Общественный смысл романа гончарова обломов. Cочинение «Понимание смысла жизни Обломовым и Штольцем

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В романе И.А. Гончарова «Обломов» автор наделяет трех главных героев разными представлениями о жизни и её смысле, давая читателю возможность со стороны оценить выбранные Обломовым, Штольцом и Ольгой приоритеты.

Ольга живет скорее как подобает, как требует общество, нежели как ей хочется. В итоге приглушенные ею чувства не дают ей покоя, навевают грусть и ощущение, что она растратила годы не так, как желала. А активному, энергичному и расчетливому Штольцу, живущему словно «по старинке», не хватает душевного тепла и умиротворения.

Больше всего внимания автор уделяет пустой и бессмысленной жизни Обломова. Со стороны может показаться, что его добровольное заточение на диване является исключительно волей его пассивного характера, однако, это не так. Еще мальчиком ему внушали, что труд — дело скучное и унизительное. В результате, герой за всю жизнь не только не омрачил свои ручки «черным трудом», но и абсолютно разучился за собой ухаживать. Он бросил службу, которая не отвечала его легкомысленным грезам, и сократил свой мир до маленькой грязной комнатушки, которую и сам не мог убрать, и слугу не мог заставить. Порой его неразвитость и апатия вызывала в нем горечь и раздражение, но даже это чувство быстро перетекало в безразличие, когда он погружался в очередной дневной сон. Обломова не тяготит душевная мука, не сразила ужасная болезнь, но он всячески отказывается покинуть обожаемый диван. Даже чувство любви не смогло оторвать героя от постели. Однако, он испытывает настоящее счастье от такой жизни. Герой получает истинное удовольствие от бездействия и размышлений над будущими грандиозными планами.

Трагедия Обломова заключается в прививании ошибочных ценностей, в инертности и нежелании приоткрыть дверь и взглянуть на потрясающий мир со всеми его муками, страданиями, но в тоже время истинной радостью, добром и счастьем. Герой не видел прелестей реальной жизни, и ошибочно считает, что его пассивная жизнь и есть предел человеческих желаний.

Автор показывает, что нельзя записать и заучить, как нужно жить, но и нельзя останавливаться в развитии, позволяя лени затуманить свой разум. Смысл жизни в гармонии с собой, в ежедневном движении и открытии для себя чего-то нового, в самосовершенствовании и самопознании, — словом, в том, чего не доставало главным героям.

Урок литературы в 10 классе

Тема: Историко-философский смысл романа И.А.Гончарова «Обломов»

Учитель: Давыдова Наталия Васильевна

Методическое обеспечение:

Рабочая программа;

Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.

В 2 ч./Ю.В.Лебедев. – 11 изд. – М.: Просвещение, 2009;

Литература. 10 класс: поурочные планы по учебнику Ю.В.Лебедева. /авт.-сост. Л.И.Косивцова. – Изд.2. – Волгоград: Учитель, 2010;

Русская литература XIX века. Вторая половина. 10 класс. Выпуск 4./ Под ред. Л.Г. Максидоновой. – М.:ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2008.

Цель

Обозначить историко-философские проблемы, поднятые в романе; способствовать формированию личной позиции обучающихся по вопросу об особенностях русского национального характера

Задачи урока

Образовательные задачи:

    проанализировать роман И.А.Гончарова «Обломов» в соответствии с основными этапами анализа художественного текста;

    выявить читательскую позицию обучающихся;

    определить, какое представление об идеале жизни, идеале человека формирует автор в своём романе.

Воспитательные задачи:

Развивающие задачи:

    формировать умение сравнивать, классифицировать, обобщать факты и явления;

    развивать монологическую речь обучающихся;

    создавать условия для развития у обучающихся самостоятельности мышления в процессе учебной деятельности;

    повышать уровень учебной мотивации.

Задачи социализации личности:

    осуществлять сотрудничество с обучающимися для достижения совместного результата;

    предоставлять ученику пространство для самоопределения, принятия решений;

    формировать навыки общения, умение формулировать, обосновывать, отстаивать свое мнение.

Информация для учителя

В основе урока работа с материалами статей философов, литературоведов, с текстами русских народных сказок; анализ историко-философского значения проблем, поднятых в романе. Урок будет более продуктивен, если учителю удастся создать атмосферу, благоприятную для самостоятельного размышления учеников, свободного высказывания ими своих предположений. Для оформления урока могут быть использованы репродукции полотен русских художников разных эпох, запечатлевших картины русской природы, замечательные лица русских людей, а также аудиозапись протяжной русской народной песни («То не ветер ветку клонит»).

Предварительное домашнее задание для всего класса

Из текста глав 1, VI; 1, VIII; 2, IV подберите цитаты по теме: «Мечты Обломова».

Индивидуальное задание

Подберите из глав 1 ,11; 1, VIII; 2, IV; 2, X; 4,11 цитаты по теме: «Жизненная философия Обломова».

Оборудование

Портрет И.А.Гончарова;

Эпиграф: Где же идеал жизни?.. Что же не обломовщина?..

Илья Обломов. И.А.Гончаров «Обломов»;

Мультимедийная презентация;

Раздаточный материал (карточки-информаторы, таблицы);

Фрагмент художественного фильма «Несколько дней из жизни Обломова»

ХОД УРОКА

I .Вступительное слово учителя. Сообщение темы и целей урока

Учитель: Стремительный ритм жизни, обилие вопросов, требующих немедленного разрешения, масса социальных проблем порой не позволяют каждому из нас остановиться и задуматься: а что есть «я», где та грань, которая не позволяет исчезнуть, раствориться моей «самости», в чем заключается уникальность именно моей жизни...

Каким должен быть идеальный человек? Какова идеальная жизнь?.. Как на эти вопросы ответит современный человек? Что думаете об этом вы?

(Ответы учащихся)

Слайд 1

Учитель: Об этих проблемах размышлял в своем романе и И.А. Гончаров. Жанровая природа «Обломова» сложна и многослойна. «Обломов» - роман социально-бытовой, однако ему присущи черты сатирического и философского произведения. Характер философских проблем, поднятых в романе, позволяет говорить о нем как о романе-предупреждении.

Какое представление об идеале человека, идеале жизни формирует автор в своем романе? От каких заблуждений и ошибок стремится предостеречь Гончаров?

Слайд 2

Ученики:

- Мы открываем роман И.А. Гончарова «Обломов» и вместе с автором и его героем размышляем о том, что есть человек и каково его предназначение в жизни. Проблема, волнующая автора,- из категории вечных вопросов, на которые, как известно, нет окончательных полных и однозначных ответов.

Каждая эпоха, каждый народ находят свои ответы. И.А. Гончаров, обращаясь к истокам национального характера, побуждает читателя осмыслить специфические национальные черты и предложить свой вариант ответа на вечные вопросы с позиций именно русского человека.

Слайд 3

Учитель: Послушаем протяжную русскую народную песню, посмотрим на полотна русских художников разных эпох, запечатлевших картины русской природы, замечательные лица русских людей.

(Звучит русская народная песня «То не ветер ветку клонит…», на слайде – картины русских художников: Ф. Васильев «Мокрый луг», А. Венецианов «Спящий пастушок», С. Жуковский «Поэзия старого дворянского гнезда», М. Клодт «На пашне», В. Максимов «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу», Ф. Малявин «Вихрь», Г. Мясоедов «Земство обедает», И. Остроухов «Сиверко», А. Попов «Утро в деревне», полотна И. Шишкина, И. Левитана.)

Учитель: Все эти просторы, дороги, уходящие за горизонт, реки и озера, отражающие светлые небеса, стога сена, неловко пристроившиеся на склоне холмов; лица, суровые и нежные, скорбные и счастливые, страдающие и ликующие, вызывают в душе русского человека трудно осознаваемое волнение, глубоко личные, тонкие, интимные чувства, словно пробуждается память многих поколений предков и говорит: «Вот это все есть в тебе. Ты из этого и состоишь. Это все твое необыкновенно родное, близкое, дорогое». Так мы начинаем осознавать свою принадлежность к родной культуре и размышлять как люди, причастные к исторической судьбе своего народа.

II .Аналитическая работа по роману И.А.Гончарова «Обломов»

Первая учебная ситуация

Образ немца в восприятии героев романа «Обломов»

Учитель: Формируя представление об идеальных чертах русского человека, об идеальном состоянии русской жизни, автор на протяжении всего романа последовательно сопоставляет Обломова и Штольца не только как людей разных психологических типов, но и как представителей русской и немецкой национальных культур.

Слайд 4

Характеризуя Штольца как полурусского-полунемца, автор не упускает случая сделать акцент на его немецких корнях, тем самым вписывая свои размышления о личности Штольца в контекст традиции изображения немцев в русской литературе. Вспомните: Вральман из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль», гости Андрияна Прохорова в повести «Гробовщик», Германн в «Пиковой даме», Андрей Карлович в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина. Трудно найти среди них в полном смысле слова положительного героя.

Какой обобщенный образ немца формируется в высказываниях

персонажей романа «Обломов»?

Почему эти персонажи именно так представляют себе немцев?

(Ученики, предварительно поработав с текстом произведения дома, зачитывают высказывания персонажей романа о немцах.)

Ученики:

Захар: «Отчего ж у других чисто? - возразил Обломов. - Посмотри напротив, у настройщика: любо взглянуть, а всего одна девка...

- А где немцы сору возьмут, - вдруг возразил Захар. - Вы поглядите-ко, как они живут! Вся семья целую неделю кость гложет. Сюртук с плеч отца переходит на сына, а с сына опять на отца. На жене и дочерях платьишки коротенькие: все поджимают под себя ноги, как гусыни... Где им сору взять? У них нет этого вот, как у нас, чтоб в шкапах лежала по годам куча старого изношенного платья или набрался целый угол корок хлеба за зиму... У них и корка зря не валяется: наделают сухариков да с пивом и выпьют!

Захар даже сквозь зубы плюнул, рассуждая о таком скаредном житье» (1, I ) . Тарантьев: «Немец проклятый, шельма продувная!.."

« Тарантьев питал какое-то инстинктивное отвращение к иностранцам. В глазах его француз, немец, англичанин были синонимы мошенника, обманщика, хитреца или разбойника. Он даже не делал различия между нациями: они были все одинаковы в его глазах» (1, IV).

Мать Штольца: «Она боялась, что сын ее сделается таким же немецким бюргером, из каких вышел отец. На всю немецкую нацию она смотрела как на толпу патентованных мещан, не любила грубости, самостоятельности и кичливости, с какими немецкая масса предъявляет везде свои тысячелетием выработанные бюргерские права, как корова носит свои рога, не умея, кстати, их спрятать.

На ее взгляд, во всей немецкой нации не было и не могло быть ни одного джентльмена. Она в немецком характере не замечала никакой мягкости, деликатности, снисхождения...

Нет, так и ломят эти невежи, так и напирают на то, что у них положено, что заберут себе в голову, готовы хоть стену пробить лбом, лишь бы поступить по правилам» (2, I ).

«Немец (отец Штольца) был человек дельный и строгий, как почти все немцы» (1, IX).

«От отца своего он (Штольц) перенял смотреть на все в жизни, даже на мелочи, не шутя; может быть, перенял бы от него и педантическую строгость, которою немцы сопровождают взгляд свой, каждый шаг в жизни, в том числе и супружество» (4, VII ).

Вывод по первой учебной ситуации

Автор вложил характеристику немцев в уста персонажей, формирующих все свои представления только понаслышке, в готовом виде заимствующих расхожие точки зрения. Поэтому немцы - в их оценке - люди до крайности скупые, жадные, расчетливые, думающие только о своей выгоде и готовые обмануть и предать любого, с кем они имеют дело, во всем следующие правилам, строго выполняющие все предписания, не отличающиеся хорошим воспитанием, деликатностью, благородными манерами. Однако слова самого автора проникнуты чувством уважения: он говорит о «дельности» и «педантической строгости» немцев.

Вторая учебная ситуация

Учитель. Некоторые исследователи романа «Обломов» увидели в образе Штольца только набор стереотипных черт. Так, немецкий литературовед

Уте Данненманн, рассуждая о романе И. А. Гончарова, пишет:

«В этом романе герою, ленивому и ничем не интересующемуся русскому барину, противопоставляется немец Штольц. Это подвижный, деятельный, рассудительный человек. Он, получивший строгое, трудовое и практичное воспитание от отца-немца, честолюбив, целеустремлен и энергичен. Для него... важен рациональный подход к жизни, ему чужды страсти...

Немец в романе организован, трудолюбив, экономен, серьезно относится к своему делу, педантичен. В сознании русского общества такое представление превращается в штамп».

Справедливо ли видеть в образе Штольца только воплощение
типичных черт немецкого характера? Возможно ли определить

характер Обломова только как набор черт, типичных
для русского человека?

(Ответы учащихся)

Учитель: Обратимся к статьям русских философов и литературоведов, работая в парах по карточкам.

Слайд 5

О каких психологических чертах как о типичных чертах

русского и европейского типов характера говорят философы и

литературоведы?

Задание для организации работы в парах

1. Изучите содержание карточки.

2. Выпишите слова, словосочетания, характеризующие особенности

национального характера русского человека (или немца).

3. Обменяйтесь информацией с учеником, с которым вы работаете в паре.

4. Сопоставьте материалы, подобранные вами. Подготовьтесь к тому, чтобы

познакомить класс с вашими выводами.

КАРТОЧКА №1 ( I вариант)

    Прочитайте фрагменты статьи К.Д. Кавелина «Наш умственный

строй».

2. О каких психологических чертах как о типичных чертах русского и

3. Заполните таблицу.

Проблема национального характера: философское осмысление

Слайд 6

Константин Дмитриевич Кавелин (1818 - 1885)

Наш умственный строй

В основание европейской культуры легла сильно развитая личность. Личная независимость, личная свобода всегда были исходной точкой и идеалом в Европе. Весь ее гражданский и политический быт, сверху донизу, был построен на договорах, на системе взаимного уравновешения прав.

Сильно поставленная индивидуальность тормозила дело политического и гражданского объединения, поэтому европейская научная мысль обратилась на выработку объективного права. Об индивидуальном, личном нечего было заботиться, оно и без того слишком заявляло себя всюду, и отстаивать его теоретически не было никакой надобности.

Недоверчивость, подозрительность ко всему, что прямо или косвенно касалось внутреннего, психического мира, накопившиеся веками, придали критической стороне ума особую тонкость, чуткость и преимущественно отрицательный склад.

Имеет ли такая постановка вопросов что-нибудь общее с тем, что мы видели и видим у себя?

Чрезмерным развитием личной энергии, железной стойкостью лица, его необузданным стремлением к свободе, его щепетильным и ревнивым охранением своих прав мы, кажется, никогда не имели повода хвалиться. Юридическая личность у нас едва народилась и продолжает и теперь поражать своею пассивностью, отсутствием почина и грубейшим, полудиким реализмом.

В нас аппетиты часто бывают развиты до болезненности, но нет ни охоты, ни способности трудиться с целью удовлетворить их, преодолеть препятствия, отстаивать себя и свою мысль.. Оттого в ходе общественных и частных наших дел нет ни обдуманной системы, ни последовательности, ни преемственности от поколения к поколению. Сменились люди, и дело пропадает; все идет совсем иначе до тех пор, пока случай не натолкнет опять на то же дело другого человека, который опять пустит его в ход, чтобы после него оно опять было брошено и забыто.

Мы вечно фантазируем, вечно отдаемся первой случайной прихоти, меняя их беспрестанно. Мы жалуемся на обстановку, на злую судьбу, а особенно на всеобщее равнодушие и безучастие ко всему доброму и полезному делу. Но ведь и всем, подобно нам, желалось бы, чтоб дело делалось само собою, чтоб жизнь несла нам дары труда и образованности без всякого с нашей стороны участия в черной работе. И вот мы прячемся за ход вещей, за логику событий, которые должны работать за нас. Так и выходит на самом деле: все делается как-то само собою, помимо нас, но зато совсем не так, как бы нам хотелось. Стихийные силы, не управляемые человеком, приносят нам вместо того, о чем мы мечтаем, самые причудливые неожиданности.

Излишнею пытливостью и смелостью мысли, чрезмерным напряжением и развитием умственной деятельности, переступающей границы возможного,- этими недостатками мы тоже не страдаем. Напротив, мы слишком мало думаем, элемент мышления равен у нас нулю, не принимает почти никакого участия в наших делах, а потому не входит в наше миросозерцание и нашу практическую деятельность.

КАРТОЧКА №1 ( II вариант)

1. Прочитайте фрагменты статьи И. А. Ильина «Творческая идея России».

европейского типов характера пишет философ?

3. Заполните таблицу.

Проблема национального характера: философское осмысление

Слайд 7

Иван Александрович Ильин (1883 - 1954)

Творческая идея России

Россию с ее цивилизацией веками разрушали, потрясали, превращали в руины, тормозили, сдерживали, и потому русский народ заботился о внутренней культуре.

Путь исторического становления... принес русскому народу страдания, научил спокойно их воспринимать, с достоинством переживать и терпеливо с помощью смирения, молитвы, любви, созерцания, юмора превращать их в победу...

История научила русского творчески переносить страдание и преодолевать его; однако о страдании русский знает очень много, так как является человеком чувств и идет навстречу всем превратностям судьбы с открытым сердцем...

Если западному европейцу хоть раз выпадет случай соприкоснуться с русской духовной культурой, пусть он сразу же додумает: «Здесь борется любящая и страдающая душа за свое совершенство; очень возможно, что ей это удастся;

что ж, и неудачи кое-чему учат мир...

У русской культуры одна единственная проблема: в ней сердце ищет преображения в страдании посредством свободного созерцания. Вот ключ к русской религии, поэзии, музыке, живописи - к русской душе.

В истории известны народы волевые, с трезвым, целенаправленным устремлением, установкой на извлечение выгоды и господство...

Знает история народы, склонные к чувственному созерцанию; народы, склонные к сверхчувственным мечтаниям; народы с религиозной одержимостью; народы с яркой сверкающей мыслью и народы с бессмысленным глубокомыслием; легкомысленные народы, склонные к удовольствиям; и твердолобые народы, склонные к вечным заговорам.

У каждого из них свой, присущий им... путь в истории и идеал.

Русский народ - прежде всего народ чувства, и главный его творческий акт- акт сердца...

Вот почему тот, кто собирается воспитывать русский народ, должен начинать с его сердца, обратиться к силе его созерцания - если он не способен к этому (из-за собственного бессердечия и мелочного рассудка), ничтожно мало поймет он в русском народе...

Русский народ должен воспитывать свой национальный характер на основе свободного созерцания сердцем и созерцания совестью.

Эта творческая идея вынашивалась и проводилась в жизнь в течение веков, если не тысячелетий. В жизнь она проводилась крайне медленно, так медленно, как, впрочем, возникает все истинно великое и прекрасное в жизни, ибо медленно распускается цветок, медленно созидается семейный быт, медленно вызревает неповторимая народная культура.

КАРТОЧКА №1 ( III вариант)

1. Прочитайте фрагменты статьи Д. С. Лихачева «О национальном

характере русских».

2. 0 каких психологических чертах как о типичных чертах русского и

европейского типов характера пишет философ?

3. Заполните таблицу.

Проблема национального характера: философское осмысление

Слайд 8

Дмитрий Сергеевич Лихачев (1906 - 1999)

О национальном характере русских

Бессмысленно спорить о том, принадлежит ли Россия Европе или Азии. К сожалению, этот вопрос изредка поднимается в Германии, Польше или других ближайших к нам странах, в которых наблюдалась определенная склонность изобразить себя пограничными стражами Европы. Русская культура распространяется на огромную территорию. Эта культура едина.

Русская культура - культура универсальная и терпимая к культурам других народов. Она всегда в своей глубочайшей основе предана идее свободы личности.

Большинство людей на Западе до сих пор убеждены, что русским свойственна не только терпимость, но и терпение, а вместе с тем - покорность, безличность, низкий уровень духовных запросов. Нет, нет и нет! Русским свойственно стремление к воле.

Одна черта, замеченная давно, действительно, составляет несчастье русских: это во всем доходить до крайностей, до пределов возможного.

Петр Великий перенес столицу государства на самый опасный рубеж - к морю. Столица - на самой границе огромной страны - думаю, это единственный случай в мировой истории. А что говорить о многочисленных монастырях, которые все время двигались дальше и дальше в леса и на острова к студеному морю?

Хорошо это или плохо? Не берусь судить. Но что Россия из-за этой своей черты всегда находилась на грани чрезвычайной опасности - это вне всякого сомнения, как и то ; что в России не было счастливого настоящего, а только заменяющая его мечта о счастливом будущем.

Черт русского национального характера очень много. Существование их непросто доказать, особенно если каждой черте противостоят как некие противовесы и другие черты: щедрости- скупость (часто неоправданная), доброте - злость (опять-таки неоправданная), любви к свободе-стремление к деспотизму...

Надо понять черты русского характера. Правильно направленные, эти черты - бесценное свойство русского человека.

Слайды 9, 10, 11, 12

Вариант заполнения таблицы

Проблема национального характера: философское осмысление

Черты русского характера

Черты европейского типа характера

Склонность к грандиозным планам, но неспособность их осуществлять, в делах нет системы, «мы вечно фантазируем, отдаемся случайной прихоти», «мы жалуемся на обстановку, на злую судьбу, а особенно на всеобщее равнодушие и безучастие», «мы слишком мало думаем». Способность «спокойно воспринимать страдания, с достоинством переживать и терпеливо с помощью смирения, молитвы, любви, созерцания, юмора превращать их в победу», «русский народ- прежде всего народ чувства, и главный его творческий акт- акт сердца», «свободное созерцание сердцем и созерцание совестью». «русским свойственно стремление к воле», «стремление во всем доходить до крайностей, до пределов возможного», «черт русского национального" характера очень много... Каждой черте противостоят...и другие черты: щедрости- скупость (часто неоправданная), доброте- злость (опять-таки неоправданная), любви к свободе- стремление к деспотизму...»

Стертая индивидуальность, недоверчивость, подозрительность ко всем проявлениям внутреннего мира, тонкость критической стороны ума, отрицательный склад ума; чрезмерное развитие личной энергии, «щепетильное и ревнивое охранение своих прав», «пытливость и смелость мысли, чрезмерное напряжение и развитие умственной деятельности».

Учитель: Если бы перед нами была поставлена цель создать коллаж из фотографий и картин, отражающий состояние души Штольца, с какой трудностью мы неизбежно столкнулись бы?

Ученики:

- Состояние души Обломова мы характеризуем через картины русской природы, через портреты русских людей, но, чтобы изобразить внутренний мир Штольца, нам понадобились бы как виды немецких городов, селений, портреты немцев разных сословий, так и те же полотна, посредством которых мы характеризовали Обломова. Ведь Штольцу дорого и то, что он унаследовал от Европы (там его корни, там его дело), и то, чем одарила его Россия (здесь его родина, здесь прошли его детские, юношеские годы, к тому же, он «всю Россию изъездил...»).

- Создавая характеры Обломова и Штольца, автор исследует не весь комплекс типичных черт национального характера, а останавливается на самых существенных, с его точки зрения, чертах: в Обломове это леность, пассивность, погруженность в сон, в Штольце - деятельность, решительность.

Учитель. Автор тесно переплетает судьбы героев: он рассказывает читателю о дружбе Обломова и Штольца в детстве и юности; мы становимся свидетелями того, с каким волнением, с какой надеждой Обломов ждет друга, как оба они радуются при встрече, как пытаются вместе найти выход из сложившейся ситуации. Кроме того, по воле автора, Обломову и Штольцу было суждено полюбить одну и ту же девушку,

Не сокрыта ли в этом принципе изображения характеров еще одна авторская подсказка читателю?

Слайд 13

С какой целью автор так последовательно сближает судьбы Обломова и Штольца?

Ученик : Обломов и Штольц были необходимы друг другу, они дополняли друг друга. Вероятно, сближая судьбы этих героев, автор стремился показать читателю, какой совершенный тип личности мог получиться, если бы было возможно соединить в одном человеке душевную глубину и чуткость, искренность и непосредственность Обломова и волю, собранность, целеустремленность Штольца.

Учитель : Есть ли в романе подтверждение справедливости такого

предположения? Вспомните сцену расставания Обломова и Штольца.

«"А этот ребенок - мой сын! Его зовут Андреем в память о тебе!"- досказал Обломов разом и покойно перевел дух, сложив с себя бремя откровенности.

Теперь Штольц изменился в лице...

Обломов... хотел что-то сказать и не мог. Он протянул к Андрею обе руки, и они обнялись молча, крепко, Как обнимаются перед боем, перед смертью. Это объятие задушило их слова, слезы, чувства...

- Не забудь моего Андрея! - были последние слова Обломова, сказанные угасшим голосом...

"Нет, не забуду я твоего Андрея, - с грустью... думал Штольц. - ...Но поведу твоего Андрея, куда ты не мог идти... и с ним будем проводить в дело наши юношеские мечты"» (4, IX).

Ученик : Обломов назвал своего сына Андреем, поручил заботиться о нем Штольцу, потому что надеялся, что тот воспитает его правильно .

Вывод по второй учебной ситуации

В этом сюжетном повороте подчеркивается уже сформулированная нами мысль: Андрей, сын Обломова, получит воспитание в доме Штольца, то есть соединит в себе и черты, унаследованные от Обломова, и черты, развитые воспитанием Штольца. Это будет человек совсем другого типа, человек, которому, по замыслу автора, принадлежит будущее.

Третья учебная ситуация

Учитель: В образе Обломова легко угадываются черты, сближающие его с образами героев русских сказок. Обломов бесхитростен и простодушен, как Иванушка-дурачок, ленив и доверчив, как Емеля.

Как вы думаете, насколько глубоко в историю формирования русского национального характера уходят корни обломовского типа личности?

Как сопоставление с героями народных сказок обогащает читательское понимание образа Обломова?

Слайд 14

Ученики:

- Герой романа с детства начал воспринимать окружающее через призму сказки и в течение всей своей жизни старался создать и наяву особый мир, сказочный («Освободясь от деловых забот, Обломов любил уходить в себя и жить в созданном им мире» - 1, VI).

Он жил в мире, существующем по законам сказочного добра, отождествлял себя с героями сказок и легенд («Слушая от няни сказки о нашем золотом руне - Жар-птице, о преградах и тайниках волшебного замка, мальчик то бодрился, воображая себя героем подвига, - и мурашки бегали у него по спине, то страдал за неудачи храбреца» - 1, IX ), страшился сил зла, которые в сказках противостояли силам добра («Сказка не над одними детьми в Обломовке, но и над взрослыми до конца жизни сохраняет свою власть» - 1, IX ).

Учитель: Какой сокровенный смысл таит в себе русская народная сказка? Обратите внимание на карточку-информатор. Какая глубинная черта внутреннего мира роднит Обломова с героями народных сказок? Прочитайте и прокомментируйте фрагменты русских сказок, приведенные на карточках.

КАРТОЧКА – ИНФОРМАТОР №1

Русская душа в сказках и легендах

«Как и у других народов (у русского, возможно, ярче), сказка - это объективированное созерцание сердца народного, символ его страданий и грез, иероглифы его души...

Источник ее и глубина сугубо национальны - это душевный и духовный опыт народа, осмысленный в поэтизированных образах...

Душа народа высказывает в сказке свои заветные думы, чаяния, упования, мечты; здесь и невыплаканные слезы, и неисполненные желания, и прозорливость и интуиция совести…

Русская сказка проникает в сердце человеческое, привнося в него слово свободы, проявляя его внутренний взор, наполняя надеждой, освобождая от страха; своими видениями она дарит ему отдохновение, успокаивает... умудряет...

Чего ждет от своей сказки русская душа во всем ее своеобразии? Какие вопросы ставит она перед поэтической фантазией...

Прежде всего - что такое счастье земное? В чем оно? Само ль оно плывет к праведному человеку или ускользает от него? Надо ли его добывать и как, с помощью чего?..

Второй вопрос из того же ряда: что такое судьба? Откуда эта русская поговорка: умным - горе, дуракам - счастье?.. А может, они и не дураки вовсе, а вполне нормальные, умные люди? А судьба - это то, что «на роду написано»...

И, наконец, чисто философских... вопросов касается сказка: правда ли, что лишь возможное возможно, а невозможное исключено?».

Сказка воплощает народные представления о том, каким должен быть человек, чтобы добиться осуществления своей мечты.

КАРТОЧКА №2

Царевна-лягушка

Возвратился Иван-царевич в свои палаты невесел, ниже плеч буйну голову повесил.

    Ква-ква, Иван-царевич! Почто так кручинен стал? - спрашивает его лягушка. - Аль услышал от своего отца слово неприятное?

    Как мне не кручиниться? Государь мой батюшка приказал тебе к завтрему изготовить мягкий белый хлеб.

    Не тужи, царевич! Ложись-ка спать-почивать; утро вечера мудренее!

Уложила царевича спать да сбросила с себя лягушечью кожу - и обратилась душой-девицей, Василисой Премудрою; вышла на красное крыльцо и закричала:

- Мамки-няньки! Собирайтесь, снаряжайтесь, приготовьте мягкий белый хлеб, какой я ела, кушала у родного моего батюшки.

Наутро проснулся Иван-царевич, у квакушки хлеб давно готов - и такой славный, что ни вздумать, ни сказать, ни в сказке описать...

КАРТОЧКА №2

Сивка-бурка

В некотором царстве, в некотором государстве, на ровном месте, верст за двести - отсюда не видать, жили-были старик со старухою, и у них было три сына. Два сына- хорошие, умные, а третий- дурак, Ванькой звали. И место у него было на печи. Мать у них умерла, а потом и старик стал похварывать. Сыновья хлебопашеством занимаются, пашут, сеют, хлеб продают. Занемог совсем старик и говорит сыновьям...

Федор и Василий стали собираться в назначенное число ехать в город. А Иван слез с печи и говорит: «Братцы, возьмите и меня».- «Куда же нам взять такого замарашку, ты еще в грязь нас ударишь! Сиди на печи да перегребай золу», - отвечали братья...

А когда братья уехали... пошел он... в заповедные луга... крикнул, свистнул:

«Сивка-Бурка, Вещая Каурка, встань передо мной, как лист перед травой!»...

Подбежал конь к Ивану, и стал конь как вкопанный. Иван в право ухо влез, а в лево вылез и вдруг сделался таким красавцем богатырем, каких свет не видел...

Тут Ваню все и узнали. Залюбовалась им жена-Царевна. Прогнал царь

зятевей-обманщиков, а его поставил на царство.

Ваня был не дурак, а у него родина так!

КАРТОЧКА №2

Про Емелю - дурака

В одной небольшой деревушке жили три брата: Семен и Василий и третий

Емеля-дурак.

Старшие братья женаты и занимались торговлей, а Емеля-дурак все лежал на печи, перегребал сажу и спал несколько суток непробудным сном...

Емеля, сколько ни был глуп, однако ж пожелал ту щуку поймать... подошел к ней близко, ухватил вдруг ее рукою, вытащил из воды и, положив в пазуху, хотел идти домой. Но щука говорила ему: «Что ты, дурак! На что меня поймал?.. Пусти ты меня в воду; я тебе сделаю что: чего ты ни пожелаешь, то все по твоему желанию исполнится». Дурак, слыша сие, весьма обрадовался, ибо был он чрезвычайно ленив, и думал сам себе: "Когда щука сделает так, что я чего ни пожелаю - все будет готово, то я уже работать ничего не буду!"

Емеля все им простил и всех, как братьев, так и невесток, нарядил в драгоценные одежды. А царь пир тогда приготовил и дал им родительское благословение идти под венец.

Ученики:

- Автор романа наделил Обломова чертой, характерной для особенно любимых народом сказочных героев. Эта черта - вера в возможность чуда, внутренняя готовность к встрече с чудом. Одаренностью именно этим качеством объясняются чудеса, происходящие с этими сказочными героями - другие, здравомыслящие, рассудительные, даже, если бы и встретились с чудом, никогда бы не поверили своим глазам.

Именно эта черта придает образу Обломова особое обаяние, и герой, в котором автор хотел подчеркнуть лень и неспособность к созиданию, черты, которые могут привести к кризису весь народ, становится симпатичным и самому автору, и читателям.

Учитель: Если мы обратимся к былине о русском богатыре Илье-Муромце, то встретим иную- героическую- интерпретацию мотива бездействия.

Сколько же можно ждать чуда? Сказка предвосхищает этот вопрос: каким бы долгим ни показалось человеку ожидание, он не должен утрачивать веру в чудо, он должен продолжать ждать. Вспомните: «Ты три года ждал, а не мог трех дней дождаться».

Именно в мечты о чуде погружен Обломов.

О чем он мечтает? Как эти мечты характеризуют Обломова?

Слайд 15

Реализация домашнего задания

Подборка цитат, выписанных обучающимися из текста романа на тему «Мечты Обломова»

«Ему доступны были наслаждения высоких помыслов; он не чужд был всеобщих человеческих скорбей. Он горько в глубине души плакал в иную пору над бедствиями человечества, испытывал безвестные, безыменные страдания, и тоску, и стремление куда-то вдаль, туда, вероятно, в тот мир, куда увлекал его, бывало, Штольц...» (1.VI)

«Он любит вообразить себя иногда каким-нибудь непобедимым полководцем, перед которым не только Наполеон, но и Еруслан Лазаревич ничего не значит...

Или изберет он арену мыслителя, великого художника: все поклоняются ему; он пожинает лавры; толпа гоняется за ним, восклицая: "Посмотрите, посмотрите, вот идет Обломов, наш знаменитый Илья Ильич!"» (1, VI)

«Ему представилось, как он сидит в летний вечер на террасе за чайным столом...

Праздная дворня сидит у ворот; там слышатся веселые голоса, хохот, балалайка, девки играют в горелки; кругом его самого резвятся его малютки, лезут к нему на колени, вешаются ему на шею; за самоваром сидит... царица всего окружающего, его божество... женщина! жена! А между тем в столовой, убранной с изящной простотой, ярко заблистали приветные огоньки, накрывался большой круглый стол

Лицо Обломова вдруг облилось румянцем счастья: мечта была так ярка, жива, поэтична, что он мгновенно повернулся лицом к подушке. Он вдруг почувствовал смутное желание любви, тихого счастья, вдруг зажаждал полей и холмов своей родины, своего дома, жены и детей...

Он думал о маленькой колонии друзей, которые поселятся в деревеньках и фермах, в пятнадцати или двадцати верстах вокруг его деревни, как попеременно будут каждый день съезжаться друг к другу в гости, обедать, ужинать, танцевать; ему видятся все ясные дни, ясные лица; без забот и морщин, смеющиеся, круглые, с ярким румянцем, с
двойным подбородком и неувядающим аппетитом; будет вечное лето, вечное веселье, сладкая еда да сладкая лень...

- Боже, Боже! - произнес он от полноты счастья и очнулся» (1, VIII ).

Ученики:

То, о чем мечтает Обломов (тишина, покой, счастливая семья, добрые друзья), так буднично, что, с точки зрения Штольца,например, недостойно быть мечтой. Но ведь и сказочные герои (Иванушка-дурачок, Емеля) тоже не мечтают в начале сказок ни о царевне, ни о царстве. Над ними потому и смеются, что они ничего не хотят. Они
просто живут... А жизнь дарит им чудо - осуществляет для них мечты множества других людей.

Так получается, что к финалу романа, даже несмотря на смерть героя, в душе читателя все же остается необъяснимое ощущение ожидания чуда .

Слайд 16

Учитель. Автор завершает роман сценой случайной встречи Штольца с Захаром. Как содержание финальной сцены романа помогает понять авторскую позицию по отношению к герою?

Ученик: Захар - верный спутник Обломова, хранитель уклада и духа Обломовки. Его судьба - творение Обломовки, память о ней и приговор ей. Захар зависел от Обломова абсолютно во всем, и финал его жизни оказался трагичным: перед читателем больной, нищий старик, без дома, без близких людей, плачущий о своем барине и продолжающий боготворить его. Это один из главных итогов жизни Обломова ...

Вывод по третьей учебной ситуации

Чем обернулись мечтания Обломова? Он не смог принести счастье Ольге. Он не решился взять на себя ответственность за воспитание сына и перепоручил заботы о нем Штольцу. Он оказался не в состоянии спасти от разорения и гибели родительский дом, и эту заботу он тоже передоверил Штольцу. Он не сумел продлить счастье Агафьи Матвеевны...

И это все - итог судьбы человека, который мечтал о прекрасной и гармоничной жизни. Иллюзия возможности чуда, которая завладела было сознанием читателя, в финале романа развеивается.

Вспомните образ еще одного мечтателя, героя Гоголя. Обломов, конечно, не копия Манилова: Обломов богаче и духовно, и интеллектуально; и отношение автора к своему герою в романе «Обломов» не ограничивается неприятием, как в поэме «Мертвые души»... Но Гончаров бросает Обломову столь же горький упрек, как Гоголь Манилову: никакие, даже самые светлые и возвышенные, мечты не осуществятся, если полагаться только на чудо и не предпринимать никаких усилий, чтобы их достигнуть.

Четвертая учебная ситуация

Жизненная философия Обломова

Слайд 17

Учитель: Однако надо быть справедливым к Обломову. Его история - история несостоявшейся судьбы, но все же его жизнь не прошла совсем впустую.

Обломов обогатил Ольгу, создал совсем другую женщину, глубокую, мудрую, умеющую страдать. Именно такой полюбил Ольгу Штольц. Получается, что именно Обломов подарил счастье Штольцу.

Обломов обогатил Штольца. Сколько пришлось Штольцу передумать, перестрадать, переосмыслить в самом себе, когда он понял, что не смог спасти друга. Весь роман - это не что иное, как плод этих размышлений (ведь историю Обломова автору рассказал именно Штольц).

Обломов подарил мгновения тихого счастья Агафье Матвеевне.

Наконец, своей несложившейся судьбой Обломов донес до читателя истину, без осознания которой не сможет состояться судьба любого человека. Какова эта истина?

Какую жизненную мудрость автор стремится донести до читателя, рассказав историю жизни Обломова?

Послушаем, что думал о жизни сам Обломов.

Слайд 18

Вариант выполнения индивидуального домашнего задания

Жизненная философия Обломова

«В десять мест в один день - несчастный!.. И это жизнь!.. Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается?..» (1, II )

«Увяз, любезный друг, по уши увяз... Нелеп, и глух, и нем для всего остального в мире.. У нас это называется тоже карьерой! А как мало тут человека-то нужно: ума его, воли, чувства - зачем это? Роскошь! И проживет свой век, и не пошевелится в нем многое, многое- а между тем работает с двенадцати до пяти в канцелярии, с восьми до двенадцати дома - несчастный!» (1, II ).

«Ночью писать... когда же спать-то?.. Да писать-то все, тратить мысль, душу свою на мелочи... И все писать, все писать, как колесо, как машина: пиши завтра, послезавтра; праздник придет, лето настанет - а он все пиши? Когда же остановиться и отдохнуть? Несчастный!» (1, II ).

«Что за жизнь! Какое безобразие этот столичный шум! Когда же настанет райское, желанное житье? Когда в поля, в родные рощи?- думал, он. - Лежать бы теперь на траве, под деревом, да глядеть сквозь ветки на солнышко и считать, сколько птичек перебывает на ветках... Когда же настанет эта пора?..» (1, VIII)

«Не нравится мне эта ваша петербургская жизнь! ...Все, вечная беготня взапуски, вечная игра дрянных страстишек, особенно жадности, перебиванъя другу друга дороги, сплетни, пересуды... Скука, скука, скука!.. Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?..

Разве это не мертвецы? Разве не спят они всю жизнь сидя? Чем я виноватее их, лежа у себя дома...

А наша лучшая молодежь, что она делает? Разве не спит, ходя, разъезжая по Невскому, танцуя? Ежедневная пустая перетасовка дней!..» (2, IV ).

«Ах, жизнь! Трогает, нет покоя! Лег бы и заснул... навсегда...» (4, II ).

Учитель: Сопоставьте эти реплики Обломова с размышлениями русского философа XX века Ивана Ильина.

КАРТОЧКА – ИНФОРМАТОР

Иван Александрович Ильин

Где же... человек?

Если мы отвлечемся на миг от повседневности и поразмыслим, мы увидим себя в центре мирового кризиса, где жизнь все чаще полнится лишениями и страхом... Все больше и все глубже охватывает человечество тревога, ужас, печаль; все горше нищета, ожесточение, злоба и отчаяние.

Когда все это видишь, ежедневно переживаешь, годами пребываешь в тоске и сострадании, в сердце возникает страстное желание тихого покоя и чаемой радости. Но как только появляется такое желание, тут же задаешь себе истый скепсисом вопрос: полно, есть ли что-нибудь подобное на этом свете? Ужель отыщешь истинный покой и переживешь истинную радость? В этом мире?.. И с этими людьми?..

Сегодняшний духовный кризис... состоит в том, что современная человеческая мысль утратила свою первозданную глубинную почву; она заблокировала себе накрепко доступ к духовному опыту...

Таинство жизни исчезает, и его не обрести уже никогда - ни в мире как таковом, ни в самом человеке. Все становится будничным, трезвым, сухим и плоским. Плоской становится жизнь, плоскими, краткосрочными и поверхностными становятся жизненные цели человека. В техническом отношении он становится почти всемогущим, но бедным и статичным в чувствах, близоруким в созерцании, высокомерным в самооценке, алчущим власти в своем волеизъявлении. Такого человека можно перевести только на язык экономики, политики и войны. Сейчас мы имеем, что имеем...

Человек разделен, раздроблен, раздавлен, он навсегда лишился своей здоровой природной целостности...

Целостный внутренне человек есть человек свободный, человек христианской культуры. Вот почему православная теология ищет духовного примирения и целостности человека изнутри, вот почему она обращается к глубинным слоям его души.

Вывод по четвёртой учебной ситуации

Размышляя об особенностях национального характера, автор подводит читателя к осознанию истины, значимой для представителей любой культуры: искусство жить предполагает в равной степени и умение ставить перед собой высокие цели, преодолевать слабости, препятствующие достижению этих целей, и способность сохранить индивидуальность, «самость», не растратить понапрасну душевных сил.

III . Подведение итогов урока

Учитель: Фамилия «Обломов» ассоциируется прежде всего со словом «обломок» - отпавшая часть чего-то, некогда бывшего цельным. Фамилия связана с мотивами потерянного рая, пропасти, обрыва, появляющимися в романе. Всех героев романа связывает одна общая симпатия,одна память о чистой, как хрусталь, душе. Все они - каждый по-своему – одухотворяются. Все любят друг друга, и для выражения этой любви не нужно никаких слов, идей, принципов, не нужно менять и «воспитывать» другого человека. Эти изменения происходят благодаря влиянию Обломова, даже не его самого, а его образа, памяти о нём. И собирает вместе Ольгу, Штольца и Агафью имя Обломова.

Автор создал образ очень земного, трогательного в своих слабостях человека, имеющего одно важное качество, которого недоставало более его одарённым другими талантами людям. Он знал одну, но главную заповедь: «Да любите друг друга!»

(На экране – финальная сцена художественного фильма «Несколько дней из жизни Обломова».)

Слайд 19

IV . Домашнее задание

Написать сочинение на одну из тем, сформулированных как основные вопросы урока:

1. Какое представление об идеале человека, идеале жизни формирует автор

в своем романе?

2. От каких заблуждений и ошибок стремится предостеречь читателей автор?

«Обломов» невольно заставляет читателя задуматься о смысле жизни. Для того чтобы найти ответ на этот вопрос, нужно более детально рассмотреть образ главного героя. Илья Ильич Обломов - типичный представитель дворянства середины 19-го века. В период, описанный Гончаровым в книге, крепостное право пока еще не было отменено, но уже изживало себя. В распоряжении главного героя было около 300 душ крестьян, которые все делали за него.

Его личный слуга Захар был таким же ленивым, как он сам. Оба любили ничего не делать, а только целыми днями лежать на диване, есть и спать. Все дни Ильи Ильича были лишены смысла и новых впечатлений. Время от времени к нему захаживали друзья, бывшие коллеги и просто знакомые. Это и Волков , и Судьбинский, и Пенкин. Послушав их, Илья Ильич делал для себя вывод, что их жизнь не интересна, ничем не примечательна, так зачем же куда-то торопиться и прилагать какие-то усилия.

Таким образом, Обломов не имел никаких целей, идеалов и стремлений. Ему легче было жить в пространных размышлениях и бесполезных мечтах. Эта лень и апатия к жизни были следствием его воспитания. Герой родился и вырос в родовом имении Обломовке, где его освобождали от любых дел и с детства приучали ничего не делать. Таким он и вырос, таким и остался на всю жизнь инфантильным ребенком. При этом герой не лишен разума, интересной и располагающей внешности.

С ним всегда интересно беседовать. Его размышления увлекают, заставляют задуматься. Автор подчеркивает, что у него золотое сердце и чистая душа. Однако это ни к чему хорошему не привело. Он так и прожил всю жизнь зря, не достигнув ни одной достойной уважения цели. Пожалуй, единственным правильным шагом было завещать сына на воспитание Штольцу . Этот герой полный антипод Обломова. Решительный, упорный, прагматичный, он знал, к чему стремился и знал, как достигать желаемого.

Штольцу всегда сопутствовал карьерный успех, а впоследствии он достиг счастья и в личной жизни, женившись на неординарной, умной и деятельной Ольге Ильинской . Обломов прекрасно понимал всю несостоятельность и слабость своего характера. Он знал, что Штольц смог бы воспитать из его сына настоящего мужчину, поэтому после своей смерти просил друга забрать Андрюшу к себе. Следует отметить, что, несмотря на то, что жизнь Обломова была лишена смысла, гармонию, хоть и ненадолго, он нашел.

Последние годы жизни он провел рядом с Агафьей Пшеницыной - человеком, который полностью соответствовал его пониманию идеала. Она для него готовила всякие яства, штопала халат, вела хозяйство, одним словом, помогала ему оставаться в своем мире грез и ничего не деланья. Невольно хочется сравнить этого героя с сорняком, ведь он жил как растение, без действий и впустую. Единственной реальностью Обломова был тот самый диван, с которого он редко вставал. Тем временем, вся жизнь проходила мимо.

В романе "Обломов" хотел противопоставить западную и русскую культуру Иван Александрович Гончаров. Обломов и Штольц - два ключевых образа произведения. Роман построен на приеме антитезы. Она реализуется через противопоставление двух этих персонажей произведения. Во многом противоположны Штольц и Обломов. В русской классической литературе есть множество произведений, построенных подобным образом. Это, например, "Герой нашего времени" и "Евгений Онегин". В зарубежной литературе также можно найти такие примеры.

"Обломов" и "Дон Кихот"

С "Обломовым" больше всего перекликается роман "Дон Кихот" Мигеля де Сервантеса. В этом произведении описываются противоречия между действительностью и представлением человека о том, какой должна быть идеальная жизнь. Это противоречие распространяется, как и в "Обломове", на внешний мир. Как и Илья Ильич, Идальго погружен в грезы. Обломова в произведении окружают люди, которые не понимают его, ведь представления их о мире ограничиваются материальной его стороной. Правда, у этих двух историй диаметрально противоположный исход: перед смертью к Алонсо приходит озарение. Этот персонаж понимает, что в своих мечтаниях заблуждался. А вот Обломов не меняется. Очевидно, в этом исходе и заключается различие между западным и русским менталитетом.

Антитеза - основной прием в произведении

С помощью антитезы можно более объемно нарисовать личности героев, поскольку все познается в сравнении. Нельзя понять Илью Ильича, убрав Штольца из романа. Гончаров показывает достоинства и недостатки своих персонажей. Читатель при этом может взглянуть со стороны на самого себя и свой внутренний мир. Это поможет не допустить ошибок, которые сделали герои Обломов и Штольц в романе Гончарова "Обломов".

Илья Ильич - это человек с исконно русской душой, а Андрей Штольц - представитель новой эпохи. В России всегда были и будут и те и другие. Штольц и Обломов - это персонажи, через взаимодействие которых, а также через их взаимодействие с другими героями произведения автор доносит основные мысли. Ольга Ильинская является связующим звеном между ними.

Значение детства в формировании характеров героев

Детство в жизни каждого человека имеет большое значение. Личность в этот период еще не сформирована. Человек, словно губка, впитывает все, что предлагает окружающий мир. Именно в детстве происходит воспитание, от которого зависит, каким человек станет во взрослой жизни. Поэтому важную роль в романе Гончарова играет описание детства и воспитания будущих антиподов, которыми являются Илья Обломов и Андрей Штольц. В главе "Сон Обломова" автор приводит описание детства Ильи Ильича. Он вспоминает Обломовку, свою родную деревню. Прочитав данную главу, мы понимаем, откуда в характере этого героя появились неподвижность и леность.

Детство Ильи Обломова

Штольц и Обломов воспитывались по-разному. Илюша - как будущий барин. Много гостей и родственников проживало в доме его родителей. Все они хвалили и ласкали маленького Илюшу. Его изысканно и много кормили "сливочками", "сухариками", "булочками". Еда, следует отметить, была основной заботой в Обломовке. Ей уделялось очень много времени. Всей семьей решался вопрос о том, какие блюда будут на ужин или на обед. После обеда все погружались в продолжительный сон. Так проходили дни: еда и сон. Когда Илья подрос, его отправили учиться в гимназию. Знания Илюши родителей не интересовали. Им была важна лишь справка о том, что он прошел различные науки и искусства. Поэтому Илья Обломов вырос необразованным, забитым мальчиком, однако добрым в душе.

Детство Андрея Штольца

У Штольца же все как раз наоборот. Отец Андрея, по национальности немец, с малых лет воспитывал в своем сыне самостоятельность. По отношению к своему ребенку он был сух. Целенаправленность и строгость - основные черты, которые вложили в воспитание Андрея его родители. В работе проходили все дни семьи. Когда мальчик подрос, отец начал брать его на базар, в поле, заставлял работать. Вместе с тем, он обучал своего сына наукам, немецкому языку. Затем Штольц начал посылать ребенка в город с поручениями. Гончаров отмечает, что никогда не случалось так, чтобы Андрей что-нибудь забыл, недоглядел, переиначил, дал промах. Русская дворянка, мать мальчика, обучала его литературе, дала духовное воспитание своему сыну. В итоге Штольц стал умным сильным юношей.

Прощание с родным домом

Обратимся к сценам, в которых описывается то, как Штольц и Обломов покидали родные деревни. Обломова провожают со слезами на глазах, не хотят отпускать дорогого дитя - ощущается атмосфера любви к мальчику. А когда родной дом покидает Штольц, отец лишь дает ему несколько наставлений, касающихся траты денежных средств. В момент прощания им даже нечего друг другу сказать.

Две среды, два характера и их влияние друг на друга

Двумя совершенно разными средами являются деревни Обломовка и Верхлево. Обломовка - это своеобразный рай на Земле. Здесь ничего не происходит, все спокойно и тихо. У власти в Верхлево стоит отец Андрея, немец, который устраивает здесь немецкий порядок.

Общие черты характера имеют Обломов и Штольц. Дружба их, существовавшая еще с детских лет, привела к тому, что, общаясь, они повлияли в некоторой степени друг на друга. Оба героя какое-то время воспитывались вместе. Они ходили в школу, содержал которую отец Андрея. Однако они пришли сюда, можно сказать, из совершенно разных миров: раз и навсегда заведенный, ничем не нарушаемый порядок жизни в деревне Обломовка; и активный труд немецкого бюргера, который перемежался с уроками матери, старавшейся привить Андрею интерес и любовь к искусству.

Для дальнейшего развития отношений, однако, Андрею и Илье не хватает общения. Постепенно отдаляются друг от друга, взрослея, Обломов и Штольц. Дружба их, между тем, не прекращается. Однако ей препятствует и то, что имущественное положение этих двух героев различно. Настоящим барином, дворянином является Обломов. Это обладатель 300 душ. Илье можно было вообще ничего не делать, находясь на обеспечении своих крепостных. Все иначе у Штольца, который русским дворянином был лишь по матери. Ему самостоятельно приходилось поддерживать свое материальное благосостояние.

Обломов и Штольц в романе "Обломов" в зрелые годы стали совершенно разными. Им было уже трудно общаться. Штольц начал ехидничать и подшучивать над рассуждениями Ильи, столь далекими от реальности. Различия в характерах и взглядах на жизнь в конце концов привели к постепенному ослаблению их дружбы.

Значение дружбы у Гончарова

Красной нитью по этому роману проходит мысль о дружбе, о том, какую роль она играет в жизни человека. Человек во взаимодействии с другими может проявить свою подлинную сущность. Множество форм имеет дружба: "братство", воспеваемое Пушкиным, корыстная, дружба по той или иной причине. Кроме искренней, в сущности, все остальные - это всего лишь формы эгоизма. У Андрея и Ильи дружба была крепкая. Она связывала их, как мы уже отметили, еще с детства. Роман Гончарова помогает читателям разобраться в том, почему дружат Обломов и Штольц, какую роль дружба играет в жизни человека, благодаря тому, что в нем описано множество ее перипетий.

Значение и актуальность романа "Обломов"

Роман "Обломов" является произведением, не теряющим и по сей день своей актуальности, поскольку он отражает сущность жизни людей, которая является вечной. Предложенная автором (портрет его представлен ниже) антитеза превосходно передает суть рока истории нашей страны, которая отмечена этими двумя крайностями.

Русскому человеку тяжело отыскать золотую середину, смешать стремление к благополучию, активность и трудолюбие Андрея Штольца и полную мудрости и света, широкую душу Обломова. Наверное, в каждом нашем соотечественнике, как и в самой нашей стране, живут эти крайности: Штольц и Обломов. Характеристика будущего России зависит от того, кто из них возьмет верх.

Илья Ильич Обломов – человек, познавший когда-то светскую, деловую суету, но не ужившийся с людьми, которые потеряли простор чувств и воображения, которые мыкаются и дробятся, прогибаются под кого-то и зачем-то, но сами не зная: зачем? Он в некотором роде философ, по крайней мере, человек думающий, и думающий не о суете и сплетнях, а о вечном, главном. Но его природа не дает ему сделать нечто большее, нежели только мечты, планы и размышления. Обломов – ценитель жизни (как проявления очень красивого и гармоничного) и, может быть, он сам пытается отстранить себя от той грязи и пошлости (по большей части своей) вокруг себя, сохранить душу и достоинство, даже некую самобытность, оградившись стенами пыли и спокойствия; закутавшись в халат, Обломов наблюдает за всем со стороны сквозь призму гармонии Обломовки, он настолько отстраняется от внешнего, что в какой-то момент перестает замечать, что наличие живой энергии в нем самом уже почти иссякло…

Андрей Штольц – в нем преобладает та энергия и живость, которой так не хватает Обломову для достижения гармонии и воплощения мечтаний в реальность.

Штольц всегда, везде и во всем: за что бы ни взялся – делает исправно, при этом совершенно не задумываясь о том, каким образом и ради чего он трудится (как говорит сам Штольц, он трудится во имя труда, так как труд и есть проявление жизни, но эти размышления довольно скудны по сравнению с теми вопросами, которыми задается Обломов). Штольц всегда чем-то занят, много где бывает, общается с множеством интересных людей, но про Обломова не забывает. Ему как будто чего-то не хватает, но это нечто большее, нежели труд (это показывает странная дружба Обломова и Штольца).

«Андрей часто, отрываясь от дел или из светской толпы … ехал посидеть на широком диване Обломова, и в ленивой беседе отвести и успокоить встревоженную или усталую душу, и всегда испытывал то успокоительное чувство, какое испытывает человек, приходя из великолепных зал под собственный скромный кров или возвратясь от красот южной природы в березовую рощу, где гулял еще ребенком». Те недостающие, для гармоничного существования, покой и умиротворенность Штольц находит в Обломове, что-то в этом деловом человеке тянется к простому, высокому и светлому. А это показывает, что и позиция Штольца не совсем верна. Трудом человек может заглушить в себе вечные вопросы, но не найти ответы на них.

Штольц живет так, как надо, как подобает такому человеку. Он как отлаженный механизм, нет чего-то поистине живого.

Ольга Ильинская – для нее жизнь – это дом. Она живет так, как ей кто-то когда-то сказал, так, как надо. Она подавляла свои чувства, желания и эмоции. Даже в любви Ольга выполняла «педагогическую миссию», она пыталась «переделать» Обломова под себя и под стандарты общества.

Главной задачей романа является решение вопроса: как и для чего жить? Жить так, как хочешь ты, или так, как живут все, как надо жить?! Обломов живет как хочет, он не растрачивает себя, живет во внутренней гармонии с самим собой, но в конце жизни он «укладывает себя в гроб».

Андрей и Ольга жили так, как надо, как того требовало время и общество, но Штольц нуждался в покое и душевности Обломова (их дружба), а Ольге в конце романа тоскливо и грустно, ей не хватает душевности и чувств, которые она в себе погубила. Она не прожила жизнь, а выполнила ее, и, как получается, не совсем удачно.*

Жить так, как надо – это всегда значит закончить, прожить неудачно, потому что никто и никогда не узнает, КАК ЖЕ надо жить. Все люди разные, у всех разное «надо», и если ты будешь жить по чужому «надо», то в итоге свою-то жизнь ты погубишь, а в чужой ужиться не сможешь. А для того, чтобы жить так, как хочешь ты, надо четко представлять, чего же ты хочешь, потому что иначе ты будешь лишь говорить, что живешь как хочешь, а на самом деле будешь лишь мыкаться по чужим «надо».

*И все же в конце концов Обломов умер тихо и спокойно (не каждому дается такая смерть!), но он ее заслужил. Он выбрал верный путь, пусть и не совсем удачно все сложилось, и оставил больший след в жизни людей (Ольги, Штольца, Агафьи), а его сын, отданный на воспитание Ольги и Штольца, может быть, вырастет тем самым человеком, который сможет прожить свою жизнь и проживет ее удачно!..



Рассказать друзьям