План занятий по подготовке детей к школе. Подготовка к школе: какие занятия помогут ребенку быстрее адаптироваться в школе

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Программа «Развитие речи и обучение грамоте для дошкольников».

Цель программы – всестороннее развитие личности ребенка, формирование его умственных способностей и творческой активности, развитие его кругозора, интеллекта, личностных качеств.

    развитие умения говорения и слушания;

    развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих;

    обогащение активного, пассивного, потенциального словаря; развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка;

    развитие умения оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением;

    развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения;

    развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления;

    развитие общеучебных умений: умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно;

    расширение представлений об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребенка.

При подготовке к обучению родному языку дети знакомятся с рассказами, сказками, сюжетными и предметными иллюстрациями. Учатся отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов, пересказывать прочитанное, выразительно читать выученные наизусть стихотворения. Составляют по иллюстрациям сказки, рассказы.

В процессе знакомства с художественными произведениями и работы с ними осуществляется интеллектуальное и нравственно-эстетическое воспитание дошкольников, развивается их эмоциональная отзывчивость на явления окружающей жизни.

Дети овладевают диалогической и монологической речью. Учатся говорить выразительно, без напряжения, не торопясь, отчетливо произнося каждое слово.

Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер. Особое значение при подготовке детей к обучению родному языку приобретают речевые игры, предваряющие ориентировочные действия.

Речевые игры развивают мышление, речь, внимание, воображение. К таким играм можно отнести: «Подскажи словечко», «Угадай слово», «Продолжи сказку», «Продолжи рассказ», «Расскажи об игрушке» и др.

Предваряющие ориентировочные действия помогают сформировать тонкую моторику, развивают координацию движений, готовят детей к восприятию форм букв. Предваряющие ориентировочные действия – обведение контура предмета, общих элементов в предметах, штриховка предметов, дорисовывание недостающих элементов предметов, пальчиковая гимнастика и др.

Развитие и совершенствование речи связанно с ужесточением и обогащением словаря детей; формированием грамматического строя речи; пересказом по иллюстрациям и составлением рассказа по картинке.

При подготовке к обучению чтению формируется готовность связно высказываться на определенные темы, осознавать на элементарном уровне, что такое речь, каково ее назначение и особенности.

Развитие и совершенствование устной речи.

 Расширение запаса слов, называющих предметы, действия, признаки.

 Совершенствование умения образовывать однокоренные слова, использовать в речи сложные предложения разных видов.

 Формирование умения правильно употреблять слова по смыслу в соответствующем контексте.

 Формирование правильного понимания переносного значения слов.

 Обучение умению замечать и исправлять свои речевые ошибки.

 Сравнение предметов, выделение и правильное называние их существенных признаков; обогащение словаря точными названиями качеств (материал, форма, цвет, размер).

 Правильность понимания и употребления детьми обобщающих слов, и их активное использование в речи.

 Развитие диалогической и монологической речи.

 Обучение содержательной, логичной и последовательной передачи текста на основе иллюстраций.

 Развитие у детей внимания и интереса к слову, его эмоциональной окраске в процессе чтения сказок, стихотворений.

 Разучивание загадок, скороговорок; пересказ сказки с опорой на иллюстрации.

 Развитие умения связно рассказывать об эпизодах из собственной жизни на заданную тему; устно описывать окружающий мир (цветы, звери, птицы, овощи, фрукты, небо, солнце и др.) по плану.

 Развитие эмоционального восприятия речи взрослых и детей.

 Умение отвечать на вопросы, задавать вопросы, строить краткие сообщения.

 Рассказ по картине: описание изображенного на картине.

 Развитие интереса детей к самостоятельному словесному творчеству, поощрение в создании рассказов, сказок, стихотворений.

Подготовка к обучению чтению.

 Обучение правильному литературному произношению, орфоэпическим нормам литературного языка.

 Совершенствование звуковой культуры речи: умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка.

 Совершенствование фонетического слуха: умение называть слова с этим звуком в предложении; определять место звука в слове.

 Укрепление и развитие артикуляционного аппарата ребенка: обучение четкому произношению слов и фраз.

 Выделение звуков в начале, конце и середине слова.

Подготовка к обучению письму.

Подготовка пишущей руки к письму в процессе обведения по контуру узоров и штриховки предметов, гимнастики для пальцев; знакомство с правилами письма – с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша при работе в тетради; обучение работе в ограниченном пространстве (на рабочей строке), перемещение пишущей руки снизу вдоль строки, слева направо; знакомство с контуром предмета и его особенностями.

Тематический план занятий.

№ занятия

Дата проведения

Занятие 1.

Знакомство со школой и друг с другом. Выявление и систематизация знаний, которыми обладают дети. Загадки на тему «Школа». Пальчиковая гимнастика.

Знакомство с буквами. Обводка по контуру.

Занятие 2.

Путешествие в мир игрушек. Составление рассказа на тему «Моя любимая игрушка». Заучивание наизусть стихов А. Барто. Пальчиковая гимнастика.

Знакомство с буквами, обозначающими гласные звуки. Обводка по контуру. Развитие мелкой моторики.

Занятие 3.

В детском саду. Отгадывание загадок. Составление рассказа по картинке «В детском саду». Знакомство с разлиновкой тетради. Знакомство с правилами посадки. Пальчиковая гимнастика.

Буквы, обозначающие гласные звуки. Слово (работа с кассой букв). Печатание букв, обозначающие гласные звуки.

Занятие 4.

Путешествие по сказкам. Встреча с героями любимых сказок. Инсценировка сказки «Репка». Отгадывание загадок.

Учимся слышать звуки и называть их. Буквы, обозначающие согласные звуки. Пытаемся читать слоги. Раскрашивание и штриховка.

Занятие 5.

Путешествие в лес. Знакомство с растениями леса. Отгадывание загадок. Игра «Что лишнее». Пальчиковая гимнастика.

Звук, буква, слог, слово. Слог слияние. Печатание слов. Работа в тетради.

Занятие 6.

В лес за грибами и ягодами. Заучивание стихотворения. Составление рассказа по картине «Заблудился». Пальчиковая гимнастика.

Гласные и согласные звуки. Работа в тетради. Чтение изученных слогов. Написание элементов букв.

Занятие 7.

Животные леса. Игра «Кто лишний?». Составление рассказа-описания по картинке (о белочке). Пальчиковая гимнастика.

Упражнение в слушании звуков и слог слияний и печатания их. Штриховка. Работа в тетради.

Занятие 8.

Путешествие в деревню. Домашние животные. Отгадывание загадок. Игра «Кто лишний». Игра «Большие и маленькие». Пальчиковая гимнастика.

Упражнение в определении звуков и их печатание. Написание элементов букв. Определение местоположения звука в слове.

Занятие 9.

Дикие и домашние животные. Их сходство и различие. Пересказ рассказа «Кот Васька. Заучивание стихотворения. Пальчиковая гимнастика.

Алфавит. Буквы, обозначающие гласные и согласные звуки. Чтение слов, состоящих из одинаковых слогов. Письмо по образцу. Работа в тетради.

Занятие 10.

В саду и огороде. Отгадывание загадок. Игра «Противоположные слова». Составление предложений. Пальчиковая гимнастика.

Звуко-буквенный анализ. Печатание слов. Работа в тетради. Штриховка. Чтение односложных слов.

Занятие 11.

Путешествие на луг. Игра «Один – много». Отгадывание загадок. Пальчиковая гимнастика.

Звук, буква, слог, слово. Чтение односложных слов. Работа в тетради. Письмо по точкам.

Занятие 12.

На реке. Составление рассказа по картинке. «На рыбалке». Заучивание скороговорок. Пальчиковая гимнастика.

Работа в тетради. Слово. Определение количества слогов в слове. Чтение двусложных слов. Письмо по точкам.

Занятие 13.

Путешествие по воздуху. Игра «Что перепутал художник?». Пальчиковая гимнастика.

Чтение двусложных слов. Понятие об ударении. Штриховка. Работа в тетради.

Занятие 14.

Гуляем по зоопарку. Игра «Кто где живет?». Описание животного по картинке. Пальчиковая гимнастика. Разучивание стихотворения.

Работа в тетради. Звуко-буквенный анализ. Написание элементов букв. Чтение слов. Постановка ударения.

Занятие 15.

Кто кем работает. Профессии людей. Отгадывание загадок. Пальчиковая гимнастика. Игра «Соответствие».

Чтение слов. Гласные и согласные звуки. Составление схемы предложения. Письмо по образцу.

Занятие 16.

Моя семья. Составление рассказа о своей семье. Игра «Говори наоборот». Пальчиковая гимнастика.

Чтение слов. Предложение. Составление схемы. Интонация предложения. Письмо по точкам. Работа в тетради.

Занятие 17.

В магазине. Составление рассказа «За покупками». Игра «Выбери нужные продукты». Пальчиковая гимнастика.

Чтение слов. Звуко-буквенный анализ. Ударение. Разбивка на слоги. Штриховка. Работа в тетради.

Занятие 18.

Инструменты. Игра «Назови одним словом». Составление рассказа по картинке «Строим кормушку». Пальчиковая гимнастика.

Чтение слогов и слов. Мягкий знак. Его роль в словах. Чтение слов с Ь. звуко-буквенный анализ слов.

Занятие 19.

Транспорт. Игра «Закончи предложение». Заучивание стихотворений. Пальчиковая гимнастика.

Деление слов на слоги. Ударение. Печатание букв и слов. Штриховка. Работа в тетради.

Занятие 20.

Знакомство с правилами дорожного движения. Игра «Бывает – не бывает». Пальчиковая гимнастика.

Разделительный Ъ. примеры слов с Ъ. Звуко-буквенный анализ слов. Составление предложений. Работа в тетради.

Занятие 21.

Времена года. Различие времен года. Игра «Что за чем следует». Пальчиковая гимнастика.

Чтение словосочетаний. Ударение. Деление слов на слоги. Штриховка. Работа в тетради.

Занятие 22.

Что такое речь. Устная и письменная речь. Игра «Говори наоборот». Составление рассказа по сюжетным картинкам. Пальчиковая гимнастика.

Работа в тетради. Копирование предложений. Работа в тетради.

Занятие 23.

Речь состоит из предложений. Предложение состоит из слов. Игра «Закончи предложение». Пальчиковая гимнастика.

Работа в тетради.

Занятие 24.

Заучивание стихотворений наизусть. Игра «Том и Тим». Составление рассказа по картинке. Пальчиковая гимнастика.

Работа в тетради.

Занятие 25.

Скоро в школу. Составление рассказа по сюжетным картинкам. Игра «Собери школьные принадлежности». Пальчиковая гимнастика.

Дополнение слога до слова. Звуко – буквенный анализ. Ударение. Рисование по точкам. Работа в тетради.

Занятие 26.

Занятие 27.

Повторение изученного материала.

Планируемые результаты.

Дети должны уметь:

 правильно произносить все звуки;

 отчетливо и ясно произносить слова;

 находить слова с определенным звуком;

 определять место звука в слове;

 соблюдать орфоэпические нормы произношения;

 составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;

 составлять рассказы, сказки по картине, по серии картинок;

 пересказывать по опорным иллюстрациям небольшие по содержанию сказки, рассказы;

 соблюдать элементарные гигиенические правила;

 ориентироваться на странице в тетради.

Программа «Математика для дошкольников».

Одним из основных направлений дошкольной подготовки является математика.

Выполнению поставленной цели способствует решение следующих задач:

    формирование простейших математических представлений;

    введение в активную речь простейших математических терминов;

    развитие у детей основ конструирования;

    развитие логических способностей;

    развитие зрительной и слуховой памяти;

    формирование образного мышления;

    формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать, группировать;

    формирование творческой активности детей.

Возрастные особенности дошкольников определили насыщенность учебного материала игровыми заданиями. «Стихия ребенка – игра», поэтому основной принцип программы – играя обучать. Обучая дошкольников при помощи игры, необходимо стремиться к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно переросла в радость учения.

Многие задания даются в игровой форме, включая в себя элементы соревнования.

На занятиях используются загадки, считалки, ребусы, головоломки, занимательные задачи математического содержания.

На изучение каждой темы отводится количество занятий, необходимое для ее полного усвоения, при этом учитывается содержание и степень сложности материала.

Наглядные пособия, раздаточный материал, рабочие тетради служат как для объяснения нового материала, так и для контроля за пониманием детьми всех тем программы. Такие задания, как срисовывания, дорисовывания, сравнение предметов по признакам проводятся по образцу.

Основными методами, используемыми в период подготовки детей к обучению математике в школе, являются практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, но ведущим остается практический метод, позволяющий дошкольникам усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперименты, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т.д.

Под руководством педагога дети применяют те или иные способы наглядного доказательства: метод сопоставления, сравнения, приемы наложения, измерения.

Кроме того, дошкольники учатся обобщать, конкретизировать, использовать индуктивный и дедуктивный методы доказательства какого – либо положения.

Большое внимание уделяется формированию умений общаться с учителем, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью.

Использование специально отобранного материала и методов работы с ним поможет и позволит детям успешно подготовиться к изучению математики в школе.

1. Количество и счет.

На занятиях по этой теме дети знакомятся с числами от 0 до 20, учатся писать цифры в клетке (0,7 см) – (печатные цифры).

Дошкольники считают в пределах 20, используя порядковые числительные (первый, второй).

Учатся сопоставлять число, цифру и количество предметов от 1 до 20.

Считают двойками до 20 и тройками до 21.

Сравнивают числа – соседи.

Знакомятся с понятиями: больше, меньше, одинаковое количество.

Преобразуют неравенство в равенство и наоборот.

Дети узнают основные математические знаки +, -, =, <, >, учатся их писать и применять при решении примеров и задач.

Придумывают задачи по рисункам, решают их с опорой на наглядный материал.

Учатся составлять число из двух меньших (состав числа) в пределах первого десятка.

Решают задания творческого характера.

2. Величина.

Дети учатся сопоставлять предметы по различным признакам. Активно используют в своей речи слова: большой, маленький, больше, меньше, одинакового размера; длинее, короче, одинаковые по длине; выше, ниже, одинаковые по высоте; уже, шире, одинаковые по ширине; толще, тоньше, одинаковые по толщине; легче, тяжелее, одинаковые по весу; одинаковые и разные по форме; одинаковые и разные по цвету.

Учатся сравнивать предметы, используя методы наложения, прием попарного сравнения, и выделять предмет из группы предметов по 2 – 3 признакам.

Находят в группе предметов «лишний» предмет.

Кроме того, у детей развивается глазомер (сравнение предметов на глаз).

3. Ориентировка в пространстве.

Дети определяют положение предметов в пространстве (слева, справа, вверху, внизу); направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, вперед, назад, в том же направлении, в противоположном направлении; усваивают понятия: далеко, близко, дальше, ближе, высоко, низко, рядом.

Дошкольники учатся определять свое положение среди окружающих предметов, усваивают понятия: внутри, вне, используя предлоги: в, на, над, под, за, перед, между, от, к, через.

Дети учатся ориентироваться на листе бумаги, в строчке и в столбике клеток.

4. Ориентировка во времени.

Дети знакомятся с понятиями: год, месяц, день недели, время года, время суток. Знакомятся с весенними, летними, осенними, зимними месяцами.

Учатся определять, какой день недели был вчера, позавчера, какой сегодня, какой будет завтра и послезавтра.

Используют в речи понятия: долго, дольше, скоро, скорее, потом, быстро, медленно, давно.

5. Геометрические фигуры.

Дети знакомятся с такими геометрическими фигурами, как треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал, многоугольник. Показывают и называют стороны, углы, вершины фигур. Сравнивают фигуры, чертят геометрические фигуры в тетради.

Дети классифицируют фигуры по 1 – 3 признакам (форма, размер, цвет).

6. Графические работы.

Дети учатся штриховать и раскрашивать. Они рисуют точки, узоры, чертят прямые и наклонные палочки, кривые и ломаные линии в тетрадях в клеточку (0,7 см).

Выполняют графические диктанты. Срисовывают различные предметы по клеточкам и точкам и дорисовывают недостающие части предметов.

7. Конструирование.

Дети, используя счетные палочки, складывают геометрические фигуры, цифры, буквы, предметы, картинки.

8. Логические задачи.

Дошкольники находят логические связи и закономерности.

Выделяют в группе предметов «лишний» предмет, не подходящий по 1 – 3 признакам.

Продолжают логический ряд предметов.

Группируют предметы по 1 – 3 признакам.

На занятиях развивается воображение ребенка (дорисуй рисунок, найди и исправь ошибку художника).

Дети собирают головоломки.

На занятиях используются загадки математического содержания, задачи – шутки, ребусы.

Проводятся занимательные игры, математические конкурсы.

Все это способствует развитию у детей логического мышления, находчивости, смекалки.

Тематический план занятий.

№ занятия

Дата проведения

Занятие 1.

Числа от 0 до 10. Пространственная ориентировка. Логические задачи (классификация предметов по признакам). Решение стихотворных задач.

Занятие 2.

Прямой и обратный счет в пределах 10. Геометрические фигуры. Логические задачи (продолжение логического ряда).

Занятие 3.

Порядковый счет в пределах 10. Геометрические фигуры. Ориентировка в пространстве: понятия: слева, справа, вверху, внизу и т.д., Конструирование из палочек.

Занятие 4.

Счет в пределах 10. Нахождение и сравнение чисел (соседей, предшествующее, последующее), предметов (больше, меньше). Логические задачи (антонимические игры). Графические работы (штрихование и раскрашивание). Пространственная ориентировка.

Занятие 5.

Счет в пределах 10. Соотношение числа и количества предметов. Ориентировка по словесной инструкции. Графический диктант. Конструирование из палочек.

Занятие 6.

Числовой ряд. Решение стихотворных задач. Логические задачи (классификация предметов по признакам). Копирование.

Занятие 7.

Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Решение примеров вида +1, -1. Сравнение предметов по длине и высоте.

Занятие 8.

Отношение «больше», «меньше», «равно». Знакомство со знаками. Логические задачи(нахождение в группе предметов «лишнего» предмета). Графические работы (рисование по памяти). Конструирование из палочек.

Занятие 9.

Счет в пределах 10. Направление движения: слева направо, сверху вниз, вперед и т.д., графический диктант по клеточкам. Логические задачи (ребусы).

Занятие 10.

Число и цифра 1. Число и цифра 2. Понятие «пара». Графические задачи (дорисовывание недостающих предметов). Группировка предметов по 1-2 признакам.

Занятие 11.

Число и цифра 3. Число сказок. Логические задачи (продолжение логического ряда). Графические работы (графический диктант по клеточкам).

Занятие 12.

Число и цифра 4. Времена года, части суток. Четырехугольник. Нахождение в группе предметов «лишнего». Ориентировка в пространстве, использование предлогов: в, на, над, под, за, перед, между, от, к. рисование по памяти.

Занятие 13.

Число и цифра 5. Пятиугольник. Сравнение предметов по ширине и толщине. Отношение «больше», «меньше», «равно». Решение стихотворных задач.

Занятие 14.

Число и цифра 6. Шестиугольник. Формирование понятий: вчера, сегодня, завтра, послезавтра. Логические задачи. Конструирование из палочек.

Занятие 15.

Число и цифра 7. Ориентирование во времени: название дней недели. Логические задачи: нахождение отличий.

Занятие 16.

Число и цифра 8. Формирование представлений: утро, день, вечер, ночь. Графические работы. Решение примеров вида +1, -1.

Занятие 17.

Числа 1-10. Знакомство со знаками +, -, =.выделение из групп предметов «лишнего». Решение примеров при помощи палочек.

Занятие 18.

Знакомство с задачей. Графические работы (диктант по клеточкам). Логические задачи(найди отличия).

Занятие 19.

Числа от 0 до 20. Прямой и обратный счет. Сравнение предметов. Знакомство с линейкой.

Занятие 20.

Порядковый счет от 1 до 20. Виды линий: прямая, ломаная, луч, отрезок. Решение задач. Графические работы.

Занятие 21.

Счет двойками до 20 и обратно. Решение задач. Сравнение чисел. Графические работы.

Занятие 22.

Счет тройками до 21 и обратно. Знакомство с трапецией. Конструирование из палочек. Решение примеров.

Занятие 23.

Счет от 1 до 20. Решение задач. Логические задачи. Ориентирование во времени.

Занятие 24.

Счет от 1 до 20. Решение задач. Выделение из групп лишней фигуры. Графические работы.

Занятие 25.

Математический конкурс.

Занятие 26-27.

Планируемые результаты.

Дети должны знать:

 числа от 0 до 10 и их графическое изображение;

 порядковый счет в пределах 20;

 состав числа первого десятка;

 предшествующее число, последующее, числа – соседи;

 понятия: слева, справа, вверху, внизу, ближе, дальше, близко, далеко, рядом, высоко, низко, глубоко;

 геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, овал, многоугольник, ромб;

 вершины, стороны, углы фигур;

 основные цвета и их оттенки;

 название сторон и углов клетки;

 строчку и столбик в тетради в клетку (0,7 см);

 временные части суток: утро, день, вечер, ночь;

 название дней недели;

 название месяцев и времен года;

 знаки +, -, =, >,< и правильно их использовать;

 направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, вперед, назад, в том же направлении, в противоположном направлении.

Собираясь отдать ребенка в школу, самым верным шагом родителей должна стать оценка готовности сына или дочки к таким переменам в жизни. Это поможет определить, стоит ли ребенку идти в школу сейчас или лучше подождать еще год. Также оценка готовности поможет организовать подготовку ребенка правильно, учитывая его слабые стороны.



От настроя родителей и их рассказов о школе во многом зависит отношение ребенка к школе

Как определить готовность?

Ранее основным критерием готовности к обучению в школе считали умственное развитие ребенка. Сейчас же основное внимание направлено на психологическую готовность. У нее выделяют несколько важных критериев, среди которых:

  1. Интеллектуальная готовность. Она определяет развитие таких психических функций ребенка, как восприятие, мышление, воображение и память. К примеру, ребенок в 6-7-летнем возрасте должен из услышанных 10 слов запоминать от 3 до 5 слов, уметь найти «сокровища» с помощью схемы помещения, объединять предметы на основе похожих признаков и так далее.
  2. Социальная готовность. Ребенок должен уметь налаживать отношения как со сверстниками, так и с взрослыми. Для успешной адаптации в новом коллективе важно уметь находить компромисс, решать конфликты, быть толерантным. Большинство детей к 6-7-летнему возрасту уже умеют контролировать свое поведение и способны выполнять правила, например, не разговаривать во время урока, слушать учителя. Если поведение ребенка на уроке неадекватное, значит, он социально не готов к обучению. Кроме того, у ребенка должна быть адекватная самооценка. Если дошкольники оценивают себя необъективно высоко, то 6-7-летки должны уметь признавать ошибки и адекватно реагировать на критику.
  3. Личностная готовность. У 7-летнего ребенка появляется потребность получать новые знания и изменить свой статус – стать школьником. Мотивация может быть разной, например, быть похожим на старшего брата, носить портфель или не спать после обеда, но лучше всего, если ребенок ассоциирует школу с приобретением знаний. При этом очень важно наличие позитивного отношения к школе и понимания, зачем нужна учеба.

О том, как определить готовность ребенка к школе, смотрите в видео канала на Youtube "Детская и семейная психология онлайн".

Как подготовить психологически?

Огромной ошибкой родителей называют запугивание ребенка, например, ему говорят, что из-за домашних заданий на игры времени больше не останется, в школе его ждут двойки и подобное. Очень важно добиться, чтобы ребенок не боялся школы и относился к ней хорошо.

Делайте упор на том, что он приобретет новых друзей, узнает много нового и интересного, сможет посещать разные кружки, найдет хобби. Поделитесь историями о своем обучении, рассказав, какие предметы нравились, какой был учитель, что забавного произошло с вами в школьные годы.

Однако не следует и излишне идеализировать обучение в школе, расписывая все в слишком радужных тонах. Если ребенок не будет знать, что во время обучения возможны сложности и некоторые проблемы, уже после первой плохой оценки или замечания он сильно разочаруется.



От настроя ребенка зависит очень многое

Хорошей идеей является игра с дошкольником в игру «Школа». В такой игре можно моделировать разные ситуации с помощью игрушек. Также стоит заранее сходить с ребенком в школу и показать ему обстановку. Замечательно, если в выбранной школе имеются подготовительные уроки или дни открытых дверей.

Не забывайте и о собственном настрое. Ребенку будет легче адаптироваться в школе, если родители относятся к процессу обучения положительно и показывают своим поведением, что новый статус ребенка (школьник) важен для семьи.

Возможные трудности

Отсутствие дисциплины

Если ребенок неусидчивый, а также не соблюдает нужные правила, посещение школы может стать большой проблемой. У ребенка может не хватать терпения, чтобы доводить дела до конца. В этом случае ему требуется помощь родителей – пусть мама некоторое время выполняет задания вместе с малышом.

Также многим детям сложно работать по правилам, и приучить к дисциплине помогут игры, в которых есть некоторые ограничения.



Дисциплинированность должна быть привита с ранних пор, ребенок должен удерживать внимание на длительное время

Рассеянность и невнимательность

Такие качества могут сильно сказаться на успеваемости и расстраивают родителей. Ребенок не спешит выполнять задание, отличает забывчивостью и часто отвлекается. Специалисты не считают такое состояние психологической проблемой, а связывают с преимущественным развитием правого полушария. Как правило, к десятилетнему возрасту проблема рассеянности исчезает сама.

Чтобы уравновесить работу полушарий мозга ребенка, используют пальчиковые игры, рисование пальцами, лепку, игры со шнуровкой и подобные занятия.



Занятия для левого полушария мозга особенно полезны для невнимательных детей

Нежелание учиться

Подготовительные занятия

В наши дни многие центры развития и репетиторы предлагают занятия, на которых ребенка обучают счету и чтению. Однако отношение педагогов к таким занятиям неоднозначное. Одни относятся к ним положительно, другие полагают, что обучаться, как читать, так и писать ребенок должен уже в школе.



Множество специальных центров занимаются подготовкой детей к школе

Пример программы психологической подготовки детей к школе

Занятия такого подготовительного курса проводятся 6 раз в неделю по 40 минут в день. В середине каждого занятия следует делать два пятиминутных перерыва. Длительность подготовки – 16 недель.

Всего в неделю ребенок занимается 4 часа. Занятия каждой недели включают уроки для развития произвольного внимания, мышления (логического, образного), памяти (слуховой, зрительно-образной), восприятия и воображения. Кроме того, одно занятие в неделю направлено на развитие силы, подвижности и гибкости пальцев (мелкой моторики рук).

Примерный план занятий может быть таким:

Тема занятий

Как заниматься

Отличия и сходства

Ребенку предлагают сравнивать картинки, отыскивать предметы, находить отличия, читать нелепицы.

Недостающие фигуры

Ребенок будет искать недостающие фигуры, а также развивать счет и память. Одно из занятий посвящено изучению квадрата.

Лишние предметы

Ребенку предлагают дорисовывать картинки, рисовать фигуры, искать лишний предмет. Для развития памяти играют в «магазин».

Классификация

Ребенок будет искать лишнее на рисунках, классифицировать предметы, запоминать фразы.

Фрагменты

Ребенку предлагают находить фигуры и запоминать рисунки, дорисовывать фрагменты и четвертую фигуру.

Слова, классификация

Ребенок будет запоминать слова, буквы и цифры, соединять фигуры и классифицировать их, а также достраивать фигуры.

Сравнение предметов

Ребенку предлагают находить называемые фигуры, запоминать слова, сравнивать предметы, а также расставлять значки.

Пространство и лишние слова

Ребенок будет изучать геометрические фигуры, развивать слуховую память, называть окончания слов, искать лишние слова.

Наблюдательность

Ребенку предлагают расставлять точки, отыскивать лишние картинки, быстро отвечать на вопросы, определять понятия.

Воображение и внимание

Ребенок должен расставить значки, сочинить сказку по рисунку, находить пропущенные предметы, говорить наоборот. Также с ребенком проводят игру «бывает или не бывает».

Числа, последовательности и узоры

Ребенок сравнивает картинки и отыскивает числа, дорисовывает узоры, называет правильную последовательность картинок и находит пропущенные фигуры.

Копирование и закономерности

Ребенок изучает цифры и их фрагменты, копирует образец. Также проводятся занятия с картинками, во время которых ребенок определяет их последовательность, классифицирует их и находит закономерность.

Веселые картинки

Парные картинки

Ребенку предлагают занятие с одинаковыми картинками для их запоминания. Также ребенок играет с лабиринтами, запоминает и находит предметы, читает слова, ищет закономерности.

Лишние фигуры

Ребенок рассматривает смысловые ряды, изучает цвета, находит лишнее на рисунке, читает пословицы.

Сравнение

Ребенку предлагают сравнивать картинки, находить одинаковые, а также сравнивать фигуры

Материал для таких занятий можно найти в разных пособиях для дошкольников.

О том, что ребенок должен знать, чтобы адаптация к обучению в школе прошла легче, смотрите в видео канала на Youtube "Детская и семейная психология онлайн".

Обобщение материала - умение, необходимое каждому ребенку. Смотрите об этом в видео канала на Youtube "Детская и семейная психология онлайн".

Для развития умения ребенка работать по образцу посмотрите видео канала на Youtube "Детская и семейная психология онлайн".

Займитесь развитием фонематического слуха по видео канала на Youtube "Детская и семейная психология онлайн", чтобы ребенок мог легко анализировать слова по звукам.

Игры для подготовки в домашних условиях

Учитывая тот факт, что дошкольники легче всего обучаются в процессе игры, подготовительные занятия в домашних условиях стоит основывать именно на играх.

Занятия для мелкой моторики:

  • Штриховка карандашом.
  • Нанизывание бусин или макарон.
  • Рисование красками.
  • Завязывание шнурков.
  • Вырезание из бумаги.
  • Лепка из глины или пластилина.
  • Создание аппликаций.
  • Игры с мозаикой и конструктором.
  • Вышивка и вязание.
  • Завязывание узлов на веревке.



Занятия можно проводить вместе с друзьями ребенка, чтобы было веселее

Игры для памяти:

  • Сравнение картинок.
  • Запомнить действия мамы, например, во время приготовления теста.
  • Пересказывание сказки.
  • Обсуждение вечером, что произошло за день.
  • Пересказывание мультфильма.
  • Описание предмета, который убрали из поля зрения.



Игры для внимания:

  • Найти в комнате предмет, название которого начинается на определенную букву.
  • Прочтите ребенку стих, пусть он хлопает в ладоши, когда слово будет начинаться с определенной буквы.
  • Учиться выполнять несколько дел сразу, например, рассматривать картинку и слушать рассказ.
  • Разложить перед ребенком 5 игрушек, а затем поменять их местами и предложить ребенку вернуть их на свои места.
  • Дать ребенку листик с группами цифр и предложить вычеркнуть определенную цифру.

Игры для речи:

  • Назвать ребенку слово, с которым он сможет составлять словосочетания, например, вы говорите «пирог», а ребенок отвечает «вишневый пирог», «сладкий пирог», «испечь пирог».
  • Предложить ребенку озвучивать ваши действия, как журналист, например, как вы варите суп или пришиваете пуговицу.
  • Называть ребенку первый слог, а он будет продолжать слово.
  • Пересказывание мультфильмов, книг, событий вчерашнего дня.
  • Читать с ребенком.



Ребенок должен воспринимать занятия с радостью, это ключевая задача родителей

Игры для мышления:

  • Проговаривать слова наоборот (для этой игры подбирают слова из 3-4 букв).
  • Найти предмет, который мама назвала наоборот.
  • Связать предметы, которые использует мама в данный момент, например, что общего между пылесосом и веником.
  • Разгадывание ребусов и загадок.
  • Придумать историю по картинкам.
  • Составить картинку из разных геометрических фигур.
  • Составить из слов предложение.
  • Составлять из картинок историю.
  • Нарисовать продолжение комикса.
  • Придумать продолжение сказки.

Игры для пространственного представления:

  • Найти в помещении предмет, который называет мама. Подсказывайте ребенку, как действовать, например, «сделай шаг вправо, потом шаг вперед, посмотри вверх».
  • Найти предмет по «карте» комнаты, отметив его на плане крестиком.
  • Срисовывание цифр, букв и картинок.
  • Рассматривание карт и схем.
  • Поиграть в морской бой.



Приобретайте специальные пособия, которые помогут вам в обучении

Игры для эмоционального развития:

  • Мама называет действие (например, читать, вытирать пыль или есть шоколад), а ребенок изображает отношение к нему.
  • Представить, что предмет ожил и рассказать, что он мог бы чувствовать, а также какое у него было бы настроение.
  • Рассматривать лица других людей и оценивать их эмоции.
  • Читая сказку, спрашивать ребенка, что чувствует герой.
  • Часто говорить ребенку о своих чувствах в разных ситуациях.



Участие в театральных представлениях поможет эмоциональному развитию ребенка

Игры для воображения:

  • Предложите ребенку изобразить позами и жестикуляцией загаданный предмет.
  • Рассматриваем овощи и обсуждаем, на что они похожи.
  • Соединение частей предметов на рисунке.
  • Представлять увеличение и уменьшение предметов, после чего рисовать или лепить их. Например, это может быть крохотный слон или огромная кошка.
  • Обсуждать, как можно необычно использовать привычный предмет.

Для формирования ребенка представлений о времени проведите занятия, показанные в видео канала на Youtube "Детская и семейная психология онлайн".

Режим дня

Коррекцией режима дня ребенка советуют заняться примерно за месяц до первых занятий в школе. Выработать режим, при котором ребенок будет хорошо высыпаться, вовремя принимать пищу, успевать выполнять домашние задания, а также гулять и играть, очень важно.

Ребенок должен понимать, что домашние занятия являются ответственной работой, которая выполняется в первую очередь, а уже после этого можно отправляться на прогулку или браться за игрушки.

Если ребенок посещал детский сад, проблем с выстраиванием подходящего режима возникнуть не должно. Не посещающим садик детям довольно сложно просыпаться в 7 часов утра, поэтому приучать к более раннему подъему следует заранее.

Пусть в первой половине дня ребенок будет занят какими-то полезными делами, а все развлечения и отдых оставляйте на время после обеда. Кроме того, уделите внимание своевременному отходу ко сну, что тоже немаловажно для ранних пробуждений.



Проблемы с ранним просыпанием нужно решать еще до начала обучения в школе

Здоровье ребенка

В подготовке к школе здоровью сына или дочки следует уделить особое внимание. Это, прежде всего, относится к состоянию иммунитета. В дошкольных учреждениях для его поддержания используют закаляющие процедуры, уроки физкультуры и своевременную вакцинацию. Если ребенок не посещает детский садик, это все становится заботой родителей.

Ребенок должен:

  • Ежедневно гулять на свежем воздухе.
  • Употреблять достаточно продуктов, богатых витаминами.
  • Пройти обследование специалистами.



Закаливание и высокая физическая активность малыша укрепляют иммунитет

  • Начать готовиться к школе следует заранее. Выберите школу, желаемый профиль образования, познакомьтесь с учителем, присмотритесь к детям, которые посещают заведение. Вам нужно определиться, пойдет ли ребенок в школу рядом с домом или будет ездить в учебное заведение в другой части города. Продумайте возможные сложности, например, сможете ли вы отвозить ребенка, кто будет с ребенком после уроков.
  • Занимаясь с ребенком дома, придерживайтесь плана и проводите уроки системно. Только благодаря регулярным занятиям вы сможете охватить все нужные темы равномерно.
  • Обустраивая учебное место в комнате ребенка, позвольте дочке или сыну принимать участие в этом процессе. Пусть ребенок самостоятельно выбирает портфель, канцелярию, одежду и другие вещи.

Как происходят занятия по подготовке к школе детей 6-7 лет, смотрите в видео канала "Планета детей".

Государственное общеобразовательное учреждение

Российская гимназия при Государственном Русском музее

Санкт-Петербург

Программа развития и обучения

« По дороге в школу »

Программа разработана для дополнительного дошкольного развития и образования детей.

Программа рассчитана на средний и старший дошкольный возраст ребенка 4-6 лет.

Срок реализации 1 год.

Санкт-Петербург

2014

Пояснительная записка

Модифицированная программа, с элементами авторства, называется «По дороге в школу». Это программа развития и обучения дошкольников в условиях дополнительного образования. Программа образовательная и в тоже время развивающая, направлена на развитие психологической готовности дошкольника к учебной деятельности, формирование желания учиться.

Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребенка, требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому виду деятельности – учебному. Готовность к обучению - это не только определенный уровень знаний, умений, навыков ребенка. Понятие готовности к учению значительно шире и многообразно. Самое главное при переходе на качественно новую ступеньпсихологическая готовность к учебе. Но и это не все. Фундаментом успешной учебной деятельности являются хорошо развитые познавательные процессы: мышление, память, речь, восприятие, внимание, работоспособность.

Подготавливая ребенка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию. В связи с этим и разработана данная программа подготовки детей к школе. В ходе занятий по этой программе дети приобретают элементарные вычислительные навыки, делают первые шаги в чтении слогов, слов, предложений, узнают, чем буква отличается от звука. Осуществляется развитие коммуникативных навыков, познавательных процессов, творческих способностей. Все это закрепляется в игровой и адаптированной к возрасту форме.

Программа «По дороге в школу» написана с учетом возрастных особенностей и творческой активности детей, предполагает реализацию в процессе игровой деятельности. Разработанный материал программы предназначен для организации обучения детей с применением элементов инновационной игровой методики, который основывается на современные методические, педагогические разработки учебного методического комплекта «Школа России».

Девиз программы: «Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем».

Цель программы – планомерная подготовка детей к обучению в школе с реализацией мероприятий по профилактике возможных трудностей при адаптации и формирование осознанного отношения к здоровому образу жизни.

Реализация программы будет способствовать решению

следующих задач:

  • развивать познавательную сферу ребенка через организацию занятий по ознакомлению с социальной действительностью;
  • определить готовность детей к школе при помощи педагогического и психологического тестирования;
  • формировать речевую активность детей через организацию занятий по развитию и формированию связной речи;
  • обучить основам чтения;
  • формировать элементарные математические представления через организацию специальных мероприятий;
  • развивать творческие способности ребенка через организацию художественно – продуктивной деятельности на занятиях по развитию мелкой моторики рук;
  • приобщать к навыкам здорового образа жизни при помощи организации динамических и физкультурных пауз.

Актуальность программы

Тема подготовки детей в школу как никогда актуальна в наше время. Сегодня любого родителя волнует вопрос – достаточно ли подготовлен его ребенок к восприятию школьной программы? Конечно, им хочется как можно лучше подготовить ребенка к школе. Часто под готовностью к обучению подразумевают только определенный уровень знаний, умений, навыков ребенка, что само по себе конечно важно. Но не все родители понимают, что главное для ребенка 5-6 лет быть активным, сообразительным, раскрепощенным, уметь управлять своим поведением. Ведь любознательность, развитое мышление и речь – эти качества не менее важны, чем умение читать и писать. Их надо развивать в первую очередь. Программа «По дороге в школу» дает возможность безболезненно, интересно, в игровой форме пройти этот сложный, но важный период в жизни дошкольника.

Режим занятий

Содержание программы предполагает 1 год обучения для детей 4-6 лет, Занятия проходят в форме урока – путешествия, урока – игры, с частой сменой деятельности, физкультминутками. При организации занятий учитываются возрастные, психологические и физиологические особенностей детей 4 – 6 лет, применяются в обучении в основном игровые технологии. Продолжительность занятий от 25 – 30 минут. Группы формируются с учетом психофизиологических особенностей детей. В группах от 12 - 15 человек.

Особенности организации занятий

Подготовка детей к школе ведется не путем усвоения ими «школьных технологий», а путем развития психологических процессов в результате развивающих, творческих играх и заданиях. «Заниматься» с ребенком нельзя, с ребенком надо играть, играть заинтересованно и увлеченно. На всех занятиях присутствуют персонажи: домовенок Кузя и кукла Аня.

В дошкольном возрасте ребенок при помощи взрослых впервые выходит из узкого семейного мирка в мир взрослых людей и разнообразными способами моделирует этот мир. Поэтому основными психологическими новообразованиями дошкольного возраста являются :

Возникновение первого схематичного цельного детского мировоззрения (Л.С.Выготский);

Возникновение первых этических представлений (Л.С.Выготский);

Возникновение соподчинения мотивов (А.Н.Леонтьев);

Возникновение произвольного поведения (Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец);

Возникновение личного сознания.

Поэтому, во второй половине дошкольного детства ребенок уже психологически готов к деятельности учения.

Программа «По дороге в школу» так построена, что во время занятий, осуществляя разные виды развивающей, совместной и индивидуальной деятельности ненавязчиво прививаются детям новые ее формы.

Занятия проходят в игровой, занимательной форме. Вместе с игрушечными героями куклой Аней и домовенком Кузей, дети путешествуют по стране «Знаний». По дороге в школу они всесторонне развиваются и обучаются. Домовенок Кузя постоянно забывает что – нибудь или путает, обучается всему вместе с детьми и не дает ребенку огорчится из - за собственных ошибок и неудач. Ребенок успокаивается, ведь Кузя тоже ошибается и при этом не плачет, так у ребенка постепенно развивается чувство уверенности в свои силы, волевые качества. Дети, справившиеся со всеми заданиями, получают в конце занятия от куклы Ани приз, награду (открытку, календарик, наклейку и т. д.) В конце занятия необходимо дать всем положительную оценку, а затем отметить лучшие ответы. В конце учебного года на выпускном вечере вручается Диплом об успешном прохождении программы «По дороге в школу».

Формы организации образовательного процесса

Основной формой является занятие, в форме игры – путешествия, так как у шестилетнего ребенка необходимо начать развивать положительную мотивацию к процессу обучения. На занятии разыгрываются: путешествия с главными героями домовенком Кузей и куклой Аней, соревнования, конкурсы, викторины, творческие задания, отгадывание загадок. Главное, чтобы каждое занятие было для ребенка интересным, увлекательным и полезным. Занятия проходят в основном в игровой форме.

Приемы и методы организации образовательного процесса

  • словесный;
  • наглядный;
  • игра – путешествие.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия

Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый, исследовательский, индивидуально – фронтальный.

Приемы

  • игры;
  • работа по образцу;
  • показ иллюстраций, видеоматериалов.

Дидактический материал

Учебно – методический комплект «Школа России » таблицы; плакаты, сюжетные картины к рабочей тетради «Формирование и развитие связной речи», дидактические карточки, раздаточный материал.

Формы подведения итогов

Игры, практические задания, тесты, творческие задания, диагностика

(пособие Т.А.Ткачевой «Комплексное обследование ребенка»,

Т.В.Белова,В.А.Солнцева «Готов ли ребенок к школе?»)

Виды аттестации:

Текущая аттестация – оценка качества усвоения учащимися содержания компонентов какой – либо части образовательной программы на занятиях.

Промежуточная – оценка качества усвоения учащимися содержания какой – либо части, темы образовательной программы, по итогам полугодия, учебного года.

Итоговая аттестация – оценка овладения учащимися уровня достижений, заявленных в образовательной программе по завершению ее.

Формы проведения аттестации:

  • оценка процесса и результата прохождения программы (тесты - задания);
  • оценка качества личности;
  • оценка социальной роли детей.

(Занятия проходят один раз в неделю по 30 мин, 10 минут перемена)

1.Программные задачи обучения 4-5 лет

  • Образовательные:

- .

  • Развивающие:

Развивать чувство юмора.

  • Воспитательные:

2.Учебно- тематический план занятий

№1

Темы разделов

Год обучения

Количество часов

Родительское собрание

Вводное занятие

Формирование элементарных математических представлений «Игралочка»

Развлечения

Повторение пройденного материала, тестирование

Всего часов

76 час

3.Тематическое планирование занятий по формированию математических представлений первого года обучения

№1

Темы разделов

Год обучения

Количество часов

Один - много

Столько же, больше, меньше

Счет до двух

Длиннее, короче

Круг

Шар

Шире, уже

Число 3.Цифра 3.

На, над,под.

Выше, ниже.

Раньше, позже.

Число4.Цифра 4.

Квадрат.

Куб.

Вверху, внизу

Слева, справа, посередине.

Число 5. Цифра 5.

Внутри, снаружи.

Впереди, сзади.

Пара.

Овал.

Прямоугольник.

Порядковый счет.

Повторение

Числа 1-5.

План.

Ритм..

Цилиндр.

Конус.

Призма и пирамида.

Геометрические тела.

Число 6.Цифра 6.

Сравнение по длине.

Число7.Цифра 7.

Сравнение по ширине и толщине

Число 8.Цифра8.

Сравнение по высоте.

Измерение длины.

Число 9 .Цифра 9.

Сравнение по объему.

Число 0.Цифра 0.

Таблицы.

Число 10.Цифра 10.

Символы.

Провторение

Всего:

5.Тематическое планирование занятий по развитию и подготовки к грамотности

№1

Темы разделов

Год обучения

Количество часов

Знакомство с нашими героями

Игрушки

Части тела

Осень

Овощи

9-10

Фрукты

Овощи - фрукты

Геометрические фигуры

Загадка - описание

Дом

15- 16

Мебель

17-18

Электрические приборы

19-20

Семья

21-22

Посуда

Рабочие инструменты

24-25

Головные уборы

26-27

Одежда

28-29

Обувь

Зима

31-32

Звери

33-34

Домашние животные

35-36

Птицы

Животные жарких стран

Рыбы

Хлебные продукты

Молочные продукты

Мясные продукты

Магазины

Наземный транспорт

Водный транспорт

Воздушный транспорт

46-47

Город

Почта

Театр, музыкальные инструменты

Спорт

51-52

Весна

53-54

Профессии

Детский сад

Лес. Деревья

Плоды. Семена

Грибы

Садовые цветы

Полевые цветы

Насекомые

Лето

Ягоды

Прощание с героями

Всего:

Раздел №1

Формирование элементарных математических представлений по УМК «Школа Росии» «Игралочка»:

1. Количество и счет:

Знакомство с числами и цифрами от 0 до 10.

Количественный и порядковый счет от 1 до 10;

Состав чисел от 2 до 10;

Решение логических примеров и задач;

Понятие – пара;

Сравнение предметов по количеству один – много;

2. Величина:

Подбор и группировка предметов по одному или нескольким признакам;

Прием парного сравнения, методы наложения и приложения;

Измерение длины, объема.

Понятия: слева, справа, вверху, внизу, вперед, назад; посередине;

Формирование представлений ближе, дальше, близко, далеко, рядом, низко, высоко,

раньше, позже, шире, уже, длиннее, короче;

Использование предлогов: в, на, над, за, перед, между, внутри, снаружи;

Ориентировка в тетради;

Ориентировка по словесной инструкции и по плану;

Зеркальное отображение.

5. Ориентировка во времени.

Утро, день, вечер, ночь;

Название дней недели;

Месяцы времена года, год;

Сегодня, завтра, вчера;

Точка, линия, луч, угол, отрезок;

Кривые, ломаные, разомкнутые и замкнутые линии;

Линейка, сантиметр;

Использование линейки.

7.Геометрические фигуры.

Плоские фигуры: круг, квадрат, овал, прямоугольник;

Геометрические тела: шар, квадрат, куб, цилиндр, конус, призма;

Вершины, стороны, углы;

8. Графические работы.

Знакомство с тетрадью;

Графические диктанты;

Рисование по памяти;

Штриховка и раскрашивание; - символы.

Раздел №2

Знакомство со звуками и буквами по УМК « Школа Росии» Т.Р. Кислова «По дороге к Азбуке».

Раздел включает в себя развитие речи и обучение грамоте с использованием элементов логопедической методики, цель которой – предупреждение ошибок при чтении и письме .

1.Лексическая работа:

Наблюдение над лексическим значением слов – названий предметов, признаков, действий; над многозначными словами, словами с противоположным значением в речи;

Обогащение словарного запаса словами тематических групп в соответствии с темами бесед «Дом», «Семья», «Город», «Осень» и т. д.

Развитие умения делить слова на тематические группы по смыслу, группировать слова;

Создание условий для употребления новых слов в собственной речи.

2. Развитие грамматического строя речи:

Наблюдение над образованием слов приставочным и суффиксальным способами по определенным моделям, упражнения в образовании слов по образцу (по типу упражнения «Назови ласково»);

Наблюдения над однокоренными словами, выделения их из группы слов, подбор однокоренных слов;

Формирование навыка образования и употребления форм слов. Согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Например, применяются упражнения: «Скажи со словами один, два.»; «Скажи со словами: новый, новая, новые» и т. д.

Практическое знакомство со словосочетанием и предложением;

Знакомство с предлогами; подбор предлогов к словам; исправление ошибок в употреблении предлогов.

3.Развитие связной речи:

Обучение ответам на вопросы, диалогической речи;

Обучение составлению предложений, распространению предложений, добавлению недостающих слов;

Обучение подробному пересказу текста;

Обучение составлению устной загадки – описания, рассказа – описания по сюжетной картинке, по серии картинок, по опорным словам и т. д.

Занятия по развитию речи для детей 4 -5 лет включают в себя задачи на расширение представлений об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребенка.

1.Программные задачи обучения

  • Образовательные:

– сформировать мотивацию к учению и интерес к самому процессу обучения;

Обучить приемам умственных действий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, исключение, моделирование, конструирование;

Способствовать обогащению активного, пассивного, потенциального словаря;

Развивать грамматический строй речи, связную речь с опорой на речевой опыт ребенка – носителя языка;

Сформировать понятия: «звук», «слог», «слово», «буква». Способствовать развитию умения оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением;

Сформировать у детей элементарные математические представления. Способствовать увеличению объема внимания и памяти, формированию нестандартного мышления, ввести в активную речь простейшие математические термины, развить умение сравнивать, обобщать, группировать, анализировать, синтезировать;

Расширять представление об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребенка;

- активизировать навыки использования полученных знаний .

  • Развивающие:

Развивать образную ассоциативную память, внимание, творческие способности, развивать воображение как основу творческой деятельности, развивать логическое мышление, вариативность мышления,

Развивать умение доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточено, планировать и контролировать свои действия;

Развивать умение говорить и слушать, развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих;

Развивать умение оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением;

Развивать координацию, мелкой моторики рук;

Развивать чувство юмора.

  • Воспитательные:

Воспитывать умение общаться со взрослыми, со сверстниками;

Воспитывать умение видеть мир глазами другого человека;

Воспитывать доброту, сочувствие, сопереживание, умения радоваться успехам других детей;

Воспитывать умение заниматься в коллективе, взаимодействовать друг с другом без конфликтов;

Воспитывать чувство патриотизма и любви к родному краю, Родине;

Воспитывать заботливое отношение к живой и неживой природе;

Воспитывать привычку к аккуратности, порядку;

Воспитывать дисциплинированность, вежливость;

Воспитывать привычку следовать определенным правилам поведения в общественных местах.

Ожидаемые результаты

2.Темы разделов к учебно- тематическому плану занятий

5-6 лет

№1

Темы разделов

Количество часов

Родительское собрание

Вводное занятие

Формирование элементарных математических представлений «Раз – ступенька, два - ступенька»

Формирование и развитие связной речи «Учимся правильно говорить»

Знакомство со звуками и буквами «По дороге к Азбуке»

Развитие мелкой моторики рук «Клетки, точки и штрихи»

Развлечения

Повторение пройденного материала

Всего часов

106ч.

3. Тематическое планирование занятий по формированию математических представлений

5-6 лет

№ Занятия

Тема

«Раз – ступенька, два - ступенька», часть №1.

Колич.

занятий

Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству.

6 -8

Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства.

Отношение: часть – целое. Представление о действии сложения.

Пространственные отношения: на, над, под.

11- 12

Пространственные отношения: справа, слева.

Удаление части из целого (вычитание). Представление о действии вычитания (на наглядном материале).

Пространственные отношения: между, посредине.

Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много.

Число 1 и цифра 1.

Пространственные отношения: внутри, снаружи.

Число 2 и цифра 2.Пара.

Представление о точке и линии.

Представление об отрезке и луче.

Число 3 и цифра 3.

Представление о замкнутой и незамкнутой линиях.

Представление о ломаной линии и многоугольнике.

Число 4 и цифра 4.

Представление об углах и видах углов.

Представление о числовом отрезке.

Число 5 и цифра 5.

Пространственные отношения: впереди, сзади.

29- 30

Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений: больше - меньше.

Временные отношения: раньше, позже.

Упражнения по выбору детей

Второе полугодие по рабочей тетради

«Раз – ступенька, два - ступенька», часть №2.

1- 2

Повторение пройденного материала.

3- 4

Число 6 и цифра 6.

5- 8

Пространственные отношения: длиннее, короче.

Сравнение длины (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.

9 - 11

Число 7 и цифра 7.

12- 14

Пространственные отношения: тяжелее, легче. Сравнение массы (непосредственное и опосредованное с помощью мерки).

15- 17

Число 8 и цифра 8.

18 - 19

Представления об объеме (вместимости). Сравнение объема (непосредственное и опосредованное с помощью мерки).

20 - 22

Число 9 и цифра 9.

23- 24

Представления о площади. Сравнение площади (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.

25 - 26

Число 0 и цифра 0.

Число 10. Представления о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе.

Знакомство с пространственными фигурами – шар, куб, параллелепипед. Их распознавание.

Знакомство с пространственными фигурами – пирамида, конус, цилиндр. Их распознавание.

Работа с таблицами.

31- 32

Упражнения на повторение.

Всего:

4. Тематическое планирование занятий по ознакомлению детей со звуками и буквами, подготовка к грамотности

5-6 лет

№ Занятия

Тема

первое полугодие, по рабочей тетради

Колич.

занятий

Звуки и буквы

Слова. Звуки.

Звук (А)

Звук (О)

Звук (Э)

Звук (И)

Звук (Ы)

Дифференциация звуков (И) – (Ы)

Звук (У)

Гласные звуки и их дифференциация.

Звук (М). Согласные звуки. Слоги.

Звук (М*). Твердые и мягкие согласные

Звук (Н)

Звук (Н*)

Звук (П)

Звук (П*)

Звук (Т)

Звук (Т*)

Звук (К)

Звук (К*)

Звук (Х)

Звук (Х*)

Дифференциация звуков (К) – (Х), (К*) – (Х*).

Звук (Ф)

Звук (Ф*)

Звук (Й)

Звук (ЙО). Двойные звуки.

Звук (ЙУ).

Звук (ЙА)

Звук (ЙЭ)

Дифференциация звуков (ЙЭ), (ЙО), (ЙУ), (ЙА).

Второе полугодие, по рабочей тетради

«По дороге к Азбуке», часть №1.

Звук (Л)

Звук (Л*)

Дифференциация звуков (Л*) и (Й)

Звуки (В) и (В*)

Дифференциация звуков (В) - (Ф), (В*) – (Ф*).

Звук (Ч*)

Звук (Щ*)

Дифференциация звуков (Ч*) – (Щ*)

Звуки (Б) и (Б*)

Дифференциация звуков (Б) – (П), (Б*) – (П*).

42

Звуки (Д) и (Д*)

1

43

Дифференциация звуков (Д) – (Т), (Д*) – (Т*)

1

44

Звук (С)

1

45

Звук (С*)

1

46

Звук (Ц)

1

47

Дифференциация звуков (Ц) – (С), (Ц) – (Ч*).

1

48

Звуки (Г) и (Г*)

1

49

Дифференциация звуков (Г) – (К), (Г*) – (К*)

1

50

Звук (З)

1

51

Звук (З*)

1

52

Дифференциация звуков (С) – (З), (С*) – (З*). Свистящие согласные звуки.

1

53

Звук (Ш)

1

54

Дифференциация звуков (Ш) – (С), (Ш) – (Щ*)

1

55

Звук (Ж)

56

Дифференциация звуков (Ж) – (Ш), (Ж) – (З). Шипящие согласные звуки.

1

57

Звук (Р)

1

58

Звук (Р*)

1

59

Дифференциация звуков (Р) –(Л), (Р*) – (Л*).

1

60

Страна Азбука

1

5.Тематическое планирование занятий по формированию и развитию связной речи «Учимся правильно говорить»

5-6 лет

№ Занятия

Тема

первое полугодие, по рабочей тетради

«По дороге к Азбуке», часть №1.

Колич.

занятий

1

Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию. Рассказ «Игра»

1

2

Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию. Рассказ «Дежурные»

1

3

Составление рассказа по следам продемонстрированного действия. Рассказ «В раздевалке».

1

4

Составление рассказа по следам продемонстрированного действия. «В спальне».

1

5

Пересказ текста с использованием магнитной доски. Рассказ «Вечер»

1

6

«Кот - задира»

1

7

Пересказ текста с использованием магнитной доски. Рассказ

«Два брата»

1

8

Пересказ текста с использованием магнитной доски. Рассказ

«Щенок Бимка»

1

9

Пересказ текста с использованием магнитной доски. Рассказ

«Лена и щенок».

1

10

Пересказ текста с наглядной опорой на серию сюжетных картинок. Рассказ «Попугай Петруша»

1

11

Пересказ текста с наглядной опорой на серию сюжетных картин. Рассказ «Петя и собака»

1

12

Пересказ текста с наглядной опорой на серию сюжетных картин. Рассказ «Про девочку Машу и куклу Наташу».

1

13

Пересказ текста с наглядной опорой на серию сюжетных картин. Рассказ «Как Алеша хотел белку испугать».

1

14

Пересказ текста с наглядной опорой на серию сюжетных картин.

Рассказ «Незнайкин подарок».

1

15

Заучивание стихотворений к Новому году

1

16

Пересказ сказок

1

17

Составление рассказа с опорой на серию сюжетных картин. Рассказ «Страшный зверь».

1

18

Рассказ «Надежный помощник».

1

19

Составление рассказа с опорой на серию сюжетных картин.

Рассказ «Заботливая сестра».

1

20

Пересказ текста с наглядной опорой на серию сюжетных картин. Рассказ «Друзья».

1

21

Составление рассказа по одной сюжетной картине.

Рассказ «Случай в лесу».

1

22

Беседа по картине №2 учебно- наглядного пособия Р.Б. Стеркиной «Будь осторожен на улице»

1

23

Беседа по картине №3 учебно – наглядного пособия Р.Б.Стеркиной «Охраняй природу!»

1

24

Беседа по картине №5 учебно – наглядного пособия Р.Б.Стеркиной « Не играй с огнем!»

1

25

Беседа по картине №6 учебно – методического пособия Р.Б. Стеркиной «Экстремальная ситуация, звони - 02»

1

26

Беседа по картине №7 учебно – методического пособия Р.Б.Стеркиной «Скороая помощь - 03»

1

27

Беседа по картине № 10 учебно – наглядного пособия Р.Б.Стеркиной «Лекарства и витамины в нашей жизни»

1

28

Беседа по картине №8 учебно – наглядного пособия Р.Б.Стеркиной «Умение правильно обращаться с некоторыми домашними предметами»

1

29

Беседа по картине №11 учебно – нагшлядного пособия Р.Б.Стеркиной «Устройство проезжей части».

1

30

Беседа по картине №12 учебно наглядного пособия Р.Б.Стеркиной «Зебра, светофор»

1

31-32

Беседа по кратине №14 учеебно наглядного пособия Р.Б.Стеркиной «Дорожные знаки»

Лепка из пластилина и соленого теста

2

3

Бумагопластика

2

4

2

5

Конструирование из «Лего»

2

7. Содержание программы «По дороге в школу», для детей 5 – 6 лет

Раздел программы «Учимся говорить, слушать и читать»

В работе с детьми 5 -6 лет особое внимание уделяется развитию фонематического слуха и восприятия, а также формированию умений и навыков, необходимых для успешного обучения чтению и письму.

1. Звуки:

- понятие «звук»; органы артикуляции, способы произнесения звука, его условное обозначение;

- акустические характеристики звука; согласные и гласные звуки, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;

- выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;

- выделение звука в начале слова, в конце, в середине. Определение положение звука в слове;

- звуковой анализ состава слогов и слов;

- «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.

2.Слоги:

- понятие «слог», слоговой анализ слов;

- подбор слов на заданное количество слогов;

- выделение в словах первого и последнего слогов;

- подбор слов на заданный слог;

-составление прямых и обратных слогов.

3.Слова.

- выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов;

- составление слова из звуков и слогов, из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок;

- изменение слов путем замены, перестановки, добавления, исключения звуков или слогов;

- выявление повторяющихся в словах слогов с последующим их добавлением к другим словам;

- восстановление нарушений последовательности звуков или слогов в структуре слова;

- последовательное преобразование слова в другие слова путем неоднократного изменения его звукового и слогового состава.

4. Буквы.

- знакомство с буквами;

- дифференциация понятий «звук» и «буква»;

- согласные и гласные буквы;

-соотнесение букв и звуков.

На занятиях по развитию речи используются специальные задания на:

- выявление признаков сходства и различия между двумя и более предметами;

- выделение одинаковых предметов из группы предметов;

- выделение лишнего предмета;

- объединение различных предметов в группы;

- выявление логических несоответствий в рисунке или рассказе и т. д.

ПРИМЕЧАНИЕ*

Для того чтобы существенно расширить возможности работы по звуковому анализу слова, разработала систему «Букв – игрушек». Буквы – человечки. Мы их можем видеть, играть с ними, составлять слоги, слова. Звук мы не слышим. Но для того чтобы ребенок определял звуки, мы условились, что буквы обозначающие гласные звуки, красного цвета. Буквы, обозначающие согласные синего цвета. Буквы, обозначающие звонкие согласные «одевают» колокольчик. Буквы, обозначающие глухие согласные звуки без колокольчиков. У мягких согласных звуков, башмачки зеленого цвета. У твердых – синего. Такой способ наглядности позволяет детям быстро освоить звуковой анализ слов.

1. Количество и счет:

- один – много;

- числа и цифры от 0 до 10;

- прямой и обратный счет от 1 до 10;

- порядковый счет от 1 до 10;

- состав чисел от 2 до 10;

- знаки +, -, =, БОЛЬШЕ, МЕНЬШЕ;

- понятие столько же;

-решение арифметических примеров и задач;

- понятие пара;

- числовой отрезок.

2. Величина:

- сравнение предметов по размерам;

- сравнение предметов по длине и высоте;

- сравнение предметов по ширине и толщине;

- сравнение по массе;

- сравнение по объему;

- измерение объема;

- измерение площади;

- сравнение предметов по форме;

- сравнение предметов по цвету;

- подбор и группировка предметов по одному или нескольким признакам и свойствам;

- прием парного сравнения, методы наложения и приложения.

4.Ориентировка в пространстве.

- понятия: слева, справа, вверху, внизу, вперед, назад;

- формирование представлений ближе, дальше, близко, далеко, рядом, низко, высоко;

- правильное использование предлогов: в, на, над, за, перед, между;

- ориентировка в тетради;

Ориентировка по словесной инструкции и по плану;

- зеркальное отображение.

5. Ориентировка во времени.

- утро, день, вечер, ночь;

- название дней недели;

- месяцы времена года, год;

- сегодня, завтра, послезавтра, вчера, позавчера;

- цикличность суток, дней недели, месяцев, времен года.

6.Простейшие геометрические понятия:

- точка, линия, луч, угол, отрезок,

- прямые горизонтальные, вертикальные;

- кривые, ломаные, замкнутые и незамкнутые линии;

- линейка, сантиметр;

- использование линейки.

7.Геометрические фигуры.

- плоские фигуры;

- многоугольник;

- геометрические тела;

- вершины, стороны, углы;

- практическое использование линейки для геометрических фигур и измерения длин их сторон;

- деление фигур на 2, 4, равные части и неравные;

- собирание целой фигуры из нескольких частей;

8. Графические работы.

- символы;

- знакомство с тетрадью;

- графические диктанты;

- рисование по памяти;

- срисовывание по клеточкам и точкам;

- рисование недостающих частей предмета;

- штриховка и раскрашивание.

10.Математические игры:

- классификация предметов;

- положение в пространстве;

- логическое формулирование ответов;

- занимательные вопросы;

- загадки, шутки;

- продолжить логический ряд;

- копирование и повторение форм и точек;

- игры на развитие памяти, внимания, воображения;

- лабиринты, калейдоскопы, кроссворды.

Раздел «Развитие мелкой моторики рук», 5-6 лет

В содержание данного раздела входят занятия, способствующие развитию мелкой моторики рук из пособия Салминой «Клетки, точки и штрихи», а также занятия по лепке, бумагопластика, аппликация, конструирование.

Ожидаемые результаты

- повышение уровня готовности детей к школе;

- выработка навыков общения и поведения в коллективе;

-сформированность начальных навыков чтения, элементарных математических представлений;

- повышение уровня речевого развития;

- развитие познавательных интересов к учебной деятельности и формирование желания учиться в школе;

- воспитание у детей навыков ЗОЖ и осознанного отношения к здоровью, развитие мелкой и общей моторики, общее оздоровление организма.

Механизм оценки результатов

1.Визуальный (метод наблюдения).

2.Психодиагностические методики эмоциональных состояний, когнитивных возможностей, коммуникативных связей.

3.Диагностика развития познавательных процессов, речевой готовности, сформированности элементарных математических представлений.

4.Тестирование по разделам программы.

5.Итоговый праздник «Путешествие в Букволандию».

ПРИМЕЧАНИЕ*

Занятия включают в себя игры по развитию речи и формированию математических представлений.

Такие игры направлены на:

- развитие внимательности;

- развитие логики;

- развитие чувства юмора;

- развитие фантазии и творчества;

- воспитание доброты;

- обучение играм и фокусам.

- все занятия должны иметь игровой характер;

- отсутствие принуждения ,

- непродолжительность,

- ненавязчивое стимулирование,

- разнообразие,

- положительная оценка.

Материально - техническое обеспечение реализации образовательной программы.

Специально – оборудованный кабинет, магнитофон, телевизор, магнитная доска

8. Прогнозируемая результативность

(Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу?)

1.Свое имя, отчество и фамилию.

2. Свой возраст (желательно дату рождения).

3.Свой домашний адрес.

4.Свой город и его главные достопримечательности.

5. Страну, в которой живет.

6.Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.

7.Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).

8. Домашних животных и их детенышей.

9.Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детенышей.

10. Транспорт наземный, воздушный, водный.

11. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелетных птиц; овощи, фрукты и ягоды.

12. Знать и уметь рассказывать русские сказки.

13. Знать великих поэтов и писателей: А. С. Пушкина, Л.Н. Толстого, С.А.Есенина, Ф.И.Тютчева и др. и некоторые их произведения для детей.

14. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.

15. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая – левая сторона, верх –низ и т. д.).

16. Уметь полно и последовательно пересказывать прослушанный или прочитанный рассказ, составить (придумывать) рассказ по картинке.

17. Запоминать и называть 6 -10 предметов, картинок, слов.

18. Различать гласные и согласные звуки.

19. Разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков.

20. Определять количество и последовательность звуков в словах типа «МАК», «ДОМ», «ДУБЫ», «ЗУБЫ».

21. Хорошо владеть ножницами. Резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы. Вырезать по контуру предметы.

22. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.

24. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (25 - 30 минут).

25. Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.




Рассказать друзьям