Писатель герцен биография. Герцен Александр Иванович – краткая биография

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Александр Иванович Герцен — российский революционер, писатель, философ.
Внебрачный сын богатого русского помещика И. Яковлева и молоденькой немецкой мещанки Луизы Гааг из Штутгарта. Получил вымышленную фамилию Герцен — сын сердца (от нем. Herz).
Воспитывался в доме Яковлева, получил хорошее образование, знакомился с сочинениями французских просветителей, читал запретные стихи Пушкина, Рылеева. Глубокое влияние на Герцена оказала дружба с талантливым сверстником, будущим поэтом Н. П. Огаревым, которая продолжалась всю их жизнь. По его воспоминаниям, сильное впечатление на мальчиков (Герцену было 13, Огарёву 12 лет) произвело известие о восстании декабристов. Под его впечатлением у них зарождаются первые, ещё смутные мечты о революционной деятельности; во время прогулки на Воробьёвых горах, мальчики поклялись бороться за свободу.
В 1829 году Герцен поступил на физико-математический факультет Московского университета, где вскоре образовал группу из прогрессивно мыслящих студентов. К этому времени относятся его попытки изложения собственного видения общественного устройства. Уже в первых статьях Герцен показал себя не только философом, но и блестящим литератором.
Уже в 1829—1830 годах Герцен написал философскую статью о Валленштейне Ф. Шиллера. В этот юношеский период жизни Герцена его идеалом был Карл Моор — герой трагедии Ф. Шиллера «Разбойники» (1782).
В 1833 году Герцен с серебряной медалью окончил университет. В 1834 году был арестован - за то, что в компании друзей якобы распевал песни, порочащие царскую фамилию. В 1835 году он был выслан сначала в Пермь, потом в Вятку, где и определен на службу в канцелярию губернатора. За устройство выставки местных произведений и объяснения, данные при её осмотре наследнику (будущему Александру II), Герцен, по ходатайству Жуковского, был переведён на службу советником правления во Владимир, где женился, увезши тайно из Москвы свою невесту, и где провёл самые счастливые и светлые дни своей жизни.
В 1840 году Герцену было разрешено возвратиться в Москву. Обратившись к художественной прозе, Герцен написал роман «Кто виноват?» (1847), повести «Доктор Крупов» (1847) и «Сорока-воровка» (1848), в которых своей главной целью считал обличение русского рабства.
В 1847 году Герцен с семьей покинул Россию, уехав в Европу. Наблюдая жизнь западных стран, перемежал личные впечатления с историко-философскими исследованиями (Письма из Франции и Италии, 1847-1852; С того берега, 1847-1850, и др.)
В 1850-1852 годах прошла череда личных драм Герцена: гибель в кораблекрушении матери и младшего сына, смерть жены от родов. В 1852 году Герцен поселился в Лондоне.
К этому времени его воспринимали как первую фигуру русской эмиграции. Совместно с Огаревым он стал издавать революционные издания - альманах «Полярная звезда» (1855-1868) и газету «Колокол» (1857-1867), влияние которых на революционное движение в России было огромным. Но главным его созданием эмигрантских лет является «Былое и думы».
«Былое и думы» по жанру - синтез мемуаров, публицистики, литературных портретов, автобиографического романа, исторической хроники, новелл. Сам автор называл эту книгу исповедью, «по поводу которой собрались там-сям остановленные мысли из дум». Первые пять частей описывают жизнь Герцена с детства и до событий 1850-1852, когда автора постигли тяжелые душевные испытания, связанные с крушением семьи. Шестая часть, как продолжение первых пяти, посвящена жизни в Англии. Седьмая и восьмая части, еще более свободные по хронологии и тематике, отражают жизнь и мысли автора в 1860-е годы.
Все другие сочинения и статьи Герцена, как, например, «Старый мир и Россия», «Le peuple Russe et le socialisme», «Концы и начала», и др. представляют простое развитие идей и настроений, вполне определившихся в период 1847—1852 годов в сочинениях, указанных выше.
В 1865 году Герцен покинул Англию и отправился в длительное путешествие по Европе. В это время он отдалился от революционеров, в особенности от русских радикалов. Споря с Бакуниным, призывавшим к разрушению государства, Герцен писал: «Нельзя людей освобождать в наружной жизни больше, чем они освобождены внутри». Эти слова воспринимаются как духовное завещание Герцена.
Как и большинство российских западников-радикалов, Герцен прошел в своем духовном развитии через период глубокого увлечения гегельянством. Влияние Гегеля отчетливо прослеживается в цикле статей«Дилетантизм в науке» (1842-1843). Их пафос - в утверждении и интерпретации гегелевской диалектики как инструмента познания и революционного преобразования мира («алгебры революции»). Герцен сурово осуждал отвлеченный идеализм в философии и науке за оторванность от реальной жизни, за «априоризм» и «спиритизм».
Дальнейшее развитие эти идеи получили в главном философском сочинении Герцена - «Письмах об изучении природы» (1845-1846). Продолжая критику философского идеализма, Герцен определял природу как «родословную мышления», а в идее чистого бытия видел всего лишь иллюзию. Природа для материалистически настроенного мыслителя - вечно живое, «бродящее вещество», первичное по отношению к диалектике познания. В Письмах Герцен, вполне в духе гегельянства, обосновывал последовательный историоцентризм: «ни человечества, ни природы нельзя понять мимо исторического бытия», а в понимании смысла истории придерживался принципов исторического детерминизма. Однако в размышлениях позднего Герцена прежний прогрессизм уступает место гораздо более пессимистическим и критическим оценкам.
21 января 1870 года Александр Иванович Герцен умер. Был похоронен на кладбище Пер-Лашез. Позже его прах был перевезен в Ниццу и погребен рядом с могилой его жены.
Библиография
1846 — Кто виноват?
1846 — Мимоездом
1847 — Доктор Крупов
1848 — Сорока-воровка
1851 — Поврежденный
1864 — Трагедия за стаканом грога
1868 — Былое и думы
1869 — Скуки ради
Экранизации
1920 — Сорока-воровка
1958 — Сорока-воровка
Интересные факты
Елизавета Герцен, 17-летняя дочь А. И. Герцена и Н. А. Тучковой-Огаревой, покончила жизнь самоубийством из-за неразделённой любви к 44-летнему французу во Флоренции в декабре 1875 года. Самоубийство имело резонанс, о нём писал Достоевский в очерке «Два самоубийства».

А.И. Герцен

Еще в детстве Герцен познакомился и подружился с Николаем Огаревым. По его воспоминаниям, сильное впечатление на мальчиков (Герцену было 13, Огарёву 12 лет) произвело восстание декабристов. Под его впечатлением у них зарождаются первые, ещё смутные мечты о революционной деятельности. Однажды во время прогулки на Воробьевых горах мальчики поклялись посвятить свою жизнь борьбе за свободу.
А. Герцен — незаконнорожденный сын богатого помещика Ивана Алексеевича Яковлева и юной немки Генриетты Гааг. Фамилию мальчику придумал отец: Герцен (от нем. herz –cердце) - «сын сердца».

Он получил хорошее образование, окончив физико-математический факультет Московского университета. Еще будучи студентом, он вместе с другом Н.Огаревым организовал кружок студенческой молодежи, в котором обсуждалась социально-политическая проблематика.

В русле полемики «западников» и «славянофилов» Александр Иванович Герцен (1812 — 1870) занимает особое место. Он не только принадлежал к партии «западников», но и в определенном смысле возглавлял ее, был ее идейным вождем.

Суть полемики между двумя этими группами русских интеллигентов заключалась в разнице понимания исторического процесса и места в нем России. «Славянофилы» исходили из того, что Европа, отжившая свой век, загнивает, а у России исключительно свой исторический путь развития, ни в чем не схожий с западным. «Западники» же утверждали, что принцип исторического развития имеет всеобщее значение для человечества, но в силу ряда обстоятельств наиболее адекватно и полно он получил выражение в Западной Европе, поэтому имеет универсальное значение.

В 1847 г., добившись разрешения посетить Европу, Герцен покидает Россию, как оказалось, навсегда. В 1848 г. Герцен стал свидетелем поражения Французской революции, что оказало на него глубокое идейное воздействие. С 1852 г. он поселяется в Лондоне, где уже в 1853 г. основывает вольную русскую типографию и начинает издавать альманах “Полярная звезда”, газету “Колокол” и периодическое издание “Голоса из России”. Издания вольной русской типографии Герцена стали первой бесцензурной печатью России, оказавшей огромное влияние не только на социально-политическую, но и на философскую мысль.

Философские взгляды

В 1840 г., возвратившись из ссылки, Герцен познакомился с кружком гегельянцев, который возглавляли Станкевич и Белинский. Ему импонировал их тезис полной разумности всякой действительности. Но радикальные революционеры отталкивали его своей непримиримостью и готовностью на любые, даже необоснованные, жертвы ради революционных идей. Как последователь Гегеля, Герцен верил, что развитие человечества идет ступенями, а каждая ступень воплощается в народе. Таким образом Герцен, будучи «западником», разделял со «славянофилами» веру в то, что грядущее – за славянскими народами.

Социалистические идеи

"Теория русского социализма" А.И. Герцена

После подавления Французской революции 1848 г. Герцен пришел к выводу, что страной, в которой есть возможность соединить социалистические идеи с исторической реальностью, является Россия, где сохранилось общинное землевладение.

В русском крестьянском мире, утверждал он, содержатся три начала, позволяющие осуществить экономический переворот, ведущий к социализму:

1) право каждого на землю

2) общинное владение ею

3) мирское управление.

Он считал, что у России существует возможность миновать стадию капиталистического развития: «Человек будущего в России - мужик, точно так же, как во Франции работник».

Герцен уделял большое внимание способам осуществления социальной революции. Однако Герцен не был сторонником обязательного насилия и принуждения: «Мы не верим, что народы не могут идти вперед иначе, как по колена в крови; мы преклоняемся с благоговением перед мучениками, но от всего сердца желаем, чтоб их не было».

В период подготовки крестьянской реформы в России в «Колоколе» выражались надежды на отмену крепостного права правительством на выгодных для крестьян условиях. Но в том же «Колоколе» говорилось, что если свобода крестьян будет куплена ценой пугачевщины - то и это не слишком дорогая плата. Самое бурное, необузданное развитие предпочтительнее сохранения порядков николаевского застоя.

Надежды Герцена на мирное решение крестьянского вопроса вызвали возражения Чернышевского и других революционных социалистов. Герцен отвечал им, что Русь надо звать не «к топору», а к метлам, чтобы вымести грязь и сор, скопившиеся в России.

«Призвавши к топору, - пояснял Герцен, - надобно овладеть движением, надобно иметь организацию, надобно иметь план, силы и готовность лечь костьми, не только схватившись за рукоятку, но схватив за лезвие, когда топор слишком расходится». В России нет такой партии; поэтому к топору он звать не будет, пока «останется хоть одна разумная надежда на развязку без топора».

Особое внимание обращал Герцен на «международное соединение работников», то есть на Интернационал.

Идеи о государстве

Проблемы государства, права, политики рассматривались им как подчиненные главным - социальным и экономическим проблемам. У Герцена немало суждений о том, что государство вообще не имеет собственного содержания - оно может служить как реакции, так и революции, тому - с чьей стороны сила. Взгляд на государство как на нечто второстепенное по отношению к экономике и культуре общества направлен против идей Бакунина, считавшего первостепенной задачу разрушения государства. «Экономический переворот, - возражал Бакунину Герцен, - имеет необъятное преимущество перед всеми религиозными и политическими революциями». Государство, как и рабство, писал Герцен, идет к свободе, к самоуничтожению; однако государство «нельзя сбросить с себя, как грязное рубище, до известного возраста». «Из того, что государство - форма преходящая, - подчеркивал Герцен, - не следует, что это форма уже прошедшая».

Взгляды Герцена на педагогику

Специально данным вопросом Герцен не занимался, но, будучи мыслителем и общественным деятелем, имел продуманную концепцию по вопросам воспитания:

2) дети, по убеждению Герцена, должны развиваться свободно и учиться уважению к труду, отвращению к праздности, бескорыстной любви к родине у простого народа;

3) призывал ученых вывести науку из стен кабинетов, сделать ее достижения всеобщим достоянием. Он хотел, чтобы учащиеся общеобразовательной школы наряду с естествознанием и математикой изучали литературу (в том числе и литературу античных народов), иностранные языки, историю. А.И. Герцен отмечал, что без чтения нет и не может быть ни вкуса, ни стиля, ни многостороннего развития. Герцен написал два специальных произведения, в которых объяснял подрастающему поколению явления природы: «Опыт бесед с молодыми людьми» и «Разговоры с детьми».

Литературная деятельность

Идеи Герцена не могли не получить выражение в его литературных произведениях и в многочисленной публицистике.

«Кто виноват?», роман в двух частях (1846 г.)

«Мимоездом», рассказ (1846 г.)

«Доктор Крупов», повесть (1847 г.)

«Сорока-воровка», повесть (1848 г.)

«Поврежденный», повесть (1851 г.)

«Трагедия за стаканом грога» (1864 г.)

«Скуки ради» (1869 г.)

Газета «Колокол»

"Колокол"

Это была первая русская революционная газета, издававшаяся А. И. Герценом и Н. П. Огарёвым в эмиграции в Вольной русской типографии в 1857-1867 годах. Как продолжение закрытого «Колокола», в 1868 году на французском языке издавалась газета «Kolokol» («La cloche»), адресованная преимущественно европейскому читателю.

В первые годы существования Вольной русской типографии авторство большинства опубликованных статей принадлежало самому Герцену. В 1855 г. Герцен начал выпуск альманаха «Полярная звезда», и положение резко изменилось: в нем не хватало места для публикации всех интересных материалов – издатели начинают выпускать приложение к альманаху, газету «Колокол». Первые номера «Колокола» выходили раз в месяц, но газета стала набирать популярность, и ее стали выпускать дважды в месяц объемом в 8 или 10 страниц. Листы печатались на тонкой бумаге, которую проще было нелегально переправлять через таможню. Регулярное бесцензурное издание оказалось востребовано читателями. С учетом допечаток, за десять лет существования газеты было выпущено около полумиллиона экземпляров. Издание было немедленно запрещено в России, а в первой половине 1858 г. русскому правительству удалось добиться официального запрещения «Колокола» и в других европейских странах. Однако Герцену удается создать пути для сравнительно безопасной доставки корреспонденции из России через ряд надежных адресов.

В «Колоколе» публиковались и литературные произведения, которые были подчинены задачам агитации, разоблачения политики властей. В газете можно было встретить поэзию М. Ю. Лермонтова («Увы! как скучен этот город…»), Н. А. Некрасова («Размышления у парадного подъезда»), обличительные стихи Н. Огарёва и др. Как и в «Полярной звезде», в «Колоколе» публикуют отрывки из «Былого и дум» А.Герцена.

С 1862 года интерес к «Колоколу» начинает падать. В России уже появляются более радикальные движения, которые «звали Русь к топору». Несмотря на осуждение «Колоколом» терроризма, после покушения на императора Александра II газета продолжает терять читателей. Корреспонденция из России почти перестаёт поступать. В 1867 году издание снова возвращается к единственному выпуску в месяц, а 1 июля 1867 года стихотворением Н. Огарёва «До свиданья!» сообщает, что «смолкает Колокол на время». Но в 1868 г. «Колокол» прекратил существование.

Герцен А.И. - биография Герцен А.И. - биография

Герцен Александр Иванович (псевдоним Искандер) (1812 - 1870)
Герцен А.И.
Биография
Русский политический деятель, писатель, философ, публицист. Родился 6 апреля (по старому стилю - 25 марта) 1812 в Москве. Внебрачный сын знатного русского барина И.А. Яковлева и немки Луизы Гааг, которую Яковлев, возвращаясь после многолетнего путешествия по Европе, взял с собою в Москву. Ребенку Яковлев дал фамилию Герцен (от немецкого слова "Herz" - сердце). Первые годы мальчика прошли уныло и одиноко. У матери он научился немецкому языку, в разговорах с отцом и гувернерами - французскому. У Яковлева была богатая библиотека, состоявшая почти исключительно из сочинений французских писателей XVIII в., и в ней мальчик рылся вполне свободно. События 14 декабря 1825 определили направление стремлений и симпатий Герцена. В 1833 Герцен окончил университет со степенью кандидата и серебряною медалью. Еще в университете он ознакомился с учением сен-симонистов. Через год после окончания курса Герцен и его друг Огарев были арестованы. Причиною ареста был самый факт существования в Москве "неслужащих", вечно о чем-то толкующих, волнующихся и кипятящихся молодых людей, а поводом - одна студенческая вечеринка, на которой пелась содержавшая в себе "дерзостное порицание" песня, и был разбит бюст императора Николая Павловича. Дознание выяснило, что песню составил Соколовский, с Соколовским был знаком Огарев, с Огаревым дружен Герцен, и хотя на вечеринке ни Герцен, ни Огарев даже не были, тем не менее, на основании "косвенных улик" относительно их "образа мыслей", они были привлечены к делу о "несостоявшемся, вследствие ареста, заговоре молодых людей, преданных учению сен-симонизма". В тюрьме Герцен пробыл девять месяцев, после чего, по его словам, "нам прочли, как дурную шутку, приговор к смерти, а затем объявили, что, движимый столь характерной для него, непозволительной добротой, император повелел применить к нам лишь меру исправительную, в форме ссылки". Герцену назначили местом ссылки Пермь, где он провел три недели и затем, по распоряжению властей, был переведен в Вятку, с зачислением в качестве "канцеляриста" на службу к губернатору Тюфяеву. Вскоре его пеервели из Вятки во Владимир, а после Владимира Герцену разрешено было жить в Петербурге, но вскоре он снова оказался в ссылке, в Новгороде. Благодаря хлопотам друзей Герцену удалось вырваться и из Новгорода, выйти в отставку и переехать в Москву. Там и прожил он с 1842 по 1847 - последний период своей жизни в России. Герцена тянуло в Европу, но на просьбы Герцена о выдаче заграничного паспорта для лечения там жены император Николай положил резолюцию: "не надо". Условия русской жизни страшно давили Герцена; между тем Огарев был уже за границей и оттуда писал своему другу: "Герцен! А ведь жить дома нельзя. Я убежден, что нельзя. Человек, чуждый своему семейству, обязан разорвать со своим семейством". В 1847 он наконец-то прибыл в Париж, затем в Женеву, жил в Италии. После появления "Писем из Франции и Италии", появилось в печати и знаменитое произведение Герцена "С того берега" (первоначально также по-немецки: "Von andern Ufer"). Похоронив в Ницце жену, Герцен переехал в Лондон, где поставил первый станок вольной русской прессы, на котором печатались журналы "Полярная Звезда" и "Колокол", первый номер которого вышел 1 июля 1857. "Колокол" продолжал выходить до 1867. Последний период жизни Герцена был для него временем оторванности от России и одиночества. "Отцы" отшатнулись от него за "радикализм", а "дети" - за "умеренность". Умер 21 (по старому стилю - 9) января 1870 в Париже. Похоронили Герцена сначала на кладбище Pere Lachaise, а потом прах его был перевезен в Ниццу, где он покоится до настоящего времени. Над могилой высится прекрасный, изображающий Герцена стоящим во весь рост, с лицом, обращенным по направлению к России, памятник работы Забелло.
Среди произведений - статьи, повести, романы: "Записки одного молодого человека" (автобиографическая повесть), "Москва и Петербург" (1842; памфлет расходился в списках; опубликован в 1857), “Дилетантизм в науке” (1843), “Письма об изучении природы” (1845 - 1846), "Кто виноват?" (1841 - 1846, роман), "Доктор Крупов" (1847, повесть), "Сорока-воровка" (1848, повесть), "Долг прежде всего" (1851, повесть), "Поврежденный" (1851, повесть), "Вильям Пенн" (драма), "Былое и думы" (1852 - 1868, автобиографический роман), "Скуки ради" (1868 - 1869, очерк), "Доктор, умирающий и мертвые" (1869, повесть), "К старому товарищу" (1869, письма - последняя работа).
__________
Источники информации:
"Русский биографический словарь"
Энциклопедический ресурс www.rubricon.com
Проект "Россия поздравляет!" - www.prazdniki.ru

(Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru)


Сводная энциклопедия афоризмов . Академик . 2011 .

Смотреть что такое "Герцен А.И. - биография" в других словарях:

    Александр Иванович (псевд. Искандер) (25.3(0.4). 1812, Москва, 9(21).1 .1870, Париж), рус. писатель и публицист, философ материалист, революционер. Из дворян: незаконнорождённый сын богатого помещика И. А. Яковлева. Окончил физико мате… … Философская энциклопедия

    Александр Иванович (1812 1870) замечательный публицист и один из самых талантливых мемуаристов мировой лит ры, выдающийся политический деятель, основатель русского вольного (бесцензурного) книгопечатания, родоначальник русской политической… … Литературная энциклопедия

    Фамилия выдающегося русского писателя и политического деятеля. Брак его отца, крупного барина, И.А.Яковлева с немецкой девушкой не был церковным, поэтому отец не мог передать сыну свою фамилию и дал ему фамилию Герцен от немецкого Herz сердце.… … Русские фамилии

    Герцен, А. И. (1812 1870) известный русский писатель и революционер. Начал свою революционную деятельность под влиянием великих социалистов утопистов. В 1834 г. вместе с Огаревым и др. сослан в Пермь, а затем в Вятку. По возвращении в Москву… … 1000 биографий

    ГЕРЦЕН - ГЕРЦЕН, Петр Александрович, профессор хирургии 1 Московск. государственного ун та; род. в 1871 г.; сын профессора физиологии А. А. Герцена и внук писателя и революционера А. И. Герцена. Мед. образование получил за границей, где защитил первую… … Большая медицинская энциклопедия

    Александр Иванович (Искандер) (1812 1870) русский философ, писатель, общественный деятель. В 1829 1833 учился на физико математическом факультете Московского университета. Еще до поступления в университет познакомился с Н.П. Огаревым, вместе с… … Новейший философский словарь

    I Герцен Александр Иванович (псевдоним Искандер) , русский революционер, писатель, философ и публицист. Родился в семье богатого помещика И. А. Яковлева; мать немка Луиза Гааг. Брак родителей… … Большая советская энциклопедия

    Александр Иванович (псевд. Искандер) (25.III(6.IV).1812 9(21).I.1870) русский революционный деятель, философ, писатель и публицист. Род. в Москве в семье богатого помещика. На формирование мировоззрения Г. оказали влияние свободолюбивое… … Советская историческая энциклопедия

    1. ГЕРЦЕН Александр Иванович (1812 1870), революционер, писатель, философ. Окончил Московский университет (1833), где в 1831 34 вместе с Н. П. Огарёвым возглавлял студенческий кружок. В 1834 арестован, 6 лет провёл в ссылке. Печатался с 1836 под… … Русская история

    Герцен, А. И. - (1812 1870) известный русский писатель и революционер. Начал свою революционную деятельность под влиянием великих социалистов утопистов. В 1834 г. вместе с Огаревым и др. сослан в Пермь, а затем в Вятку. По возвращении в Москву Герцен становится… … Исторический справочник русского марксиста

    Герцен Ал-др Ив - ГЕРЦЕН Ал др Ив. (псевд. Искандер) (1812 70) рев. публицист, писатель, философ. Внебрачный сын богатого помещика И. А. Яковлева и Луизы Гааг, уроженки Штутгарта. Получил дом. образование. С ранних лет испытал влияние вольнолюбивых идей. В 1828… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Книги

  • Александр Герцен. Собрание сочинений (количество томов: 5) , Герцен Александр Иванович. Александр Иванович Герцен (1812-70) - русский писатель, публицист, теоретик и историк литературы, философ, основатель русской бесцензурной печати, родоначальник русской политической…

(псевдоним - Искандер) (1812-1870) русский прозаик и публицист

Отцом Герцена был И.А. Яковлев, который принадлежал к знатному роду, мать - Г. Л. Гааг, дочь мелкого чиновника из Штутгарта. Но брак родителей не был оформлен, и ребенок получил вымышленную фамилию. В дальнейшем Герцен считался воспитанником Яковлева.

В 14 лет Аександр поклялся отомстить за казненных декабристов. Через год он повторил эту клятву со своим другом Н.П. Огаревым на Воробьевых горах. Они мечтали о том, чтобы продолжить дело декабристов.

В 1829 году Александр Иванович Герцен стал студентом физико-математического факультета Московского университета. В то время университет отличался духом вольномыслия. Вокруг Герцена и Огарева собираются единомышленники с ярко выраженными политическими интересами.

В 1833 году Герцен закончил университет со степенью кандидата и серебряной медалью за сочинение «Аналитическое изложение солнечной системы Коперника». А через год Герцен, Огарев и их друзья были арестованы. После тюремного заключения, «как смелый вольнодумец, весьма опасный для общества», он был сослан сначала в Пермь, затем в Вятку, а после ходатайства Василий Андреевич Жуковского - во Владимир. Всего через полгода после возвращения из ссылки в Москву и короткой службы в Петербурге, Александр Герцен получил назначение на службу в Новгород, а на самом деле это была очередная ссылка. Эти годы сыграли важную роль в духовной жизни Герцена и закалили его характер.

В январе 1847 года он с семьей уезжает за границу, не думая, что оставляет Россию навсегда. Александр Герцен верил в свои силы, в будущее и надеялся, что приближающаяся революция освободит не только народы Европы, но и его страну.

События французской революции 1848 года и ее поражение, были отражены Герценом в знаменитой книге «Письма из Франции и Италии» (1847-1852), где автор выступает как один из самых остроумных и глубоких критиков буржуазного общества.

Александр Иванович Герцен разочаровался в революции, потерял веру в революционный Запад, он мучительно расставался со своими иллюзиями и пытался найти дальнейший путь. Только в одном он был уверен точно: что человек - «не самовластный хозяин» в истории; «законы исторического развития... не совпадают в своих путях с путями мысли»; необходимо серьезно заняться историей «как действительно объективной наукой».

Идейное разочарование совпало с семейной трагедией. В ноябре 1851 года во время кораблекрушения погибают мать и младший сын Герцена, а в мае 1852 года умирает жена писателя. «Все рухнуло - общее и частное, европейская революция и домашний кров, свобода мира и личное счастье », - писал он позже. От отчаяния его спасает только вера в свой народ, в будущее своей страны. Одним из способов духовного возрождения стала работа над книгой воспоминаний «Былое и думы» (1852-1868). Герцен начал работу над ней в Лондоне, куда переехал после смерти жены.

Замысел этой книги и его творческое воплощение было подчинено одной из главных задач - «заключить счет с личной жизнью... остальные думы - на дело, остальные силы - на борьбу». Для того чтобы во всем разобраться, нужно было вернуться в детство, повторить «былое» в «думах» и попытаться разобраться в том, что истинно и что ложно. В этом произведении автор соединяет все разновидности прозы: исповедь, художественные портреты, дневники, письма, теоретические и публицистические статьи. Весь предшествующий опыт Герцена-философа, романиста и публициста воплощен в этой книге.

В 1853 году Александр Герцен открывает Вольную типографию в Лондоне. В 1855 году начинает выходить альманах «Полярная звезда». Писатель повторяет название издания К.Ф. Рылеева и А.А. Бестужева и помещает на обложке профили пяти казненных декабристов. Здесь были опубликованы «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, запрещенные стихи Пушкина, Рылеева, Лермонтова, первое «Философическое письмо» Чаадаева, письмо Белинского к Гоголю, печатались произведения Герцена и Огарева и многие другие материалы.

С 1857 года начала выходить газета «Колокол», основной задачей которой была борьба за освобождение крестьян. Газета просуществовала почти десять лет, Александр Герцен считал, что «Колокол» сыграл свою роль в истории освободительного движения России и теперь нужно заняться разработкой революционной теории.

Помимо многочисленных революционных, философских, теоретических и публицистических работ Герценом были созданы замечательные художественные произведения: роман «Кто виноват?» (1841-1846), повесть «Сорока-воровка» (1846), роман «Доктор Крупов» (1847).

Весной 1869 года Александр Иванович Герцен переехал в Париж, но через месяц он умер. Похоронен он был на кладбище Пер-Лашез, а позже его прах перенесли в Ниццу и захоронили рядом с могилой его жены.

Значение творчества Александра Герцена для развития русской литературы знаменательно отражено в рецензии на французский перевод книги «Былое и думы»: «Все, что он делает и создает для России, в то же время становится достоянием остальной Европы, и вся Европа с большим интересом и сочувствием смотрит на все возрастающую энергию его деятельности».

В семье богатого русского помещика И. А. Яковлева.

Мать - Луиза Гааг, уроженка г. Штутгарта (Германия). Брак родителей Герцена не был оформлен, и он носил придуманную отцом фамилию (от Herz - «сердце»).

Раннему духовному развитию Александра Ивановича способствовало знакомство с лучшими произведениями русской и мировой литературы, с запрещенными «вольными» стихотворениями русских поэтов 10-20-х гг. «Потаенная» поэзия Пушкина и декабристов, революционные драмы Шиллера, романтические поэмы Байрона, произведения передовых французских мыслителей XVIII в. укрепляли свободолюбивые убеждения Герцена, его интерес к социально- политическим проблемам жизни.

Молодой Александр Иванович был свидетелем мощного подъема общественного движения в России, вызванного Отечественной войной 1812. Огромное воздействие на формирование его революционного мировоззрения оказало восстание декабристов. «Казнь Пестеля и его товарищей,- писал впоследствии Герцен,- окончательно разбудила ребяческий сон моей души» («Былое и думы»). Герцен с детских лет почувствовал ненависть к крепостному праву, на котором был основан полицейско-самодержавный режим в стране.

В 1827 он вместе со своим другом Н. П. Огаревым на Воробьевых горах дал клятву пожертвовать жизнью для борьбы за освобождение русского народа.

В октябре 1829 Александр Иванович поступил на физико-математическое отделение Московского университета. Здесь вокруг него и Огарева сложился революционный кружок студентов, глубоко переживавших поражение декабрьского восстания. Участники кружка следили за революционным движением на Западе, изучали социально-утопические теории западноевропейских социалистов, «но пуще всего проповедовали ненависть ко всякому насилию, ко всякому правительственному произволу» («Былое и думы»). Большое внимание Герцен уделял в университете изучению естественных наук; в студенческие годы им было написано несколько работ на естественнонаучные темы

«О месте человека в природе», 1832;

«Аналитическое изложение солнечной системы Коперника», 1833;

в журнале «Вестник естественных наук и медицины» (1829), «Атеней» (1830) и других. Герцен А.И. напечатал свои переводы и рефераты работ западноевропейских ученых, посвященных проблемам естествознания. В этих статьях он стремился преодолеть идеализм, утверждал мысль о единстве сознания и материи; в то же время он не мог удовлетвориться ограниченным, метафизическим материализмом XVIII века. Философские искания Герцена в 30-40-х гг. были направлены на создание такой материалистической системы, которая отвечала бы революционно-освободительным устремлениям передовых кругов русского общества.

В июле 1833 Александр Иванович окончил университет со степенью кандидата. Вместе с друзьями он строил широкие планы дальнейшей литературной и политической деятельности, в частности издания журнала, который пропагандировал бы передовые общественные теории. Но царское правительство, напуганное восстанием декабристов, беспощадно подавляло в русском обществе всякое проявление свободолюбивой мысли.

В июле 1834 Герцен, Огарев и другие члены кружка были арестованы.

В апреле 1835, Герцен был выслан в Пермь, а затем в Вятку под строгий полицейский надзор. Тюрьма и ссылка обострили ненависть писателя к самодержавно-крепостническому строю; ссылка обогатила его знанием русской жизни, гнусной крепостнической действительности. Особенно глубокое воздействие на Герцена оказало близкое соприкосновение с жизнью народа.

В конце 1837, по ходатайству поэта В. А. Жуковского, Александр Иванович был переведен во Владимир (на Клязьме).

В мае 1838 он женился на Н. А. Захарьиной.

(«Первая встреча», 1834-36;

«Легенда», 1835-36;

«Вторая встреча», 1836;

«Из римских сцен», 1838;

«Вильям Пен», 1839, и другие) он поднимал глубоко волновавший его вопрос о переустройстве общества на разумных началах. В романтически приподнятых, возвышенных образах, порой в наивной, условной форме, находили свое воплощение идейная жизнь, страстные философские и политические искания передовой дворянской молодежи 30-х гг. Пронизанные освободительными идеями своего времени, произведения молодого Герцена, при всей их художественной незрелости, развивали гражданские мотивы русской литературы 20-х гг., утверждали «жизнь для идей» как «высшее выражение общественности».

Летом 1839 с Александра Ивановича был снят надзор полиции, в начале 1840 он возвратился в Москву , а затем переехал в Петербург.

В 1840-41 в «Отечественных записках» Герцен опубликовал автобиографическую повесть «Записки одного молодого человека». Насколько позволяли цензурные условия, повесть раскрывала широкий круг духовных интересов передовой русской интеллигенции, ее заключительная глава в острой сатирической форме обличала «патриархальные нравы города Малинова» (имелась в виду Вятка), пошлую жизнь провинциальной чиновничье-помещичьей среды. Повесть открывала новый период в литературной деятельности Герцена, она знаменовала вступление писателя на путь критического реализма.

В 1841 за «распространение необоснованных слухов» - резкий отзыв в письме к отцу о преступлениях царской полиции - Герцен был вновь сослан, на этот раз в Новгород.

Летом 1842 Александр Иванович вернулся в Москву . Он принял деятельное участие в идейной борьбе 40-х гг., в разоблачении идеологов помещичье-крепостнической реакции и буржуазно-дворянского либерализма, показал себя достойным соратником великого революционного демократа Белинского. Опираясь во всей своей деятельности на традиции Радищева , Пушкина, декабристов, глубоко изучая выдающиеся произведения передовой русской и зарубежной литературы и общественной мысли, он защищал революционный путь развития России. Свои взгляды он отстаивал в борьбе со славянофилами, идеализировавшими экономическую и политическую своеобычность царской России, и либералами-западниками, преклонявшимися перед буржуазным строем в странах Западной Европы. Выдающиеся философские работы Герцена

«Дилетантизм в науке» (1842-43),

«Письма об изучении природы» (1844-46) сыграли огромную роль в обосновании и развитии материалистической традиции в русской философии.

Материализм Герцена, имел активный, действенный характер, был пронизан боевым демократическим духом. Александр Иванович был одним из первых мыслителей, которые сумели понять диалектику Гегеля и оценить ее как «алгебру революции», в то же время он обвинял немецких идеалистов и русских гегельянцев в оторванности от жизни. Вместе с Белинским Герцен поставил свои философские искания на службу освободительной борьбе народных масс.

По характеристике В. И. Ленина, Герцен в крепостной России 40-х гг. XIX в. «сумел подняться на такую высоту, что встал в уровень с величайшими мыслителями своего времени... Герцен вплотную подошел к диалектическому материализму и остановился перед - историческим материализмом» (Полн. собр. соч., т. 21, с. 256). В статьях Герцена давалось глубокое обоснование основным принципам материалистической философии. Историю человеческого мира он характеризует как продолжение истории природы; дух, мысль, доказывает Герцен, являются результатом развития материи. Отстаивая диалектическое учение о развитии, писатель утверждал противоречие как основу прогресса в природе и обществе. Его статьи содержали исключительно яркое, полемически острое изложение истории философских учений, борьбы материализма и идеализма. Герцен отмечал самостоятельность русской философии, критическое восприятие русскими мыслителями передовых философских направлений Запада. Борьба Герцена с идеалистической философией как идейным оплотом крепостнической реакции носила определенно выраженный политический характер. Однако в условиях отсталой, крепостнической России он оказался не в силах дать материалистическое объяснение борьбы идеологических и материалистических философских систем как одному из проявлений классовой борьбы в обществе.

Материалистические идеи, развитые в статьях Герцена, оказали большое воздействие на формирование мировоззрения русской революционной демократии 60-х гг.

Активное участие Александра Ивановича в освободительной борьбе русского народа служило могучим источником художественной силы его литературного творчества.

С 1841-46 пишет роман «Кто виноват?» (полное издание - 1847) он поставил важнейшие вопросы русской жизни 40-х гг. Герцен дал уничтожающую критику крепостного права и помещичье-самодержавного строя, подавляющего человеческую личность. Острота его протеста против крепостного строя приобретала в романе подлинно революционное звучание.

1846 повесть «Сорока-воровка» (издана в 1848) рассказывала о неиссякаемых творческих силах и талантливости русского народа, о его стремлении к раскрепощению, о присущем простому русскому человеку сознании личного достоинства и независимости. С большой силой повесть раскрывала общую трагедию русского народа в условиях самодержавно-крепостнического строя.

1846 повесть «Доктор Крупов» (издана в 1847),написанная в форме записок врача, рисовала сатирические картины и образы русской крепостнической действительности. Глубокий и проникновенный психологический анализ, философские обобщения и социальная острота повести делают ее шедевром художественного творчества Герцена.

В январе 1847 преследуемый царским правительством, лишенный возможности вести революционную пропаганду, Герцен с семьей уехал за границу. Он приехал во Францию накануне революционных событий 1848. В цикле статей «Письма из Avenue Marigny» (1847, позднее вошли в книгу «Письма из Франции и Италии», 1850, русское издание - 1855) Герцен подверг острой критике буржуазное общество, пришел к выводу, что «буржуазия не имеет великого прошедшего и никакой будущности». В то же время с большим сочувствием он писал о парижских «блузниках» - рабочих и мастеровых, выражал надежду, что готовящаяся революция принесет им победу

В 1848 Герцен стал свидетелем поражения революции и кровавого разгула реакции. «Письма из Франции и Италии» и книга «С того берега» (1850, русское издание- 1855) запечатлели духовную драму писателя. Не поняв буржуазно- демократической сущности движения, писатель неверно оценил революцию 1848 как неудавшуюся битву за социализм.

Тяжелые переживания, вызванные поражением революции, совпали с личной трагедией Герцена: осенью 1851 во время кораблекрушения погибли его мать и сын, в мае 1852 в Ницце умерла жена.

В августе 1852 Александр Иванович переехал в Лондон. Годы лондонской эмиграции (1852-65) - период активной революционной и публицистической деятельности Герцена.

В 1853 он основал Вольную русскую типографию.

В 1855 начал издавать альманах «Полярная звезда».

В 1857 вместе с Огаревым приступил к выпуску знаменитой газеты «Колокол».

В 60-х гг. Александр Иванович Герцен окончательно пришел в лагерь русской революционной демократии. Убедившись на опыте освободительной борьбы русского крестьянства в период революционной ситуации 1859-61 в силе революционного народа, он «безбоязненно стал на сторону революционной демократии против либерализма» (Полн. собр. соч., т. 18, с. 14). Герцен разоблачал грабительский характер «освобождения» крестьян в России. С большой силой звал народные массы к революционной активности и протесту (статьи в «Колоколе»: «Исполин просыпается!», 1861;

«Ископаемый епископ, допотопное правительство и обманутый народ», 1861, и другие).

В начале 60-х гг. Герцен и Огарев принимали участие в деятельности тайного революционно-демократического общества «Земля и воля», вели революционную пропаганду в армии.

В 1863 Александр Иванович решительно поддержал национально-освободительное движение в Польше. Последовательная революционно-демократическая позиция Герцена в польском вопросе вызвала ожесточенные нападки со стороны реакционных и примкнувших к ним либеральных кругов.

В 1864 Александр Иванович гневно заклеймил расправу царизма с вождем русской революционной демократии Чернышевским.

Герцен был одним из основоположников народничества, автором, так называемой теории «русского социализма». Не уяснив действительной социальной природы крестьянской общины, он в своем учении исходил из освобождения крестьян с землей, из общинного землевладения и крестьянской идеи «права на землю». Теория «русского социализма» в действительности не содержала «ни грана социализма» (Ленин), но она в своеобразной форме выражала революционные стремления крестьянства, его требования полного уничтожения помещичьего землевладения.

В первые годы эмиграции и в Лондоне Герцен продолжал напряженно работать в области художественного творчества. Он отстаивал неразрывную связь искусства с жизнью и считал литературу политической трибуной, используемой для пропаганды и защиты передовых идей, для обращения с революционной проповедью к широким кругам читателей. В книге «О развитии революционных идей в России» (на франц. языке, 1851) он отметил как характерную черту русской литературы ее связь с освободительным движением, выражение революционных, свободолюбивых устремлений русского народа.

На примере творчества русских писателей XVIII - 1-й половины XIX в. Герцен показал, как литература в России стала органической частью борьбы передовых общественных кругов. Темы и образы русского крепостного быта продолжали занимать главное место в художественных произведениях Герцена (неоконченная повесть «Долг прежде всего», 1847 - 51, изд. в 1854; «Поврежденный», 1851, изд. в 1854).

Вместе с тем Герцена- художника и публициста глубоко волновали вопросы буржуазной действительности в странах Западной Европы. В своих произведениях 50-60-х гг. он неоднократно обращался к жизни различных кругов буржуазного общества

(очерки «Из писем путешественника во внутренности Англии», «Оба лучше», 1856;

цикл «Концы и начала», 1862-63;

рассказ «Трагедия за стаканом грога», 1863, и другие).

С 1852-68 пишет мемуары «Былое и думы» которые занимают центральное место в литературно-художественном наследии Герцена. Свыше 15 лет напряженного труда посвятил Герцен созданию произведения, ставшего художественной летописью общественной жизни и революционной борьбы в России и Западной Европе - от восстания декабристов и московских студенческих кружков 30-х гг. до кануна Парижской коммуны. Среди художественных автобиографий всей мировой литературы XIX в. «Былое и думы» не имеют равного себе произведения по широте охвата изображаемой действительности, глубине и революционной смелости мысли, предельной искренности повествования, яркости и совершенству образов. Александр Иванович выступает в этой книге как политический боец и первоклассный художник слова, В повествовании органически сочетаются события личной жизни автора с явлениями общественно-политического характера; мемуары запечатлели живой образ русского революционера в его борьбе против самодержавия и крепостничества. Возникнув из страстного желания писателя рассказать правду о своей тяжелой семейной драме, «Былое и думы» вышли за пределы первоначального замысла и стали художественным обобщением эпохи, по выражению Герцена, «отражением истории в человеке, случайно попавшемся на ее дороге». Мемуары Герцена принадлежали к числу тех книг, по которым изучали русский язык Маркс и Энгельс.

Александр Иванович Герцен был художником-публицистом. Статьи, заметки и памфлеты в «Колоколе», полные революционной страстности и гнева, являются классическими образцами русской демократической публицистики. Художественному таланту писателя была свойственна острая сатиричность; в едкой, уничтожающей иронии, в сарказме писатель видел действенное орудие социальной борьбы. Для более полного и глубокого раскрытия уродливых явлений действительности Герцен часто обращался к гротеску. Рисуя в мемуарах образы современников, писатель использовал форму острого сюжетного рассказа.

Большой мастер портретных зарисовок, Александр Иванович умел лаконично и метко определить самую сущность характера, в нескольких словах очертить образ, схватив главное. Неожиданные острые контрасты были излюбленным приемом писателя. Горькая ирония чередуется у него с забавным анекдотом, саркастическая насмешка сменяется гневным ораторским пафосом, архаизм уступает место смелому галлицизму, народный русский говор переплетается с изысканным каламбуром. В этих контрастах проявилось характерное для Герцена стремление к убедительности и наглядности образа, резкой экспрессии повествования.

Художественное творчество Герцена А.И. оказало большое влияние на формирование стиля критического реализма и развитие всей последующей русской литературы.

В 1865 Герцен перенес издание «Колокола» в Женеву, становившуюся в те годы центром русской революционной эмиграции. При всех расхождениях с так называемыми «молодыми эмигрантами» по ряду существенных политических и тактических вопросов Александр Иванович видел в разночинной интеллигенции «молодых штурманов будущей бури», могучую силу русского освободительного движения.

Последние годы жизни писателя ознаменовались дальнейшим развитием его мировоззрения в направлении к научному социализму. Герцен пересматривает свое прежнее понимание перспектив исторического развития Европы. В заключительных главах «Былого и дум» (1868-69), в своей последней повести «Доктор, умирающий и мертвые» (1869) он ставит вопрос о «современной борьбе капитала с работой», новых силах и людях в революции. Настойчиво освобождаясь от пессимизма и скептицизма в вопросах общественного развития, Герцен приближается к правильному взгляду на историческую роль нового революционного класса - пролетариата.

В серии писем «К старому товарищу» (1869), писатель обратил свои взоры к рабочему движению и руководимому Марксом Интернационалу.

Умер Александр Иванович Герцен в Париже, был похоронен на кладбище Пер-Лашез, затем перевезен в Ниццу и погребен рядом с могилой его жены.

После смерти Герцена вокруг его идейного наследия развернулась острая политическая борьба. Демократическая критика последовательно рассматривала Герцена в ряду великих учителей революционной интеллигенции 70-80-х гг. Реакционные идеологи, убедившись в тщетности попыток очернить Герцена в глазах молодого поколения, начали прибегать к фальсификации его образа. Борьба с идейным наследством писателя приняла более тонкую форму лицемерной «борьбы за Герцена». В то же время произведения Александра Ивановича продолжали находиться в царской России под строгим и безусловным запретом.

Первое посмертное Собрание сочинений писателя (в 10-ти т., Женева, 1875-79) и другие заграничные издания Герцена А.И («Сборник посмертных статей», Женева, 1870, изд. 2 -1874, и другие) были мало доступны русскому читателю.

В 1905, после 10 лет настойчивых усилий, удалось добиться первого русского издания Собрания сочинений (в 7-ми т., Спб., изд. Павленкова), однако оно было изуродовано многочисленными цензурными пропусками и грубыми искажениями.

В буржуазно-дворянской печати конца XIX века и особенно в период реакции после поражения первой русской революции повторялись бесконечные вариации лживого толкования взглядов Герцена, его идейного и творческого пути. Предельно циничное выражение они нашли в «веховской» легенде о Герцене как непримиримом противнике материализма и всяких революционных действий. Буржуазные идеологи умаляли роль великого мыслителя и писателя в развитии русской и мировой науки и литературы. Тщательно выхолостив революционную сущность деятельности писателя, «рыцари либерального российского языкоблудия», как называл их Ленин, пытались использовать искаженный облик писателя-демократа в своей борьбе с революционным движением и передовой общественной мыслью России.

Большая заслуга в разоблачении реакционных и либеральных фальсификаторов Герцена принадлежит Г. В. Плеханову. В ряде статей и выступлений («Философские взгляды А. И. Герцена», «А. И. Герцен и крепостное право», «Герцен-эмигрант», «О книге В. Я. Богучарского «А. И. Герцен», речь на могиле Герцена в сотую годовщину со дня его рождения и другие) Плеханов дал глубокий и разносторонний анализ мировоззрения и деятельности Герцена, показал победу материализма над идеализмом в его взглядах, близость многих философских положений Герцена к воззрениям Энгельса. Однако в оценке Плехановым Герцена, было немало серьезных ошибок, вытекавших из его меньшевистской концепции движущих сил и характера русской революции. Плеханов не смог раскрыть связь Герцена с нараставшим революционным движением широких масс крестьянства. Неверие в революционность русского крестьянства и непонимание связи между крестьянством и революционерами-разночинцами 60-х гг., лишили Плеханова возможности увидеть классовые корни мировоззрения Герцена и всей русской революционной демократии.

В каприйском курсе лекций по истории русской литературы (1908-1909) большое внимание Александру Ивановичу уделил М. Горький. Горький подчеркнул значение Герцена как писателя, поставившего в своем творчестве важнейшие общественные проблемы. В то же время, выделив в мировоззрении Герцена как его ведущую черту «драму русского барства», Горький рассматривал его вне основных этапов развития русской революции и потому не мог определить подлинного исторического места Герцена- мыслителя и революционера, как и Герцена- писателя.

В изучении идейного наследства писателя значительную роль сыграли статьи и речи А. В. Луначарского. Луначарский правильно подчеркнул взаимосвязь различных сторон деятельности и творчества Герцена, органическое единство в его произведениях художника и публициста. Слабой стороной работ Луначарского была недооценка преемственности русских революционных традиций, в результате чего он преувеличил значение западных влияний на идейное развитие Герцена Ошибочно рассматривая Герцена и Белинского как выразителей некоего единого «западнического» направления русской интеллигенции 40-х гг., Луначарский не раскрыл глубокого смысла борьбы русской революционной демократии с буржуазно-помещичьим либерализмом. Луначарский ошибочно сближал мировоззрение писателя с анархическими взглядами Бакунина и либеральной идеологией позднейших народников.

Только в статьях и высказываниях В. И. Ленина революционное наследие Герцена получило подлинно научное осмысление. Статья Ленина «Памяти Герцена» (1912) стала важнейшим историческим документом в борьбе большевистской партии за теоретическое вооружение народных масс в преддверии нового подъема рабочего движения. На примере Герцена Ленин призывал учиться «великому значению революционной теории». Ленин воссоздает образ подлинного Герцена, писателя-революционера, историческое место которого, наряду с Белинским и Чернышевским, среди славных предшественников русской социал-демократии. В статье Ленина мировоззрение, творчество и историческая роль писателя подвергаются конкретному и всестороннему анализу, вопросы идейной эволюции Герцена Ленин исследует в неразрывном единстве с его революционно-политической деятельностью. Ленин глубоко раскрыл путь Герцена - революционера, непосредственного наследника декабристов, к революционному крестьянскому демократизму. Статья содержала замечательную характеристику мирового значения философских исканий Герцена.

Великая Октябрьская социалистическая революция впервые открыла возможность для углубленного изучения жизни и творчества Герцена. В тяжелых условиях гражданской войны и хозяйственной разрухи было продолжено и успешно завершено 22-томное издание полного собрания его сочинений и писем под редакцией М. К. Лемке. Это издание, несмотря на серьезные недостатки, стало крупным событием в жизни молодой советской культуры. Общий подъем марксистско-ленинской литературоведческой мысли, достигнутый на основе направляющих и руководящих указаний партии, оказал животворное воздействие на дальнейшее развитие советского герценоведения.

125 - летний юбилей со дня рождения Александра Ивановича Герцена, широко отмеченный в нашей стране весной 1937, ознаменовал начало серьезной исследовательской работы в области изучения наследия писателя.

В последующие годы советские исследователи Герцена внесли ценный вклад в литературную науку. Был создан ряд больших монографий о Герцене; в 1954-65 Академия наук СССР выпустила научное издание сочинений писателя в 30 томах. Значительную работу по изучению и публикации архивных материалов Герцена, хранящихся в советских и зарубежных коллекциях, проделала редакция «Литературного наследства».

Советский народ высоко ценит богатейшее наследие Герцена - «писателя, сыгравшего великую роль в подготовке русской революции» (В. И. Ленин, Полное собрание сочинений, т. 21, стр. 255).

Умер 9(21).I.1870 г. в Париже.



Рассказать друзьям