Село даровое достоевский. Даровое

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

«Даровое – земля Достоевского»

В 1828 году Михаил Андреевич Достоевский получил звание потомственного дворянина. Три года спустя он приобрел небольшое село Даровое в Каширском уезде Тульской губернии, а через два года соседнюю с ним деревню Чермошню. С этого времени Федор Достоевский вместе с братьями и сестрами каждое лето проводил в Даровом. Младший брат писателя А. М. Достоевский так описывал любимые с детства места: «Местность в нашей деревне была очень приятная и живописная. Маленький плетневый, связанный глиною на манер южных построек, флигелек для нашего приезда состоял из трех небольших комнаток и был расположен в липовой роще, довольно большой и тенистой. Роща эта через небольшое поле примыкала к березовому леску, очень густому и с довольно мрачною и дикою местностью, изрытою оврагами. Лесок этот назывался Брыково. Лесок Брыково с самого начала очень полюбился брату Феде, так что впоследствии в семействе нашем он назывался Фединою рощею…» Через всю усадьбу Достоевских проходил глубокий овраг, часть которого превращена была в глубокий водоем, где поили скот, удили искусственно разведенную рыбу, купались.

В деревне, где семья нередко проводила время без строгого отца, дети пользовались большей свободой (только в 1837 году, уже после смерти жены, Михаил Достоевский вышел в отставку и навсегда переехал в Тульскую губернию, поселившись в своем имении вместе с младшими детьми). «В деревне, – рассказывал брат писателя Андрей Михайлович, – мы постоянно почти были на воздухе и, исключая игры, проводили целые дни на полях, присутствуя и приглядываясь к трудным полевым работам. Все крестьяне любили нас очень, в особенности брата Федора. Он, по своему живому характеру, брался за все: то попросит водить лошадей с бороной, то погоняет лошадь, идущую в сохе. Любил он также вступать в разговоры с крестьянами, которые охотно с ним говорили, но верхом его удовольствия было исполнить какое-либо поручение и быть чем-нибудь полезным. Я помню, что одна крестьянка, вышедшая на поле жать вместе с маленьким ребенком, пролила нечаянно жбанчик воды, и бедного ребенка нечем было напоить, – брат сейчас же взял жбанчик, сбегал в деревню и принес матери целый жбан воды…» В Даровом маленький Федор чувствовал себя гораздо лучше, чем в городе: не было ни строгого отцовского надзора, ни длинных утомительных уроков, ни постоянной необходимости следить за своим поведением. Он много времени проводил в играх с братьями, но чаще предпочитал вертеться возле крестьян, ходить за грибами, «слушать природу». Здесь мальчик впитывал в себя все: и тихое очарование этой земли, и крестьянский быт, и пешие походы на городскую почту, и богослужения в соседнем Моногарове, и даже названия деревень (так появится Чермошня в «Братьях Карамазовых»). Впоследствии многие произведения писателя будут основаны на лирических описаниях деревенских пейзажей, прообразе малой родины. Уже будучи на каторге, Достоевский любил возвращаться к впечатлениям своего раннего детства, к этому «святому и драгоценному, без чего не может и жить человек». Летом 1877 года по дороге из Москвы в Курскую губернию Федор Михайлович специально сделал небольшой крюк, чтобы увидеть вновь места своего детства и отрочества. В «Дневнике писателя» за этот же год он напишет: «Сорок лет я там не был и столько раз хотел туда съездить, но все никак не мог, несмотря на то, что это маленькое и незамечательное место оставило во мне самое глубокое и сильное впечатление на всю потом жизнь и где все полно для меня самыми дорогими воспоминаниями».

После смерти родителей Даровое принадлежало младшему брату Андрею Достоевскому, а затем его сестрам и их детям. Федор Михайлович отказался от своей доли наследства в Даровом в 1844 году, получив в виде возмещения 500 рублей серебром. В 20-е годы XX столетия дом в Даровом, в котором уже не осталось никого из членов семьи Достоевских, был превращен в сельскую библиотеку. Мемориальные вещи вывезли в Москву, на Божедомку, где создавался тогда первый музей писателя. В 1955 году в Даровом была создана «комната Достоевского», в которой экспонировались фотоматериалы, поступившие из московского музея. С 1974 года усадьба Даровое приобрела статус музея, а с августа 1990 года стала филиалом Зарайского историко-художественного музея. В наши дни в сохранившемся флигеле, принадлежавшем Достоевским, размещена экспозиция, представляющая период их пребывания в этих местах. Сохранились старые постройки в Даровом и Черемошне, липовая аллея, фруктовый сад и пруд. Рядом с музеем расположен небольшой лесной массив, который в память о писателе до наших дней так и называют Фединой рощей.

Из книги Достоевский автора Селезнев Юрий Иванович

I. Произведения Достоевского Полное собрание сочинений в 13-ти т. Спб., 1895.Полное собрание сочинений в 23-х т. Пб., «Просвещение», 1911-1918.Полное собрание художественных произведений в 13-ти т. М.-Л., ГИЗ, 1926-1930.Собрание сочинений в 10-ти т. М., Гослитиздат, 1956-1958.Полное собрание

Из книги Письма к русской нации автора Меньшиков Михаил Осипович

ПАМЯТИ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО Вчера исполнилось 30 лет со дня смерти Достоевского. Почти треть столетия отделяет Россию от жизни великого ее пророка. Таким звали Достоевского еще при жизни. В самом деле, из всех поэтов России, из всех знаменитых писателей, мало того, из всех

Из книги Достоевский: призраки, фобии, химеры (заметки читателя). автора Яковлев Лео

V. «Осенний роман» Ф. Достоевского Воистину еврейки молодой Мне дорого душевное спасенье. Приди ко мне, прелестный ангел мой, И мирное прими благословень Александр Пушкин В начале апреля 1876 года Достоевский, которому шел тогда пятьдесят пятый год, получил письмо от

Из книги Ф. Достоевский - интимная жизнь гения автора Енко К

Из книги Статьи из газеты «Вечерний клуб» автора Быков Дмитрий Львович

Последний герой Достоевского Игорю Волгину исполняется шестьдесят. Поверить в это сложно - элегантный, самоуверенный, красивый Волгин, как и большинство шестидесятников, остается мужчиной без возраста.На самом деле его долгая и плодотворная молодость объясняется тем,

Из книги Достоевский автора Гроссман Леонид Петрович

Юность Достоевского

Из книги Тайная страсть Достоевского. Наваждения и пороки гения автора Енко Т.

Глава XX Эпилог Достоевского Памятник ПушкинуБольшое литературно-общественное событие 1880 года - открытие памятника Пушкину в Москве привлекло внимание Достоевского, всегда признававшего великого поэта наиболее полным выразителем народного сознания. Еще за несколько

Из книги Федор Достоевский автора Рудычева Ирина Анатольевна

Эротизм Достоевского Яркие проявления эротизма Достоевского мы находим в его любовных драмах, в накале страстей его интимных отношений, в его удачах и поражениях с женщинами, а также при живописании героинь и героев в романах и повестях. Во всех своих произведениях

Из книги Кино и все остальное автора Вайда Анджей

Возвращение Достоевского в литературу В конце декабря 1859 года, ровно через 10 лет после отправки на каторгу, Достоевский вернулся в Петербург. Десятилетний период в мире литературы – это немалый срок. Как все изменилось с 40-х годов! Автор нашумевших когда-то «Бедных людей»

Из книги Рассказы старого трепача автора Любимов Юрий Петрович

Театр совести Достоевского У кого нет совести, станет она тому наказанием. Федор Достоевский. Преступление и наказание «Бесы» и читать-то страшно, не то что смотреть на сцене. Ян

Из книги Достоевский без глянца автора Фокин Павел Евгеньевич

«Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 1979 Я несколько раз ставил «Преступление и наказание»: в Вашингтоне ставил, в Будапеште.В Венгрии я много ставил. Я поставил там первый раз «Преступление и наказание» - до России. Потом я поставил «Обмен» в Сольнеке. Это было…

Из книги Проскочившее поколение автора Борин Александр Борисович

«Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского, 1997 Волею судеб, я все время занимался Достоевским. В России, Венгрии, Англии, Америке, Финляндии я ставил «Преступление и наказание», «Бесов», «Подростка». И вот теперь «Братья Карамазовы». Это первый раз. Я долго работал над

Из книги Ты спросил, что такое есть Русь… автора Наумова Регина Александровна

Даровое Федор Михайлович Достоевский. Из «Дневника писателя» 1847 г.:…Это маленькое и незамечательное место оставило во мне самое глубокое и сильное впечатление на всю потом жизнь.Андрей Михайлович Достоевский:Название деревеньки, которую приобрели наши родители, было

Из книги Воспоминания автора Достоевский Андрей Михайлович

Внук Достоевского Время от времени в редакции возникал разговор о том, что газета не может все время писать только о плохом, мазать все и вся черной краской, нам крайне необходимы положительные материалы. Об этом не уставали говорить на каждой планерке и летучке,

Из книги автора

Земля моих предков - моя земля! Из цикла «Мои свидания с Россией» Господи Иисусе - Код духовных слов… За страну молюсь я, За её сынов. И за дочек Руссии, И за их детей… Искренне молюсь я. Помоги скорей Нам. Уж нет терпения… Всколоси поля; Людям дай радения - Наша ведь

Из книги автора

ПИСЬМА МИХАИЛА АНДРЕЕВИЧА ДОСТОЕВСКОГО К жене Марии ФедоровнеАвгуста 23 [вероятно, 1834]Здравствуй, неоцененная, милейшая моя!Уведомляю тебя, дражайшая моя, что милые наши соколы сегодня в одиннадцатом часу утра прибыли здоровы и благополучны, они доехали до Москвы в двое

Краеведческий музей в Зарайске сегодня располагается в кремле - хорошо сохранившейся каменной крепости XVI века. Раньше же этот музей находился в Троицкой церкви, стоящей рядом со старым городским рынком - Гостиным двором. И этот кремль, и церковь, и рынок, если бы постройки умели думать и помнить, обязательно вспомнили бы знаменитого русского писателя, про которого теперь туристам рассказывают экскурсоводы музея: «В наш город приехал после своего освобождения с каторги Фёдор Достоевский. Зарайск занимает важное место в его бессмертных произведениях…».

Действительно, Федор Михайлович, освободившись в 1859 году из сибирско-казахской ссылки, поехал по билету №2003 в Тверь, но по дороге завернул в Зарайский уезд Рязанской губернии. Ничего удивительного в этом визите не было: в 10 километрах от Зарайска находилось имение его отца, московского лекаря Михаила Андреевича Достоевского.

А вы съездите в Даровое! Автобус с автовокзала идёт на Серебряные Пруды, а вы выходите через десять минут на повороте, и до Дарового будет один километр пешком. Минут за пятнадцать неспешным шагом дойдёте.

Действительно, два небольших сельца Даровое и Моногарово, «склеившиеся» друг с другом, прекрасно видны уже с дороги, по которой движутся автобусы. Перед домиками - небольшой овражек и лесок. В нескольких километрах южнее лежит деревня Черемошня, и становится ясно, почему в романе «Братья Карамазовы» одна из рощ называется Черемашня.

Интересно, что по административному делению Российской империи в XIX веке (во времена Достоевского) село Даровое находилось уже не в Зарайском уезде Рязанской губернии, а в Каширском уезде Московской. Но из-за близости и удобной дороги местные жители ездили на ярмарку, на почту или в аптеку именно в Зарайск. И именно улочки Зарайска представлял себе писатель, когда создавал в романе «Преступление и наказание» образ уездного российского городка, где жило семейство Раскольниковых. Петербургский студент в его романе, увидев знакомое лицо простого рабочего, спрашивает немедленно: «Да ты уж не из зарайских ли?».

Купил отец писателя село Даровое в 1831 году. Человеком он был небедным - как врач Михаил Андреевич имел государственный похвальный аттестат, в котором высоко оценивались «его медицинские познания и ревностная преданность делу». Между тем, рождались дети, семья росла, и надо было подумать о том, где жить наследникам. Именно в Даровом его второй сын, Федя Достоевский, и провёл свои детские годы.

Сегодня сбоку от деревни посетителей встречает большой парк - это практически всё, что осталось непосредственно от барской усадьбы. Есть тут и деревянный флигель с небольшой экспозицией, иногда громко называемой «музеем Достоевского» - филиалом того самого Зарайского краеведческого.

Усадебное здание сгорело в Октябрьскую революцию, а вот флигель в 1923 году губернский отдел просвещения решил сохранить как «литературную ценность». В этот домик даже назначили смотрительницу на зарплате. Местные жители передают из уст в уста рассказ, как в 1941 году одна из бронемашин наступавшей на Москву армии Гудериана въехала в село и направилась к домику Достоевских. Из люка вылез офицер - видимо, он присматривал место для размещения своего подразделения. Но когда смотрительница выбежала навстречу, указала немцу на постройку и крикнула всего одно слово: «Достоевский!» - офицер тут же нагнулся в люк, отдал приказ, и бронемашина повернула назад.

Поблизости расположена «Федина роща», которую обязательно покажут заезжим туристам местные жители. Став взрослым, в своём рассказе «Мужик Марей» Фёдор Михайлович опишет, как он в детстве, увлёкшись, забежал слишком далеко от дома, заблудился в этой роще и по шороху кустов вообразил, что за ним гонится волк. И только доброта случайно встреченного мужика Марея поселила в нём веру в лучшие свойства русской народной души.

Отец писателя, когда в 1837 году умерла его супруга Мария Фёдоровна, вынужден был выйти в отставку и поселиться в Даровом. Тяжело переживая смерть любимой жены, он сделался замкнутым и вспыльчивым. Вскоре он сблизился с деревенской девушкой - по одной версии, её звали Александра, по другой - Катерина, - служившей в его доме горничной. Через год она родила сына, названного Семёном, но младенец умер, не дожив и до года. Вскоре после этого Михаил Достоевский отослал молодую мать обратно в деревню. Её родственники сочли это кровной обидой.

Летом 1839 году крестьяне из Черемошни по какой-то причине не вышли на работу. Барин поехал к ним разбираться. Что там произошло, точно неизвестно, но вскоре Михаил Андреевич оказался лежащим под деревом и послал своего кучера за священником. Тот нашёл барина уже умирающим. А чуть позже приехал местный исправник, но, не желая расследовать это замысловатое дело и портить уезду статистику, написал в отчёте: «Умер от апоплексического удара». Быстро были проведены похороны, и село досталось в наследство детям.

Дети Михаила Андреевича, как это видно из их писем, не сомневались в том, что барина убили собственные крестьяне. По церковным документам известно, что всё мужское население деревни в этом году не пошло на исповедь: видимо, для того, чтобы не говорить священнику об убийстве. Ходили также слухи, что один из сельчан, через много лет будучи арестован за разбой, якобы признался в подстрекательстве в убийстве барина: «Это ведь я тогда кричал громче всех: мужики, карачун ему!».

Федор Михайлович отказался от своей части в наследстве, продав её родственникам за 1000 рублей, и в конце концов, все доли имения скупила его любимая сестра Вера Михайловна.

Отец писателя похоронен в соседнем селе Моногарово на кладбище у храма Сошествия Святого Духа (1763 года постройки), который сохранился до наших дней, хоть и в полуразрушенном состоянии. Здесь, вернувшись из ссылки, Достоевский ещё раз постоял на могиле родителя. Кстати, недавно археологи обнаружили её и отметили пока временным знаком.

На сегодняшний день экспозиция в Даровом открыта для туристов не постоянно, так что желающим не просто заехать в село, а зайти во флигель, есть резон справляться заранее в Зарайском краеведческом музее. Музей также организует в бывшей усадьбе восстановительные работы, и все желающие могут принять в них участие.




Не утихают споры о месте упокоения матери писателя.

Мемориальный музей «Разночинный Петербург» проводит на Пионерской площади акцию «Достоевский сквозь время». Она приурочена к двум знаковым датам — в этом году исполнилось 135 лет со дня смерти писателя и будет 195 лет со дня его рождения. Посетителям показывают выставки «Дневник писателя» и «Фельетон за все лето». Последняя рассказывает о летних поездках писателя и их литературных отражениях.

Тем временем продолжение получила почти мифическая история, произошедшая после смерти Марии Федоровны — матери Федора Михайловича Достоевского. Знатоки его творчества утверждают, что она похожа на детектив и загадочна так же, как и многое происходящее с героями произведений писателя в Петербурге и других городах.

Из могилы — в музейный шкаф

Мария Федоровна прожила почти 37 лет. Умерла 27 февраля (по старому стилю — 11 марта) 1837 года и была похоронена на Лазаревском кладбище в Москве. После того, как место захоронений было ликвидировано, останки в 1934 году эксгумировали по инициативе исследователя рода Достоевских Михаила Волоцкого. Череп отправили антропологу и скульптору Михаилу Герасимову для скульптурной реконструкции. По непонятным причинам он потом «затерялся», а останки на протяжении почти восьми десятилетий хранились в шкафу Музея и НИИ антропологии Московского Государственного университета.

«О сохранении останков в музее, где они пролежали до 2012 года, хлопотал антрополог Михаил Волоцкой, — помог восстановить недавние события доктор филологических наук, профессор коломенского Государственного социально-гуманитарного университета Владимир Викторович. — Когда начали уничтожать Лазаревское кладбище, он организовал вскрытие могилы Марии Федоровны, вывез ее останки и надгробный памятник, на котором выбита надпись-эпитафия Карамзина: „Покойся, милый прах, до радостного утра“, выбранная сыновьями — Михаилом и Федором».

Сегодня не утихают споры о месте упокоения матери писателя. Викторович уточнил, что первым вопрос о захоронении останков поднял исследователь родословия Достоевских, кандидат медицинских наук Николай Богданов. К его мнению тогда присоединились многие, в том числе и потомки писателя, в частности правнук Дмитрий Достоевский.

С невероятными усилиями, так как речь шла о «единице хранения» (музейщики знают, насколько трудно, а подчас невозможно, изъять и передать кому-либо такую «единицу»), удалось убедить руководство Музея антропологии передать останки для захоронения. «Учитывая юридические тонкости, мы нашли оптимальный вариант: музей оформил передачу через православную церковь. Процедура была долгой, посредником выступил Коломенский университет. Было получено благословение митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. В акте передачи так и указано: для последующего захоронения на погосте Свято-Духовского храма в Моногарове. Это официальный документ, который никто не отменял», — напомнил Викторович.

Стараниями исследователей Российского общества Достоевского при помощи благотворителей и администрации Зарайского района Московской области прах Марии Федоровны был перевезен в Иоанно-Предтеченский собор Зарайского Кремля. Предполагалось, что он будет храниться там до окончательного восстановления могилы ее мужа — Михаила Достоевского.

«Коллегиальным было решение общества Достоевского, что мы должны найти могилу отца Федора Михайловича, точное место его упокоения. Церковный погост в селе Моногарове близ усадьбы Даровое был уничтожен в 1930-е годы, — рассказал Владимир Викторович. — Рядом с храмом с помощью благотворителей установлен кенотаф с деревянным крестом. С помощью георадара удалось определить границы погоста, коломенские археологи сделали вертикальную планировку — сняли верхний слой земли и установили, где именно находятся могилы. Там не больше пятнадцати захоронений. Обнаружение останков Михаила Андреевича представлялось нам вполне реальной задачей. После раскопок потребуется антропологическая, а затем генетическая экспертиза. На все перечисленные работы необходимо не слишком много времени и относительно небольшие средства — примерно триста тысяч рублей, сбор которых и был в свое время объявлен на сайте „Заповедного Дарового“».

Однако в 2015 году возникла противоположная инициатива от руководителя московского отделения Общества православных врачей А. В. Недоступа — предать земле останки Марии Федоровны на прежнем месте, в Москве. Аргументы оппонентов Викторовича и Российского общества Достоевского таковы: Даровое и Моногарово — «медвежий угол», храм Достоевских — якобы сплошные руины, а кладбище при нем — пустырь, поросший бурьяном. Выдвигается и еще одно «веское» доказательство против Моногарова — живучий миф о жестокосердии и недостойном поведении помещика Достоевского, рядом с которым нельзя хоронить мать писателя (и одновременно — горячо любимую супругу, с которой и после смерти ее Михаил Андреевич разговаривал вслух).

Ответить тут можно только словами самого Федора Михайловича о родителях: «…Ведь это были люди передовые… А уж такими семьянинами, такими отцами… нам с тобою не быть, брат!..» Над реабилитацией доброго имени отца Достоевского и «возвращением» земли детства писателя и работают уже много лет неравнодушные люди.

«Знак судьбы» после смерти

Сегодня никто не спорит с тем, что неоднократно потревоженные останки Марии Федоровны по всем человеческим законам надо предать земле. Но где? На закрытом для посетителей земельном участке при храме Сошествия Святого Духа в Москве (там, где она была похоронена первоначально) — уничтоженном в тридцатые годы кладбище? Или же рядом с супругом, на погосте Свято-Духовского храма в Моногарове, что близ фамильной усадьбы Даровое в Подмосковье, — местах, насквозь пропитанных памятью о Достоевских?

Чтобы разобраться в этом вопросе мы со старшим научным сотрудником Натальей Шварц, много лет проработавшей в музее Ф.М. Достоевского, посетили места памяти писателя. Вместе мы отправились сначала в Москву — туда, где прежде находилось ликвидированное 82 года назад Лазаревское кладбище, затем в московский Музей-квартиру Ф. М. Достоевского, где в подвале хранится надгробный памятник, установленный когда-то на могиле Марии Федоровны, а затем уж в Зарайск и далее — в Даровое, к погосту у храма Сошествия Святого Духа (построен в 1763 году) в селе Моногарове, на котором был похоронен супруг Марии Федоровны, отец писателя Михаил Андреевич.

У московского Свято-Духовского храма с XVIII века и до 30-х годов века ХХ-го существовало кладбище, большая часть которого в советское время была преобразована в зону отдыха (ныне — парк «Фестивальный»). Туда мы отправились прежде всего. У женщины, продающей церковную утварь, спросили, как нам пройти на закрытый земельный участок при храме и может ли кто-то нам показать, хотя бы приблизительно, место, где находилась могила Марии Федоровны.

Вскоре к нам вышла сестра Анна и проводила в небольшой двор за храмом. Она пояснила, что при храме существует сестричество во имя святого Игнатия Ставропольского, сестры которого заботятся о его территории. «Конечно, пройдите, посмотрите… Но мы знаем только примерное место могилы. Здесь уже много лет ничего нет», — объяснила Анна и припомнила, как одна из сестер рассказывала, что зимой здесь был человек, который тоже пытался определить местоположение могилы. «Спрашивал, мерил шагами сугробы да так и уехал, не назвавшись», — пожала она плечами.

В непосредственной близости к храму, за алтарной его частью, восстановлены условно только две могилы.

Старания хранителей, бесчинства вандалов

Без малого полтора десятилетия усадьба Достоевских Даровое и прилегающие к ней мемориальные окрестности в Подмосковье находятся под добровольной опекой исследователей из Коломны — профессора Владимира Викторовича и его соратников, в основном преподавателей и студентов Государственного социально-гуманитарного университета. Общими усилиями они приводят в порядок территорию усадьбы (в самое последнее время с трудом, но налаживается плодотворный контакт с музеем «Зарайский Кремль»), занимаются изучением ее истории, инициируют археологические работы в Даровом и Моногарове; лечат старовозрастные деревья в заповедной Липовой роще, которой 300 лет; проводят ландшафтные исследования, конференции, выпускают научные сборники. 13 лет при усадьбе работает летний волонтерский лагерь.

В 2011 году было создано Некоммерческое партнерство «Заповедное Даровое», в которое вошли исследователи-достоеведы, ГСГУ, Музей Ф. М. Достоевского в Петербурге, потомки писателя. Для реализации научных и культурно-просветительских проектов привлекаются благотворители, партнерские организации. В 2013 году «Заповедное Даровое» стало победителем Международного грантового конкурса «Православная инициатива», проводимого под патронатом Патриарха Кирилла. Проект «„Животворящая святыня“. Место памяти родителей Достоевского» позволил активизировать приходскую жизнь Моногаровского храма.

Но от вандалов вольных и невольных спасения пока что нет. Несколько лет назад их жертвой стала старинная липа на «кургане», где семейство Достоевских устраивало чаепития. В июне этого года во время сенокоса в усадебном саду пала яблоня — подарок Даровому от музея Диккенса, любимого писателя Достоевского. Старания многих людей и организаций, благодаря которым стал возможен этот «дар Даровому», были одним махом «скошены» равнодушным распоряжением нынешних новых хозяев Дарового, которое носит весьма странный «титул» сектора музея «Зарайский Кремль».

Оставшихся в живых ценностей, с точки зрения историков, может быть мало. И очень много — со справедливой позиции тех, кто старается это немногое сохранить. Приусадебные просторы, Липовая роща — пристанище детских игр; Лоск, «воскресивший» Достоевского на каторге; Федина роща, а в ней овраг - место мечтаний будущего писателя; Маменькин пруд, замшелые могильные плиты Нечаевского погоста; многострадальный храм в Моногарове, которому все никак не подняться (деньги на реставрацию были отпущены, но подозрительно быстро кончились — увы, нередкая ныне история)… А на местном кладбище — могилы одной из племянниц Достоевского, последней хозяйки Дарового — Марии Александровны Ивановой и ее верной экономки.

Продолжается распродажа окрестных земель. В непосредственной близости от усадебного флигеля уже выстроен вызывающе неуместный дом, разрушающий историческое пространство, связанное с Достоевскими.

Заглянули мы и в соседнюю деревушку Черемошню (название ее писатель упоминает в романе «Братья Карамазовы») — крохотную, с разбитой дорогой. Обитатели пожаловались: в распутицу местным бабушкам до больших дорог не добраться, и кому-то из начальства даже взбрело в голову снять дорожный указатель: как будто деревни нет. Выяснилось: люди в курсе, что их деревня не простая — с историей, причастной к жизни и творчеству великого Достоевского.

Люди придут на моногаровский погост

Пострадала от времени, но устояла Свято-Духовская церковь в Моногарове. Сложные восстановительные работы приостановлены, но это не отменяет значимости храма для скромного числа прихожан. Служит здесь отец Григорий Решетов лишь по большим праздникам. На столиках перед алтарем, где в советское время был магазин, иконы в самодельных окладах. Территория при храме ухожена — стараниями волонтеров и неравнодушных местных жителей, а на старинном погосте — памятники помещикам: Хотяинцевым, Костюрину, Мельгунову… Все соседи Достоевских.

Мария Федоровна и не думала о скорбном изменении «знака судьбы» после смерти. В самых странных снах не могла предвидеть она будущих неоднократных похорон. Куда же — теперь у нее не спросишь. Но учитывая, что от Лазаревского кладбища в Москве ничего не осталось, а церковный моногаровский погост восстанавливается волонтерами в его полном объеме, может, все-таки в Моногарово?

В Подмосковье к Достоевскому едут многие (и посещение храма — обязательная часть экскурсий в Даровое), да и здесь на погосте похоронен супруг Марии Федоровны; окрестные нивы и леса дышат воспоминаниями о ней и родных для нее людях, а сам Федор Михайлович признавался: «Это маленькое и незамечательное место оставило во мне самое глубокое и сильное впечатление на всю потом жизнь».

Евгения Дылева

В судьбе Ф. М. Достоевского Даровое (ныне Зарайский район Московской области) сыграло значительную роль. В решении приобрести небольшую деревеньку и помещичью усадьбу отец будущего писателя, врач Мариинской больницы для бедных руководствовался прагматическими соображениями. Три комнаты во флигеле больницы, где жило многочисленное семейство доктора, и больничный сад для гуляний – вот то замкнутое пространство, в котором проходило детство маленького Феди, его братьев и сестёр. Отец понимал: городским детям нужен простор, свобода, хотя бы на летние месяцы. Была, наверное, надежда и на некоторый доход от имения, поскольку жалование врача больницы для бедных невелико, а частная практика – источник непостоянный.

Можно представить себе восторг старших братьев Достоевских – Михаила, Фёдора, Андрея, впервые оказавшихся в деревне. Купленное у прежних владельцев, помещиков , имение состояло из господского дома, людской, хозяйственных построек (скотный двор, конюшня, каретный сарай), нескольких крестьянских дворов, но, самое главное, здесь была удивительная природа. Живописные поля, пресечённые оврагами, березовые леса и (подлинное чудо!) – тенистый усадебный парк, обсаженный по межевому валу дубами, обширный и глубокая ложбина с протекающим по её дну ручьём – будущий усадебный . В версте от Дарового – село , принадлежащее Хотяинцевым, где возвышается , построенная в XVIII веке. Сельский храм – ещё одно светлое воспоминание детства Фёдора Михайловича. Вскоре родителями приобретена деревня в полутора верстах от Дарового. Появился ещё один маршрут для ежевечерних прогулок. Игры с деревенскими ребятишками, летнее чтение (за одни каникулы – весь Вальтер Скотт!), рыбная ловля, знакомство с крестьянским трудом, узнавание народного характера, естественная жизнь в согласии с природой – ничто не прошло даром для будущего великого писателя.

Однако Даровое для Достоевского – это нечто большее, чем привычное усадебное детство многих русских писателей. Неслучайно признание : «Это маленькое и незамечательное место оставило во мне глубокое и сильное впечатление на всю потом жизнь…» Здесь для него «всё полно… самыми дорогими воспоминаниями». Даровое – это источник тех впечатлений, которые формировали художественный мир писателя, сыграли в своё время спасительную роль, дали импульс к созданию вершинного произведения. Приступая к работе над последним романом , Достоевский обращается к своим детским даровским воспоминаниям с уверенностью: «без святого и драгоценного, унесённого в жизнь из воспоминаний детства, не может и жить человек… Воспоминания эти могут быть даже тяжёлые, горькие, но ведь и прожитое страдание может обратиться впоследствии в святыню для души». Даровое подарило Достоевскому спасительное воспоминание о материнской нежности – и трагическую память о смерти несчастного . Без одного воспоминания Достоевский вернулся бы с каторги другим человеком, без другого не было бы «Братьев Карамазовых». А нам, читателям, без Дарового до конца не понять Достоевского.

Были с экскурсией. Смотреть, действительно, нечего. А рассказ примерно такой: Вот дубы, которые видел маленький Федя Достоевский. А вот здесь он с другими детьми строил шалаш)))Дом пустой, за исключением нескольких фотографий. Совершенно согласна, что интересно будет только любителям творчества Ф.М.Достоевского.

Только для фанатов писателя. Из всего что можно посмотреть, памятник и дом. При этом дом совершенно новодельный и голый внутри. Предметов- ноль, только скудное количество старых фотографий. Ну и природа, но где угодно можно посмотреть.

Интересное, скромное, тихое местечко..... Не ухожено - ДА.., но а откуда ухоженность?? Наследников как таковых, (тех кто занимался бы "ухоженностью") не осталось., а на те ср-ва которые используются для поддержания там порядка, я думаю, особенно не разгуляешься.., да и нЕзачем и нЕкому.. Ребятенок мой умудрился "поиграть" на пианино, и залезть в дупло сгоревшего дерева!!!
В совокупности с экскурсоводом, который увлеченно обо всем рассказывает-- очень даже мило получилось....

От усадьбы сохранился небольшой флигель, в котором организована скромная экспозиция - подлинных вещей практически нет. Территория весьма живописная, но не особенно ухоженная, есть участок леса с трехсотлетними дубами, остатки межевого вала (границы владений). Познавательная экскурсия и погожий осенний день оставили в совокупности благоприятные впечатления.

Заказ экскурсии в дом - музей Ф.М. Достоевского в Даровое ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ ГОЛОВНОЙ МУЗЕЙ "ЗАРАЙСКИЙ КРЕМЛЬ", там надо брать с собой экскурсовода и ключи тел. 8-49666-25734.
Все исторические данные подтверждаются документами и воспоминаниями писателя. Музей наряду с детскими Пушкинскими Вяземами и Захарово, дает представление как и на какой почве вырастают таланты. Особенно величава дубовая роща.

Epikur2 ★★★★★

(4-05-2009)

Посетили 2 мая, музей не работал. Были к этому морально готовы и не огорчились. Памятник действительно очень хороший, а уж дубы в Фединой роще - просто неотразимы! Впечатления наилучшие, рекомендуем планировать здесь "обеденный привал" или просто уделить побольше времени, чтобы не спеша побродить по роще. Самые старые дубы - по левому краю (если смотреть от памятника).

Татьяна ★★★☆☆

(24-05-2005)

Посетила дом родителей Достоевского в мае 2005 года. Сама "усадьба" представляет собой небольшой неприметный деревянный дом с двумя комнатами, в которых почти ничего нет. Дом был когла-то разобран и снова собран уже в советское время вроде как из тех же досок, поэтому особой исторической ценности, как я поняла, не представляет. Но это единственная недвижимость, связанная с великим писателем: больше ничего ни ему, ни его родителям на праве собственности не принадлежало. Находится дом в маленькой деревушке Даровое (около 12 км на юг от Зарайска, по дороге на Каширу, поворот на д. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Моногарово). В деревне раброшенная церковь, около которой возможно похоронен отец Достоевского, умерший в Даровом (могила не найдена). Все держится на местных жителях и сотрудниках музея Зарайска, которые очень интересно рассказывают о родителях и детстве Достоевского. Кругом красивая природа, просторы, малолюдно. Очень хороший памятник Достоевскому около рощи, называемой "Федина роща", где сохранились 500-летние дубы. В самом доме только фотографии родственников и родителей Достоевского, старинные фотографии, копии писем, печка и все. Никакой мебели, никаких экспонатов. Навевает грусть и жалость к великому философу с мировым именем, в память о котором ничего толком не сохранили. Рекомендовала бы эту поездку для поклонников и знатоков творчества и личности Достоевского.



Рассказать друзьям