Еврипид: биография. Трагедии еврипида

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Эврипид (греч. Е?сйрЯдзт, лат. Euripides, 480 -- 406 до н. э.) -- древнегреческий драматург, представитель новой аттической трагедии, в которой преобладает психология над идеей божественного рока. Последний из трех великих афинских трагиков, младший современник Эсхила и Софокла, "философ на сцене"3.

Эврипид родился, как утверждают его древние «Жизнеописания», в день Саламинской победы в 480 г. до н. э. на острове Саламине, куда выселились многие жители Афин на время нашествия персов. Однако такая датировка вызывает сомнение, так как свидетельствует о стремлении связать всех трех трагиков с Саламинской победой. Более достоверной кажется дата 484 г., отмеченная в «Паросской хронике».

По словам «Жизнеописания», Эврипид был сыном простого лавочника Мнесарха, или Мнесархида, и торговки овощами Клито. Но эти сведения недостоверны, так как взяты из комедии. По другим, более надежным источникам, он происходил из знатного рода и даже служил при храме Аполлона Зостерия

Образование и драматургия

Еврипид получил прекрасное образование, посещая лекции Анаксагора и Протагора, обладал богатейшей библиотекой и был другом знаменитых философов -- Сократа, Архелая и Продика. Никакого видимого участия в общественно-политической жизни Афин Еврипид не принимал, что, однако, не мешало ему отликаться на самые острые вопросы современности: большая часть пьес драматурга была написана в период тяжелейшей Пелопонесской войны (431 до н.э. -- 404 до н.э.). Впрочем, первоначально Еврипид готовился стать профессиональным атлетом, некоторое время занимался рисованием, но в возрасте 25 лет посвятил себя драматургии, поставив трагедию "Пелиады" (455 до н.э.) на празднике, посвященному Дионису. До конца своей жизни Еврипид написал около 90 пьес: 18 дошли до нас полностью, остальные сохранились во фрагментах8. Самая ранняя из его достоверно датируемых трагедий, "Алкеста", относится к 438 году до н.э.. Остальные 17 пьес написаны в промежутке между 431 до н.э. и 406 до н.э.: "Медея" -- 431 до н.э., "Гераклиды" -- около 430 до н.э., "Ипполит" -- 428 до н.э., "Киклоп", "Гекуба", "Геракл", "Просительницы" -- между 424 до н.э. и 418 до н.э., "Троянки" -- 415 до н.э., "Электра" -- около 413 до н.э., "Ион", "Ифигения в Тавриде", "Елена" -- около 412 до н.э., "Андромаха" и "Финикиянки" -- около 411 до н.э., "Орест" -- 408 до н.э., "Ифигения в Авлиде" -- 407 до н.э., "Вакханки" -- 406 до н.э.9 Сюжеты драм взяты из разных мифологических циклов, причем 9 из них связаны с историей Троянской войны. В течение жизни Еврипид 5 раз участвовал в поэтических состязаниях, но только 3 раза получил первую награду при жизни10, а 2 раза уже после смерти ("Вакханки", "Ифигения в Авлиде")11.

Последние годы еврипид драматургия политический

Неблагоприятная обстановка, сложившаяся для Еврипида в Афинах, вынудила драматурга покинуть родной город в 408 до н.э., и после недолгого пребывания в фессалийской Магнесии12 он принял приглашение македонского царя Архелая. В Пелле Еврипид написал 2 трагедии -- "Архелай" в честь легендарного Темена, мифического предка своего покровителя, основателя Теменидской династии и первой македонской столицы Эг, а также -- "Вакханок". В Македонии Еврипид и умер в возрасте 74 лет в 406 до н.э.13 В том же году Софокл, незадолго до своей смерти, почтил память Еврипида в проагоне14 перед праздником Дионисий в Афинах. Афиняне почтили память Еврипида, поставив ему пустую гробницу (кенотаф)15.

Политические и нравственные аспекты творчества Еврипида

Произведения Еврипида отражают противоречивые общественные настроения в Афинах эпохи Пелопонесской войны. В нескольких трагедиях драматурга сделаны довольно резкие выпады по отношению к противникам Афин. Так, в "Андромахе" в самом неприглядном свете выставлен царь Спарты Менелай и его жена Елена с дочерью Гермионой, которые, вероломно нарушив слово, не останавливаются перед тем, чтобы убить ребенка Андромахи, рожденного ею от сына Ахилла Неоптолема. Речи Андромахи, посылающей проклятия на голову спартанцев, несомненно, выражали негативное отношение самого автора и его современников к Спарте. Всем была известна жестокость спартанцев к пленным и к порабощенным илотам. В "Оресте" спартанцы также изображены жестокими и вероломными людьми. Так, отец Клитемнестры Тиндар требует казни Ореста за убийство им матери, хотя известно, что Орест совершил это преступление по воле бога Аполлона. Отвратителен в своей подлости и трусости и Менелай. Когда Орест напоминает ему о помощи его отца Агамемнона в войне против Трои и просит оказать поддержку, то Менелай отвечает, что не имеет силы для борьбы с жителями Аргоса и может действовать лишь хитростью16. В "Просительницах" в заявлении Иолая от лица Гераклидов, что они никогда не должны поднимать оружие против афинян как своих спасителей, также очевидно прослеживаются обвинения действий Спарты и Аргоса в первые годы Пелопонесской войны. В той же пьесе изображаются родственники воинов, павших под стенами Фив по время братоубийственной войны между Этеоклом и Полиником. Фиванцы не разрешают семьям убитых взять трупы для погребения, и тогда родственники обращаются за помощью к Афинам. В этом видна прямая аллюзия на события после битвы при Делии в 424 до н.э., когда после победы над афинянами фиванцы отказались выдать для погребения трупы убитых воинов. Для Еврипида этот поступок является нарушением общепризнанного нравственного закона.

В эпоху непрекращающихся войн Еврипид рассмотрел вопросы войны и мира сквозь призму мифологических сюжетов. Трагедия "Гекуба" пронизана антивоенными настроениями, в ней изображены безмерные страдания побежденных, ни в чем не повинных жен, матерей и детей. После взятия Трои ахейцы уводят в плен родственников царя Приама, и Еврипид восхищается величием духа троянок. Гордая дочь Гекубы -- Поликсена, предпочитает умереть, чем жить в рабстве17. "Троянки" также посвящены войне греков с троянцами, но традиционная мифологическая трактовка изменена автором, и вместо восхваления подвигов ахейцев они изображены жестокими людьми, бесчеловечно обращающимися с пленными троянками. Посланец сообщает семье Приама, что жена царя Гекуба станет рабыней Одиссея, ее старшая дочь Кассандра -- наложницей Агамемнона, младшую дочь Поликсену принесут в жертву на могиле Ахилла, жену Гектора Андромаху отдадут в наложницы сыну Ахилла Неоптолему. Победители убивают и сына Андромахи, хотя ребенок ни в чем не виноват перед греками18. Еврипид осуждает захватническую войну, полагая, что правда на стороне троянцев, защищавших свою родину, тогда как греки пошли войной на Трою из-за развратной Елены, которая, увлекшись красотой и сказочными богатствами Париса, сама бросилась в его объятия. Вполне возможно, что трагедия "Троянки", поставленная перед народом Афин в 415 до н.э., была предупреждением против затеянного Алкивиадом похода в Сицилию, обернувшегося в 413 до н.э. чудовищной катастрофой, когда бомльшая часть афинян попала в плен и была продана в рабство, а стратеги Никий и Демосфен были казнены.

Еврипид допускал войну только как средство обороны и защиты справедливости. В "Просительницах" Тесей, выразитель взглядов поэта, ведет войну против фиванцев лишь до тех пор, пока не наносит им поражения, но останавливает свое войско, когда оно уже могло ворваться в побежденный город. И в "Гераклидах" афиняне настаивают на освобождении взятого в плен Эврисфея, в противоположность Алкмене, олицетворяющей спартанскую жестокость. Надо знать, говорит поэт, что победа не приносит прочного счастья. "Безумен тот из смертных, кто разоряет города, храмы и могилы, святыни умерших: предав их опустошению, впоследствии он сам погибнет", -- такое предупреждение делает Посейдон в начале "Троянок".

Патриот Афин Еврипид воспевал самопожертвование граждан ради спасения родного города. Так, в трагедии "Гераклиды" дочь Геракла, юная Макария, жертвует собой, чтобы спасти родной город и своих братьев и сестер. В "Финикиянках" Менекей, сын Креонта, узнав, что для победы родины над врагами требуется принесение его в жертву, без колебаний, тайно от отца, отдает свою жизнь. Самопожертвование является основным мотивом трагедии "Ифигения в Авлиде", где героиня добровольно отдает себя в жертву ради блага Греции. В недошедшей до нас трагедии "Эрехтей" мать принесла в жертву свою дочь для спасения Афин.

В некоторых трагедиях Еврипид под видом событий мифологического прошлого показывал благородные деяния афинского государства, всегда готового встать на защиту попранной справедливости. Так, некогда Афины вступились за детей Геракла ("Гераклиды"), добились воздания погребальных почестей погибшим участникам похода семерых против Фив ("Просительницы").

Идеальное государственное устройство для Еврипида -- это демократия, о чем свидетельствует одна из сцен в "Просительницах", где Тесей принимает под свое покровительство жен и матерей павших под Фивами воинов. Когда из этого города в Афины является посол для переговоров, то драматург вводит в пьесу спор на тему о наилучшем государственном устройстве19. Фиванский посол доказывает непригодность демократии в виду того, что власть принадлежит толпе, которой заправляют ловкие демагоги. Тесей в ответ на это разоблачает гнусность тирании, прославляет свободу и равенство, царящие в демократическом государстве.

Основой афинской демократии Еврипид считал средние социальные слои мелких собственников и ремесленников. Тип такого гражданина, живущего плодами своего труда, показан в образе крестьянина, фиктивного мужа Электры. Сама Электра отмечает его высокое благородство, а Орест, познакомившись с ним, размышляет о несоответствии, которое наблюдается в натурах людей. Сын благородного отца оказывается негодным, а человек из бедного и ничтожного рода -- благородным. Поэтому выше надо ценить не происхождение, а нравственные свойства людей ("Электра", 367-398). Внешнее положение не изменит нравственных качеств: негодный всегда останется негодным, но никакое несчастье никогда не совратит благородного. Немалое значение в этом имеет и воспитание ("Гекуба", 595-602).

В то же время Еврипид понимал опасность влияния на афинское общество демагогии, считая ее благодатной почвой для возникновения тирании. В "Оресте" выписан образ оратора -- наглого крикуна, который, как полагали уже античные критики, был списан с кого-то из современных Еврипиду демагогов, может быть с Клеофонта. Подобным же демагогом драматург неоднократно представлял и Одиссея ("Гекуба", 130-131, 254-257; "Троянки", 277-291; "Ифигения в Авлиде", 525-527).

Национальное и мировое значение Еврипида

Когда насмешки комедиографов с течением времени потеряли свою актуальность, а драмы Эсхила и Софокла утратили новизну, трагедии Еврипида по своему духу оказались удивительно современны грекам уже IV до н.э., прочно войдя в золотой фонд классической греческой литературы20. С эпохи эллинизма творчество Еврипида приобрело еще бомльшую популярность и широко распространилось по всему античному миру. Понимание души человека, оригинальность сюжета, интересное видение интриги, простота языка и изящество разговорной речи были близки и понятны и ценителям высокого искусства, и обычным людям. Пьесы так трогали публику, что даже тиран Александр Ферский, спокойно закапывавший своих врагов живьем в землю, заплакал на спектакле "Троянок" 21, а жители Абдер22, по рассказу Лукиана, после постановки "Андромеды" пришли в такое лихорадочное состояние, что буквально помешались на трагедии. Все они были бледны и худы, и произносили ямбы и громко кричали, чаще всего исполняя монологи из Еврипидовой "Андромеды". Такое состояние продолжалось с ними долгое время, пока не началась зима и наступивший сильный холод не прекратил их бред.23.

Для критиков и грамматиков Александрии простота языка Еврипида была не столь интересна, зато они с увлечением изучали вариации сюжетов известных мифов и пытались избавить тексты пьес от позднейших интерполяций. Афинский ученый Филохор, известный своим сочинением по истории Аттики, написал одну из первых биографий Еврипида, а Дикеарх и Каллимах систематизировали корпус сочинений трагика. Еврипид также стал довольно рано известен и в Риме: уже первый римский просветитель Ливий Андроник, переводивший греческую поэзию на латынь, в первую очередь стремился познакомить римскую публику с трагедиями Еврипида. Творчески перерабатывали драмы Еврипида видные римские поэты -- Энний, Овидий, Сенека.

После перерыва в эпоху Средневековья интерес к Еврипиду вновь возник в период Возрождения и классицизма. Трагедии Еврипида оказали влияние на Корнеля, Расина и Вольтера. Античного драматурга высоко ценили Гёте и Шиллер. Увлекались Еврипидом и романтики Тик, Байрон, Шелли, Теннисон. В России драмам Еврипида подражали (например, "Андромаха" Петра Катенина), а также переводили отдельные его произведения. Главная заслуга в переводе драм Еврипида на русский язык принадлежит Иннокентию Анненскому.

Еврипи́д (правильнее Эврипи́д, др.-греч. Εὐριπίδης, лат. Euripides, 480 — 406 до н. э.) — древнегреческий драматург, представитель новой аттической трагедии, в которой преобладает психология над идеей божественного рока.

Согласно позднему свидетельству в «Су́де», раньше Еврипида жил малоизвестный драматург с таким же именем.

Древние «Жизнеописания» Еврипида утверждают, что он родился на Саламине, в день знаменитой победы греков над персами в морском сражении, 23 сентября 480 до н. э., от Мнесарха и Клейто. Родители оказались на Саламине в числе других афинян, бежавших от войска персидского царя Ксеркса. В этом сражении участвовал Эсхил, а шестнадцатилетний Софокл выступал в хоре юношей, прославлявших одержанную победу. Так древнегреческими летописцами была представлена преемственность трех великих трагиков. Точная привязка дня рождения Еврипида к победе является приукрашением, которое часто встречается в рассказах античных авторов о великих. Так в Суде сообщается, что мать Еврипида зачала его в то время, когда Ксеркс вторгся в Европу (май, 480 до н. э.), из чего следует, что в сентябре он родиться никак не мог. Надпись на Паросском мраморе определяет год рождения драматурга как 486 до н. э., причем в этой летописи греческой жизни имя драматурга упоминается 3 раза — чаще, чем имя любого царя. По другим свидетельствам дата рождения может быть отнесена к 481 до н. э.

Отец Еврипида был уважаемым и судя по всему богатым человеком, мать Клейто занималась продажей овощей. В детстве Еврипид серьёзно занимался гимнастикой, даже выиграл соревнования среди мальчиков и хотел было попасть на Олимпийские игры, но был отвергнут по молодости. Потом занимался рисованием, без особого, впрочем, успеха. Затем стал брать уроки в ораторском искусстве и литературе у Продика и Анаксагора и уроки философии у Сократа. Еврипид собирал книги в библиотеку, а вскоре сам стал писать. Первая пьеса, «Пелиад», вышла на сцену в 455 до н. э., но тогда автор не победил из-за ссоры с судьями. Первый приз за мастерство Еврипид завоевал в 441 до н. э. и с тех пор вплоть до смерти создавал свои творения. Общественная активность драматурга проявилась в том, что он участвовал в посольстве в Сиракузы на Сицилии, видимо, поддерживая цели посольства авторитетом писателя, признанного всей Элладой.

Семейная жизнь Еврипида складывалась неудачно. От первой жены, Хлоирины, имел 3 сыновей, но развелся с ней из-за её супружеской неверности, написав пьесу «Ипполит», где высмеивал сексуальные отношения. Вторая жена, Мелитта, оказалась не лучше первой. Еврипид снискал славу женоненавистника, что давало повод шутить над ним мастеру комедии Аристофану.

В 408 до н. э. великий драматург принял решение покинуть Афины, приняв приглашение македонского царя Архелая. Неизвестно точно, что повлияло на решение Еврипида. Историки склоняются к мысли, что основной причиной явилась если и не травля, то обида ранимой творческой личности на сограждан за непризнание заслуг. Дело в том, что из 92 пьес (75 согласно другому источнику) только 4 были отмечены призами на театральных состязаниях при жизни автора, и одна пьеса посмертно. О популярности драматурга в народе говорит рассказ Плутарха про страшное поражение афинян на Сицилии в 413 до н. э.:

«Их [афинян] продавали в рабство и ставили на лбу клеймо в виде лошади. Да, были и такие, кому вдобавок к неволе привелось терпеть ещё и это. Но даже в такой крайности им приносило пользу чувство собственного достоинства и умение себя держать. Владельцы либо отпускали их на свободу, либо высоко ценили. А некоторых спас Еврипид. Дело в том, что сицилийцы, вероятно, больше всех греков, живущих за пределами Аттики, чтили талант Еврипида. Когда приезжающие доставляли им небольшие отрывки из его произведений, сицилийцы с наслаждением вытверживали их наизусть и повторяли друг другу. Говорят, что в ту пору многие из благополучно возвратившихся домой горячо приветствовали Еврипида и рассказывали ему, как они получали свободу, обучив хозяина тому, что осталось в памяти из его стихов, или как, блуждая после битвы, зарабатывали себе пищу и воду пением песен из его трагедий.»

Архелай выказывал знаменитому гостю почет и демонстративное уважение до такой степени, что знаки расположения явились причиной гибели самого царя. Аристотель в труде «Политика» сообщает о неком Декамнихе, которого выдали для бичевания Еврипиду за нанесённую тому обиду, и этот Декамних в отместку организовал заговор, в результате которого Архелай погиб. Случилось это уже позже смерти самого Еврипида в 406 до н. э. Смерть столь замечательной личности породила легенды, изложенные в Суде:

«Еврипид окончил жизнь в результате заговора Арридея из Македонии и Кратея из Фессалии, поэтов, ревнующих к славе Еврипида. Они подкупили за 10 мин придворного по имени Лисимах, чтобы тот спустил с привязи на Еврипида царских гончих, за которыми следил. Другие говорят, что Еврипид был разорван не псами, но женщинами, когда он ночью спешил на свидание с Кратером, юным любовником Архелая. Третьи утверждают, что он собирался встретиться с Никодикой, женой Арефа.»

Еврипид краткая биография древнегреческого философа-трагика и драматурга изложена в этой статье.

Еврипид краткая биография

Родиной Еврипида был Саламин. Здесь он появился на свет приблизительно в 480 году до нашей эры. Историки считают, что его родители были богатыми, но по происхождению не знатными людьми, но получил прекрасное образование.

В детские годы Еврипид мечтал стать участником Олимпийских игр (он был способным гимнастом), но слишком юный возраст помешал принять ему участие в них. Решив пойти другим путем, он стал учиться литературе, ораторскому искусству, философии. Его произведения новаторство Еврипида красноречиво свидетельствуют о том факту, что он преуспел в этом деле. Мировоззрение Еврипида во многом формировалось под влиянием учений Анаксагора, Протагора, Продика. Он собирал редкие книги в личную библиотеку, и однажды наступил тот знаменательный момент, когда Еврипид решил писать сам.

Еврипид начал искать себя в творчестве, когда ему выполнилось 18 лет. Первое состязание в драматическом искусстве, в котором он принимал участие со своей пьесой «Пелиад», относится к 455 году до нашей эры. И только в 440 году до нашей эры его впервые удостоили высшей награды.

Еврипид держался вдали от политической и общественной жизни города и страны, но не был полностью к ней безразличен. Он был дважды женат и дважды неудачно. Это сделало драматурга в глазах общественности злостным женоненавистником.

Сколько пьес написал Еврипид?

Достоверно известно, что Еврипид сочинил от 75 до 92 пьес, а до сегодняшнего дня целиком сохранилось 17 драматических произведений. Самыми известными считаются «Медея», «Электра», «Ифигения в Тавриде». Новаторство Еврипида в написании произведений выразилось в том, что больше внимания стало уделяться частной жизни людей, бытовой стороне, и душевным страданиям людей. Еврипид произведения которого высоко ценились в обществе, получили четыре награды за постановки в Афинах. Но этого показалось драматургу мало и он, обидевшись, покинул город Перикла.

Древняя Греция подарила человечеству трех великих трагиков - Эсхила, Софокла и

Еврипида. Еврипид последний и самый младший в их ряду. Ко времени его появления

творчество Эсхила уже утвердило трагедию как ведущий литературный жанр.

Насмешник Аристофан говорил, что Эсхил "первый из греков нагромоздил величавые

слова и ввел красивую шумиху трагической речи".

Еврипид облегчил язык трагедии, осовременил его, приблизил к разговорной речи,

потому, видимо, он был более популярен у последующих поколений, нежели у своего,

привыкшего к "величавым словам"

Начало творческой деятельности Еврипида пришлось на период высшего расцвета

афинского государства, возглавившего союз множества мелких государств и островов

Эгейского архипелага при правлении Перикла в 445-430 годах до н э., а вторая

половина его жизни совпала с начинающимся кризисом в пору Пелопоннесской войны

(431 - 404 годы до н э.), когда демократические Афины столкнулись с другим

могущественным объединением - олигархической Спартой. Ненависть афинян к Спарте

стала эмоциональным содержанием трагедии Еврипида "Андромаха", где спартанский

царь Менелай, его жена Елена, виновница Троянской войны, и их дочь Гер-миона

выведены коварными и жестокими людьми.

В "век Перикла" Афины сделались главным культурным центром всего греческого

мира, привлекающим творческих людей со всех его концов. Этому способствовал и

сам Перикл, необычайно образованный для своего времени человек, прекрасный

оратор, талантливый полководец, тонкий политик При нем перестраивались Афины,

возводился Парфенон, замечательный ваятель Фидий возглавлял строительные работы

и украшал храм своими скульптурными работами. Подолгу жили в Афинах историк

Геродот, философ Анаксагор, софист Протагор (которому принадлежит знаменитая

формула: "Человек есть мера всех вещей") В то время Гиппократ начал создавать

медицину, Демокрит и Антифонт развивали математическую науку, расцветало

ораторское искусство. .

Афины называли "школой Греции", "Элладой Эллады" Не удивительно, что

патриотическое воодушевление отразилось во многих произведениях искусства того

времени, среди них были и особо отмеченные патриотическим чувством трагедии

Еврипида - "Гераклиды", "Просительницы", "Финикиянки".

Древние "Жизнеописания" Еврипида утверждают, что он родился в день победы в

Саламинском сражении (где феческий флот разгромил персов) в 480 году до н. э. на

острове Саламине. В этом сражении

участвовал Эсхил, а шестнадцатилетний Софокл выступал в хоре юношей,

прославлявших одержанную победу. Так была представлена древнегреческими

летописцами преемственность трех великих трагиков - слишком красиво, чтобы быть

правдой "Паросская хроника" называет датой рождения Еврипида 484 год до н. э.,

что исследователям представляется более достоверным.

В "Жизнеописаниях" говорится, что Еврипид был сыном лавочника Мнесарха и

торговки овощами Клито. И эти сведения ученые подвергают сомнению, поскольку они

взяты из комедии Аристофана ("Женщины на празднике Фесмофорий"), известного

своими нападками на трагика: он намекал и на его низкое происхождение от простой

зеленщицы, и на неверность его жены и т.д.

По другим источникам, которые считаются более надежными, Еврипид происходил из

знатного рода и даже служил при храме Аполлона Зостерия. Он получил прекрасное

образование, имел одну из самых богатых библиотек своего времени, дружил с

философами Анаксагором и Архелаем, софистами Протагором и Продиком. Это больше

похоже на правду - за избыток ученых рассуждений в его трагедиях современники

называли Еврипида "философом на сцене". Подтверждает последнюю биографическую

версию и римский писатель Авл Геллий в "Аттических ночах", где говорит, что

Еврипид имел средства и учился у Протагора и Анаксагора.

Еврипида описывают замкнутым, мрачным человеком, склонным к уединению, плюс ко

всему еще и женоненавистником. Угрюмым он изображен и на сохранившихся

портретах. Если переложить древние характеристики Еврипида на язык наших

понятий, можно сказать, что он был крайне честолюбивым (впрочем, это одно из

условий творчества), обостренно впечатлительным и обидчивым человеком Можно ли

Аристофана) Даже "демонической" Медее Еврипид позволяет произнести слова, за

много веков предвосхитившие некрасовскую тему "долюшки женской":

Да, между тех, кто дышит и кто мыслит, Нас, женщин, нет несчастней За мужей Мы

платим и недешево. А купишь, Так он тебе хозяин, а не раб И первого второе горе

больше. А главное - берешь ведь наобум. Порочен он иль честен, как узнаешь? А

между тем уйди - тебе ж позор, И удалить супруга ты не смеешь

(Перевод И. Анненского)

Причин для мрачного состояния духа у Еврипида хватало. Его произведения редко

пользовались успехом у современников. В состязаниях поэтов, принятых в Древней

Греции, Еврипид побеждал всего три раза (и два после смерти - за трагедии

"Вакханки" и "Ифигения в Авлиде", поставленные его сыном). Впервые его трагедия

("Пелиады") появилась на сцене в 455 году до н. э., а первую победу он одержал

только в 441-м. К примеру, Софокл выходил в победители восемнадцать раз.

Еврипид поддерживал близость с выдающимися умами своего времени, приветствовал

все новации в области религии, философии и науки, за что подвергался нападкам

умеренных общественных кругов. Выразителем их взглядов являлась аттическая

комедия, самым ярким представителем которой был современник трагика Аристофан. В

своих комедиях он высмеивал и общественные взгляды, и художественные приемы, и

личную жизнь Еврипида.

Возможно, этими обстоятельствами объясняется тот факт, что на склоне лет, в 408

году до н. э., Еврипид принял приглашение македонского царя Архелая и

переселился в Македонию. Там им написана трагедия "Архелай" в честь предка

своего покровителя, а также "Вакханки" - под впечатлением местного культа

Диониса. В Македонии он и ушел из жизни в 406 году до н. э. Даже смерть его была

окружена слухами и сплетнями. По одной версии, он якобы был растерзан собаками,

по другой - женщинами. Здесь слышатся отзвуки той же комедии Аристофана "Женщины

на празднике Фесмофорий". По ее сюжету женщины, разгневанные на Еврипида за то,

что он выводит их слишком неприглядными в своих трагедиях, сговариваются его

убить. В комедии самосуд не состоялся, зато "украсил" биографию трагика.

Еврипиду принадлежат 90 трагедий, из которых до нас дошло 18. Хронологию их

появления на сцене исследователи определяют приблизительно: "Алкестида" (438 год

до н. э.), "Медея" (431), "Геракли-ды" (около 430-го), "Ипполит" (428),

"Циклоп", "Гекуба", "Геракл", "Просительницы" (424-418), "Троянки" (415),

"Электра" (около 413), "Ион", "Ифигения в Тавриде", "Елена" (около 412),

"Андромаха" и "Финикиянки" (около 411-го), "Орест" (408), "Вакханки" и "Ифигения

в Авлиде" (405).

Сюжеты для своих трагедий, как и его предшественники, Еврипид черпал из сказаний

Троянского и Фиванского циклов, аттических преданий, мифов о походе аргонавтов,

подвигах Геракла и судьбе его потомков. Однако в отличие от Эсхила и Софокла у

него уже совсем иное осмысление мифа. Он отошел от традиции возвышенных,

нормативных образов и стал изображать мифологических персонажей как земных людей

Со всеми страстями, противоречиями и заблуждениями.

Еврипид выработал и новые принципы изображения человека, показывая

психологические мотивы поступков, а не типологически предусмотренные, как было

прежде: герой поступает героически, злодей - злодейски. Ему первому удалось

представить психологическую драму, когда борения, смятения чувств персонажей

передаются зрителям и вызывают сочувствие, а не просто осуждение или восхищение.

Пожалуй, наиболее ярко это выражено в трагедии "Медея".

В основе "Медеи" - сюжет из мифа о походе Аргонавтов. Ясон добыл в Колхиде

золотое руно с помощью дочери колхидского царя волшебницы Медеи. Личность яркая,

сильная, бескомпромиссная, она под влиянием страсти к Ясону оставляет родной

дом, предает отца, убивает брата, обрекает себя на несносное существование в

чужой стране, где ее презирают как дочь "варварского" народа. Между тем Ясон

обязан ей и жизнью, и престолом. Когда он покидает Медею, чтобы жениться на

наследнице коринфского царя Главке, обида и ревность настолько ослепляют Медею,

что она задумывает самую страшную месть - убийство их детей. Терзания Медеи, в

безумии мечущейся между материнскими чувствами и властью мстительного порыва,

столь ужасны, что невольно вызывают сочувствие. Здесь трагедия, рок в чистом

виде - Медея обречена, у нее нет никакого выхода. Она не может вернуться домой и

не может остаться в Коринфе, откуда ее изгоняет Ясон ввиду новой женитьбы. Не

уверена она и в будущем своих детей, даже если оставит их с отцом, ведь они для

греков - дети "варварки". И Медея принимает решение:

Так клянусь же

Аидом я и всей подземной силой, Что не видать врагам моих детей, Покинутых

Медеей на глумленье...

"Медея", непревзойденная трагедия во всей мировой литературе, до сих пор не

сходит со сцен. Одна из самых ярких современных исполнительниц Медеи -

замечательная актриса Любовь Селютина в московском Театре на Таганке, где эта

трагедия неизменно идет с аншлагами.

Слава пришла к Еврипиду, увы, после смерти. Современники не сумели его оценить.

Исключение составил только остров Сицилия. Древнегречески историк Плутарх в

своих "Сравнительных жизнеописаниях" рассказывает о том, как отдельным афинским

воинам, плененным и попавшим в рабство во время неудачного сицилийского похода,

удалось вырваться на родину: "...некоторых спас Еврипид. Дело в том, что

сицилийцы, вероятно, больше всех греков, живущих за пределами Аттики, чтили

талант Еврипида... Говорят, что в ту пору многие из благо-

получно возвратившихся домой горячо приветствовали Еврипида и рассказывали ему,

как они получали свободу, обучив хозяина тому, что осталось в памяти из его

стихов, или как, блуждая после битвы, зарабатывали себе пищу и воду пением песен

из его трагедий. Нет, стало быть, ничего невероятного в рассказе о том, что в

Кавне какому-то судну сначала не позволяли укрыться в гавани от пиратов, а затем

впустили его, когда после расспросов удостоверились, что моряки помнят наизусть

стихи Еврипида" ("Никий и Красе").

Спустя век трагедии Еврипида начали пользоваться большим успехом и у него на

родине, в то время как Эсхил и Софокл стали терять популярность. Позднее к

трагедиям Еврипида неоднократно обращались римские драматурги. К примеру,

"Медею" перерабатывали Эн-ний, Овидий, Сенека. В эпоху классицизма Еврипид

оказал влияние на Корнеля ("Медея"), Расина ("Федра", "Андромаха", "Ифигения",

"Фи-ваида, или Братья-враги"). Вольтер по мотивам его трагедий написал "Меропу"

и "Ореста". Шиллер на основе "Финикиянок" Еврипида создал "Мессинскую невесту".

В России интерес к Еврипиду возник давно - известны "Андромаха" П.А Катенина, а

также многочисленные переводы Один из лучших переводчиков Еврипида Иннокентий

Анненский написал и несколько подражаний, использовав сюжеты не дошедших до нас

трагедий

Угрюмый Еврипид, так страдавший когда-то из-за своих редких побед в состязаниях

поэтов, одержал главную победу - над временем, и по сей день его трагедии

украшают театральные сцены.

Еврипид (480 до н.э. - 406 до н.э.), древнегреческий драматург. По другим сведениям - год рождения 485-484 до н.э.

Еврипид считается одним из первых трех профессиональных драматургов, сформировавших один из основополагающих жанров драматургии - трагедию. Однако, обращаясь к творчеству его предшественников, Эсхила и Софокла, мы встречаемся прежде всего со становлением и развитием архитектоники и структуры жанра. Так, Эсхил первым ввел в трагедию второго актера; Софокл значительно увеличил объем диалогов и ввел третьего актера, что позволило обострить драматургическое действие. Что же касается Еврипида, то он коренным образом трансформировал сущностный аспект трагедии - проблематику и характеры ее персонажей. Принципиальная новизна его творчества позволила трагедии сделать огромный скачок в своем развитии - по сути, в его пьесах уже содержатся принципы сегодняшней драматургии, современного театра. В пользу этого свидетельствуют многие обстоятельства.

Так, например, если опираться только на хронологию, становится ясно, что Еврипид отнюдь не был продолжателем и приемником Софокла - они были современниками и работали одновременно (Софокл старше Еврипида не более чем на полтора десятка лет, а умер он даже чуть позже Еврипида). Однако в нашем сознании творчество Еврипида справедливо отнесено к совершенно иной, новой театральной эпохе.

Постановка трагедий Эсхила и Софокла - большая редкость для современной сцены; и, уж если подобные спектакли появляются, то, как правило, в рамках эксперимента и в сильной переработанном виде. Однако трагедии Еврипида периодически появляются в репертуаре сегодняшнего театра - во всяком случае, не реже, чем античные комедии, скажем, Аристофана или Плавта.

И, наконец, о том, что Еврипид опередил свое время, свидетельствует не слишком приятный факт, что его драматургия не пользовалась особым успехом у современников. Новации Еврипида (в частности, реалистические тенденции его драматургии) часто оставались непонятными зрителям. В 405 до н.э., уже после смерти Еврипида, в Афинах получила большую известность комедия Аристофана Лягушки, в которой автор подвергал жесткой критике идейные основы и изобразительные средства Еврипида. Сравнивая его драматургию с творчеством Эсхила, Аристофан утверждает, что, если трагедии Эсхила воспитывают людей, то произведения Еврипида «портят» их. Таким образом, прижизненная слава Еврипида была несопоставима с популярностью ни Эсхила, ни Софокла, произведения которых полностью отвечали сложившемуся драматургическому канону. По-настоящему творчество Еврипида оценили уже после его кончины; и, вплоть до падения Римской Империи в 5 в. н.э., Еврипид оставался самым известным и популярным драматургом античности. Его произведения оказали огромное влияние на формирование аттической бытовой комедии; на создание трагедии римской (в частности, под серьезным влиянием Еврипида работал Сенека). еврипид драматург трагедия мифология

Есть сведения, что Еврипид начал работать над трагедиями уже в восемнадцатилетнем возрасте. Однако впервые в состязании драматургов он принял участие в 455 до н.э., когда ему было около тридцати. В этом состязании он занял третье место. За свою жизнь он сумел одержать только пять первых побед, причем последнюю - посмертно. Еврипид, в отличие от Эсхила и Софокла, сам на сцене не выступал, а также, опровергая сложившиеся традиции, не писал музыки к своим произведениям, перепоручая это музыкантам. Полностью сохранились 17 трагедий Еврипида, одна сатировская драма и множество драматических фрагментов (по разным античным источникам, авторству Еврипида приписывают от 75 до 92 произведений драматургии).

Практически все сохранившиеся пьесы Еврипида созданы во время Пелопонесской войны (431-404 до н.э.) междуАфинами и Спартой, оказавшей огромное влияние на все аспекты жизни древней Эллады. И первая особенность трагедий Еврипида - животрепещущая современность: героико-патриотические мотивы, враждебное отношение к Спарте, кризис античной рабовладельческой демократии, первый кризис религиозного сознания, связанный с бурным развитием материалистической философии и т.п. В связи с этим особенно показательно отношение Еврипида к мифологии: миф становится для драматурга лишь материалом для отражения современных событий; он позволяет себе менять не только второстепенные детали классической мифологии, но и давать неожиданные рациональные интерпретации известных сюжетов (скажем, в Ифигении в Тавриде человеческие жертвоприношения объясняются жестокими обычаями варваров). Боги в произведениях Еврипида зачастую предстают более жестокими, коварными и мстительными, нежели люди (Ипполит, Геракл и др.). Именно потому, «от противного», в драматургии Еврипида получил такое широкое распространение прием «dues ex machina» («Бог из машины»), когда в финале произведения внезапно появившийся Бог наскоро вершит правосудие. В трактовке Еврипида божественное провидение вряд ли могло осознанно заботиться о восстановлении справедливости.

Однако главной новацией Еврипида, вызывавшей неприятие у большинства современников, было изображение человеческих характеров. Если у Эсхила в трагедиях действующими лицами выступали титаны, а у Софокла - идеальные герои, по собственному выражению драматурга, «люди, какими они должны быть»; то Еврипид, как отмечал в своей Поэтике уже Аристотель, вывел на сцену людей такими, какие они бывают в жизни. Герои и особенно героини Еврипида отнюдь не обладают цельностью, их характеры сложны и противоречивы, а высокие чувства, страсти, мысли тесно переплетаются с низменными. Это придавало трагическим характерам Еврипида многогранность, вызывая у зрителей сложную гамму чувств - от сопереживания до ужаса. Так, невыносимые страдания Медеи из одноименной трагедии приводят ее к кровавому злодеянию; причем, убив собственных детей, Медея не испытывает ни малейшего раскаяния. Федра (Ипполит), обладающая поистине благородным характером и предпочитающая смерть сознанию собственного падения, совершает низкий и жестокий поступок, оставляя предсмертное письмо с ложным обвинением Ипполита. Ифигения (Ифигения в Авлиде) проходит сложнейший психологический путь от наивной девушки-подростка к осознанной жертвенности во благо родины.

Расширяя палитру театрально-изобразительных средств, он широко использовал бытовую лексику; наряду с хором, увеличил объем т.н. монодий (сольное пение актера в трагедии). Монодии были введены в театральный обиход еще Софоклом, однако широкое применение этого приема связано с именем Еврипида. Столкновение противоположных позиций персонажей в т.н. агонах (словесных состязаниях персонажей) Еврипид обострял через использование приема стихомифии, т.е. обменом стихами участников диалога. В поздних трагедиях Еврипида усиливаются бытовые и комические элементы, а также элементы мелодрамы (Орест, Электра и др.).

Незадолго до смерти, Еврипид (по некоторым свидетельствам - из-за отсутствия признания соотечественников) покинул Афины и переехал ко двору македонского царя Архелая.

В средние века творчество Еврипида, как, впрочем, и все искусство античности, было забыто. Новая волна интереса к его драматургии возникла в эпоху Возрождения, прежде всего - в Италии, и оказала серьезное влияние на формирование драмы 16 в. Позже, в эпоху классицизма, к сюжетам Еврипида неоднократно обращался Расин. Влияние драматургии Еврипида отчетливо заметно и в творчестве многих европейских художников более позднего периода - Вольтера, Гете, Шиллера, Грильпарцера, Верхарна, Выспянского и многих других.



Рассказать друзьям