Сообщение герасим в доме барыни. Тема урока: "И.С

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Сочинение

Борис Леонидович Пастернак жил и творил в очень трудное для России время. Крушились старые каноны, жестко менялась прежняя жизнь, ломались люди и судьбы. Возможно, именно это тревожное время заставляло людей брать в руки бумагу, садиться за стол и пытаться в своих стихах находить ответы на вопросы, искать смысл жизни…

Б. Л. Пастернак — прекрасный поэт с тонкой душой и своеобразным видением мира. Его творчество занимает особое место в истории русской литературы.

Стихотворение «Никого не будет в доме…» написано в 1931 году. Оно начинается такими строками:

Никого не будет в доме,

Кроме сумерек. Один

Зимний день в сквозном проеме

Незадернутых гардин.

С первых же строк читатель оказывается в особой атмосфере, созданной автором, в атмосфере тишины и покоя зимнего дня. Стоит заметить, что практически все произведения Пастернака трудно читать. Это стихотворение не исключение. Очень хочется поделить предложения по-своему, не обращая внимания на знаки препинания, поставленные автором. Но это только после первого, поверхностного, прочтения. Что же мы видим, прочитав стихотворение так, как задумал это автор? Всего четыре строчки, но перед нами возникает четко вырисованная картина!

Только белых мокрых комьев

Быстрый промельк маховой.

Только крыши, снег и, кроме

Крыш и снега, — никого.

Не нужно четкое и подробное описание зимы со всевозможными нюансами. Это ни к чему. Несколькими точными штрихами автор передает читателям ощущение зимнего снегопада. Мы тут же видим перед своими глазами падение «белых мокрых комьев».

Очень интересно то, что у Пастернака природа и вообще окружающий его мир наделяется свойствами, равноправными с поэтом, перестает быть пассивным объектом описания. До Пастернака состояние природы описывалось через состояние человека. У него же природа — без человека, самобытна. И вот уже не мы смотрим в зимнее окно, а само окно глядит на нас со своими «крышами и снегом»:

И опять кольнут доныне

Неотпущенной виной,

И окно по крестовине

Сдавит голод дровяной.

Хотелось бы отметить, что одной из отличительных черт поэзии Пастернака является особая метафоричность его стихотворений. Метафора у него и сама по себе необычна, и выполняет необычную роль. Описываемые поэтом природа и окружающие вещи словно испытывают те же чувства, что и лирический герой. Ощущения человека передаются не путем прямого описания его чувств. Пастернак сопоставляет их с природой с помощью метафор. Возможно, таким образом поэт хотел показать единство мира, собрать разрозненные детали и показать их взаимопроникновение. Предметы и явления у Пастернака переплетаются между собой, временами даже срастаясь.

Несмотря на то, что повествование в стихотворении ведется от первого лица, лирический герой как таковой отсутствует. Его образ невыделен, неясен. Он воспринимается не как отдельная личность, а как тот, чьими глазами мы видим эту чудесную картину зимнего дня. Невыделенность лирического героя, его растворенность в окружающем мире создается в поэзии Пастернака не только с помощью метафоры, но и с помощью звуковой организации стиха.

Звуковой строй стихотворения также показывает единство поэта и вселенной, целостность бытия — единство внешнего мира и лирического героя, его гармонию с самим собой и окружающим миром…

В следующих строках мы встречаем яркие примеры ассонанса и аллитерации:

Только белых мокрых комьев

Быстрый промельк маховой.

Повторение сонорных «м», «р», «л», согласных «б» и «х» и гласных «е» и «о» создает ощущение монотонности. Кажется, будто мы слышим неспешное шорох падения больших хлопьев снега и видим их девственную белизну… Цветопись стиха также красноречива, основной цвет здесь, конечно же, «белый»…

Стихотворение написано четырехстопным хореем, с перекрестной рифмой.

Композиционно произведение можно разделить на две части. Первая — чисто описательная, статичная… В ней дается общая картина, атмосфера зимнего дня, тишины, одиночества. Вторая же часть разрушает состояние уединенности и умиротворения:

Но нежданно по портьере

Пробежит вторженья дрожь.

Тишину шагами меря,

Ты, как будущность, войдешь.

Появляется лирическая героиня, та, которую и ждал герой стихотворения, предвкушением которой и дышала вся зимняя идиллия… Она входит, «как будущность», олицетворяя собой все светлое, прекрасное и естественное:

Ты появишься у двери

В чем-то белом, без причуд,

В чем-то впрямь из тех материй,

Из которых хлопья шьют.

Каким трепетом, нежным чувством проникнуты эти строки! Перед глазами невольно возникает неземной и воздушный образ девушки, подобной легким хлопьям снега за окном… И долго еще после прочтения стихотворения в памяти остается эта картина, наполняя душу покоем, умиротворением и сладостным ожиданием чуда.

Данное произведение получило свою вторую жизнь в качестве песни, исполненной в фильме «Ирония судьбы или с легким паром». Разве это не величайшее признание поэта, когда его произведения ложатся на музыку?..

Помогите сделать анализ стихотворений Пастернака "Июль" и "Никого не будет в доме... "

  1. в июле никого не будет дома..
    вероятно все уедут на дачу, оставив меня одного,
    чтобы я наблюдал жизнь через сквозной проем незадернутых гардин
  2. Лирический герой описывает зимний вечер.
    И с первых же строк читатель оказывается в особой атмосфере,
    созданной автором, в атмосфере тишины и покоя зимнего дня.
    Стихотворение целиком метафорично.
    Метафора у Пастернака совершенно необычна, и выполняет необычную роль. Описываемые поэтом природа и окружающие вещи словно испытывают те же чувства, что и лирический герой. Ощущения человека передаются не путем прямого описания его чувств. Пастернак сопоставляет их с природой с помощью метафор.
    Предметы и явления у Пастернака переплетаются между собой, временами даже срастаясь.

    Несмотря на то, что повествование в стихотворении ведется от первого лица, лирический герой как таковой отсутствует. Его образ не выделен, не ясен. Он воспринимается не как отдельная личность, а как тот, чьими глазами мы видим эту чудесную картину зимнего дня. Невыделенность лирического героя, его растворенность в окружающем мире создается в поэзии Пастернака не только с помощью метафоры, но и с помощью звуковой организации стиха.

    Звуковой строй стихотворения также показывает единство поэта и вселенной, единство внешнего мира и лирического героя, его гармонию с самим собой и окружающим миром

    В следующих строках мы встречаем яркие примеры ассонанса и аллитерации:

    Только белых мокрых комьев
    Быстрый промельк маховой.

    Повторение сонорных "м, р, л", согласных "б, х" и гласных "е, о" создает ощущение монотонности. Кажется, будто слышится неспешный шорох падения больших хлопьев снега.
    Цветопись стиха также красноречива, основной цвет здесь, конечно же, "белый" Белый цвет-символ чистоты, божественного начала.
    Когда она появляется, за окном идет снег, с ее приходом мир становится намного чище.

    Стихотворение написано четырехстопным хореем, с перекрестной рифмой.

    Композиционно произведение можно разделить на две части.
    Первая - чисто описательная, статичная В ней дается общая картина, атмосфера зимнего дня, тишины, одиночества.
    Вторая же часть разрушает состояние уединенности и умиротворения:

    Но нежданно по портьере
    Пробежит вторженья дрожь.
    Тишину шагами меря,
    Ты, как будущность, войдешь.

    Появляется лирическая героиня, та, которую и ждал герой стихотворения, предвкушением которой и дышала вся зимняя идиллия Она входит, "как будущность", олицетворяя собой все светлое, прекрасное и естественное:

    Ты появишься у двери
    В чем-то белом, без причуд,
    В чем-то впрямь из тех материй,
    Из которых хлопья шьют.

    Каким трепетом, нежным чувством проникнуты эти строки! Перед глазами невольно возникает неземной и воздушный образ девушки, подобной легким хлопьям снега за окном И долго еще после прочтения стихотворения в памяти остается эта картина ожидания чуда.
    *********************************************

    ИЮЛЬ по дому БРОДИТ.. .

    Вс пространство заполнено озорником-июлем.

    Он почти выживает хозяйку с собственной дачи, хозяйничает, балагурит и шалит. Хозяин с удовольствием отодвигается, "сдат внам" комнаты.

Урок «Анализ стихотворения Б. Пастернака « Никого не будет в доме»

« Цель : Формирование навыков познавательной и поисковой деятельности, коммуникативных навыков. Формирование навыков анализа стихотворения; развитие речи, мышления, воображения учащихся. Создание условий для творческого самовыражения учащихся. Воспитание коллективизма (работа в группе).

Оборудование: портрет Пастернака, репродукции картин, музыка Скрябина, презентация

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя. Тема сегодняшнего урока: « Анализ стихотворения Б.Л. Пастернака « Июль»

Быков Дмитрий Львович. ЖЗЛ. « Имя Пастернака- мгновенный укол счастья».

IV. Исследовательская работа в группах.

Никого не будет в доме» (1931г.) Найдите его в ваших учебниках.

Какое настроение вызвало это стихотворение? О чем оно? (Несмотря на то, что стихотворение об одиночестве, оно не создает настроения печального, в нем нет безысходности).Мы проанализируем стихотворение и ответим на вопрос: Почему?

Начинается 1 строфа и заканчивается 2 словом « никого». Если было бы только это слово, оно создавало бы настроение? А П. нарисовал картину и прислушался к ней как музыкант. Что же мы видим? Дом, в котором никого нет. Сумерки. В окне - мокрые комья снега. Поэт смотрит на крыши за окном. Что слышим? Ничего. Тишина. Какое слово особенно ярко подчеркивает мрачное настроение? Сумерки, мрак. После паузы развертывается картина зимнего дня, в которой сочетается неподвижность «только крыши, снег» с движением «белых мокрых комьев быстрый промельк маховой».Почему называет хлопья комьями? – Неприятно, некрасиво. Еще интересно, что в стихотворении предлог кроме ударный. В целом же первая часть (это две строфы) создает унылое, грустное настроение.

Смотрим на 3 и 4 строфы. Они вместе образуют одно сложное предложение (в учебниках опечатка – стоит после 3 строфы точка ) Автор предпочел поставить запятую, объединив по значению 3 и 4 строфы.

О чем вторая смысловая часть?В центре – переживания героя. Воспоминания о прошлой зиме рождают чувства неотпущенной вины, тоски.

Что интересного заметили в 3, 4 строфах? изобразительно-выразительных средствах эти чувства находят художественное воплощение?

Метафоры: завертит мной, кольнут виной

А еще? -И опять …-3 раза- (анафора, фигура речи)

Зачем такие повторы, какова их роль?- Они показывают однообразие его жизни, добавляют музыкальность стихотворению.

А как вы понимаете слова «И окно по крестовине/сдавит голод дровяной»?

В трудные 30-е годы остро ощущалась нужда в дровах, и дом протапливался не настолько, чтобы освободиться от налета инея на внутренней поверхности окна. Об этом П. коротко рассказывает при помощи емкой и необычной метафоры.

Вы обратили внимание, что я не напечатала продолжения стихотворения. Почему? Эта фотография по настроению не соответствует тому, о чем рассказывают следующие строчки. О чем же? Появляется Она. Посмотрите на строки.

Но нежданно по портьере/ Пробежит вторженья дрожь

Чем насыщена эта поистине колдовская метафора? А что еще вы заметили? А если так:

Но неЖданно По ПоРтьеРе

ПРобеЖитвтоРЖеньядРоЖь Аллитерацией. Образ «лепится» с помощью звуков. Мы не видим, кто это идет, но понимаем, что это дорогой автору человек-Свежесть, новизна в 3 и 4 строках:

ТиШину Шагами меря, Ты, как будуЩность, войдеШь.

И вновь аллитерация. Сцепление похожих звуков ш, щ, т-заставляет замереть,как будто прислушаться к шагам. Показано, какая она? Ее одежда? Образ вошедшей лишен каких-либо конкретных очертаний. Одежду автор не называет платьем. Какой вопрос у вас возникает?Почему? А вы как думаете?. Да ему неважно, как она одета. В чем- то белом . Она просто дорога ему. Теперь уже нет никакой грусти и тоски. Восторг, восхищение овладевают лирическим героем.

Заключительная часть. С какого слова начинается 5 строфа?

С противительного союза но. Уже этим подчеркивается

противопоставленность двум предыдущим частям.

В чем суть этого противопоставления?Там – никого, а тут – «нежданно» появляется образ вошедшей в дом. Тишина- шаги.-А чем первые и последние строчки как- то связаны? Что общего есть и вначале и в конце? Вначале снежные комья безрадостно мелькали в проеме окна, теперь они сродни тем материям, «из которых хлопья шьют». Эти хлопья делают героиню воздушной, недосягаемой, оторванной от мира, сотворенной

из снегового платья, любимой и недосягаемой.Она меняет настроение поэта. Уныние, вызванное сумерками, одиночеством сменяется ощущением чуда, надеждой на счастье.

Так почему же стихотворение, пронизанное чувством уныния и одиночества, все-таки

    не оставляет у читателя чувства тоски и безысходности?- Встреча лирического героя с любимой состоится, она и дана в будущем времени «Ты как будущность войдешь». Одухотворяющая сила поэзии Пастернака заставляет думать и чувствовать – действия, движения, отвлечённые понятия. В этом секрет её трудности для понимания » Д.С.Лихачёв

Не написано, состоялась ли встреча, какой она была. Это для нас загадка . Кому же посвящены эти строчки? Какая она, эта прекрасная незнакомка? Минутку подумайте. Наверное,очень красивая. Это обязательно, чтобы полюбить? Закройте глаза и попробуйте ее представить. А хотите узнать, какая она была?

Вот ее портрет. Это З. Н. Нейгауз (Стихотворение «Никого не будет в доме» связано с личными переживаниями, с новой любовью в его жизни...)

5. Оформление записи в тетрадях.

Особенности лирики Пастернака:

А) Метафоричность поэзии

Б) Аллитерации (сцепления схожих звуков скрепляют текст, внедряют его в память)

В)Анафоры (служат музыкальности, общей выразительности)

Художественный мир его стихов насквозь проникнут музыкой. Яркие образы и краски перешли из увлечения живописью.

6. Прослушивание песни «Никого не будет в доме». Музыка М.Таривердиева Стихи Б.Пастернака

Это стихотворение стало вершиной любовной лирики после того, как в виде песни

оно стихотворению?

Слово учителя. - На черновой рукописи романа «Доктор Живаго» размашисто выведено рукой Бориса Леонидовича: « Смерти не будет

И действительно, живут его стихи, переиздаётся роман «Доктор Живаго»,- значит, он жив. Поэт И.Эринбург написал такие строки:

Так уже полвека – начинаю про себя бормотать/ Стихи Пастернака.

Из мира его не выгонишь. Они живут! Записать в презентацию

Наш урок мне хотелось бы закончить стихотворением И.Талькова-записать

Поэты не рождаются случайно, они летят на землю с высоты,

Их жизнь окружена глубокой тайной, хотя они открыты и просты.

Глаза таких божественных посланцев всегда открыты и верны мечте,

И в хаосе проблем их души вечно светят тем, кто заблудился в темноте.

Они уходят, не допев куплета, когда в их честь оркестр играет туш,

Актеры, музыканты и поэты – целители уставших наших душ.

В лесах их песни птицы допевают, в полях для них цветы венки совьют.

Они уходят вдаль, но никогда не умирают и в песнях и стихах своих живут….

».Итак, Пастернак не стал ни философом, ни художником, ни музыкантом, но живопись и музыка органично вошли в ткань его стихов, слились воедино. Произведения П. необычны, фантазия увлекает нас в таинственный, иногда не совсем понятный с первого взгляда мир- на конец урока.

Поэт учит в большом видеть малое и наоборот – учит вглядываться в себя и в то, что нас окружает. Все творчество Пастернака – это «тайность», «иносказание», в которых заключено стремление понять, что же такое наша жизнь.

Читая сборники ст. Пастернака, замечаешь, что много стихотворений посвящено природе.

Поэт в пристальном, постоянном внимании к зимам и веснам, к солнцу, снегу, дождю.

Главная тема его творчества – благоговение перед чудом жизни, чувство благодарности к ней. Стихотворения Пастернака требуют усилий читателя, его сотворчества.Пастернаком надо переболеть, мучаясь от невозможности до конца постигнуть того, чьими глазами ты вдруг посмотрел на мир и удивился его цельности, яркости. Так давайте вместе с нашими поэтами удивляться, восторгаться, наслаждаться

VI. Итоги урока. Домашнее задание. Записать, что отличает рассмотренные стихотворения о природе. Проанализировать стихотворение « Июль», выучить наизусть понравившееся стихотворение.

Двухкилограммовый мозг, женский голос и дурной смех. Обладателем всего этого был Иван Сергеевич Тургенев. Пожалуй, единственный русский прозаик, который от читателя почти ничего не требует. Он к нему уважителен, добр. Когда вы читаете Тургенева, у вас рождается ощущение, что вы находитесь на приеме у необыкновенно умного и приятного психотерапевта, который понимает все ваши проблемы, сам их испытывает. Но подходят ли дети пятого класса для приемов у такого психолога? Посмотрим, ибо перед нами произведение «Му-му», которое ребята проходят в 5 классе.

Реальная история произведения «Му-му» разыгралась недалеко от имения автора, так что все события, изложенные в нем, — далеко не вымысел. Соседка Тургеневых, Софья Герасимовна, стала прототипом деспотичной барыни. Это женщина отличалась нервным, даже истерическим характером, «прелести» которого вымещала на крепостных крестьян. В числе душ, принадлежащих дворянке, выделялся Герасим Орлов, который в жизни ничуть не глух, ни на одно ухо, и прекрасно говорит, хоть и не со всеми. И считался чуть ли не самым образованным из крестьян, много писал. Он был также силен, как литературный двойник, жил уединенно, вызывал уважение, а иногда и страх. Именно перу Герасима, тому, который реально существовал, принадлежат работы по изучению произведений Тургенева, даже перевод «Му-му» на различные языки.

Но вернемся к поместью, а в нем барыня Софья, для того чтобы лучше управляться со своими тремя сотнями душ, завела огромнейшую собаку, отличавшуюся свирепостью, вследствие чего она приносила крепостным тяжелые увечья. Не обошла она стороной и Герасима, укусив его несколько раз за причинное место. После чего Герасим будто онемел, и единственное, что мог произнести, было – «Му-му». От укусов собаки он пострадали и остальные крестьяне. Некоторые даже сошли с ума. Тогда Герасим решил действовать, заманив собаку в лодку, он попытался ее утопить, но в неравной борьбе сам погиб в воде. В отличие от жестокой действительности, в тургеневском произведении отношения дворника и собаки наполнены нежностью, безотчетной преданностью, которую герой выражает без слов, она видна во взгляде и поступках мужчины. Му-му отвечает ему тем же.

Почему Тургенев изменил финал Муму? Он был очень огорчен известием о смерти Герасима. Произведение стало благодарностью за всю помощь, полученную от этого простого работящего мужика. Финал рассказа был изменен для того, чтобы подчеркнуть и физическую силу, и силу духа главного героя.

Смысл названия

Почему Тургенев назвал рассказ «Муму»? Если рассматривать рассказ с точки зрения целей и задач автора, то он направлен против крепостного права. В те времена крепостное крестьянство хоть и было великой силой, но у этой силы не было никаких прав, оно было безмолвно, так же, как был безмолвен Герасим. Оно не противоречило приказам и молчаливо терпело жестокое отношение. Герой вобрал в себя все основные черты обычного работящего мужика, и это его «Муму» — единственное противоречие и единственное слово, которое он способен вставить «поперек» воли своей хозяйки.

Писатель проводит ужасающую параллель между положением человека и собаки: они одинаковы. Судьбу животного решил хозяин, так и участь самого Герасима целиком зависела от барской воли. Поэтому в названии скрыт намек на то, что главный герой – та же Му-му, только в человеческом обличии, и эту социальную несправедливость необходимо искоренить.

Жанр и направление

«Му-му» — это рассказ. Доказательством служит то, что в основе повествования лежит одна сюжетная линия, в действии участвуют всего лишь 4 героя: Герасим, барыня, Татьяна и Капитон. Объем произведения мал, что тоже соответствует жанру.

Тургенев творил в рамках направления, традиционного для его времени – классического реализма. Это подтверждает тот факт, что его история взята из реальной жизни, все герои имели прототипов в действительности.

Суть

О чем повествует Тургенев? Сюжет нам всем смутно знаком. Немой крепостной мужик Герасим приглянулся барыне, которая во время визита в деревню решила взять его в Москву, чтобы он убирал территорию. Несчастный крестьянин не прижился в большом городе, все избегали его, опасаясь грозной наружности. Он же влюбляется в крепостную девушку Татьяну, которая тоже дичится его, но все же принимает ухаживания, хотя все остальные смеются над неуклюжей парой. Однако помещица не хотела «женить убогого», поэтому выдает героиню замуж за пьяницу Капитона. Такова жизнь в доме барыни.

Тем временем Герасим спас щенка из воды. Он выходил его, выросла ласковая и красивая собачка. Но ее лай не нравился хозяйке дома, и она отдала приказ отнести и сбыть собаку с рук втайне от ее покровителя. Умное животное нашло путь домой, но и его возвращение не остановило упрямую помещицу. Она отдала крестьянину приказ избавиться от собаки. Тогда мужчина топит ее, но на этом запас его терпения исчерпывается. Он пешком уходит обратно в деревню и доживает жизнь в одиночестве.

Главные герои и их характеристика

  1. Барыня — хозяйка более трехсот крепостных душ. В произведении она предстает перед нами незамужней помещицей с непростым характером. Иногда с ней случаются нервные припадки. Важная деталь, нам не дается ее имя, — это часто используемый прием в произведении, когда автор обезличивает героя, давая понять, что в его роли может выступить кто угодно, такой же тираничный и пугающий.
  2. Герасим – глухой, но необыкновенно сильный крепостной мужик, ставший при барыне дворником в Москве. Обычно он был замкнут и иногда угрюм, даже по его лицу сложно определить, что он переживает. Наверное, его суровый характер, был таким же незыблемым, как и глухота. Несмотря на угрожающий внешний вид, он имел чувствительный и добрый характер, умел преданно и сильно любить. Например, он раз и навсегда полюбил Татьяну, просто не смог ее заменить. То же отношение у Герасима к Му-му. Вы можете найти более подробную характеристику героя .
  3. Татьяна – крестьянка, которая тоже служит в дворне. Это робкая, тихая, симпатичная девушка, которую отличает скромность. Этим она и привлекла Герасима. Героиня сначала относится к обожателю со страхом, ее смущает его грозный вид. Но когда ее сосватали за Капитона, Татьяна понимает, что немой дворник действительно заслуживал ее внимания, в отличие от мужа.
  4. Капитон Климов — дворовой пьяница, впоследствии муж Татьяны. Именно Татьяна была последней связью Герасима с людьми, которая оборвалась после того, как ее выдали замуж. Важно понимать, что это была прихоть барыни, которая привыкла решать все проблемы быстро, и не задумываясь о чьих-либо чувствах. Так и пьянице Капитону было все равно на чувства других людей, он был человеком никудышным. Во внешности у него выделялись желтые глазки и утиный нос. Сам себя он относил к людям образованным и считал, что его недооценили по достоинству.
  5. Темы

    Что воспевает Тургенев? Это, конечно же, сострадание. Герасим умел проявить милосердие и доброту, хоть его в этом всегда обделяли. Но, несмотря на жестокосердие помещицы и равнодушие дворни, он не разучился сопереживать чужому горю: жалел Татьяну, спас собаку и т.д. Это и есть главная тема рассказа. Все остальные описаны ниже:

  • Любовь и преданность. Герой полюбил Татьяну всем сердцем. После ее утраты он всю жизнь прожил один. То есть, это чувство, по Тургеневу, незаменимо: если мы теряем любимого, то эту утрату не восполнить. Только тогда можно говорить об истинной нравственности.
  • Человек и общество. Герасим не прижился среди людей и избегал их, потому что видел в их глазах отражение собственного недуга. Будучи непохожим на других, он стал изгоем, которого не брали в расчет. Именно из-за его немоты барыня не приняла в расчет его намерение жениться, ведь в ее мировоззрении он – убогий, значит, и плодить потомство ему не стоит. Но автор уравнивает в правах всех людей. Его Герасим добрее, милосерднее и сильнее, чем здоровые мужики, чей потолок – пьянство в кабаке.
  • Отношение к братьям нашим меньшим. По-настоящему нравственный человек хорошо относится к животным, умеет ценить их доверие и ласку, заботится о тех, кого приручил.
  • Город и деревня. Автор сравнивает городскую и деревенскую среду, выявляя ту, что лучше для физической и духовной жизни. Сельская местность идеализируется, там герой жил спокойно и удовлетворенно, а вот «мегаполис» заставил его осознать собственное одиночество, ведь в толпе жителей он так и не нашел родственную душу. Все горожане зациклены на себе и своих пороках, они равнодушны друг к другу.

Проблемы

  1. Против чего направлен рассказ? Без сомнения, против крепостного права . Пока люди от рождения становятся рабами, самодурства и жестокости их хозяев не победить никакими законами. Увы, само положение крестьян провоцировало своеволие помещиков, которые относились к человеку, как к скотине, не считаясь с его чувствами и мнениями. Пока господствует крепостное право на Руси, народ, ее опора и основа, будет страдать – таков посыл Тургенева.
  2. Безнравственность и порочность крестьян . Капитон компенсировал свое горе пьянством и дебоширством. Он отчаялся найти достойное применение своим силам, страдал от ощущения бессмысленности жизни, так что это трагический образ. В нем отразилась болезнь порабощенного и угнетенного народа – тяга к разврату и алкоголю. Это обратная сторона крепостного права.

Смысл

В образе главного героя заключен весь русский народ. Он изображается со всей своей честностью, порядочностью и болью. Герасим умел, и любить, и жалеть, и заботиться. Он трудился не покладая рук, даже если и знал, что его труд не оценят. Душа его была чистой и честной, даже после вех унижений и грязи, единственное, что он сделал, это закрылся от всех. Герасим был достойным человеком, именно эти качества Тургенев и воспевал. То есть главная идея рассказа в том, чтобы передать правящему классу (тогда читателями были только дворяне) всю глубину страдания народа, который кормит страну, а получает лишь жестокое и несправедливое отношение «хозяев».

Но есть и другая мысль, которая, как многие считают, является основной в произведении. Она и отвечает на частый вопрос: почему Герасим утопил Му-му? А дело в том, что Муму — это единственное слово, которое может сказать Герасим. Это все лучшее, что есть у него в жизни. Все добро, все счастье, единственное дорогое ему существо. Так вот, если не убить свое «Му-му» свободным человеком стать нельзя. Первый акт освобождения – это убить все, что ты любишь, что держит тебя. Если ты убил – ты свободен. Пока у Герасима есть Муму, он не может уйти от барыни, но и остаться он не в силах, потому что собаку у него отбирают. Эту дилемму немой дворник разрешает по-своему: он избавляется от всего, что любимо и важно, чтобы рискнуть жизнью (барыня могла наказать его за побег, как угодно) и покинуть дом, где его тиранят. Теряя любовь, он обретает независимость. Это сложнейшая тургеневская мысль, которую никакому ребенку в школе не объяснишь, убить душу, по Тургеневу, значит стать свободным. И лучшие любимые тургеневские герои не свободны.

Но независимость – не синоним счастья. Конечно, в уходе Герасима из Москвы в деревню мы видим протест героя против жестокости барыни, но финал произведения не жизнеутверждающий, а вовсе наоборот:

И живет до сих пор Герасим бобылем в своей одинокой избе; здоров и могуч по-прежнему, и работает за четырех по-прежнему, и по-прежнему важен и степенен. Но соседи заметили, что со времени своего возвращения из Москвы он совсем перестал водиться с женщинами, даже не глядит на них, и ни одной собаки у себя не держит.

Чему учит?

Произведение Тургенева учит тому, что не стоит употреблять свою власть во зло людям, мы – не боги, чтобы управлять чьими-то судьбами. Автор показывает, как далеко может зайти властный человек, если ему не перечить, а также то, насколько безразлично мы порой относимся к чужим жизням и ценностям. Эти пороки – равнодушие и деспотизм – нужно искоренить в себе.

Произведение учит нас и тому, что существуют добрые и светлые люди, которые, правда, из-за своей доброты и преданности теряют последнее. Таким образом, нужно быть сильными, когда это требуется, и быть слабыми с теми, кому это необходимо.

Критика

Мнения рецензентов разделились. Критики из правительственного журнала «Северная пчела» скептически отнеслись к истории, поведанной Тургеневым. Они упирали на то, что он сгустил краски и изобразил только крайности.

Более либеральные газеты и журналы оценили произведение высоко, оно принесло автору известность и уважение. Например, примечателен отзыв И. С. Аксакова, который хвалил образ Герасима:

В нём есть олицетворение русского народа, его страшной силы и непостижимой кротости, его удаления к себе и в себя, его молчания на все запросы…

Некоторых рецензентов творчество Тургенева насторожило, ведь он и сам дворянин, живущий за счет невольных крестьян, поэтому странно слышать от него, что крепостное право губительно для России.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Конспект урока литературы в 5 классе. Тема урока: «И.С. Тургенев. Слово о писателе. «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна». Цели урока: Ι. Образовательные: проанализировать первую часть рассказа (образ барыни и Герасима; образ Татьяны и Герасима); формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки); обогащать словарный запас. ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения; развивать умения обобщать изученное. ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку. Вид: комбинированный урок. Тип: формирование новых знаний. Задачи: обучить самостоятельному анализу художественного текста, учить свободно выражать свои мысли и чувства на уроке, формировать устойчивый интерес к предмету; развивать навыки выразительного чтения, формировать навыки коммуникативного характера. Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация). Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение, построение кластера, фронтальный опрос, художественный пересказ, синквейн. Литература: 1. Рассказ И.С.Тургенева «Муму» 2. Учебник «Литература 5 класс» в 2-х частях, издательство «Просвещение», 2012, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации. Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. 3. О.А.Еремина «Уроки литературы в 5 классе» книга для учителя План урока. 1. Организац. момент (2 мин.). 2. Определение целей и задач урока (3 мин.). 3. Работа по теме урока (31 мин.). 4. Подведение итогов урока (2 мин.). 5. Дом. зад. с комментированием к нему (2 мин.). Ход урока. 1. Организац. момент. Актуализация знаний. Запись темы урока в тетрадь. 2. Определение цели и задач урока. - На сегодняшнем уроке мы познакомся с биографией великого русского писателя И.С.Тургенева и историей создания его рассказа «Муму». Какие основные факты биографии вам запомнились? 3. Работа по теме урока Слово о писателе. Чтение биографии в учебнике с Запись основных фактов. Иван Сергеевич Тургенев (гг.) родился в Орле в старинной дворянской семье. Детство писателя прошло в имении его матери Спасском-Лутовинове, расположенном недалеко от города Орла. Мать, Варвара Петровна Лутовинова, - женщина властная, умная и достаточно образованная. Отец, Сергей Николаевич Тургенев, - офицер из оскудевшего старинного дворянского рода. И.С. Тургенев не было и 15 лет, когда он, сдав успешно экзамены, стал студентом словесного отделения Московского университета. Первое его произведение появилось, когда он ещё учился в университете. В 1852 г. вышел из печати сборник рассказов «Записки охотника». 1

2 3.2. Заочная экскурсия в усадьбу Спасское-Лутовиново (Орловская область). Чтение материала на с учебника Работа с текстом. Восстановите последовательность эпизодов. Для более продуктивной работы в паре вам в помощь предлагаются памятки-инструкции. Нет ошибок «5»; одна или две ошибки «4»; три, четыре ошибки «3». Карточка Восстановите последовательность эпизодов в рассказе «Муму». Поставьте номера Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню. 2.Жизнь Герасима в доме барыни. 3.Герасим находит щенка. 4.Любовь Герасима к Татьяне. 5.Расставание с Татьяной. 6. Барыня требует уничтожить собаку. 7. Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне. 8. Герасим подчиняется воле помещицы, утопив собаку. 9. Встреча Муму и барыни Проверка. Главный герой произведения И.С. Тургенева - глухонемой Герасим. - Что обозначает это слово? (Лишённый способности говорить вследствие врождённой или приобретённой глухоты). - Как вы думаете, кому будет посвящен наш урок? (Герасиму). Прототипом образа Герасима явился немой дворник Андрей, который жил у Варвары Петровны Лутовиновой, матери писателя. Это был «красавец с русыми волосами и синими глазами, огромного роста и с такой же силой, он поднимал десять пудов». Обиды, которые терпел Герасим от своей барыни, почти полностью повторяют обиды, нанесённые реальному дворнику Андрею. Андрей, в отличие от Герасима, служил барыне до конца жизни, был верен ей и после того, как погибла собачка Составление кластера. - Ребята, когда вы впервые видите человека, на что сначала обращаете внимание? (Внешний вид, одежда). - Чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков? (Нет). - На что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать незнакомца? (На поступки, на отношение к окружающим людям). - Для чего нужно обращать внимание на все это? (Чтобы, понять: что из себя представляет этот человек, какими нравственными качествами обладает). Выстраивается схема. ПОРТРЕТ ПОСТУПКИ ГЕРОЯ, ВЛИЯНИЕ НА ОКРУЖАЮЩИХ Образ литературного героя ВНУТРЕННИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ ЖЕСТЫ, МИМИКА Отношение других действующих лиц к данному герою. ОБСТАНОВКА, В КОТОРОЙ ЖИВЕТ ГЕРОЙ ИМЯ ГЕРОЯ 2

3 - Молодцы! Герасим это новый для нас персонаж из рассказа И.Тургенева «Муму». Чтобы понять, что из себя он представляет, на что мы будем обращать внимание, когда будем читать это замечательное произведение? (На портрет, на поступки). - На слайде у нас получился кластер, который поможет нам при знакомстве с Герасимом. Сегодня на уроке мы будем анализировать первую часть рассказа (образ барыни, Татьяны и Герасима); оценивать поступки героя обобщать, делать выводы; обогащать словарный запас; учиться работать в паре: уважать мнение собеседника Открытие нового знания. Построение проекта выхода из затруднения. - Охарактеризуйте одним словом (эпитетом) Герасима. -Посмотрите: герой один, а мнений о нем много. Попробуем разобраться, что из себя представляет этот человек. 1. Работа с текстом. Достижение понимания на уровне содержания. Прочитаем первый абзац рассказа с. 189 учебника. - Как выглядит дом барыни? Что мы узнали о ней в самом начале рассказа? «В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи». - Как вы понимаете слова: «День её, нерадостный и ненастный, давно прошёл; но и вечер её был чернее ночи»? (Утром человека называют его детство и юность, день это зрелость, вечер старость. Тургенев хочет сказать, что жизнь этой женщины была безрадостной, и старость совсем мрачной). 2. Просмотр мультфильма (2 минуты). - Я предлагаю вам просмотреть начало мультфильма «Муму» режиссера Валентина Караева и ответить: чем отличается начало мультфильма от начала рассказа И.Тургенева? - С какой целью режиссер добавил эпизод с мухой? (Режиссер Валентин Караев добавил эпизод с мухой, чтобы показать капризы, смену настроения, самодурство барыни. Самодурство это поведение человека, который действует по своей прихоти или произволу, при этом унижая достоинство других людей). - Итак, обобщим наши наблюдения. Какие эпитеты помогают понять, как жила барыня? ИЛЛЮСТРАЦИЯ НА СТР.195 учебника. «Благодетельница» Художник Трутовский Константин Александрович. Данная иллюстрация не изображает какой-либо эпизод из рассказа И.С. Тургенева «Муму», но рисует тип барыни, близкий тургеневской. (БЛАГОДЕТЕЛЬНИЦА - лицо, оказывающее кому-л. покровительство, помощь, услугу) (ПРИЖИВАЛКА - бедная женщина, жившая из милости в чужом богатом доме, не имевшая никаких определенных обязанностей и развлекавшая хозяев, составляя их общество) 3. Портрет Герасима. - Давайте прочитаем 2 абзац рассказа и ответим на вопрос: «Чем выделяется Герасим среди окружающих? С какой авторской характеристики начинается повествование о нем?» «Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда 3

4 он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик, и не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за него замуж... Но вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником». («Замечательный» - 1. Выдающийся, необычайно хороший. 2.То же, что примечательный, достойный особого внимания. «Славный» - 1. Пользующийся славой, широко известный чем-то выдающимся. 2. Симпатичный, очень хороший разг.) - Как работал Герасим? Подберите синонимы к прилагательному «неистомная» работа.- СНОСКА В УЧЕБНИКЕ стр (Неуемный, неутомимый, неугомонный, не знающий отдыха, не знающий устали). -Но вот привычный ход его жизни нарушается. Как сказано об этом в тексте? («привезли в Москву, купили, сшили, дали и определили»). - Какой же силой должна обладать одинокая старушка, чтобы так обойтись с богатырем? (Старуха - помещица, а Герасим крепостной). - Кто такой «крепостной крестьянин» и кого называют «тягловым» исправным мужиком мы узнаем из исторической справки. 4. Историко-культурный контекст рассказа. Крепостные крестьяне прикрепленные к земле и лично подчиненные одному хозяину крестьяне. Дворянин, которому принадлежали крестьяне, мог назначать им какие угодно наказания, мог продавать крестьян, например, продать мать одному помещику, а её детей другому. Крепостные крестьяне считались по закону полной собственностью господина. Крестьяне должны были работать на помещика на его поле (барщина) или отдавать ему часть заработанных денег (оброк). «Тягло» крепостная повинность, которой помещики облагали своих крестьян. Тургенев подчеркивает, что Герасим был полноценным работником, несшим все крестьянские повинности. 5. Работа с термином «сравнение. ЧТЕНИЕ ТЕКСТА СТР учебника. «Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье. С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту. Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле... Переселенный в город, он не понимал, что с ним такое деется, скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо, взяли, поставили на вагон железной дороги и вот, обдавая его тучное тело то дымом с искрами, то волнистым паром, мчат его теперь, мчат со стуком и визгом, а куда мчат бог весть! Занятия Герасима по новой его должности казались ему шуткой после тяжких крестьянских работ; в полчаса всё у него было готово, и он опять то останавливался посреди двора и глядел, разинув рот, на всех проходящих, как бы желая добиться от них решения загадочного своего положения, то вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь» - Что такое сравнение? (СРАВНЕНИЕ - это художественный прием, при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим.) Найдите сравнение в описании Герасима. КАРТОЧКА «вырос немой и могучий, как.(дерево растет на плодородной земле)» 4

5 «скучал и недоумевал, как.(недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо)» «бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как (пойманный зверь)» «дрова ли примется он колоть, топор так и звенит у него, как (стекло, и летят во все стороны осколки и поленья)» - Продолжите мою фразу: «Эти сравнения помогают подчеркнуть..» (его любовь к свободной жизни). 6. Знакомство с новым термином. Гипербола. 1 абзац «Ему отвели» СТР.192 учебника. -Прочитайте описание каморки Герасима. Для чего, по-вашему, автор так подробно описывает жилье дворника? «Ему отвели над кухней каморку; он устроил ее себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбаках, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на нее не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика стул на трех ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнется. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только черный; ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой на пояске. Он не любил, чтобы к нему ходили». (Тургенев так подробно описывает каморку Герасима, чтобы с помощью этого описания подробнее показать характер героя: нелюдимый, сильный). - Тургенев, рассказывая о Герасиме, использует гиперболы. Гипербола сильное преувеличение. - Найдите примеры гипербол в тексте. (- он работал за четверых; - один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли; - сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой) 7. Работа в паре. Анализ рисунков. - Посмотрите на иллюстрации известных художников: П. Боклевский с. 205, С. Бойм с. 218, В. Табурин с. 220 учебника. - Какие черты внешнего облика и одежды немого дворника передали художники на рисунках? - Почему фоном иллюстрации является изображение барского дома? - Кто удачнее всего изобразил Герасима? И не просто Герасим лучше нарисован, а правильнее раскрывает замысел автора и соответствует портретной характеристике? Аргументируйте свой ответ. 8. Отношение Герасима с дворовыми и Татьяной. - И.С. Тургенев назвал своего героя Герасимом. Что обозначает это имя и соответствует ли оно герою? Докажите примерами из текста. (Значение имени Герасим произошло от греческого имени Герасимос, означающее «уважаемый», «почтенный») СТР. 191 последний абзац «Со всей остальной челядью): «Со всей остальной челядью Герасим находился в отношениях не то чтобы приятельских они его побаивались, а коротких: он считал их за своих. Они с ним объяснялись знаками, и он их понимал, в точности исполнял все приказания, но права свои тоже знал, и уже никто не смел садиться на его место в застолице. Вообще Герасим был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок; даже петухи при нем не смели драться, а то беда! Увидит, тотчас схватит за ноги, повертит раз десять на воздухе колесом и бросит врозь. На дворе у барыни водились тоже гуси; но гусь, известно, птица важная и рассудительная; Герасим чувствовал к ним уважение, ходил за ними и кормил их; он сам смахивал на степенного гусака». 5

6 - Как сложились отношения Герасима с дворовыми? Почему Герасим чувствует свое превосходство над окружающими? Воспроизведите эпизоды столкновений между обитателями барского дома. СТР. 191 со слов «а что насчет чужих, так после того, как он однажды ночью, поймав двух воров, стукнул их друг о дружку лбами, да так стукнул, что хоть в полицию их потом не води, все в околотке очень стали уважать его; даже днем проходившие, вовсе уже не мошенники, а просто незнакомые люди при виде грозного дворника отмахивались и кричали на него, как будто он мог слышать их крики». - Докажите, что «светлым пятном» в жизни Герасима была Татьяна. («Полюбилась она ему; кротким ли выражением лица, робостью ли движений бог его знает!»). - Что она была за человек? СТР. 193 «С ранней молодости ее держали в черном теле; работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видала; одевали ее плохо, жалованье она получала самое маленькое; родни у ней всё равно что не было: один какой-то старый ключник, оставленный за негодностью в деревне, доводился ей дядей, да другие дядья у ней в мужиках состояли, вот и всё. Когда-то она слыла красавицей, но красота с нее очень скоро соскочила. Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно; думала только о том, как бы работу к сроку кончить, никогда ни с кем не говорила и трепетала при одном имени барыни, хотя та ее почти в глаза не знала». - Почему Татьяну не радовали, а пугали знаки внимания со стороны Герасима? - Что решила причудливая старуха? 9. Инсценировка. Барыня и Гаврила. Гаврила и Татьяна. ПРИЛОЖЕНИЕ. СЦЕНКА. *** А что, Гаврила, заговорила вдруг она, не женить ли нам его, как ты думаешь? Может, он остепенится. Отчего же не женить-с! Можно-с, ответил Гаврила, и очень даже будет хорошо-с. Да; только кто за него пойдет? Конечно-с. А впрочем, как вам будет угодно-с. Всё же он, так сказать, на что-нибудь может быть потребен; из десятка его не выкинешь. Кажется, ему Татьяна нравится? Гаврила хотел было что-то возразить, да сжал губы. Да!.. пусть посватает Татьяну, решила барыня, с удовольствием понюхивая табачок, слышишь? Слушаю-с, произнес Гаврила и удалился. *** Дворецкий несколько раз прошелся по комнате. Ну, позовите теперь Татьяну, промолвил он наконец. Через несколько мгновений Татьяна вошла чуть слышно и остановилась у порога. Что прикажете, Гаврила Андреич? проговорила она тихим голосом. Дворецкий пристально посмотрел на нее. Ну, промолвил он, Танюша, хочешь замуж идти? Барыня тебе жениха сыскала. Слушаю, Гаврила Андреич. А кого они мне в женихи назначают? прибавила она с нерешительностью. Капитона, башмачника. Слушаю-с. Он легкомысленный человек это точно. Но госпожа в этом случае на тебя надеется. Слушаю-с. Одна беда... ведь этот глухарь-то, Гараська, он ведь за тобой ухаживает. И чем ты этого медведя к себе приворожила? А ведь он убьет тебя, пожалуй, медведь этакой... Убьет, Гаврила Андреич, беспременно убьет. 6

7 Убьет... Ну, это мы увидим. Как это ты говоришь: убьет! Разве он имеет право тебя убивать, посуди сама. А не знаю, Гаврила Андреич, имеет ли, нет ли. Экая! Ведь ты ему этак ничего не обещала... Чего изволите-с? Дворецкий помолчал и подумал: «Безответная ты душа!» Ну, хорошо, прибавил он, мы еще поговорим с тобой, а теперь ступай, Танюша; я вижу, ты точно смиренница. Татьяна повернулась, оперлась легонько о притолку и ушла. «А может быть, барыня-то завтра и забудет об этой свадьбе, подумал дворецкий, я-то из чего растревожился? - Как встретил это известие Герасим? Он стал сражаться за Татьяну? Почему? - Почему Татьяна согласилась притвориться пьяной? Выразительное чтение эпизода «Опьянение Татьяны». СТР. 202 учебника. «Хитрость удалась как нельзя лучше. Увидев Татьяну, он сперва, по обыкновению, с ласковым мычаньем закивал головой; потом вгляделся, уронил лопату, вскочил, подошел к ней, придвинул свое лицо к самому ее лицу... Она от страха еще более зашаталась и закрыла глаза... Он схватил ее за руку, помчал через весь двор ж, войдя с нею в комнату, где заседал совет, толкнул ее прямо к Капитону Татьяна так и обмерла... Герасим постоял, поглядел на нее, махнул рукой, усмехнулся и пошел, тяжело ступая, в свою каморку...» - Как ведет себя Герасим после этого случая? С. 202 учебника. «Целые сутки не выходил он оттуда. Форейтор Антипка сказывал потом, что он сквозь щелку видел, как Герасим, сидя на кровати, приложив к щеке руку, тихо, мерно и только изредка мыча пел, то есть покачивался, закрывал глаза и встряхивал головой, как ямщики или бурлаки, когда они затягивают свои заунывные песни. Антипке стало жутко, и он отошел от щели». - Какие качества характера проявляются в его поведении? Назовите ключевые слова, передающие состояние души героя. (Он «целые сутки не выходил» из своей каморки; «приложив к щеке руку, тихо, мерно и только изредка мыча, пел, то есть покачивался, закрывал глаза и встряхивал головой»; «с реки приехал без воды: он как-то на дороге разбил бочку»; «усердно чистил и тер свою лошадь». О его страданиях можно судить лишь по внешним признакам). -Выразительно прочитайте эпизод прощания Герасима с Татьяной. СТР «Прошел еще год, в течение которого Капитон окончательно спился с кругу и, как человек решительно никуда негодный, был отправлен с обозом в дальнюю деревню, вместе с своею женой. В день отъезда он сперва очень храбрился и уверял, что куда его ни пошли, хоть туда, где бабы рубахи моют да вальки на небо кладут, он всё не пропадет; но потом упал духом, стал жаловаться, что его везут к необразованным людям, и так ослабел наконец, что даже собственную шапку на себя надеть не мог; какая-то сострадательная душа надвинула ее ему на лоб, поправила козырек и сверху ее прихлопнула. Когда же всё было готово и мужики уже держали вожжи в руках и ждали только слов: «С богом!», Герасим вышел из своей каморки, приблизился к Татьяне и подарил ей на память красный бумажный платок, купленный им для нее же с год тому назад. Татьяна, с великим равнодушием переносившая до того мгновения все превратности своей жизни, тут, однако, не вытерпела, прослезилась и, садясь в телегу, по-христиански три раза поцеловалась с Герасимом. Он хотел проводить ее до заставы и пошел сперва рядом с ее телегой, но вдруг остановился на Крымском броду, махнул рукой и отправился вдоль реки». - Как характеризует Герасима сцена расставания с Татьяной? (Герасим великодушен. Он и через год не утратил доброго расположения к Татьяне. Он, единственный из всех, пожалел ее и сумел облегчить минуты расставания с домом. Он не испугался насмешек, «вышел из своей каморки, приблизился к Татьяне и подарил ей на память красный бумажный платок...») Итог урока. Включение нового знания в систему. Выбрать из данных пословиц одну, которая могла бы послужить эпиграфом к сегодняшнему уроку. Объяснить: почему. 7

8 - Слезами горю не поможешь. - Барин говорит горлом, а мужик горбом (работает да кланяется). - И рад бы заплакать, да смех одолел. - Барский гнев да барская милость равно опасны. - Неволя холопу, а воля господину Самостоятельная работа с проверкой. - Составьте небольшую характеристику Герасима, используя материалы сегодняшнего урока, в виде синквейна Синквейн это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам: 1 строка одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка фраза, несущая определенный смысл. 5 строка заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). 4. Подведение итогов урока. - Пожалуйста, все встаньте у рабочих столов и ответьте на мой последний вопрос, но без слов, только движениями. - Если вам было скучно, не интересно, то поднимите руки вверх. - Если вы себя чувствовали отлично, то хлопните в ладоши. - Если вы получили на уроке новые знания, тогда сядьте на свои места. - Да, мы все разные. Все имеем право на свое мнение. И выражать свое мнение можем не только с помощью жестов, эмоций, но и с помощью речи. Нам дано с вами самое ценное умение говорить, то, чем был обделен Герасим. А почему И.С.Тургенев сделал своего героя глухонемым, вы узнаете на последующих уроках. 5. Дом. зад. с комментированием к нему. Д.З.: читать рассказ И.С. Тургенева «Муму». Подумайте, в чём заключается нравственное превосходство Герасима. 8


Технологическая карта урока Фамилия, имя, отчество Зарипова Зухра Магнавиевна Предмет Литература Класс 5 Тип урока Урок открытия новых знаний Тема И.С.Тургенев. «Муму». Образ Герасима. Смысл названия.

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ Литература изучается на общеобразовательном уровне Программа: Программа по литературе для общеобразовательных учреждений: 5-11 классы (Базовый уровень) / Под редакцией

Тема: И.С.Тургенев. «Муму». Образ Герасима (Герасим и барыня. Герасим и Татьяна) Тип урока: урок «открытия» новых знаний. Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Тренировочная работа по ЛИТЕРАТУРЕ 11 класс 24 ноября 2016 года Вариант ЛИ10101 Выполнена: ФИО класс Инструкция по выполнению работы Работа по литературе состоит из двух частей, включающих в себя 17 заданий.

Конспект урока литературы в 5 классе «Жизнь Герасима в деревне и в городе» И.С.Тургенев «Муму» он вырос, немой и могучий, как дерево растет на плодородной почве. Художественно коммуникативная компетенция:

Ивана Сергеевича Тургенева По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду, мать, урожденная Лутовинова, богатая помещица; в ее имении Спасское-Лутовиново прошли детские годы будущего писателя,

Урок литературы в 5 классе Тема: «Славный он был мужик» (по рассказу И.С. Тургенева «Муму») Цель урока: учить школьников находить и использовать средства создания литературного героя в тексте художественного

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа г. Железнодорожный 143983, Россия, Московская область, г. о. Железнодорожный, ул. Свободы, д.4, стр.1 тел.: 527-65-73,

Рассказ И.С.Тургенева «Муму». Цель: показать нравственное превосходство главного героя, его трудолюбие, широту души, чувство собственного достоинства. Ход урока «Из...всей...челяди самым замечательным

Как волк своё получил дна"жды но"чью лиса" пошла" в ау"л 1 за ку"рицей. Она" пошла" туда" потому", что о"чень хоте"ла есть. В ау"ле лиса" укра"ла* са"мую большу"ю ку"рицу и бы"стро-бы"стро побежа"ла в

Место эпизода в сюжете произведения муму >>> Место эпизода в сюжете произведения муму Место эпизода в сюжете произведения муму И когда узнала, что её хотят выдать замуж за Капитона, она не сказала ни слова.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ханты Мансийского района «Средняя общеобразовательная школа с. Елизарово» Конспект урока по литературе в 7 классе по рассказу И. С. Тургенева «Бирюк»

II. И. С. Тургенев: детство, начало литературной деятельности Учитель показывает портрет Тургенева. Находим в справочном материале учебника очерк о доме в Спасском-Лутовинове (с. 303 305). Ученики пересказывают

Тема урока: «О чем меня заставил задуматься рассказ И.С. Тургенева «Муму» Цели: проанализировать рассказ, дать характеристику главного героя, подготовиться к написанию сочинения. Тип урока: урок обобщения

Тема урока: А. Митта. Шар в окошке. Е. Пермяк. Две пословицы Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала. Цель урока: ознакомление учащихся с новыми произведениями Задачи: организовать

План конспект образовательной деятельности по формированию эмоциональной отзывчивости у дошкольников Тема «Дружба начинается с улыбки!» Подготовила: воспитатель Гришина Н.А. Цель: обобщить и расширить

Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках литературы в 5-6 классах (из опыта работы учителя) Учитель русского языка и литературы Сафронова Ю.А., высшая квалификационная категория Слайд

Конспект урока. Предмет: Основы светской этики. Класс: 4-А Учитель: Шабдинова А.К. Учебное учреждение: «Школа-гимназия 3» города Армянска. Тема: «Чувство Родины» Цель урока создать условия для формирования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Цнинская средняя общеобразовательная школа 1» Конспект урока литературного чтения по теме: М.Зощенко «Самое главное». Смысл рассказа. (4 класс, УМК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД 332» ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА 443087, г. Самара, пр. Кирова, д. 278, тел. 953-27-25, тел./факс 953-09-72,

Урок 30. 25.04.2017 г. Учителя ОРСЭ: Давыдова Маргарита Анатольевна, Сергеева Наталья Васильевна Тема урока: Любовь и уважение к Отечеству Цель урока: Повысить интерес к истории и культуре своей страны,

Технологическая карта урока по чтение 2 класс Учитель: Аббасова Ч.Г. УМК Предмет: Класс: Тема: Цель урока: Задачи: Планируемый результат: «Школа России» Литературное чтение 2 «Страшный рассказ» Е. Чарушин

Образ главного героя в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского». Определение темы урока 6 класс (работа в 3 группах) Ход урока Вы дома к этому уроку полностью прочитали рассказ В. Г. Распутина «Уроки

Конспект интегрированного урока (литературное чтение и изобразительное искусство) 2 класс. Егорова Людмила Сергеевна МАОУ СОШ 12 г. Ишима Учитель начальных классов Описание: урок составлен на основе рабочей

Цель: ознакомление с произведением Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» Задачи: продолжить ознакомление с творчеством Н.А. Некрасова; Ознакомить с его новым произведением, учить детей анализировать содержание

Тема: «БУДЕМ ЗДОРОВЫ. ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛА О ЧАСТЯХ РЕЧИ» Задачи: Образовательные: обобщить знания учащихся о частях речи, их роли в речи; развивать умение находить части речи в предложениях, текстах; обогащать

Кому повем печаль мою?.. Вечерние сумерки. Крупный мокрый снег лениво кружится около только что зажженных фонарей и тонким мягким пластом ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, шапки. Извозчик Иона

Урок окружающего мира 1 класс УМК «Школа России» 1 Тема урока: Как живет семья? Тип урока: ОНЗ Оборудование: учебник «Окружающий мир» А.А.Плешаков, рабочая тетрадь, смайлики 2 Окружающий мир 1 класс УМК

Всемирная Организация Здравоохранения Обучение в обществе для людей с умственными и физическими ограничениями 6 Îáó àþùèé ïàêåò äëÿ ëåíîâ ñåìüè åëîâåêà ñ íàðóøåíèåì ñëóõà, êîòîðûé ìîæåò ãîâîðèòü Как обучать

Конспект урока литературного чтения в 4 классе Педагог: Томтосова Н.А. Тип урока: освоение новых знаний Тема: К. Паустовский «Заячьи лапы» (2 урок) Цель: формирование у учащихся умения создавать словесный

План конспект открытого урока по чтению на тему: «Самое главное» М. Зощенко Тема: Михаил Зощенко. «Самое главное». Плешкова Е. Е., учитель 1 квалификационной категории ГБОУ СОШ 567 Цель урока: анализ художественного



Рассказать друзьям