Что значит выражение тургеневская девушка. Образ "тургеневской девушки" в произведениях И.С.Тургенева "Чистейшей прелести чистейший образец…"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Сочинения по литературе: «Кто же такая тургеневская девушка»(1)

Изучение психологии русского человека, его внутреннего мира, русского национального характера очень увлекало писателя Ивана Сергеевича Тургенева. «Красота разлита всюду... Но нигде она не сияет с такой силою, как в человеческой индивидуальности», - | писал он в свое время Полине Виардо. В 50-е годы XIX века писатель был проникнут беспокойным желанием художника постичь тайны бытия, жизни и смерти, вечной природы, прекрасного.

В своих повестях тех лет Тургенев запечатлел образ русской женщины в момент ее духовного пробуждения, в ту пору, когда она начала осознавать себя как личность: «... что такое русская женщина? Какая ее судьба, ее положение в свете - словом, что такое ее жизнь?» Тургеневская героиня не удовлетворяется обыкновенными домашними заботами, она «многого требует от жизни, она читает, мечтает... о любви... но для нее это слово много значит». Она ждет героя, в котором для нее воплощено все: «и счастье, и любовь, и мысль», - героя, который способен изменить ход жизни, противостоять «людской пошлости». Поверив в героя, героиня Тургенева «благоговеет перед ним... учится, любит». От тургеневского героя Ася в одноименной повести ждет ответа на самый болезненный и насущный вопрос русской жизни того времени: «Что делать?»

Судьба Аси (история ее детства) напоминает судьбу дочери самого Тургенева, Полины, которая воспитывалась в доме его матери. В этом образе воскресли и черты заинтересовавшей когда-то молодого Тургенева маленькой девочки, незаконнорожденной дочери дяди писателя и крепостной крестьянки. В пору создания повести цепкая память художника воскресила черты этого светлого и красивого маленького существа, в котором уже тогда угадывалась яркий, самобытный характер.

Ася - героиня, наделенная «благородной душой и удивительной силой характера». Господин Н. Н. встречает ее тогда, когда она томится от избытка жизненных и духовных сил, ее тяготит праздность, она вся во власти высоких человеческих порывов, мечтает «пойти куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг». Ее терзают мысли, еще неведомые герою повести: «Дни уходят, жизнь уйдет, а что мы сделали?» по деятельной, полной пользы и смысла жизни уже знакома Асе.

Углубляется и обостряется конфликт тургеневской героини с ее окружением, семьей, обществом. Ася откровенно говорит: «Лучше умереть, чем жить так». Она мечтает о подвиге. Нравственное, духовное изменение героини противопоставлено оскудению образа главного героя повести - и этим обостряется драматический конфликт повести, из нравственно-этического он постепенно перерастает в социальный. Неровность и противоречивость характера Аси во многом объясняется ее происхождением и двусмысленным положением в обществе. Дочь крепостной женщины и барина, она рано начала задумываться над несправедливостью жизни. Прямая и открытая, она стремилась к правде и не могла понять, «отчего никогда нельзя сказать всей правды». В сердце тургеневской девушки бьются гордость, отвага, стремление к независимости, она считает, что «лесть и трусость - самые дурные пороки».

Ася - национальный, типично русский характер, ей близок духовный мир любимой пушкинской героини: «А я хотела бы быть Татьяной». Сначала кажется, что господин Н. окажется достойным Аси. В нем девушка увидела воплощение своих мечтаний, от него ждала ответа на вопрос: «Как жить?» Вместе с чувством любви крепнут и духовные силы героини, у нее «крылья выросли», она не знает колебаний. Господин Н. Н. мог совершенно беспрепятственно жениться на ней, но «сама Ася, с ее огненной головой, с ее прошедшим, с ее воспитанием» его пугала. Господин Н. Н. обманул самые святые надежды героини.

Тургеневская «Ася» окончательно уничтожила веру в то, что люди, подобные господину Н. Н., способны «изменить своим благородством характер нашей жизни».

Образ тургеневской девушки не был неподвижным. От повести к повести типическое обобщение, которое нес в себе этот образ, становилось все более глубоким и современным, вбирая черты, каждый раз освещающие новую сторону русской действительности. Тургеневские девушки похожи в главном - в отношении к идеалу жизни. Это девушки, исполненные радужных, «крылатых надежд», впервые открывающие для себя новый мир ярких чувств и мыслей. В «Асе» (и других повестях, например в «Первой любви») Тургенев психологически точно описал, как в юном сердце, впервые полюбившем, обостряются все чувства, и герой видит, ощущает поток жизни, его незаметное течение.

Героиня романов Тургенева, Вы надменны, нежны и чисты, В вас так много безбурно-осеннего От аллеи, где кружат листы. Н.С. Гумилев
Почему именно Тургенев смог создать такой яркий образ, который не тускнеет уже почти два века? Изучение психологии русского человека, его внутреннего мира, русского национального характера очень увлекало писателя Ивана Сергеевича Тургенева. "Красота разлита всюду... Но нигде она не сияет с такой силою, как в человеческой индивидуальности", - писал он в свое время Полине Виардо. Именно Тургенев создал серию по-настоящему русских женских образов, которые вобрали в себя тонкую женственность, романтичность и мечтательность наряду с необычайной силой характера и само-пожертвованием. В своих произведениях Тургенев запечатлел образ русской женщины в момент ее духовного пробуждения, в ту пору, когда она начала осознавать себя как личность: "... что такое русская женщина? Какая ее судьба, ее положение в свете - словом, что такое ее жизнь?" Тургеневская героиня не удовлетворяется обыкновенными домашними заботами, она "многого требует от жизни, она читает, мечтает... о любви... но для нее это слово много значит". Она ждет героя, в котором для нее воплощено все: Не будь его, мы долго бы не знали Страданий женской любящей души, Ее заветных дум, немой печали; Лишь с ним для нас впервые прозвучали Те песни, что таилися в тиши. Он возмутил стоячих вод молчанье, Запросам тайным громкий дал ответ, Из тьмы он вывел женщину на свет, В широкий мир стремлений и сознанья, На путь живых восторгов, битв и бед. (К. Бальмонт)
Тургеневская героиня выросла среди лесов и полей, она много думает и читает, у нее богатый внутренний мир, в который она не спешит пускать посторонних. Она не очень привлекательна внешне, а молодому человеку, привыкшему к светскому блеску, может показаться и вовсе некрасивой. Несмотря на то, что круг ее знакомств ограничен, она неплохо разбирается в людях и может отличить истинное от показного. Среди окружающих ее молодых людей она безошибочно выберет того, кто готов служить благородной идее, при этом она готова идти за ним хоть на край света. Внешне она кажется слабой и нежной, но в случае необходимости проявляет очень сильный характер, решительность, целеустремленность. Герой-мужчина обычно оказывается слабее нее. Ещё Пушкин подчеркивал в женщине нравственные преимущества силы, цельные и чистые характеры, ставившие её выше "лишних людей" дворянской интеллигенции. Тургенев углубляет и развивает это противоречие, противопоставление. "Сколько ты ни стучись природе в дверь, не отзовется она понятным словом, потому что она немая… Живая душа - та отзовется, и по преимуществу женская душа". Эти слова Шубина из первой главы "Накануне" оправдываются всеми тургеневскими романами. Именно Наталья "отзывается" на призыв Рудина; именно Лизу больше всего взволновала жизненная драма Лаврецкого, и она ответила на его любовь; именно Елена, оставив близких и родину, пошла вместе с Инсаровым на борьбу. Почти везде у Тургенева в любви инициатива принадлежит женщине; её боль сильнее и кровь горячее, её чувства искреннее, преданнее, нежели у образованных молодых людей. Русская женщина всегда ищет героев, она повелительно требует подчинения силе страсти. Сама она чувствует себя готовой к жертве и требует её от другого; когда её иллюзия насчет героя исчезает, ей не остается ничего иного, как быть героиней, страдать, действовать. Романист наделяет своих героинь чертами пленительной женственности, сказывающейся не только в милой внешности, но и в душевной мягкости и грации. Деликатность здесь не означает бесхарактерности. Отличительная особенность женских образов Тургенева в том именно и состоит, что при своей внешней мягкости они сохраняют полную непримиримость в отношении воспитавшей их консервативной среды. Во всех них "огонь" горит вопреки их родным, их семьям, только и думающим о том, как бы этот огонь затушить. Все они независимы и живут "собственной своею жизнию". Образ "тургеневской барышни" за полтора столетия очень сильно трансформировался. Подобные персонажи появлялись и в книгах других русских писателей – например, у Чехова или Булгакова. С тургеневскими героинями они имели довольно много общего. Со временем это выражение стало бытовым. Смысл его значительно изменился. Сейчас так называют романтичных, излишне чувствительных барышень, про которых можно сказать, что они не от мира сего. В современном языке произошло частичное смешение образа с характеристиками "кисейной барышни" - нервной, неприспособленной к реальной жизни. Скорее всего по этой причине, выражение "тургеневская девушка" у современных писателей имеет иной смысл нежели у автора. "Герои Тургенева схематичны, а знаменитые тургеневские женщины вызывают любые чувства, кроме желания с ними познакомиться," - писал ироничный Сергей Довлатов. Для подавляющего большинства обывателей образ тургеневской девушки ассоциируется с неким инфантильным созданием, обязательно в скромном платье с длинной девичьей косой, дожидающейся Прекрасного Принца на своем крылечке. Но этот образ мало похож на образ Аси – той самой девушки, которую описал Тургенев в одноименной повести, давшей название определению "тургеневской девушки". Современная тургеневская девушка, скорее, похожа именно на Асю. Она самолюбива. Мечтает об активной жизни, деятельной и возвышенной. Ее избранник, по ее замыслу, должен во всем помогать ей, так же, как она готова отдать ему всю себя, поклоняясь и преклоняясь. Это нравственная и чистая натура способна к сильным страстям, она мечтает о подвиге, чтобы жизнь не прошла незамеченной и бесследной. У нее достаточно высокая самооценка, но такие же высокие требования она предъявляет и к своему избраннику. И уж тут-то она не готова размениваться на мелочи – готова ждать его столько, пока хватит сил, не задумываясь о том, что девичий прекрасный век не так уж долог.
Мир не стоит на месте, и современные представления о тургеневской девушке также претерпевают изменения. И вот тут-то кроется заблуждение многих, для кого тургеневская девушка – бессловесная тихоня, случайно забредшая в настоящее из дворянского девятнадцатого века. Да, эта девушка отличается от остальных и своим характером, и желанием найти единственного, по-настоящему любить и быть любимой. Но в современном мире эти девушки живут вполне комфортно, они часто бывают вполне успешны на работе, помимо наглухо застегнутых пуританских платьев, они могут позволить себе и брюки, и джинсы, и кроссовки.
Такие девушки широко представлены в книгах жанра романтической прозы как отечественных, так и зарубежных авторов. И у знаменитой Скарлетт О"Хара можно найти, если пристально вглядеться, многие черты героинь Тургенева. У популярнейшей ныне в России английской писательницы Джоджо Мойес образы возвышенных и целеустремленных девушек можно встретить практически в каждой книге. В 8-ом номере журнала "Дружба народов" за 2018 год под заголовком "Тургеневские девушки в информационном шторме" были опубликованы мнения белгородских старшеклассников. Да, многие юноши и девушки сомневаются в том, что "сейчас встречаются тургеневские девушки". Однако более половины высказавшихся уверены, что такие девушки, "немного странные, непристойные и великие романтики" есть, более того, в каждой девушке живет особая, тургеневская. Овчарова Мария, 9в: "Во все времена люди одинаковы по своей природе. Злые и добрые. Скупые и щедрые, грустные и веселые. Конечно, что-то меняется в характере, поведении, понимании мира. Но суть остается та же. Мы живем в век информации, технологий и распущенности. Многие люди даже не пытаются совершенствоваться, ставить цели. Копаясь в это бесконечном информационном потоке информации, мы становимся безвольными овощами. Но я встречала многих девушек, у которых есть принципы, ценности и высокие цели. Они много читают, всесторонне развиваются. Мечтают и идут к мечте. Существуя в нашем веке, когда навязываются пошлость и вульгарность, девушка, пытающаяся достичь своих идеалов, совершает подвиг".
Она не так красива, как Ростова – Графиня с русским духом у Толстого. В ней нет очарованья Лариной Татьяны, Чью добродетель Пушкин защищает рьяно. Тургеневская девушка. Откуда В литературе русской это чудо? "Всё существо её стремилось к правде". Характер, внешность, поведенье, нрав ли Тургенев отразил правдиво, И удивительно приятна эта дива. Её душа ждала, "рвалась, томилась, Как птица одиноко в клетке билась". Тоска её взволнованной души Звала на волю из пустой глуши. В ней, переполненной делами жаждой, Найти мог соучастья каждый. Лицо её прелестно, не уныло, "И всё в нём тонко, умно, мило". С возвышенною чистою душою Она не ищет для себя покоя. В любви она скорей авантюристка, К ней устремляется она на грани риска. Тургеневская девушка. Едва ли Такой вы девы в жизни не встречали… (

Ф отографии этих девочек говорят сами за себя. Это тип, я бы даже сказала, диагноз. Чистые и скромные, без яркого макияжа и вульгарности, но женственные и с хорошими манерами. У них строгие моральные принципы. Они готовы пожертвовать собой ради дела или любви. Мужчины часто называют их идеальными женами. Интересно, что они скажут посмотрев фотографии?

Б ельгийский фотограф Филипп Эрбе собирал их для своего проекта по всей России. С помощью своей подруги Ирины он искал их по всей России: тех, что не ругаются матом, любят классическую музыку и классическую же литературу, носят строгую одежду. Именно поэтому информации о том, девственницы ли они, нет — кто ж такое у дамы спросит — но, наверное, да. Или только по большой любви. Они не обязательно красавицы, но, как говорится, обладают огромной нравственной силой. В современной России живут они, непонятые никем, и носят юбки не короче, чем по колено. Смотрим портреты:


«...не была рассеянна: напротив, она училась прилежно, читала и работала охотно. Она чувствовала глубоко и сильно, но тайно; она и в детстве редко плакала, а теперь даже вздыхала редко, и только бледнела слегка, когда что-нибудь её огорчало» (Наталья Ласунская из романа «Рудин»)


«Слабость возмущала её, глупость сердила, ложь она не прощала «во веки веков»; требования её ни перед чем не отступали, самые молитвы не раз мешались с укором. Стоило человеку потерять её уважение,— а суд произносила она скоро, часто слишком скоро, — и уж он переставал существовать для неё.» (Елена Стахова из «Накануне»)


«Вся проникнутая чувством долга, боязнью оскорбить кого бы то ни было, с сердцем добрым и кротким, она любила всех и никого в особенности» (Лиза Калитина из «Дворянского гнезда»)


«Она была очень недурна собой, живого и кроткого нрава. Ее серые, светлые глаза глядели добродушно и прямо из-под ребячески приподнятых бровей; она почти постоянно улыбалась и смеялась тоже довольно часто. Свежий голос ее звучал очень приятно; двигалась она вольно, быстро - и весело краснела. (Лиза Ожогина из «Дневника лишнего человека»)


Вот и хочу спросить — вы бы влюбились в такую женщину?


Было бы вам с ней хорошо? Что вы вообще о них думаете? Анахронизм, или?



все фото с сайта


Министерство образования и науки Удмуртской Республики
АОУ СПО УР «Экономико-технологический колледж»
Тема доклада выступления:

(коллекция одежды)
Автор: Коновалова Алиса Николаевна
Студентка 14гр. по специальности 261019
«Конструирование, моделирование и технология
изготовления швейных изделий»
Руководитель: Батинова Анастасия Игоревна
Ижевск
2014
Введение
«Что можно сказать о произведениях Тургенева? То ли, что после прочтения их легко дышится, легко верится, тепло чувствуется? Что ощущаешь явственно, как нравственный уровень в тебе поднимается, что мысленно благословляешь и любишь автора? Именно это впечатление оставляют после себя эти прозрачные, будто сотканные из воздуха образы, это начало любви и света, во всякой строке бьющее живым ключом», - так отзывался о творчестве Тургенева великий русский писатель-сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин.
Подобным образом воспринимали произведения Тургенева не только его современники, но и многие последующие поколения русских и зарубежных читателей. В его рассказах, повестях, романах, проникнутых гуманными, благородными чувствами, оживают для нас волнующие картины прошлого, картины русской природы.
«Тургеневская девушка» - это девушка, которая имеет сильный, независимый характер, способная совершить любой подвиг во имя любви и своего счастья. Искренность и честность – вот те качества, отличающие «тургеневскую девушку» от других женщин.
Тургенев был мастером своего дела – он смог разглядеть в девушке те возвышенные качества, которые до него не видел никто. «Тургеневская девушка» – это собирательный образ, можно сказать идеальный. Невозможно точно ответить на вопрос: «Существуют ли сейчас «тургеневские девушки»? Наверняка, они живут среди нас, не поддаются на провокации со стороны современного образа жизни. Учатся или работают, стремятся к своему идеалу жизни, где есть муж, который готовится совершить какое-нибудь открытие или переворот в науке, политике или обществе. Сегодня, правда, она уже мечтает не об общественно-политической деятельности или совершенствованию собственной личности, а о простом женском счастье – идеальная семья и дети.
Цель работы – определить на примерах из произведений Тургенева, кто такая «тургеневская девушка», создать коллекцию одежды, отражающую образ «тургеневской девушки» в ХХІ веке.
Задачи работы:
определить на примере героинь произведений Тургенева образ «тургеневской девушки» как историко-литературного понятия;
дать определение понятия «тургеневская девушка»;
определить какими стали «тургеневские девушки» сейчас;
создать коллекцию одежды, отражающую образ «тургеневской девушки» в ХХІ веке.

«Тургеневская девушка» как историко-литературное понятие
Памяти И. С. Тургенева (фрагмент)
И там вдали, где роща так туманна,
Где луч едва трепещет над тропой,-
Елена, Маша, Лиза, Марианна,
И Ася, и несчастная Сусанна -
Собрались воздушною толпой.
Знакомые причудливые тени,
Создания любви и красоты,
И девственной, и женственной мечты,
Их вызвал к жизни чистый нежный гений,
Он дал им форму, краски, и черты.
Не будь его, мы долго бы не знали
Страданий женской любящей души,
Ее заветных дум, немой печали,
Лишь с ним для нас впервые прозвучали
Те песни, что таилися в тиши.
Он возмутил стоячих вод молчанье,
Запросам тайным громкий дал ответ,
Из тьмы он вывел женщину на свет,
В широкий мир стремлений и сознанья,
На путь живых восторгов, битв и бед.
Константин Бальмонт
В произведениях Тургенева любовь чаще всего имеет печальный, трагический оттенок, но героем доставляет, как и горе, так и радость, делая их более возвышенными. Это неслучайно, так как писатель искренне и бескорыстно любил замужнюю певицу и остался верен своей любви до конца своих дней. Героини его повестей и романов всегда необычны.
«Тургеневская девушка» - так называют особый тип героини, отличающейся своеобразным и глубоким внутренним миром. В основном это замкнутая в себе девушка, но тонко чувствующая, которая, как правило, выросла в поместье, нетронутая светом (городом). Очень чистая, скромная и образованная. Такой образ является явным интровертом, плохо ладит с людьми, но имеет очень глубокую внутреннюю жизнь. Такая девушка не отличается яркой внешностью, ей свойственно простота, зачастую её принимают за дурнушку. «Тургеневская девушка» считается обладательницей по истине сильного характера, который может быть сначала незаметен. Она та, которая ставит пред собой цель и идёт к ней. Ради достижения цели такая девушка может пожертвовать собой. Рассудочность в ней сочетается с порывами истинного чувства и упрямством. Также любит она упорно и неотступно.
Особенности литературного типа «тургеневская девушка»:
душа, которую невозможно не полюбить;
нежность, искренние чувства, отсутствие искусственности и кокетства;
сильный характер;
активность и самостоятельность;
замкнутость;
образованность;
целеустремленность, жажда служить и жертвовать собой ради какой-либо высокой идеи.

В книгах Тургенева можно увидеть следующие примеры представительниц образа «тургеневской девушки».
Наталья Ласунская из романа «Рудин»: девушка семнадцати лет. Автор отмечает в ней такие черты как скромность, сдержанность, аккуратность, а также некую мечтательность и задумчивость, в которою постоянно погружается героиня. Основными её занятиями являются прогулки, вышивка на канве, чтение не только исторических книг и назидательных сочинений, но и, тайно от матери и гувернантки, Пушкина. Также она увлекалась лошадьми. Описывая внешность Натальи, автор делает акцент на выражении ее лица, которое почти всегда отражало “внутреннюю работу мыслей”: “она чувствовала глубоко и сильно, но тайно; она в детстве редко плакала, а теперь даже вздыхала редко, и только бледнела слегка, когда что-нибудь ее огорчало”. Тем не менее сам Тургенев отмечает, что эта девушка вовсе не юная. Эта мысль подтверждается после встречи Натальи и Рудина. Она увидела в Рудине человека с богатой душой и интеллектом, способного на яркие, значительные, приносящие несомненную пользу поступки. Но странно относится к девушке главный герой, Рудин, и она замечает: “он обращается со мной, как с девочкой”. Но автор говорит голосом Лежнева в его беседе с Александрой Павловной: “Наталья - не ребенок; она, поверьте, чаще и глубже размышляет, чем мы с вами. И надобно же, чтобы эдакая честная, страстная и горячая натура наткнулась на такого актера, на такую кокетку!”, последняя фраза относится к Рудину. Даже будучи в расстроенном состоянии, Наталья находит в себе силы сказать Рудину замечательные слова: “...я до сих пор вам верила, каждому вашему слову верила... Вперед, пожалуйста, взвешивайте ваши слова, не произносите их на ветер. Когда я вам сказала, что люблю вас, я знала, что значит это слово; я на все была готова... Теперь мне остается благодарить вас за урок и проститься”. В этой реплике мы слышим боль в душе русской девушки, её печаль и разочарование.
Елена Стахова из романа «Накануне»: В этой героине определённо чувствуется стремление к «деятельному добру», сочувствие ко всем страдающим и угнетённым. В ней идеально сочетается смелость и решительность. Для достижения поставленной цели она порывает со своей преждней жизнью без всяких исключений. Ради своей любви к Инсарову, девушка отвергает всех. Она стала символом тех людей, которые нужны России. Несмотря на смерть мужа, она становится сестрой милосердия, чтобы практически участвовать в борьбе болгарского народа, в память о любимом.
Ася из повести «Ася»: один из самых поэтичных женских образов Тургенева. Она открытая, пылкая и самолюбивая девушка. Поражает читателя своей необычной внешностью и благородством. Также ей характерно застенчивость и неумение вести себя в обществе. В раннем возрасте в голову этой юной леди приходят мысли о противоречиях жизни. С остальными воплощениями образа «тургеневской девушки» её роднит нравственная чистота, искренность, способность к сильным страстям, мечта о подвиге.
В романе «Отцы и дети» Тургенев показал три основных женских образа.
Анна Одинцова Катя ФенечкаВнешность
Красива, стройна, с достойной осанкой. «…руки лежали вдоль стройного стана; спокойно и умно, именно спокойно, глядели светлые глаза; какой-то ласковой и мягкой силой веяло от её лица». Нельзя сказать, что она была красавицей, но она много улыбалась и глядела как-то сурово, снизу вверх; темная брюнетка с большими чертами лица и задумчивыми глазами Молодая женщина, вся беленькая и мягкая, с темными волосами; опрятная
Характер
Гордая, даже высокомерная, дама из высшего общества.
Её ум был «пытлив и равнодушен в одно и то же время».
«Не будь она независима, могла бы броситься в битву».
Вышла замуж по убеждению.
Холодный рассудок и некоторая душевная холодность.
Героиня – яркая и сильная личность. Робкая, молчаливая.
Больше любит читать и размышлять.
Близка к природе, естественна.
Добра, нежна и проста.
Любит музыку и цветы.
Терпелива, нетребовательна, но упряма.
Индивидуальность раскрывается постепенно, в союзе с Аркадием будет главной.
Крестьянка, её положение в романе двойственно.
Автор больше всех сочувствует ей, старается защитить и показать, что она в своем материнстве выше всяких предрассудков.
Фенечка естественна, она - сильная личность с чувством собственного достоинства.
Образ «тургеневской девушки» в ХХІ веке
Какой могла бы быть «тургеневская девушка» сейчас? Вопрос этот в действительности довольно сложный, так как время меняет всё. Оно изменит всякого, но, я думаю, главные её черты остались бы прежними. Решительность и скромность было бы очень ей свойственны, это и отличает её от других. Мне кажется, такую девушку всегда будут характеризовать как мечтательную, образованную и очень скромную, даже немного отчуждённую. Ей сложно поладить с людьми, ведь зачастую её просто не понимают, так как её внутренний мир очень сложен. Многие никогда не смогут понять её жертвенность своему делу, её цели. С таким стремлением она может подняться до невероятных высот, но на каждой новой ступени ей будет препятствовать её же замкнутость. Сейчас мы живём в такое время, когда ты должен быть открыт миру, ты должен быть в ногу со временем, но для достижения своей цели тебе придётся плыть против течения и не врезаться в айсберг, как «Титаник», который при такой встрече потерпел кораблекрушение и пошёл ко дну. Да, ей бы пришлось не сладко в наше время, хотя, как и каждому.
В моём представлении она имеет волосы цвета красного дерева длиной до лопаток, которые ниспадают лёгкими волнами на её светлые плечи. Сложные причёски это не для неё, поэтому она довольствуется косой или свободным пучком на затылке. Цвет её кожи говорит, что её не задело южное солнце, и она не является любителем солнечных ванн. Также это девушка небольшого роста и с невзрачной фигурой, хороша, но не более. Лицо немного округлой формы, выражает образованность и скромность, и даже немного холодность. Высокий лоб прикрывают лишь пару выбившихся прядок, не очень густые брови идеально дополняют её глаза. Они карие с вкраплениями зелёного, излучают решительность. Ничем не примечательный нос и тонкие губы дополняли её образ. В макияже она не отличалась какой-либо экстремальностью. Максимально естественный, разве что ей приходилось добавлять немного румянца, чтобы не казаться слишком бледной. Она была той, которая мечтает носить лёгкие струящиеся платья в пол с кринолином. Ей не мешало бы это сделать общественное мнение, но ей мешала практичность. Гардероб её составляют в основном юбки, блузки и платья из летящих и нежных материалов (например, шелк, шифон и гипюр). Такой девушке нравятся бежевые и лиловые, розовые оттенки, либо благородные тёмно-красный и тёмно-зелёный.
Заключение
Таким образом, в результате проделанной работы мы пришли к выводу, что «тургеневская девушка» - это типичная героиня произведений Ивана Тургенева, литературный стереотип, сформировавшийся в русской культуре на основе обобщённого образа нескольких его женских персонажей из произведений с 1850-х до 1880-х годов.
«Тургеневские девушки» - сильные девушки. Они гораздо сильнее духом окружающих их мужчин. Тургеневский идеал заключается в умении любить и жертвовать собой ради любимого. Все эти героини, конечно, очень разные, у каждой из них своя жизнь, свои переживания, но всех их объединяет любовь и желание быть счастливой. Все это актуально и по сей день. И «тургеневские девушки», несомненно, существуют в нашем современном мире. Нужно лишь приглядеться.
«Тургеневская девушка» - романтичная и возвышенная, хрупкая и трогательная, женственная и утонченная. На протяжении долгих лет этот образ вдохновляет художников и дизайнеров и остается актуальным в современном мире.
Ключевыми составляющими современного образа «тургеневской девушки» являются:
Макияж, который еле заметен;
Прическа очень проста, коса или свободный пучок;
Одежда очень женственная, которая делает её ещё более нежной;
Характер сильной решительной девушки с чувствительной душой.
Список литературы
Танкова Н. С. «Тургеневская девушка» (Литература в школе. – 1996.-№5).
Юферова Н. Э. Будущее «тургеневской девушки» / Тургеневский архив.
Тургеневская барышня. Эксперимент //fashion.ru
Тургеневская девушка //ru.wikipedia.org

Существует устойчивое представление, что женщины-воительницы есть производное от культур исключительно ираноязычных кочевников, прежде всего сарматов. Удивительно, но массовое присутствие амазонок у других кочевых народов - тюрок, монголов почти всегда игнорируется.

Также как игнорируется преемственность культур более поздних тюркских и монгольских кочевников от древних ираноязычных. Ранее я как-то писал о погребальных обрядах монголов , имеющих много общего с иранским зороастризмом.

В этот пост я собрал несколько отрывков из текстов исторических хроник и эпических сказаний, которые повествуют о массовом присутствии воюющих женщин у тюрок и монголов. Как известно, почти во всех кочевых культурах женщина имела более высокий социальный статус, чем у народов земледельческих. Связано это было с устройством быта кочевников который способствовал определенному равноправию между мужчинами и женщинами.

Плано Карпини, "История монгалов"
«Девушки и женщины ездят верхом и ловко скачут на конях, как мужчины. Мы также видели, как они носили колчаны и луки. И как мужчины, так и женщины могут ездить верхом долго и упорно».

Анналы Бертонского монастыря (Annales Burtonenses) о монгольской армии:
«Женщины, наподобие мужчин, скачут верхом, сражаются и стреляют из луков. Доспехи у них сделаны из многослойной кожи, и они почти непробиваемые».


Сейфи Челеби (XVI век) "Таварих" (Хроника)
«После боя, когда обирают павших в сражении калмыков и снимают с них латы и доспехи, обнаруживают, что это девушки. Этот народ обладает такой отвагой, что даже девушки идут на войну, облачившись в военные доспехи» .

Татарские женщины, как и все воины средних веков были невероятно жестоки, о том, как они издевались над пленными писал Фома Сплитский (1200 - 1268 гг.).

Фома Сплитский "Истории архиепископов Салоны и Сплита"
«Татарские женщины, вооружённые на мужской манер, как мужчины, отважно бросались в бой, причём с особой жестокостью они издевались над пленными женщинами. Если они замечали женщин с более привлекательными лицами, которые хоть в какой-то мере могли вызвать у них чувство ревности, они немедленно умерщвляли их ударом меча, если же они видели пригодных к рабскому труду, то отрезали им носы и с обезображенными лицами отдавали исполнять обязанности рабынь».

Иоганн Шильтбергер, "Путешествие по Европе, Азии и Африке с 1394 года по 1427 год".
«В бытность мою у Чакры перед ним и Едигеем предстала одна татарская дама по имени Садур-мелик, со свитой, состоящей из 4 тысяч девиц. Эта знатная дама, желая отомстить одному татарскому королю за то, что он убил ее мужа, просила Едигея, чтобы он помог ей изгнать того короля. Необходимо знать, что эта дама, равно как и провожавшие ее женщины, ездила верхом и управлялась в стрельбе из лука не хуже мужчины и что она, готовясь к битве, привязала к каждой стороне (лошади или седла) по мечу и луку.

Когда двоюродный брат короля, убившего ее мужа, будучи взят в плен в сражении с Чакрой, был отведен к ней, она приказала ему стать на колени, обнажила меч и одним ударом отсекла ему голову, говоря: "Теперь я отомстила!". Это случилось в моем присутствии, и я говорю здесь об этом как очевидец».

Множество воинствующих женских персонажей присутствуют в главном огузском эпосе "Книга моего деда Коркута", это жены, матери, невесты ханов и богатырей. Этот эпос восходит к XI веку - времени завоевания тюрками всей Передней Азии.


Рассказы о Бурла-хатун жене Казан-Бека:
«Сорок стройных дев на коней посадила, вороного жеребца привести велела, сама верхом села, мечом опоясалась и [на поиски сына] отправилась…
«Высокорослая Бурла-хатун разрубила мечом черное знамя гяуров, сбросила (его) на землю»

Кадры из турецкого сериала "Эртогрул".

Интересно, что в 17 веке участник немецкого посольства в Персию Адам Олеарий оставил описание могил Казан-бека и его жены Бурла-хатун в Азербайджане, он даже отметил необычную длину ее гробницы, ведь не даром Бурла-хатун имела постоянный эпитет "высокорослая")

Адам Олеарий "Описание путешествия Голштинского посольства в Московию и Персию"
«Царь Кассан, умерший позже своею смертью, похоронен у Тавриза при реке Аджи. Там и теперь можно видеть эту гробницу. Место погребения его супруги, царицы Бурлэ, показывают у крепости Урмия. Говорят, что могила в 40 футов длиной. Жители утверждают, что эта прежняя нация отличалась людьми гораздо более высокими и сильными, чем нынешние»

Хивинский историк 17 века Абу-ль-Гази отмечает, что жена Казан-бека из племени салор (Салор-Казан-алп) имела высокий рост и была одной их семерых женщин захвативших власть в тюркском государстве (иль), видимо речь опять идет о Бурла-хатун.

Абу-ль-Гази (1603-1664) «Родословная туркмен»
«Знатные люди и бахши из туркмен, сведущие в истории, рассказывают: семь девушек, подчинив себе весь огузский иль, много лет были беками. Первая из них - Алтун-Гозеки, дочь Сундун-бая и жена Салор-Казан-алпа, она была высокого роста»

"Выстрел", художник Булат Гильванов.

"Книга моего деда Коркута" (Китаб-и деде Коркуд)
Повествование о невесте тюркского героя Кан-Туралы Сельджан-Хатун:

«Кан-Туралы глаза приоткрыл, поднял ресницы, видит невеста его на коне, и конь и сама в броне, с копьем в руке, не царевна, а царь-девица!»

О боевых действиях Сельджан-хатун:
«Как увидела это Сельджан-хатун, внутри ее зажегся огонь; как сокол влетает в стаю гусей, она пустила коня на гяуров; с одного конца сокрушив гяуров, она вышла на другой конец».

«Тут Сельджан-хатун пустила коня, нанесла поражение (врагам); бежавших она не преследовала, просивших пощады не убивала. Она подумала, что враг разбит; с лезвием меча в крови она пришла в шатер».

Более чем вероятно, что основа женского головного убора у туркменских племен - гупба, имеющее форму верхушки боевого шлема, действительно, является его декоративной копией, призванной оставить память о том, что когда-то тюркские женщины носили защитное вооружение.
Это татарское женское украшение стало основой для российской Шапки Мономаха, я делал об этом специальный пост.

Отрывки из каракалпакского поэтического сказания «Сорок девушек» («Кырк Кыз») Поэма рассказывает о борьбе богатырши Гулаим и ее женской дружины с джунгарами и персидским Надир-шахом в 18 веке. Само представление о женщинах-воинах несомненно более древнее и восходит к 9-10 вв. - времени сложения тюркских этносов в Средней Азии. Один из вариантов эпоса «Кырк Кыз» можно

****
Повела за собой подруг

На широкий зеленый луг,

Завязала потешный бой.

Кони быстрые горячи,

А в девичьих руках - мечи.

На своих подруг дорогих

Гулаим глядит, весела,

Ободряет и учит их

Выбивать врага из седла,

В боевом наряде мужском

По-мужски сражаться с врагом,

Тонкий стан стянув кушаком,

Без ошибки владеть клинком;

Учит их искусству, каким

Настоящий храбрец-батыр

В грозный час удивляет мир.

Картины Булата Гильванова из цикла "Алтынчеч и сорок девушек"

****
«Кырк Кыз»

Наши силы, как луки, напряжены,

Кони наши откормлены и сильны,

Древки доблестных копий у нас в руках

Позолоченной сталью оснащены.

Ты за дело взялась, как прямой батыр.

Ты готовишься к битвам, хоть любишь мир.

Чтоб клинки не заржавели, ты в ножны

Терпеливо втираешь смолу и жир.

Ты подругам вручила мечи, уча

По-мужски нападать и рубить сплеча,

Чтобы дорого враг нашу кровь купил,

Не ушел от девического меча.



Рассказать друзьям