Человек в литературе древней руси. Люди и нравы древней руси

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В XIII веке всем народам, которые населяли Киевскую Русь, приходилось в тяжкой борьбе отражать нашествие войска хана Батыя. Монголы находились на русской земле до XV века. И только на протяжении последнего столетия борьба велась не так жестоко. Это нашествие хана Батыя на Русь прямым или косвенным образом способствовало тому, что произошло переосмысление государственного устройства будущей великой державы.

Монголия в ХІІ - ХІІІ веках

Племена, входившие в её состав, соединились только в конце этого века.

Произошло это благодаря Темучину, вождю одного из народов. В 1206 году было проведено всеобщее собрание, в котором приняли участие представители всех народов. На этом собрании Темучина провозгласили великим ханом и дали ему имя Чингис, что в переводе значит «беспредельная сила».

После создания этой империи началось её расширение. Так как самое главное занятие жителей Монголии в то время - это кочевое скотоводство, то, естественно, им свойственно было желание расширить свои пастбища. Оно и было одной из главных причин всех их боевых странствий.

Организация войска монголов

Монгольское войско было организованное по десятичному принципу - 100, 1000 … Проводилось создание императорской гвардии. Главной её функцией был контроль над всей армией. Конница монголов была более обученной, чем какая-либо другая армия, принадлежавшая кочевникам в прошлом. Татарские завоеватели были очень опытными и отличными воинами. Их войско состояло из большого количества воинов, которые были очень хорошо вооружены. Ими также применялась тактика, суть которой была основана на психологическом запугивании врага. Впереди всего своего войска они пускали тех солдат, которые не брали в плен никого, а просто жестоко убивали всех без разбора. Эти воины имели очень устрашающий вид. Ещё одной существенной причиной их побед было то, что соперник был совершенно неподготовленным к такому наступлению.

Присутствие монгольского войска в Азии

После того как в начале XIII века монголы завоевали Сибирь, они начали покорять Китай. Ими была вывезена с северной части этой страны новейшая для того века военная техника и специалисты. Некоторые китайские представители стали очень грамотными и опытными чиновниками монгольской империи.

Со временем войска Монголии завоевали Среднюю Азию, Северный Иран и Закавказье. 31 мая 1223 года состоялась битва между русско-половецким войском и монголо-татарским. Из-за того что не все князья, которые обещали помощь, придержались своего обещания, эта битва была проиграна.

Начало правления хана Батыя

Через 4 года после этой битвы Чингисхан умер, его престол занял Угедей. И когда правительством Монголии было принятое решение о завоевании западных земель, человеком, который будет возглавлять этот поход, был назначен племянник хана - Батый. Один из самых опытных военачальников, Субэдэй-Багатура, был назначен в качестве командующего войсками при Батые. Он был очень опытным одноглазым воином, который сопровождал Чингисхана во времена его походов. Главной целью этого похода было не только расширение своей территории и закрепление успеха, но и обогащение, пополнение своих закромов за счёт ограбленных земель.

Общее количество войска хана Батыя, которое отправилось в такой нелёгкий и далёкий путь, было небольшое. Так как часть его должна была оставаться в Китае и Средней Азии для предотвращения восстания местных жителей. Для похода на Запад было организовано 20-тысячное войско. Благодаря мобилизации, во время которой из каждой семьи забирали старшего сына, численность монгольского войска возросла примерно до 40 тысяч.

Первый путь Батыя

Большое нашествие хана Батыя на Русь началось в 1235 году зимой. Хан Батый и его главнокомандующий не просто так выбрали это время года для начала своего нападения. Ведь в ноябре начиналась зима, время года, когда вокруг много снега. Именно он мог заменить воинам и их лошадям воду. В то время экология на нашей планете ещё не была в таком плачевном состоянии, как сейчас. Поэтому снег можно было без оглядки употреблять в любой точке планеты.

После пересечения Монголии войско вышло в казахские степи. Летом оно было уже на берегах Аральского моря. Путь завоевателей был очень долгий и сложный. Каждый день эта огромная людская и конная масса проходила расстояние в 25 км. Всего же надо было преодолеть около 5 000 км. Поэтому батыри пришли в низовья Волги только в осеннее время 1236 года. Но и здесь им не суждено было отдохнуть.

Они ведь очень хорошо помнили то, что именно волжские булгары в 1223 году разбили их войско. Поэтому они разбили город Булгар, разрушив его. Всех его жителей они безжалостно вырезали. Та же часть горожан, что осталась в живых, просто признала власть Батыя и склонила перед его величеством голову. Представители буртасов и башкиров, которые тоже жили вблизи Волги, покорились захватчикам.

Начало нашествия Батыя на Русь

В 1237 году Батый-хан со своими войсками форсировал Волгу. Его войско оставляло на своём пути большое количество слёз, разрушений и горя. На пути к землям русских княжеств армия хана разделилась на два воинских подразделений, численность каждого из которых составляла около 10 000 человек. Одна часть ушла в южную сторону, туда, где были расположены Крымские степи. Там бутырское войско преследовало хана половцев Котяна и теснило его все ближе к Днепру. Возглавлял это войско Мункэ-хан, который был внуком Чингисхана. Остальная же часть войска, которую возглавил сам Батый и его главнокомандующий, направилась в ту сторону, где были размещены границы Рязанского княжества.

В ХІІІ веке Киевская Русь не являлась единым государством. Причиной этому был её распад в начале XII века на самостоятельные княжества. Они были все автономные и не признавали власть князя киевского. В дополнение ко всему этому они ещё и постоянно воевали между собой. Это приводило к гибели большого количества людей и разрушению городов. Такое состояние дел в стране было характерно не для одной Руси, но и для Европы в целом.

Батый в Рязани

Когда Батый оказался на землях Рязани, он отправил к местному правительству своих послов. Те передали рязанским военачальникам требование хана о выдаче монголам продовольствия и лошадей. Юрий, князь, который правил в Рязани, отказался повиноваться такому вымогательству. Он хотел ответить Батыю войной, но в итоге все русские дружины разбежались, как только монгольское войско пошло в атаку. Рязанские воины спрятались в городе, а хан в то время окружил его.

Так как к обороне Рязань была практически не готова, ей удалось продержаться только 6 дней, после чего Батый-хан со своим войском взял ее штурмом в конце декабря 1237 года. Члены княжеской семьи были убиты, а город разграблен. Город в то время был только отстроен после того, как его разрушил князь суздальский Всеволод в 1208 году. Скорее всего, это и стало главной причиной того, что он не мог в полной мере противостоять монгольскому нападению. Хан Батый, краткая биография которого состоит из всех дат, что обозначают его победы в этом нашествии на Русь, в очередной раз праздновал победу. Это была первая, но далеко не последняя его победа.

Встреча хана с владимирским князем и рязанским боярином

Но на этом не стал останавливаться хан Батый, завоевание Руси продолжалось. Вести о его нашествии распространялись очень быстро. Поэтому в то время, когда он держал в подчинении Рязань, князь владимирский уже начал собирать войско. Во главе его он поставил своего сына, князя Всеволода, и воеводу Еремея Глебовича. В состав этого войска входили полки из Новгорода и Чернигова, а также та часть рязанской дружины, что осталась в живых.

Возле города Коломны, что находится в пойме Москвы-реки, произошла легендарная встреча войска владимирского с монгольским. Это было 1 января 1238 года. Закончилось это противостояние, которое длилось 3 дня, поражением русской дружины. Главный воевода погиб в этом бою, а князь Всеволод убежал с частью своей дружины в город Владимир, где его уже ждал князь Юрий Всеволодович.

Но не успели монгольские захватчики отпраздновать победу, как им пришлось снова сражаться. На этот раз против них выступил Евпатий Коловрат, который в то время был просто боярином из Рязани. Он имел очень маленькое, но мужественное войско. Монголам удалось победить их только благодаря своему превосходству по численности. Сам воевода был убит в этом бою, но тех, кто остался в живых, Батый-хан отпустил. Этим он выразил своё уважение к тому, какое мужество было проявлено этими людьми.

Гибель князя Юрия Всеволодовича

После этих событий нашествие хана Батыя распространилось на Коломну и Москву. Эти города тоже не смогли противостоять такой огромной силе. Москва пала 20 января 1238 года. После этого Батый-хан двинулся со своим войском к Владимиру. Так как у князя не было достаточного количества войска для хорошей обороны города, он оставил часть его вместе со своим сыном Всеволодом в городе для того, чтобы защитить его от захватчиков. Сам же со второй частью воинов покинул славный город для того, чтобы укрепиться в лесах. В итоге город был взят, вся княжеская семья была убита. Со временем посланцы Батыя случайно нашли и самого князя Юрия. Он был убит 4 марта 1238 года на реке Сити.

После того как Батый взял Торжок, жители которого не дождались помощи из Новгорода, его войска повернули на юг. Они всё так же продвигались вперёд двумя отрядами: главная группа и пара тысяч всадников, которых возглавлял Бурундай. Когда основная группа попыталась взять штурмом город Козельск, который оказался на их пути, все их попытки не принесли никакого результата. И только когда они объединились с отрядом Бурундая, а в Козельске остались одни женщины и дети, город пал. Они полностью снесли этот город с лица земли вместе со всеми, кто там был.

Но всё же силы монголов были подорваны. После этого сражения они быстро промаршировали в низовья Волги для того, чтобы отдохнуть и набраться сил и ресурсов для нового похода.

Второй поход Батыя на Запад

Немного передохнув, снова отправился в свой поход хан Батый. Завоевание Руси было не всегда лёгким. Жители некоторых городов не хотели воевать с ханом и отдавали предпочтение проведению переговоров с ним. Для того чтобы Батый-хан не трогал город, некоторые просто покупали себе жизнь с помощью лошадей и провианта. Были и такие, что шли на службу к нему.

Во время второго нашествия, которое началось в 1239 году, Батый-хан ограбил снова те территории, что пали во время первого его похода. Также были захвачены новые города — Переяславль и Чернигов. После них главной целью захватчиков стал Киев.

Несмотря на то что всем было известно о том, что делал хан Батый на Руси, в Киеве продолжались противостояния между местными князьями. 19 сентября Киев был разгромлен, Батый начал нападение на Волынское княжество. Для того чтобы сохранить свои жизни, жители города дали хану большое количество лошадей и провизии. После этого захватчики устремились в сторону Польши и Венгрии.

Последствия нашествия монголо-татар

Вследствие длительных и разрушительных нападений хана Батыя Киевская Русь значительно отстала в развитии от других стран мира. Очень задерживалось её экономическое развитие. Культура государства тоже пострадала. Вся внешняя политика была ориентирована на Золотую Орду. Ей нужно было регулярно платить дань, которую назначил им хан Батый. Краткая биография его жизни, которая была связана исключительно с военными походами, свидетельствует о том, какой большой взнос он сделал в экономику своего государства.

Между учёными-историками и в наше время ведётся спор о том, законсервировали ли политическую раздробленность на русских землях эти походы хана Батыя, или же они были толчком для начала процесса объединения русских земель.

Сегодня наши знания о Древней Руси похожи на мифологию. Свободные люди, отважные князья и богатыри, молочные реки с кисельными берегами. Настоящая история менее поэтична, но от этого не менее интересна.

«Киевской Руси» не было

Название «Киевская Русь» появилось в XIX веке в трудах Михаила Максимовича и других историков в память о главенстве Киева. Уже в самые первые века Руси государство представляло собой несколько обособленных княжеств, живших своей жизнью и вполне независимо. При номинальном подчинении земель Киеву Русь не была единой. Такая система была обычной для ранних феодальных государств Европы, где каждый феодал обладал правом собственности на земли и всех находящихся на них людей.

«Из варяг» куда угодно

Путь «Из варяг в греки» по Днепру не был самостоятельной торговой артерией. Скорее это собирательное название сухопутных, речных и морских путей между Балтикой и Византией. Об этом говорит малое количество византийских монет и крупные клады арабских. На важном отрезке пути вообще не найдено кладов монет. Трудностями пути по Днепру были сложность волоков и порожистость (летом и осенью пороги были непроходимы). Хотя Днепр и играл важную роль, такие реки как Припять, Неман и Западная Двина ничуть не меньше служили связью с Европой и Скандинавией. Таким же разветвленным был и путь «из немец в хозары».

Стены древних храмов скрывали органы


В Киевской Руси можно было увидеть органы и не увидеть колоколов в храмах. Хотя в крупных соборах колокола существовали, в мелких церквях их часто заменяли плоские «била». После монгольских завоеваний органы были утрачены и забыты, а первые колокольные мастера пришли заново из Западной Европы. Об органах в древнерусскую эпоху пишет исследователь музыкальной культуры Татьяна Владышевская. На одной из фресок Софийского собора в Киеве «Скоморохи» изображена сцена с игрой на органе.

Полочане – «родственники» поляков

Язык древнерусского населения считают восточнославянским. Однако археологи и лингвисты с этим не совсем согласны. Предки новгородских словен и части кривичей (полочане) прибыли отнюдь не с южных просторов от Карпат до правобережья Днепра, а с Запада. Исследователи видят западнославянский «след» в находках керамики и берестяных записях. К этой версии склоняется и крупный историк-исследователь Владимир Седов. Предметы быта и особенности обрядов схожи у ильменских и балтийских славян.

Князья имели восточную внешность

Внешность киевских князей была не всегда подлинно «славянской» как это принято представлять. Все дело в тонкой киевской дипломатии, сопровождавшейся династическими браками, как с европейскими династиями, так и с кочевниками – аланами, ясами, половцами. Известны половецкие жены русских князей Святополка Изяславича и Всеволода Владимировича. На некоторых реконструкциях русские князья имеют монголоидные черты.

Не по-русски, а по-псковски

Новгородские и псковские говоры отличались от других наречий Древней Руси. В них были черты, присущие языкам полабов и поляков, и даже совсем архаичные, праславянские. Известные параллели: кьркы- «церковь», хѣде - «седой». Остальные говоры были весьма схожи между собой, хотя и не были таким единым языком как современный русский. Несмотря на различия, простые новгородцы и киевляне могли неплохо понимать друг друга: слова отражали общий для всех славян быт.

«Ненародные» вече были нормой


Вече не всегда были подлинно народными сходами, как красиво гласят летописи. Множество несвободных людей не обладали никакими правами. Часто вече собирало лишь самых влиятельных и богатых людей. В то же время любое многолюдное собрание свободных людей могло называться вече, вот только понятие «свободы» в IX-X вв. было еще довольно туманным: люди полностью зависели от феодалов. Поэтому даже вечевые площади вмещали только ограниченное количество «лучших» людей.

Русины никогда не жили на Руси

Судьба восточнославянского народа русинов сложилась очень странно. Русинами в старых договорах и летописях обычно называли жителей Руси. Но карпатский народ русин никогда живет куда западнее границ Руси, если можно было говорить о границах в ту далекую эпоху. По одной версии русинами прозвали этих людей из-за схожего с русскими наречиями языка венгры, румыны или поляки; по другой же название принесли мигрировавшие на запад тиверцы и уличи, побывав под властью Киева.

«Белые пятна» на самом видном месте

Мы почти ничего не знаем о первых Рюриковичах. События, описываемые в «Повести временных лет» уже на момент написания были легендарны, а свидетельства археологов и поздних летописей скудны и неоднозначны. Письменные договоры упоминают неких Хельга, Ингера, Сфендослава, но даты событий в разных источниках расходятся. Не очень ясна и роль в складывании русской государственности киевского "варяга" Аскольда. И это не говоря уже о вечных спорах вокруг личности Рюрика.

«Столица» была пограничной крепостью

Киев находился далеко не в центре русских земель, а был южной пограничной крепостью Руси, при этом размещаясь на самом севере современной Украины. Города южнее Киева и его окрестностей как правило служили центрами кочевых племен: торков, аланов, половцев, либо носили преимущественно оборонительное значение (например, Переяславль).

Русь – государство работорговли

Важной статьей богатства Древней Руси была работорговля. Торговали не только пленными чужеземцами, но и славянами. Последние пользовались большим спросом на восточных рынках. Арабские источники X-XI веков в красках описывают путь невольников из Руси в страны Халифата и Средиземноморье. Торговля рабами была выгодна князьям, крупные города на Волге и Днепре были центрами работорговли. Огромное количество людей на Руси были несвободны, за долги их могли продать в рабство иностранным купцам. Одними из главных работорговцев были евреи-радониты.

В Киеве «наследили» хазары

Во времена власти хазар (IX-X вв.) помимо тюрок-сборщиков дани в Киеве находилась большая диаспора евреев. Памятники той эпохи до сих пор отражены в «Киевском письме», содержащем переписку на иврите киевских евреев с другими еврейскими общинами. Рускопись хранится в Кембриджской библиотеке. Одни из трех главных киевских ворот назывались Жидовские. В одном из ранних византийских документов Киев называется Самбатас, что по одной из версий можно перевести с хазарского как «верхняя крепость».

Киев – Третий Рим

Древний Киев до монгольского ига занимал площадь около 300 га в период своего расцвета, счет церквей шел на сотни, впервые в истории Руси в нем была применена планировка кварталов, делавших улицы стройными. Городом восхищались европейцы, арабы, византийцы и называли соперником Константинополя. Однако от всего изобилия того времени не осталось почти ни одного строения, не считая Софийского собора, пары-тройки перестроенных церквей и воссозданных Золотых ворот. Первая белокаменная церковь (Десятинная), на которой киевляне спасались от набега монголов, была разрушена уже в XIII веке

Русские крепости старше Руси

Одной из первых каменных крепостей Руси была каменно-земляная крепость в Ладоге (Любшанская, VII в.), основанная словенами. Стоявшая на другом берегу Волхова скандинавская крепость была еще деревянной. Построенная в эпоху Вещего Олега новая каменная крепость уже ничем не уступала аналогичным крепостям Европы. Именно она называлась в скандинавских сагах Альдегьюборг. Одной из первых твердынь на южной границе была крепость в Переяславле-Южном. Среди русских городов лишь единицы могли похвастаться каменным оборонительным зодчеством. Это Изборск (XI век), Псков (XII век) и позднее Копорье (XIII век). Киев в древнерусское время был почти полностью деревянным. Старейшей каменной крепостью был замок Андрея Боголюбского близ Владимира, хотя он знаменит больше своей декоративной частью.

Кириллицу почти не использовали

Глаголица, первая письменная азбука славян, не прижилась на Руси, хотя её знали и могли переводить. Глаголические буквы использовались лишь в некоторых документах. Именно она в первые века Руси связывалась с проповедником Кириллом и называлась «кириллицей». Глаголица часто использовалась в качестве тайнописи. Первой надписью на собственно кириллице оказалась странная надпись «гороухща» или «горушна» на глинянном сосуде из гнёздовского кургана. Надпись появилась незадолго до крещения киевлян. Происхождение и точное толкование этого слова до сих пор вызывает споры.

Древнерусская вселенная


Ладожское озеро называлось «озеро великое Нево» по реке Неве. Окончание "-о" встречалось часто (например: Онего, Неро, Волго). Балтийское море называлось Варяжским, Черное море – Русским, Каспийское – Хвалисским, Азовское – Сурожским, а Белое – Студёным. Эгейское море балканские славяне наоборот называли Белым (Бяло море). Великим Доном назывался не Дон, а его правый приток Северский Донец. Уральские горы в старину называли Большой Камень.

Наследник Великой Моравии

С упадком Великой Моравии, крупнейшей для своего времени славянской державы, начинается возвышение Киева и постепенная христианизация Руси. Так, летописные белые хорваты вышли из-под влияния терпящей крах Моравии, и попали под притяжение Руси. Их соседи, волыняне и бужане издавна участвовали в византийской торговле по Бугу, из-за чего во время походов Олега были известны как переводчики. Неизвестна роль моравских книжников, которых с распадом государства стали притеснять латиняне, однако самое большое количество переводов великоморавских христианских книг (около 39) находилось в Киевской Руси.

Без алкоголя и сахара

Алкоголизма как явления на Руси не было. Винный спирт пришел в страну уже после татаро-монгольского ига, даже пивоварение в классическом виде не сложилось. Крепость напитков обычно не была выше 1-2%. Пили мёд питный, а также хмельной или ставленый (слабоалкогольные), перевары, квасы.

Простые люди в Древней Руси не ели масла, не знали пряностей вроде горчицы и лаврового листа, а также сахара. Варили репу, стол изобиловал кашами, блюдами из ягод и грибов. Вместо чая пили отвары из кипрея, который позднее станет известен как «копорский чай» или иван-чай. Кисели были несладкими и делались из злаков. Ели также много дичи: голубей, зайцев, оленей, вепрей. Традиционными молочными яствами были сметана и творог.

Две «Болгарии» на службе у Руси

Эти два могущественнейших соседа Руси оказали на неё огромное влияние. После заката Моравии обе страны, возникшие на осколках Великой Болгарии, переживают расцвет. Первая страна попрощалась с "булгарским" прошлым, растворившись в славянском большинстве, перешла в православие и восприняла византийскую культуру. Вторая вслед за арабским миром стала исламской, но сохранила булгарский язык в качестве государственного.

В Болгарию переместился центр славянской книжности, на тот момент территория её расширилась настолько, что включала часть будущей Руси. Вариант староболгарского языка стал языком Церкви. Он использовался в многочисленных житиях и поучениях. Булгария в свою очередь стремилась навести порядок в торговле по Волге, пресекая атаки чужеземных бандитов и грабителей. Нормализация волжской торговли обеспечила княжеские владения изобилием восточных товаров. Болгария повлияла на Русь культурой и книжностью, а Булгария способствовала её богатству и процветанию.

Забытые «мегаполисы» Руси

Киев и Новгород были не единственными крупными городами Руси, не зря в Скандинавии её прозвали «Гардарикой» (страна городов). До возвышения Киева одним из самых крупных поселений во всей Восточной и Северной Европе было Гнёздово – город-предок Смоленска. Название условное, так как сам Смоленск находится в стороне. Но, возможно, мы знаем его имя по сагам – Сюрнес. Самыми населёнными также были Ладога, символически считающаяся «первой столицей», и Тимерёвское городище близ Ярославля, что был построен напротив пользующегося славой города-соседа.

«Русь», «Роксолания», «Гардарика» и не только

Балты называли страну «Кревия» по соседним кривичам, в Европе прижилось латинское «Рутения», реже «Роксолания», скандинавские саги называли Русь «Гардарика» (страна городов), чудь и финны «Венемаа» или «Венайа» (от венедов), арабы называли основное население страны «Ас-Сакалиба» (славяне, склавины)

Славяне вне границ

Следы славян можно было отыскать и за пределами государства Рюриковичей. Многие города по средней Волге и в Крыму были многонациональны и заселены в том числе и славянами. До половецкого нашествия много славянских городков существовало на Дону. Известны славянские названия многих Византийских черноморских городов – Корчев, Корсунь, Сурож, Гуслиев. Это говорит о постоянном присутствии русских торговцев. Чудские города Эстландии (совр. Эстонии) – Колывань, Юрьев, Медвежья голова, Клин – с переменным успехом переходили в руки то славян, то германцев, то местных племен. По Западной Двине вперемежку с балтами селились кривичи. В зоне влияния русских торговцев был Невгин (Даугавпилс), в Латгалии – Режица и Очела. Летописи постоянно упоминают походы русских князей на Дунай и взятие местных городов. Так, например, галицкий князь Ярослав Осмомысл «запер дверь Дуная на ключ».

И пираты, и кочевники

Беглые люди различных волостей Руси составляли независимые объединения задолго до казачества. Были известны берладники, населявшие южные степи, главным городом которых были Берлады в Прикарпатье. Они часто нападали на русские города, но в это же время участвовали в совместных походах с русскими князьями. Летописи также знакомят нас с бродниками, смешанным населением непонятного происхождения, имевшим много общего с берладниками.

Морскими пиратами от Руси были ушкуйники. Первоначально это были новгородцы, занимавшиеся набегами и торговым промыслом на Волге, Каме, в Булгарии и на Балтике. Ими предпринимались походы даже в Предуралье – на Югру. Позднее они отделились от Новгорода и даже обрели собственную столицу в городе Хлынов на Вятке. Возможно, именно ушкуйники вместе с карелами разорили древнюю столицу Швеции – Сигтуну в 1187 году.

Каким был человек Древней Руси? Старославянский язык свидетельствует, что он был очень подвижен и словоохотлив, но слаб здоровьем. В его жизни было больше печали, чем веселья. Он с удовольствием бы не работал, но никогда не отказывался трудиться. При этом он не был бессовестным и имел точное понятие о любви. Исследование выполнено в Институте славяноведения РАН при поддержке РГНФ.

Сознание человека любой эпохи можно реконструировать через язык, на котором он говорил. Научный сотрудник Института славяноведения РАН Т.И. Вендина, проанализировав словарный состав древнейших старославянских письменных источников X-XI веков, а также особенности словообразования старославянского языка, смогла ответить на вопрос, кто он, человек Древней Руси, каким он был и чем занимался?

Внешний портрет человека Древней Руси очень скуп. С лица воду не пить, видимо, так считали в то время. Вероятно, поэтому в словаре человека той эпохи обнаружилось всего два прилагательных со значением „красивый“ - ДОБРЪ и ДОБРОЛИЧЬНЪ. Намного внимательнее присматривались в то время к моральному облику строителя феодализма. Язык сохранил множество наименований пороков и добродетелей, на которые был способен человек. Что поделать, и человек Древней Руси был иногда и БЕСРАМЪКЪ, БЕСТОУДЬНИКЪ, БЕСТОУДЬЦЬ, ЛЮТЫДЬ, ПРОКОУДЬНИКЪ, ВИНОПИВЬЦА, НЕЧЛОВЕКЪ, одним словом. Но при этом он никогда не был бессовестным и бездушным. Просто не было таких слов. Ведь в представлении средневековья совесть, как и душа, есть у каждого человека. У нашего пращура было немало добродетелей, бывал он и молитвенником, и отшельником, и святым (БОГОЛЮБЬЦЬ, БОГОЧЬТЫДЬ). А тот факт, что в старославянском языке число добродетелей уступает по численности грехам, может говорить о его чрезмерной строгости к себе.

Собственное несовершенство не давало ему радоваться. В его словаре было мало слов, передающих счастье и радость. Прилагательное РАДОСТЬНЪ - скорее исключение из правил. А если и был он весел, то о Боге (БОГОВЕСЕЛЬНЪ). Зато состояние печали передавалось множеством слов и выражений. Он бывал и ОУНЫЛЪ, и ПРИСКРЪБЬНЪ, и МЪНСТОПЛАЧЬНЪ, и СЪТЬНЪ. Жизнь его заставляла ЗЪЛОСТРАДАТИ, СКРЪБ · ТИ, СТРАДАТИ, ТРЬП · ТИ, ТУЖИТИ, ВЪПЛАКАТИ, СЛЬЗИТИ и РЫДАТИ. Состояние печали даже описывалось очень красноречивым глаголом ЛЮБОПЛАКАТИ (то есть любить плакать). Как тут не плакать, когда была высока вероятность погибнуть не своей смертью. Недаром значение „убить, умертвить“ передаётся в старославянском языке 17 глаголами, а „оставить в живых“ - только одним, ЖИВИТИ.

Физическая форма человека Древней Руси оставляла желать лучшего: в языке осталось множество названий болезней, от которых он мучился. Он был и ГНОИНЪ, и КРЪВОТОЧИВЪ, и ПРОКАЖЕНЪ, и П · ГОТИВ, и СОУХОНОГЪ. Весьма распространенной напастью было сошествие с ума. Глаголы со значением „выздороветь“ заметно уступали по численности глаголам со значением „умереть“, и лишь единственный глагол указывал на пребывание в здравии - ДОБРОПРИИМАТИ. Средневековый человек пожаловался бы, да не было подходящего слова.

Средневековый человек был весьма подвижен. Достаточно сказать, что в активе у него было около 200 глаголов движения. И всего два глагола со значением „остановиться“ („СТАТИ“). МЬДЛОСТЬ, то есть медлительность, расценивалась как леность и равнодушие. Передвигался же он на своих двоих. Поэтому немаловажным для его характеристики было БЛАГОГОЛ · НЬНЪ (имеющий крепкие ноги).

Он не переставал трудиться, но с удовольствием отказался бы работать. Труд был тяжёл, связан со страданием (СТРАДАТИ - тяжело работать), но это был труд на себя. Работа в представлении средневекового человека - это подневольный, рабский труд. (РАБОТА - рабство, неволя; РАБОТАТИ - тяжело работать на кого-либо).

При больших физических нагрузках он не мог себе отказать в таком удовольствии, как беседовать. Разговоры были его слабостью. Об этом говорит огромное количество глаголов со значением „говорить“, а также бытование таких глаголов, как МЪНОГОГЛАГОЛАТИ, ПРОДЬЛИТИ СЛОВО (долго говорить). Видимо, в связи с необходимостью слушателей прерывать этот словесный поток возникли даже специальные глаголы ОУМЛЬЧАТИ, ОНЕМЛЯТИ (заставить замолчать).

И наконец, о личном. Для человека Древней Руси не существовало понятия „дружбы“ (опять же не было в его словаре такого слова). Зато он точно знал, что такое любовь. Любить в представлении средневекового человека - это БЛАГОВОЛИТИ, БЛАГОИЗВОЛИТИ, ВЪБЛАГОВИЛИТИ, то есть желать добра и блага другому человеку.
Источник -

Цели: продолжить знакомство с произведениями древнерусской литературы; совершенствовать навыки анализа прочитанного текста и построения историко-литературных связей; помочь почувствовать нравственное, эстетическое воздействие культурного наследия на духовную жизнь человека. Оборудование: тексты летописей «Житие протопопа аввакума», «Поучение Владимира Мономаха», репродукции картин В. Васнецова, М. Врубеля, а. Бубнова, П. Корина. ХОД УРОКА I.

Организационный этап II. Актуализация опорных знаний Слушание 2-3 сообщений: «Литература Киевской руси как средневековое искусство слова», «Значение введения христианства на руси для развития образования, литературы и искусства» (см. Домашнее задание предыдущего урока).

III. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности 1.

постановка проблемного вопроса «вспомним знакомое… » ( в группах) Учитель. В 7-8 классах вы прочитали отрывки из произведений древнерусской литературы (назовите какие), а также некоторые былины и сказки. Еще по начальным классам, очевидно, вы знаете произведения живописцев на тему русской истории - картины В. Васнецова «Богатыри», М. Врубеля «Микула Се-лянинович», П. Корина «александр невский», а.

Бубнова «Утро на Куликовом поле». Может быть, слышали, хотя бы в отрывках, оперу н. римского-Корсакова «Снегурочка». Какими вам - на основании прочитанного, увиденного и услышанного - представляются люди Древней руси, их идеалы и стремления? 2. презентация результатов творческих работ представителями групп IV. Работа над темой урока 1. Сообщение учителя (По ходу сообщения учащиеся составляют тезисы.) - В XI–XII веках в Киеве переводились произведения древнегреческих, древнеримских, византийских авторов. Это были книги по истории, географии, естествознанию, а также повести, романы, сборники легенд и сказок. В этот же период создавались самобытные произведения. Многие литературные памятники Древней руси связаны с религией (церковные проповеди, «жития святых»). Выдающимся историческим трудом была летопись, создававшаяся в городах Древней руси и, прежде всего, в Киеве. Летописцы не только фиксировали то, чему сами были свидетелями, но и стремились воссоздать общую картину прошлого русской земли. С этой целью они использовали византийские исторические хроники, а также народные предания, былины. Грандиозна по охвату исторических событий летопись, названная «Повестью временных (то есть минувших) лет». В течение ряда десятилетий она создавалась многими авторами. В начале XII века все записи были сведены в единое целое летописцем нестором. Летопись рассказывает о возникновении Древнерусского государства («откуда есть пошла русская земля») и первых князьях («кто в Киеве наче первее княжити»). Монах-летописец нестор и его продолжатели были образованными людьми своего времени, не чуждыми «мирских» интересов. Широта умственного кругозора и патриотизм позволяли авторам «Повести временных лет» верно судить об истинных потребностях страны. С чувством глубокой горечи повествовали они о бедах родины, страдающей от княжеских раздоров, призывая князей объединиться для борьбы со степными кочевниками, разорявшими русь. Летописные тексты нередко отличались высокой художественностью: картинностью зарисовок, лирической взволнованностью. В летописных повестях воспроизводились интересные сюжеты, исторические или легендарные, сказочные; в повествование обильно вводилась героев, наполненная яркими сравнениями, мудрыми изречениями. Кроме летописи, на руси были распространены воинские исторические повести, рассказывающие о героической борьбе русского народа с иноземцами; «хождения» - повести о любознательных путешественниках; проповеди и поучения, авторы которых говорили, каким должен быть человек; послания - страстные публицистические сочинения, нередко обличительные; «слова», посвященные важным вопросам общественной жизни; «жития» - рассказы об образцовых («святых»), по представлениям того времени, людях. С XIII века в стране растет число отшельников - людей, порывающих со своим окружением, уходящих в пустынные места, в горы, в леса, чтобы, отказавшись от материальных благ и телесных радостей, посвятить себя молитвам и обуздать свои прихоти и страсти. Постепенно создавались целые сообщества отшельников, возникали лесные монастыри. такой монастырь, получивший название троицкого, основал недалеко от Москвы Сергий радонежский. Многие лесные старцы отличались трудолюбием, скромностью, чувством взаимного уважения, а в тяжелую для родины годину делали все, чтобы поднять и сплотить народ на борьбу с внешним врагом. Наиболее прославившихся подвигами самопожертвования и веры церковь причисляла к лику святых. О них современники и потомки рассказывали в житиях, служивших основным видом чтения в эпоху средневековья. В житиях чудесно переплетались описания фактов действительности с легендами и фантазиями. Именно таким произведением является житие известного религиозного деятеля Сергия радонежского, составленное Епифанием Премудрым (сам Епифаний провел более тридцати лет в троице-Сергиевом монастыре). Зайцев Борис Константинович - автор рассказов, повестей, романов, очерков, пьес, переводов, произведений на религиозные темы. Его исторический очерк «Преподобный Сергий радонежский» написан на основании древних источников - легенд, преданий, а также жития, составленного Епифанием Премудрым. Мы с вами познакомимся с отрывками из этого очерка, поскольку текст Епифания Премудрого сложен для неподготовленного читателя. 2. Комментированное чтение отрывков из исторического очерка Б. Зайцева «преподобный Сергий радонежский» 3. работа с летописным текстом «житие протопопа аввакума» А) Сообщение учител

Вы прочитали ответ на вопрос Выдающиеся памятники древнерусской письменности (обзор с обсуждением отдельных фрагментов) и если понрвился материал то запиши в закладки - » Выдающиеся памятники древнерусской письменности (обзор с обсуждением отдельных фрагментов) ? .
    Основатель и впоследствии игумен Троице-Сергиевской обители почитается на Руси как величайший подвижник и защитник русской земли от врагов. Какими же прижизненными чудесами известен святой Сергий Радонежский? 1. Власть над бесами. Считается, что во время одинокого подвижничества, которое предшествовало основанию Троице-Сергиевской обители, отец Сергий молитвою и крестом отгонял от себя испытывающих его бесов. 2. Знамения о будущем. Святому Сергию Радонежскому было дано небесное знамение о том, что обитель его никогда не оскудеет. 3. Засновник і згодом ігумени Трійці-Сергієвської обителі шанується на Русі як найбільші подвижники й захисники російської землі від ворогів. Якими ж прижиттєвими чудесами відомий святий Сергий Радонежский? 1. Влада над бісами. Уважається, що під час самотнього подвижництва, що передувало підставам Трійці-Сергієвської обителі, батько Сергий молитвою й хрестом відганяв від себе його бісів, що випробовують. 2. Знамення про майбутнє. Святому Сергию Радонежскому було дано небесне знамення про те, що обитель його ніколи не збідніє. Издавна на Руси отмечают Рождество Христово. В отличие от Сочельника, Рождество отмечали весело и шумно. Рождество на Руси всегда было самым радостным и ожидаемым праздником. С первым утренним колоколом, в этот день все люди на Руси шли на праздничное богослужение в церковь. Затем устраивались веселые гулянья. Молодые люди устраивали катания с горки на санях или лыжах. Рождество на Руси всегда сопровождалось смехом, весельем и песнями. Хозяйки с утра начинали готовить угощения для Каша – это было основное горячее блюдо на Древней Руси. Кашу заправляли растительным маслом. Также ели мясо, которое было жареным или тушеным. В Древней Руси супов не было, появились они только в конце семнадцатого века, его занесли иностранцы из Европы. Летом популярным блюдом была тюря – бабушка нынешней окрошки. Широкое распространение получили такие овощи, как репа, морковь, лук и горох. Что интересно, что в те времена уже заготавливали овощи впрок – 1. Неизвестен год рождения святого, но Церковь отмечает 7 октября как день преподобного Сергия Радонежского, потому что он: А) в этот день родился; Б) принял постриг в монастыре; В) скончался. 2. Какое имя носил Сергий до пострига? А) Варфоломей; Б) Еремей; В) Птолемей. 3. Сергий Радонежский в лесах Подмосковья в середине XIV века основал лавру (мужской православный монастырь), который позже получил название: А) Александро-Невская лавра; Б) Киево-Печерская лавра; В) Троице-Сергиева лавра. 4. Перед Куликовской битвой с татарами Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского,

Обсуждение закрыто.



Рассказать друзьям