Границы искусства. Взаимодействие искусств

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Искусство вокруг нас

Представим себе свой рядовой, будничный день. Открываем глаза, переводим взгляд и видим на стене акварель, или картину. Может вы привыкли рассматривать ее, находить новые детали. Через некоторое время все, что находится по ту сторону холста, станет знакомым до мелочей и заживет своей жизнью.

Мой взгляд картиной этой очарован.

Смотрю я на обшарпанный мольберт -

Вот он - труда бессмертного пример.

И свой восторг хочу упрочить словом.

И явится из хаоса мазков,

Неясных сразу, путаных, небрежных,

Единственно дарованная нежность,

Воспетая восторженным стихом.

П. Брейгель – старший «Охотники на снегу»

Выйдя из дома, вы, возможно, включите плеер или родители найдут любимый диск в машине. К вам придет ваша любимая музыка. Неважно, что это будет –ведь «о вкусах не спорят». Это ваш мир. Ваша Вселенная. Если музыка звучит позитивно, таким будет будущий день. Но иногда хочется и погрустить…

Это стихия стихов, мелодии и огня,

Знаете, что значит музыка для меня?

Это рассвет, это рождение нового дня!

Подросток с плером

На улицах любого города, поселка, деревни интересно присмотреться к окружающим зданиям. Взгляд, прежде всего, привлекают храмовые сооружения. Во всем мире они очень разные – православные, католические, мусульманские, иудаистские, буддистские. Все они имеют свою символику, традиции, особенности декора. Для того, чтобы все это понять, нужно знать – читать, искать, спрашивать.

Храмовые сооружения - православные, католические, мусульманские, иудаистские, буддистские.

Жилые, общественные здания в любом населенном пункте рассказывают о своих создателях, особенностях местной жизни. Удивительно, что даже первобытный шалаш с отверстием внутри для выхода дыма не только спасал человека от дождя и непогоды. Наблюдая звездное небо над головой, древний человек мог соотнести себя с пространством и временем.

Чум кочевника

Крестьянская изба с петухом на крыше и кружевными наличниками – удивительное произведение русского зодчества. Оно не только место для жизни, а рассказ о строении мироздания. Вместе с тем, в народе веками складывалось искусство строить добротно. Удобно и красиво, чтобы половицы не скрипели и ветер в щели не залетал.

Крестьянская изба

Старый дворянский дом хранит свои романтические истории и тайны, в нем могут сохраниться колонны, старинные окна, фонари. Возле него хочется читать стихи, слушать классическую музыку.

Старый дворянский дом

Современные здания вокзалов, аэропортов стадионов – это отголосок нашего динамичного времени, его скоростей. Новые материалы: стекло, бетон, металл придают этим сооружениям незабываемый облик.

Стадион Фишт

Висячие, плавающие, подземные дома проектировались еще в античности. Но только современное развитие техники, материалов, компьютерных технологий в проектировании могут помочь в осуществлении этих замыслов.

Современное здание

Школа открывает нам мир искусства, хотя мы часто этого не замечаем. Произведения классиков мировой литературы и музыки, основы изобразительного искусства происходят именно на школьных уроках. Смена исторических эпох и стилей раскрывается на уроках истории и МХК. В некоторых школах есть свои выставочные залы, кружки, проводятся поэтические вечера, концерты.

Урок изо в школе

В школе мы делаем компьютерные презентации, проекты, исследовательские работы по искусству, и наши знания становятся более глубокими. Компьютерный дизайн, экранные работы вошли в жизнь современного школьника.

Компьютерный класс в школе

После школы включаем телевизор. Это может быть фильм, музыкальные клипы, познавательные передачи. Их больше всего на канале « Культура», но при желании можно найти «Путешествия с Дмитрием Киселевым»,

«Их нравы», в которых можно увидеть памятники архитектуры, скульптуры, узнать много интересного.

Путешествия с Дмитрием Киселевым

На TV можно также увидеть передачи о правилах, дизайна, стилистики, истории моды. Кто не хочет выглядеть в «тренде», выглядеть современно? Женская часть аудитории не может равнодушно смотреть показы высокой моды. Это одежда сам стала произведением искусства, при этом произведения кутюрье еще и передают основные идеи своего времени.

Показ высокой моды.

Сделать проект ремонта и оформления своей комнаты – первый шаг начинающего дизайнера. А сделать красивым свой палисадник или лужайку на даче – это уже ландшафтный дизайн. Креативные идеи можно, конечно, подглядеть в Интернете.

Ландшафтный дизайн.

Фотоаппарат сейчас не роскошь, а функция большинства гаджетов. Но художественная фотография – дело творческое и тонкое. Здесь пригодятся наблюдательность, терпение в поиске кадра. Чувство цвета, умение выстроить композицию приближают создателей фотографии к художественному творчеству. Но задевают сердце и душу зрителя только те снимки, в которые вложены мысли, чувства, отношение автора.

Очень художественная фотография

Я сразу смазал карту будня,

плеснувши краску из стакана;

я показал на блюде студня

косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы

прочел я зовы новых губ.

ноктюрн сыграть

могли бы

на флейте водосточных труб?

Спрашивал Владимир Маяковский

Памятник Маяковскому в Москве

Ваш день из будней станет праздником, если кроме школы, дороги и компьютера произойдет что – то особенное. Незабываемое. Например, поход на выставку, концерт, экскурсия. Обычно, встречи с театром, филармонией, библиотекой запоминаются надолго.

Подростки в театре

Кстати, о книгах. Сейчас спорят, какие нужнее – бумажные или электронные. Это не так важно. Главное, чтобы их продолжали читать. В замечательной повести американского фантаста Рэя Бредбери «451 градус по Фаренгейту» люди дошли до того, что чтение книг стало опасным занятием и только отчаянные фанаты и смельчаки встречались тайно у лесных костров, чтобы наизусть почитать Шекспира, Достоевского.

«451 градус по Фаренгейту» - иллюстрация

У этого писателя есть еще один маленький рассказ под названием «Улыбка». На городскую площадь согнали толпу, которая должна уничтожить последнюю на Земле картину. Один только мальчик, Том, спрашивает: «За что, она ведь красивая». Дома он осторожно разжимает зажатый в руке обрывок холста и видит …улыбку Джоконды.

Так улыбаются - цену постигшие -

силою внутренней - так взбодрённые!

Так улыбаются - любящие и влюблённые...

Времени тайны все разгадавшие!

Очень не хотелось бы, чтобы рассказ Бредбери стал пророчеством…

ГОУ ВПО «Московский государственный открытый университет»

Чебоксарский политехнический институт (филиал)

Кафедра Философии

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине Культурология

вариант 68

Выполнил:

студент _1_ курса заочной формы обучения

шифр специальности 220201

учебный шифр 610078

Бондарева Вероника

Владимировна

Проверил:

Сергеева О.Ю.

Чебоксары - 2010

Введение 4

1. Что такое искусство? 5

2.Взаимодействие искусства и техники 7

3. Взаимодействие искусства и технологий: перспективы развития. 8

4. Проявление и роль новых технологий в искусстве. 10

5.Проблемы 12

6.Заключение 13

7.Список литературы 14

8.Используемые источники 14

Введение

Исторические вехи в истории современного искусства и технологии широко известны на западе и информацию о них можно легко найти в центрах медиа-искусства, публичных библиотеках, университетах и академиях искусства. В России эта важнейшая информация просто отсутствует, что при изучении влияния новых технологий на искусство провоцируют трудности. Актуальность данной темы очевидна, т.к. и искусство и наука являются неотъемлемыми и необходимыми сферами в жизни каждого человека.

Данная работа имеет цель выяснить особенности влияния новых технологий на искусство, рассмотреть специфику взаимодействия искусства и науки, продуктом которой являются новые технологии, на современном этапе и дать характеристику результатам взаимодействия новых технологий и искусства.

1. Что такое искусство?

Существует множество определений искусства. Назовем основ-ные подходы к пониманию этого явления. Во-первых, искусство - это специфический вид духовного отражения и освоения действительности. На протяжении многих лет исследователи искус-ства далее добавляли: "имеющий целью формирование и развитие способности человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты". Следует заметить, что сам факт существования цели у искусства является спорным, а понятие красоты - относительным, так как эталон красоты может сильно различаться в разных культурных традициях (например, в западной и восточной культурах), утверждаться через торжество безобразного (И. Босх, А. Дюрер, модернизм и постмодернизм) и даже совсем отрицаться (искусство абсурда). Во-вторых, искусство - это один из элементов культуры, в котором аккумулируются художественно-эстетические ценности. В-третьих, это форма чувственного познания мира. Можно выделить три способа человеческого познания: рациональный (логический, абстрактный, основанный на мышлении); чувствен-ный (основанный на эмоциях, чувствах) и иррациональный (осно-ванный на интуиции). В основных проявлениях духовной культурной деятельности человека, в блоке социально значимого знания, являющего символический облик культуры (науке, искус-стве, религии), присутствуют все три, но каждая из сфер имеет свои доминанты: наука-рациональную, искусство-чувственную, религия -интуитивную. В-четвертых, в искусстве - проявляются творческие способности человека (проблема художника-творца). В-пятых, искусство может рассматриваться как процесс освоения человеком художественных ценностей, доставляющий ему удо-вольствие, наслаждение (проблема восприятия и понимания искус-ства).

Искусство многогранно, это душа человека. Искусство - это богатейший мир прекрасных образов, это полет фантазии, это желание понять смысл жизни и человеческого бытия, это концентрация творческих сил человека... Искусство - это многоярусные, устремленные ввысь буддийские пагоды, изысканная вязь мусуль-манских орнаментов, скорбный лик Богоматери, глядящий на нас с русских икон... Искусство - это совершенство античных статуй, грандиозность средневековой готики, прекрасные образы ренессансных мадонн, буйство воздуха, света, жизни у импрессионистов, это загадки, которые нам загадывает сюрреализм... Искусство - это величайшие творения Данте и Микеланджело, Шекспира и Пушкина, живопись Леонардо и Рубенса, Пикассо и Матисса, гениальная музыка Баха и Моцарта, Бетховена и Шопена, Чайков-ского и Шостаковича, скульптуры Фидия и Поликлета, Родена и Майоля, спектакли Станиславского и Мейерхольда, Брехта и Брука, фильмы Феллини, Бергмана, Тарковского. Искусство - то, что окружает нас в повседневной жизни, приходит в наш дом с экранов телевизоров и видео, звучит на эстраде и в аудиозаписях.

Если попытаться лаконично определить, что такое искусство, то можно сказать, что это "образ" - образ мира и человека, пере-работанный в сознании художника и выраженный им в звуках, красках, формах. В художественных образах отражается не только действительность, но и мироощущение, мировоззрение культурных эпох. Исследователи, пытаясь понять природу искусства, видели в нем и реализацию инстинкта украшения и подражания природе, и средство общения между людьми и источник познания мира, и своеобразное кодирование информации об исторических периодах и народах, рассматривали искусство как текст и знаковую систему, как игру, удовольствие, проявление иррационального и бессозна-тельного начала в человеке, видели в нем способ самовыражения и самосознания человечества через личность художника. Все эти интерпретации отражают накопленное знание об искусстве и рас-крывают различные грани культуры.

2.Взаимодействие искусства и техники

XX век называют веком техники и интеграции. В этой связи актуализируется проблема соотношения искусства и техники. Именно в современную эпоху появляются художественная фотог-рафия, кино, телевидение, эстрада, светомузыка. Благодаря технике расширяются "языковые", выразительные возможности искусства. Театр - это уже не только игра актера и мастерство режиссера, но и световое, музыкальное оформление спектакля. Иногда в театраль-ных постановках используются лазеры, слайды, кино, топография (Пражский театр "Латерна Магика"). В музыке появляется новый способ звукоизвлечения - электронный. "Интонационный сло-варь эпохи" (выражение русского композитора и музыкального критика Б. Асафьева) пополняется за счет утверждения в музыке шумового элемента и появления сферы урбанистического звучания.

Стремительное развитие вычислительной техники и технологии, а также использование компьютеров дали возможность получить необычное звучание при помощи электронных синтезаторов. Возникновение "электронной музыки" было подготовлено не толь-ко техническим прогрессом, но и изменением в самом художест-венном мышлении, которое становится более синтетичным, отражая интегративные процессы техногенной цивилизации. В последних компьютерных синтезаторах - видеосинтезаторах - в основе работы лежит принцип перевода электронного звучания в визуальные формы. Так, уже в начале 80-х годов американский композитор Д. Берман в своих сочинениях использует видеосинте-затор для перевода электронных звуков в цветовые пятна.

Еще один "синтетический" вид творчества-мультимедиа-продукция, которая предполагает демонстрацию диапозитивов, фильмов при исполнении музыки. Первая попытка подобного творчества была предпринята на Международной выставке в Брюс-селе в 1958 г. в павильоне фирмы "Филиппе". Данная композиция получила название "Электронная поэма": три искусства - архитек-тура (специально построенный павильон по проекции греческого архитектора Ксенакиса), цветовые проекции (разработанные фран-цузским архитектором Ле Корбюзье, ему же принадлежит и общий замысел) и электронная музыка (написанная американским ком-позитором, экспериментатором в области электронной музыки Варезом) - оставаясь самостоятельными и действуя параллельно, объединились в единое целое. В мультимедиа искусство может сливаться с окружающей средой, природой, музыка наполняется шумами повседневной жизни, в "исполнении" используются различные средства - звуки, картины, запахи, краски. Таким обра-зом, взаимодействие искусства и техники, приводящее к появлению новых синтетических жанров и видов, способствует расширению рамок традиционной художественной культуры.

3. Взаимодействие искусства и технологий: перспективы развития.

По заключению исследователей проблемы взаимодействия искусства и техники, в настоящее время все более ощутима несогласованность в отношениях между областями искусства и миром технологий.

На протяжении всей истории человечества искусство и наука повсеместно и многогранно взаимодействовали. Существуют области, когда именно искусство воздействует на технологию и производство, а так же области, где процесс такого взаимодействия выглядит более чем естественно (примером такого взаимодействия служат дизайн и архитектура). От того, что техника и искусство находятся в непрерывном развитии, их взаимодействие всегда остаются динамичными.

Искусствоведы выделяют несколько периодов в истории, когда природа подобного взаимодействия качественно изменялась. К недавнему периоду относится мгновенная реакция и рефлексия сферы искусства на технологические события и их значения. Так дело обстоит с использованием некоторых технологий, с целью создания новых форм искусства. Например, фотография.

Очевидно, что в течение последних двух десятилетий мы переживаем одно из фундаментальных изменений. Если рассматривать перспективы использования технологий для создания новых форм искусства, то прогресс в компьютерных технологиях предлагает гораздо больше возможностей даже по сравнению с такими революционными событиями, как изобретение фотографии или кино. Интересным аспектом новых перспектив является то, что если в процессе фотографирования трудно прогнозировать многие нюансы самого результата творчества, то при использовании компьютерных технологий существует достаточно большой технологический промежуток, который должен быть преодолен вначале творческого процесса. Это подтверждается тем фактом, что многие люди, способные стать сетевыми художниками, используя в своем творчестве новые технологии, традиционно уклоняются от технического образования и пока еще не достигают того уровня технической компетентности, который необходим для реализации собственного художественного потенциала посредством новых технических возможностей. Очевидно, что определенное количество новых творческих возможностей может быть почерпнуто из этой, стремительно развивающейся, области, но прежде необходимо затратить достаточное количество усилий для образования и поддержки художников, стремящихся освоить новое. Мы надеемся, что полученные художником навыки, должным образом отразятся в творчестве.

Как отмечают историки современного искусства, на сегодняшний день, в России сложилась уникальная ситуация для процветания компьютерного искусства. В первую очередь (сравнивая с опытом Запада), процент профессиональных художников, имеющих за плечами хорошую школу подготовки, по отношению к населению России непропорционально велик. В отличие от западного стиля образования, где человек с художественными наклонностями может заниматься исключительно гуманитарными предметами с юного возраста, не утруждая себя изучением технических дисциплин, в России предусмотрен большой процент учебного времени для изучения точных дисциплин, по крайней мере, до конца средней школы. Наконец, несмотря на открытость российского общества и доступность различного рода информации о технологиях с Запада, население России находится в состоянии повышенного внимания к технологическим и компьютерным новинкам, по сравнению со своими коллегами на Западе. В результате этих факторов художники в России представляют группу, идеально подходящую для «поглощения» новых технологий и использования новых методик в своих работах.

Тесное сотрудничество между географически удаленными художниками посредством создания единого произведения искусства – одна из новых парадигм, ставшая возможной благодаря прогрессу технологии. Образование художников в сфере новых технологий и в том, как они могут использоваться в создании новых форм искусства – еще одно направление, над которым трудятся различные тандемы современных экспертов и художников.

4. Проявление и роль новых технологий в искусстве.

В результате технической революции произошли кардинальные перемены во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в искусстве. Новые технологии оказали влияние на художественную среду, и в результате возник новый феномен искусства – цифровые искусства .

Под цифровыми искусствами понимаются такие виды художественной деятельности, концептуальная и продуктивная база которых определяется цифровой средой. Возникшее новообразование активно обсуждается специалистами широкого спектра областей, относящихся как искусстве, культуре, так и науке, технике. Появление цифровых искусств повлекло за собой появление новых художественных жанров и форм. Такие области как, например, трехмерная анимация, виртуальная действительность, интерактивные системы и интернет обнаружили небывало широкие творческие возможности. На уже устоявшиеся художественные формы – кино, двухмерную анимацию, видеоискусство, музыку – цифровые технологии также сильно повиляли, способствуя созданию новых жанровых подвидов.

Используя язык цифровой культуры, появление цифровых искусств сразу же противопоставило себе все остальное искусство – традиционное, которое именуется по отношению к цифровому аналоговым. Цифровое искусство – открытая система, поэтому развивается в контексте всего искусства и активно взаимодействует с аналоговым искусством, оказывая на него влияние. Так, в первую очередь подверглись влиянию цифровых искусств наиболее традиционные виды изобразительного искусства – живопись, графика, скульптура. Начали появляться голографические изображения, имитирующие картину, скульптуру, рельеф, даже архитектуру. Наиболее активно арт-медиа повлиял на синтетические искусства – хэппенинг, перформанс.

Что дали новые технологии для искусства? Ответ на этот вопрос одновременно зафиксирует основные черты современного искусства, сформировавшегося под влиянием технологий .

    Интерактивность – возможность для зрителя вступать в контакт с художником и даже участвовать в создании произведений.

    Новые художественные средства.

    Элитарность цифрового (чаще всего сетевого и медиа) искусства.

Наиболее прогрессивным из направлений современного искусства сегодня является видео-арт, который заметно прогрессировал благодаря цифровым технологиям. Он является наиболее демократичным в производстве видом искусства, где кроме камеры, которую можно взять напрокат, почти ничего не надо. Если бы не цифровые технологии в области видео, то сегодня мы бы окончательно распрощались с таким явлением, как независимое кино. Впрочем, с экспонированием видео-арта есть проблемы, так как нужная для качественного показа техника стоит недешево.

WЕВ-дизайн и VJ-инг более всего близки салонному искусству, с которым, находят полное взаимопонимание и слияние. Как это свойственно для традиционного салонного искусства, web-дизайн и VJ-инг используют художественные средства, избегая концептуальной независимости и подчиняясь желаниям заказчика. Именно с WЕВ-дизайном чаще всего путают сетевое искусство, которое к нему не имеет никакого отношения и действительно является ноу-хау, возникшим в результате появления цифровых технологий, но не в визуальной сфере, а коммуникациях.

Сетевое искусство сегодня уже не ограничивается интерактивными Интернет-проектами, оно выходит в реальность, создавая сети, которые объединяют людей и создают новые горизонтальные средства коммуникации от человека к человеку, минуя пропагандистскую машину масс-медиа. В этой области искусства «аналог и цифра» переживают наиболее интересные коллизии. Начавшись как сугубо цифровое, сетевое искусство парадоксальным образом эволюционировало в аналоговое, сильно повлияв на такие явления, как акционизм (появился медиа-активизм) и хэппенинг (появился флешмоб). Примечательно то, что искусство никнеймов и виртуалов естественно соединяется с самым радикально аналоговым искусством, существующим только в момент его создания и требующим непосредственного присутствия автора/зрителя/участника.

Огромное влияние цифровые технологии оказали на музыку. Благодаря «цифре» возникла электронная культура («drum’n’bass», «хаос», «easy», «techno»), которая на протяжении уже четвертого десятилетия остается ведущей в сфере внеакадемичной музыки. Электронные средства сейчас являются мощным средство для синтеза любого музыкального направления, в том числе и классической академической музыки с современной. Так наиболее популярным является синтез рок и поп-музыки, в танцевальной музыке – это «ambient», «gothic dark wave» и «emo». Электроника здесь, как и в роке 60х и 70х придает звучанию психоделический оттенок. Частично из-за преобладания шумовых эффектов, сливающихся с гармонией, из-за средних и медленных темпов, а также ритмов в стиле фанк.

Сегодня цифровые технологии все глубже проникают в нашу жизнь и быт, период восхищения ими сменился периодом рефлексии и критики. Особенно сильно это заметно в области масс-медиа. Телевидение все больше играет роль душеприказчика для человечества и ставит его в положение слуги нарастающего товарооборота. Оно активно ассимилирует открытия художников, использует эти открытия в рекламе. В этой ситуации художники либо подыгрывают, либо пытаются сопротивляться, что так же является полезным тренажером для РR-стратегий.

5.Проблемы

В связи с быстрым проникновением техногенной среды в гуманитарную не все сферы культурной жизни оказались способны быстро адаптироваться. Очевидно, что на пути восприятия «высокотехнологичного искусства» или арт-медиа возникают проблемы.

Первая – это элементарное техническое невежество наших современников. Зритель до сих пор часто не в состоянии понимать язык и пользоваться технологиями, которые предлагает ему художник, он часто вообще не владеет компьютером и, уж конечно, не посвящен в тонкости существующих дискурсов, связанных с искусством новых технологий. Но это, пожалуй, не самое главное.

Как замечает Кирилл Шаманов, «интернет ставит человека лицом к лицу со всем миром. Но, увы, надежды и эйфория, связанные с появлением новых возможностей, исчезли, обнажив с большей остротой былые проблемы. В новой ситуации мы все больше находим следы неразрешенных философских конфликтов прошлого. Из виртуальных бездн мы снова проваливаемся в бездны аналоговые, реальные и, как выясняется, более живучие» 1 .

Новые цифровые средства для самовыражения художника, особенно постоянно обновляемые hi-tech, уже не вызывают восторга, заметно профанированы и больше напоминают спорт, чем искусство. Многие сознательно отказываются от их использования, возвращаясь к аналогу и low-tech, в моду входит аутентичность.

Идентифицировать искусство как цифровое или аналоговое не совсем правильно. Каждый художник выбирает сам, стоит ему делать свои работы при помощи последовательности палочек и нолей или обойтись привычными средствами. При этом есть два понятия, связанные с цифрой и аналогом и имеющие огромное значение, - это виртуальность и реальность. Они являются базовыми не только для НТР, но и для всего 20-го века и в особенности модернизма с его построением «виртуальных» утопий в «реале». Вот и искусство, после информационного взрыва, возвращается из утопического Сиона к реальности, от которой некогда отвернулось.

Художник новых технологий в России до сих пор является маргиналом не только в обществе, как вообще любой художник, но и в локальной области современного искусства. Он напоминает не революционера, несущего в массы просвещение, как ему бы хотелось, а «одинокого муэдзина на технологическо – философском минарете» 2 .

6.Заключение

Итак, рассмотрев взаимодействие искусства и технологий, выяснилось, что влияние новых технологий на искусство неоспоримо. В результате влияния технологий на искусства образовался феномен цифровых искусств, или арт-медиа, для которых характерна интерактивность, элитарность, новые художественные средства, формы и жанры. Наиболее распространенными видами цифрового искусства являются видео-арт, сетевое искусство, анимация.

Неоднозначной остается проблема оценки данного влияния. Специалисты в области искусства и культуры разделились на два лагеря – тех, кто приемлет данное влияние и считает медиа-искусства шагом в развитии, перспективным направлением, и тех, кто не приемлет, оценивая медиа-искусство как деградацию. Остается отметить, что данная проблема борьбы консерваторов и новаторов типична для любого этапа культурной эволюций.

7.Список литературы

    «Русский альбом» - от традиционных форм искусства к новейшим

    Орлова, Е. Музыкальное образование в контексте цифровых искусств // Музыка в школе. Музыка и Электроника. – Объединенный выпуск, №1. – 2005. – С.71-74.

    Шаманов К. Выставка «Новый отсчёт. Цифровая Россия вместе с Sony»

    Культурология. Учебник для студентов технических вузов / Под ред. Багдасарьян Н.Г. Издание 5-е, испр. и доп. М.: Высшая школа, 2004.

    Кармин Культурология

8.Используемые источники

    http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:-A0fIrZxh8EJ:www.tisbi.ru/resource/library/Philos/t2/t2.htm+%D0%92%D0%B7%D0%B0%D0%B8%D

    http://bibl.tikva.ru/base/B1724/B1724Part9-143.php#

1 Шаманов К. Выставка «Новый отсчёт. Цифровая Россия вместе с Sony» / http://www.suggestive.ru/theory/vol011/index.htm.

Искусство. 9 класс. Данилова Г.И.

М.: 2013 - 304 с.

Учебник завершает авторскую линию Г.И. Даниловой по искусству для основной школы. В нём рассматриваются особенности отдельных видов синтетических искусств, а также процессы их взаимовлияния и взаимообогащения. Содержит обширный иллюстративный материал. Методический аппарат включает следующие рубрики: «Вопросы и задания для самоконтроля», «Творческая мастерская», «Темы проектов, презентаций или сообщений». В заданиях приведены ссылки на интернет-ресурсы. В конце учебника помещён список рекомендуемой литературы и интернет-ресурсов.

Формат: pdf

Размер: 36,1 Мб

Смотреть, скачать: 02 .09.2016г, ссылки удалены по требованию изд-ва "Дрофа" (см. примечание)

Содержание
Предисловие 3
I. Синтетические искусства: их виды и особенности
1. Пространственно-временные искусства 7
1.1. Характеристика синтетических видов искусства 7
1.2. Проблема границ и взаимодействия искусств 14
2. Азбука театра 20
2.1. Законы театрального искусства 20
2.2. Театр среди других искусств 26
3. Актёр и режиссёр в театре 30
3.1. Секреты актёрского мастерства 31
3.2. Искусство режиссуры 35
4. Искусство оперы 42
4.1. Из истории оперного искусства- 42
4.2. Опера - союз музыки и театра 47
5. В мире танца 57
5.1. Из истории возникновения и развития танца* 58
5.2. Искусство хореографии и его выразительные средства 62
6. Страна волшебная - балет 68
6.1. Из истории балетного искусства* 69
6.2. Выразительные возможности балета 75
7. Искусство кинематографа 80
7.1. Первые шаги кинематографа* 81
7.2. Средства выразительности кино 85
7.3. Кино в диалоге искусств 92
8. Фильмы разные нужны 97
8.1. Виды кинематографа 98
8.2. Многообразие жанров игрового кино 107
9. Экранные искусства: телевидение, видео 112
9.1. Свойства телевидения и его выразительные возможности 113
9.2. Мир видеоискусства 122
10. Мультимедийное искусство 126
10.1. Виды компьютерного искусства 127
10.2. Компьютерные технологии в руках художника. . . 135
11. Зрелищные искусства: цирк и эстрада 140
11.1. В мире циркооого искусства 142
11.2. Искусство эстрады 153
II. «Под сенью дружных муз»
12. Изобразительные искусства в семье муз 163
12.1. Содружество изобразительных искусств 164
12.2. Изобразительные искусства и фотография* 171
12.3. Изобразительные искусства и танец 175
13. Художник в театре и кино 180
13.1. Искусство сценографии 181
13.2. Художник кино 189
14. Архитектура среди других искусств 196
14.1. Архитектура и изобразительные искусства 197
14.2. Архитектура - «застывшая музыка» 203
15. Содружество искусств и литература 208
15.1. «Слова и краски издавна в родстве...» 209
15.2. «Стань музыкою, слово...» 212
15.3. Литература, театр и кинематограф 215
16. Музыка в семье муз 221
16.1. Музыка и изобразительные искусства 222
16.2. Музыка - душа танца 229
17. Композитор в театре и кино 237
17.1. Задачи композитора в театральном спектакле. 238
17.2. Зачем нужна музыка в фильме 242
18. Когда опера превращается в спектакль 249
18.1. Творцы оперного спектакля 250
18.2. Роль режиссёра и актёра в опере 255
19. Создание балетного спектакля 260
19.1. И рождается чудо спектакля 261
19.2. «Петрушка» - шедевр балетного искусства* 265
20. На премьере в драматическом театре 273
20.1. Искусство быть зрителем 274
20.2. Режиссёр на репетиции* 277
21. Как снимается кинофильм 280
21.1. К экрану путь нелёгок и нескор 281
21.2. На съёмочной площадке 284
21.3. Монтаж и озвучивание фильма 289
Как смотреть и оценивать театральный спектакль (кинофильм) 294
Книги для дополнительного чтения 295
Использованные источники 297

Основные понятия:

интеграция, синтез искусств, синопсия, синестезия,

взаимодействие, энтропия, синкретизм

Взаимодействие разных искусств и синтетические виды искусства

Взаимодействие - процесс контактного взаимовлияния структурных элементов одной системы или структурных элементов различных систем, в результате которого происходят качественные и количественные изменения данных элементов, а иногда и самих систем, в некоторых случаях приводящие не только к их разрушению, но и к образованию новых элементов или систем.


Процессы интеграции в искусстве между различными его видами строятся в основном на основе двух вариантов контакта:

влияние одного вида на другой, результатом которого являются качественные и количественные изменения каждого участвующего во взаимодействии элемента;

объединение видов искусства, в результате которого образуется новый вид искусства, несущий в себе как некоторые черты образующих его видов, а так и новые черты, отсутствующие в первоначальных видах.

Процессы взаимодействия (сближения и установления контактов) являются следствием обнаружения и проявления сходности, похожести и общности. Взаимодействие происходит, как правило, тогда, когда присутствует и четко прослеживается взаимный интерес одного к другому. Художник-автор прибегает к возможностям взаимодействия тогда, когда имеющиеся средства выразительности не вполне удовлетворяют его и привлечение возможностей другого искусства решает эту проблему.

Взаимодействие заключается в проявлении некоторых признаков одного вида искусства в другом (например, использование принципов передачи пространства из изобразительного искусства: «далеко - размыто и неясно, мало; близко - ярко, много и четко», в музыке - «далеко -тихо, близко - громко»). Взаимодействие разных видов искусства является как бы второй стороной одного и того же явления, заключающейся в исторической дифференциации отдельных видов в системе целостного искусства.

I Процесс тяготения к разложению сложных систем на простейшие элементы связан с природными процессами тяготения всего сущего к состоянию покоя и равновесия и называется энтропией.

Виды и формы

интеграционных процессов

в художественной деятельности

В области художественной деятельности процессы интеграции можно рассматривать в следующих областях:

Интеграция техник, средств выразительности, стилей, жанров в пределах одного вида искусства;

Синтез различных видов искусства (цветомузыка, эстрада, бардовская песня, цирк, кино, видеоклип и т. д.);

Интеграция искусства с другими культурными явлениями (фирурное катание, синхронное плавание, лыжные фигурные танцы, брейк-данс, арттерапия и т. д.).


В основе применения синтеза различных видов искусств лежит факт того, что любое произведение искусства есть система особого рода раздражителей, сознательно и подсознательно организованных с таким расчетом, чтобы вызвать эстетическую реакцию. Воздействуя на органы чувств людей комплексом красок, звуков, словесных интонаций, искусство вызывает многообразие ощущений, которые анализируются, сравниваются, сопоставляются с уже имеющимися представлениями и понятиями. При одновременном воздействии нескольких раздражителей образуется временная связь между самими анализаторами, возникает ассоциация ощущений.

Ассоциация ощущений - последовательно усложняющийся ряд условных рефлексов, благодаря которым устанавливается связь человека с миром, отражение в мозгу действительности в ее многообразии и полноте.

Проблемой взаимодействия различных видов искусства занимался

B. Кандинский. Ему принадлежит идея монументального искусства, вбирающего в себя все возможные средства выразительности, жанры и стили, основанного на всеобщем синтезе искусств как вершине развития человеческой способности к художественному творчеству.

Параллельно идеи применения интеграции различных видов искусства в музыкальной педагогике разрабатывал Э. Жак-Далькроз, организовавший в Хеллерау (Швейцария) школу музыки и ритма, методика преподавания которой строилась на синтезе музыки и хореографии, получившая свое продолжение в начале XX века в разработках Дельсарте, Ж. Д. Удина, а в Москве и Петербурге - у С. Волконского. Идеи

C. Волконского легли в основу школы К. Станиславского, определившей пути развития музыкального театра.

Продолжая и развивая эти идеи, К. Орф основал в Мюнхене совместно с Д. Гюнтером школу гимнастики, танца и музыки («Гюнтершуле»), а также создал новый тип музыкального спектакля, для которого были характерны тесная связь музыки, текста и сценического движения, организация музыкальной драматургии посредством длительных ритмических остинато. Все эти идеи нашли отражение в пятитомном собрании «Музыка для детей» (Shulweik).

Проблема взаимодействия различных видов искусства была характерна для русской философской мысли начала XX века. Значительное место идеи синтеза искусств занимают в работах П. Флоренского. В работах «Храмовое действо как синтез искусств», «Иконостас» и «Обратная перспектива» Флоренский пишет о проблема значимости контекста для русской иконы, которым является сам храм. Икона, вырванная из храмового единства, теряет силу. Храм - это то, что является объединяющим началом во взаимодействии пластики и ритма, игры и благово-


ния, слова и звучания, обеспечивающим задействованность всех органов чувств человека.

В основу синтеза искусств Флоренский ставит факт единства приемов по организации пространства, который определяется тем, что путь художника всегда един и представляет собой движение от случайного к устойчивому и неизменному. Поэтому ритмика вводит пространствен-ность музыкального характера, симметрия - архитектурного, выпуклость объемов -скульптурного.

Е. Трубецкой синтез искусств также рассматривает на примере православной иконописи. Он пишет о том, что в иконах при изображении евангелистов происходит смена одного семиотического канала другим или переход со взгляда на слух. Тип позы человека демонстрирует обращенность к звуку. Это поза углубленного вслушивания в голос, который не имеет локализации в пространстве, исходит как бы изнутри мира. Видимое переходит в невидимое.

Src="https://present5.com/presentation/1/171805211_417473244.pdf-img/171805211_417473244.pdf-1.jpg" alt="> Первый урок в 9 классе по искусству УМК"> Первый урок в 9 классе по искусству УМК Г. И. Данилова «Пространственно-временные искусства»

Src="https://present5.com/presentation/1/171805211_417473244.pdf-img/171805211_417473244.pdf-2.jpg" alt="> «Содружество искусств» Москва Издательство «Дрофа» 2014 ">

Src="https://present5.com/presentation/1/171805211_417473244.pdf-img/171805211_417473244.pdf-3.jpg" alt="> План урока: 1. Пространственно-временные искусства Характеристика синтетических видов искусства "> План урока: 1. Пространственно-временные искусства Характеристика синтетических видов искусства Проблема границ и взаимодействия искусств

Src="https://present5.com/presentation/1/171805211_417473244.pdf-img/171805211_417473244.pdf-4.jpg" alt="> «Зачем ссорить искусства? Чем теснее они соединятся, тем сильнее будет их действие» ."> «Зачем ссорить искусства? Чем теснее они соединятся, тем сильнее будет их действие» . Владимир Фёдорович Одоевский 1803 -1869

Src="https://present5.com/presentation/1/171805211_417473244.pdf-img/171805211_417473244.pdf-5.jpg" alt=">ПРОСТРАНСТВЕННО - ВРЕМЕННЫЕ ВИДЫ ИСКУССТВА vтеатр, балет, опера, кино, телевидение, эстрадное искусство, цирк,"> ПРОСТРАНСТВЕННО - ВРЕМЕННЫЕ ВИДЫ ИСКУССТВА vтеатр, балет, опера, кино, телевидение, эстрадное искусство, цирк, хэ ппенинг, перфо рманс Синтетическое – греч. synthesis – cоединение, сочетание

Src="https://present5.com/presentation/1/171805211_417473244.pdf-img/171805211_417473244.pdf-6.jpg" alt="> ТЕАТР Фавн – Н. М. Цискаридзе. "> ТЕАТР Фавн – Н. М. Цискаридзе. Сцена из спектакля «Дети солнца» по пьесе Балет «Послеполуденный отдых фавна» М. Горького. Драматический театр на музыку К. Дебюсси. Москва, 2007 В. Ф. Комиссаржевской. Петербург, 1905

Src="https://present5.com/presentation/1/171805211_417473244.pdf-img/171805211_417473244.pdf-7.jpg" alt=">Сцена из спектакля «По щучьему велению» Постер фильма «Иван Грозный» 1944 г. Режиссер"> Сцена из спектакля «По щучьему велению» Постер фильма «Иван Грозный» 1944 г. Режиссер Театр кукол С. В. Образцова. Москва С. М. Эйзенштейн. Кадр из фильма с совмещением Крупного и общего плана

Src="https://present5.com/presentation/1/171805211_417473244.pdf-img/171805211_417473244.pdf-8.jpg" alt=">БАЛЕТ ">

Src="https://present5.com/presentation/1/171805211_417473244.pdf-img/171805211_417473244.pdf-9.jpg" alt=">эстрадное искусство ">

Src="https://present5.com/presentation/1/171805211_417473244.pdf-img/171805211_417473244.pdf-10.jpg" alt=">ЦИРК ">

Src="https://present5.com/presentation/1/171805211_417473244.pdf-img/171805211_417473244.pdf-11.jpg" alt=">Хэ ппенинг (от англ. happening – происходящее; непреднамеренное происшествие или событие) – представление, для"> Хэ ппенинг (от англ. happening – происходящее; непреднамеренное происшествие или событие) – представление, для публики, в ходе которого исполнители обычно взаимодействуют с аудиторией, используют элементы живописи, театрального спектакля и танца Хеппенинг во время первомайской демонстрации. 2011 г. Фото из «Российской газеты»

Src="https://present5.com/presentation/1/171805211_417473244.pdf-img/171805211_417473244.pdf-12.jpg" alt="> «На скорую руку» , фестиваль - хеппенинг «Репетиция» . ">

Src="https://present5.com/presentation/1/171805211_417473244.pdf-img/171805211_417473244.pdf-13.jpg" alt=">Перфо рманс (от англ. performance – выступление, исполнение, игра) – вид визуального искусства, в"> Перфо рманс (от англ. performance – выступление, исполнение, игра) – вид визуального искусства, в котором произведением являются любые действия одного или нескольких исполнителей, наблюдаемые в реальном времени Коллективный характер синтетических видов искусств Перформанс «Интервалы» . Группа «Коллективные действия» . 1988 г.

Src="https://present5.com/presentation/1/171805211_417473244.pdf-img/171805211_417473244.pdf-14.jpg" alt="> Проблема границ и взаимодействия искусств ">

Src="https://present5.com/presentation/1/171805211_417473244.pdf-img/171805211_417473244.pdf-15.jpg" alt="> Ван Вэй (второе имя Мо Цзе)  (699- 759) ">

Src="https://present5.com/presentation/1/171805211_417473244.pdf-img/171805211_417473244.pdf-16.jpg" alt=">Просвет после снегопада в горах у реки. Ван Вэй. ">

Src="https://present5.com/presentation/1/171805211_417473244.pdf-img/171805211_417473244.pdf-18.jpg" alt=">Арабеска – орнамент. В основе построения лежит Повторение и бесконечное Развитие геометрического Или растительного"> Арабеска – орнамент. В основе построения лежит Повторение и бесконечное Развитие геометрического Или растительного мотива.

Src="https://present5.com/presentation/1/171805211_417473244.pdf-img/171805211_417473244.pdf-19.jpg" alt=">АРАБЕСК в балете А. А. Парланд. Храм Воскресения "> АРАБЕСК в балете А. А. Парланд. Храм Воскресения Христова на Крови. Санкт- Петербург. 1883 - 1907

Src="https://present5.com/presentation/1/171805211_417473244.pdf-img/171805211_417473244.pdf-20.jpg" alt=">Д/З: Подготовить презентацию или сообщение по одной из тем: ü «Почему не нужно"> Д/З: Подготовить презентацию или сообщение по одной из тем: ü «Почему не нужно ссорить искусства между собой» ü «Какими знаками и символами рассказывают о мире синтетические искусства»

Src="https://present5.com/presentation/1/171805211_417473244.pdf-img/171805211_417473244.pdf-21.jpg" alt=">http: //www. nina-speranskaya. com/userfiles/photos_large/81. jpg? 55136 «Па-де-катр» https: //upload. wikimedia. org/wikipedia/commons/4/4 c/Vladimir_Odoyevsky_1. jpg В."> http: //www. nina-speranskaya. com/userfiles/photos_large/81. jpg? 55136 «Па-де-катр» https: //upload. wikimedia. org/wikipedia/commons/4/4 c/Vladimir_Odoyevsky_1. jpg В. Ф. Одоевский http: //www. kulturologia. ru/files/u 15450/The_Life_and_Death_of_Marina_Abramovic_1. jpg перформанц http: //vovne. ru/wp-content/uploads/2012/03/110. jpg «На скорую руку» , фестиваль-хеппенинг «Репетиция» . http: //static. ngs. ru/news/preview/8 a 56972 b 5 fd 8 d 99 f 59372 d 6 fea 2 bbaed 1 b 51 e 9 d 9_560. jpg хепенинг http: //static. ngs. ru/news/preview/ddf 608308 ba 13 c 331 cbea 6716 acaae 3 c 1 e 226 af 5_560. jpg хепенинг https: //upload. wikimedia. org/wikipedia/commons/thumb/1/1 a/Brockhaus_and_Efron_Encyclopedic_Dictionary_b 2_940 - 0. jpg/800 px-Brockhaus_and_Efron_Encyclopedic_Dictionary_b 2_940 -0. jpg арабеска https: //upload. wikimedia. org/wikipedia/commons/d/dc/Bloktheatre. jpg театр http: //zamanula. ru/pict/illyuzionisty-v-cirke 0. jpg иллюзионизм http: //images. unian. net/photos/2012_12/1355514828. jpg цирк http: //static 1. repo. aif. ru/1/ab/207520/b 5 f 186 c 03 fba 34 d 622 c 1 fccbc 95 b 5 a 0 b. jpg Олег Попов http: //deti-kemerovo. ru/data/user/381_13. jpg эстрадный танец http: //kidsmusicalplanet. ru/images/stories/catalog/pict/v 02. jpg эстрадный вокал http: //russian. chinese. cn/chineseculture/article/attachement/jpg/site 2/20110624/002564 a 17 b 730 f 6 e 67720 d. jpg Ван Вэй http: //www. 5 arts. info/wp-content/uploads/2012/06/02_Wang_Wei_s_Peizage-300 x 197. jpg Картина Ван Вэй Скан учебника Скан стихотворения Ван Вэй УМК Г. И. Данилова, Искусство, 9 класс, М. «Дрофа» , 2014



Рассказать друзьям