Время и его герои. Герой нашего времени – какой он

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

«Что такое вечность - это банька,

Вечность - это банька с пауками.

Если эту баньку, позабудет Манька,

Что же будет с Родиной и нами.»

В. Пелевин

Сразу предупреждаю, ежели вы ждете однозначного ответа на вопрос, вынесенный в заголовок - его нет у меня, так что можете спокойно перелистывать страничку и не тратить своего драгоценного времени на чтение этой статьи.

Вы еще здесь?;) Ну что ж, тогда приглашаю порассуждать на тему «из чего же, из чего же из кого же, сделаны наши герои?». То есть рассуждать буду я, а вы следить за витиеватым ходом моих мыслей, лишь временами отвлекаясь на лирические отступления.

Хотя, думаю, что в поиске ответа на этот вопрос такой же прок, как и в чугунной гири - распиливать ее лобзиком - одно удовольствие, только вот может оказаться, что обещанного золота внутри нет.

Как? Вы еще не ушли? Не испугались трудностей и решили остаться? тогда милости прошу.

Итак, мы начинаем...

Терминология. Риторический вопрос - делай раз - «герой or not герой»!

«Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно,

портрет, но не одного человека: это портрет составленный

из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии»

М.Ю. Лермонтов

Кто же он такой? Герой времени. И что он такое в принципе - образ, эмблема эпохи или рыцарь в сверкающих доспехах? Человек лучший в своем времени или тот, кто это время олицетворяет?

Термин "герой" крайне многозначен. Героем называют человека, который совершает некие поступки, достойные восхищения и доступные далеко не каждому. С другой стороны, героем называют персонажа художественного произведения. В ещё более узком смысле героем называется центральный персонаж художественного произведения, которому уделяется наибольшее количество авторского внимания. Можно найти и другие, сугубо специальные значения этого слова. Так о каком же "герое" пойдет речь? И какой такой герой у нашего времени? С легкой руки Лермонтова понятие "герой нашего времени" прочно вошло в наше сознание, как на бытовом уровне, так и на уровне анализа художественных произведений. Оно одинаковым образом относится как к конкретным людям, так и к героям художественных произведений. Поскольку происхождение термина литературное, то и смысл его близок к литературному пониманию. Герой времени - персонаж некоей пьесы, автором которой является время, а точнее - сама жизнь. Если герой - все таки персонаж пьесы (пусть эта пьеса и сама жизнь), то важно сфокусировать внимание на нем одном - им заразить, заставить о нем думать, ему подражать, всецело подчиняться его идущей со страниц книги под названием жизнь энергии. Герой владеет умами, воображением, чувствами - всем чем угодно!- других людей. Выделяется и имеет на это основания. Раздражает и притягивает. Если судить по литературным героям, то герой, по крупному счету - это тот, кто своим присутствием (поведением, прежде всего, но можно и фактом своего существования) разрывает круг привычного, стереотипного. Вырывается первым (иногда единственным) за рамки общепринятого, сложившегося, системного, сформированного бытом, социумом, временем (стагнацией), эпохой. Это если принимать в расчет расхожие определения. Примером тому целая плеяда героев - от Катерины («Гроза» Островского) через Печорина (на экзистенциальном уровне) до Юрия Живаго («Доктор Живаго» Пастернак) не говоря уже про Чацкого. Но с другой стороны, опять же исходя из литературного наследия, "Герой нашего времени" вовсе не должен совершать "героических" поступков, которыми должны восхищаться, совсем не обязательно это конкретный человек, поэтому его личностные качества и поступки должны отвечать неким "типическим" качествам и поступкам, которые "показательны" с точки зрения конкретного времени, характерны или интересны для людей данного времени. И тогда логично предположить, что героями конкретного времени являются группы людей, о которых часто говорят. В частности, представители модных профессий, социальных групп, которые вознесены, либо ущемлены обществом. Причем, среди героев есть как «лучшие» передовые представители своего времени - вспомним Андрея Болконского, Пьера Безухова или Юрия Живаго (хотя, последние двое «героические», даже «жертвенные» приспособленцы - внутренне сопротивление при внешней пассивности); так и выразители определенных (не всегда однозначных и передовых) идей своего времени - как то герои "Бесов" Достоевского, тургеневский Базаров, Штольц и Обломов Гончарова, Онегин - каждый из них демонстрировал определенный тип поведения принятый в своем социальном круге.

С другой стороны, не всегда "показательными" для конкретного времени являются только люди, которые "на виду". Ведь бесспорно, что героями своего времени являются скромный Акакий Акакиевич, таинственный Рахметов, блестящий Рудин, легкомысленный Хлестаков, углубленный в себя Раскольников и даже авантюрист Бендер. В их жизнях отражаются процессы, которые характерны для общественной жизни тогдашнего времени, а в их характерах есть черты, благодаря которым эти общественные процессы проходят именно через их жизни.

Выходит, понятие "герой нашего времени" - весьма растяжимое, очень уж много всего и всех в него можно запихнуть. Ограничений на их количество и взаимоотношения друг с другом вроде бы нет, по крайней мере, мною не обнаружено. Хорошо ли это? Не знаю. Замечу лишь, что у растягивающихся вещей есть одно пренеприятнейшее свойство - они иногда с треском лопаются, если их растягивать не по размеру.

Итак, на первый риторический вопрос, четкого ответа-определения я так и не нашла, оставив его открытым. Но мы переступим через эту яму и пойдем дальше туда - не знаю куда, чтобы найти то - не знаю что.

Новейшая история вопроса. Риторический вопрос делай два - «кто виноват?»

"герои, как сатиры козлоногие, пройдут перед

вами в хороводе шутовском"

Кристофер Марло

Итак, 20 век ФОКуС представляет:

Начало новой эры

«Глядя на лошадиные морды и лица людей, на безбрежный живой поток, поднятый моей волей и мчащийся в никуда по багровой закатной степи, я часто думаю: где я в этом потоке?» (с) Чингиз Хан & Пелевин

А начну я с того, что героев в 20 веке стали создавать с целью управления обществом и процессом его построения, и, прежде всего, с целью манипулирования ценностями и мотивациями социальных групп и конкретных людей для достижения целей других социальных групп и конкретных людей. Не знаю, продуцировались ли так герои ранее, лично я не смогла этого отследить...

Конечно же, результатом является тотальная мифологизация героев, как и всего общества, сравнимая разве что с античной. Как и в античное время, когда люди естественным образом верят в мифологию, начиная со сталинской эпохи стали появляться коммунистические мифы про реальность "Краткого курса", врагов народа, святость вождей, ущербность генетики - и миф при этом поддерживается другим мифом и оным же погоняет, где миф кончается и начинается реальность понять было уже трудно. Первыми продуктами такой мифологизации стали Ленин, Сталин, Чапаев, Стаханов, Чкалов и многие-многие другие. Я сконцентрирую свое внимание на герое гражданской войны и анекдотов - Василии Ивановиче Чапаеве.

Photo-2L Чапаев к тому же первый удачный опыт создания культурного героя средствами кино. Он стоит где-то посредине между Тарзаном и Супермэном. Photo-3R

Photo-4L Фильм появился в тот момент, когда поэзия на нашем экране сменялась драмой, идеология заговорила в нем не языком монтажного авангарда 20-х, а кинопрозой с элементами вестерна, комедии и народной песни. Каким был на самом деле Василий Иванович Чапаев — теперь не так уж и важно, да что там теперь - было не важно изначально, ибо сразу после появления фильма, фигура Чапаева немедленно обросла мифами. Создав на экране фольклорного героя, была выполнена главная задача кино, которое во все времена и при любой власти стремится заменить собой реальность.

Пролистнем календарь истории в 50-е…

«Кто привык за победу бороться

с нами вместе пускай запоет

Кто весел тот смеется

кто хочет тот добьется

кто ищет тот всегда найдет» (с) Лебедев-Кумач

Другие герои и опять кинематографического происхождения. Ну а как же, ведь важнейшим из искусств, по словам первого вождя, для нас является кино (тогда еще было кино, это потом стало телевидение). Тем более, по словам того же Ленина искусство лишь отражает реалии времени. А в 50-е время было «молодежное», война выкосила старшее поколение.

Photo-8L Потому фильмы «Весна на заречной улице», «Живет такой парень», «Дело было в Пеньково» и многие другие породили целую плеяду молодых мускулистых героев - чубастых и вихрастых загорелых парней в заношенных гимнастерках, майках, телогрейках.

Они дают плавки, пилят, строгают, пашут, кладут кирпичи, водят самосвалы и экскаваторы, сплавляют лес, пасут табуны оленей и колхозные стада, спят вповалку в теплушках, палатках, стогах, пляшут на комсомольских свадьбах и новосельях. Photo-9R

Этих героев много - они в кино, в живописных полотнах и песнях - дует вольный ветер, развеваются платки, волосы и юбки весело шагающих, поднимающихся на кранах, плывущих на пароходах, мчащихся на поездах и в грузовиках. Мелькают версты, полустанки, перелески, гудят поезда, пароходы, клаксоны автомобилей, от пароходных и паровозных труб вздымаются дымы…

Тик-так, отгремели 50-е. Расцвели и заколосились под воздействием оттепели и аграрной реформе Хрущева герои 60-х…

"Люди посланы делами, люди едут за деньгами,

Убегая от обид и от тоски.

А я еду, а я еду за мечтами,

За туманом и за запахом тайги" (с) Ю. Кукин

Продиктованное потребностями обороны бурное развитие образования, науки и технологий вызывает к жизни утопические мечтания. Советский Союз посылает в космос первого человека. Рождается и набирает ход космический романтизм и научно-популярная литература (в том числе фантастика). Только позже, в 70-х Стругацикие и Тарковский переместили акцент с утопического в сторону экзестенциального.

Photo-10L А утопические мечтания 60-х породили новых героев - физиков и лириков.

На смену коллективистскому герою приходит герой-индивидуалист.

Его можно назвать "экзистенциальным" героем. Он - принципиальный одиночка. Для него не столь важно, чему он служит, лишь бы реализовать свое "я". Новый герой бежит универсального существование в свое собственное существование с конкретным Photo-11R наслаждение и конкретным страданием ("для меня деревья дороже леса, у меня нет общего интереса" И. Бродский) . И, чтобы пережить его, он отвергает стандартизированный советский образ жизни. Новые герои снимают костюмы и галстуки, и облачаются в толстые свитера, брезентовые ветровки и туристские ботинки.

Их быт убог и суров. Они одиночки, но между ними существует солидарность, солидарность избранных. Они с легкостью распознают братьев по разуму (по позиции, по культуре). Герой-шестидесятник - сложная личность, то есть, попросту говоря, он - невротик. В начале 60-х, когда надежды были еще живы, это - оптимистический невротик, хотя и бунтующий, потому что он еще верит в победоносность восстания.

Photo-12L У героя 60-х свой музыкальный жанр - авторская песня. Он находит себя в разных интеллигентных профессия, прогрессивных и модных и находит свое отображение в кино того времени - это альпинист («Вертикаль»), геолог ("Неотправленное письмо", «Долгая счастливая жизнь», «Короткие встречи») физик («Еще раз про любовь», «Девять дней одного года»), врач («День счастья») инженеры («У озера») , учитель («Доживем до понедельника»).

Герою-шестидесятнику - все по плечу, за что бы он ни взялся - во всем гениален: в науке, живописи, скульптуре, литературе, философии. Герой-шестидесятник - белая ворона, он дерзко высовывается из толпы, куда уютно встроился, спрятался человек следующей формации.

В застойном болоте 70-х появились новые герои.

"Но а я из повиновения вышел,

За флажки: жажда жизни сильней,

Только сзади я с радостью слышал

Изумленные крики людей.

Рвусь из сил, из всех сухожилий,

Но сегодня не так, как вчера.

Обложили меня, обложили,

Но остались ни с чем егеря!» (с) В.С. Высоцкий

Photo-14L В 70-е, после подавления Пражской весны, после краха надежд, оптимистический герой-невротик 60-х превращается к неврастеника-пессимиста "просто интеллигента". Герой-семидесятник менее однозначен, более склонен к рефлексии. Он выкристализовывается в драматургии и литературе - это Вампиловский Зилов ("Утиная охота") - он пьет пиво и с бутылкой в руках начинает физзарядку, "утиная охота" — самая большая его страсть, хотя ему не удалось до сих пор убить ни одной утки. Главное для него — сборы да разговоры. Он принципиальный неудачник и он идет дальше в своих "неудачах" (если не спивается). Он их культивирует - идет "вне потока" и наслаждается этим уходом из струи. Главное в этом герое то, что он порожден "неподцензурным" Photo-15R (независимым) течением культурной жизни. Он противопоставляет себя упрощенной, мифологизированной и "ненастоящей" официальной культуре, воспроизводящей идеологические установки ("в советском журнале в принципе не может быть напечатано ничего хорошего, настоящий текст может быть только в самиздате"). Он, выращенный в субкультуре «независимой мысли», в атмосфере, когда «рукописная книга», «квартирная выставка/концерт» не просто не воспринимались творцом как глубокая драма, а наоборот были вполне адекватно - непризнанность официальной культурой того или иного произведения было своего рода особое признание, клеймо «подпольный», «непубликуемый» - как знак принадлежности к касте особых прогрессивных творцов, маргинальность становится сознательной установкой и признаком значимости. Одна из чрезвычайно популярных идей 1970-х годов это мысль о том, что "главный" современный текст, возможно, пишется или уже написан кем-то неизвестным. Самая яркая манифестация героев 70-х - фильмы Тарковского и чтение самиздатовского Бродского и Солженицына.

(продолжение следует)

Иду после работы и всматриваюсь в лица людей. В голове мысли: а есть ли в наше нелегкое социально-экономическое время люди, которые могли бы стать идеалом для русской нации? Люди-герои, чьи имена не пустой звук. Ошарашила идея, а имеют ли право они быть на виду, ведь известность уже подразумевает некое хвастовство. Помните стихотворение Самуила Яковлевича Маршака «Рассказ о неизвестном герое»?

Ищут пожарные,
Ищет милиция,
Ищут фотографы
В нашей столице,
Ищут давно,
Но не могут найти
Парня какого-то
Лет двадцати.

А кого ищу я? Что в моем понимании обозначает фраза «герой нашего времени»? Толковый словарь Ожегова рассказал мне, что, во-первых, герой обладает храбростью, доблестью и совершает подвиги; во-вторых, он может являться действующим лицом литературного произведения; в-третьих, герой воплощает в себе черты эпохи и среды; в-четвертых, он привлекает внимание, вызывает восхищение, подражание и удивление.

Села в маршрутку и увидела рядом большого и добродушного великана. И как это он тут разместился – в этой маленькой маршруточке? Кстати, с греческого heros переводится как полубог, обожествленный человек, богатырь. Наглядный пример – Геракл, который прошел испытания, проявил себя и стал эталоном мужества для греческого народа. Поэтому я попыталась вспомнить людей, которые отличаются самоотверженностью, недюжинной силой и вызывают биение сердца у современного гражданина.

Полгода назад увидела у дочки-школьницы книгу Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». Тогда мы поспорили за то, кто будет читать первым историю про военного летчика и его подвиги ради победы в Великой Отечественной Войне. Сегодня у нас тоже есть свои герои. Сбитый боевиками в Сирии, русский летчик Роман Филипов подорвал себя гранатой со словами «Это вам за пацанов!». На сайте газеты «Комсомольская правда» читатели называли майора настоящим мужчиной, богатырем и героем: «Летчик – однозначно Герой! Я горжусь тем, что в моей стране есть такие ребята». В Воронеже на его похороны пришли более двух тысяч человек.

Одна остановка, другая, а в голове сюжеты, увиденные по телевизору: о пермской учительнице, которая прикрыла собой детей от ножа; об известном на весь мир детском хирурге Леониде Рошале. Врачи – это отдельные герои. В моей поликлинике работает физиотерапевт Ольга Александровна. Более 15 лет она ласково и заботливо проводит процедуры для всех пациентов, даже самых ворчливых и конфликтных. Я часто к ней хожу, чтобы полечить тело и душу, отдохнуть от нашего искусственного мира и увидеть искреннюю улыбку.

Подъезжаю к станции «Улица 1905 года». Вспоминаю Владимира Устиновича Панфилова – старика-баяниста, который поет свои душевные песни в переходе у метро. И в мороз, и в жару этот дедушка здесь. Он приехал из Тамбовской области более 20 лет назад, на заработки, чтобы спасти свою жену от рака. Жена умерла, а он, герой нашего времени, остался.

Маршрутка остановилась, я зашла в метро. Суета, каменные лица, бегающие по экранам телефонов пальцы. Ощущаю холодность, свойственную обществу 21-го века – века, когда «умные дома» заменяют семью, а люди теряются среди огромного числа себе подобных несчастных и чужих кукол. Какие они, эти современные герои, воплощающие в себе черты эпохи и среды?

Рядом со мной стоит красивая бизнес-вумен, чем-то похожая на Ольгу Бузову. Она спешит домой, чтобы весь вечер грустить в обнимку с бокалом. Снизу на нее угрюмо смотрит сидящий мужчина, явно одинокий и спешащий на ужин к маме. Студенты громко обсуждают популярность видеоблогера и рэп-исполнителя Эльдара Джарахова. Из разговора рядом стоящих женщин я узнаю, что одна из них няня. Она спешит к маленькой девочке, мама и папа которой редко бывают дома, потому что много работают.

Моя станция. Я вышла из поезда и остановилась в раздумьях. Что в итоге у меня получается с героями нашего времени? С одной стороны, это мужественные и честные настоящие богатыри с большой буквы. А с другой – одинокие, испуганные и уставшие маленькие люди, любители хлеба и зрелищ. И тогда я спросила у своих знакомых, как видят героев современности они. Вот какой портрет я получила.

Герой нашего времени – это настоящий мужчина, ответственный семьянин и верный друг. Человек верящий в эпоху минимализма. Он определенно романтик и карьерист. Это активный гражданин, который легко может сказать «нет» и всегда готов прийти на помощь. Он профессионал, который ищет знаний, несмотря на все удовольствия 21-го века. Это целеустремленный и терпеливый патриот, такой как хоккеист Александр Овечкин.



Герой нашего времени

Герой нашего времени
Герой нашего времени

Титульная страница первого издания
Жанр:
Язык оригинала:
Год написания:
Публикация:
Отдельное издание:
в Викитеке

«Герой нашего времени» (написан в 1838-1840) - роман Михаила Юрьевича Лермонтова . Впервые роман был издан в Санкт-Петербурге , в типографии Ильи Глазунова и Кº, в г., в 2 книгах. Тираж 1000 экземпляров.

Структура романа

Роман состоит из нескольких частей, хронологический порядок которых нарушен. Такое расположение служит особым художественным задачам: в частности, сначала Печорин показывается глазами Максима Максимыча, а только затем мы видим его изнутри, по записям из дневника

  • Предисловие
  • ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
    • I. Бэла
    • II. Максим Максимыч
  • Журнал Печорина
    • Предисловие
    • I. Тамань
  • ЧАСТЬ ВТОРАЯ (Окончание журнала Печорина )
    • II. Княжна Мери
    • III. Фаталист

Хронологический порядок частей

  1. Тамань
  2. Княжна Мери
  3. Фаталист
  4. Максим Максимыч
  5. Предисловие к журналу

Между событиями «Бэлы» и встречей Печорина с Максимом Максимычем на глазах у рассказчика в «Максиме Максимыче» проходит пять лет.

Также в некоторых научных изданиях «Бэла» и «Фаталист» меняются местами.

Сюжет

«Бэла»

Представляет собой вложенный рассказ: повествование ведёт Максим Максимыч, который рассказывает свою историю неназванному офицеру, встретившемуся ему на Кавказе. Скучающий в горной глуши Печорин начинает свою службу с кражи чужого коня и похищения любимой дочери местного князя, что вызывает соответствующую реакцию горцев. Но Печорину нет до этого дела. За неосторожным поступком молодого офицера следует обвал драматических событий: навсегда покидает семью Азамат, от руки Казбича погибают Бэла и её отец.

«Максим Максимыч»

Эта часть примыкает к «Бэле», самостоятельного новеллистического значения не имеет, но для композиции романа целиком важна. С Печориным здесь читатель единственный раз встречается лицом к лицу. Встреча старых приятелей не состоялась: это скорее мимолетный разговор с желанием одного из собеседников поскорее его закончить.

Повествование построено на контрасте двух противоположных персонажей - Печорина и Максима Максимыча. Портрет даётся глазами офицера-рассказчика. В этой главе высказывается попытка разгадать «внутреннего» Печорина через внешние «говорящие» черты.

«Тамань»

Повесть рассказывает не о рефлексии Печорина, а показывает его с активной, деятельной стороны. Здесь Печорин неожиданно для себя становится свидетелем, а позже и в некоторой степени участником бандитской деятельности. Печорин поначалу думает, что человек, приплывший с другого берега, рискует жизнью ради чего-то действительно ценного, но на самом деле это всего лишь контрабандист. Печорин очень разочарован этим. Но всё равно, уезжая, он не жалеет, что побывал в этом месте.

Главный смысл в заключительных словах Печорина: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов ? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошёл ко дну!»

«Княжна Мери»

Повесть написана в форме дневника. По жизненному материалу «Княжна Мери» ближе всего к так называемой «светской повести» 1830-х годов , но Лермонтов наполнил её иным смыслом.
Повесть начинается с прибытия Печорина в Пятигорск на лечебные воды, где он знакомится с княгиней Лиговской и её дочерью, называемой на английский манер Мери. Кроме того, здесь он встречает свою бывшую любовь Веру и приятеля Грушницкого. Юнкер Грушницкий, позёр и тайный карьерист, выступает контрастным персонажем к Печорину.

За время своего пребывания в Кисловодске и Пятигорске Печорин влюбляет в себя княжну Мери и ссорится с Грушницким. Он убивает Грушницкого на дуэли и отказывает княжне Мери. По подозрению в дуэли его вновь ссылают, на этот раз в крепость. Там он знакомится с Максимом Максимычем.

«Фаталист»

Дело происходит в казачьей станице, куда приезжает Печорин. Он сидит в гостях, компания играет в карты. Вскоре им это надоедает и завязывается беседа о предопределении и фатализме, в который некоторые верят, некоторые нет. Завязывается спор между Вуличем и Печориным: Печорин говорит, что видит явную смерть на лице у Вулича, в результате спора Вулич берёт пистолет и стреляет в себя, но происходит осечка. Все расходятся по домам. Вскоре Печорин узнаёт о смерти Вулича, его зарезал шашкой пьяный казак. Тогда Печорин решается испытать судьбу и поймать казака. Он прорывается к нему в дом, казак стреляет, но мимо. Печорин хватает казака, приезжает к Максиму Максимычу и всё ему рассказывает.

Основные действующие лица

Печорин

Печорин - петербуржец. Военный, как и по своему чину, так и в душе. В Пятигорск он приезжает из столицы. Его отъезд на Кавказ связан с «какими-то похождениями». В крепость, где происходит действие «Бэлы», он попадает после дуэли с Грушницким, в возрасте 23 лет. Там он находится в чине прапорщика. Вероятно, он был переведен из гвардии в армейскую пехоту или армейские драгуны.

Встреча с Максимом Максимычем происходит через пять лет после истории с Бэлой, когда Печорину уже 28.

Он умирает.

Фамилия Печорина, происходящая от названия реки Печоры , имеет семантическую близость с фамилией Онегина. Печорин является естественным продолжателем Онегина, но Лермонтов идёт дальше: как р. Печора севернее р. Онеги , так и характер Печорина более индивидуалистичен, чем характер Онегина.

Образ Печорина

Образ Печорина - одно из художественных открытий Лермонтова. Печоринский тип поистине эпохален, и прежде всего потому, что в нем получили концентрированное выражение особенности последекабристской эпохи, когда на поверхности «видны были только потери, жестокая реакция», внутри же «совершалась великая работа… глухая и безмолвная, но деятельная и беспрерывная …» (Герцен, VII, 209-11). Печорин - личность неординарная и спорная. Он может жаловаться на сквозняк, а через некоторое время скакать с шашкой наголо на врага. Образ Печорина по главе "Максим Максимыч": «Он был среднего роста; стройный,тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение,способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов,не побеждённое ни развратом столичной жизни,ни бурями душевными...».

Публикация

Роман появлялся в печати по частям с 1838 г. Первое полное издание вышло в г.

  • «Бэла» была написана в г. Первая публикация - в «Отечественных записках» , март , т. 2, № 3.
  • «Фаталист» был впервые опубликован в «Отечественных записках» в 1839 г., т. 6, № 11.
  • «Тамань» была впервые напечатана в «Отечественных записках» в 1840 г., т. 8, № 2.
  • «Максим Максимыч» впервые появился в печати в 1-м отдельном издании романа в г.
  • «Княжна Мери» впервые появилась в 1-м издании романа.
  • «Предисловие» было написано в Санкт-Петербурге весной г. и впервые появилось во втором издании романа.

Иллюстрации

Книгу многократно иллюстрировали известные художники, в числе которых М. А. Врубель , И. Е. Репин , Е. Е. Лансере , В. А. Серов .

Истоки и предшественники

Примыкающие произведения Лермонтова

  • «Кавказец» - очерк, написанный Лермонтовым спустя год после окончания романа. Жанр - физиологический очерк . Описанный офицер чрезвычайно напоминает Максима Максимыча, перед читателем предстает типичная история жизни подобного «кавказца».
  • Драма «Два брата», в которой фигурирует Александр Радин, ближайший предшественник Печорина.

География романа

Действие романа происходит на Кавказе. Основное место - Пятигорск.

Кавказские народы в романе

Литературоведческий анализ

Экранизации

Примечания

Ссылки

  • Сайт, посвященный роману Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени»
  • Международный литературный клуб: Михаил Юрьевич Лермонтов «Герой нашего времени»
  • «Герой нашего времени» в «Лермонтовской энциклопедии»

Введение. История создания произведения, основная идея.

«Герой нашего времени» по праву может называться жемчужиной русской литературы. Лермонтов довольно долго вынашивал идею создания романа и продолжительное время работал над ним. Литературоведы разделяют предварительный период на три отдельных промежутка времени. Начальный этап относится к 1836 году, именно тогда юный поэт Лермонтов решил утвердить себя на пьедестале современной литературы и создать нечто такое, что абсолютно поразило бы его современников. Уже тогда он решил, что главное действующее лицо будет молодой дворянин, олицетворяющий в своем образе существующее поколение молодых людей. Он хотел отразить все противоречия, бушующие в юной порывистой душе, создать метущуюся личность, что впоследствии у него прекрасно получилось. По признанию Лермонтова на него произвело огромное впечатление прочтение романа «Евгений Онегин» Пушкина. Оно вдохновило его и настроило на плодотворную фундаментальную работу.

После написания посмертной эпитафии на смерть Пушкина Лермонтов отправляется в ссылку на Кавказ, где начинает воплощать в жизнь свой замысел по написанию романа. Так начался второй этап по созданию романа. Данная поездка в каком-то смысле пришлась для писателя очень кстати, ведь именно посетив Тамань, казачьи станицы и поселения горцев, Лермонтов точно понял, о чем он хочет писать. Определился круг действующих лиц и сюжетная линия.

  • 1839 год - «Бэла» (при публикации «Из записок офицера на Кавказе»)
  • 1839 год - «Фаталист»
  • 1840 год - «Тамань»
  • 1840 год - «Княжна Мери»
  • 1840 год - Выход полной версии романа с авторскими ремарками и добавленной частью «Максим Максимович»

Основной идеей автора было показать положение дел в современной ему последекабристской России, создать живые реалистичные образы героев. Главная проблема романа - проблема личности и времени, когда были утрачены старые идеалы, а новых пока не существовало. Печорин и его современники по праву могут называть себя людьми потерянного поколения, они не знают, чего хотят от жизни. По словам автора, портрет Печорина - это «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Любопытен тот факт, что сам Лермонтов ни разу за весь процесс повествования не проявляет своего отношения и оценки поведения Печорина. Он даже не говорит однозначно о том, в каком смысле он применяет к нему характеристику «герой».

Анализ произведения

Сюжетная линия, особенности композиции

Главной особенностью композиционного строения романа является хронологическая несогласованность. Главы расположены не порядку, происходящие в них события непоследовательны. Это один из главных приемов выразительности, через который автор пытался выразить основную мысль подобным образом. Так, Лермонтов дает нам понять, что окружающие нас события и их последовательность никак не могут повлиять на нашу судьбу. Сильно лишь то, что творится в душе человека, его мысли и поступки. Благодаря расположению глав читатель постепенно начинает погружаться во внутренний мир Печорина, понимать мотивы его поступков и проникается к нему симпатией и сочувствием.

Что касается жанровой принадлежности, то «Герой нашего времени» можно охарактеризовать как психологически-социальный роман. В построении сюжета абсолютно отсутствует завязка или экспозиция, то есть читатель ровным счетом ничего не знает о жизни Печорина до его приезда на Кавказ. Кульминацией же является отдельно взятая ситуация каждой из повестей. Развязкой является весть о смерти Печорина, отраженная в предисловии к «Журналу Печорина». При этом момент развязки приходится на середину романа.

Таким образом, мы можем заметить, что, как и идея, так и сюжет и композиция романа очень сложны и служат элементами выразительности, постепенно раскрывающими проблематику произведения и образ главного героя.

Главные герои

Григорий Печорин представитель дворянства, молодой повеса родом из Петербурга. В душе является несчастным человеком, который тяготиться своим бессмысленным существованием. Он разочарован в любви и женщинах, не верит в существовании теплых дружеских отношений и искренней любви. Он крайне неординарная и яркая личность, которая, несмотря на множество его недостатков, не отталкивает читателя, а, напротив, привлекает своими переживаниями, заставляет сочувствовать и сопереживать ему. Изнутри его раздирает множество противоречий. Наиболее полное представление о личности героя мы получаем из уст Максима Максимовича. Однако, в силу своей недалекости, мужчина представляет Печорина несколько в однобоком свете. Он не понимает, что движет героем, не может найти оправдание его холодности и эгоизму.

Грушницкий

Антиподами Печорина являются Грушницкий и Вернер. Грушницкому хочется, главным образом, красоваться и показывать себя с наилучшей стороны, при том, что в душе юноши абсолютная пустота. Печорин же, поступая не всегда положительно, на самом деле глубоко благородный и отчаянно смелый человек, в последнюю очередь думая о напускном лоске и репутации честного человека.

Вернер же поначалу кажется читателю человеком близким по духу Печорину, ведь у них множество схожих черт характера, скептицизм, циничность, холодность и жесткость. Однако, Вернер, оказывается на деле типичным пустословом, не готовым отстаивать принципиальную позицию и ставить себя в противовес целому обществу. Оба этих мужских типа помогают нам лучше понять характер Печорина, как бы оттеняя и выделяя черты его характера и особенности личности.

Княжна Мери

Все женские образы, использованные Лермонтовым на страницах романа абсолютно разные. Единственное, что их объединяет - понимание сокровенного желания и главного стремления Печорина, которое постепенно приходит к читателю. А именно - это отчаянное желание любить и быть любимым одной единственной женщиной. Увы, этому так и не суждено случиться.

Заключение

Роман был принят российскими читателями на «ура». Он поражал, восхищал, волновал и никого не мог оставить равнодушным. Настолько ярок и реалистичен был образ Печорина, настолько злободневна была поднятая Лермонтовым проблема потерянного времени. Здесь есть все элементы прозы: и философские размышления, и роман, и лирическая повесть.«Герой нашего времени» - глубоко обличающий роман, бьющий точно в цель. Ведь Лермонтов осуждает не героя, склонного совершать ошибки. Если задуматься, кто из нас их не совершает? Объект его осуждения - именно пустое и ничтожное время, не несущее никаких идеалов и ценностей, потерянное поколение людей, не сумевших найти себя в жизни.

Критики признают сходство героев романа с романом «Евгений Онегин», это не случайно, ведь именно прочтение шедеврального произведения Пушкина подвигло создать Лермонтова столь же монументальный роман. В каком-то смысле Печорин, тот же Онегин, только в промежутке 30 - 40 годов 19 века. Стоит отметить, что Печорин - все же личность более зрелая, нежели Онегин. Он эгоист, но эгоист, страдающий от собственных поступков, глубоко осуждающий себя, но не имеющий возможности измениться. Он способен к более глубокому самоанализу, смиряется и несет свои поступки и грехи как тяжкий крест.

Анализируя роман, можно проследить развитие самого автора, он постепенно переходит из разряда юношеской прозы к нечто более содержательному и серьезному. Мы можем отметить значительный творческий рост автора, прогресс его идей и улучшенное качество изобразительно-выразительных инструментов.



Рассказать друзьям