Первые русские писатели: Митрополит Иларион. Пером и мечом: русские писатели, которые участвовали в военных конфликтах

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Как ни крути, но некоторый отрицательный оттенок в словах «эмигрант», «эмиграция» до сих пор слышится даже вполне нейтральным, неангажированным людям. Признаюсь, что к самой идее политической, а тем паче экономической эмиграции лично я отношусь, мягко говоря, настороженно, а к эмигрантам, даже лучшим из них – не без некоторого скепсиса. По большому счету это люди, которые поехали в готовое общество вместо того, чтобы в меру сил строить свое, родное.

Но есть один случай, когда эмиграция не только оправдана, но и является, по сути, гражданским долгом человека. Это отъезд художника из страны, где невозможно свободно творить. Разумеется, я имею в виду сейчас так называемую «первую волну эмиграции», когда примерно половина поэтов, писателей, художников покинула Россию, по большей части навсегда. В каком-то смысле эти люди спасли русскую культуру, которая на русской почве была растоптана ленинской, сталинской и постсталинской цензурой, растоптана до такой степени, что и сейчас эхо советского наследия кричит со страниц «Нашего современника»: «Мы живы! Не задушишь, не убьешь!» Не больно-то и хотелось. Культура создана не для убийств, что бы ни думали по этому поводу бессмертные Куняевы.

Самое время оговориться, что многие оценки могут показаться читателю излишне резкими. Прошу помнить, что это личное мнение – хоть и квалифицированное, но не претендующее на истину в конечной инстанции.

До революции

Поговорим о ситуации, сложившейся в русской поэзии к тому моменту, когда перед поэтами встал вопрос: уезжать или оставаться. Развал символизма как доминирующей художественной идеологии вызвал к жизни множество поэтических групп. Крупнейшие из них известны по школьному курсу: футуристы всех мастей (Хлебников, Маяковский, Бурлюки, Лившиц, Крученых, Северянин, Пастернак...), акмеисты и «цеховики» (Гумилев, Мандельштам, Адамович, Ахматова, Г. Иванов), имажинисты (Есенин и собутыльники). Многие поэты демонстративно держались в стороне от группировок, имея при этом свой ярко выраженный почерк, самыми интересными из этих одиночек были Кузмин, Ходасевич, Цветаева. Но в какой-то степени все это воспринималось как «молодежная поэзия», независимо от возраста авторов. В обыденном же читательском сознании доминировали, конечно, все еще символисты (Вяч. Иванов, Мережковские, Сологуб, Бальмонт, Блок, Белый), а также поэты, которых условно можно назвать тридиционалистами (единственным большим автором в этой группе оказался аристократ Бунин).

Всем этим и многим другим людям предстояло сделать свой выбор – уезжать или оставаться. Проследим же самые интересные судьбы.

Старые поэты в России

Разумеется, на сложившегося поэта, человека в возрасте, даже самые серьезные бытовые передряги влияют меньше, чем на юношу: трудно ждать коренной ломки установившихся стиля и манеры письма только из-за того, что какая-то матросня обосновалась в Смольном дворце. Большинство поэтов старшего поколения сочли за благо уехать – но не всем это удалось. Из известных поэтов, которым к моменту революции было как минимум под сорок, в России остались лишь Брюсов, Белый, Блок, Сологуб, Кузмин и Волошин. При этом точно известно, что и Блок, и Сологуб также собирались покинуть Россию, ходатайствовали об этом: первому помешали запреты и ранняя смерть, второму – гибель жены: после этой трагедии он отказался от отъезда и, окаменевший от горя, остался доживать последние годы живой мумией, с которой его сравнивали и в более благополучные годы. Белый и вовсе уехал, но позже, после мучительных сомнений, вернулся в СССР – писать мемуары. Прожил он еще десяток лет, репрессиям не подвергался, но был просто вычеркнут из литературной жизни. Никаких особенных поэтических достижений советский период творчества Белого не принес – только болезненная, изломанная художественная и мемуарная проза.

Волошин, который как поэт никогда не поднимался выше второго ряда, принципиально оставался жить в своем коктебельском доме, сколько бы властей над ним ни сменялось. Мужество и личная порядочность этого человека были неизмеримо выше его поэтических талантов. Самые яркие свои стихи он написал во время гражданской войны.

Брюсов, с восторгом схватившийся за возможность государственного управления стихами, рьяно принялся за дело, но умер уже в 1924 году, успев, однако, погоревать в рифму о смерти Владимира Ильича. Его «советские» стихи несносны.

Михаил Кузмин, всегда равнодушно, если не сказать легкомысленно относившийся к политическим треволнениям, успел умереть в аккурат перед разгаром репрессий, в 1936 году. Трудно сомневаться, что в противном случае он, со своими аполитичными стихами и личными слабостями, окончил бы жизнь на лесоповале. На его стихи советская власть, как ни странно, почти не повлияла, Михаил Алексеевич жил, казалось, в совершенно ином мире, где не было всей этой идеологической мишуры. Разумеется, печататься в последние свои годы он не мог.

Старые поэты в эмиграции

Что же произошло с теми «стариками», которые приняли решение покинуть страну?

Вячеслав Иванов в 1924 году обосновался в любезной ему сердцу Италии, где вдали от эмигрантских дрязг прожил еще четверть века. Стихи он писал прекрасные по форме, но пленяющие далеко не каждого читателя. Эмиграция, пожалуй, лишь придала дополнительного италийского благозвучия его холодным, как древний мрамор, стихам.

Мережковский и Гиппиус приехали из России в парижскую квартиру, которую сняли еще до войны. Эта квартира стала одним из центров эмигрантской литературной жизни – всегда беспокойные, амбициозные, самоуверенные, Мережковские обладали даром притягивать к себе интересных людей. Им удалось воссоздать в эмигрантском Париже атмосферу довоенного Петербурга – маленький неоцененный подвиг. Что до собственно поэзии обоих, то она мало изменилась, так и оставшись, увы, крепким вторым сортом.

Бальмонт, который был выслан из России еще в период первой революции, строго говоря, и не эмигрировал, так как не успел толком снова обосноваться на родине. Его писания к этому моменту уже выглядели ярко выраженной творческой деградацией, которая с годами лишь усиливалась по причинам алкогольно-возрастным, но никак не эмигрантски-политическим.

Иван Бунин писал прекрасные стихи в России и не отступил от этой привычки и в Париже.

Поэтическая молодежь

В общем, трагических поворотов в судьбах поэтов старшего поколения революция не устроила, хотя, безусловно, ускорила смерть как минимум Блока и Сологуба. Куда жестче она обошлась с молодыми людьми 1880–90-х годов рождения, которые, собственно, и определяли лицо русской поэзии вплоть до 60-х годов XX века. И ключевой фигурой в этой ситуации стал основатель акмеизма, самонадеянный мэтр, автор прекрасных статей, а попутно нескольких интересных и тонны никуда не годных стихов, Николай Гумилев.

Как и Брюсов в Москве, Гумилев в Петербурге с готовностью ухватился за новые возможности, предоставленные Советской властью. Революция застигла его в Европе, но он добровольно помчался в Россию – навстречу усиливавшемуся потоку беженцев. В Петербурге Гумилев возобновил деятельность основанного еще во время войны Цеха поэтов, возглавил (отодвинув самого Блока) новоорганизованный Союз поэтов, читал лекции, вел бесконечные занятия – словом, был человеком, вокруг которого так или иначе вращалась вся поэтическая жизнь. Об эмиграции, несмотря на голод, думали лишь немногие из «цеховой» молодежи. В Петербурге интереснее, полагали они. Что ж, особенно интересный оборот дело приняло после неожиданного расстрела Гумилева в августе 1921 года. По сути, именно это преступление положило начало феномену русской эмигрантской поэзии. Практически все лучшие ученики и просто друзья Гумилева вскоре оказались за пределами России.

Молодежь в России

Посмотрим же, как складывались судьбы двадцати-тридцатилетних поэтов. Крупнейшие фигуры из оставшихся на родине: Пастернак, Маяковский, Хлебников, Ахматова, Есенин, Нарбут, Мандельштам. Уехали Ходасевич, Цветаева, Г. Иванов, Адамович.

Анна Ахматова идеологически обосновала свое присутствие на родине: «Не с теми я, кто бросил землю...», и с тех пор эти строки гордо цитируются теми, кто не захотел или, чаще, не смог эмигрировать. Коммунистическая власть тяжело повлияла на талантливую поэтессу. Ей пришлось написать немало чисто советских стихов: изредка, как во время войны, по зову сердца, чаще – по необходимости. Собственный стиль Ахматовой также «советизировался», даже бесстрашный «Реквием», если отвлечься от тематики, далек от лучших образцов русской поэзии. И совершенно прав был товарищ Жданов, говоря о том, что Ахматова «мечется между будуаром и молельней» – другой вопрос, что хамский тон выступлений товарища Жданова и последовавшие оргвыводы не вполне укладываются в рамки приличного литературоведения. Да, на фоне бесконечных иосифов уткиных Ахматова выглядела великим поэтом. Но не более того.

Велимир Хлебников умер в 1922 году от голода.

Сергей Есенин уехал было из России, потом вернулся. Итог известен. Конечно, на его стихи советская власть всерьез повлиять не успела.

Чего не сказать о Маяковском. Разрываясь между Парижем и Москвой, он строгал бесконечные поэмы-агитки, напрочь убив в себе тот маленький талант, который у него, возможно, все-таки был. Итог, опять же, известен.

Осип Мандельштам. Один из самых невероятных русских поэтов. Кажется, ему было все равно, в каких условиях писать свои гениальные стихи. Наверно, русской поэзии даже повезло, что этого человека вынудили жить буквально в аду, ведь иначе не было бы, к примеру, «Воронежских тетрадей». Но я не верю, что в более человеческих условиях Мандельштам стал бы писать хуже. А цена за эти и другие стихи оказалась для поэта максимальной: постоянные гонения, аресты и гибель в пересыльном лагере.

Тем не менее самой трагической фигурой из оставшихся в России стал, быть может, Борис Пастернак. Не имея хоть сколько-нибудь значительного дара, он оказался вознесен на головокружительную высоту «первого поэта советской эпохи», а потом низвергнут после «Доктора Живаго». Блаженно-болтливый поток стихов Пастернака прерывался лишь потоком таких же переводов, но никак не творившимся вокруг него событиями. Пастернак никогда бы не мог сказать, что «после Аушвица нельзя писать музыку». Он умел закрывать глаза на что угодно, пока это было удобно ему. Что ж, это тоже дар, в тех условиях вполне заменявший поэтический, но тем больнее ударила по Пастернаку немилость Хрущева. Жить в опале Борис Леонидович не умел, потому и умер.

Молодежь в эмиграции

Обратимся к уехавшим. Хотя их судьбы сложились по-разному, все они за рубежом заметно выросли как поэты, и именно их эмигрантские стихи стали жемчужинами русской поэзии.

Великолепный Владислав Ходасевич, совесть и сердце русской поэзии 1920-30-х гг. жил трудно, бедно, под конец жизни порой мечтал о возвращении на родину. Пережил и триумф «Европейской ночи», и молчаливый закат собственного дара.

Цветаева не прижилась в эмиграции, как не приживалась никогда и нигде. Но за рубежом ей стало особенно плохо: всеми отверженная, не имеющая читателей, она писала зачастую «в стол»: ошибочно думать, будто в зарубежной нашей поэзии не существовало блата и негласной цензуры, а Марина Ивановна не проходила ни по одному из этих параметров. И все же эмиграция продлила ее жизнь: Цветаева, в отличие от своего романтического друга Пастернака, не смогла бы промолчать в 1937-м году – конечно, если бы дожила до него, ведь многих взяли и раньше. И в конце концов советская система, пусть и без участия карательных органов, все-таки расправилась с поэтом.

Изящные «Жоржики», Адамович и Иванов, «птенцы гнезда гумилевского», как поэты оставили своего учителя далеко позади. Адамович стал в эмиграции замечательным эссеистом, видным организатором, воспитателем молодых стихотворцев. Он был невероятно строг сам к себе, опубликовал не более полутора сотен стихов, и некоторые из них – прекрасны. Георгий Викторович прожил в эмиграции долгую и относительно спокойную жизнь. Пожалуй, это единственный эмигрировавший поэт, которого можно представить себе более-менее сносно существовавшим и в сталинском СССР.

Георгий Иванов, по моему убеждению, – единственный поэт в XX веке, чье имя можно поставить рядом с именем Мандельштама. Начав в России прекрасными, но неинтересными стихами, за рубежом он постепенно развил свой талант до той точки, за которой только смерть. И умер в 1958 году, едва успев собрать свою последнюю книгу «Стихи 1943–1958», книгу о жизни и смерти, наполненную райскими звуками и адской сутью. Невозможно представить себе это написанным в СССР. Даже гордившаяся собственной независимостью и тонким вкусом Ахматова в штыки приняла поздние стихи Иванова, назвав их невыносимо пошлыми. Хотя этот эпитет куда лучше подходит к ее собственному старческому кокетству...

* * *

Я далек от мысли идеализировать литературную эмиграцию. И там гибли поэты – в 30-х годах прошла целая волна самоубийств, чего стоит одна только гибель Поплавского. Но поэзию, это нелепое искусство говорить ритмично и в рифму, за то и любят, что она по каким-то необъяснимым причинам не терпит фальши и компромиссов. В СССР же без этого было просто невозможно существовать: единственный дерзнувший, Мандельштам, подвергся показательной травле, а затем и физическому уничтожению. Остальным пришлось платить по счетам: делить стихи на «настоящие» и «печатные», осваивать технику «социалистического реализма», изворачиваться, тоннами переводить никому не нужных вьетнамцев и чилийцев... Все это не проходит бесследно. И низкий поклон тем, кто осмелился услышать «утешно звавший голос» и не «замкнуть слух». Конечно, они спасали свои шкуры. Но – пусть во вторую очередь, пусть заодно – и русскую поэзию тоже.

Какое произведение было названо В. Г. Белинским «энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением»?
1. «Мёртвые души»
2. «Недоросль»
3. «Евгений Онегин»
4. «Герой нашего времени»
А2
В стихотворениях «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Мадонна», «Пущину», «19 октября 1825 года», «Я помню чудное мгновенье» А. С. Пушкин раскрыл тему:
1. любви и дружбы
2. смысла жизни
3. поэта и поэзии
4. природы
А3
Определите основной мотив в следующих стихотворениях М. Ю. Лермонтова: «Парус», «И скучно, и грустно, и некому руку подать…», «Тучи», «Выхожу один я на дорогу…
зависть
свобода
одиночество
усталость
А4
Жанр романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» определяется как:
социально-психологический, философский роман
исторический роман
авантюрный роман
роман странствий
А5
Определите жанр произведения Л. Н. Толстого «Война и мир»
1. роман-эпопея
повесть
роман
историческая хроника
А6
Кто из названных ниже персонажей не является героем поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»?
Чичиков
Манилов
Степан Пробка
Грушницкий
А7
Укажите, к какому литературному направлению относится роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»?
классицизм
сентиментализм
реализм
романтизм
А8
К какой жанровой разновидности романа относится произведение Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»?
воспитательный роман
социально-психологический, философский
любовный роман
криминальный роман
А9
Ниже приведено высказывание одной из героинь драмы А. Н. Островского «Гроза»:
«Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела».
Кому принадлежат эти слова?
Варваре
Катерине
Глаше
Феклуше
А10
Героем какого произведения был нигилист?
А. Н. Островский, «Гроза», Кулигин
И. С. Тургенев, «Отцы и дети», Базаров
Н. С. Лесков, «Очарованный странник», Иван Северьянович Флягин
Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо?», Гриша Добросклонов
А11
Какое событие произошло не до, а после свершения Раскольниковым преступления?
1. разговор двух офицеров о бесполезной старухе-процентщице
2. встреча с Семёном Мармеладовым
3. знакомство с Соней Мармеладовой
4. получение Раскольниковым письма от матери о готовящемся замужестве Дуни
А12
Кто был автором «Севастопольских рассказов»?
1. А. Н. Островский
2. Ф. М. Достоевский
М. Е. Салтыков-Щедрин
Л. Н. Толстой
А13
Определите, из какого произведения взят следующий отрывок:
«Это был человек лет тридцати двух-трёх от роду, среднего роста, приятной наружности, с тёмно-серыми глазами, но с отсутствием всякой идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворённые губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всём лице теплился ровный свет беспечности… На нём был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намёка на Европу…»
Л. Н. Толстой «Севастопольские рассказы»
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
И. А. Гончаров «Обломов»
И. С. Тургенев «Отцы и дети»
А14
В каком произведении русской литературы второй половины 19 века появляется герой-революционер-демократ?
И. С. Тургенев, «Отцы и дети»
Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание»
И. А. Гончаров, «Обломов»
Н. А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо?»
А15
Укажите, кому из русских литераторов принадлежат слова «Я пришёл к тебе с приветом / Рассказать, что солнце встало…»
Н.А. Некрасову
А. А. Фету
Ф. И. Тютчеву
А. С. Пушкину
А16
Укажите, кто из русских писателей принимал участие в кругосветном путешествии и написал книгу «Фрегат «Паллада».
Ф. М. Достоевский
Ф. И. Тютчев
Л. Н. Толстой
И. А. Гончаров
А17
Укажите, кому из русских поэтов принадлежат эти слова «Я лиру посвятил народу своему…»
Н. А. Некрасову
Ф.И. Тютчеву
А. К. Толстому
А. А. Фету
А18
Действие романа «Война и мир» начинается в:
1. январе 1812 года
2. мае 1807 года
3. июле 1805 года
4. апреле 1801 года
А19
Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина о животных близки к такому литературному жанру, как:
басня
газетный фельетон
легенда
стихотворение в прозе
А20
Главной заслугой А. Н. Островского является:
изображение социальных противоречий русской действительности
создание нового литературного типа
создание исторических пьес
создание репертуара для русского национального театра
А21
Какого героя из поэмы «Кому на Руси жить хорошо?» Некрасов считает счастливым?
Матрёну Тимофеевну Корчагину
Ермилу Гирина
Павлушу Веретенникова
Гришу Добросклонова
А22
Кто из русских писателей был убит на Кавказе?
М. Е. Салтыков-Щедрин
Ф. М. Достоевский
М. Ю. Лермонтов
Н.А. Некрасов
А23
Укажите, какой сюжетный мотив положен в основу «Кому на Руси жить хорошо?»
превращения
странствий
испытаний
борьбы
А24
Почему князь Андрей идёт на войну 1805 года?
стремление к славе
представления об офицерском долге
стремление защищать Родину
желание продвинуться по служебной лестнице

Судьбы людей Древней Руси очень трудно поддаются воссозданию. Даже жизненный путь того или иного деятеля древнерусской истории — вроде бы «заметного» — часто пестрит белыми пятнами. Что говорить об описании в лицах, о живых образах и голосах!

Для древнейшей письменной эпохи, X-XI вв. разве что княжеские биографии могут быть представлены более или менее ясно. Для летописцев жизнь князей была неразрывно связана с жизнью страны... Соратникам же князей и другим историческим лицам доставались отдельные упоминания. Казалось бы, Иларион Киевский — первый русский на митрополичьем киевском престоле, один из первых и самый яркий писатель времен Ярослава Мудрого — должен быть исключением. Он и правда исключение — отчасти. Летописец Нестор, описывая в начале XII в. основание своего Киево-Печерского монастыря, упомянул в связи с этим и Илариона, присовокупив повесть о монастырском строении к записи о возведении «русина» на митрополию.

В печерских преданиях память об Иларионе жила и позже. Так мы узнаём кое-что о его личной судьбе. Но это — всё. Житие Илариона в древности так и не было написано. О себе же древнейшие русские писатели, за редкими исключениями, ничего не писали. В трудах Илариона отсутствуют даже случайные «биографические детали». Только своё поставление на митрополию он счёл достойным краткой заметки...

Мы не знаем времени рождения Илариона. По всей вероятности, это первые годы XI в., и принадлежал Иларион к первому поколению русских, родившихся уже после принятия христианства. Родом он был русский, «русин», уроженец или, по крайней мере, житель Киева или ближайшей его округи. О происхождении Илариона более ничего неизвестно, однако его произведения свидетельствуют о хорошем образовании. Иларион владел греческим языком, блестяще знал Священное Писание, церковную историю и труды отцов Церкви. Из трудов Илариона для нас явны не только его духовные наклонности, но и личная скромность, стремление к воздержанию, уединению и размышлениям о Боге. Летопись именует Илариона — «муж благ, книжник и постник». Всё это вело к монашеству — не самый частый, не всеми понимаемый, но уже и не совсем необычный выбор для новокрещеной Руси.

В 1028 г. на Русь вернулся после долгого пребывания в монастырях Святой Горы Афон преподобный Антоний — тогда ещё никому не известный будущий основатель Киево-Печерского монастыря. Антоний искал в Киеве обитель для поселения, но не нашел такую, устав которой соответствовал бы афонским традициям монашеского быта. Потому он, сам более склонный к отшельничеству, отправился «по дебрям и горам» Киевщины — искать себе место для поселения. Но перед этим в Киеве совершил свой первый монашеский постриг. И первым постриженником Антония стал как раз Иларион.

Однако душевные наклонности Илариона несколько отличались от стремлений первого наставника. Иларион стремился не только к уединению, но и к священническому служению. Почти сразу после пострижения он принял сан в княжеском селе Берестово под Киевом, в церкви Святых Апостолов. Для уединенной молитвы Иларион часто уходил на лесистый холм, высившийся неподалеку над Днепром. В холме он собственноручно «ископал» небольшую, в две сажени пещерку, где подолгу молился. К этому периоду, вероятно, относятся первые произведения Илариона — настолько простые и безыскусные по слогу (хотя прямо основанные на греческих прообразах), что многие ученые отказывают в авторстве создателю «Слова о Законе и Благодати».

Однако эти аскетические наставления — «Послание к брату постнику» и «Поучение о пользе души» — просто раскрывают другую сторону личности Илариона. Здесь он не блестящий богослов и не придворный иерей, исследующий глубины Писания и прославляющий величие своей страны, а удаляющийся от мира простец-аскет, подобно тем, к кому обращает свои наставления. Но близилось время, когда Иларион будет призван из своего уединения.

В храме Святых Апостолов часто бывал сам князь Ярослав, который одаривал церковь, привлекал к ней достойных иереев. Образованный и смиренный иеромонах Иларион быстро привлёк внимание князя, и он забрал его в Киев — как своего духовника и настоятеля строящегося под стенами старого города монументального собора Святой Софии. Перечил Иларион князю или нет — неведомо. В любом случае, в Киев он вернулся, и выбор Ярослава был верен.

Что касается оставленной пещерки под Берестовым, то её спустя некоторое время отыскал всё ещё искавший места для жительства Антоний — и поселился здесь. Очевидно, Иларион узнал об этом, а благодаря ему об Антонии прослышали и при княжеском дворе. Однако Антоний, хотя и пользовался почитанием княжеской семьи, но почестей не искал. Постепенно к нему стали собираться последователи — и ископанная Иларионом пещерка, расширенная трудами новых подвижников, стала зародышем Киево-Печерской обители.

Вероятно, уже в первые годы пребывания в Киеве Иларион получил епископский сан. Известно, что Иларионом звали второго епископа Ростова, принадлежавшего прежде самому Ярославу окраинного удела на северо-востоке Руси. Ярослав, стремившийся к просвещению всей Руси, естественно, не желал оставлять свое прежнее княжество полуязыческим — послать туда одаренного иерея было бы вполне закономерным. Однако здесь Иларион не преуспел. Изгнанный местными упорствующими язычниками, он вернулся в Киев.

Во второй половине 1040-х гг. Иларион создаёт своё самое известное произведение — «Слово о Законе и Благодати». Оно было прочитано автором во время одного из торжественных богослужений в Софийском соборе, где-то между 1044 и 1050 гг. Начал Иларион с обсуждения сложного вопроса о соотношении Ветхого и Нового Завета, древнего Закона и принесенной Христом Благодати. Он подчеркивает важность и Божественный исток древнего, евреям данного Закона. Первые слова «Слова»: «Благословен Господь Бог Израилев, Бог христианский!» Но времена сменились: «Закон ведь предтеча был и слуга благодати и истины».

Иларион подробно рассматривает ветхозаветные прообразы евангельских событий. В истории чудом рожденного, благословленного сына Авраама Исаака и обидевшего его, а за то отвергнутого Измаила, он видит знамение воплощения Божьего и первых лет истории Церкви. Тогда, после Вознесения, при первых гонениях «крещение благодатное обижаемо было обрезанием законным», что послужило конечному разделению иудеев и христиан. «И чада благодатные, христиане, наследниками стали Богу и Отцу». Ветхий Завет ограничивался одной Иудеей, а христианство охватывает весь мир.

Исповедовав веру в Христа и воспев величие Нового Завета, Иларион переходит к значению принятия христианства Русью: «Ведь вера благодатная по всей земле простерлась и до нашего языка русского дошла». В связи с этим произнес он пространную «Похвалу кагану нашему Владимиру». Для Илариона святое достоинство равноапостольного Владимира не вызывает сомнений. То, что Владимир, который «не видел Христа, не ходил за Ним», все же «учеником Его оказался», вызывает восхищение и прославляется как Божье чудо. Как, спрашивает Иларион, Владимир уверовал, не видя апостольских чудес? «Только от благого разума и острого ума».

Подобно Иакову Мниху, Иларион воспевает милосердие и щедрость покойного князя. Наконец, он прямо сравнивает Владимира со святым царем Константином, а Ольгу — с его матерью, царицей Еленой. При всем том Иларион подчеркивал огромную роль Византии в просвещении Руси, а Константинополь звал «новым Иерусалимом». Вместе с Владимиром прославляет Иларион и его здравствующего сына Ярослава-Георгия с супругой Ириной. «Слово» завершает просьба Илариона к святому Владимиру помолиться пред Богом «о земле своей и о людях», «о сыне твоем, благоверном кагане нашем Георгии», и Молитва самого Илариона за Русь и ее народ.

В результате войны с Византией 1043 г. Русь на время лишилась назначаемого из Константинополя митрополита. Ярослав, не дождавшись даже после примирения митрополита «от греков», решил проявить независимость. В 1051 г. он созвал в Софийском соборе епископов, которые по его воле возвели на митрополичий престол Илариона. Впервые митрополичий престол занял уроженец Руси, «русин». При вступлении на престол Иларион огласил свое «Исповедание веры». Это было не только соблюдение устава — уже разгорался спор между Западом и Востоком, который спустя три года приведет к окончательному расколу Древней Церкви. Иларион и Ярослав, невзирая ни на какие разногласия с Византией, несмотря на свойство Ярослава с королевскими домами Запада, в церковном споре не приняли стороны латинян. Исповедание Илариона строго православное.

Сам Иларион описал своё поставление на митрополию в следующих словах: «Я, милостью человеколюбивого Бога монах и пресвитер Иларион изволением Его от Бога почитающих епископов был священ и настолован в великом и богохранимом граде Киеве, чтобы быть мне в нем митрополитом, пастухом и учителем. Было же это в лето 6559, при владычестве благоверного кагана Ярослава, сына Владимира». Это единственные строки, написанные им о самом себе.

В недолгое пребывание на митрополичьем престоле Иларион совместно с Ярославом разработал первый на Руси собственный свод церковного права — Церковный Устав Ярослава. Он передавал церковному суду рассмотрению преступлений против нравственности, ограничивал кровную месть, запрещал браки умыканием и по родительскому принуждению. Церковный Устав, дополнявшийся и редактировавшийся не раз, на долгие века стал основой церковного суда на Руси.

После смерти Ярослава в 1054 г. Иларион не сохранил престола. Новые князья стремились полностью восстановить связи с Византией и сразу приняли в Киеве нового греческого митрополита Ефрема. О судьбе Илариона после этого неизвестно — видимо, он удалился в один из монастырей, скорее всего, в Печерский, где и скончался. Время смерти первого митрополита-«русина» мы также не знаем. Однако память об Иларионе сохранялась в среде русского духовенства и образованных людей. «Слово о Законе и Благодати» — уникальный памятник литературы и богословия новокрещеной Руси, восторженный гимн её христианскому просвещению — многократно переписывался и читался ещё в XV-XVII вв. Память святителя Илариона Православная Церковь празднует 21 октября (3 ноября).

Сергей Алексеев , историк


«Гений и злодейство - две вещи несовместные», - уверял Александр Сергеевич Пушкин. Но реальность даёт понять, что и «гений не без порока». Сегодня не секрет, что среди самых великих писателей были и алкоголики, и наркоманы, и личности нетрадиционной ориентации. Но ведь для преданных читателей презумпция невиновности в отношении любимых авторов работает в режиме нон-стоп. В нашем обзоре 10 великих писателей с их тайными страстями и пороками.

1. Владимир Набоков


Пламенной страстью писателя и филолога Владимира Набокова были бабочки. Он их ловил, изучал, рисовал, составлял их описание и с удовольствием рассказывал о предмете своего увлечения друзьям и знакомы. Бабочка даже стала чем-то вроде его личного фирменного знака.

2. Джордж Гордон Байрон



Великий британский поэт Джордж Байрон – хромой, толстый и мало привлекательный человек – был чрезвычайно любвеобилен. За год жизни в Венеции он осчастливил собой 250 дам. Он арендовал дворец Мосениго и превратил его в настоящий дом терпимости. Известно, что ему удалось соблазнить леди Каролину Лэм, которая говорила о нём, как о самом опасном и недобром из всех известных её людей, а затем Байрон соблазнил и её кузину, и собственную сводную сестру. Безусловно, можно было бы посчитать, что Байрон приврал, говоря о 250 любовницах, если бы не одно но. О каждой своей любовнице он оставлял память – прядь лобковых волос, которую помещал в конверт с указанием имени. Эти конверты были обнаружены уже в наше время в его доме в библиотеке.

Ещё одной страстью Байрона была диета – он старался изо всех сил сбросить все и добиться «благородной бледности». Для этого он пил уксус, разбавленный водой. В результате вес Байрон начал терять, а в придачу получил тошноту, диарею и умер в расцвете сил.

3. Чарльз Диккенс



Однажды Чарльз Диккенс признался: «Какая-то незримая сила влечёт меня в морг». Речь шла о парижском морге, где в 19-ом веке на всеобщее обозрение выставляли неопознанные тела. Диккенса так захватывали трупы, что в этом заведении он мог проводить дни напролёт, наблюдая, как привозят мёртвые тела, вскрывают, готовят к погребению. Чувство, которое его охватывало, он называл «притягательностью отвратительного».

4. Эдгар Аллан По



Эдгара Аллана По можно считать самым отпетым писателем-алкоголиком XIX века. Он не раз оказывался в больнице с приступами белой горячки, где яростно ругался и дрался с привидениями. Даже в мир иной он отошёл в алкогольном угаре. По выпил всё спиртное, которое привезли ему в день выборов за то, что он согласился участвовать в них в качестве подставного кандидата. Его нашли в канаве, доставили в больницу, где он и скончался от инсульта. Начиная с 1949 года на могиле писателя в Балтиморе некто регулярно оставляет бутылку «Мартеля» или «Хеннесси».

5. Михаил Булгаков


Михаил Булгаков собирал коллекцию билетов на все спектакли, которые посетил. Но наряду с этим невинным увлечением был у него и серьёзный порок - увлечении морфием. "Есть вещи и похуже морфия, но лучше нет," - утверждал писатель.

Леонид Карум, муж сестры Булгакова, рассказывал в своей книге: ««Михаил был морфинистом, и иногда ночью после укола, который он делал себе сам, ему становилось плохо, он умирал. К утру он выздоравливал, однако чувствовал себя до вечера плохо. Но после обеда у него был приём, и жизнь восстанавливалась. Иногда же ночью его давили кошмары. Он вскакивал с постели и гнался за призраками. Может быть, отсюда и стал в своих произведениях смешивать реальную жизнь с фантастикой».

6. Александр Дюма


Александр Дюма-старший прославился не только своими увлекательными романами. Современники знали его как неутомимого соблазнителя и развратника. На протяжении всей своей жизни он не хранил верность ни одной женщине, в там числе и своей жене. Он хвастался, что дал жизнь 500 незаконнорожденным детям, но признавал официально отцовство лишь троих. Когда к Дюма-отцу заглядывал в гости Дюма-сын, в доме начинался настоящий переполох. Дюма –старший метался по поместью, пытаясь куда-нибудь спрятать многочисленных полуодетых барышень.



Современники Оноре де Бальзака вспоминали, что он страстно любил кофе, предпочитал его всем другим напиткам и пил в любое время суток. В день Бальзак мог выпить более 20 чашек. Простая арифметика позволяет вычислить, что, работая над самым масштабным своим произведением «Человеческой комедией», Оноре де Бальзак выпил не менее 15 000 чашек своего любимого кофе.



Автор «Мёртвых душ» и «Вечеров на хуторе близ Диканьки» питал страсть к рукоделию – он кроил сестрам платья, вязал на спицах, шил себе шейные платки и ткал пояса. А ещё Николай Васильевич обожал миниатюрные издания. Хотя математику он не знал и не любил, но выписывал математическую энциклопедию лишь потому, что печатали её в шестнадцатую часть листа (10,5×7,5 см). Кулинарной страстью Гоголя были не только вареники, но и козье молоко. Гоголь варил его особым способом, добавляя в него ром.



Знаменитый мыслитель и поэт Гете обожал всеми фибрами души фиалки. Он не просто любовался ими, он их разводил, причём весьма оригинальным способом. Прогуливаясь по окрестностям Веймара, он всегда брал с собой семена фиалок и сеял цветы повсюду. Через несколько лет пригород Веймара оказался усыпан голубыми душистыми цветами, которые там и сегодня называют «цветы Гете».



Трумен Капоте – автор «Завтрака у Тиффани» и «Хладнокровного убийства» - о себе говорил так: «Я - алкоголик. Я - наркоман. Я - гомосексуалист. Я - гений...»

Кто может дать лучший совет, чем человек, повидавший жизнь. будут интересным даже тем, кто к творчеству Булгакова равнодушен.

МБОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Бондаренко» Волоконовского района Белгородской области

Итоговый тест по литературе

за курс 10 класса

подготовила

учитель русского языка и литературы

Морозова Алла Станиславовна

с. Погромец

2012

Пояснительная записка

Тесты по литературе за курс 10 класса позволяют определить уровень знаний учащихся произведений, изученных в 10 классе. Работа содержит вопросы о жизни и творчестве писателей и поэтов, вопросы на знание текста, на знание героев изученных произведений..

К каждому вопросу даётся четыре варианта ответа.

Представленные тесты можно использовать на заключительном уроке литературы.

Критерии оценивания:

«5» — 90 – 100 %

«4» — 70 – 89 % от общего количества вопросов,

«3» — 50 – 69 % от общего количества вопросов,

«2» — менее 50 % от общего количества вопросов.

I вариант

1. Какое литературное направление господствовало в литературе второй половины XIX в.?

а) романтизм

б) классицизм

в) сентиментализм

г) реализм

2. Укажите основоположников «натуральной школы».

а) В. Г. Белинский и И. С. Тургенев

б) А. С. Пушкин и Н. В. Гоголь

в) М. Ю. Лермонтов и Ф. И. Тютчев

г) В. Г. Белинский и Н. В. Гоголь

3. Кого из русских писателей называли «Колумбом Замоскворечья»?

а) И. С. Тургенева

б) А. Н. Островского

в) JI . Н. Толстого

г) Ф. М. Достоевского

4. Статья Н. А. Добролюбова «Когда же придет насто­ящий день?» посвящена роману И. С. Тургенева:

а) «Отцы и дети»

б) « Накануне»

в) «Дворянское гнездо»

г) «Рудин»

5. Героиню пьесы Островского «Гроза», Кабаниху, звали:

а ) Анна Петровна

б) Марфа Игнатьевна

в) Катерина Львовна

г ) Анастасия Семеновна

6. Укажите, какой художественный прием исполь­зует А. А. Фет в выделенных словосочетаниях.

Снова птицы летят издалека

К берегам, расторгающим лед,

Солнце теплое ходит высоко

И душистого ландыша ждет.

а ) олицетворение

б) инверсия

в) эпитет

г ) аллегория

7. Герой какого произведения при рождении был обещан Богу, «много раз погибал и не погиб»?

а) JI . Н. Толстой «Война и мир», князь Андрей

б) А. Н. Островский «Гроза», Катерина Каба­нова

в) И. С. Тургенев «Отцы и дети», Базаров

г ) Н. С. Лесков «Очарованный странник», Иван Северьянович Флягин

8. В каком произведении русской литературы второй половины XIX в. появляется герой-нигилист?

а) А. Н. Островский «Лес»

б) И. С. Тургенев «Отцы и дети»

в ) Ф. М. Достоевский «Преступление и нака­зание»

г) И. А. Гончаров «Обломов»

9. Назовите основной конфликт в романе И. С. Тур­генева «Отцы и дети».

а ) столкновение либерально-консервативных и демократических идей (Павел Петрович — Базаров)

б) конфликт между аристократкой Одинцовой и плебеем Базаровым (любовный конф­ликт)

в ) конфликт между старшим и младшим по­колениями (родители Базарова — База­ров)

г) внутренний конфликт в душе главного ге­роя Базарова (несоответствие целей и воз­можностей)

10. Катерина Измайлова — это героиня:

а) очерка Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»

б) пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»

в) романа Ф. М. Достоевского «Идиот»

г ) романа И. А. Гончарова «Обыкновенная ис­тория»

а) А. Н. Островский

б) Ф. М. Достоевский

в) М. Е. Салтыков-Щедрин

г) Л. Н. Толстой

12. Кто из героев романа «Война и мир» предложил М. Кутузову план партизанской войны?

а ) Ф. Долохов

б) В. Денисов

в ) А. Волконский

г ) Б. Друбецкой

13. Какому герою «Войны и мира» принадлежит выс­казывание «Шахматы расставлены. Игра начнет­ся завтра»?

а) князю Андрею

б) императору Александру I

в ) Наполеону

г) М. И. Кутузову

14. Какого героя романа «Преступление и наказание» Д. Разумихин характеризует следующими слова­ми: «Угрюм, мрачен, надменен и горд…»?

а) Порфирия Петровича

б) Зосимова

в ) Раскольникова

г) Свидригайлова

И, как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый и ясный ветр порою,

Ущерб, изнеможенье, — и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья.

а) А. К. Толстой

б) А. А. Фет

в ) Н. А. Некрасов

г) Ф. И. Тютчев

16. Укажите писателей второй половины XIX в., в названии произведений которых есть противопос­тавление (имеются в виду произведения, изучен­ные в школьном курсе).

а) А. Н. Островский, И. С. Тургенев, М. Е. Сал­тыков-Щедрин

б) И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, JI . Н. Тол­стой

в) И. А. Гончаров, Ф. М. Достоевский, А. П. Че­хов

г) JI . Н. Толстой, Н. С. Лесков, И. С. Тургенев

17. В творчестве какого поэта впервые была приме­нена импрессионистическая манера изображе­ния?

а) Н. А. Некрасов

б) Ф. И. Тютчев

в) А. А. Фет

г) А. К. Толстой

а) А. Н. Островский «Бешеные деньги»

в) JI . Н. Толстой «Живой труп»

г) Н. С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»

19. Определите, из какого произведения взят следую­щий отрывок.

Какое бы страстное, грешное, бунтующее серд­це ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинны­ми глазами: не об одном вечном спокойствии го­ворят нам они, о том великом спокойствии «рав­нодушной» природы; они говорят также о веч­ном примирении и о жизни бесконечной…

а) JI . Н. Толстой «Севастопольские рассказы»

б) Ф. М. Достоевский «Преступление и нака­зание»

в ) И. А. Гончаров «Обломов»

г ) И. С. Тургенев «Отцы и дети»

20. Укажите имя критика, который определил особен­ности психологизма

JI . Н. Толстого как «диалек­тику души».

а) Н. Г. Чернышевский

б) Н. А. Добролюбов

в) А. И. Герцен

г) Н. Н. Страхов

21. Какой художественный прием использовал автор в данном произведении?

Блажен незлобивый поэт,

В ком мало желчи, много чувства:

Ему так искренен привет

Друзей спокойного искусства…

Но нет пощады у судьбы

Тому, чей благородный гений

Стал обличителем толпы,

Ее страстей и заблуждений.

а ) аллегория

б) антитеза

в ) метафора

г ) гипербола

22. Назовите основные критерии оценки личности в романе JI . Н. Толстого «Война и мир».

а ) гордость и самолюбие

б) благородство и доброта

в ) естественность и нравственность

г ) щедрость и мужество

II вариант

1. Кто из русских писателей был осужден на катор­жные работы?

а) М. Е. Салтыков-Щедрин

б) Ф. М. Достоевский

в ) А. И. Герцен

г) Н. А. Некрасов

2. Какой литературный тип изображен в образе Ди­кого (А. Н. Островский «Гроза»)?

а ) тип «маленького человека»

б) тип «лишнего человека»

в ) самодур

г ) романтический герой

а) И. А. Гончаров

б) Н. А. Некрасов

в ) М. Е. Салтыков-Щедрин

г) А. П. Чехов

4. Какая пьеса не принадлежит перу А. Н. Остров­ского?

а) «Лес»

б) «Волки и овцы»

в ) «Не в свои сани не садись»

г) «Месяц в деревне»

Еду ли ночью по улице темной,

Бури заслушаюсь в пасмурный день, —

Друг беззащитный, больной и бездомный,

Вдруг предо мной промелькнет твоя тень!

а) Ф. И. Тютчев

б) А. А. Фет

в ) Н. А. Некрасов

г) И. С. Тургенев

6. Укажите, какую позицию занимает в романе-эпо­пее «Война и мир» автор.

а ) участник происходящих событий

б) человек, глубоко переживающий и коммен­тирующий описываемые события

в ) бесстрастный наблюдатель

г ) повествователь, прерывающий рассказ, что­бы поведать читателю о себе

7. Укажите название полка, в котором служил Ни­колай Ростов.

JI . Н. Толстой «Война и мир»

а ) Преображенский

б) Павлоградский

в ) Измайловский

г ) Семеновский

8. Какой род литературы стал господствующим во второй половине XIX в.?

а ) лирика

б) драма

в ) эпос

г ) лиро-эпика

9. Укажите, с чем связаны изменения в характере Д. И. Старцева

(А. П. Чехов «Ионыч»).

а) влияние его невесты

б) воздействие родителей Д. И. Старцева

в ) влияние среды

г ) профессия врача

10. Укажите, к какому литературному направлению следует отнести роман-эпопею JI . Н. Толстого «Война и мир».

а ) романтизм

б) сентиментализм

в ) классицизм

г ) реализм

11. Укажите произведение А. П. Чехова, которое яв­ляется лирической комедией.

а ) «Человек в футляре»

б) «Чайка»

в ) «Медведь»

г ) «Дама с собачкой»

12. Укажите, кому из русских писателей принадле­жит высказывание «Нет величия там, где нет про­стоты, добра и правды».

а) М. Е. Салтыков-Щедрин

б) JI . Н. Толстой

в ) Ф. М. Достоевский

г) А. П. Чехов

13. Укажите, где происходит основное действие рома­на И. А. Гончарова «Обломов».

а ) Петербург

б) Москва

в) город NN

г) тульское имение И. И. Обломова

14. Героем какого произведения А. Н. Островского является Несчастливцев?

а ) «Волки и овцы»

б) «Не в свои сани не садись»

в ) «Гроза»

г ) «Лес»

15. Кому посвящены следующие строки?

Его преследуют хулы:

Он ловит звуки одобренъя

Не в сладком ропоте хвалы,

А в диких криках озлобленья…

а) Н. Г. Чернышевский

б) В. Г. Белинский

в ) Н. В. Гоголь

г) А. С. Пушкин

16. Кого из героев романа «Преступление и наказа­ние» тревожат сновидения?

а ) Лебезятников

б) Соня

в) Лужин

г ) Свидригайлов

17. Какому персонажу чеховского рассказа принад­лежит следующая реплика?

Малороссийский язык своею нежностью и при­ятною звучностью напоминает древнегречес­кий.

а) Беликов («Человек в футляре»)

б) Иван Петрович Туркин («Ионыч»)

в) надзиратель Очумелов («Хамелеон»)

г) Ипполит Ипполитыч («Учитель словеснос­ти»)

18. Почему А. П. Чехов назвал свою пьесу «Вишне­вый сад» комедией?

а ) забавный сюжет

б) комичный финал

в ) фарсовые ситуации

г ) претензии персонажей противоречат их воз­можностям

19. Укажите, кому из русских писателей принадле­жат слова «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить…».

а ) А. К. Толстой

б) А. С. Пушкин

в ) А. А. Фет

г) Ф. И. Тютчев

20. Укажите, кто из русских писателей является ав­тором романа «Накануне».

а) И. С. Тургенев

б) JI . Н. Толстой

в ) Ф. М. Достоевский

г) А. К. Толстой

21. Укажите, кто из русских писателей принимал участие в обороне Севастополя.

а ) Ф. М. Достоевский

б) Ф. И. Тютчев

в ) JI . II. Толстой

г ) И. Л. Гончаров

22. Укажите, кому из русских поэтов принадлежат слова «Поэтом можешь ты не быть, но граждани­ном быть обязан».

а ) А. А. Фет

б) Н. А. Некрасов

в) Ф. И. Тютчев

г) А. К. Толстой

Ответы

I вариант

II вариант

1 — г

2 — г

3 — б

4 — б

5 — б

6 — в

7 — г

8 — б

9 — а

10 — а

11 — в

12 — б

13 — в

14 — в

15 — г

16 — б

17 — в

18 — б

19 — г

20 — а

21 — б

22 — в

1 — б

2 — в

3 — в

4 — г

5 — в

6 — б

7 — б

8 — в

9 — в

10 — г

11 — б

12 — б

13 — а

14 — г

15 — в

16 — г

17 — а

18 — г

19 — г

20 — а

21 — в

22 — б

Список использованной литературы

1. Алиева Л.Ю. Тесты по литературе/ Л.Ю.Алиева, — М.: Айрис-пресс, 2004

2. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 11 класс, — Москва «ВАКО», 2009

3. Щербина, И.В. Тесты на уроках литературы.10-11 кл.: методическое пособие/ И.В.Щербинина, — М.: Дрофа, 2008



Рассказать друзьям