Репродукция картины радуга дубровский описание. Дубровский николай никанорович

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

ТЕМА:

ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА И СИСТЕМА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ

Цель: сформировать представление о «Я-концепции», ее основных структурных компонентах, а также умение осуществлять самооценку развития личностных качеств.

I . Работа над новым материалом.

«Познай самого себя» - эта надпись украшала Дельфийский храм в Греции. Смысл этой лаконичной фразы очень глубок.

Именно процесс самооткрытия, самопостижения и самопознания пронизывает всю сознательную жизнь человека. На всем ее протяжении перед каждым человеком, ищущим смысл жизни, постоянно встают вопросы: Кто я? Каков я? Знаю ли я себя? Что скрывается за собственным «Я»?

В ответах на вопрос типа «Кто я?» мы сравниваем себя с другими людьми (родителями, друзьями, знакомыми), героями литературных произведений. Это сопоставление позволяет увидеть все многообразие характеров, взглядов, проявлений чувств, интересов и других особенностей людей, выделить то особенное, что отличает одного человека от другого.

Давайте попытаемся определить, по каким признакам можно находить общее и отличное в людях. При встрече с каким-либо человеком, при воспоминании или размышлении о нем вы, как правило, оцениваете внешний вид: возраст, пол, физический облик, состояние здоровья. При более близком знакомстве появляется возможность узнать его биографические характеристики: в какой семье родился и рос, в какой школе учился, с кем дружит, какие книги читает. Длительное общение и личные контакты позволяют увидеть особенности его характера, темперамента, чувств, уровень интеллекта и способностей.

Параллельно с этим происходит процесс самопознания, узнавания, выделения собственного «Я» путем сравнения увиденных в другом человеке качеств со своими. Таким образом, познавая других людей, вы познаете самих себя.

Познавать свое «Я» весьма не просто. Путь к познанию лежит через понимание и оценку своих интересов и способностей, особенностей памяти и мышления, своеобразия речи, внимания и воображения. Любое взаимодействие с другими людьми заставляет нас постоянно осмысливать свойства характера, темперамента, побуждает обращать внимание на чувства, волевые качества, как свои, так и тех людей, с которыми общаемся. Характеристики личности с разных сторон описывают внутренний мир человека, качества его души, особенности поведения .

Задумаемся над тем, что такое собственное «Я». Образ «Я» (или «Я-концепция») - сложное психическое явление, которое не сводится к простому осознанию своих качеств или совокупности самооценок. «Я-концепция» создает специфическую направленность личности. Это целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий, образ сугубо личного, собственного «Я», включающий три составляющих его компонента: познавательный (кто я?), эмоциональный (какой я?) и поведенческий (что и как я делаю и почему так поступаю?) (схема 1).

Схема 1

Становление устойчивого образа «Я»

Образы собственного «Я» сложны и неоднозначны. Здесь и реальное «Я» (как вижу себя в данный момент), и динамическое «Я» (каким я стараюсь быть), и идеальное «Я» (каким я должен стать) и фантастическое «Я» (каким я хотел бы быть, если бы все было возможно), и целый ряд других представляемых «Я» .

Размышляя о профессиональном будущем, каждый из вас осуществляет мысленное движение от своего «Я» реального через «Я» динамическое к «Я» идеальному. Например, сегодня вы делаете некоторые успехи в музыке и знаете о своих способностях в этой области искусства. И, конечно же, в будущем вы видите себя профессиональным музыкантом. Но для того чтобы ваши планы стали реальностью, необходимо разработать план действий и стремиться его реализовать.

Ну а если у вас сегодняшний день еще не имеет четкого профессионального плана, определяющего пути получения будущей профессии, все равно вы, наблюдая за окружающим себя миром и за деятельностью людей, пытаетесь представить себя в будущем, перебирая в своем воображении различные варианты, в том числе и самые фантастические. В своих мечтах вы видите себя в разных ролях. Перечень их может быть бесконечным и разнообразным. Но, возвращаясь к своему реальному «Я», соотнося способности с возможностями их реализации, приходится, к сожалению, свои мечты согласовывать с ними. Именно идеальные «Я»-реальное - отправная точка всех планов человека.

Недостатки знаний о себе, обедненность «Я-концепции» затрудняют профессиональный выбор, делают его недостаточно обоснованным, случайным в силу того, что затормаживают процесс соотнесения себя с миром и будущей профессиональной деятельностью. Особую роль здесь имеет самооценка .

На основе самооценки формируется образ собственного «Я» (схема 2).

Схема 2

Формирование образа собственного «Я»

Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди людей.

У каждого человека существует два способа самооценки. Первый - это сопоставление мнений окружающих о нас. И здесь важно «богатство» образа Я. Чем «беднее» образ Я, тем более зависим человек от отношения окружающих к нему. Тогда самооценка не играет роли эталона, регулирующего поведение. Человека с реалистичной самооценкой отличает независимость от мнений окружающих, высокий, но реальный уровень самоутверждения. Высокое самоуважение не означает, что человек считает себя лучше других. Оно связано с представлением о себе как человеке не хуже других. В этом случае он положительно относится к себе как к личности. Низкое самоуважение предполагает отрицательную оценку собственной личности. С уровнем самоуважения связано древнее выражение «не место красит человека, а человек место».

Второй способ самооценки - это соизмерение уровня наших притязаний и достигнутых результатов. Лев Толстой когда-то написал: «Человек подобен дроби: в знаменателе - то, что он о себе мнит, а в числителе - то, что есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь».

Если уровень притязаний выше достигнутого результата - можно говорить о завышенной самооценке. При завышенной самооценке человек никогда не признает, что он чего-то не знает или не умеет, во всех своих неудачах винит окружающих.

Если уровень притязаний ниже достигнутого результата, говорят о заниженной самооценке. Человек становится преувеличенно осторожным, у него исчезает стремление к достижению какого-либо успеха .

Критическая оценка самого себя, своих способностей, нравственных качеств, поступков позволяет человеку при выборе профессии правильно соотнести свои возможности с требованиями, предъявляемыми профессией. Заниженная самооценка мешает человеку раскрыть свои возможности, завышенная - приводит к разочарованиям, конфликтам в коллективе.

Основные понятия: «Я - концепция», самооценка, виды самооценки: адекватная, неадекватная, заниженная, завышенная.

Вопросы и задания:

    Что такое «Я-концепция» и каковы ее основные составляющие?

    Каковы формы проявления «Я-концепции» при выборе профессии?

    Напишите сочинение на тему: «Мой образ «Я» и профессия».

    Какую роль оказывает заниженная самооценка на профессиональное самоопределение личности?

II . Практическая работа.

Методика самооценки личности

Оборудование: стимульный материал на карточке, лист бумаги, ручки.

Стимульный материал: слова, обозначающие отдельные качества личности: аккуратность, доброта, грубость, жадность, жизнерадостность, завистливость, застенчивость, злопамятность, искренность, капризность, легковерие, мечтательность, несдержанность, обидчивость, осторожность, педантичность, подозрительность, терпеливость, трудолюбие, трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, упрямство, черствость, честность, чуткость, эгоизм.

инструкция

Используя предложенный материал, составьте ряд «Идеал» из 20 качеств личности, которые ранжируйте (распределите) по следующему принципу: от наиболее незначимых для вас качеств до самых ценных. Затем из этих 20 качеств ряда «Идеал» составьте ряд «Я». Вначале поставьте качества, наименее характерные для вас, а затем наиболее характерные.

Методика «Кто я такой?»

Вероятно, у каждого человека есть своя собственная теория, касающаяся того, что именно делает его уникальным, единственным в своем роде индивидом, отличающимся от всех остальных людей. При этом невольно возникает вопрос: разделяют ли окружающие мое мнение о самом себе, видят ли меня другие таким, каким я считаю себя? Если они определяют меня иначе, то что же лежит в основе их восприятия и оценки?

Попробуем выяснить этот вопрос в ходе выполнения следующих заданий. Возьмите несколько листов чистой бумаги и напишите на одном из них в правом верхнем углу то из своих имен, к которому вы в наибольшей степени привыкли (это может быть имя, фамилия, уменьшительное имя, кличка). После этого:

А. Дайте 10 ответов на вопрос: кто я такой? Сделайте это быстро, записывая свои ответы точно в той форме, как они сразу приходят в голову.

Б. Ответьте на тот же вопрос так, как, по вашему мнению, отозвались бы о вас ваши отец и мать (выберите одного).

В. Ответьте на тот же вопрос так, как, по вашему мнению, отозвался бы о вас ваш лучший друг (подруга).

Теперь сравните эти 3 набора ответов и в письменной форме укажите следующее:

    В чем состоит сходство?

    Каковы различия?

    Если есть различия, то как вы их объясните применительно к самому себе? В какой степени ведете себя по-разному с разными людьми и какие роли принимаете на себя при общении с близкими людьми?

    Каким образом эти различия объяснимы, исходя из индивидуальных особенностей этих и других лиц, т.е. как их ожидания формируют те суждения о вас, которые вы им предписываете?

    Укажите, какие из 10 ответов вашей самохарактеристики касались:

а) физических качеств (облик, сила, здоровье);

б) психологических особенностей (интеллект, эмоциональная сфера);

в) социальных ролей (профдеятельность, семейное положение)

Теперь установите очередность, которую вы считаете целесообразной при перечислении этих групп. Остаетесь ли вы теперь на своих первоначальных позициях в составлении своей самокритики? Если нет, то запишите новый порядок следования упомянутых выше качеств.

Если вы выполнили упражнение, то написанный вами итог можно определить как словесное определение вашей «Я-концепции» воспринимающих вас других людей, предпочитаемого вами варианта своего имени, который, кстати, тоже во многом зависит от окружающих.

Методика определения уровня самооценки

Инструкция

Ниже предлагается ряд вопросов об особенностях вашей самооценки, отвечая на которые, вам необходимо поставить баллы в зависимости от выбранного вами варианта ответа:

«очень часто» - 4 балла;

«часто» - 3 балла;

«иногда» - 2 балла;

«редко» - 1 балл;

«никогда» - 0 баллов.

    Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

    Постоянно чувствую свою ответственность по работе.

    Я беспокоюсь о своем будущем.

    Многие меня ненавидят.

    Я обладаю меньшей инициативой, нежели другие.

    Я беспокоюсь за свое психическое состояние.

    Я боюсь выглядеть глупцом.

    Внешний вид других куда лучше, чем мой.

    Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.

    Я часто допускаю ошибки.

    Как жаль, что я не умею говорить как следует с людьми.

    Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.

    Мне бы хотелось, чтобы мои действия ободрялись другими чаще.

    Я слишком скромен.

    Моя жизнь бесполезна.

    Многие неправильного мнения обо мне.

    Люди ждут от меня очень многого.

    Люди не особенно интересуются моими достижениями.

    Я слегка смущаюсь.

    Я чувствую, что многие люди не понимают меня.

    Я не чувствую себя в безопасности.

    Я часто понапрасну волнуюсь.

    Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.

    Я чувствую себя скованным.

    Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.

    Я уверен, что по характеру люди почти все легче, чем я.

    Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.

    Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.

    Как жаль, что я не так общителен.

    В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.

    Я думаю о том, чего ждут от меня люди.

Для того, чтобы определить уровень самооценки, необходимо сложить баллы по всем 32 суждениям.

Сумма баллов от 0 до 25 говорит о высоком уровне самооценки, при котором человек, как правило, не отягощен «комплексами неполноценности», правильно реагирует на замечания и оценки других, редко сомневается в своих действиях.

Сумма баллов от 26 до 45 свидетельствует о среднем уровне самооценки. Если вы набрали такое количество баллов, то, вероятно, время от времени ощущаете необъяснимую неловкость во взаимоотношениях с другими людьми, нередко недооценивая себя и свои способности без достаточных на то оснований.

Сумма баллов от 46 до 128 указывает на низкий уровень самооценки, при котором человек нередко болезненно переносит критические замечания в свой адрес, чаще старается «подстроиться» под мнение других людей, в большой степени страдает от «комплекса неполноценности».

  • Рабочая программа по технологии для 7 класса составлена на основе государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по технологии,

    Рабочая программа

    Раздел 2. Профессиональное самоопределение. 10 Внутренний мир человека и система представлений о себе . Становление и развитие ценностно-смысловой... оборудовании и его влиянии на человека Иметь представление о возможностях отделки и декоративного...

  • Белянин В. П. Основы психолингвистической диагностики. (Модели мира в литературе)

    Документ

    Языковая личность, владеющая системой языка" (там же, 27). Представления о языковой личности близки... относит такие, где "преобладает внутренний мир человека и автор противостоит самому себе как объективной структуре...

  • Понятие культуры. Культура как смысловой мир человека

    Документ

    ... (стремление к передаче внутреннего мира человека ). Гуманизм – ценностная... себя и проблему отвлеченного мышления, и косвенное представление о бытии и сконцентрированный мир ... , система «Техника – человек » должна смениться системой «Техника – человек – ...

  • Дубовской Николай Никанорович
    (1859-1918)

    Пейзажист по призванию и хранитель священных традиций передвижничества по убеждению, Н. Н. Дубовской принадлежал к младшему поколению передвижников. О его преданности искусству рассказывали анекдоты. Однажды он так увлекся работой над этюдом с натуры, что напрочь забыл о собственном венчании и явился в церковь, когда его уже почти перестали ждать.

    Первый снег. 1910

    Мальчиком Дубовской учился в военной гимназии в Киеве, но его настолько тянуло к искусству, что он каждый день вставал на два часа раньше и рисовал. Директор гимназии посоветовал родителям послать сына учиться живописи.


    Ноябрьский вечер. 1900

    Семнадцатилетний Дубовской поехал в Петербург и поступил в Академию Художеств, где занимался у профессора пейзажной живописи М. К. Клодта (1877-81).

    Уже с 1884 г. Дубовской - в рядах передвижников, а вскоре (в 1889) стал постоянным членом совета ТПХВ и членом правления. После смерти Н. А. Ярошенко (1898) он оказался идейным руководителем объединения. В отличие от волевых И. Н. Крамского и Н. А. Ярошенко, Дубовской был человеком мягким и деликатным, однако очень умело исполнял роль вечного примирителя передвижников старшего и младшего поколений.


    Морской пейзаж.

    Дубовской написал около 400 картин и более 1000 этюдов. Известны его пейзажи "Зима" (1884), "Ранняя весна" (1886), "На Волге" (1892 и 1903), "Прошел ураган" (1898), "Закат солнца" (1909), "Родина" (1903-04) и др. В них легко узнаются темы и образы передвижнического пейзажа.

    Ладожское озеро. Конец XIX века

    Товарищи ценили в произведениях Дубовского сильное эмоциональное чувство, но часто пеняли художнику на некоторую небрежность исполнения. Но одна картина резко выделяется из этого ряда, и в историю русского искусства Дубовской вошел прежде всего как автор пейзажа "Притихло" (1890). Художник открыл здесь новый для передвижников мотив, по его словам - "тишины перед грозой", "когда дышать бывает трудно, когда чувствуешь свое ничтожество при приближении стихии".


    Для воплощения этого мотива он нашел оригинальное решение. Внезапно высвеченные солнечными лучами грозовые тучи тянутся тяжелой горизонталью, занимающей почти всю верхнюю половину картины, над почерневшей водой, отражаясь в ней. Вдали - темная полоса берега, как бы сдавленная сверху и снизу стихиями неба и воды.


    Вид на Палермо. 1917


    Санный путь. 1900

    Морозное утро. 1894


    На Волге. 1892

    Земля теряет свою материальность, но и вода - лишь зеркало для неба. Самым материальным, осязаемым здесь "телом" становятся грозовые тучи - яркие и светоносные. Пейзаж высоко оценил И. И. Левитан, полагавший, что Дубовскому удалось передать объективное - "не автора, а самую стихию".

    Дубровский Н. Н. на своей картине “Радуга” изображает морской пейзаж. Искусность мастера и правильное нанесение мазков кистью, передают практически фотографическую точность волн. На волнах легко качается небольшая деревянная лодка рыбака. Но сам рыбак занят совсем не рыбной ловлей.

    Он заворожено смотрит на радугу, которая разноцветным огромным колесом спустилась с неба, как божье благословение. Она, словно является воплощением добра на фоне клубистых черных туч, которые грозно нависли над ней. Человек в лодке, даже встал, и внимательно смотрит на радугу, как будто он давно ее ждал, и наконец-то, она появилась.

    Крестьянская одежда рыбака говорит о его простом происхождении, а немного напряженный стан – об удивлении и охвативших эмоциях. На заднем плане виднеются горы. Может быть, благодаря им, возникает ощущение одиночества и отрешенности от внешнего мира. А, возможно, из-за преобладания голубых и синих оттенков, картина навевает грусть.

    Какое-то особое, трепетное ощущение возникает, когда смотришь на произведение Н. Н. Дубровского. Как будто, оно хранит в себе какую-то нераскрытую тайну или загадку, которую дано постичь лишь немногим. Вроде бы и есть ответ, но он постоянно ускользает.

    (1 оценок, среднее: 5.00 из 5)



    Сочинения по темам:

    1. На своей картине «Притихло» Дубовской Н. Н. изображает морской пейзаж. Задумка художника изначально была в том, чтобы показать могущество стихии...
    2. Проснувшись рано утром в воскресенье я почувствовала, что пришел май. Май – это время, когда ты выглядываешь за окно а...
    3. На картине “Радуга”, автор изображает обычный пейзаж в необычной манере изложения. Ему удалось совершенно простые вещи сделать особенными. На полотне...
    4. Эту картину художник нарисовал в 1871 году. Она отображает не событие, а действие. Произведение написано в ярких тонах, что придает...
    5. Сегодня был чудесный майский день. Именно про такие деньки говорят “погожие”. Солнышко светило ярко и приветливо уже с самого раннего...
    6. Николай Петрович Крымов считается одним из лучших пейзажистов ХХ века. Он так рисует пейзажи знакомых мест, что каждый, кто смотрит...
    7. На картине Коровина изображена милая и удивительная девушка. Она очень красива и интересна. Ее широко распахнутые глаза, будто кричат о...
    Напишите сочинение по картине Н.Н. Дубовского "Радуга", используя тексты упражнения 47 и данные эпитеты. Назовите его "Я видел радугу". Можете попробовать написать его в стихах. (учебник русского языка Е.А. Быстровой часть 1)

    Ответы и решения.

    Я видел радугу.
    Н.Н. Дубровский на своей картине «Радуга» изображает морской пейзаж.
    На заднем фоне картины ещё видны уходящие тучи. Вполне возможно, что где-то там вдалеке еще идёт дождь. А на переднем плане небо уже становится светлым и ясным. Тихие, спокойные волны переданы очень реалистично, создается впечатление, что мы смотрим не на картину, а на фотографию.
    На переднем плане картины на волнах мягко покачивается небольшая рыбацкая лодка. Рыбак бросил все и отвлекся от своей работы, чтобы полюбоваться чудом природы - радугой.
    Художник изобразил радугу широкой светлой полосой, спускающейся с небес прямо на землю. Цвета ее размыты, но можно различить три цвета - красный, желтый и голубой. От радуги веет такой светлостью, нежностью и теплом, что даже простой рыбак не в силах оторвать от нее взгляда. Он встал во весь рост и заворожено смотрит на радугу.
    Какое-то особое, трепетное ощущение возникает, когда смотришь на произведение Н.Н. Дубровского. Возникает такое чувство, словно ты сам стоишь там, рядом с рыбаком, и пораженно смотришь на это чудо природы, любуешься открывшейся тебе красотой и просто наслаждаешься моментом. Яркая радуга и пробившийся сквозь тучи солнечный свет как будто проникают тебе в душу, наполняя ее таким же ярким светом. И на душе становится так легко, светло и спокойно, когда осознаешь, как прекрасен этот мир.

    ДУБОВСКОЙ НИКОЛАЙ НИКАНОРОВИЧ (1859–1918)Н. Дубовской - талантливый живописец, один из виднейших представителей русской пейзажной школы рубежа XIX-XX веков, автор более четырехсот картин и почти тысячи этюдов, профессор-руководитель пейзажной мастерской Императорской Академии художеств, видный общественный деятель, член правления Товарищества передвижников, инициатор создания художественного музея в Новочеркасске. Творчество художника пользовалось большой популярностью, а его картины собирались крупнейшими дореволюционными коллекционерами.

    В настоящее время работы Н.Н. Дубовского представлены более, чем в 70 музеях России и зарубежных стран. Русский художник-пейзажист Н.Н. Дубовской родился 5 (17) декабря 1859 года в Новочеркасске в семье казака-старшины Области Войска Донского. Мальчиком Дубовской учился в военной гимназии в Киеве, но его настолько тянуло к искусству, что он каждый день вставал на два часа раньше и рисовал. Директор гимназии посоветовал родителям послать сына учиться живописи. Семнадцатилетний Дубовской поехал в Петербург и поступил в Академию Художеств, где в 1877-1881 годах занимался у профессора пейзажной живописи барона М.К. Клодта. Пейзажист по призванию и хранитель священных традиций передвижничества по убеждению, Н.Н. Дубовской принадлежал к младшему поколению передвижников.

    О его преданности искусству рассказывали анекдоты. Однажды он так увлекся работой над этюдом с натуры, что забыл о собственном венчании и явился в церковь, когда его уже почти перестали ждать.Уже с 1884 года Дубовской - среди передвижников. Тогда же, в 1884 году, состоялось первое выступление молодого пейзажиста на передвижной выставке, которое было высоко оценено как художественной критикой того времени, в частности, В.В. Стасовым, так и коллекционерами: П.М. Третьяков приобретает для своей галереи его картину "Зима". В этой, уже вполне самостоятельной работе художника прослеживается влияние его учителя М.К. Клодта. Но, пожалуй, ещё более заметна преемственная связь с творчеством А.К. Саврасова, Ф.А. Васильева и А.И. Куинджи. "Казалось, Васильев и Куинджи соединили лучшие стороны своих дарований, чтобы произнести этот шедевр", - писал художественный обозреватель журнала "Артист" В.Н. Михеев.

    В обители. Троице-Сергиева лавра


    The Frosty Morning

    Вслед за "Зимой" последовали картины "Ранняя весна" (1886), "Притихло" (1890), "Утро в горах", "Зимний вечер", "На Волге" (1892 и 1903), которые принесли Дубовскому широкую известность и выдвинули его в первые ряды русских пейзажистов. Можно привести немало восторженных отзывов о произведениях художника в печати, в воспоминаниях современников. Вот одно из них, профессора В.А. Вагнера. "Я помню, это было давно, на передвижной выставке появилась картина Дубовского "На Волге", - писал он в 1918 году. - Безбрежная водная гладь, над которой носятся несколько чаек, чуть заметная точка далекого парохода, а над всем этим лиловатые облака, застелившие и даль, и высь небосклона. Вот и все. Но около картины постоянно толпилась публика и подолгу стояла, очевидно, не сразу отдавая себе отчет в том, что привлекало ее к этому полотну. Картина поражала не техникой, хотя и безукоризненно хорошей, не мастерством, которое, однако, было налицо, а именно настроением художника, его душевной симфонией, переданной не звуками, а красками его палитры. Зритель приковывался к картине не самой картиной, а тем, что составляло ее душу".


    Winter

    Третьяков внимательно следил за творческим развитием Дубовского, пополняя свое собрание его работами. Последним произведением художника, приобретённым им при жизни, было полотно "Тихий вечер" (1898). "Поэмой в золотом" назвал её рецензент "Русских ведомостей" Н.Селиванов: "Картина производит необычайный эффект. Небо, едва заметные облака, морская даль, воздух, вода - всё сияет золотыми и золотистыми тонами горячего ясного дня. Богатство этих тонов, исходящих из одного, основного, и сливающихся в нем, поразительное". Но где же теперь эти картины, почему, кроме "Притихло", целое поколение россиян не могло видеть других работ Дубовского в залах галереи? Ответ прост: из десяти картин Дубовского, купленных ещё самим Третьяковым, пять уже давно покинули залы Третьяковки. Сначала они переместились в фондохранилища, а затем были "перемещены" в музеи отдалённых городов бывшего СССР. Так, "Тихий вечер" в 1931 году оказался в Дальневосточном художественном музее, "Ранняя весна" в 1962 году поступила в Туркменский государственный музей изобразительных искусств, пейзаж "После грозы" - в Саратовский государственный художественный музей... Иначе как ссылкой такую акцию и не назовешь. Чем же так "провинился" Дубовской, или ошибся в своих вкусах Третьяков, зря собиравший его работы? Все названные произведения Дубовского были куплены Третьяковым. Но одна картина резко выделяется из этого ряда, и в историю русского искусства Дубовской вошел прежде всего как автор пейзажа "Притихло" (1890, Русский музей; повторение - в Третьяковской галерее), созданного по этюдам, выполненным на Белом море. Художник открыл здесь новый для передвижников мотив, по его словам - "тишины перед грозой", "когда дышать бывает трудно, когда чувствуешь свое ничтожество при приближении стихии". Для воплощения этого мотива он нашел оригинальное решение. Высвеченные солнечными лучами грозовые тучи тянутся тяжелой горизонталью, занимающей почти всю верхнюю половину картины, над почерневшей водой, отражаясь в ней. Вдали - темная полоса берега, как бы сдавленная сверху и снизу стихиями неба и воды. Земля теряет свою материальность, самым материальным, осязаемым здесь "телом" становятся грозовые тучи - яркие и светоносные. Среди лучших произведений мировой живописи найдется не много полотен, в которых с такой законченностью, с такой поистине классической ясностью было бы выражено то, что принято называть настроением. Узнав о том, что полотно "Притихло" с передвижной выставки в Петербурге приобрёл царь для галереи Зимнего дворца, Третьяков выехал в столицу, чтобы заказать художнику повторение, так как картина оказывалась недоступной широкому зрителю. "Повторение по мне вышло лучше и больше размером, отчего мотив сделался грандиознее", - делился своими впечатлениями Третьяков в письме к Репину.



    A Little Cloud

    Но нечто подобное произошло с наследием художника и в Петербурге. Да, ныне в собрании Русского музея насчитывается 27 его произведений. Но в экспозиции он представлен всего лишь несколькими работами ("Притихло" и еще пять-шесть этюдов). Центральные произведения Дубовского, такие как "Иматра" (1894), "Отлив" (1898), "Штиль" (1899), "Родина" (1904), "Светает" (1913) - последние три из них до революции входили в коллекцию музея Академии художеств, - опять-таки были "высланы" на периферию. Картину "Штиль", переданную в 1929 году из Русского музея в Калининскую областную картинную галерею, ещё можно поехать посмотреть. И нужно, ибо она, наряду с "Притихло", демонстрировалась на Всемирной парижской выставке 1900 года, где Дубовской был удостоен серебряной медали, единственный из русских пейзажистов (ни В.Д. Поленов, ни И.И. Левитан тогда наград не получили). А вот "Родину", самое значительное и большое по размерам полотно художника (167 х 275 см), увидеть нелегко: она теперь находится в Сибири, в Омском областном музее изобразительных искусств. А в 1911 году эта картина экспонировалась на Всемирной выставке в Риме. О том, что она там не осталась незамеченной, красноречиво свидетельствует письмо Репина, адресованное Дубовскому из Рима: "Это лучший пейзаж всей выставки всемирной, римской... Вас, Николай Никанорович, я особенно поздравляю: ещё никогда Вы не были так великолепны и могущественны - оригинальная, живая и красивейшая картина!!!"


    A Sleigh Road

    Конечно, можно игнорировать мнение такого авторитета, как И.Е. Репин, такого критика, как В.В. Стасов, и других, не менее известных деятелей русской культуры. Можно, нарушив посмертное завещание П.М. Третьякова не разъединять собранную им коллекцию произведений русских художников, делать всё наоборот. Но во имя чего и в каких целях? Слишком очевидно стремление так разбросать наследие Дубовского по городам и весям нашей обширной страны, чтобы его произведения не могли уже соединиться в одном зале. В настоящее время работы Н.Н. Дубовского представлены более чем в 70 музеях России и зарубежных стран. На первый взгляд, цель как будто бы благородная: познакомить с творчеством художника зрителей отдалённых окраин бывшего Союза. Но на самом деле наследие Дубовского оказалось выключенным из художественного процесса. Нужно разъезжать по всей стране, чтобы составить цельное представление о творчестве художника. А после распада СССР стало и того хуже: многие произведения Дубовского находятся за границей, и доступ к ним ещё более ограничился.


    After the Storm


    At Siverskaya


    At Siverskaya

    At the Catherine Canal in the Summer

    Вот, к примеру, И.И. Левитан - другое дело. Отдельный зал с его произведениями был в Третьяковской галерее, ещё один - в Русском музее. И в то время, когда работы Дубовского отсюда раздавали по другим музеям, Левитана заботливо собирали. Третьяков приобрёл двадцать произведений Левитана (вместе с этюдами), ныне в галерее их количество приближается уже к сотне. В Русском музее вначале была приобретена всего одна его картина, к которой с посмертной выставки художника в 1901 году добавилось ещё четыре. Теперь же их - тридцать восемь. Наверное, никому не придёт в голову возражать против такого бережного отношения к творческому наследию Левитана. Но тогда возникает вопрос: а почему Дубовской обделён таким же вниманием? "Рок непризнания висит над Дубовским!" - говорили в семье художника. Поддержка таких корифеев русской культуры - и непризнание. Ещё одна загадка его творческой судьбы. Листая старые журналы и газеты, читая обзоры передвижных выставок, убеждаешься, что Дубовскому было грех жаловаться на невнимание тогдашней критики. Он принадлежал к младшему поколению передвижников, в "Товарищество" вступил в 1886 году, в 1889 году стал постоянным членом совета "Товарищества Передвижных Художественных Выставок". Со второй половины 1880-х годов он начал выступать на выставках вместе с А.Архиповым, А.Васнецовым. В.Серовым, К.Коровиным, с именами которых связывается возникновение новой русской пейзажной живописи. Опираясь на опыт старших передвижников, заложивших основы реалистического пейзажа, они продолжили их поиски в создании так называемого "пейзажа настроения". Суть его заключалась в утверждении чисто зрительной верности изображения и передачи, в первую очередь, впечатления, вызываемого тем или иным мотивом природы.


    Burdock


    Calm, Partly Cloudy


    Children and Dog on the Beach

    Church of St. Basil


    Cloudy Day


    Compressed Field

    Cottage in Sillamägi

    В обзорах передвижных выставок имена Дубовского и Левитана стоят рядом. Более того, Дубовской занимает место вслед за Шишкиным и Поленовым, а Левитан долго считается лишь "одним из самых сильных конкурентов Дубовского". На передвижной выставке 1890 года в центре внимания рецензентов оказалась картина Дубовского "Притихло", Архипова "На Оке", Левитана "Вечер. Золотой Плёс" и "После дождя. Плёс". В журнале "Всемирная иллюстрация" В.В. Чуйко, отрицательно охарактеризовав работы пейзажистов на выставке, отметил, что "исключение могут составить только Дубовской и Архипов: у них замечаются попытки выйти за пределы установившейся рутины. Только они и обращают на себя внимание публики, только о них и говорят". М.В. Нестеров в письме к родным из Киева передает мнение В.М. Васнецова о передвижной выставке 1891 года: "Божится, что моя лучшая вещь на выставке, потом Дубовской, Серов, Репин". И.Е. Репин в письме к П.М. Третьякову о передвижной выставке 1892 года: "Дубовского "На Волге" вещь удивительная по совершенству. Как сработана вода, небо, сколько во всём поэзии - лучшая вещь на выставке". О выставке 1895 года М.В. Нестеров писал: "Левитан на этот раз слабее. Дубовской в двух-трёх вещах хорош, но в общем нынче не силён". Он же о следующей, передвижной выставке 1896 года: "Выставка будет разнообразна и интересна. Особенно хороши Серов, Левитан, Дубовской, Костя Коровин". В 1898 году пять молодых передвижников "за известность на художественном поприще" были удостоены звания академиков живописи: А.Е. Архипов, Н.Н. Дубовской, Н.А. Касаткин, И.И. Левитан, В.А. Серов.


    Dunes, Brittany


    Edge of the Forest


    Evening in Ukraine


    First Snow


    Harvest

    Huts on the Seafront

    In the Flood

    Достаточно и этих отзывов, чтобы убедиться в том, сколь значительна была роль Дубовского в новой русской пейзажной живописи. И вопрос был не столько в том, кому отдать "пальму первенства", сколько в том, что оба художника - и Дубовской, и Левитан - объективно утверждали в своём творчестве принципы "пейзажа настроения". Только Дубовской представлял петербургскую школу пейзажа, а Левитан - московскую. Как видим, Дубовской в то время занимал достойное место в русском искусстве, на равных разделяя его с Левитаном. Однако, начиная с 1898 года, с появлением нового объединения художников, группировавшегося вокруг журнала "Мир искусства", ситуация резко меняется. "Золотая пора" Товарищества передвижных художественных выставок миновала и оно переживает кризис. На страницах "Мира искусства" передвижники подвергаются уничижительной критике, обвиняются "в отсутствии стремления к техническому совершенству", в "игнорировании разрешения художественных задач" и т.д. В Товариществе, помимо, так называемого балласта, состояли и многие крупные мастера - Репин, Суриков, Васнецов... Начинается перетягивание в свой лагерь молодых передвижников и, прежде всего, Серова, Левитана, Нестерова. Предпринималась попытка завлечь и Репина, творчеству которого посвящался специальный номер журнала. Зачастую в прямой зависимости от этого давалась и оценка произведений художника.


    In the Mountains


    Krasnaya Polyana

    После смерти Н.А. Ярошенко (в 1898 году) Дубовской оказался идейным руководителем Товарищества. Он пользуется заслуженным авторитетом и уважением среди художников, сам много и успешно работает творчески. Но каковы теперь отзывы о его произведениях? Автор безымянной заметки о передвижной выставке 1899 года в журнале "Мир искусства", отметив удачные работы на ней Левитана, Нестерова, Сурикова, далее пишет: "Некоторые художники, от которых можно было ожидать чего-нибудь интересного, нынче ничем себя не проявили. Так, Святославский совсем бесцветен, а Дубовской пошёл назад, и грустно видеть, как этот, когда-то обещавший, художник опустился до откровенного заигрывания с публикой, до "айвазовщины"". На страницах "Мира искусства" нет ни одного положительного отклика о произведениях Дубовского. А ведь уже в следующем, 1900 году, он своими картинами принимал участие во Всемирной выставке, где, как уже говорилось, был удостоен серебряной медали. С 1894 года Дубовской приглашается на международные выставки мюнхенского "Сецессиона", затем посылает туда свои работы "вне жюри", а в 1913 году за картину "После грозы" награждается золотой медалью. Как-то не верится после этого, что Дубовского мало интересовали художественные задачи и, тем более, что он "пошёл назад". Биографы Левитана его участие на выставках "Сецессиона" и на Всемирной парижской выставке расценивают "как европейское признание его искусства". Как же в таком случае расценивать успехи Дубовского? Как оценивать наследие Дубовского, произведения которого с завидной последовательностью распылялись по музеям страны? Отсюда и искажённое представление о нём, как авторе чуть ли не единственной картины, необъяснимым образом появившейся на свет. Всё это напоминает судьбу А.К. Саврасова, творчество которого, кроме "одиночной" картины "Грачи прилетели", было мало известно современникам. Теперь же, когда его произведения выявлены и собраны воедино, оказалось, что это целая эпоха в развитии русского пейзажа

    Lake Ladoga


    Looming Cloud

    Mediterranean

    Midday in the Crimea

    Moonlit Night

    Так что никакого слепого рока в забвении Дубовского нет, а была и есть вполне реальная практика замалчивания, возвышения одного художника за счёт принижения другого, теоретическим обоснованием которой явилась концепция Александра Бенуа в "Истории русской живописи". Она ясно просматривается и в трудах его последователей - И.Э. Грабаря, А.А. Федорова-Давыдова... Не многим отличаются от них и некоторые работы современных исследователей, например, М.М. Раковой, автора фундаментальных статей о пейзаже конца XIX - начала XX века, вошедших в труды по истории русского искусства. Из книги в книгу кочуют определения, основанные больше на одностороннем рассмотрении Дубовского через призму "левитановского пейзажа", чем на подлинном изучении произведений художника и связи их со своей эпохой. Довольно странной, к примеру, выглядит такая аналогия, приведённая Раковой в "Истории русского искусства": "По ощущению огромного водного пространства и неумолимо надвигающейся стихии это произведение ("Притихло") перекликается с более поздней по времени картиной Левитана "Над вечным покоем". Левитан верно подметил, что в "Притихло" чувствуешь не автора, а самую стихию, что "передать не всякий может". Но в световых эффектах, к которым прибегает Дубовской, чувствуется влияние А.И. Куинджи".


    Mountain Landscape


    Naples

    Если внимательно проанализировать творчество Дубовского и Левитана, то аналогии, действительно, напрашиваются сами собой. Пейзажисты работали в одно и то же время и жили своим временем. Даже вот такой беглый ряд названий их произведений уже говорит о многом. Левитан: "Вечер на пашне" (1883), "Весна"(1886), "Вечер на Волге" (1888), "Тихая обитель" (1890), "Над вечным покоем"(1894), "Озеро", "Русь" (1900). Дубовской: "Ранняя весна" (1886), "Притихло"(1890), "На Волге" (1892), "Вне монастыря" (1893), "Земля" (1894), "Родина"(1904). Если непредвзято сравнить эти произведения, то мы получим объективное представление о творческой состязательности этих двух мастеров. Более того, тематический диапазон у Дубовского намного шире. Дубовской в основном писал пейзажи, но существуют еще и многочисленные картины и этюды, написанные в результате заграничных поездок в Италию, Швейцарию, Францию, горные и архитектурные пейзажи, великолепные марины, позволяющие говорить о них отдельно, как о наследии крупнейшего художника-мариниста. Речь идёт о большом художнике, творчество которого давно заслуживает пристального изучения.


    Near Volga River

    На Волге Можно привести немало восторженных отзывов о произведениях художника в дореволюционной печати, в воспоминаниях современников. Вот одно из них, профессора В.А.Вагнера. «Я помню, это было давно, на передвижной выставке появилась большая картина Дубовского "На Волге", - писал он в 1918 году. - Безбрежная водная гладь, над которой носятся несколько чаек, чуть заметная точка далекого парохода, а над всем этим лиловатые облака, застелившие и даль, и высь небосклона. Вот и все. Но около картины постоянно толпилась публика и подолгу стояла, очевидно, не сразу отдавая себе отчет в том. что привлекало се к этому полотну художника. Мастерство... В других оно было не меньше, а, пожалуй, и больше... Иное приковывало в картине Дубовского. Кто-то, кажется, Буква (псевдоним И.Ф.Василевского - В.К.) назвал ее "симфонией в лиловом", и это было меткое определение того, что она собой представляла: вся выдержанная в лиловых тонах, она действительно была симфонией. Картина поражала не техникой, хотя и безукоризненно хорошей, не мастерством, которое, однако, было налицо, а именно настроением художника, его душевной симфонией, переданной не звуками, а красками его палитры. Зритель приковывался к картине не самой картиной, а тем, что составляло се душу».


    Neva Embankment in the Evening

    Много раз Н.Н. Дубовской путешествовал по Западной Европе и Ближнему Востоку, хорошо знал классическое искусство Италии, Франции, Германии, был прекрасно осведомлён о новейших течениях в западноевропейской живописи. Его техника письма изменялась в русле общего развития русской живописи, но он никогда бездумно не принимал того, что не отвечало его пониманию собственных задач творчества. С 1899 года Н.Н. Дубовской входил в состав правления Товарищества передвижников, стал одним из самых влиятельных руководителей передвижников. В отличие от волевых И.Н. Крамского и Н.А. Ярошенко, Дубовской был человеком мягким и деликатным, вероятно, именно поэтому он очень умело исполнял роль вечного примирителя передвижников старшего и младшего поколений. В 1900 году Дубовской был избран действительным членом петербургской Академии художеств, а в 1911 году становится профессором Академии, руководителем пейзажной мастерской.

    Night on the Southern Shore


    Red Square


    Sailboats


    Seascape with Sailboats


    Seascape


    Seascape


    Seascape


    Seascape

    Seascape

    Seashore


    Silence Has Settled ("Притихло")

    Притихло Все названные произведения Дубовского были куплены Третьяковым. Узнав о том, что полотно «Притихло» с передвижной выставки в Петербурге приобрёл царь для галереи Зимнею дворца, он выехал в столицу, чтобы заказать художнику повторение, так как картина оказывалась недоступной широкому зрителю. «Повторение но мне вышло лучше и больше размером, отчего мотив сделался грандиознее», - делился своими впечатлениями Третьяков в письме к Репину.Пейзажное творчество Дубовского, по признанию критиков, являлось «одной из тех вех на пути развития искусства, которая намечает новый этап в его поступательном движении к новому совершенству, глубине, содержательности и идейному богатству». Дубовскому было чуждо бесстрастно-прозаическое воспроизведение внешних форм природы. В сильном и ярком, величественном и грозном, простом и обыденном в жизни природы он чутко улавливал внутренний смысл, всегда соотнесённый с человеком, с миром его чувств и переживаний. Нельзя не согласиться с мнением старейшего советского мастера пейзажа В.Н.Бакшеева, который, размышляя об этом жанре, писал: «...русские пейзажисты всегда ставили перед собой задачу создания пейзажа-картины, которая по глубине замысла, по силе эмоционального воздействия, по количеству "материала" для размышления не уступит многофигурной композиции. Вспомните замечательный холст Дубовского "Притихло" (...) Среди лучших произведений мировой живописи найдется не много полотен, в которых с такой законченностью, с такой поистине классической ясностью было бы выражено то, что принято называть настроением».


    Summer Day


    Summer Landscape with Birch Trees


    Sunrise


    The Forest River


    The Lake


    The Mighty Oak


    The Motherland

    Родина А вот «Родину», самое значительное и большое по размерам полотно художника (167 х 275 см), увидеть нелегко: она теперь находится... в Сибири, в Омском областном музее изобразительных искусств. В 1911 году эта картина экспонировалась на Всемирной выставке в Риме. О том, что она там не осталась незамеченной, красноречиво свидетельствует письмо Репина, адресованное Дубовскому из Рима: «Это лучший пейзаж всей выставки всемирной, римской... Вас, Николай Никанорович, я особенно поздравляю: ещё никогда Вы не были так великолепны и могущественны - оригинальная, живая и красивейшая картина!!!»


    The November Evening


    The Rainbow


    The Sea with Gulls


    The Waterfall Imatra


    Through the Forest


    Tree Felling

    Twilight in the Mountains


    Twilight (Сумерки)


    Twilight


    View of a Port on the Black Sea


    View of Palermo


    Village Scene in the Mountains


    Yachts in a Bay

    Дубовской написал в общей сложности около 400 картин и более 1000 этюдов. 20 декабря 1913 года он направил голове Новочеркасской управы заявление, в котором предложил свою коллекцию картин (70 собственных работ и 129 работ художников-передвижников) для создания в его родном городе художественного музея. Условие ставилось одно - поместить подаренное в специально построенном здании. Городская управа с благодарностью приняла это предложение и ассигновала аванс на строительство музея. Был выделен участок, а племянник художника В.Е. Дубовской, бывший тогда главным архитектором Новочеркасска, взялся безвозмездно составить проект. Но началась Первая мировая война, потом грянула революция, а за ней гражданская война. Не до музея было. В 1930-х годах вопрос о необходимости создания в Новочеркасске художественного музея вновь поднимался, но помешала Великая Отечественная война. В течение многих десятилетий всегда находилась какая-либо проблема, мешающая созданию галереи. После войны коллекцию картин Дубовского принял на временное хранение Музей истории донского казачества в Новочеркасске. Именно в нем наиболее полно представлено творчество Н.Н. Дубовского, это собрание одно из самых полных в стране. Только здесь посетитель имеет возможность как бы заново открыть для себя творчество этого выдающегося мастера русского пейзажа, насладиться блеском и красотой его живописи. В феврале 1968 года было принято решение Академии художеств СССР с рекомендацией создать "Новочеркасский музей изобразительных искусств имени Н.Н. Дубовского". Но до сих пор все осталось, как было. Музея нет. "Десятилетия сменяют друг друга. Часть картин Н.Н. Дубовского экспонируется в музее казачества, а остальные продолжают томиться в запаснике..." Академик живописи Николай Никанорович Дубовской умер в революционном Петрограде 28 февраля 1918 года от паралича сердца. Похоронен он был на Смоленском православном кладбище, недалеко от часовни Св. Ксении Петербургской. Но может быть, и вправду злой рок преследует мастера живописного пейзажа? Его произведения рассыпались по всей стране, в родном городе уже почти 95 лет не могут создать галерею для его картин. Вот и надгробие талантливого живописца поражает своей неухоженностью…

    Н.Н. Дубовской - один из виднейших представителей русской пейзажной школы рубежа XIX-XX веков, видный общественный деятель, педагог. Творчество художника пользовалось большой популярностью, а его картины собирались крупнейшими дореволюционными коллекционерами. И все же, среди множества ныне почти забытых художников, составлявших в своё время славу отечественной живописи, имя Николая Никаноровича Дубовского стоит особняком. Что сегодня мы знаем о нём? Кто сегодня помнит о нем?


    Дом, в котором в 1859 г. родился Н. Н. Дубовской.г.Новочеркасск Мемориальный облик дома не сохранился. На нем в 1967 г. установлена памятная доска с текстом: «Здесь родился художник передвижник академик Николай Никанорович Дубовской. 1859 - 1918 гг



    Рассказать друзьям