Сын штольца. Предыдущее

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Андрей Иванович Штольц общается с Обломовым с детства и стал тому близким другом. По характеру это человек действия, практик, а по происхождению - наполовину немец. Мать Штольца - русская дворянка. При всем своем рационализме, Штольц обладает добрым нравом. Герой честен, разбирается в людях, при этом склонен просчитывать каждое действие и ко всему в жизни подходить со стороны практической пользы. Штольц был выписан как антипод Обломову и должен, по замыслу автора, восприниматься как образец для подражания.

Штольц женат на , дворянке, женщине, в которую влюблен Обломов. Ольга любила Обломова поначалу, но рассталась с тем. Обломов вял и мечтателен, прежде чем сделать Ольге предложение, много раздумывал, отступал.

Штольц временами выводит Обломова из апатии и заставляет вспомнить о жизни, призывает того заняться делом, вложиться в учреждение школ, строительство дорог, однако Обломов отмахивается от подобных идей.

Илью Обломова берут в оборот мошенники, дела и хозяйство героя переходят в их руки, а сам он погружается в еще большую бездеятельность, чем обыкновенно. Когда до Обломова доходят слухи о его собственной близящейся свадьбе, герой приходит в ужас, потому что для него еще ничего не решено. В этот период героя посещает Ольга и, видя того в таком безвольном и жалком состоянии, прерывает эти отношения. На этом история любви Ольги и Обломова себя исчерпывает.


Героиня не собирается ввязываться в новые отношения, но Штольц убеждает Ольгу, что первые отношения оказались ошибкой и только заложили основу для новой любви - к нему, Штольцу. Ольга ценит в Штольце трудолюбие и решительность - то, чего не видела в Обломове. И безгранично, «как матери», доверяет мужу.

Штольц держится прогрессивных (для того времени) взглядов на роль женщины в обществе. По мысли героя, женщина призвана делать вклад в общественную жизнь, занимаясь воспитанием достойных граждан, а для этого сама должна быть хорошо образована. Штольц занимается с женой, обучает ту наукам, и эти занятия еще больше сближают супругов. Штольц жарко спорит с женой и удивляется уму Ольги.


Штольц спасает Обломова из лап мошенников, которые в противном случае обобрали бы того до нитки. Позже Обломов называет в честь Штольца сына, который рождается у него от , женщины из чиновничьей среды, квартирной хозяйки, к которой Обломов переезжает жить. Из-за малоподвижного образа жизни у Обломова случается ранний инсульт, и Штольц посещает больного друга. Во время этого посещения Обломов просит Штольца во имя дружбы приглядеть за его маленьким сыном Андреем. Когда через два года Обломов умирает, Штольцы забирают его сына на воспитание.

Образ

Штольцу слегка за тридцать. Внешность героя подчеркивает нрав - он крепок, худ, мускулист, скуласт, на теле нет лишнего жира. Гончаров сравнивает героя с «кровной английской лошадью». У Штольца зеленоватые глаза, герой смугловат, спокоен в движениях так же, как и по характеру. Герою не свойственны ни избыточная мимика, ни резкие жесты и суетливость.


Отец Штольца, немец, вышел из бюргеров и не был дворянином. Мальчика воспитывал в традициях бюргерства - приучал к труду и практической деятельности, что не нравилось матери Андрея, русской дворянке. Отец занимался с Андреем географией. Герой учился чтению по текстам немецких писателей и библейским стихам, с юного возраста помогал отцу в делах, подводя итоги счетам. Позже стал подрабатывать репетитором в маленьком пансионе, устроенном отцом, и получал за это жалованье, как обыкновенный мастеровой.

К четырнадцати годам герой уже один ездил в город с поручениями отца и выполнял порученное в точности, без промашек, ошибок или приступов забывчивости. Отец Андрея запрещал матери препятствовать активности мальчика и держать того при себе, Штольц рос деятельным и часто надолго отлучался из дома. Юноша получил хорошее университетское образование, одинаково хорошо говорит по-русски и по-немецки. При этом герой продолжает учиться всю жизнь и постоянно стремится узнавать новое.


Портрет Андрея Штольца

Штольц не получил дворянства при рождении, но скоро дослужился до чина надворного советника, который дал герою право на личное дворянство. Дальше по карьерной лестнице он не продвигается, а уходит со службы, чтобы заняться торговлей. Компания, в которую вложился Штольц, занимается экспортом товаров. Андрей смог во много раз увеличить состояние отца, превратив сорок тысяч капитала в триста, и прикупил дом.

Штольц много разъезжает и редко надолго остается дома. Герой вдоль и поперек изъездил Россию, бывал за границей, учился в заграничных университетах и изучил Европу «как свое имение». При этом Штольц не чужд светского общения, бывает на вечерах, умеет играть на фортепиано; интересуется наукой, новостями и «всей жизнью».

Характеристика Штольца

Герой неусидчив, бодр, тверд и даже упрям. Всегда занимает активную позицию: «понадобится обществу послать в Бельгию или Англию агента - посылают его; нужно написать какой-нибудь проект или приспособить новую идею к делу - выбирают его». Время Штольца четко распланировано, тот ни минуты не тратит понапрасну.

При этом герой умеет сдерживать нежелательные порывы и оставаться в границах естественного, рационального поведения, хорошо контролирует собственные чувства и не кидается в крайности. Штольц не склонен винить других в собственных неудачах и легко берет на себя ответственность за приключившиеся страдания и неприятности.


Олег Табаков и Юрий Богатырев в образе Ильи Обломова и Андрея Штольца

В противоположность Обломову, герой не любит мечтать, избегает фантазий и всего того, что не может быть подвергнуто анализу или применено на практике. Штольц умеет жить по средствам, расчетлив, не склонен к неоправданному риску и при этом легко ориентируется в сложных или незнакомых обстоятельствах. Эти качества вкупе с целеустремленностью делают героя хорошим дельцом. Штольц любит порядок в делах и вещах, и ориентируется в делах Обломова лучше, чем тот сам.

Актеры

Роман «Обломов» экранизировали в 1979 году. Режиссером фильма под названием «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» стал , а роль Андрея Штольца исполнил актер . Штольц в фильме изображен жизнерадостным и активным человеком, каким и представлен в романе Гончарова.


При этом актер признавался, что скорее видел себя в образе Обломова, а Штольц, роль которого Богатыреву пришлось играть, по характеру полная противоположность самому актеру.

Слово «обломовщина», которое после выхода романа стало нарицательным, впервые прозвучало из уст Штольца как характеристика образа жизни Обломова. Этим словом обозначалась склонность к лени, апатии, застою в делах. Словом, то, что мы бы сейчас назвали «прокрастинация».

Цитаты

«Труд - образ, содержание, стихия и цель жизни. По крайней мере, моей».
«Сама жизнь и труд есть цель жизни, а не женщина».
«Человек создан сам устраивать себя и даже менять свою природу».

В романе "Обломов" хотел противопоставить западную и русскую культуру Иван Александрович Гончаров. Обломов и Штольц - два ключевых образа произведения. Роман построен на приеме антитезы. Она реализуется через противопоставление двух этих персонажей произведения. Во многом противоположны Штольц и Обломов. В русской классической литературе есть множество произведений, построенных подобным образом. Это, например, "Герой нашего времени" и "Евгений Онегин". В зарубежной литературе также можно найти такие примеры.

"Обломов" и "Дон Кихот"

С "Обломовым" больше всего перекликается роман "Дон Кихот" Мигеля де Сервантеса. В этом произведении описываются противоречия между действительностью и представлением человека о том, какой должна быть идеальная жизнь. Это противоречие распространяется, как и в "Обломове", на внешний мир. Как и Илья Ильич, Идальго погружен в грезы. Обломова в произведении окружают люди, которые не понимают его, ведь представления их о мире ограничиваются материальной его стороной. Правда, у этих двух историй диаметрально противоположный исход: перед смертью к Алонсо приходит озарение. Этот персонаж понимает, что в своих мечтаниях заблуждался. А вот Обломов не меняется. Очевидно, в этом исходе и заключается различие между западным и русским менталитетом.

Антитеза - основной прием в произведении

С помощью антитезы можно более объемно нарисовать личности героев, поскольку все познается в сравнении. Нельзя понять Илью Ильича, убрав Штольца из романа. Гончаров показывает достоинства и недостатки своих персонажей. Читатель при этом может взглянуть со стороны на самого себя и свой внутренний мир. Это поможет не допустить ошибок, которые сделали герои Обломов и Штольц в романе Гончарова "Обломов".

Илья Ильич - это человек с исконно русской душой, а Андрей Штольц - представитель новой эпохи. В России всегда были и будут и те и другие. Штольц и Обломов - это персонажи, через взаимодействие которых, а также через их взаимодействие с другими героями произведения автор доносит основные мысли. Ольга Ильинская является связующим звеном между ними.

Значение детства в формировании характеров героев

Детство в жизни каждого человека имеет большое значение. Личность в этот период еще не сформирована. Человек, словно губка, впитывает все, что предлагает окружающий мир. Именно в детстве происходит воспитание, от которого зависит, каким человек станет во взрослой жизни. Поэтому важную роль в романе Гончарова играет описание детства и воспитания будущих антиподов, которыми являются Илья Обломов и Андрей Штольц. В главе "Сон Обломова" автор приводит описание детства Ильи Ильича. Он вспоминает Обломовку, свою родную деревню. Прочитав данную главу, мы понимаем, откуда в характере этого героя появились неподвижность и леность.

Детство Ильи Обломова

Штольц и Обломов воспитывались по-разному. Илюша - как будущий барин. Много гостей и родственников проживало в доме его родителей. Все они хвалили и ласкали маленького Илюшу. Его изысканно и много кормили "сливочками", "сухариками", "булочками". Еда, следует отметить, была основной заботой в Обломовке. Ей уделялось очень много времени. Всей семьей решался вопрос о том, какие блюда будут на ужин или на обед. После обеда все погружались в продолжительный сон. Так проходили дни: еда и сон. Когда Илья подрос, его отправили учиться в гимназию. Знания Илюши родителей не интересовали. Им была важна лишь справка о том, что он прошел различные науки и искусства. Поэтому Илья Обломов вырос необразованным, забитым мальчиком, однако добрым в душе.

Детство Андрея Штольца

У Штольца же все как раз наоборот. Отец Андрея, по национальности немец, с малых лет воспитывал в своем сыне самостоятельность. По отношению к своему ребенку он был сух. Целенаправленность и строгость - основные черты, которые вложили в воспитание Андрея его родители. В работе проходили все дни семьи. Когда мальчик подрос, отец начал брать его на базар, в поле, заставлял работать. Вместе с тем, он обучал своего сына наукам, немецкому языку. Затем Штольц начал посылать ребенка в город с поручениями. Гончаров отмечает, что никогда не случалось так, чтобы Андрей что-нибудь забыл, недоглядел, переиначил, дал промах. Русская дворянка, мать мальчика, обучала его литературе, дала духовное воспитание своему сыну. В итоге Штольц стал умным сильным юношей.

Прощание с родным домом

Обратимся к сценам, в которых описывается то, как Штольц и Обломов покидали родные деревни. Обломова провожают со слезами на глазах, не хотят отпускать дорогого дитя - ощущается атмосфера любви к мальчику. А когда родной дом покидает Штольц, отец лишь дает ему несколько наставлений, касающихся траты денежных средств. В момент прощания им даже нечего друг другу сказать.

Две среды, два характера и их влияние друг на друга

Двумя совершенно разными средами являются деревни Обломовка и Верхлево. Обломовка - это своеобразный рай на Земле. Здесь ничего не происходит, все спокойно и тихо. У власти в Верхлево стоит отец Андрея, немец, который устраивает здесь немецкий порядок.

Общие черты характера имеют Обломов и Штольц. Дружба их, существовавшая еще с детских лет, привела к тому, что, общаясь, они повлияли в некоторой степени друг на друга. Оба героя какое-то время воспитывались вместе. Они ходили в школу, содержал которую отец Андрея. Однако они пришли сюда, можно сказать, из совершенно разных миров: раз и навсегда заведенный, ничем не нарушаемый порядок жизни в деревне Обломовка; и активный труд немецкого бюргера, который перемежался с уроками матери, старавшейся привить Андрею интерес и любовь к искусству.

Для дальнейшего развития отношений, однако, Андрею и Илье не хватает общения. Постепенно отдаляются друг от друга, взрослея, Обломов и Штольц. Дружба их, между тем, не прекращается. Однако ей препятствует и то, что имущественное положение этих двух героев различно. Настоящим барином, дворянином является Обломов. Это обладатель 300 душ. Илье можно было вообще ничего не делать, находясь на обеспечении своих крепостных. Все иначе у Штольца, который русским дворянином был лишь по матери. Ему самостоятельно приходилось поддерживать свое материальное благосостояние.

Обломов и Штольц в романе "Обломов" в зрелые годы стали совершенно разными. Им было уже трудно общаться. Штольц начал ехидничать и подшучивать над рассуждениями Ильи, столь далекими от реальности. Различия в характерах и взглядах на жизнь в конце концов привели к постепенному ослаблению их дружбы.

Значение дружбы у Гончарова

Красной нитью по этому роману проходит мысль о дружбе, о том, какую роль она играет в жизни человека. Человек во взаимодействии с другими может проявить свою подлинную сущность. Множество форм имеет дружба: "братство", воспеваемое Пушкиным, корыстная, дружба по той или иной причине. Кроме искренней, в сущности, все остальные - это всего лишь формы эгоизма. У Андрея и Ильи дружба была крепкая. Она связывала их, как мы уже отметили, еще с детства. Роман Гончарова помогает читателям разобраться в том, почему дружат Обломов и Штольц, какую роль дружба играет в жизни человека, благодаря тому, что в нем описано множество ее перипетий.

Значение и актуальность романа "Обломов"

Роман "Обломов" является произведением, не теряющим и по сей день своей актуальности, поскольку он отражает сущность жизни людей, которая является вечной. Предложенная автором (портрет его представлен ниже) антитеза превосходно передает суть рока истории нашей страны, которая отмечена этими двумя крайностями.

Русскому человеку тяжело отыскать золотую середину, смешать стремление к благополучию, активность и трудолюбие Андрея Штольца и полную мудрости и света, широкую душу Обломова. Наверное, в каждом нашем соотечественнике, как и в самой нашей стране, живут эти крайности: Штольц и Обломов. Характеристика будущего России зависит от того, кто из них возьмет верх.


Этим сочинением я хотел бы ответить на поставленный вопрос, а именно: какое воспитание лучше Обломова или Штольца?

Обломова с ранних лет воспитывали как барина, только он проснется - няня сразу его одевать, умывать, причесывать; сам Илюша ничего не делает. ("Няня ждет его пробуждения... Она начинает натягивать ему чулочки..."). Мать постоянно наблюдает за Обломовым, заботится о нем. ("Не видишь, что ребенок выбежал на солнышко!...") Свободы действия у него нет: не разрешают подходить к собакам, лошадям; и, конечно, когда Илюша гулял рядом с ним всегда была няня. (" И целый день и все дни и ночи няни наполнены суматохой..."). Практические знания никто ему не давал, на его любознательные вопросы отвечали, как в древние времена. ("-Оттого, батюшка, что солнце идет навстречу месяцу...") В то же время зимними вечерами Обломову рассказывали множество преданий, которые научили его мечтать и впоследствии смешались с его жизнью ("Нянька с добродушием повествовала сказку...").

Когда Илюша подрос, его с трудом отправляют в пансион ("Это стоило слез, воплей, капризов."), Илья Ильич бы "выучился хорошо", если бы Обломовка была далеко, но она была рядом, поэтому каждый раз, в то время как был праздник, Илюшу возвращали домой.

Следовательно, ни о какой учебе речи и не шло ("- Антипка явится на знакомой пегашке... за Ильем Ильичом... -Приехала, дескать, Марья Савшина..."). Все это было Илюше в радость. Родители просто не давали ему учиться, да и сам он не имел тяги к знаниям ("Все это вообще считал он за наказание, ниспосланное небом за наши грехи...").

Таким было воспитание Обломова. Для родителей Илюша был всем, но они не показывали ему мир, каков он на самом деле. Для Ильи Ильича миром была Обломовка, в которой всего его любили. Такое воспитание было бедой: оно просто погубило его тягу к действиям.

Полной противоположностью воспитания Обломова является воспитание Штольца. Андрея с самого детства обучали отец и мать.

Да и у самого мальчика была невероятная тяга к книгам. С восьми лет Штольц уже изучал географию и литературу. У него была свобода действий, Андрей мог убежать из дома на несколько дней и никто ему в этом не мешал. Но воспитание все равно было жестким, если мальчик не выполнял задание, данное ему, его просто не пускали в дом.

Когда Штольц подрос, отец стал брать его с собой на работу. С годами Андрей стал получать жалованье от отца, как мастеровый. Отец научил Штольца именно тем практическим знаниям, которые, по его мнению нужны были сыну. Он не старался удержать Андрея подле себя, поэтому когда пришло время отослал сына.

Повторюсь, воспитание Андрея было жестким, но в то же время оно было практичным и подготовило его к взрослой жизни, научило тому, что мир - это не семья, он полон искушений и разочарований, но главное в том, чтобы не потерять себя и идти к поставленной цели.

Итак, если вы хотите, чтобы ваг сын был человеком-барином, не воспитывайте его, как обучали Обломова. Не хотите, чтобы сын был человеком-рабочим, не формируйте его, как обучали Штольца. Из этих воспитаний никакое не может быть лучшим, это два противоположных плюса, как из них имеет свои плюсы и минусы, но ни одно из них не может быть применимо к современному ребенку, каждое воспитание нужно "усовершенствовать". В воспитание Обломова добавить требовательность. взрастить в ребенке стержень, который не позволит прогибаться под обстоятельствами, а в воспитание Штольца добавить мечтательности.

Обновлено: 2018-05-31

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Роман «Обломов» Гончарова не теряет своей актуальности и в наши дни, являясь гениальным социально-психологическим произведением в русской литературе 19 века. В книге автор затрагивает ряд вечных тем и вопросов, при этом не давая однозначных ответов, предлагая читателю самостоятельно найти решения описанных коллизий. Одной из ведущих вечных тем в романе является тема семьи, раскрытая на примере жизнеописания главных героев произведения – Ильи Ильича Обломова и Андрея Ивановича Штольца. По сюжету романа отношение Обломова к семье и родителям, с одной стороны, похоже, а с другой, кардинально отличается от отношения к семье у Штольца. Андрей Иванович и Илья Ильич, хотя и являются выходцами из одного социального строя, переняли разные семейные ценности и получили совершенно разное воспитание, которое в дальнейшем наложило отпечаток на их судьбу и становление в жизни.

Семья Обломова

С описанием семьи Обломова в романе «Обломов» читатель сталкивается в заключительной главе первой части произведения – «Сне Обломова». Илье Ильичу снятся прекрасные пейзажи родной Обломовки, его спокойное детство, родители и слуги. Семья Обломова жила по своим собственным нормам и правилам, а основными их ценностями были культ еды и отдых. Каждый день они всей семьей решали, какие блюда нужно готовить, а после обеда вся деревня погружалась в сонное, ленное безделье. В Обломовке не было принято разговаривать о чем-то высоком, спорить, обсуждать серьезные вопросы – беседы между членами семьи представляли собой бессмысленные перебрасывания словами, не требующие дополнительной энергии и эмоций.

Именно в такой успокаивающей и по-своему угнетающей атмосфере рос Илья Ильич. Герой был очень любопытным, всем интересующимся и активным ребенком, однако чрезмерная забота родителей, отношение к нему как к тепличному растению привели к тому, что его постепенно поглотило болото «обломовщины». Более того, образование, наука, грамотность и всестороннее развитие в семье Обломова считались скорее капризом, излишеством, модной тенденцией, без которой прекрасно можно обойтись. Именно поэтому, даже отправив сына на обучение, родители Ильи Ильича сами находили множество причин, чтобы тот мог прогулять уроки, оставшись дома и предаваясь праздному времяпровождению.

Несмотря на чрезмерную опеку со стороны обломовского окружения, отношение Обломова к семье и родителям было самым благоприятным, он на самом деле любил их той спокойной любовью, которой было принято любить в Обломовке. И даже мечтая о том, как наладит свое семейное счастье, Илья Ильич представлял свои будущие отношения с женой именно такими, какие они были между его отцом и матерью – полные заботы и спокойствия, представляющие собой принятие второй половинки такой, какая она есть. Пожалуй, именно поэтому любовь Обломова и Ольги была обречена на расставание – Ильинская только на первый взгляд была похожа на идеал его мечтаний, на самом же деле она не была готова посвятить свою жизнь обычным бытовым радостям, которые для Ильи Ильича представляли основу семейного счастья.

Семья Штольца

Андрей Штольц в романе является лучшим другом Обломова, с которым они познакомились еще в школьные годы. Андрей Иванович рос в семье русской дворянки и немецкого бюргера, что не могло наложить отпечаток на и так восприимчивого к окружающему миру, активного и целеустремленного мальчика. Мать учила Андрея искусствам, воспитывала у него прекрасный вкус к музыке, живописи и литературе, мечтала, как ее сын станет видной светской личностью. Родители Обломова и Штольца были знакомы, поэтому нередко Андрея отправляли в гости к Обломовым, где всегда царило то помещичье спокойствие и тепло, которые были приемлемы и понятны его матери. Отец же растил из Штольца такую же практичную и деловую личность, какой был сам. Он, несомненно, был самым главным авторитетом для Андрея, о чем свидетельствуют моменты, когда юноша мог на несколько дней уйти из дому, но при этом выполнить все заданные отцом задания.

Казалось бы, чувственное материнское и рациональное отцовское воспитание должны были способствовать становлению Штольца как всесторонне развитой, гармоничной и счастливой личности. Однако этого не случилось по причине ранней смерти его матери. Андрей, несмотря на свой волевой характер, очень сильно любил мать, поэтому ее кончина стала для героя настоящей трагедией, дополнением которой стал эпизод прощения с отцом, когда тот, отправляя его в Петербург в самостоятельную жизнь, не смог найти даже слов ободрения для собственного сына. Пожалуй, именно поэтому отношение к собственной семье Обломова и Штольца отличались – Андрей Иванович редко вспоминал о своих родителях, неосознанно видя идеал семейной жизни в «обломовских», душевных взаимоотношениях.

Как повлияло воспитание на дальнейшую жизнь героев?

Несмотря на различное воспитание, отношение к родителям Обломова и Штольца более похоже, чем различно: оба героя уважают и любят своих родителей, стремятся быть похожими на них и ценят то, что они им дали. Однако если для Андрея Ивановича воспитание стало трамплином для достижения карьерных высот, становления в обществе и помогло выработать волю и практичность, умение достигать любых целей, то и так мечтательного от природы Обломова «тепличное» воспитание сделало еще более интровертным и апатичным. Первая же неудача Ильи Ильича на службе приводит к его полному разочарованию в карьере, а необходимость работать он быстро сменяет на непрерывное лежание на диване и псевдопереживание реальной жизни в мечтах и несбыточных иллюзиях о возможном будущем Обломовки. Примечательно, что оба героя видят идеал будущей жены в женщине, похожей на мать: для Ильи Ильича ею становится хозяйственная, кроткая, тихая, во всем согласная с мужем Агафья, тогда как Штольц, сначала увидев в Ольге образ, похожий на его мать, спустя годы жизни понимает, что это не совсем так, ведь ему нужно постоянно развиваться, чтобы оставаться авторитетом для своей требовательной, эгоистичной жены.

Тема семьи в «Обломове» является одной из наиболее важных, так именно через уяснение особенностей воспитания и становления героев читатель начинает понимать их жизненные цели и мотивы. Возможно, если бы Илья Ильич рос в семье прогрессивных буржуа либо мать Штольца не умерла так рано, их судьбы сложились по-другому, однако автор, точно изображая социальные реалии того времени, подводит читателя к вечным вопросам и темам.

Изобразив в романе два разных типа личности, два противоположных пути, Гончаров предоставил читателям обширное поле для размышлений над вопросами семьи и воспитания, актуальными и в наше время.

Тест по произведению

План

1.Детство

2.Юность

3.Взрослая жизнь

4.Любовь

5.Заключение

Андрей Штольц был сыном немца, служившего управляющим в дворянском поместье. Отец хотел, чтобы сын пошел по его стопам. С самых ранних лет Андрей приступил к изучению различных прикладных наук и добился больших успехов. Мать мальчика была русской. Она мечтала, чтобы Андрюша был похож на дворянских детей. С этой целью мать проявляла большую заботу о внешнем виде своего сына. С ней Андрей занимался музыкой и чтением художественных книг. Такое противоречивое образование и воспитание сделали Андрея очень богатой разносторонней личностью. Сам он обладал очень бойким характером. Выполнив все поручения отца, Андрей получал полную свободу и проводил время в компании деревенских детей. Даже среди них он был первым сорванцом. Мальчика частенько приводили домой с синяками и царапинами, что очень расстраивало бедную мать. Отец же считал, что все это идет на пользу сына.

Андрей очень рано стал не только учиться, но и помогать отцу в делах. Мальчик один легко управлял запряженной коляской и даже один ездил в город по поручению отца. Андрей привыкал к самостоятельной жизни и принятию ответственных решений. В тринадцать лет он уже работал репетитором в пансионе отца, за что получал от него причитающееся жалование. Закончив университет, Андрей ненадолго вернулся домой. Отец считал, что юноше больше нечего здесь делать и посоветовал отправиться в Петербург. Прощание больше напоминало деловой разговор между партнерами. Андрей чувствовал себя абсолютно самостоятельным человеком, не нуждающимся ни в чьей помощи.

В столице Штольц некоторое время провел на гражданской службе. В эти годы он близко сошелся с Обломовым. Молодые люди вместе мечтали о покорении необъятного мира. Но Илья Ильич подал в отставку, потому что устал от активной жизни. Штольц оставил службу, так как она не давала ему по-настоящему развернуться. Андрей занялся коммерческими делами. Благодаря знаниям и навыкам, полученным от отца, такая деятельность вскоре стала приносить ему приличный доход. К тому же Штольц обладал врожденным неугомонным характером, что позволяло ему с легкостью совершать многочисленные поездки по делам.

К тридцати годам Андрей успел побывать практически во всех европейских странах. Штольца считали сухим и замкнутым в себе человеком, относящимся к жизни только с практической стороны. Отчасти это было правдой. Андрей действительно смотрел на все с точки зрения возможной пользы. Но материнское воспитание не прошло даром. Андрей признавал существование сильных чувств, но на них у него просто не хватало времени. Штольц верил, что когда-нибудь и сам испытает всепоглощающую страсть. Единственным человеком, с которым Андрей мог поговорить по душам, был Обломов. Штольцу было бесконечно жалко погибающего от лени товарища. Он старался всеми силами помочь ему.

К практичному и деловому Штольцу все же пришла любовь в лице Ольги. Их отношения долгое время не выходили за рамки дружбы. Ольга считала Штольца своим учителем. После решающего разговора Андрей и Ольга поняли, что были рождены друг для друга. После свадьбы они стали не просто мужем и женой, а равноправными друзьями, вместе идущими к одной цели. Эта счастливая пара смело глядела вперед и не боялась никаких препятствий на жизненном пути.

Заключение

Андрей Штольц является ключевым персонажем в романе "Обломов". Автор не случайно сделал его наполовину немцем. В русских людях хранятся неисчерпаемые душевные силы, но они до сих пор спят вечным сном. Нужен какой-то толчок, способный их разбудить. Европейцы - деятельный и практичный народ, но они утратили простые человеческие чувства ради прибыли. Сочетание русской духовности и европейского прагматизма, по мнению автора, даст новый тип идеального человека, подобного Штольцу.



Рассказать друзьям