Горе от ума зачем нужно 4 действие. Анализ произведения «Горе от ума

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

На данной странице представлено сочинение на тему

А.С.Грибоедов знаменит как творец одного произведения, но столь значительна роль его комедии в истории русской литературы, столь остро отвечала пьеса на насущные вопросы своего времени, столь блестяще она написана, что уже одно это произведение обессмертило имя его автора.

В своей комедии "Горе от ума" А.С.Грибоедов остро поставил ряд важнейших для его времени проблем: взаимоотношений дворян-помещиков и крепостного крестьянства, проблему службы в феодально-крепостнической России, просвещения и культуры, связи интеллигенции с народом, ложного и истинного патриотизма.

В своем произведении А.С.Грибоедов, во-первых, рисует картину идейного столкновения образованного, передового и свободолюбивого героя с окружающей его косной средой реакционеров. Во-вторых, показывает катастрофическое крушение его любви к Софье Фамусовой. Однако обе драмы Чацкого - и общественная, и личная - разворачиваются не каждая сама по себе, а во взаимосвязи, во внутреннем единстве. Обе они сплетены в стройном, психологическом сюжете.

Роль анализируемого эпизода в комедии очень важна - здесь происходит развязка конфликтов, положенных в основу данного произведения. Чацкий узнает о клевете и тут же оказывается свидетелем сцен между Софьей, Молчалиным и Лизой: «Вот, наконец, решение загадки! - восклицает Чацкий.- Вот я пожертвован кому!» Но героя ждет последний удар: он узнает о роли Софьи в клевете на него. Тут и приходит к Чацкому окончательное прозрение и разочарование. С огромной внутренней болью и силой обличения он произносит свои последние слова, не щадя ни Фамусова и ему подобных, ни себя, ни Софью.
Оба конфликта приведены к концу. Столкновения с обществом завершаются разрывом, крушение любви становится очевидным. И ум, и любовь принесли Чацкому одно горе. Он покидает Москву.
Этот финал с заключающим его восклицанием Чацкого: «Вон из Москвы!..» естественно и органично вытекает из характера и содержания конфликтов. «Не образумлюсь…», - говорит Чацкий Фамусову и в его лице всей «толпе мучителей». Он не только клеймит фамусовщину, но и сам духовно освобождается от власти своих иллюзий, надежд и мечтаний, разрывая последние нити, которые связывали его с оклеветавшим его обществом, мужественно побеждая свою влюбленность в Софью.

В финале пьесы совсем нет места смеху. Все герои прозревают, осознают то, что они безвозвратно потеряли. Для этого А.С.Грибоедову понадобилось переделать уже готовый текст. «На дороге мне пришло в голову, - написал он С.Бегичеву, - приделать новую развязку; я её вставил между сценою Чацкого, когда он увидел свою негодяйку со свечою над лестницею, и перед тем, как ему обличить её…»
Речь идет об 11-14-м явлениях четвертого действия. Соль нововведения заключена в том, что герои случайно узнают закономерную истину, именно таким образом для них раскрывается обман взаимоотношений, рассеивается чад иллюзий, созданный общепринятыми нормами общения. Развязка лишается скучной традиционности, какой-то заданности, приобретая качества достоверного психологизма и жизненной убедительности. Развитие сюжета как бы уходит вовнутрь героев, а в основу формы произведения положена не банальная интрига, а движение чувств и психологических состояний героев, которые проходят сложнейший путь духовного становления в житейских невзгодах и сердечных бурях.
Все герои прощаются с прежней жизнью. Чацкий теряет оптимизм, веру в любовь, чистоту и незыблемость человеческих отношений. Софья, обманутая в любви, теряет вместе с ней и уверенность в тех жизненных правилах, которые восприняла в обществе. Фамусов лишается спокойствия, уважения и авторитета. Самое главное, наступает крах тех жизненных правил, которыми герои до сих пор руководствовались, выявляется мнимая ценность нравственных законов, установленных людьми.

Возмутив спокойствие и благополучие этого общества, Чацкий нанес ему первое серьезное поражение. Говоря словами И.А.Гончарова, «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей».

«Горе от ума» вошло в сокровищницу нашей национальной культуры. Комедия и сейчас не утратила своей нравственной и художественной силы и является живым источником чувств и размышлений. Гневное, непримиримое отношение Грибоедова к косности, несправедливости, подлости, лицемерию понятно нам, современным читателям.

Форма проведения: комбинированный урок обобщения изученного.

Цель урока: показать учащимся зависимость правильного понимания идеи эпизода и драматического произведения в целом от умения анализировать его ключевые эпизоды.

  1. Продолжить знакомство учащихся с особенностями анализа эпизода драматического произведения на примере анализа сцены 21 из III действия комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”; дать представление об особенностях стилистических приемов градация и гротеск; повторить элементы композиции: завязку, развязку, развитие действия, экспозицию и кульминацию.
  2. Формировать у учащихся навык анализа эпизода драматического произведения, характеристики персонажей; развивать речь учащихся, вводя в активное словоупотребление литературоведческие термины и театральную лексику.
  3. Воспитывать у учащихся честность и принципиальность, непримиримое отношение ко лжи, лицемерию и беспринципности, доброжелательность к окружающим, стойкий познавательный интерес к изучению как драматических произведений, так и литературы в целом.

Оформление доски.

  1. Число.
  2. Тема урока.
  3. Эпиграфы к уроку.

Тексты … внешне даже самые ясные и податливые говорят лишь тогда, когда умеешь их спрашивать. Марк Бок

    Но всех в гостиной занимает
    Такой бессвязный, пошлый вздор,
    Все в них так бледно, равнодушно,
    Они клевещут даже скучно. А.С. Пушкин

    …Комедия бессмертна, потому что бессмертен ее конфликт – конфликт Чацкого и Молчалина, таланта и посредственности, ума и здравого смысла. И.С. Грачева

  1. Литературоведческие термины:
  • градация, гротеск;
  • завязка, экспозиция, развитие действия, развязка.
  • Домашнее задание: проанализировать в тетради заключительный монолог Чацкого и подготовить его выразительное чтение наизусть.
  • Ход урока

    1. Организация учащихся к уроку. Сообщение учащимся темы и целей урока. (Слайд 1). Презентация

    – Здравствуйте, ребята! Кто из вас может сказать, что прочитал и понял комедию “Горе от ума” А.С. Грибоедова? Хочу начать наш урок отрывком из варианта поэмы “Возмездие” А. Блока.

    Кто б ни был ты, – среди обедов,
    Или храня служебный пыл,
    Ты, может быть, совсем забыл,
    Что жил чиновник Грибоедов,
    Что службы долг не помешал
    Ему увидеть в сне тревожном
    Бред Чацкого о невозможном,
    И Фамусова шумный бал,
    И Лизы пухленькие губки
    И – завершенье всех чудес –
    Ты, Софья… Вестница небес
    Или бесенок мелкий в юбке?..
    Я слышу возмущенный крик:
    “Кто ж Грибоедова не знает?”
    – Вы, вы! – Довольно. Умолкает
    Мой сатирический язык, –
    Читали вы “Мильон терзаний”,
    Смотрели “Горе от ума”.
    В умах – все сон полусознаний.
    В сердцах – все та же полутьма.

    – Сегодня на уроке мы попытаемся рассеять эту “полутьму” в сердцах и “сон полусознаний”, а для проанализируем эпизод драматического произведения, вы познакомитесь с новым литературоведческим термином, повторите композиционные особенности драматического произведения на примере комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”. Вам предстоит понять, в чем заключаются особенности анализа эпизода именно драматического произведения, закрепить навыки характеристики героев и их языка, выяснить значение анализа эпизода для понимания идеи произведения. Предлагаю вам выбрать эпиграф к уроку из числа следующих высказываний… (Слайд 2) . Какое из них подходит в качестве эпиграфа – обсудим в конце урока.

    2. Выяснение особенностей драматических произведений и их композиции (фронтальная беседа).

    – Какое произведение называется драматическим и что можно рассматривать в качестве его эпизода?

    (Драматическое произведение предназначено для постановки на сцене, поэтому особенностью его композиции является деление на действия, которые, в свою очередь, состоят из сцен (или явлений). Их-то и нужно рассматривать как эпизоды драматического произведения). (Слайд 3)

    – Каким бы ни было анализируемое вами произведение, в нем обязательно будут такие элементы композиции, которые записаны на доске. Расставьте их в порядке следования в произведении. Не пропущен ли какой-нибудь из композиционных элементов? (Слайд 4)

    (Экспозиция, завязка действия, развитие действия, кульминация, развязка. Была пропущена кульминация – момент наивысшего напряжения в действии произведения).

    2. Определение критериев анализа эпизода (составление плана).

    – Что значит анализировать эпизод (сцену)? Сформулируйте вопросы, на которые при этом нужно ответить.

    (Проанализировать сцену – значит, определить взаимоотношения персонажей, уяснить, что дает эта сцена для понимания характеров действующих лиц, их душевного состояния, показать, с помощью каких приемов в этой сцене раскрываются характеры и какова роль этой сцены в развитии действия и конфликта пьесы.

      1. Какое место занимает эпизод в композиции произведения?
      2. Что за герои принимают участие в действии в этом эпизоде?
      3. Какими средствами автор воспользовался при изображении персонажей?
      4. Как этот эпизод помогает понять идею произведения?).

    – Ваши вопросы перекликаются с планом анализа эпизода, по которому мы сегодня будем работать. (Учащимся выдаются печатные материалы).

    3. Анализ сцены 21 из III действия комедии.

    – Кому и зачем может понадобиться анализ драматического произведения?(Это необходимо режиссеру спектакля, чтобы правильно подобрать актеров, выбрать соответствующие декорации; актерам, чтобы наилучшим образом исполнить роль того или иного персонажа; работникам театра, принимающим участие в постановке спектакля; зрителям, чтобы они правильно понимали суть происходящего на сцене; критикам, которые должны дать верную оценку и литературному произведению, и театральной постановке).

    Определение места и роли явления 21 в произведении, его связь с проблематикой.

    – В роли режиссера, который познакомит нас со своим видением композиции комедии и места в ней 21 сцены выступит… Если вы не согласны с трактовкой режиссера, можете высказать свои критические замечания после выступления.(Заранее подготовившийся учащийся рассказывает о месте эпизода в композиции произведения).

    – Комедия начинается с экспозиции, затем в I действии происходит завязка действия. Причем, сначала действия любовного конфликта – приезда Чацкого в дом Фамусова и его разговор с Софией – и почти сразу конфликта общественного – разговора Чацкого с Фамусовым, в котором впервые проявляется противоположность их взглядов на общественное устройство и жизненные принципы. На протяжении II и III действий эти конфликты продолжают развиваться. Чацкий, влюбленный в Софию, понимает, что нелюбим и ищет счастливого соперника. Усиливается и противостояние Чацкого и Фамусова,Чацкого и Молчалина, Чацкого и всего фамусовского общества. Выясняется, что Чацкий чужд всем, расходится с остальными во взглядах по всем общественным вопросам. В 21 сцене этот общественный конфликт достигает кульминации: все в один голос называют Чацкого сумасшедшим. Наивысшей точки достигают злоба, ненависть и страх присутствующих по отношению к Чацкому. Наивысшего напряжения в следующей 22 сцене достигают чувства Чацкого (“мильон терзаний”) и его одиночество. Сцены 21 и 22 можно назвать кульминацией социального (общественного) конфликта. В IV действии кульминации достигает и любовный конфликт. Там мы находим и их развязку, причем развязка общественного конфликта не только отодвинута от кульминации, но и как-то стерта, неопределенна.

    – Почему в 22 сцене не происходит развязки социального (общественного) конфликта, как это обычно бывает после кульминации?

    –Развязка предполагает спад напряженности, благополучное разрешение конфликта или открытое противостояние героев. Ничего этого не происходит ни в комедии, ни в жизни, которую комедия отражает.

    – Почему представители фамусовского общества не идут на открытый конфликт с Чацким?

    – Они его боятся, он кажется им опасным не потому, что они объявили его “сумасшедшим”, а потому, что в открытой борьбе с ним они могут проиграть, уступить, остаться в дураках, и здравый смысл подсказывает им: лучше держаться от Чацкого подальше, не связываться с ним.

    – Какие крылатые выражения из 21 и 22 сцен могут служить названиями для этих эпизодов?

    – 21 сцена – “Безумный по всему”; 22 сцена – “Мильон терзаний”.

    – Как, по вашему мнению, называлась бы комедия, если бы в ней не было этих двух сцен?

    (Учащиеся приводят свои варианты, например: “Горе от любви”).

    Основные герои. (Слайды 5, 6, 7)

    – Хочу продолжить наш разговор еще одной цитатой из комедии: “Ну бал! Ну Фамусов! Умел гостей назвать!”. Давайте познакомимся с гостями Фамусова поближе. Как это лучше сделать? Было бы неплохо, если бы они сами рассказали о себе или их кто-нибудь “представил”. К.С. Станиславский перед постановкой комедии “Горе от ума” в театре раздал актерам, играющим роли гостей, специальный вопросник, который позволил актерам лучше понять характер, привычки, взгляды своих героев и вжиться в образ. Наши “актеры” заранее получили небольшой “опросный лист”, составленный на основе вопросовСтаниславского. Сейчас они расскажут о себе, точнее, о гостях Фамусова, опираясь на эти вопросы.(Учащиеся рассказывают о гостях Фамусова от 1-го или от 3-го лица).

    – Я Хлестова Анфиса Ниловна. Женщина 65 лет, живу на Покровке в своем доме, большом и величественном, но несколько обветшалом. Обстановка старинная, уже слегка поистерлась и запылилась. Я богата.

    В течение дня успела повидаться с сестрой Прасковьей, обсудить, каких арапок привез нам Загорецкий, и посплетничать по поводу московских балов, тузов и т. п.

    К Фамусову отношусь хорошо, но на правах свояченицы спорю с ним и командую всеми.

    На бал приглашена самим Фамусовым. Остальных гостей встречала и раньше у Фамусова и в других местах, многих принимала у себя. Целиком и полностью разделяю жизненную позицию Фамусова. А Чацкий, хоть и возмущает меня своей непочтительностью, но вызывает сочувствие. Однако это не помешает мне завтра же рассказать сестре Прасковье о его сумасшествии.

    – Я Княгиня Тугоуховская. Очень горжусь своим титулом, который получила вместе с замужеством. Живу с семьей в большом московском особняке, но богатства большого уже не осталось: приходится давать балы, чтобы найти достойную партию шести дочерям, и тратиться на приданое. Нужны богатые женихи, значит, кого попало на балы приглашать нельзя.

    В течение дня я готовилась к балу, собирала дочерей, командовала прислугой. Знакома со многими гостями Фамусова. Самого Фамусова считаю умным и заслуживающим уважения человеком. То, что говорит Чацкий, мне совсем не интересно. Меня и моих дочерей интересуют наряды и мужчины. Завтра, а в особенности в четверг на вечере, расскажу всем знакомым о бале у Фамусова. Конечно, упомяну и о сумасшествии Чацкого.

    – Разрешите представить вам Платона Михайловича Горича . Бывший военный, теперь в отставке, недавно женился. Живет в небольшом доме жены, в Москве. Есть поместье с крепостными, но жене нравится жить в Москве. В доме комнат немного и обстановка скромная, поэтому сами Горичи часто балы не дают, а больше любят выезжать к другим.

    Сегодня за день Платон Михайлович Горич успел выполнить немало мелких поручений жены. На балу он знаком не со всеми. Все время находится рядом с женой. Мысли Фамусова, в основном, одобряет. Женился, потому что пора было это сделать, да и жена нашлась с небольшим состоянием. Он не верит в сумасшествие Чацкого, но не спорит с остальными гостями, тем более, с женой. Взгляды Чацкого еще год назад, возможно, были ему близки.

    Наталья Дмитриевна Горич , молодая дама, недавно вышедшая замуж за отставного военного, человека не слишком богатого, но имеющего деревеньку с крестьянами. В Москве живет с мужем в своем домике, так как перспектива перебраться в деревню ее не прельщает. К счастью, она так успела прибрать к рукам мужа, что и того и мысли не возникает поспорить с ней.

    В течение дня Наталья Дмитриевна готовилась к балу у Фамусова, посылала мужа за шпильками и лентами в модную лавку. Фамусова уважает, гордится знакомством с ним и полученным приглашением на бал. Знает все гостей Фамусова, так как на подобном балу не впервые. Назавтра обсудит с мужем, а если получится, и со знакомыми сумасшествие Чацкого и свой успех на балу.

    Графиня внучка живет в доме своей бабушки, после ее смерти получит и дом, и состояние. Не замужем, поэтому выезжает вместе с бабушкой, чтобы не вызвать кривотолков. Дом большой и богатый, но бабушка давно не обновляла ни мебели, ни убранства, поэтому балы у Хрюминых даются крайне редко. Поэтому ездить к другим графиня очень любит.

    В течение дня графиня готовилась к балу, убеждала бабушку поехать. Гостей Фамусова знает, но о многих очень низкого мнения. Не встретила на балу достойных партнеров по танцам, поэтому разочарована балом. Единственное развлечение для нее – слух о сумасшествии Чацкого, распространению которого графиня внучка и сама во многом способствовала. Мечта – выгодно выйти замуж. Богатство и титул уже есть, осталось найти мужа среди людей своего круга.

    Завтра вынуждена будет объяснять бабушке, что за слух распространился на балу, а также расскажет об этом всем знакомым.

    Загорецкий Антон Антонович. Пустьменя называют:Пройдоха, плут и подхалим…”. Меня это не задевает. Живу в небольшой, плохо меблированной квартире. У себя вечеров не устраиваю, так как средств едва хватает, чтобы прилично выглядеть. Да в такую маленькую квартиру с разномастной мебелью и не пригласишь никого.

    За день успел съездить к Хлестовой и ее сестре – завез им арапок, которых купил по случаю недорого (на распродаже крепостных какого-то разорившегося дворянина). Хлестовым назвал цену гораздо большую, поэтому сегодня при деньгах.

    Фамусов – мой кумир, как, собственно, и любой состоятельный человек. Стать таким московским барином – моя мечта. А покуда буду юлить и пресмыкаться, оказывать услуги и пускать слухи по Москве. Мысли Чацкого чужды мне. Завтра объеду всю Москву, чтобы рассказать о сумасшествии Чацкого. Возможно, меня накормят, а то и какой-нибудь счастливый случай представится услужить властьимущим.

    Сергей Сергеевич Скалозуб. Полковник, известный и солидный человек. Имею много наград. Очень богат и не женат. Я завидный жених для любой барышни из высшего общества. Живу в своем особняке, обстановка в доме богатая, но балы давать нет времени: служба, да еще к знакомым нужно успеть съездить. Вот женюсь, тогда жена балами и займется.

    Сегодня утром уже побывал в гостях у своего потенциального тестя. Узнав о бале, успел съездить домой, чтобы переодеться. Такому завидному жениху как я можно и опоздать. Остальных гостей уже встречал на балах. Горича и раньше где-то видел, но не припомню, где. Он ведь, кажется, воевал, а я служил в егерском полку.

    На жизнь смотрю так же, как Фамусов. Полностью поддерживаю его и уважаю. К тому же, за Софией дают хорошее приданое. А богатство, как известно, к богатству тянется.

    Завтра будет, что рассказать в полку. Забавный случай с сумасшествием Чацкого, пожалуй, всех рассмешит.

    – Да, конечно, это разные люди, но многое их объединяет. Что? Охарактеризуйте их. Найдите среди записей на доске высказывание, в котором им уже дана характеристика. Вы согласитесь с ней?

    – Они все живут по одним законам, у них общие идеал, они все с живостью подхватывают сплетню о сумасшествии Чацкого и разносят ее. Это пошлые, равнодушные и расчетливые люди. Их клевета не скучна, а страшна.

    • Рождение слуха о сумасшествии Чацкого.

    – А с чего все началось? Как родился слух о сумасшествии Чацкого?

    Действие III, явление 1

    София (про себя): Вот нехотя с ума свела!

    Явление 14

    София: Он не в своем уме.

    Г.Н.: Ужли с ума сошел?

    София (помолчавши): Не то, чтобы совсем…

    Г.Н.: Однако есть приметы?

    София (смотрит на него пристально): Мне кажется.

    Явление 15

    Г.Н.: Ты слышал?

    Г.Н.: Об Чацком?

    Г.Д.: Что такое?

    Г.Н.: С ума сошел!

    Г.Д.: Пустое.

    Г.Н.: Не я сказал, другие говорят…

    Г.Д.: А ты расславить это рад.

    Явление 16

    Г.Д.: Ты знаешь ли об Чацком?

    Загорецкий: Ну?

    Г.Д.: С ума сошел..!

    Загорецкий: А! Знаю, помню, слышал…

    Явление 17

    Графиня внучка:… Я говорила с ним.

    Загорецкий: Так я вас поздравляю.
    Он сумасшедший…

    Графиня внучка: Что?

    Загорецкий: Да, он сошел с ума.

    Явление 19

    Загорецкий: В горах изранен лоб, сошел с ума от раны.

    Явление 20

    Графиня бабушка: Князь, слышали?

    Князь: А – хм?

    Графиня бабушка: Он ничего не слышит!

    Хоть, может, видели, здесь полицмейстер был?

    Князь: Э – хм?

    Графиня бабушка: В тюрьму-то, князь, кто Чацкого схватил?

    Явление 21

    Загорецкий: Безумный по всему!

    Так родилась сплетня о сумасшествии Чацкого. И рождением этой сплетни он обязан своей возлюбленной Софии. (Слайд 8)

    • Изобразительные средства языка.

    (Комментированное чтение сцены 21. Речевые характеристики).

    – Сплетня о сумасшествии Чацкого нашла живую поддержку у всех гостей Фамусова. Или все-таки не у всех? Кто из гостей не согласен со плетней и почему не возражает против ее распространения?

    Это Платон Михайлович Горич, ранее служивший с Чацким в одном полку и считавшийся его приятелем. Он не опровергает сплетню по нескольким причинам: во-первых, так говорит его жена, а с ней лучше не спорить; во-вторых, так говорят московские тузы Фамусов и Скалозуб. Как можно спорить с ними? Того и гляди, тебя тоже признают сумасшедшим! Лучше промолчать.

    – В чем гости Фамусова и сам хозяин видят проявление сумасшествия Чацкого?

    – Ругал власти, осуждал подлость, рассмеялся “невпопад”, советовал одному жить в деревне, другому – не служить в архивах…

    – Кстати, кто из присутствующих, обвиняя Чацкого, солгал?

    Молчалин, которому Чацкий ничего подобного не советовал, очень хочет хоть здесь, в рождении сплетни, быть наравне со всеми.

    – А считаете ли вы Чацкого сумасшедшим?

    – Нет. Он умен. У него критический склад ума, серьезное образование и высокие моральные качества, не позволяющие ему мириться с теми недостатками общества, которые он встречает в фамусовской Москве.

    – Что для Чацкого означает слово “ум”? А что для Фамусова и его гостей?

    – Для Чацкого ум – способность мыслить, высокие интеллектуальные способности. Для Фамусова ум – умение соблюсти свою выгоду, поладить с людьми богатыми, заслужить высокие чины, т.е. расчетливость, умение приспособиться.

    – С кем согласны вы и почему? На чьей стороне автор?

    (Учащиеся высказывают свое мнение, в том числе и о том, как автор понимает слово “ум”. У Грибоедова в комедии “25 глупцов на одного умного человека”, по его собственным словам). (Слайд 9)

    – Как мы выяснили, сумасшедших в комедии нет, просто герои по-разному понимают слово “ум”. Проиллюстрируйте свою точку зрения, одним из высказываний критиков. В чем же гости видят причины сумасшествия Чацкого?

    – В злоупотреблении спиртными напитками, в учении, в книгах.

    – Вы выписали определение градации. Зачитайте его и покажите на примере сцены 21, как и для чего использует автор этот стилистический прием.

    Градация – расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости. (Учащиеся приводят пример градации из сцены 21). (Слайд 10)

    – Какие еще языковые средства использует автор в этой сцене?

    – Используется гротеск – преувеличение, доведенное до абсурда. (Например, предложение закрыть школы и лицеи или сжечь все книги, чтобы избавить общество от опасности сумасшествия). Многие персонажи используют в своей речи просторечные, грубые выражения или просто разговорную лексику: “с ума спрыгнул ”, “шампанское стаканами тянул ”, “на басни бы налег ”, “чай , пил не по летам ”, “потребует к разделке ”, “все врут календари” и т.д. Другие используют штампы (“зло пресечь”, “прошу покорно” и др.), иностранные слова, значения которых не понимают (“ланкарточный” – искаженное слово “ланкастерский”) или просто военную терминологию (“Там будут лишь учить по-нашему: раз, два…”). Эти и другие языковые средства помогают охарактеризовать персонажей, их интересы, жизненную философию. Мы понимает по этой искаженной безграмотной, порой бессвязной речи, насколько они необразованны.

    – Загорецкий свою ложь о пьянстве Чацкого произносит “с жаром”. Значит, ему доставляет удовольствие лгать и сплетничать. Фамусов разговаривает с Чацким “опасливо”, то есть осторожно, так как не желает идти на конфликт, на всякий случай избегает открытой ссоры. И все остальные желают отмежеваться от Чацкого, поэтому “пятятся от него в противоположную сторону”.

    4. Идейная роль эпизода. (Слайд 11)

    (Определение важности эпизода для понимания идеи произведения).

    – Итак, сцена 21 – кульминация конфликта между Чацким и фамусовской Москвой, представители которой пустили слух о его сумасшествии. Развязки не последовало. Кто же победитель, а кто побежденный в этом противостоянии и одинок ли Чацкий в своей борьбе?

    – Чацкий не одинок, так как в произведении то и дело появляются внесценические персонажи, вызывающие недовольство фамусовского общества: это и двоюродный брат Скалозуба, оставивший службу, и князь Федор, который, получив образование, уезжает в деревню, и “профессоры”, упражняющиеся в расколе. Наверняка, найдутся и ещё. И пусть развязки нет, и Чацкий уезжает с разбитым сердцем, оклеветанный и одинокий – время Фамусовых уже заканчивается. Появились новые люди, которые не дают фамусовскому обществу жить спокойно. Будущее, несомненно, за ними.

    5. Подведение итогов урока. (Слайд 12)

    – Мы говорили сегодня ободном эпизоде комедии “Горе от ума”. И что же мы узнали? Сделайте вывод по работе на уроке.

    – Те, кто противостоит фамусовскому обществу, не могут сразу победить, их считают странными, объявляют сумасшедшими. Они пока в меньшинстве, но будущее за ними, и Чацкий – один из них.

    – Правильное понимание каждого эпизода помогает правильно понять основную мысль всего произведения, его идею.

    – Наша работа подходит к концу, а мы до сих пор не подобрали эпиграф к уроку. Как вы считаете, какое из записанных на доске высказываний больше подойдет в качестве эпиграфа? (Слайд 13)

    – Это могло бы быть высказывание А.С. Пушкина, смысл которого совпадает нашей оценкой фамусовского общества в сцене 21, как, впрочем, и во сей комедии. Могли бы стать эпиграфом и слова И.С. Грачевой, которая говорит о сути противостояния Чацкого всему фамусовскому обществу, о разном понимании значения слова “ум”. А ведь именно благодаря анализу 21 сцены мы смогли лучше понять, в чем этот конфликт заключается.

    Но именно анализ эпизода драматического произведения, который мы сегодня выполняли, помог нам лучше понять идею комедии и характер ее персонажей. Мы научились лучше “спрашивать тексты”, значит, высказывание Марка Бока более точно отражает содержание и результаты нашей работы на уроке. Значит, именно это высказывание может служить эпиграфом к уроку.

    – Сегодня на уроке вы были внимательны к слову, активны и заинтересованы, поэтому многому научились. Я думаю, у вас в сердцах не осталось “полутьмы”, а в умах – “сна полусознаний”.

    6. Комментарии к домашнему заданию. (Слайд 14)

    – Дома письменно проанализируйте один из монологов Чацкого и выучите его наизусть.

    Литература

    1. Леонов С.А. Литература. Интегрированные уроки. 8-9 классы. Пособие для учителя. [Текст] – М.: Айрис-пресс, 2003.
    2. Лейфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. [Текст] 9 класс. – М.: Материк-Альфа, 2003.
    3. Семенов А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. XII-XIX вв: 9-10 классы. Пособие для учителя. [Текст] – М.: гуманитарный издательский центр Владос, 2000.
    4. Читаем. Думаем. Спорим… Дидактические материалы по литературе: 9 класс. / Автор-составитель В.Я. Коровина и др. [Текст] – М.: Просвещение, 2004.
    5. Читаем. Думаем. Спорим… Книга для самостоятельной работы учащихся по литературе: 9 класс. / Автор-составитель Г.И. Беленький и др. Под ред. Г.И. Беленького. [Текст] – М.: Просвещение. Учебная литература. 1996.

    Приложение 1

    План анализа эпизода

    1. Место и роль данного эпизода в произведении, его связь с проблематикой. (Значение эпизода для дальнейшего развития событий, связь с предыдущими).

    2. Основные герои, изобразительные средства языка.Что нового дает нам наблюдение за этими героями в данном эпизоде для понимания их взглядов на жизнь, характеров, поступков.

  • Какие средства использует автор для раскрытия внутреннего мира героев, смысла их действий:
  • А) способы создания образов;

    Б) художественные особенности языка, их значение.

    3. Насколько важен эпизод для понимания смысла всего произведения, его основной идеи.

      Приложение 2

    Опросный лист гостям Фамусова, составленный
    На основе “вопросника для актеров” К.С. Станиславского

    1. Кто вы? Имя, отчество, фамилия. Состав вашей семьи, общественное положение. Где живете?
    2. Что сделали сегодня за день? С кем повидались?
    3. Кем вам приходится Фамусов? Как вы к нему относитесь? Как узнали о бале в его доме? Знакомы ли с остальными гостями? Откуда?
    4. Как относитесь к мыслям, высказанным Фамусовым? Чацким?
    5. Кому и что расскажете завтра о том, как прошел бал?
    6. Приложение 3

    Высказывания критиков

      Чацкий… есть не что иное, как сумасброд, который находится в обществе людей совсем не глупых, но необразованных, и который умничает перед ними, потому что считает себя умнее.

      М.А. Дмитриев

      Чацкий Грибоедова есть единственное истинно героическое лицо нашей литературы…, честная и деятельная натура, при том еще натура борца.

      А.П. Григорьев

      Комедия [“Горе от ума”] – точный, совершенно точный самоотчет в том, как живет, вернее, гибнет, как умирает на Руси умный человек.

      А.В. Луначарский

      Оптимизм – основная настроенность “Горя от ума”. Какова бы ни была развязка, внутреннее бессилие фамусовского общества и сила Чацкого очевидны читателю и зрителю.

      Н.К. Пиксанов

      Приложение 4

      Тексты сцен 21 и 22 из III действия комедии

    «Мильон терзаний»
    (Анализ 4 действия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».)
    Смысл названия пьесы.

    Цели урока.
    Образовательная.
    Продолжать работу над анализом драматического произведения, анализом эпизода, углубить знания о характеристике персонажей пьесы, овладеть литературоведческими терминами (развязка, второстепенные персонажи, персонаж- пародия).

    Развивающая.
    Развивать навыки самостоятельной работы учащихся, умение создавать социально- психологическую характеристику персонажей; продолжать работу над связной монологической речью; обогатить лексикон девятиклассников.Развивать воображение, вызвать у детей сопереживание героям комедии А. С. Грибоедова. Способствовать развитию внимательности, наблюдательности учащихся, актерских задатков.

    Воспитательная.
    На примере жизни главного героя способствовать воспитанию высших нравственных качеств. Формировать собственное мнение о поступках героев литературных произведений.

    .
    Эпиграф к уроку.

    Так! Отрезвился я сполна, Мечтанья с глаз долой- и спала пелена
    А. С. Грибоедов

    Словарная работа.

    Сарказм- язвительная насмешка, злая ирония.
    Пародия- 1. Комическое или сатирическое подражание кому- либо.
    2. перен. неудачное, вызывающее насмешку подобие чего-нибудь.
    Развязка- заключительная часть литературного произведения.
    Разоблачение- раскрытие чьих- либо тайных замыслов, лжи, злоупотребления.

    План урока.
    Оргмомент.
    Сообщение целей урока.
    Объяснение нового материала.
    Подведение итогов урока.
    Домашнее задание.

    Слово учителя.
    - В центре нашего урока- анализ четвертого действия комедии А. С. Грибоедова.
    Какие события произойдут с нашими героями? Каково их поведение в трудных ситуациях? Что нового мы узнаем об их характере? Логична ли такая развязка? – вот вопросы, на которые мы сегодня ответим.
    А также нам предстоит познакомиться с новыми, второстепенными персонажами пьесы, задуматься над смыслом названия грибоедовской комедии.
    По ходу анализа четвертого действия мы будем составлять его цитатный план.
    Работа с текстом. Аналитическая беседа по 3 явлению.
    - Какое чувство испытывает Чацкий после бала?
    (Разочарование, боль, одиночество) .
    - Где находится Чацкий, опишите его позу?
    - Почему Грибоедову надо изобразить героя недвижимым и в сенях фамусовского дома?

    Анализ монолога.
    Ну вот и день прошел, и с ним
    Все призраки, весь чад и дым надежд
    Чего я ждал? Что думал здесь найти?
    Где прелесть встреч? Участье в ком живое?
    Крик! Радость! Обнялись!Пустое
    И пусто, и мертво
    Досадно, мочи нет, чем больше думать станешь.

    Учащиеся анализируют монолог главного героя: «Ну вот и день прошел», обращают внимание на языковые средства, передающие состояние Чацкого: парцелляция, ряды однородных членов, наличие восклицательных предложений, риторических вопросов. Все это свидетельствует о неудовлетворенности Чацкого людьми, которых он встретил на балу.
    - Как бы вы озаглавили этот эпизод, используя цитаты?
    (Дети говорят варианты. Запись на доске, например: «Ну вот и день прошел, и с ним все призраки», или: «Крик!радость!обнялись!- Пустое!», или: «И пусто, и мертво»)
    Работа с текстом. Аналитическая беседа по 4,5 явлениям.
    - Но вот интонация комедии меняется. Почему? (на сцене появляется новый персонаж- Репетилов.)
    Учащимся предлагается
    1. сыграть появление Репетилова;
    2. выразительно зачитать несколько его реплик, помогающих раскрыть суть персонажа. (При этом важно обратить внимание на тот факт, что при появлении на сцене герой падает, речь его чрезмерно напыщенна, тороплива. После признаний достоинств Чацкого, он с тем же подобострастием обращается и к Скалозубу).

    Сообщение учащегося. Характеристика Репетилова.
    -Каков Репетилов?
    -Почему Грибоедов не привел его на бал?
    - С какой интонацией описан этот персонаж?
    -Что он олицетворяет?
    -Для чего Репетилов введен в пьесу?
    Вывод: Репетилов- болтун и пустомеля, говорит о таких вещах, в которых ничего не смыслит. В его речи сочетаются разговорный и высокий стили, что создает комический эффект. Этот персонаж- пародия на главного героя Введение этого образа подчеркивает одиночество Чацкого.

    Работа с текстом. Аналитическая беседа по 6-10 явлениям.
    - Какой темой объединены эти три явления? (Из них мы видим, как быстро разносится мысль о безумстве Чацкого уже вне дома Фамусова)
    -Почему так быстро разносится мысль о безумстве Чацкого уже вне дома Фамусова?

    Работа над составлением плана четвертого действия.
    Озаглавьте эту часть комедии. (Возможные варианты: «С ним говорить опасно», « А вы заметили, что он в уме серьезно поврежден?»
    -Как к этой сплетне относится Чацкий?

    Сообщение учащегося. Анализ монолога Чацкого «Что это? Слышал ли моими я ушами?»(Герой испытывает горечь, он потрясен, но более всего его интересует вопрос: « А Софья знает ли?»)

    Слово учителя.
    А вот следующий эпизод я бы назвала так: « Уж коли горе пить, так лучше сразу, чем медлить» Удары продолжают сыпаться на нашего героя: верно говорится, что беда не приходит одна.

    Какие новые потрясения ждут самого «умного» героя грибоедовской комедии? (Во- первых, он узнаёт, что Софья любит Молчалина; во- вторых, что именно она распустила слух о безумии друга детства)
    - Как вы думаете, какое из этих событий страшнее для Александра Андреича? Почему?

    Страшно, ужасно, тяжело Войдите в положение героя! Почувствуйте глубину его потрясения. Одновременно быть отвергнутым обществом и узнать о нелюбви и предательстве девушки, из- за которой он и приехал в Москву. «Мильон терзаний»
    Эти слова произнес Чацкий на балу в доме Фамусова. Эти слова можно отнести и к настоящему положению героя. « Мильон терзаний»- вот итог нахождения героя в родных местах, городе своего детства, юности- Москве.

    И вот последний монолог Чацкого (явление 14): «Не образумлюсь, виноват».

    Сообщение учащегося. Выразительное чтение и анализ монолога.
    - Что чувствует герой?
    -Против кого и чего направлены его упреки?
    - Каким чувством проникнуты его слова? (сарказм)
    - Справедлив ли Чацкий в своих обвинениях?

    Работа над составлением плана четвертого действия.
    Озаглавьте этот эпизод.(Возможные варианты: «Слепец! Я в ком искал награду всех трудов!», «с вами я горжусь своим разрывом», « Так, отрезвился я сполна», «Все гонят! все клянут! Мучителей толпа!»)
    Подведение итогов.
    Слово учителя.
    - Четвертое действие- развязка произведения. В ней наблюдаем разоблачение героев. Каждый получил сполна. Каждый расплатился за свои ошибки, притом и отрицательные персонажи, и положительные. И как в жизни: кто лучше, достойнее, честнее- тот страдает больше.А лжец,хитрец - и тут «вывернется».Подумайте, как Молчалин выйдет из сложной ситуации? Легко, вероятно.
    А Софья? Чацкий? Они честны, прямолинейны. И долго им еще нести тяжелый крест свой из- за отсутствия житейской мудрости, житейской наблюдательности. Финал не как в классической трагедии- нет счастливой развязки. Но это правда. Так бывает в жизни чаще всего.Горе от ума- это реализм, это правда жизни.
    Быть умным, честным, отстаивающим своё мнение, не отступающим от своих принципов- это правильно, по- человечески. Но Лучшие люди всегда страдают больше других. Правдолюбов не любят, их гонят. В истории- и физически уничтожают. Вспомните Исуса Христа! Разве вы не видите сходные черты в характере, судьбе богочеловека и Чацкого?
    Примеров достаточно и в литературе: это и писатель из «Мастера и Маргариты» М. А. Булгакова, и Авдий Каллистратов из романа Ч. Айтматова «Плаха». Все эти люди- лучшие, но все они страдают и даже гибнут. Цена победы- в страдании лучших людей. Таков закон жизни.Это люди- первопроходцы, им всегда тяжело, в отличие от тех, кто прячется за спинами других, как,например,Молчалин.
    Таков смысл бессмертной комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Бессмертной, потому что Фамусов, Молчалин, Чацкий- вечные образы. Как жить вам, какую дорогу избрать- решайте сами

    Домашнее задание. Подготовка к семинару «Молодое поколение в комедии. Нравственный идеал А. С. Грибоедова». Индивидуальные задания: характеристика персонажей, анализ эпизодов.




    Окунёмся в атмосферу бала XIX века Бал - это торжественное мероприятие, которое, подобно обряду, имеет свой церемониал и правила поведения, что делает его таким величественным и роскошным. Поэтому, чтобы сохранить изысканность и восхитительность, необходимо соблюдать правила бального этикета.


    На балах звучала духовая музыка, танцевали менуэт, контрдансы, русские потешные пляски, польские и английские танцы. В залах горели тысячи свечей. Лестницы были устланы дорогими коврами, теснились тропические растения в кадках, а из специально устроенных фонтанов струилась душистая вода.




    Важно! В сцене бала проявилось новаторство Грибоедова: впервые в русской литературе создана галерея человеческих типов дворянской Москвы. Внесценические персонажи, о которых говорили и Чацкий, и Фамусов, и Софья, и Скалозуб в первых действиях комедии, и эпизодические персонажи впервые представляют собой не фон личной драмы героев, а становятся прямыми участниками комедии.




    Горичи, Наталья Дмитриевна и Платон Михайлович Наталья Дмитриевна, «молодая дама», «Огонь, румянец, смех, игра во всех чертах». Платон Михайлович – отставной военный, давний друг Чацкого, «московский житель и женат». Играет на флейте, хотя ему это и скучно, по словам Чацкого, сильно изменился, стал «спокоен и ленив». Во время бала скучает, появление старого друга оживило в нём воспоминания о бурной юности, но он уже не изменится, готов делать всё по велению жены, которая властно повелевает мужем, мало заботясь о его духовных потребностях (не случайна параллель «мой муж – прелестный муж» и позже из уст Молчалина – «Ваш шпиц – прелестный шпиц…»




    Загорецкий Антон Антонович Точную и ёмкую характеристику персонажу даёт Платон Михайлович Горич: Как этаких людей учтивее зовут? Нежнее? – человек он светский, Отъявленный мошенник, плут: Антон Антоныч Загорецкий. При нём остерегись: переносить горазд, И в карты не садись: продаст. Основная цель жизни – услужить, угодить всем. Поэтому его «Ругают здесь, а там благодарят».




    Скалозуб Павел Афанасьевич Приходит на бал последним, а уезжает о одним из первых – эта небрежность была модной у самых богатых и привилегированных. Он не испытывает особых чувств к Софье, поэтому ему нет необходимости оставаться дольше в доме Фамусовых, он и так здесь всегда желанный гость. Помимо всего, проявляет себя как армейский щёголь, который перетягивает ремнём талию, чтобы грудь выпирала «колесом» и голос напоминал рык («Хрипун, удавленник, фагот») Фамилия говорящая. Как ни странно, он оказывается практически двойником Чацкого по части злословия и насмешки. Только первый издевается от горечи и полноты души, то второй – потому что модно


    Графини Хрюмины: бабушка и внучка Графиня Внучка – «Зла, в девках целый век» Её последняя реплика подтверждает злой и вздорный характер старой девы, которая кичится свои аристократическим происхождением, на всех смотрит свысока (вспомним, что в сцене появления на балу, когда в зале было уже много гостей, она сетует, на то, что приехала первой!) А последняя её фраза комична тем, что метко характеризует общества к которому она сама и относится. Ну бал! Ну Фамусов! Умел гостей назвать! Какие- то уроды с того света, И не с кем говорить, и не с кем танцевать!


    Почему Фамусов собрал у себя именно такое общество? Вечер назначен ради Софьи и Скалозуба. Именно его так ждёт хозяин дома, а Скалозуб, как и положено главному гостю, запоздал: он хорошо знает себе цену! Днём шла речь о сватовстве, и теперь Фамусов хочет закрепить свои позиции, чтобы Скалозуб мог убедиться, что Софья – хорошая партия для него. Именно поэтому он стремится представить Скалозуба своей влиятельной свояченице. Выбор остальных гостей также не случаен. Есть ли среди женщин соперница Софьи? Нет! Наталья Дмитриевна с мужем, Графиня Хрюмина-внучка – злая старая дева, у княжон Тугоуховских приданое значительно меньше, ведь в семье шесть девиц на выданье. Вывод: Фамусов – хороший отец, заботящийся о будущем дочери, и дальновидный расчётливый человек.




    Почему слух распространяется так быстро? В этом заинтересованы все, не нужно придавать значения словам, если они идут от человека, сошедшего с ума. Как дальше развивается общественное мнение? Оно единодушно. Теперь начинается поиск причин этого «прискорбного явления».


    Спор гостей. Важная сцена в пьесе. При всей внешней её комичности Грибоедов показывает процесс формирования общественного мнения и его истинную цену: абсурдные домыслы становятся для госте Фамусова истиной в последней инстанции. Раздражение против Чацкого растёт. Каждый находит своё объяснение причин сумасшествия У каждого из гостей оказывается враг, который как-то объединился в их представлении с Чацким: лицеи и гимназии, педагогический институт и князь Фёдор, химия и басни, профессоры, а, главное, книги. «Ученье – вот чума, учёность – вот причина», - восклицает Фамусов. Многочисленность этих «врагов» постепенно вызывает страх. Дело, оказывается, не только в Чацком, которого можно и пожалеть. «Был человек, имел душ сотни три» - замечание Хлёстовой сочувственно.


    Тревожит новое непонятное направление жизни, и уже рождаются проекты пресечения зла. Скалозуб спешит обрадовать: в школах «будут лишь учить по-нашему: раз, два!» Фамусов мечтает о большем: «Собрать бы книги все и сжечь». При всей комичности сцены, она достаточно зловеща: эти проекты в разное время истории нашей страны были поистине осуществлены.


    Кульминация - наиболее напряжённый момент в развитии сюжета, решающий переломный момент во взаимоотношениях и столкновении героев, с которого начинается переход к развязке. К кому обращены слова Чацкого? Почему? В чём смысл данного эпизода? Опишите состояние героя в конце этой сцены.



    Этот монолог героя – единственная во время бала. Где говорится о вещах высоких и значительных: - об обманутых надеждах на любовь, -о потере веры в изменение общества, нравов. Чацкий всё ещё обращает свой монолог к Софье, не замечая её насмешливости. И опять в пьесе – сочетание комической ситуации и драматического состояния героя. jpg htm

    Тема урока: «Анализ третьего, четвертого действий комедии «Горе от ума»

    Цели: в ходе анализа третьего, четвертого действий обобщить представления об образе жизни и идеалах мос­ковского барства, показать роль Репетилова в пьесе, определить кульминацию и развязку комедии.

    1. I. Оргмомент.

    Обобщение по второму действию комедии.

    Развитие любовного и социального конфликта коме­дии.

    Взгляды на жизнь Чацкого и Фамусова.

    1. II. Анализ третьего действия.
    2. Молчалин и его роль в комедии. Диалог Софьи и Чацкого о Молчалине.

    Каков Молчалин, по мнению Софьи?

    Молчалин в восприятии Софьи - нравственный идеал, по сути христианский, с его смире­нием, любовью к ближнему, душевной чистотой, готов­ностью к самопожертвованию, нежеланием судить и т. д.

    Почему Чацкий воспринимает слова Софьи как насмешку

    над Молчалиным?

    Молчалин в восприятии Чацкого - низкопоклонник, человек, лишенный самостоятельности, льстец, угодник,

    крайне не умен.

    Какое впечатление на вас произвёл Молчалин?

    Чем страшен Молчалин?

    Он лицемерит, скрывает свое истинное лицо, все время меняет свое поведение в зависимости от ситуации, для него нет ничего дорогого, это человек без принципов и чести.

    Чацкий и Молчалин как антиподы.

    1. Анализ сцены бала.

    Дайте характеристику гостям на балу. Какова роль персонажей второго плана в комедии?

    В пьесе события следуют одно за другим, но вдруг как бы приостанавливаются, уступая место панорамному изображению бала в доме Фамусова. В дом съезжаются приглашенные. Бал начинается со своеобразного парада гостей, каждый из которых впервые появляется в пьесе. Но с помощью всего нескольких выразительных штри­хов, прежде всего речевой характеристики, Грибоедову удается создать объемный образ, живой, полнокровный характер.

    Первой в галерее гостей проходит чета Горичей. Пла­тон Михайлович, бывший сослуживец Чацкого, теперь не просто отставной военный, а «прелестный муж», человек без воли, полностью подчинившийся своей жене. Его реп­лики однообразны и кратки, да он и не успевает отвечать Чацкому, за него это делает жена. Все, что он может ска­зать бывшему другу. «Теперь, брат, я не тот...».

    Ему-то кажется, что он «не тот», потому что попал под каблук своей жены. Но на самом деле «не тот» он прежде всего потому, что утратил прежние идеалы. Не имея в себе воли решительно защитить Чацкого против клевет­ников, он в итоге предает своего приятеля. И не случайно в четвертом действии при разъезде Горич брюзжит по по­воду скуки и ни словом не вспоминает своего оклеветан­ного товарища.

    Вереницей проходят гости перед зрителями.

    Князья Тугоуховские , озабоченные лишь тем, чтобы удачно вы­дать замуж дочерей; злая и язвительная графиня-внучка , находящая недостатки в каждом из присутствующих, «отъявленный мошенник, плут» Антон Антоныч Загорец кий , сплетник и шулер, но мастер услужить; старуха Хлестова , старая московская барыня, отличающаяся гру­боватой прямотой.

    Показателен спор Хлестовой с Фамусовым по поводу того, сколько крепостных душ у Чацкого. Тут все знаме­нательно: и точное знание состояния другого человека («Уж чужих имений мне не знать!» ), и знаменитое хлестовское «Все врут календари» , и то, что последнее слово оказывается за ней.

    Все персонажи второго плана важны в комедии не сами по себе - в совокупности они являют собой мир дворян­ской Москвы, где царят свои законы и правила. В их среде особенно ярко проявляется чужеродность Чацкого. Если в столкновении с Молчалиным, Фамусовым, Скало­зубом они «сходились» один на один, то сцена бала от­крыла полное одиночество Чацкого.

    1. Кульминация пьесы.

    Что является кульминацией комедии?

    Кульминацией всей комедии является сплетня о сумасше­ствии героя.

    Как это произошло? Как и почему родился слух о сумасшествии Чацкого?

    Первая реплика Софьи: «Он не в своем уме» - просто сорвалась у нее с языка, сначала она испугалась: « Не то, чтобы совсем.» , но светские сплетники Г. Н., по­том Г. Д. увидели возможность поразвлечься, распрост­раняя слухи. Затем Софья приняла осознанное решение, которое диктовалось обидой за Молчалина: «А, Чацкий, любите вы всех в шуты рядить,/Угодно ль на себя приме­рить?»

    - Попробуем проследить распространение этой «новости »/составление таблицы/

    принятие «новости»

    «обоснование» сумасшествия Чацкого

    «выяснение» причин

    сумасшествия Чацкого

    А, знаю, помню, слышал.

    Представьте, я заметила сама.

    Я, первый, я открыл!

    Переменил закон! окаянный вольтерманец!

    Сказала что-то я – он начал хохотать.

    Мне отсоветовал в Москве служить в Архивах.

    Меня модисткою изволил величать!

    А мужу моему совет дал жить в деревне.

    Я видела из глаз.

    Безумный по всему.

    В горах изранен в лоб.

    По матери пошел..

    Покойница с ума сходила восемь раз.

    Чай, пил не по леть.

    Шампанское стал

    нами тянул.

    Нет-с, бочками соковыми.

    Ученье –вот чума, ученость- вот причина.

    Было ли объявление Чацкого сумасшедшим неизбежным и вытекало из всего разви­тия действия, или это все-таки случайность?

    Почему так быстро распространилась сплетня о сумас­шествии Чацкого?

    Его мысли, идеалы непонятны, он не приемлет того, что ценят они, он человек другой породы, он «белая ворона». Для них его правда звучит как оскорбление, за которое хочется отомстить

    Верят ли гости до конца в сумасшествие Чацкого?

    В чем гости и члены семьи Фамусова видят признаки и причины «безумия» Чацкого?

    Сплетня распространилась с необычайно быстротой.

    Во-первых, с точки зрения фамусовского обще­ства, Чацкий действительно выглядит сумасшедшим. Все хором перечисляют усомнившемуся Платону Михайло­вичу не совсем нормальные поступки Чацкого:

    Попробуй о властях - и нивесть что скажет! (Фамусов)

    Сказала что-то я - он начал хохотать. (Хлестова)

    Мне отсоветовал в Москве служить в Архивах. (Молчапин)

    Меня модисткою изволил величать! (Графиня-внучка)

    А мужу моему совет дал жить в деревне. (Наталья Дмитриевна)

    И общий вердикт - «безумен по всему».

    Чем Чацкий их оскорбил?

    Каждое общество вырабатывает свои нормы морали, по которым живет и требует их исполнения от других Чацкий в их нормы морали не вписывается. Просто изолировать его нельзя: он не совершил никакого противоправного действия. Объявив же его сумасшедшим, фамусовским общество получает право изгнать его вон.

    Приехав на бал, графиня-внучка, войдя в комнату, полную людей, скажет бабушке: Ну кто так рано приезжает! Мы первые!

    Трудно предположить, что она не заметила по крайней мере десятка лиц, находящихся в этот момент в комнате. Конечно, нет, в ней говорит спесь. Грибоедов показывает, что среди гостей Фамусова нет дружелюбия или"душев­ной близости. Поразительно, как эта взаимная неприязнь обернется полным единодушием, с которым все собрав­шиеся, забыв о собственных распрях, обрушатся на Чац­кого. И здесь уже будет не до собственных мелких обид, потому что все в равной мере почувствуют опасность, исходящую от Чацкого, для их мира.

    III. Заключение.

    Заканчивается сцена бала знаменитым монологом Чац­кого о «мильоне терзаний». Исследуя русскую культуру, Ю. Лотман писал о том, что декабристы любили «греметь на балу и в обществе», высказывать публично свои пере­довые взгляды. Но Чацкий произносит свой монолог в пустоту: объявив его безумным, все сразу же о нем забы­ли. Он с жаром говорит о «пустом, рабском, слепом подражаньи» , но «все в вальсе кружатся с величайшим усердием». Этот эпизод усиливает одиночество Чацкого и в какой-то степени демонстрирует бессмысленность его действий. Никто не разделяет взглядов героя, все его речи - стук в закрытую дверь. Здесь, на балу, он и сам начинает ощущать свое одиночество.

    1. IV. Анализ четвертого действия.

    Зачем нужно 4 действие?

    Здесь развязка двух конфликтов:

    общественного (Чацкий – фамусовское общества)

    и любовного (Чацкий – Софья)

    На какие две части делится 4 действие?

    С центром – Репетиловым и с центром – Чацким

    Какое впечатление на вас произвёл Репетилов?

    Чем похожи Репетилов и Чацкий? По каким параметрам мы можем это определить?

    Репетилов – это шарж, пародия на Чацкого, в нем преувеличенно изображаются отрицательные черты его характера, например, излишняя искренность, доверчивость, многословие, некоторая «глухота» к мнению окружающих, неадекватная оценка ситуации, непроницательность.

    Чем же эти герои отличаются?

    Чацкий выстрадал свои убеждения. Он им верен до конца. Такие, как Репетилов, - это «пена», это «опошление» передовых идей. Чацкий- декабрист. Репетилов дан в пьесе для того, чтобы это стало всем очевидным.

    Репетилов выдает себя за человека передовых убежде­ний, хотя не имеет вообще никаких убеждений. Его рассказы о «тайных собраниях» обнажают всю пошлость, мелочность, глупость этого человека. Репетилов - своего рода пародия на Чацкого. Его появление еще больше усугубля­ет одиночество и драматизм положения Чацкого.

    1. V. Обобщение.

    В третьем действии ярко раскрылись образ жизни и идеалы московского барства - пустота и однообразие, отсутствие ярких событий, ненависть к просвещению и образованию.

    Верят ли гости до конца в сумасшествие Чацкого? И да, и нет. Конечно, его поступки алогичны с точки зрения московского барства, но во многом их стремление объя­вить героя безумным похоже на месть, расправу с инако­мыслящим. Именно так поступят не в пьесе, а в жизни с П. Я. Чаадаевым, в чем-то схожим с Чацким.

    Конфликт комедии дошел до своего логического фина­ла на балу в доме Фамусова. Вольнодумство Чацкого стало для его противников синонимом сумасшествия.

    1. VI. Домашнее задание.

    Подготовить характеристики представителей фамусовского общества

    (Фамусов, Скалозуб, внесценические персонажи, гости на балу Фамусова)



    Рассказать друзьям