Старинная японская фотография и гравюра.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
Энгава - японская галерея

Просторная веранда. Луг покатый.

Гамак в саду. Шиповник. Бузина.

Расчерченный на ромбы и квадраты,

Мир разноцветный виден из окна.

Вот посмотри - неповторимо новы

Обычные явленья естества:

Синеет сад, деревья все лиловы,

Лазурная шевелится трава.

Смени квадрат - все станет ярко-красным:

Жасмин, калитка, лужи от дождя...

Как этим превращениям всевластным

Не верить, гамму красок проходя?

Позеленели и пруда затоны

И выцветшие ставни чердака.

Над кленами все так же неуклонно

Зеленые проходят облака.

Красиво? Да. Но на одно мгновенье.

Да и к чему все эти превращенья?

Мир прост и честен. Распахни окно!

Пусть хлынут к нам и свет и щебет птичий,

Пусть мир порвет иллюзий невода

В своем непререкаемом обличьи

Такой, как есть, каким он был всегда!

© Всеволод Рождественский

Энгава - японская галерея


Энгава - японская открытая галерея, огибающая с двух или трех сторон . Сейчас этот термин также стал применяться для обозначения веранды. Энгаву можно сравнить с нашей террасой, которая представляет собой открытый настил, как правило, на опорах, примыкающий к дому. Частным случаем террасы является веранда - закрытая, примыкающая к дому терраса. Итальянцы с начала XVI века широко строили еще галереи, которые были обычно крытыми и служили для перехода между частями здания или соседними зданиями, в то время как терраса и веранда служили плавным переходом из дома на улицу или в сад. Слово веранда происходит, вероятно, от португальского слова Baranda, которой обозначали элемент гибридной индийской архитектуры. Но широкое распространение веранда получила при возведении англичанами колониальных зданий в викторианскую эпоху, особенно в Австралии и Новой Зеландии. И только после этого веранда была адаптирована в метрополии и распространилась по всей Европе. В европейской культуре веранда служила для разведения цветов, отдыха и развлечения гостей, часто использовалась как летняя кухня и место для барбекю. у нас веранда и терраса в жаркие дни является приятным убежищем от солнца, в ненастье - от дождя. Легкая открытая пристройка перед домом служит дополнительным пространством для отдыха, здесь приятно выпить чашечку чая или кофе.

Японская энгава является непременным элементом японского дома и существует уже много столетий. Чтобы правильно понять ее назначение, надо осмыслить японское понятие ма . В японском языке много пауз или пустых пространств, обозначаемых словом ма. В этих пропусках японцы ищут бессознательное, скрытое содержание и стараются определить смысл сказанного или написанного через ощущение атмосферы, создаваемой словами. Ма - это пустое пространство, полное смысла, которое лежит в основе всего японского искусства и присутствует во многих сферах, включая живопись, архитектуру, музыку и литературу. Иногда молчание может оказаться красноречивее слов. Эти паузы есть и в дизайне.

С японского языка "ма" переводится как "пространство", "промежуток". Понятие ма вообще является одной из черт японской культуры. В живописи ма широко используется как негативное пространство. Это означает, что большие куски полотна оставляются пустыми или едва закрашенными, чтобы вызвать ощущение облаков, далеких гор и широких водных просторов. В каллиграфии расположение в пространстве имеет еще более важное значение, и признаком настоящего мастера является способность естественно расположить иероглиф в правильном месте. Пространство ма должно соблюдаться и в дизайне одежды. Здесь это пространство между человеческим телом и тканью. Фигура каждого человека индивидуальна, следовательно, пространство ма уникально для каждого отдельного человека и требует своей индивидуальной формы. Ма также проявляется в музыке, танце, драме, комедии и литературе. Одна из причин немногословности японской поэзии, всего лишь восемнадцать слогов в случае хайку, заключается в том, что читатель сам должен войти в пространство ма между каждым словом и фразой и разглядеть замысел поэта.

В дизайне ма - это пространство между предметами, оно должно быть не слишком большим и не слишком малым. Ма служит для обеспечения гармонии пространства и связан с пространством и временем, в нем много от эстетики , в которой простота и технология объединены с искусством и функциональностью. Идеальным примером такого пространства в традиционной японской архитектуре является энгава - обычная полоса деревянного настила перед окнами под расширенными карнизами в традиционном японском доме. В наши дни энгава преобразовалась в веранду за пределами комнаты, раньше она называлась нурэъэн . Дизайнеры, воплощая свои идеи, стремятся к простоте конструкций. Основные материалы для энгавы является дерево. Мебели нет вообще, или она сведена к минимуму, простота и пустое пространство – главные критерии японской террасы.

Музеи Японии содержат подробную информацию о продолжительной истории страны, представленную лучшими художественными экспонатами. Действительно, археологические находки, произведения искусства и ремесел, размещенные в музеях, подробно иллюстрируют микромир Японии, дающий представление о нации в целом.

Возможно, на вершине иерархии японских музеев стоят национальные музеи, из которых можно выделить Токийский Национальный музей, расположенный в парке Уэно, как самый первый музей, основанный еще в 1872 году. Его обширная коллекция представляет полный обзор истории традиционного японского искусства, и содержит множество экспонатов по истории, науке и естествознанию.

В Национальном музее современного искусства в Токио в хронологической последовательности представлены шедевры японского современного изобразительного искусства.

Национальный музей Киото первоначально возник на основе картин, скульптур и других шедевров искусства полученных из близлежащих храмов, а в настоящее время содержит коллекцию произведений японского искусства всех периодов истории страны.

Национальный музей г. Нара особенно примечателен своей коллекцией буддийских скульптур.

В Токио множество художественных музеев, как государственных, так и частных, в которых хранятся бесценные произведения японского изобразительного искусства.

Представим некоторые из них:

  • Музей Гото гордится имеющимся в его коллекции шедевром "Сказание о Гэндзи" (Национальное сокровище);
  • Институт изобразительных искусств Нэдзу представляет коллекцию предметов, относящихся к чайной церемонии и к буддизму;
  • Одним из ярчайших художественных впечатлений станет посещение музея Михо;
  • Мемориальный музей изобразительного искусства Хатакэяма содержит высокохудожественные предметы для чайной церемонии.

В этих трех музеях разбиты традиционные японские сады, что позволяет посетителям оценить работы изобразительного искусства в приятной и спокойной обстановке. Представляет также интерес посещение Музея искусства Идэмицу, который известен коллекцией произведений каллиграфии, живописи и керамики как Японии, так и Китая; Музея искусства Сантори, где представлены предметы античного искусства, относящихся к традиционному образу жизни; Музея искусства Яматанэ, специализирующегося на японской модернистской и современной живописи; Японского музея народных ремесел, в коллекции которого сосредоточены предметы традиционных ремесел, применяемые в повседневной жизни (напр., керамика и ткани); Мемориального музея искусства Ота, специализирующегося на жанровой живописи Укиё-э.

Традиционное изобразительное искусство района Кансай широко представлено в Музее искусства Фудзита в Осака, который знаменит богатой коллекцией античного изобразительного искусства. Однако стоит иметь ввиду, что коллекция открыта для обзора только весной и осенью. Также отмечают Осакский городской музей восточной керамики, специализирующийся на бесценных предметах керамики из Китая и Кореи, и Осакский городской музей искусства с его богатой коллекцией работ изобразительного искусства Китая и Японии. Музей искусства Оямадзаки-вилла в Киото - расположен в необычной формы здании, где размещена богатая коллекция керамики, осмотр которой проходит в спокойной и уютной обстановке. Осакский музей Сантори Тэмподзан проводит тематические выставки, в основном афиш и плакатов.

Однако Япония знаменита не только своими музеями традиционного изобразительного искусства. Музей Эдо-Токио представляет историю и образ жизни Токио посредством крупномасштабных макетов. Токийский муниципальный музей Тэйэн, построенный в 1933 году, предлагает посетителям ознакомиться с подлинными декоративными композициями, а также организует временные выставки различной направленности.

В сфере современного изобразительного искусства Япония с недавнего времени позиционирует себя как распространитель нетрадиционных видов творчества.

Так, музеи современного искусства в Японии будут интересны всем, кто интересуется современным стилем жизни, мышлением, медиа и т.п.

Один из самых известных в этой области музей современного искусства в Токио представляет обширный ряд произведений японского и зарубежного современного искусства. Художественная галерея Токио-Опера часто проводит ново-концептуальные выставки современного искусства. В элегантном здании стиля "баухауз" музея современного искусства Хара, что в районе Синагава в Токио, можно ознакомиться с экспонатами, отражающими различные стили современного искусства. Центр современного искусства в башне искусства Мито, находящийся в префектуре Ибараки (к северу от Токио), известен своими уникальными выставками шедевров современного искусства.

Музей искусства Токугава в Нагоя специализируется на костюмах театра Но, мечах, оружии и другой самурайской атрибутики.

Музей произведений Хиросигэ о видах Токайдо в префектуре Сидзуока. Коллекция этого музея, прославившаяся работами УТАГАВА Хиросигэ, самым знаменитым художником картин жанра Укиё-э, содержит более 1300 его гравюр на дереве.

XII Международный месяц фотографии в Москве «Фотобиеннале 2018»

Старинная японская фотография и гравюра
Кураторы: Игорь Волков, Анна Пушакова

В рамках «Фотобиеннале 2018» Мультимедиа Арт Музей, Москва и Государственный музей Востока представляют выставку «Старинная японская фотография и гравюра».

За более чем 20 лет своего существования МАММ собрал значительную коллекцию японской раскрашенной фотографии эпохи Мэйдзи (1868–1912). Начало этой коллекции было положено в 1998, а последнее поступление было осуществлено благодаря японскому партнеру музея. На сегодняшний день эта коллекция может быть по праву названной одной из крупнейших в Европе. Раскрашенная фотография - это особое явление, которое стоит на пересечении нескольких традиций: европейской фотографии и японских традиционных видов искусства. Полную и разнообразную картину позволяют увидеть большой комплекс фотографий (более ста) и вступающая с ним в диалог подборка из около 50 гравюр прославленных мастеров (Китагава Утамаро, Кацусика Хокусай, Утагава Хиросигэ и др.), а также элементы предметного мира - ширма и кимоно - из коллекции Государственного музея Востока.

После длительного периода самоизоляции эпоха Мэйдзи стала переломным периодом в японской истории и определила последующее стремительное развитие страны. Тесные контакты и обмен достижениями культуры и науки активизировались в середине XIX века, в эпоху позитивизма и промышленного переворота, богатую на важные политические события и научные открытия. С приходом новой эпохи фотография была одобрена и пропагандировалась на самом высоком уровне: в начале 1870-х годов создаются первые фотографии императора-реформатора Муцухито и его супруги, что становится своеобразной «отменой» существовавшего долгое время запрета на изображение императора. Вводится в обиход европейская одежда. Русские путешественники сравнивали процессы, происходившие в это время на островах с петровскими реформами в России.

Фотография - плод технической революции и идеологии реализма и рационализма пришла в Японию с Запада еще в 1840-е годы, но ранние опыты в светописи 1850-х годов, предпринятые приезжими и местными энтузиастами, были эпизодическими и непоследовательными.

Расцвет искусства фотографии в Японии пришелся на последнюю четверть XIX века. Его определили такие западные мастера, как англичанин итальянского происхождения Феличе Беато (1832–1909), австриец барон Раймунд фон Штилльфрид-Ратениц (1839–1911) и итальянец Адольфо Фарсари (1841–1898).

Фотографы наследовали фотоателье вместе с накопленным материалом, так что зачастую очень трудно отделить работы одного автора от другого, а японские ученики и последователи, такие как Кусакабэ Кимбэй (1841–1934), Тамамуро Кодзабуро (1856–1923?) и Огава Кадзумаса (1860–1929), активно продолжали начинания европейских учителей. Несмотря на то, что фотографии снимались как европейскими, так и местными мастерами, они образуют единое явление, принадлежащее одновременно и японской, и западной культуре - как, например, иностранные мастера, работавшие в России с петровского времени могут считаться частью истории и русского, и европейского искусства.

В работах 1880-х-1890-х годов можно увидеть, прежде всего, следование фотографическим схемам композиции и жанрам XIX века: виды, типы, постановочные сценки и портреты. Подобного рода фотографии можно сравнить с интересом к экзотике в культуре рококо первой половины XVIII века - интересом к необычному, но преломленному сквозь призму видения представителя европейской цивилизации. По подсчетам исследователей за вторую половину XIX века было создано более 200 000 снимков Японии, складывающихся в своего рода энциклопедию образов. Этот факт говорит о том, что спрос на раскрашенную фотографию был настолько высок, что он породил целую развитую индустрию и серьезный бизнес. Фотографии часто объединялись в альбомы и служили сувенирами, навевавшими воспоминания о совершенной поездке, или удовлетворявшими интерес к далекой загадочной стране.

В то же время и европейские мастера, и наследовавшие им японские фотографы не могли не считаться с местной традицией - японская визуальная культура явно или неявно проступала на снимках. Сюжеты, мотивы, реалии, традиционные символы - все это очевидно напоминает другие виды искусства, в особенности цветную гравюру на дереве (ксилографию) укиё-э, которая также переживала расцвет в XIX веке. Название жанра переводится с японского как «картины преходящего мира». Искусство гравюры конца периода Эдо и периода Мэйдзи поразительно созвучно фотографии - оба искусства тиражные, в них, так или иначе, присутствует цвет, они рассчитаны на широкую публику (в это время японскую гравюру начинают коллекционировать и за пределами Японии). Вдохновение для сюжетов авторы искали в многообразии городской жизни, пытаясь запечатлеть ускользающую действительность, и превращая ее в эфемерное изображение на хрупкой бумажной основе. Фотографии, представленные на выставке, сделаны в технике альбуминовой печати, которая неумолимо угасает от соприкосновения с солнечным светом. А раскрашены эти фотографии были часто не полностью, как это было зачастую принято на Западе, а частично - не ради острого натурализма, но для расстановки визуальных акцентов. Краски выгорают медленнее, чем сама фотографическая печать, так что раскрашенные части отпечатков могут сегодня показаться нам слишком яркими.

На выставке «Старинная японская фотография и гравюра» соседствуют снятые на улицах постановочные кадры со статистами и мизансцены, полностью сконструированные в безвоздушном пространстве фотоателье, где повседневность превращается в экзотический ритуал, а собирательные и типические образы гейш и самураев изображают переодетые актеры. Но при всей неестественности во многих композициях невольно проскальзывает неподвластное художнику дыхание жизни: смазанные фигуры-призраки на улицах, непосредственные проявления эмоций у второстепенных персонажей и «некрасивые» с точки зрения профессиональной европейской фотографии моменты, например, процесс вкушения пищи, где герои застыли с открытым ртом. Во многих сюжетах подспудно присутствует глубинный символизм (среди прочего, изображения растений - лотос, ирис, глициния, бамбук, сосна, сакура, клен), а также особая пластика реалий: садов, архитектуры, интерьеров, костюмов, аксессуаров и предметов обихода.

Токийский национальный музей

В музеях Японии содержится подробная информация об истории страны, насчитывающей тысячелетия. Собранные в музеях художественные экспонаты, состоящие из археологических находок, произведений искусства и ремесел, демонстрируют мир Японии, дают представление о национальных традициях и обычаях.

Иерархию японских музеев возглавляет Токийский Национальный музей, находящийся в парке Уэно. Он основан в 1871 году и является первым японским музеем. Благодаря обширной коллекции, находящейся в музее, можно проследить историю традиционного японского искусства. В музее также много исторических и научных экспонатов.

Национальный музей современного искусства, находящийся в Токио, хранит прекрасные произведения современного японского изобразительного искусства в хронологическом порядке.

В Национальном музее Киото сначала были собраны произведения искусства, которые в свое время были переданы из ближайшие храмы, а теперь в коллекцию входят произведения японского искусства, представляющие все периоды истории Японии.

Национальный музей в Киото

В Национальном музее города Нара собрана коллекция буддийских скульптур.

В столице Японии много художественных музеев, среди которых есть и государственные, и частные. В них собраны произведения изобразительного искусства Японии, которые невозможно оценить. Среди них можно выделить следующие три музея:

Музей Гото, в коллекции которого находится национальное достояние - шедевр "Сказание о Гэндзи";

Институт изобразительных искусств Нэдзу, в котором представлена коллекция предметов для чайной церемонии, а также экспонаты, имеющие отношение к буддизму;

Мемориальный музей изобразительного искусства Хатакэяма, коллекция которого состоит из высокохудожественных предметов для проведения чайной церемонии.

Во всех трех музеях есть традиционные японские сады, которые создают посетителям при осмотре произведений искусства обстановку уюта и спокойствия. В Токио стоит посетить также следующие музеи:

Музей искусства Идэмицу, в котором находится коллекция произведений каллиграфии, керамики и живописи Японии и Китая;

Музей искусства Сантори, в котором собрана коллекция предметов античного искусства, представляющих традиционный образ жизни;

Здание музея Сантори в Токио

Музей искусства Яматанэ, в котором собраны произведения модернистской и современной живописи;

Японский музей народных ремесел, в котором собраны предметы традиционных ремесел, использующиеся в повседневной жизни, например, ткани, керамика и др.;

Мемориальный музей искусства Ота, в котором собраны произведения жанровой живописи Укиё-э.

Музей искусства Фудзита в Осака имеет богатую коллекцию изобразительного искусства античности. Также в Осаке можно посетить городской музей керамики Востока, в котором собраны предметы китайской и корейской керамики, и городской музей искусства, в котором есть богатая коллекция работ японского и китайского изобразительного искусства. Музей искусства Оямадзаки-вилла в Киото выделяется тем, что находится в здании, имеющим необычную форму. В нем размещается богатая коллекция керамики.

Кроме музеев с традиционным изобразительным искусством, в Японии есть музей Эдо-Токио, в котором история и образ жизни Токио представлены крупномасштабными макетами. В Токийском муниципальном музее Тэйэн, который построен в 1933 году, можно посмотреть подлинные декоративные композиции.

В Японии появилось много музеев современного искусства, так, в музее современного искусства в Токио представлены произведения как японского, так и зарубежного современного искусства. В художественной галерее Токио-Опера проводятся выставки современного искусства с новой концепцией. В музее современного искусства Хара, который находится в районе Синагава в Токио, собраны экспонаты, представляющие различные стили в современном искусстве.

В музее искусства Токугава в Нагоя собрана коллекция мечей, оружия, самурайская атрибутика и театральные костюмы.

В музее произведений Хиросигэ о видах Токайдо в префектуре Сидзуока находится больше 1300 гравюр знаменитого художника, размещенных на дереве.


Музей произведений Хиросигэ

Возможно, на вершине иерархии японских музеев стоят национальные музеи, из которых можно выделить Токийский Национальный музей, расположенный в парке Уэно, как самый первый музей, основанный еще в 1872 году. Его обширная коллекция представляет полный обзор истории традиционного японского искусства, и содержит множество экспонатов по истории, науке и естествознанию.

В Национальном музее современного искусства в Токио в хронологической последовательности представлены шедевры японского современного изобразительного искусства.

Национальный музей Киото первоначально возник на основе картин, скульптур и других шедевров искусства полученных из близлежащих храмов, а в настоящее время содержит коллекцию произведений японского искусства всех периодов истории страны.

Национальный музей г. Нара особенно примечателен своей коллекцией буддийских скульптур.

В Токио множество художественных музеев, как государственных, так и частных, в которых хранятся бесценные произведения японского изобразительного искусства.

Представим некоторые из них:
Музей Гото гордится имеющимся в его коллекции шедевром "Сказание о Гэндзи" (Национальное сокровище);
Институт изобразительных искусств Нэдзу представляет коллекцию предметов, относящихся к чайной церемонии и к буддизму;
Одним из ярчайших художественных впечатлений станет посещение музея Михо;
Мемориальный музей изобразительного искусства Хатакэяма содержит высокохудожественные предметы для чайной церемонии.

В этих трех музеях разбиты традиционные японские сады, что позволяет посетителям оценить работы изобразительного искусства в приятной и спокойной обстановке. Представляет также интерес посещение Музея искусства Идэмицу, который известен коллекцией произведений каллиграфии, живописи и керамики как Японии, так и Китая; Музея искусства Сантори, где представлены предметы античного искусства, относящихся к традиционному образу жизни; Музея искусства Яматанэ, специализирующегося на японской модернистской и современной живописи; Японского музея народных ремесел, в коллекции которого сосредоточены предметы традиционных ремесел, применяемые в повседневной жизни (напр., керамика и ткани); Мемориального музея искусства Ота, специализирующегося на жанровой живописи Укиё-э.

Традиционное изобразительное искусство района Кансай широко представлено в Музее искусства Фудзита в Осака, который знаменит богатой коллекцией античного изобразительного искусства. Однако стоит иметь ввиду, что коллекция открыта для обзора только весной и осенью. Также отмечают Осакский городской музей восточной керамики, специализирующийся на бесценных предметах керамики из Китая и Кореи, и Осакский городской музей искусства с его богатой коллекцией работ изобразительного искусства Китая и Японии. Музей искусства Оямадзаки-вилла в Киото - расположен в необычной формы здании, где размещена богатая коллекция керамики, осмотр которой проходит в спокойной и уютной обстановке. Осакский музей Сантори Тэмподзан проводит тематические выставки, в основном афиш и плакатов.

Однако Япония знаменита не только своими музеями традиционного изобразительного искусства. Музей Эдо-Токио представляет историю и образ жизни Токио посредством крупномасштабных макетов. Токийский муниципальный музей Тэйэн, построенный в 1933 году, предлагает посетителям ознакомиться с подлинными декоративными композициями, а также организует временные выставки различной направленности.

В сфере современного изобразительного искусства Япония с недавнего времени позиционирует себя как распространитель нетрадиционных видов творчества.

Так, музеи современного искусства в Японии будут интересны всем, кто интересуется современным стилем жизни, мышлением, медиа и т.п.

Один из"" самых известных в этой области музей современного искусства в Токио представляет обширный ряд произведений японского и зарубежного современного искусства. Художественная галерея Токио-Опера часто проводит ново-концептуальные выставки современного искусства. В элегантном здании стиля "баухауз" музея современного искусства Хара, что в районе Синагава в Токио, можно ознакомиться с экспонатами, отражающими различные стили современного искусства. Центр современного искусства в башне искусства Мито, находящийся в префектуре Ибараки (к северу от Токио), известен своими уникальными выставками шедевров современного искусства.

Музей искусства Токугава в Нагоя специализируется на костюмах театра Но, мечах, оружии и другой самурайской атрибутики.

Музей произведений Хиросигэ о видах Токайдо в префектуре Сидзуока. Коллекция этого музея, прославившаяся работами УТАГАВА Хиросигэ, самым знаменитым художником картин жанра Укиё-э, содержит более 1300 его гравюр на дереве.









Рассказать друзьям