Музей орсе в париже часы. Музей Орсе на карте Парижа

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Рубрика: Париж

В истории знаменитого парижского музея Орсе судьбоносную роль сыграли два обстоятельства, и оба они в той или иной степени имеют отношение к развитию в стране… железнодорожного транспорта. В конце XIX века во французской столице, на левобережье Сены, построили вокзал по проекту архитектора Виктора Лалу. По тем временам самый технологически оснащенный и продвинутый, в нем имелись даже пассажирские лифты и эскалаторы для багажа. Его открыли 28 мая 1900 года, но уже в 1939 году закрыли, поскольку с прокладкой новых стальных магистралей утратил свою значимость – это первое обстоятельство (освободилось здание). После этого бывший вокзал использовали в самых разных целях, а в 60-х годах то и дело подумывали о его сносе, но намерение не привели в исполнение – это второе обстоятельство (здание сохранилось). Решение же разместить в помещениях бывшего железнодорожного вокзала Орсе музей с тем же названием приняли во времена президентства Жоржа Помпиду в начале 70-х, однако осуществилось оно не сразу…

Бывший вокзал становится музеем

Музей Орсе (или д’Орсе) получил от своего предшественника богатое наследство. Его здание впечатляет своими красотой, величественностью и просторами. Не меньше завораживает внутреннее убранство, ведь возводившая вокзал компания не поскупилась на создание комфортных условий для пассажиров. Здесь имелись и многочисленные платформы, и ресторан, и даже комфортабельный отель на 370 номеров. Понятно, что вся эта роскошь создавалась не ради благотворительности. Расчет был на то, что с приближением железнодорожных путей к центру столицы возрастет пассажиропоток и, соответственно, доходы перевозчика. Но этим надеждам не суждено было сбыться, поскольку прогресс не стоял на месте. С наступлением эпохи электрификации железнодорожные составы стали длиннее и поэтому платформы старого образца уже не могли их принимать. В результате было приостановлено движение не только дальних, но и пригородных поездов. Хотя с вокзала Орсе, обслуживавшего юго-западные регионы Франции , в направлении Орлеана, Бордо, Тулузы и Нанта ежедневно отправлялись десятки составов.

Что делать с огромным зданием? Сначала сюда переселили театральную студию выдающегося французского актера и режиссера Жан-Луи Барро, а затем здесь проводились аукционные торги Дома Друо. В годы нацистской оккупации часть помещений бывшего вокзала была отдана под центр почтовой связи. После войны, как мы сказали, здание служило самым различным целям, пока не появилась идея сравнять его с землей – идея, которой, слава богу, не суждено было сбыться. Сейчас трудно сказать, кому именно в правительстве страны пришло в голову решение открыть в Орсе художественный музей, но оно оказалось не только своевременным, но и очень удачным. Один только высокий стеклянный купол чего стоит, будто специально сооруженный под музейное помещение. Благодаря ему экспонаты получают естественное освещение, позволяющее посетителям сокровищницы рассмотреть их во всем великолепии.

В 1978 году, уже при президенте Валери Жискар д"Эстене, зданию бывшего вокзала присваивается статус национального исторического памятника Французской Республики. Через два года идея преобразования вокзала в музей, зародившаяся еще в бытность Жоржа Помпиду, наконец-то начала воплощаться в жизнь: стартовали работы по его реконструкции, вернувшие обветшавшему зданию былые блеск и величие. Еще через шесть лет, 1 декабря 1986-го, в Орсе открылся музей по проекту знаменитой Гае Ауленти, известного итальянского архитектора и дизайнера. По этому случаю состоялась торжественная церемония, в которой принял участие тогдашний глава государства Франсуа Миттеран. Он, собственно, и открыл музей Орсе.

Сокровищница мирового значения

С первых же дней существования музей Орсе стал сокровищницей искусства мирового значения. Во многом этому поспособствовало его расположение в самом центре Парижа (VII столичный округ), да еще и на небольшом расстоянии от Лувра. Достаточно пройти по мосту на противоположный берег Сены, спуститься по набережной реки вниз по течению и дойти до сада Тюильри. Напротив него и находится этот музей изобразительных и прикладных искусств. Однако главное его достоинство, конечно же, заключается в его экспонатах. Здесь собрана одна из крупнейших в мире коллекций европейской живописи, а также скульптуры. Правда, она охватывает не самый большой по историческим меркам период (1850-1914 годы). Зато является бесценной, ведь здесь размещены экспонаты из многих известных музеев, того же Лувра. Учитывая гигантские масштабы здания и многообразие экспонатов самой различной направленности, Орсе способен удовлетворить эстетические вкусы самых даже взыскательных ценителей искусства.

Постоянная экспозиция охватывает целых три этажа. На цокольном этаже находятся центральная галерея (здесь можно увидеть скульптуру 1840-1875 годов) и примыкающие к ней боковые залы с образцами картин художников, являющихся предшественниками или современниками импрессионистов. На так называемом промежуточном этаже выставлены скульптурные работы, относящиеся ко второй половине XIX века, а также картины натуралистов и символистов и образцы декоративного искусства того периода. И, наконец, на самом верхнем этаже собраны работы ярчайших представителей импрессионизма и постимпрессионизма.

С середины позапрошлого столетия и до первой мировой войны Франция стала музой для выдающихся мастеров, работавших в разных жанрах и направлениях. Здесь творили Руссо и Гоген, Милле и Сезанн, Дега и Ренуар, Синьяк и Тулуз-Лотрек. Последний известен своими работами, изображающими жизнь знаменитого кабаре «Мулен Руж». В коллекции немало произведений декоративного искусства (стиль ар-нуво), предметов архитектуры, фотографий тех лет. Но настоящая гордость музея заключается в картинах художников-импрессионистов и постимпрессионистов, составляющих основу его коллекции.

Публика поначалу не воспринимала их работы, равно как и оба эти направления в живописи. Оно и понятно, ведь она была воспитана на классике изобразительного искусства, а тут перед глазами предстают полотна с «непонятно чем» – размытыми очертаниями изображенных объектов, какими-то цветовыми пятнами. Было от чего прийти в недоумение. Непонимание проявляли и критики. Но названные выше художники, невзирая на молву, продолжали работать и открывали одну выставку за другой. И публика не устояла перед мастерством художников, выступавших за обновленный подход к изобразительному искусству и отказ в живописи от фотографически точных рисунков (в этом и заключается смысл импрессионизма и постимпрессионизма).

Среди выставленных в Орсе картин можно увидеть «Женщину с кофейником» (автор П. Сезанн), «Наводнение в Пор-Марли» (А. Сислей), «Бал в Мулен де ла Галетт» (О. Ренуар), «Собор в Руане» и «Завтрак на траве» (Э. Мане). В Орсе также демонстрируются работы Жана Беро и Пьера Боннара, Винсента Ван Гога и Эдгара Дега, Жан-Франсуа Милле и Камиля Коро, Люсьена Леви-Дюрмэ и Жоржа Сёра, Эдварда Мунка, Доминика Энгра и Теодора Шассерио.

Кроме живописи и скульптуры в музее Орсе представлены и другие творческие направления – архитектура, музыка, фотография, опера, кино и даже мебельное искусство. Чтобы посетителям было удобнее ориентироваться, все это многообразие располагается в хронологическом порядке. Музейные критики и просто ценители искусства едины во мнении, что Орсе в своем роде уникален, поскольку охватывает исторический период, не представленный в Лувре и Центре Жоржа Помпиду . Тем самым устраняется разрыв в хронологической цепочке между двумя названными музеями.

Больше чем просто музей

  • Главный зал музея Орсе просто огромен, в длину он простирается на целых 140 метров, в высоту – на 32 метра.
  • Когда железнодорожный вокзал был закрыт, то со временем он пришел в такое запустение, что в помещениях будущего музея… хозяйничали крысы.
  • Пришедшее в упадок здание вокзала Орсе сослужило добрую службу кинематографу: режиссер Орсон Веллс использовал его в качестве фона при съемках картины «Испытание по Кафке».
  • На том месте, где сейчас находится музей Орсе, еще до постройки вокзала располагался древний дворец, впоследствии разрушенный. Дворец носил то же название.
  • В музее Орсе находится гипсовый вариант скандально известной статуи Огюста Родена «Бальзак», представившего великого писателя… в халате скульптора. Оригинал пребывает на бульваре Распай в Париже .
  • На первом этаже террасы вдоль Сены можно увидеть преисполненную трагизма скульптурную группу «Зрелый возраст» авторства… любовницы и ученицы Огюста Родена Камиллы Клодель. Она создала ее в непростой период своей жизни, когда Роден вернулся к своей прежней пассии.
  • В окрестностях Орсе находится построенный в 1786 году Дворец де Сальм, ставший музеем ордена Почетного легиона.

Musée d"Orsay
62, rue de Lille
75343 Paris Cedex 07 France
www.musee-orsay.fr

Музей Орсе в Париже является одним из наиболее известных музеев столицы Франции. Его название еще иногда переводят с французского как д’Орсе. Занимает он бывшее здание вокзала, находящегося на левом побережье Сены. Его по праву можно назвать одним из интереснейших и необычных музеев прикладного и художественного искусства в мире. Поэтому он является обязательным для посещения в списке культурных и исторических мест Парижа.

Немного об истории музея…

Когда-то в красивейшем здании музея находился железнодорожный вокзал, который был построен ко всемирной выставке 1900 года. Он обслуживал всю юго-западную часть страны (направление Париж - Орлеан) до 1939 года. В этот период длина перронов вокзала уже соответствовала большим железнодорожным составов. Поэтому красивейший вокзал стал обслуживать лишь пригородные направления. В период Второй Мировой войны некоторые его помещения использовались в качестве почтового центра.

Через какой-то промежуток времени здание стало домом для артистов театральной труппы, в помещениях вокзала размещались аукционные дома, и даже была восстановлена знаменитая привокзальная гостиница под названием Hotel Drouot, которая была закрыта лишь в январе 1973 года.

И вот в 1977 году правительство решило разместить музей Орсе в немного обветшавшем здании вокзала, которое на тот момент уже утратило свой былой лоск. Реконструкция и ремонт длились около десяти лет. И в декабре 1986 года президентом Франции Франсуа Миттераном был торжественно открыт один из лучших мировых музеев, который получил название Орсе.

Таким образом железнодорожный вокзал, построенный в 1900 году по проекту знаменитого архитектора Виктора Лалу, обрел вторую жизнь.

Музей Орсе: часы работы

Если вы планируете во время пребывания в Париже посетить Орсе, то неплохо бы знать график его работы. Итак, заведение принимает посетителей во все дни недели, кроме понедельника, который является выходным днем. Время работы: 9.30-18.00. И только по четвергам музей Орсе имеет более продолжительный рабочий день: 9.30-21.45. Во сколько обойдется посещение галереи? Билеты в музей Орсе для людей старше восемнадцати лет стоят от 5 до 8 евро, а вот молодежь (до 18 лет) может посещать экспозиции совершенно бесплатно.

Предистория импрессионизма…

Художественная жизнь Франции второй половины девятнадцатого века - это история настоящего противостояния между новаторским и традиционным искусством, между творческими поисками чего-то нового и старыми канонами, и догмами. В ту далекую эпоху творчески мыслящие художники именовали себя «независимыми».

В маленькой деревеньке Барбизон, что под Парижем, несколько художников (Милле, Тройон, Добиньи и другие) работали над новым видом пейзажа, названным живописью на пленэре. Их работы послужили основой для художников-импрессионистов, которые стали совершенно иначе изображать на полотнах пейзажи Бретани, Иль-де-Франса и Нормандии. Центральными объектами картин стали воздух и свет. Именно они заставили играть и вибрировать всевозможными оттенками красок полотна Писсаро, Мане, Моне, Дега, Сислея и Ренуара. Работы художников порой походили на незавершенные этюды, словно люди передавали свои впечатления от всего увиденного. Благодаря журналисту Леруа новое направление было названо импрессионизмом, что в переводе с французского означает не что иное, как «впечатление».

Импрессионисты внесли большой вклад в искусство. Они самым решительным образом обновили технику живописи и сюжеты. Современные реалии предстали на их полотнах во всем разнообразии… Все сюжеты изображались в совершенно непринужденной манере, с присущей импрессионистам яркостью, красочностью и оптимистичностью. Художники словно любовались жизнью, природой, игрой воды и света. Появились серии картин на один и тот же мотив: собор, стог сена, кувшинка на воде. А портреты вообще были далеки от реальной психологической характеристики. Художников привлекала красочная и праздничная сторона жизни, основное внимание они уделяли игре света и теней, передаче воздушного пространства, мимолетным состояниям природы.

В дальнейшем материальный мир настолько "ушел" из работ импрессионистов, что вновь пришло время перемен, наступила эпоха новых подходов. Этот период назвали «постимпрессионизмом». Наиболее известными его представителями является Поль Сезан, Гоген, Ван Гог, Жорж Сера, Руссо… В то же самое время появились такие новейшие направления, как модерн, ориентализм, символизм и реализм.

Знакомство с коллекцией музея

Музей Орсе в Париже выделяется среди других подобных заведений знаменитейшими экспонатами, которые в свое время были отобраны их разных французских галерей и даже частных собраний. Сложно себе представить, сколько их представлено в Орсе. Собрание музея Орсе насчитывает свыше четырех тысяч величайших произведений искусства.

Галерея также известна тем, что в ней экспонаты имеют необычное расположение. Здесь великие шедевры соседствуют с малоизвестными работами. Такой контраст позволяет почувствовать подлинную атмосферу эпохи модерна, которая считается наиболее значимой в истории мировой культуры.

Шедевры музея Орсе в Париже размещены на трех этажах здания. Экспозиция первого состоит из скульптур. Но несколько комнат отведены под работы таких известных живописцев, как Камиль Коро, Эдуард Мане, Анри Руссо и других.

На цокольном этаже размещены скульптуры 1840-1875 годов. Знаменитые полотна импрессионистов и пост импрессионистов выставлены на верхнем этаже, с него, пожалуй, и стоит начинать осмотр посетителям. На промежуточных этажах выставлены скульптурные работы второй половины девятнадцатого века, а также живопись натуралистов и символистов. Здесь же можно посмотреть примеры декоративного искусства тех времен.

Экспозиция первого этажа

На первом этаже представляет интерес не только экспозиция галереи, но и потрясающая архитектура интерьеров, в которых металлические конструкции удивительным образом сочетаются с декоративными элементами, выполненными в стиле модерн. Как мы уже упоминали, здание в свое время строилось, как вокзал, а не музей. Оно выполнено в том же стиле, что и многие другие строения той эпохи: Малый и Большой дворцы, Эйфелева башня, универмаги о Бон Марше и Мамаритен.

Если вы хотите посмотреть работы импрессионистов, то для вас будет невероятно интересен поход в музей Орсе. Скульптуры, размещенные на первом этаже галереи, достойны пристального внимания посетителей. Кроме того, здесь есть несколько комнат, в которых представлены работы Эдуарда Мане, Анри Руссо, Камиля Коро, Оноре Домье. Один из залов выделен для работ Гюстава Курбе, который является основателем реализма в живописи. Так же здесь есть помещение, посвященное творчеству Клода Моне, в котором можно увидеть такие произведения, как «Женщина в саду», «Регата в Аржатей» и многие другие.

Экспозиция второго этажа

Очень много известных произведений хранит в своих стенах музей Орсе. Картины, представленные в экспозиции второго этажа - это живопись натуралистов и символистов, работы «академической школы». Кроме того, здесь находятся образцы декоративного искусства, относящиеся к эпохе модерна, и скульптуры Майоля, Бурделя, Родена.

На втором этаже обязательно нужно не пропустить скандально известную статую «Бальзак» Огюста Родена. Не все современники скульптора позитивно восприняли его работу, поскольку он изобразил писателя в халате, такое он нашел художественное решение для своего произведения. Такой новаторский подход многих в то время просто возмутил. Не менее интересна для посетителей статуя танцовщицы знаменитого Дега. Это далеко не первая работа скульптора, но именно она стала наиболее известной.

Экспозиция третьего этажа

Ценителям живописи непременно стоит посетить музей Орсе. Произведения, представленные в галерее, способны принести истинное наслаждение знатокам. Именно третий этаж привлекает наибольшее количество гостей, спешащих увидеть вживую полотна гениальных Винсента Ван Гога, Поля Гогена, Клода Моне, Огюста Ренуара, Эдуарда Мане. На верхнем этаже также находится отдельная галерея с экспонатами восточного искусства.

Стоит отметить, что очень много потрясающих работ хранит в своих стенах музей Орсе. Произведения, составляющие экспозицию галереи сейчас известны и признаны, а ведь многие из них в свое время даже не хотели выставлять, как, например, скандальное полотно «Завтрак на траве» Э. Мане. В те времена культурная общественность была крайне возмущена тем, что художник изобразил обнаженную девушку в компании одетых мужчин. Мане даже было отказано в возможности выставить полотно в Парижском салоне. Подобные произведение было разрешено демонстрировать только в «Салоне отверженных». Но даже на этой выставке произведение стало настоящей сенсацией. Далеко не всем зрителям она пришлась по душе: одни высказывали много критики, а другие, наоборот, восхищались необычными техническими приемами художника.

Ван Гог

Музей Орсе привлекает поклонников работ Ван Гога. Его полотно «Звездная ночь над Роной» смело можно назвать жемчужиной галереи. Перед этой картиной всегда множество восторженных посетителей. Безусловно, ни одна репродукция не в состоянии передать в полной мере величие этого произведения. «Звездная ночь» - это не обычный пейзаж, а картина мира глазами художника.

Музей Орсе интересен тем, что в нем выставлены работа представителей классической школы и представителей «Салона отверженных». Это позволяет каждому гостю сравнить полотна противоположных школ и увидеть те новаторские приемы, которые были характерны для творчества импрессионистов.

Где находится музей?

Музей Орсе находится на левом берегу Сены, в седьмом округе Парижа, расположенном в самом центре города. Рядом с галереей находятся такие достопримечательности, как сад Тюильри, аббатство Сен-Жермен-де-Пре, Латинский квартал и Лувр.

Как добраться до галереи?

Добраться до Орсе можно на метро: 12 линия, станция (конечная) Solferino. Кроме того, возле музея проходят автобусы: 94, 84, 83, 73, 69, 68, 63, 24. Если же вы решите воспользоваться сетью скоростных поездов, то нужно выходить на конечной станции Musee d’Orsay.

Музейные туры

Администрация галереи в случае необходимости предлагает провести туры по музею на английском языке. Возможны следующие экскурсионные программы:

  1. Шедевры музея. Тур рассчитан на полтора часа. В него входит осмотр постоянной экспозиции.
  2. Искусство девятнадцатого века. Такая экскурсия рассчитана на тех гостей, которые хотят получить более глубокое представление о ключевых художественных направлениях девятнадцатого века.

Музей оборудован всем необходимым для людей с ограниченными возможностями. Пандусы позволяют гостям спокойно перемещаться по зданию.

На территории галереи работает сувенирная лавка и книжный магазинчик. На втором этаже посетители могут побывать в ресторане, который известен потрясающими фресками на потолке и резными орнаментами. Стоимость обеда в заведении обходится примерно 25-50 евро.

Вместо послесловия

В заключении разговора хочется отметить, что те посетители, которые ограничены во времени и не имеют возможности в полной мере посмотреть всю экспозицию музея, могут получить при входе в галерею план здания. Это поможет быстрее сориентироваться и посмотреть лишь самые интересные экспонаты. Туристам стоит знать, что в Орсе еще очень часто проводятся всевозможные тематические мероприятия и выставки, которые могут быть тоже интересны настоящим ценителям искусства.

Поклонники живописи, а в особенности любители импрессионизма, обязательно должны посетить музей Орсе в Париже. Крупнейшая экспозиция находится в трехэтажном здании, который некогда был железнодорожным вокзалом. В коллекции представлены картины и скульптуры европейских мастеров середины XIX - начала XX столетия, заполняя промежуток истории живописи между Лувром и .

Из истории основания Musee d"Orsay

28 мая 1900 года на левом берегу Сены, прямо напротив , открыли первый во всем мире электрифицированный железнодорожный вокзал. Архитектором проекта выступил Виктор Лалу.

С Орсе отправлялись поезда в направлении Орлеана, Тулузы и Бордо. Для удобства пассажиров в здании вокзала был построен отель с 370 номерами, рестораны и залы для проведения мероприятий. В 1939 году надобность в вокзале Орсе пропала, так как были запущены более удобные маршруты с других железнодорожных станций.

В 1971 году здание решили снести, но Жорж Помпиду, который на тот момент был президентом Франции, высказал идею о преобразовании вокзала в музей. В 1978 году зданию присвоили статус исторического памятника, а уже во время президентства Жискара д"Эстена вокзал начали реконструировать, преобразовывая в музей. Работы велись на протяжении 6 лет — с 1980 по 1986 год.

В 1986 году музей открыл свои двери для посетителей. Огромное здание позволило разместить большое количество экспонатов, которые переехали из других музеев. Естественное освещение картинам и статуям обеспечивает шикарный стеклянный купол. Архитектор проекта музея — Гаэ Ауленти.

Сегодня музей Орсе посещают более 3,5 миллионов человек. Если вы собираетесь войти в число этих посетителей, непременно забронируйте один из — ведь именно тут сосредоточено множество интереснейших достопримечательностей французской столицы.

Коллекции музея Орсе: что посмотреть

Musee d"Orsay пополнялся из самых различных источников. Сюда привозили предметы искусства из Лувра, Люксембургского дворца, Малого дворца, а также галереи Жё-де-Пом. Некоторые экспонаты были подарены музею частными коллекционерами.

Галерея имеет три уровня общей площадью 57 400 кв.м, все работы разделены по тематикам и техникам исполнения.

На нижнем этаже расположены полотна, написанные в период с 1848 по 1870 год. Здесь можно увидеть работы «Завтрак на траве» Э. Мане, «Ателье» Коро, «Охота на тигра» Эжена Делакруа, «Ангел Господень» Милле, «Гладильщицы» Дега.

Картины слева направо: Мане «Завтрак на траве», Э. Делакруа «Охота на тигра», Дега «Гладильщицы»

На среднем уровне представлены скульптуры — работы времен III Империи. XIX столетие было весьма плодотворным периодом для скульптуры. Целью заказа на их создание было провозглашение своего статуса, украшение дома, а также возможность вписать свои идеалы в бронзу и камень. На создание скульптур в те времена был огромный спрос. Это отслеживается как раз в центральном нефе музея Орсе, где представлено 1200 экспонатов. Среди них: «Бронзовый век» Огюста Родена, «Маленькая 14-летняя танцовщица» Эдгара Дега, «Кара» Эме-Жюля Далу, «Средиземное море» Аристида Майоля.

Верхний этаж — царство импрессионизма, экспрессионизма и постимпрессионизма. Здесь можно любоваться произведениями Руссо («Заклинательница змей»), Сёра («Цирк»), Ван Гога («Звездная ночь над Роной», «Портрет доктора Гаше», «Автопортрет»), Также здесь представлены полотна Гогена («Автопортрет с желтым Христом», «Таитянки»), Ренуара («Бал в Мулен де ла Галетт»), К. Моне («Тюльпаны Голландии»), Писсарро («Старая дорога из Аннери в Понтуаз. Заморозки») и других.

Винсент Ван Гог «Автопортрет», фото: Татьяна Гайдук

ВАЖНО! Если вы хотите ознакомиться с выставкой в хронологическим порядке, то будьте готовы провести здесь целый день, а то и два дня. Если вас интересуют конкретные полотна, то на входе можно купить карту с нумерацией галерей и подробным описанием.

Инфраструктура — где поесть и купить сувениры

Осмотрев шедевры музея Орсе, посетители могут отправиться в кафе Campana, которое располагается на верхнем ярусе. Отсюда открывается потрясающий вид на Монмартр.

Нельзя обойти стороной Restaurant du Musee d"Orsay, основанный еще в 1900 году. Интерьер украшен фресками и позолотой, подчеркивая историческую ценность заведения. Здесь подают традиционные французские блюда. По отзывам туристов, цены здесь несколько завышены.

Еще одно уютное место, где можно провести время, обсуждая увиденное, — кафе L’Ours.

Также на территории музея работает сувенирный магазин, где можно приобрести на память канцелярию, открытки, статуэтки, книги, репродукции картин и прочее. Кстати, сувениры можно приобрести в интернет-магазине музея .

Полезная информация

Официальный сайт: www.musee-orsay.fr.

Адрес: 62, rue de Lille, Paris.

Как добраться

На метро: до станции Solferino или до Assemblee Nationale.

На автобусах: 63, 68, 24, 69, 83, 73, 84, 94.

На городской электричке RER (ветка C): станция Musée d’Orsay.

График работы

Даты Понедельник Вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье Четверг
с 20 июня по 20 сентября выходной 09:00 - 18:00 10:00 - 21:45
с 21 сентября по 19 июня выходной 10:00 - 18:00 10:00 - 21:45
25 декабря, 1 января, 1 мая выходной выходной выходной

Цены на билеты в музей Орсе

Обычный билет: € 12.

Специальная цена: € 9 (распространяется на людей возрастом 18-25 лет не граждан ЕС — ежедневно; также по этой стоимости каждый желающий можно купить билет в четверг после 18:00 и в любой другой рабочий день после 16:30).

Бесплатный вход предоставляется:

  • всем желающим каждое первое воскресенье месяца;
  • детям до 18 лет;
  • гражданам и резидентам ЕС возрастом от 18 до 25 лет;
  • людям с ограниченными возможностями;
  • безработным с предоставлением соответствующего документа;
  • обладателям парижской музейной карты.

Купить билеты можно непосредственно в кассе музея или онлайн на официальном сайте.

Музей Орсе на карте Парижа

Поклонники живописи, а в особенности любители импрессионизма, обязательно должны посетить музей Орсе в Париже. Крупнейшая экспозиция находится в трехэтажном здании, который некогда был железнодорожным вокзалом. В коллекции представлены картины и скульптуры европейских мастеров середины XIX - начала XX столетия, заполняя промежуток истории живописи между Лувром и

Музей Орсе (Musée d’Orsay) представляет собой здание, построенное в конце XIX века, сочетающее в себе черты классицизма и индустриального стиля. Это одно из самых популярных туристических мест Парижа. Уникальные коллекции изобразительного искусства, представленные в музее, органично вписаны в воздушные интерьеры из стекла и стали, которые сами по себе представляют исторический интерес.

Первоначально здесь находился вокзал Орсе, который, подобно Эйфелевой башне, был построен к знаменитой Всемирной выставке, проходившей в Париже в 1900 году. Долгое время он обслуживал движение поездов направления Париж-Орлеан. Но по прошествии лет, с увеличением длины составов пассажирских поездов, вокзал перестал соответствовать техническим требованиям, и ему пришлось удовольствоваться скромной функцией приема и отправки поездов пригородного сообщения.

  • (цена: 62.50 €, 3 часа)

К 1971 году вокзал настолько обветшал, что и вовсе перестал обслуживать движение поездов. Некоторое время он служил площадкой для театральных представлений, а в многочисленных его помещениях расположились аукционные дома. В конце концов правительство поставило вопрос о сносе уникального здания. Это вызвало такую бурную негативную реакцию в обществе, что в итоге (в 1977 году) было принято решение о реконструкции вокзала для размещения в нем музейных коллекций. Зданию даже был присвоен статус исторического памятника.

Работы по реставрации вокзала начались в 1980 году. Ими руководила итальянский архитектор Гае Ауленти, известная несколькими своими проектами реконструкции музейных помещений (в том числе культурного центра им. Жоржа Помпиду).

В 1986 году, с участием Президента Франсуа Миттерана, состоялось открытие музея Орсе. Уникальную коллекцию его составили экспонаты разных музеев Европы. В отличие от Лувра (в экспозицию которого входят в основном артефакты древнего мира, а также средневековья) и центра Помпиду (ориентированного на современное искусство), музей Орсе экспонирует предметы искусства, датируемые от середины XIX века до 1915 года.

Экспозиция музея Орсе разделена на 6 тематических направлений – коллекция живописи; коллекция скульптур; коллекция декоративно-прикладного искусства; коллекция графики; архитектура. Ряды скульптурных композиций выстроены под стеклянным сводом вокзальной крыши, подобно уходящим в даль железнодорожным путям. Пространство небольших залов по бокам от основной галереи отведено под произведения живописи. Наибольший интерес среди прочих объектов музея вызывает собрание картин художников-импрессионистов, в которое вошли самые знаменитые работы лучших мастеров этого течения.

Более или менее подробный осмотр экспозиции Орсе займет у вас полный день, поэтому кроме духовной пищи здесь можно вкусить блюда французской кухни – в ресторанном зале на среднем уровне, или в кафе на верхнем этаже. Ресторан поразит вас роскошью позолоты, а кафе с террасой – прекрасным видом на Монмартр через огромный циферблат вокзальных часов.

История коллекция живописи музея Орсе началась в Люксембургском дворце, где в 1818 году Людовиком XVIII был основана галерея работ современных художников, наиболее успешные из которых с течением времени переходили в Лувр. Однако, призванный отражать современные тенденции, Люксембургский дворец до 80х годов XIX века оставался закрытым для новейших экспериментальных течений в искусстве. Кроме того, салонная система к концу XIX века сделала живопись слишком зависимой от мнения критиков и торговцев картинами, поэтому художественный рынок во Франции долгое время оставался консервативным.

Лишь в 1890 году в коллекцию Люксембургского музея вошла «Олимпия» Эдуарда Мане. После этого, известный коллекционер Кайботт завещал французскому правительству собрание из 60 полотен Ренуара, Моне, Дега, Сезанна и других представителей импрессионистской школы. Однако, Академия изящных искусств в то время по-прежнему отдавала предпочтение художникам академического направления, и коллекция Кайботта была сначала отвергнута вовсе, а спустя несколько лет, удалось выставить в Люксембургском музее лишь чуть больше ее половины.

В последующие годы государство стало лояльнее относиться к современным течениям в живописи, и в начале ХХ века коллекция импрессионистов в Люксембургском дворце увеличилась за счет дарений частных коллекционеров. В том числе, в экспозицию музея перешли такие шедевры, как «Завтрак на траве» Эдуарда Мане, и четыре полотна из серии видов Руанского собора Клода Моне. А к концу XIX столетия коллекция расширяется за счет работ зарубежных художников, таких, как Уинслоу Хомер и Джеймс Уистлер. Иностранная коллекция вскоре достигла таких размеров, что была выделена в отдельный музей Jeu de Paum.

В 1929 году коллекция импрессионизма была переведена в Лувр, а в 1947 году, в ходе реорганизации экспозиции Лувра, переместилась в Jeu de Paum, уже включая в себя работы Будена, Сёра, Тулуз-Лотрека и Анри Руссо. В послевоенные годы коллекция стала быстро разрастаться за счет картин, передаваемых в дар музею художниками. Вскоре музей Jeu de Paum стал слишком тесен для импрессионизма. Одновременно с такой же проблемой столкнулся и Центр современного искусства Помпиду, которому не хватало площадей для экспонирования коллекций живописи школы Понт-Авен, пост-импрессионизма и художественной группы Наби.

Эта проблема разрешилась после принятия решения о реконструкции вокзала Орсе. Таким образом была составлена изначальная коллекция живописи музея Орсе, которая была дополнена частью экспозиции Лувра, относящейся ко второй половине XIX – началу ХХ вв. Также в музей Орсе были возвращены работы стилей позднего романтизма и эклектики, которые разошлись по всей Франции после закрытия музея Люксембургского дворца. Правила приема даров музея Орсе избавляли дарителей от налога на наследство, и благодаря этому, коллекция пополнилась шедеврами таких художников, как Бланше, Сезанн, Матисс, Редон, Ренуар. В собрание иностранных картин вошли работы Климта, Гиакометти, Мунка и др.
Сегодня экспозиция музея Орсе продолжает расширяться и дополняться. В 2014 году сумма, которая была потрачена на приобретение полотен составила 20 миллионов долларов.

История коллекции скульптуры

XIX век стал периодом расцвета искусства скульптуры. Восторжествовавший средний класс ввел моду на эту художественную форму. Наличие скульптурных композиций в частных домах определяло статус и положение хозяев. Искусство, способное аллегорически запечатлеть в камне или бронзе идеалы, убеждения и идеи того времени, пользовалось огромным спросом. Однако, после 1945 года, профессиональная критика и культурное сообщество обличили скульптурные традиции уходящей эпохи в излишнем пафосе. После этого большинство произведений разошлось по запасникам, где они провели несколько следующих десятилетий.

Идея преобразования вокзала Орсе в музей подарила широкой публике возможность вновь насладиться великолепием скульптуры XIX века. Здесь были созданы прекрасные условия для экспонирования монументальных композиций – для этого идеально подошел просторный центральный зал, с его стеклянной крышей, дающей работам естественное освещение, которое меняется в зависимости от времени суток. К моменту открытия музея, его скульптурная коллекция насчитывала 1200 экспонатов, преимущественно изъятых из запасников Люксембургского дворца и Лувра.

Коллекция музея Люксембургского дворца, ориентированная в основном на живопись, отводила скульптуре второстепенное место. В середине XIX столетия в ней было лишь 25 скульптурных работ. К 1887 году Люксембургский дворец владеет уже коллекцией из 100 скульптур, и постепенно начинает открывать свои двери для работ современных художников. После долгих колебаний художественного совета, в экспозицию попадают скульптуры «Бронзовый век» Родена, «Вояка» Домье и бюст Бетховена работы Бурделя. Стремительное увеличение коллекции создало проблемы с их размещением – и к концу XIX века было введено ограничение, которое не позволяло экспонировать более трех работ одного скульптора. Произведения зарубежных мастеров долгое время практически не были представлены в музее. В 1890 году были приобретены всего лишь две работы бельгийского скульптора Константина Менье.
Некоторая часть коллекции была переведена в музей Jeu de Paum, но там тоже не нашлось достойного места для собрания скульптур. Поскольку музей был ориентирован на импрессионизм, коллекция его ограничилась статуями Родена, “Четырнадцатилетней танцовщицей” Дега, да несколькими скульптурными работами Гогена.

В 1939 году, после закрытия музея Люксембургского дворца, его коллекция разошлась по разным городам. Некоторая ее часть переместилась в Лувр, но достойное место в его экспозиции заняли лишь несколько скульпторов – работы Бари, Родэ, Карпо были выставлены в основной экспозиции, большая же часть скульптур XIX века долгое время была в резерве.

Музей Орсе не только открыл миру произведения, пылившиеся в запасниках. Путем обменов или приобретений, экспозиция его пополнилась скульптурными шедеврами, которые ранее экспонировались в других музеях, или украшали сады и дворцы (например, «Врата ада» Родена и менее известные работы Д’Анже, Шонферга, Джерома, Клоделя и других скульпторов). В настоящее время коллекция скульптур музея Орсе насчитывает около 2 200 экспонатов.

История коллекции декоративно-прикладного искусства

Вопрос о целесообразности расширения отдела декоративно-прикладного искусства Лувра был поставлен еще в конце XIX столетия, когда стало понятно, что главный музей страны не обладает необходимыми площадями, средствами и ресурсами для содержания коллекции этого вида творчества. Ответ на этот вопрос пришел лишь через сто лет, после открытия музея Орсе, ставшего логическим продолжением экспозиции Лувра, отдел декоративно-прикладного искусства которого перестал пополняться еще в царствование Луи Филиппа. Орсе вобрал в себя ценнейшие произведения, начиная со второй половины XIX века.

Однако, собранные по разным национальным музеям предметы обихода, составили настолько скромную коллекцию, что для выделения ее в отдельный департамент музея потребовалась кропотливая работа по увеличению числа экспонатов. Предметы интерьера имперских дворцов, или правительственных ведомств, либо были уничтожены в ходе боевых действий и пожаров времен Парижской Коммуны, либо их перемещение в музей не приветствовалось. Потребовалось несколько лет для того, чтобы провести инвентаризацию предметов декоративно-прикладного искусства, принадлежавших государству, заполучить их, и сформировать коллекцию, ядром которой стали экспонаты из Люксембургского дворца и Лувра.

Декоративно-прикладное искусство в коллекции Люксембургского дворца было представлено небольшим количеством фаянсовых изделий, и несколькими гобеленами. Но в последние годы XIX века художественные бытовые объекты и мебель становятся предметами салонных распродаж. После этого дворец оформил декоративно-прикладное искусство в отдельную коллекцию, но средств для ее пополнения выделялось ничтожно мало.

Открытие музея Орсе дало возможность собрать вместе экспонаты из разных национальных музеев, соединив их с предметами из правительственных ведомств. Объекты из Лувра, музея садов Фонтенбло, музея Клюни соседствовали здесь с образцами декоративно-прикладного искусства, отданными Министерством иностранных дел. Мебель работы Дила, резьба по дереву братьев Гере, бронзовые украшения скульптора Бари – одни из самых ярких экспонатов коллекции. Наиболее ценный образец стиля модерн в ней – деревянный гарнитур выполненный Жаном Дамптом для графини Беарн в начале ХХ века.

После своего открытия, музей добавил в свою экспозицию 800 объектов – гипсовые модели и формы для литья от Карла Бугатти, а также предметы интерьера из частных коллекций. Работы Гофмана и Ван де Вельде, Галле и Валлена, Гимара и других замечательных мастеров органично заполнили имеющиеся в коллекции пробелы. Это объекты из стекла, различных металлов, дерева и керамики, как ручной работы, так и фабричного производства, а также ювелирные изделия. Благодаря пожертвованиям покровителей музея Орсе – частных коллекционеров, меценатов, наследников – в коллекцию вошли витражи работы Тулуз-Лотрека, ювелирные изделия Гимара и мебель Макинтоша.

В настоящее время коллекция декоративно-прикладного искусства музея Орсе продолжает пополняться как за счет пожертвований, так и путем приобретения уникальных предметов, в том числе работ современных художников.

История коллекции художественной фотографии

Орсе первым из французских музеев создал и представил публике коллекцию фотографий — и таким образом значительно обогатил художественное наследие Франции.

Перед кураторами музея стояла нелегкая задача – собрать с нуля коллекцию, посвященную искусству, ранее не экспонировавшемуся ни в одном из художественных музеев страны. Основную часть коллекции составили работы, датируемые периодом от первого представления фото-технологии физиком Луи Франсуа Араго на научной конференции в Париже в 1839 г., и до начала традиции современной фотографии, которое было положено в 1918 г.

Коллекция преследовала несколько целей, первой из которых была демонстрация развития искусства фотографии, через призму технического прогресса. В рассматриваемый период, фототехника прошла ряд значительных этапов – от первых дагерротипных камер, которые были громоздки, трудны в обращении и требовали долгого позирования, до небольших удобных «мгновенных» аппаратов конца ХХ века. Помимо представления уникальных принтов и негативов, экспозиция демонстрировала пути распространения фотоискусства в разных странах мира, начиная от самых первых английских и французских опытов.

Первым приобретением коллекции был альбом «примитивного» периода английской и французской фотографии (с 1839 по 1863 гг). Этот альбом, собранный фотографом Луи Альфонсом де Бребиссон, состоял из четырех десятков работ разных фотохудожников того времени – к примеру, два уникальных снимка одного из первых фотографов Франции, Гюстава Ле Грея: «Бриг в лунном свете» и «Вид на монастырь Моссак».

Многие уникальные снимки были переданы музею семьями фотографов – так, по воле наследников, коллекция пополнилась работами Шарля Негро, пейзажными и жанровыми снимками Анри Ривьера. Их примеру последовали семьи других известных фотохудожников. Ряд работ был приобретен музеем на открытых аукционах. В 1982 году музею Орсе были переданы 250 негативов их архива Департамента культурного наследия. А в 1983 году музей принял в дар собрание редких негативов Эдварда Балдуса, которые включали в себя репортаж о перенаправлении разливов Роны при Наполеоне III. В том же году в коллекцию вошли фоторепортажи первых этнографических экспедиций. Это далеко не полный список пожертвованных музею уникальных негативов, принтов и фото-стекол.

На момент открытия музея Орсе, его коллекция фотографий насчитывала около 12 000 экспонатов. На настоящий момент их число выросло до 45 000. В число последних приобретений музея входят две работы художника Фердинанда Кнопфа, Лувр передал для экспонирования большую серию видов Испании, сделанных Жаном Лораном, три дагерротипа Адольфа Гумберта де Моларда, и шесть принтов Роджера Фентона.

Коллекция художественной фотографии музея Орсе не теряет актуальности по сей день. Работа по ее обновлению ведется постоянно, и можно сказать, что она не уступает по размерам и значимости другим коллекциям музея.

История коллекции графики

Коллекция графики музея Орсе изначально была и долгое время оставалась собственностью Лувра, переданной для временного экспонирования. Частью постоянного музейного фонда являлись лишь 70 из представленных рисунков. Здесь были представлены работы художников, рожденных между 1820 и 1870 гг., за некоторыми исключениями. К примеру, из рисунков Матисса (подходившего для выставки по году рождения, но не соответствовавшего ей стилистически) в коллекцию вошел только один – «Роскошь, покой и наслаждение». А родившиеся ранее 1820 года Оноре Дамье, Густав Курбе и Франсуа Бонвен были широко представлены.

Таким образом, коллекция графики охватывала период с середин ХХ до начала XXI вв. Основой для этой части экспозиции послужило собрание графики, перешедшее в Лувр из музея Люксембургского дворца после его закрытия. Собрание это было основано в 1818 году, но до начала 80х годов XIX века пополнялось довольно вяло. Лишь к концу столетия Люксембургский дворец попытался представить объективный обзор современного искусства, и в частности, графики. Коллекция пополнялась на салонных распродажах и аукционах. На основе государственной дотации музей получил собрания работ Анри Рено, Жана-Франсуа Милле, Эдгара Дега и других художников.

Также музей Люксембургского дворца экспонировал эскизы, чертежи и прочие документы, которые являлись творческим этапом создания скульптур и картин, представленных в музее. В эту экспозицию входили, в частности, эскизы Родена.

Рисунки зарубежных художников были представлены очень скудно, и в последствии перешли в экспозицию музея Jeu de Paum.

Согласно правилам экспозиции Люксембургского дворца, по истечению 10 лет после смерти художника, лучшие его работы отправлялись в коллекцию Лувра. Множество графических рисунков таким образом покинуло дворец в 1929, 1930 и 1931 годах. А после закрытия Люксембургского музея в 1937 году, его коллекция графики перешла в Национальный музей современного искусства, который находился во дворце Токио, построенном к Всемирной выставке. Во время пребывания там, она была дополнена работами группы Наби, а также акварелями и рисунками пост-ипрессионистов. Значительно разрослась коллекция рисунков зарубежных художников.

После открытия нового Музея современного искусства в Культурном центре имени Жоржа Помпиду, все работы художников, рожденных до 1870 года были переведены из дворца Токио в отдел графического искусства Лувра – откуда в последствии перешли в музей Орсе.
В настоящее время коллекция графики музея Орсе, дополненная более поздними приобретениями, насчитывает более 80 000 рисунков. В нее вошли такие шедевры, как “Черный бант” Жоржа Сёра, портрет Мане работы Эдгара Дега, автопортрет Густава Курбе, рисунки в жанре политической каррикатуры, и многое другое. Коллекция продолжает дополняться и расширяться, преследуя цель отразить наиболее полную картину истории графического искусства второй половины XIX века.

История коллекции архитектуры

Архитектура – вид искусства, который парадоксально редко бывает представлен в музейных коллекциях, хотя, как можно убедиться, посетив музей Орсе, она очень органично дополняет общую экспозицию. Главная цель этого раздела – показать многообразие и богатство архитектурных традиций XIX века.

Само здание музея Орсе являет собой прекрасный образец адаптации городской архитектуры позапрошлого века к современным урбанистическим реалиям мегаполиса. Демонстрация динамики трансформации Парижа в современную столицу при Наполеоне III и префекте Османе, оказалась слишком сложной задачей – поэтому акцент архитектурной коллекции музея сделан на наиболее знаковые постройки рассматриваемой эпохи, такие, как новая Парижская опера. Здание её было построено в период 1863 – 1875 гг. по проекту архитектора Шарля Гарнье, и оказало большое влияние на развитие европейской архитектуры.

Одну из частей коллекции составляют архитектурные чертежи и планы, общим числом около 18 000 экспонатов. Часть из них была передана в музей Орсе графическим отделом Лувра, и включала в себя работы таких выдающихся мастеров XIX века, как Виктор Балтард, Феликс Дюбан, Шарль Гарнье. На протяжении нескольких лет коллекция пополнялась рисунками Эйфеля, Варколье, Бойля и прочих великих архитекторов. Основная часть экспонатов была принесена в дар потомками.

Вторая часть экспозиции представляет публике архитектурные проекты и макеты, куда входит некоторое число реконструкций античных, средневековых и ренессансных зданий, основанные на кропотливой обработке археологических данных и исторических документов. Здесь наглядно можно проследить влияние, которое оказала архитектура различных эпох на зодчество XIX века, когда страна была охвачена «строительной лихорадкой». В этот период социальных изменений и технических инноваций, проектируются, возводятся и реконструируются театры, вокзалы, храмы, фабрики, рынки, учебные заведения (один из наиболее показательных объектов коллекции – проект реконструкции Сорбонны Альфонса Дефрассе). Строительные выставки и ярмарки дали архитекторам того времени возможность развития, и демонстрации своих достижений широкой публике, что обусловило подъем искусства архитектуры. Об этом блистательном периоде свидетельствует коллекция музея Орсе.

Третий раздел экспозиции посвящен арт-нуво (стилю модерн). Это направление возникло в последней трети XIX века. Оно утверждало новые идеи и освобождение от «болезненного наследия прошлых лет». Работы ярчайших архитекторов этого стиля, таких как Эмиль Галле и Гектор Гимар, широко представлены в музее благодаря собраниям, которые бережно сохранили и передали в экспозицию их наследники.
В настоящее время музей постоянно обновляет коллекцию архитектуры новыми экспонатами. Последнее крупное приобретение было сделано в 1997 году, когда ее экспозиция пополнилась набором чертежей и рисунков бельгийских архитекторов школы Отто Вагнера.

В заключение…

Уникальная коллекция Орсе, а также нетрадиционная архитектура здания, делают его одним из наиболее интересных мест Парижа. Средняя посещаемость музея – 3 000 000 посетителей в год. Это не только туристы, но и парижане. Один из альтернативных видов деятельности здесь – образовательные программы для детей и молодежи, адресованные разным возрастным категориям.

Кроме постоянной экспозиции, в музее Орсе регулярно проводятся временные выставки, посвященные самым различным тематикам. За их расписанием можно следить на сайте музея. Приобретая билет, вы получаете право на осмотр как постоянной, так и временной экспозиций. Бесплатно пропускаются дети до 18 лет (по предъявлению документов).

Сувенирный магазин музея предлагает широкий ассортимент разнообразной продукции – от постеров, книг и дисков до предметов искусства (картины, скульптуры и ювелирные изделия). Также довольно обширен ассортимент товаров музейной тематики для детей.

Как добраться

Адрес: 1 Rue de la Légion d"Honneur, Paris 75007
Телефон: +33 1 40 49 48 14
Сайт: musee-orsay.fr
Метро: Solférino, Assemblée Nationale
Поезд RER: Musée d"Orsay
Время работы: 9:30-18:00, по четвергам 9:30-21:45

Рассказать друзьям