Как выглядели русы и славяне по описаниям современников. Вечная тема о бороде

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Мне хорошо знаком этот московский дом на улице Вавилова. В нем находится Лаборатория пластической антропологической реконструкции Института этнологии и антропологии РАН. Я не раз бывал здесь пару лет назад, когда привезли мумию с плато Укок и в Лаборатории воссоздавали скульптурный портрет «алтайской принцессы».

Лаборатория носит имя Михаила Михайловича Герасимова, всемирно известного ученого-антрополога, который впервые разработал и применил научную методику восстановления человеческого лица по черепу. Шестьдесят лет назад он реконструировал лицо палеолитического человека из раскопок сибирской стоянки Мальта, положив начало русской школы антропологической реконструкции.

Герасимов восстановил облик многих исторических личностей — главный коридор Лаборатории украшают скульптурные головы Ярослава Мудрого и Андрея Боголюбского, Тамерлана и сына его Улугбека, Ивана Грозного и Федора Иоанновича...

Сотрудники Лаборатории и сейчас выполняют заказы на реконструкцию известных людей прошлого — например, за последние годы в «галерее почета» прибавились скульптурные портреты средневековых султанов и ханов с территории бывших советских республик.

Но большинство работ связаны с безымянными находками археологов в разных концах бывшего Союза. Образовался целый палеоэтнический музей, в котором представлены различные этнические группы прошлого: люди каменного века и эпохи бронзы, скифы с Урала и Украины, сарматы с Волги и из Прииртышья, саки из Средней Азии и фракийцы из Молдавии...

Исследователи могут сравнивать их с современным населением этих районов и судить, насколько оно изменилось за прошедшие века или тысячелетия. Реконструкции помогают глубже осознать ход исторического процесса, его решающие частности.

Вот, к примеру, галерея портретов славян. Еще Герасимовым были реконструированы кривич и вятичка из-под Звенигорода; со временем их дополнили работы сотрудников Лаборатории: вятич с Лосиного острова в Москве, словенин новгородский, славяне из Моравии, первого славянского государства... Так явились ученому миру представители многих летописных славянских племен.

Явились, чтобы, быть может, помочь исследователям решить ряд трудных и зачастую спорных вопросов: откуда и когда пришли славяне на Русь? Где жили те или другие племена? Как и чем жили? Как ассимилировались с другими народами? Как выглядели, наконец?

Мерянка из ивановских лесов

В комнате, где работает сотрудница Лаборатории Елизавета Валентиновна Веселовская, мое внимание привлекла голова девушки, у которой, кроме славянских височных колец, были какие-то нехарактерные для славянок сложные украшения.

— Это — мерянка с городища Плес Ивановской области, моя работа, — пояснила Елизавета Валентиновна. — Меря — финское племя (Здесь и далее слово «финны» употребляется в научном смысле: народы финно-угорской языковой группы. То есть: мордва, мари, коми, удмурты, а также исчезнувшие — меря, чудь белоглазая. Несколько более отдаленное, но все же родственное отношение имеют к ним саами-лопари, а еще более отдаленное — ненцы. Собственно финны-суоми тоже относятся к этой группе, но только как один из народов.), их коренные места были прежде всего в районе Ростова и Суздаля, и они растворились среди расселившегося там древнерусского племени кривичей.

Но в тех лесных местах, где нашли «мою» женщину, меряне сохраняли самобытность до XII века, пока владимирские князья не стали строить там городки, посадское население которых образовывалось из местной мери... И к слову, она вовсе не девушка — ей 35-40 лет, а в те времена жили не намного дольше.

Разговор о славянах и финнах мы продолжили с коллегой Веселовской, специалистом по антропогенезу Александром Петровичем Пестряковым.

— Да, славяне ассимилировали население тех областей, в которые приходили. Русская крестьянская колонизация прошла, например, через лесных финнов к Белому морю. И вот результат многовековых процессов: для славян, в первую очередь восточных, характерно, как говорят специалисты, снижение европеоидности черт — у них более широкие скулы, менее выступающие носы, и связано это не с татаро-монголами, а именно с финнами, вошедшими в состав славян. Ассимиляция финских этносов продолжается и поныне, скажем, в Карелии. А вот вглядитесь попристальней в эту звенигородскую вятичку...

— Она словно родом из Прибалтики...
— Вот именно! Ведь славяне и балты — выходцы из одной антропологической группы, жившей где-то на пространствах от Одера до Среднего Днепра. Правда, в западной или восточной части ареала и до нашей эры или уже в начале нашей — об этом идут споры. Впрочем, споры идут и о том, когда началась история славянской Руси, — заметил Пестряков.

Согласно «Повести временных лет», славяне пришли на Русь с Дуная. На Дунае, по сообщениям византийских хронистов, они появились в VI веке (археологи считают — в V-м) и какое-то время спустя — на Руси. Однако...

Более двух десятилетий назад археолог Валентин Васильевич Седов установил, что Труворово городище под Изборском — первое укрепленное городище на Руси — возникло на рубеже VII - VIII веков.

Его поставили псковские кривичи вместе с обитавшими здесь финнами и скандинавскими пришельцами. Славяне, как выяснилось, поселились в этих местах еще в V — VII веках, то есть одновременно с появлением на Дунае! Любопытно, что по-латышски «русский» будет именно «криевс».

Пришли предки кривичей, как считает Седов, с запада, из польского Поморья между Вислой и Одером, из тех краев, что он полагает славянской прародиной. Так что заселение Руси шло, видимо, двумя потоками, и летопись неполна...

Исторические материалы, гипотезы, археологические находки — все это круг постоянных интересов сотрудников Лаборатории. Но безоговорочно верят они лишь своему методу реконструкции, разработанному М. М. Герасимовым, включающему такие средства исследований, как рентгенография, шкала соотношений — в разных точках — мягких тканей головы и черепа, химические анализы и т.п.

Метод Герасимова благодаря новым техническим средствам совершенствуется, помогая исследователям приблизить восстанавливаемый облик к реальности, от которой смогли бы оттолкнуться в своих поисках те же историки.

Печальная рязанка

…Печально склоненное, словно бы в смертной усталости, лицо женщины. Надпись на табличке гласит, что это древняя рязанка, восстановленная ученицей Герасимова Галиной Вячеславовной Лебединской, долгое время возглавлявшей Лабораторию.

Старое название Рязань недаром возводят к значению «отрезанная окраинная земля» (хотя не исключено, что это переосмысление «эрзямс», от самоназвания эрзя мордвы, на земле которых вырос город.)

Лежавшая на высоком холмистом берегу Оки, на полсотни километров ниже нынешней, Старая Рязань обозначала восточный край Руси. До сих пор сохранились ее высокие валы и глубокие рвы... Первыми из славян здесь, конечно, появились вятичи. Было это в X столетии. Но лишь полвека или век спустя начинается подлинная колонизация этих мест торговый и ремесленный город притягивал население из разных краев Руси.

В 60-х годах на южном городище Старой Рязани обнаружили кладбище ранних поселенцев XI века, курганы которого были заровнены городом следующего столетия. Именно там нынешним главным раскопщиком городища В. П. Даркевичем среди прочих было найдено и это заурядное женское погребение конца XI века.

В могиле вместе с останками нашли бронзовую позолоченную пуговицу от ворота, а с каждой стороны черепа лежало по шесть височных серебряных колец. Такая форма височных колец — наследие древнего племени дулебов, широко расселившегося по нынешним Белоруссии и Украине и разделившегося на летописные племена волынян, дреговичей, древлян и полян (это установил В. В. Седов).

Я попросил Галину Вячеславовну немного рассказать об этой женщине, спросил, почему она решила придать ей такое печальное выражение лица.
— У нее и при жизни был такой скорбный вид. Судя по состоянию зубов, ей исполнилось 35-40 лет. Узкий, грацильный, то есть немассивный, череп, высокое узкое лицо, высокое переносье, тонкий с легкой горбинкой нос — такой тип лица свидетельствует, что она принадлежала к выходцам откуда-то с юго-запада Руси...

Кстати, историками давно отмечено распространение на рязанщине географических названий, перенесенных с юга. И, по мнению антропологов, население древнего города было близко к населению других городов западной и юго-западной Руси — полянам, дреговичам...

Коротка была жизнь этой женщины. Печальна ее судьба. Но еще более страшная жизнь ожидала ее потомков, если они не погибли в той демографической ловушке, которой — из-за эпидемий, голода, антисанитарии — являлся средневековый город.

В XIII веке потомки печальной рязанки могли стать участниками великой исторической драмы, сценой для которой послужила вся Русская земля. Именно события черного батыевого 1237 года и превратили впоследствии Старую Рязань в место постоянных раскопок.

Дружинник из никольского поселения

Безбородый курносый славянин, довольно молодой по виду, и бородатый мужичок с волосами, схваченными обручем, — это работы Татьяны Сергеевны Балуевой, возглавляющей Лабораторию.

О них и состоялся разговор с автором реконструкций.
— Да, это действительно интересные типажи северных славян, — Татьяна Сергеевна на минуту задумалась. — На севере лежат территории, не затронутые татаро-монгольским нашествием, и потому сохранился наиболее автохтонный, то есть первозданный, тип славянина.

Черепа, наиболее характерные, были взяты из находок 90-х годов археолога Николая Андреевича Макарова. И вот, когда уже готовые реконструкции были помешены в музей Кирилло-Белозерского монастыря, местные жители стали «узнавать» своих знакомых и близких. А ведь их разделяет почти тысяча лет...

Я знал, что Н.А.Макаров изучал неписаную историю древних торговых путей, проходивших по Русскому Северу. Конечно, густые леса, прежде привлекавшие промышленников пушным богатством, давно уже выведены. Реки, по которым ходили ладьи, обмелели. Но селения, история основания которых уходит во тьму веков, — сохранились.

— Тот из них, что без бороды, — славянин 20-25 лет из могильника Никольское близ северного берега Белого озера, — продолжала Татьяна Сергеевна. — В середине XI века, примерно в конце правления Ярослава Мудрого, тут было поставлено небольшое дружинное поселение.

Вероятно, оно должно было контролировать путь от Новгорода на Волгу — в погребениях нашли монеты, привозные вещи, они свидетельствовали о занятии поселенцев торговлей. Но часть мужчин, судя по боевым топорам, была профессиональными воинами. Это было начало славянской колонизации здешнего края, населенного лесными финнами — весью, предками нынешних вепсов.

— Жизнь здесь была тяжела, славяне рано уходили из жизни, детей рождалось немного, и поэтому население сокращалось. Кстати, антропологически эти славяне были наиболее близки к тем, которые населяли нынешнюю Ленинградскую область, к западным балтийским славянам и латгалам. Вероятно, это были словене...

— Поселение запустевает спустя треть века. Макаров предположил, что отряд отозвали. Однако Т. И. Алексеева, известный антрополог-славяновед, считает, что поселенцы смешались с финнами, которых долгое время сторонились. Ибо только так могла выжить горстка людей, заброшенных в малообжитой край...

После этих слов Татьяны Сергеевны у меня неожиданно возникло яркое воспоминание: свинцовая струя Волхова, над ней на крутояре — «стога» древних курганов и светлые башни средневековой крепости Старая Ладога. И раскоп древнего поселения, где археологи обнаруживают то кузнечный горн, то пряслице...

При Ярославе Мудром из Старой Ладоги отправлялись русские ватаги и дружины на восток. Совсем незадолго до предполагаемого основания Никольского поселения состоялась запавшая современникам в душу своим трагическим исходом экспедиция сына ладожского наместника Ренгвальда, Ульва, с отроками далеко на восток, вероятно, куда-то в земли финнов-коми. Все они полегли в битве...

Возможно, основание дружинного поселения произошло на гребне этой волны колонизации, затем отхлынувшей, чтобы всплеснуться снова, — но время между этими волнами превышало продолжительность тогдашней человеческой жизни...

— Второй, с бородой — ему лет 35-40, — говорит Татьяна Сергеевна. — Из могильника близ нынешней деревни Нефедьево. Расположена она на знаменитом некогда Славенском волоке, между Шексной и обмелевшей ныне Сухоной — одним из истоков Северной Двины.

Балуева рассказывает, что в XI веке на поселении обосновалась маленькая группа смешанного славяно-финского населения. По осколкам керамики Н.А. Макаров определил, что переселились они с лежащего неподалеку Белоозера или из долины Шексны. Они проложили тележную дорогу, по которой провозили суда и товары на лошадях.

На первых порах жизнь первопоселенцев была очень тяжела. Судя по ослабленным костям, занятые валкой леса и охотой мужички страдали от недоедания. В то же время женщины, возможно, в буквальном смысле «тянули лямку» — мышцы шеи и плеч у них были переразвиты.

Однако, как установил Макаров, именно в старейших женских погребениях найдены дорогие серебряные и стеклянные украшения. Может быть, нетронутые, богатые пушным зверем угодья давали больше прибытка, нежели в XII веке, когда поселение выросло и жизнь улучшилась.

Однако к концу века могильник забрасывают, часть нефедьевских уроженцев оказывается обитателями новой, лежащей неподалеку деревни. Возможно, истощились поля или люди стали селиться ближе к волоковой дороге.

В XIII веке жизнь на поселениях угасает. Не исключено, что это связано с разорением татаро-монголами Суздаля, который, судя по летописям, «работал» на Славенский волок.

Непобедимый атаман Сирко

Я уже было собрался покинуть стены Лаборатории, но, выйдя в главный, «мемориальный», коридор, заметил сбоку от галереи знаменитостей небольшую интересную группу. Пять скульптурных портретов, пять человек с волевыми решительными лицами. Известны имена лишь двух из них, но все они, без сомнения, сыграли свою роль в истории славян.

Это участники битвы под Берестечком, в Ровенской области, состоявшейся 20 июля 1651 года. Описанием этой злосчастной битвы, в которой на болотистой низине были разгромлены поляками силы Богдана Хмельницкого, уничтожена его загнанная в болота пехота, Генрик Сенкевич заканчивает свой роман «Огнем и мечом». Не первый и не последний раз славяне пустили тогда кровь друг другу...

Лет двадцать назад археолог Игорь Кириллович Свешников проводил раскопки на месте этого сражения, в пойме реки Плещеевки. И четверо из пяти восстановлены по найденным им останкам.

В середине — бородатый донец, с серьгой в ухе, свидетельствующей о том, что он последний мужчина в роду (реконструкция Е. В. Всселовской); по бокам — два запорожца с оселедцами (один — работа Г. В. Лебединской). Донцы нередко участвовали в сражениях украинцев с татарами и поляками. Руками Лебединской созданы портреты и двух тех, имена которых известны. Это атаман Сирко и дьякон Павел.

Дьякон Павел, греческий монах, сопровождал митрополита Коринфского Иоасафа, приехавшего к Хмельницкому биться за православное дело. По поручению гетмана, они ездили к царю Алексею Михайловичу для переговоров о воссоединении Украины с Россией. (В Московском центральном историческом архиве сохранилась переписка Иоасафа и Павла с царем и боярами.)

Оба находились в казацком лагере под Берестечком и погибли при штурме его поляками. На черепе Павла обнаружено несколько пулевых отверстий.

Ивану Сирко, знаменитому впоследствии кошевому атаману запорожцев, в час битвы было около сорока, а умер он три десятилетия спустя. Слава пришла к нему позднее, когда вместе с отрядом донцов Касогова он совершал жестокие набеги на Крым. Однако слыл среди запорожцев как человек справедливый, даже по отношению к крымцам.

Когда противоречия казацкой аристократии («старшины») и московского правительства после смерти Хмельницкого обострились, «старшиной» был заключен тайный сговор с поляками.

Предполагалось обратное включение Украины в Польшу, но на правах широкой автономии. Сирко примкнул было к мятежным полковникам, за что позднее ненадолго оказался в Сибири. Но когда в конце 60-х годов XVII века гетман Правобережья Дорошенко в нежелании своем поддаться «москалям» дошел до того, что навел на Украину полчища турок, а поляки, хитро посмеиваясь, лишь покручивали усы, — не было у янычар другого такого врага как Иван Сирко... Говорят, из пятидесяти сражений, в которых он участвовал, ни одно не было проиграно.

Будучи уже старым, не раз упрекнет кошевой атаман Сирко гетманов разных берегов славянского Днепра за то, что в честолюбии своем они разжигают братоубийственную войну и не проявляют должного усердия в защите украинских городов от турок. И в этом, пожалуй, самый большой урок для славян наших дней...

Могила Ивана Сирко находится на Никопольщине, в устье Чертомлыка, где в его времена располагалась Сечь. Вскрыв ее в 1967 году, нашли останки человека высокого роста; сохранились даже остатки одежды...

Каждому хочется, чтобы народ, к которому он принадлежит, произошёл от великих предков, чтобы все они были высоки ростом, пренепременно белокуры и голубоглазы, мужчины были превосходными воинами, а женщины отличались красотой и добротой.

И раньше, и сейчас

Несмотря на то, что славяне появились на исторической арене около V века н.э. оказалось, что и 2 000 лет назад на территории Bосточной Eвропы жили люди, похожие на славян, – об этом пишет в статье «Палеоантропология Беларуси: полвека открытий» Oльга Mарфина.

Исследования найденного в середине XX века у Kрасного Cела скелета тридцатилетнего мужчины показали, что он был ростом 170–175 см, с ярко выраженными европеоидными чертами лица: носат, с среднеширокой переносицей, надбровные дуги выражены, но челюсти не выступают; индивид имел мезокранную (среднюю) форму черепа, то есть не был круглоголов и не имел вытянутого черепа. Bсе эти признаки совпадают с особенностями славян, живших здесь в X–XII вв.

Благодаря работе археолога Oльги Eмельянчик, исследовавшей погребения X–XVIII вв. в Полоцкой земле, Mогилевской области и в Mинске, учёные заметили процессы, которые происходили с внешностью славян за тысячу лет – это брахикефализация (изменение формы черепа с вытянутого на круглую), утончение скелета и уменьшение размера челюстей. Славяне сохранили носатость, но переносица стала более плоской, лоб по ширине уменьшился, более круглые орбиты глаз расположились ниже, а средняя часть лица у женщин начала выдаваться вперёд, при этом учёные отметили некоторую утрату европейских черт.

O сажени, ступне и локте

Oб антропологических данных славян Древней Pуси можно судить по меркам, которые использовались как универсальное средство измерения.

Cажень в Древней Pуси равнялась 213,3 см, это значит, что средний рост славянина составлял 168 см (данные Pыбакова и Черняева), длина «локтя» равнялась 36,2 см, «ступня» – 28,5 см – средний размер мужской обуви был 44.

«Пядь» равнялась 18,1 см, а фаланга большого пальца – 2,37 см. Для сравнения: в Древней Греции аршин равнялся 179 см, то есть греки были ниже славян, у азиатов пядь была 12,3 см, а у древних евреев был такой же рост, но локоть равнялся 53,34 см, то есть у них были более длинные руки.

Eсли сравнить мерки Pуси с антропологическими мерками русских мужчин конца XX века, то окажется, что самые высокие мужчины живут на северо-востоке Pоссии – там сажень равен 248 см, локоть – 47 см, ступня – 30,5 см, а самые низкорослые живут на юге - там сажень равен всего 176 см.

Подобны пальмам и pумяны

Cухая математика не даёт представления о внешности славян, а следовательно, стоит обратиться к свидетельствам людей, видевших их воочию.

Вот как описывает князя Cвятослава Игоревича историк Лев Диакон (X век): «Cфендослав... был... умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с густыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с длинными усами. Голова у него была обрита, но с одной стороны свисал клок волос - признак знатности рода; князь имел крепкий затылок, широкую грудь, другие части тела были соразмерными, но выглядел он угрюмым и диким. В одном ухе была золотая серьга с карбункулом и двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось чистотой».

Aрабский путешественник Aхмад ибн Фадлан писал, что не видел людей, которые были бы так гармонично сложены, как «русы»: «Oни подобны пальмам, румяны и красны».

Так как он - мусульманин, и тут же называет их «нечистыми тварями» за то, что они не соблюдают обычаи, к которым он привык, скорее всего, Фадлан искренен в похвалах внешнему виду славян.

«Cлавяне – это народ с румяным цветом лица и русыми волосами», – пишет ещё один восточный автор Aбу Mансур.

И светлы, и смуглы

Cогласно современной антропологии (учебник Геннадия Mаркова «Этнология» и работы антрополога Tатьяны Aлексеевой) наука делит славян на пять типов: беломоро-балтийский – это поляки, белорусы и русские (отличаются светлой кожей и волосами, округлой головой, невысоким ростом, правильными чертами лица, небольшим носом, могут иметь набухшее верхнее веко).

Восточноевропейский - это белорусы, русские и украинцы (волосы – русые и светлые, глаза - серые, голубые и светло-карие, рост - выше среднего. Нос более крупный, у 75% прямой, более толстые губы, лицо широкое, черты лица мягкие, около 12% курносы).

Центральноевропейский – это поляки и лужицкие сербы. Они ниже ростом, имеют более тёмные волосы.

Днепро-карпатский – это западные украинцы, словаки, чехи, словенцы, хорваты (имеют более тёмные волосы, широкое лицо, голова по большей части круглая, схожи с населением Северной Италии (альпийский тип)).

Понтийский тип – это болгары, восточные великороссы, украинцы. Имеют более узкое лицо, тёмные волосы.

Динарский тип – это югославы, сербы, черногорцы и македонцы (самые высокие среди славян); албанцы, – они светлоголазы, носаты, темноволосы и похожи на кавказцев.

Подытоживая, можно сказать, что славяне - это гармонично сложенные люди с круглой или среднекруглой формой головы (чем ближе к северу, тем более вытянутый череп они имеют).

Средний рост мужчины - 175 см, женщины - 165 см, лицо скорее широкое, глаза - серые или голубые, цвет кожи – светлый. Некоторые несут в себе отдалённые черты монголоидов, связанные с влиянием этой расы в неолите - полные губы и складку на верхнем веке, которая заметна с возрастом.

Вопросом, которому уделяется много внимания на славянских пабликах является и такой: носили или нет славяне бороды??
Я не буду даже обсуждать "аргументацию" типа: "борода-богатство рода". Обычно же защитники бородатости апеллируют к "Русской Правде", в ст. 67 которой предусмотрен штраф в 12 гривен за выдранную бороду.
Для начала известны ДВЕ редакции "Русской Правды". Т.н Краткий список и пространный. По поводу Краткого списка есть обоснованная версия о том, что он является новгородским фальсификатом XV века, изготовленным с целью добиться льгот от московских великих князей - Ивана III см. Толочко А.П. Краткая редакция Правды Русской: происхождение текста К 2009 стр 136.
Пространная же редакция по практически единодушному мнению ученых относится к 1030-ым гг, т.е ко времени когда Ярослав пригласил впервые митрополита из Византии см. Кузьмин А.Г. Крещение Киевской Руси М 2012, см Переверзенцев С.В. Тайны Русской веры. От язычества до империи М 2001. , в которой как раз бороды носили. К тому же Ярослав был женат на шведке Ингигерд, с которой приехала свита, а ношение скандинавами бород - факт многократно подтвержденный. И именно со времен Ярослава начинается ориентация на Скандинавию, рвутся связи с Центральной Европой и проталкивается варяжская легенда см. Кузьмин А.Г.Начало Руси М 2003, см Деяния русов. Потерянные царства Европы. Т.е в том, что норма "Русской Правды" защищала славян - христиан (или же /и двоеверцев И.Л), а равно скандинавов - нет сомнений, но отнюдь не факт, что ст. 67. Пространной редакции Русской Правды защищала традиции славян-язычников, которых оставалось еще много.

Что же касается непосредственно русов, то имеется к примеру описание внешности Святослава Великого
"Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый с густыми чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос - признак знатности рода...". Лев Диакон. История Кн 9. Поскольку греческий хронист ни словечка не написал о заимствовании, равно русские летописцы ни словом не обмолвились о том, что прическа и бритье Святослава - заимствованы, значит перед нами - подлинный облик русов, причем русов дунайских и возможно черноморских. Уточнение связано с тем, что часто цитируется Адемар Шабанский: "Вскорости пришел на Русь некий епископ из греков и обратил ту часть этой провинции, которая до сих пор была предана идолам и убедил их отпустить бороды, а также перенять другие греческие нравы"..Но.. "Буквальный перевод Адемара Шабанского(..) ЗАСТАВИЛ БЫ (выделено мною И.Л) предполагать, что в представлении Адемара, Русь составляла одну из областей Венгрии "см. Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях М 2001 стр 343. Иными словами Назаренко А.В. честно признал, что ПОДПРАВИЛ текст средневековой хроники, потому что в XI веке, хронист числил Русь в Венгрии, т.е в Подунавье. Учитывая данные Б.Достала и Ширинского С.С. см Древняя Русь и славяне М 1978 стр 82-86, стр 203-206 можно уверенно говорить, что облик Святослава соответствует облику дунайских русов. Кстати, имеются сведения о том, что и кельты головы брили, а космы у них - фантазии художников и режиссеров. Вот что писал об ирландцах датский хронист Саксон Грамматик: "Они срезают волосы наголо бритвой и сбривают все волосы от затылка.." Саксон Грамматик.Кн 5 // В.Осипов О бедном айдаре замолвите слово.
Однако, кроме Дунайской Руси и Руси Черноморской была еще и Донская см. Галкина Е.С. Тайны Русского каганата, М 2002, в которой жили роксоланы-аланы. Аланский анклав, Кузьмин А.Г фиксирует к примеру на юге Балтики - это крайне редко упоминаемая даже варягофилами Роталия см. Кузьмин А.Г.указ.соч. А вот у алан-то "волосы и борода не подстрижены" см. Ковалевская Б. В. Кавказ-скифы, сарматы, аланы I тысячелетие до н.э.- I тысячелетие н.э. М 2005. Т.е упоминание Ибн-Фадланом и Ибн-Хаукалем ДВУХ видов русов, одни из которых бреют бороды (они идут первыми), а вторые - нет, вполне может быть упоминанием русов "красных" кельтических - усатых и безбородых, и русов- "белых", бородатых, иранских. Т.е на момент событий упоминанием ДВУХ РАЗНЫХ ЭТНОСОВ. Причем оба этноса назывались русы см. Кузьмин А.Г.указ.соч.
Имеется и описание славянской внешности относящееся к V веку:
"ко мне подошел какой-то человек, которого я принял за варвара по скифской одежде (....) этот был похож на богатого скифа, так как был хорошо одет и острижен в кружок" см. Приск Панийский. Готская история. Скифами византийцы устойчиво называли славян.. . О бороде как видно ни слова, но указана стрижка в кружок.
Впрочем, учитывая переселение части алан в Поочье в VIII-IX вв н.э. из-за войны с Хазарским каганатом см. Галкина Е.С. указ.соч. и размещение там же болгарских гарнизонов на службе хазар см. Шинаков Е.А. Образование Древнерусского государства М 2009. изд. 2-е исправленное и дополненное, возможно,что вятичи переняли бороды и длинные волосы от соседей. А может и нет. Во всяком случае певец монгольского нашествия и его "благотворного влияния" отмечал: "..от бритых голов с оселедцами, длинных штанов, они (русы и славяне И.Л) перешли к золотым кафтанам, (..) тафьям и мурмолкам " см. Э Хара-Даван. Чингисхан. Великий завоеватель. Русь монгольская М 2002. Т.е вполне себе азиат и певец азиатства, отмечал, что оселедец-это ЕВРОПЕЙСКАЯ прическа. В нашем случае - исконно РУССКАЯ, как исконно славянская - коротко остриженные волосы. Без бород.

Илья Левко

Знатный скандинавский воин русской дружины. Середина X века.

Знатный воин дружины русов. Конец X - начало XI века. По материалам погребений могильника Шестовицы, Черниговской обл.

Древнерусский воин. Вторая половина X века. По материалам Т.А.Пушкиной, Смоленская обл, Гнездовский археологический комплекс.


Атака дружины древних русских воинов, X век.

Обучение мальчика обращению с мечом и щитом, X век. По материалам древнерусских и скандинавских погребений.

Воины дружины Святослава в Болгарии,вторая половина X века.

Киевский дружинник X века. По материалам раскопок М.К.Каргера Десятинной церкви Киева, погребение №108.

Древнерусский дружинник в распашном кафтане из ткани с набойкой. Вторая половина X века. По материалам Т.А.Пушкиной, Смоленская обл., Гнездовский археологический комплекс, погребение Дн-4.

Русский князь с дружиной. Первая половина XI века. По материалам археологических находок Киева, Чернигова и Воронежской обл.


Всадник Хазарского каганата из болгаро-аланской семьи. Конец IX - начало X века. По материалам С.А.Плетневой, Дмитриевский археологический комплекс, катакомба №52

Аланский лучник Хазарского каганата, IX - начало X века. По материалам С.А.Плетневой, Дмитриевский археологический комплекс, катакомба №55

Всадник Хазарского каганата из богатой аланской семьи. Середина IX века. По материалам С.А.Плетневой, Дмитриевский археологический комплекс, катакомба №106

Древнерусский женский ювелирный головной убор XI - XIII вв

Великая княгиня в парадном уборе, кон. XII-нач. XIII вв. По материалам кладов Старой Рязани 1822 и 1992гг. С использованием накладной коруны к иконе Богоматерь Боголюбская

Русская княгиня в эмалевом уборе с диадемой и колтами, вторая половина XII - начало XIII вв. По материалам Киевских кладов.

Женщина в уборе с гроздевидными наушницами, конца X - начала XI вв. По материалам кладов из Гнёздово под Смоленском.

Славянская женщина в уборе с колоковидными подвесками и сеткой-поднизью. По материалам кладов Старой Рязани и Новгородской земли, в. п. XII в.

Русская женщина в уборе с колтами на ряснах и очельем, вторая половина XII века.

Древнерусская женщина в уборе с колтами и трехбусинными кольцами, XII век. По материалам клада из Старой Рязани 1970 года.

Женщина вятичей в ленточном уборе с височными кольцами. По материалам курганов вятичей из Подмосковтя, конец XI века - XII век.

Реконструкция костюма и украшений молодой женщины из Дмитрова, конец XII века - начало XIII века.

Реконструкция костюма и украшений девушки из Ярославля, конец XII - начало XIII вв. По материалам Отдела охранных раскопок Института археологии РАН.

Девушка вятичей в уборе, с височными кольцами и шейной гривной. По материалам курганов вятичей, конца XI - XII вв.

В древности, многие опишут примерно такой образ: пожилого мужчину с длинными волосами в белой рубахе. Однако это не совсем истина. Есть немало версий, как выглядели славяне. Тема их внешнего облика очень интересна, поэтому она заслуживает более подробного изучения.

Обитание славянских племен

Славяне проживали с древних времен в центральной части Европы, в Прикарпатье и на По одной из версий, продвижение в восточную часть происходит в период с V по VII века нашей эры. Если прислушаться к другой, то можно услышать версию, что в Восточной Европе славяне находились как этой части Европы. Всего было три больших группы: восточная, западная и южная. Языческие верования определяли не только духовность славян, но и их внешний облик.

Как выглядели восточные славяне, невозможно сказать однозначно. На этой территории проживало огромное количество племен. Это такие, как вятичи, волыняне, кривичи, радимичи, хорваты, полочане и многие другие. Каждое из них имело свои характерные особенности. Среди общего можно отметить тот факт, что одежда не имела сложных деталей, но внешнее оформление всегда было под особым вниманием. На тканях вышивали различные узоры, орнаменты, фигуры. Для украшений использовали различного типа. На ногах они носили лапти. Под верхней одеждой носили льняные просторные рубахи. Чем богаче был человек, тем больше одежды он носил. Различия могли состоять в цвете предпочитаемой ткани, размере, форме и количестве украшений, способах плетения лаптей. Однозначно можно сказать, что на то, как выглядели древние славяне, влияла окружающая природа, быт и образ жизни племен, а также их соседи - скифы и сарматы.

Есть ли схожесть с викингами?

Некоторые историки категорически отвергают тот образ, который представляется нам в виде длинноволосого мужчины и с бородой. Это менее похоже на то, как выглядели древние славяне, а больше соответствует викингам.

По их мнению, славяне выступали против стрижки волос на голове и бритья бороды.
Скандинавы взяли такой внешний вид из религиозных традиций. Славяне в те времена обитали на Балтийском побережье. В отличие от викингов, они тщательно брились и состригали волосы очень коротко по всей голове, оставляя чуб на лбу. А с длинными волосами ходили волхвы. Внешний облик скандинавских мужчин славяне высмеивали. Как выглядели славяне, ученые пытаются определить по найденным скелетам. Благодаря этим находкам появляется возможность у потомков ознакомиться с украшениями, одеждой и аксессуарами, которые использовали древние славяне. Схожесть со скандинавскими нарядами наблюдается в женских украшениях для волос и головных уборах.

Внешний вид славянских женщин

Во все времена славянские женщины использовали многослойную одежду. Причем для каждого события предназначались разные костюмы. Внешний вид также зависел от возраста женщины. На тело всегда надевали рубаху с широкими рукавами. Чем ближе к нашему времени, тем больше внешний облик славян наполнялся роскошью. Одежда становилась разнообразнее. Голова прикрывалась различными уборами. От ленточек до шапок необычной формы. Женщины украшали наряды бусами, которые были яркими и опускались на груди в несколько рядов. Вся одежда была длинная, практически до самых пят. Её украшали нашитыми лентами, небольшими оборками и тесьмой. Также они любили носить крупные серьги и кольца.

Мужской славянский костюм

Мужчины облачались в длинные рубахи - распашонки. Они запахивались и подпоясывались ремнем. Рубахи не имели застежек, некоторые из них надевали сверху. Зимняя одежда была выполнена из меха различных животных. Это и тулупы, и рукавицы. Штаны были широкие, их подвязывали на поясе и внизу. У состоятельных людей таких штанов было несколько. Зимой на холщовые надевали шерстяные. Обувь мужчин и женщин делали из холста. Им оборачивали ноги и прикрепляли подошву при помощи ремешков. Сапоги делали из целого куска кожи.

Вся одежда имела вышивку. С течением временем её стновилось все больше.

Прически древних славян

Волосы и прически занимали особое место в жизни древних славян. По прическе можно было судить о социальном статусе человека. Стригли волосы ритуально, соблюдая традиции. Это необходимо было делать в определенный период жизни. Мальчикам волосы длинные не отращивали и стригли достаточно часто.

Девочкам необходимо было По этой причине их отращивали, усердно следили за ними, ухаживая при помощи растительных компонентов. Девушки носили одну или две косы.

Мальчики, становясь взрослее, отращивали более длинный чуб. Вся остальная часть головы остригалась очень коротко. Чуб - это был особый атрибут. Молодой человек гордился им, иногда закручивал. Взрослые мужчины чаще всего носили стрижку «в кружок». Еще ее называют «под горшок». Именно с помощью этого атрибута и делали подобную прическу. Для восточных славян это также было общепринято.

Как выглядели славяне, достоверно сказать невозможно. Можно определенно сказать одно, что их одежда была удобной и просторной, независимо от эпохи.



Рассказать друзьям