Русская культура первая половина 19 века архитектура. Русская архитектура первой половины XIX века

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Архитектура русского классицизма первой половины XIX века

Начало XIX века ознаменовалось новыми течениями в искусстве и новым блестящим этапом архитектуры русского классицизма. В искусстве начинаются поиски более величественных и простых форм.

Зодчие ищут лаконичных и мощных композиций, стремятся избежать декоративности и выявить могучие стволы колонн на фоне спокойной глади стен. Только местами сочным и сильным пятном, лепными и другими деталями украшают они стену, острее подчеркивая этим простоту целого.

Архитектура Петербурга

Новый этап в развитии классицизма (так называемый стиль "ампир") открывает зодчий А. Н. Воронихин. Его лучшее произведение - Казанский собор в Петербурге (1801 - 1811) - по своей архитектуре еще близок к классицизму. Могучие колоннады собора охватывают полуовалом площадь, открытую на Невский проспект. Вторая проектировавшаяся колоннада с другой стороны здания не была осуществлена.

Другое произведение Воронихина - Горный Институт (1806-1811) - по своим формам уже целиком относится к XIX веку. Замечательна мощная дорическая колоннада огромного портика на фоне суровых стен фасада, со скульптурными группами по бокам портика.

Выдающимся произведением этого периода является Биржа (1805-1816) Тома-де-Томона на стрелке Васильевского острова. Строгая дорическая колоннада главного здания Биржи в духе древнегреческого храма и могучие ростральные колонны перед ним прекрасно сочетаются с суровым простором Невы.

Гениальным произведением архитектуры русского классицизма этой эпохи являетсяАдмиралтейство (1806-1817) - памятник, посвященный морской мощи России. Строителем его был А. Д. Захаров. Стиль и идеалы эпохи нашли полное отражение в художественном образе и совершенных формах этого произведения... подробнее>>>

Крупным зодчим после Захарова был Стасов, ученик Баженова и Казакова. Лучшими его произведениями были: стройная колокольня в селе Грузино (1815), выдержанная в строгих формах, Триумфальные ворота в Петербурге (1833-1838), тяжелый и суровый дорический ордер которых производит впечатление мощи и силы, и казармы Павловского полка (1817-1819). В этом сооружении чувствуется уже нечто новое: в нем меньше суровости, больше пышности, особенно в его украшенной скульптурой аттике.

После решительной победы русского народа над наполеоновскими армиями, в архитектуре намечается тяготение к торжественности, триумфальным формам.
Последней крупнейшей фигурой, завершающей эпоху русского классицизма, был К.И. Росси. Его произведения явились как бы синтезом предыдущих этапов архитектуры русского классицизма. Характерно высказывание Росси в пояснительной записке к одному из неосуществленных проектов: "Размеры предлагаемого мною проекта превосходят те, которые римляне считали достаточными для своих памятников. Неужели побоимся мы сравняться с ними в великолепии?"

Росси создал большое количество отдельных сооружений и ряд ансамблей. Лучшее из его ранних петербургских произведений - Михайловский дворец, ныне Русский музей (1819-1823). Великолепное здание, хорошо поставленное в парке, с огромным парадным двором, прекрасным коринфским портиком главного фасада и огромной лоджией паркового фасада. Роскошна внутренняя отделка помещений, особенно хороша парадная лестница вестибюля с росписью и внутренней колоннадой ионического ордера.

Выдающимся произведением Росси является здание и арка Главного штаба. Здание штаба полукругом охватывает Дворцовую площадь. Знаменитая двойная арка связывает площадь с улицей. Этот ансамбль по дерзновенности замысла и совершенству исполнения принадлежит к числу лучших творений мастера. Непревзойденным является ансамбль Росси, включающий две площади - Чернышева и им. А. Н. Островского - и соединяющую их Театральную улицу, ныне улицу зодчего Росси (1827-1832). Центром всей композиции служит здание бывшего Александрийского театра. Здесь получила свое окончательное завершение та идея ансамбля, которая родилась при постройке здания Главного штаба (соединение двух архитектурных пространств проездом).

Дорическая колоннада верхних этажей корпусов улицы Росси ведет от площади Чернышева к площади Александрийского театра. Суровая дорика улицы Росси сменяется на площади пышностью коринфских портиков и лоджий Александрийского театра, расположенного в центре окружающих его зданий: Публичной библиотеки и изящных павильонов Аничкова дворца, созданных тем же зодчим. Перед театром разбит сквер с памятником Екатерины. Ансамбль площади главным фасадом театра открывается на Невский проспект. Площадь Чернышева не была закончена Росси, что несколько нарушает цельность всей композиции ансамбля. Не построены левое крыло здания, охватывающего площадь, и церковь-ротонда в центре.

Последним крупным сооружением Росси было здание Сената и Синода (1829-1834). Колоссальная арка в центре задумана как объединяющий два отдельных здания (Сената и Си нода) композиционный центр, решенный парадно и торжественно в пышном коринфском ордере. Арка увенчана скульптурным аттиком.

Росси завершает эпоху расцвета архитектуры русского классицизма. После него наступает "закат", медленный распад стиля, в наступающих сумерках возникают поиски новых путей в архитектуре.

Московский ампир

Московская архитектура классицизма начала XIX века, подобно архитектуре Петербурга, переживает в этот период блестящий расцвет, вдохновляется теми же идеалами и создает ряд больших произведений, так называемого "московского ампира".

Величественный стиль петербургской архитектуры, с ее масштабами, величием и холодной гармонией линий, видоизменяется в Москве, приобретая интимную трактовку - теплоту, изящество линий, форм и украшений. Таково московское усадебное строительство, для которого типичен дом Найденова. Но в официальных зданиях архитектура московского ампира проникнута той же холодной суровостью и мощью (Провиантские склады, Манеж).

Архитектор О.И. Бове

Первым крупным мастером московского ампира был вышедший из школы Казакова архитектор О. И. Бове. Лучшая постройка Бове - особняк князя Гагарина (1813) - разрушенная в результате налета фашистской авиации в 1941 году. В этом здании с широко раскинувшимися крыльями был особенно замечателен центр с его аркой-лоджией, группами колонн по бокам и барельефом летящих "слав" вверху. В архитектуре дома ощущалось сильное влияние казаковского классицизма.

В Манеже (1817) с его мощным и простым объемом, спокойным ритмом дорических полуколонн, опоясывающих все огромное здание, уже ясно выражен новый характер архитектуры. Печать холодной и официальной строгости лежит на архитектуре этого сооружения, подчеркивая его назначение.

Здание Градской больницы (1823) того же мастера, расположенное рядом с казаковской Голицынской больницей, по типу представляет вариант усадьбы с парадным двором, по архитектуре отличается некоторой грузностью форм.

В 1821-1824 годах Бове создал ансамбль Театральной площади (впоследствии перестроенный), включавший Большой театр в центре, Малый театр справа и ряд зданий по всему периметру. Весь ансамбль связывала воедино аркатура, опоясывавшая всю площадь. Следы этой аркатуры сохранились на нижнем этаже Малого театра. Между зданиями она превращалась в соединительные галереи. Центр площади украшала сохранившаяся до настоящих дней фонтанная группа работы скульптора Витали.

Д. Джилярди и А.С. Григорьев

Одновременно с Бове работали два больших мастера московского ампира - Д. Джилярди и A. С. Григорьев. Среди огромного количества работ этих зодчих есть ряд первоклассных памятников русской архитектуры.

Сгоревшее в наполеоновское нашествие старое здание Университета, построенное Казаковым, было возобновлено в стиле московского ампира в 1817 году Джилярди с сохранением общей композиции - типа усадьбы, данного Казаковым. Прекрасен полукруглый зал Университета с чудесной ампирной росписью и изящной белой колоннадой, поддерживающей балкон. Снаружи ему отвечает величественный дорический портик строгих пропорций, подчеркивающий центр здания и спокойную гладь стен фасадов, тронутых местами богатыми пятнами барельефов и розеток, типичных для всего московского ампира.

Усадьба Найденова, построенная Джилярди и Григорьевым в 1821 году, - также одно из лучших произведений этого периода в Москве. Она состоит из дома с изящным ионическим портиком на улицу, монументальной открытой лестницы, ведущей из сада на второй этаж, и сада с павильонами и беседками, среди которых особенно изящен музыкальный павильон. Залы главного здания украшены прекрасной ампирной росписью. Весь ансамбль в целом полон прелести и благородства.

Значительным памятником этого периода является здание Опекунского совета (1823-1825) на Солянке. Здание несколько искажено позднейшей застройкой. В первоначальном виде это был ансамбль из трех отдельно стоявших объемов: центрального здания с прекрасным ионическим портиком, напоминающим портик дома Найденова, и двух боковых павильонов. Монументальная ограда с воротами, украшенными львами, соединяла эти звенья. Позже эти разрывы были застроены в одну высоту с боковыми павильонами.

Выделяется по композиции и архитектуре дом бывшего Государственного банка (1819) на Никитском бульваре. Он также состоит из центрального здания, украшенного прекрасной колоннадой лоджии и двух неодинаковых боковых павильонов, из которых особенно хорош правый в виде небольшой изящной палладианской виллы.

Джилярди создал одну из лучших подмосковных усадеб - Кузьминки. Первое место среди построек Кузьминок занимает "Конный двор". Особенно хороша центральная часть Конного двора. Это простой по форме павильон с огромной аркой-экседрой, в которую вкомпонована изящная колоннада с венчающей ее скульптурной группой. Впечатление от этого контрастного сочетания огромно. Оно усиливается конными группами Клодта, поставленными позже по бокам павильона.

В живописном парке около пруда были разбросаны чудесные творения зодчего - пропилеи, сохранившийся левый флигель дворца, чугунная ограда, служебный павильон в египетском стиле и пристань со львами.

Кроме Кузьминок, Джилярди и Григорьев построили небольшие усадьбы Суханово и Отраду. Выдающимся произведением московского ампира являются Провиантские склады в Москве. Огромной силой веет от этих с виду простых поставленных рядом объемов. Холодное великолепие и строгость архитектурных форм этого комплекса как бы предвещают официальный стиль классицизма 30 годов XVIII века.

Одним из последних памятников московского ампира является построенная Е. Д. Тюриным университетская церковь, полуротонда (1837), в которой уже чувствуется тяжесть форм и наступающий упадок архитектуры классицизма.

Первые десятилетия XIX в. в России прошли в обстановке всенародного подъема, связанного с Отечественной войной 1812 г. Идеалы этого времени нашли выражение в поэзии молодого Пушкина. Война 1812 г. и восстание декабристов во многом определили характер русской культуры первой трети столетия.

Особенно остро противоречия времени обозначились в 40-е годы. Именно тогда началась революционная деятельность А.И. Герцена, с блестящими критическими статьями выступил В.Г. Белинский, страстные споры вели западники и славянофилы.

В литературе и искусстве появляются романтические мотивы, что естественно для России, уже более столетия вовлеченной в общеевропейский культурный процесс. Путь от классицизма к критическому реализму через романтизм определил условное разделение истории русского искусства первой половины XIX в. как бы на два этапа, водоразделом которых явились 30-е годы.

Многое изменилось по сравнению с XVIII в. в изобразительных, пластических искусствах. Возросли общественная роль художника, значимость его личности, его право на свободу творчества, в котором теперь все более остро поднимались социальные и нравственные проблемы.

Рост интереса к художественной жизни России выразился в здании определенных художественных обществ и издании специальных журналов: "Вольного общества любителей словесности, наук и художеств" (1801), "Журнала изящных искусств" сначала в Москве (1807), а затем в Петербурге (1823 и 1825), "Общества поощрения художников" (1820), "Русского музеума." П. Свиньина (1810-е годы) и "Русской галереи" в Эрмитаже (1825), провинциальных художественных школ, вроде школы А.В. Ступина в Арзамасе или А.Г. Венецианова в Петербурге и деревне Сафонково.

Гуманистические идеалы русского общества отразились в высокогражданственных образцах зодчества этого времени и монументально-декоративной скульптуры, в синтезе с которыми выступает декоративная живопись и прикладное искусство, которое нередко оказывается в руках самих архитекторов. Главенствующий стиль этого времени - зрелый, или высокий, классицизм, в научной литературе, особенно начала XX столетия, часто именуемый русским ампиром.

Архитектура первой трети века - это прежде всего решение больших градостроительных задач. В Петербурге завершается планировка основных площадей столицы: Дворцовой и Сенатской. Создаются лучшие ансамбли города. Особенно интенсивно после пожара 1812 г. строится Москва. Идеалом становится античность в ее греческом (и даже архаическом) варианте; гражданственная героика античности вдохновляет русских архитекторов. Используется дорический (или тосканский) ордер, который привлекает своей суровостью и лаконизмом. Некоторые элементы ордера укрупняются, особенно это касается колоннад и арок, подчеркивается мощь гладких стен. Архитектурный образ поражает величавостью и монументальностью. Огромную роль в общем облике здания играет скульптура, имеющая определенное смысловое значение. Многое решает цвет, обычно архитектура высокого классицизма двухцветна: колонны и лепные статуи - белые, фон - желтый или серый. Среди зданий главное место занимают общественные сооружения: театры, ведомства, учебные заведения, значительно реже возводятся дворцы и храмы (за исключением полковых соборов при казармах).

Архитектура и живопись в первой половине XIX в

Конец XVIII - начало XIX в. - эпоха класси-цизма в русском зодчестве. Классицизм - куль-турное направление, ориентированное на античное искусство, литературу и мифологию. В русской ли- тературе и музыке классицизм почти не нашел от-ражения, а в живописи, скульптуре и особенно ар- хитектуре были созданы подлинные шедевры. Для зданий в стиле классицизма характерны строгие пропорции, уравновешенность, симметрия, гармо- ничное сочетание целого и частей. Типичная де- таль - парадный вход в центре, оформленный в виде портика.

Еще в середине ХУШ в. Петербург был городом одиночных усадеб, во многом похожим на старую Москву. Но затем началась регулярная застройка вдоль прямых проспектов, расходящихся от цен- тра. В центре было возведено здание Адмиралтей- ства по проекту А. Д. Захарова. Его торжествен- ный вид задал тон всему облику города. Петербург- ский классицизм сложился как архитектура не от- дельных зданий, но целых проспектов и ансамблей, поражающих своей гармоничностью. В начале ве- ка на стрелке Васильевского острова по проекту То- ма де Томона было возведено здание Биржи, очень удачно вписавшееся в систему «Петропавловская крепость - стрелка Васильевского острова - Двор-цовая набережная», объединенную гладью реки. Те-ма господства над водной стихией была подчеркну- та С. С. Пименовым, И. И. Теребеневым, В. И. Демут- Малиновским в монументальной скульптуре, украшающей ростральные колонны перед зданием Биржи. Главная магистраль города, Невский про- спект, приобрела вид цельного ансамбля с возведе- нием в 1801-1811 гг. Казанского собора по проекту А. Н. Воронихина. Перед зданием собора были по-ставлены памятники Кутузову и Барклаю де Толли работы Б. И. Орловского. В 40-50-е годы Невский проспект украсили «Укротители коней» П. К. Клод- та, установленные на Аничковом мосту. С 1818 по 1858 г. строился Исаакиевский собор - самое боль-шое здание, возведенное в России в первой полови- не XIX в. По замыслу он должен был символизиро-вать мощь самодержавия и тесный союз с право- славной церковью. Автор проекта, О. Монферран, возвел также Александровскую колонну на Двор- цовой площади - памятник Александру I и рус-скому оружию, прославившемуся в Отечественной войне. Триумфальные мотивы Александровской колонны повторялись в скульптурном убранстве арки Главного Штаба, построенного по проекту К. И. Росси. С творчеством Росси связаны завер- шающие работы по формированию петербургских ансамблей. По его проектам были построены зда- ния Сената и Синода, Александрийского театра, Ми- хайловского дворца. Знаменитый архитектор пере-страивал и переоформлял улицы и площади, пре-вращая весь город в произведение искусства.

Московский классицизм, в отличие от петер- бургского, характерен отдельными зданиями. По- сле пожара 1812 г., не изменившего традицион-ное разностилье московских улиц, были построе- ны Большой театр, Манеж (арх. О. И. Бове), Опе- кунский совет на Солянке (арх. Д. И. Жилярди). На Красной площади был воздвигнут памятник Минину и Пожарскому работы И. П. Мартоса, В целом московский классицизм не так монумен- тален. Для Москвы характерны особняки усадеб- ного типа, как, например, дом Лопухиных на Пре- чистенке архитектора А. Г. Григорьева.

Провинциальный классицизм был близок к мо- сковскому; в Сибири в начале века было распро- странено барокко, классицизм пришел позже.

В 30-е годы XIX в. классицизм вступил в пору кризиса. Канонические черты классических зда- ний - единственный вход, непременные колонны - не отвечали новым требованиям жизни: в Петер- бурге возводились доходные дома со множеством подъездов, в нижних этажах располагались мага- зины с широкими витринами. Творческая мысль архитекторов пришла к необходимости «умного вы- бора»: сочетания внешнего вида здания с его на- значением. Теперь все определялось желанием за- казчика и пристрастиями архитектора. Наступил период эклектики (смешения стилей). В 1839- 1852 гг. в Петербурге было построено здание Ново-го Эрмитажа по проекту Л. Кленце; новогреческий стиль здания создавал впечатляющий образ музея. Николаевский дворец по проекту А. И. Штакенш нейдера был построен в 1853-1864 гг. с использо-ванием мотивов итальянского Ренессанса. К. А. Тон в своем творчестве пытался сочетать классицизм с традициями древнерусской архитектуры. В 1839- 1849 гг. под его руководством был построен Боль-шой Кремлевский дворец; в 1839-1883 гг. - храм Христа Спасителя в честь победы России в Отечест- венной войне 1812 г., в его строительстве и оформле-нии участвовали талантливые русские скульпторы, художники, инженеры. Немногие творения, Тона дошли до наших дней, в их числе - Петербургский вокзал в Москве и Московский - в Петербурге.

Классицизм в живописи получил название ака- демизма. В Академии художеств было хорошо по- ставлено обучение живописи и рисунку, но сюжет-ная линия ориентировалась только на античное на-следие, современная жизнь считалась недостойной изображения. Для работ художников-академистов характерны декоративный пейзаж, театральность композиции и непременный сюжет из античности. Талант К. П. Брюллова позволил создавать и в рам- ках академизма значительные и живые произведе- ния. Его картина «Последний день Помпеи» совер-шила триумфальное путешествие из Италии в Рос- сию и произвела глубокое впечатление на совре- менников. Своей вершины академическая живопись достигла в творчестве А. А. Иванова и его произве- дении «Явление Христа народу». В первой полови-не XIX в. работали портретисты О. А. Кипренский и В. А. Трошшин, написавшие прижизненные порт- реты Пушкина. В рамки академизма не вписыва- лось творчество П. А. Федотова; его «Свежий кава- лер», «Сватовство майора», «Завтрак аристократа» - произведения явно сатирического характера.

В 1852 г. в России началось создание общедос-тупных художественных музеев. Открыл свои двери Эрмитаж, ставший из дворцового собрания художественных сокровищ (основанного Екатери- ной П) национальным музеем.

Опубликовано: Июль 28, 2014

Архитекторы России первой половины 19 века

Начинается XIX век с классицизма, русского ампира. Названия стилей начинают выражать содержание целых исторических эпох. Романтичны не только картины, но и здания, относящиеся к данному периоду, а также само время, полное великих надеж и упований. Только внешние формы остаются строго классическими. Но они все равно наполнены романтической мечтой, мечтой о грядущих судьбах Российской империи, войска которой только что разгромили Наполеона и победным маршем дошли до Парижа.

Андрей Воронихин (1759 - 1814 ), представлял классицизм в архитектуре. Казанский собор (Санкт-Петербург, 1801-1811 гг.). Это монументальное здание, составляющее одну из главных достопримечательностей Невского проспекта. Своим куполом и мощной полукруглой колоннадой оно напоминает знаменитый собор Святого Петра на центральной площади Рима. Однако римские мотивы творчески переработаны зодчим и великолепно вписаны в петербургскую среду. Здесь были размещены трофеи, принесенные русскими войсками с полей Отечественной войны с Наполеоном. Здесь же похоронен Кутузов. А перед собором установлены памятники - ему и Барклаю-де-Толли. Благодаря этому собор воспринимается как пантеон боевой славы.

Карло Росси (1775-1849). Подданный Италии, но живший и воспитанный в России, чье имя было так созвучно названию его новой родины.Он отдал ей весь свой талант и все свое умение. Философия Просвещения определила его стремление подчинить среду обитания человека единому стилевому решению. Росси подчеркнул ту мысль, что природа не только питает человека эмоционально, но и является для него источником жизненных сил.

Михайловский дворец (он же - Русский музей), Санкт-Петербург, 1817-1825 гг. Этот дворец, принадлежащий к числу самых масштабных и эффектных зданий Петербурга, был выстроен для великого князя Михаила Павловича, который являлся братом императора Александра I. Здание, решенное в торжественных ампирных формах, составляет целый грандиозный ансамбль с фасадами, выходящими на площадь Искусств и Марсово поле. В конце XIX века здесь был устроен музей Александра III, или Русский музей, ставший наряду с Третьяковской галереей, одним из двух богатейших хранилищ отечественного искусства.

Главный штаб (Санкт-Петербург, 1819-1829 гг.). Мощным полукругом здание Главного Штаба охватывает с южной стороны, противоположной Зимнему Дворцу, главную площадь Санкт-Петербурга. Расположенная в его центре двойная триумфальная арка, увенчанная колесницей Победы с шестеркой коней и украшенная скульптурой и барельефами, является его составной частью. Протяженный трехэтажный фасад Главного Штаба, выходящий на площадь, лишь в своей центральной части, прилегающей к арке, отмечен приставными, трехчетвертными колоннами коринфского ордера. Величественная монументальная арка воплощает идею триумфального въезда на Дворцовую площадь.

Андреян Захаров (1761 - 1811). Представитель архитектурного стиля «ампир». Адмиралтейство (Санкт-Петербург, 1806-1823 гг.). Главный фасад наиболее протяжен и делится на три части: среднюю, двухэтажную, в центре которой на массивном кубе возвышается ступенчатая башня, увенчанная золоченым шпилем с флюгером в виде кораблика, и две боковых, трехэтажных, каждая из которых имеет 12-колонный портик с фронтоном посередине и шестиколонные с аттиком по сторонам. Массивный куб имеет въездную арку. Над ним возвышается другой - куб-павильон, окруженный 28 встроенными колоннами ионического ордера. Очень важная роль в художественном решении фасадов здания принадлежит скульптуре, образы которой навеяны легендами и мифами, связанными с морем. На верхней площадке помещены стоящие фигуры - аллегории ветров и стихий. Ниже, на углах аттика-куба, статуи четырех героев древности. Зодчий Захаров усилил значение Адмиралтейства как центра архитектурной композиции Санкт-Петербурга. На шпиле его башни ориентированы три главные магистрали города, одна из которых - Невский проспект.

Огюст Монферран (1786 - 1858). Исаакиевский собор (1818-1858 гг.). Он представляет собой грандиозную высотно-купольную композицию. Материалом для колонн послужил монолитный красный гранит, тщательно отполированный. Главный купол - из металла. На момент постройки это был третий металлический купол в мире. Значительная часть скульптуры выполнена способом гальванопластики. Объемная структура прямоугольного в плане собора содержит в основе характерную для русской архитектуры идею пятиглавия. Однако её нельзя признать решенной в полной мере. По углам расположены четыре купола, на которых располагаются небольшие башни звонниц. Они сравнительно невелики на фоне центрального. Внушительные и мощные восьмиколонные портики исполнены в традициях древнегреческого коринфского ордера и имеют фронтоны. Последние выступают со всех четырех сторон. Благодаря подобному архитектурному решению собор снаружи имеет форму креста. Высокий барабан центрального купола окружен колоннами, а также покрыт золоченой кровлей. Наружные стены облицованы серым мрамором. В Исаакиевском соборе, как и в других постройках Санкт-Петербурга этого времени, был применен синтез искусств. На отделку интерьера пошли малахит, порфир, мрамор и мозаика.

Александровская колонна (Санкт-Петербург, 1829-1834 гг.). Многочисленные туристы видят перед собой монолитную колонну, исполненную из темно-красного полированного гранита. Она установлена на облицованном гранитом и украшенном бронзовыми барельефами постаменте. Фигура бронзового ангела с крестом, попирающего змею, служит логическим и архитектурным завершением колонны. Так архитектор аллегорически передал идею победы России в Отечественной войне 1812 года. На барельефах постамента также можно увидеть различные аллегорические фигуры наряду с воинскими доспехами.



- Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)

Комментарий:

М. Козловский. Памятник А. Суворову на Марсовом поле. 1801 г.
Суворов предстал в облике Марса, одетого в латы, шлем и плащ.
На постаменте памятника - аллегорические фигуры гениев Славы и Мира. На щите надпись: «Князь Италийский, граф Суворов
Рымникский»

Русская архитектура первой половины XIX века

Первая четверть XIX в. в России - время размаха градостроительства. В архитектуре главным становится возведение гражданских и административных зданий. Архитектура неразрывно связана со скульптурой. Синтез искусств - одно из проявлений единого стилевого начала, каким для русского искусства являлся высокий классицизм, иначе именуемый русским ампиром, мастерами которого были А.Н. Воронихин, А.Д. Захаров, К.И. Росси, В.П. Стасов.
Андрей Никифорович Воронихин (1759-1814), сын крепостного, учился живописи в Москве. После того, как его хозяин А.С. Строганов дал ему вольную, Воронихин самостоятельно изучает архитектуру.

Главное творение Воронихина - Казанский собор в Петербурге. Задача, стоявшая перед архитектором, была сложной. Кафедральный собор Петербурга должен был иметь колоннаду, как перед собором св. Петра в Риме. Воронихин расположил колоннаду со стороны бокового фасада, обращенного к Невскому проспекту, предполагалось, что с другой стороны будет такая же колоннада, но этот замысел не был осуществлен.
Собор украшали разнообразные скульптурные композиции, над которыми трудились крупнейшие русские скульпторы той поры - Прокофьев, Мартос, Щедрин. После войны с Наполеоном храм стал памятником воинской доблести: здесь похоронен Кутузов, в 30-е гг. перед собором установлены памятники Кутузову и Барклаю де Толли.

Андреян Дмитриевич Захаров (1761-1811) после окончания Академии художеств и пансионерской поездки во Францию преподавал в Академии. В 1805 г. Захаров был назначен «главным адмиралтейств архитектором». В 1806 г. он начинает реконструкцию Адмиралтейства, совмещавшего административные здания, доки и производственные корпуса. Главный фасад длиной 406 м разделен на пять основных частей: центральную башню, два крыла и два корпуса между ними. Захаров сохранил золоченый шпиль башни, обогатив ее декоративное обрамление. Скульптурное убранство в аллегорической форме отражает идею России как морской державы. Так, рельефный фриз аттика посвящен «Заведению флота в России», над аркой входа помещены фигуры, скрестившие знамена - аллегории побед русского флота. На высоких пьедесталах парные группы нимф, держащих сферы, - аллегории кругосветных морских походов. В композиции здания применен дорический, а в башне ионический ордер.

В начале века ряд зданий, определивших архитектурный облик Петербурга, создал швейцарец Тома де
Томон (1760-1813). Одним из них была Биржа на стрелке Васильевского острова. Корпус здания поднят на высокий цоколь.
После победоносной войны с Наполеоном в сожженной оккупантами Москве развернулось активное строительство, крупные строительные работы велись в это время и в Петербурге. Под руководством О.И. Бове (1784-1834) в Кремле были восстановлены башни и части стены, взорванные французами при отступлении. В зодчестве усилились торжественность и триумфальность. Развернулась ансамблевая застройка, применение монументальной скульптуры.

Крупнейшим представителем ампира был Карл Иванович Росси (1775-1849), который возвел здание Главного штаба, центром которого стала триумфальная арка. Одновременно зодчий приступил к созданию ансамбля Михайловского дворца. Росси исходил из традиционной для русской архитектуры планировочной схемы: главный корпус и служебные флигеля образуют единое целое с парадным двором. Позади располагался обширный парк. Дворец замкнул перспективу улицей, идущей к Невскому проспекту. Во второй половине 20-х гг. Росси создал ансамбль Александринского театра, найдя удачное расположение театра по отношению к Невскому проспекту. Последним большим ансамблем Росси стали объединенные аркой, перекинутой над Галерной улицей, корпуса Синода и Сената, отвечающие композиции Адмиралтейства, находящегося по другую сторону площади.

В.П. Стасов (1769-1848) перестроил Конюшенный двор на набережной Мойки в Петербурге, создал на Марсовом поле Казармы Павловского полка. Центр нового фасада, обращенного к Марсовому полю, украшала торжественная колоннада дорического ордера. В 30-е гг. Стасов участвовал в восстановлении после пожара интерьеров Зимнего дворца.
Огюст Рикар де Монферран (1786-1858). Важнейшим событием стало возведение Исаакиевского собора по проекту О. Монферрана, которое длилось с 1818 по 1842 г. Высота здания - 101,5 м, длина с портиками - 111 м, диаметр купола - 21,8 м. Снаружи здание окружают 112 гранитных колонн высотой 17 м. Собор построен в стиле классицизма с элементами барокко и ренессанса, что проявилось в скульптурном декоре. Фронтоны храма украшены горельефами, на углах крыши здания установлены фигуры коленопреклоненных ангелов, на фронтонах - евангелисты. Всего собор украшает 350 статуй и рельефов, отлитых из бронзы. Могучий колокол, весивший 29,8 тонн, издавал звук, слышимый на окраинах города. Внутреннее убранство собора поражало великолепием. Стены облицованы белым итальянским мрамором, панно исполнены из зеленого, красного мрамора, многоцветной яшмы, красного порфира. В интерьер помещены мозаичные и
живописные картины К.П. Брюллова, Ф.А. Бруни, В.К. Шебуева и других русских и иностранных художников. Святыней собора была икона нерукотворного Образа Спасителя, принадлежавшая Петру I.

Скульптура классицизма

Расцвет скульптуры был связан с общественно-политическим подъемом в России. Крупнейшим мастером, представителем классицизма, произведения которого находились в Архангельске, Одессе, Таганроге, был Иван Петрович Мартос (1754- 1835). Выдающимся произведением Мартоса стал памятник Минину и Пожарскому, над которым скульптор начал работу в 1804 г. Установленный на Красной площади памятник представляет Кузьму Минина, указывающего на Москву, и поднимающегося со своего ложа раненого князя Пожарского. Для Казанского собора в Петербурге Мартос создал монументальный горельеф «Источение Моисеем воды в пустыне» на аттике колоннады собора, а также фигуру архангела и статую Иоанна Крестителя. В поздний период творчества Мартос исполнил памятник Ришелье в Одессе и М.В. Ломоносову в Архангельске.

Среди скульпторов, осуществлявших связь с архитектурой - В.И. Демут-Малиновский (1779- 1846) и С.С. Пименов (1784-1833), которые работали над скульптурами для Казанского собора вместе с Воронихиным. Пименов выполнил скульптуру Александра Невского, а Демут-Малиновский - статую Андрея Первозванного. Для Адмиралтейства скульпторы создали три колоссальные фигуры, олицетворявшие страны света. С 1817 г. скульпторы начинают сотрудничать с К.И. Росси, создав скульптуры арки Генерального штаба. Арку венчала выполненная из листовой меди композиция «Победа», центральной фигурой которой была крылатая Слава, стоящая в колеснице с поднятой эмблемой государства. И.И. Теребенев (1780-1815) выполнил скульптуры для Адмиралтейства, в том числе 22-метровый горельеф «Заведение флота в России», помещенный на аттике нижнего куба башни Адмиралтейства.

Б.И. Орловский (1796-1837) создал памятники фельдмаршалу Кутузову и Барклаю де Толли перед Казанским собором.
В малых формах скульптуры работал Ф.П. Толстой (1783-1873), который создал серию выполненных из гипса, фарфора, бронзы, чугуна медальонов, посвященных событиям Отечественной войны 1812 г. и военным действиям 1813-1814 годов. Большая часть медальонов представляет аллегорические композиции. В 1814-1816 гг. Толстой выполнил четыре барельефа со сценами из «Одиссеи» Гомера.

Ф.П. Толстой. Народное, ополчение 1812 г. Медальон. 1816 г.
Изображена сидящая на троне женщина, олицетворяющая Россию. Она вручает дворянину, купцу и крестьянину мечи



Рассказать друзьям