Почему автор назвал произведение собачье сердце. В чем смысл названия повести "Собачье сердце" Булгакова? В чём смысл книги

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Композицияпоэмы Гоголя Мертвые души По замыслу Н. В. Гоголя темойпоэмы должна была стать вся современная ему Россия. Конфликтом первого тома Мертвых душ писатель взял два типа противоречий, присущих русскому обществупервой половины XIX века между мнимой содержательностью и действительнойничтожностью господствующих слоев общества и между духовными силами народа иего закабалителями.Действительно, Мертвые души можно назвать энциклопедическим исследованием всех насущных проблем тоговремени состояния помещичьих хозяйств, морального облика помещичьего ичиновничьего дворянства, их взаимоотношений с народом, судеб народа и родины.

Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! ВсяРусь явится в нем писал Гоголь Жуковскому о своей поэме. Естественно, чтотакой многоплановый сюжет определил своеобразную композицию.Прежде всего построение поэмыотличается ясностью и четкостью все части связаны между собойсюжетно-образующим героем Чичиковым, путешествующим с целью добыть миллион.Это энергичный делец, ищущий выгодных связей, вступающий в многочисленныезнакомства, что позволяет писателю изобразить действительность во всех еегранях, запечатлеть социально-экономические, семейно-бытовые, морально-правовыеи культурно-нравственные отношения в крепостнической России.В первой главе,экспозиционной, вводной, автор дает общую характеристику провинциальногогубернского города и знакомит читателей с основными действующими лицами поэмы.Следующие пять глав посвященыизображению помещиков в их собственной семейно-бытовой жизни, в своих усадьбах.Гоголь мастерски отразил в композиции замкнутость помещиков, их оторванность отобщественной жизни Коробочка даже слухом не слыхивала о Собакевиче иМанилове. Содержание всех этих пяти глав строится по одному общему принципу внешний вид усадьбы, состояние хозяйства, господский дом и его внутреннееубранство, характеристика помещика и его взаимоотношений с Чичиковым.

Такимспособом Гоголь рисует целую галерею помещиков, в своей совокупностивоссоздающих общую картину крепостнического общества.Сатирическая направленностьпоэмы проявляется в самой последовательности представления помещиков, начиная сМанилова и завершая Плюшкиным, который уже обратился в прореху на человечестве.Гоголь показал страшную деградацию человеческой души, духовное и нравственноепадение крепостника-корыстолюбца.Но наиболее яркореалистическая манера и сатирический пафос писателя проявились в созданииобразов русских помещиков.

Гоголь выдвигает на первый планморально-психологическую сущность героя, его отрицательные черты и типическиепризнаки, как, например, прекраснодушную мечтательность и полное непониманиежизни у Манилова наглое вранье и распоясанность у Ноздрева кулачество ичеловеконенавистничество у Собакевича и пр.Широта обобщения образоворганически сочетается с их явно обозначенной индивидуальностью, жизненнойосязаемостью, которая достигается путем преувеличенной конкретизации ихтипических особенностей, резкая обрисовка моральных черт и их индивидуализацияприемами заострения подкрепляется обрисовкой внешности действующих лиц.За портретами помещиков,выписанных крупным планом, в поэме следует сатирическое изображение жизнигубернского чиновничества, представляющего собой социально-политическую властьдворянства.

Замечательно, что Гоголь избирает предметом своего изображения весьгубернский город, создает собирательный образ провинциального бюрократа.В процессе изображенияпомещиков и чиновничества перед читателями постепенно развертывается образглавного героя повествования - Чичикова.

Лишь в заключительной, одиннадцатойглаве Гоголь раскрывает его жизнь во всех деталях и окончательно разоблачаетсвоего героя как ловкого буржуазного хищника, мошенника, цивилизованногоподлеца.

Именно поэтомуего характер показан в развитии, в столкновениях со множеством самых различныхпрепятствий, возникающих на его пути. Замечательно, что все другие персонажи Мертвых душ предстают перед читателем психологически уже сложившимися, тоесть вне развития и внутренних противоречий исключение в какой-то мересоставляет Плюшкин, которому дана описательная предыстория. Такая статичностьхарактеров подчеркивает застойность быта и всего образа жизни помещиков испособствует концентрации внимания на особенностях их характеров.Через всю поэму Гогольпараллельно сюжетным линиям помещиков, чиновников и Чичикова непрерывнопроводит еще одну - связанную с образом народа.

Композицией поэмы писатель всевремя настойчиво напоминает о наличии пропасти отчуждения между простым народоми правящими сословиями.На протяжении всей поэмыутверждение народа как положительного героя сливается с прославлением родины, свыражением автором своих патриотических и гражданских суждений.

Эти суждениярассеяны по всему произведению в форме проникновенных лирических отступлений.

Так, в 5-й главе Гоголь славит живой и бойкий русский ум, его необыкновеннуюспособность к словесной выразительности. В 6-й главе он обращается со страстнымпризывом к читателю сохранить в себе до конца жизни истинно человеческиечувства. В 7-й главе идет речь о роли писателей, о разных их уделах. В 8-йпоказана разъединенность губернского дворянства и народа.Последняя, 11 глава,завершается восторженным гимном Родине, ее прекрасному будущему.Как видно от главы к главе,темы лирических отступлений приобретают все большую социальную значимость, атрудовой народ предстает перед читателем в неуклонно повышающейся прогрессииего достоинств упоминания об умерших и беглых мужиках Собакевича и Плюшкина.Таким образом, Гогольдостигает в композиции поэмы той непрерывно увеличивающейся напряженности,которая в совокупности с усиливающейся драматичностью действия сообщает Мертвым душам исключительную занимательность.В композиции поэмы следуетособо подчеркнуть проходящий через все произведение образ дороги, с помощьюкоторого писатель выражает ненависть к застою и устремленность вперед, горячуюлюбовь к родной природе.

Этот образ способствует усилению эмоциональности идинамичности всей поэмы.Изумительное искусство Гоголяв компоновке сюжета сказалось в том, что множество самых различных вводныхэпизодов и авторских отступлений, вызванных стремлением шире и глубжевоссоздать тогдашнюю действительность, строго подчинено воплощению определенныхидей писателя.

Такие авторские отступления, как о толстых и тонких, о страстирусского человека знаться с тем, кто хотя бы одним чином был его повыше, о господах большой руки и господах средней руки, о широкой типичности образовНоздрева, Коробочки, Собакевича, Плюшкина, составляют необходимый социальныйфон для раскрытия основных идей поэмы.

Во многих авторских отступлениях Гогольтак или иначе касался столичной темы, но в предельной сатирической обнаженностиэта опасная тема прозвучала во включенной в композицию поэмы Повести окапитане Копейкине, рассказанной губернским почтмейстером.

По своемувнутреннему смыслу, по своей идее эта вставная новелла является важнымэлементом в идейном и художественном смысле гоголевской поэмы. Она давалаавтору возможность включить в поэму тему героического 1812 года и тем самым ещерезче оттенить бессердечие и произвол верховной власти, трусость и ничтожествогубернской знати.Повесть о капитане Копейкине на короткое время отвлекаетчитателя от затхлого мира Плюшкиных и чиновников губернского города, но этасмена впечатлений создает определенный художественный эффект и помогаетотчетливее понять замысел произведения, его сатирическую направленность.Композиция поэмы не тольковеликолепно развертывает сюжет, в основе которого лежит фантастическая авантюраЧичикова, но и позволяет Гоголю с помощью внесюжетных эпизодов воссоздать всюдействительность николаевской Руси. Все выше сказанное убедительно доказывает,что композиция поэмы отличается высокой степенью художественного мастерства.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Художественные особенности, жанр и композиция поэмы Гоголя "Мертвые души"
Чтобы понять особенности жанра поэмы Мертвыедуши, можно сопоставить это произведение с Божественнойкомедией Данте, поэта эпохи Возрождения. Ее.. Фантастичность сюжета не мешает Данте раскрыть тему своейродины - Италии, ее.. С этим образом связано высокое лирическое движение, которымв поэме по временам заменяется комическое..

Лирические фрагменты в композиции поэмы Гоголя "Мертвые души"
Испрошенный молитвой, новорожденный Николай и был встречен в этом мире молитвой благодарения Богу Сумарова И.Р. Незнакомый Гоголь М. Высшая школа.. Мертвые души - одно из величайших произведений Гоголя, оно же одно из самых.. Оригинальность жанровой структуры произведения Мертвые души исключает сплав привычных жанров, эклектическую смесь по..

Россия и русский народ в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"
Читая книгувпервые, я мало обращал внимания на лирические размышления автора о России и русском народе. Эти прекрасные места даже казались.. Порой мне как быслышаться слова Н.А.Некрасова, обращенные к русскому народу Ты.. Но сам Гоголь поясняет, что подобное явление редко попадается на Руси. Здоровяка Собакевича, способного съесть целого..

Смысл названия и своеобразие поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души"
История её создания охватывает почти всю творческую жизнь писателя. Первый том создавался в 1835 – 1841 годах и был опубликован в 1842 году. Над.. Это был сюжет «Мертвых душ». Вскоре Гоголь прочел Пушкину первые главы.. Когда же чтение окончилось, он произнес голосом тоски: «Боже, как грустна наша Россия». Меня это изумило. Пушкин..

Семантическое поле состояния в поэме Мертвые души Н. В. Гоголя
II Глава. Частиречная и тематическая принадлежность слов с семантикой «состояния» в поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголя. Заключение. Список.. Проблематика слов категорий состояния заключается в том, что нет единого.. Слова категории состояния как лексико-грамматический разряд нуждаются в специальном изучении в силу ряда причин.Эта..

Особенности изучения эпических произведений в школе на примере поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души"
Заключение Список литературы Введение Главное, что является условием и основой всех учебных занятий по литературе это чтение произведения. От.. Как она должна пройти? Следует ли предложить ученикам, чтобы во время первого.. Литература способна отображать всю многогранность жизни человека и общества. И в этом плане ведущая роль принадлежит..

Две России в поэме Гоголя "Мертвые души"
Наиболее широкона страницах поэмы представлены образы современных автору помещиков. Это и есть мертвые души поэмы. Гоголь показывает их в порядке.. Пообщавшись с нимнемного, вы воскликнете Черт знает, что такое! Его.. Главная его страстишка, по словам самого писателя нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины.Собакевичсродни..

Своеобразие жанра поэмы Гоголя "Мертвые души"
Но когда эти черты, присущие разным жанрам, смешиваются между собой, создают своеобразное неповторимое сочетание - такое произведение поначалу.. Одни нашли его издевательским. Реакционная критика просто глумилась над.. Но почему же именно этот жанр Гоголь избрал для воплощения своих идей Неужели поэма настолько вместительна, чтобы дать..

Помещики в поэме "Мертвые души" Гоголя
Художественный метод Гоголя получил название критического реализма. Новым у Гоголя является заострение главных черт характера героя, излюбленным.. Благодаря Гоголю, мы наконец увидели их без масок, без прикрас. Главы о.. Читая Мертвые души, мы замечаем, что писатель повторяет одни и те же приемы в изображении помещиков дает описание..

Души "мертвые и живые" в поэме Н.В. Гоголя
Гоголь дает эти главы вопределенном порядке.Бесхозяйственного помещика Манилова 2 глава сменяетмелочная Коробочка 3 глава, безалаберного.. От праздного мечтателя, живущего в мире своих грез,Манилова, к дубинноголовой.. Галерея портретов помещиковоткрывается образом Манилова.На взгляд он был человек видный черты лицаего не были лишены..

0.042

Сюжет поэмы достаточно прост: ее главный герой, Чичиков, - прирожденный аферист и грязный предприниматель - открывает возможность выгодных сделок с мертвыми душами, то есть с теми крепостными, которые уже отправились в мир иной, но еще числились среди живых. Он решает скупить по дешевке мертвые души и с этой целью отправляется в один из уездных городов.

В результате перед читателями предстает целая галерея образов помещиков, к которым наведывается Чичиков с тем, чтобы воплотить свой замысел в жизнь. Сюжетная линия произведения - покупка и продажа мертвых душ - позволила писателю не только необыкновенно ярко показать внутренний мир действующих лиц, но и охарактеризовать их типические черты, дух эпохи.

С большой выразительностью в «портретных» главах дана картина упадка помещичьего класса. От праздного мечтателя, живущего в мире своих грез, к «дубинноголовой» Коробочке, от нее - к бесшабашному моту, вралю и шулеру Ноздреву, затем к «настоящему медведю» Собакевичу, далее - к оскотинившемуся кулаку Плюшкину ведет нас Гоголь, показывая все большее моральное падение и разложение представителей помещичьего мира.

Поэма превращается в гениальное обличение крепостничества, того класса, который является вершителем судеб государства.

Гоголь не показывает никакого внутреннего развития помещиков и жителей города, это позволяет заключить, что души героев реального мира «Мертвых душ» полностью застыли и окаменели, что они мертвы. Гоголь изображает помещиков и чиновников со злой иронией, показывает их смешными, но в то же время очень страшными. Ведь это не люди, а лишь бледное, уродливое подобие людей. В них не осталось ничего человеческого. Мертвящая окаменелость душ, абсолютная бездуховность скрывается как за размеренной жизнью помещиков, так и за судорожной деятельностью города. Гоголь писал по поводу города «Мертвых душ»: «Идея города, возникшая до высшей степени. Пустота. Пустословие... Смерть поражает нетрогающийся мир. Еще сильнее между тем должна представиться читателем мертвая бесчувственность жизни».

Галерея портретов помещиков открывается образом Манилова. «На взгляд он был человек видный; черты лица его не были лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства.

Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами». Раньше он «служил в армии, где считался скромнейшим, деликатнейшим и образованнейшим офицером». Живя в поместье, он «иногда приезжает в город... чтобы увидеться с образованнейшими людьми». На фоне обитателей города и поместий он кажется «весьма обходительным и учтивым помещиком», на котором лежит какой-то отпечаток «полупросвещенной» среды. Однако, раскрывая внутренний облик Манилова, его , рассказывая о его отношении к хозяйству и времяпрепровождении, рисуя прием Маниловым Чичикова, Гоголь показывает полнейшую пустоту и никчемность этого «существователя».

Писатель подчеркивает в характере Манилова его слащавую, бессмысленную мечтательность.

У Манилова не было никаких живых интересов. Он не занимался хозяйством, передоверив его приказчику. Он даже не знал, умирали ли у него крестьяне со времени последней ревизии. Вместо тенистого сада, обычно окружавшего барский дом, у Манилова «только пять-шесть берез...» с жидкими вершинами.

Свою жизнь Манилов проводит в праздности. Он отошел от всякого труда, даже не читает ничего: два года в его кабинете лежит книга, заложенная все на той же 14-й странице. Свое безделье Манилов скрашивает беспочвенными мечтами и бессмысленными «прожектами» (проектами), вроде постройки подземного хода в доме, каменного моста через пруд. Вместо настоящего чувства - у Манилова «приятная улыбка», вместо мысли - какие-то бессвязные, глупые рассуждения, вместо деятельности - пустые мечты.

Сам Манилов любуется и гордится своими манерами и считает себя чрезвычайно духовным и образованным человеком.

Однако во время его беседы с Чичиковым становится ясно, что причастность этого человека к культуре - всего лишь видимость, приятность манер отдает приторностью, а за цветистостью фраз не стоит ничего, кроме глупости. Чичикову оказалось несложно убедить Манилова в пользе своего предприятия: нужно было всего лишь сказать, что это делается в общественных интересах и вполне соответствует «дальнейшим видам России», поскольку Манилов считает себя человеком, стоящим на страже общественного благополучия.

От Манилова Чичиков направляется к Коробочке, которая, пожалуй, является полной противоположностью предыдущему герою. В отличие от Манилова, Коробочку характеризуют отсутствие всяких претензий на высшую культуру и какая-то своеобразная «простота». Отсутствие «парадности» подчеркнуто Гоголем даже в портрете Коробочки: уж слишком у нее малопривлекательный, затрапезный вид. «Простота» Коробочки отражается и в ее отношениях с людьми. «Эх, отец мой, - обращается она к Чичикову, - да у тебя-то, как у борова, вся спина и бок в грязи!» Все мысли и желания Коробочки сосредоточены вокруг хозяйственного укрепления ее поместья и непрестанного накопления.

Она не бездеятельный фантазер, как Манилов, а трезвый приобретатель, вечно копошащийся у своего жилья. Но хозяйственность Коробочки как раз и обнаруживает ее внутреннее ничтожество. Приобретательские побуждения и стремления заполняют все сознание Коробочки, не оставляя места ни для каких иных чувств. Она из всего стремится извлечь выгоду, начиная от домашних мелочей и кончая выгодной продажей крепостных крестьян, являющихся для нее прежде всего имуществом, которым она вправе распоряжаться, как ей вздумается. Она торгуется, пытается поднять цену, получить большую выгоду. Чичикову с ней гораздо труднее договориться: она равнодушна к любым его аргументам, поскольку для нее главное - извлечь пользу самой. Чичиков недаром называет Коробочку «дубинноголовой»: этот эпитет очень метко ее характеризует. Соединение замкнутого образа жизни с грубым стяжательством определяет крайнюю духовную нищету Коробочки.

Далее - снова контраст: от Коробочки - к Ноздрёву. В противоположность мелочной и корыстной Коробочке Ноздрёв отличается буйной удалью и «широким» размахом натуры. Он чрезвычайно активен, подвижен и задорен. Ни на мгновение не задумываясь, Ноздрёв готов заняться любым делом, то есть всем, что по какой-то причине приходит ему в голову: «В ту же минуту он предлагал вам ехать куда угодно, хоть на край света, войти в какое хотите предприятие, менять все, что ни есть, на все, что хотите». Энергия Ноздрёва лишена какой-либо цели.

Он с легкостью начинает и бросает любое свое предприятие, тут же забывая о нем. Идеалом его являются люди, которые живут шумно и весело, не обременяя себя никакими повседневными заботами. Всюду, где появляется Ноздрёв, затевается кутерьма и возникают скандалы. Хвастовство и ложь - главные черты характера Ноздрёва. Он неистощим в своей лжи, которая стала для него столь органичной, что он врет, даже не ощущая в том какой-либо необходимости. Со всеми знакомыми он держится на короткой ноге, всякого считает своим приятелем, но никогда не остается верен ни своим словам, ни отношениям. Ведь именно он и развенчивает впоследствии своего «друга» Чичикова перед губернским обществом.

Собакевич - один из тех людей, кто крепко стоит не земле, трезво оценивает и жизнь, и людей. Когда это необходимо, Собакевич умеет действовать и добиваться того, чего он хочет. Характеризуя бытовой уклад жизни Собакевича, Гоголь делает упор на том, что здесь все «было упористо, без пошатки». Основательность, крепость - отличительные черты как самого Собакевича, так и окружающей его бытовой обстановки. Однако физическая крепость и Собакевича, и его жизненного уклада сочетается с какой-то уродливой неуклюжестью. Собакевич похож на медведя, и это сравнение носит не только внешний характер: животное начало преобладает в натуре Собакевича, не имеющего никаких духовных запросов.

По его твердому убеждению, единственным важным делом может быть только забота о собственном существовании. Насыщение желудка определяет содержание и смысл его жизни. Просвещение он считает не только ненужной, но и вредной выдумкой: «Толкуют - просвещенье, просвещенье, а это просвещенье - фук! Сказал бы я другое слово, да вот только что за столом неприлично». Собакевич расчетлив и практичен, но, в отличие от Коробочки, он хорошо понимает окружающую обстановку, знает людей. Это хитрый и наглый делец, и Чичикову пришлось с ним довольно трудно. Не успел он и слова вымолвить насчет покупки, а Собакевич уже предложил ему сделку с мертвыми душами, причем заломил такую цену, как будто речь шла о продаже реальных крепостных крестьян. Практическая хватка отличает Собакевича от других помещиков, изображенных в «Мертвых душах». Он умеет устроиться в жизни, но именно в этом качестве с особой силой проявляются его низменные чувства и стремления.

Особенности жанра и композиции поэмы Гоголя "Мертвые души". Художественные особенности поэмы
Гоголь давно мечтал написать произведение, в "котором бы явилась вся Русь". Это должно было быть грандиозное описание быта и нравов
России первой трети XIX века. Таким произведением стала поэма
"Мертвые души", написанная в 1842 г. Первое издание произведения
было названо "Похождения Чичикова, или Мертвые души". Такое
название снижало истинное значение этого произведения, переводило в область авантюрного романа. Гоголь пошел на это по цензурным соображениям, для того, чтобы поэма была издана.
Почему же Гоголь назвал свое произведение поэмой? Определение жанра стало ясно писателю только в последний момент, так как, еще работая над поэмой, Гоголь называет ее то поэмой, то романом. Чтобы понять особенности жанра поэмы "Мертвые души", можно сопоставить это произведение с "Божественной комедией" Данте, поэта эпохи Возрождения. Ее влияние чувствуется в поэме Гоголя. "Божественная комедия" состоит из трех частей. В первой части к поэту является тень древнеримского поэта Вергилия, которая сопровождает лирического героя в ад, они проходят все круги, перед их взором проходит целая галерея грешников. Фантастичность сюжета не мешает Данте раскрыть тему своей родины - Италии, ее судьбы. По сути, Гоголь задумал показать те же круги ада, но ада России. Недаром название поэмы "Мертвые души" идейно перекликается с названием первой части поэмы Данте "Божественная комедия", которая называется "Ад".
Гоголь наряду с сатирическим отрицанием вводит элемент воспевающий, созидательный - образ России. С этим образом связано "высокое лирическое движение", которым в поэме по временам заменяется комическое повествование.
Значительное место в поэме "Мертвые души" занимают лирические отступления и вставные эпизоды, что характерно для поэмы как литературного жанра. В них Гоголь касается самых острых российских общественных вопросов. Мысли автора о высоком назначении человека, о судьбе Родины и народа здесь противопоставлены мрачным картинам русской жизни.
Итак, отправимся за героем поэмы "Мертвые души" Чичиковым в Н.
С первых же страниц произведения мы ощущаем увлекательность сюжета, так как читатель не может предположить, что после встречи Чичикова с Маниловым будут встречи с Собакевичем и Ноздревым. Читатель не может догадаться и о конце поэмы, потому что все ее персонажи выведены по принципу градации: один хуже другого. Например, Манилова, если его рассматривать как отдельный образ, нельзя воспринимать как положительного героя (на столе у него лежит книга, открытая на одной и той же странице, а его вежливость притворна: "Позвольте этого вам не позволить>>), но по сравнению с Плюшкиным Манилов во многом даже выигрывает. Однако в центр внимания Гоголь поставил образ Коробочки, так как она является своеобразным единым началом всех персонажей. По мысли Гоголя это символ "человека-коробочки", в котором заложена идея неуемной жажды накопительства.
Тема разоблачения чиновничества проходит через все творчество Гоголя: она выделяется и в сборнике "Миргород", и в комедии "Ревизор". В поэме "Мертвые души" она переплетается с темой крепостничества.
Особое место в поэме занимает "Повесть о капитане Копейкине". Она сюжетно связана с поэмой, но имеет большое значение для раскрытия идейного содержания произведения. Форма сказа придает повести жизненный характер: она обличает правительство.
Миру "мертвых душ" в поэме противопоставлен лирический образ народной России, о которой Гоголь пишет с любовью и восхищением.
За страшным миром помещичьей и чиновничьей России Гоголь чувствовал душу русского народа, которую и выразил в образе быстро несущейся вперед тройки, воплощающей в себе силы России: "Не так ли и ты, Русь, что бойкая, необгонимая тройка несешься?" Итак, мы остановились на том, что изображает Гоголь в своем произведении. Он изображает социальную болезнь общества, но также следует остановиться на том, как удается это сделать Гоголю.
Во-первых, Гоголь пользуется приемами социальной типизации. В изображении галереи помещиков умело сочетает общее и индивидуальное. Практически все его персонажи статичны, они не развиваются (кроме Плюшкина и Чичикова), запечатлены автором как результат. Этот прием подчеркивает еще раз, что все эти Маниловы, Коробочки, Собакевичи, Плюшкины и есть мертвые души. Для характеристики своих персонажей Гоголь использует и излюбленный прием - характеристику персонажа через деталь. Гоголя можно назвать "гением детализации", так точно порой детали отражают характер и внутренний мир персонажа. Чего стоит например, описание имения и дома Манилова! Когда Чичиков въезжал в имение Манилова, он обратил внимание на заросший английский пруд, на покосившуюся беседку, на грязь и запустение, на обои в комнате Манилова - то ли серые, то ли голубые, на обтянутые рогожей два стула, до которых так и не доходят руки у хозяина. Все эти и еще много других деталей подводят нас к главной характеристике, сделанной самим автором: "Ни то, ни се, а черт знает что такое!" Вспомним Плюшкина, эту "прореху на человечестве", который потерял даже пол свой.
Он выходит к Чичикову в засаленном халате, на голове какой-то немыслимый платок, везде запустение, грязь, ветхость. Плюшкин - крайняя степень деградации. И все это передается через деталь, через те мелочи жизни, которыми так восхищался А.С. Пушкин: "Еще ни у одного писателя не было этого дара выставлять так ярко пошлость жизни, уметь очертить в такой силе пошлость пошлого человека, чтобы вся та мелочь, которая ускользает из глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем".
Главная тема поэмы - это судьба России: ее прошлое, настоящее и будущее. В первом томе Гоголь раскрыл тему прошлого родины. Задуманные им второй и третий тома должны были повествовать о настоящем и будущем России. Этот замысел можно сравнить со второй и третьей частями "Божественной комедии" Данте: "Чистилище" и "Рай". Однако этим замыслам не суждено было осуществиться: второй том оказался неудачным по идее, а третий так и не был написан. Поэтому поездка Чичикова и осталась поездкой в неизвестность. Гоголь терялся, задумываясь о будущем России: "Русь, куда же ты несешься? Дай ответ! Не дает ответа".

Сюжет и композиция «Мертвых душ». Почему автор назвал свое произведение поэмой?


Сюжет гоголевских «Мертвых душ» был подарен автору А.С. Пушкиным. Еще более важно, что авантюра с душами имела место в жизни. Для Гоголя было важно, что чичиковская «негоция» произошла реально, ибо такого рода происшествия характеризовали современную Россию.

«Документированная история поэмы начинается 7 октября 1835 года – дата, которой помечено письмо Гоголя к Пушкину. Здесь, в этом письме, находятся знаменитые строки: «Начал писать Мертвых душ. Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется, будет сильно смешон. Но теперь остановил его на третьей главе. Ищу хорошего ябедника, с которым бы можно коротко сойтиться. Мне хочется в этом романе показать хотя с однойго боку всю Русь» (Х, 375).» (Ю. Манн, «В поисках живой души», Москва, «Книга», 1987, стр.7).

В новом своем произведении Гоголь хочет показать хотя и «с одного боку», но всю Русь. До сих пор Гоголь ограничивался другими рамками: образ Миргорода, Петербурга. Теперь писатель поставил перед собой задачу описать конкретно и материально всю Россию, все государство. Отсюда и жанровое обозначение «Мертвых душ» - «роман», что было впервые у Гоголя. До этого он называл свои прозаические произведения повестями.

Пушкин передал Гоголю сюжет своего собственного, неизвестного нам произведения, над которым он думал, из которого он сам хотел сделать что-то вроде поэмы. Пушкин находил, что подобный замысел дает возможность Гоголю вслед за героем исследовать всю Россию и вывести на свет много разнообразных характеров.

«…Да накупи я всех этих, которые вымерли, пока еще не подавали ревизских сказок, приобрести их, положим, тысячу, да, положим, опекунский совет даст по двести рублей на душу: вот уж двести тысяч капиталу!..» - думал Чичиков. «… И вот таким образом составился в голове нашего героя сей странный сюжет, за который, не знаю, будут ли благодарны ему читатели, а уж как благодарен автор, так и выразить трудно. Ибо, что ни говори, не приди в голову Чичикову эта мысль, не явилась бы на свет сия поэма». (Н.В. Гоголь, «Мертвые души», Москва, «Терра», 1994, стр. 237).

Собственно, сюжет поэмы прост: в России была плохая система учета крепостных. Ревизская сказка, то есть опись крепостных происходила один раз в четыре года. Душами считались только мужчины. Они были товаром. Чиновник Чичиков воспользовался этим всем и заложил мертвые души за деньги.

На сюжете с мертвыми душами можно было создать плутовской роман. Так представлялся поначалу Гоголю жанр его произведения. Кроме того, этот сюжет был современен.

Пушкин рассказал Гоголю об одном господине, скупавшем мертвые души в Псковской губернии, - из этого и родился сюжет поэмы Гоголя «Мертвые души».

Другой сюжетной частью первого тома является пародийное и как бы комедийное использованье авантюрных мотивов. Эту картину «взбунтованного» города уже современники сближали с сюжетом «Ревизора». Разница была, однако, очень существенной. В «Ревизоре» ошибка чиновников невольно вскрывает подлинный быт и подлинные характеры, в том числе характер самого Хлестакова. В «Мертвых душах» ложные предположения громоздятся друг на друга, вскрывая прежде всего глупость и ограниченность, малую культурность губернского общества. Цепь гипотез растет, все усиливаясь, но все они скользят мимо подлинного Чичикова, хотя ключ казалось бы у всех в руках. Чичиков – похититель губернаторской дочки – фальшивомонетчик – разбойник – наконец, атаман шайки – притом безногий и безрукий. Здесь нелепость дошла до такого предела, который ясен даже губернскому обществу, но и разоблаченная нелепость заставляет только заменить его другим, ничуть не лучшим: Чичиков – переодетый Наполеон!..» (В.В. Гиппиус, «От Пушкина до Блока», издательство «Наука», Москва – Ленинград, 1966, стр. 139).

Основной материал поэмы обогащен сатирической темой чиновничьего произвола, взяточничества, своекорыстия и беззакония.

Что касается композиции произведения, то она предельно проста и выразительна. В ней три звена.

Первое: пять портретных глав (2 – 6), в которых даны все имеющиеся в то время типы помещиков; второе – уезды и чиновники (главы 1, 7 – 10); третье – 11 глава, в которой предыстория главного героя. В первой главе – приезд Чичикова в город и его знакомство с чиновниками и окрестными помещиками.

В пяти портретных главах, посвященных Манилову, Коробочке, Ноздреву, Собакевичу и Плюшкину, описано посещение Чичиковым помещичьих усадьб с целью покупки «мертвых душ». В последующих четырех главах – хлопоты по оформлению «покупок», возбуждение и толки в городе по поводу Чичикова и его предприятия, смерть прокурора, испугавшегося толков о Чичикове. Одиннадцатая глава завершает первый том.

Во втором томе, дошедшем до нас не полностью, много больше трагичности и динамичности. Чичиков продолжает наносить визиты помещикам. Вводятся новые персонажи. Одновременно происходят события ведущие к перерождению главного героя.

Композиционно поэма состоит из трех внешне не замкнутых, но внутренне взаимосвязанных кругов – помещики, город, жизнеописание героя – объединенных образом дороги, сюжетно связанных аферой Чичикова.

«… Не в шутку назвал Гоголь свой роман «поэмою» и что не комическую поэму разумеет он под нею. Это нам сказал не автор, а его книга. Мы не видим в ней ничего шуточного и смешного; ни в одном слове автора не заметили мы намерения смешить читателя: все серьезно, спокойно, истинно и глубоко… Не забудьте, что книга эта есть только экспозиция, введение в поэму, что автор обещает еще две такие же большие книги, в которых мы снова встретимся с Чичиковым и увидим новые лица, в которых Русь выразится с другой своей стороны…» («В.Г. Белинский о Гоголе», ОГИЗ, Государственное издательство художественной литературы, Москва, 1949).

В.В. Гиппиус пишет, что Гоголь построил свою поэму в двух планах: психологическом и историческом.

Задача первого плана – вывести как можно больше характеров, которые прикреплены к помещичьей среде. «Но значение гоголевских героев перерастает их первоначальную социальную характеристику. Маниловщина, Ноздревщина, Чичиковщина получили… значения больших типических обобщений. И это не было только позднейшим историческим переосмыслением; обобщенный характер образов предусмотрен в авторском замысле. Об этом Гоголь напоминает по поводу почти каждого из своих героев». (В.В. Гиппиус, «От Пушкина до Блока», издательство «Наука», Москва-Ленинград, 1966, стр. 127).

С другой стороны, каждый Гоголевский образ историчен, потому что отмечен чертами своей эпохи. Длительно пребывающие во времени образы дополнены вновь возникающими (Чичиков). Образы из «Мертвых душ» получили длительное историческое значение.

Роман остается неизбежно в пределах изображения отдельных людей и событий. В романе нет места образу народа и страны.

Задачи Гоголя жанр романа не вмещал. «Исходя из этих заданий (не отменявших, но включавших в себя углубленное изображение реальной жизни), нужно было создать особый жанр – большую эпическую форму, более широкую, чем роман. Гоголь и называет «Мертвые души» поэмой – отнюдь не в шутку, как говорила враждебная критика; не случайно на обложке «Мертвых душ», рисованной самим Гоголем, слово поэма выделено особо крупными буквами». (В. В. Гиппиус, «От Пушкина до Блока», издательство «Наука», Москва-Ленинград, 1966).

В том, что Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой была новаторская смелость. Называя свое произведение поэмой, Гоголь руководствовался следующим своим суждением: «роман не берет всю жизнь, но значительное происшествие в жизни». По-другому Гоголь представлял себе эпопею. Она «объемлет на некоторые черты, но всю эпоху времени, среди которого действовал герой с образом мыслей, верований и даже признаний, какие сделало в то время человечество…» «…Такие явления от времени до времени появлялись у многих народов. Многие из них хотя и писаны в прозе, но тем не менее могут быть причислены к созданиям поэтическим». (П. Антопольский, статья «Мертвые души», поэма Н. В. Гоголя», Гоголь Н. В., «Мертвые души», Москва, Высшая школа, 1980, стр. 6).

Поэма – это произведение о значительных явлениях в государстве или в жизни. Она подразумевает историчность и героичность содержания, легендарность, патетичность.

«Гоголь задумал «Мертвые души» как поэму историческую. С большой последовательностью он отнес время действия первого тома, по меньшей мере, лет на двадцать назад, к середине царствования Александра Первого, к эпохе после Отечественной войны 1812 года.

Гоголь прямо заявляет: «Впрочем, нужно помнить, что все это происходило вскоре после достославного изгнания французов». Вот почему в представлениях чиновников и обывателей губернского города Наполеон еще жив (он умер в 1821году) и может угрожать высадкой с острова Святой Елены. Вот почему быль или сказка о несчастном одноруком и одноногом ветеране – капитане победоносной русской армии, бравший Париж в 1814 году, так живо действует на слушателей почтмейстера. Вот почему один из героев второго тома (над которым Гоголь… работал значительно позже), генерал Бетрищев, целиком вышел из эпопеи двенадцатого года и полон воспоминаний о ней. И если Чичиков выдумал за Тентетникова какую-то мифическую историю генералов двенадцатого года, то и это обстоятельство льет воду на историческую мельницу Гоголя». (Вступительная статья П. Антопольского, «Мертвые души», Москва, Высшая школа, 1980, стр. 7). Это с одной стороны.

С другой – нельзя было назвать «Мертвые души» ничем иным, как поэмою. Потому что само название выдает свою лиро-эпическую сущность; душа – понятие поэтическое.

Жанр «Мертвых душ» стал своеобразной формой возведения повседневного жизненного материала до уровня поэтического обобщения. Принципы художественной типизации, используемые Гоголем, создают идейно-философскую ситуацию, когда действительность осознается исключительно в контексте глобальной этической доктрины. В этой связи особую роль играет название поэмы. После появления «Мертвых душ» разгорелись ожесточенные споры. Автора упрекали в посягательстве на священные категории, в покушении на основы веры. Название поэмы основано на приеме оксюморона, социальная характеристика персонажей соотносится с их духовным и биологическим состоянием. Конкретный образ рассматривается не только в аспекте морально-этических антиномий, но и в пределах доминантной бытийно-философской концепции (жизнь-смерть). Именно эта тематическая коллизия определяет специфический ракурс авторского видения проблем.

Мёртвые души». Жанр, сюжет, композиция.

Сюжет и компози­ция "Мертвых душ" обусловлены предметом изображения - стремлением Гоголя постичь русскую жизнь, характер русского человека, судьбу России. Речь идет о принципиальном изменении предмета изображения по сравнению с литературой 20-30-х гᴦ.: внимание художника переносится с изображения отдельной лич­ности на портрет общества. Иными словами, романический аспект жанрового содержания (изображение частной жизни личнос­ти) сменяется нравоописательным (портрет общества в негерои­ческий момент его развития). По этой причине Гоголь ищет сюжет, который давал бы возможность как можно более широкого охвата действительности. Такую возможность открывал сюжет путешест­вия: "Пушкин находил, что сюжет "Мертвых душ" хорош для меня тем, - говорил Гоголь, - что дает полную свободу изъез­дить вместе с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров". По этой причине мотив движения, дороги, пути оказывается лейтмотивом поэмы. Совершенно иной смысл получает данный мотив в знаменитом лирическом отступлении одиннадцатой главы: дорога с несущейся бричкой превращается в путь, по которому летит Русь, "и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства". В этом лейтмотиве - и неведомые пути русского национального развития:

В образе дороги воплощен и житейский путь героя ("но при всœем том трудна была его дорога..."), и творческий путь автора: "И долго еще определœено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями..." Мало того, что Чичиков путешествует в ней, то есть благодаря ей оказывается возможным сюжет путешествия; бричка мотивирует еще появление характеров Селифана и коней; благодаря ей удается спастись от Ноздрева; бричка сталкивается с каретой губернаторской дочки и таким образом вводится лирический мотив, а в конце поэмы Чичиков даже предстает как похититель губернаторской дочки. Бричка как бы наделяется собственной волей и иногда не слушается Чичикова и Селифана, едет своей дорогой и под конец вывали­вает седока в непролазную грязь - так герой не по своей воле попадает к Коробочке, которая встречает его ласковыми словами: "Эх, отец мой, да у тебя-то, как у борова, вся спина и бок в грязи! Где так изволил засалиться?" Вместе с тем, бричка как бы определяет кольцевую композицию первого тома: поэма открывается разговором двух мужиков о том, насколько прочно колесо брички, а завершается поломкой того самого колеса, из-за чего Чичикову приходится задержаться в городе. Сюжет путешествия дает Гоголю возможность создать галерею образов помещиков. При этом композиция выглядит очень рацио­нально: экспозиция сюжета путешествия дана в первой главе (Чичикова знакомится с чиновниками и с некоторыми помещика­ми, получает у них приглашения), далее следуют пять глав, в которых "сидят" помещики, а Чичиков ездит из главы в главу, скупая мертвые души. Гоголь в "Мерт­вых душах", как и в "Ревизоре", создает абсурдный художествен­ный мир, в котором люди утрачивают свою человеческую сущ­ность, превращаются в пародию на возможности, заложенные в них природой. Стремясь обнаружить в персонажах признаки омертвения, ут­рату одухотворенности (души), Гоголь прибегает к использованию предметно-бытовой детализации. Каждый помещик окружен мно­жеством предметов, способных его характеризовать. Детали, связанные с определœенными персонажами, не только живут автономно, но и "складываются" в своего рода мотивы. К примеру, с Плюшкиным связан мотив запустения, омертвения, деградации, в результате нагнетания которого возни­кает гротескный метафорический образ "прорехи на человечест­ве". С Маниловым - мотив переслащенности, создающий своего рода пародию на героя сентиментальных романов. Положение в галерее образов помещиков тоже характеризует каждого из них. Распространено мнение, что каждый последую­щий помещик "мертвее" предыдущего, то есть, по словам Гого­ля, "следуют у меня герои один пошлее другого". Но именно ли это имел в виду Гоголь? Является ли Плюшкин наихудшим из всœех? Ведь это единственный герой, у которого есть предыстория, лишь на его лице мелькнуло подобие жизни, "вдруг скользнул какой-то теплый луч, выразилось не чувство, а какое-то бледное отражение чувства". По этой причине нельзя судить о Плюшкинœе как о наихудшем - просто сама мера пошлости к шестой главе становится нестерпимой. Шестую главу Ю. Манн считает переломной. Эволюция Плюш­кина вводит в поэму тему изменения к худшему. Ведь Плюшкин - единственный некогда "живой" предстает в самом омерзительном обличье мертвой души. Именно с этим образом связано лирическое отступление в шестой главе о пламен­ном юноше, который "отскочил бы с ужасом, в случае если бы показали ему его же портрет в старости". По этой причине шестую главу мы можем назвать кульминационной в поэме: представляя трагическую для Гоголя тему изменения к худшему, она и завершает сюжет путе­шествия, ведь Плюшкин - последний из помещиков, кого посœе­тил Чичиков. Итак, сюжет путешествия исчерпан, но в поэме еще есть пять глав: следовательно в базе произведения лежит еще какой-то сюжет. Таким сюжетом, с точки зрения Ю. Манна, оказывается миражная интрига. В самом делœе, цель путешествия Чичикова миражна в самом прямом смысле слова: он покупает "один неосязаемый чувствами звук". Завязка миражной интриги происходит во время разговора с Маниловым, когда странный гость предлагает хозяину "него­цию". В данный момент проясняется цель путешествия Чичикова. Покупка "мертвых", которые, впрочем, значились бы по ревизии как живые", предпринимается героем для совершения мошенничества на законном основании: он хочет не только приобрести вес в обществе, но и заложить свою странную покупку в опекунский совет, то есть получить деньги. В сущности, путешествие Чичикова - бесконечная пого­ня за миражем, за пустотой, за ушедшими из жизни людьми, - за тем, что не должна быть в воле человеческой.

И по законам гоголевского художественного мира мираж начи­нает материализоваться, обретать реальные черты. Чем больше мертвых скупает Чичиков, тем всœе весомее оказывается его покуп­ка: мертвые души оживают, становятся реальностью. В самом делœе, зачем Собакевич начинает расхва­ливать своих умерших крестьян и говорит полную бессмыслицу: "Другой мошенник обманет вас, продаст вам дрянь, а не души; а у меня что ядреный орех, всœе на отбор". Хочет ли он, расписывая достоинства каретника Михеева, плотника Степана Пробки, са­пожника Максима Телятникова, кирпичника Милушкина, про­сто обмануть Чичикова? Но ведь это невозможно, оба прекрасно понимают, что их просто нет и всœе их качества в прошлом. Дело скорее не в обмане, а в непреднамеренности Собакевича: точно так же он будет описывать достоинства своих крестьян и в городе, уже после совершения купчей крепости, когда никакой обман уже не понужнобится: купленные Чичиковым мертвые души становятся на наших глазах живыми, и помещики говорят о них как о живых. "Оживают" купленные крестьяне и в начале седьмой главы, когда Чичиков составляет документы для совершения купчей крепости, и "странное, непонятное ему самому чувство овладело им". "Казалось, как будто мужики еще вчера были живы". Автор как бы перехватывает внутренний монолог своего героя, расска­зывает о судьбе крестьян, в которых воплотились всœе стороны русского народного характера.

К началу седьмой главы сюжет путешествия исчерпывается - Чичиков приезжает в город для оформления купчей. Этот момент, счастливая развязка сюжета путешествия, оказывается кульминацией миражной интриги: мираж, в погоню за которым был устремлен Чичиков, материализуется юридически, герой становится херсонским помещиком и сам забывает о том, "что души не совсœем настоящие". Пустота͵ фикция, скупаемая Чичи­ковым, получает полновесный юридический статус! Он начинает жить своей жизнью, рождает в городе множество слухов, обраста­ет всœе более и более правдоподобными подробностями. Крестья­не, купленные без земли, оказывается, покупаются на вывод в Херсонскую губернию; там есть река и пруд; отмечая покупку, пили за благоденствие крестьян и счастливое их переселœение; по возвращении Чичикова Селифан получает кое-какие хозяйствен­ные приказания: "собрать всœех вновь переселившихся мужиков, чтобы сделать всœем лично поголовную перекличку". И в тот момент, когда герой сам забывает о характере своей "негоции", в городе появляются Ноздрев и Коробочка, которые разбивают хрустальный мираж Чичикова. Но разбившись, мираж, подобно осыпающемуся зеркалу, образует множество осколков, в которых отражается в искаженном свете его творец - Чичиков. Он в суждениях жителœей города оказывается миллион­щиком, делателœем фальшивых ассигнаций, похитителœем губерна­торской дочки, Наполеоном, бежавшим с острова, капитаном Копейкиным. Именно в последних четырех главах поэмы кон­кретизируется образ губернского города N. В черновиках вре­мен работы над первым томом писатель сформулировал смысл этого образа "Идея города, Возникшая до высшей степени Пустота. Пустословие, Сплетни, перешедшие пределы, как всœе это воз­никло из безделья и приняло выражение смешного в высшей степени". " Миражная интрига завершается в тот момент, когда прекраща­ются всœе сплетни о Чичикове. Конец им кладет смерть прокурора. Все внимание горожан переключается на это событие. Только после этого Чичиков, забытый, уезжает из города. Идейно-композиционная роль образа Чичикова предопределœена в первую очередь тем, что ему принадлежит идея аферы, для ее осуществления ему предоставлено право свободного передвижения по художественному пространству поэмы, с ним автор не расстается почти никогда. Стоить отметить особо, что, не будь Чичикова, не было бы ни сюжета поутешествия, ни самой поэмы. Но не они, не его судьба являются главным предметом изображения у Гоголя. Именно специфика предмета изображения заставляет нас обра­титься к жанровому своеобразию произведения

Жанровая природа гоголевского произ­ведения сложна и не проста для определœения. Сам писатель по­пытался указать на своеобразие "Мертвых душ", назвав свою книгу поэмой, однако он не дал расшифровки этого понятия, что заставляет читателœей и исследователœей Гоголя - с момента выхода книги и по сей день - искать ключ к трактовке ее жанрового облика. Можно ли считать "Мертвые души" романом? Говоря о романе, обычно имеют в виду эпическое произведение большой художественной формы, в котором повествование сосредоточено на судьбах отдельной личности в ее отношении к окружающему миру, на становлении, развитии ее характера и самосознании.

В том случае, в случае если бы рассказ о происхождении, воспитании и попытках героя обеспечить себе "жизнь во всœех довольствах, со всœеми достатками" появился бы в начале повествования, лица и события объединились бы вокруг героя, встали бы в связь с его судьбой, превратив "Мертвые души" в роман, роман плутовского типа, где антигерой проходит через ряд удач и поражений. Но похождения Чичикова для Гоголя - только путь к решению другой, главной для него задачи. В чем она состояла? Вернемся к тому определœению, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ сам Гоголь дал "Мерт­вым душам". Он назвал свое произведение поэмой, подобно тому как Пушкин считал "Евгения Онегина" "романом в стихах". Произведение Гоголя можно по праву назвать поэмой. Это право ему дано поэтичностью, музыкальностью, выразительнос­тью языка, насыщенного такими образными сравнениями и мета­форами, какие можно встретить разве что в поэтической речи. А главное - постоянным присутствием автора, что делает "Мертвые души" произведением лиро-эпическим. Вся действительность, изображенная в ней, проходит сквозь призму авторского сознания. В лирических отступлениях Гоголь ставит и решает литератур­ные вопросы.

Своеобразная жанровая структура "Мертвых душ" позволяет Гоголю изобразить картину нравов всœей России, показывая при этом общее, а не частное, не историю жизни одного человека, а "разнообразную кучу" русских характеров. Лирическое начало выводит эти наблюдения на уровень философских размышлений о судьбе России в семье человечества.

№46 Философия русского мира и своеобразие героя в поэме ʼʼМертвые душиʼʼ

Творчество Н. В, Гоголя многогранно и разнообразно. Писатель обладает талантом увлекать читателя, заставляет вместе с героями плакать и смеяться, переживать неудачи и радоваться успехам. Он призывает человека задуматься над судьбой родины, над самим собой, обнажает недостатки общества и каждого гражданина. По-моему, автору великолепно удается раскрыть душу героя, его внутренний мир.
Размещено на реф.рф
Именно в поэме "Мертвые души", автор поставил самые больные и злободневные вопросы современной ему жизни. Он ярко показал разложение крепостного строя, обреченность его представителœей. Уже само название поэмы имело огромную разоблачительную силу, несло в себе "что-то наводящее ужас". Нельзя не согласиться с А. И. Герценом, сказавшим, что "иначе он ее не мог назвать; не ревизские мертвые души, а всœе эти ноздревы, маниловы и всœе прочие - вот мертвые души, и мы их встречаем на каждом шагу". Кто же эти герои, о которых говорил великий критик?

В некий город приезжает весьма учтивый господин П. И. Чичиков. В его облике нас первоначально поражают изысканность вкуса, аккуратность, воспитанность. Правда, о цели его приезда, мы пока еще только догадываемся. Чичиков наносит визиты местным помещикам. Вот он приезжает к Манилову. Этот помещик чем-то мне напоминает самого Чичикова. Он считает себя воспитанным, благородным и весьма образованным. При этом заглянем к нему в кабинœет. Запыленную книгу, которая вот уже 2 года раскрыта на четырнадцатой странице, везде кучки пепла, пыль, беспорядок. Манилов самозабвенно мечтает о "благополучии дружеской жизни", строит фантастические планы будущих усовершенствований. Но это пустой фразер; у него слова расходятся с делом. И мы видим, что в описании хозяев поместий, их увлечений и интересов, проявляется способность автора несколькими деталями обстановки показать бездуховность и мелочность стремлений, пустоту души.

От одной главы к другой нарастает обличительно-сатирический пафос Гоголя. От Манилова к Собакевичу усиливается ощущение омертвения помещичьих душ. Собакевич, по выражению Гоголя, "чертов кулак". Безудержная страсть к обогащению толкает его на хитрость, заставляет изыскивать всœе новые и новые средства наживы. Это-то и заставляет его активно применять новшества: в своем поместье он вводит денежный оброк. Как ни странно, но купля-продажа мертвых душ его совсœем не удивляет. Его интересует только то, сколько он за них получит.

Еще одним представителœем помещиков является Ноздрев. Это непосœеда, герой ярмарок, попоек и карточного стола. Его хозяйство крайне запущено. В отличном состоянии находится только псарня. Среди собак он как "отец родной" среди большого семейства. Доходы, получаемые с крестьян, он тут же пропивает. Это говорит о его нравственном падении, безразличии к людям.

Совсœем иное отношение к хозяйству у Коробочки. Она имеет хорошенькую деревню, у нее полон двор всякой птицы, имеются "просторные огороды с капустой, луком, картофелœем", есть яблони и другие фруктовые деревья. Коробочка не видит ничего дальше своего носа. Все новое пугает ее. Это типичная представительница мелких захолустных помещиков, ведущих натуральное хозяйство. Ее поведением руководит также страсть к наживе.

Полное моральное оскудение и потеря человеческих качеств характерны для Плюшкина. Полагаю, писатель был прав, когда окрестил его "прорехой на человечестве". Говоря о Плюшкинœе, Гоголь разоблачает ужасы крепостного права. Главу о нем он считал одной из самых трудных. Ведь Плюшкин не только завершает галерею помещичьих "мертвых душ" - данный человек несет в себе наиболее явные признаки неизлечимой смертельной болезни... Когда-то Плюшкин был трудолюбивым хозяином, не лишенным ума и житейской зоркости. Но всœе пошло прахом: развалилась его семья и он остался единственным хранителœем и полновластным владетелœем своих сокровищ. Постоянное одиночество усилило его подозрительность и скупость. Он опускался всœе ниже и ниже, пока не превратился в "прореху на человечестве". Из-за чего же это произошло? Я думаю, что здесь действовали не только случайности, но и условия жизни. Гоголь сообщает, что Плюшкин - мошенник, всœех людей переморил голодом, что в тюрьме колодники лучше живут, чем его крепостные.

Гоголевская сатира адресована противоречиям самой действительности. Деградирующие сословия общества четко очерчены в разных группах персонажей: уездное дворянство, губернское чиновничество и дворянство, предприниматели нового типа, дворовые, слуги, крестьяне, столичное чиновничество и дворянство. Гоголь обнаруживает блестящее художественное мастерство, находит остроумные приемы разоблачения "антигероев": говорящие детали внешнего облика героя, соотнесение его с определœенным типом человека. Меня поражает гоголевская способность вложить в уста типичных обывателœей разоблачительные речи. Сами же они даже не подозревают о том, что обычные и привычные их разглагольствования обнаруживают прежде всœего их грубость и беспросветную глупость. В поэме даже обычные предметы быта выполняют резко обличительную функцию. Раздумья писателя обращены к общим процессам действительности. Он подчеркивает страшную путаницу, бесперспективность общественных начинаний.

Мёртвые души». Жанр, сюжет, композиция. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Мёртвые души». Жанр, сюжет, композиция." 2017, 2018.



Рассказать друзьям