Ознакомление детей старшей группы с портретной живописью. Ты художник и я тоже…

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Елена Ключникова
«Как знакомить дошкольников с портретом». Консультация из опыта работы

Консультация

Как знакомить дошкольников с портретом

Все дети любят рисовать людей. Но у многих изображение человека вызывает большие трудности. Поэтому проводится большая работа по ознакомлению детей с портретом , сначала с понятием «Портрет » . Когда я провожу с дошкольниками игру «Картина» , предлагаю через рамочку посмотреть друг на друга и рассказать о том, что увидел. Выясняем, что глаза расположены на лице гораздо ниже того уровня, где обычно их рисуют дети; что над глазами располагается лоб (можно положить руку на лоб) . Глаза у детей располагаются на горизонтальной линии, разделяющей лицо пополам, а у взрослого чуть выше этой линии. Расстояние между ними не велико, не больше одного глаза. Внутри глаза цветной кружок и маленький зрачок. Спросить, что находиться над глазами (брови) . Где находиться нос. Заканчивается нос посередине расстояния от глаз до конца лица. Объяснить детям, что нос у человека такого же цвета, как лицо, поэтому можно рисовать только кончик носа. Выясняем также, что от кончика носа до конца лица (подбородка) посередине находятся губы. Верхняя губа отличается по форме от нижней. Чем? На верхней губе – две волны, а на нижней - одна. Потом я даю описание одного из детей, указывая цвет его глаз, волос, прическу, форму носа и других особенностей. Предлагаю детям описать портрет друга . Затем перехожу к картинам известных художниковпортретистов .

Нас окружает большой и удивительный мир! Много интересных и замечательных людей вокруг. Художники рисуют так, чтобы их увидели все. Они рисуют портреты людей разных профессий. Кроме внешнего сходства художники стремятся передать характер человека, его духовный мир. По выражению лиц мы узнаём о чувствах, которые испытывали люди – радость или печаль… Определяем с детьми использованные для этого выразительные средства : колорит, поза, мимика в портретах разных художников : В. Серова «Мика Морозов» , «Девочка с персиками» , З. Серебряковой «Девочка с куклой» , В. Тропинина «Портрет сына художника » , И. Репина «Стрекоза» и другие. Рассматривая картину, мы отмечаем настроение героя, о чём говорит его лицо, глаза, какие средства изображения художник использует. По одежде, по действиям людей, изображённых на картине можно узнать, кто они. Часто сравниваем картины, находя явные различия. Я рассказываю детям о том, какие бывают портреты (погрудные, поясные, во весь рост) . Подразделяются на живописные (портрет , автопортрет , скульптурные и графические.

Предлагаю детям доставить друг другу радость, изображая портрет друга , подруги. Чтобы овал лица у детей не получался слишком маленьким, или не похожим на овал, я сначала предлагаю ребятам использовать трафарет овала лица с глазами. Внешняя обводка – овал лица, внутренняя – глаза. Когда глаза находили своё место на лице, не трудно было пририсовать нос и рот. Показываю детям несколько вариантов изображения носа и рта. Затем вместе изучаем мимику : форму рта, глаз и положения бровей. Потом изучаем причёски у мальчиков и девочек, находим отличия от причёсок взрослых людей. Так же выясняем, что волосы разного цвета и качества (прямые и кудрявые) . А уши овальной формы, расположены под линией глаз, бывают не видны за волосами. Обращаю внимание детей на то, что шея уже лица, а плечи шире головы.

Прежде чем рисовать фигуру человека, рассматриваем части тела. Обращаю внимание ребят на красоту человеческой фигуры, её пластичность, соразмерность всех частей тела. Учимся видеть сходство поз в схематичном изображении – выкладываем человечков в разных позах, повторяем движения, принимая необходимую позу, обозначаем словами.

Линия, пятно, цвет, объём – средства передачи мысли художника, такие же необходимые, как слова для писателя и звуки для композитора. Если овладеть этими волшебными инструментами, то желание передать на бумаге свои впечатления и фантазии обретёт реальное воплощение. Маленький человек, воспринимая и осваивая мир, окружающий его, отражает в рисунке пережитые чувства. Он как бы заново создаёт для себя ситуацию, развевая и обобщая её в рисунки. Малыш ещё не умеет изображать пространства, мелкие детали при рисовании человека, поэтому часто сопровождает свой рисунок рассказом. Взрослея, он начинает повышать требования к себе как к художнику, старается нарисовать так, чтобы было «похоже» . На этом этапе неудачи могут оказать негативное воздействие появлением чувства неуверенности в своих силах, ослаблением интереса к изобразительному творчеству. Поэтому очень важно помочь ребёнку сформировать навыки владения художественными средствами. Ребёнок легко усваивает новые умения, если этот опыт приходит во время игры, занимательного действия, эмоционально окрашенного переживания. Знакомство с приёмами работы , со способами деятельности в различных видах изобразительного творчества осуществляется тогда без излишних усилий, настраивая ребёнка на успешность его деятельности.

Публикации по теме:

Из опыта работы. Приобщение дошкольников к художественной литературе Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе «Чтение – вот лучшее учение» А. С. Пушкин Я хочу рассказать о своем опыте.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 8 «СКАЗКА» Из опыта работы Тема: «Экологическое.

Как знакомить детей с народными промыслами. (Из опыта работы) Знакомство с народными промыслами. (из опыта работы) Рассматривание и анализ образцов национальных изделий, чтение и рассматривание иллюстративного.

Консультация для педагогов из опыта работы «Инновационные педагогические технологии» Актуальность Не для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение.

Консультация для родителей «Как начинать знакомить детей с историей Царского Села» Вот уже более двух веков г. Царское Село, г. Пушкин является одним из привлекательных пригородов Санкт - Петербурга. Это, несомненно, «Крупнейший.

Консультация «Обучение детей выразительному пению» (из опыта работы) Мир звуков окружает ребенка буквально с момента рождения. В безбрежном звуковом море музыкальные звуки особенно влекут детей. Постигая мир.

Контрольная работа 1. К видам изобразительной деятельности не относятся: а) рисование б) архитектура в) аппликация г) лепка

Контрольная работа 2. К видам изобразительной деятельности относится: а) живопись б) графика в) лепка г) скульптура

Контрольная работа 4. Деревянный станок для живописи это: а) палитра б) мольберт в) поворотный круг г) композиция

Контрольная работа 5. Картина И. И. Шишкина «Утро в сосновом бору» относится к: а) скульптуре б) графике в) живописи г) архитектуре

Контрольная работа 6. К изобразительным средствам относятся: а) штрих, линия, пятно; б) гуашь, карандаш, уголь; в) пропорции, конструкция, тон

Низкий уровень – 14 - 16 б. Средний уровень – 17 -19 б. Высокий уровень – 20 б.

Ознакомиться с этапами, методикой ознакомления с живописью детей дошкольного возраста по книге: Чумичева Р. М. Дошкольникам о живописи. - М. , 1992. Определить, какие из данных приемов обучения используются на I этапе ознакомления с живописью: вопросы обобщенного характера, нацеленные на установление связи между содержанием произведения и средствами выразительности; искусствоведческий рассказ воспитателя; прием выявления композиционных и колористических особенностей картины; прием сравнения картин; вопросы конкретного характера на перечисление изображения; прием «вхождения в картину» , воссоздания предшествующих событий; прием классификации картин; рассказ образец, раскрывающий эмоционально личностное отношение педагога к картине; игровые приемы и ситуации; мини рассказы детей о картине.

Определить, какие из данных приемов обучения используются на II этапе ознакомления с живописью: рассказ образец, демонстрирующий эмоционально личностное отношение педагога к картине; прием прямых указаний педагога; вопросы с целью установления связи между содержанием картины и средствами ее художественной выразительности; прием мысленного создания собственной картины по названию, данному художником; искусствоведческий рассказ педагога; мини рассказ детей о понравившейся картине; вопросы конкретного характера, направленные на формирование эмоционально личностного отношения к картине; поиск композиционных и колористических вариантов решения образа; использование музыки, поэзии; прием сравнения.

Определить, какие из данных приемов обучения используются на III этапе ознакомления с живописью: вопросы конкретного характера на перечисление изоб раженного на картине; прием сравнения картин; мини рассказы детей о понравившейся картине; искусствоведческий рассказ воспитателя; постановка детьми вопросов о просмотренном про изведении; прием классификации картин; использование музыки, поэзии; вопросы конкретного характера, направленные на формирование личностного отношения детей к картине; прием мысленного создания собственной картины по названию, данному художником; рассказ образец, раскрывающий эмоционально личностное отношение педагога к картине.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Подобрать художественнодидактические игры и упражнения для детей дошкольного возраста по ознакомлению детей дошкольного возраста с изобразительным искусством.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Составить словарь терминов по теме «Живопись» , используя следующие сайты: http: //eart. by. ru/ Словарь терминов по изобразительному искусству http: //artdic. ru/ Словарь изобразительное искусство - художники http: //www. wm-painting. ru/Terms. KO Термины в изобразительном искусстве

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Работа по подгруппам. Заполнить таблицу. Изучить исследования одного автора и представить особенности данной методики. . АВТОР ЗУБАРЕВА Н. М. ЧУМИЧЕВА Р. М цель исследования Программа обучения Методичес кие Приемы Организация деятельности детей Требования к личности воспитателя

Литература Зубарева Н. М. Особенности эстетического восприятия натюрморта детьми старшего дошкольного возраста // Вопросы психологии. - 1965. - № 5. - С. 50 -58. Зубарева Н. М. Дети и изобразительное искусство. М. : Просвещение, 1969. -С. 24 -42. Халезова Н. , Чумичева Р. Как понимают старшие дошкольники значимость социальных явлений, выраженных в жанровых картинах // Дошкольное воспитание. - 1985. - № 3. -С. 52 -54. Чумичева Р. М. Дошкольникам о живописи. - М. : Просвещение, 1992. .

Требования, предъявляемые к портрету Доступность содержания портретов для детского восприятия. Содержание портрета должно носить воспитывающий, гуманный характер, способствовать формированию нравственно-эстетических качеств, чувств, отношений. Яркая выраженность эмоционального состояния. Разнообразие средств выразительности (цвет, композиция, мимика, ритм)

1 -й этап: “Созерцательный”. Цель: Подвести детей к восприятию портретного искусства. Задачи: Учить понимать “язык эмоций”. Развивать внимание и наблюдательность. Воспитывать чуткое отношение к окружающим людям, обогащая социальный опыт детей.

Задание “Посмотри на своего друга и опиши его”, “Вспомни, каким был твой друг вчера? Как ты узнал об этом? Почему он был таким? ” и т. д. “Внимательно посмотри в лицо своей мамы (папы) и расскажи нам завтра о ней (о нем)” и др. “Когда и почему ты был веселым, грустным, испуганным, удивленным и т. д. ”.

дидактические игры и упражнения “Угадай “тайну” лица”, “Узнай характер”, “Дорисуй лицо”, “Артисты” и др.

Произведения литературы В. Маяковский “Что такое хорошо и что такое плохо”, А. Барто “Вовка – добрая душа”, Л. Квитко “Бабушкины руки”, Е. Шварц “Сказка о потерянном времени”, Т. Нуждина “Мир людей” и др.

Пословицы и поговорки “Мал телом, да велик делом”, “Здоров на еду, да хил на работу”, “Дерево смотри в плодах, а человека в делах”, “День меркнет ночью, а человек печалью” и др.

2 -й этап: “Художественнообразный” Цель: Обогатить чувственный опыт детей через эстетическое восприятие портретной живописи и скульптуры. Задачи: 1. Уточнить знания о жанре портрета, его видах и особенностях. 2. Учить понимать “язык изобразительного искусства”. 3. Формировать умение давать эмоциональноличностную оценку произведению.

Методические приемы Пояснение (используется при первых беседах для уточнения представлений, например, “Как ты думаешь, почему, когда я показала эту скульптуру, зазвучала такая музыка? ”), Сравнение (например, репродукции с картины В. М. Васнецова “Аленушка” и скульптуры), Акцентирование деталей (закрывается все изображение, кроме, например, глаз, губ, рук).

Методические приемы Вызывание адекватных реакций (например, при рассматривании скульптуры “Мать и дитя” детям задаются вопросы: “Вспомните, что вы чувствовали, когда вас обнимала мама? Какие у мамы руки? ”), Тактильно-чувственный метод (прикосновение к ребенку, повторение изображенных движений), Оживление детских эмоций с помощью литературных и песенных образов, (рассматривание репродукции с картины М. Врубеля “Царевна лебедь” сопровождают стихи А. С. Пушкина о царевне лебеди;

Методические приемы Прием “вхождения в картину” рассматривая репродукцию с картины И. Крамского “Неизвестная”, детям предлагается поставить себя на место изображенной женщины и ответить на вопросы “Что вы чувствуете? слышите? видите? ”), Метод музыкального сопровождения (может предшествовать восприятию картины, сопровождать его и служить фоном для искусствоведческого рассказа), Игровые приемы (“Загадай что-либо о глазах (одежде, руках и т. д.), а мы отгадаем”, “Узнай, к какому из портретов подходит эта музыка? ”, “Придумай свое название портрету”, “Узнай скульптуру по силуэту” и др.).

Средства выразительности данного жанра мимика лица - отмечаются глаза и губы; поза и жест, руки, костюм, фон и др.

Виды портрета По числу изображенных людей (одиночные, групповые и парные), По композиции (голова, голова с плечевым поясом, полуфигура, фигура), По смысловой нагрузке (парадные и камерные).

3 -й этап: “Художественнотворческий” Цель: Развивать у детей художественное восприятие человека. Задачи: 1. Совершенствовать технические навыки изображения человека. 2. Развивать у детей творческие способности. 3. Формировать умение понимать других людей, передавать их внутренний мир и выражать свое отношение к человеку, изображенному на портрете.

Основные темы 1. Способы изображения человека. 2. Средства выразительности портрета. 3. Передача особенностей образа человека.

Способы изображения человека Нетрадиционные, рисование ладошкой. “Ладошковая живопись и графика” дети рисуют портреты Буратино (Карандаша и др.). Использование готовых трафаретов, которые обводятся и дорисовываются (как статичные, так и в динамике).

Формы организации занятий “Уроки Карандаша”, обучение ведется от лица тростевой куклы. Занятия-игры, например, “Футбол” (лист бумаги оформляется как футбольное поле, дети садятся напротив друга и начинают игру по очереди, подавая мяч и рисуя бегущего футболиста на месте его остановки).

Игровые задания Разгадывание письма, дорисовывая схематичные изображения человека в движении), Игры (“Зеркало” – подвижная игра с зарисовкой показанных движений, “Комплекс зарядки для медвежонка” – изображение схем упражнений и др.). Специальные дидактические пособия, “Проволочные человечки”, которые легко сгибаются и используются для показа движений, их зарисовки и др.

Средства выразительности портрета Схемы, показ способов рисования, листы-пробники, “волшебные досочки” для упражнений в изображении движений бровей, глаз, губ. Дорисовка сюжетных картинок, “оживлением” портретов сказочных персонажей под шапками-невидимками, “гримировкой” лиц и др.

Средства выразительности портрета Костюмом человека как средством выразительности портрета (дети получают элементарные знания об особенностях одежды, головных уборов, обуви). Экспериментируя с подбором костюмов, дети пробуют себя в роли художника-модельера, рисуя манекенов и наряжая их, либо используя готовые изображения людей

Дидактические игры “Портреты цветных человечков” - определение характера человека по цвету, “Цветовая картина” - подбор цвета к разным образам и др.), Игровые упражнения с раскрашиванием (“Передай тревожный характер в рисунке с изображением бегущей из дворца Золушки”, “Покой и печаль в рисунке с изображением Спящей красавицы” и др.). Знакомя детей с выразительностью и характером линий, предлагают следующие задания: “Узнай портрет по линейному рисунку”, “Собери образ из линий”, “Расколдуй фигуры” и др.

Передача особенностей образа Задача – передавать не только внешнее сходство, но и внутренний мир человека, выражая свое отношение к портретируемом. Тематика - портреты близких людей – мамы и папы. Дети учатся передавать половые отличия мужчины и женщины, выражающиеся в чертах лица, прическе, телосложении, костюме, характере и т. д.

Вывод Дети не только учатся изображать человека, но и отражают свое эстетическое отношение к окружающему миру людей, проявляя свое творчество и фантазию

Цель: знакомство детей с одним из жанров живописи (портретом); закреплять знания о профессии «художник»; формировать у детей положительный эмоциональный отклик к произведениям изобразительного искусства; воспитывать уважение к труду художника; обогащать словарь детей («портретист»).

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, детских работ в изостудии, разрезное лото «Профессии»; д/и «Кому что нужно для работы», «Угадай настроение»; беседы с детьми о труде взрослых; отгадывание загадок; чтение рассказа Н.Носова «Приключения Незнайки».

Оборудование: два мольберта, фломастеры, маленькие незаконченные портреты девочки (по количеству детей), палитра, краски, карандаши, лист бумаги, кисть.

Ход занятия:

Смурфик: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я – «Смурфик-кисточка» - самый главный над всеми кисточками.

Восп-ль: Смурфик, а что это ты такой сегодня веселый?

Смурфик: я ходил в картинную галерею музей. Там много красивых картин. Они мне очень понравились, поэтому я такой веселый и довольный.

А у вас какое сегодня настроение? (Хорошее, веселое…) Улыбнитесь, потянитесь!

По дороге к вам в гости я зашел на почту и принес вот эту посылку (красивую коробку) и конверт. Интересно посмотреть, что там лежит?

Но сначала отгадайте мою загадку:

У меня есть карандаш,

Разноцветная гуашь,

Акварель, палитра, кисть

И бумаги плотный лист,

А еще мольберт-треножник,

Потому, что я ….(художник)

Молодцы, правильно отгадали! Так расскажите пожалуйста, кто же такой художник? (Человек, который рисует картины).

А теперь давайте посмотрим, что находится в этой посылке

Для кого нужны все эти предметы? (для художника)

Как вы думаете, ребята, где хранят художники свои картины? (в музее, картинных галереях)

Правильно, в музее потом делают выставки картин. Туда можно прийти и посмотреть на них.

Раз, вы так хорошо умеете отгадывать загадки, попробуйте еще раз:

В нарисованной картине

Это главное лицо.

Может папа или мама,

Может дедушка и я

Нарисованы в картине

Может вся моя семья.

Догадаться тут несложно,

Неуверенности нет,

Что красивая картина

Называется …..(портрет)

Правильно. Портрет – это такая картина, на которой художник рисует лицо человека или изображает его во весь рост. Художник передает черты человека, его характер. Такие картины называются «портретами», а художников, которые рисуют их так и называют «художниками-портретистами».

(Дети смотрят на экран)

Смурфик: А теперь пришло время посмотреть, что лежит в этом большом конверте.

Посмотрите ребята на этот портрет девочки. Его нарисовал художник Борис Кустодиев. На этом портрете он изобразил свою дочку, которую зовут Иринка. Она вам нравится? (Да)

Чем вам понравилась девочка? (Она красивая…)

Посмотрите, какой изобразил на портрете художник свою дочку, почему?

Во что одета Иринка? Что у нее в руках?

Как вы думаете, куда может пойти девочка?

Кто еще нарисован на картине? (собака). Ее зовут Шумка.

Глядя на этот портрет попробуйте подобрать слова, которые расскажут об Иринке. Какая она? (Красивая, маленькая, веселая, улыбающаяся, нарядная).

На следующей картине, которую нарисовал художник Илья Репин, нарисована тоже девочка – его дочка, которую зовут Надя.

Какой нарисовал ее художник?

Почему она может быть такой грустной, что с ней могло случиться? (Заболеть, загрустить, ждет маму, устала..)

Какие слова можно подобрать к Наде, нарисованной на этом портрете? (Больная, грустная, задумчивая, усталая..)

Скажите ребята, а эти две девочки, нарисованные на этих портретах похожи?

Какие, ребята, вы молодцы! Наверное вы устали? Сейчас мы с вами поиграем.

Раз -подняться, потянуться

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – тихонечко присесть.

Будем дружно рисовать

И картины создавать.

Восп-ль: Ребята, а кто же создает картины? (художники).

Посмотрите, что-то еще лежит в конверте? . Что это? Как называется картина, на которой художник рисует только лицо? (портрет).

Для того, чтобы закончить эти портреты, нам необходимо превратиться в самых настоящих художников. Для этого надо сказать «волшебные слова»:

Раз, два, три – покрутись

И в художников превратись.

Восп-ль: Теперь наши портреты готовы. У нас получилась целая картинная галерея.

Смурфик, тебе нравятся портреты, которые нарисовали ребята?

Смурфик: Да. Они замечательные. Мне так у вас понравилось, что я решил остаться в вашей группе.

Восп-ль: Оставайся, Смурфик, тебе у нас будет интересно. А теперь ребята, давайте пригласим на нашу выставку всех гостей, но для этого из художников надо превратиться обратно в ребят.

(Дети закрывают глаза)

Раз, два, три – покрутись

И в ребяток превратись.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 16 «Красная Шапочка» города Новочебоксарска чувашской Республики

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ:

«Знакомство дошкольников

с искусством (портретом)»

Подготовила: Горшкова Т.Д.,

Вопитатель старшей группы

«Полянка»

Новочебоксарск, 2014.

Цель: знакомство детей с одним из жанров живописи (портретом); закреплять знания о профессии «художник»; формировать у детей положительный эмоциональный отклик к произведениям изобразительного искусства; воспитывать уважение к труду художника; обогащать словарь детей («портретист»).

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, детских работ в изостудии, разрезное лото «Профессии»; д/и «Кому что нужно для работы», «Угадай настроение»; беседы с детьми о труде взрослых; отгадывание загадок; чтение рассказа Н.Носова «Приключения Незнайки».

Оборудование: два мольберта, фломастеры, маленькие незаконченные портреты девочки (по количеству детей), палитра, краски, карандаши, лист бумаги, кисть.

Ход занятия:

(Дети сидят на стульях, раздается стук в дверь, появляется Смурфик с кисточками, с красивой коробкой и большим конвертом)

Смурфик: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я – «Смурфик-кисточка» - самый главный над всеми кисточками.

Восп-ль: Смурфик, а что это ты такой сегодня веселый?

Смурфик: я ходил в картинную галерею музей. Там много красивых картин. Они мне очень понравились, поэтому я такой веселый и довольный.

А у вас какое сегодня настроение? (Хорошее, веселое…) Улыбнитесь, потянитесь!

По дороге к вам в гости я зашел на почту и принес вот эту посылку (красивую коробку) и конверт. Интересно посмотреть, что там лежит?

Но сначала отгадайте мою загадку:

У меня есть карандаш,

Разноцветная гуашь,

Акварель, палитра, кисть

И бумаги плотный лист,

А еще мольберт-треножник,

Потому, что я ….(художник)

Молодцы, правильно отгадали! Так расскажите пожалуйста, кто же такой художник? (Человек, который рисует картины).

А теперь давайте посмотрим, что находится в этой посылке

(По очереди из посылки воспитатель достает предметы: лист бумаги, кисть, карандаши, краски, палитру, дети называют их)

Для кого нужны все эти предметы? (для художника)

Как вы думаете, ребята, где хранят художники свои картины? (в музее, картинных галереях)

Правильно, в музее потом делают выставки картин. Туда можно прийти и посмотреть на них.

Раз, вы так хорошо умеете отгадывать загадки, попробуйте еще раз:

В нарисованной картине

Это главное лицо.

Может папа или мама,

Может дедушка и я

Нарисованы в картине

Может вся моя семья.

Догадаться тут несложно,

Неуверенности нет,

Что красивая картина

Называется …..(портрет)

Правильно. Портрет – это такая картина, на которой художник рисует лицо человека или изображает его во весь рост. Художник передает черты человека, его характер. Такие картины называются «портретами», а художников, которые рисуют их так и называют «художниками-портретистами».

(Дети смотрят на экран)

Смурфик: А теперь пришло время посмотреть, что лежит в этом большом конверте.

(Воспитатель достает из него поочередно репродукции картин и вывешивает на мольберте)

Посмотрите ребята на этот портрет девочки. Его нарисовал художник Борис Кустодиев. На этом портрете он изобразил свою дочку, которую зовут Иринка. Она вам нравится? (Да)

Чем вам понравилась девочка? (Она красивая…)

Посмотрите, какой изобразил на портрете художник свою дочку, почему?

Во что одета Иринка? Что у нее в руках?

Как вы думаете, куда может пойти девочка?

Кто еще нарисован на картине? (собака). Ее зовут Шумка.

Глядя на этот портрет попробуйте подобрать слова, которые расскажут об Иринке. Какая она? (Красивая, маленькая, веселая, улыбающаяся, нарядная).

На следующей картине, которую нарисовал художник Илья Репин, нарисована тоже девочка – его дочка, которую зовут Надя.

Какой нарисовал ее художник?

Почему она может быть такой грустной, что с ней могло случиться? (Заболеть, загрустить, ждет маму, устала..)

Какие слова можно подобрать к Наде, нарисованной на этом портрете? (Больная, грустная, задумчивая, усталая..)

Скажите ребята, а эти две девочки, нарисованные на этих портретах похожи?

Какие, ребята, вы молодцы! Наверное вы устали? Сейчас мы с вами поиграем.

(Дети выходят на середину группы)

Физкультминутка «Юные волшебники»

Раз -подняться, потянуться

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – тихонечко присесть.

Будем дружно рисовать

И картины создавать.

Восп-ль: Ребята, а кто же создает картины? (художники).

Посмотрите, что-то еще лежит в конверте? (Достает маленькие незаконченные портреты) . Что это? Как называется картина, на которой художник рисует только лицо? (портрет).

Для того, чтобы закончить эти портреты, нам необходимо превратиться в самых настоящих художников. Для этого надо сказать «волшебные слова»:

(Дети закрывают ладонями глаза)

Раз, два, три – покрутись

И в художников превратись.

(дети садятся за столы, дорисовывают лицо на портрете)

Восп-ль: Теперь наши портреты готовы. У нас получилась целая картинная галерея.

Смурфик, тебе нравятся портреты, которые нарисовали ребята?

Смурфик: Да. Они замечательные. Мне так у вас понравилось, что я решил остаться в вашей группе.

Восп-ль: Оставайся, Смурфик, тебе у нас будет интересно. А теперь ребята, давайте пригласим на нашу выставку всех гостей, но для этого из художников надо превратиться обратно в ребят.

(Дети закрывают глаза)

Раз, два, три – покрутись

И в ребяток превратись.

(Гости вместе с детьми рассматривают портреты)


Кузнецова Ольга Владимировна

Цель : знакомство детей с одним из жанров живописи (портретом ) ; закреплять знания о профессии «художник» ; формировать у детей положительный эмоциональный отклик к произведениям изобразительного искусства ; воспитывать уважение к труду художника; обогащать словарь детей («портретист » ).

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций, детских работ в изостудии, разрезное лото «Профессии» ; д/и «Кому что нужно для работы» , «Угадай настроение» ; беседы с детьми о труде взрослых; отгадывание загадок; чтение рассказа Н. Носова «Приключения Незнайки» .

Оборудование : два мольберта, игрушка «Королева – кисточка» , фломастеры, маленькие незаконченные портреты девочки (по количеству детей, красивая коробка (посылка, большой конверт, репродукции портретов художников И . Репина, Б. Кустодиева, палитра, краски, карандаши, лист бумаги, кисть.

Ход занятия:

(Дети сидят на стульях, раздается стук в дверь, появляется кукла - кисточка с красивой коробкой и большим конвертом)

Кукла : Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я – «Королева кисточка» - самая главная над всеми кисточками.

Восп-ль : Кисточка, а что это ты такая сегодня веселая?

Кукла : я ходила сегодня в картинную галерею (музей) . Там много красивых картин. Они мне очень понравились, поэтому я такая веселая и довольная.

А у вас какое сегодня настроение? (Хорошее, веселое) Улыбнитесь, потянитесь!

По дороге к вам в гости я зашла на почту и принесла вот эту посылку (красивую коробку) и конверт. Интересно посмотреть, что там лежит?

Но сначала отгадайте мою загадку :

У меня есть карандаш,

Разноцветная гуашь,

Акварель, палитра, кисть

И бумаги плотный лист,

А еще мольберт-треножник,

Потому, что я ….(художник)

Молодцы, правильно отгадали! Так расскажите пожалуйста, кто же такой художник? (Человек, который рисует картины) .

А теперь давайте посмотрим, что находится в этой посылке

(По очереди из посылки воспитатель достает предметы : лист бумаги, кисть, карандаши, краски, палитру, дети называют их)

Для кого нужны все эти предметы? (для художника)

Как вы думаете, ребята, где хранят художники свои картины? (в музее, картинных галереях)

Правильно, в музее потом делают выставки картин. Туда можно прийти и посмотреть на них.

Раз, вы так хорошо умеете отгадывать загадки, попробуйте еще раз :

В нарисованной картине

Это главное лицо.

Может папа или мама,

Может дедушка и я

Нарисованы в картине

Может вся моя семья.

Догадаться тут несложно,

Неуверенности нет,

Что красивая картина

Называется …. (портрет )

Правильно. Портрет – это такая картина , на которой художник рисует лицо человека или изображает его во весь рост. Художник передает черты человека, его характер. Такие картины называются «портретами » ,а художников, которые рисуют их так и называют «художниками-портретистами » .

(Дети встают и подходят к мольберту)

Кукла : А теперь пришло время посмотреть, что лежит в этом большом конверте.

(Воспитатель достает из него поочередно репродукции картин и вывешивает на мольберте)

Посмотрите ребята на этот портрет девочки . Его нарисовал художник Борис Кустодиев. На этом портрете он изобразил свою дочку, которую зовут Иринка. Она вам нравится? (Да)

Чем вам понравилась девочка? (Она красивая)

Посмотрите, какой изобразил на портрете художник свою дочку , почему?

Во что одета Иринка? Что у нее в руках?

Как вы думаете, куда может пойти девочка?

Кто еще нарисован на картине? (собака) . Ее зовут Шумка.

Глядя на этот портрет попробуйте подобрать слова, которые расскажут об Иринке. Какая она? (Красивая, маленькая, веселая, улыбающаяся, нарядная) .

На следующей картине, которую нарисовал художник Илья Репин, нарисована тоже девочка – его дочка, которую зовут Надя.

Какой нарисовал ее художник?

Почему она может быть такой грустной, что с ней могло случиться? (Заболеть, загрустить, ждет маму, устала.)

Какие слова можно подобрать к Наде, нарисованной на этом портрете ? (Больная, грустная, задумчивая, усталая.)

Скажите ребята, а эти две девочки, нарисованные на этих портретах похожи ?

Какие, ребята, вы молодцы! Наверное вы устали? Сейчас мы с вами поиграем.

(Дети выходят на середину группы)

Физкультминутка «Юные волшебники»

Раз -подняться, потянуться

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – тихонечко присесть.

Будем дружно рисовать

И картины создавать.

Восп-ль : Ребята, а кто же создает картины? (художники) .

Посмотрите, что-то еще лежит в конверте? (Достает маленькие незаконченные портреты ) . Что это? Как называется картина, на которой художник рисует только лицо? (портрет ) .

Для того, чтобы закончить эти портреты , нам необходимо превратиться в самых настоящих художников. Для этого надо сказать «волшебные слова» :

(Дети закрывают ладонями глаза)

Раз, два, три – покрутись

И в художников превратись.

(дети садятся за столы, дорисовывают лицо на портрете )

Восп-ль : Теперь наши портреты готовы . У нас получилась целая картинная галерея.

Кисточка тебе нравятся портреты , которые нарисовали ребята?

Кисточка : Да. Они замечательные. Мне так у вас понравилась, что я решила остаться в вашей группе.

Восп-ль : Оставайся кисточка, тебе у нас будет интересно. А теперь ребята, давайте пригласим на нашу выставку всех гостей, но для этого из художников надо превратиться обратно в ребят.

(Дети закрывают глаза)

Раз, два, три – покрутись

И в ребяток превратись.

(Гости вместе с детьми рассматривают портреты )

Ознакомление дошкольников с портретной живописью

Портретная живопись - один из самых трудных и значительных жанров в изобразительном искусстве. Это не просто изображение конкретного человека, где на первый план выступает задача внешнего сходства, а сложное изучение психологии человеческой личности, ее внутреннего мира, сущности характера, неповторимости облика, определение ее как типичного представителя эпохи, национальности, сословия, выражение художником своего отношения к ней. Раскрыть человека так, как это делает портрет, не способен никакой другой жанр живописи. С помощью особого художественного языка он обращает внимание детей на самое существенное в человеке среди многообразия его качеств - от физических и нравственно-эмоциональных до интеллектуальных проявлений.

Именно в портрете сконцентрирован огромный духовный опыт чувств и отношений человечества к добру и злу, милосердию и жестокости, любви и ненависти. Средством передачи сообщения об эмоциональном состоянии человека в жизни является язык тела - выразительные движения мимики лица, жесты, позы и речь, интонации, тон речи. Художник, используя в портрете изобразительный «язык человеческих чувств», раскрывает внутренний мир человека, его душевное состояние, дает психологическую характеристику переживаний радости, страдания, удовольствия, гнева, недоверия, лукавства и других эмоций, которыми наполнена жизнь человека. Поэтому ознакомление детей с жанром портретной живописи необходимо для формирования, развития и закрепления понимания состояния другого человека.

При ознакомлении с портретом ребенок имеет возможность почувствовать себя то крестьянским мальчиком, заснувшим на природе, то неунывающим, веселым солдатом, то озорной «Стрекозой», то детьми, спешащими на маскарад. Способность поставить себя на место другого, почувствовать его радость, удивление или огорчение, порождает чувство заинтересованности, сопричастности и ответственности. Проживание и переживание многих жизней создает возможность сочувствия и понимания. Познавая другого, ребенок глубже познает и себя; через опыт чувств и отношений других людей учится осознавать, уточнять и корректировать свои эмоции и чувства. Таким образом, у детей формируется и закрепляется умение понимать окружающих людей, проявляя к ним доброжелательность, стремление к общению, взаимодействию, чуткость и заботливость.

Кроме того, ознакомление с портретной живописью способствует развитию эмоционально-эстетических и художественных чувств детей, которые характеризуются сложным переплетением зачастую противоположно направленных эмоций, что упражняет, тренирует чувства, делает их более совершенными. Своеобразно сочетаясь, они дополняют, уравновешивают, облагораживают друг друга. Чем раньше мы будем развивать эмоционально-чувственный мир ребенка, тем ярче и неординарнее станет работать его воображение, образное и ассоциативное мышление, тем интереснее и богаче окажется его творческое самовыражение.

Благодаря знакомству с портретом, ребенок приобщается к исторической и культурной жизни общества, приобретает знания об известных писателях, художниках, музыкантах, ученых, поэтах, общественных деятелях, своих предках, сословных и национальных отношениях в обществе, о профессиях, быте и облике людей разного времени, их взаимоотношениях, моральных нормах и правилах.

Исследования психологов позволяют установить, что портрет как жанр живописи доступен эстетическому восприятию детей уже с 4 лет. В этом возрасте они эмоционально откликаются на выразительный образ портрета (улыбаются, смеются, гладят его и т.д.), проявляют положительный интерес к нему, используют личный опыт, по ассоциации с которым придумывают ситуации, близкие их личной жизни. Увлекаясь общим содержанием портрета, дети в этом возрасте еще не вполне могут объяснить предпочтение выбора того или иного портрета. Однако некоторые средства выразительности уже доступны их пониманию. Так, в определении эмоционального состояния человека в портрете главным для них является общее выражение лица, реже - глаза. Дети в состоянии воспринять и назвать эмоции, изображенные на портрете – «улыбается», «смеется», «плачет». На примитивном уровне у детей есть и эстетическая оценка портрета, но она не аргументирована. Дети называют «красивыми» часто несущественные детали, такие как одежда, волосы, кружева и т.д. У них пока нет знаний о портрете как жанре живописи и средствах его выразительности.

Дети 5 лет также проявляют положительный интерес к портрету. Эмоционально откликаются на портреты людей, образы которых не только близки их личному опыту, но и известны им из литературы, кино. Детям больше нравятся люди с положительным эмоциональным состоянием, хотя они также сопереживают, сочувствуют грусти, печали. Пятилетний ребенок уже обращает внимание на такие средства выразительности, как, например, рисунок. При определении эмоционального состояния он видит не только лицо и его мимику (движение бровей, выражение глаз, губ), но и позу. У детей пяти лет уже формируется элементарное понимание цвета как средства выразительности. Они могут дать эстетическую оценку портрету, хотя их аргументация бедна и зачастую несущественна.

Художники не пишут специально портреты для детей, поэтому подбирать их с целью использования в педагогическом процессе достаточно сложно. Вышеперечисленные особенности восприятия детьми портретной живописи позволяют определить некоторые принципы их отбора.

Во-первых, это должны быть произведения высокохудожественные как по содержанию, так и по средствам выразительности.

Во-вторых, художественный образ портрета по содержанию и по форме изображения должен быть доступен пониманию детей, близок уровню их эмоциональных переживаний. В большей степени это положительные эмоциональные состояния человека, хотя к концу среднего дошкольного возраста возможен показ и некоторых отрицательных эмоций (гнев, боль, отчаяние), если их понимание облегчается изображением деталей или окружающей человека среды. Следует подбирать портреты с ярко представленной экспрессией эмоциональных состояний, показанной через взаимосвязь мимики лица, жестов, позы.

В-третьих, следует подбирать портреты разнообразные по типу, средствам и манере изображения.

На первом этапе работы с детьми дошкольного возраста необходимо познакомить их с портретом как жанром живописи, показав его отличие от других жанров (натюрморт, пейзаж). Дети рассматривают портрет - лицо с ярко выраженной экспрессией (например, смеется, радуется, удивляется). Затем для рассмотрения может быть предложен погрудный портрет, где наряду с эмоциональным состоянием, выраженным на лице (мимика), представлены руки в каком-либо движении, жесте.

На следующем этапе могут быть отобраны портреты, где представлена взаимосвязь выражения лица, жесты рук, позы и где одежда подчеркивает социальную роль человека. Более сложным этапом будет ознакомление детей с портретом, где окружающая среда привносит определенное дополнение к образу, способствует более глубокому пониманию его идеи.

Для детей дошкольного возраста наиболее подходящими для гармоничного восприятия живописи являются женский и мужской портрет, а также разновозрастной портрет (детский, юношеский, взрослый и пожилой человек).

В средней группе дети впервые знакомятся с портретом как с жанром живописи. Основными задачами педагога в этом процессе являются:

Вызвать у детей интерес к портрету, желание его внимательно рассматривать; эмоциональный отклик на настроение изображенных людей; осмысливать эмоции и чувства, отношение к воспринимаемому, ощущать радость от мастерства и таланта художника; соотносить воспринятое с собственными чувствами и опытом, выражать свои переживания и ощущения.

Подводить детей к пониманию того, что в живописном портрете художник изображает реального, конкретного человека (или группу людей), выражая свои чувства и отношения к нему; не разрушая целостного художественного образа знакомить детей с некоторыми средствами выразительности живописного портрета, углубляя тем самым проникновение в смысл художественного образа; учить детей всматриваться в лицо изображенного человека, видеть его внутреннее эмоциональное состояние через внешнее выражение глаз, бровей, губ, то есть «читать» рисунок, так как именно лицо ярко выражает душевное состояние человека, его индивидуальность; обращать внимание детей на экспрессивные свойства жеста (движения рук, ног) и позы, их единство с выражением лица, а также с колоритом портрета, помогающим понять настроение изображенного и отношение к нему художника; подводить детей к видению некоторых элементов композиции портрета: формат полотна, портрет-лицо, погрудный портрет, портрет с несложной позой и жестами рук.

На доступном для детей уровне формировать представление о портрете как особом жанре живописи и некоторых его типах: (женский, мужской, разновозрастной), о языке живописи, последовательности рассматривания портрета; обогащать словарь детей эмоционально-эстетическими, искусствоведческими терминами, образными оборотами речи, которые дети смогут использовать в своих суждениях; развивать ощущение взаимосвязи живописных образов с образами других искусств по отраженному в них эмоциональному настроению.

Знакомство с портретной живописью в данной группе следует начинать, когда дети уже имеют некоторые представления о живописи и таких ее жанрах, как натюрморт и пейзаж. Обычно это вторая половина года.

Портрет - сложный жанр живописи. Понимание его требует от детей определенного социального опыта, знаний как о самом человеке, его эмоционально-нравственных проявлениях, взаимоотношениях с обществом и выражении этого вербально (в речи) и невербально (мимика, пантомимика), так и об изобразительном искусстве, его языке, способах создания художественных образов. Поэтому требуется длительная работа с детьми, содержание которой будет включать два направления. Первое - это формирование представлений о человеке, его чувствах и эмоциях, нравственном отношении ко многим явлениям жизни, выражаемое внутренне и внешне. Второе направление - постепенное формирование у детей понимания языка живописного образа портрета. Первое направление будет осуществляться на разных занятиях, в играх, быту, повседневной деятельности. Второе - на занятиях по ознакомлению с портретом и в художественной деятельности.

В повседневной жизни воспитатель развивает у детей внимание, наблюдательность, понимание и осознание проявлений эмоций у сверстников и взрослых (внешнее выражение состояний). Например, в группу вошла Наташа, она в нарядном платье, смеется, радостная. Воспитатель говорит детям: «Ах, какая Наташа сегодня веселая, радостная, она прямо вся светится! И платье у нее красивое!» Или обращает внимание нескольких детей на Сашу: «Посмотрите на Сашу, кто-то его обидел. Он сейчас заплачет! Поглядите на поникшие плечи и голову, а лицо, какое обиженное: брови уголками подняты, а кончики губ опущены. Давайте, скорее, подойдем к нему, пожалеем его и утешим!»

Воспитатель постоянно обращает внимание ребят и на эмоциональное состояние взрослых - родителей, воспитателей, помощников воспитателя. Кроме того, четко передает детям свои чувства, ярко проявляя их внешне: как в речи, интонациях, так и в мимике, пантомимике (жестах, позе, движениях). Детей следует учить понимать язык жестов, мимику лица, экспрессию поз. Хороший воспитатель зачастую вместо потока слов использует жест, мимику. Это приучает детей время от времени поглядывать на взрослого, его реакцию на их поступки, развивает внимательность и наблюдательность.

Так, вместо слова «нельзя» можно погрозить пальцем, покачать головой, развести руки («Ну и ну!»). «Иди сюда!» - пригласить рукой. «Помолчи!» - палец к губам. Одобрительные жесты: поглаживание, аплодисменты. Следует показать детям и другие жесты, рассказав, что они выражают (огорчение, обиду, испуг, задумчивость и т.д.). Можно провести специальные занятия: «Когда нам весело, когда - грустно», «Что значит ‌ « испуганный», «удивленный»?», «Угадай, что я говорю» (использование мимики и пантомимики). Цель таких занятий - подведение детей к пониманию эмоциональных состояний человека и их внешнему выражению. При проведении музыкальных занятий или занятий по развитию речи следует обращать внимание на эмоциональность настроения, чувство, которое выражает произведение или персонаж повести, сказки.

Хорошо использовать имитационно-образные игры, игры-драматизации, в которых дети упражняются в характерных жестах, позах, мимике. Например, показать, как идет хитрая лисичка, как прыгает испуганный зайчик, как вразвалочку пробирается через кусты косолапый мишка.

Здесь могут помочь просмотр диафильмов, кинофильмов и иллюстраций к сказкам про животных и человека. Прочитав сказку, хорошо рассмотреть иллюстрации о ее героях. Как художник нарисовал злого волка, добрую совушку-сову и т. д. С этой же целью можно использовать и художественно-развивающие игры. Например, «Кто смеется, кто плачет» или «Кому весело, кому грустно», «Убери лишнюю» (дети сравнивают изображенные на карточках яркие эмоциональные состояния людей и разбирают их по общности на группы).

Очень нравятся детям игры, в которых требуется угадать, понять жест, движение, позу. Например, игры «Где мы были мы не скажем, а что делали - покажем», «Расскажите без слов», «Угадай, кто что делает».

Таким образом, портретный жанр живописи раскрывает мир чувств и жизнь людей. Это чрезвычайно важно для познания детьми эмоциональной сферы людей и человеческих отношений. В процессе ознакомления с портретом у детей постепенно формируется эстетическая оценка человека, образ которого передан художником, графиком, скульптором. Поэтому в дошкольном возрасте необходимо максимально использовать огромные возможности изобразительного искусства, которое воздействует на внутренний мир ребенка, расширяет его эмоциональный опыт, учит понимать эстетическое богатство жизни.

Примеры конспектов занятий по ознакомлению детей

Среднего дошкольного возраста с портретной живописью

Беседа «О КОМ РАССКАЗЫВАЕТ ПОРТРЕТ»

Программное содержание . Вызвать у детей интерес к новому жанру живописи - портрету, желание его внимательно рассматривать, эмоционально откликаться на настроение художественного образа, испытывать удовольствие и радость от встречи с ним. Дать детям представление о некоторых типах портретов (женский, мужской и разновозрастной). Обогащать словарь детей эмоционально-эстетическими терминами, образными выражениями. Развивать ощущение взаимосвязи настроений изобразительных и музыкальных образов.

Подготовительная работа . Система занятий по ознакомлению детей с натюрмортом, пейзажем. Рисование, лепка, аппликация образов людей.

Материалы. Репродукции портретов «Маргот танцует» П.П.Кончаловского; «Смеющийся солдат» (фрагмент картины «Переход Суворова через Альпы») В.И.Сурикова; «Портрет крестьянки в русском костюме» И.П.Аргунова; «Портрет Ф. Юсупова с бульдогом» В.А.Серова; «Портрет Л.Н.Толстого» Н.Н.Ге. Музыкальная пьеса «Грезы» из «Альбома для юношества» Р.Шумана.

Ход занятия.

Воспитатель . Ребята, сейчас мы пойдем на выставку художественных картин и полюбуемся ими. Вы тихо войдете в зал, сами постараетесь походить около картин и внимательно их рассмотреть, а потом вы мне расскажете, про кого эти картины. Когда музыка закончится, подойдете к стульчикам и сядете.

Дети входят под тихо звучащую музыку в зал, подходят к стендам и рассматривают портреты. Через 2 минуты воспитатель выключает проигрыватель.

Понравились вам картины? (Ответы детей.) Кто изображен на этих картинах? Да, девочка, мальчик, мужчина, женщина, старый человек - взрослые и дети, а в целом - люди. Такие картины называются портретами. Портрет - это изображение реального человека, который живет сейчас или жил когда-то. Портрет должен быть очень похож на человека, которого художник рисует, но художник старается изобразить его так, чтобы все увидели, какой он - добрый или нет, веселый или грустный, хитрый или простодушный.

Обычно художник пишет портрет того человека, которого он знает, любит или уважает. Так, часто художники пишут портреты своих детей или детей знакомых. Вот посмотрите на картину «Mapгот танцует» Петра Петровича Кончаловского, он нарисовал свою озорницу дочку. Иногда портреты художнику заказывают, а иногда он сам выбирает себе модель, то есть того, кого он хочет нарисовать. Например, Николай Николаевич Ге очень уважал известного писателя Льва Николаевича Толстого, он его и нарисовал - посмотрите на портрет.

А вот портрет мальчика Феликса Юсупова художнику Валентину Александровичу Серову заказали его родители. Мальчик очень любил свою собачку - бульдога, художник и его нарисовал.

Понравились вам портреты? Мы еще с ними увидимся. А сейчас давайте еще посмотрим на них, полюбуемся и послушаем прекрасную музыку. (Включает на 1-2 минуты отрывок из музыкального произведения «Грезы» Р.Шумана.)

ИСПАНСКИЙ ТАНЕЦ

Рассматривание картины «Маргот танцует» (П.П.Кончаловский, 1949 г.)

Программное содержание . Вызвать у детей интерес к портрету девочки, желание его внимательно рассматривать, эмоционально сопереживать ей, соотносить увиденное с собственным опытом, развивать воображение, образное мышление, фантазию. Обогащать словарь детей понятиями «жест», «поза»; «озорная», «лукавая», «шалунья»; «кастаньеты», «Испания», «испанский танец». Развивать у детей умения высказываться, давать оценки, общаться по поводу увиденного; чувствовать и устанавливать связь настроений изобразительного, поэтического и музыкального образов.

Подготовительная работа . Рассмотреть иллюстрации с танцующими людьми, обратив внимание на расположение их рук, ног, всей фигуры, рассмотреть схемы разных поз танцующих людей. Пригласить по возможности танцоров, чтобы они продемонстрировали испанский танец, рассмотреть одежду и кастаньеты. На музыкальном занятии разучить с детьми несколько движений испанского танца.

Материалы . Репродукция портрета «Маргот танцует» П.П.Кончаловского. Музыкальное произведение «Espana Cani» или «Малагуэнья» И.Альбениса.

Ход занятия .

Дети сидят около стенда, он закрыт.

Воспитатель . Дети, недавно мы видели красивый испанский танец. Понравился он вам? А чем? (Ответы детей.) Сегодня я приготовила для вас картину (открывает). Посмотрите на нее и полюбуйтесь, а я включу музыку, она нам поможет понять, про что эта картина, и о чем-то напомнит. (Включает мелодию «Espana Cani», через 1-2 минуты выключает проигрыватель.) Так что же вам напомнила музыка? (Ответы детей.) Задорный испанский танец под кастаньеты. Композитор передал его звуками и ритмом. А что же увидел художник? (Ответы детей.) Он увидел, как его шалунья и озорница дочка красиво и изящно танцует испанский танец.

Маргарита играла с мячиком, прыгала через скакалку, но вдруг услышала музыку и стала танцевать. Это увидела ее мама и нарядила дочку в свое шелковое синее платье с тремя оборками внизу и на рукавах. Под него надела пышную белую юбку. На шею повязала ярко-желтый платок. Какое красивое получилось сочетание цветов – холодного синего с ярко-желтым! Мама прикрепила в волосы девочке два цветка. Получилась очаровательная испанка!

Посмотрите на лицо девочки и расскажите, какое у нее настроение. (Ответы детей.) Веселое, озорное, лукавое, задорное - у нее открыт в улыбке рот, видны даже беленькие зубки. Большие карие глаза весело поблескивают и смотрят прямо на нас. Волосы у девочки пышные, темно-каштановые. А теперь расскажите, что же делает девочка? (Ответы детей.) Как вы догадались? Поза танцующего человека - поднятые руки и ножка. А что это у нее в руках? Погремушки, как кастаньеты у танцовщицы, отбивают ритм.

Как красиво смотрится изящная и яркая фигурка девочки на светлом фоне! Как бы вы назвали этот портрет? (Ответы детей.) А художник назвал свою картину «Маргот танцует». Он с мягким юмором и любовью назвал дочку немного по-испански. А сейчас послушаем еще испанскую мелодию и, глядя на девочку, представим, что она танцует под эту музыку. (В конце можно предложить детям включиться в танец.)




Рассказать друзьям