Музеем истории религии и атеизма казанский собор. Нестандартным и информативным является пространственное дизайнерское решение

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Государственный музей истории религии был образован в системе Академии наук СССР на основании решений Президиума АН СССР от 7 сентября 1930 г. и Секретариата ЦИК СССР от 26 апреля 1931 г. Инициатором создания Музея и его первым директором был выдающийся российский историк религии, этнограф и антрополог В.Г. Богораз-Тан (1865–1936). В основу коллекций нового музея были положены экспонаты из собраний Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), Государственного Эрмитажа, Библиотеки Академии наук и Государственного Русского музея, использовавшиеся в антирелигиозной выставке, созданной сотрудниками Академии наук в залах Зимнего дворца в Ленинграде в апреле 1930 г.

В отличие от существовавших в те годы в разных городах так называемых антирелигиозных музеев (Ленинградский антирелигиозный музей работал с 1929 по 1932 г. ), Музей истории религии создавался в рамках Академии наук как исследовательское и научно-просветительное учреждение, призванное комплексно изучать религию как сложный общественно-исторический феномен, включая рассмотрение эволюции религиозных представлений и культов, места религии в духовной культуре раз­личных эпох, психологического аспекта религиозной веры, религиоз­но-общественных движений, процессов секуляризации, религиозного искусства и т.п. На протяжении десятилетий музейные сотрудники, не только создавали экспозиции и выставки, не только хранили (часто спасая от уничтожения) многие памятники религиозной культуры, но и вели систематическую исследовательскую работу по их изучению.

Период с 1932 по 1944 г. – это этап становления Музея исто­рии религии, заложения основ и традиций научно-фондовой, экспозиционной, просветительной и исследовательской работы. К 1941 г. МИР сосредоточил в своих фондах богатейшее собрание экспонатов, отражающих многообразие религий. Среди них –коллекция православных икон XVII - XX веков, предметы декоративно-прикладного и изобразительного искусства, отражающие историю и культуру западного и восточного христианства, индуизма и буддизма, ислама, иудаизма, традиционных верований народов Кавказа, Сибири, Поволжья, религий Китая и Японии. В Музее открылась уникальная библиотека, ставшая самым крупным собрание книг по истории религии и религиоведению в России. В 1935 г. бюро Отделения истории Академии наук объявило о создании на базе Музея научно-исследовательской ассоциации изучения религии.

В годы Великой Отечественной войны большинство сотрудников Музея находилось на фронте, оставшиеся поддерживали сохранность музейных коллекций, дежурили на крыше собора, тушили зажигательные бомбы. Музейная экспозиция была свернута, однако сохранялся доступ к могиле М.И. Кутузова. В годы блокады сотрудниками музея было создано несколько выставок, посвященных военно-историческому прошлому нашего народа. В 1942 г. на колоннаде Казанского собора была развернута выставка, посвященная российским военно-патриотическим традициям.

Второй этап истории Музея (1944 – 1960 ) связан с восстановлением его пос­ле войны и созданием большой экспозиции по истории религий мира, сделавшей его известным не только в СССР, но и за рубежом. Были созданы экспозиции отделов «Религия Древнего Египта», «Религия и атеизм Древней Греции», «Происхождение христианства», «История православия и русского атеизма», «История папства и инквизиции», «Религии Китая», «Естествознание и религия», многочисленные передвижные фотовыставки. Только за 1954 – 1956 гг. Музей посетило около миллиона человек, было проведено около 40 тысяч экскурсий. Шестнадцать послевоенных лет отмечены выходом в свет крупных монографических исследований, посвященных различным вопросам истории религии и свободомыслия, публикацией семи выпусков «Ежегодника МИР» (1957–1963) – фундаментального религиоведческого периодического издания, до сих пор сохраняющего свое научное значение.

Много энергии и сил в укрепление позиций Музея вложил его тогдашний директор выдающийся знаток истории религиозных движений и общественный деятель В.Д.Бонч-Бруевич (1843–1955), постоянно живший в Москве и руководивший Музеем оттуда. В 1944 году заместителем директора по научной работе стал М.М. Шахнович (1911–1992) – известный историк религии и свободомыслия, обладавший глубокой эрудицией, обширным опытом и замечательными организаторскими способностями, под его началом и при его непосредственном участии осуществлялась вся деятельность МИР с 1944 по 1960-е гг. В разные годы сотрудничали с Музеем, консультировали, публиковали статьи в музейных изданиях, или были членами Ученого совета Музея такие замечательные ученые как И.Д. Амусин, П.И. Борисковский, Б.Л. Богаевский, С.Н. Валк, А.Х. Горфункель, А.И. Клибанов, И.А. Крывелев, С.Г. Лозинский, С.Я. Лурье, А.О. Маковельский, М.Э. Матье, В.И. Рутенбург, А.В. Предтеченский, В.Я. Пропп, А.Б. Ранович, В.В. Струве, А.П. Окладников, Б.И. Шаревская, В.О. Шаскольский и др.

В 1954 г. Музей получил название: Государственный музей истории религии и атеизма АН СССР. С 1961-го года Музей был переведен из Академии наук в ведение Министерства культуры СССР. В этот период наметился поворот всей работы Музея в сторону открытой атеистической пропаганды, способствовало этому прямое воздействие Ленинградского обкома КПСС. Это не могло не сказаться как на экспозиционной работе музея, так и на научных исследованиях, которые должны были сосредоточиться, прежде всего, на решении актуальных задач.

С начала 1970-х гг. наметились новые тенденции в деятельности Музея: началась работа над новой экспозицией, оживилась выставочная, собирательская и научно-исследовательская работа. ГМИР стал научно-методическим центром, сотрудники Музея стали ездить с выставками и лекциями по всей стране.

В 1990-м г. Музею возвращено первоначальное название – Государственный музей истории религии. Он является музеем федерального значения и подчиняется Министерству культуры Российской Федерации. В мае 1991 года было принято решение передать Музею здание на Почтамтской улице, где вскоре началась реконструкция. В 2000 г. ГМИР переехал в новое здание и теперь располагается недалеко от здания Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и Исаакиевского собора. В России впервые после почти векового перерыва музейный комплекс разместился в специально оборудованном и специально приспособленном для музейных нужд здании.

Сегодня в числе приоритетных направлений деятельности Музея – не только изучение памятников культурного наследия и экспозиционно-выставочная деятельность, но исоздание просветительских и музейно-педагогических программ, актуального музейно-туристического продукта, адресованного разным группам посетителей.

Музей принимает активное участие в решении социально-культурных проблем Северо-западного региона. Социально-ориентированные проекты разработаны специально для различных адресных групп: детей, молодежи, военнослужащих, представителей разных конфессий и проч.

Проблематика Музея достаточно сложна. Однако, в нейтральном пространстве музея профессиональная работа научных сотрудников, хранителей, музейных педагогов, экскурсоводов и других специалистов позволяет знакомиться с религией на языке, доступном пониманию самого неподготовленного посетителя.

Задача наших сотрудников – не обучение основам религии и не навязывание предпочтений. Мы рассказываем об истории и культурных традициях различных народов, учим уважать их религиозные взгляды, воспитываем культуру осознанной толерантности по отношению к представителям разных конфессий и различных этно-религиозных групп.


Государственный музей истории религии

Удивительный Санкт-Петербург,
выросший на пустынных болотах через труды нечеловеческие, — памятник
силе воли самодержца, возведенный голыми руками. Посему характер его —
не добрый и не злой, но требовательный, порой до жестокости. Город —
решето золотоискателей, посыпает землю массой просеянного песка и ила,
обнажая при этом истинные сокровища. Сколько сокровищ прекрасных,
удививших весь мир, собрал в себе этот город. Не подарил с легкой руки,
но позволил им обнажиться из болотистой массы в момент, когда они были
уже готовы и практически совершенны. Одним из чудес Санкт-Петербурга (а
поговаривают, что и всего света) является Государственный музей истории
религии. Как и в случае с самим городом, в основании ГМИРа лежала мысль.

Идея о создании выставки,
которая бы демонстрировала возникновение религии, ее зарождение и
развитие на примере подлинных экспонатов проникла в голову Владимира
Германовича Богораз - Тана, российского этнографа и языковеда. Годом
рождения идеи можно считать 1928, а сам музей был основан решением
Президиума Академии наук СССР от 7 сентября 1930 года, и открыт в 1932
году 15 ноября. По иронии судьбы, Музей истории религии и атеизма, как
его тогда назвали, занял недействующий на тот момент Казанский собор.

Богораз Владимир Германович

(псевдоним Н.А.Тан, В.Г.Тан)

(15 (27).04.1865 — 10.05.1936)

Мысль родилась в начале
двадцатых годов в процессе подготовки выставки «Эволюция религиозных
верований человечества» в Кунсткамере. На ней были представлены
культовые предметы народов мира, начиная с древности и до наших времен. В
процессе работы Богораз-Тан, будучи автором этого проекта, понял, что
идея грандиозна, и требует дальнейшего развития. Но как, ведь для этого
ее необходимо было вписать в рамки того времени, подстроить под его
нововведенные законы, навязывавшие пропаганду марксизма-ленинизма всеми
возможными способами, в том числе и через деятельность музеев.

Советские антирелигиозные агитматериалы

Зависимость от идеологии
государства и неизбежность столкновения с проверяющими органами,
безусловно, сильно осложняла работу. Богораз-Тану приходилось лавировать
между возникающими обстоятельствами, находить компромисс между тем,
чего от него хотела партия, и тем, что хотел он сам. Но ему удалось
сберечь зерно своей идеи и добиться для нее места под солнцем, а если
изъясняться буквально - заполучить поддержку властей. Итак, в 1930 году
15 апреля прошло заседание в честь торжественного открытия
Антирелигиозной выставки в Белом зале Зимнего дворца. Событие сие было
приурочено к пятилетию Союза воинствующих безбожников. Богораз-Тан так
писал об этой выставке: «Мы брали из наших коллекций щедрой рукой
самое дорогое и лучшее, что было: уникальные предметы из Индии, Китая и
Африки, шаманские уборы из Камчатки, из Чукотской Земли, античные
мраморы, золото, кость, эмаль. Выставка должна говорить вещами
».
Вдобавок к этому был создан «Краткий путеводитель по Антирелигиозной
выставке АН СССР», а также группа «экскурсоводов-разъяснителей». Это
были своего рода щиты от нападок со стороны убежденных атеистов, дабы те
не смогли обвинить организаторов выставки в пропаганде религии.

Выставка была принята довольно
хорошо, — этому посодействовала хитрая формулировка ее концепции.
Действительно, на тот момент воспитание атеизма в молодых умах нового
поколения считалось просто необходимым. В связи со всем вышеизложенным,
был поднят вопрос о перевоплощении ее в постоянный Антирелигиозный
музей. Испугавшись закрепления выданных под временную выставку
помещений, дирекция Эрмитажа потребовала срочно освободить эти самые
помещения, якобы для нужд одного из своих отделов. Далее следовали
мытарства экспозиции по пространствам города со всеми сопутствующими
трудностями.

Музей истории религии и атеизма (б. Казанский собор)

Фото и подпись середины 1960-х годов

И, наконец-то, присвоение музею
здания Казанского собора позволило в полной мере развернуть его
экспозиционную и научную деятельность. Хотя состояние собора было
печальным, а штат музея небольшим, работа кипела. Существовавшие на тот
момент экспозиции развивались и дорабатывались, не останавливался и
приток ценных материалов, которые требовали обработки и систематизации,
проводились исследования, создавались новые экспозиции.

«В музее истории религии и атеизма...»

Иллюстрация из книги «Достопримечательности Ленинграда»

Лениздат, 1961 год

По мере увеличения штата музея,
шире разворачивалась исследовательская деятельность, организовывались
научные экспедиции и командировки в Бурят-Монголию, на Кавказ и не
только. Благодаря экспедиционной деятельности были собраны коллекции по
буддизму и исламу, по религии сванов и верованиям народов Сибири.

К 1934 году библиотека музея
насчитывала уже 5 000 томов и включала литературу по истории религии и
антирелигиозную, книги старопечатные, рукописные, современные.
Естественным образом вытекала издательская деятельность из научной. Все
это время Богораз-Тан боролся с неустойчивым финансовым положением,
старясь доказать вышестоящим уполномоченным необходимость постановки
работников музея в условия штатной оплаты.

«Война и религия»

Картина художника Я. Николаева

Экспонат Музея истории религии и атеизма

Репродукция середины 1960-х годов

Темные годы войны увели на фронт
большую часть сотрудников. Оставшиеся свернули выставочную деятельность
ради сохранения экспонатов. Только две выставки были проведены во время
блокады, и посвящены они были военно-историческому прошлому народа и
страны. Последовавший период восстановления был нелегким: здание
пропиталось сыростью и холодом, в качестве отопления установили
несколько буржуек, оконные стекла местами отсутствовали, кровля сильно
повреждена. По окончании войны денег на срочный капитальный ремонт
государство не выделяло. Все приходилось приводить в порядок
самостоятельно. Проведение выставок продолжалось несмотря ни на что.
Пожалуй, самыми посещаемыми из созданных на тот момент экспозиций были
«Кабинет Алхимика конца XVI века» и «История папства и инквизиции»,
рядом с которой была установлена витрина с подлинными орудиями пыток.
Обе выставки располагались в подвале собора и воссоздавались они в
основном по сохранившимся описаниям и старинным гравюрам.

Кабинет алхимика конца XVI века

Реконструкция в Музее истории религии и атеизма

Фото середины 1960-х годов

Коллекция орудий пыток

Экспонаты Музея истории религии и атеизма

Фото середины 1960-х годов

После смерти Богораз-Тана музей
лишился главного своего борца за существование. В 1946 году был подписан
указ о слиянии Музея истории религии Ленинграда с Музеем истории
религии в Москве. Коллекция ленинградского музея при этом передавалась
полностью под распоряжения директора московского музея В.Д.
Бонч-Бруевича и подлежала перевозке в Москву. Вслед за этим последовало
сокращение штата. Старшим научным сотрудником был назначен Михаил
Иосифович Шахнович. Именно благодаря ему и оставшимся работникам,
которые были убеждены в неправильности решения о закрытии музея в
Ленинграде и настаивали на продолжении выставочной деятельности, все
произошло с точностью до наоборот. Через год борьбы фонды московского
музея были перевезены в Ленинград. Этому поспособствовало и ветхое
здание Казанского собора — помещения для музея в Москве не было вовсе. В
1948 году после многочисленных настойчивых обращений «наверх» в соборе
наконец-то были проведены ремонтные и реставрационные работы.

В 1998 году Казанский собор
вновь был освещен, а ГМИР совершил свое последнее перевоплощение, к 2001
году переехав на Почтамтскую улицу, где теперь и находится по сей день.
Сегодня ГМИР — «светский музей в светском государстве ». Свои
задачи формулирует в следующем порядке: изучение, интерпретация,
экспозиция. Его социальные функции заключаются в сохранении и обращении в
вечность культурного наследия посредством фиксирования и консервации
событий и явлений, а также документирования процессов, связанных с
религией.

Принцип научности, принцип
историзма и системный подход - главные в работе музея. По большому
счету, на сегодняшний день ничего не изменилось в
научно-исследовательском подходе сотрудников музея со времен
возникновения первой временной выставки. Но, наконец-то, избавился музей
от тяжести идеологии, в рамки которой был вынужден подстраивать свою
просветительскую деятельность. Как писал один из сотрудников тех времен:
«Сейчас даже трудно сказать, что было сложнее - подготовить экспозицию или благополучно сдать ее всем комиссиям ».

Экспозиции ГМИР явление внешнее
прекрасное, корни же его — в научно-исследовательской и просветительной
деятельности. Огромное количество накопленных материалов
систематизировано в несколько фондов, которые посвящены наиболее
известным мировым религиям и верованиям. Из этих фондов создано около
десяти экспозиций, каждая из которых занимает отдельное помещение и
организована таким образом, чтобы помочь посетителю максимально
проникнуться ее смыслом.

Например, залы, в которых
представлены религии востока, в частности буддизм, моментально
затягивают в свой мир ярких красочных образов. Праздничными и светлыми
они кажутся в сравнении с залами, посвященными католицизму, где даже
свет и краски воспринимаются приглушенными, уводя мысли к мрачному
европейскому средневековью и более оптимистичному возрождению через
подлинные религиозные атрибуты, скульптуры, картины и витражи.

История русского православия
представлена иконостасами, на которых пространство небесное,
божественное обозначено сусальным золотом, а лики святых лишены
привычных для человека трех измерений. Храмовая утварь, книги, облачения
священнослужителей и прочее организовано в цельные композиции, которые
предстают перед глазами, как застывшие кадры из прошлого.

Продвижение из зала в зал можно
без труда вообразить путешествием по коридорам времени. Ведь
действительно, что бы ни происходило с народами и странами, это в первую
очередь отражалось в их вере. И все мироощущение тех людей тоже можно
прочитать и ощутить через эти бесценные экспонаты. Экскурсии, которые
осуществляет музей, выходят далеко за пределы его стен. Двери лектория
всегда открыты тем, кого интересует история религии и аспекты ее
формирования и развития. А те, кто съел по этой теме уже не одну собаку,
проводят здесь конференции. В музее по прежнему существует научная
библиотека с прекрасной коллекцией изданий, самые старые из которых
относятся к XVII веку.

проект SpbStarosti

Вряд ли кто-то подсчитывал, сколько музеев существует в мире. Государственный музей религии в СПб — единственный в России и один из немногих в мире, экспозиции которого представляют историю становления религии. Фонды экспонатов, собранных в Санкт-Петербурге, насчитывают более двухсот тысяч экземпляров: это культурные и исторические памятники разных народов и эпох. Самые древние из них - это археологические находки, относящиеся к VI тысячелетию до н. э.

Как создавался Государственный в СПб?

В Зимнем дворце (Белый зал) весной 1930 года общественности была представлена выставка атеистического направления. Основу ее составили экспонаты из многих музеев города — Кунсткамеры, Русского музея, Эрмитажа. Инициатором создания этой выставки стал Владимир Германович Богораз — известный этнограф, историк, языковед.

Демонстрация и изучение материальных атрибутов религии, а также предметов культа считалось хорошим способом, который мог избавить советских граждан от «церковного морока». Выставка удачно вписалась в идеологию того времени, когда борьбу с религией вели всеми доступными методами. Именно по этой причине экспозиция пользовалась огромной популярностью.

Преобразование выставки

Выставка быстро пополнялась новыми экспонатами, и вскоре появилась необходимость ее преобразования в Музей религии. СПб пополнился новым интересным учреждением в 1930 году. Городские власти решили отдать под нужды нового музея здание Казанского собора, который на тот момент был недействующим. Более того, на момент «переезда» великолепный храм находился в плачевном состоянии. Сотрудники музея вынуждены были приводить его в порядок собственными силами.

Только в 1932 году были завершены подготовительные работы. В середине ноября музей принял первых посетителей. Необходимо отметить, что это событие состоялось благодаря талантливому и мудрому руководству В. Г. Богораза, огромному энтузиазму сотрудников. Музей религии в СПб успешно развивался. Его сотрудники выезжали в экспедиции по разным отдаленным уголкам России и за рубеж, коллекции пополнялись новыми экспонатами, регулярно открывались новые экспозиции, дорабатывались уже существующие.

Параллельно проводилась серьезная научная и В 1935 году в Музее религии появилась научно-исследовательская ассоциация, которая занималась изучением уже собранных коллекций. К началу 1941 года все многочисленные экспозиции были профессионально проработаны и содержали множество ценнейшей информации об истории и развитии верований разных народов.

Незаметно антирелигиозная выставка трансформировалась в крупное научное учреждение, занимавшееся просветительской деятельностью.

Музей в годы войны

Великая Отечественная война стала страшным, тяжелейшим испытанием для нашей страны и ее народа. Мы не должны забывать о том, какие испытания выпали на долю Ленинграда и его жителей, которые не только жили в нечеловеческих условиях, они работали и хранили бесценные сокровища своего родного города.

Большая часть сотрудников Музея религии в СПб (Ленинграде) ушли на фронт, и лишь несколько человек сохраняли коллекции. Несмотря на то что практически все экспозиции были законсервированы, сотрудникам удалось организовать несколько выставок в блокадном Ленинграде.

После 1945 года начался тяжелейший кропотливый труд по восстановлению коллекций Музея религии в СПб. Было сильно повреждено здание, в его помещениях поселился холод и сырость, которые могли существенно навредить коллекциям. Сотрудникам приходилось совмещать свою основную научную деятельность с работами по восстановлению здания и экспозиций.

К сожалению, после войны не стало бессменного руководителя музея - В. Г. Богораза, и руководство города приняло решение о слиянии Музеев религии Москвы и Ленинграда с организацией экспозиций в столице. Но этому плану не суждено было сбыться - коллекции московского музея перевезли в Казанский собор, который в 1948 году был отремонтирован.

Возвращение к старым лозунгам

В шестидесятых годах прошлого века идеология Советского Союза вновь усилила атеистическую пропаганду. В 1954 году музей переименовали — он стал называться Музеем религии и атеизма. Соответственно изменилось направление его работы - предполагалось, что предметом исследований теперь должна была стать антинаучность религии, а экспозиции было рекомендовано изменить так, чтобы атеизм выглядел как единственно верное мировоззрение советского человека.

Новое здание

Новый этап развития Гос. музея истории и религии в СПб начался в девяностые годы прошлого века, когда по всей стране началось восстановление исторических объектов, уничтоженных или закрытых в советское время. Эта волна не могла не затронуть и Казанский собор, поэтому музею стали срочно подбирать другое помещение.

Неподалеку от Исаакиевской площади было подобрано помещение для Музея религии в СПб. Адрес нового здания — ул. Почтамтская, 15/4. Здание требовало серьезной реставрации, и надо сказать, что она была проведена с учетом требований музея. Во время строительных и отделочных работ его старались приспособить под нужды музея по максимуму. Он снова сменил название — Государственный музей истории религии в СПб. На новом месте он работает с 2001 года.

Его коллекции переместились из огромных и высоких залов Казанского собора в более компактные, но светлые помещения. Музейным работникам пришлось заново создавать экспозиции. В наши дни, когда организационные трудности остались в прошлом, а все идеологические догмы нами забыты, Музей религии приглашает петербуржцев и гостей города познакомиться с бесценными экспонатами, которые повествуют о загадочном аспекте жизни человека - о вере.

Экспозиции

Мы уже говорили о том, что сегодня в музейных фондах хранится около двухсот тысяч экспонатов, которые иллюстрируют историю мировых религий, течений и верований самых разных народов. Это графика и живопись, одежда для поведения обрядов и предметы культа, рукописи и книги, изделия из драгоценных металлов и музыкальные инструменты, коллекции марок и монет, видео-, фото-, аудиоматериалы.

Все экспонаты разделены на пятнадцать фондов, каждый из которых освящает отдельную тематику. Все предметы выставлены в виде экспозиций, размещенных в определенном порядке - посетители движутся от архаики к средневековым, а потом переходят к более поздним религиозным течениям. Звуковое и художественное оформление залов усиливает впечатление от осмотра.

В музее проводятся десятки экскурсий, которые посвящены основным мировым религиям. Экскурсии посещают люди разных возрастов - от младших школьников до пенсионеров, часто здесь бывают иностранные туристы. Для каждой категории можно выбрать интересную программу - о загробном мире Древнего Египта и о религиозной символике, о монастырях и о шаманах Сибири, о предметах экзотических культов и о знаменитых отшельниках. Маленьким посетителям предлагают специальные программы.

Кроме экскурсий, в Музее проводятся научные конференции и лекции, работает библиотека. Большинство посетителей довольны тем, что информация экскурсоводами подается ярко и доступно, но при этом носит научный характер. Здесь не отдается предпочтение какому-то вероисповеданию, как и отсутствует агитация атеизма, и даже в музее сегодня нет зала, посвященного ему.

В архивах скрыта и коллекция орудий пыток Инквизиции, которая в былые времена экспонировалась в подвалах Казанского собора.

Особенности музея

Переходя от зала к залу, гости могут сравнить, как менялось отношение к Богу у людей разных вероисповеданий, но при этом, когда экскурсия завершается, вопрос о том, есть ли Бог или его нет, остается открытым. После перехода музея в новое помещение были убраны экспозиции с некоторыми обрядами, которые могут напугать посетителей (к примеру, орудия пыток).

Наряду с атеизмом, не имеют собственных залов некоторые секты. Например, баптизм, который очень популярен в Соединенных Штатах, не получил своего места в музее.

Как добраться?

Музей находится почти у Исаакиевского собора. Добраться сюда можно, прогулявшись пешком от станции метро «Адмиралтейская». Дорога займет не более двадцати минут.

Стоимость билетов

Сообщаем всем, кто хочет посетить Музей религии в СПб: цена билетов для взрослых гостей — 400 рублей. Для пенсионеров (при предъявлении удостоверения) — 85 рублей. Для студентов (студенческий билет обязателен) — 100 рублей. Для школьников — 100 рублей. Для иностранцев — 300 рублей. В первый понедельник каждого месяца вход в музей бесплатный.

Государственный музей истории религии в Санкт-Петербурге – часть обязательной программы многих экскурсионных туров по Северной столице. Одна из богатейших музейных коллекций города не оставит равнодушными ценителей религии. Такое учреждение лишь одно в России, но и в мире подобных мест не так много. Собираемая годами и всё ещё пополняемая коллекция со всех уголков мира насчитывает более двухсот тысяч экспонатов и собрана в одном заведении для индивидуального или группового осмотра.

Музей расположен недалеко от Исаакиевского собора в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга напротив Главпочтамта. Адрес учреждения: ул. Почтамтская 15/4. Добраться можно пешком от станции метро «Адмиралтейская» примерно за 20 минут. От Сенной площади (станции «Сенная», «Садовая» и «Спасская») путь займёт около получаса.

От станций метро «Гостиный двор» и «Невский проспект» мимо «Адмиралтейской» ходят автобусы (№ 3, 22 и 27) и троллейбусы (№5 и 22). Дорога без пробок займёт около десяти минут. Выход на остановке «Почтамтский переулок», далее перейти дорогу и следовать прямо вдоль жёлтого здания. Вход в музей расположен слева от знаменитой арки почтамта.

История музея

07.09.1930 г Президиум Академии наук СССР выдвинул инициативу об открытии подобного музея, которая 26 апреля 1931 года была поддержана Центральной избирательной комиссией СССР. Учредителем и первым директором музея был известный историк и этнограф тех времён Владимир Германович Тан-Богораз. Точная дата создания музея – 15 ноября 1932 года, когда он распахнул свои двери для посетителей.

С самого открытия и до 2000 года музей располагался в Казанском соборе на Невском проспекте. Его первая коллекция была создана с помощью экспонатов других музеев города – Эрмитажа, Кунсткамеры (музей антропологии и этнографии), Библиотеки Академии наук и Русского музея. Несмотря на то что в советские годы религия не поощрялась, музей задумывался как площадка для изучения и анализа этого сложного феномена. Первые сотрудники музея не только хранили экспонаты, но и делали серьёзную научную работу.

К 1941 году музей собрал богатейшую экспозицию, состоящую из редких и ценных экспонатов как и про основные ветви религии (христианство, буддизм, иудаизм, индуизм и ислам), так и про отдельные направления внутри них. Также там хранилась большая коллекция книг по истории религии и религиоведению. Во время войны оставшиеся в городе сотрудники поддерживали музей, пеклись о сохранности коллекции и даже организовали несколько выставок.

В послевоенные годы восстановление музея и пополнение коллекции сделало его известным и за пределами СССР. Создаются экспозиции по религиям отдельных стран, например «Религия Древнего Египта». Музей известен многим жителям страны, и его рекомендуют к посещению всем, кто приезжает в Ленинград. Интересное название музей получил в 1954 году: «Государственный музей истории религии и атеизма Академии наук СССР».

Своё прежнее название музей вернул только к девяностым годам, и по сей день он известен как «Государственный музей истории религии». Тогда же было принято решение о переводе в отдельное здание и об открытии Казанского собора как действующего храма. В 2000 году музей переехал в специально подготовленное для него помещение, где и пребывает по сей день.

Сейчас сотрудники по-прежнему ведут научную работу, а также разрабатывают различные образовательные и просветительские программы, позволяющие привлекать всё больше людей. Музей приглашает посетителей не только для осмотра экспозиций, но и для специально подготовленных лекций на разную тематику по истории религии, для участия в дискуссионных клубах, а педагогов и экскурсоводов – для курса повышения квалификации.

Коллекция музея

Коллекция музея разделена на фонды, которые объединяют в себе более узкие комплексы.

Всего фондов 15:

  • Архаические и традиционные верования (собрано множество экспонатов России и других стран мира со всех континентов);
  • Драгоценные металлы (изделия для религиозных целей из драгоценных металлов и сплавов, в основном из серебра);
  • Ислам (живопись, графика и предметы культа, относящиеся к исламу);
  • Иудаизм (также графика и различная ритуальная утварь, в том числе из действующих синагог);
  • Научно-исторический архив (различные печатные материалы, исторические сборники и документы);
  • Православие. Декоративно-прикладное искусство (в основном предметы, образующие убранство православных церквей и храмов: кресты, иконы, скульптура);
  • Православие. Изобразительное искусство (живопись и графика, относящаяся к Русской православной церкви);
  • Религии ранних цивилизаций (экспонаты о религии Древнего Рима, Древнего Востока, Северного Причерноморья и Древней Греции);
  • Религии Востока (конфуцианство, синтоизм, буддизм, индуизм, даосизм);
  • Религии Запада (религиозное и светское искусство стран Западной Европы);
  • Редкие книги (около тысячи редких книг, часто богословского содержания);
  • Ткани (одежда и ткани для религиозных обрядов, а также другой текстиль);
  • Филателия (почтовые марки почти из всех стран мира с разными святыми и другой религиозной тематикой разных эпох);
  • Фонотека-мультимедиа (один из самых новых фондов, сформированный из музыкальных и видеозаписей);
  • Фототека (фотографии за последние 150 лет, на которых запечатлены различные святилища, образ жизни народов разных вероисповеданий, предметы для осуществления религиозных обрядов и т. д.).

Все фонды представлены увлекательными экспозициями в стенах музея, с которыми и знакомятся посетители. Сам музей разделён на секторы, поэтому гости постепенно передвигаются от залов с экспонатами первобытных религий к более поздним направлениям. Оформление помещений также перекликается с представленными коллекциями. В некоторых помещениях играет соответствующая музыка (часто церковная) той эпохи, с которой знакомятся в данный момент посетители.

Особенности музея

Посетители отмечают, что музей носит сугубо научный характер. Передвигаясь от зала к залу, гости сравнивают, как меняется отношение к Богу у людей того или иного вероисповедания, но при этом по завершении экскурсии вопрос, есть ли Бог или его всё-таки нет, так и остаётся открытым. Также известно, что после перевода музея в новое здание исчезли и экспозиции с различными обрядами, которые способны напугать посетителей, например орудия пыток святой инквизиции, что является важным аспектом понимания развития Европы в средние века.

Тема атеизма так же важна, как и тема религии, но сейчас отдельного зала для этого нет – всё скрыто в архивах музея. То же самое касается различных сект. К примеру, баптизм, который довольно популярен в Соединённых Штатах, о котором даже часто говорят в разных американских фильмах не как о секте, а как об обычном направлении христианства, так и не получил своё место в музее.

Режим работы и стоимость билетов

Музей истории религии работает с 10.00 до 18.00. Помните, что касса закрывается на час раньше, поэтому в музей можно попасть только до 17.00. Выходной по средам, а каждый первый понедельник месяца – бесплатный вход для всех желающих.

Стоимость билетов варьируется в зависимости от гражданства и статуса:

  • билет для иностранца обойдётся в 300 руб.;
  • для россиян и жителей СНГ – 150 руб.;
  • для студентов очной формы обучения зарубежных вузов вход 200 рублей;
  • студентам зарубежных вузов при предъявлении международных студенческих удостоверений (ISICили IYTC) – 100 руб.;
  • студентам России и СНГ – 50 руб.;
  • билет для иностранного школьника – 100 рублей;
  • школьникам России и СНГ – 45 рублей;
  • пенсионерам – 50 руб.

Бесплатно посещать музей могут участники Великой Отечественной войны, солдаты срочной службы, инвалиды 1 и 2 групп, дети дошкольного возраста, сотрудники музеев России, многодетные матери и их несовершеннолетние дети.

Одиночные посетители за дополнительную плату могут пройти по музею с экскурсоводом. При формировании группы от 6 человек доплата составит 80 рублей на человека, если группа англоговорящая, то 100 рублей. Если соберётся группа до 5 человек, стоимость услуг экскурсовода на всю группу составит 1 200 для русского языка и 2 300 – для английского.

Для больших экскурсионных групп (от 10 до 30 человек) надо договориться заранее. Цены на услуги экскурсовода для разных категорий граждан (взрослые, школьники, пенсионеры и т. п.) также варьируются. Точные цены лучше узнать, позвонив в музей заранее по телефону отдела экскурсий 8–812–314–58-38.

К дополнительным услугам относится прокат аудиогида (100 рублей на 4 часа и залог 1 000 рублей) и разрешение на фотосъёмку. В стоимость билета разрешение на использование фотоаппарата и видеокамеры не входит – за это требуется доплатить ещё 200 рублей. Съёмка на мобильные телефоны также оплачивается заранее.

Для получения скидки на входной билет необходимо предъявить документ, подтверждающий право на льготу (паспорт гражданина Российской Федерации, студенческий билет, пенсионное удостоверение и т. п.). Без этого работник кассы вправе отказать в льготе и продать билет по полной стоимости в 300 рублей.

Описание:

Государственный музей истории религии - единственный в России и один из немногих музеев в мире, экспозиции которого представляют историю возникновения и развития религии.

Фонды музея насчитывают около 200 000 экспонатов. Это памятники истории и культуры разных стран, эпох и народов: от архаики, Древнего Египта и Израиля до раннего европейского Средневековья; от Древней Греции и Рима до новейшего времени; буддизм и ислам. Древнейшие экспонаты музейного собрания - археологические находки, датируемые VI тысячелетием до н.э.

Здание музея, построенное в 1860-е гг. по проекту архитектора А. Кавоса, расположено в историческом центре Санкт-Петербурга. Здесь размещаются постоянные экспозиции, фонды открытого хранения, проходят временные выставки, специальные программы, лекции. В музее работает Центр молодежных программ - образовательная платформа музея, основной целевой аудиторией которой является студенты всех форм обучения.

Сегодня в музее открыты следующие разделы постоянной экспозиции: "Архаические верования и обряды", "Религии Древнего мира: политеизм", "Религии Древнего мира: иудаизм и возникновение монотеизма", "Возникновение христианства", "История русского православия", "Католицизм", "Протестантизм", "Религии Востока: буддизм, индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм", "Ислам".

Кроме того, в музее открыт регулярный доступ к фондам хранения:

- "Масонская коллекция" - одна из самых обширных коллекций на данную тему в нашей стране. Представлена история масонства самых разных стран - России, Германии, Франции, Бельгии и др. Временной охват коллекции также достаточно широк - с конца XVIII века и до 1930-х гг.

- "Японская коллекция", в котором представлены как подлинные раритеты XVIII - XIX вв., например, знаменитые свитки из разных храмов Японии, так и вполне современные предметы - амулеты, паломнические сувениры и др.

- "Коллекция Западноевропейской живописи". Фонд включает произведения религиозного и светского искусства Италии, Испании, Германии, Нидерландов, Голландии, Фландрии, Польши. Хронологические рамки собрания XIV - XX вв.

Дополнительные услуги:
киоск или магазин, лекторий или кинозал, публичная библиотека

Образовательные услуги:
Лекционная программа "Религии мира"
Музейно-педагогические программы для школьников и дошкольников
Научно-методические стажировки
Курсы повышения квалификации для музейных сотрудников; преподавателей гуманитарных дисциплин; сотрудников образовательных учреждений, общественных организаций и туристических компаний

Поблизости имеются:
гостиницы и места группового питания

Местные достопримечательности:
Исаакиевский собор, Мариинский дворец, Центральный выставочный зал "Манеж", памятник Петру I "Медный всадник", здание Синода и Сената, Юсуповский дворец, Николаевский дворец, Центральный музей связи им. А.С. Попова, Санкт-Петербургский музей В.В. Набокова

Членство в организациях:
Союз музеев России - R14
Российский национальный комитет международного совета музеев - ИКОМ России - R158

Организации партнеры:
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) - M145
Российский этнографический музей - M147
Центральный выставочный зал "Манеж" - M149
Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник "Куликово Поле" - M603
Ульяновский областной краеведческий музей имени И.А. Гончарова - M1039
Новоселенгинский музей декабристов - M1199
Государственный музей истории ГУЛАГа - M1202
Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник "Кижи" - M1234
Кемеровский областной музей изобразительных искусств - M1790
Национальный музей Республики Коми - M1808
Национальный музей Республики Бурятия - M2791
Национальный музей Чеченской Республики - M3040

Единиц хранения:
ок. 200000, из них 137059 предметов основного фонда

Наиболее ценные (уникальные) коллекции:
Фонд «Архаические и традиционные верования» - 4499 ед. хр.
Фонд «Драгоценные металлы» - 3690 ед. хр.
Фонд «Ислам» - 1402 ед. хр.
Фонд «Иудаизм» - 1487 ед. хр.
Фонд «Научно исторический архив» - 25000 ед. хр.
Фонд «Православие. Декоративно-прикладное искусство» - 4000 ед. хр.
Фонд «Православие. Изобразительное искусство» - около 20000 ед. хр.
Фонд «Религии ранних цивилизаций» - 5396 ед. хр.
Фонд «Религии Востока» - 13134 ед. хр.
Фонд «Религии Запада» - 27 561 ед. хр.
Фонд редкой книги - 1508 ед. хр.
Фонд «Ткани» - около 7000 ед. хр.
Фонд «Филателия» - 2706 ед. хр.
Фонд «Фонотека-мультимедиа» - 769 ед. хр.
Фонд «Фототека» - более 30000 ед. хр.

Примечание:
Официальное название организации: Федеральное государственное учреждение культуры "Государственный музей истории религии".

Copyright (c) 1996-2018 Государственный музей истории религии



Рассказать друзьям