Корея. Субкультура Ольчжан (Ulzzang)

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Пост 13.03.2017 Super User 2883

В наше время разнообразные тренды в культуре проносятся один за другим. Чего только мы не видели за последние несколько лет! Однако существуют вещи, которые стабильно набирают популярность и распространяются по всему миру. И сегодня я расскажу вам про такую популярную субкультуру, как k-pop и объясню, что это такое и откуда оно появилось.

K-pop это музыкальный жанр, возникший в Южной Корее и несущий в себе элементы западного электропопа, хип-хопа, танцевальной музыки и современного ритм-н-блюза. Наверняка, все помнят стильного PSY, который в 2012 году захватил мир со своей песней Gangnam Style? Так вот это было лишь началом, потому что k-pop продолжает медленно, но верно захватывать мир и симпатии молодежи.

K-pop артисты уверенно продвигаются не только на азиатский рынок, но и на остальной мир. Интернет позволил молодым ребятам с яркими прическами не только стать звездами, но и сделать свое творчество основой новой молодежной культуры, которая, в некоторых случаях, перерастает в культ. Их концертные туры проходят в масштабах стран: США, Франция, Германия, Чили - лихорадка K-popa распространяется быстро и независимо от географии. И Россия не исключение.

Представители этого жанра со своей музыкой пробиваются на строчки самых авторитетных чартов (например, американского Billboard). BTS, одна из знаменитых к-поп групп, с их альбомом Wings держалась 2 недели на 26 позиции, рядом с Адель. До этого ни одной k-pop группе не удавалось достичь таких высот, что говорит о мощности их песен и скорости набора популярности.

Но как люди приходят к увлечению этим жанром? Чтобы это понять, я решила поговорить с двумя русскоязычными фанатками к-попа и узнать, как они открыли для себя эту культуру.

Алина: ""Про k-pop мне рассказала сестра, так как она изучала в то время корейский язык. Мне тогда было лет 12. Сначала меня не привлекли k-pop песни. Но через 2 года я случайно наткнулась на одну из тех песен, что включала мне сестра и я решила ее послушать. В результате, я просидела часа 2, слушая песни этой группы. Сестра, узнав, что мне понравились песни, начала кидать мне другие группы и дорамы. Меня поразила синхронность и сложность танца k-pop артистов. У них было все так легко и красиво, но если ты пытаешь это повторить, то поймёшь, что это адский труд выучить их хореографию. Так я и увлеклась жанром k-pop.""

Ирина: ""С к-попом я познакомилась случайно. Однажды я искала, что посмотреть и мне предложили один ""фильм"" (позже я поняла, что это дорама). Дорама называлась "" Вперед, красавчики"". И, посмотрев ее, я начала искать музыку и познакомилась с группой Boyfriend. С того времени я и начала увлекаться Кореей и этой культурой. Было это года 4 назад. Так потихоньку я и узнала про к-рор. Может быть, это судьба. Привлекает меня к-рор тем, что в большинстве песен есть глубокий смысл. Иногда мне они очень сильно помогали в трудные минуты. Ну и куда без их хореографии, она как всегда сложная, красивая и ритмичная. Отношение артистов к фанатам показывает их искренность, они демонстрируют себя такими, какие они есть на самом деле, и это очень трогает.""

В России k-pop только начал набирать свою популярность, однако делает это все быстрее и быстрее. Благодаря активности сообщества русских фанатов, k-pop артистов стали печатать в известном для молодёжи журнале ""Все звезды"", а их клипы показывать по русскому телевидению. Все это говорит нам о том, что, появившись как музыкальный жанр, K-pop превратился в целую субкультуру с миллионами поклонников среди молодёжи во всём мире.

Как и обещал, возвращаюсь к рассказу о «Корейской волне», или k-pop, но уже с другой точки зрения, более исторической. О современных проявлениях k-pop можно прочитать в .

Корея в 19 и 20-х веках перенесла много исторических потрясений, и страна пребывала сначала под покровительством Китайской Империи, потом Корею колонизировали японцы, а затем уже когда Вторая Мировая и Корейская войны закончились Южная Корея начала испытывать сильное культурное влияние Запада, в первую очередь США. Таким образом корейская современная культура формировалась иногда вопреки, а иногда благодаря влиянию извне.

Корейские историки ученые, когда говорят о распространении корейской культуры то выделяют несколько этапов и несколько ключевых эпизодов.

Так во времена, когда Корея была колонизирована Японией была одна очень известная танцовщица, звали ее Чхве Сын-хи (Choi Seung-hee), она делала представления, которые были основаны на комбинации современного танца и национальных корейских танцев. Сын-хи была настолько популярна и знаменита, что выступала с гастролями не только в Японии, но даже США и странах Латинской Америки. Но так как Корея в то время была под контролем Японии, Япония проводила политику японицзации, в том числе и имен, то выступала танцовщица под японским вариантом ее имени Саи Шоки (Sai Shōki).

Представители же движения за независимость Кореи ее за это недолюбливали и обвиняли в коллаборационизме с Японией. После Второй Мировой Войны так случилось, что Сын-хи последовала за своим мужем и оказалась в Северной Корее, где в общем-то была на привилегированном положении и управляла школой танцев до конца 1970-х годов. Ввиду такой необычной судьбы и напряженных отношений Южной Кореи с Северной фигуру Чхве Сын-хи южнокорейские академики и общественность обходила стороной при обсуждении формирования современной Корейской культуры. Сейчас это табу снято.

Следующий прорыв Корейской культуры связан с адаптацией Западной современной культуры в 1970-х. Большим успехом был прорыв группы Korean kittens, которая также гастролировала по миру и даже заезжала на BBC, где перепели Beatles . Их феномен заключался в том, что они пели на английском, исполняли каверы, были одеты по Западному образцу, но при этом свое дело делала экзотическая для тех времен красота.

Весьма важным для корейской волный оказался период сразу после финансового кризиса 1997 года, — о себе заявила киноиндустрия. Именно в это время корейцы решили вложиться в производство культурных продуктов и вышли на новый качественный уровень производства дорам (корейские сериалы) и полнометражного кино, что их начали покупать и показывать за пределами Кореи. В 2002 была показана культовая дорама «Зимняя Соната». Она была настолько популярна в Японии, что её показали дважды за год, а тогдашний японский премьер-министр Дзюнитиро Коидзуми сказал, что актер, игравший главную роль Бэ Ёнг-джун (Bae Yong-joon) более популярен чем он сам.

Параллельно с «Зимней Сонатой» огромным успехом оказалась полнометражная романтическая комедия «Моя дрянная девчонка» («My sassy girl»), вышедшая в 2001. Она оказалась настолько успешной, что её сначала пересняли японцы, а потом даже… Голливуд, в 2007. Это был первый раз, когда Голливуд купил фильм у Кореи. Но американская версия провалилась… Но тем не менее бастион был взят и американцы продолжают периодически переснимать южнокорейские мегахиты.

Такова очень краткая история развития k-pop, которая продолжает развиваться и оказывается настолько успешной, что в ежегодно приносит 2 млрд. долларов США доходов, от продаж за границу различных продуктов современной южнокорейской культуры, что создаются сотни фан-клубов десятков k-pop команд в различных странах, в том числе и Казахстане.

У успеха есть и обратная сторона – так китайское правительство на государственном уровне ограничивает количество эфирного времени для передач и фильмов корейского производства, потому что доходило до того, что практически сетка вещания некоторых каналов почти полностью состояла из корейских медиа-продуктов; в Японии периодически возникают небольшие манифестации с антикорейскими настроениями, из-за перенасыщения корейским передачами и дорамами; также на примере Манипура в Индии высказываются опасения, что такое сильное распространение корейской поп-культуры, может не только подвинуть Болливуд, но подорвать традиционную культуру, так как молодежь предпочитает корейский стиль.

Но тем не менее, если будете выбирать между оригиналом южнокорейского фильма и его адаптацией, какой-либо из стран, то лучше смотрите оригинал.

Рассматривая современные музыкальные направления, нельзя не обратить внимание на приобретающий всё большую популярность жанр K-pop. В самой Корее, где он и возник, K-pop – это не просто музыка, это молодёжная субкультура, поклонниками которой являются миллионы молодых людей по всему миру. Итак, попробуем разобраться, что это за направление, и какие у него особенности.

Как и где появился K-pop

Сама аббревиатура – K-pop – происходит от английского «Korean pop» – Корейский поп . Чем же он отличается от обычной зарубежной «попсы»? K-pop сочетает в себе hip-hop, electro-pop, dance music и ритм-н-блюз. Стиль возник в Южной Корее в начале 90-х годов. Один из авторов музыкального журнала Rolling Stone так охарактеризовал K-pop: «Смесь модной западной музыки и высокоэнергетического японского попа», который «охотится за головами слушателей при помощи «цеплялок», иногда на английском языке». В K-pop смешиваются различные стили, сочетаются пение и рэп, но особое внимание здесь уделяется действу и мощным визуальным эффектам. Примечательно, что сами корейцы называют кей-попом практически любое направление корейской поп-музыки, однако, мировые слушатели принимают за этот стиль только композиции, исполненные так называемыми айдолами (или идолами).

Их позиция – быть чистым и светлым идеалом для своих поклонников. Внешность исполнителей очень важна. Стройность, ухоженность, идеальный макияж и прическа, модная одежда, яркий цвет волос, обилие аксессуаров – всё это отличает молодых корейских звёзд.

Развитие и популярность

Изначально K-pop был известен только внутри азиатского региона. Но развитие интернет технологий позволило ему пробиться через этот барьер и приобрести огромную популярность во всем мире. Популяризация K-pop проводилась стремительно за счет использования социальных сетей и многочисленных приложений для мобильных устройств. С ростом числа поклонников кей-попа вырос интерес и к общей культуре Южной Кореи, и этот интерес настолько велик, что компания BBC выпустила документальный фильм о K-pop «Девять муз звёздной империи». По словам представительницы BBC Фионы Форузаньян, это произведение призвано познакомить людей из разных стран с миром корейского шоу-бизнеса. В кинофильме идет рассказ о том, как обычные корейские девушки в течение года готовились стать звёздами, какие препятствия становились у них на пути, о непростых отношениях с продюсерами и менеджерами и т.д. Лента была представлена широкой публике на амстердамском кинофестивале и была встречена зрителями очень хорошо.

«Фабрика звезд» по-корейски

Подготовка будущих звёзд K-pop проводится очень интересно. Многие группы управляются музыкальными агентствами, которые контролируют профессиональную подготовку и карьеру будущего исполнителя, на что тратится, по некоторым данным, примерно 400 тысяч долларов. Здесь разработана целая стратегия по подготовке молодых артистов. Приглашаются мальчики и девочки 9-10 лет (их называют «трейни» – стажеры), которые живут в одном доме, как в лагере, где установлены строгие правила. Днём дети ходят в школу, а в свободное время посещают уроки пения, хореографии, актёрского мастерства. Возможно, поэтому поклонников поражают своей безупречной подготовленностью и пышностью театральные постановки, великолепная хореография и прекрасное исполнение корейских артистов. Яркие образы музыкантов, ритмичные мелодии, красочные клипы, разнообразные вокальные партии с примесью хип-хопа – всё это характеризует K-pop.

Критика

Несмотря на многомилионную армию поклонников, есть и немало противников музыки K-pop, которые критикуют её за «конвеерное производство» и «коммерческую направленность». Критики считают, что многие исполнители K-pop просто бездумно имитируют американских поп-музыкантов, тексты их песен поверхностны и, порой, даже бессмысленны. Композиции «заразные, но не оригинальные», как пишет издание «Нью-Йорк». Некоторые говорят, что этот музыкальный стиль ориентирован в большей степени не на музыку, а на внешний эффект. Например, большинство участниц K-pop групп улучшают свои данные с помощью пластической хирургии, и поклонникам нравятся не столько их песни, сколько привлекательная внешность исполнительниц.

Исполнители

Наиболее популярной группой из Южной Кореи является бойз-бэнд из 5 человек Big Bang, дебют которой состоялся в 2006 году. В своей стране коллектив получил звание «Артист года», а в Японии стал лучшим новичком. В 2011 году Big Bang представляла азиатский регион на MTV EMA, где была удостоена премии в номинации «Лучший международный артист». Из мальчуковых групп также можно назвать EXO и Super Junior.

Среди женских групп стоит отметить Girls`Generation или SNSD. Девчонки давно занимают верхние строчки хит-парадов Южной Кореи и Японии, но также стремятся покорить и западную публику, исполняя песни на английском языке. Кроме SNSD в Корее популярны 4minute, 2Ne1, Wonder Girls и другие.

Среди сольных исполнителей прогремел на весь Интернет певец PSY со своим клипом «Gangam Style», побивший все рекорды по просмотрам на портале YouTube.

Основным каналом распространения корейской культуры в России являются молодежные объединения поклонников музыкальных групп, фильмов и других культурных продуктов Южной Кореи. Как в свое время именно молодые способствовали усвоению передовых молодежных течений западного общества, так и современная молодежь является проводником актуальных направлений культуры восточных стран. Прежде чем приступить к анализу причин роста популярности и способов распространения современной корейской поп-культуры, дадим определения молодежной субкультурной активности. По мнению британского социолога Дика Хэбдиджа, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности [см.: 36, с. 15].

Неудовлетворенность существующими нормами и ценностями доминирующей культуры связана как с тем, что в современном обществе они достаточно быстро устаревают, так и с тем, что их трансляция от старших поколений носит зачастую насильственный характер, провоцируя молодых защищаться от него. С одной стороны, молодое поколение попадает под влияние устойчивых социальных групп и институтов, с другой, они сами благодаря социальной активности способствуют преобразованию структур общества (например, распространение Интернета, развитие индустрии досуга или внедрение новых технологий). Представители неформальных молодежных объединений, отличающиеся от преобладающего большинства поведением, стилем, языком и другими аспектами, вносят свою лепту в изменения, происходящие в культурной среде (достаточно вспомнить джинсы в 1960-х).

Существует множество субкультур, базирующихся на разнообразных музыкальных направлениях и сопутствующих им взглядам на жизнь, стилю одежды, слэнгу и т.д.: хиппи, панки, металисты, готы, эмо, кибер-готы и пр. Поклонники южнокорейской поп-культуры также образуют собственную субкультуру под названием «кореяманы». Это понятие объединяет всех людей, увлекающихся K-pop"ом и драмами. Представители данной субкультуры обычно называют себя кей-поперами (англ. K-poper - человек, любящий K-pop) или дорамщиками (то есть человеком, любящим драмы/дорамы), однако между этими двумя группами нет жестких границ - кей-поперы не только слушают корейские поп-группы, но и смотрят сериалы, и наоборот.

Аналитики связывают успех корейской поп-индустрии с тем, что ее модель маркетинга довольно сильно отличается от мировых практик, о чем уже было рассказано в предыдущей главе. К системе камбэков и промоушенов присоединяется развитая система фан-клубов, тематических заведений и услуг для фанатов, а также активное участие идолов в общении с поклонниками в социальных сетях [см.: 56].

Как правило, у каждой публичной личности есть свои фанаты и антифанаты. Восточная Азия известна своим ярым фанатизмом - каждая музыкальная группа, актер/актриса, модель или другая знаменитость имеет собственный фандом и официальный фан-клуб Для того, чтобы вступить в официальный фан-клуб, надо зарегистрироваться на Daum-cafe. В фандом же входят представители официального фан-клуба, многочисленных неофициальных фан-клубов и обычные фанаты, не состоящие ни там, ни там.. Фандом или фэндом (англ. fandom - букв. «фанатство») - неформальное субкультурное сообщество, участники которого объединены единым интересом, связанным с каким-либо произведением искусства или его автором, то есть пристрастием к определенному фильму, сериалу, книге и т.д [см.: 46].

В рамках «Халлю» существует огромное число фандомов, так как каждая группа имеет свою многочисленную армию поклонников. «K-pop - это своеобразная «борьба» между группами. Мы, как и многие другие, стараемся завоевать свою часть аудитории», - говорят участники группы MYNAME . Каждый фандом имеет свое название и цвет: например, фандом группы Big Bang имеет название V.I.P. (значение - каждый фанат этой группы является важной персоной для каждого мембера), символику короны и цвета - желтый и черный [приложение Б], фандом группы Dong Bang Shin Ki именуется Кассиопеей (назван так в честь созвездия Северного полушария неба, пять ярчайших звезд которого образуют букву М или W; так как группа состоит из 5 участников, это имеет особый смысл - каждый из 5 мемберов так же сильно светит на сцене, как эти звезды на небе), имеет жемчужно-красный цвет, символизирующий страсть, и 23 апреля празднуется как день Кассиопеи Фан-клуб Dong Bang Shin Ki был внесен в «Книгу рекордов Гиннеса» в 2008 г. как «Самый большой фан-клуб мира» [см.: 67]. [приложение В].

Названия фандомов, впрочем, как и расшифровка наименований корейских поп-групп, имеют интересный смысл - это не простое название, оно обязательно должно иметь особое значение. Как правило, выбор названия фан-клуба определяется общим голосованием на сайте группы или их агентства. Фанаты присылают различные названия, менеджеры продюсирующей компании отбирают наилучшие и затем проводится онлайн-голосование. Таким путем были выбраны названия фан-клубов для многих K-pop групп. «Поклонники Teen Top выбрали официальное название своему фандому «Ангелы». На вопрос о том, как расшифровывается название, лидер Teen Top Кэп ответил: «Ангелы всегда и несмотря ни на что будут нас защищать!» . Иногда победитель, приславший выбранный всеми вариант, получает призы от агентства группы - это может быть диск с автографом, плакат или какой-либо другой предмет с символикой группы.

В любой субкультуре существует такое понятие как «стафф». В зависимости от вида субкультуры оно может иметь различные значения. В рамках корейской массовой культуры стафф - это разнообразная продукция с изображениями звезд «корейской волны», выпускаемая специально для фанатов. К ним относятся диски и плакаты, фотобуки (англ. photobook - «книга с фотографиями»), журналы, одежда (футболки, толстовки, бейсболки и пр.), аксессуары (кольца, подвески, серьги, браслеты), канцелярия (тетради, ручки, карандаши, пеналы, наклейки, календари и т.д.), наушники, рюкзаки и сумки, кружки, кошельки, коврики для мышки, лайтстики (англ. light stick - «светящаяся палочка») и т.д [приложение Г]. Говоря о лайтстиках, стоит отметить, что они, как правило, используются на концертах и могут видоизменяться в зависимости от концепта, но всегда имеют цвет определенного фандома. Фанаты включают их во время концерта, тем самым создавая океан определенной цветовой гаммы в темноте. Это имеет большое значение для группы - так они могут увидеть и почувствовать любовь своих поклонников [приложение Д]. Помимо перечисленных товаров к числу стаффа также относят одежду и аксессуары, которые носят идолы, и определенные вещи из драм - например, кулон или игрушку, которые символизируют любовь главных героев.

Стафф может быть официальным и неофициальным. Официальный стафф, как правило, продается на концертах, встречах с фанатами и других мероприятиях звезд, на сайте группы или агентства. Неофициальный стафф может продаваться в различных Интернет-магазинах и отличаться по качеству от оригинальных товаров. В Санкт-Петербурге продается как официальный, так и неофициальный стафф в Лавке Кролика - «передвижном» магазине, который уже два года продает фан-стафф корейского и собственного производства для кореяманов Санкт-Петербурга и других городов России на различных мероприятиях, посвященных восточным культурам [приложение Е].

Все, наверное, хоть раз слышали или видели слово "К-рор", но что же оно значит?


K-pop - музыкальный жанр, возникший в Южной Корее и вобравший в себя элементы западного электропопа, хип-хопа, танцевальной музыки и современного ритм-н-блюза. Появившись изначально как музыкальный жанр, K-pop превратился в масштабную музыкальную субкультуру с миллионами поклонников среди молодёжи во всём мире.

Согласно автору американского музыкального журнала Rolling Stone, K-pop представляет собой «смесь модной западной музыки и высокоэнергетического японского попа» и «охотится за головами слушателей при помощи повторяющихся „цеплялок“, иногда на английском языке». K-pop «идёт по линии смешения стилей, сочетает и пение, и рэп и делает особое ударение на действо и мощные визуальные эффекты». Хотя в самой Корее, под этим терминам могут пониматься почти любые направления корейской поп-музыки, за пределами страны же, под кей-попом понимается исключительно музыка, исполняемая так называемыми идолами, схожими по своей концепции с японскими идолами, исполненная в смеси указанных выше жанров.

K-pop - не только музыка, он перерос в популярную среди молодёжи всего мира субкультуру, движимую интересом к современной южнокорейской моде и стилям. Благодаря Интернету и доступности цифрового контента K-pop достигает широкой аудитории, прежде немыслимой. Поп-культура Южной Кореи сегодня является одним из движущих факторов молодёжной культуры в Азиатско-Тихоокеанском регионе, с особым акцентом на Китай, Гонконг, Японию, Тайвань и значительную часть Юго-Восточной Азии.


Oрганизация и управление


Большинство групп данного жанра находятся в управлении единиц музыкальных агентств. Для того, чтобы гарантировать успех, подобные компании стараются в полной мере субсидировать и контролировать профессиональную жизнь и карьеру будущего исполнителя, тратя около 400 000 долларов на подготовку и «запуск» молодого исполнителя. По данным издания The Wall Street Journal , , , и другие южнокорейские продюсерские центры разработали процесс подготовки молодых певцов и певиц для участия в музыкальном бизнесе. В большинстве случаев, будущие идолы входят в «систему» в возрасте 9-10 лет и живут вместе в доме, подчиняясь строгим правилам. Они посещают школу в течение дня и обучаются пению и хореографии по вечерам.

Популярность и влияние

Посетив много разнообразных концертов, я был поражён корейской поп-музыкой. Постановка, хореография и исполнение были удивительны, но что ещё важнее, я почувствовал душу музыки. Корейскую музыку ждёт светлое будущее. Куинси Джонс в интервью корейскому журналу.

Крупнейшим потребителем корейской поп-музыки является Япония, данный жанр составляет 7,81 % от её музыкального рынка, и эта доля растёт. В 2011 году продажи продукции корейских исполнителей в стране превысили 300 миллионов долларов, что на 22 % выше, чем в прошлом году, невзирая на общее снижение продаж на японском музыкальном рынке.

Всё больше американских исполнителей соглашаются работать с корейскими, среди них такие известные музыканты как Канье Уэст и Jonas Brothers. Помимо этого, корейская поп-музыка была положительно оценена такими известными музыкальными продюсерами, как Куинси Джонс, Тэдди Райли, а также продюсером Грэмми Алишей Киз.

Журнал Billboard c 2011 года начал публиковать горячую сотню кей-попа (Billboard Korea K-pop Hot 100), а YouTube на встрече с президентом Южной Кореи объявил об открытии специального канала по адресу "youtube.com/KPOP". Нью-йоркский фестиваль корейской поп-музыки собрал более 40000 посетителей, а французские концерты прошли с 14-тысячными аншлагами. Корейский певец Rain возглавил список ста влиятельнейших людей 2011 года по версии читателей журнала Time, а CNN назвала кей-поп третьей причиной посетить Корею. Big Bang попали в топ-10 сервиса iTunes, SHINee стали первой корейской группой, проведшей концерт в Лондоне, в то время как другие корейские группы начали часто появляться в топах немецкого MTV. Wonder Girls стали первой корейской поп-группой, которая возглавила Billboard Hot 100.

Успех корейской поп-индустрии аналитики связывают с тем, что её модель маркетинга отличается от мировой практики. Прежде всего это развитая система фан-клубов, тематических заведений и услуг для фанатов, а также активное участие кумиров в общении с поклонниками через социальные сети. Этому также способствовали активная поддержка и распространение продукции и информации через Интернет благодаря социальным сетям, порталам и видео-ресурсам.



Рассказать друзьям