Прообраз какой игры назывался же де пом. История тенниса: возникновение и становление

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Галерея Жё-де-Пом (Париж, Франция) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на майские во Францию
  • Горящие туры по всему миру

Еще один музей современного искусства, расположенный в районе Тюильри, который образует «золотой квартал» импрессионизма (включая Оранжери и д’Орсэ, разумеется) - это галерея Жё-де-Пом. Забавное название отсылает нас к истории этого места. Оказывается, Жё-де-Пом переводится с французского как «игра ладонью», ведь раньше это здание служило площадкой для игр - предшественников тенниса. Построенное в период правления Наполеона III в 1861 г., в музейный центр оно превратилось в 1909, когда здесь стали организовывать первые тематические выставки.

Спустя всего 13 лет Жё-де-Пом подвергли реконструкции, после чего начали успешно обзаводиться собственной коллекцией. Разумеется, это были импрессионисты - Пикассо, Грис, Шагал, Модильяни, Сутин и многие другие. И все было бы хорошо у этой богатой галереи, кабы не Вторая мировая. С 1940 по 1944 нацисты использовали музей в качестве хранилища предметов так называемого «дегенеративного» искусства и еврейских культурных ценностей, которые были награблены ими же во Франции. Часть коллекции должна была отправиться в Музей фюрера в Линце, другую же успешно продавали на мировом рынке произведений искусства. Все, что не удалось быстро и выгодно сбыть с рук, включая работы Пабло Пикассо и Сальвадора Дали, сожгли на территории Жё-де-Пом в ночь на 27 июля 1942.

С 1940 по 1944 нацисты использовали Жё-де-Пом в качестве хранилища предметов так называемого «дегенеративного» искусства и еврейских культурных ценностей, которые были награблены ими же во Франции.

К счастью для музея и для всей Европы нацисты не удержали свое «мировое господство», потому после окончания войны музей начал потихоньку возвращаться к жизни. До 1986 г. здесь экспонировали массу прославленных полотен импрессионистов, после чего перевели большую их часть в д’Орсе. Затем - очередная реконструкция и глобальная реструктуризация, после которой, в 1991, музей заработал уже как выставочное пространство для современного искусства.

Открывал новую галерею Жан Дюбюффе со своими яркими авангардными работами.

Сегодня Национальная галерея Жё-де-Пом считается одной из главных площадок по популяризации современного искусства в Париже, здесь постоянно проводятся выставки живописи, графики и фотографии, а также «крутят» кино не для всех. Планируя свой отдых в Париже, обязательно загляните на официальный сайт галереи www.jeudepaume.org, чтобы ознакомиться с расписанием актуальных выставок. Бьемся об заклад, там будет что-то очень интересное.

Координаты

Адрес: Place de la Concorde, 1. Как добраться: ближайшая станция метро Concorde (линии M1, M8 и M12). Кроме того, можно добраться на автобусах № 24, 42, 72, 73, 84 и 94 до остановки Concorde.

Часы работы: вт 11:00-21:00; ср-вс 11:00-19:00.

Стоимость посещения 10 EUR, со скидкой 7,5 EUR.

Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г.

Национальная галерея Жё-де-Пом в Париже посвящена современному искусству. Расположилась она в здании, построенном по указу Наполеона III для игры в мяч в 1861 году в саду Тюильри. Старинная игра, будучи предком тенниса, была распространена в странах Европы, начиная с XIII века. В нее играл д’Артаньян перед аудиенцией у короля, что упоминается в романе «Три мушкетёра». Играл даже последний император Франции Наполеон III. Построенное здание напоминает теннисный корт, по архитектуре – это двойник Оранжереи на другом краю сада.
С 1909 года здание Жё-де-Пом использовали в качестве места для проведения разнообразных тематических выставок. К 1922 году закончилась масштабная реконструкция строения, после чего галерея экспонировала постоянную коллекцию. Это не означало, что временных выставок больше не будет. В эти годы национальная галерея Жё-де-Пом начала интенсивно скупать работы выдающихся художников. За это время были приобретены произведения Пикассо, Модильяни, Шагала, Хуана Гриса, Сутина.
В период оккупации нацистов, галерея использовалась в качестве склада произведений искусства, конфискованных у еврейского населения. Частично награбленные культурные ценности были переданы музею фюрера в Линце. В то же время нацисты, которые органически не переносили называемое ими «дегенеративное искусство», пытались продать не устраивавшие их картины в третьи страны. Не все произведения были проданы, а потому они были сожжены в кострах около Жё-де-Поми 27 июля 1942 года. Тогда сгорели многочисленные работы Пабло Пикассо и Сальвадора Дали.
В 1947 году национальная галерея Жё-де-Пом стала музеем, экспонирующим работы импрессионистов, для чего тут отлично подходило естественное освещение. В 1986 году коллекция произведений импрессионистов перешла музею д’Орсэ. Зал для игры в мяч серьёзно перепланировали по проекту архитектора Антуана Стинко, ориентирующегося на современное искусство.
С 1991 года музей снова работает в качестве выставочного пространства для современного искусства. Галерея играет важную роль в культурной жизни столицы Франции. В наши дни тут, наряду с выставочными помещениями работают аудиовизуальный зал и книжный магазин. Отдохнуть и попить вкусные напитки можно в уютном кафе. В галерее проводятся выставки современной живописи, фотографии, графики, проходят показы кинофильмов, разного рода видеолент. За огромными окнами национальной галереи Жё-де-Пом виднеются неизменные сады Тюильри, река Сена и площадь Согласия.

Показать больше

Многие здания университетского Василеостровского комплекса первоначально были построены совсем не для учебных целей. Там, где сейчас занимаются философы и историки, был когда-то гостиный двор. В Главном здании заседал Сенат и работали коллегии. Какое прошлое скрыто за привычным видом университетских корпусов?

В 1724 году, когда указом Петра I был основан Петербургский академический университет, трудно было представить, как всё изменится за 288 лет. В списке студентов тогда числилось всего 38 человек. С 1760 года учебные аудитории размещались в доме барона Строганова в непосредственной близости от нынешнего здания исторического и философского факультетов СПбГУ.

В XIX веке Университету передают великолепное здание петровских коллегий, которое и стало его главным символом.

Коллегий было десять

Главное здание Петербургского университета строилось в 1722-1742 годах по проекту архитектора Доменико Трезини. Петр I планировал сделать Васильевский остров центром города. Именно поэтому недалеко от Стрелки построили здание для важнейших учреждений государственного управления. При Петре I был заложен только фундамент. В 1742 году строительство завершили, и императрица Елизавета Петровна издала указ о размещении здесь названных организаций.

Вход в здание Двенадцати коллегий. XIX век. Фото из архива Б.Меншуткина

В административном здании располагались: Сенат (высший распорядительный, исполнительный и судебный орган); Синод (высший орган управления русской православной церкви) и коллегии (созданные Петром I прообразы современных министерств). Вначале предполагалось двенадцать коллегий, потом их число сократилось до десяти. Среди них были коллегии иностранных дел, военная, адмиралтейская, юстиц-коллегия, коммерц-коллегия и камер-коллегия. В числе президентов сподвижники Петра: Александр Меншиков, Федор Апраксин, Дмитрий Голицын, Яков Брюс и Яков Долгорукий.

И сейчас можно без труда различить деление здания на двенадцать однотипных частей. Первоначально у каждого из корпусов была отдельная крыша и свой вход с крыльцом на восточной стороне. На первом этаже устроили открытую галерею. Со стороны западного фасада, выходящего ныне во двор Университета, корпуса были объединены двухэтажной открытой галереей. Каждый из них имел выступ с восточной стороны, где на уровне второго и третьего этажей размещались двусветные залы с балконами, обнесенные железной кованой решеткой. В центре фронтона корпусов располагались эмблемы коллегий с лепными украшениями и скульптурами.

Наружные стены окрасили в красно-коричневый цвет, на котором рельефно выделялись белые пилястры, антаблемент, наличники окон и другие архитектурные детали фасада.

Сенатский зал

В современном СПбГУ есть помещение, которое сохранилось в первозданном виде с XVIII века. Это знаменитый Петровский зал. Именно здесь с 1732 по 1763 год проводил заседания Сенат - высший орган государственного управления Российской империи.

За большим сосновым столом с красным покрывалом, обшитым золотым позументом, вели когда-то жаркие дебаты выдающиеся государственные деятели: Дмитрий Голицын, Петр Шувалов, Павел Ягужинский и многие другие.

Окончательная отделка Сенатского зала была закончена в 1736 году под руководством архитектора Михаила Земцова. Живописные работы принадлежат кисти известных художников петровского времени Андрея Матвеева и Григория Мусикийского. Помещение имеет длину 10,5 метров и ширину 9,3 метра и занимает 2 этажа. По обе стороны от двери - два камина. Потолок, стены и камины богато декорированы лепкой в стиле барокко. Их украшают живописные панно аллегорического содержания в лепных рамах. Потолок зала представляет собой большую лепную раму, в которую заключен огромный живописный плафон с изображением Премудрости (в центре), Правды, Милосердия и Верности. Несколько ниже «гении» держат гербы первейших четырех государств Великороссийской империи. На стенах семь аллегорических живописных панно: «Совет» (направо от двери), «Великодушие» (налево), «Любовь к Отечеству», «Благодушие», «Резолюция», «Добродетель», «Мать».

Сейчас в Петровском зале проходят конференции, концерты, семинары и открытые лекции знаменитых гостей Университета.

Университетский садовник Буш

В остальном изначальная внутренняя планировка здания Двенадцати коллегий не сохранилась. В 1834–1837 годах его капитально перестроили для нужд Петербургского университета.

Проект перестройки был составлен академиком архитектуры Аполлоном Щедриным. Первоначально планировалось перекрыть все здание одной кровлей, но это лишило бы его характерных черт Петровского времени. В результате этой перестройки здание в основных чертах приобрело свой современный вид. Наружные аркады восточной и отчасти западной сторон заложили и превратили в помещения. В центре здания разместили широкую парадную лестницу, построили вестибюль, зал Торжественных собраний (Актовый зал) с ионическими колоннами и университетскую церковь, освященную в 1837 году во имя святых апостолов Петра и Павла. Второй этаж западной галереи остеклили и преобразовали в коридор с венецианскими окнами, который протянулся почти во всю длину здания и объединил отдельные корпуса.

Ещё ранее Университет посетил император Николай I и указал на необходимость создания сада перед длинным фасадом: «…дабы устранить проходящих от нижнего этажа, где расположены столовые, и отдалить шум проезжающих экипажей от аудиторий». Деревья посадили под руководством известного садовника того времени Джозефа Буша. По проекту Аполлона Щедрина создали и установили на сплошной высокий цоколь из пудожского камня чугунную ограду. Сад стал называться Николаевским.

Здание Двенадцати коллегий, галерея первого этажа. XIX век. Фото из архива Б.Меншуткина

Археологические раскопки, проводимые здесь в последние годы, то и дело обнаруживают предметы быта, относящиеся к XIX веку. Это и неудивительно. На первом этаже в то время находилась основная часть профессорских квартир, а третий этаж занимали дортуары (общежития) для казеннокоштных студентов.

Квартира Менделеева

Со стороны двора в центре Главного здания тоже есть вход в вестибюль первого этажа. Он напротив входа со стороны Менделеевской линии. Справа в вестибюле - вход в Музей-архив Дмитрия Ивановича Менделеева. Квартиру эту с 1859 года занимал «дедушка русских химиков» Александр Абрамович Воскресенский. Он был деканом физико-математического факультета, а в 1865–1867 годах - ректором Университета. Перебравшись в Ректорский флигель, Воскресенский освободил эту квартиру бывшему своему ученику, профессору Менделееву. Именно здесь знаменитый ученый открыл Периодический закон химических элементов и написал многие известные труды.

Бетонированный дот в кабинете проректора

Во время Великой Отечественной войны основная часть универсантов до конца февраля 1942 года оставалась в блокированном Ленинграде. Только с открытием ледовой дороги через Ладожское озеро около тысячи человек эвакуировали тремя эшелонами в Саратов. Для сохранения научных и культурных ценностей в городе остался небольшой коллектив научных сотрудников, рабочих и служащих - около 130 человек. Им в первую очередь Университет обязан сохранением имущества. Обессиленные от голода, они постоянно дежурили в зданиях, ликвидировали аварии, откачивали воду, переносили в безопасные места приборы и книги. Отапливать помещения приходилось мебелью из аудиторий, а в университетской столовой в то время выдавали только дрожжевой суп.

Ещё до блокады, в ноябре 1941 года, моряки-балтийцы соорудили в помещении проректора по учебной работе ЛГУ бетонированный пушечный дот с амбразурой на Неву.

Несмотря на это, здания сильно пострадали от обстрелов и бомбежек. В 1944 году универсанты возвратились из Саратова в родные стены и совместными усилиями провели необходимые реставрационные работы. По инициативе ректора Александра Алексеевича Вознесенского заказали живописные портреты, гипсовые скульптуры и бюсты выдающихся учёных-универсантов, украсившие знаменитый коридор.

Налоговая инспекция в здании психологов

Университетские психологи удобно расположились в доме № 6 на набережной адмирала Макарова. Здание возвели в 1901 году по проекту архитектора Константина Тарасова отнюдь не для студенческих занятий, а для работы Главного управления неокладных сборов. Окладом в те времена называли денежную или натуральную повинность - налог, систематически поступающий в доход государства. Учреждение, располагавшееся в шестом доме, занималось сбором несистематических, единичных налогов.

Сейчас о старине напоминают, пожалуй, только лестничные перила из литого железа с цветочным орнаментом. Их изготовили на известном во второй половине XIX века художественно-строительно-слесарном заводе Карла Винклера. Продукция этого завода (навес над крыльцом и боковые светильники) украшает и вход в здание с набережной Макарова.

Торговый склад в здании философов и историков

Историки и философы СПбГУ переселились в дом № 5 по Менделеевской линии только в XX веке. До этого здесь успели поработать и торговцы, и милиционеры.

Здание было задумано как Новобиржевой гостиный двор, в начале XIX века его построили по проекту Джакомо Кваренги. Это был огромный четырехугольник в два этажа с открытыми галереями, обращенными внутрь просторного двора. Наружная аркада первого этажа образовала обходную галерею. С самого начала здание использовали как склад. Погрузо-разгрузочные работы выполнялись здесь частными артелями. В начале XX века значительные помещения в нем занимали склады торгового дома «Братьев Елисеевых» и артели Козухина, тут же находилась и контора главной артели. В начале 1920-х годов в доме № 5 расположились склады городской милиции.

В середине 1930-х годов историческому факультету передали здание на Менделеевском (Биржевом) проезде. По проектам архитекторов Я.Я.Китчера, А.А.Заварзина и В.И.Пилявского его приспособили для нужд Университета и надстроили третий этаж.

Перед войной в здании на Менделеевской линии размещались также поликлиника, военная кафедра, исторический, философский, политико-экономический и географический факультеты.

У поликлиники, кстати, своя интересная история. В 1897 году всех студентов обслуживал только один врач. Работы у него было много: в течение года обратились за помощью 1168 человек. С 1912 года врач стал посещать Александровскую коллегию (общежитие студентов) в Филологическом переулке. Кроме того, начали вести прием зубной врач и венеролог. Причем треть всех обращений за помощью приходилась на долю последнего.

Тайны здания на Университетской набережной

Дом №11 на Университетской набережной, где сейчас проходят занятия университетских филологов и востоковедов, хранит свои тайны и легенды.

Здание построено в строгом стиле раннего барокко XVIII века. Появление его в этом месте не случайно. По соседству когда-то располагалась огромная усадьба и дворец генерал-губернатора Петербурга Александра Меншикова (сейчас Университетская наб., 15).

При Екатерине I Меншиков являлся фактическим правителем России. После смерти императрицы, желая укрепить своё положение, губернатор прочил свою старшую дочь Марию в невесты новому государю Петру II (сыну казненного царевича Алексея). Меншиков услужливо предоставил императору жилые апартаменты в своем дворце, а рядом, в июне 1727 года, заложил фундамент для будущей резиденции молодых.

Последующие исторические события нарушили его планы. Придворные интриги привели сначала к отставке, а потом и к смерти Меншикова. В скором времени не стало и Петра II.

Только при Анне Иоанновне дворец достроили, но уже совсем в ином качестве. По одной из версий, здание возвели под руководством архитектора Иоганна Борхарда в 1759–1761 годах. Своим внешним видом оно в значительной мере напоминает бывшие Двенадцать коллегий и центральную часть Меншиковского дворца.

Сначала в доме № 11 поселились кадеты - там был Первый кадетский корпус. В 1867–1918 годах в нём расположился Историко-филологический институт с гимназией. Там, где сейчас находится библиотека восточного факультета, в казенной квартире при институте жил профессор Лев Платонович Карсавин - заместитель директора и инспектор гимназии. В этом же здании были и квартиры некоторых других профессоров.

Как и многие старые петербургские постройки, дом имеет свои тайны. В декабре 1986 года во время работы строителей, в одной из стен нашли замурованную древнюю деревянную лестницу, которая сохранилась с 40-х годов XVIII века. В процессе работы также обнаружили квадратные кирпичи и остатки изразцов 60-х годов XVIII века. Эти находки пополнили коллекции Музея истории Петербурга. Многие специалисты при этом отмечают, что история здания ещё недостаточно изучена.

Дворик филологов и восточников

Дворец Петра II изначально строился в форме замкнутого четырехугольника с внутренним садом и въездными воротами с тыльной стороны.

Первый этаж правого, восточного, крыла сейчас занимают кафедральные и учебные помещения и кинозал, открытый в конце 1949 года. На этом месте в 1710-е, одновременно с дворцом Меншикова, строился дом его дворецкого Фёдора Соловьева. Этот дом позднее включили в сооружаемый ансамбль дворца Петра II.

О первых владельцах сейчас ничего не напоминает. Лестница от входа со стороны Ректорского флигеля ведет на второй этаж. Вестибюль сохранил свои лепные украшения, имеющие символическую значимость, и украшен портретами, выполненными художником Нахимовым. Изображены известные филологи Иван Александрович Бодуэн де Куртене, Лев Владимирович Щерба, Владмир Яковлевич Пропп и другие.

Жители Ректорского флигеля

С другой стороны к дому филологов и востоковедов примыкает каменная арка ворот, соединяющая Главное здание с Ректорским флигелем.

Ректорский флигель. XIX век. Фото из архива Б.Меншуткина

Дом этот был построен в 1794 году как жилой. В начале XIX века его решили купить для нужд Университета, что и было сделано в 1837 году. Переделка его была поручена архитектору Аполлону Щедрину. Он изменил частично фасады, добиваясь гармонии с соседним зданием, а внутреннюю планировку оставил прежней.

В 1840 году поэт и критик Петр Александрович Плетнёв, близкий друг Пушкина, стал ректором и поселился в ректорском доме. Прожил он здесь более двадцати лет. «Комнат множество, - радовался Плетнев новому жилью, - и так можно роскошно расположиться, что теряюсь в обилии планов». «Чудо что за месторасположение! - писал он одному из друзей. - С постели смотрю на Неву, за нею на бульвар, а там и баснословный Исаакий…».

Казенная квартира ректора стала в те годы одним из популярных петербургских литературных салонов. Здесь часто бывали писатели и поэты Николай Гоголь, Иван Крылов, Виссарион Белинский, Иван Тургенев, Петр Вяземский, - многие маститые и начинающие литераторы.

Дом помнит и других великих людей. В 1876 году ректором Университета и очередным хозяином Ректорского флигеля стал «отец русской ботаники» Андрей Николаевич Бекетов. В дальних комнатах второго этажа, с окнами в университетский двор, жили юные дочери Бекетовых: Екатерина, Софья, Александра и Мария. Бывал в этом доме и выпускник юридического факультета, студент магистратуры Александр Львович Блок. Он влюбился в 17-летнюю Александру Андреевну. В начале 1879 года в университетской церкви состоялось их венчание, а в воскресенье 16 ноября того же года в одной из боковых комнат верхнего этажа появился новый жилец, которого назвали Александром. Крестили его тоже в университетской церкви. Там же состоялось и обручение с Любовью Дмитриевной Менделеевой.

Жё-де-пом - Дом для игры в мяч

За Ректорским флигелем находится здание, возведенное в конце XVIII века. Эта несколько странная кирпичная постройка контрастирует своим видом с окружающими зданиями. Надпись на мемориальной доске называет его «домом для игры в мяч», или «жё-де-пом» (калька с французского). Так называлась популярная некогда в Европе игра в ручной мяч, предтеча волейбола, тенниса и бадминтона. В Россию она проникла при Екатерине II, когда для царской семьи в Зимнем дворце построили первый зал для такой игры и пригласили учителя из Франции. Предполагалось, что он будет обучать этому и кадетов. К тому времени было задумано строить большое новое здание для Кадетского корпуса, но дело ограничилось строительством только одного крыла с двумя огромными двухсветными залами. Считается, что здание строилось в 1771–1773 годах по проекту выдающегося зодчего Александра Кокоринова. В 1867 году здание «жё-де-пом» передали Санкт-Петербургскому университету. Это было фактически первое в России крытое спортивное сооружение.

Студенческая столовая им. профессора О.Ф.Миллера. Конец XIX в. Фото из архива Музея истории СПбГУ

На здании - мемориальная доска, в которой говорится о том, что здесь 24 (12) марта 1896 года Александр Степанович Попов принял на изобретенном им приборе первую радиограмму. Принимающая установка находилась в «доме для игры в мяч», передающая - на расстоянии около 300 метров, в здании химической лаборатории. Радиограмма состояла из двух слов: «Генрих Герц», - имени немецкого основателя электродинамики. Отправил ее ассистент П.Н.Рыбкин, принял А.С.Попов. Тем самым был создан новый вид связи. По воспоминаниям профессора Ореста Хвольсона, было трудно описать восторг многочисленных присутствующих и овацию изобретателю.

Студенческая столовая

В 1899 году княгиня Зинаида Юсупова пожертвовала Обществу вспомоществования недостаточным студентам Петербургского университета участок земли за воротами университетского городка, на Биржевой линии. Здесь, в 1900-1901 годах Общество начало строительство студенческой столовой по проекту архитектора Ивана Коковцева. При отделке главного фасада архитектор использовал детали флорентийского палаццо. Применялись последние строительные новинки: несгораемые потолки из металлических конструкций, перекрытия и своды из бетона. Столовую оснастили электрической вентиляцией, гладильнями для столового белья, подъемными механизмами для еды и посуды.

В статье были использованы материалы книги Ю.А.Ендольцева «Санкт-Петербургский государственный университет. Нестандартный путеводитель», статьи сотрудника Музея истории университета В.Брачёва, материалы книги «275 лет. Санкт-Петербургский государственный университет. Летопись 1724–1999».

Подготовила Мария Блажнова

Редакция журнала выражает благодарность сотрудникам Музея истории СПбГУ за помощь в подготовке статей.

Программы Олимпийских игр постоянно меняются: одни виды спорта получают признание МОК, другие, наоборот, теряют бесценный статус. На Олимпиаде 2016 года в Рио-де-Жанейро предстанут перед зрителями модный в высшем обществе гольф и популярное в Европе регби. А вот позиции борьбы изрядно пошатнулись - она удержалась в программе ОИ-2020 только благодаря активной кампании российского Олимпийского комитета. Другим повезло меньше - «Лента.ру» вспоминает виды спорта, которые были исключены из программ за столетнюю историю игр.

Же-де-пом

Корни же-де-пома (от французского jeu - игра, paume - ладонь) уходят в Средневековье. Старинная забава стала родоначальником сразу тенниса, сквоша, ракетбола (игра, напоминающая сквош) и гандбола. Первые упоминания о же-де-поме появились еще в XIII веке - уже тогда в него играли во Франции, Италии и Англии.

Правила предельно просты: нужно рукой перебросить через натянутые сетку или веревку небольшой мячик. Затем в качестве игрового снаряда стали использовать биту - широкую палку, а позднее перешли на прообразы ракеток. Местом для игры в же-де-пом стали специальные закрытые залы под названием «трипо» (от французского tripot ). Только в Париже насчитывалось более 200 таких помещений, которые сразу приглянулись столичным буржуа - игра была по карману в основном членам королевского двора и высокопоставленным вельможам.

Играли в же-де-пом на деньги: ставкой была монета экю (равная 60 су) - ремесленник на эту сумму мог вполне спокойно существовать несколько недель. Экю делилось на четыре части по 15 су, каждая из которых была стоимостью одного очка. Отсюда, кстати, вышла и система подсчета очков в современном теннисе, только «45» было заменено на «40» для удобства комментирования - выкрикивать короткое число получается гораздо энергичнее.

Игра была включена в программу Олимпиады-1908 в Лондоне, но, по иронии судьбы, в первом и последнем олимпийском турнире по же-де-пому принимали участие только британцы и американцы, а не ее создатели - французы. Победителем стал американец Джей Гулд.

Однако и спустя более чем столетие же-де-пом напоминает о себе - в ведении кафедры физической культуры и спорта Санкт-Петербургского государственного университета находится корпус для этой игры, построенный в конце XVIII века. Здание и по сей день носит историческое название «Же-де-Пом», а в этом году руководство СПбГУ запланировало провести его реставрацию.

Лакросс

Этот вид спорта зародился на другом конце планеты - в Северной Америке. Причем игра была не увлечением высших слоев общества, а частью тренировочного процесса воинов индейских племен.

Благодаря лакроссу индейцы повышали выносливость. Стандартные размеры поля никто не утверждал, поэтому игра могла проходить на площадке длиной в несколько километров с участием сотен человек. Правила были просты: загнать мяч в ворота, используя некое подобие клюшки и собственные ноги. Зачастую в матчах по лакроссу решались важные вопросы - индейцы играли в формате «племя на племя», оспаривая, например, право на территорию.

Более века назад лакросс получил признание МОК и попал в программу двух летних Игр - 1904 и 1908 годов. В Сент-Луисе-1904 между собой соревновались три команды - сборная США и две сборные Канады, причем вторая канадская была составлена из индейцев. Тогда организаторов турнира не очень заботили документация и отчетность, поэтому члены индейской команды заявились под народными именами. К примеру, за Канаду-2 были заявлены: Черный Орел, Полумесяц, Ночной Ястреб и Боящийся Мыла Человек .

Индейцы проиграли американцам в полуфинале (0:2), а в матче за золотые медали «звездно-полосатые» были разгромлены первой канадской сборной со счетом 8:2. В 1908 году в дисциплине лакросс был сыгран только один матч - между Канадой и Великобританией. Североамериканцы вновь уступили, после чего лакросс потерял место в олимпийской программе.

Роке

Роке напоминает смесь мини-гольфа и бильярда. Игровой процесс проходит на небольшой огороженной площадке. Участники должны загнать мяч точно в маленькие ворота, чему немало помогает навык игры «от борта».

Этот вид спорта выделился из кроке та и засветился в программе Олимпийских игр лишь однажды - в 1904 году. Причем на турнир приехало столько же спортсменов, сколько прошло лет с начала века. В результате первым и единственным чемпионом роке стал американец Чарльз Джекобс. И вряд ли к нему скоро присоединится кто-то еще - по этому виду спорта проходят только небольшие локальные соревнования, а американская Национальная лига роке фактически не функционирует уже десять лет.

Крокет

Игроки соревнуются в умении ударами молотка быстрее провести шар через воротца, расставленные по определенному маршруту. Крокет зародился в Англии, но участниками парижской Олимпиады-1900 были только французы, причем часть из них приходилась друг другу родственниками. Как и роке, крокет лишился места в олимпийской программе за недостаточную зрелищность.

Рэкетс

Еще одно изобретение британских любителей спорта. Суть игры проста: двое или четверо участников по очереди посылают мяч в стену так, чтобы при отскоке он попал на половину соперника. Когда ошибается один игрок, то право подачи передается другому и так далее.

Британцы добились включения рэкетса в программу Олимпиады-1908 в Лондоне, где и разыграли между собой два комплекта наград - в одиночном и парном разряде. Заявки на участие подали всего семь британцев. В индивидуальном турнире лучшим стал Эван Ноэль, а в парном золото завоевали Вейн Пеннелл и Джон Джейкоб Астор V. После лондонских Игр о рэкетсе на Олимпиадах и не слышали.

Баскская пелота

Пелота - разновидность тенниса и прообраз сквоша. Игрок бьет мячом о стену, его соперник отбивает обратно. Наименование игры произошло от самого шарика - «pilota».

Баскская пелота зародилась более 500 лет назад и получила большое распространение в Южной Америке и Западной Европе. Особенно увлечению поддались испанцы и французы, которые и разыграли между собой комплект наград на Олимпиаде-1900. Затем пелота была исключена из основной программы летних Игр, но поклонники этого вида спорта не дают ему «умереть». Ныне довольно успешно функционирует Международная федерация баскской пелоты, которая регулярно организует чемпионаты мира, а на ОИ-1968 и 1992 игра была продемонстрирована зрителям в качестве показательной - официально МОК ее не признает, но дает статус развивающегося спорта.

Национальная галерея Же-де-Пом (Galerie nationale du Jeu de Paume) наряду с музеями Орсе и Оранжери образует «золотой квартал» современной живописи в районе площади Согласия в VIII округе Парижа.

Создание и этапы развития

Строительство здания галереи закончилось в 1861 году в северо-западной части садов Тюильри. Его первым назначением было размещение крытых кортов для игры с мячом, напоминающей современный большой теннис. Этот вид спортивного развлечения и дал имя художественной галерее: в переводе с языка Гюго и Сезана слова «du Jeu de Paume» означают «игра ладонью».

Выставочной площадкой бывшие корты стали в 1909 году. С этого времени в его залах организовывались временные выставки произведений искусства из фондов Лувра и музея Оранжери. Самостоятельный музей Же-де-Пом открылся в здании в 1922 году после того как Люксембургский музей передал туда собрание живописи зарубежных импрессионистов. Осенью 1939 года оно было отправлены в замок Шамбор для организации новой экспозиции.

В годы Второй мировой войны здание галереи использовалось для хранения конфискованных у репатриантов произведений искусства. Часть из них предназначалась для германских музеев и личных коллекций вождей Третьего Рейха, некоторые произведения искусства выставлялись в свободной продаже, а объявленная «дегенеративной» живопись авангардных направлений, включая ряд картин П. Пикассо и С. Дали, была просто уничтожена в огне костров 27 июля 1942 года.

С 1947 до середины 80-х годов основным направлением деятельности Галереи Же-де-Пом была живопись импрессионистов. В 1986 году коллекцию передали музею Орсэ, а здание было закрыто на реконструкцию. Необходимые для неё строительные работы были выполнены по проекту архитектора А. Стинко. Несколько лет выставочная деятельность галереи продолжалась в Токийском дворце.

Свежий взгляд на вечные проблемы

В 1991 году по завершению реконструкции старого здания по предложению Ж. Ланже была принята новая концепция галереи. После реорганизации Национальная галерея Же-де-Пом стала постоянным местом проведения выставок современного искусства. Первой в череде ярких событий творческого центра стала временная экспозиция произведений Ж. Дюбюффе.


Новые кардинальные изменения в истории галереи Же-де-Пом произошли в 2004 году. С этого года в её стенах под руководством А.-Д. Перрена и М. Гили объединились творческие ассоциации фотохудожников, видео-арта, авторского и документального кино. До 2009 года у галереи Же-де-Пом был лишь один филиал в особняке Сюлли. С 2011 года появилась возможность проводить художественные выставки в залах замка Тур.

Основные направления деятельности

Все проводимые Галереей Же-де-Пом культурные события рождаются из стремления к познанию трансверсальности в современной визуальной культуре, образе, квесте, поиску смысла во всех областях творчества. Глубоко раскрывая актуальные проблемы современности посредством выставок, ретроспективных показов фильмов и кинопрограмм, проведением семинаров, конференций, творческих встреч художники и сотрудники галереи помогают лучше осознать все противоречия, достоинства и недостатки общества начала XXI в.



Рассказать друзьям