Информационных развлекательных и познавательных телевизионных. Место и роль развлекательной телепрограммы в эфире

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Сфера телеиндустрии продолжает развиваться. Поэтому предлагаем вам ознакомиться с последними новостями, которые касаются запуска новых . Так, В качестве дистрибьютора выступает компания Vod TV. Вещание ведется со спутника .

Алексей Петров, занимающий должность генерального директора Vod TV, рассказал, что Rai – крупнейшая медиа-корпорация. И ее деятельность не может остаться без внимания в России и странах СНГ.

Что касается самих телеканалов, то основным является Rai 1. Его можно назвать аналогом российского «Первого канала». Rai 2 ориентирован на молодое поколение возрастом от 15 до 30 лет. Rai 3 показывает контент просветительского жанра. Rai News 24 специализируется на новостях. Вначале телеканалы будут доступны на итальянском языке. Но в скором времени будет решен вопрос с переводом.

Алексей Петров уверен, что контент Rai 1 понравится российской аудитории. Особенно это касается сериалов и фильмов собственного производства компании. Телезрителей может заинтересовать и музыка, развлекательные шоу и многое другое. На Rai 1 транслируется кубок Италии по футболу, но в России вместо него будет присутствовать черный экран. Трансляции временно недоступны. Но это – не более 1,5 часа в неделю.

Кроме того, в России запущен еще один телеканал, посвященный европейскому кино. Его название – Cinéma . Производством нового телеканала занимается «Цифровое телевидение» . Он был запущен 1 февраля 2017 года. Эфирная сетка состоит из классики мирового кинематографа. Сюда вошли и современные ленты. Большая часть контента – это киноленты французского и итальянского производства, снятые в конце XX века, и кассовые европейские фильмы.

Представители компании рассказали, что создатели канала выбирают комедии, приключения и боевики, которые призваны дарить хорошее настроение . Главным редактором Cinéma назначен Иван Кудрявцев, известный как ведущий программы «Индустрия кино», которая выходит на «

Диссертация

Удовиченко, Роман Викторович

Ученая cтепень:

Кандидат филологических наук

Место защиты диссертации:

Код cпециальности ВАК:

Специальность:

Журналистика

Количество cтраниц:

Глава 1.Эпоха постмодерна и сущность современного развлекательного

1.1. Принципы моделированияразвлекательного телевидения. Телеканал

1.2. Критерии программирования телеканала развлекательного тшіг.38стр.

1.3. Анализ жанровых особенностейразвлекательных телепрограмм.47стр.

1.4. Имидж и роль ведущего развлекательной телепрограммы как инструмент привлечения внимания аудитории и регулятор рейтинга телеканала.61стр.

Глава 2.Методологический аспект анализа предпочтений аудитории телеканала

2.1. Потребности аудитории развлекательного ТВ в контексте телевизионного эфира.68стр.

2.2. Игровая форма в восприятии телезрителями экранной продукции как устойчивый социальный стереотип.87стр.

2.3.Творческая парадигма общественного развития, способы утверждения социокультурных и аксиологических ценностей посредством развлекательных программ.99стр.

2.4. Досуговые экранные развлечения как элемент познания окружающего мира.114стр.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Развлекательное телевидение: типология программ и потребности аудитории"

Заключение диссертации по теме "Журналистика", Удовиченко, Роман Викторович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучаемая внастоящем исследованиипроблема функционирования современного телевидения в цифровую эпоху, находящегося на этапе реформирования в связи с внедрением цифровой технологической платформы, сопряжена с выбором типологии телеканалов, а также определенным типом транслируемых телепрограмм, способных привлечь внимание потенциальной массовой аудитории, что в итоге должно привести к экономическому процветанию медийной структуры. Изучен и теоретически обоснован, а также подтвержден примерами из собранной диссертантом эмпирической базы вопрос тесной взаимосвязи типологической концепции телеканала, последующего программирования его семантического содержания и экономического благосостояния медийной бизнес-структуры.

Выявлена также причинно-следственная связь между типологической концепцией телеканала, его программным наполнением и функцией

120 доминантой, которая избирается еще на этапе его проектирования, в период составления программинга контента и бизнес-плана телекомпании.

Данное исследование было посвящено проблеме становления в России развлекательного телевидения, анализу телеканала развлекательного типа, сопутствующих ему ведущих характеристик и критериев. Проблема исследована на примере телеканалов холдинга «СТС Медиа», В первую очередь канала «СТС» как «первого развлекательного ». В результате проведенной работы можно констатировать. Развлекательное телевидение в России существует и успешно развивается. Оно имеет аналог американской модели, но в последние годы приобрело национальные черты и окраску. В настоящее время развлекательное телевидение находится в стадии перехода от этапа утверждения к этапу повсеместного распространения, более того, развивается ускоренными темпами. Проблема «обрусения » весьма успешного телеканала «СТС» была поставлена еще в 1999 году, накануне миллениума, однако интенсивное развитие в этом плане началось в 2002-м -2004 годах, когда к управлению были допущены российские менеджеры. Их влияние заметно отразилось на развлекательных программах в первую очередь канала «СТС», а также на других телеканалах, входящих в холдинг «СТС Медиа », который является ярким представителем развлекательного телевизионного формата. Несмотря на то, что телеканалы «СТС», «Домашний », «ДТВ» имеют разные концепции вещания, все они относятся к модели развлекательного телевидения.

Развитие развлекательного телевидения в эпоху постмодерна закономерно, оно предопределено динамикой социально-экономических и культурологических процессов, на которые ведущее средство массовой информации быстро отреагировало. На современном этапе телевидение, этот застенчивый гигант», как в свое время охарактеризовал его М.Маклюэн, в

XXI веке развернулось во всю свою мощь с учетом реформирования его технологической платформы, став одним из ведущих катализаторов социальных процессов. При этом телевидение оказывает сильное

121 воздействие на умонастроения масс, их представления о реальной действительности и окружающем мире. Научные исследования доказывают, что в эпоху постмодерна, построения информационного общества, а также заметной активизации процессов визуализации и реформирования информационного пространства (национального, глобального), где мономедийная среда быстро перерастается в среду цифровую, мультимедийную, телевидение и экранная культура в целом рассматриваются как «расширение человека » (по М.Маклюэну), становясь одновременно и эффективным инструментом" социализации масс, социокультурной глобализации. Однако именно в нынешнюю эпоху развлекательное телевидение становится наиболее предпочтительным видом коммуникации, а также инструментом для * культивирования эмоционально-чувственного восприятия экранных образов массовой аудиторией, которая, по сути, представляет собой все российское население. Наметившиеся изменения в социальном развитии обусловливают и реформирование семантического содержания телевизионного контента, тяготеющего к возрастанию рекреативной функции телевидения. На нынешнем этапе данная функция приобретает свойства функции-доминанты, позволяя- создавать на основе типологической концепции, ориентированной" на экранные1 развлечения масс, эффективно действующие и экономически оправданные телеканалы развлекательного типа, способствуя тем самым, и дальнейшему продвижения1 развлекательного телевидения среди потенциальной аудитории.

Проблема производства и проектирования- развлекательного контента связана" также с выбором усредненного5 интеллектуального уровня потенциальных телезрителей телеканала, определенных социальных групп, зачастую обладающих низкопробным вкусом и потребностями. Все это находит отражение в телевидении новейшего времени. Отражением набирающего силу постмодернизма как наиболее предпочтительного ныне социокультурного направления является и обращение современного

122 телевидения, в первую очередь телеканалов развлекательного типа, к фрагментирующейея массовой аудитории по тендерному и возрастному принципам. В итоге образованная часть аудитории «уходит » с телеканалов, где транслируемая телевизионная продукция не отвечает их интеллектуальным и духовно-нравственным потребностям. К сожалению, медиаисследований о предпочтениях телезрителей телеканалов «СТС», «Домашний », «ДТВ» в России не проводится, и в этом усматривается некий недостаток данной, работы! в силу отсутствия подобных сведений. Данная проблема, относится и к телеканалам холдинга «CTG Медиа», так как с учетом принципа распространения их телепрограмм, его продукция в большей степени ориентирована на массового телезрителя из регионов. Некоторой проблемой, по мнению диссертанта, является и качество содержания развлекательных телепрограмм, поскольку избранная в качестве основной идея развлечения, представленная в той ил№ иной форме, при. использовании значительного жанрового многообразия, не всегда реализуется полностью, в соответствии с теми акцентами, которые заложены в основной концепции передачи.

Экскурс в историю отечественного- телевидения? показал, что развлекательное телевидение в России прошло* долгий путь своего становления, однако аудиторная потребность в развлекательных телепрограммах существует, она неоспорима и связана с социальными запросами, а также эмоционально-психологическим состоянием массовой аудитории. Однако ведущей проблемой в плане будущего развития экранных произведений развлекательного типа является вопрос о тех категориях и смыслах, которые избираются для фабулы , формы и сюжетов программы.

Определенную помощь в этом плане могут оказать развлекательные передачи советского периода, пользовавшиеся огромной популярностью.

Таким образом, исследование подтвердило, что главным вопросом дальнейшего существования и развития телеканала развлекательного типа является проблема качества семантического содержания развлекательных

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Удовиченко, Роман Викторович, 2011 год

1. Адамьянц Т.З., Шилова В.А. В поисках телезрительских симпатий. Институт социологии РАН , 2004.

2. Бакусева М.Б. Телевидение без границ. М.,1994.

3. Бакусева М.Б. Анализ влияния современных программ и передач телевидения на формирование социальных настроений в российском обществе. М., 2005.

4. Бакусева М.Б. Российское телевидение и социальное настроение. М.: ИПК работников ТВ и РВ, 2005.

5. Барабаш.Н.А. Телевидение и театр: игры постмодернизма.М.,2003.

6. Барабаш H.A. Постмодернизм: история любви и разочарований. М.,2006

7. Березин В.М. Нравственные аспекты современной телевизионной коммуникации. М., 2003.

8. Березин В.М. Теории массовой коммуникации и современные электронные технологии. М.:ИПК работников ТВ и РВ, 2011.

9. Буданцев Ю.П. Ведущие образы нашего сознания. М., 2003. Ю.Ворошилов В.В.Журналистка: Конспект лекций. СПб.: Изд-во1. Михайлова В.А., 2002.

10. Время сигнала: Контуры нового телевидения. СПб.: Российский институт исторического искусства, 2008.

11. Гаймакова Б. Д. Основы редактирования телепередач. М.:ИПК работников ТВ и РВ, 2001.

12. Гаймакова" Б.Д. Мастерство эфирного выступления. М.: ИПК работников ТВ и РВ, 1994.

13. Н.Гаймакова Б.Д., Макарова С.К., Новикова В. И., Осовская М.П. Мастерство эфирного выступления. М.: Аспект Пресс, 2004.

14. Голубцов М. Коммерческая успешность - основа свободы слова региональных СМИ . // «Среда », 2001, №8-9.

15. Голядкин H.A. Анализ аудитории. М.: ИПК работников ТВ и РВ, 2000.

16. Голядкин H.A. Теленовости. Секреты журналистского мастерства. (Реферат книги И.Фенка «Теленовости, радионовости .», Сен-Пол, 1985).

17. Голядкин H.A. История отечественного и зарубежного телевидения. М.: Аспект Пресс, 2011.

18. Голядкин H.A. (составитель). Методы исследования средств массовой коммуникации.М.:ИПК работников ТВ и РВ, 1997.

19. Горюнова H.JI. Художественно-выразительные средства экрана. М.: ИПК работников ТВ и РВ, 2000.

20. Грызунова О.И., Дерибас Г.Т., Косова Т.С., Немировская M.JI. Нормативная база телерадиовещания в современных условиях: концепция и пути формирования. М.:ИПК работников ТВ и РВ, 1996.

21. Грызунова О.И., Дерибас Г.Т., Косова Т.С., Немировская M.JL Формирование современной системы телевизионного вещания в РФ. М.: ИПК работников ТВ и РВ, 1996.

22. Дзялошинский И.М. Провинциальная аудитория ТВ: что показало исследование. //Телефорум . 2001, №1-2.

23. Дмитриев JI.A. Драматургия . Законы экранного творчества. М., 2009.

24. Дмитриев JI.A. Искусство публицистики. М.: ИПК работников ТВ и РВ, 2000.

25. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург, 1998.

26. Егоров В.В. Телевидение: теория и практика. Учебное пособие. М.: МНЭПУ, 1992.

27. Егоров В.В. Телевидение между прошлым и будущим. М.: Воскресенье, 1999.

28. Егоров В.В. Очерки истории отечественного телевидения. М.,1998.

29. Егоров В.В. Власть и телевидение в 2 ч. М.: ИПК работников ТВ И РВ, 1997.

30. Жаркова E.H. Структурно-коммуникативный подход к воспитательному воздействию телевизионных культурно-развлекательных программ на молодежную аудиторию. М.,2006.32.3асурский Я.Н. Искушения свободой. Российская журналистика 19902007. М., 2007.

31. Зверева H.A. Специфика деятельности регионального тележурналиста . М.: ИПК работников ТВ и РВ, 2002.34.3асорина Т., Федосова Н. Профессия журналист. Ростов н\Д.: Феникс, 1999.

32. Иванов А. Телевидение в поисках своего лица.// Телевидение. Радиовещание. М., 1998. -№1.

33. Ильченко С.Н. Отечественное телевидение постсоветского периода: история, проблемы, перспективы.Спб., 2008.

34. Имамова Стефанчук Е.И. Эволюция отечественного информационно-аналитического телевидения (конец 80-х 90-е годы).М.: ИПК работников ТВ и РВ, 2001.

35. Информационная безопасность: возможна ли она?// Материалы «круглого стола»М.: ИПК работников ТВ и РВ, 2001.

36. Кано И.А. Креативные и рецептивные аспекты жанра ток-шоу на современном телевидение.М., 2004.

37. Коновалова О.В. Методология исследования журналистики в контексте синергетической теории. М.: ИПК работников ТВ и РВ, 2011.

38. Корконосенко С.Г. Основы, журналистики: Учебник для вузов. М.,Аспект Пресс, 2001.

39. Коханова-JI.A., Калмыков A.A. Основы теории журналистики. М.,2009.

40. Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ.М., 2000.

41. Каспирович М.В., Малый A.A. К вопросу о восприятии оценки телевизионных передач телезрителями« (опыт социологического исследования). Хабаровск, 1992.

42. Кузнецов М.В. История отечественной журналистики (1917-2000). М.: Издательство «Флинт », «Наука ». 2003.

43. Князев A.B. Проблемы регионального телевидения: сила и слабость. //Телефорум, 2000, №9.

44. Кривошеев М:И., Федунин В.Г. Интерактивное телевидение. М.: Радио и связь, 2000.

45. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста.М., 2004.

46. Левченко И. Перспектива собственный канал вещания.// Телевидение радиовещание. 1989. №2.

47. Лукина М.М. Технология интервью.М.: Аспект Пресс, 1995.

48. Макарова С.К. Техника речи. М.: ИПК работников ТВ и РВ, 1995.

49. Медиакультура новой России. М., 2007.

50. Мельник Г.С. Общение в журналистике. Секреты мастерства. Спб., 2005.

51. Мелюхин К.С. Информационное общество: источник проблемы, тенденции развития. М., 1999.5 5.Миргород екая A.J1. ТВ-собеседник. Современные стили речевоготелевизионного общения.М.:ИПК работников ТВ и РВ, 2002.

52. Михалкович В.И. О сущности телевидения.М.: ИПК работников ТВ и РВ, 1998.

53. Моисеев В. Журналистика и журналисты. Киев,2002.

54. Моль А. Теория информации и эстетического восприятия.М., 1999.

55. Муратов С.А. Нравственные принципы тележурналистики: Опыт этического кодекса. М.,1997.

56. Муратов С.А.Диалог: Телевизионное общение в кадре и за кадром. М., 1983.

57. Муратов С.А. ТВ эволюция нетерпимости (история и конфликты этических представлений). М., 2001.

58. Поберезникова Е.В. Телевидение взаимодействия: интерактивное поле общения.М., 2004.

59. Полукаров B.JI. Экономика телерадиовещания.М.: ИПК работников ТВ и РВ,1995.

60. Поберезникова Е. Формула взаимодействия: Эволюция, принципы и модели интерактивного телевидения. Ч.1,2.М.: ИПК работников ТВ и РВ,2002.

61. Полуэктова И.А. Телевидение глазами телезрителей. //Телефорум. М.,№1-2.

62. Попцов О.М. Телевидение это сфера управления страной. //Телевизионный эфир. ТЭФИ обозрение. 1999, №3-4.

63. Правовой статус журналиста. М., 2000.

64. Привалова Н.К. Работа над видеосюжетом. М.: ИПК работников ТВ и РВ, 2001.

65. Привалова Н.К. Слабое звено больших стирок. Заметки о ценностных ориентациях некоторых современных тем программ. М.:ИПК работников ТВ и РВ, 2002.

66. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики . М., 2002.

67. Прохоров Е.П. Россия и Запад: диалог культур и демократии. М., 2006.

68. Прощикин Т.А. Организация телевизионного ток-шоу. М.: ИПК работников ТВ и РВ, 2006.

69. Пруцков Г.В. Введение в мировую журналистику . Аналогия в двух томах. Т.1.М.:2003.

71. Российское телевидение: между спросом и предложением.т. 1,2, М., 2007.

72. Рэндалл Л. Д. Универсальный журналист. М., 1996.

73. Самарцев О.Р. Актуальные проблемы телевизионной журналистики в условиях современного этапа информационно-компьютерной революции.М.: ИПК работников ТВ и РВ, 2007.

74. Самарцев О.Р. Творческая деятельность журналиста. М.: 2007

75. Сапунов Б.М. Культурология телевидения. Основы истории мировой культуры. М.: ИПК работников ТВ и РВ, 2002.

76. Саппак B.C. Телевидение и мы: четыре беседы. 3-е издание.М., 1988.

77. Семенов В.Г. Региональная тележурналистика.М.: ИПК работников ТВ иРВ, 2001.

78. Сенкевич М.П. Культура телевизионной и радио речи.М.: ИПК работников ТВ и РВ, 1994.

79. Современное развлекательное ТВ в контексте общих дискуссий.// Вест. Московского уни-та. Сер. 10i Жур-ка.Вып.4, 2009.

80. Система средств массовой информации России:. Учебное пособие для вузов / Под ред. Засурского Я.Н. М., 2001.

81. Смирнов A.B. Цифровое телевидение: от теории к практике.М., 2005.

82. Смирнов В.В. Формы вещания. М.,2002.

83. Современные проблемы аудиовизуальных средств массовой коммуникации. М., ИПК работников ТВ и РВ, 2001.

84. Современные проблемы аудиовизуальных средств массовой коммуникации. Сборник статей аспирантов. - Выпуск 12. М.: ИПК работников ТВ и РВ, 2003.

85. Солганик Г.Я. Толковый словарь. Язык газеты, радио., телевидения. М.,2002.9 5. Теленовости: секреты журналистского мастерства.ч.12.М.: ИПК работников ТВ и РВ, 1997.

86. Телевидение и радиовещание за рубежом. Вып. 1-9.- М.:ИПК работников ТВ и РВ, 1989-1994.

87. Телерадиоэфир : История и современность. // Под ред. Я. Засурского. М., 2005.

88. Трошкин Ю.В. Методы сбора информации в тележурналистике . М.: ИНСТИТУТ Международного права и экономики, 1998.

89. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М., 2004.

90. Федотова Л.И. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. М., 1996.

91. Фонд защиты гласности. Комментарий к Закону РФ о СМИ. М., 2002.

92. Фирсов Б. Телевидение и мы: к истории наших отношений.// ТВ вчера, сегодня, завтра. М., 1989.

93. ЮЗ.Фрольцова Н.Т. Типология творческой деятельности в аудиовизуальной коммуникации. Минск, 2003.

94. Фэнг И. Теленовости: секреты журналистского мастерства. М.,1994.

95. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникация действия. Спб., 2000.

96. Юб.Хейзинга.Й. Человек играющий.М.,2003.

97. Цвик В.Л. Телевизионная журналистика. М., 2009.

98. Шкондин М.В. СМИ в условиях реформирования общества: системные характеристики. М., 2001

99. Шкондин М.В. Система СМИ как фактор общественного диалога. М., 2002.

100. Экранная культура ХХ1века. М., 2010.

101. П.Юровский А.Я. Из родословной ТВ. / Телерадиоэфир. М., 1991, №12.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.


Введение

Глава 1. История появления и развития развлекательного телевидения в нашей стране

1.2 Развлекательное телевидение после развала Советского Союза и образования Российской Федерации

Глава 2. Современное состояние развлекательного вещания на российском телевидении. Жанровая система и тенденции развития

2.1. Современное состояние развлекательного вещания на российском телевидении.

2.2. Жанровая система развлекательного телевидения

Глава 3. Сравнительный анализ федеральных и нишевых каналов на российском телевидении на примере Первого канала и телеканала "Перец"

3.1 Развлекательная составляющая массовых и нишевых телеканалов

3.2 Сравнительный анализ «Первого канала» и телеканала «Перец»

Заключение

Список использованных источников

ГЛАВА 1. История появления и развития развлекательного телевидения в нашей стране.

1.1. Развлекательное телевидение в Советский период истории России

«Телевизионное развлечение - это сложный процесс, социальная ценность которого при более подробном рассмотрении оказывается несомненной». Развлекательные программы являются сегодня неотъемлемой частью сетки вещания практически любого телеканала, а их отсутствие – причина появления определенного информационного вакуума для аудитории.

Главная особенность развлекательных программ – их ориентация на определенное количество специфических функций, выполнение которых обуславливает выделение развлекательных программ в отдельную группу. Исследователь феномена развлекательного телевидения С.Н. Акинфиев в своих публикациях выделяет зрительские потребности, при удовлетворении которых передачу можно назвать развлекательной:

1. «получение удовольствия, позитивных эмоций;

2. снятие напряжения (рекреация и релаксация), редукция тревоги;

3. уход от реальности (эскапизм);

5. эмоциональное осмысление комического (юмор)».

Для верного теоретического обоснования развлекательности телепрограммы, необходимо рассматривать данные элементы только в комплексе, учитывая их взаимозаменяемость и взаимодополняемость.

Таким образом, развлекательные программы – телепрограммы, которые являются одной из форм проведения свободного времени, досуга, позволяющие зрителю без специальной подготовки отдохнуть, снять эмоциональное напряжение за счет получения удовольствия, наслаждения, комфорта и релаксации; для них свойственно сочетание азарта, юмора и определенной доли эскапизма; зачастую их успех связан с игровой и драматургической составляющей.

Развлекательные передачи на телевидении зарождаются в Соединенных Штатах Америки в 50-60 годах XX века. Примерно в это же время начинается процесс становления развлекательного сектора и на отечественном телевидении. Однако пути их развития были совершенно разными. На Западе развитие развлекательного телевидения было бурным – оно достигло своего пика уже в середине 90-х, к этому времени в нашей стране тот же сектор телевидения лишь начинает приобретать современный облик. На это есть ряд причин:

1. Существование в СССР тоталитарного режима, обусловившее существование жесткой государственной цензуры.

2. Синтетическое происхождение, слабая развитость в СССР массовой культуры, развитие которой в середине прошлого века на Западе во многом предопределило появление телевизионного развлечения.

3. Неготовность общества и государства принять развлечение на телевидении, связанная со стереотипностью мышления населения. «Так уж случилось, что долгие годы развлекательная функция искусства явно недооценивалась. Более того, считалось, что подлинное искусство несовместимо с развлечением».

К примеру, известный публицист и исследователь телевидения В.С. Саппак в своей книге 1988 года «Телевидение и Мы» не придает развлекательным передачам никакого социального и культурного значения, хотя и отмечает свой интерес к ним: «Впрочем, есть у нас, на Московском вещании, передачи, которые я всегда смотрю с самым живым интересом. Просто, что называется, не могу оторваться. Может быть, в этом даже неудобно признаться, ибо передачи вроде бы, как и не очень серьезные: не то общеобразовательные, не то развлекательные – словом, викторины».

Причиной подобного отношения к развлечению как таковому может являться «социально-психологическая установка, сформировавшаяся в тот период истории, когда развлечение действительно являлось сферой, не развивающей личность, а отчуждающей её от культуры». Обществу приходилось преодолевать психологические барьеры, которые не позволяли адекватно воспринимать развлечение и рождали неверные стереотипы. Развлечение воспринимали как что-то пустое, лишенное смысловой и эстетической наполненности.

Тем не менее, в 1957 на советском телевидении появляется первая программа, которая по многим параметрам попадала под определение «развлекательная телепередача». «Вечер веселых вопросов» был создан журналистом Сергеем Муратовым по образу чехословацкой передачи «Гадай, гадай, гадальщик», производителем его была «Фестивальная редакция ЦТ». «Вечер веселых вопросов» прекратил свое существование на третьем выпуске по Закрытому постановлению ЦК КПСС после того, как сотни зрителей в зимней одежде (как условие конкурса), пришедшие за обещанным призом, ворвались в телестудию, - в эфире это показано не было. Программа из-за своего нестандартного для советского телевидения формата имела большую популярность и предопределила появление других развлекательных программ, тем самым став точкой отсчета развлекательного телевидения в нашей стране.



В данной работе использована периодизация, предложенная С.Н. Акинфиевым, который выделял в истории отечественного развлекательного телевещания три этапа:

1) 1957 – 1970гг. – зарождение и формирование развлекательного телевидения;

2) 1970 г. – первая половина 80-х годов – время жёсткого партийного контроля на ТВ, приостановившего качественное развитие развлекательного телевещания;

3) вторая половина 80-х годов – переходный период, начало становления российского развлекательного телевидения».

Появление в 50-е годах двадцатого века первых развлекательных передач происходит на фоне определенных изменений на телевидении. Его развитие в нашей стране начинает проходить не только интенсивным, но и экстенсивным путем. Телевидение постепенно осваивает собственные средства выразительности. Как отмечает историк И.Г. Кацев, именно выделение этого периода обозначает разрыв «с прежней, количественной методологией оценки эволюции телевидения и переносит акцент на творчески-художественную его основу».

Первый этап в первую очередь ознаменован появлением такого значимого телевизионного, а впоследствии и социокультурного феномена, как «Клуб веселых и находчивых». КВН, вышедший впервые 8 ноября 1961 года, являлся молодежной телевизионной игрой, «представляющей собой одну из диалогизированных форм персонифицированного сообщения», основанной на импровизации участников.

КВН заключал в себе основные черты развлекательной программы:

1) ориентация на азарт, юмор и релаксацию;

2) значимая роль харизматичного ведущего (после того, как первый ведущий Альберт Аксельрод ушел из программы, постоянным ведущим этой игры стал Александр Масляков);

3) игровая и драматургическая составляющие («КВН – развлекательный молодежный театр. Для этого жанра нужны две вещи: амфитеатр с аудиторией и сценическая площадка, на которой разворачивается зрелище»).

Однако нельзя рассматривать КВН как передачу, выполнявшую только рекреативную функцию. Стоит отметить ее социальную направленность, свойственную многим отечественным развлекательным телепередачам. «По сути своей КВН был тщательно замаскированным политическим ток-шоу. Первые годы он шел в прямом эфире и позволял иногда в форме шутки откровенную критику существующих порядков. КВН долгие годы был едва ли не отдушиной для интеллигентной молодежи».

Участники программы позволяли себе иронизировать над советской действительностью и идеологией, так как именно подобные шутки вызывали наибольший интерес у телезрителей, что вызывало негативное отношение к КВН у руководителя ЦТ Сергея Лапина. Это привело к отмене выхода программы в прямой трансляции. Появление же видеозаписи позволило руководящим работникам «идеологического фронта» вырезать из любых телепередач, в том числе и КВН, нежелательные для них моменты. Популярность КВН стала резко падать, а в 1973 году передача из-за своего «сомнительного» юмора прекратила свое существование. Судьба этой передачи проиллюстрировала положение дел в стране. «Деятельность телевидения находилось в прямой зависимости и от политической, и от экономической ситуации в стране», что повлияло на дальнейшее развитие развлекательных телепередач.

Уникальность «Клуба веселых и находчивых» заключалась в том, что “развлекательная программа, включив элементы познавательности, пронизав себя током злободневных проблем, стала возмутителем спокойствия, явила на свет истинные функции телевизионного искусства, как лирико–публицистического искусства, формирующего и отражающего общественное мнение ”. Кроме того, «возможности раскрытия на телеэкране личности, включенной в импровизационные действия, выявленные и развитые в передачах КВН» были затем использованы в ряде других развлекательных программах отечественного телевидения: «А ну-ка девушки!», «Алло, мы ищем таланты», «Семь раз отмерь...», «Мастер – золотые руки» и других.

Необходимо выделить еще одну программу первого периода, которая также относилась к новым формам вещания и имела развлекательную направленность – «Голубой огонек», вышедший в эфир впервые 5 апреля 1962 года как «Телевизионное кафе». Название еще несколько раз менялось: вначале – «На огонек», затем – «На голубой огонек», и только потом получила привычное название. Телепрограмма выходила каждую неделю, а ее содержание составляло общение в кадре и различного рода концертные номера. «Телевизионное кафе» представляло собой предпосылку появления такого развлекательного жанра, как шоу.

Популярность тепелепередачи объясняется новизной для зрителя, который обрел возможность «систематически общаться с людьми, находящимися в условиях, максимально приближенной к той обстановке, в которой находился сам телезри­тель». Концепция передачи-беседы за столиками еще не раз использовалась на советском телевидении –

«Горизонтали и вертикали», «Литературный вторник», «Устная библиотека поэта» - и получила признание аудитории.

Однако если развлекательная составляющая соседствовала с «серьезной» тематикой, то это все также вызывало осуждение. В статье «Человек, которого нет» (написана совместно с Георгием Фере), опубликованной в газете «Советской культуре» 16 января 1965, телекритик Сергей Муратов пишет, что «серьезные пе­редачи быстро освоили нехитрые формы эстрадной подачи материала: вступительная песенка, веселая заставка, рисованные человечки и так далее. Детища этих смешанных бра­ков порой симпатичны, но чудо­вищно походят один на другого. Очевидно, близнецы эти и являют­ся любимыми передачами «средне­го зрителя».

Подобные телепередачи подвергаются критике, так как информация и мнения становятся лишь фоном для зрителя, «слишком рассудительного для легкой про­граммы и слишком легкомыслен­ного для научной беседы. На того, кто интересуется всем понемнож­ку, а это значит - ничем всерьез».

По мнению Муратова негативным для общества является и обратный процесс, когда «в передачи развлекательного характера при­вносится определенная порция тяжеловесной информации, кото­рая в ряде случаев оборачивается откровенной профанацией больших идей». «Черная рамка телевизионного экрана превращалась в траурную рамку для заживо похороненных замыслов. На­чиналась неуловимая девальвация эстетической ценности передач», - констатирует автор.

Завершающая фаза тотального контроля и регламентации телевизионного контента наступила в начале семидесятых годов, ознаменовав собой начало второго этапа развития отечественного развлекательного телевидения. «Средства массовой коммуникации погружались в эпоху «общественной немоты», где телевидению была уготована роль застрельщика».

Телевидение использовалось государством для пропаганды собственной идеологии и стало по-настоящему «массовым» средством информации. Причем важным критерием здесь выступает не только количественный показатель аудитории, но и признание телевидения «самостоятельным, мощным социальным институтом, чья деятельность серьезно влияет на идеологическую и психологическую атмосферу в обществе».

В условиях цензурного гнета социальный и политический подтекст на телевидении был практически сведен к нулю. Потребность же в развлечении, релаксации, азарте среди телезрителей оставалась сильной – именно в этот период на телевидении вышла еще одна знаковая программа - «Что? Где? Когда?», автором и ведущим которой был Владимир Ворошилов. Новаторские идеи Ворошилова воплотились в первой программе-представительнице жанра интеллектуальной игры.

Игра как это одна из основных форм жизнедеятельности человека представляет для телезрителя огромный интерес. «Приоритет всеобщих человеческих качеств над специальными и свободная импровизация, выбор, владение ими - вот еще одна структурная коренная черта всякой игры. Она и роднит игру с самой жизнью», - писал сам Ворошилов в своей книге «Феномен игры».

Играизация деятельности является также важной составляющей развлекательной программы. Играизацию можно определить, как «внедрение принципов игры, эвристических элементов в прагматические жизненные стратегии, что позволяет индивидам посредством саморефлексии достаточно эффективно выполнять основные социальные роли, адаптироваться к «обществу в действии».

«Легкость, импровизационность, с одной стороны, и жесткие правила - с другой. Это первый закон игры. Но есть еще нечто пронизывающее все разновидности, все категории игры. Есть еще одно качество, одно свойство, без которого любая игра - не игра. Свойство это - удовольствие, наслаждение, удовлетворение от самого участия в игре». Таким образом, в игре сочетались культурно-просветительская, интегративная и рекреативная функции.

«Что? Где? Когда?» стала настоящим явлением не только советского телевидения, но и всего «доперестроечного» периода в истории СССР. Придуманный Ворошиловым формат получил огромную популярность и внес новые черты в жанр телевикторины. Особенностью игры было командная составляющая, ориентированность не столько на эрудицию игроков, сколько на рациональное, логическое мышление. «В результате мы получили открытый мыслительный процесс в процессе шоу».

Велика была и роль ведущего. «Ворошиловское отсутствие в кадре - еще одна гениальная для телевидения придумка. Не появляясь в кадре, Ворошилов оставался гигантской личностью, магистром, даже магом, волшебником Изумрудного города».

Уникальность игры состояла и в том, что она явилась толчком для создания других телеигр. Трансформационным молодежным вариантом «Что? Где? Когда?» стал «Брейн-ринг», также проекты «Умники и умницы», «Колесо истории» и другие «свидетельствует, что далеко не всегда лишь богатые призы и возможность легко их выиграть подталкивают людей к этой форме творческой игрореализации».

Отличительной особенностью двух знаковых для отечественного развлекательного телевидения – «Клуба веселых и находчивых» и «Что? Где? Когда?», появившихся в разное время и в разных условиях, - является их абсолютная аутентичность, уникальность.

В сложных условиях цензуры все же появлялись развлекательные программы, ориентированные на молодежь («А ну-ка, парни», «А ну-ка, девушки» и с музыкальным уклоном («Утренняя почта») и т.д.

В конце 80-х годов наша страна встала на путь грандиозных социальных и политических изменений. «Перестройка – политика руководства КПСС и СССР, провозглашенная во второй половине 1980-х годов и продолжавшаяся до августа 1991 г.; ее объективным содержанием была попытка привести советскую экономику, политику, идеологию и культуру в соответствие с общечеловеческими идеалами и ценностями; осуществлялась крайне непоследовательно и, вследствие противоречивых усилий, создала предпосылки для краха КПСС и распада СССР». В это время серьезные перемены начались в телеэфире.

«Сформированная десятилетиями борьбы с инакомыслием и инакочувствием, самозамкнутая система авторитарного телевидения терпела крах». Пошатнулись многие устои советского телевидения, в том числе и так называемая концепция «среднего зрителя», которая позволяла государству навязывать людям телевизионный контент.

В новых социальных и экономических условиях производитель телевизионного продукта, главным образом развлекательного, был обязан основываться на вкусах аудитории. Это отношение усиливалось тесной связью развлечения с массовой культурой – ее бурное развитие на Западе стало возможным из-за того, что в 20 веке у людей появилось больше свободного времени. Происходила постепенная интеграция западной массовой культуры.

По словам известного кинорежиссера А. Кончаловского, «в ХХ веке произошли радикальные перемены в самой ориентации развития культуры: из познавательно-просветительской она стала по преимуществу развлекательной».

Во время Перестройки стало возможным появление совершенно новых телевизионных форматов. На советском телевидении стали появляться передачи, по жанру являющиеся ток-шоу (такое определение еще не применялось) – телепрограммы с гостями в студии, которые могли обсуждать предложенную проблему. К ним можно отнести «Музыкальный ринг» Максимовой, «12 этаж» Сагалаева, «Взгляд», в котором трудились многие известные журналисты – В. Листьев, А. Любимов, Д. Захаров и другие. Однако последние две программы имели слишком большую социально-политическую направленность.

В. Егоров в свое книге «Телевидение: страницы истории» пишет: «Мы придумывали новый жанр, но не сумели дать ему название, а ведь жанр как память культуры начинается с того, что ему дают имя. Это имя дали, но не у нас: ток-шоу, разговорное зрелище. Ток-шоу расплодились на современном телевидении в невероятных количествах – политические, семейные, женские, развлекательные, эротические, музыкальные, молодежные, познавательные и т.д. Каждый уважающий себя телеведущий считает долгом иметь свое ток-шоу. Их можно понять. При относительной дешевизне производства этот жанр потрясающе эффективен. Ничего удивительного, ведь он покоится на фундаментальных основах театра, а театр – это сама жизнь. Правильно сказал Шекспир: «Весь мир – театр».

Жанр ток-шоу был новым для нашего телевидения. «Пока не было определенных его границ (да и самого термина), в нем присутствовало общественное и духовное напряжение, происходили серьезные открытия, не только творческие, но и социальные». Постепенно ток-шоу все больше и больше уходили в сторону развлекательности.

«За короткий срок отечественное телевидение проделало гигантский путь преобразований: вырвалось из-под диктата большевистской доктрины, одновременно покончив с таким позорным явлением, как государственная политическая цензура; перестало быть партийно-государственной монополией, опробовав почти все формы собственности (акционерную, частную и проч.); произошло разделение телекомпаний на программо-производителей (продюсерские фирмы) и вещателей (появились даже посредники между первыми и вторыми – дистрибьюторы); в результате возник рынок программ – конкуренция в этой области должна способствовать насыщению рынка зрительских интересов».

Таким образом, в советский период развлекательное телевидение прошло три этапа, в течение которых развивалось и видоизменялось, находя новые жанры и формы, меняя свою тематическую и идеологическую направленность. Говоря о периодизации советского телевидения, историк И.Г. Кацев отмечает, что эволюция телевидения на «прослеживается от технологических – к политическим, а от них – к социальным приоритетам в своем развитии». Это, несомненно, можно отнести и к развлекательному сектору телевещания. Развлечение на телевидении, несмотря на свою кажущуюся отстраненность от актуальных проблем, даже в условиях политического гнета и последовавшей неопределенности в полной мере реагирует на все изменения в жизни общества, перерабатывая и переосмысливая их.

1.2. Развлекательное телевидение после развала Советского Союза и образования Российской Федерации

В нашем исследовании предлагается разделение истории российского периода развлекательного вещания на два этапа – переходный этап (1991 - 2001) и современный (2001 – по настоящее время). Именно на стыке веков произошли значимые изменения, определившие дальнейшее развитие развлекательного телевидения в нашей стране.

За короткий период после развала Советского Союза и образования Российской федерации телесистема России проделала огромный путь преобразований: исчезла партийно-государственная монополия на телевидение, было покончено с государственной цензурой, произошло разде­ление телевизионных компаний на программопроизводителей и вещателей (также по­явились дист­рибьюторы – посредники между ними), в сфере телевидения появилось сразу несколько форм собственности (частная, акционерная, государственная), «в результате возник рынок программ - конкурен­ция в этой области должна способствовать насыщению рынка зрительских интересов».

Кроме того, за довольно короткий срок телевидение трансформировалось из средства агитации и пропаганды в коммерчески прибыльную отрасль. Это можно объяснить несколькими субъективными факторами:

Неспособность государства полностью регулировать только зародившийся в стране медиабизнес;

Возможность использования опыта зарубежных коллег, которая отсутствовала в период советской власти;

Возможность использования новейших технологий и технической базы: «В СССР существовала гигантская по своим масштабам, практически не имеющая аналогов мировой практике унифицированная техническая система распространения телевизионных программ по всей необъятной территории страны, имеющей сдвиг по времени в шесть часовых поясов».

Однако быстро проявились и негативные стороны изменений. С одной стороны, в творческом процессе происходил поиск новых форм и интересных творческих решений, обусловленные появившейся свободой авторского самовыражения. С другой стороны, неожиданно появившийся простор для творческих начинаний был либо неверно использован, либо променян на коммерческий успех, «общее впечатление от характеристик этого периода – сумбур, снижение профессионализма, примитивизация».

Эти факторы напрямую повлияли на развитие развлекательного телевидения: «добровольная самоизоляция от мировой телепрактики приве­ла к провинциализму и жанрово­му убожеству, отличающему - за редкими исключениями - отечественную теледраматургию и режиссуру, не говоря уже об удручающем уровне развлекате­льных передач».

Российское телевещание как правопреемник советского телевещания в начале пошло по легкому пути использования форматов западных развлекательных передач, отказавшись создавать свои собственные проекты, тем самым не воспользовавшись социально-экономическими и культурными переменами, произошедшими в обществе. Показательным примером может служить капитал-шоу (так определяют жанр создатели программы) «Поле Чудес». Популярная американская викторина «Колесо фортуны» стала основой для не менее популярной в России телеигры, идущей на отечественном телевидении до сих пор.

Кроме того, значительно потеряла свои позиции государственное телевидение. «Именно коммерческие телекомпании первые использовали зрительскую потребность в развлечении с помощью викторин, телеигр, в то время как государственное телевидение в оче­редной раз продемонстрировало свою неспособность быстро от­реагировать на новые веяния».

Далеко не все развлекательные программы, созданные в 90-х годах, заслужили популярность. «Все (или почти все) бесчисленные премьеры развлекательных передач, на которые уходили громадные деньги, оказывались пустышкой, они держались на экране в течение нескольких месяцев, максимум одного сезона, а затем оказывались забытыми. Причем с неприятным послевкусием громкого, позорного провала».

Ориентированность на массового зрителя, попытки угодить представителям всех социальных слоев, всех возрастов, имеющим разные интересы, погоня за рейтингом - основные характеристики состояния развлекательного телевидения начала 90-х годов. «Массовое общество требует не культуры, а развлечений. Телевидение становится наиболее прибыльной областью шоу-бизнеса. Никогда произведения не были столь чудовищно плохими и такими хорошими. Они стали лучшим развлечением, но худшим искусством».

После распада СССР перед создателями телевизионного продукта появилась возможность использовать опыт Запада, что повлекло за собой появление на российском телевидении копий американских и европейских проектов, в том числе и таком значимом в период Перестройки жанре, как ток-шоу.

«Ток-шоу стали существовать как «кальки» западных телепрограмм, копируя не только их основные признаки (легкость разговора, артистизм ведущего, обязательное присутствие аудитории), но и развлекательность как элемент коммерческого успеха».

Знаковым для жанра ток-шоу стал 1996 год. Тогда на телеканале НТВ выходит первое по-настоящему развлекательное ток-шоу «Про это», а на ОРТ – передача В. Комиссарова «Моя семья». С ними меняется понимание жанра ток-шоу на отечественном телевидении. Сегодняшние передачи уже лишены во многом той общественной значимости, которая была присуща «перестроечным» «ток-шоу». Однако они до сих пор играют значительную роль в жизни общества – политический акцент ток-шоу сменился на социальный и бытовой.

Впоследствии на отечественном телевидении выходит еще множество ток-шоу на совершенно разную тематику: «Профессия», «Карьера», «Один на один», «Мужчина и женщина», «Мы», «Мое кино», «Чрезвычайный канал», «Пресс-клуб» (с участием журналистов), «Акулы пера» с участием музыкальных критиков.

Примером популярной развлекательной юмористической программы служит «Белый попугай». Рейтинг передачи, по сути, напрямую зависел от участия знаменитостей из творческих кругов. Популярные актеры, певцы, телеведущие вместе с Юрием Никулиным в роли ведущего в режиме легкой импровизации, без какой-либо продуманной драматургии рассказывали анекдоты. Без использования новых жанровых форм, драматургических решений и оригинальной концепции программа, тем не менее, имела высокие рейтинги.

Постепенно развлекательный сектор стал наиболее успешным с коммерческой точки зрения, и создатели телеконтента ориентировались, в основном, на рейтинг. С одной стороны, последовал бурный рост и развитие развлекательных телепрограмм, с другой – уход в тень художественно-публицистических жанров, документальных телефильмов и постановок. «Переход от диктатуры идеологии к диктатуре рейтинга только поначалу мог показаться отечественной публике чуть ли не скачком из царства необходимости в царство свободы. Действительность оказалась намного печальнее».

В 90-е годы заметно резкое увеличение количества развлекательных программ («Любовь с первого взгляда», «Угадай мелодию», «Империя страсти», «Сам себе режиссер», «Счастливый случай», «Звездный час», возрожденный «КВН», «Я сама», «Моя семья»), подавляющее большинство которых было снято в жанре телеигры (викторины), а затем и ток-шоу.

Превращение телевидения в нашей стране в сферу свободного предпринимательства вызвало бурное развитие массовой культуры, а телевизионная продукция стала товаром. Именно развлекательное телевидение стало создавать образцы культурных ценностей, но зачастую они далеки от реальности или искажены, что связано, в том числе с эстетикой постмодернизма, оказавшей «существенное воздействие на специфику телевидения: телевизионные передачи стали восприниматься как реальность, а жизнь общества – как зеркало ТВ. Символом постмодернистской эстетики стал полиэкран. Развлекательность, зрелищность, серийность постмодернистской телевизионной культуры, изменили психологические установки аудитории».

Однако еще в середине 90-х на отечественном телевидении появилось несколько новаторских программ. Зачастую развлекательному телевидению противопоставляют телевидение общественно-политическое, таким образом, определяя развлечение как часть сетки вещания, которая исключает все идеологизированное и политическое. Однако подобное мнение не может быть верным, хотя бы из-за того, что телевидение не может существовать вне социума. «Развлечение несёт в себе идеологию – образа жизни, моделей проведения досуга, восприятия реальности и.т.д. Поэтому правильнее будет сказать, что развлечение всё-таки включает в себя политику, но как бы выносит её за скобки». Ярким примером этого является программа «Куклы», выходившая на канале в 90-х годах на НТВ.

Программа «Куклы» являлась телевизионным памфлетом, состояла из коротких юмористических фрагментов, зарисовок, беглых карикатур. «Куклы» сочетали в себе развлекательную составляющую и социально-определенную, политическую сатиру на действия правительства и отдельных политиков. «Смех, которым отмечает зритель попадание создателей «Кукол» в отдельных деталях, затем, по мере того, как понимаешь, насколько серьезно и по делу выступают сатирики, затихает. На смену ему приходят раздумья, скорее грустные, нежели веселые. Приходит понимание несовершенства всей нашей жизни».

Сатира на телевидении была и во времена Советского Союза. Примером может служить киножурнал «Фитиль», однако в отличие от политически направленных «Кукол» высмеивал социальные и человеческие пороки и носил нравственно-поучительный характер.

Первой на отечественном телевидении телепередачей, чьи авторы попытались сочетать развлечение и информативность (здесь видны предпосылки появления в России такого явления как «инфотеймент»), была программа «Времечко»

«По первоначальному замыслу Л. Новоженова и его товарищей предполагалось, что новости эти будут принципиально отличными от тех, к которым мы привыкли. Шутливые, странные, может быть, даже нелепые. Такие, что станут мячиками в игре-перекидке остротами между журналистами и зрителями». Элементы игры были особенно важны для этой информационно-развлекательной программы – своеобразная подача информации как «неновостей» («Сегодня в программе вы не узнаете…» как первоначальная фраза), интерактивность, зрители как источник информации. «Л. Новоженов привнес в передачу атмосферу «хохмачества», причем, нередко импровизационного, сиюминутного», что не мешало поднимать во «Времечке» остросоциальные проблемы.

Передачей, рискнувшей впервые в России сделать ставку на инфотейнмент, стала «Намедни» Леонида Парфенова, выходившая с 2001 по 2004 год. Основная задача программы, которая определялась как «панорама главных новостей недели, их экспресс-анализ, обсуждение, выявление причинно-следственных связей и тенденций», не несла в себе революционных идей. «Нетипичными для российского телевидения были методы предъявления информации, положенные в основу концепции программы, такие как сокращение времени сюжета, метафорически-образная трактовка событий, «овеществление» новости, повышенный интерес к деталям, нетипичным героям и нетипическим обстоятельствам».

По словам шефа-редактора НТВ Николая Картозии, «при разработке концепции программы журналисты сознательно ориентировались на американский опыт».

«Наиболее полно возможности infotainment раскрываются в фирменном "блюде" программы "Намедни", которое в редакции называют "трип", или "погружение". Первое название подчеркивает форму путешествия с кем-то, чья социальная практика иная, нежели у основной аудитории. Второе отражает степень проникновения в тему».

В «Намеднях» активно использовался монтаж. Использовались такие приемы, как «монти-пайтон» – «вживление» анимированных образов в документальные кадры – и интервью-клип – короткое аудиовизуальное произведение, рассчитанное, на эмоциональное восприятие. И хотя «Намедни» прекратили свое существование, «влияние программы на отечественное телевидение продолжается, т.к. концепции и приемы, разработанные в ней, сегодня используются многими журналистами».

Таким образом, в 90-х годах прошлого века развлекательное телевидение России находится в процессе становления, идет поиск новых форм и жанров развлечения. Уже заметно на телевидении сочетание в одной программе различных функций – развлекательной и информационной, развлекательной и социально-ориентирующей, однако это всего лишь разовые случаи. Жанровая структура еще скудна и слабо развита.

Достаточного количества и разнообразия развлекательные передачи достигли только в последние 10-15 лет в период становления нового отечественного телевещания. «Планомерное формирование развлекательного сектора начинается лишь в период последнего десятилетия XX в - начала XXI вв. с бурным развитием таких жанров как семейное ток-шоу, реалити-шоу, появлением целого ряда юмористических передач и телеигр, а также передач, находящихся на стыке спортивного и развлекательного телевидения».

Во многом это связано с общими тенденциями развития современного мирового общества, которое «постепенно переходит из непосредственно трудовой, индустриальной, даже постиндустриальной цивилизации в информационную, медийную, виртуальную. А в ней досуг, отдых играют огромную роль».

Значимое событие для российского телевидения произошло 2001, когда в эфире появилось первое реалити-шоу – программа «За стеклом», выходившая на ныне не существующем канале ТВ-6, которая имела высокие рейтинги, а ее участники одно время были весьма популярны. Зрители могли наблюдать за «реальной» жизнью другого человека, не выходя из своего дома, и даже вершить его судьбу, проголосовав за участника, тем самым, оставив его в проекте.

Новый формат развлечения имел большой успех, так представлял собой совершенно иной телепродукт. В викторинах и телеиграх игровой процесс всегда шел отстранено. В реалити-шоу же игра неразрывна была связана с реальностью, хоть и искаженной, что вызвало неоднозначную общественную оценку.

Еще один реалити-проект, появившийся вскоре на отечественном телевидении, так же играет важную роль с развитии отечественного телевидения. В «Фабрике звезд» реалити-составляющая была совмещена с музыкальной. Являясь калькой с европейского телепроекта, «Star Academy», шоу имело такую же популярность, но в то же время и подверглось жесткой критики. Отрывок из статьи «Полуфабрикаты» газеты «Новое время» от 24 октября 2002 года: «Российское телевидение продолжает играться в реальные шоу». Только все не без труда пережили эпопею-тягучку «застеколья», как нам сразу предложили очередную вариацию на тему. Сразу два центральных канала запустили шоу-комбайны по производству музыкантов-самородков».

Несмотря на смешанную реакцию, «За стеклом» и «Фабрика звезд» стали знаковым явлением на российском телевидении, предопределив дальнейшее развитие «реального» телевидения в России.

Неофициальный статус «первого развлекательного канала» закрепил за собой СТС (Сеть телевизионных станций). Еще в конце 90-х СТС позиционировал себя как молодежный канал. Значительную часть вещания составляли иностранные сериалы. «Понятно, что в силу своих иностранных корней СТС представляет собой некий гибрид, адаптированный к местным условиям вариант добротно слепленного среднестатистического "их" канала general entertainment. Каковых в мире большинство. До сих пор у нас такие каналы назывались "семейными".

По словам тогдашнего генерального директора Сергея Скворцова: «Мы не хотим быть не с кем политически ассоциированы. Новости - не наша профессия, эротика тоже… Мы рассматриваем телевизор как инструмент развлечения, а не манипулирования общественным сознанием". По его мнению, аполитичный канал намного ближе российской провинции.

На начало вещания в 1996 году технологии передачи сигнала СТС отличались качеством, мобильностью и компактностью и гарантией прохождения в регионах программных и рекламных блоков. «СТС, по всей вероятности, единственное на сегодня цифровое телевидение, работающее в масштабах страны».

Ключевым моментом для СТС в плане развития стал приход в 2002 году на должность генерального директора Александра Роднянского. Именно при нем прошла смена концепции канала, требовавшаяся для увеличения рейтингов – он кардинально изменил программную стратегию. «Когда я согласился на предложение возглавить телеканал СТС, мне было понятно, что наступает конец дискуссионно-информационной эпохи. Вся политическая информация, будучи частью политических технологий, привела к усталости огромной части аудитории. И у меня накопился объем идей телевидения для среднего класса».

Главными направлениями развития канала стали:

Главенство развлекательного контента («Для вас телевизор - один из возможных источников позитивного хорошего настроения... Причем мы не относимся к развлечению как к безделью. Это ткань жизни, это самореализация человека в условиях свободного выбора»);

Отказ от низкокачественного контента («Невероятно, но факт: вскоре после своего появления на СТС в качестве генерального продюсера Александр Роднянский убрал из эфира программу "Окна" - "золотую жилу", хит канала, собиравший баснословный рейтинг: "Это сукно не моей мануфактуры". Недолго просуществовал на СТС и "Большой куш" - по той же причине: некачественно, "желтизна", зашкаливающая все возможные пределы, не есть главный признак развлечения»);

Создание собственного качественного контента, в том числе передач с элементами инфотейнмента («Поскольку я большой любитель телевизионной болтовни, мне казалось, что он может сделать интересный такой формат, который только сейчас набирает обороты. Сочетание новостей и шоу») – «Детали», «Истории в деталях»;

Ориентация на определенный сектор аудитории (изначально это была молодежь, но «достигнув аудитории в 5%-6%, стало ясно, что это потолок для такого позиционирования – молодежь смотрит телевизор меньше всех целевых групп. В 2003 году телеканал стал ориентироваться на более возрастную и женскую аудиторию».)

По словам Роднянского также на новую концепцию канала влияние оказали изменения в социально-политической сфере российского общества: «К тому же закончился определенный период, что-то политическое произошло. Если в 2002-м аудитория верила в лучшее, то в 2004-м ­стали наступать другие настроения. Страна в целом начала меняться».

Таким образом, в начале 21 века развлекательная функция на российском телевидении достигла своего апогея – произошло увеличение количества соответствующих передач, пользующихся большой популярностью у аудитории, появление новых форматов (в том числе реалити-шоу) и развитие старых жанров.

Рекреативная функция превратилась из дополнительной в системообразующую, что обусловило появление каналов нового для нашей страны типа – развлекательных. Показательным примером такого канала является СТС, пытающийся наполнять сетку вещания высококачественным развлекательным контентом собственного производства, направленным на определенную аудиторию.

Таким образом, отечественное развлекательное телевидение прошло долгий путь становления. Советский период можно условно разделить на 3 этапа: на первом происходит появление и начальное развитие развлекательных программ, второй связан с цензурным гнетом, под которые попало все наше телевидение. Третий ознаменован началом Перестройки и все большим социальной направленностью телевидения. В российском периоде выделяется два этапа. Переходный этап отмечен довольно низким качеством развлекательного сектора, связанным с отсутствием опыта в создании такого рода контента и неразборчивостью аудитории; только начинает выстраиваться жанровая система развлекательного телевидения.

Современный этап связан окончательным формированием развлекательного сектора на отечественном телевидении, а также проникновение развлечения в другие его секторы.



Рассказать друзьям