Первое произведение гайдара. Рассказы гайдара

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой


Слайд 2. Жизнь Аркадия Гайдара полна парадоксов. Она сама и есть парадокс.



Слайд 3. Для начала – корни. По линии отца Петра Исидоровича, Голиковы – крестьяне. А мама, Наталья Аркадьевна, урожденная Салькова, приходилась шестиюродной пра…правнучатой племянницей Лермонтову. Связь не прямая, но символичная.



Слайд 4. Аркадий Голиков (Гайдар – его литературное имя) рано научился читать, рано узнал имена тех, кто написал самые интересные книги – Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Николая Гоголя, Льва Толстого, Жюля Верна…

Но Аркадий не только много читал. Ему нравилось выступать на сцене «домашнего театра», который организовала соседка Голиковых – учительница Татьяна Ивановна Бабайкина, на школьных вечерах художественной самодеятельности. Однажды он читал отрывок из «Крестьянских детей» Н.А. Некрасова. Никому из учеников реального училища так громко не аплодировали, как ему. Даже строгий учитель словесности (так тогда назывались уроки литературы) улыбнулся и сказал соседу: «Мальчишка хорошо подготовлен, знает толк в стихах. А ведь на улице не раз встречал его и думал, что сорвиголова и хороших книжек в руках не держит».

Детство Аркаши, с его обычными мальчишескими делами – реальным училищем, играми, первыми стихами, «морскими сраженьями» на пруду – совпало с Первой мировой войной и революцией. Он называл это время веселым. Сбывались мечты – можно было запросто выменять на базаре револьвер, услышать живьем революционеров – эсеров, кадетов, большевиков. В последние и подался четырнадцатилетний Голиков, став едва ли не самым юным членом этой партии. Но это уже не было игрой. Он верил в новую прекрасную жизнь и пошел ее защищать.

За четыре военным года им пройден путь от адъютанта до командира полка. Полковник в семнадцать лет! Даже юные офицеры 1812 года не знали такой карьеры. Они воевали за Отечество, против иноземного врага, а Голиков дрался со своими же – с русскими. Столько потрясений и боли принесла гражданская, нет, самая настоящая военная война. Ранения, контузия, бивачная жизнь, жестокость, кровь не прошли даром для такого чуткого и самолюбивого юноши, как Аркадий. В результате – тяжелая нервная болезнь, преследовавшая его всю жизнь и заставившая уйти из армии. Но жизненный опыт, накопленный за время гражданской войны, влечет Аркадия к писательству. Первая публикация относится к 1925 году. В журнале «Звезда» была напечатана повесть «В дни поражений и побед». Так называлась первая повесть Голикова, но еще не Гайдара. Подпись «Арк. Гайдар» появилась и стала известной на страницах пермской газеты «Звезда». Это звонкое имя настолько прижилось, что стало фамилией.

Если использовать выражение любимого Гайдаром Гоголя, он вдосталь «проездился по России». И не только по ней. В 1926 году Гайдар со своим товарищем совершает беспечное и самонадеянное путешествие в Среднюю Азию. Позже, будучи газетчиком в Архангельске, он диктует корреспонденцию с борта терпящего бедствие французского корабля «Саида».



Слайд 5. Как один из самых ярких, незабываемых эпизодов хранится в истории Ростовской областной детской библиотеки встреча читателей-величкинцев с Аркадием Гайдаром.

В 1934 году в Ростове состоялось краевое совещание работников детских библиотек, в котором принимал участие А.П. Гайдар. Он выступал тогда в нескольких детских библиотеках, в том числе, и в библиотеке им. В.М. Величкиной, читал отрывки из повести «Военная тайна», затем оставил рукопись читателям библиотеки. Ребята прочитали повесть и написали письмо Аркадию Петровичу, в котором выразили свое недовольство по поводу гибели героя – Альки. В проникновенном и памятном письме читателям ростовской библиотеки им. В.М. Величкиной, отвечая на их вопросы, писатель делился: «Конечно, лучше, чтобы Алька остался жив. Конечно, лучше, чтобы Чапаев остался жив. Конечно, неизмеримо лучше, если бы остались живы и здоровы тысячи и десятки тысяч больших, маленьких, известных и безызвестных героев. Но этого в жизни не бывает… Вам жалко Альку. Некоторые ребята в своем отзыве пишут мне, что им даже «очень жалко». Ну, так я вам откровенно скажу, что мне, когда я писал, было и самому так жалко, что порою рука отказывалась дописывать последние главы. И все – таки это хорошо, что жалко. Это значит, что вы вместе со мною, а я вместе с вами будем еще крепче любить и Советскую страну, в которой жил Алька, и зарубежных товарищей, тех, которые брошены на каторгу и в тюрьмы. И будем еще больше ненавидеть всех врагов: и своих, домашних, и чужих, заграничных, - всех тех, что стоят поперек нашего пути, и в борьбе с которыми гибнут наши лучшие большие и часто маленькие товарищи. Вот вам и ответ на первый вопрос.

«Почему «Военная тайна»? Конечно, по сказке. Буржуин задает три вопроса: первый из них – нет ли у побеждающей Красной Армии какого-нибудь особого военного секрета или тайны ее побед? Тайна, конечно, есть, но ее никогда не понять главному Буржуину. Дело не только в вооружении, в орудиях, танках и бомбовозах. Всего этого немало и у капиталистов. Дело в том, что она глубоко убеждена в правоте своей борьбы. В том, что она окружена огромной любовью миллионов лучших пролетариев капиталистических стран… И это у Красной Армии – тоже своя военная тайна. Вот вам ответ на второй вопрос.

Этим письмом, чтобы не повторяться, я отвечаю сразу ребятам библиотек им. Величкиной и Ломоносова. Всем крепкий привет – Мите Белых, Вите Зарайскому, Алексееву, Подскорину, Рихтер, Вале Чередниченко и вообще всем, у кого на плечах толковая голова.

Я жив, здоров. Живу сейчас в гор. Арзамасе, работаю, пробуду здесь еще несколько месяцев. Осенью, вероятно, буду на Кавказе и тогда, возможно, на день-два опять встретимся. Будьте живы и здоровы и вы.

Письмо А.П. Гайдара было напечатано в журнале «Пионер» в 1940 году. Подлинник письма писателя к читателям библиотеки, к сожалению, был утрачен во время оккупации Ростова немцами.



Слайд 6. Сын советского писателя Аркадия Петровича Гайдара (Голикова). С его именем ассоциировалась известная повесть Аркадия Гайдара «Тимур и его команда».

Тимур Гайдар окончил Ленинградское высшее военно-морское училище в 1948 году, факультет журналистики Военно-политической академии им. Ленина в 1954 году. Служил на подводной лодке в составе Балтийского и Тихоокеанского флотов. Позднее работал в газетах «Советский флот» и «Красная Звезда», а с 1957 года - в газете «Правда», где был редактором военного отдела, собственным корреспондентом на Кубе, в Югославии, в Афганистане. Публиковался также в «Московских новостях» и в «Известиях», был членом редколлегии журнала «Пионер».

Тимур Аркадьевич Гайдар был Почётным гостем и активным помощником Московского Дворца пионеров и школьников им. А. П. Гайдара, расположенного в московском районе Текстильщики.



Слайд 7. Во время Великой Отечественной войны Гайдар находился в действующей армии, в качестве корреспондента "Комсомольской правды". Был свидетелем и участником Киевской оборонительной операции Юго-Западного фронта. Написал военные очерки "У переправы", "Мост", "У переднего края", "Ракеты и гранаты".



Слайд 8. После окружения Юго-Западного фронта под Киевом, в сентябре 1941, Аркадий Петрович попал в партизанский отряд Горелова. В отряде был пулеметчиком. 26 октября 1941 под деревней Леплявою на Украине Аркадий Гайдар погиб в бою с немцами, предупреждая членов своего отряда об опасности. В 1947 году перезахоронен в г. Каневе.



Слайд 9. В 2014 году повести «Судьба барабанщика» исполняется 75 лет!

Повесть «Судьба барабанщика» написана Гайдаром в 1938 году. Она рассказывает о суровых испытаниях, выпавших на долю тринадцатилетнего мальчика Сережи Щербачева, барабанщика пионерского отряда. Мальчик гордится своим отцом, который боролся за революцию. Но отца арестовали за растрату казенных денег. Мальчик мечтал быть смелым солдатом-барабанщиком, похожим на маленького французского героя, о котором он читал, но, утратив чувство внутренней ответственности за свои поступки, совершает ряд ошибок, которые приводят его к встрече с преступниками.

В основе сюжета - острый конфликт, который помогает раскрыть внутренний мир главного героя. Стремительно развивающееся действие психологически оправдано: растет цепь ошибок, заблуждений мальчика, оставшегося без родных, без доброты и доверия окружающих. В тональности повести все сильнее звучит мотив тревоги за судьбу ребенка. Автор прослеживает, как день за днем разрушаются в жизни Сережи главные этические нормы. Сюжет развивается от эпизода к эпизоду все напряженнее и напряженнее, кое-где приближаясь к детективному. Однако детективные элементы подчинены главной теме произведения - теме воспитания. В «Судьбе барабанщика» Гайдар применяет форму рассказа от 1-го лица, что позволяет показать переживания героя, дать его самооценку, не обращаясь к авторскому комментарию. Это искренний рассказ мальчика о своих ошибках и заблуждениях.

Внутренние монологи, наблюдения и размышления героя сочетаются с изображением его в действии. Веря в своего героя, Гайдар психологически точно показывает «выпрямление» юного барабанщика. Победили в подростке чувство единства с родной страной, память о «хороших солдатских песнях» отца и «желтых полянах в одуванчиках», на которых полегло много бойцов Красной Армии. Ощущение революционной связи со всем народом пробудило у Сережи желание жить как все, «прямо и открыто» смотреть людям в глаза.

Сквозь всю повесть проходит романтическая тема барабанщика; она достигает кульминации в одной из последних сцен повести: «И раздался звук, ясный, ровный, как будто кто-то задел большую певучую струну и она, обрадованная, давно никем не тронутая, задрожала, зазвенела, поражая весь мир удивительной чистотой своего тона. Звук все нарастал и креп, а вместе с ним вырастал и креп я.

«Выпрямляйся, барабанщик! уже тепло и ласково подсказал мне все тот же голос.- Встань и не гнись! Пришла пора!»

Во внутреннем диалоге Сережи побеждает бесстрашный барабанщик, и мальчик в ответственную минуту становится борцом, который не мирится с тем, что бандиты и шпионы на его глазах «уходят куда им угодно». Кульминационная сцена повести - распрямление барабанщика - решена романтическими средствами, и это придает ей высокую эмоциональность.

Аркадий Гайдар: «Я пишу главным образом для юношества. Лучший мой читатель – десяти-пятнадцати лет. Этого читателя я люблю, и мне кажется, что я понимаю его, потому что сравнительно не так давно таким же подростком был я сам».



Слайд 10. Рассказ «Чук и Гек» (1939) тоже отметит в этом году свое 75-летие! Этот рассказ, так же как и «Голубая чашка», не сразу был понят критиками, но сразу был принят ребятами. Прошли не года, а десятилетия, и произведения, которые в свое время показались некоторым критикам «во многом спорными», «элементарно простыми по сюжету», «композиционно не слаженными», «недоходчивыми» для детского читателя, живут в памяти современников их первых изданий и в чтении тех, кто растет сейчас. Не так просты эти «элементарно простые по сюжету» рассказы, и поэтическое обаяние того же «Чука и Гека» не только в «безыскусственности» его или в том, что «мир показан сквозь призму детского восприятия». Творческая концепция писателя глубже, внешняя «безыскусственность» и «простота сюжета» отражают богатство и сложность жизни. Это простота большого таланта, а не примитивность видения мира.

Чук и Гек - два брата, и у каждого свои привычки, свойственная только ему манера поведения и логика развития мыслей. Неважно, что пока это мысли не очень как будто значительные, например как лучше поступить с исчезнувшей телеграммой. Рассказать маме правду о своих проделках или что-нибудь придумать? Ведь «у этой мамы был странный характер», и за драку она «разводила драчунов по разным комнатам и целый час, а то и два не позволяла им играть вместе».

И Чук предлагает не говорить о телеграмме совсем. Но Гек осторожнее; он вспоминает, что «врать нельзя», потому что «мама за вранье всегда еще хуже сердится». Так Гек делает открытие не такое уж «простое» и «бесхитростное», что врать опасно, и только. Если же убедишь себя, что ложь - вовсе и не ложь, а значит, наказания не должно быть, то можно и солгать. Писатель не смягчает тему лжи и правды, а ставит ее во всей остроте.

«Чук и Гек» - рассказ о смысле жизни человека, о счастье, о любви к Родине. «Что такое счастье - это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной» - в этих словах Гайдара заключена основная мысль рассказа. Огромный и добрый мир раскрывается перед братьями во время поездки из Москвы на восток, к Синим горам. Сказочный зачин «Чука и Гека» («Жил человек в лесу возле Синих гор») определяет весь интонационный строй рассказа. События, эпизоды, происшествия даны в нем в эмоциональном преломлении восприятия Чука и Гека.

И когда начинаешь читать с заколдованной фразы: «Жил человек в лесу возле Синих гор…» - теплеет на сердце, оттого, что предвкушаешь удовольствие от дальнейших увлекательных событий, от лучистой гайдаровской прозы, от ощущения счастливого восторга, которое так свойственно детству и которое с годами приходит все реже. Реальные события приобретают сказочную окраску, дополняются вымыслом, поэтизируются: «Удивительная это была прогулка! Они шли гуськом к роднику по узенькой тропке. Над ними сияло холодное голубое небо; как сказочные замки и башни, поднимались к нему остроконечные утесы Синих гор».

Замысел Гайдара написать «светлый, как жемчужина», рассказ осуществился в полной мере. Поэтичность, эмоциональность, юмор, ясный лирический подтекст - характерные черты этого произведения, с удивительной силой передающего ощущение счастья жизни и любви к Родине. Очень верным оказалось замечание В. Шкловского в связи с появлением рассказов «Чук и Гек» и «Голубая чашка» о лиричности понимания жизни А. Гайдаром, о новом голосе его, о том, что это новое в гайдаровской манере не перестало делать писателя понятным и любимым детям».

Константин Паустовский: «Аркадий Гайдар был по праву человеком героическим и легендарным. Он был отважен, верен своему делу – писательству. Он обладал воображением легким, крылатым, неиссякаемым. Сила его воображения не вмещалась целиком на страницах его книг. Избыток этой силы как бы выплескивался в повседневную жизнь, наполняя радостью, делал эту повседневность необычайной.

Жизнь вместе с Гайдаром всегда сулила неожиданности. Очевидно, поэтому дети всерьез считали его волшебником, взрослые поражались его проницательности.

Большинство людей не умеют вести себя с детьми как с равными. Гайдар умел это. Он видел насквозь любого деревенского мальчишку со всеми его мечтами и увлечениями, с его бурной радостью, жаждой деятельности и простодушным лукавством.

Дети не отставали от него, ходили за ним следом, как за предводителем и лучшим другом. Они гордились им и беспрекословно подчинялись его приказам, всегда точным и разумным…»



Слайд 11. Старенький дом на улице Горького, чей возраст перешёл уже вековой рубеж, знаком в Арзамасе каждому - здесь с 1912 по 1918 год жил со своей семьёй детский писатель Аркадий Гайдар. В те годы писатель сам был ещё ребёнком, но именно здесь были заложены основы его будущего творчества, повлиявшего впоследствии на развитие целого поколения. Дом-музей по-прежнему хранит интерьеры начала ХХ века, в которых жила семья знаменитого писателя. В доме четыре комнаты - гостиная, комната родителей, кухня и детская. В этих комнатах можно увидеть вещи, ценность которых заключается не только в причастности к жизни Гайдара. На старинном комоде в комнате родителей стоят изящные каретные часы прямоугольной формы. Эти часы еще в те годы, сто лет назад, считались настоящей семейной реликвией. Кухня - прекрасный образец бытового уклада начала ХХ века: большая русская печь, медный умывальник, самовар. А в детской комнате стоит тот самый стол, за которым сначала учился выводить буквы маленький Аркадий, а потом уже, подросшим, писал серьёзные письма своему отцу на фронт. Множество книг в доме - это не музейная декорация. В семье Гайдара действительно любили читать, и книги, принадлежавшие семье, до сих пор бережно хранятся.

Дом-музей А. П. Гайдара рассказывает историю не одной семьи, а целой исторической эпохи. В общении с экскурсоводами музея можно узнать много нового о жизни в Арзамасе в годы революции и гражданской войны. Кроме постоянной экспозиции - интерьеров дома, здесь проводятся и другие выставки, связанные с историей города и соседних регионов, с музеями которых ведётся активное сотрудничество.

В Арзамасе имя А. П. Гайдара присвоено одной из улиц, городскому парку культуры и отдыха, школе № 7, центральной городской детской библиотеке, Арзамасскому государственному педагогическому институту. Гайдаровскими называются пруды расположенные в центральной части города, на которых маленький Аркадий устраивал свои «морские бои». В городе сохранилось здание Реального училища, в котором учился писатель.



Слайд 12. С 1938 по 1941 годы А. П. Гайдар жил в подмосковном Клину на улице Большевистской (ныне ул. Гайдара). Здесь он написал произведения «Тимур и его команда», «Дым в лесу», «Комендант снежной крепости». В Клину Центральная детская библиотека носит его имя.

В 1989 г. в Клину, в доме, где жил и работал А.П. Гайдар, открыт музей, в котором представлена экспозиция, посвященная его жизни в Клинский период.

Дом-музей А.П. Гайдара хранит много документов, фотографий, книг, личных вещей, предметов быта, связанных с жизнью и творчеством писателя.

Мемориальная часть экспозиции воспроизводит главные этапы биографии писателя в годы гражданской войны. Фотографии писателя в кругу родных, друзей, обстановка рабочего места писателя, жилой комнаты раскрывают период его жизни в Клину с 1938 г. по 1941 г.

Литературная часть экспозиции знакомит с творчеством Гайдара, прижизненными изданиями его произведений, написанными в Клину.



Слайд 13. Памятник Мальчишу – Кибальчишу (литературному герою) открыт 19 мая 1972 года, в день 50-летнего юбилея со дня основания пионерской организации, у главного входа в Московский городской Дворец пионеров на Ленинских горах. Авторы этого произведения скульптор В. К. Фролов, архитектор В. С. Кубасов. Высота памятника 5 метров. Памятник Мальчишу – Кибальчишу представляет собой скульптуру мальчика, выполненную из кованой меди и установленную на гранитный постамент. Фигура изображена в движении вперед, одна нога приподнята для дальнейшего шага. В руках у мальчика горн и сабля. На голове буденовка, на ветру развевается рубаха. Скульптура установлена на длинный возвышающийся, отлогий постамент, изготовленный из гранитных плит. Скульптор нашел и воплотил в художественно-пластической форме яркий образ юношеской романтики, горячности, готовности к подвигу и верности.



Слайд 14. В Советском Союзе книги Гайдара играли огромную роль в воспитании подрастающих поколений. Имя Гайдара было присвоено многим школам, улицам городов и сёл СССР.

В Ростовской области улица Гайдара есть в Ростове-на-Дону и Батайске, переулок Гайдара – в Новочеркасске и Шахтах.

10 детских библиотек носят имя Аркадия Петровича Гайдара:


Имя А. П. Гайдара носят Калининградская и Белгородская областные детские библиотеки, Калужская центральная городская детская библиотека, центральная детская библиотека г. Севастополя.

В 1978 и 1983 годах издан художественный маркированный конверт, посвященный писателю.



Слайд 15. Наиболее известные произведения Аркадия Гайдара: «P.B.C.» (1925), «Школа» (1930), «Дальние страны» (1932), «Четвёртый блиндаж», «Военная тайна» (1935), «Тимур и его команда» (1940), «Чук и Гек» (1939), «Судьба барабанщика» (1938), рассказы «Горячий камень» (1941), «Голубая чашка» (1936). В произведениях 1930-х годов - героизация и романтизация Гражданской войны, преданность идеалам первых лет советской власти.

В Советском Союзе произведения Аркадия Гайдара издавались более 1100 раз общим тиражом около 105 миллионов экземпляров на русском языке, на языках народов СССР и зарубежных стран.

Произведения писателя вошли в школьную программу, активно экранизировались, переведены на многие языки мира. Произведение «Тимур и его команда» фактически положило начало уникальному тимуровскому движению, ставившему своей целью добровольческую помощь ветеранам и пожилым людям со стороны пионеров. С. Маршак называл Гайдара «всесоюзным вожатым».

Список литературы

  1. Арзамасцева И. Н. Гайдар А. П. / И. Н. Арзамасцева, С. А. Николаева // Детская литература: учебник для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2001. – С. 296-303.
  2. Гайдар Аркадий Петрович // Писатели нашего детства. 100 имен: биографический словарь в 3-х частях. Ч.1. – М.: Либерея, 1999. – С. 102-105.
  3. Гайдар Аркадий Петрович//Русские детские писатели ХХ века: биобиблиографический словарь. – М.: Флинта, Наука. – 1997. – С. 113-116.
  4. Гайдар в школе: пособие для учителей / сост. Т. Ф. Курдюмова. – М.: Просвещение, 1976. – 126 с.
  5. Жизнь и творчество А. П. Гайдара: материалы для выставки в школе и детской библиотеке. - М. : Дет. лит., 1984. - 18 с., л. ил.
  6. Камов Б. Аркадий Гайдар. Мишень для газетных киллеров/ Б. Камов.- М.:ЗАО «Олма Медиа Групп», 2011. – 544 с.
  7. Крук Н. В. Чук и Гек: литературный час / Н. В. Крук, И. В. Котомцева // Библиотечные уроки по чтению. Сценарии 1-9 кл: в 2 ч. Ч 1. – М. : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2010. – С.179-197.
  8. Белянкова Н. М. О Всероссийской научно-практической конференции «Роль произведений А.П. Гайдара в патриотическом воспитании детей и юношества» / Н. М. Белянкова // Начальная школа. - 2006. - №10. - С. 30-31.
  9. Корф О. «Судьбе барабанщика» Аркадия Гайдара - 60 лет!/ О. Корф // Детская литература. – 1999. - № 4. – С. 71.
  10. Корф О. Повести Аркадия Гайдара «Чук и Гек» - 60 лет!/ О. Корф // Детская литература. – 1999. - №1. – С. 57.
  11. Мантурова Л. Сказка о принце Гайдаре / Людмила Мантурова // Детская литература. - 2004. - № 1/2. - С. 80-82.
  12. Мотяшов И. «...Яко на небеси, и на земли»: [ради чего жил и погиб Гайдар] / Игорь Мотяшов // Детская литература. - 2004. - № 1/2. - С. 40-78.
  13. Овчинникова И. «Чук и Гек». Памяти А. Гайдара (1904-1941)/ И. Овчинникова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2011.- № 1. – С.12-14.
  14. Фролова Е. А. Номинация персонажей в рассказе А. П. Гайдара «Чук и Гек» как средство раскрытия семейной темы / Е. А. Фролова // Русский язык в школе. - 2001. - № 5. - С. 49-51.
  15. Цветов В. Страна умирающих рыцарей: неюбилейное послесловие к 100-летию Аркадия Гайдара / Владимир Цветов // Первое сентября. – 2004. - 10 февр. (№ 11). - С. 3.

Аркадий Петрович Гайдар

Аркадий Петрович Гайдар (22 (9) января 1904 - 26 октября 1941; настоящее имя Аркадий Петрович Голиков) - советский детский писатель.

Родился в городе Льгов Курской губернии в семье учителя. Детство провёл в Арзамасе.

В Первую мировую войну отца забрали на фронт. Аркадий, тогда еще мальчишка, пытался добраться на войну. Попытка не удалась, его задержали и вернули домой.

В 14 лет вступил в ряды Красной Армии. Окончил Киевские пехотные курсы. Воевал на петлюровском, польском, крымском фронтах. Был командиром взвода (в 15 лет), роты (в 16 лет). В феврале 1921 года Аркадий закончил Высшую стрелковую школу "Выстрел". После окончания, вначале командовал 23-м запасным полком, а с июня 1921 годы - 58-м отдельным полком по борьбе с бандитизмом (Аркадию в то время было 17 лет). Сами "антоновцы", с которыми сражался Голиков, отмечали его высокие моральные качества. После ликвидации "антоновщины" Голиков служил в Башкирии, а затем в Хакасии, где занимался поисками банды Соловьева. Состоял в рядах ЧОН (Части особого назначения) Сибири. Существуют слухи о нечеловеческой жестокости Голикова, о том, что он якобы лично расстреливал население целых деревень (женщин и детей) по подозрению в укрытии Соловьёва, а зимой, экономя патроны, топил подозреваемых в сговоре с бандой Соловьева в озёрах Большое и Чёрное (республика Хакасия) десятками человек. Никаких документальных подтверждений этих зверств не существует. В 1924 году уволился из армии вследствие контузий, полученных на фронтах Гражданской войны.

Наставниками автора на литературном поприще были М.Слонимский, К.Федин, С.Семенов. Гайдар начал печататься в 1925 году. Произведение "Р.В.С." оказалось знаковым. Писатель стал настоящим классиком детской литературы, прославившись произведениями о боевом товариществе, искренней дружбе.

Литературный псевдоним "Гайдар" расшифровывается как "Голиков АркадиЙ Д"АРзамас" (по подражанию имени Д"Артаньяна из "Трёх мушкетёров" Дюма).

Наиболее известные произведения Аркадия Гайдара: "P.B.C." (1925), "Дальние страны", "Четвертый блиндаж", "Школа" (1930), "Тимур и его команда" (1940), "Чук и Гек", "Судьба барабанщика", рассказы "Горячий камень", "Голубая чашка"… Произведения писателя вошли в школьную программу, активно экранизировались, переведены на многие языки мира. Произведение "Тимур и его команда" фактически положило начало уникальному тимуровскому движению, ставившему своей целью добровольческую помощь ветеранам и пожилым людям со стороны пионеров.

Во время Великой Отечественной войны Гайдар находился в действующей армии, в качестве корреспондента "Комсомольской правды". Был свидетелем и участником Киевской оборонительной операции Юго-Западного фронта. Написал военные очерки "У переправы", "Мост", "У переднего края", "Ракеты и гранаты". После окружения Юго-Западного фронта под Киевом, в сентябре 1941, Аркадий Петрович попал в партизанский отряд Горелова. В отряде был пулеметчиком. 26 октября 1941 под деревней Ляплявою на Украине Аркадий Гайдар погиб в бою с немцами, предупреждая членов своего отряда об опасности. Захоронен в г. Каневе

В середине 1920-х годов Аркадий женился на 17-летней комсомолке из Пензы Рувелии Лазаревне Соломянской. В 1926 году в Архангельске у них родился сын Тимур. Спустя 5 лет жена с сыном ушли от него к другому мужчине.

Второй брак Гайдара произошёл в середине 1930-х годов. Он усыновил Женю - дочь своей второй супруги Доры Михайловны.

В советское время книги Гайдара были одним из основных средств воспитания подрастающего поколения. Органы воспитания СССР ставили в пример советским детям героев его повестей и рассказов. Организовывавшиеся советскими школами отряды детей для помощи пожилым людям назывались "тимуровскими", а их участники - "тимуровцами", в честь главного героя повести Гайдара "Тимур и его команда".

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. Тимуровские команды и отряды действовали в школах, детских домах, при дворцах и домах пионеров и др. внешкольных учреждениях, по месту жительства; только в РСФСР насчитывалось свыше 2 млн. тимуровцев. Они шефствовали над госпиталями, семьями солдат и офицеров Советской Армии, детскими домами и садами, помогали собирать урожай, работали в фонд обороны; в послевоенный период они оказывали помощь инвалидам и ветеранам войны и труда, престарелым; ухаживали за могилами погибших войнов.

В 60-е г.г. поисковая работа Тимуровцев по изучению жизни Гайдара во многом способствовала открытию мемориальных музеев писателя в Арзамасе, Льгове. На средства, собранные Тимуровцами, в Каневе организована библиотека- музей им. Гайдара. В начале 70-х г.г. создан Всесоюзный штаб Тимура при редакции журнала "Пионер".

Традиции Тимуровского движения нашли свое выражение и развитие в добровольном участии детей и подростков в благоустройстве городов и сел, охране природы, помощи трудовым коллективам взрослых и др.

Тимуровские команды и отряды созданы в пионерских организациях ГДР, НРБ, ПНР, СРВ, ЧССР.

Имя Гайдара было присвоено многим школам, улицам городов и сел СССР. Памятник герою повести Гайдара Мальчишу-Кибальчишу - первый в столице памятник литературному персонажу (скульптор В.К. Фролов, архитектор В.С. Кубасов) - установлен в 1972 у Городского дворца творчества детей и юношества на Воробьёвых горах (в советское время - Дворец пионеров и школьников на Ленинских горах).

Аркадий Голиков (Гайдар) – детский писатель, участник кровопролитной Гражданской войны и каратель антисоветского подполья. Голиков – одна из самых противоречивых личностей в советской истории. Кто же он: жестокий убийца мирного населения, закоренелый алкоголик, или талантливый детский писатель?

Детство

Аркадий Петрович появился на свет 9(22) января 1904 года в городке Льгов, что в Курской губернии. По материнской линии писатель был потомственным дворянином (более того, мать Наталья была в родстве с ), по отцовской – внуком крепостного крестьянина.

Аркадий Гайдар с родителями и сестрами

Позже семья переехала в город Арзамас. Аркадий был первенцем, и на новом месте у него появилось три сестры – Наташа, Катя и Оля. Исследователи утверждают, что талант проснулся в писателе еще в ранние годы: сочинять и говорить в рифму он научился раньше, чем писать и считать.


Курская библиотека

В возрасте 10 лет мальчика определяют в Арзамасское реальное училище. Здесь юный гимназист предпринял попытку сбежать на фронт, куда ранее забрали отца, однако мальчика под конвоем вернули домой. Обучаясь в училище, Аркадий изумлял учителей своей превосходной памятью – он наизусть запоминал целые книги и тексты учебников.

Военная карьера

После падения царской семьи в Арзамасе появилось много партий и ученических комитетов. Летом 1917 года Голиков получил должность рассыльного, а в 1918-м вступил в большевистскую дружину. Изначально большевики взяли юношу в РКП(б) в качестве кандидата, а полноправным членом партии 15-летний Голиков стал 15 декабря 1918 года. Вначале он служил адъютантом, позже возглавлял отдел охраны железной дороги.


Юноша постоянно просился на фронт, но командир настоял, чтобы парень вначале прошел профильное обучение. Так и произошло – Голиков отправился на Московские командные курсы Красной Армии. Позже учреждение перебазировалось в Украину, в Киев. Оказавшись в Киеве, Аркадий воевал с петлюровцами и украинскими повстанцами.


Красноярская библиотека

В 1919 году Голиков стал командиром, в 1920 – комиссаром штаба. В 17-летнем возрасте он знал о военном деле больше, чем многие полководцы. В 1921 году получил звание командира отделения полка. Голиков воевал на разных фронтах (в Сочи, на Дону, на Кавказском фронте), где он переболел тифом, был ранен и дважды контужен. В 1922 году был отправлен подавлять антисоветское восстание в Хакасию. Здесь молодой командир и проявил себя как кровожадный тиран, недолюбливающий евреев и расстреливающий население по подозрению в бандитизме.


Комсомольская правда

По мнению историков, Гайдар сталкивал женщин и детей с обрыва и убивал всякого, кого заподозрит в антисоветской деятельности. В 1922 году его обвинили в злоупотреблении служебными полномочиями. Гайдара лишили должности и исключили из партии, направив на психиатрический осмотр. Закончилось дело диагнозом «травматический невроз».

Творчество

Аркадий Петрович вернулся с фронта закоренелым алкоголиком с изрядно подорванной психикой.

«С корабля на бал» - именно так историки характеризуют литературную деятельность Голикова, которая началась сразу же после окончания военной карьеры. Аркадий взял свою первую рукопись «В дни поражений и побед» и принес ее в популярный ленинградский альманах "Ковш". Со словами: «Я Аркадий Голиков, а это - мой роман и я прошу его напечатать», писатель передал редактору несколько исписанных тетрадей. И произведение напечатали.


Курская научная библиотека

Затем писатель переехал в Пермь, где в журнале «Звезда» вышло его первое произведение под псевдонимом Гайдар («Угловой дом»).

В последующие годы он публикует очерки и фельетоны. В перерывах между нервными расстройствами и переездами пишет свои лучшие книги: «РВС», «Школа» и «Четвертый блиндаж». Несколько раз Аркадия Петровича забирают врачи с приступами белой горячки, позже его арестовали за стрельбу в пьяном виде.


Курская научная библиотека

Далее следует несколько попыток самоубийства – писатель пытается резать себе вены. Борис Закс – коллега-журналист, утверждал, что его руки были покрыты большими шрамами, и резал вены Аркадий не один раз. В 1932 году Голиков попал в психиатрическую больницу, где писал «Военную тайну». Всего же, по заверениям самого Гайдара, он был в психиатрических лечебницах 8-10 раз.

В 1938 году к детскому писателю пришла всесоюзная слава – страна вовсю зачитывалась книгами и сборниками его рассказов, наизусть запоминала «Тимура и его команду», «Чука и Гека». Писатель возил сына Тимура и приемную дочь Женю в Крым и на время позабыл о психологических проблемах.


Аркадий Гайдар в пионерском лагере "Артек" | Курская научная библиотека

В марте 1941 года Аркадий Петрович, отдыхая в санатории «Сокольники», познакомился с Зоей Космодемьянской. Когда началась война, Гайдар как раз получил заказ на написание киносценария по произведению «Тимур и его команда». Сценарий был закончен в течение 12 дней, после чего Аркадий написал заявление на фронт.

Личная жизнь

Писатель за свою жизнь был женат три раза:

Первой женой писателя стала Мария Николаевна Плаксина – 17-летняя медсестра. Самому писателю на момент женитьбы было 17 лет. Первая жена подарила Гайдару сына Женю, однако первенец умер в младенчестве.


Аркадий Гайдар с женой Лией и сыном Тимуром | Литературная газета

Второй женой Голикова стала 17-летняя Лия Лазаревна Соломянская - сторонница пионерского движения и организатор газеты «Муравей-чудодей». В 1926 году у пары родился сын Тимур. Однако с писателем жить было сложно, он употреблял спиртное и страдал от психических расстройств. В 1931 году его жена Лия забрала сына и ушла от мужа к Самсону Глязеру (журналисту «Комсомольской правды»).


Аркадий Гайдар с женой Дорой и детьми | Курская научная библиотека

В третий раз писатель связал себя брачными узами с Дорой Чернышёвой. Произошло это в 1938 году. Будучи немолодой женщиной, Дора уже имела дочь Евгению, которую впоследствии Аркадий удочерил.

Последние годы и гибель

Несмотря на запреты, писатель все же прибыл на фронт. Он приехал в Киев. Исполнял обязанности корреспондента, помогал советами. Позже оказался в тылу у немцев, а затем стал членом партизанского отряда.

Отправившись на разведку в 1941 году, писатель вместе с несколькими партизанами 26 октября оказался в засаде вблизи железнодорожной насыпи. Обнаружив противника, Гайдар успел предупредить своих, крикнув: «Ребята, немцы!» Эта фраза спасла жизни остальных партизан, но повлекла смерть Аркадия Петровича.


Комсомольская правда

Однако имеет место и другая версия событий, согласно которой писатель не умер 26 октября. Украинский журналист Виктор Глущенко, проведя собственное расследование, узнал, что Гайдара и нескольких партизан приютила женщина Кристина Кузьменко. Прожив у Кристины до весны, вояки двинулись в сторону фронта, но их схватили. Позже партизанам удалось бежать. Они прятались в лесу, а еду им носила некая Ульяна Добренко. Этих данных оказалось недостаточно для пересмотра истории гибели Гайдара. Сомнителен и другой факт – на теле убитого была офицерская форма и полушерстяное белье, что никак не сходится с историей о партизанах.


Курская научная библиотека

Сегодня именем Аркадия Гайдара названы десятки улиц, его образ используется в музыке и литературе, а в Хабаровске находится мемориал памяти писателя.

Любопытные факты

Более 70 лет прошло с момента кончины писателя. Однако исследователи до сих пор спорят касательно его истории жизни.

Интересные факты об Аркадии Гайдаре:

  • Писатель пополнил ряды Красной Армии в возрасте 15 лет.
  • Историк Андрей Буровский приводит альтернативную версию зачисления Голикова в ряды Красной Армии. По его мнению, в армию Аркадия записала мать, чтобы спасти от возмездия за убийство (или убийства), которые совершил ее сын. Гайдар, во время припадков безумства, однажды признался, что в юношеские годы совершил убийство: «Снились люди, убитые мной в детстве...»

Курская научная библиотека
  • Занимательна и история псевдонима писателя. Согласно одной из версий, «Гайдар» в переводе с тюркского переводится как «вестник», «передовой всадник». Другой источник утверждает, что псевдоним походит от фразы «Голиков Аркадий из Арзамаса». Третья версия сообщает, что псевдоним берет начало от хакасского слова «Хайдар», что означает «куда». Во время службы в Хакасии местные кричали: «Хайдар-Голик едет!».
  • Имеет место мнение, что за могильной плитой в Каневе (городе в Черкасской области) лежит вовсе не Аркадий Гайдар. В частности, через несколько лет после захоронения, плита дала трещину. Ее заменили на новую, но она также треснула.

Литературная газета
  • Существует версия, что Тимур (сын Лии Соломянской) является писателю не родным, а приемным сыном. Впервые писатель увидел Тимура лишь в двухлетнем возрасте, а на момент его предположительного зачатия (апрель 1926) Гайдар находился в Средней Азии. Таким образом, возможно, у писателя не существует кровных потомков.

Библиография

Самые известные произведения Голикова:

  • «Голубая чашка» (1936);
  • «Тимур и его команда» (1940),
  • «Судьба барабанщика» (1938),
  • «Школа»(1930);
  • «РВС» (1925);
  • «Четвертый блиндаж».

Федеральное агентство ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева»

Факультет русской филологии

Дисциплина: «Детская литература»

Реферат

«Творчество А. П. Гайдара в круге детского чтения»

Выполнил:

Студентка 4 курса з/о

Хорольская С.Н.

Проверила:

Косякова Е.Ю

Чебоксары 2012

Введение

Процесс осознания и принятия ценностей начинается с самого раннего детства. Важнейшим средством формирования ценностной системы подрастающего поколения всегда являлась детская литература. Как известно, детская литература – произведения, написанные специально для детей с целью формирования их мировоззрения, эстетических запросов и расширения кругозора. Строго говоря, детская литература – это то, что создано специально для детей. Но юные читатели берут многое для себя и из общей литературы. Так возник еще один пласт – детское чтение, т.е. круг произведений, читаемый детьми.

Воспитательное значение детской литературы очень велико. Ее особенности определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом читателей. Основная ее отличительная черта – органическое слияние искусства с требованиями педагогики.

Будучи тесно связанной с конкретными историческими, социально-экономическими условиями эпохи, детская литература, являясь самостоятельной областью искусства, развивается в тесной связи, во взаимодействии и под влиянием других видов искусства и духовной культуры, каковыми являются устно-поэтическое творчество народа, письменная (рукописная и печатная) литература, просвещение, педагогика, наука и искусство, в том числе театр, живопись и музыка.

Творчество а. П. Гайдара для детей

Гайдар (псевдоним; настоящая фамилия Голиков) Аркадий Петрович. Годы жизни: 9(22). 1.1904, (Льгов, ныне Курской обл.,) - 26.10.1941.

Всю жизнь помнил он число 302939. Это был номер его первой винтовки. Он принял ее в свои руки еще школьником, чтобы защищать революцию.

Аркадий Петрович Голиков, которого мы знаем как писателя Гайдара, родился в городе Льгове, недалеко от Курска. Ему пришлось утаить свой истинный возраст, когда он, не по годам рослый, пошел добровольцем в Красную Армию. Сражался на многих фронтах гражданской войны, в шестнадцать лет уже командовал полком. Лишь тяжелое ранение вынудило его уйти из рядов армии. Полководец Михаил Васильевич Фрунзе получил отчаянное письмо Гайдара с просьбой оставить его в Красной Армии.

По совету Фрунзе, который угадал талант будущего писателя, Аркадий Петрович взялся за литературную работу. Вскоре он стал подписываться: Гайдар. По-разному объясняют этот псевдоним. Одна из версий говорит, что так когда-то монгольские конники называли всадника, скакавшего дозорным далеко впереди отряда. Гайдар говорил: «Пусть потом когда-нибудь люди думают, что вот жили люди, которые из хитрости назывались детскими писателями. На самом деле они готовили краснозвездную крепкую гвардию».

Вот и Гайдар своими книгами помогал расти отважной и работящей гвардии молодых сынов и дочерей нашего народа. Ребята полюбили книги Гайдара: «Школа», «Дальние страны», «Военная тайна», «Судьба барабанщика», «Чук и Гек», «Горячий камень». Но особенную любовь всех мальчишек и девчонок завоевала повесть Гайдара «Тимур и его команда» и ее главный герой - Тимур.

Гайдар и сам был таким, как герои его книг - смелым, честным, не знавшим страха в бою. В первые же дни Великой Отечественной войны он уехал на фронт специальным корреспондентом «Комсомольской правды». Осенью 1941 г. он попал в окружение в тылу врага и стал пулеметчиком партизанского отряда. 26 октября Гайдар шел дозорным впереди маленькой группы партизан. На их пути фашисты устроили засаду. Гайдар первым увидел фашистских автоматчиков и успел предупредить своих боевых товарищей. Но сам он погиб. Пал смертью героя. Похоронен в Каневе, где установлен памятник писателю. По основным произведениям Гайдара созданы кинофильмы. Книги Гайдара переведены во многих странах мира. Писатель награжден двумя орденами, а также медалями.

В 1965 г. Аркадий Петрович Гайдар был посмертно награжден почетным военным орденом - орденом Отечественной войны 1 степени.

Сказка А.П. Гайдара о Мальчише-Кибальчише занимает особое место среди русских произведений. Это произведение имеет прямое отношение к общественно-исторической тематике, в нем повествуется о высоких идеалах революции, героизме юных участников гражданской войны, их дружбе и твердости духа. Причем написана эта сказка поэтично, серьезно и в тоже время с мальчишеским видением происходящих событий.

Работа над этим замечательным произведением требует особого подхода, особенного отношения и не только из-за художественного своеобразия, но и по другой причине: к тому времени, когда дети начинают изучать его, оно чаще всего оказывается им знакомо.

Дети видели мультфильм, смотрели диа- и кинофильм о Мальчише-Кибальчише, им читали эту сказку дома. Ученики узнают, что Мальчиш - храбрый, смелый, им жаль его, потому что он погибает. Чувство неприязни вызывает у них Плохиш и слуги буржуинов.

Дети радуются тому, что Красная Армия победила «проклятое буржуинство».

Готовясь по этому произведению А Гайдара, педагог должен постараться преподнести его ученикам так, чтобы они открыли в нем что-то новое для себя, восприняли его как образцовое произведение искусства слова, а главного героя Мальчиша-Кибальчиша - как типический образ маленького героя, патриота, революционера.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Бумбараш солдатом воевал с Австрией и попал в плен. Вскоре война окончилась. Пленных разменяли, и поехал Бумбараш домой, в Россию. На десятые сутки, сидя на крыше товарного вагона, весело подкатил Бумбараш к родному краю.

Беспрестанно гудят паровозы. Уходят длинные эшелоны. Это ваши отцы, братья, родные, знакомые идут на фронт ‑ туда, где отважная Красная Армия ведет с врагами бой, равного которому еще никогда на свете не было.

Фронтовой очерк
Тыловая железнодорожная станция на пути к фронту. Водонапорная башня. Два прямых старых тополя. Низкий кирпичный вокзал, опоясанный густыми акациями.
Воинский эшелон останавливается. К вагону с кошелками в руках подбегают двое поселковых ребятишек.

Из травы выглянула курчавая белокурая голова, два ярко синих глаза, и послышался сердитый шёпот:
– Валька… Валька… да заползай же ты, идол, справа! Заползай сзаду, а то он у ч ует.
Густые лопухи зашевелились, и по их колыхавшимся верхушкам можно было догадаться, что кто то осторожно ползёт по земле.

Зимою очень скучно. Разъезд маленький. Кругом лес. Заметёт зимою, завалит снегом – и высунуться некуда.
Одно только развлечение – с горы кататься. Но опять, не весь же день с горы кататься. Ну прокатился раз, ну прокатился другой, ну двадцать раз прокатился, а потом всё таки надоест, да и устанешь. Кабы они, санки, и на гору сами вкатывались. А то с горы катятся, а на гору – никак.

Раньше сюда иногда забегали ребятишки затем, чтобы побегать и полазить между осевшими и полуразрушенными сараями. Здесь было хорошо.
Когда то немцы, захватившие Украину, свозили сюда сено и солому. Но немцев прогнали красные, после красных пришли гайдамаки, гайдамаков прогнали петлюровцы, петлюровцев – ещё кто то. И осталось лежать сено почерневшими, полусгнившими грудами.

Над стройной снежной крепостью с фортами, зубчатыми стенами и башнями развевается флаг – звезда с четырьмя лучами. У открытых ворот выстроился крепостной гарнизон.
Из ворот выходит Тимур – комендант снежной крепости. Он оборачивается к Коле Колокольчикову и твёрдо говорит:
– С сегодняшнего числа часовые у крепости будут сменяться через час, днём и ночью.
– Но... если которых дома не пустят?
– Мы подберём таких, которых всегда пустят.

Колька и Васька – соседи. Обе дачи, где они жили, стояли рядом. Их разделял забор, а в заборе была дыра. Через эту дыру мальчуганы лазили друг к другу в гости.
Нюрка жила напротив. Сначала мальчишки не дружили с Нюркой. Во первых, потому, что она девчонка, во вторых, потому, что на Нюркином дворе стояла будка с злющей собакой, а в третьих, потому, что им вдвоём было весело.
А подружились вот как.

Когда то мой отец воевал с белыми, был ранен, бежал из плена, потом по должности командира саперной роты ушел в запас. Мать моя утонула, купаясь на реке Волге, когда мне было восемь лет. От большого горя мы переехали в Москву. И здесь через два года отец женился на красивой девушке Валентине Долгунцовой. Люди говорят, что сначала жили мы скромно и тихо. Небогатую квартиру нашу держала Валентина в чистоте. Одевалась просто. Об отце заботилась и меня не обижала.

Фантастический роман
Прощался с Верой Реммер не как все. Он раскатисто, звонко смеялся, несколько раз подходил к столику, наливал в рюмку коньяк, возбуждённо опрокидывал её в рот и повторял, улыбаясь:
– Ну, смотри, чтобы никто и ничего, иначе мы можем сорваться.

Моя мать училась и работала на большом новом заводе, вокруг которого раскинулись дремучие леса.
На нашем дворе, в шестнадцатой квартире, жила девочка, звали ее Феня.
Раньше ее отец был кочегаром, но потом тут же на курсах при заводе он выучился и стал летчиком.

ГЛАВА ПЕРВАЯ

Городок наш Арзамас был тихий, весь в садах, огороженных ветхими заборами. В тех садах росло великое множество «родительской вишни», яблок скороспелок, терновника и красных пионов. Сады, примыкая один к другому, образовывали оплошные зеленые массивы, неугомонно звеневшие пересвистами синиц, щеглов, снегирей и малиновок.

I
Жил на селе одинокий старик. Был он слаб, плел корзины, подшивал валенки, сторожил от мальчишек колхозный сад и тем зарабатывал свой хлеб.
Он пришел на село давно, издалека, но люди сразу поняли, что этот человек немало хватил горя. Был он хром, не по годам сед. От щеки его через губы пролег кривой рваный шрам. И поэтому, даже когда он улыбался, лицо его казалось печальным и суровым.



Рассказать друзьям