Пример графики в изобразительном искусстве. Виды графики

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Графика и живопись – родственные виды искусства. Общим для них является, например, нанесение изображения на какую-либо плоскость. Но в каждом случае имеются и свои особенности. Выясним, чем отличается графика от живописи.

Определение

Графика – искусство создания изображений путем нанесения на рабочую поверхность линий, штрихов, а также элементов в виде точек и пятен.

Графика

Живопись – искусство написания полотен, наиболее полно изображающих действительность. При создании произведения живописец чаще всего наносит на поверхность жидкие краски.


Живопись

Сравнение

В первую очередь два вида искусства можно различить по применяемым изобразительным средствам. В графике огромную силу приобретает линия. В природе она сама по себе не существует. Но линии, проводимые по поверхности карандашом или мелком, позволяют создавать многочисленные эффектные образы. Штрих в графике также очень важен. Штриховка может быть разной по характеру и расположению элементов. Кроме того, в арсенале графических средств присутствуют пятно, заполняющее определенную часть плоскости, и точка.

Очень заметно отличие графики от живописи в плане использования цвета. Как таковой он не играет в графике первостепенной роли. Ценность изображения в данном случае заключается именно в рисунке. Однако тон поверхности, преимущественно это бумага, выбирается мастером тщательно. Также художнику вовсе не безразлично, какой использовать оттенок красящего материала. Часто композиция является черно-белой. Иногда для выразительности автор привлекает к основному еще один или два цвета, редко больше двух.

Живопись же основана на игре цветов и оттенков. С этим искусством по колористическим возможностям не сравнится никакое другое. Смешивая краски, включая в картину разные тональности, художник делает изображение словно живым. Работа традиционно выполняется на холсте при помощи кисти и жидких красок (но могут применяться и другие материалы и поверхность). При этом важен характер мазка. Живопись более гибкая, чем графика. В ней широко используются плавные цветовые переходы. Фон в живописных творениях является лишь вспомогательным компонентом, а часто вовсе отсутствует. В то же время продукты графики отличаются контрастностью, а фон в таких композициях становится полноправным участником.

Графический рисунок в целом очень лаконичен. Каждая его деталь значима и выразительна. Следует отметить, что для создания подобной работы зачастую требуется не так много времени, как для написания картины. Поэтому именно графика первой откликается на происходящие в жизни события. На обозрение публики почти моментально выносятся актуальные рисунки, плакаты и карикатуры. А их распространению способствует существующая возможность печатать и тиражировать такие произведения. Живописное полотно, в свою очередь, может быть представлено зрителям в подлиннике только в каком-то определенном месте.

Разобраться, в чем разница между графикой и живописью, можно, и обратив внимание на производные понятия «графичность» и «живописность». Так, о графичности картины, написанной красками, говорят при содержании в произведении резких контрастов, скупой цветовой палитры, четком разграничении изображенных деталей. А графический рисунок называют живописным, если он отличается разнообразием цветов и определенной художественной гибкостью.

Отрывок статьиБ.Соловьевой

Цвет — самая очевидная особенность живо-писи, ее определяющее качество. Однако цвет довольно широко используется и в рисунке, и в гравюре; это обстоятельство, как известно, служит причиной того, что цвет не признается разделяющим моментом для живописи и графики как видов искусства.

Работа цветными, то есть по преимуществу живописными, материалами — акварелью, пастелью, гуашью,— на бумаге, то есть на материале исконно графическом, создает проблему: чем считать такие произведения — живописью или графикой?

Н.Волков писал: «Для цветной, точнее, полихромной графики я поставил бы неразрешимый пока вопрос как: почему она графика, а не живопись? Почему цветные литографии Тулуз-Лотрека графика, а его пастели — живопись? Почему пастель Врубеля «Портрет жены» помещена Русским музеем в отдел графики? Переход-ные явления? Но так как они существуют и существуют в изобилии, важно найти разни-цу в отношении к цвету для живописи и графики вообще...».


Когда говорят о цвете в рисунке, то обычно имеют в виду использование в нем акварели, пастели, гуаши. Однако прежде чем перейти к рассмотрению их применения, необходимо сказать несколько слов о цвете в произведе-ниях, которые созданы чисто рисуночными материалами: бистром, сепией, чернилами, сангиной, мелом , их сочетаниями друг с другом и с черными по цвету материалами.

Рисуночные материалы составляют в целом довольно разнообразную цветовую гамму, которая усложняется и обогащается за счет различных оттенков одного и того же матери-ала, тональных переходов, создаваемых от-мывкой или растушевкой, за счет сочетания двух-трех материалов или сочетания разных инструментов при работе одним материалом, которые дают различные его оттенки; нако-нец, за счет применения цветного фона бумаги. Поэтому мир рисунка, созданный с помощью этих материалов, и без использова-ния многоцветия акварели, пастели, гуаши, оказывается довольно богатым по цвету, хотя и весьма своеобразным. Таким работам присущ особый, специфически рисуночный колорит. Для него характерна ограничен-ность набора цветов и, в силу этого, услов-ность в передаче реальной окраски предме-тов. Но при этом возникают изысканные цветовые сочетания, неожиданные декора-тивные эффекты, активный ритм цветовых и тональных пятен, мазков, линий.

Но вернемся к проблеме цвета в рисунке, возникающей тогда, когда произведения соз-даются с помощью материалов, которыми могут быть исполнены как рисунки, так и живописные работы. В энциклопедиях, словарях, искусствоведче-ской литературе акварель и пастель обычно определяются одновременно и как техника живописи, и как техника рисунка; для акваре-ли на первое место выдвигается живопись, для пастели — рисунок. Однако при экспони-ровании, репродуцировании, изучении очень часто все произведения, исполненные в этих техниках, несмотря на различие их характе-ра, относят к одному виду искусства: объ-единяют их либо с живописными 3 , либо с графическими работами; причем нередко одни и те же произведения в различных изданиях или на выставках оказываются отнесенными к разным видам искусства.

Так, упомянутый Волковым «Портрет же-ны» Врубеля воспроизведен в альбоме «Госу-дарственный Русский музей. Графика XVIII—XX веков» и экспонировался на вы-ставке «Портрет в русской живописи конца XIX — начала XX века», которая была орга-низована тем же музеем. Следовательно, в одних случаях за основу видового определе-ния произведений берут воспроизводящие полихромные материалы, которые обуслов-ливают отнесение произведений к живописи; в других — бумагу, что причисляет исполнен-ные на ней работы к графике. Отдельно хочется отметить два момента. А.А.Сидоров, которому в отечественной ли-тературе принадлежат основные труды по рисунку и который уделял внимание вопро-сам его специфики, в своих работах по истории русского рисунка рассматривал наряду с рисунками также и акварели, причем совершенно картинного характера.

Одна из выставок акварели, состоявшаяся в 1977 году в Англии, на родине акварельной живописи, называлась «Английские акварельные рисун-ки», хотя экспонировались именно живопис-ные произведения. Все это говорит о том, что проблема видовой принадлежности про-изведений, исполненных акварелью и па-стелью, еще требует своего разрешения.

Для полихромных произведений на бумаге материал в принципе не может быть критери-ем их видового определения. Акварель, па-стель и гуашь обладают свойствами, которые позволяют создавать и живописные и графи-ческие работы. Ими исполнено огромное количество произведений, живописный, кар-тинный характер которых не нуждается в пояснении; от работ маслом их отличает только фактура красочного слоя. Здесь можно назвать пастельные портреты, аллего-рические и жанровые произведения Розальбы Каррьера, Латура, Перроно, Менгса, Рассела, Лиотара (в XVIII веке появилось даже специальное понятие «картина- пастель»); пастели Тулуз-Лотрека и Дега, гуаши Руо, Утрилло, Шагала; пейзажи русских художников конца XVIII — начала XIX века, исполненные акварелью и гу-ашью,— Семена Щедрина, Михаила Иванова, Неелова, Воробьева; работы Толстою и Брюллова, Врубеля и Борисова-Мусатона, картины художников «Мира искусства» Бенуа, Сомова, Добужинского, Лансере, пей зажи Богаевского, натюрморты Конашевича. И в то же время существует много произведс ний, созданных с применением этих матери алов или целиком исполненных ими, которые безусловно представляют собой рисунки Такие работы есть у Гольбейна и Клуэ, Домье и Мане, Сислея и Боннара, Александра Иванова и Кипренского, Серова и Кустодиева, Купреянова и Кузьмина. Основой определения видовой принадлежности произведений, исполненных на бумаге с помощью акварели, пастели, гуаши, может быть только способ, характер использования цвета. Особенности этого способа для рисун-ка и для живописи можно определить, исходя из приемов изображения, специфичных для этих видов искусства.

В живописи изображение исполняется крас-кой, то есть цветом и только цветом, образу-ющим слитный красочный слой, непрерыв-ную изобразительную поверхность. В аква-рельной живописи нередко остаются откры-тыми небольшие участочки бумаги, как бы принизывающие изображение, но это не разрушает впечатления слитности благодаря текучести мазков, непрерывности перехо-дов. Главная особенность живописного ис-пользования цвета состоит в том, что в живописи формы и пространство строят-ся, передаются цветом.

К.С.Петров-Водкин писал, что произведение живописи — это «со-отношения цветов, распределенных в фор-мах».

Изобразительные и выразительные возможности цвета используются в живопи-си свободно, в полную силу, так, как это необходимо художнику. Цвет выполняет важную композиционную функцию: акценти-рует внимание на существенных для понима-ния образного содержания картины уча-стках, определяет последовательность вос-приятия зрителя. Цвет содействует органи-зации того пространства, которое отвечает замыслу художника: можно усилить глубину с помощью тональной перспективы, соответ-ствующего расположения выступающих и отступающих цветов, а можно с помощью цвета подчеркнуть плоскостность. Наконец, интерес к цветовому и тональному богатству мира, к состоянию среды, атмосферы, пере-дачи тончайших переходов, оттенков, реф-лексов, то есть самоценность цвета (живо-писность в узком смысле), также проявляются при живописном использовании цвета, хотя присущи не каждому произведению. Всякий материал чаще применяется так, чтобы полно использовать его возможности. Поэтому живописных произведений, созданных акварелью, пастелью, гуашью, несравненно больше, чем рисунков. Безусловно, однако, что благодаря свойствам материалов и исполнению на бумаге они имеют свои особенности но сравнению с произведениями, созданными маслом на холсте.

Рисунком же при использовании цвета произ-ведение является тогда, когда цвет подчиня-ется особенностям изображения, присущим рисунку, когда они сохраняются и при введе-нии цвета: белая поверхность бумаги остает-ся в большей или меньшей степени открытой и выступает как активный компонент изобра-жения и как фактор его условности; откры-тые участки фона разрушают непрерывность изображения и обнажают изобразительные средства, делают их явными как линию, штрих, пятно; формы и пространство строят-ся главным образом этими явными линиями, штрихами и пятнами; открытая поверхность бумаги как бы выравнивает изображение, придает ему плоскостность. В таких случаях художник именно рисует цветными матери-алами, рисует так же, как тушью, бистром, карандашом или углем. Поэтому и при использовании и цвета произведение не воспри-нимается как самостоятельный мир, как мир в его зрительной полноте,— так, как воспри-нимается картина; рисунок, и в том числе цветной, в этом смысле условен, имеет характер «изобразительной записи». Такое применение цвета ограничивает в той или иной степени его изобразительные и выразительные возможности.

В рисунке цвет не имеет такого организующего значения в изображении, как в картине; его роль в композиции скорее дополнительная, вспомо-гательная.

Использование цвета существенно не изменяет отношения изображения к повер-хности бумаги. Цвет не разрушает возника-ющее в рисунках ощущение плоскости, не создает глубины: выбираются бледные тона; пятно кладется плоско, ровно; выделяются тона, которые имеют тенденцию прибли-жаться к передней плоскости; обычно ис-пользуется немного цветов, которые образу-ют сближенную гамму и сохраняют услов-ность в передаче изображаемого.

Краткая общая характеристика способов использования цвета в живописи и рисунке не означает, что только соединение всех черт создает в целом живописный или рисуночный характер использования цвета и тем самым раскрывает соответствующий характер про-изведения, его видовую принадлежность.

Характер произведения определяется значи-мостью, перевесом — причем необязательно количественным, но качественным — приемов того или иного способа использова-ния цвета.

Однако живописный и рисуночный способы применения далеко не исчерпывают приемы использования акварели и пастели. Посколь-ку этими материалами могут быть созданы и живописные работы, и рисунки, а в послед-них чаще всего также применяются и притом играют ведущую роль чисто графические средства изображения, то естественно и неизбежно возникают произведения смешан-ного и переходного характера. В работах смешанного характера рисунок карандашом или пером соединяется с живописным ис-пользованием цвета, причем это соединение может происходить по-разному. В одних произведениях часть изображения выполня-ется живописными приемами, а часть пред-ставляет собой рисунок — как, например, в «Портрете принцессы Елизаветы» Кранаха, где сосуществуют тонкая, тщательная моде-лировка лица цветом и легкий контурный рисунок одежды и украшения на голове. В других работах весь рисунок соединяется с цветом, заполняется им, но определенность и самостоятельная значимость рисунка при этом не утрачиваются. Таковы, к примеру, «Вилла Мадама» Робера или «Беатриче гово-рит с Данте» Блейка, где цветом закрыта вся поверхность бумаги, а также «Стоящий офи-цер карабинеров» Жерико, эскизы костюмов Бакста, где фигуры изображены на откры-том, свободном фоне. Работы переходного характера не нуждаются в особом поясне-нии; понятно, что в них присутствуют и рисуночные и живописные приемы использо-вания цвета, в силу чего такие работы невозможно определить однозначно. Произведений смешанного и переходного характера исполнено, возможно, не меньше, чем цветных рисунков, что делает общую картину столь сложной и неопределенной.

Графика – вид изобразительного искусства.

Термин «графика» произошёл от греческого слова «графо» – пишу. Основные изобразительные средства графики – линия, штрих, пятно и точка. Основной цвет – чёрный, хотя в качестве вспомогательного средства могут применяться и другие цвета.

М. Врубель. Иллюстрация к трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери»
Фон бумаги в графике играет роль пространства, что немаловажно для графического рисунка.
Графика, несмотря на более скупой по сравнению с живописью язык, отличается большими возможностями изображения и передачи эмоций. Стоит только вспомнить рисунки юной художницы Нади Рушевой. Они завораживают лёгкостью, точностью и глубиной образов. Об этой художнице Вы можете прочитать .

Н. Рушева «Пушкин и Пущин»
Многие известные художники использовали возможности графики: Билибин, Брейгель, Ван Гог, Ватто, Врубель, Гойя, Кваренга, Леонардо да Винчи, Альфонс Муха, Рембрандт, Тициан, Сомов, Хокусай и др.

Ф. Толстой «Под игру Амура» Тонированная бумага, карандаш, сепия, белила

Жанры графики в основном те же, что и жанры живописи. Но здесь чаще встречаются портретный жанр и пейзаж , в меньшей степени – исторический , бытовой и другие жанры.

М. Демидов «Портрет С. Рахманинова»

В. Фаворский «Михаил Кутузов» (1945). Из серии «Великие русские полководцы»

В. Фаворский «Пушкин-лицеист» (1935)

Пейзаж в графическом рисунке «не играет» красками, но удивляет тонкостью чувств и побуждает к воображению.

С. Никиреев «Одуванчики»

Графические работы всемирно известных художников

Графическое искусство многообразно и привлекает художников возможностью передачи чувств и мыслей при помощи одного только карандаша или фломастера. Эта возможность завораживает не только художника-графика, создающего произведение искусства, но и зрителя.

А. Дюрер «Автопортрет» (1500). Старая Пинакотека (Мюнхен)
Крупнейший европейский художник Альбрехт Дюрер (1471-1528), оставил большое наследие из рисунков – около тысячи: пейзажи, портреты, зарисовки людей, животных и растений. Наиболее полно этот художник раскрывался именно в графическом рисунке, т.к. в живописных произведениях он не всегда был свободен от произвола заказчиков.
Дюрер постоянно упражнялся в компоновке, обобщении, построении пространства. Его анималистические и ботанические рисунки отличает высокое мастерство исполнения, наблюдательность. Большая часть его рисунков тщательно проработана. В своих гравюрах и картинах он неоднократно повторял мотивы графических работ.

А. Дюрер «Руки молящегося» (около 1508)

Кацусика Хокусай «Автопортрет»
Кацусика Хокусай (1760-1849) - великий японский художник укиё-э (образы изменчивого мира), иллюстратор, гравёр. Он является автором множества графических рисунков и гравюр.

Кацусика Хокусай «Большая волна в Канагаве» (1823-1831)

Влади́мир Андре́евич Фаво́рский (1886-1964) - российский и советский график, мастер портрета, ксилографии и книжной графики, искусствовед, сценограф, живописец-монументалист, педагог и теоретик изобразительного искусства, профессор.

Известен своими циклами графики и гравюры, а также иллюстрациями к произведениям А.С. Пушкина, к «Слову о полке Игореве», переводам Маршака, рассказам Пришвина и Толстого и др.
В своем пластическом видении Фаворский близок к византийским мозаичистам, к Микеланджело, Врубелю.

В. Фаворский. Иллюстрация к «Маленьким трагедиям» А.С. Пушкина
Леонардо да Винчи (1452-1519). «Универсальный человек»: итальянский художник и учёный, изобретатель, писатель, музыкант, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения.

Предполагаемый Автопортрет Леонардо да Винчи
Художник постоянно фиксировал результаты своих наблюдений за окружающим миром в набросках, эскизах, исполненных в различных техниках (итальянский карандаш, серебряный карандаш, сангина, перо и др.), добивался остроты в передаче мимики, физических особенностей и движений человеческого тела, приводя всё в идеальное соответствие с духовной атмосферой своей композиции.

Леонардо да Винчи. Эскиз головы молодой девушки (головы Ангела для картины «Мадонна в скалах»)

Леонардо да Винчи «Витрувианский человек» (1490). Галерея Академии Венеции (Италия)
Этот рисунок был создан для определения пропорций (мужского) человеческого тела, как это описано в трактате античного римского архитектора Витрувия «Об архитектуре».
Витрувианский человек – фигура обнажённого мужчины в двух наложенных одна на другую позициях: с разведёнными в стороны руками и ногами, вписанная в окружность; с разведёнными руками и сведёнными вместе ногами, вписанная в квадрат. Рисунок и пояснения к нему иногда называют «каноническими пропорциями».
Рисунок выполнен пером, чернилами и акварелью с помощью металлического карандаша, размеры рисунка 34,3 × 24,5 сантиметра.
Рисунок является одновременно научным трудом и произведением искусства, он служит примером интереса Леонардо к пропорциям.

Карикатура

Специфическим графическим жанром является карикатура (сатирический рисунок, шарж).
Карикатура – один из древнейших видов рисунка. Она отображает проблемы общества и с ранних времён служила определённым методом самоутверждения над обидчиком. Так насмехались над врагами, так народ насмехался над своими властителями или поработителями. Обычно это был рисунок с грубыми искажениями черт обидчиков или пририсованными рогами, хвостом и т. д. Зарождение карикатуры в России произошло в XVII в. с народных лубочных картинок.
Карикатура в сатирической или юмористической форме и в настоящее время изображает какие-либо социальные, общественно-политические, бытовые явления, реальные лица или характерные типы людей.
Современная карикатура – сатирический или юмористический рисунок, изоанекдот. По тематике различают политическую карикатуру, социальную, бытовую и т. д. Жанр карикатуры развивается во всём мире.


Капитализм глазами Хёрлуфа Бидструпа, датского художника-карикатуриста ((1912-1988)
Известные отечественные художники-карикатуристы: Черемных, Ротов, Семёнов, Бродаты, Дени, Кукрыниксы, Ефимов.


Кукрыниксы (слева направо: Порфирий Крылов, Михаил Куприянов, Николай Соколов)

Карикатура Кукрыниксов
Шарж (фр. charge) – разновидность карикатуры; сатирическое или добродушно-юмористическое изображение (обычно портрет), в котором соблюдается внешнее сходство, но выделены наиболее характерные черты модели. На шаржах могут быть изображены люди, животные и различные предметы. В отличие от карикатуры, шаржи не высмеивают недостатки героя, они добродушны, заставляют людей улыбаться, но не смеяться над изображаемыми.

Шарж на Максима Галкина
Другой разновидностью карикатуры является гротеск.
Гроте́ск (фр. grotesque, буквально – «причудливый», «комичный» – вид художественной деятельности, комически или трагикомически обобщающий и заостряющий жизненный сюжет посредством сочетания реального и фантастического. Гротеск присущ и другим видам искусства: литературе, живописи, музыке. По сути, гротеск присущ определённому художественному мышлению, это своеобразный дар. В жанре гротеска писали Аристофан, Ф. Рабле, Э. Т. А. Гофман, Н. В. Гоголь, М. Твен, Ф. Кафка, М. А. Булгаков, М. Е. Салтыков-Щедрин. Но мы в данной статье рассматриваем только гротеск в изобразительном искусстве.

Лирический гротеск

Графика Графика

(греч. graphike, от grapho - пишу, черчу, рисую), вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные произведения (многообразные виды гравюры), основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. Термин "графика" первоначально употреблялся лишь применительно к письму и каллиграфии. Новое значение он получил в конце XIX - начале XX вв. в связи с бурным развитием промышленной полиграфии и распространением каллиграфически чёткого, контрастного линейного рисунка, наиболее удобного для фотомеханического воспроизведения в книге и журнале. Тогда графика определилась как искусство, в основе которого лежат линия, контраст чёрного и белого. Такое понимание графики в дальнейшем было расширено. Кроме контурной линии в графике используются штрих и пятно, также контрастирующие с белой (реже цветной или чёрной) поверхностью бумаги - основного материала графики. Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы. Графика не исключает и применение цвета. Наиболее общий отличительный признак графики - особое отношение изображаемого предмета к пространству, важную роль в воссоздании которого играет фон бумаги или, по выражению советского графика В. А. Фаворского, "воздух белого листа". Пространственное ощущение создают не только не занятые изображением участки листа, но часто (например, в рисунках акварелью) и проступающий под красочным слоем фон бумаги. При этом связанное с плоскостью листа графическое изображение носит в известной мере плоскостный характер. Не обладая такой полнотой возможностей, как живопись, в создании пространственной иллюзии реального мира, графика с большой свободой и гибкостью варьирует степень пространственности и плоскостности. Графике могут быть свойственны тщательность объёмно- пространственного построения, интерес к повествованию, обстоятельное штудирование натуры, выявление структуры и фактуры предмета. Но художник-график может ограничиться и беглым впечатлением, условным обозначением предмета или как бы намёком на него, обращаясь к воображению зрителя. Незаконченность и лаконизм при этом служат одним из главных средств художественной выразительности. Ёмкость образа в графике часто достигается экономией и концентрацией художественных средств, образно- выразительными метафорами. Поэтому в графике наряду с завершёнными композициями самостоятельную художественную ценность имеют натурные наброски, эскизы произведения живописи, скульптуры и архитектуры (рисунки Леонардо да Винчи, Микеланджело, Л. Бернини в Италии, Рембрандта в Голландии, В. И. Баженова, А. А. Иванова, Вал. А. Серова в России, Н. Пуссена, А. Ватто, Э. Дега, О. Родена во Франции и многих других). Способность графики к резкому заострению образа обусловила широкое развитие графической сатиры и гротеска (офорты Ф. Гойи в Испании, Ж. Калло во Франции, литографии О. Домье во Франции, рисунки Ж. Гроса в Германии, Кукрыниксов в СССР и др.). Активную роль в графике играют фактура материалов, специфика графических техник и приёмов (живописность и "бархатистость" офорта, создающего богатые пространственные и светотеневые переходы, чёткость и гибкая контрастность ксилографии, мягкие светотеневые нюансы литографии, декоративная броскость линогравюры и др.). Особое место занимают в графике неизобразительные элементы - чисто декоративные мотивы, орнаментальный текст, представляющий собой систему графических знаков. Графика обладает широчайшим диапазоном функций, видов, жанров, художественных средств, создающих в своей совокупности неограниченные возможности для изображения и образного истолкования мира, выражения чувств и мыслей художника. Различны и способы общения зрителя с произведениями графики - от массового воздействия плаката до интимного восприятия наброска, иллюстрации, миниатюры. Важными особенностями графики являются её способность быстро откликаться на актуальные события, возможность тиражирования во многих экземплярах, последовательного раскрытия замысла в ряде изображений (серии гравюр и рисунков французов Калло и Домье, англичанина У. Хогарта, бельгийца Ф. Мазереля, поляка Т. Кулисевича, советских графиков И. И. Нивинского, А. И. Кравченко, В. И. Касияна, А. Ф. Пахомова, Б. И. Пророкова, Е. А. Кибрика, Д. А. Шмаринова, Л. А. Ильиной и др.). Эти качества были широко использованы в агитационных и сатирических политической графике, бурное развитие которой падает на годы крупных исторических событий ("летучие листки" Крестьянской войны 1524-26 в Германии, лубки Отечественной войны 1812 в России, гравюры времён революций 1830 и 1848 во Франции, советские плакаты эпохи Гражданской войны 1918-20 и Великой Отечественной войны 1941-45, многочисленные произведения антифашистской графики 30-х - начала 40-х гг. в Европе). В XX в. графика развивается как демократическое искусство большого социального звучания, обращённое к массовому зрителю. Особое значение приобретает политическая газетная и журнальная графика, принимающая активное участие в революционной, национально-освободительной борьбе народов.

По технике графику разделяют на рисунок и печатную графику. Наиболее древний и традиционный вид графического искусства - рисунок, истоки которого можно видеть в наскальных изображениях эпохи палеолита, античной вазописи, где основу изображения составляют линия, силуэт, цветовое пятно.

Рисунок с присущими ему конструктивно-изобразительными и худо- жественно-выразительными возможностями, гибкостью и бесконечным многообразием приёмов и форм является одним из главных средств графики (как и других видов изобразительного искусства), служа извечным способом творческого общения художника с натурой, её художественного познания, непосредственного отклика человека на окружающий его мир. В задачах рисунка много общего с задачами живописи, а границы между ними условны: акварель, гуашь, пастель, темпера могут использоваться для создания как живописных, так и графических по характеру произведений. Рисунок сближает с живописью и его уникальность, тогда как произведения печатной графики могут распространяться во многих равноценных экземплярах. Гравюра известна с VI-VII вв. в Китае, с XIV-XV вв. в Европе (первоначально ксилография и резцовая гравюра, позже офорт). Литография возникла лишь к XIX в. До появления фотомеханической репродукции печатная графика служила для воспроизведения картин и рисунков.

По назначению различаются станковая, книжная и газетно-журнальная, прикладная графика и плакат. Станковая графика получила широкое распространение в основном с эпохи Возрождения. Она издавна обращается к традиционным жанрам изобразительного искусства - тематической композиции (гравюры А. Дюрера в Германии, Калло во Франции, Рембрандта в Голландии, Хогарта и Ф. Брэнгвина в Великобритании, Гойи в Испании, К. Кольвиц в Германии, Ф. Мазереля в Бельгии, литографии Э. Делакруа, Домье, Т. Стейнлена во Франции, работы членов "Мастерской народной графики" в Мексике, гравюры и рисунки И. Е. Репина в России), портрету (рисунки Ф. Клуэ, Ж. О. Д. Энгра во Франции, О. А. Кипренского, Вал. А. Серова, гравюры Н. И. Уткина в России, М. Швабинского в Чехии, С. Выспяньского в Польше, рисунки Н. А. Андреева, Г. С. Верейского в СССР), пейзажу (гравюры Кацусика Хокусай в Японии, И. И. Шишкина в России, рисунки и гравюры советских художников А. П. Остроумовой-Лебедевой, П. В. Митурича, Н. Н. Купреянова и др.), натюрморту (рисунки М. А. Врубеля в России, А. Матисса во Франции, гравюры Д. И. Митрохина в СССР). Станковые произведения печатной графики (эстампы) в силу тиражности и, следовательно, большей доступности, а также декоративных качеств широко используются для украшения интерьеров. Специфическими массовыми видами являются в станковой графике лубок, а в газетно-журнальной - карикатура. Одна из основных областей применения графики - книга. С рукописной книгой древности и средних веков во многом связаны рисунок и миниатюра, с печатной книгой - гравюра и литография. С искусством графики связан также и книжный шрифт, поскольку буква является графическим знаком. Книжная графика (У. Моррис в Великобритании, В. А. Фаворский, В. В. Лебедев, С. М. Пожарский, Л. М. Лисицкий, С. Б. Телингатер в СССР, В. Клемке в ГДР, К. Сволинский, Я. Главса в Чехии, В. Гложник, А. Бруновский в Словакии, Р. Кент в США и др.) включает иллюстрации, создание рисунка шрифта, общее конструирование и оформление книги. Сравнительно молодая область графики - плакат, который в современных формах сложился в XIX в. как вид торговые и театральные афиши (работы художников Ж. Шере и А. Тулуз-Лотрека во Франции), а затем стал выполнять и задачи политической агитации (плакаты Д. С. Моора, В. В. Маяковского, А. А. Дейнеки в СССР, Т. Трепковского в Польше и др.). Кроме рисунка плакат использует и приёмы фотомонтажа, применявшиеся также в книге и журнале (работы Дж. Хартфилда в Германии, Г. Г. Клуциса в СССР). Прикладная, в том числе промышленная, графика (Лисицкий, А. М. Родченко в СССР) приобретает широкий круг функций, внося художественное начало в оформление печатных и промышленных изделий (почтовые марки, экслибрисы, товарные знаки, этикетки, различные виды упаковки и т. п.). Связь графики с современной жизнью, возможности, открываемые перед ней развитием полиграфии, создают условия для возникновения всё новых видов графического искусства.

Литература: М. Клингер, Живопись и рисунок, (перевод с немецкого), СПБ., 1908; П. Кристеллер, История европейской гравюры. XV-XVIII в. (перевод с немецкого), М., 1939; А. А. Сидоров, Рисунки старых мастеров. Техника, теория, история, М.-Л., 1940; его же, Рисунок старых русских мастеров, М., 1956; его же, Рисунок русских мастеров. (Вторая половина XIX в.). М., 1960; его же, Графика первого десятилетия. 1917-1927. (Альбом), М., 1967; его же, Русская графика начала XX в., М., 1969; В. А. Фаворский, О графике как основе книжного искусства, в сборнике: Искусство книги, в. 2, М., 1961; (Е. Левитин), Современная графика капиталистических стран Европы и Америки. (Альбом), М., 1959; Б. Р. Виппер, Графика, в его книге: Статьи об искусстве, М., 1970; А. Д. Чегодаев, Русская графика... 1928-1940, М., 1971; Р. В. Гараева, Н. Л. Мальцева, Пути развития советской графики, М., 1980; В. М. Полевой, Двадцать лет французской графики, М., 1981; Bock E., Geschichte der graphischen Kunst..., В., 1930; Magnus G. H., DuMont"s Handbuch fьr Grafiker, Koln, 1980.

Виды графики классифицируются по способу создания изображения, предназначению, как проявления массовой культуры.

По способу создания изображения графика может быть печатной (тиражной) и уникальной.

Печатная графика и её виды

Печатная графика создаётся с использованием авторских печатных форм. Печатная графика даёт возможность распространения графических произведений в многочисленных равнозначных экземплярах.
Раньше печатная графика (эстамп) служила для многократного воспроизведения (иллюстраций, репродукций живописных работ, плакатов и т.д.), т.к. фактически являлась единственным способом массового тиража изображений.
В настоящее время множительная техника развилась, поэтому печатная графика стала самостоятельным видом искусства.

Виды печатной графики

Эста́мп

Эстамп (фр. Estampe) представляет собой оттиск на бумаге с печатной формы (матрицы). Оригинальными считаются те отпечатки, которые сделаны самим художником или при его участии.
Эстамп известен в Европе c XV в. Вначале эстамп был не самостоятельным разделом изобразительного искусства, а только техническим приёмом размножения изображений.

Виды эстампа

Виды эстампа отличаются способом создания печатной формы и методом печати. Таким образом, основных эстампных техник существует 4.

Высокая печать : гравюра на дереве; линогравюра; гравюра на картоне.

Ксилография

Ксилография – гравюра на дереве или оттиск на бумаге, сделанный с такой гравюры. Ксилография – древнейшая техника гравирования по дереву. Она возникла и получила распространение в странах Дальнего Востока (VI-VIII вв.). Первые образцы западноевропейской гравюры, выполненные в этой технике, появились на рубеже XIV-XV вв.
Мастерами ксилографии были Хокусай, А. Дюрер, А. Остроумова-Лебедева, В. Фаворский, Г. Епифанов, Я. Гнездовский, В. Матэ и мн. другие.

Я. Гнездовский. Рождественская открытка

Линогравюра

Линогравюра – способ гравирования на линолеуме. Этот метод возник на рубеже XIX-XX вв. с изобретением линолеума. Линолеум представляет собой хороший материал для гравюр большого размера. Для гравирования применяют линолеум толщиной от 2,5 до 5 мм. Инструменты для линогравюры используют те же, что и для продольной гравюры: угловые и продольные стамески, а также нож для точной обрезки мелких деталей. В России первым начал применять такую технику ученик Василия Матэ Н. Шевердяев. В дальнейшем эту технику для изготовления станковой гравюры и особенно в книжной иллюстрации использовали Елизавета Кругликова, Борис Кустодиев, Вадим Фалилеев, Владимир Фаворский, Александр Дейнека, Константин Костенко, Лидия Ильина и др.

Б. Кустодиев «Портрет дамы». Линогравюра
За рубежом в технике линогравюры работали Анри Матисс, Пабло Пикассо, Франс Мазерель, немецкие экспрессионисты, американские художники.
Из современных художников линогравюру активно используют Георг Базелиц, Стэнли Донвуд, Билл Файк.
Применяется как черно-белая, так и цветная линогравюра.

Р. Гусева. Цветная линогравюра. Натюрморт «Глазунья»

Гравюра на картоне

Разновидность эстампа. Технологически простой вид гравюры, его используют даже на уроках изобразительного искусства.
Но в ХХ в. некоторые значительные художники-графики использовали гравюру на картоне в своей профессиональной практике. Рельефный оттиск для печати изготавливается с помощью аппликации, составленной из отдельных картонных элементов. Толщина картона должна быть не менее 2-х мм.

Гравюра на картоне

Глубокая печать : офортные техники (игловой офорт, акватинта, лавис, пунктир, карандашная манера, сухая игла; мягкий лак; меццо-тинто, резцовая гравюра).

Офорт

Офорт – разновидность гравюры на металле, техника, позволяющая получать оттиски с печатных форм («досок»), в процессе работы по созданию изображения на которых производится травление поверхности кислотами. Офорт известен с начала XVI в. В технике офорта работали Альбрехт Дюрер, Жак Калло, Рембрандт и многие другие художники.


Рембрандт «Проповедь Христа» (1648). Офорт, сухая игла, резец

Меццо-тинто

Меццо-тинто («чёрная манера») – вид гравюры на металле. Основным отличием от других манер офорта является не создание системы углублений (штрихов и точек), а выглаживание светлых мест на зернёной доске. Эффекты меццо-тинто невозможно получить другими способами. Изображение здесь создаётся за счёт разной градации светлых участков на чёрном фоне.

Методика меццо-тинто

Плоская печать : литография, монотипия.

Литография

Литогра́фия – способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу. В основе литографии лежит физико-химический принцип, подразумевающий получение оттиска с совершенно гладкой поверхности (камня), которая, благодаря соответствующей обработке, приобретает свойство на отдельных своих участках принимать специальную литографскую краску.

Университетская набережная, XIX в., литография Мюллера по рисунку И. Шарлеманя

Моноти́пия

Термин произошёл от моно... и греч. τυπος – отпечаток. Это вид печатной графики, который заключается в нанесении красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы с последующим печатанием на станке; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным. В психологии и педагогике используют технику монотипии для развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Монотипия
Технику монотипии может освоить каждый. Надо хаотично нанести краски (акварельные, гуашь) на гладкую поверхность, затем прижать эту сторону к бумаге. Во время отрыва листа происходит смешивание красок, которые впоследствии складываются в красивую гармоничную картину. Затем начинает работать Ваше воображение, и на основе этой картинки вы создаёте свой шедевр.
Цвета для очередной композиции выбираются интуитивно. Это зависит от состояния, в котором Вы находитесь. Можно создать монотипию с определёнными цветами.
Трафаретная печать: шелкографские техники; вырезной трафарет.

Шелкография

Метод воспроизведения текстов и надписей, а также изображений (монохромных или цветных) при помощи трафаретной печатной формы, сквозь которую краска проникает на запечатываемый материал.

И. Ш. Эльгурт «Вежраксала» (1967). Шелкография

Уникальная графика

Уникальная графика создаётся в единственном экземпляре (рисунок, аппликация и т. д.).

Виды графики по предназначению

Станковая графика

Рисунок – основа всех видов изобразительного искусства. Без знания основ академического рисунка художник не может грамотно вести работу над художественным произведением.

Рисунок может выполняться как самостоятельное произведение графики или служит начальным этапом для создания живописных, графических, скульптурных или архитектурных замыслов.
Рисунки в большинстве случаев создаются на бумаге. В станковом рисунке используется весь набор графических материалов: разнообразные мелки, краски, наносимые кистью и пером (тушь, чернила), карандаши, графитный карандаш и уголь.

Книжная графика

К ней относятся книжные иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, обложки, суперобложки и т. п. К книжной графике можно отнести также и журнальную и газетную графику.
Иллюстра́ция – рисунок, фотография, гравюра или другое изображение, поясняющее текст. Иллюстрации к текстам используются с глубокой древности.
В древнерусских рукописных книгах использовались нарисованные от руки миниатюры. С появлением книгопечатания на смену иллюстрациям, выполненным от руки, приходит гравюра.
Некоторые известные художники, кроме основного своего занятия, обращались также и к иллюстрации (С. В. Иванов, А. М. Васнецов, В. М. Васнецов, Б. М. Кустодиев, А. Н. Бенуа, Д. Н. Кардовский, Е. Е. Лансере, В. А. Серов, М. В. Добужинский, В. Я. Чемберс.
Для других же иллюстрирование было основой их творчества (Евгений Кибрик, Лидия Ильина, Владимир Сутеев, Борис Дехтерёв, Николай Радлов, Виктор Чижиков, Владимир Конашевич, Борис Диодоров, Евгений Рачев и др.).

(фр. vignette) – украшение в книге или рукописи: небольшой рисунок или орнамент в начале или в конце текста.
Обычно сюжетом для виньеток являются растительные мотивы, абстрактные изображения или изображения людей и животных. Задача виньетки – придание книге художественно-оформленного вида, т.е. это дизайн книги.

Виньетки
В России оформление текста виньетками было в большой моде в эпоху модерна (известны виньетки Константина Сомова, Александра Бенуа, Евгения Лансере).

Суперобложка

Прикладная графика

Анри де Тулуз-Лотрек «Мулен Руж, Ла Гулю» (1891)
Плакат – основной вид прикладной графики. В современных формах плакат сложился в XIX в. в качестве торговой и театральной рекламы (афиши), а затем стал выполнять и задачи политической агитации (плакаты В. В. Маяковского, Д. С. Моора, А. А. Дейнеки и др.).

Плакаты В. Маяковского

Компьютерная графика

В компьютерной графике компьютеры используются в качестве инструмента для создания изображений и для обработки визуальной информации, полученной из реального мира.
Компьютерная графика подразделяется на научную, деловую, конструкторскую, иллюстративную, художественную, рекламную, компьютерную анимацию, мультимедиа.

Ютака Кагайя «Вечная песня». Компьютерная графика

Другие виды графики

Лубо́к

Вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества. Выполнялся в технике ксилографии, гравюры на меди, литографии и дополнялся раскраской от руки.
Для лубка характерны простота техники, лаконизм изобразительных средств (грубоватый штрих, яркая раскраска). Часто в лубке содержится развернутое повествование c пояснительными надписями и дополнительные к основному (поясняющие, дополняющие) изображения.

Лубок

Графика письма

Графика письма образует особую, самостоятельную область графики.

Каллиграфия (греч. kalligraphia – красивое письмо) – искусство писать. Каллиграфия приближает письмо к искусству. Непревзойденными мастерами в искусстве каллиграфии считаются народы Востока, особенно арабы. Коран запрещал художникам изображать живые существа, поэтому художники совершенствовались в орнаментах и каллиграфии. Для китайцев, японцев и корейцев иероглиф был не только письменным знаком, но и одновременно произведением искусства. Текст, написанный некрасиво, не мог считаться совершенным по содержанию.

Искусство суми-э (sumi-e) – это японская адаптация китайской техники живописи тушью. Эта техника максимально выразительна за счёт лаконичности. Каждый мазок кисти экспрессивен и значителен. В суми-э ярко проявляется сочетание простого и изящного. Художник не пишет конкретный предмет, он изображает образ, суть этого предмета. Работы в технике суми-э лишены чрезмерной детализации и предоставляют зрителю простор для фантазии.



Рассказать друзьям