Рисование морозные узоры лыкова. Морозные узоры

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Елена Чувилина

Тема: «Морозные узоры на окне»

Цель: расширить представления о красоте в зимний период.

Задачи:

Образовательные: учить детей рисовать узоры с помощью трафарета, расширить использование декоративных элементов, закреплять приемы рисования щетиной кистью.

Развивающие: развивать чувство композиции, эстетическое восприятие, вызывать желание любоваться красотой узоров.

Воспитательные: воспитывать художественный вкус, самостоятельность.

Методы и приемы: наглядный, словесный, практический.

Предварительная работа: рассматривание альбомов на тему «Зима»,репродукций картин, сюжетные картинки, стихи, загадки.

Материалы: листы белой бумаги А4, щетинные кисти, трафарет, краска – гуашь синего, голубого, фиолетового цветов, банки с водой, салфетки.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Воспитатель. Послушайте отрывок из стихотворения.

На стекле морозный иней…

На стекле – морозный иней.

Сколько черточек и линий!

Знаю только я одна,

Кто стоит там у окна. (Н. Френкель)

2. Основная часть.

Воспитатель показывает детям альбом «Морозные узоры» или «Зимнее окно». Беседа: Каждую зиму на окнах происходят чудеса, которые появляются на окнах. Они как сказочные картины, которые можно долго рассматривать и любоваться этими узорами. Интересно откуда же они появляются, и кто их рисует? Кто знает? (Ответы детей – мороз). А еще есть приметы про мороз. Очень давно люди, чтоб узнать погоду, смотрели на окна, и если рисунок узора тянется вниз, погода будет снежной, пасмурной, а если вверх, то ясной, солнечной.

Воспитатель читает загадки:

Какой это мастер

На стекла нанес

И листья, и травы,

И заросли роз? (Мороз)

Без рук, без ног,

А рисовать умеет. (Мороз)

3. Физкультминутка. (движения выполняются по тексту)

Я мороза не боюсь,

С ним я крепко подружусь.

Подойдет ко мне мороз,

Тронет руку, тронет нос.

Значит, надо не зевать,

Прыгать, бегать и играть. (А. Рождественская)

4. Рисование. Самостоятельная деятельность детей. Напомнить о приемах рисования кистью и гуашью.

5. Рефлексия.

Что мы сегодня рисовали?

Что можно рассмотреть в морозных узорах на окне?

Что больше всего понравилось?

6. Выставка творческих работ детей.






Публикации по теме:

Зима-холодное время года,пора метелей и жгучих морозов. Но для кого-то это веселое время с забавными играми,развлечениями,праздниками. Художник.

Конспект интегрированного занятия по ИЗО в средней группе «Морозные узоры» Интеграции областей: познание, коммуникация. Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования. Интегрированные задачи: - учить.

Конспект интегрированного занятия «Карельские узоры» в подготовительной к школе группе детского сада Конспект интегрированного занятия по теме: «Карельские узоры» в подготовительной к школе группе детского сада». Тема:«Карельские узоры».

Конспект непосредственно-образовательной изобразительной деятельности в подготовительной группе «Морозные узоры» Цель: Расширение представлений детей об искусстве кружевоплетения. Задачи: Образовательные: 1. Продолжать учить детей рисовать кружевные.

Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Морозные узоры» Программные задачи: Образовательные: Учить детей рисовать морозные узоры. Создавать ситуацию для свободного творческого применения разных.

Конспект ООД «Рисование» в подготовительной группе Занятие по рисованию свечой в технике «Фотокопия». Тема «Морозные узоры» Цель Формирование эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, к художественно-творческой деятельности.

Конспект открытого занятия по рисованию «Морозные узоры» Тема: "Морозные узоры" Цель: способствовать формированию у детей интереса к зимним.

Конспект НОД по художественному творчеству.

Тема рисования «Морозный узор»

Воспитатель Безбородова М.В.

Цель: Формирование художественного вкуса детей, развитие творческого потенциала, благодаря умению видеть, замечать красоту природы.

Задачи:

1. Обогатить познавательный уровень детей в области природных явлений;

2. Развивать творческие способности детей - отражать в рисунках характерные приметы времени года (зимние узоры на окне) нетрадиционным способом рисования – свечой - совершенствовать зрительный контроль над созданием рисунка, развивать воображение, фантазию, чувства цвета;

3. Воспитывать эмоциональность, активность, чувство ассоциаций, любовь к природе, к прекрасному, к художественному слову, музыке.

Предварительная работа: Наблюдение в природе за красотой зимнего пейзажа; беседы о сезонных изменениях в живой и неживой природе; чтение стихотворений:

С. Есенин «Поёт зима, аукает», К. Бальмонт «Снежинка», А Фет «Околдован невидимкой»; рассматривание картин на тему «Зима», «Зимние забавы», «Февраль».

Виды деятельности: продуктивная,познавательная, коммуникативная, двигательная.

Возраст детей: подготовительная к школе группа компенсирующей направленности.

Приоритетная область: Художественно – эстетическое развитие.

В интеграции: познавательное развитие, речевое развитие.

Планируемые результаты: У детей совершенствуется навык и умение экспериментировать с изобразительным материалом, освоен метод спонтанного рисования; развита монологическая речь.

Оборудование:

Демонстрационный материал: конверт с разрезными картинками двух видов с изображением зимних пейзажей, изображение многоэтажного дома, в окнах которого иллюстрации с морозными узорами, изображение многоэтажного дома, окна которого пустые, музыка Антонио Вивальди «Зима», магнитофон.

Раздаточный материал: свечки, гуашь синяя, паралоновые губки, салфетки, листы бумаги для рисования, изображения солнышка.

Ход НОД:

1 часть. Воспитатель: Ребята, сегодня утром я обнаружила на окне вот этот конверт. Наверное, кто-то прислал нам письмо. (В конверте лежат разрезные картинки). Вы хотите узнать, кто прислал нам эту игру? Тогда давайте соберём картинки и узнаем тему нашей беседы. Подойдите и возьмите по одному фрагменту. А теперь посмотрите на обратную сторону. Видите, «рубашки» у картинок разного цвета. Пожалуйста, те ребята, у кого картинки с синей «рубашкой», подойдите к столу, отмеченному синим кругом. Те, у кого «рубашки» фиолетовые, - подойдите к столу, отмеченному фиолетовым кругом. (Для игры предлагаются фотоиллюстрации с изображением зимней природы. Количество фрагментов соответствует количеству детей.) Посмотрите внимательно, какое время года изображено на картинках?

Дети: На картинках изображена зима.

Воспитатель: Читает стихотворение Т. Шорыгиной «Вы узнаёте зиму?»

Кругом глубокие снега,

Куда я взгляд ни кину,

Метёт и кружится пурга.

Вы узнаёте зиму?

По каким приметам вы её узнаете?

Дети: Дни зимой ещё короче, чем осенью.

Солнце светит, но совсем не греет, и редко выглядывает из-за туч.

День за днём – снегопады. Хлопья пушистого, белого снега быстро летят из низких туч и накрывают всё вокруг белой пеленой.

Снег укрывает землю пушистым покрывалом, лежит на ветках деревьев и кустарников.

Воспитатель : Какие еще приметы не назвали?

Дети : Зимой стоят морозные дни.

Реки, озёра и пруды покрылись толстым льдом.

Мороз рисует на окнах причудливые узоры.

Иногда бывает оттепель. Сугробы темнеют и оседают, с крыш свисают сосульки.

Если морозная и солнечная погода снег искрится на солнце и хрустит под ногами.

Воспитатель: Заснули реки подо льдом,

Застыли недвижимы,

Горят сугробы серебром.

Вы узнаёте зиму?

А как же выглядят деревья?

Дети: Лес стоит прозрачным похожий на белый резной терем.

Деревья и кусты стоят без листьев. Зимой они не питаются и не растут. Они погрузились в глубокий сон.

Воспитатель: А чем вам, ребята нравится зима?

Дети: Зимой много весёлых забав. Катание на коньках, лыжах, санках. В дни оттепели ребята строят крепости и снежные горки, играют снежки, лепят снеговиков из липкого снега.

Воспитатель: На лыжах мчимся мы с горы,

Нам ветер дует в спину.

Нет веселее той поры

Вы узнаёте зиму?

Какие праздники бываю зимой?

Дети: В самом конце декабря дети и взрослые готовятся к встрече Нового года. Наряжают ёлку, украшают её разноцветными шарами, гирляндами. Дети водят хороводы вокруг ёлки, поют песни, находят под ёлкой подарки.

Воспитатель: Мы принесли густую ель

На праздник наш любимый.

Повесим бусы мы на ней.

Вы узнаёте зиму?

Какие ещё праздники отмечаем мы зимой?

Дети: 7января мы отмечаем светлый праздник Рождества христова, в этот день родился Иисус Христос, и зажглась на небесах новая яркая звезда.

В конце февраля люди прощаются с зимой и готовятся к встрече весны. Отмечают Масленицу. Пекут румяные блины.

Физкультминутка

Мы в снежки играем смело

Ах, какое это дело!

Любим мы морозный день,

Нам в снежки играть не лень.

Хлоп, хлоп – не зевай,

Ты от нас не убегай.

Хлоп, хлоп – не зевай,

А теперь в меня бросай.

Пусть мороз морозит нас,

Мы погреемся сейчас.

Ручками похлопаем,

Ножками потопаем.

Хлоп, хлоп – не зевай,

Ты от нас не убегай.

Хлоп, хлоп – не зевай,

А теперь в меня бросай.

2 часть. Воспитатель: Ребята, кто зиме верный и незаменимый помощник? (Мороз)
Правильно. Как наступает зима, приходят и холода. По свету гуляет Мороз. Прохаживается он по лесам и по полям, городам и селам. Приходил он в наш дом. Постучался в окошко, а мы в это время спали и ничего не слышали. Оставил нам Мороз письмецо распрекрасное. Проснулись мы утром, посмотрели в окошко. (Воспитатель открывает мольберт, на котором висит изображение многоэтажного дома, в окнах которого иллюстрации с морозными узорами)

Какое красивое! Расписное! Все в кружевах и узорах! Это Мороз написал, нарисовал.

Что же можно увидеть на окне в морозном узоре ?

Дети: Сказочный зимний лес, заснеженные ветви деревьев, веточки-травинки беленькие, снежинки, цветы ледяные, листочки пальм, перышки диковинных птиц, завитушки и крючочки студеные.

Воспитатель : А кто из вас знает, как ему это удается?

Дети: Дует на стекла холодом; по волшебству; бросает на окна снежки, и они приклеиваются к окошку.
Воспитатель: Когда на улице очень холодно, а в доме – тепло, теплый воздух соприкасается с холодным стеклом, оставляя на окне красивые снежные узоры.

И если рассматривать несколько окон, то вы не найдете одинаковые узоры, каждый узор имеет свой рисунок, он неповторим и по-своему чудесен.

Мороз-волшебник, это видно сразу:
Я свой альбом еще не открывал,
А он уже без кисточек и красок
Все окна за ночь нам разрисовал.

Ребята, как вы думаете, мы с вами смогли бы нарисовать такие морозные узоры?
На самом деле можно попробовать. Но Волшебник мороз заморозил все наши карандаши, фломастеры. А чем ещё можно рисовать? (Дети перечисляют)

Я предлагаю вам попробовать рисовать обычными свечками. Воспитатель приглашает ребёнка нарисовать элемент узора у доски. Рисунок не виден. Что же делать? Я знаю. У меня есть один секрет, которое поможет невидимому рисунку проявиться. Вы нарисуете красивые узоры на ваших окнах свечой, а затем мы произнесём заклинание и затонируем рисунок синей гуашью. Думаю, что у нас с вами всё получится не хуже, чем у самого Мороза.

3 часть . Работа детей. Начинать рисовать лучше всего в верхней части листа, спускаясь вниз по мере заполнения листа невидимым узором, чтобы рисуемые элементы не накладывались друг на друга. Готовый рисунок покрыть поверх гуашью синего цвета. Покрывать лист равномерно, не оставляя пустых мест.

Пальчиковая гимнастика:

Я мороза не боюсь, (Грозят пальчиком)

С ним я крепко подружусь. (Руки в «замок»)

Подойдет ко мне мороз, (Шагать двумя пальчиками по столу)

Тронет руку, тронет нос. (Трогают)

Значит, надо не зевать, (Грозят пальчиком)

Прыгать, бегать и играть. (Загибать пальчики)

А создать зимнее настроение вам поможет прекрасная музыка Антонио Вивальди «Зима».

Перед тем, как дети затонируют рисунки произносим заклинание

На прозрачном, на листе

Воском мы рисуем.

Подарить хотим мы всем

Сказку ледяную.

Готовые рисунки дети прикрепляют на изображение многоэтажного дома, как окна.

4 часть. Воспитатель: Дети, какие красивые узоры у вас получились! Как настоящие! А ты, Ксюша, как назовешь эти узоры? Каким словом тебе хочется их назвать?.

Даю возможность детям выразить свои мысли, чувства, эмоции – высказаться. Дети придумывают эпитеты-прилагательные: оригинальные, сказочные, волшебные, загадочные, таинственные.

Воспитатель: ребята, а что вы увидели в этих зимних узорах?

Дети: сказочные цветы, спящие деревья, перья прекрасных птиц и т.п.

Воспитатель: Ребята, а Настя выучила для вас стихотворение.

Дед Мороз на окна дышит,

На стекле картины пишет:

Стрелы, башни и цветы

Небывалой красоты!

Из какой хрустальной сказки

Раздобыл он эти краски?

Блещет искрами листва,

Серебрятся кружева…

Ух, какая красота. (В. Татаринов)

Вы тоже, ребята, только что создали необычную красоту.

Молодцы! Даже настроение приподнялось. Какие чувства вы сейчас испытываете?

Дети: Радость, бодрость, чувство восхищения, восторг, волшебство.

Воспитатель: Красота, дети, создает прекрасное настроение! Делает нас добрее, душевнее… Спасибо вам за красоту, за прекрасное настроение! А теперь возьмите изображение солнышка и приклейте рядом с тем рисунком, который вам понравился больше всех. Дети отмечают понравившиеся работы и объясняют свой выбор.

Используемая литература

· «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Г.Н.Давыдова. «Издательство Скрипторий» 2007 г.

· «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Зима»» Скоролупова О.А. «Издательство Скрипторий» 2009 г.

Конспект в подготовительной группе Занятие по рисованию свечой в технике «Фотокопия». Тема «Морозные узоры»

Цель Формирование эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, к художественно-творческой деятельности через использование нетрадиционной техники рисования .

Задачи Учить детей рисовать морозные узоры в стилистике кружевоплетения.

Расширить и разнообразить образный ряд - создать ситуацию для свободного, творческого применения разных декоративных элементов (точка, круг, завиток, волнистая линия, прямая линия с узелками) .

Познакомить детей с техникой рисования фотокопией .

Формирование навыков работы в технике рисования свечой .

Совершенствовать технику рисования концом кисти .

Воспитывать эстетическое восприятие природы, ее изображений в нетрадиционной технике : свеча и акварель .

Воспитывать аккуратность при выполнении.

Вызывать чувство радости от результатов работы.

Ход ЗАНЯТИЯ

Организационный момент

Воспитатель Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте мы их поприветствуем.

Психогимнастика

Ласково и нежно улыбнулись

Руками к солнцу потянулись,

Лучик солнца взяли

И к сердцу прижали.

Друзьям его послали

И дружно «Здравствуйте» сказали.

Дети Здороваются с гостями

Сюрпризный момент

Воспитатель Ребята, сегодня произошло очень интересное событие. Я сегодня получила письмо, которое адресовано вам. Посмотрите на конверт. Как вы думаете, кто прислал вам письмо?

Дети Варианты ответов детей

Дети, волшебники, животные

Воспитатель Это письмо прислали дети, живущие в жаркой Африке. Хотите узнать содержание письма?

Дети Да

Воспитатель Хорошо. Открываем (достает письмо и читает)

фотоальбомы узоры морозные узоры рисовать . Помогите нам, пожалуйста.

Как вы думаете, ребята, мы можем им помочь?

Дети Да

Введение в тему

Воспитатель Я очень рада тому, что вы добрые и отзывчивые. Предлагаю тему нашей встречи назвать « Морозные узоры » . Согласны? А что мы можем рассказать о зиме? Что такое зима? Какие приметы зимы вы знаете?

Дети Варианты ответов детей

Зима – временя года, когда на улице лежит снег. Зимой бывают морозы , сильный ветер – метель, вьюга. Зимой дети катаются на санках, лыжах, играют в снежки.

Воспитатель Поощряет правильные ответы детей. Подводит итог ответам.

Вы правы. Зима – холодное время года. С наступлением зимы приходят и морозы . У проказницы зимы есть и свои чудеса. Одним из чудес является появление морозных узоров на стеклах окон . Как вы думаете, кто рисует эти узоры ?

Дети Мороз .

Воспитатель Вы правы. А как вы думаете, как Мороз эти узоры рисует ?

Дети Дети выдвигают свои предположения

Дует на стекла холодом, по волшебству, бросает на окна снежинки, и они приклеиваются к окошку.

Воспитатель Ваши ответы очень интересны.

видеоальбом « Морозные узоры »

На самом деле от холодного, морозного воздуха капельки воды, которые присутствуют в воздухе, оседают на холодном стекле, замерзают и превращаются в льдинки – иголочки. За ночь их образуется много-много, они как бы наращиваются друг на друга. И в итоге получаются разные узоры , которые мы сейчас с вами можем видеть на экране.

Воспитатель Посмотрите, на что похожи эти узоры ?

Дети На еловую ветку, снежинку, животных, цветы.

Воспитатель Да. А я еще бы сказала, что морозные узоры похожи на кружево . Посмотрите. Вот у нас есть кружева, выполненные мастерами-умельцами. Давайте посмотрим, из каких элементов состоит их узор ?

Дети Точка, круг, завиток, волнистая линия, прямая линия с узелками

Воспитатель Показывает образцы узоров и при затруднении детей задает наводящие вопросы.

Да, узоры создают настоящие волшебники.

Кружево – волшебницы-кружевницы, а морозные узоры – волшебник Мороз . Ребята, а как вы думаете, мы с вами смогли бы нарисовать узоры таким образом , чтобы вначале они были не видны, а потом вдруг проявились, как у Мороза ?

Дети Нет

Воспитатель А оказывается можно. И я вас сейчас познакомлю с таким способом рисования - называется он « фотокопия » .

Показ техники рисования

(рассказ сопровождается показом)

Для этого я беру чистый лист бумаги и кусочек свечи . Кусочком свечи я рисую узор , состоящий из завитков, прямых и волнистых линий, точек и кругов, как на кружеве.

Оставляет ли свеча видимые следы ?

Дети Нет

Воспитатель А вот теперь время чудес. Чтобы волшебство произошло, я покрываю свой рисунок сверху акварельной краской голубого цвета, разведенной водой. Смотрите, что произошло?

Дети Под краской появились линии, нарисованные свечой .

Воспитатель Ребята, а как вы думаете, почему линии, сделанные свечой , не окрасились?

Дети Высказывают свои мнения

Воспитатель Свечка состоит из воска или парафина, который отталкивает воду, поэтому рисунок, выполненный водоотталкивающим материалом, проявляется после нанесения на него акварельной и гуашевой краски, разведенной водой. Вот и появился волшебный узор . А чтобы придать рисунку морозный блеск , можно посыпать невысохшую краску солью. Морозный рисунок готов . А вы хотите тоже стать волшебниками?

Дети Да.

Воспитатель Хорошо. Тогда давайте вместе произнесем зимнее заклинание.

Физкультминутка

«Заклинания Зимы» /отрывок из стихотворения М. Пожарова

Лягте, мягкие снега. Стоя, поднять руки над головой,

На леса и на луга Плавно опустить руки через стороны вниз

Тропы застелите,

Ветви опушите. Руки - перед собой, плавно поочередно покачать ими вверх-вниз.

На окошках, Дед Мороз , Разбросай хрустальных роз, Легкие виденья,

Хитрые сплетенья. Имитировать движение рисования «кистью» в произвольном направлении поочередно правой, левой руками.

Зачаруй сердца людей Поднять руки над головой,

Красотой своих затей : плавно опустить их через стороны вниз.

В светлые узоры

Пусть вникают взоры Плавно поднять руки в стороны и сделать резкое движение рук вперед

Практическая часть :

Воспитатель Закрепляет у детей алгоритм действий.

С чего начинаем рисовать ? Какие элементы узора можно рисовать ? Что делаем потом? Как заканчиваем работу над узором ?

Дети Отвечают на поставленные вопросы

Воспитатель Все верно. Еще я вам советую рисуемые элементы не накладывать друг на друга - узор рисовать сверху вниз , краску наносить равномерно на весь лист, но не проводить по одному и тому же месту несколько раз, чтобы лист не размок. Можете приступать к работе.

Самостоятельная работа детей

Воспитатель Оказывает индивидуальную дозированную помощь.

Прошу не расстраиваться тех, у кого не сразу получится волшебный морозный узор . Его можно поправить краской белого цвета.

Дети Выполняют работу под фоновую лирическую музыку.

(музыкальная видеозарисовка «Дыхание зимы» )

Воспитатель Молодцы! Какие красивые морозные узоры получились у вас .

Нужно некоторое время, чтобы краски высохли. А мы с вами похвалим свои руки за хорошую работы и выполним пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять

Будем пальцы загибать. Хлопки в ладоши.

Вот большой, вот указательный,

Будьте вы теперь внимательны!

Средний мы сейчас загнём,

Безымянный позовём.

И мизинчик – молодец

Опустился, наконец! Загибаем пальцы, одновременно на обеих руках

Получились кулачки, Вращение кулачков.

Застучали молотки :

Тук – тук – тук – тук!

Вы послушайте свой стук Стучать кулачками.

Подведение итогов

Воспитатель Ваши работы готовы. Вам понравилось рисовать новой техникой рисования ? Как, ребята, называется техника рисования , которую мы использовали, чтобы создать такие прекрасные работы?

Дети Фотокопия

Воспитатель Эту технику рисования вы можете показать дома родителям, братьям и сестрам, показав наш волшебный фокус появления рисунка. АА как нам сделать, чтобы дети Африки тоже смогли бы увидеть ваши рисунки?

Варианты ответов детей (выслать рисунки письмом, отправить посылку)

Я предлагаю сфотографировать ваши работы и выслать их фотографии электронной почтой . Тогда и дети Африки их увидят и ваши родные и близкие.

Здравствуйте ребята из далекой страны Россия. Пишут вам дети из жаркой Африки. Мы очень хотим узнать больше информации о вашей стране, поэтому читаем много книг, рассматриваем фотоальбомы и смотрим различные видеофильмы. Мы узнали, что зимой на окнах ваших домов возникают очень красивые узоры . Мы живем в жаркой стране, в которой никогда не бывает снежной зимы, и нам бы очень хотелось больше узнать о зиме, увидеть такие морозные узоры , узнать, кто их рисует и самим научиться их рисовать . Помогите нам, пожалуйста.

Конспект НОД «Морозные узоры»

в подготовительной группе

Цель: Формировать художественный вкус детей, развивать творческий потенциал, благодаря умению видеть, замечать красоту природы.

Задачи:

Обогатить познавательный уровень детей в области природных явлений;

Учить детей работать аккуратно;

Развивать творческие способности детей - отражать в рисунках характерные приметы времени года (зимние узоры на окне) нетрадиционным способом рисования – граттаж - совершенствовать зрительный контроль за созданием рисунка, развивать воображение, фантазию;

Формировать умение наблюдать – видеть в обычном необычное;

Воспитывать любовь к природе, к прекрасному, к художественному слову, к музыке, воспитывать эмоциональность, активность, чувство ассоциаций.

1 часть. Звучит музыка из альбома «Времена года» М. Чайковского (мелодия на тему «Зима» - вьюга, метель воет – «поёт»)

Воспитатель: Дети, что вы представили, слушая эту музыку? (Ответы детей)

Воспитатель: Когда (в какое время года) происходит такое явление природы? (ответы детей)

Воспитатель: какое настроение, какие чувства, у вас вызывает характер этой музыки? (ответы детей, чувство печали, грусти, одиночества)

Воспитатель: Буря-буран, метель- метет, вьюга- завывает -все это происходит, как вы уже сказали, зимой. Но в зимнее время есть много приятных и красивых моментов. Чем вас радует зима? (ответы детей)

Воспитатель: Я загадаю загадку, отгадав которую, вы сможете назвать еще одно красивое явление зимнего времени:

Схватил за щеки, за кончик носа, но кто же это - вот вопрос,

Все это делает … мороз! (ответ детей) .

Послушайте, какое стихотворение выучила Лиза:

Невидимкой, осторожно он является ко мне

И рисует, как художник, он узоры на окне.

Это клен, а это ива, вот и пальма предо мной.

Как рисует он красиво белой краскою одной!

Я гляжу - не оторваться: веток линии нежны!

А художник рад стараться, даже кисти не нужны. (А. Бротский) .

Воспитатель: Как вы думаете, о каких рисунках идёт речь в стихотворении…

Давайте внимательно рассмотрим эти «морозные рисунки».

Показ слайдов «Узоры на зимнем окне»

Ребята, что вы увидели? (какие образы). (ответы детей)

Воспитатель: (обобщаю) Красивые, пушистые, резные, хрустальные веточки…

А вот какое стихотворение выучила Варя:

Дед Мороз на окна дышит,

На стекле картины пишет:

Стрелы, башни и цветы небывалой красоты!

Из какой хрустальной сказки

Раздобыл он эти краски?

Блещет искрами листва, серебрятся кружева…

Ух, какая красота.

Ребята, скажите, пожалуйста, как на стеклах получаются такие красивые узоры-кружева? (ответы детей)

Мороз рисует узоры прозрачным водяным паром, который, всегда есть в воздухе и в комнате. Теплые пары воды оседают на холодных стеклах окон и превращаются в кристаллы льда, так же как снежинки в небесной вышине. Таких ледяных кристалликов много, они соединяются друг с другом. Льдинки группируются на неровностях, и постепенно вырастает ледяной сад на окне с необычайными цветами, сверкающими в лучах зимнего солнца!

Ребята, к сожалению, мы можем любоваться этими снежными кружевами только зимой. Что же мы можем сделать, чтобы частичка зимы была с нами всегда?

Как вы думаете, каким способом это можно сделать? (ответы детей)

Ребята, сегодня я хочу вас превратить в маленьких помощников мороза, а поможет мне в этом Лида. Она покажет как можно нарисовать красивые узоры и картины, как настоящий Мороз. Для этого нам не нужны будут ни краски, ни кисти, ни карандаши. Мы будем рисовать, а даже не рисовать, а выцарапывать свои рисунки вот такими палочками.

Рассказ и показ Лиды приёма «граттаж».

Вот смотрите, как это получается у Лиды, какое чудо – из-под синей краски появляются белые узоры. Эта техника рисования называется ГРАТТАЖ.

Я вам приготовила вот такие маленькие замерзшие окошки. А теперь садитесь за столы и попробуйте разрисовать свое окно. Постарайтесь, чтобы вас можно было назвать настоящими помощниками мороза.

(Работа детей, МУЗЫКА)

Воспитатель: Дети, какие красивые узоры у вас получились! Как настоящие! Полина каким словом тебе хочется назвать эти узоры? 2-3 ребёнка

(оригинальные, сказочные, волшебные, загадочные, таинственные)

Ребята, давайте наклеим ваши окна на домик и мы даже летом сможем любоваться зимними узорами,

Молодцы, вас и правда можно назвать настоящими маленькими помощниками мороза. Как красиво вы разрисовали свои окна! Даже настроение приподнялось. Какие чувства вы сейчас испытываете?

(ответы детей, радостные, бодрые, весёлые,чувства восхищения, счастья)

Воспитатель: А вспомните свое настроение при прослушивании музыки …

Оно поменялось. Благодаря чему поменялось ваше настроение? (ответы детей)

Что вы сегодня узнали нового? Что вам понравилось больше всего?

Мне очень понравились ваши работы. Я думаю у всех, кто увидит ваши рисунки, поднимется настроение, значит, вы принесли радость людям.

Наталья Семенова

Цели : учить детей рисовать морозные узоры в стиле кружевоплетения; расширить и разнообразить образный ряд (создание ситуации для свободного, творческого применения разных декоративных элементов - точки , круга, завитка, листка, лепестка, волнистой линии и др., совершенствовать технику рисования концом кисти .

Оборудование : вологодские кружева или фотографии с их изображением, коклюшки, гуашь белого цвета, кисти, салфетки, мольберт, картон голубого или синего цвета.

Ход занятия

1. Беседа по теме

На стенде размещены вологодские кружева или фотографии с их изображением, сюжетные картинки по теме.

Воспитатель. Посмотрите, ребята, какую красивую салфетку я сегодня принесла на занятие. Она не сшита из ткани, она сплетена из ниток. Делают такие необыкновенные изделия вологодские мастерицы-искусницы. Быстро работают их руки, перебирая коклюшки, и появляются вот такие воздушные кружева. Давайте рассмотрим узоры на вологодском кружеве. Тут мы можем разглядеть круги, точки, завитки, прямые и волнистые линии, лепестки. Этот узор вам ничего не напоминает? Что же? Послушайте загадки-подсказки :

Видел зимнюю картинку?

Там присутствую всегда!

Как моя сестрица Льдинка,

Я - замёрзшая вода.

Посмотрите, я резная,

Как салфетка кружевная.

(Снежинка)

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.

(Снежинка)

С неба падают пушинки,

Распушив лучи-ворсинки.

Это кружат балеринки,

Белоснежные (Снежинки)

А ночью вдруг сильно похолодало, и утром на окнах мы увидели удивительные …морозные узоры . И действительно, узоры кружев напоминают нам о зиме : звездочки снежинок, необыкновенные ветки в инее. Вероятно, потому этот промысел и родился на Севере, в долгие вечера русской зимы, когда женщины разговаривали, пели и плели кружева, а мороз рисовал на окнах фантастические цветы и листья.

2. Показ приемов работы

Воспитатель. Сегодня на занятии мы нарисуем узоры , которые видим на наших окнах. Для этого возьмем картон голубого или синего цвета, чтобы узоры на ней хорошо выделялись. Сначала завитки, точки, круги и другие элементы узора наметим простым карандашом. Посмотрим, насколько красивым получился наш рисунок, и, если он нам понравился, приступим к рисованию гуашью . Можно начать рисование морозных узоров сразу гуашью , он и в этом случае рисунок надо продумать в уме, представить, где какой элемент будет расположен. Только тогда наша картина получится красивой, такой, как кружева, которые плетут вологодские мастерицы или же рисует на окнах Дед Мороз . Какого цвета гуашь я должна взять для рисования ? Конечно, белого.

3. Пальчиковая гимнастика «Зимой»

Снег пушистый лег на ветки. Изображаем руками ветви деревьев, пальцы растопыриваем

И гулять бегут все детки. Указательный и средний пальцы обеих рук «бегут» по столу, как ножки

Лепят бабу под окном, Лепим двумя руками воображаемый снежный ком

Дружно катят снежный ком. Круговые движения руками

Лыжи, Скользим по столу ладонями вперед-назад

Санки Кисти рук соединить вместе, большими пальцами вниз, движение от груди вперед

И коньки Ладони поставить на ребро и скользить ими вперед-назад по столу

Мчатся наперегонки.

4. Практическая часть

Выполнение детьми рисунков на заданную тему под музыкальное сопровождение (А. Вивальди «Времена года» (Зима)

5. Итог занятия

Воспитатель. Посмотрите, ребята, сколько новых окошек появилось у нас в группе ! И на каждом неповторимые узоры . Вот Дедушка Мороз будет рад тому , что среди вас растут такие прекрасные художники!

Мороз узором по стеклу ползёт

И кружева плетёт без спиц умело.

Вот чудо – сказка на окне растёт –

Фантазию зима внедряет смело!

Ты окон двух похожих не найдёшь.

На каждом свой рисунок – персональный.

И каждый вид по-своему хорош!

Мороз – художник очень уникальный!

Чем злей мороз – тем сказочней узор !

Ты только всё увидеть постарайся!

Расправь ты крылья, ощути простор

И в сказке очутиться попытайся!


Публикации по теме:

Декоративное рисование в подготовительной к школе группе «Роспись бумажных силуэтов филимоновских игрушек» Рисование Тема: Роспись бумажных силуэтов филимоновских игрушек. Цель занятия: Расширять представления детей о многообразии филимоновской.

Зима-холодное время года,пора метелей и жгучих морозов. Но для кого-то это веселое время с забавными играми,развлечениями,праздниками. Художник.

В группе детей ждал сюрприз - конверт, который принесли снегири. Распечатав его, дети должны были отгадать загадки о зимних явлениях.

Конспект интегрированного занятия по ИЗО в средней группе «Морозные узоры» Интеграции областей: познание, коммуникация. Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования. Интегрированные задачи: - учить.

Конспект непосредственно-образовательной изобразительной деятельности в подготовительной группе «Морозные узоры» Цель: Расширение представлений детей об искусстве кружевоплетения. Задачи: Образовательные: 1. Продолжать учить детей рисовать кружевные.



Рассказать друзьям