Живопись грузии. Грузинский художник Ладо Гудиашвили

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Исторический факт - маленькая страна Грузия подарила миру множество талантливых режиссеров, музыкантов, поэтов и писателей, актеров и художников. Сегодня показы грузинских дизайнеров одежды официально стали частью расписания мировых Недель моды. Чувство вкуса и стиля, передающиеся у грузин буквально на генетическом уровне, привлекает особое внимание охотников за искусством в грузинские арт студии. Одна лишь тбилисская Академия Художеств за 100 лет своего существование выпустила несчетное количество художников, скульпторов и архитекторов. Наш грузинский сотрудник Ани Андроникашвили, арт-директор и специалист по PR, составила для нас список современных грузинских художников, чьи имена нужно знать, а картины скорее приобретать.

Кета Гавашели

Кета Гавашели

Кета родилась в Грузии в 1990 году. Закончила архитектурный университет в Тбилиси, а сейчас продолжает учебу в Дюссельдорфе. Кета работает с разными медиа - видео, инсталляциями и рисунком. Одна из ее последних серий выполнена из неона.

Андриа Долидзе

Андриа Долидзе

Андриа родился в Тбилиси в 1988 году. В 2015 году закончил Тбилисскую Академию художеств. Участвовал во множестве групповых и персональных выставках, в том числе в Нью-Йорке в 2015 году, где проходила большая групповая выставка «Discover Georgia in NY». Андриа много работает тушью и делает секретные надписи на скульптурах и объектах при помощи невидимых чернил. Увидеть их можно только при помощи ультрафиолетовой лампы.

Георгий Кухалашвили

Георгий Кухалашвили

Георгий родился в семье художников в 1982 году. В 2007 году закончил Академию Художеств в Тбилиси. Еще во время учебы Георгий обратился к теме религии, сделав серию работ под общим названием «Entering Jerusalem» («Вступление в Иерусалим»). С тех пор чаще всего в своих картинах он обращается к теме религиозных таинств - Рождеству, последней трапезе Христа, тайне Голгофы, страшному суду и распятию. Его картины находятся в частных коллекциях во многих странах мира. Кстати, некоторые работы Георгия Кочиашвили представлены к продаже на сайте saatchiart.com.

Роко Иремашвили

Роко Иремашвили

Роко Иремашвили родился в Грузии в 1980 году. Роко закончил факультета изобразительных искусств Тбилисского университета им. И. Джавахишвили. Иремашвили работает со скульптурой и живописью. Роко пишет на стыке экспрессивного абстракционизма и фигуративной живописи. Его работы представлены в он-лайн галерее saatchiart.com.

Вахо Бугадзе

Вахо Бугадзе

Художник Вахо Бугадзе родился в Грузии в 1964 году. В 1985 году закончил Академию художеств по классу скульптура. Сегодня в основном работает в формате абстракции, а если какой-то образ и возникает в его работах, то как правило это либо человек, либо дома, ставшие неотъемлемой частью любого городского пейзажа.

Продолжение следует.

Грузинский Петр Николаевич — известный русский художник , живописец. Большая часть его творчества посвящена и жанровым сценам.

Пётр Грузинский родился 31 декабря 1837 года в Курске. Рисованием стал увлекаться с самого детства. До того как поступил на обучение в Санкт-Петербургскую Академию художеств, уже подавал большие надежды и удивлял всех окружающих своей невероятной способностью к изображению. В академии художеств, куда он поступил в 1851 году, его преподавателем стал Б. П. Виллевальде, который также был замечательным русским художником.

В Академии его талант стал развиваться ещё быстрее. Освоив все необходимые навыки, он блестяще выполнял все работы. За свою картину «Цыганский табор» получил малую золотую медаль. За картину «Взятие Гуниба» большую золотую медаль. За картину «Оставление горцами аулов при приближении русских войск» получил звание академика. Также, не менее известными его работами считаются «Рынок в Фонтенебло», «Сцена из деревенского быта», «Масленица», «Тройка», «Пляска итальянцев на одной из улиц Парижа» и многие-многие другие. В XIX веке о его творчестве писали русские и иностранные журналы и газеты.

Русский художник Грузинский Петр Николаевич умер 1 июня 1892 года. Похоронен в Санкт-Петербурге. После своей смерти является незаслуженно забытым до сей поры. Не много людей знают о творчестве этого замечательного художника и будем надеяться, что вскоре музеи и выставочные центры исправят эту ситуацию, будут представлять картины нашего талантливого соотечественника в лучшем свете, ведь такое высокое искусство должно остаться в истории Российской живописи одним из самых ярких и запоминающихся.

Нико Пиросмани - художник, жизнь которого практически нигде не задокументирована, будто и не было вовсе такого человека. Но он был. Был и творил свои незамысловатые и пронзительные картины так же просто, как жил.

Детство и юность

Пока точно не удалось установить, в каком году родился грузинский художник Пиросмани. Искусствоведы предполагают, что это произошло в 1862-м. Нико Пироманошвили жил в бедной крестьянской семье в селе Мирзаани. Он был самым младшим ребенком и помогал отцу по хозяйству. Однако работа на земле не захватывала его. Каждую свободную минуту он посвящал рисованию. Воссоздавал на старой оберточной бумаге с помощью огрызка карандаша все, что его окружало: гроздья винограда, треснувший кувшин, куцего пса…

В восьмилетнем возрасте мальчик теряет отца, а вскоре и мать со старшим братом. С тех пор он зарабатывал себе на жизнь сам. Ходит по окрестным селам и перебивается мелкими подработками. Естественно, что в такой сложной жизненной ситуации ни о каком образовании, а уж тем более художественном, и речи быть не могло. Однако Нико все же обучился читать на русском и грузинском языках.

Путь к искусству

Еще с юности будущий художник Нико Пиросмани брал уроки живописи у странствующих мастеров. У них он перенял умение разрисовывать вывески для магазинов и трактиров. В восьмидесятых годах Нико предпринял попытку открыть мастерскую художественной росписи вместе со своим другом, тоже художником. Однако эта идея с треском провалилась: заказов практически не было и мастерскую пришлось закрыть.

Скопив небольшой капитал, работая кондуктором на железной дороге, Пиросмани вкладывает деньги в молочную торговлю. Однако Нико был человеком творческим, торговля была ему чужда. Но он получал небольшой доход от молочной лавки, на том и закончились его предпринимательские попытки.

Начало XX века стало целой эпохой в творчестве Пиросмани. Художник полностью посвящает себя искусству. Он вновь возвращается к изготовлению вывесок, а также увлекается созданием декоративных панно. Именно в этот период Нико много рисует на клеенке с помощью самостоятельно изготовленных красок. Особенно удачно ему удавалась черная. Пиросмани добавлял в золу печную копоть, настой коры дуба и пару капель масла. Клеенки были белого или черного цвета. И там, где нужно было отобразить эти оттенки, он просто оставлял незакрашенные участки. Так художник выработал один из своих уникальных приемов. Особенно впечатляюще он смотрится на портретах, придавая картине необычайную глубину и пронзительность.

Первые успехи

В десятых годах XX века на Нико обращают внимание в профессиональных кругах. Художник-футурист Кирилл Зданевич приобретает большое количество картин Пиросмани, некоторые из них были написаны на заказ. Брат Кирилла, Илья, опубликовал о Нико статью «Художник-самородок» в местной газете. И уже в марте 1913 года картины самоучки были выставлены на выставке в Москве. Конечно, это была не персональная выставка, но тем не менее личный грандиозный успех для бедного крестьянина из грузинского села.

В 1916 году наконец удалось устроить выставку, где были представлены исключительно работы Пиросмани. Самородок получил определенную известность. Он был приглашен в Общество грузинских художников, его произведения стали покупать для частных коллекций. Однако, несмотря на это, художник Пиросмани, имя которого стало ассоциироваться с аутентичным творчеством, умер в нищете и бедности.

След в искусстве

Примитивизм - стиль живописи, характерный для художника Пиросмани, - это художественное воплощение детских рисунков. Наивные по своему исполнению и честные по эмоциональной составляющей, эти картины не несут в себе ничего напыщенного, лишнего, наносного. Лишь простота восприятия жизни, какой бы она ни была. Рисовал Нико быстро. Мог создать картину всего за несколько дней. Он не любил что-либо исправлять или дорабатывать в произведении - как вышло, так и вышло.

Основные мотивы в творчестве Нико Пиросмани анималистические. Животных художник изображал со взглядом человеческих глаз, трогательных, на которые, кажется, вот-вот навернутся слезы. Друзья Нико утверждали, что, изображая животных, Пиросмани на самом деле больше рисует самого себя, нежели жирафа или барашка. Из-за того что они были исполнены в самобытной технике, животные выглядели особенно беззащитными и одинокими.

Также одной из излюбленных тем было изображение пиров и застолий. Богатые столы ломятся от яств, вино льется рекой, люди веселятся, забывая о тяготах жизни. Все это имело огромный контраст с реалиями жизни художника - бедной, голодной, одинокой. Рисовал Пиросмани и портреты, но зачастую не с натуры, а просто перерисовывал изображение с фотографии.

Сохранилось не так уж и много работ руки художника-самоучки. В основном мы можем оценить творчество Пиросмани по его вывескам для магазинов и таверен.

Самые известные картины

Нико Пиросмани - художник, картины которого поражают своей пронзительностью. «Актриса Маргарита» - это произведение, которое однажды было выставлено в Лувре. Говорят, что на выставку приходила даже сама француженка, изображенная на полотне, и долго смотрела на картину, не отрывая глаз. Художник подчеркнул изящность ножки актрисы, тонкую талию девушки. С большой любовью он изобразил Маргариту, ради которой однажды пошел на отчаянный шаг.

Произведение «Бездетный миллионер и бедная с детьми» как будто показывает, в чем истинное богатство. Сухие пеньки деревьев на заднем плане подчеркивают бессмысленность жизни, которую невозможно увековечить в потомках.

В картине «Сбор винограда» можно видеть художественное развитие Пиросмани. Он применил прием изображения перспективы - виноградники, уходящие вдаль, подчеркивающие плодородную, богатую грузинскую землю. Художник также нарисовал пробивающийся свет сквозь листья - попытка поиграть светом и тенью.

Каким он был?

Художник Пиросмани, имя которого теперь известно на весь мир, был загадкой для современников и остался неразгаданной тайной и для нас. В конце 1910 годов поклонники творчества художника начали ходить по деревне и собирать о нем информацию, чтобы составить если не биографию, то хотя бы приблизительный портрет Нико. Из отзывов крестьян мы знаем, что Пиросмани обладал взрывным характером и неуравновешенным нравом. Прямолинейный, эмоциональный, отчаянный. Соседи говорили, что у художника семь пятниц на неделе, будто он не от мира сего. Такие пересуды подкрепляли рассказы самого Нико о том, что он видит святых и кисть его «сама пишет».

Запутанный след

Известно, что художник вел переписку со своей сестрой, но письма эти не сохранились. Их сожгла сама девушка, видимо, напуганная тем, что в близлежащих селах незнакомые люди все больше стали расспрашивать о брате.

Говорят, что у Нико была тетрадь, с которой он никогда не расставался и постоянно делал в ней записи. Но еще при жизни художника эти заметки где-то затерялись. И только незадолго до смерти Пиросмани встретил образованных людей, которые понимали ценность жизни Нико и зафиксировали события встречи с ним и личные впечатления.

  • В 1969 году в Лувре состоялась персональная выставка Нико Пиросмани.
  • История несчастливой любви бедного художника из песни «Миллион алых роз» была взята из жизни Нико Пиросмани. Художник потратил все свои сбережения, чтобы одарить приехавшую в Тифлис французскую актрису Маргариту де Севр.
  • Картина «Арсенальская гора ночью» была продана за 1,2 млн долларов на аукционе Christie’s. Работа была представлена в разделе «Русское искусство», что вызвало недовольство грузинского сообщества.
  • Художник Пиросмани, биография которого наполнена трагическими моментами, вдохновил на творчество многих творцов. О нем снято три фильма (один из них короткометражный). Нико посвящали стихи Булат Окуджава, Андрей Вознесенский,

Художники могут не просто запечатлеть жизнь, но и дать возможность человечеству радоваться миру и любить его. В этот день предлагает читателям узнать, кто и как из современных художников Грузии останавливает прекрасные мгновенья.

Итак, знакомьтесь: топ-10 самых популярных и интересных грузинских художников современности.

Зураб Церетели

© photo: Sputnik / Кирилл Каллиников

Выставка живописи З.Церетели "Я садовником родился"

Несмотря на то, что Церетели знаменит, прежде всего как скульптор, по собственному признанию, в душе он художник, да еще какой. Его картины - это настоящие оды цвету, красоте человека и природы. Церетели любит рисовать подсолнухи, нереальные портреты реальных людей, а также неуловимые сюжеты жизни - неожиданные, милые и всегда важные. А вечным вдохновением его творчества, разумеется, остается Грузия и ее неповторимая, богатая и красочная культура.

Нино Чакветадзе

© photo: Sputnik /

Самый добрый и теплый художник современной Грузии. Ее картины не просто воплощение счастливого детства, первых сладких и горьких детских переживаний, красивых воспоминаний и мечты, полотна Чакветадзе - это настоящее антистресс-творчество. Не зря художница сотрудничала с психологами и художественно оформляла метафорические карты для работы с пациентами. В прямом и переносном смысле своими исцеляющими душу полотнами Нино Чакветадзе прославилась далеко за пределами своей родины.

Леван Мосиашвили

Грузинский живописец-самоучка из семьи художника, пишущий картины в самых разнообразных стилях. Жизнь на две страны - Грузию и Францию - вносит в его полотна яркие контрасты европейско-кавказского очарования. Но сердцем его творчества все же является Грузия, детство в Кахетии, любовь и природа. Работы Мосиашвили всегда полны солнца, а яркая гамма цветов на его простых, как все гениальное, шедеврах заставляет почувствовать, что жизнь прекрасна. Картины Мосиашвили получили признание не только на родине, но и по всему миру — от Южной Африки до Европы. Кроме того, Мосиашвили активно поддерживает подрастающее поколение художников Грузии.

Ладо Тевдорадзе

Один из самых честных, немного наивных, но самых правдивых художников Грузии, изображающих жизнь такой, какая она есть. Его картины покоряют зрителей буквально с первого взгляда: они полны домашнего уюта, примитивного обаяния, улыбки и иронии, ностальгии по теплым моментам жизни и быта - не как рутины, а как глотка воздуха. Душевные полотна Ладо Тевдорадзе дышат не раем, а жизнью, и не приукрашенной, а настоящей. И в ней нет ни грамма тяжести, только легкость бытия. В этом грузинский художник уникален.

Гия Бугадзе

Один из авторитетных живописцев Грузии. Бугадзе - художник-монументалист, специализировался на росписях и фресках. Его монументальные работы известны и за рубежом: он расписал церковь Мартина Лютера в Берлине (Германия), "Зал Свободы слова" в университете Луизианы (США) и грузинскую православную церковь в Париже. Кроме того, Бугадзе работает художником-постановщиком для театра и кино. Кроме родной Грузии Бугадзе персонально выставлялся в Ватикане, Италии, Испании, Швейцарии, Эстонии, Франции, Германии, России, Украине и Армении.

Олег Тимченко

Алена Савельева

Интересный и оригинальный художник из Тбилиси. Живописец очень правдиво передает дух современной грузинской столицы. Профессор Академии художеств в своих картинах безумно романтичен, а с его полотен можно услышать музыку - до того реальность бьет через край. И у каждого она своя. А еще Тимченко невероятно многогранен: рисует сказочные и восточные мотивы, урбанистические пейзажи, постеры в стиле поп-арта. Одним словом, живопись Тимченко - пронзительно красивая и модная.

Леван Сонгулашвили

© Levan Songulashvili Art

Картина Левана Сонгулашвили "Медуза"

Молодой грузинский художник, чьи работы сейчас более популярны в США, чем на родине. В настоящее время 25-летний живописец проходит магистрантский курс обучения в Нью-Йоркской академии искусства. Творчество грузинского художника высоко оценено представителями знаменитых аукционных домов, а также культурными критиками со всего мира. Сонгулашвили очень любит черно-белые оттенки. Его стиль отличает утонченность, магия, глубина эмоций наряду с кажущимся минимализмом, а также явно выраженный мистицизм. Излюбленный жанр - ню.

Тенгиз Марр

Один из самых загадочных, тонких и лаконичных живописцев грузинской столицы. Потомок известного историка, востоковеда и ученого Николая Марра, Тенгих Марр рисует очень своеобразные натюрморты гуашью. Виноград, гранат, персики на его картинах не просто фрукты - а произведения какого-то неуловимого, но явного магнетизма. Геометрические формы у художника принимают абсолютно потрясающие, изящные и элегантные мотивы. Архитектор по образованию, Марр рисует с детства и за это время пережил в своем творчестве много метаморфоз, каждая из которых прекрасна по-своему.

Туту Киладзе

Примитивистка с душой "маленького принца". Герои ее картин - это маленькие люди большого мира. А на картины художницы нужно смотреть по принципу "большое видится на расстоянии". Корабли, деревья, люди, города, дома и светящиеся огоньки в их квартирах - на полотнах Туту из маленьких точек превращаются в эпицентр мира, где жизненно важен каждый момент, от которого трудно оторвать взгляд.

Кока Цхведиани

Его стильные полотна выигрышно украсят стены любой комнаты, офиса, магазина, отеля или галереи. Сюжеты работ Цхведиани настолько сюрреалистичны, хрупки и содержательны, что, кажется, художник не просто космополит, а гуру это безумного, безумного, безумного, безумного мира и его человечества. Краски, жизни, параллельные миры, боль, безудержная энергия и любовь планетарного масштаба насквозь просверлили творчество Коки Цхведиани и живет в каждом миллиметре его трогательных картин.

Ладо Давидович Гудиашвили один из крупнейших грузинских художников XX века.

Сам художник никак не оценивал своё творчество и свой стиль, предпочитая давать односложные ответы.

Творчество Ладо Гудиашвили отличается огромным разнообразием техники и жанра, при этом его стиль довольно легко узнаваем.

"Автопортрет" 1950

Ладо Гудиашвили родился в Тифлисе 18 марта 1896 года в семье железнодорожного служащего. В возрасте 14 лет поступил в художественное училище, после его окончания работал учителем рисования в школе. В 1915 году в Тифлисе прошла его первая персональная выставка, немедленно сделавшая ему имя в художественных кругах Грузии. Гудиашвили вошёл в круг грузинских интеллектуалов, был близок к группе поэтов-символистов «Голубые роги», организованной Паоло Яшвили. Участвовал в археологической экспедиции, изучавшей памятники грузинской архитектуры, много копировал старинные фрески. Работал сразу как художник и график. На прошедшей в 1919 году выставке грузинского искусства было выставлено более пятидесяти его картин и акварелей.

Между 1915 и 1918 годом познакомился с творчеством Нико Пиросманишвили, оказавшим глубочайшее влияние на его собственную художественную манеру.

Ладо Гудиашвили уехал из Тифлиса в Париж осенью 1919 года. Почти сразу художник стал завсегдатаем знаменитого "Улья" и кафе "Ротонда". Он дружил с А.Дереном, Ф.Леже, Ф.Мазерелем, Н.Гончаровой и М.Ларионовым, а также был знаком с А.Модильяни и П.Пикассо.

Весна. (Зелёная женщина). 1920



Парижский дебют Гудиашвили начался с участия в 13-й выставке "Осеннего салона", где он показал четыре картины: "Идиллия", "Кутёж в саду Эдеми", "Тост на рассвете", "Кутёж кинто с женщиной". После салона произведения двадцатичетырехлетнего Гудиашвили получили восторженные отзывы прессы. Вслед за общественным признанием последовал и коммерческий успех - картину "Кутёж с женщиной" и еще три рисунка Гудиашвили купил испанский художник Игнасио Сулоага с намерением позже передать их в собрание музея Прадо.

Излюбленными персонажами картин Гудиашвили были кинто (уличные торговцы, завсегдатаи духанов) и карачохели (трудяги-ремесленники, носившие чоху - черную одежду) и связанные с ними сцены возлияний, пиршеств, гуляний и верховой езды. В годы жизни в Париже Гудиашвили неизменно обращался к воспоминаниям о патриархальном грузинском укладе, внезапно сменившемся в 1921 году новым советским режимом.

Гудиашвили прожил в Париже шесть лет. Все эти годы его сопровождал профессиональный успех: галереи устраивали персональные выставки, его охотно приглашали принимать участие в коллективных экспозициях, диспутах и поэтических чтениях, он работал театральным декоратором.

Однако многие работы Гудиашвили 1920-х годов не лишены пессимизма и меланхолии, отчасти потому, что художник понимал обречённость старинного грузинского уклада времён своей юности. Тем не менее, в годы осознания новой реальности и переоценки ценностей Гудиашвили хранил верность идеалу красоты, который напрямую связывал его творчество с преданием французского и русского символизма — концепцией и культом Вечной Женственности.

В 1925 году, когда многие художники пытались бежать из России, Ладо Гудиашвили, наоборот, вернулся в Советскую Грузию. Он продолжал успешно работать в родном Тифлисе. В 1928 году Гудиашвили стал участником 16-й Венецианской биеннале современного искусства, его работы выставляли в Европе, Америке и СССР.


Кутеж с женщиной 1921 Кутеж с женщиной 1923


1923


Юноша с ланью 1924


Серенада


1920-1926

Некоторые сюжеты постоянно присутствуют в творчестве художника. Наиболее распространённым для Гудиашвили является изображение человека (обычно женщины) и животного. В лирических произведениях животное может быть лошадью, ланью или птицей; в эпических медведем, обезьяной или сказочным чудищем. Часто в портреты включаются животные, как, например, в портрет Пиросмани художник поместил газель, а в портрет Галины Улановой — лань.

Ладо Гудиашвили был замечательным рисовальщиком и хорошо умел передавать движение. Это особенно заметно в его графических работах и книжных иллюстрациях, в том числе к поэме «Витязь в тигровой шкуре» (1934, 1939). Очень типично для художника изменение традиционной формы фигур, что придаёт произведениям некоторый оттенок театральности.

Цвета Гудиашвили ярки, иногда нарочито декоративны. Это противоречит традиции грузинской живописи, идущей ещё от средневековья, когда в картинах преобладали тёмные тона. Ладо Гудиашвили был одним из первых грузинских живописцев, порвавших с этой традицией. Тем не менее, со временем художник находит другие способы подчеркнуть декоративный характер своих произведений, и в 1960-м годам цвет его картин уже не выделяется.

Портрет жены художника Нины 1940


Сладкие мечты


1953


Актрисы 1960


1967


Гадалка 1969


Награжденные 1971


Портрет Nelly Onely.1974

Мотивы творчества художника почти исключительно связаны с Грузией. В частности, он выполнил портреты грузинских писателей и художников, включая Николоза Бараташвили и Нико Пиросмани. Во время войны появляются мифологические мотивы, отдалённо напоминающие «Капричос» Франсиско Гойи.




Рассказать друзьям