном ис­кусстве выделение жанров может основываться на специфических чертах предмета изображения: портрет, на­тюрморт, пейзаж, батальная или историческая картина. Иногда жанры определяются характером изображения: карикатура или шарж. В музыке жанры различаются, во-первых, по способу исполнения - вокальные и инструмен­тальные; во-вторых, по содержанию - лирические, эпичес­кие и драматические; в-третьих, по месту и условиям исполнения - театральные, концертные, камерные и др.

Система жанров искусства динамически развивается - появляются новые жанры, меняется удельный вес традици­онных. Несомненна современная тенденция к стиранию гра­ниц, синтезу различных видов и жанров искусства.

СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО

Как известно, современное искусство весьма разнообраз­но, в нем отсутствуют какие-либо строгие каноны и прави­ла. Произведения современного искусства нередко создают­ся в рамках знаково-символической концепции. По мнению испанского мыслителя и публициста X. Ортеги-и-Гасета (1883 -1955), развитие искусства идет по пути «дегумани­зации», т. е. преодоления стремления творца к безгранич­ному самовыражению, выплескиванию своих эмоциональ­ных состояний. Очевидно, художник не может отобразить природу или человека во всей их противоречивости и мно­гообразии - ему доступны лишь отдельные индивидуально ограниченные отпечатки этого неисчерпаемого богатства. Творец не должен исповедоваться или проповедовать, но, конструируя свой иллюзорный мир, он может стать подлин­но свободным и всесильным - средствами искусства он изменяет собственное и наше, зрительское, видение мира, направляет эстетические и неэстетические переживания при восприятии произведений искусства. В руках художника имеется необходимый инструмент - метафора (художест­венный прием, связанный с перенесением свойств одного объекта на другой на основании общего для них призна­ка) - своеобразный синтез мысли и образа, позволяющий уловить и выразить разнообразные стороны бытия, прибли­жая нас к пониманию бесконечности мира человеческих воз­можностей.

В 1959 г. в Нью-Йорке состоялся первый хэппе- \

Нинг - действо, разыгрываемое художником на публи- I

ке без определенного сценария. Человек, бьющий жи­вой курицей по струнам рояля, студенты, облизываю­щие кузов автомобиля, - художественный смысл, цен­ность и исход действа определяли случайные прохожие.

Таким образом, современное искусство - своеобразное движущееся колесо обозрения с постоянно меняющейся точ­кой обзора. По сути, в современном искусстве знаковая ком­понента (язык, совокупность выразительных средств) пре­вращается из средства в сущность художественного образа. Художественные образы отсылают зрителя, читателя не к самой реальности, а друг к другу, выстраивая сложную иерархию скрытых смыслов. Сам же процесс восприятия художественного произведения превращается в «расшифров­ку» знаково-символических комбинаций. Вместе с тем знаково-символическая природа современного искусства делает его подлинно интернациональным, преодолевая огра­ниченность коммуникативных возможностей национальных культур.

ЯШ Основные понятия: искусство. ШШ Термины: виды искусства, жанры искусства, знак, символ.

Проверьте себя

1) Что такое искусство? Каковы его отличительные чер­ты? 2) Какие предположения о причинах возникновения ис­кусства выдвигают исследователи? 3) Как понимали сущ­ность искусства мыслители различных исторических эпох? 4) Назовите и кратко охарактеризуйте основные функции искусства. 5) Перечислите основные виды и жанры искус­ства.

Подумайте, обсудите, сделайте

  1. Известно высказывание выдающегося деятеля фран­
    цузской культуры XX в. Ж. Кокто: «Я знаю, что искусство
    совершенно необходимо, только не знаю зачем». Приведите
    несколько объяснений того, зачем нужно искусство.
  2. Ученый, исследовавший круг наиболее активных и
    компетентных ценителей и знатоков искусства, сделал вы­
    вод о том, что искусством особенно увлекаются те, «кому не
    удалась жизнь». Предположите, какую функцию искусства
    как основную выделил ученый. Свой ответ аргументируйте.
    Подтвердите или опровергните на нескольких примерах пра­
    воту его вывода.
  3. Ряд искусствоведов отметили появление на рубеже
    XX-XXI вв. мидкульта - своеобразного синтеза высокой
    массовой культуры, вобравшего в себя лучшие черты обоих
    видов. Предположите, какими признаками могут обладать
    произведения искусства мидкульта.
  4. Подготовьте небольшие сообщения: а) о современных
    направлениях западного искусства; б) о выдающихся пред­
    ставителях современного отечественного искусства.
  5. Важнейшей тенденцией развития современного искус­
    ства является синтез видов и стилей. Приведите несколько
    конкретных примеров такого синтеза. Выскажите предполо­
    жения о причинах появления данной тенденции.
Поработайте с источником

Прочтите фрагмент размышлений известного российского литератора Серебряного века Вячеслава Иванова о мифологизме искусства.

В круге искусства символического символ естественно раскрывается как потенция и зародыш мифа. Органический ход развития превращает символизм в мифотворчество. Вну­тренний необходимый путь символизма предначертан и уже предвозвещен. Но миф - не свободный вымысел: истинный миф - постулат коллективного самоопределения, а потому и не вымысел вовсе, и отнюдь не аллегория или олицетво­рение, но ипостась некоторой сущности или энергии. [...] Ибо и символ сверхиндивидуален по своей природе, почему и имеет силу превращать интимнейшее молчание индивиду­альной мистической души в орган вселенского единомыслия и единочувствия, подобно слову, и могущественнее обычно­го слова. Так искусство в своем тяготении к мифотворчест­ву тяготеет к типу большого, всенародного искусства. [...]

Истинное содержание художественного изображения все­гда шире его предмета. Творение гения говорит нам о чем-то ином, более глубоком, более прекрасном, более трагичес­ком, более божественном, чем то, что оно непосредственно выражает. В этом смысле оно всегда символично; но то, что оно объем лет своим символом, остается для ума необъятным и несказанным для человеческого слова. Чтобы произведе­ние искусства оказывало полное эстетическое действие, должна чувствоваться эта непостижимость и неизмеримость его конечного смысла. [...]

Иванов В. И. Предчувствия и предвестия// По звездам. - СПб., 1909. - С. 196-197, 200, 201.

Вопросы и задания к источнику. 1) Как вы понимаете обо­значенную автором связь символа и мифа? 2) Объясните, почему «миф - не свободный вымысел: истинный миф - постулат кол­лективного самоопределения, а потому и не вымысел вовсе, и от­нюдь не аллегория или олицетворение». 3) В чем, по мнению В. Иванова, проявляется символизм искусства? 4) На нескольких примерах покажите связь мифологии, как ее понимает В. Иванов, с искусством. 5) Проявления каких функций искусства обозначе­ны в приведенном тексте?

12-Л Н Боголюбов, 11 кл ШьЛл

§ 35. Массовая культура

Вспомните:

Каковы основные значения понятия «культура»? Чем характеризовалось развитие индустриального общества на рубеже XIX-XX вв.? Что такое фольклор? Какова роль СМИ в политической жизни?

Массовая культура - важнейшее социальное явление со­временного общества. Ее продукты, начиная от серийно из­готовленных вещей и предоставляемых услуг и заканчивая шлягерами (песни или мелодии, пользующиеся в данное время особой популярностью), бестселлерами (книга - ли­дер продаж), блокбастерами (фильмы с большим бюджетом, дорогими актерами, лучшими декорациями), вошли в по­вседневную жизнь людей.

Массовая культура с момента своего появления стала для философов, социологов предметом изучения и острых дис­куссий. Споры о значении этой культуры, ее роли в разви­тии общества продолжаются и сегодня. Некоторые доводы «за» и «против» приводятся в конце параграфа.

КУЛЬТУРНОЕ МНОГООБРАЗИЕ

Культура, как вы уже убедились, многолика и много­гранна. Она принимает специфические формы. В ней мож­но проследить разные направления, выделить достаточно ав­тономные области. Эти различия кладутся в основу различных классификаций и типологий культурных явле­ний и процессов. О выделении культуры материальной и духовной речь шла выше. Широкое распространение полу­чило разделение культуры на народную, элитарную и мас­совую. Причины возникновения массовой культуры, прису­щие ей характерные особенности мы подробно рассмотрим ниже. Деление культуры на элитарную и народную утвер­дилось в XIX в. и во многом связывалось с социально-клас­совым расслоением общества.

Народная культура включает ценности не только «по­требляемые», но и творимые, создаваемые народом. Такая культура, охватывающая различные направления, представ­ленная многими жанрами, существовала всегда. В середине XIX в. английский археолог Дж. Томсон придумал слово «фольклор» (от англ. folk - народ, lore - знания, муд­рость). Постепенно это слово вошло во многие языки мира для обозначения художественных произведений народной культуры, т. е. народного искусства. Наряду с устным на­родным творчеством (сказками, былинами, пословицами)

Важными направлениями этого искусства являются хорео­графия (танец), песенное творчество (лирические песни, ро­мансы, баллады, частушки), кукольный театр, а также при­кладное искусство (вышивка, игрушка и др.).

В народном искусстве получают свое отражение представ­ления, ожидания тех, кого привычно называют «простыми людьми». Эти ценности складывались веками. В сказаниях и былинах, лирических напевах и частушках, пословицах и поговорках мы находим не только приметы конкретного ис­торического времени, но и непреходящие социальные и культурные ценности - идеалы добра, красоты, справедли­вости, солидарности. Это искусство творилось и в совмест­ном труде, и на общих праздниках, и при соблюдении мно­гочисленных обрядов, освещающих основные вехи земной жизни каждого человека (рождение ребенка, вступление во взрослую жизнь, бракосочетание, прощание с умершим). Народное искусство не знает разделения на создателей и «потребителей». Вспомним, на различных концертах можно услышать такое представление очередного номера: «Испол­няется песня (такая-то), композитор (такой-то), слова народ­ные»; «Исполняется русский народный танец» (и нет фами­лий постановщика, хореографа и т. п.). Здесь нередко нет и разделения на исполнителей и слушателей. Народная куль­тура всегда несет на себе своеобразие породившего ее наро­да, особенности его менталитета, культурно-исторических традиций.

Элитарная культура получила распространение в городах среди образованной части населения и создавалась при­вилегированной частью общества либо по ее заказу профес­сиональными художниками, писателями, музыкантами. Термин «элитарная культура» относят прежде всего к про­изведениям изобразительного искусства, литературы, музы­ки, поэтому чаще говорят об элитарном или высоком искус­стве. До появления массовой культуры считалось, что отчуждение народа от элитарной культуры вызвано прежде всего недоступностью в материальном отношении продуктов этой культуры, а также неграмотностью основной массы населения. Вслед за классиком отечественной литературы Н. А. Некрасовым многие считали, что, как только эти фак­торы будут преодолены, окрыленный народ «Белинского и Гоголя с базара понесет». Однако действительность оказа­лась иной. Востребованной широкими слоями общества ока­залась не высокая культура, а та, которую в дальнейшем стали называть массовой.

Сложилось убеждение, что восприятие элитарной культу­ры требует определенного уровня образования, широкого культурного кругозора, развитого эстетического чувства, хо­рошего вкуса. Те, кому эти качества не присущи, а их все-



Рассказать друзьям